Понятие о спортивной этике. Контрольная что понимается под физической культурой, влияние физической культуры и спорта на человека Но и спортивными и культурными

text_fields

text_fields

arrow_upward

Культура представляет собой процесс и результат хранения, освое­ния, развития и распространения материальных и духовных ценностей. Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры. Она служит средством и способом физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей.

Компонентами физической культуры являются:

  • физическое воспитание;
  • спорт;
  • физическая рекреация;
  • двигательная реабилитация.

Компоненты физической культуры связаны между собой, и в то же время, имеют специфические черты.

Физическое воспитание направлено иа всестороннее развитие чело­века и осуществляется, как правило, в образовательных учреждениях. От­личительной особенностью спорта является элемент соревновательности. Физическая рекреация предполагает использование физических упражне­ний для активного отдыха, например, в форме туризма. Ей иногда относят к фоновым видам физической культуры, которые включают также упраж­нения в рамках повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки и др.). Двигательная реабилитация служит для восстановления посредством физических упражнений временно утраченных физических способностей, ле­чения травм. Её разновидностью является лечебная физическая культура.

Понятия "физическое воспитание", "физическое развитие", "физическое совершенство"

text_fields

text_fields

arrow_upward

Физическое воспитание

Физическое воспитание — это процесс приобретения специальных знаний, жизненно важных двигательных умений и навыков, разносторон­него развития физических качеств и формирования потребности в занятиях физическими упражнениями. В отличие от физического воспитания физическая подготовка предполагает овладение двигательными навыками и развитие физических качеств, необходимых в конкретной профессиональ­ной или спортивной деятельности. В связи с этим говорят, например, о профессионально-прикладной физической подготовке летчика, монтажни­ка, агронома и т. д.

Физическое развитие

Физическое развитие — это процесс изменения форм и функций ор­ганизма (длины и массы тела, силы, быстроты и т, п.) либо под воздейст­вием естественных факторов (труда, быта, генетической предрасположен­ности), либо под воздействием целенаправленного использования физиче­ских упражнений. Таким образом, если физическое воспитание — это спе­циально организованный педагогический процесс, то физическое развитие может протекать естественным путем.

Физическое совершенство

Физическое совершенство - это уровень здоровья и всестороннего физического развития, соответствующий требованиям человеческой дея­тельности в определенных исторически сложившихся условиях. Достиже­ние физического совершенства является целью физического воспитания.

Понятия "спорт" и "вид спорта"

text_fields

text_fields

arrow_upward

Спорт — это игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанная на использовании физических упражнений и направлен­ная на достижение наивысших результатов.

Эта деятельность имеет ряд особенностей:

  • наличие борьбы, конкуренции непосредственно в игре, поединке и т.п.;
  • унификация действий спортсмена, условий их выполнения и способов оценки достижений в соответствии с официальными правилами;
  • регламентация поведения спортсменов с учетом принципов неантагони­стического отношения между людьми.

Понятие «вид спорта» имеет более узкий смысл, чем «спорт». Вид спорта — это сформировавшийся в ходе развития спорта вид соревнова­тельной деятельности, отличающийся конкретным предметом состязания и правилами ведения соревновательной борьбы. К видам спорта относятся легкая и тяжелая атлетика, гимнастика, борьба, бокс и множество других.

Возникновение физической культуры

text_fields

text_fields

arrow_upward

Возникновение физической культуры было обусловлено жизнью первобытного общества. В процессе труда и, в первую очередь, охоты че­ловек приобретал необходимые навыки и умения в беге, прыжках, метани­ях, лазанье, развивал в себе силу, выносливость и другие необходимые фи­зические качества.

Субъективной предпосылкой возникновения физической культуры послужило развитие мышления, сознания первобытного человека. Совер­шая магические и ритуальные действия перед охотой, при которых много­кратно поражалось не само животное, а его изображение на скале или зем­ле, человек стал выделять физические упражнения в самостоятельный вид деятельности.

С возникновением религиозных верований элементы физических уп­ражнений связывались с религиозными обрядами. Так появились культо­вые танцы, пляски, игры.

В условиях родового строя большую роль стала играть военная под­готовка. Например, австралийцы с ранних лет упражнялись в стрельбе из лука, метании бумеранга. Первобытные племена Африки широко приме­няли в воспитании детей и юношей фехтование на палках, борьбу, упраж­нения в раскачивании на лианах.

У многих первобытных народов существовал обряд инициации (по­священия) при переходе из одной возрастной группы в другую. В инициа­циях обычно использовались физические упражнения, к которым юноши усиленно готовились.

Физические упражнения также составляли основу разнообразных игр и развлечений.

Олимпийские игры Древней Греции

text_fields

text_fields

arrow_upward

Многочисленные игры и соревнования были широко распростране­ны в рабовладельческих государствах Древнего Востока, Древнем Риме и Древней Греции. Например, в Древнем Риме традиционными были Троян­ские игры, включавшие состязания всадников в запутанных ходах лаби­ринта, гонки колесниц, борьбу, кулачный бой, метание копья и диска.

В Древней Греции занятия физическими упражнениями достигли макси­мального развития. Из всех проводимых там игр (Немейские, Дельфийские и др.) наиболее значимыми были Олимпийские игры. Согласно преданию начало им положил Геракл в XII в. до н. э., когда провел соревнования ме­жду четырьмя своими братьями в честь победы Зевса над Кроносом.

Первые известные в истории Олимпийские игры были проведены в 776 г. до н. э. в Олимпии, расположенной на Пелопонесском полуострове на юго-западе Греции. Игры проходили один раз в четыре года. Периоды между играми назывались олимпиадами.

За месяц до игр по всей территории Греции объявлялось священное перемирие (экехирия). С VIII до II в.в. до н. э. в Олимпийских играх могли участвовать только свободнорожденные греки. Рабы, варвары, а также женщины к играм не допускались. В дальнейшем к участию в играх стали допускаться атлеты негреческого происхождения.

В ранний период игры проходили в один день, в период расцвета — в пять дней. Они проводились чрезвычайно торжественно. Перед началом игр все участники давали клятву, что они честно готовились к играм и бу­дут достойно состязаться, а также приносили жертвы богам. Победители награждались оливковым венком. Кроме спортивных соревнований уст­раивались разнообразные конкурсы, выставки, культовые церемонии.

Программа Олимпийских игр, вначале состоявшая только из бега на одну греческую стадию (192 м), впоследствии расширялась за счет состя­заний в пентатлоне (пятиборье, включавшем бег на одну стадию, метание диска, метание копья на точность, прыжок в длину, борьбу), беге с оружи­ем (мечом и щитом), кулачном бое, панкратионе (соединении борьбы с ку­лачным боем), гонках колесниц, верховой езде. В играх принимали участие Аристотель, Сократ, Геродот. Чемпионом по кулачному бою был Пифагор.

Появление и распространение христианства, боровшегося против языческой веры и проповедовавшего аскетизм, повлекло за собой прекра­щение Олимпийских праздников. В 394 г. римский император Феодосий I издал эдикт о запрещении Олимпийских игр.

При феодализме игры с элементами соревнований были лишь ча­стью народных праздников или рыцарских турниров и уже не имели тако­го значения, как в античной культуре. Существенное внимание целена­правленным занятиям физическими упражнениями стало уделяться только с наступлением Эпохи Возрождения. Спорт и другие компоненты физиче­ской культуры в современном их понимании получили действительно ши­рокое распространение в течение XIX и начале XX в.в.

Олимпийские игры современности

text_fields

text_fields

arrow_upward

В 1894 г., ровно через полторы тысячи лет после запрещения древ­них Олимпийских игр, на Международном атлетическом конгрессе в Па­риже был создан Международный олимпийский комитет (МОК), и с 1896 г. началось проведение современных Олимпийских игр. В деле воз­рождения Олимпийских игр большую роль сыграл французский педагог и просветитель Пьер де Кубертен (1863-1937). Он возглавлял МОК до 1925 г.

Олимпийские игры проводятся в соответствии с олимпийской хар­тией (уставом), определяющей основные правила игр, цели и задачи МОК. Спортсмены и судьи приносят олимпийскую клятву — честно сорев­новаться и честно судить. Олимпийский девиз — «Быстрее, выше, сильнее!»

Олимпийская атрибутика включает олимпийский символ в виде пяти переплетенных колец разного цвета, означающих единение спорт­сменов пяти континентов; олимпийский флаг белого цвета с олимпийским символом в центре; олимпийский талисман.

Олимпийский церемониал состоит из торжественного открытия и закрытия игр, награждений. На открытии в числе других церемоний про­изводится зажжение в чаше стадиона олимпийского огня. Огонь доставля­ется факельной эстафетой из Греции, где в древней Олимпии он зажигает­ся от солнечных лучей с помощью большого вогнутого зеркала.

Первые Олимпийские игры современности состоялись в 1896 г. в Афинах. В дальнейшем они проводились каждые четыре года за исключе­нием 1916, 1940, 1944 г.г. в,периоды первой и второй мировых войн. С 1924 г., в те же годы, что и летние, стали проводиться зимние Олимпий­ские игры. С 1994 г. зимние и летние игры проводятся с интервалом в два года. В настоящее время продолжительность игр составляет 16-18 дней.

Если в первых играх в Афинах приняли участие 311 спортсменов из 13 стран, соревновавшихся в 9 видах спорта, то в XXVI играх в Атланте участвовали 10,5 тыс. спортсменов из 197 стран, боровшихся за 271 ком­плект медалей. XXVII игры в Сиднее собрали уже 11 тыс. спортсменов из 200 стран. В их программу был включен ряд новых дисциплин, таких, как синхронные прыжки в воду, женское водное поло, женское метание молота и др. Неизмеримо выросли результаты. Например, в беге на 100 м резуль­тат улучшился с 12,0 с до 9,79 с; в прыжках в длину — с 6,35 м до 8,95 м; в прыжках в высоту — с 1,81 м до 2,45 м.

На Олимпийских играх успешно выступали российские и советские спортсмены. На IV играх в Лондоне (1908) золотую медаль в фигурном ка­тании на коньках завоевал Н. А. Панин-Коломенкин. Советские спортсме­ны в общей сложности 12 раз занимали первое место в неофициальном ко­мандном зачете. Непременными участниками всех Олимпийских игр были спортсмены Петербурга-Ленинграда. Среди них Людмила Пинаева, став­шая победительницей трех Олимпийских игр в гонках на байдарках, гим­наст Александр Дитятин, завоевавший десять олимпийских медалей, из которых три золотые, пловец Владимир Сальников, ставший обладателем четырех золотых медалей, легкоатлетки Татьяна Казанкина и Тамара Пресс, у которых по три высшие награды. Значительную часть олимпий­ских команд составляли и продолжают составлять студенты-спортсмены, в том числе, нефизкультурных вузов. Например, в числе выпускников одно­го только Санкт-Петербургского Государственного Университета олим­пийские чемпионы Геннадий Шатков, Эльвира Озолина, Юрий Тармак, Андрей Крылов.

Крупнейшие современные спортивные соревнования

text_fields

text_fields

arrow_upward

На современном этапе кроме Олимпийских игр проводится большое количество крупных спортивных соревнований. Их организация осуществ­ляется международными спортивными объединениями. Кроме МОК к ним относятся международные спортивные федерации, такие, как Междуна­родная любительская легкоатлетическая федерация (ИААФ), Междуна­родная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА), Международная шахматная федерация (ФИДЕ). Существуют также региональные спор­тивные организации, например, Высший совет спорта Африки, Федера­ция азиатских игр, Международный комитет средиземноморских игр и др.

К проведению соревнований имеют отношение и такие спортивные объединения, как Международная федерация спортивной медицины, Меж­дународная ассоциация психологии спорта и др.

Международные соревнования могут быть комплексными или по одному виду спорта. К первым относятся Всемирные универсиады, Все­мирные Маккабиады (проходят в Израиле раз в четыре года), Африкан­ские, Панамериканские, Средиземноморские игры и др. Ко вторым отно­сятся чемпионаты мира и Европы; соревнования, ставшие международны­ми, как, например, проводимое в Уимблдоне первенство Англии по тенни­су; розыгрыши кубков и призов; мемориалы памяти выдающихся спорт­сменов и тренеров, например, Мемориал братьев Знаменских по легкой ат­летике. Чемпионаты проходят, как правило, короткое время в одной стра­не, и в них выявляются чемпионы. Кубковые соревнования состоят из не­скольких этапов, проводятся на протяжении сезона в разных странах, и по их результатам определяются обладатели кубка.

Соревнования также делятся на официальные и товарищеские. К товарищеским можно отнести многочисленные матчевые встречи с уча­стием клубных и национальных команд.

text_fields

text_fields

arrow_upward

Современный спорт подразделяется на два основных направления: массовый спорт и спорт высших достижений или большой спорт.

Массовый спорт характеризуется значительным количеством зани­мающихся, сравнительно невысоким уровнем результатов, зависимостью занятий спортом от другой доминирующей деятельности. Его целью явля­ется укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и ак­тивный отдых.

К массовому спорту относится юношеский спорт, которым занима­ются в общеобразовательных и спортивных школах, большая часть сту­денческого спорта, взрослый спорт, развиваемый в клубах и секциях по месту работы и жительства, армейский спорт. В последнее время во всем мире большую популярность приобрел ветеранский спорт, в котором по своим возрастным группам принимают участие мужчины начиная с 40 лет и женщины с 35 лет. Существует также специальный (паралимпийский) спорт или спорт инвалидов, в рамках которого проводятся соревнования разного уровня. Самыми крупными из них являются Паралимпийские иг­ры, проходящие через несколько недель после Олимпийских игр.

Спорт высших достижений характеризуется необыкновенной двига­тельной одаренностью занимающихся, большими затратами времени и энергии, доминирующим положением в жизни. Его целью является дости­жение максимально возможных результатов или побед на крупнейших соревнованиях. Спортсмены тренируются и участвуют в соревнованиях как правило в составе сборных команд. Спорт высших достижений — это, за редким исключением, профессиональный спорт, где человек работает на пределе своих возможностей. Такой труд в целом достаточно высоко опла­чивается. Например, за Первое место на чемпионате мира по легкой атле­тике спортсмен получает 100 тыс. долларов.

Организационные основы физической культуры

text_fields

text_fields

arrow_upward

В нашей стране управление в области физической культуры осуще­ствляется на основе принятых в 1993 г. «Основ законодательства Россий­ской Федерации о физической культуре и спорте». В 1999 г. вышла новая редакция этого закона. Управление производится в двух формах: государственной и общественной.

Высшим государственным органом управления физической культу­рой является Государственный комитет Российской Федерации по фи­зической культуре и спорту. Комитеты по физической культуре имеются в субъектах федерации, а также при краевых, областных, городских и рай­онных администрациях. С другой стороны, работу в области физической культуры проводят отдельные министерства, в состав которых входят со­ответствующие отделы и научно-методические советы. Самостоятельным органом, занимающимся развитием олимпийского спорта в стране и рас­ширением спортивных связей, служит Национальный олимпийский ко­митет России (НОК).

Государственное управление охватывает дошкольные учреждения, общеобразовательные и детско-юношеские спортивные школы, а также школы высшего спортивного мастерства, высшие и средние специальные учебные заведения, воинские части, лечебно-профилактические учрежде­ния.

В структуру общественных органов управления физической культу­рой входят: физкультурно-спортивное общество профсоюзов «Россия», ве­домственные общественно-государственные объединения, например, физкультурно-спортивное общество «Динамо», советы по туризму, общества охотников и рыболовов, клубы любителей бега и др.

Первичными звеньями общественно-физкультурного движения яв­ляются коллективы физической культуры и спортивные клубы. Они соз­даются в учреждениях и на предприятиях, в учебных заведениях, по месту жительства.

Государственные и общественные формы управления физической культурой тесно связаны между собой и представлены совместно в боль­шинстве учебных и трудовых коллективов.

Происходящие в обществе в последнее время динамичные процессы нашли свое отражение и в сфере организации физической культуры. Изме­нились условия подготовки и стимулирования труда высококлассных спортсменов, широкое распространение получили платные оздоровитель­ные услуги, предоставляемые как на базе государственных учреждений, так и частным образом.

Студенческие спортивные организации и соревнования

text_fields

text_fields

arrow_upward

Первичным государственным подразделением, осуществляющим учебно-тренировочную работу и проведение спортивных соревнований в вузе, является кафедра физического воспитания. Занятия проходят на ос­новном, специальном отделении (для студентов, имеющих ограничения по состоянию здоровья) и на отделении спортивного совершенствования. Первичным общественным подразделением является спортивный клуб вуза. Кафедра и клуб взаимодействуют с ректоратом, профсоюзной организацией вуза и вышестоящими государственными и общественными ор­ганами управления физической культурой.

Значительную роль в развитии студенческого спорта играет создан­ное в 1993 г. общественное объединение студентов и работников высшей школы — Российский студенческий спортивный союз. В его задачи вхо­дит организация и проведение студенческих соревнований внутри страны и развитие международных спортивных связей. Международные студенче­ские спортивные соревнования проводятся под эгидой Международной федерации университетского спорта (ФИСУ).

Система студенческих спортивных соревнований объединяет внутривузовские, межвузовские и международные соревнования.

Внутривузовские соревнования включают зачетные соревнования на учебных занятиях, соревнования на первенство учебных групп, курсов, факультетов, общежитий вуза.

Межвузовские соревнования включают районные, городские, зо­нальные и всероссийские студенческие соревнования. Распространены со­ревнования между вузами одного профиля, например, аграрными, желез­нодорожными, медицинскими и т.д. Сильнейшие студенты-спортсмены участвуют в соревнованиях в составе различных сборных команд.

Международные соревнования включают товарищеские встречи ме­жду отдельными вузами разных стран, Всемирные универсиады, проводи­мые ФИСУ раз в два года по нечетным годам, чемпионаты ФИСУ. В со­ставе сборных команд России на чемпионатах Европы, мира и на Олим­пийских играх, как правило, больше половины составляют студенты.


Содержание
1. Что понимается под физической культурой, влияние физической культуры и спорта на человека. 3
2. Основные оздоровительные системы физического воспитания и их роль в формировании здорового образа жизни, предупреждение профессиональных заболеваний. 8
3. Самомассаж, цель использования, требования предъявляемые к процедуре самомассажа. 16
Литература 19

1. Что понимается под физической культурой, влияние физической культуры и спорта на человека.
Физическая культура - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).
Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:
1) уровень здоровья и физического развития людей;
2)степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.
Ученые подсчитали, что еще в середине XIX столетия из всей энергии, производимой и потребляемой на Земле, 96 процентов приходилось на мускульную силу человека, и домашних животных. В те времена лишь 4 процента энергии вырабатывали водяные колеса, ветряные мельницы и небольшое количество паровых машин. В наше время, то есть немногим более столетия спустя, мускульной силой производится только 1 процент энергии.
Существенно изменились условия жизни людей. Физический труд в ряде производств чуть ли не полностью оказался вытесненным механизацией и автоматизацией. Раньше люди вынуждены были много ходить, переносить тяжести, достаточно трудиться в быту - колоть и пилить дрова, носить из колодца воду. Теперь к их услугам быстроходный и комфортабельный транспорт, изнеживающие жилищные условия - лифты, центральное отопление, горячее водоснабжение. Вот и получается, что миллионы людей сейчас испытывают «мышечный голод». В известной степени комфорт может лишить человека здоровья, если не включить в свою жизнь, в свой быт необходимую двигательную активность.
С глубокой древности известно значение чистого воздуха и физических упражнений в борьбе за здоровье и долголетие. Отец медицины - древнегреческий ученый Гиппократ, проживший 104 года, проповедовал, что для продления жизни необходимы разумная гимнастика, свежий воздух, прогулки. Известный греческий писатель и историк Плутарх называл движения «кладовой жизни», а философ Платон утверждал, что «гимнастика есть целительная часть медицины». Римский ученый Галей неоднократно напоминал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений».
От греков и римлян высокая оценка значения физических упражнений для организма человека в основных чертах дошла до нашего времени. Врачи и ученые всех стран и народов рассматривают дозированную физическую нагрузку и вообще движения в различных формах как действенное средство оздоровления организма, предупреждения многих заболеваний, продления жизни.
Та самая автоматизация, которая намного облегчила физический труд, потребовала от современного человека огромного нервного напряжения. А известно, что хроническое умственное утомление, и особенно переутомление, при отсутствии физической активности прежде всего неблагоприятно воздействует на центральную нервную систему. Это в первую очередь характеризуется снижением возбудимости коры головного мозга. Малая подвижность приводит к тому, что поступление нервных импульсов из мышц в мозг сокращается, а значит, нарушается нормальная деятельность важнейших органов и систем, нарушается и нормальный обмен веществ.
Чрезмерная напряженная работа, выполняемая на фоне нервно-психического перенапряжения, и хроническое умственное переутомление без физической «разрядки» подрывают здоровье, вызывают наступление преждевременной старости, являются источником болезней, падения общей работоспособности.
Выдающийся врач и педагог, основатель дела физического воспитания в России П. Ф. Лесгафт писал, что несоответствие слабого тела и развитой умственной деятельности неизбежно окажет свое отрицательное влияние на человека: «Такое нарушение гармонии в постройке и отправлениях организма не остается безнаказанным - оно неизбежно влечет за собой бессилие внешних проявлений: мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике».
И если в наш век атома и кибернетики умственный труд все больше вытесняет физический или тесно сливается с ним, это не значит, что пропорционально уменьшаются требования к физическому развитию. Как раз наоборот: напряженный умственный труд требует хорошей физической подготовки человека. Ведь занятия физкультурой и спортом укрепляют не только мышцы, но и нервы, стимулируют мысль, благодаря улучшению кровоснабжения мозга обеспечивают более надежную его работу. Человек, поставивший перед собой цель добиться успеха в науке, осуществит свою мечту скорее, если будет регулярно заниматься физическими упражнениями, удачно соединит «голову с руками».
Физические упражнения двояко влияют на психические функции. С одной стороны, они способствуют их развитию, а с другой - обеспечивают устойчивость умственной работоспособности........

Литература
1. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс. В 3-х т. – М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век», 2002.
2. Биология. Для поступающих в вузы /А.Г. Мустафин, Ф.К. Лакгуева и др.; под ред. В.Н. Ярыгина. М.: высшая школа, 1997-2000.
3. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: Учебник для вузов. – М.- 2001.
4. Решетников Н.В. Физическая культура: Учебное пособие для среднего профессионального образования. М. - 2002.
5. Физическая культура студента. Учебник для вузов/Под ред. В.И.Ильинича.– М. - 2001.

Физическая культура

Берлин 1933 года: совместные подготовительные упражнения.

Физи́ческая культу́ра - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физи́ческая культу́ра - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:

  • уровень здоровья и физического развития людей;
  • степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

Понятие «физическая культура» появилось в конце XIX века в Англии в период бурного становления современного спорта, но не нашло широкого употребления на Западе и со временем практически исчезло из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин «физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 году Всевобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая культура», а с 1925 года и по настоящее время - журнал «Теория и практика физической культуры».

Уже само наименование «физическая культура» называет что-то очень важное. Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека. Таким образом, в физической культуре, вопреки её дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека Социальные и биологические основы физической культуры.

На сегодняшний день рядом теоретиков оспаривается целесообразность использования термина «физическая культура». Одним из аргументов «против» является то, что в большинстве стран мира данный термин вообще отсутствует в научном лексиконе. Исключение составляют лишь страны восточной Европы, в которых развитие физической культуры и спорта более полувека велось по образу и подобию советской системы. В связи с этим, ведущими российскими учеными-теоретиками спорта высказываются подчас полярные мнения по поводу дальнейшего использования в науке понятия «физическая культура»: так, А. Г. Егоров полагает, что этот термин следует полностью заменить на принятое во всем мире понятие «спорт», в то время как Л. И. Лубышева считает научное определение физической культуры «шагом вперед» по сравнению с западной спортивной наукой.

В настоящим момент Л.И. Лубышева активно внедряет понятие "спортивная культура". Не вступая в прения. можно отметить, что данная позиция не является продуктивной, так как по мнению основных теоретиков данной области знаний (П.Ф.Лесгафт), нельзя принципиально путать понятия "физическая культура и физическое воспитание" и понятие спорт. По мнению данного учёного, молодёжь погубить три вещи: вино, азарт и спорт.

По мнению А. А. Исаева, вполне логично рассматривать физическую культуру как цель, а спорт как средство её достижения. Именно по этой причине широкое распространение приобретает дефиниция «спорт для всех», отражаемая все более предметно на международном уровне - в документах ЮНЕСКО, Совета Европы, МОК. «Спорт для всех» ставит физическую культуру на её законное место качественной характеристики, впитывая некогда принадлежавший ей деятельностные составляющие. Теоретики физической культуры советской школы, писал А. А. Исаев, активно сопротивляются процессу трансформации значения физической культуры, продиктованного изменением социально-политических доминант в развитии современной России. Данное обстоятельство, влияя на управленческие решения, заметно тормозит выработку адекватной переменам в обществе спортивной политики России. Такой подход является ключом к разрешению методологических противоречий, связанных с определением понятий «физическая культура» и «спорт» [прояснить ]

Средства физической культуры

Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце , воздух и вода), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы.

Составные части физической культуры

Каждый из компонентов физической культуры имеет известную самостоятельность, свою собственную целевую установку, материально-техническое обеспечение, различный уровень развития и объем личностных ценностей. Поэтому спорт в деятельностной сфере физической культуры выделяют особо, используя словосочетания «физическая культура и спорт», «физкультура и спорт». В этом случае под «физической культурой», «физкультурой» в узком смысле как раз и можно подразумевать массовую физическую культуру и лечебную физическую культуру .

Массовая физическая культура

Массовую физическую культуру образуют физкультурная деятельность людей в рамках процесса физического воспитания и самовоспитания для своего общего физического развития и оздоровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также занятий на уровне физической рекреации.

Физическая рекреация

Рекреация (лат. - recreation, - «восстановление») - 1) каникулы, перемена в школе, 2) помещение для отдыха в учебных заведениях, 3) отдых, восстановление сил человека. Физическая рекреация - это двигательный активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человека не связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.

Лечебная физическая культура

Другое, также неспортивное по целям, направление физической культуры образует лечебная физическая культура (двигательная реабилитация), использующая специально подбираемые физические упражнения и, как уже отмечалось, некоторые спортивные средства для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.

Спорт

Адаптивная физическая культура

Специфичность этой деятельностной сферы выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех её проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления - методологический фундамент адаптивной физической культуры. В Санкт-Петербургском Университете физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открыт факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистов для работы в сфере физической культуры инвалидов . Помимо работы с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, адаптивная физическая культура направлена на использование двигательной активности для содействия социально-психологической адаптации, профилактику отклонений в социализации (например, в рамках этого направления разрабатывается использование средств физической культуры и спорта для профилактики наркозависимости).

Физическое воспитание

Под современным широким понятием «физическое воспитание» подразумевается органическая составная часть общего воспитания - учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Иными словами, целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Физическое воспитание, понимаем мы это или нет, начинается с первых же дней после рождения человека.

Основоположником научной системы физического воспитания (первоначально - образования), гармонично способствующей умственному развитию и нравственному воспитанию молодого человека, является в России русский педагог, анатом и врач Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистов физического воспитания, прообразом современной Санкт-Петербургской академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. Выпускники академии получают высшее физкультурное образование и становятся специалистами в различных сферах физической культуры, в том числе и в области физического воспитания, то есть освоения людьми ценностей физической культуры. Применительно к работе в высших учебных заведениях такого специалиста называют преподавателем физической культуры, или преподавателем кафедры физического воспитания.

Следует различать термины «физкультурное образование» как профессиональную подготовку в специальных учебных заведениях и «физическое образование» в его первоначальном (по П. Ф. Лесгафту) смысле физического воспитания. В английском языке термин «physical education» может употребляться и в том, и в другом смысле. Следует также иметь в виду, что за рубежом не в ходу английский термин «en:physical culture » в смысле нашего широкого понятия «физическая культура». Там в зависимости от конкретного направления физкультурной деятельности используются слова «en:sport », «en:physical education », «en:physical training », «en:fitness » и др.

Физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитие личности. Причем эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самом организованном соответствующим образом процессе физического воспитания.

В высших учебных заведениях процесс физического воспитания студентов осуществляется на кафедре физического воспитания через учебную дисциплину «Физическая культура».

Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.

К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относятся:

  • укрепление здоровья и закаливание организма ;
  • гармоническое развитие тела и физиологических функций организма;
  • всестороннее развитие физических и психических качеств;
  • обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия.

Считается, что для выполнения этих задач общее время учебно-тренировочных занятий по дисциплине «Физическая культура» и дополнительных самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом для каждого студента должно составлять не менее 5 часов в неделю.

Христианство о физкультуре

  • Христианство в 4 веке запретило Олимпийские игры и предало их Анафеме как языческие

См. также

Примечания

Литература

  • Федеральный закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

1. Спорт – явление культурной жизни

Актуальность вопроса «Спорт - явление культурной жизни» обусловлена тем, что в настоящее время жизненно необходимо рассмотрение деятельности человека как носителя конкретных этнокультурных, этнопсихологических традиций. Занятия спортом - состязания, конкуренция, стремление к максимальным результатам, постоянный рост требований к физическим возможностям, нравственным и морально-волевым качествам человека дает возможность человеку адаптироваться к сложным жизненным условиям. Государственная поддержка физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций, спортивных сооружений, предприятий спортивной промышленности осуществляется в соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней, утвержденными в установленном порядке соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлениям федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийского комитета России, других физкультурно-спортивных организаций. Федеральный Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России.

Безусловно, спорт - явление культурной жизни. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами. Спорт - это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях.

Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека. В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущении своей физической и психо-эмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности. Состояние здоровья зависит от нормального функционирования всех органов и систем человека, а также от наличия или отсутствия болезней, морфологических изменений организма обучаемого. Эти данные можно выявить во время медицинского осмотра (диспансеризации). Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты - один их эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Возможности физической культуры в укреплении здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышения общей работоспособности, психической устойчивости очень велики, но неоднозначны. Известно, что физическое развитие человека как процесс изменения и становления морфологических и функциональных свойств зависит и от наследственности, и от условий жизни, а также от физического воспитания с момента рождения. Таким образом, здоровый образ жизни, занятия физической культурой и спортом могут улучшить функционирование систем организма и активизировать рост тела. Моральное удовлетворение приносят те занятия по физической культуре и соревнования, на которых студенты достигают определенных результатов за счет систематических тренировок и честной борьбы с соперником. Поэтому в спорте нетерпимы любые проявления нечестности. Высокая социально-экономическая значимость физической культуры и спорта потребовала создать для этой сферы жизнедеятельности законодательные основы. Президентом Российской Федерации 27 апреля 2003 года были подписаны «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте». Этот документ направлен на то, чтобы обеспечить всестороннее развитие человека, утвердить здоровый образ жизни, сформировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, создать условия для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организации профессионально-прикладной подготовки, профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений. Гарантируются права граждан заниматься физической культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения. Государство признает и поддерживает Олимпийское движение в России, его деятельность координируется Олимпийским комитетом, который является неправительственной независимой организацией и официально представляет Россию во всех мероприятиях, проводимых Международным Олимпийским комитетом. Система физической культуры направлена на то, чтобы организовать физическое воспитание населения с учетом интересов каждого человека, требований производства, образования и культуры народов Российской Федерации.

1.1 Компоненты физической культуры

Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической подготовленности людей - приобретение фонда жизненно важных двигательных умении и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движении, система гимнастических упражнении и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.). Физическое развитие - это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.). Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.

Благодаря профессионально-прикладной физической культуре создаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств профессионально-прикладной физической культуры, порядок их применения определяются особенностями трудового процесса. В условиях воинской службы она приобретает черты военно-профессиональной физической культуры.

1.2 Оздоровительно-реабилитационная физическая культура

Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.

Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффекивна в сочетании с другими компонентами физической культуры и прежде всего с базовой. В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена - распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.

2. Социальные функции спорта

2.1 Специфические функции спорта

Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. Ко вторым в настоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.

Соревновательно-эталонная функция . Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании. Эталонная функция наиболее ярко выражена в спорте высших достижений, однако в той или иной мере она свойственна и спорту в целом, в том числе массовому общедоступному через систему специально организованных соревнований.

Эвристически-достиженческая функция . Для спорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием человеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения. Эта функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так как на пути к ним необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новые средства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы.

2.2 Общие функции спорта

К социально-общественным прежде всего относят функцию личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических и психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Существенно, однако, что конечный результат в достижении воспитательных целей зависит не только и не столько от самого спорта, сколько от социальной направленности всей системы воспитания и развития. Таким образом, воспитательные возможности спорта реализуются не сами по себе, а посредством системы воспитательно-направленных отношений, складывающихся в сфере спорта. Так как спорт включен в социально-педагогическую систему, он является также действенным средством физического воспитания, а благодаря занятиям профессионально-прикладными видами спорта становится важнейшим компонентом в трудовой и военной деятельности.

Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицательных явлений гиподинамии у детей. Большая роль отводится спорту и в работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставится цели достижения высоких спортивных результатов.

Эмоционально-зрелищная функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, граничит с искусством. Особенно в этом плане привлекательны сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение - все это привлекает истинных поклонников спорта. Популярность спорта как зрелища характеризуется эмоциональностью и остротой восприятия, затрагивающего личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта», понятного практически каждому.

Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности. Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, усвоения ее социального опыта, как в сфере спорта, так и в более широком масштабе.

Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.

Экономическая функция . Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные в развитие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособности, продлении жизни человека. Развитие науки о спорте, материально-технической базы, подготовка кадров - все это способствует развитию детского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений.

Экономическое значение имеют также финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений. Однако это малая толика того, что вкладывают государство и общественные организации в развитие спорта. Основная ценность нашего общества - это здоровье. И в этом аспекте роль спорта неоценима.

Заключение

Спорт создал и новую культурную, в том числе художественную, среду, ибо спортивные сооружения - стадионы, дворцы спорта, манежи, площадки, треки, бассейны и т.п. - не только стали важными объектами архитектуры, но и оказали существенное влияние на всю организацию и планировку поселений. Большие надежды возлагались на спорт и в плане нравственного совершенствования общества. Конечно, никто не ожидал от спорта абсолютной чистоты и непогрешимости. Но были надежды, что дружеская расположенность участников соревнований, бескорыстность борьбы и ее благородные правила будут все в большей и большей мере определять спортивные отношения, а через них распространяться в качестве общечеловеческих ценностей и норм общения. Спортивная победа и ее творец - рекордсмен - воспринимались в качестве национальных символов, и казалось, что они в наиболее чистом виде воплощают нравственные ценности патриотизма, верности долгу и чести. Оставалось привить эти качества массовому сознанию, ориентированному на спорт, внедрить их средствами воспитания. Тем самым, предполагалось, будут решены многие проблемы социального, этического и эстетического плана. Пропаганда спорта в этом направлении действовала очень старательно и далеко не всегда безуспешно, что несомненно, следует поставить ей в заслугу. Но современный спорт вырос на иной почве, нежели античный, и не обнаруживает тенденции к потере своих функций, к исчезновению из пространства культуры как его древний предшественник. Наоборот, основные линии и формы развития современного спорта нашли в этом пространстве свое место и оказались весьма значительными в своем гуманистическом и эстетическом содержании.

Современный спорт переживает кризис и довольно глубокий. Но в кризисном состоянии находятся вся современная культура и цивилизация. Кризис спорта не есть его разрушение, а лишь несоответствие - и часто резкое - сложившихся организационных форм, методов деятельности и представлений о сущности и роли спорта новым социальным структурам, новому спектру общественных и индивидуальных потребностей, новым стандартам жизни.


Список литературы

1. Смирнов Н.Г. Физическая культура как фактор социального развития личности в современном российском обществе: Автореф. канд. дис., СПб., 1995.

2. Виноградов П.А. Основам Законодательства Российской Федерации «О физической культуре и спорте» - долгую жизнь // Теория и практика физической культуры, 1993, № 8.

3. Гибер Б.В. Новый этап в физкультурном движении. М.-Л., 1990.

4. Кулинко Н.Ф. История и организация физической культуры. - М.: Просвещение. 1982.

5. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Москва., 1996.

6. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва., 1990.

7. Визитей Н.Н., Образ жизни. Спорт. Личность. Кишинев.,1980.

8. Жолдак В.И. Социология физической культуры и спорта. Кн. I. Москва.,1992.


Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982. - 11.

Понятие и формы (модели) спортивной культуры

Понятие «спортивная культура » все чаще используется в научных публикациях. В самой общей форме эту культуру характеризуют как элемент культуры, связанный со спортом. Но при конкретизации этой общей характеристики понятию спортивной культуры дают различные интерпретации.

Так, например, румынская комиссия по терминологии, включив это понятие в систему понятий, связанных со спортом, дала ему такое определение: «Составная часть (область) мировой культуры, синтезирующая категории, закономерности, учреждения и материальные блага, созданные для интенсивного использования физического упражнения в рамках соревнования, которое преследует идею первенства или рекорда вследствие биологического и духовного совершенствования человека» [Определения. 1971].

По мнению Л.И. Лубышевой, «спортивная культура - это наработанные в обществе и передающиеся из поколения в поколение ценности, социальные процессы и отношения, складывающиеся в ходе соревнований и спортивной подготовки к ним. Участие в соревнованиях преследует цель достижения первенства или рекорда посредством физического и духовного совершенствования человека» [Лубышева, 2009б, с. 205]. Вместе с тем, она характеризует спортивную культуру личности и «как интегративное личностное образование, включающее систему средств, способов и результатов физкультурно - спортивной деятельности, направленную на восприятие, воспроизведение, создание и распространение физкультурно-спортивных ценностей и технологий» [Лубышева, 2013]. Такое понимание приводит к смешению двух культур личности: одна из них связана с физкультурной деятельностью, другая - со спортивной деятельностью.

В научной литературе встречаются и другие характеристики спортивной культуры [Бальсевич, 2006, 2007; Баринов, 2009а, б, 2010; Драндров, Бурцев, Бурцева Е.В., 2013; Паначев, 2006, 2007; Спортивная культура. 2013; Столяров, 1997 г., д, 1998б, ж, з, 1999б, 2000, 2002 г., 2004в, 2009а, 2010 г., д, 2011в, г, 2012 г., 2013а; Столяров, Баринов, 2009а, б, в, 2011; Столяров, Козырева, 2002; Шабанска, 1970; Grupe, 1990, 1991; Jarvie, 2006; Leist, 1995, 2001; Liebau, 1989; Neue Sportkultur. 1995 и др.].

Спортивная культура - исторически изменяющееся позитивное ценностное отношение субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом) к спорту: деятельность, ее средства и результаты по осмыслению, сохранению и развитию тех разновидностей, сторон, функций, компонентов спорта, которые субъект, ориентируясь на определенные социальные идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, оценивает как наиболее важные, значимые, т.е. рассматривает как ценности.

Основные показатели спортивной культуры:

¦ знания о сущности, специфике, формах, функциях, социальном и личностном значении спорта, а также идеалы, нормы, образцы поведения, на основе которых спортивная деятельность (определенные ее компоненты, функции, формы) оцениваются в суждениях, мнениях, эмоциях, реальных действиях и т.п. как значимые, важные, т.е. как ценности;

¦ осмысление данной оценки;

¦ интерес к спорту, желание (потребность) участвовать в спортивной деятельности и реальное участие в ней;

¦ определенные качества и способности, поведение, образ жизни и т.д., являющиеся результатом занятий спортом и т.п.

Принципиальная особенность авторского понимания спортивной культуры, отличающая его от других интерпретаций данной культуры, состоит в том, что признается возможность не только гуманистической (как обычно считают), но также иных ориентаций субъектов этой культуры [см.: Столяров, 1997 г., д, 1998б, ж, з, 1999б, 2000, 2002в, 2004в, 2009а, 2010 г., д, 2011в, г, 2012 г., 2013а; Столяров, Баринов, 2009а, б, в, 2011; Столяров, Козырева, 2002].

Такая позиция автора в данной проблеме является следствием обоснованного выше положения о том, что спорт может выполнять разнообразные функции, использоваться для решения различных социально и личностно значимых задач и потому в качестве ценностей для субъекта могут выступать различные стороны, аспекты спортивной деятельности. Она может привлекать людей для реализации различных целей, удовлетворения различных потребностей. Это может быть «радость от физического усилия», стремление к победе, любовь к спорту, спортивный азарт, стремление к славе и общественному признанию, к материальной выгоде, демонстрация своих выдающихся физических способностей, мужских качеств, агрессивности и т.д.

Типология ценностей спорта свидетельствует о том, насколько разнообразны и даже противоречивы по своему характеру те его аспекты, функции, которые могут привлекать субъекта, лежать в основе его позитивного ценностного отношения к спорту.

Значит, данное отношение всегда носит не общий, а совершенно конкретный характер: подразумевает не спорт вообще, а те или иные его аспекты, стороны, компоненты, функции, виды, разновидности и т.д.

Поэтому спортивная культура у разных лиц и социальных групп может иметь разное содержание, разный характер, разную направленность, различные особенности в зависимости от того, в чем субъект усматривает ценность спорта, те или иные его виды, формы, разновидности, чем спортивная деятельность и связанные с ней спортивные соревнования, тренировки и т.д. привлекательны для него. На различных этапах общественного развития, в различных социально-экономических и культурных условиях спортивная культура также может существенно видоизменяться, модифицироваться, приобретать разнообразные формы, т.е. имеет конкретно-исторический характер . Так, спортивная культура в Древней Греции в отличие от современного общества была тесно связана с

религиозными ценностями. Определенный отпечаток на спортивную культуру накладывали ценности социалистического или буржуазного общества.

Значит, важно учитывать различные модели (формы, разновидности) спортивной культуры - как гуманистической, так и иной ориентации. [см.: Столяров, 1997 г., д, 1998б, ж, з, 1999б, 2000, 2002в, 2004в, 2009а, 2010 г., д, 2011в, г, 2012 г., 2013а; Столяров, Баринов, 2009а, б, в, 2011; Столяров, Козырева, 2002]. В научных публикациях, как правило, на это не обращается внимание: рассуждения ведутся о спортивной культуре вообще.

На выбор субъектом тех или иных аспектов, компонентов, функций, видов, разновидностей спортивной деятельности при ее оценке существенное влияние оказывают его ценностные ориентации, установки: те идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, на которые он ориентируется в своей жизнедеятельности. Вместе с тем, включение субъекта в спортивную деятельность может приводить к формированию новых или к определенной модификации имеющихся у него ценностных ориентаций, установок [см.: Арвисто, 1972, 1975, 1976, 1982; Винник, 1991; Егоров А.Г., 1991] и других авторов. Особенно важное значение в этом плане имеет используемый в спортивных соревнованиях способ организации соперничества и сотрудничества [Столяров, 1997 г., 1998б, е, ж, 2000, 2002а, 2004в, 2009а, 2010 г., д, 2011в, г].

Значит, конкретное содержание, специфическую направленность, особенности той или иной формы спортивной культуры субъекта (индивида, (социальной группы, общества в целом) определяют его ценностные ориентации, установки: идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, на основе которых он оценивает спорт, приписывает спортивной деятельности те или иные ценности (определяет ее наиболее важные, значимые стороны, компоненты, функции, виды, разновидности и т.д.), ставит и решает определенные задачи и т.д., а также те новые (или модифицированные старые) идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, которые формируются под влиянием спортивной активности.

Одна из форм спортивной культуры - спортивно-прагматическая культура .

Эту разновидность спортивной культуры характеризует ярко выраженная инструментальная (утилитарная, прагматическая ) направленность субъекта этой культуры. Имеется в виду, что наиболее важными, значимыми в спортивной деятельности для него являются сугубо инструментальные (утилитарные, прагматические) ценности. Наиболее ярким примером в этом плане является такая ценность, как возможность на спорте зарабатывать деньги, приобретать материальные блага и т.д. Именно такая ценностная ориентация на спорт характерна, например, для спортсменов в профессиональном спорте. К числу прагматических ценностей спортивной деятельности, безусловно, относится и то, что она ориентирует участников этой деятельности на постоянные достижения, успех. Утилитарность спортивной культуры может проявляться также в ориентации человека на формирование и совершенствование с помощью занятий спортом не целостного развития личности, а лишь каких-то ее отдельных качеств и способностей (например, воли или других психических способностей, силы или других физических качеств и т.д.), элементов культуры в изолированности от других качеств и способностей. Один из вариантов такой инструментальной (утилитарной, прагматической) направленности спортивной культуры - ее интеграция с политической культурой, на основе чего она выступает как спортивно-политическая культура [см.: Взаимоотношение спорта и политики., 2005; Столяров, 2005а, 2010д, 2011 г.; Столяров, Хлопков, 2003; Хлопков, 2003].

Спортивная деятельность может привлекать субъекта этой деятельности и другими своими аспектами. Так, она может выступать для него как ценность на основе того, что дает возможность продемонстрировать свое превосходство над другими, реализовать свои националистические идеи, решить узкокорыстные политические задачи, проявить свою агрессивность и т.п. В этом случае спортивная культура включает в себя нормы и ценности, не совпадающие с общекультурными ценностями гуманистической ориентации, вследствие чего выступает как спортивная культура негуманной (антигуманной) направленности - негуманная (антигуманная) спортивная культура.

Наиболее важное значение в современных условиях имеет спортивно-гуманистическая культура.

Основу этой разновидности спортивной культуры составляет позитивное ценностное отношение субъекта спортивной деятельности к этой деятельности, к различным ее компонентам (спортивной тренировке, спортивным соревнованиям и др.), видам, разновидностям, их аспектам, функциям и т.д. с позици й гуманизма, с точки зрения его идеалов и ценностей - целостного развития личности и гуманных отношений к другим людям, нациям, культурам, верованиям.

Значит, спортивно-гуманистическая культура - это гуманистическое ценностное отношение субъекта спортивной деятельности к этой деятельности (к спортивной тренировке и спортивным соревнованиям): процесс, средства и результаты осмысления, сохранения и развития тех разновидностей, сторон, функций, компонентов спорта, которые он, ориентируясь на гуманистические идеи, идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, оценивает как наиболее важные, значимые, т.е. рассматривает как ценности.

К числу основных особенностей спортивно - гуманистической культуры относятся следующие:

У знание, понимание и позитивная оценка концепции гуманизма, его идеалов и ценностей, их роли и значения в современном обществе, в том числе в сфере спорта, умение обосновать эту оценку;

У знание, понимание и позитивная оценка гуманистического значения спортивной деятельности, умение обосновать эту оценку;

У знание тех факторов, от которых зависит это значение спорта;

У стремление (желание) ориентироваться в спортивной деятельности на гуманистические идеалы и ценности;

У качества и способности (умения и навыки), которые позволяют эффективно действовать в спорте в соответствии с такой ориентацией;

У реальное участие в спортивной деятельности с целью использовать ее для целостного развития личности, содействия реализации гуманистических идеалов и ценностей;

У результаты спортивно - гуманистической активности: сформированные в результате участия в спортивной деятельности качества и способности, характеризующие целостное развитие личности; нравственное поведение в спорте;

адекватный гуманистическим идеалам стиль (образ) жизни, характер взаимоотношений с другими людьми; негативное отношение к лицам, поведение которых противоречит идеалам гуманизма.

В структуре спортивно-гуманистической культуры личности важно различать позитивное гуманистическое отношение индивида:

¦ вообще к спортивной деятельности (тем или иным его видам, разновидностям, компонентам и т.д.) (гуманистическое общеспортивное отношение);

¦ к собственной спортивной активности, к тем или иным ее видам, компонентам (гуманистическое Я-спортивное отношение).

Гуманистическое отношение индивида к собственной спортивной активности имеет особенно важное значение в структуре спортивно - гуманистической культуры личности. Оно является мотивационной детерминантой, регулятором его реального и вербального поведения.

Спортивно-гуманистическая культура может выступать в разной форме в зависимости от того, каким образом конкретизируются общие гуманистические идеалы и ценности, на которые ориентирован субъект этой культуры.

В настоящее время важно различать две возможные формы спортивно - гуманистической культуры - олимпийскую и спартианскую [см.: Столяров, Баринов, 2009в, 2011].