Оборзение слепого кота. Настоящая история хаттори ханзо

Молодые водители стремятся часто придать эффектный вид своему любимому транспортному средству. Различные обвесы или установка дополнительного светового оборудования вынуждают считаться с правилами дорожного движения. К более мягким и лояльным способам относятся небольшие рисунки с помощью аэрографии или хромированные вставки.

Активными участниками процесса установки блестящих элементов являются владельцы двухколесных аппаратов, но и водители автомобилей от них не отстают. Для того чтобы применять хромирование в домашних условиях необходимо знать основы химии и физики, а также иметь достаточное количество опасных реагентов. Этот способ украшения собственного авто подойдет для аккуратных и осторожных автовладельцев.

Гальванические операции связаны с вредными испарениями, поэтому перед проведением работ необходимо позаботиться о помещении, в котором предполагается заниматься покрытием. Даже если понадобится обрабатывать небольшие по объему и площади детали, то жилая кухня или проходной коридор не подойдут. Хромирование деталей в домашних условиях вряд ли будет в таком случае безопасным, поэтому помещение должно быть обособленное и нежилое.

Кроме выбора места обработки соблюдаем основы техники безопасности и подготавливаем рабочую зону:

  • вентиляция монтируется принудительная, так как естественной вытяжки для процедуры недостаточно;
  • оператор экипируется в защитную форму, состоящую из респиратора или лепестка, фартука из плотного материала и резиновых перчаток, предохраняющих от химических ожогов;
  • проводится работа для подготовки утилизации вредных химостатков.

Емкость для обработки

Химическое хромирование в домашних условиях невозможно без использования безопасных емкостей. Также необходимы материалы для изготовления системы нанесения покрытия.

Компоновка схемы включает в себя такие элементы:

  • стеклянная емкость (банка или колба 3-5 л) для работы с мелкими элементами;
  • наружная неметаллическая емкость (резервуар), наполненная водой;
  • обеспечение качественного результата достигается в теплоизолированном контейнере, который часто наполняют песком, а внутренний резервуар обматывают стекловатой;
  • понадобится контактный термометр для контроля температуры;
  • в емкость опускается ТЕН или другой нагреватель;
  • верхняя часть системы блокируется неметаллической герметичной крышкой.

Схема самодельного аппарата для хромарования

Процесс гальваники подразумевает наличие электродов. Отрицательный катод («-») соединяем с обрабатываемой деталью и опускаем в емкость. Положительный катод («+») соединяем с медным или свинцовым стержнем либо пластиной. Для того чтобы хромирование своими руками деталей проходило быстрее и не нужно было долго накручивать провода на заготовку, многие умельцы используют защипы типа «крокодил». С быстрыми креплениями легче подвешивать в емкости любые детальки.

Нужно знать, что опускать на дно обрабатываемые изделия во время процесса ни в коем случае не рекомендуется, так как на стороне, соприкасающейся со стенками или дном, блестящей поверхности не образуется.

Электропитание

Технология изготовления требует источника питания постоянного тока. Желательно, чтобы у него была возможность регулировки силы тока. Если в конструкции такой функции не предусмотрено, то в цепь можно включить простой реостат. Провода подбираются с сечением не менее 2,5 мм 2 . Допускается использование в процессе хромирования терморегулятора, который может заменить контактный термометр.

Операции с электролитом

Состав электролита может отличаться. Его предварительно корректируют в зависимости от задач, которые будет выполнять обработанная деталь. Когда элемент декора не предполагается использовать снаружи, а также на него не будут воздействовать внешние нагрузки, то большинство начинающих гальваников обходятся таким составом:

  • 0,400 кг хромового ангидрида;
  • 0,004 кг концентрированной серной кислоты;
  • 1 кг дистиллированной воды.

Обработка небольших деталей

Для рабочей емкости обеспечивается температурный режим из интервала 25-65 С. Расчетная величина плотности тока должна не выходить за пределы 20-50 А/дм 2 .

Нужно знать, что для раствора подойдет и обычная водопроводная вода, которую необходимо длительно прокипятить и дать ей отстояться.

Наружные элементы, хромируемые в домашних условиях, обрабатываются в растворе с отличающейся концентрацией. Он обеспечит большую устойчивость к воздействию агрессивной внешней среды:

  • 0,250 кг хромовый ангидрид;
  • 0,0025 кг концентрированная серная кислота;
  • 1 кг дистиллированной воды.

Самодельный аппарат для хромирования

Термические условия выдерживаются такие же, как и во время предыдущей обработки. Слой нанесенного хрома удержится дольше и будет более устойчив даже к царапанию о металлические поверхности.

Приготовление электролита проводить можно таким образом:

  • постепенно доводим отлитую воду около 0,5 л до температуры 70-75 С;
  • добавляем в дистиллят хромовый ангидрид;
  • растворив его, вливаем в емкость остатки воды, а затем аккуратно вносим в раствор кислоту;
  • получившийся состав отправляем в подготовленную емкость для хромирования;
  • через раствор пропускаем ток плотностью около 2 А/дм 2 для насыщения жидкости свободными ионами хрома;
  • процедуру насыщения завершаем после того, как раствор изменит цвет с красного на темно-коричневый;
  • выключаем источник питания и на сутки отставляем полученную жидкость.

Примитивное устройство для хромирования

Нужно знать, что процесс насыщения ионами хрома обычно занимает 3-4 часа при 6А на литр.

Как подготовить деталь к хромированию

Со всех поверхностей снимаются слои, закрывающие металлическую основу обрабатываемой детали. Лакокрасочные слои убираются с помощью наждачной бумаги. Не стоит использовать крупнозернистую наждачку, так как она оставляет часто заметные борозды, неубираемые с помощью гальваники.

Восстановление покрытия на хромированных деталях

В редких случаях можно обойтись лишь одним растворителем типа уайт-спиритом или бензином, приходится создавать многокомпонентные растворы. Один из рецептов очистителя перед хромированием:

  • кальцинированная сода – 50 г;
  • силикатный клей – 5 г;
  • едкий натр – 150 г;
  • вода – 1л.

Растворяем все вещества и нагреваем полученную жидкость до 80-90 С. Опускаем в нее деталь и, не доводя до кипения, удерживаем деталь внутри 30-60 минут. Время зависит от фактурности и материала старого покрытия.

Нанесение блестящего слоя

Прогреваем раствор до температуры 50-55 С, а затем подвешиваем в нем обезжиренные и очищенные заготовки. Даем некоторое врем на уравнивание температурного баланса между деталями и жидкостью. После этого запускает источник тока.

Ориентировочно процедура занимает 1-3 часа. Допускается через 40-60 минут достать какую-то деталь и попробовать соскоблить часть покрытия. Если опытным путем видно, что покрытие слабое, то операцию продлевают. Иногда небольшое увеличение силы тока даст положительный эффект. Резких изменений ждать у емкости не стоит, так как процесс длительный.

После завершения процедуры все детали тщательно промывают и высушивают. Эффективнее будет в специальной емкости, которая не будет использоваться для приготовления пищи, проварить покрытые детали, а затем высушить в печи или духовке. Печь необходимо также использовать не применяемую в приготовлении пищи.

Утилизировать остатки электролита вблизи водоемов или жилых районов ни в коем случае нельзя, так как полученная жидкость является агрессивным ядом.

Работа с пластиком

Чтобы провести хромирование пластика в домашних условиях, детали предварительно покрывают графитосодержащим лаком или графитным порошком. Излишки от нанесения должны стечь с поверхности заготовки.

На подготовленную поверхность наносят тонкий слой меди в электролите, который содержит такие компоненты:

  • сульфат меди 35г;
  • этиловый спирт 10 мл;
  • концентрированная серная кислота 150 г;
  • вода 1л.

Ток при этом используется с плотностью 0,4-0,7 А/дм 2 . На обработанную омедненную поверхность можно наносить слой блестящего хромирования.

Подготовленные специалисты для хромирования используют краскопульты с красящими тонерами типа «хром». Их можно даже наносить на неподготовленные поверхности из гипса или пластика. Такие слои уязвимы для механической обработки и не эффективны при использовании их на внешних элементах автомобиля. Подробности работы с автоматическими краскопультами можно посмотреть на видео.

Призрачный Слесарь

Легендарный японский ниндзя Хаттори Хандзо появляется в бесчисленных фильмах и романах, одетый в черное, летающий по небу, роющий туннели под землей и исчезающий в темноте. По иронии судьбы, имя этого ниндзя, существовавшего на самом деле, редко можно найти в исторических документах. История его жизни туманна - что, собственно, и следовало от него ожидать.
Хандзо был членом семьи Хаттори, лидеров сообщества ниндзя провинции Ига в феодальной Японии. Предполагается, что было не менее четырех ниндзя, носивших данное имя. Принято считать, что человека, сделавшего известным личность Хаттори Хандзо, звали Масанари. Говорят, он начал тренироваться на горе Курама к северу от Киото в возрасте восьми лет и стал полноценным ниндзя в двенадцать, благополучно сделавшись мастером к восемнадцати годам. Его отец Ясунага служил Мацудайре Киоясу, правителю Микавы и деду будущего сёгуна Токугава Иэясу. Хотя Хандзо родился и вырос в Микаве, он зачастую возвращался в Ига - в дом семьи Хаттори.
Регионы Ига и Кога были родиной ниндзюцу и насчитывали свыше 70 тайных обществ, практиковавших это искусство. Окруженные горами, там находились крупнейшие учреждения, обучающие военной тактике. Сюда же была принесена из столицы онмедо, китайская система гаданий, распространяемая в Киото Абе Сеймеем. Так деревня Ягю, располагавшаяся вдоль границы Киото-Нара, служила домом для уважаемой школы по технике битвы на мечах, а храм Хозо поддерживал единственную в своем роде школу ведения боя на копьях. Говоря проще - всеми необходимыми для ниндзюцу искусствами можно было овладеть в пределах радиуса 45 миль от Ига.

В народной песне из Микавы, появившейся где-то в середине шестнадцатого века, о Хаттори Хандзо говорится как об одном из трех храбрейших слуг сёгуна Токугавы:

Во дворце Токугава есть доблестные мужи:
Хаттори Хандзо по прозвищу Хандзо-Дьявол,
Ватанабе Хандзо по прозвищу Хандзо-Копье,
Атсуме Генго по прозвищу Генго-Палач.

Регион Ига и Кога – это маленький котлован, образуемый горным кольцом в центре района Кинки. Являясь вполне себе неприступным, на продолжении многих лет он все же впитывал в себя культуру Киото, Осаки и Нагойи благодаря соседству с ними. В течение приблизительно 100 лет после войны Онин во время Периода воюющих провинций (с середины 15 до середины 16 в.) Ига и Кога оставались незавоёванными внешними военачальниками: нападениям изрядно мешали горы. С другой стороны, местные жители также никогда не пытались расширить свои владения за пределы котлована. Тем не менее, регион не был защищен от насилия. В каждой деревне было укрепление, за стенами которого содержалась армия и строились козни.
Так что воины, специализировавшиеся на устранении, политической борьбе и шпионаже, впервые заявили о себе именно здесь. Танба Момочи и Нагато Фудзибаяши, оба уроженцы Ига, учредили первые общества ниндзюцу, основывавшиеся на традиционной технике ведения боя, но в основном они прославились примением малоизвестных по тем временам приемов. Их школы со временем совершенствовали техники и развивали новые, соединяя их с теми, которым обучали в других окрестных боевых школах.

По легенде, Хаттори Хандзо известен как воин-ниндзя, обладающий сверхчеловеческой силой. Говорят, он мог сидеть за опахалом, поклониться и исчезнуть, только чтобы возникнуть в соседней комнате. Он обладал также искусством связывать врага, подкравшегося к нему незаметно, при этом неподвижно сидя в позе сейза. Хаттори славился как «таинственный» воин, владеющий психокинезом и психометрией. Сверхъестественным путем он мог распознать планы врага и определить мощь вражеской армии.
Хорошо известная история повествует о Хандзо и Токугаве Иэясу, будущем сегуне Японии, следующее. Генерал увлекался боевыми искусствами и сам был отличным стрелком, мастером меча и превосходным пловцом. Однажды лет в двадцать пять или двадцать шесть, еще живя в Микаве, он схватил Хаттори за шиворот, потащил к реке и затянул под воду. В то время как Хандзо преспокойно продолжал задерживать дыхание, Иэясу вынужден был выбраться на поверхность, хватая ртом воздух. Бледный и измученный, он наконец вылез на берег. «Как долго ниндзя может оставаться под водой?» - спросил он. «Один или два дня, господин. А вообще - столько, сколько вы потребуете», - ответил Хандзо, который затем вновь нырнул. Прошло несколько часов, но Хаттори все еще не давал о себе знать. Иэясу разволновался и вместе со своими слугами начал звать его. Тогда Хандзо поднялся к поверхности, выпуская пузырьки воздуха. Он улыбался, даже нисколько не задыхаясь. Хаттори вручил кое-что Иэясу, и тот не смог удержаться, чтобы невольно не вскрикнуть от изумления. Это был короткий меч, который он надел после того, как оделся на берегу.
«Да ведь я не был все это время под водой, - с гордостью рассказывал Хандзо своим изумленным слушателям. - После погружения в воду я поплыл к берегу, спрятался за скалы и задремал. Когда меня позвали, я нырнул под воду и снова всплыл. Прошу прощения за ваш меч, мой господин. Но ведь это все-таки ниндзюцу». Иэясу был глубоко поражен.

Позже Иэясу установил централизованное правление, которое длилось почти 300 лет и охватило пятнадцать поколений семьи Токугава. Он не был бы таким талантливым правителем, если бы не владел умением привлекать и использовать полезных ему людей. Чтобы собирать нужные ему сведения, Токугава привлекал представителей из самых разных слоев общества. К примеру, поддержку, которую он получил от ниндзя, подобных Хаттори, невозможно измерить. Во времена Эпохи воюющих провинций их в основном предпочитали использовать в качестве орудий убийства или для сбора информации. Многие дайме прибегали к их услугам, но, как можно догадаться, никому не удавалось подчинить их себе так, как Токугава Иэясу - в этом отношении он и сам был как ниндзя.

История отношений между Иэясу и ниндзя Ига хорошо известна в Японии. Сопровождая Иэясу, которому сообщили о предательстве Нобунаги в Хонно-дзи, Хаттори Хандзо предложил своему господину войти в Ига, вернуться в Микаву с помощью ниндзя из Ига и Кога, а затем атаковать. Иэясу согласился, и Хандзо посетил известного ниндзя, жившего на границе Ига и Кога, попросив того о помощи. Путешествуя с Иэясу и будучи его проводником, он выстрелил ракетой в небо, чтобы подать сигнал ниндзя об общем сборе на перевале Отоги, на границе Ига и Кога. Когда Иэясу прибыл на перевал, там собралось уже около трехсот ниндзя. Хандзо отправил Иэясу в Каго, сам оставаясь на страже будущего сегуна. Под охраной ниндзя Иэясу направился к Микаву, спокойно преодолевая опасности и днем, и ночью. Одновременно Хандзо получал сообщения о результатах нападения на Хонно-дзи и передвижении различных дайме. В свою очередь, он сообщал это Иэясу, ехавшему рядом с ним.

Две сотни ниндзя, служившие охранниками, постоянно были к услугам Иэясу - они состояли в «Банде Ига» под руководством Хандзо. Они сопровождали его и в 1590 году, когда Иэясу вступил в Эдо. За пределами западных ворот замка Эдо им была дана территория для жительства. Эта территория была названа Хандзо-чо, а западные ворота в задней части замка получили название Ворота Хандзо Мон.
Городские святилища, а также храмы и жилища слуг были устроены таким образом, чтобы препятствовать нападению врага. Само создание квартала ниндзя за западными воротами было хитростью, поскольку он был расположен в задней части замка и люди в нем могли незаметно выбраться и устроить врагу неожиданную атаку - кроме того, ниндзя были для замка наилучшей стражей.
«Банде Кога», прекрасно показавшей себя во время битвы Секигахара, поручили защиту ворот замка. В мирное время они круглосуточно охраняли замок, во время войны - занимались слежкой за врагом.
Хандзо Масанари умер в 1590 году в возрасте пятидесяти пяти лет. Его сменил его восемнадцатилетний сын, которого тоже звали Масанари, хотя на китайском для написания этого имени используются другие иероглифы. Сын Хандзо так и не овладел ниндзюцу, и не нашел особого взаимопонимания с членами «Банды Ига». Ниндзя не считали его достойным носить имя Хандзо и в конце концов подняли восстание. Вооруженные ружьями и луками, они скрылись в близлежащем храме и потребовали его отставки. Они поклялись, что в случае, если их требование не будет выполнено, они убьют Масанари, а заодно и себя – для ровного счета. Численность их была достаточно внушительна, так что историки полагают, что данный инцидент можно считать первой в истории Японии забастовкой.
В 1605 году «Банда Ига» разделилась на четыре фракции, во главе каждой из которой стоял самурай низкого ранга. С тех самых пор они не могли похвастаться таким предводителем, как Хаттори Хандзо.
Зимняя и Летняя кампании в Осаке 1614-1615 гг. были крупнейшими битвами за всю историю Японских островов - именно тогда Токугава уничтожил Тоетоми. Эти битвы послужили драматическим финалом Эпохи воюющих провинций и одновременно той сценой, на которой ниндзя сыграли свои самые важные роли.

Ниндзя превосходно развили искусство отправки писем с помощью стрел. Когда Санада Юкимура, отважный генерал Тоетоми и талантливый тактик, был занят вынашиванием планов где-то в закромах Осакского замка, Иэясу ухитрился послать ему стрелу с письмом, предлагавшим имение с доходом в 100 000 коку риса. Известно, что на него также работали ниндзя, замаскированные под ронинов - безработных самураев, - которые хаживали в осажденную Осаку, собирали сведения и распространяли дезинформацию, попутно наводя справки о членах гарнизона. Это была одна из частей шпионской сети Иэясу: кроме них в качестве двойных агентов он использовал свежезахваченных ниндзя Тоетоми. Порой он позволял заключенным бежать, дав им услышать ложные планы.

Поскольку ниндзя действовали под покровом темноты, масштабы их участия в Зимней и Летней кампаниях никогда не будут известны. Некоторые историки приписывают падение Тоетоми по большей части их заслугам.

В первые годы периода Токугава ниндзя были бдительными защитниками сегуна. Но с наступлением мирного времени у них становилось все меньше и меньше возможностей заниматься своим ремеслом. «Банда Ига» и другие подобные объединения ниндзя распались.

Останки Хандзо теперь покоятся на кладбище храма Сайнен-дзи в Синдзюку (Токио). Здесь, в храме, также хранятся его любимые копья, секрет владения которыми он так никому и не передал. Надпись на его могиле гласит "Хаттори Хандзо, слуга Токугавы и уважаемый предводитель ниндзя".

В 2003 году на экраны мира вышел фильм, созданный группой голливудских кинокомпаний под названием «Убить Билла». Благодаря ему получил широкую известность выдающийся мастер боевых искусств XVI века, глава таинственного клана ниндзя Хаттори Ханзо. История сохранила имя этого легендарного человека, но до выхода в свет нашумевшей киноленты оно было популярно лишь в Японии. Что же известно об этом бесстрашном самурае и его разящем насмерть оружии?

Потомок ниндзя

Из сохранившихся до наших дней исторических материалов видно, что Хаттори Ханзо, родившийся в 1542 году, был сыном также известного в своё время человека - Хаттори Юсанага, потомственного ниндзя, всю жизнь посвятившего службе различным феодальным кланам. Сразу отметим, что значение этого слова включает в себя такие понятия, как шпион, лазутчик, диверсант и, наконец, наёмный убийца.

Традиционно считается, что представители этой хлопотливой профессии были людьми тренированными, отважными, прошедшими долгую и сложную подготовку владения техникой ниндзюцу. Это древнее искусство включало в себя, кроме владения всеми доступными в ту эпоху видами оружия, умения вести бой подсобными средствами, поражать противника голыми руками, а также навык добывать нужные сведения, незаметно появляясь в самых неожиданных местах, и затем бесследно исчезать.

Этому искусству юный Хаттори Ханзо выучился у отца и настолько успешно овладел им, что уже в шестнадцатилетнем возрасте получил говорящее само за себя прозвище Дьявол Ханзо. Благодаря непрестанным занятиям юноша стал блестящим фехтовальщиком, копейщиком, а также военным тактиком.

Золотой век ниндзя

Вторая половина XVI века стала эпохой, наиболее представленной в современной литературе, а особенно в кинематографе. Именно в эти годы класс самураев - представителей военно-феодального сословия - окончательно предпочёл ратную службу тихой жизни сельских землевладельцев. Это породило благоприятные условия, в которых сложилось определённое направление культуры, верхом которой стал знаменитый ниндзюцу, о котором упоминалось выше.

Данная эпоха, столь популяризированная нынешним киноискусством, имела своих ярких представителей, имена которых вошли в историю восточных боевых искусств. До сих пор не забыто, например, имя некоего Цукахара Бокудэна, покрывшего себя неувядаемой славой и сумевшего провести около пятидесяти поединков. Приняв участие в тридцати восьми сражениях, он убил более двух сотен человек, благодаря чему заслужил то же прозвище, что и герой нашего рассказа, с той лишь разницей, что его называли Дьяволом Бокудэном. Несомненно, это составляло предмет его гордости.

Становление сёгуната

Молодость Хаттори Ханзо совпала с периодом, получившим в японской истории название Эпохи воюющих провинций, когда многочисленные феодалы вели неутихающую борьбу за верховную власть. Постепенно из их числа выделился наиболее мощный клан Токугава, главе которого - талантливому политику и военачальнику Иэясу - удалось достичь того, о чём мечтали многие из его предшественников - стать правителем (сёгуном) Японии, объединив её в единое государство-сёгунат.

Звёздный час Ханзо

Однако путь к верховной власти был долог и полон драматических эпизодов. Однажды, когда перевес сил оказался на стороне противников, Токугава Иэясу был вынужден тайно бежать из своей резиденции, расположенной в Осаке, в провинцию Микава, где у него было много сторонников. Ему это удалось лишь благодаря Хаттори Ханзо.

В те давние времена ещё не существовало современных средств связи, и опытный воин для сбора соратников воспользовался принятым среди ниндзя тайным знаком. Ночью на склоне горы он особым образом разжёг костры, заметные на большом расстоянии, расположение которых являлось командой, понятной лишь посвящённым.

Собрав таким образом всех находившихся в округе ниндзя, он сумел обеспечить беглецу надёжное прикрытие. Это стало его звёздным часом. В благодарность за это Токугава впоследствии возвысил своего спасителя, доверив ему руководство своей секретной службой. Отныне меч Хаттори Ханзо с равным успехом защищал его как от явных, так и от тайных врагов.

«Кризис жанра»

Превращение Японии в единое государство и прекращение раздиравших её междоусобных войн привело к снижению спроса на услуги, которые предоставляли своим клиентам ниндзя, столь необходимые прежде для решения споров между мелкими и крупными феодалами. В результате их искусство пришло в упадок. В довершение всех бед достигший вершин власти сёгун, из опасения возобновления распрей, категорически запретил практику нидзюцу.

По этой причине древние традиции, сохранявшиеся внутри отдельных кланов и передававшиеся лишь по наследству, оказались безвозвратно утерянными. Преподавание запрещённого искусства строго преследовалось, и в итоге его носителями оказалась лишь небольшая группа людей, находившихся на государственной службе и подчинённых непосредственно Хаттори Ханзо. Ножи, мечи и копья, выполненные по специальному заказу и рассчитанные на мастеров высочайшего класса, также потеряли спрос и скоро отошли в разряд музейных редкостей. Отныне учителями нидзюцу стали лишь редкие одиночки, не побоявшиеся передавать его секреты своим детям.

Смерть самурая

Что же касается самого Хаттори Ханзо, то он взял за правило пополнять ряды агентов своей секретной службы исключительно за счёт ещё оставшихся ниндзя и выдвигать их по возможности на ведущие государственные посты. Эта традиция пережила своего основателя и продолжалась ещё в течение столетия после его кончины.

Хаттори Ханзо умер в 1596 году в возрасте пятидесяти пяти лет. Столь ранний уход из жизни явился следствием тяжёлого ранения, полученного им в одной из схваток с ниндзя - членами ещё сохранившегося в то время тайного клана Фуума. Так, по крайней мере, гласит легенда. Документальных же подтверждений тому, с кем в последнем бою скрестил свой самурайский меч Хаттори Ханзо, нет.

Недостойный наследник

После столь трагического события пост начальника секретной службы сёгуната занял его сын Масанари. В его распоряжении находилась не только дворцовая стража, но и весьма многочисленный военный контингент, костяк которого был сформирован ещё отцом. В него, как было сказано выше, входили главным образом ниндзя - выходцы из кланов, ликвидированных по приказу Токугавы.

Однако японский меч Хаттори Ханзо в руках Масанури не покрыл себя славой. Отец беспрекословно выполнял любые приказы сёгуна, и поэтому не посмел обучать сына древнему искусству, которым сам владел в совершенстве. Но главный его промах заключался в том, что он не привил ему уважения к тем, кто был ранее посвящён в тайны сёгуната. В результате Масанури позволял себе пренебрежительное обращение с подчинёнными, совершенно не заботясь о возможных последствиях, а они не заставили себя ждать.

Бунт самураев

В 1605 году двести человек - сотрудников секретной службы - восстали против своего начальника. Захватив замок, в котором он находился, ниндзя выдвинули требование сместить ненавистного им начальника. В противном случае они грозились его убить и сделать себе харакири (все двести человек), так как не смогли бы жить с таким позорным пятном на совести.

Правивший в те годы очередной сёгун из династии Токугава прекрасно знал о том, кто такой Хаттори Ханзо, но известно ему было и то, что сын столь уважаемого человека повёл себя, как обнаглевший юнец. Поэтому он без сожаления сместил его с должности, а взбунтовавшихся вояк не стал наказывать, но, опасаясь их столь прочной консолидации, расформировал по другим подразделениям, руководимым надёжными и опытными самураями.

Надпись на могильной плите

Могила прославленного воина находится в Токио, на кладбище, расположенном возле старинного храма Сайнен-джи. Каждый, кто владеет японским языком, может прочесть надпись, выбитую на могильной плите. Она гласит, что покоящийся под ней Хаттори Ханзо был верным слугой Токугавы и уважаемым вождём ниндзя.

В самом же храме выставлено оружие тех времён, среди которого, как особые реликвии, хранятся копья, которыми, по свидетельству современников, герой нашего повествования способен был творить чудеса, и принадлежавший ему шлем. Неизвестно, к сожалению, какая судьба постигла знаменитый меч Хаттори Ханзо (оригинал). Цена его в денежном эквиваленте в любом случае не могла бы соответствовать той ценности, которую он представляет собой как часть культуры и истории Японии, но и о ней стоит сказать несколько слов.

Мечи, ставшие шедеврами

Дело в том, что в создании клинкового оружия мастера той эпохи достигли необычайных высот. Ими в совершенстве была освоена техника так называемой многослойной ковки. Эта технология, секрет которой утерян, позволяла создавать клинки, сердцевина которых выполнялась из относительно мягкой стали, верхний слой делался более крепким, а на изготовление режущей кромки шла особо прочная высоколегированная сталь, имевшая значительный процент углерода.

В результате клинки получались достаточно эластичными, что предотвращало их поломку, и в то же время позволявшими производить высокую заточку. Кроме того, были доведены до совершенства как сама конструкция меча, так и его декоративная отделка. Всё перечисленное выше является причиной того, что на мировых аукционах мечи той эпохи оцениваются порой очень высоко - цифры получаются семизначными. Нет сомнения, что и меч Хаттори Ханзо не стал бы исключением.

Имя, ставшее частью культуры

Сегодня имя этого знаменитого воина увековечено в названии ворот Императорского дворца в Токио, некогда являвшегося главной резиденцией сёгунов. Они так и называются - Ворота Ханзо. Его же носит и самая протяжённая ветка токийского метро - «Хандзомон». Ну и, разумеется, оно хорошо знакомо всем любителям приключенческих фильмов, романов, комиксов и компьютерных игр, в которых отважные ниндзя без устали рубят друг друга острыми самурайскими мечами.

Ханзо Хаттори (или Хандзо: тут уж кому как нравится) - наверное, самое популярное имя для ниндзей. Это и персонаж "Разборки Самураев " (Samurai Showdown), и синоби из старой-доброй Сияющей Силы (Shining Force) и подпольный кузнец-самурай из "Убить Билла " (Kill Bill), и морталкомбатовский Ханзо Хасаши "Скорпион ", и т.д. до бесконечности. И вообще особенно в японской культуре, Хаттори - любимейший герой. А кто же это такой и с кем его принято путать, туточки и попытаемся рассмотреть.

Ханзо - один из величайших (ну, или по крайней мере из известных) дзенинов кланов ниндзя. Дзенин - это верхнее звено в структуре кланов ниндзя (Рю-ха) , на всякий случай. Известен он в первую очередь своим служением Токугаве Иэясу - товарищу, закончившему собирать разодранную Японию в одно целое государство, в общем, серьезному человеку, а также невиданными бойцовскими и ниндзевскими качествами. Часто имя Ханзо путается с другим известным бойцом, также помогавшим Токугаве - Яри-Но Ханзо (Ханзо-Копье ), самураем из совсем другой песни.

Ханзо успешно пытался казаться людями мифическим, нереальным созданием, умеющим мгновенно пропадать из виду, оказываться за спиной противника, плавать под водой, летать по воздуху и выкапываться из-под земли. Эти байки создавали необходимый антураж, достаточно запугивающий наиболее слабых духом врагов. И все же исторически существование Ханзо наиболее влиятельно связывается с историей Токугавы Иэясу. Наиболее успешной операцией Ханзо Хаттори является объединение групп ниндзя из провинций Ига и Кога (традиционно считавшихся враждующими друг меж другом) и спасение преследуемого Токугавы, за что впоследствии был награжден корпоративной квартиркой в Эдо (без пяти минут Токио). Всю оставшуюся жизнь Ханзо Хаттори провел, охраняя задние ворота столицы, именовавшиеся в его честь Хансомон - ворота Хансо (Ханзо), пока не умер своей смертью (!), пусть и в 55 лет. Ну, конечно, не просто охраняя, а в чине начальника охраны. Надо признаться, довольно грустный конец для мистического и легендарного воина ночи, зато вполне подходящий для нормального человека. Подобный исход, был выгоден обеим сторонам: Токугава больше мог не бояться по крайне мере одного опасного-преопасного клана ниндзей, а людям Ханзо больше не грозило быть вырезанными войсками сегуна.

Наследовавший отцу сын Хаттори - Масанари (тезка батьки) Хаттори послал куда подальше учения ниндзюцу, за что и поплатился впоследствии. Недовольная "Банда Ига " раскололись на четыре части, возглавляемые самураями. Ибо вести их легендарный "Ханзо Хаттори" больше не мог. Нам же в наследство от величайшего ниндзя осталась только ветка токийского метро Хансомон да несколько любимых копий Дьявола Ханзо в храме Сайнен-Дзи .

Все искусства имеют своих мастеров, но имя Хаттори Ханзо уже стало нарицательным не только в связи с кланами ниндзя, но и с киноиндустрией. В частности, многие кинолюбители узнали это имя из трилогии Квентина Тарантино "Убить Билла", где меч Хаттори Ханзо был мечтой профессионального киллера. Кто же этот удивительный мастер? Почему он стал знаменит? Попробуем разобраться.

Когда идут разборки самураев

Громкое имя использует в разных сферах: это персонаж подпольный из "Убить Билла". Меч Хаттори Ханзо прекрасен как внешне, так и внутренне. Это смертоносное оружие, которое предпочитают любому огнестрельному. В японской культуре Хаттори — любимый герой. Кстати, именно он стал прототипом для героя "Мортал Комбат" Ханзо Хасаши, которого зовут "Скорпион". Его боец ужасно опасен и непредсказуем. Это правильно, ведь Ханзо — один из величайших дзенинов кланов ниндзя.

Кто такой дзенин? Это верхнее звено в системе кланов. Известность свою он получил из-за служения Токугаве Иэясу, человеку, собравшему Японию в единое государство. Был у Хаттори Ханзо однофамилец — Яри-Но Ханзо или Ханзо-Копьё, тоже самурай, но менее известный. Был сериал такой "Войны тени" или "Тень воинов: Хаттори Ханзо", где после смерти сегуна начинается полноценная борьба за власть с интригами, кознями и взаимными обидами. Ханзо в сериале является главой клана, живущим двумя жизнями: хозяина купален и бесстрашного воителя, хладнокровно рубящего в капусту всех врагов. Помыслов Робин Гуда у Ханзо в сериале не наблюдается, а его мотивация в сохранении статуса семьи. Для достижения своей цели Ханзо сам плетёт интриги и подставляет неприятелей из другого клана. Эпизодов в сериале восемь. Это качественные и яркие истории с возможностью продолжения.

Сила мастера

Многое из приёмов "Скорпиона" в "Смертельной битве" было взято от реального мастера ниндзя. Он казался несколько мифическим созданием, таинственным и скрытным. Его движения так быстры, что он пропадает из воздуха, будто плавает над водой, летает и вырастает из-под земли. Чтобы подкрепить репутацию, Хаттори Ханзо сам пускал байки о себе, запугивая слабых духом врагов. Но исторически личность мастера больше относят к эпохе Токугавы Иэясу. Из боевых побед Ханзо вспоминают объединение групп ниндзя из враждующих провинций, а также спасение своего предводителя. Причём за последнее Ханзо был награждён корпоративной квартиркой вблизи Токио. Остаток жизни он провёл, охраняя задние врата столицы, которые назвали воротами Ханзо или Хансомон. Мастер умер своей смертью в 55 лет, будучи начальником охраны. Очень грустный конец для мистической легенды и война ночи, держащего в страхе целые селения.

Наследие

Смерть Хаттори Ханзо была выгодна и его людям, и его предводителю. Первые могли расслабиться и не опасаться схваток, а второй избавился от опаснейшего клана ниндзя. Сын Ханзо — Масанари — учиться ниндзя не захотел и соответственно не смог вести войска отца. Поэтому в наследство потомкам от Ханзо осталось только названная в его честь ветка метро и фигурки в храме Сайнен-Дзи. Правда, нельзя забывать о памяти, что передаётся и подкрепляется легендами и фильмами про "Дьявола Ханзо", который не только был искусен в битве, но изготавливал мечи — "катаны". Первые упоминания о таких мечах приходятся на 710 год нашей эры, когда фехтовальщик Амакуни применил в бою меч с изогнутым лезвием, выкованный из разнородных железных пластин. Меч был хорош, так как походил на типичную саблю. Без изменений он прошёл путь в 7 веков.

Аристократичное оружие

Практически сразу катаны стали излюбленным атрибутом японской знати. Переломом стала революция Мэйдзи, когда чиновники перешли на европейские шпаги. Современные катаны различаются по длине клинка, а каждый имеч имеет своё название. Больше 84 см в "нодати". Есть меч "тати" с пышным декоративным убранством и тонким клинком. Средняя длина в 61 см у "тинса-катаны". А "вакидзаси" считается парой к двуручным мечам и имеет скромную длину в 51 см. Часто "вакидзаси" заменяли боевым с клинком в 28-40 см, а дамы предпочитали "кайкен" с прямым клинком 8-16 см. Катана — универсальное оружие, превосходящее арабские булаты по прочности, остроте и гибкости. По мнению ряда специалистов это лучший в мире меч.

Хаттори Ханзо в кино

В своём нашумевшем фильме Квентин Тарантино немного ошибся во времени и способе изготовления катаны. Существует японская традиция, согласно которой фурнитуру к клинку оружейник не делает. Для столь мелкой работы у него есть целый штат. Получается, что катана — не литой инструмент, а почти конструктор, соединяющий результаты труда многих человек. Самурай имеет в запасе несколько комплектов фурнитуры для меча и меняет их в зависимости от обстоятельств. Хаттори Ханзо понадобился главной героине фильма Тарантино, которую сыграла Героиню звали Беатрикс Кидо или как именовали её коллеги-киллеры. Цель у неё одна — месть. В качестве орудия мщения она выбрала лучший в мире меч, который должен был изготовить Хаттори Ханзо. "Убить Билла" — фильм специфический, и в какой-то мере философский. Героиню серьёзно обидели, если можно отнести к обидам попытку жестокого убийства с криминальным абортом. Очнувшись от комы она хочет только мстить и добраться до главной цели — Билла, человека, бывшего её любовником, отцом её ребёнка и ставшего её убийцей. Поначалу Ханзо в фильме отказывался от работы, но узнав обстоятельства, взялся за заказ.

Готовый результат

Для клинка используется особая железная руда с примесями молибдена и вольфрама. Все слабые места выедает ржавчина, а уж после этого прутья отправлялись оружейнику, который плющил их молотом, чтобы клинок содержал в себе более 50 тысяч слоев металла. Катана — самозатачивающийся меч, и достаточно провести им по стене, чтобы получить острое лезвие подобное бритве. В работе проходит несколько этапов шлифовки, уменьшается зернистость и осуществляется полировка древесным углём. Финишная прямая — закаливание в жидкой глине, после чего на клинке появляется матовая полоса — якиба. Многие мастера (в том числе и Хаттори Ханзо) ставят на краю клинка свою роспись. Когда кончается ковка, меч полируется ещё полмесяца для зеркального блеска.

Оружие души

Пусть в фильме меч у героини отняли, но она завершила свою цель именно орудием Хаттори Ханзо. Фото с мечом пошло на промо-плакаты. Идеальный блеск оружия ослепляет и как-то не стыкуется с привычными представлениями о сражениях и крови. Но в этом и есть основная притягательность и красота лучшего в мире меча. Это вечное оружие, идеальное и чётко сбаллансированное. Оно всегда приходит к цели, и потому такие мечи сложно представить себе скромно висящими на стене в качестве декоративного элемента. Меч Ханзо — это орудие война.