Педагогическая защита: директор «Лиги школ» подал в суд на обвинившего его в педофилии журналиста издания Meduza. Походы в баню

Следующая новость

Выпускницы «Лиги школ», которые не согласны с обвинениями в сексуальных домогательствах их директора Сергей Бебчука и его заместителя Николая Изюмова, рассказали телеканалу «360» свою версию событий.

Страшные подробности

Две бывшие ученицы Татьяна Карстен и Вера Воляк сделали видеообращения, в которых рассказали, как педагоги приставали к ним. Ученики ездили в деревню, где находится дом Бебчука. Карстен вспомнила случай в бане, когда учитель парил ее голой, затем целовал и признавался ей в любви.

Воляк поделилась, что будучи 14-летней, имела интимную связь с директором и однажды участвовала в групповом сексе с ним и его женой Анастасией Лосевой.

По словам выпускниц 2015 года «Лиги школ», все, что рассказали Карстен и Воляк — неправда, они назвали обвинения клеветой.

Походы в баню

«Все происходило немножко не так, как описывает Таня. Ты живешь там недели две, когда-то надо мыться, это логично. Поэтому в какой-то момент Сергей Александрович разогревал баню. Отдельно приходили девочки, в полотенцах, парились, мылись, выходили, отдельно мальчики. Ничего пошлого с открытыми полотенцами [не было], никто не подсматривал», — рассказала одна из выпускниц.

Другая выпускница опровергла слова в статье «Медузы» о том, что директор мылся с девочками, и сказала, что он мылся всегда только с мальчиками.

«Про обращение Тани Карстен могу сказать, что это действительно похоже на какую-то влажную подростковую фантазию», — отметил еще один выпускник.

«Это просто невозможно»

«Я училась в этой школе пять лет. Я сохраняла какое-то общение с этими людьми, соответственно, я знаю их почти семь лет. И я думаю мое мнение едва ли можно назвать безосновательным. За семь лет знакомства у меня все-таки приобрелся какой-то опыт общения, и я могу сказать, что это невозможно было, это неправда, это клевета», — рассказала выпускница.

«Вообще, нас очень много, людей, которые считают, что это просто невозможно», — поддержала девушку одноклассница.

По словам собеседников корреспондента телеканала, «влажных поцелуев» также не было. Изюмов «целомудренно» и «по-отечески» целовал девочек при встрече, парням жал руку.

«Это не такие люди. С такими людьми это было бы невозможно. И Сергей Александрович и Николай Михайлович — люди принципиальные. У них есть какие-то понятия о чести, о принципах, вообще какие-то моральные устои. Это люди, которые воспитывали нас. Они не только знания нам давали, они учили нас отстаивать свое мнение, быть уверенными в себе, уважать чужой труд», — отметила одна из бывших учениц «Лиги школ».

"Насколько я знаю, большинство этих людей тесно общаются между собой. Например, Ирина Дмитриева, которая решила не скрывать своего имени, очень хорошо общалась с Таней Карстен. Изюмов и Бебчук - люди пробивные, я думаю, у кого-то из них могли быть конфликт и обиды с обвинителями", - сказала выпускница.

Напомним, по данным расследования «Медузы», ученицы «Лиги школ» подвергались сексуальным домогательствам со стороны директора Сергея Бебчука и его заместителя Николая Изюмова. Учебное заведение закрыли в 2015 году после проведения группой выпускников и сотрудников собственного расследования. Они выдвинули требования к Бебчуку и Изюмову уволиться и больше не работать в системе образования.

Следственный комитет начал проверку, а член Совета Федерации Елена Мизулина намерена внести в Госдуму законопроект, предусматривающий пожизненное наказание за растление детей.

Следующая новость

"Вызов к директору" – это то, чего всегда боятся школьники. По словам Веры Воляк, это словосочетание для нее лично долгое время означало не "разговоры по душам" о ее плохом поведении, а совсем плохое поведение директора ее школы по отношению к 14-летней девятикласснице.

В середине девяностых она попала в только что созданную школу для одаренных детей, здесь преподавали не как везде. Нестандартная подача материала, новые походы к проведению уроков и преподаватели, так не похожие на прежних, советских "училок". Возглавлял "Лигу школ" педагог-новатор Сергей Бебчук.

Вере казалось, что это – шанс получить уникальные знания и опыт. Но и опыт, и знания оказались совсем не теми, каких можно было ожидать.

Жизнь ее давно идет по совсем другому пути: увлеклась йогой, переехала в Индию, вышла замуж, сейчас живет в Лондоне в сикхской общине. Эти страшные тайны решила рассказать нам только по одной причине. Говорит, что узнала: спустя 20 лет после ее совсем непедагогической связи с директором в "Лиге школ" эта история повторялась вновь и вновь, вплоть до закрытия учебного заведения в 2015 году.

Дарья Пружанская – новый персонаж в скандальной истории, ее откровения прозвучат впервые только в нашей программе. Обо всем, что происходило в их всегда закрытой от посторонних глаз школе, она рассказывает иногда даже с улыбкой, но от самих слов – иногда мороз по коже.

Дарья говорит, что к теме "внеучебных связей" у них все относились легко, словно к какому-то новому "образовательному эксперименту". Ведь школа была во всех отношениях необычной.

Спальный район, окраина Москвы, внешне невзрачное двухэтажное здание бывшего детского сада. Но "Лига школ" всегда считалась "школой для одаренных детей". По словам ее директора, здесь и вовсе училась "интеллектуальная элита". А вот и хитрый педагогический ход со стороны руководства этого элитного интеллектуального учебного заведения. Учителя ведь, как известно, носители знаний, и чтобы эти знания получше и побыстрее впитать, ученики должны быть к своим учителям как можно ближе. Насколько "ближе", вы сейчас увидите.

Настолько "ближе", насколько можно быть рядом с человеком вот в такой небольшой деревенской бане – пять на пять метров, что интересно, без окон. По словам одной из учениц, директор школы пригласил ее сюда, чтобы… решать задачки по алгебре. Якобы от высокой температуры кровь приливает к голове и мозг работает лучше – и задачи быстрее решаются. Но задачи, как выясняется, могут быть у каждого свои.

Перед тем как мы внимательно осмотрим баню, дадим слово ее посетительнице. В своем видеообращении Татьяна К. рассказывает, что директор Сергей Бебчук заверял, что девятиклассницу перед экзаменом надо "поднатаскать".

Мы приехали в ту самую деревню Боброво в Тверской области, куда директор Сергей Бобков часто привозил своих учеников. Место глухое и безлюдное, единственный его постоянный житель Валерий рассказывает, что семь лет назад очередному москвичу, купившему здесь заброшенный дом и превратившему его в дачу, он не удивился.

По дороге к бане Валерий рассказывает, что не верит отголоскам секс-скандала, долетевшим даже до этой глуши. Не мог, мол, директор школы, муж и отец двоих дочерей такими страшными вещами заниматься.

И еще одна любопытная подробность. По словам Валерия, эту баню директору помогали строить сами же школьники.

Подробности отдыха и занятий в директорской деревне бывшие школьники продолжают рассказывать до сих пор. Только для нашей программы свою историю решилась рассказать Анна, также ездившая в Боброво готовиться к экзаменам. Только она занималась математикой не в бане, а на чердаке.

"Михалыч" – еще один персонаж этой почти сюрреалистической истории. Так в школе все называли завуча и преподавателя Николая Изюмова. Он встречает нас в своей московской квартире с совершенно невозмутимым – по крайней мере внешне – видом. Все обвинения в домогательствах к ученицам категорически отрицает. Но самое удивительное: чем-то неожиданным этот скандал для него, как и для бывшего директора Сергея Бебчука, не стал.

Одно из главных обвинений против Изюмова лично: при входе в школу он якобы каждую ученицу целовал. В щеку, но иногда промахивался и попадал в губы.

И не задать Николаю Изюмову самый тяжелый в этой ситуации вопрос мы не могли.

Этот же вопрос мы не смогли адресовать к бывшему директору "Лиги школ" Сергею Бебчуку. С прессой он общаться отказывается наотрез. Возможно, за нас это сделают следователи, на этой неделе многочисленные камеры запечатлели Бебчука входящим в здание Следственного комитета.

Один из главных парадоксов этой истории: бывшие школьницы рассказывают прессе о домогательствах и даже о половых актах с учителями, но со следователями никто из них пока общаться не спешит.

По нашим данным, эта история могла бы остаться тайной, если бы бывшие ученики случайно не узнали, что Николай Изюмов продолжает работать со школьниками. Мы отправились в детскую музыкальную библиотеку, где два раза в месяц проводит занятия своего "Интеллект-клуба" уже знакомый нам Николай Изюмов.

Но еще один найденный только нами свидетель говорит об обратном – Михаил Морозов учился в "Лиге школ" и теперь представляет нам свой "мужской взгляд" со стороны на некоторые странности в методах общения того же Николая Изюмова со школьницами в коридорах школы.

И еще: многие из тех, кто называет себя жертвами, так и не решились ничего рассказать своим близким. Их родители узнали о школьном секс-скандале спустя много лет.

Живущая в Лондоне Вера Воляк сама сейчас работает в сфере английского образования, в котором, кстати, четко очерчены правила общения учителя и учеников. И приезжающим учиться, например, в Кембридж, россиянам долго приходится привыкать к новым порядкам.

Может, английский опыт стоит и нам перенять, да на уровне постановлений и приказов, чтобы потом тому же министру образования не приходилось удивляться в ответ на вопрос, почему в ее ведомстве о громком секс-скандале в школе узнают последними.

И быть может, просто не хватает стандартов поведения для самих учителей рядом со стремительно взрослеющими ученицами?

Поломать дистанцию в данном случае – значит поломать, возможно, чью-то жизнь, семью, карьеру, репутацию. Теперь, после столь громкой огласки, или экс-ученикам надо идти с заявлениями к следователям, либо бывшим педагогам требовать сатисфакции в суде – за клевету и очернение. Остаться "всем в белом" после столь грязного скандала точно не удастся.

В Чертановском районном суде Москвы прошла предварительная беседа по иску экс-директора «Лиги школ» Сергея Бебчука к журналисту «Медузы» Даниилу Туровскому, который в январе прошлого года опубликовал статью со свидетельствами бывших учениц школы о домогательствах со стороны Бебчука и его заместителя Николая Изюмова. После публикации Следственный комитет опросил пострадавших, однако не обнаружил состава преступления в действиях руководителей «Лиги школ».

Предупреждение о возможном конфликте интересов: сотрудник «Медиазоны» и редактор этого материала Егор Сковорода - выпускник «Лиги школ».

18 мая Чертановский районный суд принял к рассмотрению иск Бебчука к Туровскому. Пресс-секретарь суда агентству «Москва», что Бебчук просит признать статью Туровского не соответствующей действительности и порочащей его честь, достоинство и деловую репутацию. Экс-директор «Лиги школ» требует с журналиста 3 млн рублей в качестве компенсации морального вреда, а также почти 1,7 млн рублей упущенной выгоды - Бебчук утверждает, что после публикации он потерял работу.

Как рассказал «Медиазоне» журналист Даниил Туровский, сам Сергей Бебчук на беседу не пришел. Его представитель Дмитрий Николаев просил суд рассматривать дело в закрытом режиме, поскольку могут быть разглашены личные данные; суд отложил это решение до начала разбирательства по существу - оно назначено на 14 августа.

Рассказы о домогательствах

23 января 2017 года «Медуза» опубликовала расследование Даниила Туровского «25 лет насилия». Выпускницы «Лиги школ», которую ее создатели называли «школой для одаренных детей», рассказали журналисту о многочисленных случаях сексуальных домогательств со стороны директора школы Сергея Бебчука и его заместителя Николая Изюмова. Первые случаи, писало издание, происходили еще в девяностых, когда Бебчук работал в школе «Икс» (в 1994 году Бебчук с Изюмовым ушли из «Икса» и открыли «Лигу школ»).

«"Медузе" известно о более чем двух десятках человек, которые заявили, что стали жертвами сексуального насилия и домогательств со стороны Бебчука и его заместителя Николая Изюмова», - писал Туровский.

Большинство свидетельств тогда были анонимными - открыто о домогательствах тогда рассказала Татьяна Карстен, а Вера Воляк согласилась на публикацию своего видеообращения . Воляк рассказывала, что у нее была сексуальная связь с директором Бебчуком, когда ей было 14–15 лет, а также неоконченный половой акт с Изюмовым. Еще четыре свидетельства приводились анонимно - так, одна из девушек утверждала, что ее подруга встречалась с Бебчуком, а в 16 лет забеременела и сделала аборт.

Выпускники школы и некоторые учителя, писала «Медуза», узнали о масштабе домогательств только в конце 2014 года, после того как Татьяна Карстен рассказала о случившемся руководителю театральной студии Ирине Дмитриевой. После этого выпускники стали искать других жертв, и 22 января 2015 года участники расследования выдвинули ультиматум Бебчуку и Изюмову, потребовав, чтобы они уволились из школы и больше никогда не работали с детьми. По данным «Медузы», Бебчук на встрече с выпускниками назвал эти обвинения враньем. Однако он и Изюмов, который тоже отрицает все обвинения, подписали ультиматум, а школа вскоре закрылась.

Причиной закрытия назвали изменения ситуации в стране. «Та школа, которая задумывалась и была открыта более двадцати лет назад, в сегодняшних условиях сильно сузившихся рамок законодательного поля существовать больше не может», - писал ученикам и выпускникам Николай Изюмов.

Как писала «Медуза», ультиматум предполагал, что выпускники не будут публично говорить о домогательствах, если уже бывшие руководители «Лиги школ» будут соблюдать его условия. Однако осенью 2015 года выпускники узнали, что Бебчук и Изюмов продолжают работать с детьми. Через некоторое время после этого Бебчук был уволен из школы «Интеллектуал», куда перешла учиться часть учеников «Лиги школ».

Реакция СК и учеников

В день выхода статьи Туровского Следственный комитет объявил о начале доследственной проверки.

26 января в прокуратуру было направлено обращение , подписанное 15 бывшими учителями «Лиги школ», с просьбой защитить честь и достоинство руководства школы. «Я работал в этой школе в качестве учителя математики в течение 14 лет: с 2001 г. до ее закрытия – и ничего похожего в школе не наблюдал. Противозаконно распространять грязные слухи, не имея на это точных доказательств. Между тем, материалы, о которых я говорю, содержат легко опровергаемые данные», - утверждал автор обращения Герман Левитас.

«Медузе» также поступили письма около десяти бывших учеников школы в защиту Бебчука и Изюмова.

Вскоре о сексуальных домогательствах «Медузе» рассказали еще пять учениц «Лиги школ» - Анна Зверькова, Людмила Соловьева, Вера Байковская, Татьяна Коровкина (Грошева) и девушка, чье настоящее имя не было указано.

Опросы пострадавших

24 апреля 2017 года Следственный комитет вынес постановление об отказе в возбуждении дела - следователь не нашел в действиях Бебчука и Изюмова состава преступления. За время доследственной проверки были опрошены 87 человек, в том числе десять бывших учениц школы, которые рассказали о домогательствах по отношению к ним или их знакомым.

Следователи опросили бывших учениц «Лиги школ», с которыми говорила «Медуза» - Людмилу Соловьеву, Веру Байковскую, Татьяну Коровкину (Грошеву) и Светлану Бозрову. Соловьева и Байковская повторили то же, что рассказали «Медузе», Коровкина же подтвердила следователю, что со стороны директора и его заместителя были домогательства, но она «плохо помнит описываемые ей события». Выпускница Светлана Бозрова, которая была одним из инициаторов внутреннего расследования, рассказала следователю, что еще во время учебы в в 2006-2007 годах узнала от других учеников, что директор и его заместитель домогаются учениц, но сама она с этим не сталкивалась.

Людмила Соловьева просила привлечь Бебчука и Изюмова к уголовной ответственности за развратные действия в отношении нее. Она рассказала о событиях 2007 года в деревне Боброво, где у Бебчука был дом, куда регулярно приезжали ученики школы. Она поехала с Бебчуком к лесу забрать брошенные стройматериалы, там вдруг Бебчук сделал ей комплимент, обнял и поцеловал в губы. Девушка вспоминала, что была в шоковом состоянии. После этого директор сел в машину и они поехали обратно на дачу и больше не обсуждали этот случай. Рассказывать об этом Соловьева тогда никому не стала.

В свою очередь, Вера Байковская рассказала, что в 2007 году она тоже приехала к Бебчуку в Боброво, добравшись до деревни от автобусной остановки на попутке с незнакомыми мужчинами. После этого ее попутчики возвращались к дому Бебчука и звали девушку. Тогда директор школы велел ученикам возвращаться в Москву - Байковскую с двумя ученицами он повез до остановки на своей машине. По дороге он высадил двух девочек и увез Байковскую в сторону молочного завода, где остановил машину и стал требовать, чтобы девушка разделась. Она отказалась, а после повторного требования сказала, что поняла свою ошибку - она решила, что директор так пытался ее проучить из-за того, что она поехала в машине с незнакомцами. После этого Бебчук вернулся за двумя другими ученицами и довез их до остановки.

В отказном постановлении Следственного комитета приведены также свидетельства учениц, чьи истории были опубликованы «Медузой» анонимно или вовсе не появлялись в прессе. Одна из бывших учениц «Лиги школ» рассказала, что в 2008 году во время похода в Карпаты, когда вечером школьники остановились разбить лагерь, она с Бебчуком пошла за щепками недалеко от места привала. Пока девушка строгала щепки, Бебчук стал гладить ее по шее, по волосам, потом начал целовать в шею, уши, щеки.

Он сказал, что давно влюблен в девятиклассницу и знает, что она к нему неравнодушна. Потом он спросил: «Хочешь ли ты?», вспоминала девушка. Ученица ответила отказом, после чего оба вернулись в лагерь. Девушка отмечала, что была потрясена. Через несколько дней после дачи объяснений следователю она попросила прекратить проверку по ее заявлению, объяснив, что не считает себя пострадавшей.

Другая девушка рассказала следователю, как на даче в Боброво директор водил ее в баню париться. «Они прошли в парилку, где он велел ей полностью раздеться. Ее смутило это требование, но поскольку до этого она никогда ранее не парилась, то подумала, что так и должно быть», - говорится в постановлении. Девушка отмечала, что знает о других случаях развратных действий со стороны Бебчука.

Большинство опрошенных следователем жертв говорили о домогательствах и со стороны Николая Изюмова. Они подтверждали, что замдиректора встречал учениц на входе в школу поцелуями, а в зимнем лагере «Поречье» приходил по утрам в комнаты девочек и целовал их, обнимал, гладил по лицу и волосам. Некоторые опрошенные девушки говорили, что он домогался их и в школе в своем кабинете - сажал на колени, целовал, трогал их под одеждой. Ученицы боялись кому-то рассказывать о домогательств, стыдясь произошедшего или опасаясь «проблем в школе».

Нет состава преступления

При этом еще две выпускницы, Анна Рчеулишвили и Мария Кантанистова, чьи опросы подробно пересказываются в постановлении следователя, говорили о своем недоверии к статье «Медузы» и настаивали, что домогательств не было.

Сами Бебчук и Изюмов на опросе все отрицали. В постановлении приводится подробное объяснение дочери Бебчука Татьяны, которая утверждает, что «организаторами» школьного расследования и публикации на «Медузе» были ученики, занимавшиеся в театральной студии под руководством Ирины Дмитриевой - именно она после рассказа Татьяны Карстен начала искать других жертв. Карстен Татьяна Бебчук назвала склонной к фантазированию и эмоциональному восприятию мира девушкой.

Следователь записал, что Татьяна Бебчук «считает происходящее архетипичной историей про то, как взрослые люди сбрасывают с пьедесталов собственных кумиров, на которых им трудно равняться». По ее словам, для Дмитриевой это был «спектакль федерального масштаба, одновременно являющийся компенсацией ее профессиональной безработицы».

В итоге следователь Черемушкинского межрайонного следственного отдела СК по Москве Никита Белоусов пришел к выводу, что в действиях Бебчука и его заместителя Изюмова нет состава преступления, предусмотренного статьей 135 УК (развратные действия).

Следователь аргументировал свое решение тем, что о сексуальных домогательствах во время доследственной проверки рассказали десять бывших учениц, однако никто из них «своевременно в правоохранительные органы не обращался» и не говорил о чьих-то попытках подать заявления в полицию. О возможном истечении сроков давности по некоторым эпизодам следователь не упоминает. Кроме того, он отметил, что показания других учеников и преподавателей не подтверждают свидетельства десяти девушек. В то же время следователь отметил, что в рассказах этих девушек нет признаков ложного доноса (статья 306 УК).

В июне прошлого года «Медуза» сообщила об этом отказе Следственного комитета. Через неделю после публикации ведомство возобновило проверку - спустя месяц следователь Зюзинского межрайонного следственного отдела СК по Москве Иван Елинский вынес аналогичное отказное постановление с той же мотивировкой. Во время этой проверки следователь повторно опросил Татьяну Коровкину - причем при опросе присутствовал сам Сергей Бебчук. На этот раз девушка, рассказывавшая, как Бебчук в походе лег с ней в один спальник (ей тогда было 13 лет), сказала, что не считает его действия развратными. Она добавила, что считает свое интервью «Медузе» глупым поступком.

При этом следователи так и не опросили Веру Воляк, которая говорила, что Бебчук занимался с ней сексом, и Татьяну Карстен, рассказавшую «Медузе», что на даче в Боброво преподаватель повел ее в баню решать задачи по математике, а затем стал парить веником голой, целовать в губы и признаваться в любви.

С тех пор следствие несколько раз выносило отказы в возбуждении дела, все они были отменены. Весной 2018 года управление СК по Юго-Западному административному округу отменило очередной отказ следователя возбудить дело против Бебчука и Изюмова, рассказал «Медиазоне» адвокат Сергей Бадамшин. «После этого пока не получали новых документов, пока такая вялотекущая история», - говорит адвокат. Сейчас представители пострадавших пытаются ознакомиться с последними материалами проверок, которые все еще продолжаются.

За полтора года Сергей Бебчук так и не прокомментировал выдвинутые его бывшими ученицами обвинения. На звонки и сообщение корреспондента «Медиазоны» Бебчук не ответил. Его адвокат Дмитрий Николаев отказался от комментариев.

Татьяна Карстен и Вера Воляк рассказали шокирующие подробности своего ученичества

Именно о таких, более страшных вещах, рассказывает ее "коллега" по видеообращению, Вера Воляк.

"Когда это случилось в первый раз, мне 14 лет было, наверное... Бебчук пригласил меня остаться у него дома... Нельзя сказать, что это был петтинг или ласки, поцелуи или прикасания, нет, это был полный секс... До дачи Боброво была другая дача в Фомино. Там тоже была баня, и мылись в ней все вместе... Когда я приехала туда, там были две девочки младше - 13–14 лет... Она из них не согласилась рассказывать свои истории,... но я знаю, что она ушла из школы, и ей долго было плохо... После того как эти девочки уехали, осталась я одна с Бебчуком и с Анастасией (жена Бебчука Анастасия Станиславовна Лосева - прим. ред.) в этом Фомино. Там был групповой секс в Фомино, свидетелей не было, нас было там трое", - рассказывает Воляк.

С Изюмовым тоже было несколько случаев. Грань между дружеским рукопожатием и сексуальным контактом он не понимает. Я видела его ответы в интервью, мол, что такого, что я кого-то там погладил? Но если у тебя сидит девочка на коленях, и у тебя эрекция, и ты ее гладишь за грудь, по-моему, это далеко от рукопожатия... Я не говорю, что у меня был с ним секс. Полного секса не было", - сказала Вера.

"Они были в позиции власти. Для нас они были людьми, которых мы уважали, ставили на пьедестал", - объяснила свое "податливое" к педофилам поведение девушка.

"Я не представляла себе, что все это продолжается. Для меня это была история конца 1990-х годов... Я совершенно не представляла себе, что это продолжается с 14–15-летними девочками до сих пор!" - подчеркнула Вера Воляк.

"Когда такое знаешь, молчать нельзя", - резюмировала Таня Карстен.

  • Случаи неформального общения между детьми и учителями чаще всего случаются именно в закрытых школах.
  • Если в закрытой группе (школе, университете и т.д.) пропагандируется идея особенности группы и избранности учеников – это должно насторожить родителей.
  • Важно наблюдать за изменениями состояния ребенка, быть в курсе происходящего, общаться с разными членами группы, сохраняя дистанцию.
  • Если ребенок признается в том, что подвергся насилию, ни в коем случае нельзя отрицать преступления: это может еще больше покалечить ребенка.

Элитная московская школа «Лига школ» закрылась в 2014 году из-за бюрократических проволочек. Спустя два года сетевое издание Meduza опубликовало скандальный репортаж Даниила Туровского, в котором эта версия опровергается. Более 20 бывших учеников школы признались, что на протяжении 25 лет директор школы Сергей Бебчук и его заместитель Николай Изюмов сексуально домогались учениц. Ученики поставили ультиматум: закрывайте школу или пойдем в суд.

Репортаж вызвал массу вопросов. Почему ученики признались только спустя два года после закрытия школы? Как другие учителя смогли промолчать, видя, что происходит в школе? Одни набросились с гневными комментариями в Сети на учителей. Другие уверены – репортаж заказной. Третьи отказываются верить, что учителя способны на такое.

«В первую очередь, «Лига школ» всегда была про очень хорошее образование, – рассказала нам психолог, гештальт-терапевт Соня Цеге Фон Мантейфель . Она проработала в этом заведении 14 лет, с 1999 года. – «Лига» по своему внутреннему устройству противоречила всем канонам постсоветского образования. На моей памяти каждый год Бебчуку нужно было что-то отстаивать – то отсутствие дневников, то учебные походы и много всяких бюрократических дел. И с каждым годом это становилось все труднее. Поэтому те, кто сейчас думает, что школа закрылась из-за скандала, знайте: это ложь. «Лигу школ» «задушила» образовательная реформа».

Сергей Бебчук в эфире радио «Свобода» в 2014 году

Что касается отношений в школе – они были разные. С каждым педагогом свои отношения. По интересам, симпатиям. Поэтому обнимания, радость встреч не казались мне извращенными и поддельными. Я как психолог не видела в этом никакого сексуального подтекста. Когда школа живет как единый организм, неизбежно более близкое общение между людьми. Более неформальное, доверительное. И это очень ценилось внутри и как-то «странно» воспринималось извне.

Безусловно, девочки влюблялись в преподавателей, не только в тех, которые указаны в статье. Возможно, что и преподаватели влюблялись. Но допустить, что это было в осознаваемых сексуальных целях, я не могу. Я однозначно необъективна, потому что я фактически сама выросла в этой школе, пришла туда работать в 26 лет. Я знаю про некоторые истории в воспитательных целях. Я допускаю, что иногда женщине или девушке проще показать, чем внушать мораль про их безопасность.

Непосредственно о скандале – история длится уже около двух лет. Я помню, как обзванивали учеников и преподавателей и собирали «ужасные» подробности. Цель этого – не раздувать скандал и «оградить детей от ужасов педофилов». Это хорошая цель. Но где доказательства? Ультиматум, предъявленный педагогам, похож на шантаж: «Вы уйдете, а мы не скажем, чтобы не порочить Лигу, обещайте, что больше не подойдете к детям… Ах подошли, ну так мы сейчас вас остановим…» То, как собирались эти сведения и в какой форме подавались, выглядело как массовый психоз.

Мне сейчас трудно смотреть на ситуацию как эксперту, уж слишком много отношений и чувств к обвиняемым и обвинителям. Точно знаю одно – что эта ситуация для всех людей «Лиги школ» травматична. И презумпции невиновности никто не отменял».

Сергей Бебчук не выходит на связь. Но заместитель директора, один из обвиняемых учениками, Николай Изюмов уверен, что молчать в этой ситуации нельзя.

Заместитель директора «Лиги школ» Николай Изюмов

«У меня есть твердое убеждение, что вся эта ситуация сфабрикована, – рассказал нам Николай Изюмов . – Прежде всего, школу мы закрыли не из-за обвинений. Ученики пришли к нам с ультиматумом в декабре 2014 года. В то время мы уже готовились к закрытию, потому что работать стало невозможно. Нас прессовали прокуроры, ФСБ, потому что мы всегда были неудобны, придерживались либеральных взглядов. Поэтому, когда группа учеников во главе с руководителем театральной студии обвинила нас во всех смертных грехах, мы не стали спорить. Говорить с ними было невозможно: у нас был шок, потому что все эти люди наши друзья.

Мы сказали, что школу и так закрываем, попросили нам дать полгода. Я уволился, потому что работать не мог – начались проблемы с сердцем из-за этой ситуации. Ко мне каждый день приходили учителя, ученики. Они знали об ужасных обвинениях и были возмущены поведением этой группы людей. Потом школа закрылась, и все вроде бы закончилось. Но спустя два года появилась эта статья с обвинениями в педофилии. Такие обвинения спустя несколько лет, на мой взгляд, – желание отомстить. Только за что?

«Да, с кем-то из учителей дети могли обняться, но это просто человеческие отношения»

Наверное, многие из тех, кто обвинял нас, не смогли простить, что им не удалось убедить других. После закрытия школы ученики ходят ко мне в гости, продолжают общаться и с Сергеем Александровичем (Бебчук. – Прим. ред.) Я открыл «Интеллект-клуб», где провожу онлайн-вебинары, иногда оффлайн мастер-классы. Про то, что в школе было принято, чтобы ученик, заходя в класс, целовал учителя, – это бред. Такого никогда не было. Да, с кем-то из учителей дети могли обняться, но это просто человеческие отношения.

История про Таню Карстон (инициатор разборок. – Прим. ред.) чудовищная. Девочка была очень трудным ребенком. Не могу сказать, что у нее было раздвоение личности, но она могла рассказывать про себя, например, в третьем лице. Она утверждает, что Бебчук домогался ее в бане в загородном доме в Боброво (ученики часто приезжали на выходные к директору на дополнительные занятия. – Прим. ред), при этом она еще потом закончила школу, пошла в поход с человеком, который якобы к ней приставал… Почему? Это же ерунда какая-то. Вся эта история на уровне детской игры «Веришь – не веришь». Тебе что-то рассказывают, и дальше ты либо это принимаешь, либо нет».

Изюмов обратился к юристу два года назад. Но тот отговорил его подавать заявление. По словам Изюмова, юрист аргументировал ситуацию так: «Если вас не волнуют формальные вещи, возможность дальнейшей работы в школе, не рекомендую вам начинать – это будет многолетний процесс, в котором польется грязь». Изюмов уверяет: если бы ученики подали в суд, он бы однозначно взялся за дело.

Мы не собираемся решать, кто прав, кто виноват. Но мы предлагаем вам задуматься, почему известные случаи насилия чаще всего связаны с закрытыми сообществами, будь то элитные учебные заведения или другие объединения людей.

Немного истории

Случай с «Лигой школ» – отнюдь не единичный. В августе 2016 года в центре скандала оказалась московская школа 57: учителя истории обвинили в многолетних сексуальных связях с ученицами. Пострадавшим удалось собрать доказательства и добиться того, чтобы педагога уволили. Правда, вопрос о том, действительно ли другие учителя и сотрудники школы ни о чем не догадывались, так и остался без ответа.

Сама по себе проблема отнюдь не нова: вопрос лишь в том, что у жертв домогательств появилось больше возможностей рассказать о том, что с ними произошло. Что они и делают – в том числе в рамках флешмоба #янебоюсьсказать.

От рук наделенных властью абьюзеров страдали и страдают члены замкнутых сообществ – тех, в которых зачастую царят свои правила и нормы, непривычные и даже неприемлемые для стороннего наблюдателя. Так, о сексуальном насилии над детьми со стороны католических священников заговорили еще в 1950-х. В 2000-х разразился громкий скандал, по мотивам которого в 2015 году был снят фильм «В центре внимания».

Подобные истории не ограничены ни временными, ни географическими рамками. Начиная с 1991 года более 200 бывших студентов из 67 частных школ Новой Англии (США) обвинили преподавателей и представителей персонала в сексуальных домогательствах.

Почему так происходит? Что не так с частными школами и подобными им закрытыми сообществами?

Почему в спецшколе могут возникнуть случаи насилия?

Чем меньше, элитнее и «особеннее» учебное заведение, тем ближе к детям учителя. Тем меньше дистанция между преподавателем и учеником, тем чаще стираются границы. С одной стороны, подобное отношение преподавателей к ученикам льстит родителям: их детей не просто обучают, о них заботятся. Как создать безопасную обстановку в условиях спецшкол, где учителя дружат с учениками, читайте в статье процессуального терапевта Ольги Прохоровой «Роман между учителем и учеником – это инцест» .

Что должно насторожить родителей при выборе школы?

Любой родитель желает для ребенка только лучшего. Потому они готовы отдать баснословные деньги и замучить ребенка подготовкой к сдаче экзаменов, лишь бы устроить его в закрытое учебное заведение для избранных (элитарные школы, кружки, университеты и т.д.). Кажется, что образование там лучше. Поспорить с этим невозможно: чем меньше образовательное заведение, тем больше внимания преподаватели уделяют каждому ученику. Но есть и обратная сторона медали.

Психолог Людмила Петрановская считает закрытые группы дисфункциональными – группы, которые в какой-то момент отбирают у своих членов больше, чем дают им. Главная цель такой группы – защита своего статуса, ради которой выстраивается система абьюза (использования).

Петрановская выделяет признаки, которые должны насторожить родителей. Если вы заметили хотя бы три, пора бить тревогу.

Вас должно насторожить:

...если участники группы (круга) считают себя избранными. Если эта избранность гарантирует успех, карьеру, победы, общение на высоком уровне. Если в группе действуют свои правила, а обычные на нее не распространяются. – Быть избранным лестно и приятно. Так формируется зависимость от группы. Человек теряет критичность. Формируется основа для закрытости и для оправдания абьюза.

...если лидерам круга доверяют больше, чем себе. Отцы-основатели, Лидеры, Старшие, среди избранных еще более избранные, которые все знают и все делают правильно. Их авторитет непререкаем, они умны, скромны и самоотверженны, с любым вопросом, сомнением и жалобой нужно пойти к ним. – Рядовые члены группы явно или скрыто отстраняются от принятия решений. Субъектность уже почти передана, крючок загнан глубоко.

...если в группе считается, что быть избранным не только приятно, но и трудно. Поэтому ее члены должны: много работать, постоянно развиваться, проходить все новые уровни, пренебрегать семьей и близкими, вкладывать силы, вкладывать деньги, затягивать пояса и не жаловаться (нужное подчеркнуть). – Обычно испытания начинаются уже при приеме в группу: нужно доказать свою «избранность». Чем выше «цена входа», тем ниже шанс уйти без тяжких последствий. Участников начинают готовить к тому, что придется отдавать больше, чем получаешь, и служить группе.

...если участники круга уверены, что им завидуют. Нас не любят и хотят нашу группу уничтожить, потому что: завидуют, не любят умных, не любят красивых, не любят праведных, не любят нашу национальность, не любят нашу веру, хотят сами на наше место, хотят безусловной власти, а мы мешаем. – Закрытость окончательно закрепляется, вовне – враги, сплотим ряды, живем по законам военного времени, какие такие внутренние границы и права человека.

...если критика в адрес круга недопустима. В ее основе: слухи и домыслы, преувеличение и передергивание, искаженное восприятие неадекватных людей, заведомая ложь ненавистников, тщательно продуманный заговор желающих нас уничтожить (нужное подчеркнуть). – Необходимый фундамент для перехода к следующему пункту, полное отключение критичности и обратной связи.

...если те, кто рассказывает о проблемах круга, считаются предателями. Все проблемы должны решаться внутри круга, а те, кто «выносит сор из избы», – предатели, стукачи, неблагодарные, не в своем уме, хотят попиариться, марионетки в руках врагов. Происходит показательная травля и изгнание «предателя» с участием всей группы. – Условия для безнаказанного абьюза созданы. По кому проедет каток, а кого заставят быть катком – дело случая.

Вы все еще хотите отправить ребенка в такую группу? Тогда взвесьте плюсы и минусы. «Риски могут свести на нет все то, что вы получите, – продолжает Людмила Петрановская. – Зачем блестящее образование тому, кто находится в затяжной депрессии? Если плюсов больше, продумайте, как вы будете контролировать ситуацию и что будете делать в критический момент. Наблюдайте за изменениями состояния ребенка, старайтесь быть в курсе происходящего, общаться с разными членами группы, сохраняя дистанцию».

Участники группы считают себя избранными. Эта избранность гарантирует успех, карьеру, победы, общение на высоком уровне. В группе действуют свои правила

Если ваш ребенок уже в такой группе, что делать?

«Главное – не критиковать и не ругать группу и ее лидеров, – продолжает Людмила Петрановская. – Чем больше вы критикуете, тем больше ребенок отдаляется от вас и уходит в группу. Старайтесь любыми способами сохранять отношения, сохранять то, что вас с ребенком объединяет, что вас обоих радует. Ваша поддержка понадобится ребенку, когда ему придется расстаться с группой (а этот момент в любом случае настанет). Ребенок переболеет и справится. Если вы заподозрили что-то криминальное, будьте готовы бороться. Не оставляйте это просто так, даже если ребенок уже в безопасности. Подумайте о других детях.

Если вы член такой группы. Поднимайте разговор о принципах, правилах, приоритетах. Настаивайте на прозрачных процедурах принятия решений, старайтесь сохранять критичность, в обсуждениях отмечайте и подвергайте сомнению паранойяльные картинки из серии «мы всегда правы, потому нас и не любят». Никакой «поглощенности без остатка». Никакой «преданности до конца». Критично относитесь к лидерам группы – признаки обожания их коллективом, особенно если они этому подыгрывают, пусть даже изображая скромность, должны насторожить.

Если для вас это закончится конфликтом и изгнанием из группы, то чем скорее это случится, тем лучше, тем меньше будут ваши потери.

И еще. Если вы подозреваете, что группой формально или неформально руководит социопат и нет никаких шансов это изменить, уходите немедленно. Если есть силы – критикуйте извне, помогайте жертвам и изгнанным».

Как уберечь детей от подобной группы?

Самый острый вопрос для всех родителей – как уберечь ребенка, как не просмотреть?

«Общего рецепта нет, – считает – Невозможно уволить из школ всех учителей-энтузиастов и оставить только нудных и скучных, к которым дети точно не будут тянуться. Поэтому тщательно мониторьте ситуацию. Чаще всего элитные и закрытые школы – игры прежде всего родителей. Это им хочется, чтобы ребенок там учился, это они боятся, что его исключат из-за скандала или престижную школу закроют. А вот чего делать нельзя – отмахиваться от слов ребенка или обвинять его. Серьезно отнеситесь к тому, что он говорит. Верьте ему по умолчанию. Разобраться надо в любом случае, даже если это всего лишь фантазия. Что касается ясеневской истории, на мой взгляд, она намного тяжелее, чем в 57-й, там речь о подростках более младшего возраста. И последствия для детей и педагогов могут быть серьезнее».

«Главное правило: школа не должна заменять семью, – говорит психотерапевт Ирина Млодик. – Когда это происходит, семья перестает выполнять свою функцию. И тогда ждать близких отношений или откровенности от ребенка не стоит. Заменив семью школой, ребенок привыкает к такой системе отношений и будет переносить ее позже на работу, пытаться выстраивать в коллективе семейственность.

Второе правило – ребенок должен чувствовать себя в семье защищенным, знать, что его всегда поддержат, поймут, примут.

Третье – в семье должно пропагандироваться правило: тело священно. Нужно установить четкие личные границы – нельзя мыть ребенка или обнимать и целовать без его согласия. Помните, как на семейных встречах, если ребенок уворачивается от поцелуев с родственниками, его стыдят: это же твой дядя, поцелуй его. Так нельзя говорить категорически. Ребенок сам волен решать, кого целовать. Многое зависит от родителей – если с их сексуальностью и сексуальной жизнью все в порядке и они не переносят ее на ребенка, то и отношение к телу будет правильным».

Как реагировать родителям, если ребенок признался, что к нему приставали?

Если ваш ребенок пришел с признанием о сексуальных домогательствах или сексуальном насилии, главное – не отмахиваться, а выслушать. Что еще нужно сделать и как нельзя реагировать в такой ситуации? Объясняет психотерапевт Ирина Млодик.

Как реагировать?

  1. Первое и самое важное – вы должны как минимум поверить ребенку. Не говорить – «Ты все придумываешь». Не смеяться над ним, не отшучиваться, не винить ребенка, не стыдить, не пугать – «Какой кошмар, как ты могла (мог)»!
    Родителей, которые так реагируют, тоже можно понять – кто-то не может принять страшную правду, потому что слишком любит своего ребенка или боится признать свою несостоятельность как родителя, кто-то воспринимает учителя как человека, неспособного на дурные действия, нам ведь много лет это внушают в школе – учитель – главный и непогрешимый авторитет, и мы не понимаем, что это всего лишь человек и он может быть больным, проблемным. Родителям бывает проще спрятаться, отмахнуться. Но делать этого нельзя.
  2. Не отрицайте проблему, даже если это действительно всего лишь фантазия ребенка. Такие фантазии не возникают просто так. Это знак неблагополучия. Симптом того, что у ребенка есть какая-то скрытая проблема в отношениях с учителем или учебой, коллективом. Если ребенок на ком-то отыгрывает насилие, это не обязательно может означать сексуальное насилие, но любое символическое. В любом случае психолог определит, придумывает ребенок или нет.
  3. Расспросите ребенка – как это было, когда, как часто, кто еще участвовал или видел это, было ли это только с вашим ребенком или нет.
  4. Тут же идите в администрацию школы разбираться.
  5. Не бойтесь, что, предав дело огласке, вы травмируете ребенка. Нет, вы защищаете его. Психика подростка пострадает гораздо больше, если его обидчик останется безнаказанным, а само преступление – неназванным. Если вы отмахнетесь от слов вашего ребенка, он будет считать, что каждый взрослый имеет право так поступать с ним, что его тело ему не принадлежит, что каждый может посягнуть на него.

Я уже не говорю о последствиях сексуальной травмы, они очень серьезны и могут искалечить жизнь вашего ребенка. Эти травмы очень глубоки и могут проявиться позже в виде тяжелых депрессий, приема наркотиков, алкоголя, суицидов, сложных личных и сексуальных отношений, неспособности создать пару, семью, неспособности любить себя и собственных детей. Вы наносите непоправимые травмы ребенку, умалчивая о случившемся. Подумайте, что для вас важнее – не потерять престижную школу или не потерять ребенка?

Текст: Дина Бабаева, Юлия Тарасенко, Марина Великанова