Наше интересное прошлое, о котором мы не знаем. Что мы знаем о нашем прошлом или версии краеведа

Откуда мы знаем о прошлом

Все, что содержит в себе информацию о минувшей жизни человека, называется историческими источниками. Это очень точное понятие. Из источников, как известно, текут ручьи и речки, образуются реки и озера. Из исторических источников текут реки знаний, но из маленьких источников – только небольшие ручейки знаний. Сливаясь друг с другом, они образуют поток, черпая из которого, мы, естественно, обнаружим в нем только то, что ему дали образовавшие его источники.

Самый крупный источник знаний о русском средневековье – летопись, а для истории Новгорода – Новгородские летописи. Древнейшая из дошедших до пас написана в XIII-XIV вв., но она повествует и о более ранней эпохе. Источники самой летописи разнообразны. Ее составители пользовались записями своих предшественников, но не пренебрегали и легендами. Рассказывая о временах им близких, летописцы бывали точны, а повествуя о той старине, которая была седой и для них, целиком зависели от точности или неточности использованных ими материалов. Иными словами, летописный рассказ требует постоянной проверки. Такую проверку возможно делать, сравнивая между собой рассказы разных летописей об одном и том же событии. Если эти рассказы совпадают, по-видимому, им можно верить. По ведь бывает и так, что разные летописцы пользуются одним общим источником, лишь пересказывая его всякий раз своими словами. При таком допущении проверить правильность летописного сообщения можно, лишь обратившись уже не к летописи, а к другому источнику, существовавшему самостоятельно, совершенно независимо от летописи. Чаще всего исследователи умеют находить доказательства правильности или неправильности летописного сообщения. Однако у летописей имеется и другой существенный недостаток.

Разумеется, летописи вмещают колоссальное количество необходимых историку сведений. Если бы мы не знали летописей, у нас вообще не было бы сколько-нибудь систематических знаний истории русского средневековья. Но летопись содержит далеко не все, что нужно знать современному историку в первую очередь. Летописец всегда тяготел к необычному. Он стремился писать о том, что выходило за рамки.повседневности. Его интересовали поенные походы и победы, объявления войны и заключения мира, избрание и изгнание князей, смена епископов, строительство церквей. Он охотно рассказывал о поражающих его воображение солнечных и лунных затмениях, появлении комет и падении метеоритов. Своим трагическим пером он живописал страшные эпидемии и массовые голодные смерти от неурожаев. Но он не записывал то, что казалось ему общеизвестным. Зачем говорить о вещах, хорошо известных отцу, деду и прадеду? Медленные процессы общественного развития, которые становятся видны на значительном удалении, ускользали от его внимания потому, что вблизи явления, развивающиеся неспешно, представляются неподвижными. Когда нужно было сказать о том, что его современникам было общеизвестно, летописец ссылался на «старину и пошлину», т. е. на то, как было раньше или же было всегда. Вот пример такой ссылки на старину.

В Новгороде князья не наследовали свою власть от отца, а приглашались по вечевому решению. Между новым князем и республиканским Новгородом всякий раз заключался договор, в котором точно оговаривалось, что князь имеет право делать, а чего не имеет, поскольку, в отличие от других городов, в Новгороде он не был центральной фигурой власти. Такие договоры частично дошли до нас, но самый ранний относится только к середине XIII в. Казалось бы, прочитав подобный договор, легко определить место князя в системе управления Новгородом, но историки до сих пор по-разному определяют это место. И только потому, что самое главное в договорах скрыто понятной для современников, но туманной для нас формулой: «Целуй, княже, крест на чем отец твой целовал и дед и прадед», т. е. «Клянись, что ты будешь княжить на тех лее условиях, что твои предки». Сами эти условия в договорах не. повторялись. Они тогда были общеизвестны и назывались «Правдой Ярослава». Но возникли-то они в первой половине XI в., когда систематического летописания еще не было, а в летопись проникло только известие том, что в награду за помощь на войне Ярослав Мудрый дал новгородцам «Правду и Устав», т. е. закон, в котором князь вынужден был поступиться своей власти в пользу новгородского боярства. В чем конкретно состояло это ограничение власти, летописец так и не счел нужным рассказать.

Сообщая о голодных годах, летописец называет, например, высокие цены на хлеб, но какими были эти цены в обычных условиях, мы из летописи не узнаем. Материальные богатства Новгорода из века в век создавались крестьянами и ремесленниками, но в летописи нет сведений о том, как крестьянин пользовался землей, в каких отношениях он находился с землевладельцем, как развивались технические навыки ремесленников, откуда они брали сырье для своих изделий, как они продавали их, каким был их заработок. Упоминая множество боярских имен, летописец не дает представления о величине земельных владений бояр. Более того, еще недавно историки, хорошо знавшие летопись, считали, что бояре и купцы – одно и то же.

Новгород прославлен многими сохранившимися до сегодняшнего дня шедеврами архитектуры и живописи, сделавшими его местом паломничества туристов буквально изо всех стран мира. Но из летописи знаем только, что собор Юрьева монастыря в том числе XII в. был построен мастером Петром, а фрески конца XIV в. в церкви Спаса на Ильине улице написаны великим художником Феофаном Греком. Имена творцов других прекрасных зданий, фресок и икон не запечатлены летописцем. Можно было бы конечно приводить подобные примеры, говорящие о том, что современный историк, стремящийся представить себе по возможности полную картину прошлого, слишком многого не найдет в летописи.

Если летопись при всех ее умолчаниях остается рекой знаний, то другие источники, сливающиеся с ней, можно уподобить небольшим речкам и ручьям. Они несут в себе чаще всего чистую, незамутненную воду, будучи по существу первоисточниками знания, но знания, всякий раз предельно ограниченного самими особенностями источника.

Возьмем в качестве примера писцовые книги. В конце XV в., вскоре после присоединения Новгорода к Москве, московский великий князь Иван III, чтобы окончательно ликвидировать стремление новгородцев к независимости, переселил всех крупных местных землевладельцев в московские города, а их земли отдал переселенным в Новгород москвичам. После этого были составлены писцовые книги, в которых переписаны все новгородские сельскохозяйственные угодья с указанием и новых и старых их владельцев, с цифрами доходности и определением налога с каждого владения в пользу великого князя. Эти книги дошли до нас, но, к сожалению, не в полном виде. Очевидна колоссальная ценность этого источника, по которому можно изучить всю систему землевладения и землепользования, а также самый состав землевладельцев – от богатейших бояр до земцев, собственноручно пахавших свои участки или убиравших с них сено. По писцовым книгам можно даже подсчитать численность деревенского населения в разных районах Новгородской земли и составить детальнейшую карту ее населенных пунктов, подавляющее большинство которых состояло из одного или двух дворов. Все эти сведения, взятые когда-то на месте, а не из вторых рук, прекрасно дополнят летопись, но коснутся только узкого периода конца XV в.

Особый источник составляют акты – официальные грамоты, исходящие от верховной власти или ее органов или утвержденные ими. К их числу относится государственные договоры Новгорода с русскими князьями и иноземными государствами, некоторые вечевые решения, а также документы, утверждающие куплю и продажу, передачу в дар или и наследство крупной собственности. До нас дошли и подлинные акты, и – чаще – копии с них, сделанные в XVI-XVII вв. Но сохранившиеся документы составляют ничтожную долю процента по сравнению с тем, сколько их существовало в древности. От X и XI столетий нет ни одного такого акта, от XII в. их известно всего лишь восемь (из них только два подлинных). С каждым следующим столетием число актов увеличивается, однако остается бесконечно малым. Многие тысячи актов, хранившихся в домах горожан, истреблены частыми в деревянном городе пожарами, а те, которые хранились в государственных архивах, погибли вместе с архивами.

В Новгороде, в частности, громадный архив официальных документов существовал с конца XI до XVI в. в княжеской резиденции на Городище. Вероятно, в опричнину Ивана Грозного архив был ликвидирован, а хранившиеся в нем документы выброшены в снег. Документы сгнили. Потом, уже в конце XVIII в. на этом месте был вырыт канал, и земля из него образовала насыпи по его берегам. Но от архива в этих насыпях остались многочисленные свинцовые печати, только малая часть которых собрана и собирается каждый год после разлива Волхова или после сильных дождей на прибрежных отмелях, а большинство смыто паводками на илистое дно реки. Но даже то, что случайно уцелело, дает возможность сделать интересные сопоставления. Если нам известно лишь восемь актов древнейшего (до середины XIII в.) периода, то печатей того же времени только на Городище найдено уже свыше 700. А сколько не найдено? Случайные обстоятельства сохранили случайное число актов, отразивших разные по своим масштабам разрозненные события прошлого. Каждый сохранившийся акт – историческая драгоценность, рассматривая которую мы соприкасаемся с подлинной частицей ушедшей действительности, но частица всегда остается частицей. Выше уже был приведен пример, как важнейшее для историка содержание акта может быть скрыто ссылками на установившийся обычай, известный всем прежде, но не известный нам теперь.

Официальные документы всегда писались по установленной форме. Изменение привычной формы связывается с переменами политической обстановки, с важными шагами общественного развития, но, если летопись этих шагов не отметила, а сохранившиеся акты разделены большими промежутками времени, как обнаружить дату таких перемен? Древнейший дошедший до нас договор Новгорода с князем датируется 1264 г. В нем, в частности, говорится о том, что князь не имеет права владеть землей на большей части новгородских владений, где бояре ревниво оберегали свои земельные богатства. К 1137 г. относится другой документ – грамота новгородского князя Святослава Ольговича, из которой видно, что при этом князе подобного ограничения еще не существовало. Между 1137 и 1264 гг. прошло свыше столетия, но к какому году относится установление отмеченного ограничения, продержавшегося до конца новгородской независимости, и результатом каких событий оно явилось, пока установить не удается: не сохранилось ни одного полезного для таких наблюдений документа второй половины XII и первой половины XIII в.

Факты исторической действительности отражались в литературных произведениях прошлого, и, тщательно отделяя их от вымысла, можно дополнить летописный рассказ живыми красками бытовых зарисовок, которые можно найти, например, в церковных житиях. Эти рассказы повествуют о людях, причисленных церковью к лику святых за их особую роль в укреплении христианской религии. Однако в большинстве случаев жития оставлялись не раньше XVI в. и их авторы живописуют не прошлое, а лишь свое представление о нем.

Ценнейшим источником знания являются своды шпонов Древней Руси, начиная с «Русской правды». Исследование этих сводов дает очень много для понимания классовых взаимоотношений и истории русского права, а сравнение древнейших кодексов с памятниками более позднего времени, например XV в., позволяет наблюдать самый процесс общественного развития, в том числе и возникновение новых групп зависимого от феодалов населения. Пои этот источник, существенно дополняющий летописи, показывает былую действительность только под определенным углом зрения и далеко не полно.

Все эти и некоторые другие источники постепенно с опирались и сопоставлялись историками начиная с: VIII в. Они позволили установить многие факты и обстоятельства новгородской истории, но даже взятые вместе эти источники не дают ответа на сотни крупных и мелких вопросов, волновавших исследователей.

Из книги Русская Атлантида автора

Глава 3 ОТКУДА МЫ ВСЕ ЭТО ЗНАЕМ? Жилье археолога - палатка. Еда археолога - консервы. Орудие археолога - лопата. Радость археолога - пожар. Счастье археолога - помойка. Мечта археолога - могила. Студенческие «Заповеди

Из книги Русская Атлантида автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 3. ОТКУДА МЫ ВСЕ ЭТО ЗНАЕМ? 23. Полное собрание русских летописей. Западно-русские летописи. СПБ., 1907. Т. 17.24. Тихомиров М. Н. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века. М., 1940. Т. 1.Пресняков А. Е. Лекции по русской истории. Западная Русь и

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Упыри в прошлом и настоящем В связи с амбивалентным статусом мертвецов в обществе людей утвердилось двоякое к ним отношение. С одной стороны, умершего предка почитали как благодетеля, наделенного мистическими способностями, впустившего в бренный мир чреду своих

Из книги Русская Атлантида. Невымышленная история Руси автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 4 ОТКУДА МЫ ВСЕ ЭТО ЗНАЕМ? Жилье археолога - палатка. Еда археолога - консервы. Орудие археолога - лопата. Радость археолога - пожар. Счастье археолога - помойка. Мечта археолога - могила. Студенческие «Заповеди археолога» …Узнаем, конечно же, из исторических

Из книги Кавказская война. Том 1. От древнейших времен до Ермолова автора Потто Василий Александрович

I. ГРУЗИЯ В ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОШЛОМ Много есть поэзии в кровавой истории Кавказа; грузин читает ее со слезами. Она описывает веками исчисляемые бедствия, дробление царства на царства, междоусобицу между царями и князьями, восстание племен на племена и родов на роды, замки

Из книги Географические открытия автора Згурская Мария Павловна

Из книги Запрещенный Рюрик. Правда о «призвании варягов» автора Буровский Андрей Михайлович

Введение второе, в котором вводятся летописи и выясняется, откуда мы вообще что-то знаем про Рюрика Исторические источники Люди изучают историю в школе и в университете, читают исторические романы и смотрят фильмы. Некоторые люди на вопрос, откуда они взяли, что

Из книги Загадки истории. Факты. Открытия. Люди автора Згурская Мария Павловна

Что мы знаем и чего не знаем о финикийцах В древности на восточном берегу Средиземного моря жил трудолюбивый и предприимчивый народ - финикийцы. Так их именуют благодаря грекам, сами же они называли себя хананеями, а свою землю Ханааном. Финикийцы относятся к

Из книги Тайна Санкт-Петербурга. Сенсационное открытие возникновения города. К 300-летию основания автора Курляндский Виктор Владимирович

4. Это не просто воспоминание о прошлом Перед лицом угрозы космической катастрофы человек остается беспомощным животным, а человечество - сообществом примитивных организмов, если человеческая цивилизация не обладает технологиями и техническими средствами,

Из книги Кельты анфас и в профиль автора Мурадова Анна Романовна

Глава 1. Соленую воду не украдешь, или Откуда мы знаем о кельтах А вот это, - увлеченно рассказывал французский археолог с заскорузлыми руками и обветренным до красноты лицом, - мы нашли совсем недавно.На его ладони лежала фибула, искусно украшенная металлическая

Из книги Великие загадки истории автора Пернатьев Юрий

Воспоминания о прошлом Положение существенно изменилось после того, как проблемой заинтересовался швейцарец Эрих фон Деникен. Талантливый по­пуляризатор написал книгу и снял нашумевший фильм «Воспо­минания о будущем», рассчитанный на широкую аудиторию, пос­ле чего

Из книги История человечества. Запад автора Згурская Мария Павловна

Что мы знаем и чего не знаем о финикийцах В древности на восточном берегу Средиземного моря жил трудолюбивый и предприимчивый народ – финикийцы. Так их именуют благодаря грекам, сами же они называли себя хананеями, а свою землю Ханааном. Финикийцы относятся к

Из книги Московская Русь: от Средневековья к Новому времени автора Беляев Леонид Андреевич

Откуда мы знаем о Смуте? В XVI в. еще создавали большие летописные своды, но ведение постоянной летописи постепенно сходило на нет. Ей на смену пришли новые источники, в эпоху Смуты особенно многочисленные. Побывавшие в России иностранцы (правители, как Марина Мнишек и

I. НАУКА О ПРОШЛОМ И ЕЕ ЗАДАЧИ

Чем дальше мы удаляемся от своих истоков, тем все труднее и труднее понять их, установить: кто мы и откуда пошли наши предки, почему наша малая родина носит те названия, которые вписаны в наши паспорта и, которые, зачастую, ничего не говорят нам. А между тем, не зная этого не возможно быть подлинными патриотами малой родины, да и всей нашей Отчизны.

Так о чем же пойдет речь? О территории на северо-западе нынешней Московской области, известной как муниципальное образование «Лотошинский район», ее истории.

В качестве отправной точки возьмем, размещенную на официальном сайте администрации Лотошинского района информацию «История Лотошино с 1478 по 1990», в которой утверждается, что «Лотошинская земля – древняя земля. Многие тысячелетия назад здесь жили люди. Об этом свидетельствуют найденные … изделия людей каменного века. В те годы Лотошино еще не существовало и такого понятия как «земля Лотошинская» не было. Судьба жителей этой территории была связана с теми событиями, которые происходили в соседнем Волоке-Ламском, во владения, которого входили, видимо, и эти земли. Лишь позднее, в середине ХV века та территория, которую сейчас занимает район, принадлежала частично Московскому, частично Тверскому княжествам. И лишь после покорения Твери эти земли отошли к Москве. … После присоединения Твери к Москве, его Старицкий уезд, куда входило Лотошино и Микулино, тоже стало Московскими владениями.» Кроме того, в размещенной на официальном сайте администрации Лотошинского района информации «Летопись основных исторических событий п. Лотошино» указано, что «1478 – Впервые упомянуто с. Лотошино 1485 – Лотошино стало дворцовым великокняжеским селом». Также, используя в качестве своеобразного обоснования со ссылкой на писцовые московские книги за 1581 г., в вышеупомянуто информации «История Лотошино с 1478 по 1990», утверждается, что «само название «Лотошино» произошло от слова «лотошить» - торговать с лотка»

Очевидно, вдумчивый и внимательный читатель подметил некоторые, мягко говоря, «нестыковки».

Первая – что за люди, какого роду-племени, жили на Лотошинской древней земле?

Вторая - если на территории еще в каменном век жили люди, то где, в каких по-современному говоря, населенных пунктах они и их потомки до второй половины ХV в. (первого упоминания Лотошино) жили? А то, что они жили весь вышеуказанный период, подтверждает ссылка на события, «которые происходили в соседнем Волоке-Ламском, во владения, которого входили, видимо, и эти земли.»

Третья – что это за события «которые происходили в соседнем Волоке-Ламском», с которыми связана судьба древних жителей нынешнего Лотошинского района? .

Четвертое – если с. Лотошино впервые упомянуто в 1478 г., значит к данному году село уже носило название Лотошино, так почему же в качестве обоснования названия используется ссылка из источника более чем на сто лет позднее - на 1581 г.?

Пятое - почему кроме Лотошино упоминается и Микулино?

Итак, прежде чем автор попытается дать ответы на эти, да и на ряд возникающих попутно вопросов, он еще раз напоминает, что это зачастую догадки автора, основанные на изучении опубликованных исторических, этимологических и др. документов.

Современной исторической наукой установлено, что в первом тысячелетии до н.э. на территории Русской равнины, куда входила и входит территория нынешнего муниципального образования «Лотошинский район», проживали племена балтов, предков нынешних латышей, литовцев, эстов. Затем она была заселена финно-угорскими племенами, ассимилировавшими балтов. В IX – XI в.в. на эту территорию переселились племена кривичей и вятичей, также ассимилировавших финно-угорские племена. Граница между племенем кривичей и племенем вятичей проходила немного севернее нынешнего расположения Москвы на территории водораздела Москвы-реки и реки Клязьмы. Таким образом, территория нынешнего муниципального образования «Лотошинский район» - это территория кривичей, тесно взаимодействовавших со словенами (новгородцами).

Каждое новое вновь приходившее главным образом вдоль рек на территорию и осваивающее ее племя, встречало уже сформированные прежними «коренными» племенами названия рек и селений, которые, как утверждают ученые, практически не изменялись, или подвергались некоторым изменениям в связи с особенностью языка (диалектов) того или иного впервые пришедшего на территорию племени. В этой связи, интересны, следующие результаты анализа гидронимов Лама и Лоба (в современном написании и звучании - Лобь) – названий рек, протекающих по территории нынешнего муниципального образования «Лотошинский район». Учеными доказано их балтское происхождение: Лама – «низина, узкая долина», Лобь - «долина, русло реки».

Говоря современным языком, населенные пункты и финно-угорскими племенами и кривичами преимущественно создавались на незанятых, не освоенных их предшественниками территориях, и некоторый период существовали рядом с уже ранее имевшимися населенными пунктами. Конечно, некоторая часть пришедших расселялась и в уже ранее существовавших населенных пунктах, но это было исключением из правила.

А поскольку это так, то и названия нынешних населенных пунктов, значительная часть которых возникла на местах прежних поселений племен, тоже должны сохранить следы балтизмов, финно-угорского и славянского языков. Здесь особенно важно, что, по мнению ученых, в древности славянский язык был общим языком и для кривичей, и для вятичей, и для других славянских племен. Необходимо принять во внимание и такую характерную и общепризнанную учеными особенность: прежние названия нынешних населенных пунктов (ойконимы) определяли и устанавливали в своем содержании тип называемого объекта (городище, село и т.п.), его характеристику (например, Новошино, Татьянкино), принадлежность объекта (как вариант – Карлово, Татьянкино, Микулино, Княжьи горы), назначение объекта.

И такие языковые следы действительно есть на территории нынешнего муниципального образования «Лотошинский район». Возьмем, например, ойконим Лотошино.

Мало кому известно, что вплоть до окончания XVIII в. на географических картах нынешнее название «Лотошино» писалось как «Латашина» или «Лоташина»..

Поскольку названия населенных мест с суффиксом –ин- известны уже XI в., активно распространяются в XIII – XV в.в., и получают повсеместное применение с XVIII в., ясно, что основу названия «Латашина» («Лоташина») могут составлять слова «лат», «латаш».

Если это так, т.е. «лат» - это, говоря современным языком, национальность (в рассматриваемый исторический период, как известно, национальностей, народностей и наций в нынешнем понимании не существовало) представителя одного из балтских племен (в их состав входили наряду с ливами и др., латы); а «латаш» - видоизмененное слово «латыш». Следовательно, Латашина (Лоташина) – населенный пункт, где живут латы.

Есть и еще одна версия, перекликающаяся с вышеизложенной. «Латаш» слово, производное от глагола «латышать», т.е. картавить, шамкать, нелегко говорить. Почему не допустить, что пришедшие на заселенную не славянскими, а финно-угорскими племенами, а ранее племенами балтов, кривичи испытывали затруднения в понимании языка «аборигенов», и это и нашло свое отражение в названии данного населенного пункта, а в дальнейшем закрепилось в тверском говоре.

В этой связи нельзя не остановиться на спорном на взгляд автора утверждении о том, что «само название «Лотошино» произошло от слова «лотошить» - торговать с лотка». Как выше указывалось, написание «Лотошино» установилось после XVIII в.; поэтому, с учетом тверского говора, в его основе могли лежать слова «лоточина» или «лотошливый», которые, соответственно означают, «долинка, росточь, овраг» или «человек торопыга».

Много на территории нынешнего муниципального образования «Лотошинский район» и других языковых следов. Интересны, например, ойконимы Турово, Карлово. Как и в отношение суффикса –ин-, названия населенных мест с суффиксом –ов- известны уже XI в., активно распространяются в XIII – XV в.в., и получают повсеместное применение с XVIII в.

Относительно первого ойконима, по мнению автора, очень большая вероятность того, что название созданному населенному пункту дали кривичи, пришедшие из территории существовавшего в X – XII в.в. Турово – Пинского княжества и перенесшие на созданный населенный пункт название города – Туров. Не многочисленные случаи транстопонимизации (переноса старого названия на новое место) известны и признаны учеными.

Вместе с тем имеет право на существование и версия о том, что данное название имеет более древнее происхождение, и обозначает место, где в лесных чащах находилось большое количество крупных животных – туров (диких крупных быков), на которых охотились наши предки.

Чем интересен ойконим Карлово, деревни, которая в настоящее время не существует на территории нынешнего муниципального образования «Лотошинский район»?

Во-первых, тем, что в этом названии отчетливо просматривается древнегерманское имя – Карл, широко распространенное в различных европейских языках (Польша, Чехия, Италия, Франция, Швеция, Финляндия, нынешние прибалтийские государства и др.)

Во-вторых, как не свойственное славянам имя попало в практически непроходимую и малонаселенную лесную местность, которой была, да и в настоящее время в значительной степени, остается территория нынешнего муниципального образования «Лотошинский район»?

Сразу напрашивается, что это сохраненное наследие балтов, т.е. древний населенный пункт, в котором жил Карл (из племени латов, ливов, эстов?). А может быть здесь несколько позднее, уже при кривичах, проживал Карл, оставивший службу в варяжской дружине (кривичи были в тесном взаимодействии с варягами) или, говоря современным языком, торговый представитель Скандинавии на этом участке пути «из варяг в греки»?

Еще одна версия основана на том, что Карл - это нарицательное имя, используемое в средневековой России в качестве общего названия приезжих из нынешней Западной Европы, обычно немцев. Понятно, что в те далекие времена практически не было людей, способных разобраться кто из иностранцев приехал из какой страны, а учитывая, что в указанный период отечественной истории по территории нынешнего муниципального образования «Лотошинский район» проходили войска и Литвы, и Польши (Смутное время), в составе которых было много наемников из разных стран Европы (кроме перечисленных выше даже из Венгрии и Швеции), некоторое время данная территория была оккупирована ими.

В пользу того, что ойконим Карлово древнего происхождения говорит и то, что от имени Карл произошло слово «король». Польша, например, была королевством, так что есть некая степень вероятности и того, что данный ойконим означает принадлежность населенного пункта «королю», или как раньше говорили «короне». Интересно, что по воспоминаниям жителей деревни на полях сооружались риги. А на древне-русском языке «рига» означала «король». Правда, со временем слово «рига» потеряло свой первоначальный смысл и приобрело новое значение.

Другая версия связана с тем, что в средневековой России имя «Карл» применялось для названия людей маленького роста (карла, карлик). Однако, она вряд ли имеет право на существование, поскольку допустить, что в данном населенном пункте жили карлики не возможно.

Вполне вероятна версия о том, что ойконим Карлово – это искаженное слово «Карела», т.е. название народности карел. Карелы в XVII в. через новгородскую землю переселялись в центральные территории Российского государства, в т.ч. размещались на части территории нынешней Тверской области. И существует некоторая степень вероятности того, что, по крайней мере один или несколько представителей данной народности, могли поселиться на территории нынешнего муниципального образования «Лотошинский район». В пользу этой версии говорит и тот факт, который сохранился в памяти жителей этой деревни: наличие во дворах риг. Рига – это молотильный сарай, крытый ток. Термин «рига» - финского, карельского происхождения.

Может быть и другая версия: ойконим Карлово означает принадлежность данного населенного пункта некому собственнику по имени Карл или по фамилии Карлов, как вариант, мелкопоместному дворянину или, например, управляющему помещичьим имением, «пожалованным» ему прежним владельцем.

Нельзя игнорировать и то, что окончание –ово- не что иное как измененные окончания –uva- и -ava-, означающие «река» и распространенные в названиях гидрономов (водных объектов) Латвии и Литвы (опять балты!) . Если это так, то Турово – это место охоты на туров (диких крупных быков) на реке, а Карлово – это место проживания некого Карла у реки или, что на взгляд автора более вероятно, - маленькая река.
В целом, ученые считают, что названия населенных пунктов оканчивающиеся на –ово- и –ино- - это ничто иное как традиционный тип названий сельских поселений.

А как же тогда ойконим Васильевское? Это название могло появиться после возникновения Москвы и, очевидно, по мере расширения территории Московского княжества, поскольку названия на –ский- (-ское-) – это типично московские по происхождению. Однако, вполне вероятно, что данный населенный пункт существовал и до указанного периода или как село Васильево, или, если допустить наличие древнерусского суффикса –ьскъ-, как Васильевьскъ/Васильевск, при этом не мало важно, по мнению автора, и то, что имя Василий имеет византийское происхождение («базилевс», что означает «царь»).

Существуют и другие версии возникновения ойконома Лотошино, их рассмотрение, как и некоторых других ойконимов, целесообразно провести одновременно с выяснением тех событий «которые происходили в соседнем Волоке-Ламском», с которыми связана судьба древних жителей нынешнего Лотошинского района.

Основополагающее значение здесь, по мнению автора, имеет тот факт, что через Волоколамск (Волок, Волок Ламский) проходил древнейший путь по водным путям из «варяг в греки». Путь из «варяг в греки» сложился, по мнению ученых, в первом тысячелетии до н.э., т.е проходил по территории нынешних муниципальных образований «Лотошинский район» и «Волоколамский район» первоначально заселенной балтами, затем финно-угорскими племенами, ассимилировавших балтов, а затем кривичами, ассимилировавших финно-угорские племена.

В этой связи еще две версии происхождения ойконима Лотошино.

Первая заключается в том, что ойконим Лотошино (вспомним его написание на географических картах до окончания XVIII в. Латашина, Лоташина) происходит от слова «латать», т.е. чинить, ставить заплату. Следовательно, Лотошино, расположенное на реке Лобь, - место, где производился ремонт древних деревянных судов, перевозивших товары по пути «из варяг в греки». А уж, лесом, в т.ч. строевыми деревьями, Лотошинская земля всегда богата!

Вторая перекликается с первой и связана с тем, что в слове Лотошино, как и в слове Новошино, можно выделить две составляющие. В первом – «лото» и «шино», во втором «ново» и «шино». Тогда, с учетом написания на географических картах до окончания XVIII в., получается, что для Лотошино исходными являются «латать» и «шина», а для Новошино – «новость» («новая») и «шина». «Шина» - это металлическая (железная) полоса, крепящаяся на обод колеса или полозья.

Таким образом, Лотошино – это населенный пункт в котором что-то ставилось на колеса или полозья, причем покрытые железом. Что же это что-то? На взгляд автора, это и есть те древние суда, которые перевозили товары по пути из «варяг в греки», их переоборудовали для перетаскивания волоком по суше. Если это так, то Новошино – новое (в отличие от старого – Лотошино) место для такого переоборудования судов.

Металлическая (железная) полоса, очевидно, использовалась для придания необходимой крепости и упругости, меньшего износа трущихся деревянных частей. Откуда же брали наши предки металл (железо)?

В этой связи нельзя не уделить внимание ойкониму Калицино. Очевидно, он образован от существительного «кал» или глагола «калить». Старославянское «кал» означает «грязь, лужа» и практически совпадает с греческим «гуща, грязь, тина» и литовским «болото, топь». Как видим, и здесь опять-таки балты! Вот и ответ на вопрос о металле (железо), поскольку как установили ученые, в древности железную руду добывали из болот.

В поддержку этой версии говорит и то, что глагол «калить» означает раскалять, сильно нагревать твердое тело в огне.

Если это так, то в древние времена вся территория от Лотошино, Новошино до Калицино – это территория, где население занималось кузнечным делом и другими ремеслами (говоря современным языком – кораблестроением, транспортными перевозками, погрузочно-разгрузочными работами и др.), т.е. Лотошино – один из ремесленных центров и балтов, и финно-угоров, и кривичей, а после возникновения княжеств – соответственно один из ремесленных центров Лотошинского, Тверского и Московского княжеств.

В этой связи понятно и происхождение ойконима Татьянкино, деревни, не существующей в настоящее время на территории нынешнего муниципального образования «Лотошинский район». «Тать» - это разбойник, вор, а суффикс –ян- имеет древнерусское происхождение. Следовательно, «Татьянкино» - населенный пункт, где находятся (укрываются) разбойники.

Кем были эти разбойники? Очевидно, они преимущественно были в соответствующие периоды и балтами, и финно-угорами, и кривичами, да и, вполне возможно, новгородцами, о которых известно, что их «ватаги» занимались разорением населенных пунктов по Волге и впадающим в нее рекам.

На кого же они нападали, кого грабили? Ответ понятен: на торговых гостей (вспомните, например, контакты кривичей с новгородцами), купцов, на их суда, перевозившие товар. Где же нападали? Очевидно, там, где легче всего – не на реке, а на суше, т.е. в местах, где проводился ремонт и переоборудование судов, - в Лотошино и Новошино.

Если это так, то тогда версии о происхождении ойконимов Карлово и Микулино получают новые подкрепления.

Варяги изначально нанимались для охраны торговых судов, караванов и путей от нападений разбойников - отсюда имя «Карл» в ойкониме Карлово и имя «Микула» в ойкониме Микулино. Очевидно, и Карлово и Микулино были местами, в которых находились вооруженные отряды варягов или возглавляемые варягами, выполняющие функции охраны проходившего по нынешней территории муниципального образования «Лотошинский район» участка торгового пути из «варяг в греки».

Позднее, во многом эти же функции выполняли Микулинское (ориентировочно XII – XV в.в.) и Лотошинское (1478 -1485 г.г.) удельные княжества, входившие в состав Тверского.

То, что это так, следует из нижеследующего. На торговом пути из «варяг в греки» между Новгородской землей и Волоком Ламским находилось Тверское княжество. Поэтому, не случайно учеными зафиксированы в новгородских договорах с князями, как приглашаемыми на княжение в сам Новгород, так и с другими, в т.ч., вполне вероятно, и с удельными князьями, княжеские обязательства по обеспечению свободного, без задержек и препонов, безопасного пути из «варяг в греки» новгородским торговым людям.

Интересно и происхождение ойконима Микулино. Данное название – результат контаминации имени Николай с именем Михаил. Кстати, имя Mikoльaj встречается в Польше XIV в. Микулино – это старинное село, которое в XIV – XV в.в. было городом (впервые упоминается в летописи 1363 г.) Микулин – центром одноименного удельного княжества. Основанным тверскими князьями, Микулинское удельное княжество после присоединения в 1485 г. Твери к Москве прекратило свое существование, а город, утративший свои, в т.ч. охранные функции, постепенно превратился в село.

В 1485 г. и Лотошино, также утратившее свои охранные функции, перешло в разряд великокняжеского (Московского) дворцового села.

Таким образом, на территории нынешнего муниципального образования «Лотошинский район» много языковых следов балтов, финно-угоров, кривичей. Кстати, характерный факт: в латышском языке и в наши дни осталось название русских кривичами (krievi), а России - Криевией (Krievija).

Итак, подводя промежуточный итог в своих краеведческих изысканиях, автор надеется, что размещенные в данной статье подготовленные им версии будут интересны заинтересованным читателям, помогут лучше узнать отечественную историю и прошлое их семей, их малой родины.

Что бы ни произошло с нами – первопричину всегда можно найти в наших минувших действиях. – Харуки Мураками.

Хочешь, чтобы прошлое освободило тебя, отпусти его первым.

Поиск мерок в прошлом – это бесполезная затея. Хуже может быть только попытка найти их в системе. – Освальд Шпенглер

Мы делим в своем сознании минувшее на столетия, и не находим места ничему рядом с ними. – Элиас Канетти.

Ничто не пропадает навсегда в прошлом, но все сохраняется. – Виктор Франкл.

Копаясь в прошлом, можно найти много интересного в настоящем. – Валентин Домиль.

Первый критерий порочности – неуважение к предкам. – Александр Пушкин.

То, что уже случилось, нельзя пережить вновь. Но то, что должно случиться, еще не произошло. – Нагарджуна.

Чем исправить прошлое, легче его опорочить. – Ливии Тит.

Жить прошлым – всё равно, что жить, пытаясь приблизиться к совершенству. – Вильгельм Виндельбанд.

То, что минуло, но осталось в нашей памяти, – это и есть настоящее. – Тадеуш Котарбиньский

Письма из прошлого способны изменить представление о былых временах. Не позволяй им этого. – Элиас Канетти.

Продолжение красивых цитат читайте на страницах:

Архаический мир был гораздо менее компактным, нежели тот мир, который окружает нас, и воспринимался как менее компактный. – Пол Карл Фейерабенд

Те, кто жили до нас, много совершили, но ничего не завершили. – Сенека

Прошлое призрачное потому, что его уже нет, а будущее призрачно потому, что его еще нет.

Всякий день есть ученик дня вчерашнего. – Публилий Сир

Когда в наших сердцах бледнеют воспоминания, смерть заставляет их вновь расцвести в своих руках. – Федор Иванович Тютчев

Прошлое не вернуть. Верните хотя бы веру в будущее! – Борис Крутиер

Прошлое нельзя просто срубить размашистым ударом топора. Надо разобраться, что в старом омертвело и принадлежит могиле и что еще живо и достойно жизни. – Федор Иванович Шаляпин

Всему хорошему и [полезному], что дошло до нас из древности, нужно следовать, но нужно создавать и новые полезные и хорошие вещи. – Мо-цзы Мо Ди

Только имея дело с откровенно выдуманной сказкой о прошлых событиях, соглашается человек принять на себя ответственность за них и считать прошлые события своим прошлым. – Ханна Арендт

Никакое решение наших проблем не может быть обнаружено в готовом виде в наследии древних. – Жак Маритен

Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем. – Виссарион Григорьевич Белинский

Свежо предание, а верится с трудом. – Александр Сергеевич Грибоедов

В карете прошлого - никуда не уедешь… – Максим Горький

О прошлом мы знаем лишь версии победителей. – Бернар Вербер “Энциклопедия относительного и абсолютного знания”

Разве солнце светит мне сегодня для того, чтобы я раздумывал о вчерашнем дне? – Иоганн Фридрих Шиллер

Прошлое предназначено служить нам, но завладеть им мы можем только при условии его подчинения настоящему. – Ралф Уолдо Эмерсон

Всякое отречение от прошлого, всякое огульное отрицание его есть зло и заблуждение. – Семен Людвигович Франк

Не жалей о прошлом… Оно ведь тебя не пожалело.

Там хорошо, где нас нет: в прошлом нас уже нет, и оно кажется прекрасным. – Антон Павлович Чехов

Вчерашний день - учитель при сегодняшнем. – Публилий Сир

Прошлое всегда можно изгладить раскаянием, забвением или отречением, будущее же неотвратимо.

Все, что прошло, прошлое. – Гораций Квинт Гораций Флакк

Так часто бывает: до минувшего счастья вроде бы рукой подать, а дотянуться всё равно нельзя.

То, что умерло как реальность, живо как назидание. – Виктор Мари Гюго

Будущее, будучи всем, воспринимается ничем; прошлое, будучи ничем, воспринимается всем! – Чарльз Лэм

Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит. – Иоганн Вольфганг Гёте

Для прошлого в настоящем места ограничены.

Римская империя была голым, выдолбленным стволом. – Йохан Хёйзинга

Люди никогда не довольны настоящим и, по опыту имея мало надежды на будущее, украшают невозвратимое минувшее всеми цветами своего воображения. – Александр Сергеевич Пушкин

Прошлое нужно принимать таким, какое оно есть. Не те удары имеют значения, которые обрушиваются на нас сейчас, а те, которые мы перенесли. – Стивен Кинг

Лучший пророк будущего – это прошлое. – Д. Шерман

Были мы, троянцы, был Илион.

Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. – Максим Горький

Человек навсегда прикован к прошлому: как бы далеко и быстро он ни бежал – цепь бежит вместе с ним. – Фридрих Ницше

Ко многому из того, что нас прежде когда-то волновало, мы потом при воспоминании относимся вполне равнодушно. – Вильгельм Виндельбанд

Человек навсегда прикован к прошлому: как бы далеко и быстро он ни бежал – цепь бежит вместе с ним. А прошлое, к сожалению, величина постоянная. Что было, то есть. Навеки.

Слишком в нас много от прошлого. Слишком ничтожно подвигаемся мы вперед. – Элиас Канетти

Какая-то деталь, самая незначительная и давнишняя, выступает подобно пику, тогда как целые слои моего прошлого оседают без следа. – Клод Леви-Строс

Ничто не меняется так быстро, как прошлое. – Дмитрий Пашков

Помнить о прошлом. Думать о будущем. Жить настоящим.

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. – Александр Сергеевич Пушкин

Прошлое - действительность, вспоминаемая настоящим. – Лев Карсавин

Прошлое познается в настоящем, из настоящего, через настоящее. – Лев Карсавин

Приятное воспоминание о невзгодах минувших. – Вергилий Марон Публий

День миновавший всегда лучше, чем нынешний день. – Овидий

Одно зеркало важнее целой галереи предков. – Вольфганг Менцель

Никому не дано вернуть прошлое. Надо идти, продолжать свой путь, и бесполезно оглядываться назад… – Ромен Роллан

Человек без прошлого может лишить будущего.

Зачем все время возвращаться к прошлому? Достаточно и того, что нам вопреки желанию приходится уделять ему столько времени.

Прошлому свойственны неподвижность, постоянство. Оно не меняется я несет на себе печать вечности, подобно написанной маслом картине или статуе из бронзы или мрамора.

Прошедшее время никогда не возвращается.

Мы предполагаем, что если написано, значит, было. – Бенедетто Кроче

Есть разные мертвые, одни из глубины пережитых тысячелетий и теперь властно определяют направление нашего современного лучшего. – Михаил Михайлович Пришвин

Пусть человек пользуется прошедшими веками, как материалом, на котором возрастает будущее – Жан Мари Гюйо

Что прошло, того уж нет. – Цицерон Марк Туллий

Настоящее есть следствие прошедшего, а потому непрестанно обращай взор свой на зады, чем сбережешь себя от знатных ошибок. – Козьма Прутков

Речь идет не о том, чтобы мысленно провести большую разграничительную черту между прошедшим и будущим, а о том, чтобы осуществить мысли прошедшего. – Карл Маркс

Мы должны знать изобретения наших предков. – Цицерон

Зацикленность на прошлом - благовидный, а потому очень популярный предлог связать себя по рукам и ногам. – Альфред Адлер

Найдется ли такой человек, на которого не произвела бы впечатления древность, засвидетельствованная и удостоверенная столькими славнейшими памятниками? – Цицерон Марк Туллий

Даже там, где жизнь меняется стремительно и резко, как, например, в революционные эпохи, при всех видимых превращениях сохраняется гораздо больше старого, чем полагают обыкновенно, и это старое господствует, объединяясь с новым в новое единство. – Ханс Георг Гадамер

Разрушение изваяний - это отрицание иерархий, которые отныне не признаются. – Элиас Канетти

При всех превратностях судьбы самое большое несчастье - быть счастливым в прошлом. – Боэций

Рано или поздно наступает минута, когда впереди только прошлое, а будущее – позади. – Лешек Кумор

Архив - это прежде всего закон того, что может быть сказано. – Поль Мишель Фуко

Не поднявшись на высокую гору, не узнаешь высоты неба. Не взглянув в глубокое ущелье в горах, не узнаешь толщины земли. Не услышав заветов предков, не узнаешь величия учености. – Сюнъ-цзы

Лучший способ вернуть прошлое - это припомнить все пережитое. – Бенджамин Франклин “Автобиография”

То, что произошло недавно, является ли оно более старым или более молодым? – Габриэль Оноре Марсель

Прошлые поколения оставили нам не столько готовые решения вопросов, сколько самые вопросы. – Сенека

Прошлое преграждает путь грядущему. – Роберт Вальзер

Мы знаем, что по крайней мере мы - человеческие существа; но половина нашего вдохновения от наших героев теряется, когда мы забываем, что они были человеческими существами. – Альфред Норт Уайтхед

Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем.

Чтобы идти в будущее, надо избавиться от прошлого.

Мудрые люди говорят, что хорошо и почтенно идти по стопам предков, если, конечно, они шли прямым путем. – Плиний Младший

Античность есть любование на небесный свод. – Александр Федорович Лосев

Всеобщего пути назад нет. Есть только движение вперед, хотя и кружат нам головы незнакомые глубины и дали, хотя и зияет перед нами ближайшее будущее, подобно пропасти в тумане. Хотя возврата к прошлому нет, прошлое может давать нам поучительный урок, служить ориентиром. – Йохан Хёйзинга

Прошлое имело над ними магическую власть. Или они не понимали, что человеку для счастья прошлое ни к чему? – Джон Чивер “Дети”

Верните мне мое прошлое, в нем было такое прекрасное будущее!

Незачем цепляться за тщетные сожаления о прошлом и скорбеть о досаждающих нам переменах, ибо перемены - основа жизни. – Анатоль Франс

Мертвая история возрождается, минувшее становится нынешним, если того требует сама жизнь. – Бенедетто Кроче

Воспоминания - это волшебные одежды, которые от употребления не изнашиваются. – Роберт Луис Стивенсон

Мы не можем принять прежнее неизменным, ибо мы сами стали другими. – Вильгельм Виндельбанд

В древности соседство с большой дорогой эпохи римского господства было не преимуществом, а большим несчастьем: это были не торговые, а военные дороги. – Макс Вебер

Помню в своё время учёные будоражили умы и нашу фантазию «есть ли разумная жизнь на других планетах и если есть, любопытно, какие у них технологии?» И действительно — у них должны быть наверняка разнящиеся от наших причудливые механизмы. И чтоб пофантазировать, тут приходится забыть все, что знаешь.

Вот также само нужно сделать и когда рассматриваешь такую вещь, как «прошлое» — забыть абсолютно всё то, что в нас закладывали академии наук, отнимая наше детство, в замен давая Миру кучу высококвалифицированных продавцов капусты и дипломированных таксистов.

Чтоб увидеть интригующие ответвления механизмов, основных на ином мышление, не обязательно бороздить космические просторы. Для этого достаточно посмотреть хотя бы на сто лет назад. То есть во времена, как нам с младу разжевывали, царей и рабовладельческого строя, когда немытые мужи сумерки сторожевые ощупывали лаем, вспоминая дневную порцию плетей, которую для скорости бытовых хлопот, а порой и для личного удовольствия, выписывают толстопузые бояре. Темное было время, жаждущее, чтоб на гнев Зевса снизошел античный герой с первой лампочкой Ильича. Ведь не было ничего… ну кроме, конечно, фотоаппаратов,технологии которых мы унаследовали от времен злых царей, которыми фотографировали от такие вот мосты:

Киев, цепной мост сфотографированный аж 1855 году. Что на это счет нам рассказывают академия наук, СМИ и Википедия вместе взятые? Что только через год, после этого снимка, изобрели способ как плавить железо и качественную сталь еще не научились получать. В общем полными дикарями были. И чтоб таковыми и оставались, в 1918 году большевики начали реквизировать у населения фотоаппараты, фонографии и пленки, как предмет роскоши. А то в самом деле, холопы обнаглели, бегают веками с видеокамерами и поларойдами, пытаясь увековечить то, что ни к лицу порядочной «истории».

Любой «грамотный» должен знать, любой «образованный», любой «воспитанный» до полного автоматизма, что мы самые самые и самее нас самых не смогла быть ни одна цивилизация. А кто этому возразит, тех надо, по всем законам диплома, расстреливать матерным текстом или перенудить однотипными и узнаваемым рефлексами. И дабы не огорчить данных человекозаменителей, наверное проще нижнюю фотографию подписать «соревнуются попы в технологичных аспектах строительства церквей»:

И в этом будет доля правды. Это «промышленные выставки», которые проводились по-всему Миру с 1800-тых годов и до, кхе-кхе, того же большевицкого 1917 года. После этого прекратились. Причем как у нас, так и во всем Мире именно после этого года.

Данные церквушки, это ничто иное, как механизмы по добыванию халявного электричества, что не очень любят в бесовском банкирстве, что после 17-го мало того, что прекратили выставки, но и ярмарки снесли по фундамент, дабы не осталось и воспоминания.

Обратите внимание на шикарное здание Н.Новгорода, где проводились ежегодные ярмарки до революции. Что с ним? Снесли. Церковь же. Для большевиков того времени, всё, что связано с высокими технологиями «пережитков буржуазии», попадало под графу «религия» или «предмет роскоши», ну или ближайшая их методика звучавшая во времен Горбачев «разруха», дескать все мощнейшие заводы, громадное кораблестроение и многое другое попросту устарело, как вложили в умы людей что тогда при развале планетарной Руси, что во времена развала Союза.

Удивительно, столько на этих выставках электрических башен «Коли Теслы», разных видов, с разными доработками, разными мощностями, по разным городам всего Мира, от разных авторов… но каждый информационный рот в три голоса шестипалой возней говорит лишь об одном человеке.

Запомните эти столбики. Мы к ним ещё вернемся в этой статье. Да и если Вы изучаете прошлое, то их теперь будете встречать постоянно в разных видах, разных стилях, от разных изобретателей.
____________________________________________________________________

ГЛАВА ВТОРАЯ. 1500-ТЫЕ ГОДА ПРЕВОСХОДЯТ НАС В КАЧЕСТВЕ И ТЕХНОЛОГИЯХ.

В Испании в 18 км от Аликанте существует одно старое водохранилище. Как и положено сделана дамба под называнием — Тиби. Все бы ни чего если не дата и масштаб постройки.

Первый камень для постройки был заложен в 1580 году. А через 14 лет строительство дамбы было завершено, т.е. в 1594 году. Сама дамба имеет высоту в 41 метр. и ширину имеет местам до 33,70 метра. Плюс к этому имеет форму арки в сторону воды. Ну и конечно сливная система если вдруг водички будет больше чем нужно. Можно сказать, что очень продуктивно, практично и умно подошли испанцы к постройке этой дамбы.

Надеюсь по фотографиям смогли представить масштаб застройки. В наше время если нужно построить примерно вот такую дамбу, то трудится целый институт. чтобы все рассчитать.Плюс дополнительные отделы других институтов. Куча бумаги, куча расчетов, много времени и т.д. и т.п. Здесь я привел пример, что на постройку такой дамбы требуется куча очень образованных людей при чем не со школьным образованием в нашем понимании. Какие ни какие, а знания нужны. Просто так на дурака или король велел построить здесь не прокатит. Уж больно долго стоит эта дамба. 400 лет. Это Вам не Саянно-Шушенская ГЭС.

Есть очень одна примечательная деталь. Огромное количество дамб построенных с 1900 года по всему миру имеют одну проблему. ОНИ ВСЕ РАЗВАЛИВАЮТСЯ И ТРЕСКАЮТСЯ. И многие даже не имеют и 100 лет. А над постройкой этих дамб, как я говорил ранее, работали институты. И всегда власти той или иной страны находят кучу отмазок почему так получилось. Вот и получается. Или все мы по всему миру халтурщики или у нас еще не хватает знаний, чтобы построить дамбу.

По превосходящему качеству прошлого, приведу еще пару примеров.

Это царская кладка в подземельях Саратова. Слева круглый был проход, но его заложили современной кладкой. Как говорится — по факту, царский кирпич выглядит будто каменщики выкладывали недавно, а современный весь рассыпался, будто ему лет пятьсот.

«Крепость» Пиллау. Искусственный остров с искусственными каналами. Километровые кирпичные кладки без каких либо погрешностей. Толщина стен в некоторых местах до двух метров. Её не смогли разрушить ни Первой Мировой, ни Второй. Сколько нужно было кирпичных заводов иметь? Сколько бетонных? Сколько мастеров по кладке? Какие приспособления для меток? Понятно, что всё было в момент строительства выше нас на уровень в раз десять.

Что нам рассказывают о этой прочности? По всему Миру байка одна «строили немцы именно в войну, когда им заняться больше было нечем, добавляя желтки яиц, от того настолько крепкие, что при сносе электрических станций, называемых церквями, ломались тросы». Но Вы же видите снимки — ПРИЧЕМ ТУТ ЯЙЦА? Видно же, что цементный раствор заводского производства. Или Испанскую дамбу Тиби тоже немцы яйцами забросали, что она держатся 500 лет и до сих пор крепче современных? Ну ладно, пускай будет «немцы строили», в момент боевых действий, да еще сверх-вечно настолько, что местные не умел… а по официальной «истории» всё сооружения по Миру строили именно агрессоры. Пускай даже же среди каждого солдата Германии был профессиональный каменщик, который ехал воевать против нас и пару мешочков цемента из Германии и пару поддонов заводских кирпичей вез с собою. А яйца «немцы» где брали??? Тоже в лотках с собой везли? Или бегали по «оккупированным» деревням с автоматами «отдавай курва руСкая свои яйца, ибо мы ужасный поступок хотим совершить на Вашей земле, построить прочнейшие сооружения»? Это же настолько долбанутая версия на всю голову, а мы так в нее в момент и уверовали!

На счет погрешности, смотрите со «спутниковых» снимков:

Уже молчу о более масштабных архитекторах в форме звезды:

От просмотра этой масштабной точности, Ваши мозги не закипают? Как это можно было ЦЕЛЫЙ ГОРОД выстроить так точно, без так называемых «спутников», без аэросъёмки, без развитого уровня промышленности и технологий, просто примитивным трудом «неграмотного» общества? Мы сегодня дом без косяков не строим при всей нашей хваленой «цивилизованности», а тут примитивное общество, по заверениям официальщиков, построили так, что не прикопаешься. И это же попадаются «инженеры» и «эксперты», естественно в кавычках, которые сотрясают дипломами, как сенбернар медалями «я спец, такое строить раз плюнуть» — такие строители видать не одной современной стройки не видели.

Вот Вам со спутника снимок Пиллау — поищите на нем берега природного происхождения.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ТЕХНОЛОГИИ НА ИНЫХ ПРИНЦИПАХ.

Это мы сегодня воспринимаем способы передвижения лишь в узком понимание двухколесного и четырехколесного принципа. Но наши предки спокойно обходились и одним колесом, что собственно Голливудом преподносится, как фантастика:

А сегодня иные деятели преподносят как инновации и технологии будущего. Нет, дорогие мои, все эти технологии из прошлого. Причем аж с 1800 годов, а может и раньше, ведь мы почти ничего не знали буквально недавно, что было сто лет назад, двести же лет еще больше туманом покрыты.

Как и в случае с первой главой, где на «промышленных выставках» была жесткая конкуренция в 1800-ых годах по приборам бесплатного электричества, тоже самое было в это же время и по механизмам с одним колесом. От лошадиных повозок:

И велосипедов:

До мотоциклов, которые спокойно развивали скорость 150 км/ч. Помните Дима Медведев назвал фильм «Люди в Черном» абсолютно документальным? Ну вот, дурочек дурачком прикидывается, а тут по сути не соврал.

После 1917-тых годов, технологии сошли на нет, попав под запрет. К примеру Ленинградский инженер Эдуард Мельников в 1970-тых годах имел моноцикл, но перемещаться на нем запрещено было РАБотниками ГАИ. Единственное, что разрешили, это кататься вокруг Исаакивского Собора.

Был также и машины:

И технологии с пропеллером:

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ПОЕЗДАТЫЕ ПОЕЗДА.

Пропеллерные технологи использовались не только в моноциклах и самолетах, но и в поездах.

К примеру, вот этот локомотив с пропеллером под названием Schienenzeppelin, который сконструирован в Германии ещё в довоенное время.

В движение эту огромную махину приводил 46-литровый двигатель V-12 от компании BMW, развивавший мощность до 600 лошадиных сил. С этим мощным двигателем пропеллеровоз разгонялся до рекордных на то время скоростей — порядка 225 километров в час. Только в 1953 году был побит этот рекорд скорости на железной дороге.

С технологиями моноциклов перекликаются также поезда «монорельс». Монорельс Meigs

И вновь эти технологии тянутся с 1800-тых годов.

Такую же имеют конкуренцию, как и беЗплатное электричество. Как и мотоциклы. Та что там беЗплатное электричество и моноциклы, если в те времен проводились даже конкурсы по лучшей постройке подводной лодки. Конкурс, в котором принимали участия от обычных пахарей до «моряков» воздухоплавания. Вот Вам и времен царей, писарей, челобитных и неграмотных крестьян.

Были также на такой основе и машины.

Данный гирокар Шиловского выглядит упреком современным юристам, так как создан именно их коллегой. Ведь что современные юристы умеют, приходит хоть что-то первое на ум?

Да, многие ответят, что непрактично, ненадежно, не быстро, как зачастую это бывает. Не многие могут забыть современные в кавычках «знания», чтоб взглянуть на Мир совсем по другому. Это во-первых. Во-вторых, технологии на иных принципах нашего прошлого по производству монорельсов и тогда уже имели широкое распространение и разностороннее применение.

И даже уместно упомянуть, что технологии отсталых веков царей

Мы унаследовали и успешно используем

Просто голова кругом, какое разнообразие использовали монорельсов.

А здесь не даром монорельс круглой формы и Ваша фантазия дает правильные ответы:

Монорельс передвигался не то, что по верху, но еще и ездил под землей. Вот Вам и пожалуйста, метро уже было. Мы его не изобретали, как и поезда. Обращает также на себя внимание и что на паровой тяге. Пар, который современное общество недооценивает и считает примитивным, а на самом деле, мы до этих утерянных технологий ещё не доросли.

ГЛАВА ПЯТАЯ. ТРАМВАИ.

В последних пару лет для многих уже не секрет, что ерунду о прошлом мы изучали в школе и такую же ерунду навязывал телевизор. Для многих уже не секрет, что трамваи тянутся тоже с 1800-тых годов.

Но какой вид энергии приводил их в движение?

Были паровые модели. Но на этих фотографиях паровой технологией не пахнет.

Если сказать просто, это электротрамваи. А если сказать не просто и даже очень сложно… как это воспримут некоторые… двигались они по передающему беЗпроводному электричеству. Нам же собственно часто фотографии и показывают, что их лошади тягали. Но тягали они эти трамваи немного позже, до этого трамваи ездили во всем Мире и везде по одному принципу. Но для лошадей их не делали. Какой смысл такую технологичную конструкцию делать, слишком громоздкую для лошадей, когда были повозки? Помимо этого было достаточно и паровых машин, которые по грузоперевозке даже современным дадут фору. Я уже молчу о поездах без рельс, которые уже были ж с 1830 годов.

Как к примеру в Питере, о котором Виктор Цой пел, что ему 2000 тысячи лет. Если не ошибаюсь, о том же пел и певец из «Сектор Газа», у которого была одна из крупнейших библиотек по редким книгам в Мире.

Но ведь таскали лошади трамваи. И это факт. Как и факт, что до этого трамваи перемещались своим ходом. Как и факт, что после лошадей трамваи обратно начали ездить. Вот Вам и подтверждение, что никаких аккумуляторов, дров, угля, бензина не надо было трамваям. Они перемещались с помощью передающегося беспроводного электричества, установка которого на время вышла из строя.

А здесь что мы можем рассмотреть, как поломку чинят?

Вообще фотографии изумительные. Большинство их из 1800-тых годов. То есть не мы фотографии изобрели. И если кто-то там воспевал хвалебные, что в отличие от времен царей мы стали «цивилизованными» и изобрели цветные фотографии — можете уже сегодня прекратить этим гордится. Даже цветные фотографии были задолго до нашей «цивилизованности».

Внутри трамвая.

Небольшой фрагмент статьи, где беру эти фотографии (ссылки на полную литературу по всей статье внизу).

Если кто-то представляет себе фрактальную геометрию, то вот она и есть в чистом виде. И подобная бахрома тут далеко не для красоты. Подобная модель крыши есть ни что иное, как видоизменённая модель главы купола православного храма, где два яблока стоят вверху, металлический материал стропил крыши образует главу, а навершие над яблоком в православной главе, которое сверху, в данном случае перенесено вниз и рассредоточено по периметру кровли. Технически очень грамотно, любые высотные работы на таких установках усложняют эксплуатацию в разы. Тот же совершенно принцип используется и в таких сооружениях:

Такая вот у нас фантастические страны, где не надо добывать нефть и вести из-за неё сражения. И были такие страны расположены на всех континентах, где была цивилизация, пока узкий круг людей не придумал гениальный способ обогащения и за несколько десятилетий успешно его не внедрил. Но это уже другая история. Но раз уж заговорили о куполах и яблоках, наверное стоит глянуть ещё кое-что.

Кто-нибудь когда-нибудь видел яблоки на куполах из стекла? Наверное нет. И лампочками его так не опутать. Как же это яблоко могло светить, как гигантская лампочка? На первом фото ещё кроме этого яркость ламп от яблока вниз плавно уменьшается, что противоречит всем законам физики. Опять фантастика. Но это всё фигня по сравнению с мировой революцией аппаратом, который мог бы получить электричество централизованно в таком объёме, как на этих иллюминациях, если там вообще он был. Скорее всего, если бы тут были лампы накаливания, мощность была бы немалой.

ГЛАВА ШЕСТАЯ.

В 1856 году аппарат Казелли мог считывать графическое изображение, текст и передавать на большие расстояния. А это уже свидетельство того, что ранее были факсы, принтеры, телевидение в нашем понимание. Любопытно также, что Джованни Каселли был простым священником. Попросите нашего попа, чтоб он не с нуля изобрел сканер и принтер, а хотя бы по современным чертежам — не смогут. Потому что уровень развитости и недоразвитости нашего поколения и прошлого, значительно отличается, раз священники создавали в прошлом сканеры, пахари подводные лодки, юристы моноавтомобили — Вы хоть представляете насколько система нынешнего образования для детей примитивная?

По официальным версиям: «Казелли изготовил прототип своего аппарата в 1856 году и продемонстрировал его способности в присутствии Леопольда II, герцога Тосканского. Герцог был настолько впечатлен изобретением Казелли, что предложил ученому финансировать его эксперименты».

Однако есть достаточно уцелевших источников, что «телеграфом» пользовались ещё в 1700-тых годах. Лесаж в 1774 году построил в Женеве электростатический телеграф. В 1798 году испанский изобретатель Франциско де Сальва создал собственную конструкцию электростатического телеграфа. Позднее, в 1809 году немецкий учёный Самуил Томас Земмеринг построил и испытал электрохимический телеграф на пузырьках газа.

Уильям Кук и Чарльз Уэтстоун в 1837 г. запустили в коммерческое использование свой аппарат. Еще одн модель фксабыла выпущена шотландцем Александром Бейном в 1843 г.

За то нам всегда скромный на пояснения втюхивают текст: «история создания осветительных ламп накаливания началась в далёком 1809 г., когда англичанин Деларю изготовил первую лампу с нитью накаливания из платины. Затем на некоторое время об этом изобретении забыли»…

Данеужели одни словом. А платиновую нить каким способом добыл? Всегда говорил — о возможностях того или иного века можно судить даже по обычному болтику с резьбой или проволочке. Пускай те, кто говорит что кузнецы кувалдами выстукивали, сами попробуют создавать мелкие детали таким фантастическим способом, а реальность была такова:

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. А ЧТО МЫ ВСЁ О КОЛЕСНОМ ТРАНСПОРТЕ, ДА О КОЛЕСНОМ?

В самом деле, наши предки помимо иного видения колесного транспорта, еще использовали и ходячие в прямом смысле этого слова. К примеру:

Данную мотолошадь официальная объясняет легко «на них ходили, чтоб научится на мотоцикле ездить». Кто хочет этим объяснением успокоится, Ваше дело. А я предлагаю и этот агрегат оценить:

Как говорится, нет дыма без огня.

Пушка может быть и тяжелая, но есть и потяжелее ходячие агригаты, как к примеру экскаватор Big Muskie

Этот гигант весит 13 с половиной тысяч тон.

Главная особенность — экскаватор был шагающего типа.

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. ПОДЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ.

Данные фотографии из фильма «Секретная служба KingsМАН». Эпизод на 28 минуте, на котором изображен подземный пневмотранспорт, который отнюдь не является фантазией режиссера. Данным транспортом действительно пользовались в эпохе «рабовладельческий царей».

Не буду писать обширную главу, о подобном транспорте можете почитать у девушки под псевдонимом cat_779, ссылка внизу, этот труд действительно стоит внимание. Или просмотреть фильм у Юры Шатохина, снятый по материалам статьи. Я лишь добавлю к этому материалу, что подобный транспорт был и у нас. Письменных свидетельств конечно я не видел равноценных, которые есть на Западе, а вот туннели эти под каждым нашим городом:

Размеры как раз как в фильме KingsМАН. Так что в фильме спокойно могли обойтись и без монтаж и графики, а снять реальный траанспорт, не тратя денег на декорации.

А нам что рассказывают про эту мастерскую кладку «труб», тянущуюся через большинство наших древних городов, а может даже и из области в область, не сбиваясь в размерах ни на миллиметр? Что для канализации? Конечно в это можно верить! Вот делать нечего было во-временн царей так изощрятся всего лишь для канализации! Мы сегодня плитами кое-как нахалтурим, набросаем, при всей нашей сверх-развитости, а вот во временна царей обязательно решили сделать шедевральную канализацию? Смех и только.

И вновь, что на себя обращает внимание? Масштаб изготовленных заводских кирпичей. Масштаб изготовления цемента. Масштаб высококвалифицированных строителей. Вот где люди кассу поднимали, приехав пошабашить.

Вот видите — следы остались… документы где? У нас под ногами кучу разновидных метро времен царей, а информации о них в широком доступе почему-то не сыскать.

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ.

Это изображение зафиксировано в 1900-тых годах. На заднем плане мы видим поезд, который не на паровой тяге, не на бензинной, а именно на электричестве. И уверяю Вас, электричество идет не от аккумулятора, а именно беспроводное. Но речь тут не о нем, так как он меркнет в сравнение с тем, что на переднем плане.

Это движущийся электрический тротуар. Такой же был зафиксирован и в Чикаго в 1893 году. Тротуар проходил по всей выставке, был длиной 3.5 км, имел 9 станций.

Справа мы видим шикарное здание «промышленной Ярмарки», вокруг которой шла электрическая дорога. Такие же были у нас. Попробуйте эти здания найти сегодня.

А теперь обратите внимание на эти столбики. Они не для красоты. И не только для того, чтоб браться рукой, когда шагаешь на электрическую дорожку. Именно благодаря этим столбикам и движется эта дорога. Везде эти столбики были, разных видов, разных изобретений, от разных людей, но их почему-то приписывают лишь к имени одного человека — Коли Теслы.

Но именно Новгород всегда будет стоять в начале списка таких охраняемых законом городов. Неповторимые условия великолепной сохранности древних исторических остатков могли ведь наблюдаться в каком-нибудь третьестепенном центре, сохранив лишь свидетельства малозначительного, захолустного бытия его жителей. В Новгороде эти условия сочетаются с непреходящей славой одного из главнейших центров Древней Руси. И на усадьбу средневекового новгородца археологи входят не только для того, чтобы представить себе ее былого владельца в привычной для него обстановке, но прежде всего в поисках ответа на труднейшие вопросы истории Древней Гуси. Таких вопросов множество. И число их не уменьшается, а увеличивается с каждым сезоном раскопок. Решение одних проблем вызывает к жизни постановку других – больших и малых. И порой уточнение, казалось бы, маловажной детали порождает цепную реакцию переоценки давно устоявшихся мнений и пересмотра того, что представлялось давно и навсегда решенным, устоявшимся и не вызывавшим сомнений.

Все эти большие и малые вопросы оказываются лишь частями нескольких крупных проблем, имеющих важное значение для понимания больших закономерностей истории. Вот, к примеру, одна из проблем.

В средневековом Новгороде сложилась особая форма политического строя. В то время как в подавляющем большинстве других центров Руси правили князья, существовал монархический образ правления, в Новгороде в эпоху его расцвета князь не был главой государства. Верховная власть в нем принадлежала крупнейшим землевладельцам – боярам, местным аристократам, из среды которых на вече. избирались руководители государства – посадники. На вече формировались и другие органы государственного управления. И этот порядок превращал Новгородское государство в республику бояр. «Великой русской республикой средневековья» называл Новгород Карл Маркс. Почему в Новгороде сложился республиканский строй? Кто имел право участвовать в вечевом собрании? Зачем новгородцы, избирая своих руководителей, приглашали и князя со стороны, оставив за ним пусть ограниченную, но все яке важную сферу власти? Какова была сама роль этого князя? Какую роль в развитии культуры Новгорода играл республиканский строй? Что в Новгороде составляло его особенность, отличную от других русских городов? Что, наконец, в нем может быть использовано для характеристики русского средневековья в целом?

Или другой круг вопросов. Известно, что Новгород делился на пять самоуправляющихся районов – концов. В каждом из этих концов было свое вече и выборные на нем власти. Из представителей концов формировались на общегородском вече и органы верховной власти Новгорода. Но эти концы находились в сложных отношениях друг с другом. Иногда один конец выступал против другого с оружием в руках. Порой в Новгороде начиналась междоусобица, и которой несколько концов в союзе друг с другом выступали против остальных концов, и Великий мост через Волхов, соединявший обе стороны города, разъединял их, превращаясь в место боевой схватки. Такие отношения продолжались вплоть до присоединения Новгорода к Москве в 1478 г. Что такое конец? Как он возник? Как образовался столь противоречивый союз концов, т. е. сам Новгород? Не связана ли история этой административной системы ответом на главный вопрос, уже поставленный выше: почему в Новгороде сложилась республика, а по монархия?

Эти и сотни других вопросов волнуют исследователей уже давно. Но только в последние пятьдесят лет историки вооружились лопатой, оставляя на лето библиотеки и архивы. Почему же изменилось само направление поиска? Чтобы ответить на этот вопрос, надо рассказать о том, как вообще исследователи узнают о событиях прошлого.

Откуда мы знаем о прошлом

Все, что содержит в себе информацию о минувшей жизни человека, называется историческими источниками. Это очень точное понятие. Из источников, как известно, текут ручьи и речки, образуются реки и озера. Из исторических источников текут реки знаний, но из маленьких источников – только небольшие ручейки знаний. Сливаясь друг с другом, они образуют поток, черпая из которого, мы, естественно, обнаружим в нем только то, что ему дали образовавшие его источники.

Самый крупный источник знаний о русском средневековье – летопись, а для истории Новгорода – Новгородские летописи. Древнейшая из дошедших до пас написана в XIII-XIV вв., но она повествует и о более ранней эпохе. Источники самой летописи разнообразны. Ее составители пользовались записями своих предшественников, но не пренебрегали и легендами. Рассказывая о временах им близких, летописцы бывали точны, а повествуя о той старине, которая была седой и для них, целиком зависели от точности или неточности использованных ими материалов. Иными словами, летописный рассказ требует постоянной проверки. Такую проверку возможно делать, сравнивая между собой рассказы разных летописей об одном и том же событии. Если эти рассказы совпадают, по-видимому, им можно верить. По ведь бывает и так, что разные летописцы пользуются одним общим источником, лишь пересказывая его всякий раз своими словами. При таком допущении проверить правильность летописного сообщения можно, лишь обратившись уже не к летописи, а к другому источнику, существовавшему самостоятельно, совершенно независимо от летописи. Чаще всего исследователи умеют находить доказательства правильности или неправильности летописного сообщения. Однако у летописей имеется и другой существенный недостаток.

Разумеется, летописи вмещают колоссальное количество необходимых историку сведений. Если бы мы не знали летописей, у нас вообще не было бы сколько-нибудь систематических знаний истории русского средневековья. Но летопись содержит далеко не все, что нужно знать современному историку в первую очередь. Летописец всегда тяготел к необычному. Он стремился писать о том, что выходило за рамки.повседневности. Его интересовали поенные походы и победы, объявления войны и заключения мира, избрание и изгнание князей, смена епископов, строительство церквей. Он охотно рассказывал о поражающих его воображение солнечных и лунных затмениях, появлении комет и падении метеоритов. Своим трагическим пером он живописал страшные эпидемии и массовые голодные смерти от неурожаев. Но он не записывал то, что казалось ему общеизвестным. Зачем говорить о вещах, хорошо известных отцу, деду и прадеду? Медленные процессы общественного развития, которые становятся видны на значительном удалении, ускользали от его внимания потому, что вблизи явления, развивающиеся неспешно, представляются неподвижными. Когда нужно было сказать о том, что его современникам было общеизвестно, летописец ссылался на «старину и пошлину», т. е. на то, как было раньше или же было всегда. Вот пример такой ссылки на старину.

В Новгороде князья не наследовали свою власть от отца, а приглашались по вечевому решению. Между новым князем и республиканским Новгородом всякий раз заключался договор, в котором точно оговаривалось, что князь имеет право делать, а чего не имеет, поскольку, в отличие от других городов, в Новгороде он не был центральной фигурой власти. Такие договоры частично дошли до нас, но самый ранний относится только к середине XIII в. Казалось бы, прочитав подобный договор, легко определить место князя в системе управления Новгородом, но историки до сих пор по-разному определяют это место. И только потому, что самое главное в договорах скрыто понятной для современников, но туманной для нас формулой: «Целуй, княже, крест на чем отец твой целовал и дед и прадед», т. е. «Клянись, что ты будешь княжить на тех лее условиях, что твои предки». Сами эти условия в договорах не. повторялись. Они тогда были общеизвестны и назывались «Правдой Ярослава». Но возникли-то они в первой половине XI в., когда систематического летописания еще не было, а в летопись проникло только известие том, что в награду за помощь на войне Ярослав Мудрый дал новгородцам «Правду и Устав», т. е. закон, в котором князь вынужден был поступиться своей власти в пользу новгородского боярства. В чем конкретно состояло это ограничение власти, летописец так и не счел нужным рассказать.