Съемки фильма звездные войны. Где снимались «Звездные войны

4 мая фанаты всего мира празднуют День «Звездных войн». Эту дату выбрали не просто так, с бухты-барахты, а путем сложных подсчетов и перестановок букв в каламбурах: известную фразу «May the Force be with you»(«Да пребудет с тобой Сила») переделали в «May the 4th be with you»(«Да пребудет с тобой 4 мая»). И готов праздник.

В честь этого замечательного дня мы решили вспомнить, как Джорд Лукас делал первый фильм про «Звездные войны»:

На церемонии "Оскар" кадр: LucasFilm Голливуд, Калифорния. Август 1977-го года. Эпохальное событие в истории кинематографа. В знаменитом на весь мир Китайском кинотеатре столпотворение — тысячи людей стремятся прорваться поближе ко входу, чтобы хоть одним глазком взглянуть на двух роботов — бочкообразный R2D2 и золотистый C3PО приветствуют на ковровой дорожке своих восторженных поклонников. Исторический момент: ступни роботов запечатлевают в цементе перед входом, чтобы навеки оставить память об их появлении здесь.

Все это похоже на какое-то помешательство. Неожиданно фантастический фильм становится чем-то значительно большим, чем просто развлечение — это уже настоящий социологический феномен. Появление первой серии «Звездных войн» было похоже на зарождение нового религиозного течения.

«Давным-давно, в далекой галактике…» Романтическая и масштабная история о борьбе Добра и Зла, о любви, ненависти, предательстве и героизме, захватила умы миллионов. Теперь уже трудно сказать, что же именно было столь впечатляющим — ведь одними только новаторскими спецэффектами такую немыслимую популярность не объяснишь при всем желании… Удивительно, но тогда, в конце семидесятых, когда еще люди слыхом не слыхивали о феномене «Звездных войн», в успех картины молодого режиссера Джорджа Лукаса мало кто верил.

Джорджу на момент съемок было всего 32 года. В его творческом багаже уже имелись два полнометражных фильма — «Галактика THX-1138» (1971) — тоже фантастика, но совсем другого рода, и «Американские граффити» (1973) — молодежная комедия про подростков из калифорнийского городка. Второй фильм был несомненно коммерчески успешным, но то, что произошло с третьим, стало полной неожиданностью для всех. Эффект был подобен разорвавшейся бомбе. Сейчас, больше тридцати лет спустя, очень трудно было представить себе, какой психоз поднялся по всему миру из-за этого фильма — люди занимали очередь в кассу кинотеатра еще с вечера и сидели у окошка всю ночь, чтобы попасть на лучшие места.

На съемках кадр: LucasFilm "В чем был секрет успеха? Я думаю, в том, что это светлый и добрый фильм, с героями и злодеями, а самое главное — он по-настоящему интересный, он смог развлечь зрителя лучше, чем что-либо до него. Я старался воссоздать тот дух приключенческой романтики, который был в старых кино про пиратов, но я перенес этот дух в просторы космоса, и в результате получился невиданный прежде сплав фантастики и приключений".

Приключенческие фильмы в огромном количестве выходили в телеэфир в шестидесятые, и Лукас пересмотрел их множество. Старые вестерны, весь целиком сериал про Флэша Гордона и картины про 19-й век с фехтованием — все это слилось в «Звездных войнах».

Люк Скайуокер, главный герой «Звездных войн» — это прямой «потомок» Флэша Гордона, популярнейшего героя комиксов, впервые увидевших свет в далеком 34-м. Его придумал художник Алекс Реймонд. Флэш был отважным молодым человеком, который благодаря невероятному стечению обстоятельств попадает на другие планеты и переживает удивительные приключения, борясь со злом.

Он был олицетворением идеального героя приключенческих комиксов. Люк тоже стал воплощением духа приключений для любого подростка, мечтающего о путешествиях. Для Лукаса Люк был чем-то вроде «альтер-эго», второго «я», режиссер спроецировал на этот образ свои собственные представления об идеальном герое фантастического фильма.

Люк Скайуокер - воплощение приключенческого духа кадр: LucasFilm Наставником Люка должен был стать мудрый джедай, последний из ордена, по имени Оби-Ван Бен Кеноби. Вместе с космическим контрабандистом Ханом Соло и его двухметровым другом-вуки Чубаккой Люк и Оби-Ван спасают принцессу Лею.

А главным злодеем, по задумке Лукаса, должен был выступать Дарт Вейдер, астматически дышащий сквозь зловещую черную маску. Звук дыхания получили с помощью дыхательного аппарата для аквалангистов — это был финальный штрих к портрету, простой, как все гениальное, и он стал своеобразной «визитной карточкой» злодея.

Лукас потратил больше месяца на кастинг, в процессе которого поменял некоторые свои приоритеты — так, отказался от азиатского имиджа Леи (как задумал вначале), и сделал инопланетным чудовищем не самого Хана Соло(у режиссера долгое время была идея сделать его зеленокожим гигантом с жабрами), а его друга Чубакку.

В итоге тот стал выглядеть, как гигантская прямоходящая обезьяна. Кстати, по сценарию ему двести лет!

«Вообще-то я срисовал Чубакку со своей собаки по имени Индиана. Она выглядит точь-в-точь как вуки, только чуть поменьше».

Сценарий колоссальной саги был создан Джорджем в середине 70-х, и это было похоже на дело всей жизни. 200-страничный фолиант включал в себя все целиком события вселенной «Звездных войн», включая трилогию нового времени и еще массу вещей, сотни детально проработанных персонажей — с именами, биографиями, тщательно прописанными характерами…

Дарт Вейдер без маски кадр: LucasFilm Лукас вдохновлялся при написании сценария приключенческим фильмом Куросавы под названием «Три негодяя в скрытой крепости»(1958). Из японского пришел и знаменитый термин «джедай» — это перефразирование «дзидай-гэки» — названия исторических рассказов про самураев. В замысел вошла масса компонентов — включая исторические события реальности, вроде противостояния Наполеона и Сената и превращения реформатора в тирана, многочисленные мифы и легенды — конструкция стала столь громоздкой, что никто, помимо самого автора, не мог разобраться в ней до экранизации. Лукас с самого начала рассчитывал создать две трилогии, причем изложить события «с конца» — экранизировать сразу вторую половину сценария, а первую оставить «на потом» для интриги.

Позднее Лукас признавался, что сам не верил в то, что сможет воплотить колоссальный проект в жизнь — настолько масштабным было его творение. Так что он сперва собирался снять только один фильм, и по результатам проката оценить, стоит ли снимать второй и третий. Так что все могло закончиться на «четвертом эпизоде».

Собрав предварительный материал — сценарий и эскизы с изображениями главных персонажей, Лукас приступил к продвижению своего проекта, а именно — начал переговоры о запуске производства. Для этого нужно было заключить договор с киностудией и найти необходимое финансирование. Полгода Лукас обивал пороги глав компаний, и очень долгое время терпел неудачи — и «Парамаунт» и «Warner Brothers», после некоторых раздумий, отказались работать с Джорджем, ссылаясь на «непопулярность темы». Еще бы — волшебная романтическая сказка про космических принцесс и таинственных рыцарей под музыку симфонического оркестра — да кому это будет интересно в эпоху диско? К тому же, фантастический антураж наверняка потребует кучу денег, да и известных актеров в фильме не предвидится… Типичный провальный проект.

Ничего удивительного — в семидесятые годы фантастика была синонимом жанра ужасов, и в таких фильмах в основном муссировалась тема инопланетных монстров, а вовсе не дух приключений. Тщетно Лукас пытался убедить боссов киностудий в том, что его фильм совершенно оригинален — несколько раз подряд ему звонили, и сообщали, что проект отвергнут начальством. Ирония судьбы — один из успешнейших фильмов всех времен считался потенциально убыточным.

Харрисон Форд и Керри Фишер кадр: LucasFilm Но в конце концов Лукасу улыбнулась удача — кинокомпания «XX Century Fox» согласилась-таки дать проекту зеленый свет — и то лишь после того, как отчаявшийся режиссер подписал договор с пунктом об отказе от выплаченного вперед гонорара. Более того, кинокомпания поставила условием предварительный выпуск книги о событиях четвертого эпизода. Возможно, чтобы «прощупать почву», определить зрительские симпатии. К тому моменту Джордж был готов на все, лишь бы воплотить задуманное в жизнь. Блестящий писатель, он создал этот роман в соавторстве с Аланом Фостером, и книга имела успех, да такой, что позднее Лукас даже получил за нее престижную премию «Хьюго». И вот, выбив восемь миллионов долларов финансирования(в процессе работы потребуется еще больше пяти миллионов), летом 1976-го года Лукас приступил к работе над фильмом.

Тунис, Северная Африка. Именно здесь Джордж Лукас во главе команды из 130 человек из Англии и США снял первые кадры своего нового фильма, сотворив мир пустынной планеты Татуин, где по сюжету оказались роботы, спасшиеся от Империи. Времени было в обрез — из-за месяцев, потерянных на выпуск книги и переговоры с другими компаниями, у Лукаса было меньше полугода на весь процесс, включая монтаж и озвучку. Несколько тонн декораций были спешно привезены в Африку на самолетах, чтобы создать антураж, придуманный режиссером.

Декораторы работали 2 месяца, возводя в пустыне город Мос Айсли, в котором Люк и Оби-Ван познакомились с космическим контрабандистом Ханом Соло. Вся съемочная группа сидела на голодном пайке — даже сам режиссер и главные актеры летали только эконом-классом и питались в общей столовой. Позднее все вспоминали, каким энтузиазмом заразил команду молодой режиссер — ни у кого не было сомнений в успехе, так напористо Джордж шел к заветной цели.

В числе прочих декораций в Африку прибыли роботы — 25 различных моделей(всего в картине их 33), изготовленных под руководством знаменитого мастера Карло Рамбальди. Управляемые по радио, на колесном и гусеничном ходу, а то и вовсе с карликом внутри, эти роботы создали необходимый антураж. Съемки в пустыне были тем еще испытанием — вездесущий песок постоянно заклинивал механизмы, так что большую часть времени роботов ремонтировали.

Энтони Дэниелс и его костюм кадр: LucasFilm Отлично сработали транспортные средства. Песчаный краулер пустынных мусорщиков-джав, подобравших роботов в пустыне, был создан в виде маленькой метровой модели, которая использовалась для съемок в движении, а в сцене выгрузки использовалась дорогущая огромная декорация с гусеницами от карьерного экскаватора.

Для одной из сцен(краулер после нападения имперских солдат) декорацию «разрушили», распилив гусеницы автогеном, добавив дыр в обшивке и дыма от дымовых шашек.

Парящий спидер, на котором Люк передвигался по поверхности Татуина, на съемках общих планов двигался по поверхности земли на колесах, которые потом убирали с помощью комбинированных съемок.

В нескольких сценах он был закреплен на чем-то вроде огромной карусели — на одном конце висел спидер, а на другом — члены съемочной группы, которые приводили ее в движение.

Проведя в Тунисе в общей сложности три месяца, съемочная группа отсняла весь материал почти без происшествий. Но все же не обошлось без неприятностей: в разгар съемок разыгралась песчаная буря, которая буквально разметала часть Мос Айсли по пустыне, на неделю задержав процесс работы над фильмом. По словам местных жителей, такие бури здесь не редкость.

Когда съемочная группа вернулась в Англию, на студии «Elstree» уже были готовы декорации для съемок последующих сцен, и самой впечатляющей был, без сомнения, корабль «Тысячелетний сокол» Хана Соло длиной почти пятьдесят метров. Он был так велик, что его строили и снимали в самой большой студии компании, представлявшей собой обширный ангар за городом. Декорация весила сорок тонн.

Отдельно, и в совсем другой студии, сделали кабину «Сокола», установленную на подпружиненной платформе. В определенные моменты съемок ассистенты трясли кабину руками, создавая иллюзию вибрации.

Макет корабля "Сокол Тысячелетия" кадр: LucasFilm Для экономии съемки велись одновременно в трех павильонах, причем Лукас передвигался между ними на велосипеде. Работая по 12 часов в сутки без выходных, команда сумела завершить работу по съемкам материала с актерами в декорациях всего за восемь недель. Основное время заняла работа над спецэффектами, которых в фильме было колоссальное количество.

В картине использовано в общей сложности 365 спецэффектов — на то время абсолютный рекорд. Космические корабли, разнообразные механизмы, знаменитые лазерные мечи, даже вступительные титры — все это было воплощено самым впечатляющим и новаторским образом. До сих пор подобных спецэффектов в фильмах зритель еще не видел. Они были созданы в Калифорнии, на студии, основанной Лукасом специально для «Звездных войн», и объединены с кадрами, отснятыми в Англии.

Если не считать «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика, в которой эффекты были лишь бледным дополнением к художественному замыслу, «Новая надежда» стала первым фильмом с таким уровнем зрелищности. Сравнимый со «Звездными войнами» фильм Спилберга «Близкие контакты третьего вида» вышел с ними одновременно, и уже не воспринимался столь революционно.

Для съемок космических кораблей, движущихся в пространстве, Лукас применил революционную технологию — вместо того, чтобы пытаться двигать корабли относительно камеры, как делалось до сих пор, он двигал камеру относительно неподвижных кораблей. Итог получился впечатляющим: максимально естественное и плавное движение создавало полную иллюзию.

Эскадра кадр: LucasFilm Модель корабля фотографировалась с помощью камеры, укрепленной на специальном механизме, управляемом с помощью компьютера. Положение камеры при каждом кадре сохранялось в памяти, и создатели получили возможность добавить на стадии монтажа любой фон в полном соответствии с ракурсом съемки. Грамотное использование освещения и движущихся теней позволило добиться просто поразительного эффекта. Никакой компьютерной графики в семидесятых еще и в помине не было.

Технологическим достижением было и создание тридцати трех движущихся роботов. А главными среди них, конечно же, были знаменитые друзья R2D2 и C3PO.

«С самого начала я задумал развернуть повествование вокруг двух роботов, сделать их своеобразным стержнем всей истории, добавить комическую нотку. Я полностью осознавал, что это будет трудно сделать. Но не подозревал, что настолько… Трудностей было множество — они постоянно ломались, делали в кадре совершенно не то, что нужно, и вообще страшно теряли наше время. Мы справились с колоссальным количеством проблем — иногда мне казалось, что я этого не выдержу. Но все равно было чертовски весело!»

Результат стоил усилий — забавная пара роботов стала неотъемлемой частью всей истории, а персонажи сыграли важнейшую, а порой и решающую роль в судьбе главных героев.

При создании C3PO художник вдохновлялся образом робота из старого фильма-антиутопии Фрица Ланга «Метрополис»(1927). Для этой роли подобрали худощавого актера Энтони Дэниелса, которого облачили в золотистый металлический костюм. Всего было создано полдесятка вариантов дизайна(даже с ушами и антеннами).

При ходьбе C3PO громко хрустел суставами костюма, и, кстати, совершенно ничего не видел в шлеме, передвигаясь по съемочной площадке практически вслепую, и постоянно врезаясь в декорации, что потребовало множества дублей для создания всех сцен с ним.

Энтони Дэниелс и его костюм кадр: LucasFilm Комбинированные съемки тоже были революционными — так, авторы применили задние планы, вручную нарисованные на стекле, которые совмещали с реальными съемками, получая удивительно реалистичную иллюзию пространства.

В сцене, где Оби-Ван отключает подачу энергии на Звезде Смерти, согласно эскизу Лукаса, нужно было создать шахту огромной глубины. О том, чтобы строить декорацию высотой десятки метров ради единственного плана, не могло быть и речи.

Тогда сделали декорацию центральной части, вместе со стенами шахты, окружающими ее, а в тысячах миль от Англии, в США, вручную нарисовали на стекле задник в виде глубокой шахты, уходящей вниз на головокружительную глубину, а потом отсняли его на пленку.

Совмещение реальной съемки с нарисованным задником дало удивительно реалистичный эффект. Эта технология была успешно использована и во многих других сценах, в том числе в следующих сериях.

Знаменитые лазерные мечи — еще один безупречно сделанный спецэффект. При съемках использовали деревянные палки, покрытые светоотражающим составом, таким же, как на дорожных знаках.

Потом на реальные кадры наложили нарисованное вручную свечение и вспышки при столкновении «клинков», а звуковые эффекты довершили иллюзию. Лучи лазеров тоже рисовались вручную, по линейке.

Штурмовики кадр: LucasFilm Кульминация фильма — когда повстанцы с помощью истребителей атакуют имперскую Звезду Смерти — стала самой дорогостоящей и технически продвинутой частью фильма. Зрелищность и безупречная постановка сделали эту атаку одной из самых впечатляющих сцен мирового кино. Но за вдохновенными кадрами скрывались месяцы напряженного труда сотен профессионалов — вся финальная битва представляла собой, по существу, один большой спецэффект.

При постановке боев между истребителями Лукас вдохновлялся голливудскими фильмами про Вторую Мировую с воздушными боями между самолетами, а также кинохроникой тех событий — виражи истребителей и их маневры были скопированы с реальных маневров боевых самолетов.

Модели космических кораблей снимались на фоне синего экрана камерой с компьютерным управлением. Потом эти кадры совместили с движущимся задним планом, снятым в другой студии при помощи миниатюрных камер, которые двигались над огромным макетом поверхности Звезды Смерти.

Все общие планы Звезды Смерти в фильме нарисованы вручную на огромных поверхностях. Но при съемках атаки истребителей одними рисунками было не обойтись. Было построено несколько «миниатюр»(многометровых размеров), изображавших поверхность Звезды Смерти и коридор, в котором неслись истребители.

Бой над "Звездой Смерти" кадр: LucasFilm Это были огромные макеты(до десяти метров в длину), содержавшие тысячи мелких деталей. Потребовалась масса труда, чтобы сделать их, а впоследствии еще и восстанавливать после того, как в них многократно врезались движущиеся камеры в процессе съемок, на их поверхности срабатывали сотни пиропатронов, изображающих взрывы…

Создатели картины вспоминают, что эта сцена заняла наибольшее количество времени и сил — вполне ожидаемо, учитывая, что для Лукаса именно финал был особенно важен, и он не жалел средств, чтобы воплотить задуманное должным образом. Дело осложнялось тем, что многие спецэффекты делались впервые в истории кино, создатели были вынуждены действовать методом проб и ошибок, и это привело к внушительным расходам. На спецэффекты к первым «Звездным войнам» ушло почти четыре миллиона долларов, что по меркам семидесятых сумма небывалая.

Да, «Звездные Войны» были невероятно амбициозным и новаторским проектом. Тем более удивительно, что в день премьеры картина вышла всего в тридцати кинотеатрах по всей Америке — на большее у продюсеров просто не было средств, кроме того, в успех «Войн» никто не верил. После первых же показов волшебного зрелища слава о «невероятном фильме» распространилась со скоростью лесного пожара, после чего киностудия спешно выпустила сотни копий, разосланных во все кинотеатры страны. Следующий месяц сделал «Войны» легендой, Лукаса — мультимиллионером, а всю историю — культом. Заодно спас студию «XX Century Fox» от банкротства.

С тех пор это один из величайших успехов кинематографа, и не только кассовый. Семь «Оскаров» — за декорации, костюмы, спецэффекты, монтаж, звук, голоса персонажей и гениальный саундтрек Джона Вильямса — дополнили картину колоссального триумфа. Участь саги была решена — Лукас получил все возможности воплотить свой суперсценарий в жизнь в полном объеме. Что он и сделал — к искренней радости фанатов «Звездных Войн».

Джордж Лукас и его вселенная кадр: LucasFilm


В преддверие выхода в мировой прокат очередного эпизода киносаги «Звездные войны » хочется вспомнить, как снимался фильм в далеких 70-х. В этом обзоре представлены кадры того, как создавались культовые персонажи и баталии без использования современных компьютерных спецэффектов.




«Звездные войны» для Джорджа Лукаса стали самой большой авантюрой в его карьере. Поначалу кинокомпании отказывались браться за съемки фильма, называя сценарий бездарным и неинтересным в эпоху диско. Наконец-то в «20th Century Fox» дали добро на съемки, но со многими оговорками: на работу выделялось всего полгода, финансирование было весьма ограниченным, однако для амбициозного режиссера это уже не имело значения.



В Тунисе снимались сцены космической пустынной планеты Татуин. Корабли и прочие технические сооружения строились в миниатюре. При съемках Джордж Лукас использовал доселе неизвестный прием: он двигал не предметы вдоль камеру, а наоборот. Картинка при этом получалась довольно удачная и реалистичная.





Внутри самых известных роботов R2D2 и C3PO находились живые люди. И если с золотистой железякой все было более-менее понятно, то для бочкообразного R2D2 нужно было найти кого-то поменьше. Дети на эту роль не подходили, т. к. камуфляж был тяжелым, а вот карлик был в самый раз. Однако не обходилось и без курьезных случаев: иногда во время обеденного перерыва карлика забывали достать из костюма, а самостоятельно он выбраться не мог.





Роль лохматого Чуббаки досталась действительно очень высокому человеку ростом 218 см. К тому же, как актер заболевал, никто другой не мог повторить той же мимики, и всей съемочной группе приходилось ждать выздоровления громилы.

Источник: en.wikipedia.org

«Звездные войны» – культовая киносага, первую часть которой придумал и снял режиссер Джордж Лукас в конце 1970-х годов. К тому времени уже вышел фильм «Челюсти» (1975) Стивена Спилберга, показавший, что публика готова к массовому развлекательному кино. Тем не менее проект Лукаса поначалу не воспринимали всерьез. Никто не верил, что высокобюджетный фантастический фильм без единого известного актера может стать успешным. Однако вскоре в индустрии произошли значительные перемены, вызванные в том числе выходом на большой экран космической оперы, события которой разворачиваются «давным-давно, в далекой-далекой галактике...».

Подписание контракта


«Бюджет и кассовые сборы фильмов серии “Звездные войны”»
Источник: sivilink.ru

Студия «Двадцатый век Фокс» подписала с Лукасом предварительный контракт на первые «Звездные войны» еще до выхода его предыдущей полнометражки «Американские граффити» (1973), успех которой позволил режиссеру договориться о пересмотре условий. Бюджет новой картины «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда» должен был быть увеличен до 11 миллионов долларов, а сам Лукас получал права на распространение саундтрека и других сопутствующих товаров. В то время индустрия мерчендайза была еще в зачаточном состоянии, и студия с готовностью согласилась на требования режиссера. Только через несколько лет стало понятно, что Лукас заключил невероятно удачное соглашение, которое принесет ему миллиарды долларов. Фильмы о «Звездных войнах» породили несметное количество продуктов с символикой саги: книги, видеоигры, детские игрушки и многое, многое другое – фактически серия стала первой франшизой, которая успешно обосновалась сразу в нескольких сферах культурного пространства.

Источники вдохновения



Источник: codigoespagueti.com

Лукас хотел снять фильм для подростков, что в то время было делом беспрецедентным. Сценарий «Звездных войн» он начал писать в 1972 году под влиянием работ Джозефа Кэмпбелла и Карлоса Кастанеды. Из книг последнего он позаимствовал понятие о Силе, краеугольном камне мифологии в «Звездных войнах», а кастанедовский Дон Хуан вдохновил его на создание персонажа Оби-Вана Кеноби. Считается, что стилистическую основу для своей киновселенной Лукас взял из «Космической одиссеи 2001 года» (1968) Стэнли Кубрика и фантастического телесериала о Баке Роджерсе, а главную сюжетную линию – из фильма Акиры Куросавы «Три негодяя в скрытой крепости» (1958). Многие другие элементы перекочевали в «Звездные войны» из жизни: Сенат и Империя имеют неслучайное сходство с правительством США, повстанческое сопротивление во многом скопировано с движения хиппи, а в дружбе Люка и Хана Соло легко увидеть отношения самого Лукаса с Фрэнсисом Фордом Копполой.

Сценарий



Источник: albaillustration.com

Работа над сценарием продвигалась медленно, и к концу года у Лукаса были готовы только 13 страниц: режиссер с трудом нащупывал нужную тональность повествования. Реплики некоторых персонажей то и дело вымарывались и возвращались обратно, а сами персонажи претерпевали нешуточные трансформации. Интересный факт: в одном из черновых вариантов сюжета Дарт Вейдер и Оби-Ван задумывались как один персонаж, но впоследствии превратились в двух отдельных. Сила была поделена между светлой и темной сторонами, а Анникин Старкиллер стал Люком Скайуокером. Два с половиной года спустя, находясь на грани умственного и физического истощения, Лукас наконец дописал сценарий и начал подготовку к съемкам, которые стали не менее тяжелым испытанием для режиссера.

Подбор актеров



Источник: 24smi.org, ifitshipitshere.com, screenertv.com, geektyrant.com

Большой кастинг для фильма проводился в Лос-Анджелесе. Лукас принял решение, что в его картине не будет ни одной кинозвезды, – отчасти, чтобы сэкономить на гонорарах, а отчасти для того, чтобы привлечь новые лица. Сотни актеров пробовались на роль Люка Скайуокера, но Лукас отдал предпочтение Марку Хэмиллу, открытое молодое лицо которого убедило режиссера, что он нашел героя для своей саги. Многие известные голливудские актрисы стремились заполучить роль Леи, среди них Джоди Фостер и Эми Ирвинг, но роль досталась Кэрри Фишер. Хана Соло сыграл давний знакомый Лукаса, Харрисон Форд, – при том что на роль обаятельного контрабандиста претендовали сразу несколько молодых звезд 70-х, от Курта Рассела до Сильвестра Сталлоне. Единственным актером с именем, который в итоге принял участие в съемках, стал оскароносный Сэр Алек Гиннесс, сыгравший в «Новой надежде» Оби-Вана Кеноби.

Музыка



Источник: Getty

Для написания музыки Лукас пригласил стремительно набиравшего популярность Джона Уильямса. Вдохновленный музыкальным сопровождением к фильму «Кингс Роу» (1942), Уильямс сочинил свою блистательную тему к начальным титрам. Его саундтрек к «Звездным войнам» – величественный и торжественный, мрачный и тревожный – идеально дополнил фильм Лукаса и до сих пор считается одним из самых узнаваемых в истории кино.

Съемки


«Лукас и модель “Звезды смерти”»

Все мы знаем, что одним из самых культовых и грандиозных фильмов является сага «Звездные войны» Так чем же она была так увлекательна и интересна? В первую очередь к экранам привлекали поразительные для того времени визуальные эффекты и близость к открытому космосу. Давайте приоткроем тайну над классической трилогией и узнаем, как буквально из простого картона и рисунков создавалась легендарная трилогия.

Как любой шедевр, «Звездные войны» начались с идеи.

Великий сказочник новой эпохи кинематографа Джордж Лукас задумал эпопею, когда ему еще не было и 30 лет. В середине 1970-х был готов предварительный сценарий, который, правда, не раз почти полностью переписывался. Как вам, например, одна из идей Лукаса сделать Люка Скайуокера 60-летним генералом, а Хана Соло - инопланетянином с зеленой чешуей и жабрами?

Написанная история включала в себя сюжет всех известных сегодня шести эпизодов. Существует версия, будто Джордж Лукас решил снимать серии с середины потому, что на первые три эпизода в то время якобы не хватало мастерства специалистов по визуальным эффектам. Это не так, режиссер вполне мог реализовать свою задумку начиная с самых первых эпизодов. Он изначально решил взяться за экранизацию четвертого эпизода. Во-первых, это было сделано для того, чтобы заинтриговать зрителей. Во-вторых, Джордж Лукас вообще не знал, получится ли у него снять больше одной серии «Звездных войн», поэтому взялся за самый «драйвовый» момент сценария.

Дальше было только хуже. Долгое время ни одна студия не хотела браться за экранизацию сказки с, мягко говоря, странным сюжетом. На дворе все еще ощущалось влияние движения хиппи, маститые режиссеры снимали серьезные фильмы о войне во Вьетнаме, а бездари клепали трэш-поделки про злобных пришельцев из космоса. Работу Джорджа Лукаса сразу же причислили к последним, вот только бюджет в данном случае требовался немаленький - $8 млн. Благо нашелся продюсер, который поверил в гений молодого режиссера и выделил необходимую сумму.

И все равно в успех «Звездных войн» верили лишь единицы. Сам Лукас и то порой сомневался, что из его затеи получится что-нибудь путное. Позднее актеры вспоминали о съемках как о самом нелепом эпизоде в их жизни. Высокий парень в костюме обезьяны, карлики, простые пафосные диалоги… Фильм воспринимали как детскую сказку или трэш, но никак не приключенческую фантастику, претендующую на культовый статус.

«Сцена в баре напоминала бред обкуренного: какие-то лягушки, свиньи, сверчок - кошмар!» - с улыбкой рассказывали исполнители главных ролей. Видимо, такой же точки зрения придерживались голливудские боссы, которые почему-то одним из главных вопросов картины считали, должен ли вуки носить трусы. В какой-то момент «Звездные войны» вообще хотели прикрыть, потом решили выбросить из фильма все спецэффекты и превратить в телесериал. Только настойчивость и упрямство Джорджа Лукаса спасли ленту.

Львиная доля съемок проходила в пустыне Туниса. В этой же стране нашли подходящее наименование для планеты, на которой происходят действия в первой трети фильма. Название города Татауин незаметно трансформировалось в Татуин. Здесь же, в Северной Африке, нашлись подходящие декорации: дом опекунов Люка Скайуокера не был построен специально для фильма, это обычная хижина в одной из деревень Туниса. Подходящие же интерьеры нашли в местной гостинице.

А вот город Мос-Эйсли, из космопорта которого Люк наконец отправился в космическое путешествие на «Тысячелетнем соколе», пришлось строить с нуля. Тонны декораций пришлось переправлять из Голливуда на самолетах. Около двух месяцев ушло на то, чтобы из поступившего материала возвести поселение, идеально вписывающееся в пустынный антураж.

Космический корабль Хана Соло был создан в натуральную величину в одном из самых больших кинопавильонов в Англии. Длина махины достигала 50 метров, а вес составлял несколько десятков тонн. Гигантский макет «Тысячелетнего сокола» иногда мелькает в кадре, но больше всего съемочной группе пригодились его «внутренности», ведь главные герои немало времени проводят в корабле. Правда, кабину все же пришлось делать отдельно.

Джордж Лукас хотел буквально поставить зрителя на место героев. «Тысячелетний сокол» мчится со скоростью света, корабль обстреливают, его мотает из стороны в сторону. Все это должно сопровождаться тряской внутри. 40-тонный макет сложно заставить вибрировать, поэтому было решено построить небольшую кабину и поместить ее на пружинную платформу. В прописанных по сценарию сценах ее трясли вручную.

Еще один гигантский макет пришлось делать, чтобы воссоздать описанный в сценарии краулер, на котором джавы разъезжали по Татуину в поисках роботов. Для некоторых эпизодов был построен огромный металлический «ящик» с гусеницами от карьерного экскаватора. Для съемки же общих сцен использовали компактную модель краулера.

Как и в большинстве фантастических лент докомпьютерной эпохи, в «Звездных войнах» было много «игрушек». Все космические корабли, которые мы видим в фильме (от «Тысячелетнего сокола» до истребителей), были сделаны в виде миниатюрных пластиковых или даже картонных макетов. «Звезда смерти» и вовсе была нарисована, а для съемки финальной масштабной сцены атаки съемочная группа построила макет размером 15×15 метров. На нем тщательно воспроизвели каждую из сотен башенок и орудий, которыми ощетинилась «Звезда смерти». Тоннель, по которому летали игрушечные истребители повстанцев, стал доминантой макета.

Кто знает, получили бы «Звездные войны» культовый статус, будь в фильме одни лишь космические перестрелки, без всего того «зоопарка», который все-таки поселился в картине. Сотни кукол и масок, огромное количество грима и, конечно же, парк из десятков роботов. Все это органично вписалось в новую вселенную и даже сейчас смотрится неплохо.

Роботов придумали самых разных

Сегодня трудно себе представить «Звездные войны» без роботов C-3PO и R2-D2. Делать настоящие механизмы было слишком накладно, поэтому Джордж Лукас согласился, чтобы астромеханического дроида и робота-секретаря сыграли актеры. В пластиковые «доспехи» C-3PO поместился Энтони Дэниелс. По его словам, пластины были настолько хрупкие, что сломались уже в первый день, повредив актеру ногу.

Энтони Дэниелс был абсолютно слеп в своем костюме

Внутри R2-D2 сидел карлик Кенни Бейкер, сыгравший юркого робота на колесиках во всех шести фильмах франшизы. Актер вспоминает, что не мог самостоятельно выбраться из металлических недр R2-D2 и порой ему приходилось проводить внутри по несколько часов, так как о нем просто забывали. Всего же в фильме в том или ином виде присутствует более 30 роботов, большинство из которых управлялись дистанционно.

На площадке у Кенни Бейкера и Энтони Дэниелса были напряженные отношения

Порой ассистентам приходилось катить R2-D2

Истинное лицо «Чубакки»

Но тяжелее всего пришлось Чубакке, то есть, простите, Питеру Мейхью, который сыграл вуки. До прихода в кино мужчина работал санитаром в больнице, но благодаря росту в 221 сантиметр пробился на большой экран. Каждый день во время съемок «Звездных войн» ему приходилось облачаться в шерстяной костюм, надевать «голову» и обувать «ступни» уроженца Кашиийка. В Тунисе актера преследовала невыносимая жара, а в павильонах порой мешали слишком низкие для него проемы.

Джордж Лукас уже после съемок рассказывал, что во многом образ Чубакки он позаимствовал у своей собаки Индианы. Что касается имени, то говорят, что это производное от русского слова «собака» - уж очень оно понравилось молодому режиссеру.

Во время съемок вуки не издавал ни слова, ни рыка, лишь открывал рот, как того требовал сценарий. Позже звукооператорам пришлось экспериментировать с сотнями самых разных звуков, чтобы найти подходящие для речи Чубакки. Например, когда вы слышите рассерженного и возмущенного вуки - это в основном звуки, которые издает медведь, а довольному Чуви досталось тигриное «мурлыканье». Знаменитое сиплое дыхание Дарта Вейдера удалось получить благодаря маске для аквалангистов, R2-D2 «разговаривает» смесью из самых разных бибиканий синтезатора и даже младенческого бормотания, а звук истребителей пришлось комбинировать из рева слона и звука мчащегося по мокрому шоссе автомобиля.

Макет участка «Звезды смерти»

Камера проплывает над макетом, снимая финальную битву

И все-таки в первую очередь «Звездные войны» запомнились потрясающими спецэффектами. Когда я в конце 1980-х впервые увидел четвертый эпизод и с отвисшей от удивления челюстью выходил из кинотеатра, никак не мог поверить, что такое могли снять больше десяти лет назад. По словам Джорджа Лукаса, когда он увидел первые варианты монтажа своей ленты, у него опустились руки. Фильм получился настолько слабым и убогим, что даже режиссер не мог поверить в светлое будущее картины. Однако впечатление кардинально изменилось, когда к «Звездным войнам» добавили спецэффекты.

А вот и знаменитый тоннель - одна из главных «фишек» фильма

За все красивости пришлось отдуваться студии Industrial Light & Magic (ILM), которую Лукас создал специально для своей космической эпопеи. Всего в фильм попало почти четыре сотни спецэффектов - невероятный для того времени показатель. На создание полетов кораблей, выстрелов из бластеров, светящихся мечей ушла треть бюджета ленты и бóльшая часть затраченных на производство картины человеко-часов.

Один из самых известных и масштабных проектов «всех времен и народов» — фантастическая сага «Звездные войны» — начал создаваться американским режиссером Джорджем Лукасом еще в начале 1970 годов. Для реализации задуманного от него потребовались колоссальные усилия, которые обеспечили триумф первой картины, вышедшей на экраны в мае 1977 года. Причем, по свидетельству тех, кто участвовал в создании этой киноэпопеи, то, что происходило в процессе работы, вполне могло стать сюжетом для отдельного увлекательного фильма. Итак, где и как снимали «Звездные войны»?

Несколько слов о Джордже Лукасе

Прежде чем начать рассказ о том, как снимали «Звездные войны», следует уделить немного внимания личности режиссера.

Это сегодня Джордж Лукас является одним из самых состоятельных представителей своей профессии с капиталом в 5 миллионов долларов, а на момент, когда ему пришла в голову идея проекта, ему не было и 30 лет, и он имел в своем активе только два полнометражных фильма. Справедливости ради надо сказать, что он уже снимал кино в жанре фантастики, но оно не имело оглушительного успеха. Сюжет этой картины, известной под названием «THX 1138», представляет собой рассказ о мире будущего, где человечеством, вынужденным проживать под землей, правят компьютеры. Фильм, безусловно, уступает по зрелищности «Звездным войнам», но его герои все так же борются за свое право оставаться людьми и принимать все решения самостоятельно.