Любовь в жизни гринева капитанская дочка. Маша Миронова - истинная любовь Петра Гринёва и нравственный идеал писателя

Тема любви в поэзии А.С. Пушкина.

© Аксеновская З.Е.

«Капитанская дочка».

В 1836 году, в конце своей жизни А. С. Пушкин написал одно из самых прекрасных произведений - "Капитанская дочка". Он как будто выполняет свое обещание, данное в лирических отступлениях 3-ей главы "Евгения Онегина":

Быть может, волею небес,

Я перестану быть поэтом,

В меня вселится новый бес...

Унижусь до презренной прозы;

Тогда роман на старый лад

Займет веселый мой закат.

Но просто вам перескажу

Преданья русского семейства,

Любви пленительные сны

Да нравы нашей старины.

(Писал А.С. Пушкин в 1824 году).

Пушкин женат. У него появилась большая семья, за благополучие которой он в ответе перед Богом. Теперь жизнь поставила перед ним новые вопросы: каковы должны быть отношения между членами семьи? какова роль отца в семье? какова роль матери? как воспитывать детей? для чего семья, ее цель?

На все эти вопросы он ответил в "Капитанской дочке". Но ведь еще до этого романа существовала книга, которая давала подробные ответы на многие из этих вопросов - это "Домострой". И мы чувствуем, что Пушкиным она изучена. Поэту принадлежат слова: "Гений с одного взгляда открывает истину". И с прозорливостью гения увидев ее суть, ее рациональные зерна и, следовательно, православную точку зрения на семью (в основе " Домостроя" лежит учение Святых Отцов о семье, хозяйстве), он создает свой взгляд на семью в произведении "Капитанская дочка".

Г. Федотов в одной из своих статей сказал, что "чем дольше Пушкин живет, тем глубже прорастают в нем христианские семена". Роман "Капитанская дочка" он написал накануне своей смерти (за три месяца), и мне кажется, что именно это произведение "самое православное" у А. С. Пушкина.

Тема Отца.

Нельзя не заметить, что одна из важнейших тем в "Капитанской дочке" - тема Отца, его роли в семье.

Обратимся к христианству, как оно говорит об отце?

Отец Небесный выступает, прежде всего, как Отец милосердный, бесконечно любящий и прощающий. В народе говорят еще так: Он долготерпелив и многомилостив.

"Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долго терпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию"

Бог - любящий Отец. Он необыкновенно близок нам, но обращаться к Нему нужно с совершенным благоговением и трепетом - Да будет воля Твоя! Христианство говорит о вертикальном отношении Творца к твари, к человеку.

Именно такое отношение мы видим в семье Гриневых у отца к домочадцам: то, что сказал отец, - это окончательное и бесповоротное решение, и обсуждению не подлежит. Причем, оно принимается заранее как единственно правильное и справедливое и сыном, и матерью. Без благословения отца Петр не предпринимает ни одного судьбоносного поступка. (Ни отъезда на службу, ни женитьбы).

Да и в другой семье - Мироновых - так же. Когда всем стало понятно, что дело, заваренное Пугачевым, принимает крутой оборот, Василиса Егоровна сказала: "Иван Кузьмич, в животе и в смерти Бог волен: благослови Машу. Маша, подойди к отцу". И в этой семье отец - глава. Без него не начинают обеда.

В обеих семьях этого произведения вертикальные отношения. Именно такие, какие должны быть, по мнению Пушкина. Интересен факт, что после свадьбы А. С. Пушкина его теща - Наталья Ивановна - пыталась взять управление его семьей в свои руки. Но ей это не удалось, и тем самым Пушкин доказал, что мужчина - хозяин в доме. Он так же считал, что особенно важно благословение отца.

Почему же нужно непременно благословение отца? Что оно значит?
В книге Сираха читаем;

"Благословение отца утверждает домы детей" (Сирах 3,9).

"Не ищи славы в бесчестии отца твоего, ибо не слава тебе бесчестие отца. Слава человека - от чести отца его". (Сирах 3,10).

Благословение отца, как мы видим, имеет огромную силу.

Итак, мнение Пушкина совпадает с истинами Библии.

Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, что он является образом Христа в семье. Отец должен являть образ любви безграничной, любви преданной, самоотверженной, любви, которая готова на все, чтоб спасти, защитить, утешить, обрадовать, воспитать свою семью.

Непонимание роли отца как наместника Отца Небесного, отвечающего перед Богом за семью, приводит к искажению всей духовной жизни, а как следствие, и семейной.

"Капитанская дочка " дает ответ и на вопрос о том, какова роль матери в семье.

Тема Матери.

Если отец - это Наместник Бога на земле, то первообразом для женщины является Божия Матерь. Такое понимание было в народе.

Отношение же Пушкина к Богородице было сложное. Вспоминается творческая весна 1821. Она занимает особенное место, по-моему, в истории его творчества.

Страстная неделя 1821 году пришлась между 5 -11 апреля. Это была тревожная неделя: поэт написал "Ревекку" и программу кощунственной поэмы, полной чувственности и бесстыдства. Поэма эта известна под названием "Гаврилиада", так как герой ее - архангел Гавриил. В поэме 500 строк, часть ее тщательно отделана, значит, не сразу, не с маху написана, хотя нет ни одного черновика, ни одного автографа до нас не дошло. Поэт уничтожил потом все. Он напишет: "Непостижимое волнение меня к лукавому влекло".

Закружили бесы, закрутили поэта в эту роковую Страстную неделю. Хотя тогда же написал светлую "Музу" и вдруг, перебивая "гимны важные, внушенные богами", заглушая "к высокому любовь", врываются в его пение иные, хихикающие голоса, мелькают вокруг него мелкие бесы.

Через полтора года послал эту шутку П. Вяземскому в числе других "пакостей". Вяземский обрадовался "Гаврилиаде" и писал: "Пушкин прислал мне одну свою прекрасную шалость". И не он один, но многие восторженные русские читатели плоской, непристойной вольтеровской "Девственницы", "Любовных приключений в Библии" и "Войны богов" Парни приняли и одобрили "Гаврилиаду" как забавную шутку. Они не стерпели бы шуток над либеральными идеями, но над Божией Матерью потешаться разрешалось.

В "Гаврилиаде" в последний раз сказались пережитки первоначальных французских литературных влияний, легкомысленного безбожия, среди которого прошла книжная юность Пушкина.

Последние строки этой поэмы звучат как жуткое пророчество. Эти строки особенно страшны для нас, знающих, какая ждала поэта смерть:

Но дни текут, и время сединою

Мою главу тишком посеребрит

И важный брак с любезною женою

Пред алтарем меня соединит;

Иосифа прекрасный утешитель!

Молю тебя, колено преклоня,

О, рогачей заступник и хранитель,

Молю, тогда благослови меня.

Даруй ты мне блаженное терпенье

Молю тебя, пошли мне вновь и вновь

Спокойный сон, в супруге уверенье,

В семействе мир и к ближнему любовь.

Точно демоны, кривляясь и смеясь, в магическом зеркале смутно очертили перед поэтом его собственное будущее. А он смеялся вместе с ними, не зная, что смеется над собой. Но, как известно, "над чем посмеешься, тому и послужишь".

В 1828 году возникло дело о "Гаврилиаде" и что-то жуткое есть в том, что богохульственная поэма заставила искреннего честного Пушкина лгать, унижаться, отрекаться, - Пушкина, который никогда не отрекался от политических стихов, даже самых резких.

В 1826 году, когда поэт уже создал "Пророка" он вдруг пишет ""Ты богоматерь, нет сомнения..." Не без остроумия обыгрывает он образ женщины, возбудившей любовь к себе. Она производит на свет амура, божка любви, поэтому становится "богоматерью". И тут же опять игривые мысли, обращенные к истинной Богородице. Почему такое бесчувствие? Почему у поэта, имевшего "классическое чувство меры и не ошибающийся художественный вкус" (И.А. Ильин) не возникло желания остановиться. Еще нет, к сожалению, истинного благоговенья при мысли о Боге, о духовном. Хотя в сказке "О мертвой царевне и семи богатырях" царевна "нраву кроткого такого".

В стихотворении "Мадонна" (1830) Пушкин рисует Богородицу и Ее Младенца так:

Она с величием, Он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и лучах

Исполнились мои желанья. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна.

Да, он любит Наталью Николаевну Гончарову. Да, она красива, но в своем сопоставлении сравнения
делает почти кощунственные. Завершающая строка сонета звучит фальшиво:

Чистейшей прелести чистейший образец

Слово "прелесть" в словаре В.И. Даля дается в такой трактовке:

обольщение, обаянье, что обольщает в высшей мере; обман, соблазн, хитрость, коварство, лукавство, совращенье от злого духа.

У Пушкина слово "прелесть" звучит в положительном значении.

Вот такова предыстория этого вопроса. Но в "Капитанской дочке" у Пушкина на Богородицу взгляд абсолютно православного человека. Чтоб убедиться в этом, обратимся к Житию Божией Матери.

Божия Матерь обладала многими Добродетелями, но высочайшие из них три: глубочайшее смирение, пламенная любовь к Богу, чистота телесная и духовная.

Если мать будет обладать этими качествами, то в доме воцарятся мир, покой, благоденствие, порядок. По "Домострою", в семье было четкое разделение обязанностей, разделение труда между супругами. В "Домострое" она хозяйка дома, поэтому многим женщинам были присущи "крепкое мужество и непреложный разум - качества, безусловно, мужские, вот почему они могли крепко управлять и другим домом - Россией. Русская история показывает твердый русский характер и княгини Ольги, и Марфы Посадницы. Но последнее слово в семье было все же за отцом. Он имел право наказывать, осуществлял общее руководство в доме.

В романе две семьи. Посмотрим, какова роль матери в семье.

Семья Гриневых.

В доме Гриневых хозяйством занимается мать. Мы застаем ее за варкой варенья, буквально на самых первых страницах.

Когда мужу потребовался паспорт сына, он обращается к жене, она знает, где и что лежит, в доме должен быть порядок.

Основой жизни был труд, отсюда и резкое осуждение лени, праздности, пьянства - всего, что отвлекает от труда.

Петру пошел семнадцатый год, а он все еще гоняет голубей да играет в воздушного змея. Отец резко меняет его образ жизни: "чтоб не повесничал".

Мысль о скорой разлуке "так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по ее лицу". Она хорошо знала характер мужа: "он не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение". Но это, как видим, знал и Петр, знал и уважал отца за это. "У него слово не расходилось с делом. " Был назначен и день отъезда Петруши. Ему, как и положено, всего наготовили в дорогу, мать позаботилась. Провожая сына, "в слезах" наказывала ему беречь здоровье. Это показывает нам ее смирение.

Когда Петр Андреич "нагрузился" в Симбирском трактире, Савельич прочел ему наставление:"... И в кого ты пошел? Кажется ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего: ...отроду, кроме кваса, в рот ничего не изволили брать..." Реплика Савельича - это тоже характеристика родителей Петра.

Вспомним еще один эпизод, где мы видим роль матери в доме Гриневых: "Прачка Палашка... и коровница Акулька, - как пишет в своих воспоминаниях Петр Гринев,- с плачем жалуясь на мусье, обольстившего их неопытность, кинулись матушке в ноги, винясь в преступной слабости". И продолжает: "Матушка шутить этим не любила и пожаловалась батюшке" (вспомним, наказывать мог только отец). Промолчать в такой ситуации, не наказать - это потакать безнравственности. Вот так по отдельным штрихам достаточно четко вырисовывается образ матери Петра Гринева. В каждой семье есть дети. Воспитывать детей – дело трудное. Тема воспитания есть и в Евангелии.

Мы знаем четыре Евангелия, но в них Божией Матери принадлежащих фраз - всего несколько.

Первый эпизод. Когда Иисусу было 12 лет, пришли они в Иерусалим на праздник. По окончании

праздника возвращались домой. Его не оказалось между родственниками и знакомыми. Не нашедши Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Нашли Его через три дня "в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающих Его; ...И Матерь Его сказала Ему: Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя" [Лк. 2,45,48].

Но и в семье Гриневых есть похожий эпизод. Узнав о ранении на дуэли со Швабриным, отец пишет в письме сыну: "Матушка твоя, узнав о твоем поединке, занемогла и теперь лежит". А также строки: "Что из тебя будет? Молю Бога, чтоб ты исправился, хоть и не имею надеяться на Его великую милость".

Мать слегла от мысли, что сын мог быть убит. Может быть, мелькнула не менее страшная мысль: "Не сбился ли с пути истинного". Родители Петра тоже, вероятно, мысленно восклицали: "Чадо! Что ты сделал с нами?"

Мы видим великую материнскую любовь, но и сыновнюю тоже. Получив письмо от отца, Петр говорит: "...более всего огорчило меня известие о болезни матери". Всегда он говорит слово "матушка" по отношению к ней. Да и отец ее так называет, значит, любит, жалеет, при всей строгости, даже суровости своего характера.

Вся жизнь Божией Матери прошла в тревоге за Сына. Вспомним следующий эпизод из Ее жизни.

После сорокадневного поста Господь возвратился в Галилею. Он учил в синагогах и был прославляем. Пришел он и в Назарет, где был воспитан, и тоже учил в синагоге. Но завистливые книжники и фарисеи начали рассуждать между собою: что это за новое учение? Мы знаем этого Учителя. Он сын плотника, галилеянина. Насмешки и ругательства посыпались на Него. Иисус обличил их. Сердца их преисполнились яростью, они выгнали Иисуса из города и повели на вершину горы, чтоб свергнуть Его оттуда. В это время Богородица была в Назарете, она поспешила туда. По яростным крикам и злобным лицам назарян Богоматерь поняла, какие ужасы грозят Ее Сыну. Но не пришел еще час Его. Иисус прошел невредим меж ними, и удалился из Назарета.

Предание указывает и место события: эта гора находится на южной стороне Назарета. И на верхнем уступе усердием первых христиан в память муки, перенесенной здесь Богоматерью, построена "Церковь испуганной Матери".

Каждой матери можно поставить по такой "Церкви испуганной матери". В том числе и матери Петра Гринева.

Самое страшное событие всей жизни Девы Марии - распятие Сына, Ее предстояние Кресту. В Евангелии от Иоанна говорится: «При Кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери...» Нигде нет указания на то, что она произнесла хоть слово. Оцепенев от страданий, молчала и смотрела. Разве существуют слова, которыми Она могла бы утешить Своего Сына, к тому же Она знала, что Он и родился для этого часа. Но церковная поэзия говорит, что губы Матери шептали: «Ликует мир, приемля от Тебя избавление, а Моя утроба горит при виде , как распят Ты ... » Матерь Божия всегда страдала молча. Молча страдать - это было на земле ее уделом. Иногда говорят о причине смерти так: кровью изошел. Вот и у Богоматери было вечное исхождение невидимой мученической кровью.

У каждой матери - своя Голгофа, для семьи Гриневых - это известие об измене сына.

Когда родители Гриневых получили известие, что Петр арестован за участие "в замыслах бунтовщиков" и что только "из уважения к заслугам и преклонным годам отца" Екатерина II помиловала Петра и повелела сослать "в отдаленный край Сибири на вечное поселение мучились все. Слух о его аресте "поразил все...семейство", а отца "сей неожиданный удар едва не убил".

Мать Петра плачет молча, при отце "не смела плакать", "чтоб возвратить ему бодрость", "испуганная его отчаянием". Когда муки сердца невыносимы, так хочется закричать, застонать, заплакать в голос. А здесь такая ситуация, что матери нельзя и поплакать. Тогда в такие минуты ты горишь негасимым огнем.

Именно слова Богоматери «Моя утроба горит» лучше, точнее всего отражают состояние и матери Петра Гринева.

Как видим, соотнесенность жизни Богоматери и простой русской женщины очевидна.

Семья Мироновых.

В повести показана еще одна семья - семья Мироновых.

Петр Андреевич Гринев приехал служить в Белогорскую крепость, пришел к капитану Миронову представиться, доложить о прибытии: "Я вошел в чистую комнату, убранную по-старинному".

Он как будто попал в родную стихию. Капитана не было, и всем распорядилась Василиса Егоровна, его жена. Для нее крепость - это дом. Она ведет все хозяйственные дела: "На дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостью так точно, как своим домиком". Она велела позвать урядника и распорядилась: "Максимыч! Отведи господину офицеру квартиру, да почище... Отведи Петра Андреевича к Семену Кузову". Тут же обращается к нему с вопросом: "Ну, что, Максимыч, все ли благополучно?"

Все, слава Богу, тихо, - отвечал казак, - только капрал Прохоров подрался в бане с Устиньей Негулиной за шайку горячей воды. Тут сразу же просит:

Иван Игнатьич! - сказала капитанша кривому старичку. - Разбери Прохорова с Устиньей, кто прав, кто виноват. Да обоих и накажи.

Совет-то верный: в ссоре всегда виноваты оба.

Она сама наказывает Гринева и Швабрина за дуэль. Иван Игнатьич говорит: "Она всем распорядилась без ведома коменданта".

Швабрин хладнокровно заметил, что судить их может только Иван Кузьмич, "это его дело". Комендантша возразила: "...да разве муж и жена не един дух и едина плоть?"

Гринев был принят... "как родной". В крепости домашняя иерархия ценностей. Ритм повседневной жизни диктуют "щи" и "гости". Василиса Егоровна говорит Палашке: "Скажи барину: гости-де ждут, щи простынут". Без отца не начинают обеда. Глава дома и здесь - отец. За обедом Василиса Егоровна не умолкала ни на минуту и сказала Петру Гриневу: "А у нас, мой батюшка, всего-то душ одна девка Палашка; да слава Богу, живем помаленьку. Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, а алтын денег (прости Бог!), с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою". Кажется, что живут очень спокойно, но это - кажущееся спокойствие. Василиса Егоровна произнесла вслух то, о чем болела ее душа каждый день. И она, как видим, жила в постоянной тревоге за судьбу дочери.

В спокойное время крепостью "управляла" Василиса Егоровна. Но когда крепость осадил Пугачев, когда дело приняло крутой поворот и когда пули начали свистать мимо ушей, она присмирела, оборотилась к мужу и сказала: "Иван Кузьмич, в животе и смерти Бог волен: благослови Машу. Маша, подойди". Далее она говорит: "Отправим Машу. А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобою, да искать одинокой могилы на чужой стороне. Вместе жить, вместе и умирать".

Антоний Сурожский писал, что ради мужа и жена должна "все оставить, все забыть, от всего оторваться по любви к нему и последовать за ним, куда бы он ни пошел, если нужно, даже на страдание, если нужно - на Крест".

Так и поступила Василиса Егоровна.

Итак, в "Капитанской дочке" два семейства.

В обоих браки родителей заключены по любви. Василиса Егоровна и Авдотья Васильевна были женщинами, женами, хозяйками, матерями.

Отец Петра Гринева "женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного дворянина". На бедной по принуждению обычно не женятся. Жили в согласии. Женился на девице. Подчеркнул Пушкин. У него каждое слово на своем месте.

Благословляя свою дочь, капитан Миронов сказал: "Коли найдется добрый человек, дай вам Бог любовь да совет. Живите, как жили мы с Василисой Егоровной". И в этой семье царили любовь, мир, держались за любовь друг к другу.

Но начинался этот семейный мир с образа девушки, которая потом становится благоверной женой. Давайте посмотрим, как и каким рисует образ девушки автор произведения.

Впервые мы видим Машу Миронову глазами Петра Гринева: "Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели". Горящие уши говорят о ее скромности. Далее читаем: "С первого взгляда она не очень... понравилась". Гриневу, потому что Швабрин описал ее "совершенною дурочкою". Она вошла "села в угол и стала шить". И Машу воспитали не бездельницей. И как вывод звучат его слова: "Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку". К тому времени у него сложился свой взгляд на девушку. "Благоразумность", по Далю, это рассудительность в словах и поступках, житейская мудрость, полезная осторожность и расчетливость. "Чувствительный" - впечатлительный, у которого острые чувства, сильно развитые нравственные чувства, опять-таки по Далю.

Петр Андреевич берет в жены бесприданницу. Но прав Савельич, говоря, "что такой невесте не надобно и приданого". Ее благоразумие, ее чистота, целомудрие, огонь любви ее к Богу - вот лучшее ее приданое.

Святыми чистота тела необычайно превозносится. Не случайно "Господь, Иисус Христос восхотел иметь Матерь Свою Чистой, облекаясь в плоть Ее чистую, как в царскую порфиру", по словам отцов церкви.

Подвиг девства, целомудрия, о котором преподобный Серафим Саровский говорил как о самом высоком подвиге, в наши дни обретает особую красоту. "Девство есть самое высочайшая из всех добродетелей добродетель. И если бы у них и был недостаток в других добрых делах, то и оно одно достаточно было бы за все прочие добродетели заменою - девство есть состояние равно ангельское", Маша обладала чистотой душевной и телесной - это черты Божией Матери. У нее также пламенная любовь к Богу.

Марья Ивановна тверда в вере своей, как кремень. Бедную девушку сватает Швабрин, «человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние». Но замуж она за него не идёт. Почему? Вот её ответ: «…но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться… Ни за что! ни за какие благополучия!» Она, нищая, не хочет получить материальное благополучие такой ценой. Перед лицом Бога, людей лгать, что любит нелюбимого! Она не хочет нечистоты, неискренности сердца. Она хочет быть чистой не только телом и душой, но и устами. Отец Петра сначала не дал благословения сыну на брак с капитанской дочкой: он ведь не знал тогда, что за сокровище эта девушка. И она отказалась идти замуж за Гринёва без благословения его родителей, удерживая от греха и Петра. Затем она говорит ему: "Я, коли полюбишь другую... молиться за вас буду". Обратите внимание "за вас", а не "за тебя". Вот это и есть образец чистой, высокой христианской любви. Она никогда не сказала своим родителям слова поперек. Пушкин подчеркивает ее смирение, кротость, чистоту душевную и телесную, целомудрие, горячую любовь к Богу, то есть Маша обладает чертами Божией Матери. И за ее чистоту Господь награждает ее благоразумием - рассудительностью, а дар рассуждения дается тем, "кто чист сердцем, телом и устами" ("Лествица"). Отцы Церкви говорят, что "смирение - это способность видеть истину". И ей это дано. Она дает верную оценку Швабрину, говоря о нем: "Он очень мне противен, а странно: ни за что на свете б я не хотела б, чтоб и я ему так же не нравилась". Она видела его злобу.

Пушкин тем самым хочет сказать, что родители Маши Мироновой выполнили свою задачу, свое родительское предназначение, воспитав замечательную дочь.

Пушкин, когда собрался жениться на Наталье Николаевне, тоже попросил у своих родителей благословения:

"Я прошу вашего благословения не как простой формальности, а потому, что оно необходимо для нашего счастья. Пусть вторая половина моей жизни принесет вам больше утешения, чем печальная моя юность".

Как видим, он пришел к пониманию необходимости этого. Но понял он также и другое: силу молитвы матери. Письма его к жене очень часто кончались словами:

"Христос с вами, дети мои... Машку, Сашку рыжего и тебя целую и крещу. Господь с вами... Прощайте, все мои. Христос воскресе, Христос с вами... Обнимаю тебя, детей благословляю, тебя тоже. Всякий ли день ты молишься, стоя в углу". (14 июля 1834 года)

"Благодарю тебя за то, что молишься Богу на коленях посреди комнаты. Я мало Богу молюсь и надеюсь, что твоя чистая молитва лучше моих как для меня, так и для нас" (3 августа 1834 года).

И это были не просто обрядные слова, а выражение подлинных чувств. С родными, дорогими людьми Пушкин словами не играл, тем более такими: он слишком хорошо знал им цену.

Вспомним следующий эпизод. Марья Ивановна поехала в Петербург "искать покровительства и помощи у сильных людей, как дочь человека, пострадавшего за свою верность". Мать Петра молилась о сыне, об успешном окончании дела. Нет ничего выше молитвы матери. И она помогает сыну. Сказано: молитва матери со дна моря достанет. Так говорят только о молитве матери. Свое понимание молитвы матери он перенес и на страницы повести.

И . А . Ильин пишет:

«Пушкин всю жизнь искал и учился... И то, что он находил, он находил не отвлеченным только размышлением, а своим собственным бытием. Он сам становился тем, чем он учил быть. Он учил не уча, и не желая учить, а становясь и воплощая».

Напомним: "брак есть своего рода аскетизм, отречение. Строгий, религиозный, нравственный брак есть лишь чуть смягченное монашество - иночество вдвоем или с детьми учениками", - писал К. Леонтьев .

В церкви над головами брачующихся носят венцы, эти венцы - символы мученичества. Мученичества потому, что человек решается жить для другого, перешагнув через свой эгоизм и отказавшись от жизни для себя. И это не на один день, а на всю жизнь.

Ведь любовь - это стремление, желание отдать себя всего другому. Именно так и понимал брак Пушкин.

Именно это подчеркивает в своей статье о Пушкине выдающийся русский философ В . С . Соловьев .

О воспитании .

В "Капитанской дочке" четко просматривается тема воспитания. Послушаем, что говорят Отцы Церкви об этом.

"Все для родителей должно быть второстепенным в сравнении с заботой о воспитании детей", - учил Иоанн Златоуст .

А. С. Пушкин писал из Михайловского брату:

"Знаешь мои занятия? до обеда пишу записки,- обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки". (1824, ноябрь). Мы знаем, что Пушкин не получил должного воспитания в детстве.

Он же опять скажет: "Отсутствие воспитания есть корень всякого зла". (Он судит, видимо, об этом по собственному опыту).

Но и в повести родители трудятся и детей воспитывали трудолюбивыми. В доме Мироновых всегда чисто, дочь Маша умела шить.

В доме Гриневых мать всегда за работой, но и сына не баловали, они не хотели, чтобы он рос бездельником, и отдали его на службу.

"Воспитание... должно сообщить ребенку новый способ жизни. Его основная задача - не в наполнении памяти и не в образовании интеллекта, а в зажигании сердца", - так сказал И . А . Ильин , замечательный русский философ, о цели воспитания.

Родители в обеих семьях были верующими людьми и детей воспитали такими: зажгли сердца детей своих огнем большой любви к Богу. Во все трудные минуты все члены семьи Гриневых живут, уповая на милость Божию. Но и Пушкин в конце жизни пришел к этой же мысли: главной задачей семьи является воспитание детей в Боге , верующих и живущих по законам Бога .

Воспитание у Гриневых играет очень важную роль. Главным в семье является отец (как уже было отмечено), и его наказ является частью воспитания Петра Гринева. Петр Андреевич никогда не ослушивается родителей, и это показывает нам его благоразумие. Прекрасным примером для сына является и сам его отец, который был "почтенным человеком", как называет его генерал. Родители его с раннего детства заботились о воспитании сына. Они нанимают ему учителя-француза, чтоб воспитан он был не хуже других. Но, узнав о проделках месье Бопре, отец сразу же убирает его от подростка. Этим он интуитивно следует истине Евангелия: "Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. .

Наглядные примеры, что воспитание детей в семьях Гриневых и Мироновых действительно удалось, опять-таки находим в повести:

Когда Петра арестовали, надели ему на ноги цепь и заковали ее наглухо, он понял, что такое начало не предвещало ничего хорошего, а поэтому, "прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул, не заботясь о том, что со мною будет". Полностью положился на волю Божию. Петр в критические моменты всегда полагается только на Бога. Когда Пугачев занял крепость, повесил коменданта крепости, Ивана Игнатьевича, очередь была за Петром. Когда Пугачев отдал команду: "Вешать его!", Петр "стал читать про себя молитву, принося Богу искреннее раскаяние во всех прегрешениях и моля Его о спасении всех близких моему сердцу". Петр очень любит своего отца. Ему снится сон: он приехал "на барский двор … усадьбы". Он даже во сне тревожится: "Первою мыслию моею было опасение, чтобы батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не почел бы за умышленное ослушание". Это не страх наказания, это страх лишиться любви отца.

Петр Гринев, когда отправил Машу в свою семью, не беспокоился о ее судьбе, так как знал, что она будет принята его родителями "с тем искренним радушием, которое отличало людей старого века. Они видели благодать Божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту". Он так высоко говорит о своих родителях. Будучи вдали от дома, он понял, каковы его родители.

Любят Бога и в семье Мироновых. Благословляя свою дочь, отец дает Маше наказ: "Молись Богу: он тебя не оставит".

После уже гибели отца и матери, оставшись без крова, без куска хлеба, «не имея ни родни, ни покровителей», она пишет в записке Петру Гриневу: "Богу было угодно лишить меня вдруг отца и матери"... Мы, нынешние, когда у нас случается беда, воспринимаем все иначе - как наказание, и только спрашиваем: "Господи, ну за что Ты меня наказал?! Почему меня?" Мы ропщем, а она благодарит Бога и за страдание. Мария Ивановна настолько верит Богу, что всегда и во всем полагается на Его любовь, зная, что Он всё делает во благо человека. Это часто поражает современного читателя. Пушкин все понимал верно: надо благодарить Бога и за скорбь, и за радость.

Когда Иван Кузьмич опоздал к обеду, Василиса Егоровна ему говорит: "...Сидел бы дома, да Богу молился, так было бы лучше..."

То есть довольно одной веры и все будет хорошо - впервые эту мысль высказал именно Пушкин. Позднее она будет высказана Ф . М . Достоевским как итог его размышлений:

"Русский народ весь в Православии. Более в нем и у него нет - да и не надо, потому что Православие все".

Об этом говорит и Николай Васильевич Гоголь в "Выбранных местах из переписки с друзьями":

"Эта Церковь (Православная)... одна в силах разрешить все... вопросы наши".

Любовь Маши и Петра прошла испытание жизнью. Он ради Маши едет из Оренбурга в стан Пугачева, чтоб вызволить ее от Швабрина. Но и она согласилась лучше умереть, но не быть женой Швабрина. Они достойно прошли через все испытания, которые выпали на долю каждого, и заслужили друг друга, ведь в народе говорят, что хорошего мужа или жену надо заслужить.

Родители Маши и Петра выполнили свой долг, но и те в свою очередь воспитали хороших детей.

"Потомство их благоденствует в Симбирской губернии".

Так и должно быть, ибо Сам Господь вселяет в человека веру словами:

«Я был молод и состарился и не видал праведника оставленным, а потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы даёт, и потомство его в благословение будет».

[Пс. 36, 25-26]

В эпилоге романа и говорится именно о благоденствии потомков. У Петра, Маши были дети, а крепостных - всего триста душ, которыми владеют теперь десять человек, но живут дружно, благоденствуют.

Внуки продолжают развивать традиции своих отцов. Они добры, предложили автору сами дневник деда, услыхав, что он собирается писать о тех временах. Хранят и письмо Екатерины, где возносятся похвалы "уму и сердцу дочери капитана". Похвалой Екатерины можно гордиться, ибо она была хорошим знатоком людей (по В . О . Ключевскому ).

Выводы.

Итак, в "Капитанской дочке" три образа женщины. В трех образах - судьба и образец Русской женщины в понятии Пушкина. От невесты (Маша Миронова) до жены, которая пойдет на Голгофу ради мужа (Василиса Егоровна). Не это ли его взгляд на женщину, на семью, на воспитание и на будущее детей.

"Капитанская дочка", по-моему, великое покаяние Пушкина перед Богоматерью и его последнее прости своей уже ушедшей матери.

Однажды Пушкин о Евангелии сказал так: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всем возможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира». Он нам в повести как раз и показал соотнесенность судьбы русской женщины с судьбой Богоматери, основные вехи, этапы Ее жития - это и вехи, этапы судьбы любой женщины: девушка, чистая душой и телом, скромная; когда выходит замуж, становясь женой и матерью, начинает свое вечное исхождение мученической невидимой кровью: «Чадо! Что Ты с нами сделал!», «Утроба Моя горит!», «Церковь испуганной Матери».

И эта соотнесенность очевидна, к тому же она является одним из критериев оценки женских судеб.

Итоговые размышления на тему.

Мы пережили с поэтом чистую юношескую любовь с ее замирающим от страха и трепещущим от восторга сердцем; И онемение уст от великости горя неразделенной любви; но и полноту счастия, где

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь;

А также ревность до скрежета зубов и самоотречение во имя счастья любимой: «...дай вам бог любимой быть другим» так, как вы был любимы мной.

Жизнь сложна, она столкнула поэта с проблемой любовного треугольника, то есть «свободы чувств». Пушкин сказал нам, что свобода чувств будет всегда окрашивать жизнь в трагические тона, и предложил разрешение проблемы, спасение: «я буду век ему верна», то есть, исполнение долга. Решение верно, ибо выстрадано поэтом в муках, в борении со своей совестью, со своим страстным сердцем.

Он против такой любви, когда удовлетворяется только похоть тела, когда «все уходит в тело», он за настоящую, чистую, высокую любовь. Красота – это чистота.

В последние годы он славит девичью чистоту. Более того, он предупреждает читателей о том, что любовь, которая служит только удовлетворению похоти, извращает природу человека, его естество, чему мы сегодня являемся свидетелями.

Как современен Пушкин! Мы все хотим его поставить куда-то на дальнюю полку, а он никак не удаляется в академическую пустынность. Он живой, всегда современен и по своей многогранности и гениальности вечный наш спутник и наставник.

Писатель своей гениальной повестью «Капитанская дочка» ответил на очень многие вопросы (они обозначены в начале работы). Но мне хотелось бы обратить внимание на судьбу русской женщины в произведении. Мы четко видим соотнесенность ее с жизнью Богородицы и Ее судьбой. Вехи и этапы Ее жития - это вехи и этапы жизни земной женщины: девичество с его душевной и телесной чистотой, кротостью и смирением; жизнь в браке, почти равная монашеской аскезе, полная тревоги, трагизма, когда губы часто, запекшиеся от горя, шепчут: «Чадо! Что Ты с Нами сделал?», «Утроба Моя горит...» У каждой женщины - своя Голгофа, и каждой женщине можно поставить свою Церковь Испуганной Матери.

Конечно, мы все понимаем, что Сын Божией Матери искупал грехи мира и страдания Богоматери безмерны. Кощунственно даже сравнивать муки Божией Матери и муки простой женщины. Мы несем только свои грехи, но по немощи нашей и этот груз кажется нам страшным и неприподъемным.

Слова, сказанные Богородицей на свадебном пире в Кане Галилейской: «Что Он скажет, то сделайте» - это венец, награда для любой матери. Но сказать их может далеко не каждая мать о своем сыне, а только та, которая вырастила замечательного человека.

«Капитанская дочка», думается, великое и скромное покаяние Пушкина Божией Матери, да и последнее «прости» своей.

Список литературы:

    Иеромонах Филадельф "Заступница усердная", М., Русский духовный центр, 1992 г...

    Горичева Т. Христианство и современный мир. С-Пб., "Алетейя", 1996

    Ильин И.А. "Пророческое призвание Пушкина" (статья)

    Непомнящий В. Поэт и судьба. М., "Советский писатель", 1983

    А.А. Ахматова Статья о Пушкине

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывает множество тем. Одной из важнейших считается тема любви. В центре повествования взаимные чувства молодого дворянина Петра Гринева и капитанской дочки Маши Мироновой.

Первая встреча Петра и Маши

Маша Миронова представляет собой идеал А.С. Пушкина, выражающий силу духа, честь и достоинство, умение отстоять свою любовь, пожертвовать ради чувств многим. Именно благодаря ей Петр обретает истинное мужество, закаляется его характер, воспитываются качества настоящего мужчины.

При первой встрече в Белогорской крепости девушка не произвела на Гринева большого впечатления, она показалась молодому человеку простушкой, тем более что его приятель Швабрин отзывался о ней весьма нелестно.

Внутренний мир капитанской дочки

Но очень скоро Петр понимает, что Маша девушка глубокая, начитанная, чувствительная. Между молодыми людьми рождается чувство, которое незаметно перерастает в настоящую, всепобеждающую любовь, способную преодолеть все трудности, встречающиеся на ее пути.

Испытания на пути героев

Впервые стойкость и рассудительность характера Маша выказывает, когда не соглашается венчаться с Петей без благословения родителей возлюбленного, ведь без этого простое человеческое счастье будет невозможным. Ради счастья Гринева она готова даже на отказ от свадьбы.

Второе тяжелое испытание выпадает на долю девушки во время захвата крепости мятежниками Пугачева. Она лишается обоих родителей, остается в окружении врагов одна. В одиночестве она выдерживает шантаж и давление Швабрина, предпочитая хранить верность своему возлюбленному. Ничто – ни голод, ни угрозы, ни тяжелая болезнь – не могут заставить ее выйти замуж за другого, презренного ею человека.

Счастливый финал

Петр Гринев находит возможность спасти девушку. Становится очевидным, что они будут вместе навсегда, что они предназначены друг другу судьбой. Тогда родители юноши принимают ее как родную, распознав глубины ее души, внутреннее достоинство. Ведь именно она спасает его от клеветы и расправы перед судом.

Так они спасают друг друга. На мой взгляд, они выполняют роль ангела-хранителя один для другого. Думаю, для Пушкина отношения Маши и Гринева – идеал взаимоотношений между мужчиной и женщиной, во главе которых стоят любовь, взаимоуважение и абсолютная преданность.

В своем романе «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин описал очень важные для достойной жизни человека вещи, такие как честь, долг и любовь. Мне кажется, что в этом романе писатель попытался описать идеал отношений двух простых людей, русского офицера Петра Гринева и капитанской дочки Марии Мироновой.
Хотя большую часть в произведении уделена Гриневу, в романе все же главной героиней является Маша Миронова. Именно в этой милой девушке, дочери капитана Ивана Миронова, Пушкин описывает идеал дочери, женщины и жены. В произведении Маша предстает перед нами милой, чистой, доброй, заботливой и очень верной девушкой.
Возлюбленный Марии, Петр Гринев, с самого детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. В личности Петра объединяется заботливое, доброе и любящее сердце его матери и честность, смелость и прямота, доставшаяся ему от отца.
Впервые Петр Гринев знакомится с Марией Мироновой, когда он прибывает в Белогорскую крепость. Впечатление о Маше у Петра сразу складывается, как о несерьезной, легкомысленной девушке. Коротко говоря, Гринев воспринимает Машу как простую «дурочку», ведь именно так и описывает офицер Швабрин Петру капитанскую дочку. Но вскоре Гринев замечает в Марии очень добрую, отзывчивую и приятную особу, полную противоположность описанию Швабрина. Гринев проникает к Маше глубокой симпатией, и с каждым днем эта симпатия становилась все больше и больше. Прислушиваясь к своим чувствам, Петр стал сочинять для своей возлюбленной стихи, которые и стали причиной насмешек Швабрина над Гриневым. В этот момент мы замечаем в Петре Гриневе качества, присущие настоящему мужчине. Петр заступается за свою возлюбленную Машу Миронову без всякой трусости и с желанием отстоять честь капитанской дочери назначает дуэль со Швабриным. Дуэль закончилась не в пользу Гринева, но вовсе не из-за слабости Гринева перед Швабриным, а из-за глупой ситуации, отвлекшей Петра от своего противника. Итог - Гринев ранен в грудь.
Но именно это событие стало переломным моментом в отношениях Марии и Петра. Первым человеком, которого больной и слабый после «поражения» в дуэли Петр Гринев увидел у своей постели, стала его возлюбленная Мария Миронова. В этот момент чувства Петра к Маше в его сердце воспылали еще сильнее и с новой силой. Не став ждать, в эту же секунду Гринев признался Маше в своих чувствах и предложил ей стать его женой. Мария поцеловала Петра и призналась ему в своих взаимных чувствах. Волнуясь за его и так слабое состояние, она попросила его придти в чувства и успокоиться, не тратить силы. В этот момент мы замечаем в Марии заботливую и ласковую девушку, волнующуюся за состояние своего милого.
С новой стороны Маша показывается нам, когда Гринев получает отказ от отца в благословении его избранной. Мария отказывается выходить замуж без одобрения родителей своего жениха. Эта ситуация открывает нам Машу Миронову как чистую, светлую девушку. По ее мнению, без благословения родителей не будет Петру счастья. Маша думает о счастье любимого и даже готова пожертвовать своим. Мария допускает мысль о том, что Петру нужно найти другую жену, угодную сердцу его родителей. Без своей любимой, Гринев теряет смысл существования.
В момент захвата Белогорской крепости, Мария остается круглой сиротой. Но и в такой сложный для нее период, она остается верной своей чести, она не поддается попыткам Швабрина женить ее на себе. Она решает, что лучше вовсе умереть, чем выйти замуж за человека, которого она презирает.
Маша Миронова отправляет Гриневу письмо, повествующее о ее страданиях в плену Швабрина. Сердце Петра разрывается от волнения за свою любимую, страдания Марии буквально передаются Петру. Гринев, без всякой армии, отправляется на спасение своей любимой. В тот момент, Петр не думал ни о чем, кроме свой возлюбленной. Хоть спасение Марии и не обходится без помощи Пугачева, но все же Гринев и Маша наконец воссоединяются. Пройдя сквозь такие страдания и препятствия, два любящих сердца все-таки объединяются. Петр посылает свою невесту в деревню к своим родителям, беспокоясь за ее безопасность. Теперь он уже уверен в том, что отец и мать примут его невесту, узнав ее ближе. Сам же Петр отправился на службу к императрице, ведь он должен служить свое Родине, даже рискуя своей жизнью. Не в первый раз, Петр Гринев предстает перед нами, как смелый мужчина.
Служба Гринева закончилась благополучно, но беда пришла, откуда не ждали. Гринев обвинен в дружеских отношениях с Пугачевым. Дело оказалось очень серьезным, обвинений было слишком много. В тот момент, когда даже родители Гринева потеряли веру в сына, только его возлюбленная Мария верила своему жениху. Маша решается на очень рискованный и смелый поступок - она едет к самой императрице, чтобы доказать невиновность своего жениха. И у нее это получается, благодаря своей беспрерывной вере в Петра и ее любви к нему. Мария спасает своего возлюбленного, также, как и немного ранее Гринев спас Марию.
Роман заканчивается более чем благополучно. Два любящих сердца соединились, пройдя через множество препятствий. И все эти препятствия только укрепили любовь Марии Мироновой и Петра Гринева. Два любящих человека много обрели благодаря своей взаимной любви. Мария обрела смелость, ей неприсущую ранее, но страх за жизнь любимого заставили ее перешагнуть через свои страхи. Благодаря взаимной любви к Маше Петр Гринев стал настоящим мужчиной – человеком, дворянином, воином.
Отношения этих героев - авторский идеал отношений между мужчиной и женщиной, где главным является любовь, верность, взаимность и бесконечная преданность друг к другу.
P.s: учусь в 8 классе, хотелось бы услышать критику насчет моего сочинения. Есть ли какие-то смысловые ошибки. Насчет пунктуации хотелось бы услышать, много ли лишних знаков препинания, и наоборот, их не хватает. Заранее благодарю за помощь и критику.

Анна, прежде чем я займусь критикой работы, хочу сказать, что для 8 класса это очень неплохой текст. Но его можно улучшить.

Мои замечания.

1. "Капитанская дочка" - стилизация под семейные записки. Пушкин скрывается под маской Издателя и делает вид, что автором книги является сам якобы реально существовавший Петр Андреевич Гринев. Поэтому заявлять "хотя большую часть в произведении уделена Гриневу, в романе все же главной героиней является Маша Миронова" неверно как с точки зрения стилистики (естественно, что Гринев не "героиня"), так и с точки зрения смысла.

2. Никаких "Петр" и "Мария". Это герои XVIII века, а не телеведущие. В книге нет таких имен! Есть Петр Андреевич либо Петруша и Марья Ивановна либо Маша.

3. Много пересказа. Где анализ? Подинамичнее!

4. Маша слишком часто "милая". Слишком много "чувств" и слов с корнем "-люб-". Не надо пережимать.

5. "Возлюбленный Марии, Петр Гринев, с самого детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. В личности Петра объединяется заботливое, доброе и любящее сердце его матери и честность, смелость и прямота, доставшаяся ему от отца". - Ох... А еще Петруша до 16 лет гонял голубей и играл в чехарду, любил слушать россказни птичницы Агафьи, плохо учился и вообще был "рос недорослем" (Митрофана не напоминает? И обращение отца Гринева к Савельичу "старый пес" не напоминает "старую хрычовку" Еремеевну?).
Не надо так патетически про Гринева. Он больше всего похож на любимого героя русских сказок Иванушку-дурачка, а не на Штирлица, у которого "характер нордический, выдержанный" и который "безукоризненно выполняет служебный долг".

6. Надо прямо сказать, что история любви двух вымышленных героев развивается на фоне страницы реальной трагической истории России (действия пугачевского войска в Оренбургской губернии и осада города). Герои проходят через трагические обстоятельства и взрослеют. Они находят поддержку у двух главных фигур эпохи - Пугачева и Екатерины.

7. Обязательно следует упомянуть про заглавие (почему именно "Капитанская дочка", а не "Маша и Петруша", или "Маша Миронова", или "Любовь и пугачёвщина"?). В трудную минуту Маше просыпается характер ее отца-героя.

Насчет грамотности писать не буду. Лишние запятые есть, да и орфографию с речевыми ошибками нужно проверить.
Еще раз повторю, что в целом сочинение неплохое. Надо его доработать, чтобы оно стало отличным.


Спасибо огромное за критику. Сегодня перечитала сочинение на свежую голову и нашла очень много неточностей, внесла много поправок. И лишних запятых действительно не мало. Еще раз спасибо за помощь и оценку моего сочинения.




Согласна с Татьяной Владимировной, сочинение в целом неплохое, но улучшить можно и нужно:) . Выскажу тоже несколько замечаний:

Жанр "Капитанской дочки" - не роман, как Вы, Анна, пишите, а историческая повесть. Это фактическая ошибка.

Чтобы уйти от пересказа, советую найти в тексте слова, которыми сами герои говорят о своих чувствах на протяжении всей повести. Эти опорные точки дадут возможность проанализировать развитие любви Гринева и Маши, и Вам легче будет правильно расставить акценты в сочинении.

Ошибок многовато, особенно речевых и грамматических.



Вера Михайловна, я бы девушку не пугала насчет фактической ошибки.
Жанр "Капитанской дочки" исследователи определяют по-разному. Это вопрос спорный, и окончательного ответа на него нет.
Аргументы в пользу того, что это повесть: в центре событие, средний объем, хроникальный сюжет, минимальное количество побочных сюжетных линий.
Аргументы в пользу романа: опора на судьбы конкретных героев, частная жизнь героев связана с общественной жизнью эпохи; косвенный признак - ориентация КД на исторические романы Вальтер Скотта.
Даже составители ЕГЭ по литературе не могут определиться: то в кодификаторе появляется повесть, то роман (последние три года - роман). В части В требуют писать именно "роман".
Я лично уверена, что это повесть, но и другая позиция тоже имеет право на существование.

В "Капитанской дочке" одновременно развивается несколько сюжетных линий. Одна из них-история любви Петра Гринева и Маши Мироновой. Эта любовная линия продолжается на всем протяжении романа. Сначала Петр отнесся к Маше отрицательно из-за того, что Швабрин описал ее "совершенною дурочкою". Но затем Петр знакомится с ней ближе и обнаруживает, что она "благородна и чувствительна". Он влюбляется в нее, и она тоже отвечает ему взаимностью.

Гринев очень сильно любит Машу и ради нее готов на многое. Он доказывает это не один раз. Когда Швабрин унижает Машу, Гринев ссорится с ним и даже стреляется. Когда перед Петром стоит выбор: подчиниться решению генерала и остаться в осажденном городе или откликнуться на отчаянный крик Маши "вы один у меня покровитель, заступитесь за меня, бедную! ", Гринев уезжает из Оренбурга, чтобы спасти ее. Во время суда, рискуя жизнью, он не считает возможным назвать имя Маши, боясь, что она будет подвергнута унизительному допросу-"мне пришло в голову, что если я назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную ставку... ".

Но и любовь Маши к Гриневу глубока и лишена каких-либо эгоистических побуждений. Она не хочет выходить за него замуж без родительского согласия, думая, что в противном случае у Петра "не будет счастия".Из робкой "трусихи" она, по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню, сумевшую добиться торжества справедливости. Она едет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье. Маша смогла доказать невиновность Гринева, в ерность его данной присяге. Когда Швабрин ранит Гринева Маша выхаживает его-"Марья Ивановна от меня не отходила". Таким образом Маша спасет Гринева от позора, гибели и ссылки так же, как он спас ее от позора и гибели.

Для Петра Гринева и Маши Мироновой все заканчивается благополучно, и мы видим, что никакие превратности судьбы никогда не смогут сломить человека, если он настроен бороться за свои принципы, идеалы, любовь. Беспринципного и бесчестного человека, которому неведома чувство долга, часто ожидает участь остаться наедине со своими гадкими поступками, низостью, подлостью, без друзей, любимых и просто близких людей.










Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» рассказывает о далеких драматических событиях, которые происходили в России в XVIII веке, - крестьянском восстании под руководством Емельяна Пугачева. На фоне этих событий и развертывается история о верной и преданной любви двух молодых людей - Петра Гринева и Маши Мироновой.

А a╪b╓╟ , находившуюся в сорока километрах от Оренбурга. Комендантом крепости был капитан Иван Кузьмич Миронов. Здесь, в крепости, Петр Гринев и встречает свою любовь - Машу Миронову, дочь коменданта крепости, де­вушку «лет осьмнадцати, круглолицую, румяную, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши». Здесь же, в гарнизоне, жил еще один офицер, сосланный за дуэль,- - Швабрин. Он был влюблен в Машу, посватался к ней, но получил отказ. Мсти­тельный и злой по натуре, Швабрин не мог простить девушке этого, пытался всячески унизить ее, говорил о Маше непристойные веши. Гринев вступился за честь девушки и назвал Швабрина мерзавцем, за что тот вызвал его на дуэль. В поединке Гринев был тяжело ранен и после ранения находился в доме Мироновых.

Маша старательно ухаживала за ним. Когда Гринев оправился после ранения, он объяснился Маше в любви. Она в свою очередь сказала ему о своем чувстве к нему. Ка­залось, что впереди у них безоблачное счастье. Но любовь молодых людей еще должна была пройти много испытаний. Вначале отец Гринева отказался дать благословение сыну на его брак с Машей на том основании, что Петр, вместо того чтобы достойно служить Отчизне, занимается ребячеством - сражается на дуэли с таким же сорванцом, как он сам. Маша, любя Гринева, ни за что не хотела выходить за него замуж без согласия ро­дителей. Между влюбленными возникла размолвка. Страдая от любви и от того, что не может состояться его счастье, Гринев не подозревал, что впереди их ожидали куда более тяжкие испытания. «Пугачевщина» докатилась и до Белогорской крепости. Немного­численный гарнизон ее мужественно и храбро сражался, не изменив присяге, но силы были неравны. Крепость пала. После взятия Белогорской крепости бунтовщиками все офицеры, в том числе и комендант, были казнены. Погибла и мать Маши Василиса Его­ровна, а сама она чудом осталась жива, но попала в руки к Швабрину, который держал ее взаперти, склоняя к браку. Оставаясь верной возлюбленному, Маша решила умереть, но не стать женой ненавистного ей Швабрина. Узнав о жестокой доле Маши, Гринев, рискуя собственной жизнью, умоляет Пугачева освободить Машу, выдав ее за дочь свя­щенника. Но Швабрин рассказывает Пугачеву, что Маша - дочь погибшего коменданта крепости. Неимоверными усилиями Гриневу все-таки удалось спасти ее и отправить вместе с Савельичем в. имение к своим родителям. Казалось бы, наконец-то должен наступить счастливый конец. Однако на этом испытания влюбленных не закончились. Гринева арестовывают, обвинив в том, что он был заодно с бунтовщиками, и выносят несправедливый приговор: сослать на вечное поселение в Сибирь. Узнав об этом, Маша отправляется в Петербург, где она надеялась найти покровительство у императрицы как дочь человека, пострадавшего за свою верность государыне. Где только взялись у этой роб­кой провинциальной девушки, никогда не бывавшей в столице, такие силы, такая отвага? Эти силы, эту отвагу ей придала любовь. Она же и помогла ей добиться справедливости. Петр Гринев был освобожден, и все обвинения с него были сняты. Так верная, преданная любовь помогла героям повести вынести все невзгоды и испытания, выпавшие на их долю.

В самом начале произведения Маша Миронова представляется тихой, скромной и молчаливой дочкой коменданта. Она выросла в Белогорской крепости со своим отцом и матерью, которые не могли дать ей хорошего образования, но воспитали её послушной и порядочной девушкой. Однако капитанская дочка росла одиноко и замкнуто, отделённая от внешнего мира и, не зная ничего, кроме своей деревенской глуши. Ей кажутся восставшие крестьяне разбойниками и злодеями, и даже ружейный выстрел нагоняет на неё страх.

При первой встрече мы видим, что Маша - обычная русская девушка, «круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши», которая воспитана в строгости и проста в общении.

Из слов Василисы Егоровны мы узнаем о незавидной судьбе героини: «Девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег... с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою». О её характере: «Смела ли Маша? -- отвечала ее мать. -- Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась. С тех пор уж и не палим из проклятой пушки».

Но, несмотря на всё это, капитанская дочка имеет и свой собственный взгляд на мир, и не соглашается на предложение Швабрина стать его женой. Маша не потерпела бы брак не по любви, а по расчёту: «Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться... Ни за что! ни за какие благополучия!»

А. С. Пушкин описывает капитанскую дочку, как невероятно стеснительную девушку, которая поминутно краснеет и поначалу не может заговорить с Гринёвым. Но такой образ Марьи Ивановны остаётся у читателя ненадолго, вскоре автор расширяет характеристику своей героини, чувствительной и благоразумной девушки. Перед нами предстаёт натура естественная и цельная, привлекающая к себе людей приветливостью, искренностью, добротой. Она уже не боится общения, и заботится о Петре во время его болезни после поединка со Швабриным. В этот период раскрываются истинные чувства героев. Нежная, чистая забота Маши оказывает на Гринёва сильное влияние, и, признаваясь в своей любви, он делает ей предложение руки и сердца. Девушка даёт понять, что их чувства взаимны, однако при её целомудренном отношении к замужеству она объясняет своему жениху, что не выйдет за него замуж без согласия родителей. Как известно, родители Гринева не дают согласия на женитьбу сына с капитанской дочерью, и Марья Ивановна отказывается от предложения Петра Андреевича. В этот момент проявляется разумная непорочность характера девушки: её поступок совершается ради любимого и не допускает совершения греха. Красота её души и глубина чувства отражаются в её словах: «Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую - бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих…». Вот пример самоотречения во имя любви к другому человеку! Как утверждает исследователь А.С.Дегожская, героиня повести была «воспитана в патриархальных условиях: в старину в брак без согласия родителей считался грехом». Дочь капитана Миронова знает, «что отец Петра Гринева - человек крутого нрава», и он не простит своему сыну женитьбы против его воли. Маша не хочет причинять боль любимому человеку, мешать его счастью и согласию с родителями. Так проявляется твердость ее характера, жертвенность. Мы не сомневаемся, что Маше тяжело, но ради любимого она готова отказаться от своего счастья.

Когда начинается восстание Пугачёва и приходит известие о скором нападении на Белогорскую крепость, родители Маши решают отправить её в Оренбург, чтобы уберечь свою дочь от войны. Но бедная девушка не успевает уехать из дома, и ей приходится стать свидетельницей ужасных событий. Перед началом приступа А.С.Пушкин пишет, что Марья Ивановна пряталась за спиной Василисы Егоровны и «не хотела отстать от неё» . Капитанской дочке было очень страшно и беспокойно, но она не хотела этого показывать, отвечая на вопрос отца, что «дома одной страшнее», с «усилием улыбнувшись» своему возлюбленному .

После захвата Белогорской крепости Емельян Пугачёв убивает родителей Марьи Ивановны, и от глубочайшего потрясения Маша серьёзно заболевает. К счастью девушки, попадья Акулина Памфиловна забирает её к себе в опеку и прячет за ширмой от Пугачёва, пирующего после победы в их доме.

После отъезда новоиспечённого «государя» и Гринёва нам открывается твердость, решительность характера, непреклонность воли капитанской дочки.

Злодей Швабрин, перешедший на сторону самозванца, остаётся за главного, и, пользуясь своим положением главного в Белогорской крепости, принуждает Машу выйти за него замуж. Девушка не соглашается, для неё «легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иваныч» , поэтому Швабрин мучает девушку, не впуская никого к ней и давая только хлеб и воду. Но, несмотря на жестокое обращение, Маша не теряет веры в любовь Гринёва и надежды на избавление. В эти дни испытаний перед лицом опасности капитанская дочка пишет своему возлюбленному письмо с просьбой о помощи, так как понимает, что, кроме него, за неё заступиться некому. Марья Ивановна стала настолько храброй и бесстрашной, что Швабрин не мог представить, что она сможет бросить такие слова: «Я никогда не буду его женой: я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят» . Когда же наконец приходит к ней спасение, её охватывают противоречивые чувства - её освобождает Пугачёв - убийца её родителей, бунтарь, перевернувший её жизнь с ног на голову. Вместо слов благодарности «она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств» .

Емельян Пугачёв отпускает Машу и Петра, и Гринёв отправляет возлюбленную к своим родителям, прося Савельича сопровождать её. Доброжелательность, скромность, душевность Маши располагают к ней всех окружающих, поэтому Савельич, который рад за своего воспитанника, собирающегося жениться на капитанской дочери, соглашается, говоря такие слова: «Хоть раненько задумал ты жениться, да зато Марья Ивановна такая добрая барышня, что грех и пропустить оказию…» . Родители Гринёва не оказываются исключением, кого поразила Маша своей скромностью и искренностью, и они хорошо принимают девушку. «Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить». Даже батюшке любовь Петруши «уже не казалась пустою блажью», а матушка только и хотела, чтобы её сын женился на «милой капитанской дочке».

Ярче всего раскрывается характер Маши Мироновой после ареста Гринева. Всё семейство было поражено подозрением об измене Петра государству, но больше всех переживала Маша. Она чувствовала себя виноватой в том, что он не может оправдаться, дабы не впутывать любимую, и была совершенно права. «Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти» .

Сказав родителям Гринева, что «вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность» , Маша отправляется в Петербург. Она была настроена твёрдо и решительно, поставив перед собой цель во чтобы то ни было оправдать Петра. Встретившись с Екатериной, но не зная пока об этом, Марья Ивановна открыто и в подробностях рассказывает свою историю и убеждает императрицу в невиновности любимого: «Я знаю все, я вам все расскажу. Он для меня одной подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве только потому, что не хотел запутать меня» . А.С.Пушкин показывает стойкость и непреклонность характера героини, её воля сильна, а душа чиста, поэтому Екатерина верит ей и освобождает из-под ареста Гринёва. Марья Ивановна была очень тронута поступком государыни, она, «заплакав, припала к ногам императрицы» в благодарности.