Искусство часть духовной культуры человечества. Мораль как сфера духовной культуры

Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.

Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство обусловлено миром природы и общественных отношений, которые окружают индивидов.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

1. Архитектура (зодчество) - вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека.

Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная.

2. Живопись - вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета.

Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.

Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению ее психического равновесия.

Художественно-концептуальная функция выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.

Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искусства.

Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.

Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играет ведущую роль в общей системе функций искусства.

Эстетическая функция - это специфическая способность искусства формировать эстетические вкусы и потребности человека, пробуждать в личности желание и умение творить по законам красоты.

Гедонистическая функция показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею самоценного значения личности и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.

Познавательно-эвристическая функция отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства - жизнь людей - чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее, являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи - цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объемно-пространственные формы и т. д.

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия пoзнающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство включено в целостную систему форм общeственного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в eдином культурном контексте, возникающем благодаря иx взаимосвязям.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МАТИ - Российский государственный технологический университет

им. К. Э. Циолковского»

по культурологии

Искусство как форма культуры

Москва 2013

  • Содержание
    • 1. Введение
    • 4. Формы культуры
    • 6. Заключение

1. Введение

Данная тема реферата стала актуальной для меня в связи с тем, что мне было интересно как можно связать культуру с искусством. Меня интересовал вопрос: «Как они взаимодействуют?» У меня было желание подробнее разобраться в структуре искусства и культуры. Данная тема актуальна на данный момент и интересует определенную группу людей. Эта группа расширяется в связи с доступностью культуры для общества.

2. Знакомство с понятием «культура»

Слово культура в разные времена употребляли под разными понятиями. Впервые это слово встречается в римских текстах и подразумевает возделывание почвы, тогда как в первом веке до нашей эры римский оратор Марк Тулий Цицерон впервые говоря о возделывании говорил о воспитании и образовании молодежи. В эпоху просвещения культура понималась как история духов, духовного развития человека. Культура в эту эпоху была синонимом интеллектуального, нравственного и эстетического понимания человека. На данный момент понятие культуры относится к фундаментальным понятиям в обществознании. В обыденном сознании она относится к оценочным понятиям и относится к чертам личности. Одно из определений культуры:«это исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях», но современной науке дано слишком много определений культуры, чтобы все их охватить.

3. Знакомство с понятием «искусство»

В наиболее общем смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. В 20 веке в понимании эстетического удовольствия наметились три основных подхода: реалистический, объективистский, и релятивистский.

Реалистический подход, когда эстетические качества объекта присущи ему имманентно и не зависят от наблюдателя. Подход, который также считает эстетические свойства объекта имманентными, но в некоторой степени зависимыми от наблюдателя называется объективистским. Подход, в соответствии с которым эстетические свойства объекта зависят только от того, что в нём видит наблюдатель, и разные люди могут усматривать разные эстетические качества одного и того же объекта обычно называют релятивистским. С последней точки зрения объект может быть охарактеризован в зависимости от намерений его творца (или отсутствия каких-либо намерений), для какой бы функции он ни был предназначен. Например, кубок, который в быту может быть использован как контейнер, может считаться произведением искусства, если был создан только для нанесения орнамента, а изображение может оказаться ремесленной поделкой, если его производят на конвейере.

Искусство делится на виды: изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура и прикладное искусство.

4. Формы культуры

Культуру, как правило, подразделяют на несколько форм культуры, такие как: материальная культура, духовная культура, информационная культура и физическая культура.

Материальная культура - превращение природных материалов и энергии в соответствии с человеческими целями, создание искусственной среды обитания. Сюда включается также необходимый и достаточный набор технологий для сохранения и развития этой среды. Материальная культура создает и задает уровень жизни общества, формирует материальные запросы людей и предлагает способы их удовлетворения.

К духовной культуре относят продукты духовной деятельности человека, которые существуют преимущественно в идеальном виде: понятия, представления, верования, чувства и переживания, доступные сознанию и пониманию всех людей. Информационная культура - ее основой являются знания о информационной среде, законы ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках, эффективной жизнедеятельности и в информационном обществе.

Физическая культура - превращение биологического начала в самом человеке; формирование социально необходимых навыков, умений и качеств человеческого тела.

5. Искусство как особая форма культуры

культура эстетический искусство художественный

С творческой деятельностью человека напрямую связан такой феномен культуры как искусство. Искусство - это один из элементов культуры, в котором накапливаются художественно-эстетические ценности, это форма чувственного познания мира, в искусстве проявляются творческие способности человека, искусство есть процесс освоения человеком художественных ценностей.

Любой объект, на который падал луч художественного познания выступал в его свете как вещь очеловеченная, одухотворенная, социально значимая, т.е. как ценность. Именно ценность бытия оказывалась предметом художественного познания и оттого отношение человека к действительности, то, как оно воспринимал, переживал и осмыслял окружающий мир, не было вынесено за пределы этого предмета, а находилось в нем самом как сторона цепко сросшаяся с его объективным содержанием. У человека образное мышление и воплощавшее его художественное творчество формировались в той мере, в какой он обретал способность осознавать свои эмоциональные реакции, выделять в них то, что имеет всеобщую значимость.

Художественное восприятие есть система открытая, имеющая цель вне себя - такой целью оказывается переработка и объективация результатов восприятия, т.е. создание художественного произведения, которое передало бы данную информацию другим людям. Эстетическое сознание не заключает в себе имманентного т.е. внутреннего необходимого, реализационного импульса; оно побуждает человека к деятельности только в тех случаях, когда объект эстетически его не удовлетворяет и он стремится придать ему недостающую красоту или величие -- так возникает эстетическая установка, например, у садовода, разбивающего парк и реорганизующего природную данность. Если же объект вызывает у человека эстетическое восхищение, оно как бы парализует его практические действия, требуя сохранения данного объекта именно таким, каков он есть, - так рождается бережное отношение ко всем явлениям природы и вещам, в которых мы находим подлинную эстетическую ценность и которые только бы пострадали от какой-либо переделки.

Главный объект искусства - духовное содержание социального бытия человека (образ жизни, образ мыслей, мироощущение мировоззрение общества, идеалы, психология - духовная культура данной эпохи). В содержании искусства заключено двойное знание - знание о мире и самопознание художника. Способ познания - конкретно-образный, отличающийся от свойственного науке - абстрактно-логического.

6. Заключение

Таким образом в данном реферате разбираются такие аспекты как: особенности искусства как особой формы культуры, структура искусства и культуры, определения терминов и т.д.

Человек отличается от всех животных тем, что у него есть возможность творить. Он творит благодаря силе мысли, силе своего разума. Человек может мыслить и рождать идеи. Идеи на работе, дома, на учебе, в искусстве и т.п.. Идеи, которые он должен воплощать в жизнь, показывать миру. Благодаря только одной идеи можно стать богатым, известным или просто заслужить внимание людей. Искусство это воплощение идей и образов в предметы, которые могут услышать и увидеть люди.

Воплощение идей в жизнь - это искусство, а культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, поэтому искусство является формой культуры и они взаимосвязаны.

Список использованной литературы

1. Конспект лекций по культурологии преподавателя Балакиной Тамары Ивановны

2. Сайт http://ru.wikipedia.org

3. Wollheim 1980, op. cit. Essay VI. pp. 231-39.

4. Aliev, Alex. (2009). The Intentional-Attributive Definition of Art. Consciousness, Literature and the Arts 10

5. Сайт http://zdos.ru

6. Каган М.С. Философия культуры. М.: ПРИОР, 2004. С. 133.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Определение, сущность и формы эстетического освоения человеком мира. Понятие, виды искусства. Функции искусства. Три способа человеческого познания. Природа искусства. Понятие "искусства" в историческом развитии. Реальные и душевные источники искусства.

    доклад , добавлен 23.11.2008

    Искусство в контексте культуры, игровая природа искусства. Искусство - это мастерская культуры. Результаты художественного творчества являются не только произведениями искусства, но и фактами культуры, так как они концентрируют в себе черты своего времени

    реферат , добавлен 15.01.2004

    Предназначение искусства. Понятие искусства. Художественная социализация личности и формирование эстетического вкуса. Перспектива художественной культуры в переходный период. История взаимодействия художественной культуры и личности.

    контрольная работа , добавлен 04.08.2007

    Понятие, процесс зарождения цивилизации. Применение термина во всех социально-гуманитарных дисциплинах. Искусство как форма культуры его значения. Взаимоотношение различных видов искусства. Развитие культуры в период первой промышленной революции.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2010

    Понятие, значение и основные виды культуры. Роль и место культуры в жизни человека. Развитие культуры в совокупности с религией, наукой и искусством. Сущность художественной культуры. Смысл науки и научной деятельности. Миф как особая форма культуры.

    контрольная работа , добавлен 13.04.2015

    Структура художественной культуры, ее развитие и взаимосвязь с искусством. Искусство как особый род творческой деятельности. Понятие художественного образа. Пространственные и временные искусства. Функции искусства. Особенности художественной культуры.

    реферат , добавлен 03.09.2011

    Основные понятия и определения культуры. Материальная и духовная культура. Морфология (структура) культуры. Функции и типы культуры. Культура и цивилизации. Понятие религии и ее ранние формы. Серебряный век русской культуры.

    шпаргалка , добавлен 21.01.2006

    Сущность, строение, взаимосвязь материальной и духовной культуры. Роль художественной эстетики и ее исключительное положение в системе видов культуры. Основные приоритеты духовной культуры, гармонические взаимоотношения между материальным и духовным.

    реферат , добавлен 23.03.2011

    Культурологическая концепция происхождения человека. Становление культуры и ранние формы ее развития. Материальная и духовная культура первобытного общества. Этапы развития материальной и духовной культуры Египта. Место человека в религии и искусстве.

    шпаргалка , добавлен 04.04.2011

    Культурологический анализ искусства, выяснение его социокультурных смыслов и взаимодействие с другими феноменами культуры. Определение искусства, критерии художественности. Понятие массовой культуры. Способы отражения действительности в искусстве.


2.2. Искусство - как часть духовной культуры.

Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.

Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство обусловлено миром природы и общественных отношений, которые окружают индивидов.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

1. Архитектура (зодчество) - вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека.

Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово–парковая, промышленная, реставрационная.

2. Живопись - вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета.

Общественно–преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно–эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.

Утешительно–компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению ее психического равновесия.

Художественно–концептуальная функция выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.

Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искусства.

Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.

Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играет ведущую роль в общей системе функций искусства.

Эстетическая функция - это специфическая способность искусства формировать эстетические вкусы и потребности человека, пробуждать в личности желание и умение творить по законам красоты.

Гедонистическая функция показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею самоценного значения личности и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.

Познавательно–эвристическая функция отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во–первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства - жизнь людей - чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее, являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во–вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи - цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объемно–пространственные формы и т. д.

В–третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия пoзнающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство включено в целостную систему форм общeственного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в eдином культурном контексте, возникающем благодаря иx взаимосвязям.

2.3. Религия – как часть духовной культуры.

Что же касается религии, как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов.

Любая религия включает в себя несколько важнейших элементов. Среди них: вера (религиозные чувства, настроения, эмоции), учение (систематизированная, специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий), религиозный культ (совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения богам, т. е. обряды, молитвы, проповеди и т.п.). Достаточно развитые религии имеют и свою организацию - церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

Наиболее кратко и афористично функции религии определил З. Фрейд, писавший: «Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим, прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном сообществе». Для многих людей религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняя устройство мира и определяя место человека в нем. Религиозные нормы - один из мощных социальных регуляторов. Через целую систему ценностей они регулируют общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение, надежду многие миллионы. Религия позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обещая «Царство Божие», примиряет с земным злом. В условиях неспособности науки объяснить множество природных явлений религия предлагает свои варианты ответа на мучительные вопросы. Часто религия способствует объединению наций, образованию единых государств.

2.4. Духовная культура

Слово cultura ведет свое происхождение от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Первоначально слово культура обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой смысл.

В современном языке понятие культура употребляется в основном в двух значениях - «широком» и «узком».

В узком смысле, говоря о культуре, обычно подразумевают те области творческой деятельности, которые связаны с искусством.

В широком же смысле культурой общества принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.

Под материальной культурой понимают технику, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека. Подвидами материально–культурных феноменов являются:

1) природные объекты, которые подверглись некоторому воздействию со стороны человека и изменили свою первозданную форму (рубило первобытного человека);

2) искусственно–природные объекты, которые сохраняют свою природную форму, но существуют так, как не встречаются в естественных условиях (японский сад камней);

3) синтетически–природные объекты, т.е. такие объекты, которые синтезированы из встречающихся в природе материалов (пластмассы);

4) социально–культурные объекты, сооружение которых предполагает использование природных и искусственных материалов (шоссейные дороги);

5) социально–материальные объекты, обслуживающие общество в производственной сфере (компьютеры, машины).

Духовную культуру можно классифицировать так же, как и материальную, т. е. на основании степени творчески–преобразующей деятельности создавшего ее человека. Исходя из этого критерия выделяют следующие подвиды духовной культуры:

1) произведения монументального искусства, обладающие материальной формой, которую придал художник естественно–природным или искусственным материалам (скульптура, объекты архитектуры);

2) театральное искусство (театральные образы);

3) произведение изобразительного искусства (живопись, графика);

4) музыкальное искусство (музыкальные образы);

5) различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы и т. д.);

6) общественно–психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обычаи, и т. д.).

Относительная самостоятельность материальной и духовной сфер общественной жизни в отношении друг друга иногда приводит к переоценке роли и места материальной культуры общества и недооценке его духовной культуры. В противовес подобному подходу в последние годы в социологии получает все большее распространение понятие социокультурной сферы жизни общества.

Социокулътурная сфера понимается как ведущая сфера развития общества, аккумулирующая опыт предшествующих поколений и обеспечивающая социальную стабильность в течение достаточно длительного исторического периода.

Ученые вычленяют следующие функции данной сферы:

а) трансляционную (передача социальных ценностей из прошлого в настоящее, а из настоящего - в будущее);

б) селекционную (оценка и классификация унаследованных ценностей, определение их места и роли в решении проблем общества на данном этапе);

в) инновационную (обновление социальных ценностей и норм).

Накопленные российским обществом в XX веке социальные ценности и нормы сегодня подвергаются серьезному пересмотру. В связи с этим можно отметить ряд позитивных и негативных процессов, происходящих в социокультурной сфере.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители признавали что:

1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта;

2) что культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно–временные границы;

3) культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности, как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.

Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную.

К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Говоря о духовной культуре, следует различать ее форму, которая материальна, и содержание, которое идеально. Форма характеризует то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содержание - то, что они значат для личности и общества.

Духовная деятельность совершается ради удовлетворения духовных потребностей, т. е. нужды людей в создании и освоении духовных ценностей. Важнейшие среди них - потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании окружающего мира. Духовные ценности выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного и т. п. К формам духовного освоения окружающего мира относятся философское, эстетическое, религиозное, моральное сознание. К формам общественного сознания относят и науку. Система духовных ценностей является неотъемлемым элементом духовной культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Большаков В. П., Новицкая Л. Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения): Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.

    Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина , Е.Г. Соколова . СПб., 2003. С.6-14

    Ерасов Б. С. «Социальная культурология». - М., 1996.

    «Морфология культуры. Структура и динамика», 1994 г.

    Пономарева Г. М. и др. Введение в культурологию. - М., 1997.

    Соколов Э. В. Культурология. Очерки истории культур. - М., 1994.

2 Большаков В. П., Новицкая Л. Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения): Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. С-10.

роль развитие теории культуры организации, в обоснование роли корпоративной культуры в развитии организации, взаимозависимости... социально обусловленное избирательное отношение личности к материальным, социальным и духовным благам. Это набор...

Общие замечания

Многогранность духовной культуры неоспорима.

В составе духовной культуры выделяют субстратную и видовую структуры.

Субстратная структура духовной культуры

Элементами субстратной структуры выступают ценности, нормы и языки культуры. Одним из основных элементов считаются ценности. Т. Парсонс определял ценность как понятие о желательном, которое влияет на выбор модели поведения. Действительно, в обыденном сознании ценность – это оценивание с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости, истинного и ложного знания, красоты и безобразия результатов творений человека. Так вырабатывается в обществе система ценностей, которая делает социум, во-первых, упорядоченным и, во-вторых, предсказуемым. А главное, система ценностей уже накопившаяся в обществе выполняет регулятивную функцию, т.е. она регулирует деятельность человека. Ценность, по мысли П. Сорокина, является фундаментом любой культуры. Если культурный предмет не имеет ценности, то это просто физический объект.

Ценности делятся на:

  1. предметные, которые имеют своего носителя, например, природные богатства, художественные произведения, предметы религиозного поклонения;
  2. сознания, куда относятся, например, общественные установки, представления о смысле жизни, справедливости.

Ценности воплощаются в культурных артефактах. Это и мифология, и письменность, и религия, и произведения искусства и т.д. В традиционных культурах часто вне какой-то из них артефакт переставал им быть – камень, птица, дерево, «назначенные» каким-либо архаичным сообществом в качестве тотема.

Но есть и универсальные, т.е. общечеловеческие культурные ценности, которые можно найти во всех культурах и, соответственно, которые разделяются всеми членами социума, вне зависимости от национальности, вероисповедания, положения в обществе. Такие ценности – это результат осмысления человеком опыта развития общества. Они общезначимы и на этом условии объединяют общество. Отметим, что духовные ценности более универсальны, чем материальные. К фундаментальным духовным ценностям относятся любовь, вера, знание, наука, семья, брак, почитание предков и подобные. И нет культур, где были бы ценностны насилие, убийство, воровство и под.

Замечание 1

Изменение общественно-политических условий жизни влечет за собой изменение и системы ценностей, но есть незыблемые, которые не меняются на протяжении многих и многих веков.

Нормы – это следующий элемент субстратной культуры.

Определение 2

Под нормами понимают правила, которые регулируют взаимодействие и поведение людей.

Культурные нормы – это своеобразные эталонные образцы поведения, которые выработаны социумом для облегчения общения. К типам культурных норм относятся привычки, манеры, обычаи, нравы, обряды, церемонии, ритуалы, табу. Законы рассматривают как разновидность норм. Все перечисленные типы норм образуют нормативную систему культуры.

И третий структурный компонент – это языки культуры.

С помощью этих языков сохраняется и передается из поколения в поколение ценности духовной культуры, а также происходит культурное общение.

Языки культуры имеют сложную систему из многих уровней. Единицей системы является знак. Он выступает объективным заменителем события, явления, и его используют для хранения и переработки культурной информации.

Особым знаком выступает символ, который выражает в предметной форме смысл какого-либо явления, например, голубь – символ мира.

Среди языков выделяют естественные языки (они исторически первичны) и искусственные языки, созданные человеком (языки науки, например), вторичные языки, представляющие собой такие коммуникационные структуры, как:

  • религия,
  • искусство.

Искусство как форма духовной культуры

Искусство - одно из самых удивительных созданий человечества. Это многоярусные буддийские пагоды, скорбный лик Богоматери на русских иконах, совершенство античных статуй и грандиозность средневековой готики, прекрасные образцы мадонн Возрождения, величайшие произведения Пушкина, Шекспира, гениальная музыка Баха, Бетховена, Чайковского, скульптуры Фидия, Родена, Вучетича, спектакли Станиславского, Брехта, фильмы Феллини, Тарковского и богатейший мир других творений.

Что же такое искусство? Существует множество определений этого феномена культуры:

«Искусство в широком смысле – это художественное творчество» .

«Искусство – это специфический род духовного освоения человеком действительности, формирующий и развивающий его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты» .

«Искусство – одна из специализированных сфер культуры, функционально решающая задачу интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах» .

«Искусство – особый способ освоения действительности, специфическая – художественно-образная – сфера человеческой деятельности» .

При всем различии этих определений они едины в том, что основанием искусства является художественное творчество, а специфика искусства, отличающая его от других форм духовной культуры, заключается в художественно-образном отражении жизни. Художественность искусства следует рассматривать как особое свойство, выражающееся в его высоком совершенстве, в эстетическом воздействии. Если наука познает бытие, то искусство творчески воссоздает его, преображая, дополняя, расширяя мир, жизненный опыт, создавая искусственную вторичную реальность.

Формой мышления в искусстве является художественный образ. Это особая, присущая искусству форма отражения действительности характерными для каждого вида искусства художественными средствами. Художественное отражение жизни может совершаться в зрительных образах (ИЗО), в звуковых (музыка), в слове (художественная литература), посредством синтеза всех вышеназванных образов (театр, кино) и т.д.

Образное отражение жизни отличается ассоциативностью, иносказательностью, целостностью, умением отделять существенное, типичное от второстепенного. Художественный образ не просто копирует, «списывает натуру». Он проявляется в виде творческого отношения к действительности, сделанного с субъективных авторских позиций. В искусстве все личностно. Это образ мира и человека, переработанный в сознании художника. Неслучайно, искусство называют субъективным образом объективного мира. Именно это слияние объективного и субъективного объясняет наличие в искусстве «вечных тем»: тем любви, дружбы, материнства и т.д.(сравните любовную лирику А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока, Ф.И. Тютчева, А.А. Ахматовой).

В художественном произведении автор всегда имеет право на свое «я». И чем крупнее личность, тем талантливее произведение. Мы можем соглашаться или не соглашаться с точкой зрения автора, но мы должны ее уважать (это особенно актуально для России, где всегда со сменой власти идет «перестройка» учебных программ).

В современном искусстве делается упор на отход от объективного изображения жизни, искусство рассматривается прежде всего как «способ самовыражения и самосознания художника» . Но как бы далеко не уносилось от реального мира воображение художника, оно бессильно порвать нити, связывающие его с миром, оно не способно творить «само по себе», не пользуясь тем материалом впечатлений, наблюдений, которые дают художнику опыт, непосредственное восприятие окружающего мира.

Вместе с тем, даже в тех случаях, когда искусство обращается к изображению предметов реального мира, оно оказывается предельно условным. Художественное освоение действительности не претендует на то, чтобы быть самой действительностью. Как бы ни был правдив художественный образ, он всегда придуман, иллюзорен. И это следующая особенность художественного образа. Характер и мера условности в зависимости от вида искусства, того или иного стиля могут быть различными (например, кино или балет; реалистическое или символическое произведение и т.д.)

Важнейшей особенностью художественного образа является также слитность интеллектуального и эмоционального, «единство мысли и чувства»,взгляда и настроения, убеждения и ощущения, понимания и симпатии или антипатии. Не случайно, искусство называют школой чувств. Эмоциональную выразительность искусства нельзя трактовать односторонне: сводить содержание искусства только к выражению чувств, эмоций, а деятельность мысли - отдавать науке. Искусство выражает и чувства, и мысли художника. Нельзя не согласиться с М.С. Каганом, который отмечает, что «эмоциональные реакции свойственны и животным, однако, пение птиц не становится музыкой, а прыжки обезьяны – танцем, потому что у животных нет сознания, мышления…»

Все вышесказанное представляется особенно актуальным в свете наводнившей наш экран низкопробной продукции массовой культуры (триллеры, мыльные оперы, песни - однодневки и т.д.), апеллирующей прежде всего к эмоциям и не дающей пищи мысли, разуму. Соотношение эмоционального и рационального может быть различным в творчестве разных художников, в разных видах искусства, в разных художественных направлениях (музыка и литература; рационализм классицизма и эмоциональность сентиментализма и т.д.) Однако, художественность, поэтичность сохраняются лишь до тех пор, пока интеллектуальная сторона содержания не вытеснит эмоциональную, или же наоборот.

Особенности содержания в искусстве определяют характер художественной формы, которая в искусстве играет важнейшую роль. Однако, повышенное внимание к художественной форме в отрыве от содержания является также крайностью, ибо ведет к поверхностному, чисто «технологическому» пониманию произведения искусства.

Причины художественного освоения мира не остаются неизменными. Изменение картины мира в XX веке вызвало к жизни и новое художественное видение. Модернизм порывает с традициями предшествующего искусства, с традициями художественно-образного отражения жизни: происходит расставание с предметностью, с реальным миром. Начинается период художественных экспериментов, поисков, идет опора на внутренние ресурсы искусства. Доминантой нового искусства является нечто расплывчатое, неуловимое, усиливается доля иррационального, парадоксальности, ироничности.



Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. В ходе развития искусства система видов искусства постоянно изменялась. Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни один из них своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую картину мира. Такую картину создать может только вся художественная культура в целом.

Искусство - явление социальное и выполняет в обществе множество функций. В научной литературе нет единого мнения в определении количества функций искусства и их иерархии.

Искусство невозможно свести к какой-либо одной функции. Оно полифункционально и выполняет познавательную, воспитывающую, ценностно-ориентационную, коммуникативную, эстетическую, прогностическую (предвидения), гедонистическую и др. функции.

Как правило, в художественном произведении они наличествуют почти все, хотя в историческом развитии искусства структурные изменения в системе функций прослеживаются.

Соотношение функций может изменяться в зависимости от политических, идейно-эстетических позиций, творческого метода. Так, в буржуазно-индивидуалистической культуре на первый план выдвигается гедонистическая и компенсаторная функции (искусство как радость, удовольствие, наслаждение, как отдых для «усталых нервов»), в советской культуре – воспитывающая и идеологическая функции. Критический реализм 19 века исходил из активного воздействия искусства на человека и жизнь (искусство – «учебник жизни»), поэтому превалировали познавательная и воспитывающая функции, модернизм ХХ века отрицает способность искусства «учить и поучать», не выходит за пределы формотворчества, а поэтому на первый план выдвигает эстетически-гедонистическую функцию.

Превалирование какой-либо одной функции за счет другой влияет на качество произведения, делая его или дидактически поучающим или поверхностно-развлекательным, а также приводит к неравномерному развитию разных областей искусства. Только в полноте, равномерности, разносторонности реализации всех функций – залог успешного развития искусства и выполнения его великой роли в жизни общества.

Литература

1. Каган М.С. Эстетика как философская наука [Текст] / М.С. Каган. – СПб.: ТООТК «Петрополис», 1997. –544 с.

2. Кравченко А.И. Культурология [Текст]: учебное пособие для вузов /А.И. Кравченко. – М: Академичкский Проект, 2004.- 512 с.

3. Культурология [Текст]: учебник для студ. техн. вузов. / ред. Н.Г. Багдасарьян.- М.: Высшая школа, 2007. – 528 с.

4. Мировая художественная культура [Текст]: учебное пособие / ред. Б.А. Эренгросс.-М.: Высшая школа, 2001-767с.

5. Флиер А.Я. Культурология для культурологов [Текст] / А.Я. Флиер. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.-492с.