Римский колледж по другому называется рафаэль санти. Рафаэль Санцио – великий художник эпохи Возрождения

Родиной великого итальянского архитектора и живописца, Рафаэло Санти , известного как Рафаэль, стал городок Урбино — столица небольшого герцогства в Италии. Дата рождения — 28 марта 1483 года.

Первые свои уроки живописи Рафаэль получил от Джованни Санти — своего отца. Скорее всего, одновременно он брал уроки и у Тимотео Вити — тот был не особо известен, но достаточно одарен. В 16 лет Рафаэль поступил в ученики к Пьетро Венуччи , носившему прозвище Перуджино , возглавлявшему в то время живописцев в Урбино. Творчество Рафаэля наиболее ярко отражает идеи Высокого возрождения.

Особенность творчества Рафаэля в том, что он произвел синтез достижений своих предшественников. Им был создан свой собственный идеал человека, свое представление о гармонии и красоте. У своего учителя, Перуджино, Рафаэль взял плавные линии, свободу расположения фигур в пространстве, это характерные особенности его более поздних, зрелых произведений.

В своих произведениях Рафаэль воплотил идеи гуманизма эпохи ренессанса. Это представления о свободе человека, о возможностях его физического и духовного совершенствования. Конечно, эти представления и мечты были очень далеки от реалий, в которых жил художник. Однако ему удалось отразить устремления и те, вехи, которые уже были достигнуты обновленной культурой Италии, и к которым стремились другие народы и последующие эпохи.

Его образы так благородны, обаятельны и влекущи за счет неповторимой гармонии, потрясающего чувства меры, умения сочетать реальные и воображаемые, фантастические образы.

В период с 1504 по 1508 годы Рафаэль живет и творит во Флоренции, где его творчество, конечно, подверглось влиянию Микеланджело и Леонардо да Винчи . Именно в это время его работы обретают зрелость, именно тогда он производит на свет лучшие свои работы, в том числе и знаменитую Мадонну с младенцем .

Рафаэль занимается росписью станцы делла Сеньятура (комнаты печати), где демонстрирует талант монументалиста декоратора. В этой зале расположены такие его работы как «Диспут », «Афинская школа » — они находятся на длинных стенах, на узких другие его работы «Парнас », «Мудрость, Умеренность и Сила ». Творения этой залы отличаются изяществом и величием. Талант Рафаэля всегда находил своих почитателей и недостатка в заказчиках он никогда не испытывал. Более того, для того, чтобы справляться со всеми заказами он прибегал к услугам помощников, которые работали над декоративной частью картин. В последние годы, портреты, написанные им, поднимают уровень его мастерства до уровня Леонардо да Винчи . После смерти Брамане в 1514 году, занимал пост архитектора собора Св. Петра.

Рафаэль в своем письме к Бальдассаре Кастильоне разъясняет идеальность своего искусства очень просто. Он говорит о том, что, для того, чтобы изобразить прекрасную женщину, ему нужно увидеть много красавиц, имея рядом и других судей, которые подтвердят, что женщины прекрасны, и тут же говорит об отсутствии, как первых, так и вторых, и поэтому он обращается к своему воображению, к своим идеям, которые стремятся к совершенству.

Эти его «идеи» имеют под собой в основе трактаты Платона. Его «Мадонны» передают красоту, и изящество матерей, портреты соплеменников передают достоинство и величие, несут на себе печать потрясающей одухотворенности. Рафаэлю удалось то, что наши современники считают его исторической заслугой, он смог создать синтез двух миров — греческой классики и христианского мира. Такое «эллинизированное христианство», имеющее в основе неоплатонизм, присущий эпохе ренессанса вместило в себя предшествующий опыт развития итальянского искусства, ушедшего от средневековых традиций. Это момент утверждения нового художественного идеала в искусстве Запада.

Рафаэль сумел претворить гуманистические идеи своего времени в образы простые и ясные, которые передавали и повседневные и философские понятия.

Современники вспоминают Рафаэля, как человека сердечного, поддающегося внешним влияниям. У него была приятная внешность, «патрицианское лицо». Он держался уверенно, но без высокомерия. Натура же у него была мягкая, почти женственная.

Его тонкая одухотворенность сквозит уже в его ранней работе «Мадонне Конестабиле », которая нынче хранится в Эрмитаже. Композиция «Обручение Марии » демонстрирует его умение работать с композиционным решением своих произведений, располагать фигуры в пространстве, связывать их с окружением. В этих ранних работах он демонстрирует свое становление мастера Высокого Возрождения — это подтверждает и манера построения чертежа, и гармония архитектурных форм, и цельность, уравновешенность частей композиции.

Сикстинская Мадонна

Любую картину или фреску Рафаэль воспринимал единым организмом, он считал, что заново создает реальность, облагороженную художником. В его образах и создаваемых пространствах есть элементы классической архитектуры и природных объектов. Даже не изображая архитектурные объекты, Рафаэль создает свою композицию подобно архитектурной, расчленяя пространство и используя ритмическое ее построение. Он умело использует характерные структурные формы живописных композиций, которые рождаются из линейных форм — кругов и полукружий, и рождающиеся из них сферы или купола полусферы. Все части его картин подчинены циркулярному движению, они располагаются то вдоль плоскости, создавая глубину, то разворачиваются по кругу, то двигаясь по спирали.

За год до смерти Рафаэль заканчивает самую известную свою картину, которая заслуженно считается вершиной его творчества — знаменитую Сикстинскую мадонну , которая писалась для церкви святого Сикста в Пьяченце.

Рафаэль задумал представить таинство явления Богоматери, как чудо зримое. Для этого он использует раздвинутый занавес. В подобных сценах занавес обычно поддерживают ангелы, в этой же картине занавес как будто раздвинут святым духом. То, что Богоматерь — явление неземное свидетельствует то, с какой легкостью, босая шествует она по облакам, прижимая к груди сына.

В своем творении Рафаэлю удалось совместить черты идеальные, той религиозной идеальностью, которая присуща всем святым душам с естественной человечностью. Небесная царица несет свое дитя навстречу людям. Она идет с гордостью матери, которая выносила божественное дитя, в каждом ее движении недосягаемость — она уже не принадлежит себе и этому миру, у нее другое предназначение.

Ее нежное лицо несет печать невыразимой скорби — она тревожится и предвидит судьбу дитя. Изначально картина находилась в хоре монастырской церкви св. Сикста в Пьяченце. Там она казалась парящей. Издалека она казалась плоской — темным пятном на светлом фоне. Если же приблизиться к картине, то впечатление меняется, зрителя захватывают новые ощущения.

Плоскостная бестелесность пропадает, все фигуры становятся объемными, в каждой из них появляется жизнь. И перед зрителем уже не Богоматерь, парящая в облаках, а женщина, идущая нам на встречу. Ее одежда как будто колышется в потоке воздуха — край плаща и покрывало отбросил встречный ветер, а занавес, открывающий фигуры перед нами, помогает создавать полную иллюзию движения.

Замысел художника объединяет два пространства, то, которое находится по ту сторону холста, воображаемое идеальное пространство и реальное пространство, в котором находятся зрители. Для того чтобы убедиться, что перед нами холст подходить к нему и дотрагиваться не обязательно.

Понимая, что перед нами просто искусно окрашенный холст мы в мыслях и в чувствах, на уровне более тонких материй чувствуем себя рядом с Богоматерью. И, если в самом начале возникает ощущение, что Мадонна спускается к нам, то непродолжительное время, побыв рядом с ней, появляется чувство, что это мы поднимается к ней навстречу. Тем не менее это не смущает зрителя, не вызывает внутреннего конфликта. Ощущение нереальности проходит и Мадонна замирает.

Интересно, что в этой работе художник не использует изображения неба или земли. Нет никаких архитектурных декораций или пейзажей, так характерных для работ Рафаэля. Все действие происходит в облаках, которые заполняют всю картину. Облака, более плотные в нижней части картины, в верхней нежные и светящиеся. Изображение занавеса обрамляет фигуры плотно, поэтому издалека создается ощущение рисунка плоского, а сложность изображенного пространства только угадывается.

Рафаэль (Рафаэлло Санти) (1483 - 1520) – художник (живописец, график), архитектор эпохи Высокого Возрождения.

Биография Рафаэля Санти

В 1500 г. переехал в Перуджу и поступил для обучения живописи в мастерскую Перуджино. Тогда же Рафаэль выполнил первые самостоятельные произведения: сказались навыки и умения, перенятые от отца. Наиболее удачные из его ранних работ - «Мадонна Конестабиле» (1502- 1503 гг.), «Сон рыцаря», «Святой Георгий» (обе 1504 г.)

Почувствовав себя состоявшимся художником, Рафаэль в 1504 г. покинул учителя и переехал во Флоренцию. Здесь он упорно работал над созданием образа Мадонны, которой посвятил не менее десяти произведений («Мадонна со щеглёнком», 1506-1507 гг.; «Положение во гроб», 1507 г., и др.).

В конце 1508 г. Папа Римский Юлий II пригласил Рафаэля переехать в Рим, где художник провёл заключительный период своей короткой жизни. При дворе Папы он получил должность «художника апостольского Престола». Главное место в его творчестве теперь заняли росписи парадных покоев (станц) Ватиканского дворца.

В Риме Рафаэль достиг совершенства как портретист и приобрёл возможность реализовать своё дарование архитектора: с 1514 г. он руководил строительством собора Святого Петра.

В 1515 г. его назначили комиссаром по древностям, что подразумевало изучение и охрану античных памятников и контроль за раскопками.

В Риме было написано и самое известное из произведений Рафаэля - «Сикстинская Мадонна» (1515-1519 гг.). В последние годы жизни популярный художник был настолько загружен заказами, что ему приходилось перепоручать их выполнение ученикам, ограничиваясь составлением эскизов и общим контролем за работами.
Умер 6 апреля 1520 г. в Риме.

Трагедией гениального мастера стало то, что он не смог оставить после себя достойных преемников.

Однако творчество Рафаэля оказало огромное влияние на развитие мировой живописи.

Творчество Рафаэля Санти

Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил, в своем творчестве Рафаэль Санти (1483-1520). Младший современник Леонардо, проживший короткую, чрезвычайно насыщенную жизнь, Рафаэль синтезировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа.

Семнадцатилетним юношей он обнаруживает настоящую творческую зрелость, создав ряд образов, полных гармонии и душевной ясности.

Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений - «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери, изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Простор в построении пейзажа, гармония форм архитектуры, уравновешенность и цельность всех частей композиции свидетельствуют о становлении Рафаэля как мастера Высокого Возрождения.

С приездом во Флоренцию Рафаэль легко впитывает важнейшие завоевания художников флорентийской школы с ее ярко выраженным пластическим началом и широким охватом действительности.

Содержанием его искусства остается лирическая тема светлой материнской любви, которой он придает особую значительность. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). По существу, все они варьируют один и тот же тип композиции, составленный из фигур Марии, младенца Христа и Крестителя, образующих на фоне прекрасного сельского пейзажа пирамидальные группы в духе найденных ранее Леонардо композиционных приемов. Естественность движений, мягкая пластика форм, плавность певучих линий, красота идеального типа мадонны, ясность и чистота пейзажных фонов способствуют выявлению возвышенной поэтичности образного строя этих композиций.

В 1508 году Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II, человека властного, честолюбивого и энергичного, стремившегося приумножить художественные сокровища своей столицы и привлечь к себе на службу самых талантливых деятелей культуры того времени. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема, для воплощения передовых стремлений в искусстве. Здесь, в непосредственной близости к наследию античности, расцветает и мужает талант Рафаэля, приобретая новый размах и черты спокойного величия.

Рафаэль получает заказ на росписи парадных комнат (так называемых станц) Ватиканского дворца. Эта работа, продолжавшаяся с перерывами с 1509 по 1517 год, выдвинула Рафаэля в число крупнейших мастеров итальянского монументального искусства, уверенно решавших проблему синтеза архитектуры и живописи Возрождения.

Дар Рафаэля - монументалиста и декоратора - проявился во всем блеске при росписи Станци делла Сеньятура (комнаты печати).

На длинных стенах этой комнаты, перекрытой парусными сводами, размещены композиции «Диспут» и «Афинская школа», на узких - «Парнас» и «Мудрость, Умеренность и Сила», олицетворявшие четыре области духовной деятельности человека: богословие, философию, поэзию и юриспруденцию. Разделенный на четыре части свод украшен аллегорическими фигурами, составляющими единую декоративную систему с росписями стен. Таким образом, все пространство комнаты оказалось заполненным живописью.

Диспут Афинская школа Адам и Ева

Объединение в росписях образов христианской религии и языческой мифологии свидетельствовало о распространении в среде гуманистов того времени идей примирения христианской религии с античной культурой и о безусловной победе светского начала над церковным. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии - Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию.

Роспись воспринимается как воплощение мечты о светлом будущем.

Из глубины анфилады грандиозных арочных пролетов выступает группа античных мыслителей, в центре которой величавый седобородый Платон и уверенный, вдохновенный Аристотель, жестом руки указующий на землю, основатели идеалистической и материалистической философии. Внизу, слева у лестницы, склонился над книгой Пифагор, окруженный учениками, справа - Эвклид, и здесь же, у самого края, Рафаэль изобразил рядом с живописцем Содомой самого себя. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Они составляют нерасторжимые в своей цельности и гармоничности группы, где каждый персонаж точно занимает свое место и где сама архитектура в ее строгой размеренности и величественности способствует воссозданию атмосферы высокого подъема творческой мысли.

Напряженным драматизмом выделяется фреска «Изгнание Элиодора» в Станце д’Элиодоро. Внезапность совершающегося чуда - изгнания грабителя храма небесным всадником - передана стремительной диагональю главного движения, использованием светового эффекта. Среди зрителей, взирающих на изгнание Элиодора, изображен папа Юлий II. Это намек на современные Рафаэлю события - изгнание из Папской области французских войск.

Римский период творчества Рафаэля отмечен высокими достижениями и в области портрета.

Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце д’Элиодоро). К портретному жанру Рафаэль обращался и в станковой живописи, проявляя здесь свою самобытность, раскрывая в модели наиболее характерное и значительное. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Важное место в его искусстве продолжает занимать образ мадонны, приобретающий черты большого величия, монументальности, уверенности, силы. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией.

В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515-1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Сикста в Пьяченце. В отличие от ранних, более светлых по настроению, лиричных мадонн, это величавый образ, полный глубокого значения. Раздвинутые сверху по сторонам занавеси открывают легко идущую по облакам Марию с младенцем на руках. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Серьезно и печально-тревожно смотрит она куда-то вдаль, как будто предвидя трагическую судьбу сына. Слева от мадонны изображен папа Сикст, восторженно созерцающий чудо, справа - святая Варвара, благоговейно потупившая взор. Внизу два ангела, глядящие вверх и как бы возвращающие нас к главному образу - мадонне и ее недетски задумчивому младенцу.

Безупречная гармония и динамичное равновесие композиции, тонкий ритм плавных линейных очертаний, естественность и свобода движений составляют неотразимую силу этого цельного, прекрасного образа.

Жизненная правда и черты идеала сочетаются с душевной чистотой сложного трагического характера Сикстинской мадонны. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка… в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Так в реальности художник находит черты, которые соответствуют его идеалу, возвышающемуся над случайным и преходящим.

Рафаэль умер тридцати семи лет, оставив незаконченными росписи виллы Фарнезины, Ватиканские лоджии и ряд других работ, завершенных по картонам и рисункам его учениками. Свободные, изящные, непринужденные рисунки Рафаэля выдвигают их создателя в ряд крупнейших рисовальщиков мира. Его работы в области архитектуры и прикладного искусства свидетельствуют о нем как о разносторонне одаренном деятеле Высокого Возрождения, снискавшем громкую славу у современников. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника.

Многочисленные итальянские ученики и последователи Рафаэля возводили в непререкаемую догму творческий метод учителя, что способствовало распространению подражательности в итальянском искусстве и предвещало назревающий кризис гуманизма.

  • Рафаэль Санти родился в семье придворного поэта и художника, и сам был любимым живописцем власть имущих, легко и уютно чувствуя себя в светском обществе. Тем не менее происхождения он был невысокого. Он остался сиротой с 11 лет, а его опекун годами судился с его мачехой за семейное имущество.
  • «Сикстинскую мадонну» знаменитый живописец написал по заказу «черных монахов» – бенедиктинцев. Он создавал свой шедевр на огромном холсте, один, без участия учеников или помощников.
  • Историк живописи Вазари, а за ним и другие биографы Рафаэля говорят, что в чертах многих «мадонн» воплощена дочь булочника Маргарита Лути, известная как Форнарина. Одни полагают ее расчетливой развратницей, другие – честной возлюбленной, из-за которой художник даже отказался жениться на женщине знатного происхождения. Но многие искусствоведы считают, что все это – романтический миф о любви, а истинные отношения Рафаэля с женщинами не известны никому.
  • Картина художника, под названием «Форнарина», изображающая натурщицу в полуобнаженном виде, стала объектом страстных обсуждений медиков. Голубоватое пятно на груди модели послужило поводом предположений, что у модели был рак.
  • Тот же Вазари доносит сплетни о том, что, будучи папским живописцем, художник на самом деле не верил ни в Бога, ни в черта. Это маловероятно, хотя довольно известно высказывание одного из пап того времени: «Сколько прибыли принесла нам эта сказка о Христе!»

Библиография

  • Тойнс Кристоф. Рафаэль. Taschen. 2005
  • Махов А. Рафаэль. Молодая гвардия. 2011. (Жизнь замечательных людей)
  • Элиасберг Н. Е. Рафаэль. - М.: Искусство, 1961. - 56, с. - 20 000 экз. (обл.)
  • Стам С. М. Флорентийские мадонны Рафаэля: (Вопросы идейного содержания). - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1982. - 80 с. - 60 000 экз.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: citaty.su ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Рафаэ́ль Са́нти (итал. Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafael, Raffael da Urbino, Rafaelo; 26 или 28 марта, или 6 апреля 1483, Урбино - 6 апреля 1520, Рим) - великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.

Рафаэль рано потерял родителей. Мать, Марджи Чарла, умерла в 1491, а отец, Джованни Санти, умер в 1494.
Отец был художником и поэтом при дворе герцога Урбинского, и первый опыт художника Рафаэль получил в мастерской отца. Самая ранняя работа - фреска «Мадонна с младенцем», до сих пор находящаяся в доме-музее.

К числу первых работ относятся «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (около 1499-1500) и алтарный образ «Коронование св. Николы из Толентино» (1500-1501) для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло.

В 1501 году Рафаэль приходит в мастерскую Пьетро Перуджино в Перудже, поэтому ранние работы выполнены в стиле Перуджино.

В это время он часто уезжает из Перуджи домой в Урбино, в Читта ди Кастелло, совместно с Пинтуриккьо посещает Сиену, выполняет ряд работ по заказам из Читта ди Кастелло и Перуджи.

В 1502 году появляется первая рафаэлевская мадонна - «Мадонна Солли», мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь.

Первые картины, написанные не на религиозную тематику - «Сон рыцаря» и «Три грации» (обе - около 1504).

Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создаёт первые шедевры - «Обручение Девы Марии Иосифу» (1504), «Коронование Марии» (около 1504) для алтаря Одди.

Помимо крупных алтарных полотен пишет небольшие картины: «Мадонна Конестабиле» (1502-1504), «Святой Георгий, поражающий дракона» (около 1504-1505) и портреты - «Портрет Пьетро Бембо» (1504-1506).

В 1504 году в Урбино знакомится с Бальдассаром Кастильоне.

В конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Здесь он знакомится с Леонардо да Винчи , Микеланджело , Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами. Тщательно изучает технику живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело. Сохранился рисунок Рафаэля с утраченной картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь» и рисунок со «Св. Матфеем» Микеланджело. «…те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать ещё упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры.»

Первый заказ во Флоренции поступает от Аньоло Дони на портреты его и жены, последний написан Рафаэлем под явным впечатлением от «Джоконды». Именно для Аньоло Дони Микела́нджело Буонарро́ти в это время создаёт тондо «Мадонна Дони».

Рафаэль пишет алтарные полотна «Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари» (около 1505), «Положение во гроб» (1507) и портреты - «Дама с единорогом» (около 1506-1507).

В 1507 году знакомится с Браманте.

Популярность Рафаэля постоянно растёт, он получает много заказов на образы святых - «Святое семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (около 1506-1507). «Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)» (1505-1507), «Св. Екатерина Александрийская» (около 1507-1508).

Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по-видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля).

Растущая слава Рафаэля приводит к росту заказов на мадонн, он создаёт «Мадонну Грандука» (1505), «Мадонну с гвоздиками» (около 1506), «Мадонну под балдахином» (1506-1508). К лучшим произведениям этого периода относятся «Мадонна Террануова» (1504-1505), «Мадонна с щегленком» (1506), «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем („Прекрасная садовница“)» (1507-1508).

Во второй половине 1508 года Рафаэль переезжает в Рим (там он проведёт всю оставшуюся жизнь) и становится при содействии Браманте официальным художником папского двора. Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура. Для этой станцы Рафаэль пишет фрески, отражающие четыре вида интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию - «Диспута» (1508-1509), «Мудрость, Умеренность и Сила» (1511), и самые выдающиеся «Парнас» (1509-1510) и «Афинскую школу» (1510-1511).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Великий художник итальянского происхождения представитель умбрийской школы живописи. Один из классиков эпохи зарождения Ренессанса.

Детство

Рафаэль Санти был рожден в семье итальянского художника Джованни Санти и Марджи Чарла. Детство художника было беззаботным и веселым до тех пор, пока он не потерял обоих родителей и не стал круглой сиротой. Перед смертью отец успел развить у мальчика любовь к искусству и свои первые работы юный художник создал именно в его мастерской. Именно в детстве у художника зародилась любовь к изображению мадонны. Его первым наставником после отца становится Пьетро Перуджино, поэтому его ранние полотна очень схожи с ним по стилю. Он неоднократно наведывается в родные края во время обучения. В 1502 году миру представляется полотно с изображением мадонны ставшее довольно известным «Мадонна Солли». С течением времени живописец вырабатывает свое личное исполнение и характер. Основная часть его произведений в это время, алтарные изображения и лишь несколько небольших полотен.

Развитие таланта

Не желая устанавливать рамки для своих возможностей и обладая рвением к развитию таланта, он отправляется в Флоренцию. Ближе к концу 1504 года он встречает знаменитый и талантливых художников таких как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео. Больше всего прочего художника заинтересовал стиль исполнения да Винчи, и он перерисовывает некоторые его работы. Набивая руку на работах известных флорентийских живописцев у Рафаэля вырабатывается плавность линий и тонкость материи. Первые заказы начали поступать практически сразу. Портрет, написанный Рафаэлем по заказу Аньоло Дони манерой исполнения, очень напоминал «Джоконду» да Винчи. Он старается добиться своего максимума развивая исполнение. Практически все заказы, которые получал художник были на религиозную тему. Им было написано больше двадцати мадонн с ребенком. Его самые известные мадонны были написаны во время пребывания в Флоренции «Мадонна с щегленком», «Прекрасная садовница».

В конце 1508 года художник переселился в Рим где служит личным рисовальщиком папского двора. Первым заказом стала роспись для Станцу делла Сеньятура основной тематикой для росписи художник выбрал интеллектуальную активность человека. В 1510 году он написал свое самое известное полотно «Афинская школа». Эта постановка великолепный пример многофигурной композиции. На полотне изображены 50 величайших мыслителей, астрономов и математиков. Каждая фигура четко продуманный и прорисованный персонаж с характером и собственной историей. Некоторые из изображенных на росписи мыслителей были наделены визуальным сходством с да Винчи, Микеланджело и даже самим создателем композиции.

Работа в Ватикане

Папа Юлий II был восхищен творчеством Рафаэля еще во времена когда «Афинская школа» была еще на стадиях эскизов. Ему доверили расписать три станцы отстранив тех художников, которые уже вели проектные работы над ними. Предвидя огромное количество работы Рафаэль взял себе учеников, которые помогали ему при росписи. В конечном итоге четвертая станца была полностью исполнена учениками художника. Станца Элиодоро привлекала самый большой интерес публики фреской «Освобождение апостола Петра из темницы». Размещение изображения находилось прямо под окном что создавало иллюзию затемнённого помещения на изображении. Тонкость и плавность линий, яркие цветовые переходы и живость бликов. Исполнение было настолько мастерски исполнено что у смотрящего невольно возникает ощущение реальности происходящего. Каждая тень была продумана. Яркий жар огня от факела и отблески его на доспехах. Такое исполнение ночного времени суток еще никому до этого не удавалось, Рафаэль был первым кто, достиг такого реалистичного эффекта.

В 1513 году произошла смена Папы, однако Лев Х ценил художника не меньше своих предшественников. В этом же году художник получил заказ на роспись Сикстинской капеллы. Сразу же он принимается за создание полотен с тематикой сюжетов из Библии. До наших времен к сожалению, дошли лишь семь полотен. Еще одним заказом, сделанным от папы было оформление фресками лоджии, которые были частью внутреннего двора Ватикана. Из-за того, что заказ был очень большим около 50 фресок было сделано воспитанниками Рафаэля по зарисовкам мастера. В 1515 году он награждается должностью главного хранителя древностей. В этот же год произошло знакомство Рафаэля с Дюрером немецким художником. Как подарок в честь знакомства рисовальщики отблагодарили один одного своими полотнами. Судьба изображений осталась неизвестна.

Рисунок и живопись

Несмотря на то что большая часть работ, выполненных Рафаэлем это фрески и картины на Библейскую тематику художник создал не мало портретов. «Портрет папы Юлия II» был выполнен настолько реалистично что люди замирали с трепетом. Многие даже кланялись портрету в знак уважения проделанной художником работы. После такой реакции публики художнику заказали портреты самого близкого окружения и Джулио Медичи. Художник так же рисовал и свои собственные автопортреты. Один из его автопортретов покрыт дымкой тайны так как человек, с которым он себя изобразил никому никому не известен.

Около 400 набросков и рисунков было оставлено художником. Некоторые из его графических работ были использованы для создания гравюр Маркантонио Раймонди. Многие его ученики копировали наброски учителя и создавали по ним работы. К сожалению, не один из молодых художников которых обучал Рафаэль большого успеха не добился. А все работы, которые были созданы учениками на основе эскизов живописца были восприняты публикой негативно. Им были созданы и архитектурные проекты. Он закончил строительство ватиканского двора с лоджиями. Начал проектировать и строить виллу Мадама, но закончить так и не смог.

Смерть

Художник умер довольно молодым 6 апреля 1520 года, не дожив даже до сорока лет. Скончался он от лихорадки бушевавшей в те года в Риме, которую он подхватил при раскопках гробницы.

— 5 декабря 2012 года на аукционе Сотбис был продан рисунок Рафаэля «Голова молодого апостола» к картине «Преображение». Цена составила 29 721 250 фунтов стерлингов, вдвое превысив стартовую. Это рекордная сумма для графических работ.

Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил, в своем творчестве Рафаэль Санти (1483–1520). Младший современник Леонардо, проживший короткую, чрезвычайно насыщенную жизнь, Рафаэль синтезировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа. Рафаэль родился в Урбино, в семье живописца, который был первым его учителем. Позже он учился у Тимотео делла Вити и Перуджино, в совершенстве овладев манерой последнего. У Перуджино Рафаэль воспринял ту плавность линий, ту свободу постановки фигуры в пространстве, которые стали характерными для его зрелых композиций. Семнадцатилетним юношей он обнаруживает настоящую творческую зрелость, создав ряд образов, полных гармонии и душевной ясности.

Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений – «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери, изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Простор в построении пейзажа, гармония форм архитектуры, уравновешенность и цельность всех частей композиции свидетельствуют о становлении Рафаэля как мастера Высокого Возрождения.

С приездом во Флоренцию Рафаэль легко впитывает важнейшие завоевания художников флорентийской школы с ее ярко выраженным пластическим началом и широким охватом действительности. Содержанием его искусства остается лирическая тема светлой материнской любви, которой он придает особую значительность. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). По существу, все они варьируют один и тот же тип композиции, составленный из фигур Марии, младенца Христа и Крестителя, образующих на фоне прекрасного сельского пейзажа пирамидальные группы в духе найденных ранее Леонардо композиционных приемов. Естественность движений, мягкая пластика форм, плавность певучих линий, красота идеального типа мадонны, ясность и чистота пейзажных фонов способствуют выявлению возвышенной поэтичности образного строя этих композиций.

В 1508 году Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II, человека властного, честолюбивого и энергичного, стремившегося приумножить художественные сокровища своей столицы и привлечь к себе на службу самых талантливых деятелей культуры того времени. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема, для воплощения передовых стремлений в искусстве. Здесь, в непосредственной близости к наследию античности, расцветает и мужает талант Рафаэля, приобретая новый размах и черты спокойного величия.

Рафаэль получает заказ на росписи парадных комнат (так называемых станц) Ватиканского дворца. Эта работа, продолжавшаяся с перерывами с 1509 по 1517 год, выдвинула Рафаэля в число крупнейших мастеров итальянского монументального искусства, уверенно решавших проблему синтеза архитектуры и живописи Возрождения. Дар Рафаэля – монументалиста и декоратора – проявился во всем блеске при росписи Станци делла Сеньятура (комнаты печати). На длинных стенах этой комнаты, перекрытой парусными сводами, размещены композиции «Диспут» и «Афинская школа», на узких – «Парнас» и «Мудрость, Умеренность и Сила», олицетворявшие четыре области духовной деятельности человека: богословие, философию, поэзию и юриспруденцию. Разделенный на четыре части свод украшен аллегорическими фигурами, составляющими единую декоративную систему с росписями стен. Таким образом, все пространство комнаты оказалось заполненным живописью.

Объединение в росписях образов христианской религии и языческой мифологии свидетельствовало о распространении в среде гуманистов того времени идей примирения христианской религии с античной культурой и о безусловной победе светского начала над церковным. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии – Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Роспись воспринимается как воплощение мечты о светлом будущем. Из глубины анфилады грандиозных арочных пролетов выступает группа античных мыслителей, в центре которой величавый седобородый Платон и уверенный, вдохновенный Аристотель, жестом руки указующий на землю, основатели идеалистической и материалистической философии. Внизу, слева у лестницы, склонился над книгой Пифагор, окруженный учениками, справа – Эвклид, и здесь же, у самого края, Рафаэль изобразил рядом с живописцем Содомой самого себя. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Они составляют нерасторжимые в своей цельности и гармоничности группы, где каждый персонаж точно занимает свое место и где сама архитектура в ее строгой размеренности и величественности способствует воссозданию атмосферы высокого подъема творческой мысли.

Напряженным драматизмом выделяется фреска «Изгнание Элиодора» в Станце д"Элиодоро. Внезапность совершающегося чуда – изгнания грабителя храма небесным всадником – передана стремительной диагональю главного движения, использованием светового эффекта. Среди зрителей, взирающих на изгнание Элиодора, изображен папа Юлий II. Это намек на современные Рафаэлю события – изгнание из Папской области французских войск.

Римский период творчества Рафаэля отмечен высокими достижениями и в области портрета. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце д"Элиодоро). К портретному жанру Рафаэль обращался и в станковой живописи, проявляя здесь свою самобытность, раскрывая в модели наиболее характерное и значительное. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Важное место в его искусстве продолжает занимать образ мадонны, приобретающий черты большого величия, монументальности, уверенности, силы. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией.

В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515–1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Сикста в Пьяченце. В отличие от ранних, более светлых по настроению, лиричных мадонн, это величавый образ, полный глубокого значения. Раздвинутые сверху по сторонам занавеси открывают легко идущую по облакам Марию с младенцем на руках. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Серьезно и печально-тревожно смотрит она куда-то вдаль, как будто предвидя трагическую судьбу сына. Слева от мадонны изображен папа Сикст, восторженно созерцающий чудо, справа – святая Варвара, благоговейно потупившая взор. Внизу два ангела, глядящие вверх и как бы возвращающие нас к главному образу – мадонне и ее недетски задумчивому младенцу. Безупречная гармония и динамичное равновесие композиции, тонкий ритм плавных линейных очертаний, естественность и свобода движений составляют неотразимую силу этого цельного, прекрасного образа. Жизненная правда и черты идеала сочетаются с душевной чистотой сложного трагического характера Сикстинской мадонны. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка... в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Так в реальности художник находит черты, которые соответствуют его идеалу, возвышающемуся над случайным и преходящим.

Рафаэль умер тридцати семи лет, оставив незаконченными росписи виллы Фарнезины, Ватиканские лоджии и ряд других работ, завершенных по картонам и рисункам его учениками. Свободные, изящные, непринужденные рисунки Рафаэля выдвигают их создателя в ряд крупнейших рисовальщиков мира. Его работы в области архитектуры и прикладного искусства свидетельствуют о нем как о разносторонне одаренном деятеле Высокого Возрождения, снискавшем громкую славу у современников. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника.

Многочисленные итальянские ученики и последователи Рафаэля возводили в непререкаемую догму творческий метод учителя, что способствовало распространению подражательности в итальянском искусстве и предвещало назревающий кризис гуманизма.