Построил особняк морозовой и дом рябушинского. Особняк С

Музей-квартира А. М. Горького находится в бывшем особняке Рябушинского, построенном для семьи молодого русского предпринимателя известным московским архитектором Ф. Шехтелем. Шикарный дом на Малой Никитской, в котором писатель проживал последние годы своей жизни, является настоящим шедевром архитектуры начала ХХ столетия. Он выполнен в необычном для Москвы тех лет стиле русского модерна, а его история связана с тремя выдающимися людьми, жившими в одно время, но имевшими слишком разные судьбы. И только один из них упомянут на мемориальной доске, установленной на фасаде.

Особняк относится к немногочисленным открытым для посещения аналогичным объектам, расположенным в центре столицы. В одних зданиях находятся государственные учреждения и посольства, куда простым гражданам вход закрыт. Его внутреннее убранство сохранено практически в первоначальном виде, задуманном и реализованном Ф. Шехтелем.

Особняк Рябушинского

Необычный дом с разноуровневыми и разноформатными окнами, мозаичным фризом с цветочными мотивами и отделкой глазированным кирпичом считается украшением не только Малой Никитской улицы, но и всей столицы. Великолепие внутреннего убранства скрыто от глаз прохожих, но его можно увидеть воочию, посетив музей-квартиру А. М. Горького.

Особняк проектировался Ф. Шехтелем под влиянием европейского модерна в сочетании с модными тенденциями ар-нуво — стиля, характеризующегося предпочтительным использованием в архитектурном облике и интерьерах естественных плавных изгибов, а не прямых линий и четких углов. К особенности данного направления относится, также, применение новых, нестандартных технологий. Несмотря на заимствование стилистических решений, Ф. Шехтель сумел гармонично наполнить их собственными декоративными элементами и деталями.

Особняк носит имя заказчика и первого владельца дома — Степана Рябушинского. Он был известным предпринимателем и коллекционером, но главное — принадлежал к зажиточной династии Рябушинских и стал ее достойным последователем. Степан Павлович обладал одной из лучших в России коллекций икон и организовывал грандиозные выставки иконописи, в том числе к 300-летию дома Романовых. Благодаря его участию проводились научные исследования, позволившие обнаружить и реставрировать настоящие иконописные шедевры.

После Октябрьской революции Рябушинский был вынужден выехать из страны. Его собрание икон было изъято. Некоторые из них распродали, остальные передали в музеи. К счастью, большая часть коллекции сохранена и находится в Третьяковской галерее. Сегодня ведутся разговоры об организации в одном из домов Рябушинских постоянной выставки икон, собранных Степаном Павловичем.

В советское время особняк сменил несколько владельцев из числа государственных учреждений. За это время исчезли уникальные предметы мебели, светильники и оригинальный каминный портал, выполненный из специально привезенного из Каррары мрамора. Кроме того, была нарушена уникальная вентиляционная система дома. Спасением от окончательного разорения особняка стало заселение в него семьи пролетарского писателя в 1931 году.

Архитектура дома Шехтеля

Особняк Рябушинского строился под руководством архитектора с 1900 по 1902-03 гг. Главный фасад с парадным крыльцом обращен к Малой Никитской улице. В данный момент войти в здание можно со стороны Спиридоновки через «черную» дверь, изначально предназначавшуюся для прислуги.

Руке Шехтеля принадлежит создание проектов более 210 зданий столицы и Подмосковья, построенных на рубеже XIX—XX вв. В их числе — Ярославский вокзал, особняк Морозовой на Спиридоновке, кинотеатр «Художественный» на Арбате. Большинство из 86 сохранившихся объектов находится сегодня под охраной государства. Сам архитектор доживал свой век в квартире дочери, превращенной после революции в коммуналку.

Дом Шехтеля на Малой Никитской стал настоящим шедевром мастера. За счет эффектного ступенчатого расположения оконных проемов здание выглядит многоэтажным. Обтекаемые формы арочных сводов, оконные решетки в виде вьющихся ветвей и спиральные завитки балконных ограждений придают экстерьеру дополнительную легкость. Низкий забор открывает обзор на фасад, украшенный широким мозаичным фризом. В изображенных на нем растительных мотивах скрываются загадки и символы.

Центральная терраса, нависающая над парадным входом, опирается на объединенные фигурными перемычками массивные колонны. Две из них вплотную подходят к «красной» линии. На боковых фасадах присутствуют балкончики с декоративными ограждениями. На территории усадьбы расположен флигель с пристроенной к нему конюшней. Комнаты предназначались для прислуги. Одно из помещений в годы ВОВ снимал А. Толстой. Сегодня в нем находится музей-квартира писателя.

Фасадная часть дома Шехтеля может остаться незамеченной прохожими, особенно в летнюю пору, когда особняк прячется за кронами деревьев. Все самое интересное и удивительное открывается посетителям дома-музея Горького.

Особенности интерьера

Архитектурное новаторство Шехтель удачно дополнил технической оснащенностью особняка. Вентиляционная система позволяла циркулировать воздуху по всему пространству дома. Из кухни в столовую блюда доставлялись посредством лифта.

Каждому вошедшему первым делом бросается в глаза знаменитая лестница Шехтеля с изящно изогнутыми перилами. По задумке автора она символизирует бесконечное движение волн. У ее основания возвышается оригинальная лампа-медуза, чудом сохранившаяся в годы «модернизации» особняка представителями государственных структур.

Цветные витражи при солнечном свете дают удивительную игру красок на стенах и матовых потолках. Детально проработанные элементы декора удачно дополняют интерьер. Здесь даже дверные ручки имеют форму морских коньков, а капители колонн украшают саламандры в окружении лилий.

На третьем этаже имеется потайная комната, не упоминавшаяся даже в страховых описях. Она была оформлена в раннехристианском стиле и предназначалась для совершения молитв. Скрытность была связана с запретом присутствия культовых сооружений в частных домах. Но Рябушинские относились к старообрядцам, и им требовалась молельня.

Представить интерьеры особняка по описаниям и фотографиям достаточно сложно, поэтому лучше будет его посетить.

История музея-квартиры Горького

Особняк Рябушинского был предоставлен семье Горького в 1931 году. Он был категорически против заселения в «дворцовые комнаты», справедливо полагая, что это негативно скажется на мнении пролетариев, вынужденных проживать в бараках и коммуналках. Тем не менее, вернувшегося из-за границы Горького прямо с вокзала привезли на Малую Никитскую в уже отремонтированный и меблированный дом.

По словам современников, писателю особняк Рябушинского не подходил ни по духу, ни по статусу. Здесь он чувствовал себя неуютно, называл комнату для отдыха «спальней балерины» и никогда не пользовался лестницей Шехтеля, так как ему сложно было подняться на второй этаж. Со временем Алексей Максимович свыкся с обстановкой и особенностями дома, тем более что его несколько требований было выполнено. В частности:

  • рабочую комнату оформили в соответствии с обстановкой его предыдущих кабинетов;
  • гостиную переоборудовали в библиотеку, заставив стены многоярусными шкафами;
  • спальню разместили в одном из кабинетов;
  • полуобнаженные фигуры, украшавшие интерьер, убрали.

При Горьком дом на Малой Никитской превратился в культурный центр литературной Москвы, где всегда было многолюдно и шумно. Жизнь писателя стала насыщенной и немного утомительной. Общественная деятельность и постоянные творческие встречи, в том числе знаменитые ночные заседания со Сталиным и членами политбюро, на которых приходилось решать судьбы писателей и их произведений, отвлекали от основного занятия. Но несмотря на то, что времени на написание собственных произведений оставалось слишком мало, Горький продолжал работать над романами и пьесами.

В 1934 году Алексею Максимовичу пришлось пережить трагические события, связанные с кончиной сына, проживавшего на втором этаже особняка Рябушинского вместе с семьей. В последние годы с писателем оставались невестка и внучки. После смерти Горького (1936 г.) Надежда Пешкова, или Тимоша, как называли ее домашние, при непосредственном участии официальной вдовы писателя Екатерины Павловны Пешковой постаралась сохранить наследие своего свекра, его вещи и обстановку, в которой он жил и работал в период 1931-36 гг.

Надежда Алексеевна (невестка) оставалась в особняке вплоть до 1965-го — года открытия Мемориального музея-квартиры Горького на Малой Никитской. Именно благодаря ее усилиям и энтузиазму современники имеют возможность окунуться в атмосферу, окружавшую писателя в последние годы его непростой жизни.

Экспозиции

В 5 комнатах особняка, расположенных на первом этаже, полностью сохранена обстановка 1936 г. Это — кабинет писателя и его спальня, библиотека и секретарская, а также столовая. Здесь находится мебель тех лет, представлены личные вещи и книжная коллекция Горького, расставленная в том же порядке, что и при нем. На втором этаже — экспозиция, рассказывающая о жизни Алексея Максимовича после его возвращения на родину из Италии. Часть помещений отдано под хранение музейного фонда. В оборудованном подвале находится выставка, дающая представление о Рябушинском и Шехтеле.

Режим работы

Посетить музей Горького и ознакомиться с интерьерами особняка можно ежедневно с 11:00 до 17:30, кроме понедельника, вторника и дней, на которые приходятся официальные государственные праздники. Последний четверг каждого месяца в учреждении проводится санитарный день.

Цены на билеты в 2019 году

Стоимость входа в музей-квартиру Горького составляет:

  • для взрослых — 300 руб.;
  • для детей от 7 до 15 лет и пенсионеров — 100 руб.;
  • для студентов и учащихся — 150 руб.;
  • для нерезидентов РФ — 400 руб.

За групповую экскурсию (до 20 человек) придется заплатить 3000 руб. Для иностранцев такая услуга обойдется в 4000-5000 руб. Группы до 10 человек обслуживаются в индивидуальном порядке. Цена путевки для резидентов РФ — 1500 руб., для нерезидентов РФ — 2000 руб.

Как добраться до музея-квартиры А. М. Горького

Ближайшие станции метро расположены в 1-1,5 км от особняка:

  • «Баррикадная» и «Пушкинская»- линия 7;
  • «Тверская» — линия 2;
  • «Арбатская» — линия 3 и 4.

До музея можно доехать на автобусах № 15, 39, А, 243, м6. Остановка «Никитские ворота».

Мобильные службы такси в Москве — Uber, Gett, Maxim, Яндекс. Такси

Особняк Рябушинского: видео

"В старинном доме есть высокий зал,
Ночью в нем слышатся тихие шаги,
В полночь оживает в нем глубина зеркал,
И из них выходят друзья и враги"
К. Бальмонт, "Старый дом"

В начале прошлого века, когда началось строительство особняка Рябушинского, Малая Никитская выглядела провинциально и довольно просто. Невысокие каменные и деревянные дома с мезонинами, булыжная мостовая, поросшая травой, по которой свободно прогуливались куры. За особняками были небольшие палисадники, а за ними в сторону Гранатного переулка простирался большой пустырь, заросший крапивой, бурьяном и одуванчиками, на нем обычно играли дворовые дети. По улице изредка проезжала коляска или нагруженный ломовик, из садов весной шел густой запах сирени, а летом тянулся легкий парок самоварного дыма, там под старыми липами горожане пили чай. Под звон колоколов храма Большого Вознесения, в котором когда-то венчался А.С. Пушкин с красавицей Натали, тихая и малолюдная улица оживала, весь окрестный люд: чиновники, купцы, дворяне, все от мала до велика, направлялись в храм. Так неспешно и просто жили москвичи, но этот мир начал стремительно меняться в начале 1900-х годов. Перемены не обошли стороной и Малую Никитскую - на ней появился изысканный особняк в стиле модерн, построенный одним из самых модных московских архитекторов Федором Осиповичем Шехтелем.

Федор Осипович Шехтель – замечательный русский архитектор, живописец, график и сценограф, один из наиболее ярких представителей стиля «модерн» в русском и европейском зодчестве. Федор Шехтель построил сотни зданий в разных уголках России. Он строил храмы, часовни, театры, гостиницы, банки, вокзалы, особняки и даже общественные бани, создавал уникальные интерьеры и театральные декорации, он даже иллюстрировал книги. Каждый новый его проект раскрывал все новые и новые грани его таланта, который был так безупречно отточен, что никому в голову не могло прийти, что Шехтель почти самоучка, не имеющий специального образования!
Шехтель всю свою жизнь строил роскошные дома, но по злой иронии судьбы в конце жизни оказался фактически бездомным. Его великолепному творчеству не нашлось места в суровой революционной эпохе, которой потребовалась новая архитектура красного конструктивизма. Шехтель с его изящными зданиями и продуманными до мелочей интерьерами этой новой реальности не соответствовал. Его выселили из собственного дома и он – Почетный член Общества британских архитекторов, архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Парижа доживал свой век в нищете. В одном из писем он с горечью пишет о том, что строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам, а сам остался нищим…
Умер Шехтель в Москве 7 июля 1926 года и, несмотря на широкую известность его архитектурного наследия в Москве, где он так много построил, нет его мемориального музея, как и впрочем, музея, посвященного московскому модерну.

Оригинальность творений Шехтеля состояла в том, что в своих проектах он часто использовал архитектурные традиции Древней Руси. Соединив их с новейшими тенденциями, он получил тот органический сплав, который стали называть "московским модерном". В приметах нового стиля отразились особенности переломной эпохи - стремление осмыслить накопленный опыт и предчувствие грядущих перемен. Напряженные социальные конфликты порождали настроение тревоги и надежды, люди искали в прошлом ответы на происходящее. Отсюда возросший интерес к отечественной культуре и истории, что в немалой степени способствовало возникновению нового направления. Первые образцы его появились в Москве и Петербурге. И если на Западе, как писал англичанин Д. Рескин, задачу архитектуры видели в том, чтобы "насколько возможно заменить нам природу, говорить нам о ней, напомнить о ее тишине, быть как природа торжественной и нежной, давать нам образцы, заимствованные у природы, образцы цветов, которые мы не можем больше рвать, и живых существ, которые теперь далеко от нас в своей пустыне", то Шехтель пошел дальше. Привлекая к сотрудничеству талантливых художников-единомышленников, - Врубеля, Коровина, Богаевского, Кутырина, он поставил перед собой грандиозную задачу - гуманизируя общество средствами искусства, привести его к более совершенным социальным отношениям.

Заказчиком изысканного особняка стал Степан Павлович Рябушинский – известный предприниматель, ученый и меценат. Он был четвертым сыном из восьми сыновей многочисленной семьи Рябушинских. Работали братья очень много, были прекрасно образованы, большие средства тратили на благотворительность. "Собственность не только дает права, - говорил старший брат П.П.Рябушинский, - но собственность обязывает".
Главным наследственным делом Рябушинских была текстильная фабрика в селе Заворове Верхне-Волоцкого уезда. Степан и Сергей были создателями первого в России автомобильного завода АМО.

Степан Павлович Рябушинский с женой Анной Александровой и сыном Борисом, 1901 г.

Созданный Шехтелем особняк не мог не привлекать внимания, однако прожить Степану Павловичу в нем пришлось не долго. В 1917 г. вместе с семьей он спешно покинул Россию и переехал в Париж, а затем в Италию, где открыл магазин тканей. Его братья также разъехались по разным городам Европы, а их имущество было национализировано.

Сегодня в особняке Рябушинского располагается музей Алексея Максимовича Горького. Писатель жил здесь с 1931 года и до конца жизни, до 1936 года. Надо заметить, что дом он не любил и отказывался в него въезжать. "Величаво, грандиозно - улыбнуться не на что..." - говорил он. "Лучше бы нам дали хорошую квартиру"... На его отказ Сталин написал: "Все писатели очень капризные, а Вы, Алексей Максимович, больше всех. Вам доверяют, Вам хотят угодить, а Вы противитесь и ставите всех в неловкое положение". Дом сохранился в том виде в каком был при жизни Горького и именно благодаря тому, что в особняке расположен его музей, у нас есть возможность увидеть этот памятник архитектуры изнутри.

Небольшой участок, на котором в течение двух лет, с 1900 по 1902 годы возводился особняк вписывался в единую линию улицы, а не был угловым как сейчас. Будущий хозяин особняка пожелал, чтобы дом не примыкал плотно к улице, и тогда Шехтель вынес парадное крыльцо на красную линию, а сам особняк отодвинул вглубь, окружив его небольшим садом. Таким образом, между линией улицы и домом возникло воздушное пространство, которое в дальнейшем стало своеобразным естественным обрамлением всего архитектурного ансамбля.

Красивый, двухэтажный особняк, с кубическим объемом и асимметричными выступами стен, облицован светлым глазурованным кирпичом. Каждое окно индивидуально по форме, размеру и окантовочному замысловатому плетению, которое хорошо сочетается с рисунком решеток ограды и балконов. Украшением особняка является проходящий по периметру верхней части широкий мозаичный фриз с изображением гигантских орхидей (мотив преувеличения деталей часто встречается в работах Шехтеля, например, клубники на здании Ярославского вокзала), созданный в знаменитой петербургской мастерской Фролова.

Сын архитектора вспоминал, что Федор Осипович много раз ездил на рынок в поисках определенного сорта орхидей. Он расставлял их под разным освещением и делал эскизы в натуральную величину на больших листах ватмана. Один из исследователей стиля модерн назвал эти панно орхидей "драгоценным мерцающим поясом, опоясывающим фасад особняка Рябушинского". Мерцающий - потому что в мозаику вкраплены кусочки золотистой смальты и в солнечную погоду этот эффект проявляется.

Вся структура дома подчинена символам мироустройства. Спиралевидные завитки уличной ограды напоминают бегущие волны, переплеты окон и входной решетки уподоблены извивающимся побегам или растущему дереву, в балконной решетке можно уловить мотив рыбьей чешуи. Пластическое пространство напоминает архитектуру Гауди. Кстати, Шехтель и Гауди были хорошо знакомы, не раз встречались и обменивались идеями. Гауди был почти на 20 лет старше и обладал несомненным авторитетом для Шехтеля.

Вписать дом в контекст улицы и расположить его на неудобном, угловом пространстве - это талант и способность видения пространства. Именно этот дар позволил архитектору создать проект, в котором все комнаты расположены вокруг спиралевидной лестницы. Проект этот оказался настолько рациональным, что по его подобию стали строить не только частные, но и многоквартирные дома.
Идейно-композиционным центром особняка является парадная лестница «Волна» - символ постоянного движения человека, она напоминает, что жизнь вышла из воды на землю, чтобы потом возвести человека на небеса к Богу. Лестница как некий путь возвышения души. Внизу подводный мир, бездна и чем выше, тем ближе мы к Солнцу. Величественная лестница из зеленовато-серого мрамора пенным кружевом разворачивается в виде спирали – символа бесконечности развития. Ее резной парапет передает упругую энергию морских волн постепенно уходящий в сине-голубую бездну лестничного витража, символизирующего начало воздушной стихии. На гребне волны установлен светильник в виде медузы. Свет, проходя через витражный абажур и голубовато-синий витраж окна, усиливают ощущение фантастического мира, созданного Шехтелем. Медуза при взгляде на неё сверху превращается в черепаху (олицетворения жизни активной и жизни созерцательной). Лестница становится не просто приспособлением для физического подъема, а символом духовного восхождения человека.

Серо-зеленый мрамор, зеленоватые стены, имитирующие морскую стихию, приглушенное освещение (стекла витражей тонированные, потолка - матовые) создают грандиозную картину подводного и надводного миров. Повествовательность декора - характерная черта творческого почерка Шехтеля. В то же время образы волны, моря, бури понятные для современников символы своего времени, повествующие об общественной жизни России начала века. Как писал Рерих: "Символическая характеристика времени, которая скоро будет окрашена в красные тона".

Лестница изготовлена из эстонского вазалеммаского мрамора. Красивый камень обработали в московской мастерской М.Д. Кутырина. В начале лестницы есть мраморная лавочка: чтобы не замерзнуть, сидя на ней, из рядом расположенной решетки шел поток теплого воздуха. Это был своего рода первый московский кондиционер. Шехтель изобрел его на основе работы каминов. Система эта работала до 1909 г.

Весь первый этаж связан с водной стихией. Каждая комната особняка обладает собственной эстетической ценностью. Уникальна каждая деталь интерьера, созданного Шехтелем: ручки дверей, паркет, выложенный под рыбью чешую или с волнообразной каймой, колонна с лилиями и саламандрами в капители, обои с наскальными рисунками - все создает чувство единения с миром природы.

Самая большая комната - гостиная. Картина постоянно меняющейся природы (близость к ней), которую можно постоянно наблюдать из окна, становится главной идеей, частью интерьера.

На месте большого кожаного дивана при Рябушинском находился шикарный камин из знаменитого каррарского мрамора. На верхней его части было вытесано изображение полуобнаженной женщины-бабочки с распахнутыми руками-крыльями. Как-то раз, во время собрания кружка поэтов и писателей, Горький заметил, что молодые люди уделяют больше внимания разглядыванию декора, нежели вопросам литературы, и шехтелевский камин по приказу нового хозяина был разобран, а после так нигде и не был найден. К сожалению, безвозвратно утрачены были и оригинальные светильники, сделанные по эскизам Шехтеля для этого дома.

Существует мнение, что буфет в этой комнате спроектирован Федором Осиповичем. Это не так, несмотря на то, что он один из первых стал проектировать встроенную мебель. Архитектор никогда не позволил бы закрыть рисунок паркета.

Столовая. Эскизы Ф.О. Шехтеля: окно, фриз, экран, сервант, дверь на балкон. Начало 1900-х гг.

В бытность Горького в этом доме самая большая комната служила столовой и гостиной. Завтрак обычно проходил в узком кругу, более оживленно становилось за обедом и вечерним чаем. Здесь проходили встречи с многочисленными гостями, прежде всего писателями, людьми искусства. Почти все известные писатели 1930-х годов побывали у Горького - его дом заменял им писательский клуб. В особняке часто устраивались большие обеды и ужины, на которые приглашались молодые литераторы и те, кто был менее угоден советской власти и нуждался в помощи. За один раз дом мог принимать до 100 гостей. До 1934 года, в котором отношения между писателем и Сталиным значительно ухудшились, здесь часто гостил и сам вождь со своей семьей. Для таких вечеров из Кремля приглашали двух официанток. Кухня располагалась в полуподвальном этаже, где сейчас находится гардероб квартиры-музея. Еда из нее поднималась на специальном лифте, а около лифта висел телефон, по которому отдавались указания повару.

Переезд Горького был организован на самом высоком правительственном уровне. Была создана комиссия по организации быта писателя в Москве. Комиссия нашла дом, сделала ремонт, привезла мебель - кожаные диваны, спальню. В 30-е годы такой проблемы, как дизайн не существовало, поэтому мы видим такое нагромождение шкафов, поэтому многое было разобрано и ликвидировано.

Парадная мужская гостиная Рябушинских, где гости играли в карты. Условно мы под водой. Ряска. Сквозь толщу воды мы видим хризантемы, склонившиеся над водной гладью. Четыре резных скульптурных улитки в оформлении потолка. Модерн подразумевает разнообразие. Заметьте, что в лепнине потолка отражается еще и рисунок оконного переплета.

Книжные шкафы появились в этой комнате с приездом Горького. Его библиотека, находящаяся в доме, насчитывает 12 000 томов, 2000 томов с пометками.. По словам самого писателя, это четвертая его библиотека, остальные разбросаны по тем городам, где он жил. Горький часто покупал книги в нескольких экземплярах, чтобы иметь возможность их раздаривать. 1000 томов он подарил родному городу Нижнему Новгороду. Если он знал, что какой-то писатель сочиняет рассказ на историческую тему, старался подарить ему полезную в его труде подборку книг. Собранная им здесь библиотека до сих пор служит людям. Если нужной книги нет ни в одной библиотеке Москвы, кроме квартиры Горького, вы можете прийти сюда, заказать книгу и почитать ее прямо в Горьковской гостиной. Гостиная-библиотека – это еще одна комната, где собирались компании литераторов.

Каждая дверь имеет свой макет дверной ручки. Украшение замочной скважины - отражение дверной ручки.

Вестибюль парадного входа. Пол в парадной прихожей напоминает водную гладь, в которую брошен камень. Мозаика-египетский знак воды. Каждая деталь обусловлена общим смыслом дома. Дверная ручка - морской конек. Еще одна модель дверной ручки - остроумная и гениальная одновременно. Дело в том, что на тот момент еще не было изобретено небьющееся стекло, и эта ручка прекрасно его защищает. Стекло 1902 года до сих пор не разбивалось и не менялось. Вместо гигантских шкафов стояли витражные ширмы, напоминающие крылья стрекозы. Это было сказочное, необычное пространство, похожее на театральные декорации.

Но самое мистическое в этом доме - это витражная картина, которая в зависимости от освещения и точки обозрения постоянно меняется - может быть то холодной синей, то ярко-желтой. Интерьер постоянно преображается за счет света и цвета витражей. Как и в природе - нет ничего постоянного. Украшающий эту прихожую витражный пейзаж очень важен для общей стилевой и философской концепции дома. Модерн, как известно, черпает вдохновение в природе и активно заимствует ее образы. Небезызвестно и то, что красавица-природа непостоянна и изменчива. В течение всего дня этот витраж меняет свой вид, изображая то вечерний, то дневной, то утренний, то ночной пейзаж в зависимости от освещения и угла зрения. Андрей Вознесенский любил витражи и часто приходил сюда. Он говорил: "Магия преломленного света может быть адекватна поэзии слова".

Отсюда мы попадаем в комнату, которая служила парадным кабинетом и Рябушинскому, и Горькому. Общий ее мотив – это лавр – с античных времен символ успеха, славы и благополучия и прославления хозяину. Лавр здесь можно найти в деревянной отделке, на дверных ручках и на еще одном витраже. На первый взгляд он изображает горный пейзаж, а, приглядевшись, мы можем увидеть здесь голову бородатого мужчины, в размышлениях сидящего под лавровым деревом. Это, пожалуй, самый загадочный, наполненный философским смыслом, витраж. Не обозначено у мужчины только лицо, благодаря чему человек сливается с природой как неотъемлемая ее часть. В то же время он выделяется из общей среды, легко может влиять на природу, даже нарушить ее гармонию, но тесно связанный с нею, он погубит и себя. Однажды Шехтель записал в дневнике: "Мы многое не замечаем, как не замечаем кислорода, которым дышим... Мы не замечаем перил на лестнице, обыкновенно на них и не опираемся... а попробуй их снять. И по лестнице все будут бояться ходить и лестница никуда не годится". Возможно, в этом смысл необычного витража.

Рабочий стол Степана Павловича Рябушинского имел подковообразную форму, что гармонировало с рисунком паркета. Практически вся мебель была утрачена когда в усадьбе располагались различные организации. Единственное, что осталось от мебели, которую Шехтель проектировал для этого дома - шкафчик над камином.

Рядом с камином (тоже работа Шехтеля) Горький распорядился расположить свою коллекцию восточной миниатюры из слоновой кости, нэцкэ. Сегодня это одна из лучших коллекций нэцкэ в мире. Последние 30 лет жизни Горький собирал миниатюры. Все друзья и знакомые знали об этой его страсти и могли долго не ломать голову над подарком. В одном из писем Горького даже найдена строчка «не забудьте купить для меня пуговиц» – на языке коллекционеров «пуговицами» называются нэцке, так как на своей родине они используются примерно как пуговицы.

Кружево из слоновой кости. Китайские шары, имеющие в своей основе ту же идею,что и нэцкэ, привезены Горькому писателем Всеволодом Ивановым. Эти диковинные сувениры изготавливаются из цельного куска слоновой кости. Вырезая кружевные шары один в другом, китайцы могут доходить до шестнадцати таких катающихся друг в друге слоев. Из-за сложности изготовления эти шары еще называют дьявольскими. Эта метафора стала официальным названием в истории искусств. Горькому подарок не понравился, он сказал, что китайцы зря старались и что в искусстве должна быть душа, а здесь есть только техника.

Восточные стол и табурет из железного дерева – подарок Горькому от его семьи, сделанный по его же заказу. Из Петербурга этот гарнитур доставил Алексей Толстой. Паркет - мореный дуб, разный в каждой комнате. Паркет в этом доме единственный из паркетов модерна, который сохранился без реставрации. Во всяком случае в Москве.

Спальня Горького, как и Рябушинского, сначала располагалась на 2-ом этаже, но потом ее перенесли на 1-ый, так как из-за проблем с ногами писателю тяжело было подниматься на 2 этаж. Спальня не является отражением вкуса Горького - вся мебель подобрана комиссией по организации его быта в Москве.

У Шехтеля эта комната обозначалась на архитектурном плане как малый кабинет или приемная.

Комната для прислуги Рябушинских и секретаря Горького Крючкова. Один из телефонных аппаратов - прямая линия со Сталиным.

Между пролётами лестницы предусмотрено место для отдыха. Во время реставрации особняка в 70-х годах в стене за одним из диванчиков было найдено подслушивающее устройство величиной с холодильник. Оказалось, что одной из причин, по которой Сталин не соглашался селить Горького в обычную квартиру, было то, что там гораздо сложнее спрятать громоздкую «прослушку», а компактные жучки в то время еще не производились. «Здесь за каждой дверью есть ухо», – говорил об этом доме Елене Булгаковой Максим Горький.

Небезынтересный балкончик над лестницей похож на дракона или сову. Брови этого зверя образуют собой МХАТовскую чайку – символ, нарисованный Шехтелем для А.П.Чехова. Театральность, мистицизм и желание увести от реальности характерны для стиля модерн, и Шехтелю удалось блестяще воплотить эти черты в архитектуре. Балкон, кстати, функциональный. Вот это стремление дезориентировать посетителя, увести от реальности, чтобы дом не раскрывался, чтобы чувствовалась некая тайна - особенность стиля модерн. Архитектурное пространство модерна - философское пространство. Мистика дома - впервые в архитектуре.

Из мира подводного мы поднимаемся по лестнице в мир земной. На земле много проблем, бесконечное противостояния добра и зла - это отражено в капители колонны - ее окольцовывает композиция из отвратительных саламандр, олицетворяющих зло, и прекрасных чистых лилий, отражающих добро.

Весь второй этаж когда-то занимала знаменитая коллекция икон С.П.Рябушинского. В историю русской культуры Степан Павлович вошел как один из первых, кто начал научную расчистку и реставрацию древних икон. Он доказал, что древняя икона является памятником мирового значения.
Его коллекция была самой большой в России, и, по словам искусствоведа Н.Пунина, снискала себе огромную славу «художественно-исторической ценностью входящих в нее икон». В этом же доме находилась реставрационная мастерская, где художники-реставраторы отец и сын Тюлины занимались восстановлением икон.

Сейчас на втором этаже расположена экспозиция, посвященная жизни Горького.

В закрытых комнатах у Рябушинских были спальня, детская, будуар, ванна. А во времена жизни Горького в этих комнатах жила семья его сына.

Особенное значение имела и узкая галерея. Она означала, что путь к добру узок и тернист. Дальше по лестнице можно было подняться к высшим духовным и религиозным ценностям - в старообрядческую молельню.

Венчает мир - малый космос - этого особняка, эстетика которого должна вести человека к нравственному совершенству и добру, старообрядческая тайная молельня, расположенная в мансарде, в северо-западном углу дома. Рябушинские были старообрядцами. Старообрядцы были уравнены в правах с остальными верующими только в 1905 году, а до этого подвергались гонениям, сопровождающимися «запечатанием» культовых для них алтарей Рогожского кладбища. Поэтому молельня, построенная в 1904 году, была тайной.
Это единственная старообрядческая молельня, в оформлении которой использованы христианские символы и символы модерна. Она уникальна абстрактной храмовой росписью, покрывающей ее стены и купол. Квадратный план молельни, круглые купол и световое окно символизируют покой и вечность. Здесь завершается долгий путь к добру и духовным ценностям... В основании купола, напротив парусов, повторяющаяся четыре раза сокращенная надпись на древнегреческом языке:"Истинные христианки восприимут святость за свои страдания в день страшного суда". Разбросанные по внутренней поверхности треугольники напоминают о Троице.

Создав великолепный образец московского модерна, Шехтель решил не только творческую задачу, но и угодил заказчику. Будущий хозяин особняка Степан Рябушинский, увидев его, долго разглядывал каждую деталь, а потом восторженно и несколько недоуменно произнес:" А любопытно таки получилось…Полагаю, в Европе ничего подобного и не видывали…"

Джанджугазова Е.А.

Модные архитектурные тенденции в облике старой Москвы

Летом 1900 года в центре Москвы на Малой Никитской улице началось строительство городской усадьбы Степана Павловича Рябушинского – знаменитого во всей России предпринимателя, коллекционера и мецената. Строительством особняка занялся Федор Осипович Шехтель.

Улица Малая Никитская – старинная улица Москвы, находящаяся в западной части Земляного города. Свое название она получила от своей «старшей сестры» улицы Большой Никитской и неслучайно, так как она как бы дублирует ее на отрезке от Никитских ворот до Садового кольца. Зародилась Малая Никитская в XVI веке, но выглядела не совсем обычно для московских улиц того времени, так как была очень прямой и довольно короткой (800м.) Тихую улочку издавна облюбовали представители знатных боярских и дворянских родов. В старину была она деревянной и часто горела. В те давние времена Малая Никитская заканчивалась Вспольем и только в начале ХХ века ее застроили вплоть до Садового кольца.

В начале прошлого века, когда началось строительство особняка, Малая Никитская выглядела провинциально и довольно просто. Невысокие каменные и деревянные дома с мезонинами, булыжная мостовая, поросшая травой по которой свободно прогуливались куры. За особняками были небольшие палисадники, а за ними в сторону Гранатового переулка простирался большой пустырь, заросший крапивой, бурьяном и одуванчиками, на нем обычно играли дворовые дети. По улице изредка проезжала коляска или нагруженный ломовик, из садов весной шел густой запах сирени, а летом тянулся легкий парок самоварного дыма, там под старыми липами горожане пили чай. Под звон колоколов храма Большого Вознесения, в котором когда-то венчался А.С. Пушкин с красавицей Натали, тихая и малолюдная улица оживала, весь окрестный люд: чиновники, купцы, дворяне, все от мала до велика, направлялись в храм. Так неспешно и просто жили москвичи, но этот простой «Русский мир» начал стремительно меняться в начале 1900-х годов. Перемены не обошли стороной и Малую Никитскую — на ней появился изысканный особняк в стиле модерн, построенный одним из самых модных московских архитекторов.

Участок, на котором возводился особняк был небольшим, кроме того, он не был угловым как сейчас, а был вписан в единую линию улицы. Будущий хозяин особняка Степан Рябушинский пожелал, чтобы особняк не примыкал плотно к улице и тогда Шехтель вынес парадное крыльцо на красную линию, а сам особняк отодвинул вглубь, окружив его небольшим садом. Таким образом, между линией улицы и домом возникло воздушное пространство, которое в дальнейшем стало своеобразным естественным обрамлением всего архитектурного ансамбля.

Для такой работы нужен был немалый опыт зодчего, чтобы расположить на ограниченном участке пространства целую усадьбу с главным домом, большим внутренним двором и службами. Эта сложная задача была вполне под силу Федору Осиповичу Шехтелю – замечательному русскому архитектору, живописцу, графику и сценографу, одному из наиболее ярких представителей стиля «модерн» в русском и европейском зодчестве.
Федор Шехтель построил сотни зданий в разных уголках России. Он строил храмы, часовни, театры, гостиницы, банки, вокзалы, особняки и даже общественные бани, создавал уникальные интерьеры и театральные декорации, он даже иллюстрировал книги. Каждый новый его проект раскрывал все новые и новые грани его таланта, который был так безупречно отточен, что никому в голову не могло прийти, что Шехтель почти самоучка, не имеющий специального образования!
Да, систематического образования Федор Шехтель не получил, особых способностей к наукам не обнаружил и ничем в годы учебы кроме рисования и черчения не увлекался, но овладевал этим мастерством у старичка учителя Андрея Година, учившего самого Врубеля. В дальнейшем Шехтелю посчастливилось поучиться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, но недолго, его с третьего курса отчислили за плохую посещаемость. Так гениальный Шехтель остался без диплома и без права на самостоятельную архитектурно-строительную деятельность. Здесь следует сказать, что не леность, а нужда не давала возможности учиться в полную силу. «Не птица Божия – кормиться надо», – объяснял свое положение Шехтель. Ему приходилось заботиться о близких и содержать себя, чтобы как-то сводить концы с концами он перебивался случайными заработками — иллюстрировал книги, журналы, театральные афиши, ресторанные меню, заслужив репутацию «виртуоза карандаша», рисовал виньетки, в том числе и для книг. Работоспособность его была удивительной, он умел делать очень много и может быть потому что не получил строгого академического образования смело работал в разных стилях, легко переходя от одного к другому, как это требовала мода того времени. Достаточно непринужденно Шехтель работал на заказ, делая все так безупречно изысканно и красиво, что даже самые именитые и капризные заказчики оставались довольны его трудом.

У Шехтеля был замечательный вкус и врожденное художественное чутье, которое высоко ценил Антон Павлович Чехов, с которым его связывали долгие годы дружбы. Чехов постоянно делал Шехтелю протекцию в кругу литераторов, представляя его как прекрасного рисовальщика виньетиста, называя Шехтеля «талантливейшим из всех архитекторов мира».
По эскизам Федора Осиповича был оформлен сборник А.П.Чехова «Пёстрые рассказы», обложка которого особенно нравилась писателю. Федор Осипович Шехтель внес огромный вклад в оформление здания Московского Художественного театра в Камергерском переулке и даже разработал эскиз легендарной чайки, ставшей его символом.
Здания работы Шехтеля есть в разных городах России, но главным городом в творчестве Шехтеля всегда была Москва, где он построил более 50 замечательных зданий, большая часть из которых великолепно сохранилась и по-прежнему украшает столицу. Причина необыкновенного творческого успеха Федора Шехтеля в удивительной красоте его творений, построенных в очень модном стиле того времени – «модерн».

Слово о «Русском модерне»

«Модерн » (от французского modeme – cовременный, новейший) – это стиль в европейском искусстве конца XIX – начала XX вв. Сложился он условиях бурного развития индустриального общества и роста национального самосознания европейских народов. «Модерн» утверждал единство всех стилеобразующих принципов от архитектуры жилища до деталей костюма. Вместе с тем ведущая роль в развитии модерна, как стиля была отдана архитектуре – квинтэссенции всех искусств. Архитектура «модерна» стала новым шагом в художественном осмыслении пространства окружающей среды, в отличие от эклектики, соединяющей воедино формы, относящиеся к разным стилям, модерн не отделял конструктивное и декоративное начало, делая необыкновенно красивым все, заставляя забыть об утилитарном назначении самых обычных предметов, предавая им привлекательные и порой праздничные формы.

Об архитектуре «модерн» французский искусствовед Шарль Блан высказался так — это архитектура в высшем ее понимании — это не сооружение, которое украшают, а украшение, которое строят.

Художественная сила модерна заключалась в том, что в нем органически сочетались многие стили, а не заимствовались их отдельные детали, через орнамент криволинейных очертаний решеток и оград, подвижные плетения растительных узоров, рассыпанных по стенам, потолку и полу формировался эмоционально-символический смысл нового архитектурного стиля по- новому объединившего «функцию» и «форму».

Модерн представлял собой сложную философию, раскрывающую законы бытия. Художественные символы стали в эпоху модерна выражением философского смысла. Его особым приемом стал синтез многих искусств, что символизировало неизменное единство мира и вечную гармонию. Но главной идеей модерна стала красота! Красота во всех своих проявлениях, как образ, смысл, язык, цель и инструмент, без начала и конца. Именно та красота, которая спасает мир и не исчезнет никогда!

Шехтель и «модерн»

Федора Осиповича Шехтеля справедливо считают классиком «русского модерна», оттачивая свое мастерство на самых разных строениях, он выработал собственный оригинальный подход, легко различимый среди зданий возведенных в стиле «модерн» другими архитекторами. Конструктивной особенностью «шехтелевского модерна» является органичное соединение рельефного орнамента и формы архитектурной конструкции, где украшение и форма абсолютно неотделимы друг от друга. Так во всех архитектурных шедеврах Шехтеля, решетки и переплеты оконных рам, стойки каркаса, опоры и другие конструкции орнаментально трактованные, то есть они одновременно несут, как функциональное, так и декоративное начало. В самой композиционной системе модерна вообще не заложен принцип иерархии, отсюда и у Шехтеля — архитектора нет разделения на главное и второстепенное, на художественно-выразительные акценты и нейтральный фон. Между всеми элементами его композиций как декоративных, так и функциональных существует сложная и по-своему напряженная связь, будь то рельеф, мозаичное панно, оконные рамы или орнаменты. Элементов безразличных к соседним деталям композиции или художественно незначимых просто нет. Благодаря этому само пространство перестает быть пустым, его как бы пронизывают мощные пульсирующие силы, созданные гармоничным сочетанием конструкции и декора. Все находится в органичном единстве, даже пустоты в объемных формах лестницы и решеток воспринимаются как антитела или антиформы, они также упруги и пластичны, как и реальные элементы, выполненные в камне или металле. В этом и есть реальный художественный смысл авторского варианта интерпретации модерна, который заключается в сочетании и взаимопроникновении реальных форм и пустот, то есть видимого и осязаемого с невидимым, но легко воображаемым.

Все здания Шехтеля кажутся необыкновенно цельными и пластичными, как будто выполнены из одного куска камня, как тонкой и великолепной работы ларцы, вырезанные из малахита или яшмы. Такое ощущение возникает, потому что все элементы: линия, форма, плоскость и цветовое решение проходят самостоятельный путь, как в элементах декоративных, так и утилитарных. Наблюдающему со стороны представляется возможность почувствовать «как это сделано на самом деле», именно поэтому вся открывающаяся форма архитектурной композиции кажется живой, плавной и гибкой.

Особняк Рябушинского

Особняк Рябушинского на Малой Никитской – это уже работа зрелого мастера, его можно считать философски осмысленной декларацией модерна, которая открывает нам «нового» Шехтеля, представившего архитектурную композицию, созданную на основе мира природы. Природные мотивы как символы жизни и вечного движения в убранстве дома повсюду – в рисунке паркета столовой и холла, в лепном волнообразном орнаменте, в многоцветных стеклянных витражах и покрытых благородной патиной бронзе дверных ручек. Вся структура дома подчинена символам мироустройства и символизирует иерархию ценностей на всем жизненном пути человека, от рождения и до смерти, за которой открывается вечность.

Идейно-композиционным центром особняка является парадная лестница «Волна» — символ постоянного движения человека, она напоминает, что жизнь вышла из воды на землю, чтобы потом возвести человека на небеса к Богу. Величественная лестница из зеленовато-серого мрамора пенным кружевом разворачивается в виде спирали – символа бесконечности развития. Ее резной парапет передает упругую энергию морских волн постепенно уходящий в сине-голубую бездну лестничного витража символизирующего начало воздушной стихии.

Лестница как символ восхождения ведет на второй этаж в домовой храм – старообрядческую молельню. В нее можно попасть со второго этажа по другой скрытой маленькой лестнице, символизирующей тайный путь к истине. На этом пути взору открывается большая мраморная колонна с цветками лилий и фигурками саламандр на капители. Такое сочетание символизирует вечную борьбу добра и зла. Лилия – символ чистоты, а ящерицы – прообраз библейского змия. Старообрядческая молельня, устроенная наверху – это главная цель восхождения – это символ вечности и смысл человеческой жизни.

В этом доме все органично и взаимосвязано, здесь невозможно отделить конструкцию от декора, все – единое целое. Это и перила парадной лестницы напоминающее застывшую волну или тело гигантского морского животного, и лепнина потолка в гостиной особняка, поражающая своей органичностью, даже кажется, что крупные соцветия белой сирени свободным полукругом, лежащие на поверхности потолка так и манят своим тонким ароматом бабочек и улиток. В интерьерах особняка живо ощущается взаимосвязь отдельных помещений. Все они в чем-то разные, но
в чем-то одинаковые как разные мазки, сделанные одной кистью.

Особняк Рябушинского насыщенный контрастными решениями и обилием противоположностей выраженных огромными окнами, повторяющими очертание диковинных цветов и деревьев, арки крыльца, похожие на рожки улиток, изящные цветочные мотивы и волны в рисунках паркета холла и столовой – все это фирменный стиль самого Шехтеля. Основные черты этого стиля, который стал символом московского модерна окончательно сформировались именно в ходе работы над особняком Рябушинского, ставшего своеобразной визитной карточкой архитектора Федора Шехтеля.

Создав великолепный образец московского модерна Шехтель, решил не только творческую задачу, но и угодил заказчику. Будущий хозяин особняка Степан Рябушинский, увидев его, долго разглядывал каждую деталь, а потом восторженно и несколько недоуменно произнес: А любопытно таки получилось…Полагаю, в Европе ничего подобного и не видывали…

Федор Шехтель: превратности судьбы
Творческая и человеческая судьба Федора Шехтеля была сложной, он много работал и создал удивительную архитектурную коллекцию неповторимых по своей красоте сооружений самого разного назначения, его лучшие работы – это здания, построенные в начале ХХ века:
Особняк Рябушинского на Малой Никитской
Особняк Дерожинской в Штатном переулке
Московский Художественный театр
Типография Левенсона в Трехпрудном переулке
Комплекс павильонов русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901), за который Шехтель был удостоен звания академика
Ярославский вокзал
Собственная дача в Кунцево
Дача Левенсона
Проект Народного дома и др.

Шехтель всю свою жизнь строил роскошные дома, но по злой иронии судьбы в конце жизни оказался фактически бездомным. Его великолепному творчеству не нашлось места в суровой революционной эпохе, которой потребовалась новая архитектура красного конструктивизма. Шехтель с его изящными зданиями и продуманными до мелочей интерьерами этой новой реальности не соответствовал. Его выселили из собственного дома и он – Почетный член Общества британских архитекторов, архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Парижа доживал свой век в нищете. В одном из писем он с горечью пишет о том, что строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам, а сам остался нищим…

Умер Шехтель в Москве 7 июля 1926 года и, несмотря на широкую известность его архитектурного наследия в Москве, где он так много построил, нет его мемориального музея, как и впрочем, музея, посвященного московскому модерну. Эту идею очень долго, но безрезультатно вынашивал внук архитектора – артист эстрады Вадим Тонков, создавший комедийный образ старушки Вероники Маврикиевны.

Однако в отличие от своего создателя, многим зданиям, построенных Шехтелем повезло, они сохранились в прекрасном состоянии, так как их передали дипломатическим ведомствам и посольствам. А шехтелевский шедевр – особняк Рябушинского стал музеем Алексея Максимовича Горького и в него можно попасть совершенно свободно.
Красота творений Шехтеля – их «охранная грамота».

«Спрятанное сокровище»

Сегодня особняк Рябушинского стал одним из самых интересных и притягательных объектов показа в центре Москвы. И, похоже, сила производимого впечатления всегда была удивительно высокой.

…В свое время поговаривали даже такое, что один купец убил свою жену, крепко приревновав ее к Рябушинскому! На суде Степан Павлович Рябушинский объяснил, что дама приезжала в его дом исключительно для удовлетворения ознакомительного интереса: посмотреть сам дом, картины, витражи и коллекцию фарфора. Судью это объяснение не удовлетворило, и он сам лично проверил, могла ли молодая дама приехать в гости к молодому мужчине исключительно за тем, чтобы осмотреть дом?!
Вывод был однозначен: могла!

Благодаря своей необычности дом действительно стал украшением многих экскурсионных маршрутов, а его изумительные формы и оригинальность внутреннего убранства полностью оправдывает их самые изысканные названия: «Вальсы с городом архитектора Федора Шехтеля»; «Спрятанное сокровище: особняк Рябушинского – каменная повесть Федора Шехтеля»; «Особняк Рябушинского – жемчужина московского модерна» и пр.
Кажется, что он обладает какой-то почти мистической силой – огромная лампа-медуза, мозаичные цветочные букеты, лепнина причудливых форм на потолках, ручки в виде экзотических морских обитателей. Любому входящему в особняк хочется узнать: Что всем этим хотел сказать архитектор? В чем был его замысел?

В ходе экскурсии раскрывается глубинный смысл концепции архитектора, в декоре внутренних интерьеров здания достаточно четко прослеживается идея эволюции человечества: на первом этаже – глубины океана, а на втором растения, птицы и звери. Все здание как бы пронизано новизной и практически полностью прерывает связь с традиционной архитектурой улицы, на которой оно стоит. В нем все удивляет: необычные объемы фасада, интересное очертание арок. Живописный майоликовый фриз, прерываемый окнами разных форм и размеров. Все ново, необычно и даже таинственно. Дом завораживает и манит как драгоценный камень, от которого не отведешь глаз. Он самодостаточен и самоценен и ярким доказательством этому является тот факт, что хотя официально в нем размещен музей А.М. Горького, подавляющее большинство людей приходит не для знакомства с творчеством пролетарского писателя, а для того, чтобы полюбоваться изысканным творением Шехтеля.

К слову, Максиму Горькому особняк не нравился. Этот дом выбрал для Горького сам Сталин и несмотря на то, что в нем было все необходимое для жизни писателя: комфорт, тишина, центр, садик для прогулок, но ничего не отражало вкусов его нового хозяина, выразившегося так: «Дом нелеп, но работать можно». А домработница, говорят, сразу отказалась от места, перепугавшись «чудовищ» – саламандр, изображенных в капители на колонне.

Вместе с тем особняк любим и все экскурсоводы, приходящие с группами в музей или просто проходя по Малой Никитской с большим удовольствием, рассказывают о необычном доме — настоящем сокровище, спрятанном как в потайном кармане тихого центра столицы. Чугунные завитки ограды, окаймленные розовым бордюром, открывают нам очень стильный фасад здания полуприоткрытого высокими и раскидистыми деревьями. Дом всегда очень гостеприимен и открыт, в нем интересно и хорошо, даже хочется что-то взять с собой на память.

В последнее посещение я как обычно купила небольшой буклетик, посвященный 100-летнему юбилею особняка Рябушинского и еще раз обвела его фасад взглядом, чтобы унести с собой легкое и теплое впечатление от изысканной, но не кичливой роскоши удивительной архитектуры московского модерна…

И уже почти на выходе из двора меня догнала смотритель и протянула несколько круглых чуть потерявших форму плодов каштана, из которых пробивались тоненькие росточки. Возьмите на память – сказала она, — это из нашего сада, отдаем в «хорошие руки»!

Поблагодарив, я подумала, что с удовольствием посажу их на даче, чтобы всегда вспоминать этот удивительный дом. А еще подумала о том, что как бы хорошо было, если все наши культурно-исторические ценности наконец-то попали в «хорошие руки», а особняк Рябушинского стал бы музеем «Русского модерна» и одновременно мемориальным музеем Федора Осиповича Шехтеля. Именно это желание я загадала, когда сажала каштаны со слабенькими и тонкими ростками в только начавшую прогреваться весеннюю землю.
Кто знает, а может быть эта мечта, когда-нибудь сбудется…

Литература
1. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. Москва «Искусство», 1978. С.399.
2. Лебедева Е. Преображавший мир красотой. 150-летию со дня рождения архитектора Федора Осиповича Шехтеля. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/31977.htm.
3. Пэнэжко Н.Л., Демкина С.М. Малая Никитская,6. К 100-летию особняка С.П.Рябушинского. Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН, 2003.

На пересечении тишайших Малой Никитской и Спиридоновки, в роскошном доме в стиле модерн постройки Ф.О. Шехтеля, находится . А до революции хозяином дома был Степан Рябушинский. Поэтому кто-то называет особняк домом Рябушинского, а кто-то музеем Горького. Сотрудники музея рассказывают о жизни писателя, его семьи, его творчестве. А если вы не любите долгие экскурсии, можно просто отдохнуть на лавочке в уютном тенистом дворике, а потом самостоятельно посмотреть неземной красоты интерьеры Дома.

Фасады здания облицованы глазурованным кирпичом, поверху обвиты лентой мозаичного фриза с изображением ирисов (на фото выше ), а гладкие стены прорезаны квадратами больших окон. Так выглядит бывшая главная — парадная дверь. Сегодня вход в музей происходит через «черный ход».

Летом 1900 года на Малой Никитской началось строительство роскошного особняка для Степана Павловича Рябушинского - одного из представителей третьего поколения династии. Степа́н Па́влович Рябуши́нский - русский предприниматель, банкир, коллекционер, меценат, вместе с братом Сергеем основал первый в России автомобильный завод АМО, ныне Завод имени Лихачёва. Улица Малая Никитская в те годы выглядела весьма провинциально: невысокие деревянные или каменные дома, куры, гуляющие по булыжной мостовой, аромат самоварного дымка. Чтобы разместить здесь городскую усадьбу с изысканным домом, внутренним двором и службами - прачечной, дворницкой, кладовой, гаражом и конюшней - требовался опытный архитектор, способный мыслить неординарно. Заказ на строительство получил Фёдор Осипович Шехтель (1859–1926), работы которого особенно нравились Степану Павловичу. Когда началось строительство дома на Малой Никитской, Рябушинскому было 26 лет. В архитектуре его резиденции сплелись мотивы английской готики и мавританской архитектуры; внутренняя отделка, участие в создании которой принимал М.А. Врубель, поражает великолепием. После октябрьской революции, Степан Рябушинский спешно с женой и двумя детьми (Еленой и Борисом) эмигрировал в Италию; потомки по линии дочери Елены (1902-2000) проживают в Милане, носят фамилию Rijoff (Рыжовы). С 1919 г. в здании размещалось государственное издательство (Госиздат), с 1925 по 1931 - Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей, а затем особняк был предоставлен в распоряжение только что вернувшемуся в СССР М. Горькому. В 1965 г. здесь открылся музей писателя.

Сам Горький не участвовал в выборе своего жилища и не высказывал никаких пожеланий. Еще в 1928 г. он получил письмо некой советской труженицы с просьбой не уезжать снова в Италию и отказаться от своей тамошней виллы, на что ответил в газете «Рабочая Москва»: «Кстати, у меня там нет своей виллы. У меня никогда не было и не будет своих домов, своей «недвижимой собственности» . Писатель М. Слонимский вспоминал, как однажды некий льстивый гость поднял тост «За хозяина дома!». Лицо Горького побагровело, и он перебил оратора вопросом: «За какого хозяина? Я не хозяин этого дома. Хозяин — Моссовет! «, — после чего встал и вышел из комнаты.

Главной изюминкой дома стала парадная лестница холла, выполненная в форме волны («тающая лестница»). Каскад мраморных волн, выкидывающий высоко вверх люстру-медузу, зеленоватые стены, имитирующие морскую стихию, приглушённое освещение, ручки дверей в форме морского конька создают картину подводного мира. Шехтель продолжил эту игру и в оформлении остальных комнат - растительные мотивы, морская тематика, причудливые улитки и бабочки, замаскированные в деталях интерьера, - в этом доме кипит особенная жизнь. Трагически сложилась судьба Ф.О. Шехтеля. Архитектор с семьей остался в России, пытался найти своё место в новой стране социализма. Семью Шехтеля выселили из особняка на Большой Садовой, и великий архитектор, стоявший у истоков русского модерна, строивший для Морозовых, Рябушинских, Смирновых, до конца своих дней скитался по съёмным квартирам и домам и умер больным и нищим. Сегодня по его проектам изучают историю архитектуры, а на небосклоне есть малая планета, названная в его честь.




Есть в особняке и свои секреты - тайная старообрядческая молельня, расположенная в мансарде северо-западной части дома; с улицы её не разглядеть. Стены и купол в молельне покрывает уникальная абстрактная храмовая роспись - небольшая комната максимально стилизована под древнюю церковь. Чтобы пройти в тайную комнату, нужно было подняться на второй этаж, пройти по узкой галерее и - вверх по чёрной лестнице. Посторонние и не догадывались, что в доме есть такое помещение.

Горький прожил в доме на Никитской всю оставшуюся жизнь, до 1936 года. Поселился на первом этаже - подниматься по двенадцатиметровой лестнице больному писателя было сложно. А наверху устроилась его семья - сын Максим Алексеевич с женой Надеждой Алексеевной (дома ее звали Тимоша) и внучки Марфа и Дарья.

Чтобы не замерзнуть на мраморной лавочке, на нее направлен поток теплого воздуха из такой замысловатой решетки. Система не сохранилась до наших дней. После 1917 года особняк Рябушинских перешёл во владения города и принадлежал попеременно Наркомату по иностранным делам, Государственному издательству, психоаналитическому институту, детскому саду. За эти годы были утрачены мебель Рябушинских и осветительные приборы, выполненные по эскизам Шехтеля, разрушена вентиляционная система и разобран уникальный камин из каррарского мрамора, находившийся в столовой, по слухам он сейчас где-то в «Архангельском», на бывшей даче минобороновского начальства.

Уникальные витражи, паркет из ценных пород дерева, живописные потолки, роскошные люстры, лепнина - дом на Малой Никитской не очень-то соответствовал вкусам писателя из народа. Горький не раз говорил о нём: «Величаво, грандиозно, улыбнуться не на что» . А это уютная библиотека с огромным окном, вместительными шкафами, диваном и кожаными креслами. Обратите внимание на великолепный потолок библиотеки (на фото ниже ).

Самая большая комната (на фото ниже ) служила столовой, гостиной. Постоянное место Горького за столом отмечено чайным прибором. Завтрак обычно проходил в узком кругу, более оживленно становилось за обедом и вечернем чаем. Здесь проходили встречи Горького с многочисленными гостями, прежде всего писателями, людьми искусства; велись многочисленные дискуссии о тогдашнем методе литературы, получившем название «социалистического реализма». Почти все известные писатели 1930-х годов побывали у Горького — его дом заменял им писательский клуб. Были литературные обеды, ужины, да и просто по любому вопросу приходили туда. В мемуарах К.И. Чуковского (первый том), например, можно про это прочесть.

Кабинет. В этой комнате писатель проводил утренние часы с 9 до 2 дня, отводя самое продуктивное время работе над своими произведениями: творческая деятельность Горького в эти годы была огромна. Эта комната более других отражает вкусы Алексея Максимовича. Кабинет был похож на рабочие комнаты писателя там, где он жил — в Сорренто в Италии, Теселли в Крыму, на подмосковной даче в Горках. «Казалось, что он возит свою рабочую комнаты с собой», — вспоминал С.Я. Маршак. Во второй половине дня Горький работал здесь над рукописями начинающих писателей, отвечал на письма многочисленных корреспондентов, занимался редакторской работой по руководимым им изданиям.

Рабочий стол (у окна), большой, выше обычного и без ящиков, был сделан по просьбе Горького - за таким столом он привык работать. Книги, блокноты с заметками, остро заточенные цветные карандаши, которыми писатель правил тексты, свои и чужие, всё аккуратно лежит на столе в ожидании хозяина. Вдоль стен - шкафы, где разместилась внушительных размеров коллекция - Горький собирал резные работы из кости мастеров XVIII–XX веков (нецки).

Спальня (на фото ниже ). Здесь только необходимое. Антикварный спальный гарнитур — случайное приобретение при меблировке дома и не отражает склонности писателя. В шкафу и комоде — личные вещи и одежда Алексея Максимовича. По его просьбе повешена угловая книжная полка, на которой расставлялись книги для ежедневного вечернего чтения. В последнем подборе оказались: «Народные русские сказки», собранные А. Афанасьевым, «Песни» Беранже, произведения Р. Роллана и стихи Н. Языкова, книги К.С. Станиславского и В.Г. Короленко и др. Иногда Горький в шутку называл себя «профессиональным читателем».

На тумбочке возле кровати — снимок старшей внучки Алексея Максимовича — Марфы. Это одна из самых последних фоторабот сына — Максима Алексеевича. Он скончался 11 мая 1934 года от крупозного воспаления легких. Эту потерю Горький фактически не смог перенести и пережил сына лишь на два года.


Здравствуйте, дорогие читатели. В этом отчёте речь пойдёт об одном очень интересном доме, притаившемся на углу Спиридоновки и Малой Никитской улицы. Давно слышал об этом здании, но никак не добирался. Но недавно мы всё-таки собрались и в плане программы моего дня рождения в ноябре посетили его. Особняк Рябушинского - это замечательный образец дома в стиле модерн, построенный архитектором Фёдором Шехтелем по заказу промышленника и мецената Рябушинского в 1900-02 гг. История и фотографии - по ссылке ниже.

...Рядом экспроприирован был
особняк в пышном стиле модерна.
Горький лестниц его не любил:
«Эх, во всем декадентство манерно». (с)

Во-первых, советую всем, кто ещё не посетил этот памятник архитектуры, сделать это как можно скорее) Очень красивый дом, убранство, интерьеры, лепнина, украшения. Притом состояние дома просто отличное. И вход туда бесплатный. Во-вторых, вкратце расскажу историю особняка:

"Особняк Рябушинского замечательный образец дома в стиле модерн, построенный архитектором Фёдором Шехтелем по заказу промышленника и мецената Рябушинского в 1900-02 гг. Первый владелец особняка, Степан Павлович Рябушинский, был выходцем из большой купеческой старообрядческой семьи, но, кроме предпринимательства, увлекался искусством и коллекционированием. Коллекция в особняке Рябушинского, насчитывала более 100 шедевров живописи и большое количество икон, часть из которых была реставрирована и спасена хозяином от гибели. Рябушинский недолго владел этой замечательной недвижимостью. После революции семья вынуждена была покинуть Россию, а их особняки и картины остались советской власти. Часть коллекции попала в Третьяковку и некоторые другие музеи, но многое пропало.

Двухэтажное здание со свободной планировкой; помещения группируются вокруг внутренней лестницы; расположение объемов следует логике "органического" роста здания
Композиция: асимметричная; на красную линию улицы выходит массивное крыльцо; фасады отступают от краной линии улицы, особняк обнесен невысокой решетчатой оградой; главный фасад обращен к церкви Вознесения (на север).

В 1917 г. особняк Рябушинского перешёл к новому хозяину – одному из департаментов Наркомата иностранных дел, отделу виз и паспортов. В 1919 г. дипломаты покинули особняк на Никитской. Вместо них явились литераторы. В особняке расположился Госиздат, главное издательство советской России. В 1926 г. в особняк Рябушинских въехал ВОКС - Всесоюзное общество культурной связи с заграницей. В 1931 г. из Сорренто в Москву приехал Горький, и Сталин пожаловал ему особняк Рябушинского. Горькому это не очень нравилось: пролетарский писатель в буржуазном особняке, да ещё модерн, который писатель недолюбливал, но делать нечего. Горький попросил разобрать и вынести уникальный модерновый камин, который действовал ему на нервы, но остальное оставил. Горький жил в этом доме с 1931 по 1936 гг. Здесь им были написаны пьеса "Егор Булычов и другие", роман "Жизнь Клима Самгина". Квартира Горького была одним из центров литературной жизни Москвы, здесь велась подготовка к I съезду писателей, решались вопросы развития советской литературы. В 1935 г. Горького посетил французский писатель Ромен Роллан (имеется мемориальная доска).

В соседнем доме размещались редакции журналов, редактируемых Горьким, в доме постоянно собирались литераторы и здесь проходил первый пленум по созданию и съезд союза писателей.
В 1942 г. в подсобные помещения особняка Рябушинского перехал с Большой Молчановки писатель Алексей Толстой, где и провел последние годы жизни. Сейчас здесь музей-квартира писателя.

Позднее в особняке Рябушинского был дом приемов МИДа. В 1965 г. в этом доме был открыт мемориальный музей-квартира Горького."

А теперь, после исторической справки, приведу сразу без лишних слов фотографии.

1. Перед тем, как зайти непосредственно в дом, прогуляемся немножко по небольшому фруктовому саду перед домом.

2. Заходим внутрь, берем тапочки, покупаем билет на фотографию и отправляемся на осмотр особняка. Начнём с парадной лестницы - ключевая нота интерьера. Необычные перила, напоминающие бегущую волну, сделаны из мрамора. Они начинаются от светильника с цветным витражным абажуром.

3. Перекликается с лестницей и красивый цветной витраж на 1-ом этаже.

4. Рабочий кабинет Максима Горького.

5. Портрет писателя, находящийся непосредственно в начале экспозиции.

6. Переместимся в гостиную-столовую. Тут расположено большое окно с видом на сад. Лепнина на потолке, старая мебель, любопытен тот факт, что ранее тут располагался и камин, который писатель попросил убрать.

7. Привожу старую, дореволюционную фотографию гостиной ещё с камином. Очень был красивый, жаль, его уже нет. Хорошо, что всё остальное сохранилось.

8. Шкаф с предметами из восточной коллекции писателя.

9. Комната-спальня.

10. Элементы украшений шкафа из дерева в спальне. Над ним можно увидеть ещё одно небольшое окно-витраж. На стенах роспись + красивое оформление потолка. Вообще, очень много внимания архитектор уделял деталям. Элементы лепнины, витражей, паркета, резьба по дереву на дверях - всё сразу и не заметишь.

11. Вид на парадную лестницу со второго этажа.

12. Экспозиция о жизни писателя на втором этаже. Здесь менее красиво - после Горького тут жили люди, частично ремонтировали и изменяли помещения. Не будем долго тут задерживаться. Помимо экспозиции, неподалёку расположен вход в небольшую часовню(!) - там красиво, но фотографий, к сожалению, не делал. Также в соседних помещениях проводится выставка картин.

13. И снова на парадной лестнице. На этот раз - вид в сторону витража с дождём над лестницей.

14. Предметы экспозиции, представленные в комнатах на первом этаже. Тут разные вещи писателя - карандаши, которыми он писал, чернильницы, ножницы и многие другие.

15. Потрясающий потолок в библиотеке. Лепнина в виде цветов на деревьях, улиток, красивая роспись у окна. Кстати говоря, библиотека представляют собой обширную коллекцию книг, стоящих и по сей день в шкафах.

16. Коллекция китайский статуэток и камин в одном из помещений особняка.

17. Окна на второй лестнице. На них сохранились ручки начала прошлого века.

18. Вестибюль и главный вход в особняк. У нас над головой расположен красивый витраж с пейзажем, а вход в коридор украшен стальными рейками в форме лапок двух богомолов.
Увы, было очень темно и снять нормально не вышло.

19. Ещё раз сделаем фотографию светильника у лестницы.

20. Выходим наружу. Увы, пасмурно, но мы очень вдохновились посещённым музеем. Очень красивый особняк и интересный музей. Сделаем кадр на дом, сад и Церковь Вознесения напротив.

21. Перейдём дорогу и снимем главный фасад дома. Особняк Рябушинского выполнен в светлых тонах, стены отделаны керамической плиткой
и майоликой с изображением причудливых орхидей.

Таким образом, сейчас любой желающий может побродить по комнатам, подняться по лестнице, любуясь внутренней отделкой. Если вы еще не бывали здесь, очень советую вам это сделать. Этот блог продолжает тему посещённых зданий архитектора Шехтеля (усадьбу купца Патрикеевых можно посмотреть