Имитация дерева красками: сфера применения и особенности нанесения «жидкого дерева», как обойтись без специальных красок. Рисуем и сканируем образцы

Если вы хотите выразить свое мироощущение через видение окружающей вас жизни, например в городском пейзаже (рис. 26), то вам нужно научиться имеющимися в арсенале художника средствами отразить на бумаге или холсте стены домов, асфальтовые дороги, кустарники, деревья, водную гладь реки, скованной каменными или чугунными парапетами набережных, небо, облака и т.п.

рисунок 26 А.Е. Алексеев. Городской пейзаж (г. Краков). Бумага. Фломастер. 1974

В натюрморте очень важно передать материальность предметов быта из стекла, металла, кожи, пластмассы, а также добиться «живости» изображения цветов, фруктов и т.п.

В портрете индивидуальность личности существенно дополняют (а иногда и выражают ее глубинную сущность, открывая тайны, тщательно спрятанные под маской сдержанности), костюм, платье, драгоценности, другие аксессуары, к которым художники всегда относятся с большим вниманием, техническими средствами своего ремесла и стиля передавая фактуру ткани, кожи, металла, драгоценных камней.

Чтобы ярко и эмоционально передать фактуру и текстуру различных предметов, необходимо использовать те законы изображения предметов в пространстве, которые мы изучили выше - это законы линейной и воздушной перспективы, расположения светотени на предметах, их тональность.

Если в рисунке правильно передана тональность, то и фактура предмета будет показана наиболее выразительно. Например, в одном из портретов, написанных великим русским художником Ильей Ефимовичем Репиным (рис. 27), на переднем плане, на столе лежат книги. Та, что ближе к нам, - старое издание с потрепанным корешком. Но если мы приглядимся внимательнее, то увидим, что корешок книги написан одним широким мазком кисти, без прорисовки деталей (см. врезку на рис. 27). Мастерство художника заключается в правильном определении и выражении тональности предмета, что позволило одним мазком кисти выразить и фактуру, и материальность корешка старинной книги.


рисунок 27 И.Е. Репин. Портрет И.М. Сеченова. Холст. Масло. 1889

В графической технике, начиная с рисунка-наброска, также очень важно умение художника-графика правильно выразить материальность объекта на бумаге.

Наглядное представление о материале дает фактура - состояние поверхности массы материала.

Фактура может быть зеркальной или матовой, гладкой или шероховатой и т.д. Например, отличие поверхности стекла от поверхности бетона. Также имеет значение структура массы, ее строение - то, что художники называют текстурой .

Например, текстура дерева отличается от текстуры мрамора. В графическом рисунке характерные признаки материалов подчеркиваются с помощью различных технических средств изображения. Так, например, для изображения стекла применяют технику акварельной живописи и мягкой кисти (рис. 28), для растительности - палочку, для бетона - сух) кисть и тушь или масляную краску. Кроме того, широко используются графические карандаши. Мягким карандашом хорошо передавать различную фактуру камня на зернистой (акварельной бумаге), более твёрдым, длинными штрихами на гладкой бумаге, можно показать прозрачность стекла или гладь воды.


рисунок 28 Изображение фактуры в технике акварельной живописи

Итак, для того чтобы передавать различные фактуры и структуры (текстуры) предметов и материалов, надо уметь пользоваться различными техническими средствами: карандаш, фломастер, перо, сухая игла и др. (рис. 29).


рисунок 29 Изображение фактуры и текстуры материала различными техническими средствам



Можно обойтись и без специальных приспособлений.

Для того чтобы сделать имитацию фактуры дерева, нам понадобится:

Бумага (любой формат)
- Жесткие плоские кисти (подойдут даже те, которые используются для малярных работ)
- Акварельные краски, или гуашь
- Поролоновые губки

Как делается имитация фактуры дерева:

1. Лист бумаги прикрепляем кнопками к фанерному планшету.Кистью наносим на бумагу слой краски по цвету и тону в зависимости от того какую породу дерева вы решили сымитировать.

2. Краску на кисть берем умеренной густоты. Частично нанесите светлые и темные мазки в беспорядочном чередовании.

3. Пока слой краски не высох, поролоновую губку прикладываем к поверхности листа, слегка прижимаем и протягиваем по краске слева на право. След после губки должен дать нужную фактуру. А движение губки - влево, вправо, прямо - дает направление волокон дерева. Губкой по краске можно проводить несколько раз (если качество бумаги позволяет), пока вы не добьетесь четкости рисунка и хорошего сочетания цветов.

Для светлых тонов дерева за основу можно взять светлую охру, добавить немного красной, коричневой, или зеленоватой краски. Для темных тонов берется за основу коричневый цвет с добавлением в нее синего, красного, фиолетового цвета.

Для того, чтобы быть уверенным в том какие цвета нужно взять для имитации фактуры дерева, которое вас интересует, нужно иметь перед собой образец, его легко можно найти в интернете по запросу «образцы дерева», «фактура сосны», «фактура дуба» и т.д.

Рисовать волокна дерева можно не только губкой, но и жесткой, широкой кистью. Кистью более эффектно можно передать сучки. А чтобы сымитировать полированное дерево, в краску можно добавить клей ПВА, или после высыхания краску покрыть бесцветным лаком.

После того, как ваша работа высохнет, вырежьте нужную вам форму и можете применять к вашей художественной композиции. А еще попробуйте сделать имитацию

Как нарисовать структуру дерева карандашом?

Сегодня мы будем работать цветными карандашами и пытаться передать фактуру дерева в рисунке.

Изображая фактуру любого материала всмотритесь, потрогайте (если есть возможность) какой он на ощупь - тонкий, толстый, гладкий, глянцевый, шершавый, колючий, шероховатый. Именно это и нужно постараться передать в вашей работе с помощью линий и штрихов, нажима на карандаш, толщины, длины и направления штриха. Напомню, что фактуру уже рисовали - это было перо птицы .

  1. Возьмем для примера деревянный брусок, потому как рисунок волокон разный с каждой стороны и рисовать интереснее.
    Сделаем набросок легкими линиями. Для этого используем карандаш в тон будущему рисунку - в данном случае, светло-коричневый.

    Рисуем первоначальный набросок деревянного бруска.

  2. Следующим шагом накладываем штриховку. На верхней и левой вертикальной грани бруска волокна продольные и штрихи накладываем по направлению волокон. Для штриховки на этом этапе используем боковую грань карандаша.
    А вертикальная правая грань имеет шершавую структуру, так как волокна спилены поперек. Здесь мы накладываем штрих в разном направлении, чтобы показать шероховатость поверхности.
    На этом этапе я взяла карандаши желто-коричневой гаммы и наносила их друг на друга.

    Накладываем штриховку.

  3. Дальше заполняем наш брусок цветом. Используем для этого желто-оранжево-коричневую гамму с включениями холодных тонов. Всмотритесь в цветовые пятна на бруске и используйте подходящие цвета - где-то есть участки более желтые, где-то более коричневые и даже розовые.
    Направление штриховки мы сохраняем как во втором этапе. Рисуем то боковой гранью, то острием карандаша, так как прожилки у древесины разной толщины.
    На вертикальных гранях больше холодных тонов.
    Край у бруска зубчатый, покажите это зигзагообразными штрихами.

    Рисуем прожилки дерева.

  4. Добавляем прожилок серого цвета.
    На короткой вертикальной грани рисунок у деревянного среза дугообразный.
    Для прожилок используйте карандаши разного цвета.
    Под бруском нарисуйте тень. Для нее можно использовать серый и индиго.

Можно имитировать богатые узоры и цвета натурального дерева с помощью способа, применявшегося еще в Римской империи и бывшего особенно популярным в конце XIX столетия. Долгое время считавшийся доступным только высококлассным мастерам, этот способ сейчас вновь возродился, т.к. появились новые инструменты, такие как рокер для имитации текстуры дерева. Способ имитации текстуры дерева пригоден для нанесения финишного покрытия на любую ровную поверхность.
Для создания покрытия, имитирующего текстуру дерева, глазурь более густой краски наносится на первый слой слабоглянцевой латексной эмалевой краски. Стороной рокера инструмента для нанесения текстуры дерева тянут по влажной глазури, покачивая сам рокер вперед и назад. Одновременное протягивание инструмента с покачиванием создает удлиненные овальные следы, которые имитируют характерную текстуру древесины сосны и других деревьев.
Ознакомьтесь с данной техникой, упражняясь в нанесении покрытия, имитирующего текстуру дерева, на большой лист картона, пока вы не добьетесь получения реалистичной картины. Это также поможет вам проверить получающееся финишное покрытие до того, как вы примените эту технику при выполнении реального проекта.


Чтобы создать впечатление деревянного паркета, нанесите на первый слой сетку из квадратов со стороной 10 или 20 см. Вы можете сцентрировать рисунок или начать в одном углу с целого квадрата. Закройте через один квадраты в сетке и наносите покрытие попеременно в горизонтальном и вертикальном направлении.

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

  • Кисть из искусственной щетины, аппликатор с губкой или малярный валик — для нанесения первого слоя
  • Кисть из искусственной щетины — дополнительно для нанесения глазури
  • Рокер для имитации текстуры дерева
  • Мягкая кисть из натуральной щетины шириной 7-10 см
  • Карандаш, линейка, малярная лента, узкий шпатель — для нанесения декоративного покрытия, имитирующего паркет пола
  • Слабоглянцевая латексная эмалевая краска — для нанесения в качестве первого слоя
  • Художественная акриловая краска или латексная краска — для глазури
  • Загуститель для акриловой краски
  • Ветошь
  • Картон — для практикования с нанесением покрытия
  • Полуматовое или сильноглянцевое прозрачное финишное покрытие или прозрачный аэрозольный акриловый герметик

Окончательный цвет покрытия, имитирующего структуру дерева , зависит от совместного действия первого слоя и слоя глазури. Первый слой должен быть светлее, а его закрывает глазурь более темного цвета. Подходящими цветами для первого слоя являются: натуральная сиена, красная окись железа, жженая сиена, жженая умбра и бежевые тона. Для глазури хорошими цветами считаются: жженая умбра, черный, красная окись железа, жженая сиена. Поскольку при работе с деревом обычно широко применяются различные морилки, нет необходимости повторять как текстуру, так и цвет всех деревьев.

ГЛАЗУРЬ ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ ПОКРЫТИЯ,ИМИТИРУЮЩЕГО ТЕКСТУРУ ДЕРЕВА

Смешайте следующие ингредиенты:

2 части художественной акриловой краски или латексной краски нужного блеска
1 часть загустителя для акриловой краски

Нанесите первый слой слабоглянцевой латексной эмалевой краски необходимого цвета, выполняя мазки в нужном направлении. Пользуйтесь кистью или аппликатором с губкой; для больших поверхностей применяйте малярный валик. Дайте краске высохнуть


Смешайте глазурь для нанесения декоративного покрытия. Аппликатором с губкой или кистью из искусственной щетины нанесите поверх первого слоя ровный слой глазури, обрабатывая в каждый момент времени небольшой участок.

Проведите по влажной глазури рокером для имитации текстуры дерева ; движение рокера выполняется медленно, чтобы получился нужный эффект. Начните с одного угла; работа выполняется одним непрерывным движением, при этом одновременно с движением рокера производится его покачивание вперед и назад (фото вверху). Как видно из этого рисунка, от положения рокера зависит, какими остаются следы от него, имитирующие текстуру дерева.


Повторяйте шаг 3 для выполнения последующих рядов, меняя расстояние между овальными следами. Сухой ветошью стирайте, когда возникает необходимость, накопившуюся на инструменте глазурь. На некоторых рядах проведите по глазури вместо самого рокера стороной с гребенкой или с пазами. Тем самым изменится вид покрытия и будет выполнена имитация непрерывно тянущихся волокон древесины.


До того как глазурь полностью высохнет, обработайте поверхность сухой мягкой кистью из натуральной щетины (шириной 7-10 см). Слегка проведите кистью в направлении волокон древесины, чтобы смягчить полученное покрытие. По мере необходимости очищайте кисть от лишней глазури. Дайте глазури высохнуть. Если хотите, то можете нанести прозрачное финишное покрытие или прозрачный аэрозольный акриловый герметик.

Имитация паркета

Кистью или малярным валиком нанесите первый слой слабоглянцевой латексной эмалевой краски. Дайте краске высохнуть. Измерьте и нарисуйте с помощью линейки и карандаша на первом слое сетку. Сцентририруйте сетку или начните с одного угла с целого квадрата.

имитация паркета имитация паркета

Наклейте малярную ленту на квадраты через один. Узким шпателем, как показано на рисунке, подрезайте в углах малярную ленту по диагонали. Крепко прижмите ленту по краям, чтобы под нее не затекла глазурь. Смешайте глазурь для нанесения декоративного покрытия.

Нанесите глазурь на открытые квадраты; движения кисти должны производиться в горизонтальном направлении. Для создания в отдельных квадратах имитации прямых волокон древесины, протяните в них рокер по влажной глазури горизонтально. В остальных квадратах покачайте рокер горизонтально, изменяя местоположение овальных следов. Одновременно обрабатывайте только несколько квадратов, поскольку глазурь сохнет быстро.

имитация паркета имитация паркета имитация паркета

До того как глазурь полностью высохнет, обработайте поверхность сухой мягкой кистью из натуральной щетины (шириной 7-10 см). Слегка проведите кистью в направлении волокон древесины, чтобы смягчить полученное покрытие. По мере необходимости очищайте кисть от лишней глазури.
Дайте краске высохнуть, а затем снимите малярную ленту. Наклейте новые полосы малярной ленты на квадраты с нанесенным покрытием. Нанесите глазурь на открытые квадраты; движения кисти производятся в вертикальном направлении. Повторите шаги 3 и 4, работая в вертикальном направлении. Дайте краске высохнуть, а затем снимите малярную ленту. Если хотите, то можете нанести прозрачное финишное покрытие или прозрачный аэрозольный акриловый герметик.

Вариации покрытий, имитирующих текстуру дерева

Выбирая краски определенного цвета для первого слоя и для глазури, вы можете создавать покрытия, которые напоминают типичную текстуру древесины, например, вишни, медового дуба и ореха.


Для декоративного покрытия пола , имитирующего древесину вишни, используется темный рыжеватый первый слой и глазурь цвета жженой умбры.

Имитация древесины медового дуба выполняется нанесением светлого желтовато-коричневого первого слоя и золотистой желтовато-коричневой глазури.

Окраска «под орех» производится с помощью темно-золотистого первого слоя и глазури цвета жженой умбры.

Понравилось? Подпишитесь на блог и получайте новые статьи!

Когда я только начинала впервые рисовать текстуры, у меня под рукой не было никакой информации о том, как же это делать правильно: ни книг, ни уроков, ни даже доступа в Интернет. Но, в те славные времена мне все проблемы были нипочем и никакие трудности не останавливали на пути к решению поставленной задачи! С тех пор прошло много времени, и я уже точно никогда не сяду рисовать текстуры без развертки, без уже созданной модели, да еще и акварелью на бумаге! Но, тем не менее, было у меня и такое. Впрочем, именно текстуры стали для меня чем-то особым и любимым. Сейчас мне много приходится рисовать концепты – и это увлекательно, мне приходилось моделировать, и это тоже здорово, но текстуры для меня – как песня для соловья! В общем, очень люблю я эту работу, или даже этот вид творческой деятельности, если угодно.

Рисуя свои первые текстуры, я в первую очередь ориентировалась на текстуры реальные, взятые буквально из природы. В результате у меня дома накопилась приличная коллекция всяких камушков, палочек, коры, ржавого железа, наполовину истлевшей мешковины и прочего странного имущества. Также много приходилось и приходится фотографировать. Мой фотоаппарат оставляет желать лучшего, но снимки с изображениями реальных текстур – это бесценный материал для анализа.

Кстати, небольшая рекомендация: не ходите фотографировать текстуры в одиночку:). Всегда берите с собой кого-нибудь – так и веселей, и безопасней. Поскольку человек, который фотографирует мох, растущий на фундаменте какого-нибудь здания в центре города, при этом практически лежа на асфальте, вызывает нездоровый, но вполне объяснимый интерес у прохожих. Впрочем, если кто-то, все же решил детальней выяснить чем это вы занимаетесь, то пожалуй единственное что остается сделать, это приобрести творческий вид а-ля Сальвадор Дали, и произнести сакраментальную фразу: «Я – Художник!».


Ориентируясь на фотографии, можно создать замечательные текстуры. Всмотритесь в сложную структуру соломы, в переходы между светом и тенью, контрастность этих отношений.

Все собранные и сфотографированные материалы тщательно изучаются, рассматривая «живую» текстуру можно сделать не мало важных открытий. Однако самое главное, впоследствии, все эти свои наблюдения и выводы перенести в текстуры рисованные. Кстати, а почему именно рисованные текстуры? Ведь глядя на качественную фотографию соломы, так и хочется использовать ее в своей игре! Ответ довольно прост и сложен одновременно. С одной стороны, фототекстуры – это замечательно и на первый взгляд может здорово ускорить процесс работы. Но, с другой стороны, известен целый ряд нюансов, которые также необходимо учитывать. Например, использовать рисованные и фототекстуры одновременно – весьма сложно, из-за этого может «полететь» вся целостность игры.


Для игры «Легенды Аллодов», в свое время, были созданы несколько пробных текстур персонажей с использованием фотографий. Мы практически сразу отказались от этой идеи, так как, фотореалистичные физиономии героев слишком контрастно смотрелись с рисованными «аллодовскими» пейзажами и окружением.

Соответственно, нужно либо прилагать колоссальные усилия для создания гармоничного набора текстур (рисованные текстуры должны быть высочайшего уровня, необходим особый колористический контроль, чтобы цветность и светлотность текстур рисованных и фото, были одинаковыми), либо же использовать утрированный стиль, когда в стилизованном, рисованном мире вдруг встречаются реалистичные объекты с фототекстурой. Есть еще один момент, который часто наблюдается при использовании фототекстур новичками в играх – некая серость. Графика получается посредственно одинаковая, без изюминки. И то, что фототекстуры – это якобы спасательный круг и благодаря хорошему фотоаппарату можно горы своротить, на самом деле ничто иное, как миф. Повторюсь, чтобы из простой фотографии сделать текстуру, нужно поработать не меньше, а то и больше, чем, просто рисуя ее с нуля, а результат не всегда будет лучше.


Вглядитесь в фактуру старых красных кирпичей. Они крохкие, почти рыхлые. Подобное ощущение вызывает множество деталей на каждом кирпиче, трещинок, щербинок, а также «линялая» цветовая гамма.

Впрочем, я не буду углубляться в проблемы изготовления фототекстур, а сразу перейду к рисованию. Здесь, наверное, стоит сказать, что в рисовании текстур, как и вообще в рисовании не существует какого-то универсального способа, который можно было бы назвать самым лучшим и удобным. В своей статье я расскажу о том, как это делаю непосредственно я, и, надеюсь, что читатель найдет для себя здесь полезную информацию. Однако не стоит удивляться тому, что существует еще великое множество других способов рисования текстур. И более простых, и более сложных.


Очень интересная природная фактура земли. Подобные трещины, но только маленькие, можно наблюдать на поверхности, где раньше была пересохшая в сильную жару лужа. Эти крупные, живописные трещины мне удалось отыскать на пустынном острове, на месте пересохшего лимана.

Традиционно текстуры рисуют в Adobe Photoshop, но так сложилось, что я делаю это при помощи другого графического редактора, а именно – Corel Photo-Paint. В принципе, это ничего не значит. Не суть важно, где будут рисоваться текстуры, важен результат, а также комфорт в работе. Мне, например, очень нравится интерфейс Photo-Paint’а. И еще один немаловажный момент: графический планшет, это, конечно, очень хорошо, но и рисуя мышкой можно создавать замечательные текстуры. Я пишу об этом на тот случай, если у вас нет планшета, это не должно вставать на пути к созданию хороших, качественных текстур. И текстуры, рисованные мышкой и рисованные пером, оцениваются одинаково. Во многом такая «несправедливость» имеет сходство с традиционной живописьюхороший художник напишет хорошую картину даже на плохой бумаге и плохими красками. И наоборот, лучшая бумага и самые лучшие краски не «вытянут» слабую живопись.

Итак, как из обычной развертки получается текстура? Для начала нужно «набрать» локальные цветовые пятна. Как правило, существует заранее сделанный концепт-художником цветной эскиз, который очень помогает текстурщику разобраться с цветами и общей идеей. Закрасите вы сразу всю развертку, либо же будете детально прорабатывать всю кожу персонажа, и только потом возьметесь, например, за одежду, не существенно.

Впрочем, лучше всего проиллюстрировать поэтапно каждый шаг. Для начала, на достаточно простом примере, таком, как обычный (точнее не совсем обычный, а настоящий эльфийский!) лук.


Для начала нам нужна развертка, но в этом примере будет немного не так, поэтому вместо развертки использовался просто рендер модели. Это вполне допустимо для простого объекта, такого как, например, лук или меч. Впрочем, использование развертки – это еще и в некоторой степени – признак хорошего тона, о чем также не стоит забывать.


Теперь набирается цвет, определяется расположение декора.


Прорабатывается структура материала, в данном случае – древесины. Также прорабатываются элементы декора.


Ну, и, наконец прорабатывается объем, решаются тени и свет. Времени у меня на такую простую текстуру уходит не больше 10 минут.




Еще один пример превращения развертки в текстуру. При наличии хорошей развертки, проблем с рисованием не возникает и на такую текстуру уходит совсем немного времени. Главное помнить о швах и стыках на текстуре/модели. Поэтому, рисуя, следует немного заходить за края развертки.


На этом скриншоте мы можем видеть орков уже в игре.

По такому же принципу рисуются и более сложные текстуры. Основные отличия заключаются только в том, что элементов, деталей в текстуре гораздо больше. Правда не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Как и в любой графической работе от художника по текстурам потребуется много старания и практики. А творческая часть потребует проявления фантазии и находчивости. Ведь текстуры, это бесспорно очень интересно, но многие начинающие художники не принимают во внимание тот факт, что текстур для игры потребуется ОЧЕНЬ много, и многие из них будут довольно однообразны.


Еще одна текстура лука. Для игры «Легенды Аллодов: Наследие Некромансера» было нарисовано более десяти текстур луков – причем на протяжении одного дня. А это требует от художника определенной усидчивости и умения выполнять монотонную, но при этом еще и творческую работу в течение длительного времени.