«Детство» Максима Горького как автобиографическая повесть. Повесть «Детство» произведение автобиографического характера

Халанская Татьяна Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №2
Населённый пункт: г.Ивдель
Наименование материала: методическая разработка
Тема: М. Горький. Слово о писателе. Автобиографический характер повести "Детство" (первый урок)
Дата публикации: 13.02.2018
Раздел: среднее образование

Тема урока. М. Горький. Слово о писателе. Автобиографический характер повести «Детство» (первый урок)

Предмет: литература

Класс: 7

Цель : формировать умение учащихся анализировать и синтезировать учебный материал, развивать умение свободно

мыслить по теме; помочь осмыслить основные этапы жизни и творчества писателя; подготовить учащихся к восприятию

творчества А. М.Горького, художественного мира

автобиографического цикла, повести «Детство».

Планируемые результаты:

Личностные: мотивация к познанию, умение оценивать ситуации и поступки. Самосознание.

Метапредметные :

регулятивные УУД : определять и формировать цель деятельности, осуществлять действия по реализации плана;

осуществлять

самоконтроль;

определять

успешность

понимать

неуспеха,

находить способы выхода из такой ситуации. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять

ошибки с помощью членов группы. Определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из

имеющихся критериев.

познавательные УУД : выполнять анализ и синтез, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для

решения предметной учебной задачи; выстраивать логическую цепь рассуждении; относить объекты к известным

понятиям; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде; представлять информацию в

виде опорного конспекта; сопоставлять и отбирать полученную информацию.

коммуникативные УУД : оформлять свои мысли в устной и письменной речи, отстаивать свою точку зрения,

аргументируя её; учиться критично относиться к своему мнению, понимать позиции других; организовывать

учебное взаимодействие в группе; быть готовым корректировать свою точку зрения; предвидеть последствия

коллективных решении; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Образовательная – отработка термина «автобиографическая повесть», работа с текстом и словом писателя, анализ

ключевых сцен, эпизодов.

Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №2 г.Ивделя

Развивающая

анализировать

прочитанное,

составлять

творческие

исследовательского

характера.

Воспитательная – привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации,

понимать других и себя.

Оборудование: мультимедийная установка, презентации, выставка книг: С. Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

Максим Горький «Детство», Гарин-Михайловский «Детство Тёмы», Куприн «Белый пудель», А. Погорельский «Черная

курица или подземные жители», Л.Толстой «Детство».

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1.Организацион

ный момент

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Проверка посещаемости обучающихся.

Приветствие преподавателя,

настрой на урок

2. Актуализация

Обратите внимание на книги, представленные перед вами. С какими-то из

них вы уже знакомы.

Кто является главными героями этих произведений?

обучающиеся осмысливают

информацию:

главные герои - дети

3. Определение

озвучить

определите

произведений и слов Ф.Достоевского (записаны на доске)

«Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь

какое-нибудь

воспоминание,

вынесенное

детства…»

обучающиеся осмысливают

информация; высказывают

свои предложения по теме

Целеполагание.

Определим тему урока.

Давайте познакомимся с творчеством М. Горького, фактами из его

Узнают факты из биографии

и творчества М. Горького

Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №2 г.Ивделя

биографии. (материалы учебника о биографии писателя)

5. Изучение

материала

Несколько обучающихся (подготовленных заранее) выступают с

сообщением: «Особенности раннего творчества М. Горького»

Особенности творчества М. М. Горького.

1. В Горьком будто жили два человека: художник и публицист. И

если публицист призывал своих собратьев писать о сталинских лагерях и

не замечал трагедийности происходящего, то художник писал о судьбе

личности в страшной действительности ХХ века, лишающей человека

естественной для него социальной и творческой свободы.

Проблема человеческой свободы или несвободы – центральная тема

всего творчества Горького. В первых рассказах писателя она прозвучала

как гимн романтически трактуемой полной свободы личности от всех

внешнего

социального

сомнения

ценности

человека.

Последнее

произведение Горького – «Жизнь Клима Самгина» - подводит читателя к

выводу о невозможности обретения личностной свободы в трагических

условиях российской действительности ХХ века.

Вопрос о свободе – вопрос философский, и каждая эпоха, в том числе

и литературная, трактует его по-своему, опираясь на господствующие

философские положения.

2. В новом типе реализма, появление которого связано с именем

Горького, формируется новая концепция личности – человек не просто

реагирующий на окружающую его жизнь, а созидающий, реализующий

себя не в сфере частной интриги, а на общественном поприще. Кроме

реализме

качестве

типичных

обстоятельств,

воздействующих

личность,

утверждается

историческое

осмысливают информацию;

слушают индивидуальные

сообщения учащихся;

просмотр слайдов

презентации; изучают

материал; выделяют

основные особенности

творчества М.Горького

Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №2 г.Ивделя

человеку, герою новой литературы, доверено выступать отцом истории.

Писатель

намечает

возможных

взаимоотношений

личности и исторического времени: контакт с ним и отчуждение от

Отчужденный

отчужденный

исторического

человек – два полюса, два гигантских разнозаряженных магнита, между

которыми формируется горьковская концепция человеческой личности.

Поставив частную человеческую судьбу в контекст исторического

времени, настаивая на непременности этой связи, писатель изменил всю

систему ценностей, предложенную романической традицией прошлого

столетия. Самым важным, самым ценным мыслится уже не личность,

не ее право внутренней жизни и тайной свободы, на чем настаивал еще

общественная,

ценность

личности

ставится

прямую зависимость от участия в этой жизни.

Традиционные

пропорции

взаимоотношений

человека

горьковских произведениях смещены. Теперь человек не находится в узких

рамках среды, а выходит один на один со своей эпохой, хочет он того или

Горький осмыслил взаимосвязь характера и истории как фатальную

и увидел в ней начало, возвышающее человека, способного на контакт с

ведущей исторической закономерностью. Нежелание или неспособность

личности

контакту

воспринимал

негативное

отказывал такому герою в праве на сочувствие и уважение.

Горького

присутствуют

предмета

изображения:

объективной

действительности

сознания

действительность

воспринимающего.

Взаимодействие

предметов формируют конфликт между реальностью и ее восприятием

и в конечном счете – проблематику произведения.

Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №2 г.Ивделя

3. Романтические рассказы Горького

В своих ранних произведениях Горький предстает перед читателем

как писатель – романтик. Для романтического сознания соотнесенность

характера с обстоятельствами немыслима – отсюда и главная черта

романтического художественного мира – двоемирие. Противостояние

романтика

действительности, романтика

окружающего

основная черта этого литературного направления.

представлены

романтических

рассказов Горького. Их сознание и характеры с подчас таинственными

противоречиями

становятся

предметом

изображения.

Неразрешимое противоречие между двумя началами в романтическом

характере – любовью и гордостью

– мыслится как совершенно естественное, и разрешиться оно может

лишь смертью.

Композиция

повествования

романтических

рассказах

подчинена

наиболее

показать

главного

романтическая легенда – важнейшее средство для создания его образа. С

черты личности, с точки зрения его героев, достойны уважения или

презрения.

систему координат, исходя из которой могут быть судимы сами.

Очень важной композиционной особенностью ранних романтических

рассказов Горького – наличие образа повествователя, которым является

автобиографический герой.

пристальный,

заинтересованный

автобиографического героя и выхватывает из встреч, дарованных ему

интересные

неоднозначные

характеры,

оказываются главным предметом изображения и исследований. В них

Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №2 г.Ивделя

исследовать его сильные и слабые стороны. Взгляд автобиогр. героя

реалистичен,

доступно

осознать

ограниченность

романтического миросозерцания.

открывает

совершенно

национальной жизни. Россия через таких людей познавала себя.

6. Закрепление.

Опрос обучающихся на закрепление информации по биографии и ранних

рассказов писателя.

Настоящее имя М. Горького? (Алексей Максимович Пешков)

напечатанный

псевдонимом

(«Макар Чудра»)

направлению

творчество

Горького? (романтизм)

Какая проблема является центральной всего творчества Горького?

(проблема человеческой свободы или несвободы)

Медведева Екатерина Михайловна,

МБОУ СОШ №67,

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории,

[email protected]

Тема урока в 7 классе:

Автобиогра­фический характер повести М. Горького «Детство»

Две жизненные правды в повести «Детство» М. Горького

Цель:

Задачи:

Образовательная: отработка термина «автобиографическая повесть», работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов.

Развивающя: учить анализировать прочитанное, составлять вопросы, различные творческие задания исследовательского характера.

Воспитательная: привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные. Научиться анализи­ровать текст повести

Метапредметные. Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобще­ния

Регулятивные: выбирать способ действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной ли­тературе

Личностные . Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой дея­тельности

Ход урока

Учащиеся видят на слайде высказывания известных писателей

Л.Н. Толстой : “Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений”.

Ф. М. Достоевский : «Знайте то, что нет ничего выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома... прекрасное, свежее воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрали таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем эти высказывания? (о детстве)

Какое произведение мы будем изучать на этом уроке? (Повесть «Детство» М. Горького) Запись темы урока. Какие основные задачи урока стоят перед нами?

Тема нашего урока “Две жизненные правды”. Как вы понимаете это сочетание?

Каким вы представляете себе эту пору детство? Составьте кластер

(к доске выходят желающие)

Таким ли мы видим детство у М. Горького? (нет)

Почему? С чем это связано?

Понятие о художественной автобиографии.

(Ученики отмечают, что в повести имя главного героя совпадает с именем автора. Алеша Пешков болел холерой летом 1871 года в Астрахани в возрасте 3 лет. Его отец ухаживал за сыном, заразился и умер. В главе 1 читаем: «Я был тяжко болен, - только что встал на ноги; во время болезни – я это хорошо помню – отец весело возился со мною, а потом вдруг исчез, и его заменила бабушка, странный человек». После смерти отца мать с сыном возвращаются в семью матери. Находим подтверждение этого факта в повести. Ребята приводят и другие примеры.)

На основе презентации обучающиеся вспоминают, где и как жила семья Алеши, какова была общая атмосфера в доме.

А нужно ли говорить об этом, об этих некрасивых людях, жестоких сценах, грубости?

Физкультминутка (Релаксация)

Упражнение «Четыре стихии».

- "Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Начали.

На сегодняшнем уроке мы попытаемся вместе с Алёшей понять, какие они, дед и бабушка, что несут в мир, по каким законам живут, увидим, какие уроки дают мальчику. Наша задача - не просто представить характеристику персонажа, но и попытаться доказать, что рассмотренный персонаж оказал огромное воздействие на формирование личности и характера Алеши.

Сегодня мы поработаем в группах. Ваша задача: на основе аналитической работы с текстом представить сравнительную характеристику бабушки и деда Алеши, выявить, какую роль они сыграли в формировании его личности.

1 группа рассматривает внешнюю характеристику бабушки.

Чтение описания учащимися. -

2 группа оценивает душевные качества бабушки.

3 группа дает характеристику деду Алеши.

Вопросы к учащимся 1 и 2 группы.

1.Опишите портрет бабушки. Какими средствами образного языка пользовался Горький, создавая этот портрет? Какие эпитеты, сравнения использует Горький для описания внешности бабушки??

2. Когда Алеша плыл на пароходе, что привлекало его в бабушке? найдите подтверждение в тексте. Каковы особенности ее речи? Как ласково называла она Алешу? Какими словами выразил писатель чувство благодарности своей бабушке?

3.- Какую роль играла бабушка в доме? В каких эпизодах переданы ее доброта, стремление внести в отношения между людьми дух миролюбия? Какова молитва бабушки? Какой показана Акулина Ивановна в праздничные вечера? Какой представляется она Алеше во время пляски и какой запечатлел ее художник на рисунке? (Прочитать этот эпизод выразительно, назвать слова, передающие красоту движений бабушки и богатство ее творческих сил).\

4. Как ведут себя во время ссоры братьев бабушка и дед, и как это характеризует каждого из них?

5. Как во время сцены наказания вела себя бабушка?

6. Объясните, в чем причина покорности бабушки деду Каширину?

7. Почему Алешу так поразила бабушка во время пожара? Какими глаголами передается быстрота ее движений? Как она организует тушение пожара? Чем интересен эпизод с конем Шарапом? Какие строки из повести можно подписать под рисунком Дехтерёва Б. А.?

8.Какие черты, присущие простым русским людям, воплотил Горький в образе бабушки?

9.В чем жизненная правда бабушки. Докажите. Что она убидительнее правды деда.

Вопросы к учащимся 3 группы :

1.Опишите первое впечатление Алеши от встречи с дедом. Как дед разговаривает с людьми? Какое чувство он вызвал у Алеши? Как об этом сказано в тексте?

2.Как ведут себя во время ссоры братьев бабушка и дед, и как это характеризует каждого из них?

3. кто был главным виновником той «обильной жестокостью» жизни в доме Кашириных?

4.почему жестокость и жадность стали преобладающими чертами характера деда? Вспомните сцену наказания. Объясните причину жестокого поведения деда.

5.Выясните манеру деда разговаривать с людьми, отыскиваем в первой и второй главах характерные для речи деда повелительные интонации

6.как изображена внешность Каширина? Чем отличается дед от своих сыновей, Якова и Михаила? Как портретная характеристика деда подтверждается его поступками и суждениями о людях? Почему у Алеши было «особенное внимание, опасливое любопытство» к деду?

7- Какими были детство и юность деда? Какие картины рисуются Алеше в рассказе деда о своей молодости?- Каким увидел деда в этой беседе Алеша?

8 Что же ожесточило деда?

9 Как повел себя дед во время пожара?

10.В чем жизненная правда деда?

Анализ эпизода

“Пожар в красильне”. Ответьте, какие черты характера выявились в этой сложной, драматической ситуации?

(Выборочный пересказ.)

Дед растерялся, пришёл в отчаяние, не сопротивлялся, тихонько выл, бегал, суетился, отдавал бессмысленные приказания. Им руководило чувство собственного сохранения: приказывает Григорию остановить бабушку, выпускает повод из рук, обвиняет других, скупо хвалит Акулину Ивановну.

Бабушка не теряет самообладания; собранная, решительная, она рискует собой, заботится о других; обожжённая, чувствует не свою, а чужую боль.

Образ бабушки – один из самых очаровательных женских образов в русской литературе. Некрасов, поэт 19 века, написал:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдёт.

Пожар – не самое страшное испытание, судьба пошлёт героям разорение и нищету.

Как восприняли герои бедствие?

(Бабушку не изменили тяжёлые материальные испытания, её отношение к миру и людям остаётся прежним. Она остаётся щедрой, сострадательной, не склоняет головы перед трудностями, внушает Алёше веру в то, что человек должен быть стойким, должен бороться с трудностями: “ Мы с тобой не прокормимся, - мы? Великое дело!”

Дед стал злым, жалким, беспомощным, ничтожным)

Почему герои такие разные в одинаковых жизненных ситуациях? В чём жизненная правда каждого из них7

(Бабушке чужды идеалы Кашириных: честолюбие, стремление выбиться “ в люди”, командовать, презрение и жестокость к слабым, бедным. Её ценности “вечные”- вера в Бога, любовь к людям, сочувствие, сострадание, щедрость, терпение.

Крушение идеалов разрушило жизненную основу деда. Его ценности – преходящие

Эвристическая беседа.

Почему бабушка и дед такие разные? Каковы их жизненные принципы? Бабушка – любовь к людям, щедрость и терпение, вера в Бога.

Дед – У деда своя жизненная правда. Очень боялся нищеты, всячески цеплялся за жизнь.

Но что–то хорошего осталось из воспоминаний о деде? Чему учил? (1. Родной бьет – это не обида, а наука! Чужому не давайся! Меня так били, что «поди-ка сам Господь Бог глядел и плакал!» стр.122 –зачитывает ученик. Дед жалуется? (Нет) 2. В чем смысл его слов? (Гордость за человека. Человек все может вынести! И дед хлебнул много горя, может быть поэтому он такой жестокий). 3. Дед не любил доносчиков! «Донос – не оправданье! Доносчику первый кнут!»

Обобщение. (учащиеся отвечают на вопросы учителя)

Человек – у Горького творец будущего. Он сам решает, какую жизненную правду ему выбирать. На нем лежит ответственность за все несчастья, которые он может причинить другим людям. Но человеку принадлежит также всё доброе, что есть в жизни!

Как рассмотренные персонажи оказали воздействие на формирование личности и характера Алеши? Доброта, сердечность, сострадание, сила характера бабушки и суровая школа жизни деда Каширина становятся основой формирования личности Алеши.

Прогнозируйте будущее Алеши: сможет ли он адаптироваться в обществе?

Что в его характере для этого?

Рефлексия. Продолжите предложения: (они высвечиваются на слайде)

«На мой взгляд, произведение М. Горького «Детство» -…»;

«Автобиографическая повесть – это…»; «Правда- это»

«Повесть учит нас …».

«На уроке мне понравилось….»

Домашнее задание: На «4» и «5» Написать небольшой рассказ, вспомнив какое-нибудь интересное событие из детства;

на «3» составить синквейн на тему «Детство» в понимании М. Горького

1) История создания повести М. Горького «Детство». В 1913 году Максим Горький написал первую часть своей трилогии «Детство», в которой изобразил веху в становлении личности маленького человека, основываясь на собственных реальных фактах биографии. Через три года автором была написана вторая часть трилогии «В людях», в ней описывается тяжёлая трудовая жизнь рабочего класса, а ещё через несколько лет, в 1922 году, М. Горький опубликовал третью часть трилогии - «Мои университеты».

2) Особенности жанра. Произведение М. Горького «Детство» относится к жанру автобиографической повести. Вспоминая своё детство, первые годы взросления, смерть отца, переезд в дом Кашириных, по-новому многое переосмысливая, М. Горький создает повесть «Детство», повествование о жизни маленького мальчика Алёши. Рассказ в повести ведётся от первого лица, от имени главного участника событий. Это даёт возможность писателю показать изображаемые события более достоверно, передать мысли, чувства, отношение к жизни персонажа. Алёша вспоминает о бабушке как о «самом близком сердце моему, самом понятном и дорогом человеке - это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни», В тексте повести герой признается в своей нелюбви к деду. Задача писателя - не просто передать события, участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже с позиции взрослого, много познавшего и жизни человека. Именно эта черта является характерной для жаира автобиографической повести. Цель М. Горького не оживить прошлое, а рассказать «про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил - до и по сей день жннс: простой русский человек». События детства переданы шпателем максимально подробно, так как каждый эпизод в жизни героя оказывает влияние на формирование характера. Алёша по-разному воспринимает выпавшие на его долю испытания: например, после того как дед избил внука за испорченную скатерть, «дни нездоровья» стали для мальчика «большими днями жизни». Именно тогда герой начал лучше разбираться и июлях, а его сердце «стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой», Горьковское произведение «Детство)" небольшое по объему, имеет границы традиционного жанра повести: одна главная сюжетная линия, связанная с автобиографическим персонажем, а всё второстепенные герои и эпизоды помогают раскрыть характер Алёши, выразить авторское отношение к происходящему. Писатель одновременно наделяет главного героя своими переживаниями, и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «...да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

Вспомните, что такое автобиографическая повесть. Чем автобиографическая повесть отличается от автобиографии писателя? (В основе автобиографии лежат реальные факты жизни писателя; в автобиографической повести особую роль играет художественный вымысел, хотя также важны личные чувства, мысли, впечатления писателя.) ,

Какие автобиографические произведения вы изучали в этом учебном году? (повесть J1.H. Толстого «Детство», повесть М. Горького «Детство»)

Что такое внутренний монолог? (размышления главного героя) Какую роль играет внутренний монолог для раскрытия характера главного героя повести М. Горького «Детство» - Алёши Пешкова? (Внутренний монолог помогает читателю проникнуть во внутренний мир героя, познакомиться с его мыслями, чувствами.)

3) Характеристика героев повести.

Как главный герой характеризует жизнь в семье Кашириных? («густая, пёстрая, невыразимо странная жизнь»)

Чем взаимоотношения в доме Кашириных отличаются от отношений, которые были между матерью и отцом Алёши? (Атмосфера в доме Кашириных была враждебная, а взаимоотношения между родителями Алёши строились на любви и взаимном уважении.)

Кто является главой дома в семье Кашириных? (дед)

Как ведут себя дядьки: Михаил и Яков? (Дядьки постоянно ссорятся между собой, стремятся быстрее разделить имущество деда.)

Какие взаимоотношения между детьми в семье Кашириных? (между детьми также нет взаимопонимания)

К кому в доме тянется приехавший Алёшка? (к бабушке, сироте-подкидышу Цыганку, полуслепому мастеру Григо-рию Ивановичу)

Образ Алёши. М. Горький написал повесть «Детство», где в образе главного героя вывел автобиографический персонаж - Алёшу Пешкова. Все события и герои произведения изображаются писателем через восприятие маленького мальчика.

С кем главный герой - Алёшка - едет на пароходе? (с бабушкой и матерью)

Что в облике бабушки особенно нравится Алёшке? (улыбка и глаза, которые светились изнутри)

Как мать ведет себя на пароходе? (замкнуто, редко выходит на палубу, держится в стороне)

Какое первое впечатление произвел дед на Алёшку? (дед мальчику не понравился)

Каковы первые впечатления мальчика от нового дома, в котором ему отныне предстоит жить? (Алёше всё казалось неприятным)

Почему Алёша с таким трудом запоминал молитву, которую учила с ним тихая, кроткая тётка Наталья? (Тётка Наталья не смогла объяснить мальчику смысл заучивания молитвы)

Как ведет себя Алёша в момент дедова наказания? (продолжает кусаться, брыкаться, всячески выражать несогласие)

Почему Цыганок говорит о том, что маленького Алёшу часто будут пороть? (Алёша не может смириться с несправедливостью)

Как ведет себя главный герой во время пожара? (наблюдает, анализирует увиденное)

Что привлекло в нахлебнике Хорошее Дело Алёшу? (необычность, непохожесть на других людей)

Образ бабушки. Бабушка представляет собой полную противоположность деду, своему мужу: ласковая, добрая, готовая всем прийти на помощь. Она сильно переживает из-за постоянных ссор своих сыновей, недовольна суровостью деда. Особо на лице бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «светилась изнутри... неугасимым, весёлым и тёплым светом». Характер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего». Именно неприметная бабушка становится для Алёши добрым ангелом, охраняющим мальчика от злых людей и сложных условий жизни. Именно она схватила героя на руки, когда дед наказывал его за испорченную скатерть. Бабушка не умела долго хранить обиду, быть жестокой. Люди пользовались её добротой, но она никогда не жаловалась на Жизнь. Живя вместе с бабушкой, Алёша каждый вечер слушает рассказы о жизни семьи Кашириных. Когда речь шла о деловой жизни семьи, то бабушка «говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то издали, точно соседка, а не вторая в доме по старшинству». Материальные блага не были жизненными ценностями героини. Жалость, сострадание к людям - основные качества характера бабушки, поэтому она переживает, страдает после гибели подкидыша Цыганка. Трудности, выпавшие в жизни, мудрая женщина воспринимает как Божьи испытания, вот что рассказывает она своему внуку про Ваню-Цыганка: «Дедушка хотел было Ванюшку-то в полицию нести, да я отговорила: возьмём, мол, себе; это Бог нам послал вместо тех, которые померли. Ведь у меня восемнадцать было рожено... да вот полюбил Господь кровь мою, всё брал да и брал ребятишек моих в ангелы. И жалко мне, а и радостно!» Во время пожара: «освещаемая огнём, который словно ловил её, чёрную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя». Став практически нищими, Алёша был вынужден побираться. Маленькие крохи он приносил бабушке, которая «глядела на них и молча плакала», переживая за будущее внука. Вся жизнь бабушки прошла на благо людей, поэтому её образ запечатлелся надолго в сознании главного героя. Мудрая женщина сглаживает «свинцовые мерзости дикой русской жизни», духовно обогащая трудную жизнь людей.

Какую роль в доме играет бабушка? (Бабушка - примиряющее начало в доме, всех любит, жалеет, умна своим природным материнским умом.)

Как вы думаете, почему первоначально писатель предполагал назвать свою повесть «Бабушка»? (Именно образ бабушки вносит в произведение доброе, примиряющее начало.)

Образ деда.
- Какие противоречия в облике деда вы можете отметить? Почему одновременно он кажется Алёше злым, жестоким и в то же время нестрашным? (Дед часто действует импульсивно, не задумываясь о последствиях, а потом жалеет о содеянном.)

Кто повлиял на формирование характера деда? (тяжелое детство, трудная окружающая жизнь)

4) Роль диалога в повести. Диалоги в повести помогают раскрыть характер героев, а также жизненные обстоятельства.

//--> //--> //--> //--> //--> //--> //--> //--> Задачи:

Тип: комбинированный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7-м классе

М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

Задачи:

Образовательная - отработка термина “автобиографическая повесть”, работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов.

Воспитательная – привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.

Развивающая - учить анализировать прочитанное, составлять вопросы, различные творческие задания исследовательского характера.

Тип: комбинированный.

Оборудование: мультимедийная установка, презентации, песня «Гимн семье»

Ход урока.

1. Орг.момент. (сочинения)

2. Вступительное слово учителя.

« В русской литературе явился какой-то самовольный писатель, самоучка, не интеллигент, не земец и даже не разночинец… За его рассказами стояла легенда о его жизни. Открытки с его изображениями покупались нарасхват – этот человек с простым лицом рабочего и в простой блузе не напоминал никого из русских писателей. Публика не давала ему прохода, «глазея» на него…Репортёры гонялись за Горьким по пятам», - писал в 1927 г. известный литературовед Борис Михайлович Эйхенбаум. Славу Горькому поначалу принесли не столько его произведения, сколько биография, судьба.

3. Сообщение темы урока.

СЛАЙД 1

4. Слово учителя

Будущий писатель родился в Нижнем Новгороде. В 3 года потерял отца, а в 10 – мать. Детство его прошло в доме деда, в мещанской среде с грубыми и жестокими нравами. Жизнь мальчика скрашивала бабушка, прекрасный портрет которой Горький оставил в автобиографической повести «Детство»(1914г.) Учился он всего 2 года. Получив похвальную грамоту, вынужден был по бедности оставить учёбу и пойти «в люди»: на заработки в качестве ученика, подмастерья, прислуги.

Подростком Горький полюбил книги и пользовался каждой свободной минутой, чтобы читать запоем всё, что попадалось под руку. Это беспорядочное чтение, при необыкновенной природной памяти, определило многое в его взгляде на человека и общество.

В 1900 г. Горький познакомиться с Л. Толстым, и тот запишет в дневнике: «…он мне понравился. Настоящий человек из народа». И писателям, и читателям понравилось, что в литературу вошёл новый человек – не из «верхних», образованных, слоёв, а «снизу», из народа.

С раннего Горького господствуют мотивы жадности к жизни, он пишет сказки («Старуха Изергиль», 1895г.), песни («Песня о Соколе», 1895г.), поэмы в прозе («Человек», 1904г.).

Горький ввёл в литературу новую фигуру – босяка. Наиболее знаменитый из рассказов с таким героем – «Челкаш» (1894г.).

«… "Босяк" до Горького в жизни и в сознании общества был один, а после Горького стал совсем другой, - писал ведущий критик журнала «Русский вестник» Н.Стечкин.

Начиная с 1889 г. Горький за революционную деятельность среди рабочих несколько раз подвергается арестам. Чем более известным он становится, тем большее возмущение вызывает каждое его заключение под стражу. За писателя хлопочут самые известные люди России, среди которых и Лев Толстой.

В 1900-х гг. Горький, благодаря своему огромному литературному успеху (в 1900-1904 гг. опубликовано свыше девяноста книг о нём), уже состоятельный человек и может помогать революционному движению материально.

Презентация «Творчество М. Горького»

В 1913 г. в печати появились первые главы из повести «Детство». Повесть «Детство» написано на документальном материале – как и всё лучшее, что создал Горький.

5. Работа с термином АВТОБИОГРАФИЧЕН.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

СЛАЙД 2

6. Назовите произведения, в названиях которых есть слова “дети, детский, детство”

С.Т.Аксаков “Детские годы Багрова-внука”;
Н.А.Некрасов “Крестьянские дети”;
Л.Н. Толстой “Детство”;
Н.Г.Гарин-Михайловский “Детство Тёмы”;
В.Г. Короленко “Дети подземелья”;
Саша Чёрный стих. “Детский остров”;
Ф. Искандер “Детство Чика”;
И.А.Бунин стих. “Детство” и др..

СЛАЙД 3

7. Есть такое утверждение : “Все мы родом из детства”. И ваш возраст – семиклассников – можно назвать… уже не дети, ещё не взрослые, и уже что-то осталось позади. Это что-то – детство.

5 класс - “Васюткино озеро” В.Астафьева; “Великие путешественники” М.Зощенко;

6 класс “Уроки французского” В.Распутина; “Скворцы” В.Белова и т.д..

Каждый писатель по-своему отображает этот очень важный период в жизни каждого человека. И каждый задаётся вопросом: как помочь детям увидеть этот мир, удивиться ему. Почерпнуть живой воды из душевных глубин детства.

8. Работа с тезисами.

СЛАЙД 4-6

Учащимся предлагаются высказывания писателей о детстве.

Попробуем сравнить с впечатлениями М.Горького. Как вы считаете, созвучны ли эти высказывания с впечатлениями Горького?

Л.Толстой : “Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений”.

Ф.Достоевский: “Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома” .

В.Распутин: “Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему потом право взяться за перо”

Мы видим, что с впечатлениями Горького они не созвучны. Давайте разберёмся, почему нет.

9. Заочная экскурсия.

СЛАЙД 7

Учащимся предлагается заочное путешествие в Нижний Новгород, в единственный музей Детства - дом деда Каширина.

(На кухне в деревянном ведре прутики (розги) для порки провинившихся…)

Итак, Нижний Новгород, который в недалёком прошлом назывался Горький. Объясните, почему? Как это связано с темой урока?

10. Как вы понимаете слово “детство”?

СЛАЙД 8

11 . Слово учителя о повести «Детство»

СЛАЙД 9

М. Горький: “Главная тема повести говорит о том, что в недрах старого, отмирающего мира зарождается новое, светлое, жизнеутверждающее начало, и это новое прекрасно.

12. Итог урока.

13. Д/з стр.22-39 чит., анализ


Ход урока

I. Организационный момент.

2. Беседа по вопросам.

3. Слово учителя.

Повесть «Детство» - произведение характера. Горький заявлял: «Не про себя я рассказываю». Именно социальная природа горьковского героя, общность его судьбы с пародом отличают данную повесть от других произведений автобиографического жанра. (Л. Толстого, С. Аксакова, Ы. Гарина-Михайловского,), где уделялось основное внимание изображению внутреннего мира ребенка.


V. Подведение итогов урока.

Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ ПОВЕСТИ.

СОЧИНЕНИЕ. Обучение анализу эпизода

Цели: работать над составлением плана, подбором и расположением материала, отбором соответствующих плану цитат, их оформлением; учить логическому расположению материала; обогащать словарный запас.

Методические приемы: чтение текста, ответы на вопросы, анализ отобранного материала, рассказ по плану с использованием цитат.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Составление планов к сочинениям.

1. Составление плана к сочинению «Судьба деда Каширина».

Наше первое знакомство с дедом. Что рассказал он Алеше о прежней жизни? Каковы его отношения с Григорием Ивановичем? Как относится дед Каширин к своим сыновьям, внукам? Какие качества проявляет во время пожара? Ради чего жил дед Алеши? Каков итог его жизни?

2. Составление плана к сочинению «».

1) Кем для Алеши была бабушка?

2)Отношение ее к богатству.

3)Любовь к людям.

4)Смелость, решительность Акулины Ивановны.

5)Связь ее с жизнью народа.

3. Рассказ по плану о бабушке, рассуждения подкреплять цитатами.


Составление цитатного плана, ответ по плану.

Характеристика Алеши. «... Все не понравились мне...» «Началась и потекла со страшной быстротой густая, пест­рая... жизнь» или «Дом деда был наполнен горячим туманом враж­ды...». «...Дед следит за мною умными и зоркими... глазами...» «Нет, Максим не бил его, да и мне запретил». «...Оно (сердце) стало... чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой». «Я и любил Ивана, и удивлялся ему до немоты». «Я не мог терпеть, когда ребята стравливали собак...» «Я не мог подойти к нему (Григорию Ивановичу)...» «Так кончилась моя дружба с первым человеком из беско­нечного ряда чужих людей...»

10) «...Свинцовые мерзости дикой русской жизни...»

IV. Работа в черновиках.

V. Чтение и анализ 2-3 работ учащихся.

VI. Редактирование в черновиках.

VII. Написание сочинения в чистовик.

Домашнее задание: познакомиться с легендой о Данко; подумать, какова ее главная мысль, отражена ли она в иллюстрациях на с. 106. Подготовить выразительное чтение вслух; сохранив особый, сказочный ритм.

Тема: АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ (1868-1936). ПОВЕСТЬ «ДЕТСТВО». Автобиографический характер повести. «Тесная жизнь неуемного племени». Мастерство писателя в изображении быта и характеров.

Цель: познакомить с повестью, с ее героями, подчеркнуть жестокость не только взрослых, но и детей; жадность; влияние окружающей среды на характеры и поступки детей; рассказать о добрых людях, которые оставались ими и в этих условиях.

Методические приемы: работа по учебнику, аналитическая беседа, выразительное чтение текста, подбор цитат.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение 2-3 отзывов на рассказы Бунина «Лапти» и «В деревне», рецензирование.

Сообщение темы и целей урока. Изучение новой темы.

1. Чтение материала учебника (с19-22)

2. Беседа по вопросам.

    Что рассказал писатель о своем детстве? Что значит трилогия? (1913 - «Детство», 1916 - «В людях», 1922 - «Мои университеты».) Что поразило Горького в детстве? (Бессмыслешшя жестокость.)

Что советует нам писатель? («Учитесь... Читайте...» «Читайте больше)

3. Слово учителя.

Автобиографическая проза, как вы помните, основывается обычно на живой памяти о прошлом, достоверности непосредственных впечатлений.

Повесть «Детство» - произведение автобиографического характера. Горький заявлял: «Не про себя я рассказываю». Именно социальная природа горьковского героя, общность его судьбы с пародом отличают данную повесть от других произведений автобиографического жанра. (Л. Толстого, С. Аксакова, Ы. Гарина-Михайловского,), где уделялось основное внимание изображению внутреннего мира ребенка.

Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период его жизни. Это не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в определенную эпоху. Герой и автор (повествование ведется от 1-го лица) всматривается в эту жизнь, в окружающих ему людей, пытается понять истоки зла и враждебности, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы. Сам писатель (об этом мы уже говорили) много видел и испытал в детстве, и это обогатило его душевный мир.


Чтение учителем I главы повести. Работа по главе. Беседа по вопросам.
    Какой видит Алеша бабушку? (II ч.,Бабушка казалась ему излучающей свет, тепло, радость. «Светилась изнутри...») Какую роль сыграла она в его жизни, новой жизни?. «До нее, как будто спал я... силой для трудной жизни».)

О чем говорят ее восклицания: «... как хорошо-то!»? (Алешу привлекает доброе, трогательное отношение бабушки к миру

умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слез. Ее рассказы как бы вливали в сердце мальчика силу.). (О природе, о городе.)

Почему не понравился дед? (Разговор с матерью, с Алешей; «...выдернул» из толпы, «...отодвинул...», «Что-о, дура...», «...скулы — те отцовы... Нарастающее в душе чувство одиночества и отчуждения накладывает отпечаток даже на впечатление от дома, где предстоит ему жить: крыша кажется «нахлобученной...»..)

В ы вод. Алексей, выросший в доброй, заботливой семье, сразу почувствовал одиночество и отчуждение, только бабушка казалась ему воплощением доброты, чистой и ясной.

V. Подведение итогов урока.

Что нового узнали вы о М. Горьком из его воспоминаний и высказываний о нем его знакомых и друзей?

М. Горький «Детство»

1) Не является автобиографическим произведение:

а) М. Горького «Детство»;

б) «Детство»;

в) «Лапти».

2) Здоровых творческих корней народной жизни лишен:

б) дядя Яков;

в) бабушка Акулина Ивановна.

3) Жанр произведения:

б) рассказ;

в) повесть.

4) Рассказывая о «свинцовых мерзостях жизни», автор стремился показать:

а) «... Тот тесный, душевный круг жутких впечатлений, в котором жил... простой русский человек»;

б) что «это - живучая, подлая правда... Это та правда, которую необходимо знать до корня...»

в) что «русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолевает и преодолеет их».

5) Тема произведения:

а) жизнь Алеши;

б) судьба деда;

в) рассказ о бабушке.

6) Название произведения:

а) указывает на главного героя,

б) определяет его тематику;

в) имеет обобщающий смысл.

7) Жизнь Алеши, показанная в произведении, представляется:

а) типичной;

б) трагичной;

в) исключительной.

8) Главным героем произведения является:

а) вымышленный персонаж;

б) реальный человек;

в) передана одним из персонажей.

10) Алеша выучился грамоте с помощью:

б) бабушки;

в) жены дяди Якова.