Женские образы в романе евгения онегина. Сочинение «Женские образы в романе «Евгений Онегин

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина наиболее полно представлены два женских образа - Татьяны и Ольги Лариных, которые соответствуют двум женским типам.

Татьяна - старшая дочь провинциального дворянина - с детства отличалась мечтательностью, серьезностью, замкнутостью и склонностью к размышлениям. Ее никогда не интересовали детские шалости и забавы, куклы, игры в горелки, разговоры о моде, а «страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей». Выросшая на лоне природы и в гармонии с ней, девушка «любила на балконе предупреждать зари восход», любила слушать пение

деревенских девушек, верила в гадания на Рождество.

Татьяну нельзя назвать красавицей:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой. Но в ней было то, чего нельзя было не заметить и тем более не оценить: ум и духовное богатство, которые освещали внешний облик девушки; в ней чувствовалась личность, мучительно и неутомимо ищущая свое место в жизни.

Считавший книги «пустой игрушкой» отец Татьяны, которого автор с иронией называет «добрый малый в прошедшем веке запоздалый», никогда не интересовался чтением дочери и «не заботился о том, какой у дочки тайный том дремал до утра под подушкой». И, предоставленная самой себе, Татьяна рано увлеклась романами, герои которых пленяли сердце девушки, заставляли его биться сильнее. Молодые люди, которых Татьяна часто видела у себя в доме, не были похожи на романтических героев: больше всего их интересовал быт, а в женщине они ценили внешнюю красоту. И потому Онегин, впервые посетивший своих соседей по поместью, нашел, что Татьяна «грустна и молчалива, как Светлана». Зато она уже в вечер знакомства с Онегиным, благодаря проницательности своей натуры, поняла и никогда больше потом не сомневалась, что он - красивый, умный, так непохожий на других, отрешенный от суеты, - он и есть ее герой. Заледеневшее от ожиданий сердце растаяло - Татьяна влюбилась.

Любовь открывает нам новые черты Татьяны: благородство, верность, постоянство, открытость, нежность... Не привыкшая кокетничать и заигрывать, задыхающаяся от любви и сгорающая от стыда, Татьяна открывается в письме Онегину. Поразительно трогательно передана поэтом глубина переживаний девушки, впечатляет ее уверенность в силе своих чувств:

Другой!.. Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я!

То в вышнем суждено совете... То воля неба: я твоя; Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой; Я знаю, ты мне послан Богом, До гроба ты хранитель мой... После объяснения, когда главный герой отказывался от Татьяны, по его словам, ей же во благо, девушка нашла в себе силы не уронить своего достоинства, не плакала, не умоляла ответить на любовь, отчаянному крику сердца не дала вырваться наружу. Но словам, сказанным в письме: «Нет, никому на свете не отдала бы сердца я!», - Татьяна осталась верна. В этом мы убеждаемся, когда героиня говорит Онегину на последнем свидании: «Я вас люблю (к чему лукавить?)».

Цельную натуру Татьяны не смогло изменить ни высокое положение в обществе, ни богатство князя. Светскую жизнь, к которой так стремились многие, она называет «постылой жизни мишура» и признается, что готова отдать

Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище... Татьяна, с детства впитавшая устои народной морали, не способна предать человека, который верит ей и любит ее. Долг, честь, добродетель для нее выше личного счастья. «Но я другому отдана; я буду век ему верна», - был ее ответ Онегину.

Полной противоположностью Татьяны является ее младшая сестра. Ольга - писаная красавица, со всеми традиционными атрибутами:

Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан... Внутренний мир Ольги уютен и бесконфликтен: она «всегда скромна, всегда послушна, всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна...». Кажется, она совершенство, в нее невозможно не влюбиться. Говоря о портрете Ольги, Пушкин признается, что «прежде сам его любил», но тут же добавляет: «Но надоел он мне безмерно».

который, едва узнав Ольгу, сразу отметил ее главный недостаток:

В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне; Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне. Ольга бедна духовно. В ней нет гармонии между внешностью и внутренним миром. Ее привлекательность не освещается светом души. У Ольги нет принципов, в силу своей духовной ограниченности она не способна на сильные чувства, как ее сестра, которая, однажды полюбив, осталась верна своей любви. После смерти Ленского Ольга не долго плакала, грустила, вскоре она увлеклась другим молодым человеком, уланом:

И вот уж с ним пред алтарем Она стыдливо под венцом Стоит с поникшей головою, С огнем в потупленных очах, С улыбкой легкой на устах, ЕСЛИ Татьяна Ларина воплотила в себе пушкинский идеал женской красоты: умная, кроткая, благородная, духовно богатая натура, - то в образе Ольги он показал другой тип женщин, встречающийся довольно часто: красивые, беззаботные, кокетливые, но духовно ограниченные и не способные на сильные, глубокие чувства.

Волею автора главные женские образы в романе «Евгений Онегин» сосредоточены близ семейства Лариных. Это и любимица - Татьяна, и ее мать с сестрой, и няня. Что называется, «на заднем плане» фигурируют имена нескольких столичных родственниц, но они существуют лишь для того, чтоб оттенить незаурядность характера главной героини.

Главный женский персонаж романа. Ее принципиальное отличие от всех других состоит в том, что подлинной основой всех поступков героини является ее нравственный стержень, ее собственное мерило справедливости. Ей чужды притворство, кокетство и традиционные манеры поведения (да и мышления, кстати, тоже) светских барышень того времени. Сызмальства она выделялась в толпе детей своей нелюдимостью, склонностью к одиночеству.

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела…

С самых ранних лет ее внутренняя жизнь превалировала над внешней. Чуждая привычным утехам общества, девочка много читала - и характер ее формировался в большей степени литературными, нежели жизненными примерами. Во всяком случае, черты его противопоставляются нравам ее родных.

Ольга, младшая ее сестра, гораздо интереснее внешне, она ярче и живее в общении. Типичная приятная во всех отношениях барышня своего поколения. Воспитанна, приветлива, мила. Наиболее очевидно момент их с Татьяной противопоставления проявляется в эпизоде, где Ольга выходит замуж, хотя со времени гибели ее первого жениха - Ленского - прошло совсем немного времени. Дело тут не в осуждении и каком-то очернении этого поступка – в конце концов, дело молодое, едва ли разумно было бы всю жизнь хранить траур. Речь о том, что чувство поэта стоило ему жизни. По глупости, горячности, молодости - Бог с ним, это сейчас не столь важно. И логично было бы предположить, что естественное горевание, будь чувство Ольги подлинной любовью, длилось бы несколько дольше и было бы глубже. Однако описаний долгих тягостных часов и уж тем более дней, проведенных ею на могиле убитого жениха, в романе нет…

Онегин никогда не был Татьяне женихом. В сущности, кроме ее письма и того душеспасительного разговора, в котором он учил ее жизни, между ними ничего и не было (до встречи в финале романа, разумеется). Но чувству своему она осталась верна. Не Онегину - подчеркиваю, между ними не было тех отношений, которые позволяли бы употреблять понятие верности друг другу. Самой себе. Она сказала «люблю» - сказала искренне, пойдя на неслыханную для себя откровенность - и вследствие цельности своей натуры, оставалась верна данному ей слову.

Образ матери сестер Лариных, вероятно, является довольно типичным, как и образ Ольги. Выданная замуж против воли (была прежде влюблена в другого), она сначала немного пометалась в мужнином доме, затем привыкла - и сделалась вполне счастлива, оставив свои прежние идеалы. Что у нее, что у Ольги - обстоятельства определяют судьбу и формируют духовную основу. Именно о матери Лариной А.С. Пушкин говорит фразу, ставшую впоследствии крылатой:

Привычка свыше нам дана:

Замена счастию она.

У Ольги это привычка, немного утрирую, к хорошему расположению духа и устойчивому внешнему миру (поплакала по Ленскому - ничего, жизнь продолжается; вышла замуж за улана - все замечательно, все положенные условности соблюдены, старой девой не осталась. Речи о глубоких чувствах там нет, есть довольно снисходительное «Улан умел ее пленить…»). У матери приблизительно то же самое. Это не хорошо и не плохо; это особенность характера. В наше время все это по-прежнему остается актуальным. И, кстати, жить проще именно Ольгам с матушками. «Татьянам», как и у Пушкина, обычно достается весьма и весьма тяжелая жизнь - не столько сама по себе, сколько по несгибаемости мышления и неумению приспосабливаться к предлагаемым обстоятельствам.

Также в романе «Евгений Онегин» присутствует образ няни главной героини. Это простая деревенская крепостная, которую выдали замуж практически ребенком, и всю свою трудную жизнь она провела в услужении и заботах. Возможное отличие ее от других женщин ее положения состоит в том, что она, несмотря на тяготы и невзгоды, сохранила способность к любви и сопереживанию. Ведь к Татьяне она относится со всей душой - как может. Ее одну можно было бы назвать подругой героини, ведь именно ей та поверяет свою самую главную тайну. Именно ее вспоминает уже будучи светской львицей, мечтая вновь попасть в те места, где «нынче крест и тень ветвей над бедной нянею моей».

Постоянно в романе отсылки к образу абстрактных барышень. Можно было бы написать «барышень того поколения», так как Пушкин, в силу своей любвеобильности, знал предмет, о котором писал, но гений автора состоял не в умении рифмовать описание женских прелестей… Дело в том, что все эти «Дианы грудь, ланиты Флоры…» и прочее - это некое обобщение, условность, которая остается неизменной из века в век. Там речь не об отличительных особенностях характера, широте души, складе ума - просто некий приятный глазу фон. В отличие от главной героини, расписывать там особенно нечего. Автор, так сказать, в силу естественных гендерных причин, отдает должное всей прелести женской природы, но отмечает, что всерьез цепляет, проникая в душу, не внешняя красота. Это как раз о Татьяне, которая «не привлекла б очей…» (я вольно цитирую, но, полагаю, Пушкин не сделал ее умопомрачительной красавицей именно по причине превосходства внутреннего над внешним).

Женские образы в романе призваны охарактеризовать наиболее полно общество того времени, подчеркнуть особенности его развития, нравственную историю персонажей. И, безусловно, многие типичные черты представительниц прекрасного пола описаны для создания контраста с образом любимой пушкинской героини, чтоб лишний раз подчеркнуть, насколько уникальным является человек, имеющий смелость хранить верность себе до конца и называть вещи своими именами.

Женские образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

В образах Ольги и Татьяны А. С. Пушкин воплотил два наиболее распространенных типа женских национальных характеров. Поэт художественно выразительно подчеркивает непохожесть, разность сестер Лариных, отнюдь, однако, не противопоставляя их друг другу: они вовсе не антиподы, просто совершенно разные психологические типы. Верный жизненной правде А. С. Пушкин, описывая восприятие Татьяной отъезда сестры с мужем, свидетельствует, что его любимая героиня, несмотря на полную, казалось бы, поглощенность в мысли о своих любовных неурядицах, душевный хаос, очень болезненно переносит расставание с Ольгой (“...смертной бледностью покрылось ее печальное лицо”, “...и сердце рвется пополам”):

И вот одна, одна Татьяна!

Увы! подруга стольких лет,

Ее голубка молодая,

Ее наперсница родная,

Судьбою вдаль занесена,

С ней навсегда разлучена.

Общность детских впечатлений, забав, взросления, девичьих мечтаний связывают их прочнее, чем разъединяет духовная непохожесть, разность и душевная восприимчивость.

Глаза, как небо голубые

Улыбка, локоны льняные,

Столь же безупречный, бесконфликтный, уютный и ее внутренний мир - мир гармоничный в пределах воспринимаемого органами чувств и не стремящийся за эти пределы:

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила...

Этот совершенный образ, будто бы сошедший с календаря или красочного плаката, живая иллюстрация родительских представлений об идеальном, благонравном, послушном ребенке (“Невинной прелести полна, в глазах родителей, она цвела, как ландыш потаенный...”) представляется чересчур насыщенным добродетелями и достоинствами, приторно сладким, чтобы поверить в искренность авторского восхищения. Обилие расхожих и красочных эпитетов и сравнений настораживает скрытой иронией и подвохом. И поэт подтверждает предположение внимательного читателя:

Но любой роман

Возьмите и найдете, верно

Ее портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

А. С. Пушкин воздает должное классической правильности черт и младенческой безмятежности души героини, но он уже духовно перерос юношеское увлечение подобными образами, часто встречавшимися в любовной лирике поэта. Поэтому хотя автор и довольно-таки снисходителен к Ольге, однако беспощадно критический взгляд Онегина в определенной мере выражает и объективное отношение поэта:

В чертах у Ольги жизни нет.

Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

Онегин сразу выделил из двух сестер Татьяну, оценив оригинальность, одухотворенность ее облика, сложность и напряженность душевной жизни героини. Пушкин изначально подчеркивает непохожесть сестер как внешне, так и внутренне:

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла 6 она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Внешность своей любимой героини автор передает опосредствованно, в сравнении с обликом Ольги, выражая этим вторичность физического по отношению к духовному, подчеркивая, что только озаренность лица духовным огнем делает его прекрасным. Татьяна любит и великолепно чувствует природу, она живет просто и естественно, в полной гармонии с восходами и закатами, с холодной красотой зимы и пышным убранством осени. Природа питает ее духовный мир, способствует уединенной мечтательности, сосредоточенности на движениях своей души, простоте и естественности поведения. Забавам и развлечениям сверстников она предпочитает “страшные рассказы зимою в темноте ночей”, красочные, полные глубокого, таинственного смысла народные песни и обряды.

Татьяна увлеченно читала сентиментальные романы, искренне сопереживая их героям, восхищаясь высоким накалом их чувств. И когда пришла пора влюбиться, огонь ее любви вспыхнул ярким, неугасимым пламенем: его питали и романтические чувства любимых персонажей, и неутолимый жар одинокой, стремящейся к высокому общению души, и цельность и глубина этой самобытной, органичной натуры, взлелеянной загадочными романтическими образами устного народного творчества. Как искренне, непосредственно выражает Татьяна сумбур своей души, глубину чувств, как естественно передает смущение и стыд, надежду и отчаяние в письме к Онегину:

Зачем вы посетили нас?

В глуши забытого селенья

Я никогда не знала б вас,

Не знала б горького мученья...

Другой!.. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

То в вышнем суждено совете...

То воля неба: я твоя...

Я жду тебя: единым взором

Надежды сердца оживи

Иль сон тяжелый перерви,

Увы, заслуженным укором!

И Татьяна оказалась верна своей первой и единственной любви (“И в одиночестве жестоком сильнее страсть ее горит, и об Онегине далеком ей сердце громче говорит...”), в отличие от Ольги, очень скоро утешившейся в замужестве (“Мой бедный Ленский! изнывая, не долго плакала она, Увы! Невеста молодая своей печали не верна”). Правда, судьба распорядилась так, что Татьяна стала женой другого, но в этом не ее вина. Молодая женщина отвергает любовь Онегина из-за верности устоям впитанной с детства народной морали, нежелания разрушить жизнь любящего ее человека. В этом ее жизненная драма.

Решительно, с достоинством отвергает Татьяна запоздалое признание Онегина, утверждая, что добродетель, честь, чувство долга, нравственные обязанности дороже любви:

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить;

Я знаю: в вашем сердце есть

И гордость и прямая честь.

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

А. С. Пушкин в “Евгении Онегине” нарисовал нам два непохожих, но, несомненно, знакомых нам по жизни женских характера. Разумеется, характер Ольги встречается чаще, но и с образом Татьяны, может быть, не столь ярким в тех или иных проявлениях, мы обязательно столкнемся на жизненном пути.

Очень образно и ярко определил сходство и различие двух женских характеров в романе И. А. Гончаров: “...характер положительный - пушкинская Ольга - и идеальный - его же Татьяна. Один - безусловно, пассивное выражение эпохи, тип, отливающийся, как воск, в готовую, господствующую форму.

Другой - с инстинктами самосознания, самобытности, самодеятельности. Оттого первый ясен, открыт, понятен сразу...

Другой, напротив, своеобразен, ищет сам своего выражения и формы, и оттого кажется капризным, таинственным, малоуловимым”.

Женские образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

А. С. Пушкин - величайший поэт XIX, основоположник русского реализма и литературного языка - семь лет своей жизни посвятил работе над романом в стихах “Евгений Онегин”. В этих “пестрых главах”, “полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных”, отразился весь современный автору уклад русской жизни: блестящего светского Петербурга, патриархальной Москвы, поместных дворян.

Одно из основных мест в романе отведено семье Лариных. Это типичная семья, ничем не отличающаяся от семей провинциальных помещиков того времени, которые, в отличие от света, жили по старинке, сохраняя традиции и “привычки милой старины”, отмечали вместе с крестьянами православные праздники:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины.

Именно на примере этой семьи и раскрываются женские образы Татьяны и Ольги Лариных, их матери. “Простой... добрый барин”, “смиренный грешник” Дмитрий Ларин умер к моменту начала действия романа. Всеми делами в семье заправляла мать Татьяны. Она когда-то жила в городе, но, ее “не спрося, выдали замуж” за Дмитрия Ларина, в то время как она вздыхала о другом. Она немного поплакала, но вскоре привыкла к скуке деревенской жизни и вскоре “открыла тайну, как супругом самодержавно управлять”, и тогда все “пошло на стать”. Она превратилась в типичную уездную помещицу:

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь...

За этими повседневными делами проходила спокойно ее жизнь. Такая жизнь не требовала большого ума, да она его и не имела. Все ее духовное развитие состояло в чтении романов Ричардсона в молодости (она их читала только потому, что “в старину княжна Алина, ее московская кузина, твердила часто ей об них”). Ларина-мать по-своему любила своих дочерей: она хотела видеть их счастливыми, мечтала выдать удачно замуж. Точную и меткую характеристику Лариной дал Онегин:

А кстати, Ларина проста,

Но очень милая старушка.

Копией своей матери является Ольга Ларина, и, как скажет позже Белинский, она “из грациозной и милой девочки сделается недюжинною барыней, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время”. Мы видим Ольгу глазами влюбленного Ленского, боготворившего ее:

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила.

Ленский - романтик, далекий от реальности, живущий в мире своих фантазий и мечтаний, не мог видеть реальную Ольгу. Все ее простодушие и веселость были лишь маской, за которой скрывалась пустота ее внутреннего мира. Она не знала ни верности, ни преданности, ни самопожертвования ради любви. Ольга не меньше Онегина была виновата в смерти Ленского:

Кокетка, ветреный ребенок!

Уж хитрость ведает она,

Уж изменять научена!

Она являлась типичной героиней сентиментальных романов, столь популярных в то время. Пушкин признается, что таких пустых красавиц он и сам прежде любил, но они вскоре ему надоели:

Все в Ольге... но любой роман

Возьмите и найдете, верно,

Ее портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Автор говорит о том, что таких легкомысленных девушек было множество, что их поступки одинаковы, а чувства непостоянны. Так и Ольга, недолго страдая после гибели Ленского, вскоре вышла замуж за проезжего улана и обрела свое счастье. Точную характеристику Ольге дает Онегин:

В чертах у Ольги жизни нет.

Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

Полной противоположностью своей сестре является Татьяна Ларина - “милый идеал” Пушкина. На ее характер, мировосприятие, гармонию натуры повлияла среда, в которой она воспитывалась: близость к народной жизни с ее нравами и обычаями, сказками и преданиями, к природе.

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Если у Ольги была красота внешняя, то у Татьяны - внутренняя. Она обладала прекрасной душой, богатым воображением и внутренним миром. Она была выше всех окружающих ее людей. Задумчивость, одиночество и мечтательность были ее спутниками с самого раннего детства:

Задумчивость, ее подруга

От самых колыбельных дней,

Теченье сельского досуга

Мечтами украшала ей.

Большую роль в становлении характера Татьяны сыграла близость к народным традициям и корням, к природе:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму.

В провинциальной глуши, среди разговоров “о сенокосе, о вине, о псарне и своей родне” единственным занятием Татьяны были сентиментальные романы. Именно они создали в ее воображении идеального героя, которого она увидела в Онегине:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все,

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Другой чертой, отличающей ее от сестры, является ее постоянство. Однажды полюбив, она оказывается верна своей любви, несмотря на то что получает от Онегина холодный эгоистический отказ. Татьяна подчиняется своей судьбу: ее выдают замуж, как некогда поступили с ее матерью. И в замужестве она проявляет благородство своей души. Любя Онегина, она остается верна своему супружескому долгу:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Татьяна из провинциальной барышни превратилась в “равнодушную княгиню”, которая научилась “властвовать собой”, как некогда поучал ее Онегин, но в душе она осталась той же, готовой отдать все за дорогие ее сердцу поля, леса, деревни:

Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я вас...

В. Белинский высоко оценил вклад Пушкина в русскую литературу, который создал образ подлинно русской женщины: “Натура Татьяны немногосложна, но глубока и сильна... Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей”. Ее жизнь гармонична, наполнена смыслом, в отличие от жизни Онегина.

И, наконец, последним образом, играющим немаловажную роль в романе, является няня Татьяны - Филипьевна. Именно она вложила в свою воспитанницу русскую душу, приблизила ее к русской природе, русскому быту, познакомила ее с “преданиями простонародной старины”. Она была единственно духовно близким Татьяне человеком. Именно ее и вспоминает героиня в светской жизни:

Да за смиренное кладбище,

Где нынче крест и тень ветвей

Над бедной нянею моей.

Подводя итог, необходимо сказать, что Пушкин “первый поэтически воспел, в лице Татьяны, русскую женщину...”, его начинания продолжили видные классики русской литературы: Лермонтов, Толстой, Тургенев, Достоевский.

1. Образ Татьяны Лариной.
2. Образы матери и сестры главной героини.
3. Няня Татьяны.
4. Московская тетушка и светские барышни.

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин показывает несколько женских образов. Конечно, главным среди них является образ Татьяны Лариной, любимой героини автора. Примечательно, что ее характер дан в развитии: сначала мы видим Татьяну сельской барышней, мечтательной и молчаливой, а через несколько лет — замужней дамой, блестящей светской львицей. Пушкин, описывая свою героиню, начинает с ее детства. Поэт указывает на несходство характеров Татьяны и ее сестры Ольги. Татьяна выделяется среди своих сверстниц склонностью к уединению и задумчивости. Игры, обычные среди детей ее возраста, шумная возня не привлекали девочку. Она не особенно общительна как в кругу сверстников, так и среди своих родных:

Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела...

Пушкин постоянно подчеркивает мечтательность своей героини: ей нравились «страшные рассказы» по вечерам, любовные романы, которые давали пищу ее воображению. Рисуя портрет своей героини, автор сразу указывает на то, что

Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Ни привлекла б она очей.

В то же время в облике Татьяны, несомненно, много неброской привлекательности. Онегин, в первый раз увидев ее, сразу подметил незаурядность этой девушки, почему и сказал Ленскому «...я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт». В любви к Онегину раскрывается характер Татьяны: цельность ее натуры, решительность, постоянство, глубина и сила чувств. Татьяна сама призналась в любви — по понятиям ее эпохи, поступок не просто смелый, но идущий вразрез с требованиями приличий. Однако естественные, живые движения души Татьяны оказываются сильнее условностей. Кроме того, девушка настолько верит в свой идеал, что готова всецело ему довериться:

Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю...

Восторженный тон письма Татьяны можно приписать влиянию романов, некоторую бессвязность — душевному смятению героини, но искренность и непосредственность ее чувства проступает в безыскусных строках.

Величавая простота, естественность и благородная сдержанность — вот характеристики Татьяны-княгини. Ее манеры изменились, теперь они соответствуют всем требованиям светских приличий, Татьяна научилась «властвовать собой». Внешняя холодность и невозмутимость Татьяны потрясают Онегина, но в глубине души Татьяна прежняя, она дорожит воспоминаниями юности. Она верна своей любви, но верна и себе самой, поэтому не изменит мужу. Татьяна была и осталась искренним, благородным человеком, на которого можно положиться — не случайно ее будущий муж, князь и блистательный генерал, обратил на нее внимание, когда она появилась на балу в сопровождении тетушек.

Не только характер Татьяны показан Пушкиным в развитии. Поэт несколькими штрихами сумел обрисовать мать героини, те изменения, которые произошли в жизни этой женщины. «Ларина проста, но очень милая старушка» — так отзывается Онегин о матери Татьяны и Ольги в разговоре с Ленским. Судьба этой женщины довольно типична: в юности она была романтической барышней, основными интересами которой были моды и романы, причем сама она их не читала, а слышала о них от кузины. Была влюблена, но замуж ее выдали за другого. Ее «души неопытной волненья» утихомирились быстро: в деревне, куда увез ее муж, она увлеклась хозяйством и в этом нашла себя. Мирно прожила с мужем, воспитала двух дочерей, начисто позабыв о своем юношеском увлечении. Когда кузина при встрече упоминает об этом человеке, Ларина не сразу вспоминает, о ком идет речь. Ее младшая дочь Ольга по характеру, видимо, похожа на мать: веселая, немного легкомысленная, легко увлекающаяся, но и быстро забывающая свои прежние увлечения — ведь забыла же она Ленского. Описывая Ольгу, Пушкин иронично замечает, что ее портрет можно найти в любом модном романе. Иными словами, Ольга — типичное явление в среде сельских барышень, да и столичных тоже. Пожалуй, можно сказать, что она, как и ее мать, обладают более счастливым судьбой, чем Татьяна. Они находят счастье в той жизни, которая им уготована, не испытывают слишком мучительных переживаний, а если и испытывают, то недолго. А Татьяна возвышенная, благородная натура. Разве она счастлива, несмотря на удачный брак, если говорит, что рада бы променять пышность столичной жизни на прежнее, незаметное существование в деревне?

Но образы Татьяны, ее матери и сестры не единственные женские образы в романе. Образ няни, конечно, обрисован очень скупо: она появляется только в сцене разговора с Татьяной, когда та не может заснуть. Однако няня, видимо, была для Татьяны дорогим и близким человеком. Не случайно же княгиня упоминает

...Смиренное кладбище,
Где ныне крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей...

Судьба няни, как и судьбы «старушки Лариной» и ее дочери Ольги, типична для того времени и социальной группы, к которой принадлежала эта женщина. В крестьянских семьях дочерей рано выдавали замуж, причем нередко за женихов, которые были моложе своих невест. Строгость и суровость крестьянского быта угадывается в словах няни:

— И полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.

Тринадцатилетняя крестьянская девочка плакала «со страха» накануне своей свадьбы с мальчишкой, который был ее моложе. Однако в рассказе няни о ее юности звучит убежденность в том, что «так, видно, бог велел». Пушкин не описал ее замужнюю жизнь — вероятно, она была такой же, как и у миллионов других крестьянок: тяжелый труд, дети, попреки свекрови. Терпеливо и стойко вынесла эти испытания простая" русская женщина, крепостная, которая вынянчила дочерей помещика. Няня искренне привязана к Татьяне: хотя старушка и не понимает ее терзаний, она старается помочь, чем может.

Образу московской тетушки Пушкин и подавно не уделил большого внимания: она — первое звено в череде родственников и родственниц Лариной. Несколькими штрихами поэт рисует толпу светских барышень, сверстниц Татьяны, среди которых она выделяется так же, как и в детстве среди резвых шалуний. Они «поверяют нараспев сердечны тайны, тайны дев», желая услышать «сердечное признание» Татьяны. Но она молчит — Пушкин снова и снова указывает то, насколько отличается Татьяна от представителей своего круга. Для этих девушек «сердечны тайны» в большинстве случаев — детская шалость. Они легко позабудут свои увлечения, если понадобится, как это сделали мать Татьяны или Ольга. Пушкин противопоставляет невинные «шалости» московских барышень и «заветный клад и слез и счастья», «тайну сердца» Татьяны. Таким образом, автор подчеркивает непохожесть, яркую индивидуальность Татьяны, выделяющейся на фоне женских образов, представляющих собой типичные явления.