Пьеро делла франческакартины и биография. Пьеро делла Франческа — образ человеческого достоинства

Биография

Родился в небольшом селении Борго-Сан-Сеполькро (Borgo Santo Sepolcro), в Умбрии , в 1415/1420 г.; умер там же в 1492 г.
Работал в Перудже , Лорето , Флоренции , Ареццо , Монтерки, Ферраре , Урбино , Римини , Риме , но всегда возвращался в родной городок, где с 1442 г. он являлся городским советником и последние два десятелетия жизни он провел именно там.
Ученик неизвестного, вероятно, сиенского живописца, он в 1439 г. работал под руководством Доменико Венециано над украшением фресками церкви Санта-Мария-Нуова, во Флоренции , причем освоился со стилем тамошних реалистов, приобрёл основательное знакомство с перспективой и правилами освещения и усовершенствовался в технике живописи .
Автор математических трактатов «О перспективе в живописи», хранящийся ныне в Амброзианской библиотеке, в Милане и «Книжица о пяти правильных телах», вероятно, что ими он снискал гораздо больший авторитет в свое время и в XVI-XVII вв., чем живописью. «Если флорентийцы полагали, что изображают мир таким, каков он есть, то Пьеро первым из живописцев сделал последовательные выводы из убеждения, что мир можно изобразить только таким, каким он представляется, ибо все видимо не само по себе, а только благодаря свету, по-разному отражающемуся от различных поверхностей».
Пьеро делла Франческо обладал большим чувством красоты, прекрасным рисунком, нежным колоритом и необыкновенным для его времени знанием технических сторон живописи, особенно перспективы.

Ученики

Он был учителем знаменитого Луки Синьорелли , и его влияние отразилось в произведениях Мелоццо-да-Форли, отца Рафаэля , Джованни Санти, и других умбрийских мастеров, даже в ранних работах самого Рафаэля.

Произведения

«Бичевание»

После того, работая в своем родном городе, он написал масляными красками образ «Матерь Милосердия, с предстоящими ей святыми» и пределлу к нему со сценами Страстей Господних, для местного общества della misericordia, и фреску «Воскресение Христово» в Палаццо Коммунале.

  • В г. он был призван ко двору герцога Федерико в Урбино , где, по заказу этого государя, исполнил картину «Бичевание» в ризнице урбинского собора (в Урбинской галерее).

Одна из самых загадочных картин Пьеро, напоминающая диптих по своей композиции, где в левой части сцена бичевания, а в правой трое беседующих мужчин. Существует три версии возможного сюжета, изображенного на картине. Самая распространенная версия, убеждает что перед нами бичевание Иисуса Христа перед Пилатом (во многих источниках эта картина упоминается именно как «Бичевание Христа», «Бичевание Спасителя»), согласно другой версии это Св. Мартин, папа римский VII в., (Рим в то время входил в состав Византийской империи), который был вызван в Константинополь на суд, осужден и впоследствии принял мученическую смерть. По третьей версии это сон Бл. Иеронима. «Иерониму однажды приснилось, что он подвергся бичеванию за чтение язычника Цицерона … три фигуры на заднем плане – два человека и ангел с босыми ногами – «обсуждают отношение между классической и патристической литературой, как это отразилось в истории сна Иеронима».

  • после г. Портрет герцога Федерико Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца , его супруги.
  • ок. - гг. Алтарь Монтефельтро (Мадонна со святыми и герцогом Урбинским), написан также по заказу Федериго да Монтефельтро, реквием в честь умершей жены, находится в пинакотеке Брера , Милан .

Считается, что Федерико заказал эту роспись в честь рождения наследника престола Гвидубальдо, за которой вскоре последовала смерть его супруги Баттисты Сфорца (в 1472 г.) и этим алтарным образом, хотел обеспечить протекцию всему своему роду. Реставрация и недавние исследования показали, что первоначальный размер картины был уменьшен, а художник намеревался включить в композицию больше архитектуры и пространства, сделав её более воздушной. В центре Мадонна на троне со спящим Иисусом, далее слева направо: Иоанн Креститель , Св. Бернардин, Св. Иероним (в образе монаха-отшельника, бьющий себя камнем в грудь), Св. Франциск (показывающий стигматы), Св. Пётр Мученик (с раной на голове) и Иоанн Богослов . Позади них архангелы, а впереди коленопреклоненный сам Федерико да Монтефельтро. Сейчас уже трудно разгадать все возможные аллегории в этой картине, такие как страусиное яйцо, символизирующее непорочное зачатие, новую жизнь, является и эмблемой рода Монтефельтро, спящий Иисус на руках Мадонны одновременно и символ материнства и символ смерти, что ещё больше подтверждает возможный траурный оттенок этой работы.

Библиография

  • Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века. - СПб: Азбука-классика, 2003. - С. 504. - ISBN 5-352-00597-6
  • Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев. / Пер. с ит. А. Венедиктова, А. Габричевского. - СПб:. Азбука-классика, 2004. - 672 с. ISBN 5-352-01012-0
  • Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций. - М: Искусство, 1978.
  • Edited by LauraBaini. Brera. Guide to the Pinacoteca, Mondadori Electa S.p.A., Milano, 2005

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Франческа, Пьеро делла" в других словарях:

    Франческа (Francesca) Пьеро делла (около 1420 1492), итальянский живописец; см. Пьеро делла Франческа … Большая советская энциклопедия

    - «Портрет герцога Федериго Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца», галерея Уффици, Флоренция. Триумф. Герцог и герцогиня на триумфальных колесницах, оборотная сторона, галерея Уффици, Флоренция. Пьеро делла Франческа (итал. Piero della… … Википедия

    См. Пьеро делла Франческа … Энциклопедический словарь

    Франческа П. делла, см. Пьеро делла Франческа …

    Пьеро делла Франческа. Крещение Христа. 1450—1455. Национальная галерея. Лондон. Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca) (около 1420 — 1492), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. В 1439 работал в мастерской Доменико… … Художественная энциклопедия

    - (Piero della Francesca) (около 1420 1492), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. В 1439 работал в мастерской Доменико Венециана. Испытал влияние Мазаччо, Ф. Брунеллески, а также нидерландского искусства. Работал в Ферраре,… … Художественная энциклопедия

    - (Piero della Francesca) (ок. 1420 92) итальянский живописец. Представитель Раннего Возрождения. Произведения отличают величественная торжественность, благородство и гармония образов, обобщенность форм, глубокая продуманность пропорций, разумная… … Большой Энциклопедический словарь

    - (Piero della Francesca) (1406/1420 1492), итальянский живописец и математик, один из величайших мастеров эпохи Раннего Возрождения. Родился между 1406 и 1420 в Борго Сан Сеполькро в Умбрии (ныне северо восточная часть Тосканы). Отсутствие каких… … Энциклопедия Кольера

On 7 December 2018, Russian Orthodox St Catherine’s Day, the monographic exhibition Piero della Francesca opens in the State Hermitage, bringing together works by one of the most celebrated 15th-century masters from art collections in Italy, Spain, Portugal and Britain.

St. Augustine
Circa 1465
© Museu Nacional de Arte Antiga, Lisboa

Annunciation (detail of the Polyptych of St. Anthony)
1460–1470s
© Galleria Nazionale dell"Umbria, Perugia

Portrait of a Boy. (Guidobaldo Da Montefeltro?)
ca. 1483
© Museo Nacional Thyssen-Bornemisza, Madrid, 2018

Madonna and child
1432s
Private collection

From 8 December until 10 March, on Tuesdays, Thursdays and Saturdays, the museum extends the hours for visiting the exhibitions ‘Believe not thine eyes.’ Trompe l’oeil in Art and Piero della Francesca. Monarch of Painting from 18.15 until 21.00. Entrance tickets can be purchased from 18.00 until 20.30 at the Small Hermitage ticket office on the day of the visit and are valid from 18.15 until 21.00 on the purchase day. The entrance ticket entitles one to visit only two above mentioned exhibitions. The ticket price is 300 RUB (without concessions).

The exhibition provides a rare opportunity for people to acquaint themselves with this artist’s oeuvre, as there are no works by Piero della Francesca in Russian museum collections. The majority of the master’s important paintings are in Italy, in places less often visited by tourists: Urbino, Arezzo and Sansepolcro. The exhibition has been organized with the support of the public joint-stock petroleum refining company Rosneft.

The “discovery” of Piero della Francesca took place only in the middle of the 19th century. Prior to that, his works were often attributed to other artists or, scattered as they were in provincial towns of Italy, failed to attract especial attention. Nowadays there is great interest in Piero della Francesca and the artist himself is seen as a key figure in the Italian Quattrocento.

Piero della Francesca (1412(?)–1492) was born in the small settlement of Borgo Santo Sepolcro (now the town of Sansepolcro). He worked in various Italian artistic centres – Florence, Ferrara, Rimini, Rome, Urbino and Perugia – but always preferred to return to his native Borgo Santo Sepolcro or Arezzo, the chief town of the province. Piero played a prominent role in the life of Borgo, being repeatedly elected to various public positions. In the building of the local administration he painted a fresco of the Resurrection that became a symbol of the town.

Piero della Francesca worked at the courts of many Italian rulers, including the papal curia. Around the year 1450 Piero was in Ferrara, where he would have been able to acquaint himself with Netherlandish painting and in particular the works of Rogier van der Weyden, who had been invited to the city by the Marquis, Lionello d’Este. He may also have met with artists from the Low Countries at the court of the Duke of Urbino, Federico da Montefeltro. From the northerners Piero adopted precision in the depiction of nature and the technique of painting in oils that was new to Italy.

The pinnacle of Piero’s work as a monumental artist, and indeed of the entire Quattrocento in general, is the cycle of frescoes on the Legend of the True Cross that he painted in the basilica of San Francesco in Arezzo between 1458 and 1466. Never before had such a cycle appeared in Renaissance art, marked by such clarity and correlation of all the forms to one another, an unusual colour scheme and precise perspective. The exhibition includes a film by Italian documentary-makers devoted to the Legend of the True Cross.

Piero della Francesca was also a portraitist. The names of the master’s clients are not always known, but the most important of them was undoubtedly Federico da Montefeltro. Piero produced a superb double portrait of the Duke and his wife with allegorical scenes of the couple’s triumphs on the other side of the panel (Uffizi Gallery, Florence). Federico was not only the ruler of Urbino but also one of Italy’s most successful condottieri. Such mercenary military commanders were a typical phenomenon of the Renaissance era.

We can also get an idea of such people from the Portrait of Sigismondo Pandolfo Malatesta (Louvre, Paris). When Piero painted his likeness in the early 1450s, Sigismondo was at the height of his fame. The strict profile view of his models was suggested to Piero by medals. When they were mastering the new genre of the era, the portrait, the medallists’ art and works of Classical Antiquity became important for Renaissance artists. In the portrait in the Louvre, the ruler of Rimini is presented from just that angel of view, which made it possible to bring out the subject’s most typical characteristics: an attractive face with coarse features testifying to strength and an indomitable will. Sigismondo is wearing sumptuous clothing, but without adornments, because he is an embodiment of simplicity and restraint.

Piero employed the same compositional scheme when recording the appearance of Federico da Montefeltro’s son, Guidobaldo. His portrait is kept in the Thyssen-Bornemisza Museum in Madrid. It is hard to imagine this charming youngster with fine features and blonde hair streaked with gold where the light catches it growing up to become a tyrannical duke, a condottiere, and at the same time someone who commissioned art from Raphael.

In Borgo Santo Sepolcro, Piero della Francesca produced a large altarpiece for the Augustinian Convent. The central panel has not survived, while the four side panels became dispersed to different collections. The Hermitage has managed to reunite three of them at the exhibition: Saint Augustine (Museu Nacional de Arte Antiga, Lisbon), The Archangel Michael (National Gallery, London) and Saint Nicholas of Tolentino (Museo Poldi Pezzoli, Milan). All the figures are shown on the same scale. Each of them loons up unshakeable as a rock, irrespective of who they are – bishop, warrior or monk. In his depiction of Augustine, Piero displayed his talent as a miniaturist: the saints mitre and dalmatic, decorated with embroidered Gospel stories, are reproduced with such a sense of authenticity that Piero can rival the Netherlandish artist in their ability to convey the materiality of things. Nicholas of Tolentino has such an individual look that the artist may well have had a monk pose for him who caught his attention with an exceptionally stout figure and an expressive face. The Archangel Michael is not so much a warrior, the “Prince of the Heavenly Host, standard-bearer of the most Holy Trinity”, as a bejewelled courtly knight who embodies the artist’s own conception of perfect youthful good looks.

Piero’s art is devoid of heightened emotionality and dynamism. It exemplifies the main principle of the Renaissance: the human being, full of beauty and dignity, is the centre of the universe and the surrounding world is harmonious. Piero’s indisputable masterpiece – the Madonna di Senigallia (Galleria Nazionale delle Marche, Urbino) – dates from the late period in the artist’s career. The name of the picture comes from the location of the church for which it was painted. The Madonna di Senigallia can be viewed as the quintessence of Piero’s oeuvre. The main principles of his art are reflected in it particularly distinctly: the mathematical perception of shapes, carefully judged proportionality in the relationship of the figures, objects and space, a high degree of generalization and a consistent treatment of questions of lighting. The refined colour scheme is also beautiful, with the master giving preference to light, joyful hues.

In his final years, blindness prevented Piero della Francesca from working as a painter and he engaged in theoretical researches: his treatises on mathematics and geometry should be ranked alongside the contributions made in that field by Leon Battista Alberti, Luca Pacioli and Leonardo da Vinci.

Piero della Francesca was one of the first to discover the laws of perspective. His works include a unique manuscript On Perspective in Painting that is in the collection of the Fondazione Palazzo Magnani and provides a basis for an understanding of the whole of perspective and the essence of the visual illusions of the Renaissance.

It is important to note that the bulk of the expenses for the preparation of the exhibition have been covered by the general sponsor – the petroleum refining company Rosneft. Rosneft’s activities are an example of socially responsible business. The company actively supports significant events in Russia’s cultural life. It provides funding for projects that determine the cultural look of the country, influence national identity and form an understanding of high culture in society. The State Hermitage expresses its gratitude to Rosneft for its collaboration, invaluable support for the museum and the opportunity to show visitors works by one of the most celebrated artists of the 15th century.

The exhibition curator is Tatiana Kirillovna Kustodieva, Candidate of Art Studies, leading researcher in the State Hermitage’s Department of Western European Fine Art.

The general sponsor of the exhibition is Rosneft.

General sponsor for Italy

6. Пьеро делла Франческа - образ человеческого достоинства

Живопись как наука

Герой сегодняшнего нашего рассказа – Пьеро делла Франческа. Он был не только прекрасным художником, но и математиком, и теоретиком искусства, и вообще очень разносторонним человеком. Умел дружить с разными людьми, порой противоположными. В библиотеке Амброзиана в Милане хранятся его трактаты – «О перспективе в живописи» и «Книга о пяти правильных телах». Он очень серьезно занимался теоретической разработкой, и его можно было бы назвать настоящим предшественником Леонардо, человека уже универсального, который считал даже, что живопись – это не искусство, а наука.

Вот, пожалуй, Пьеро делла Франческа тоже относился к живописи с таким же научным интересом, выстраивал перспективу, потому что они все, конечно, занимались перспективой. А именно Пьеро делла Франческа перенес, передал это в маленькие центры, не только в столицы. Перспективой уже занимались во Флоренции, в Риме. Но он, будучи сам провинциалом, перенес интерес к перспективе в самые маленькие центры Италии.

Он проявлял интерес к нидерландской живописи – мы увидим влияние Нидерландов и заимствования, которые очень творчески перенес в свои произведения Пьеро делла Франческа. Он проявлял интерес к новой технике масляных красок и был одним из тех, кто совмещал темперу и масляные краски, а потом в основном перешел на масло, потому что эта техника больше позволяла добиться каких-то эффектов.

Работал он по всей Италии: в родном Борго-Сан-Сеполькро, где он родился, в Перудже, Урбино, Лорето, Ареццо, Флоренции, Ферраре, Римини, Риме. Его прижизненная слава была громкой, значение его признавалось современниками даже в разных литературных сочинениях. Так, например, Джованни Санти в своей рифмованной хронике упоминает Пьеро делла Франческа среди крупнейших художников столетия, а Лука Пачоли, ученик Пьеро делла Франческа, воздает ему хвалы в своем теоретическом трактате, целиком основанном на его идеях.

Из всего этого можно заключить, что Пьеро делла Франческа уже тогда вызывал восхищение не только живописными творениями, но и своими теоретическими работами, своими незаурядными интеллектуальными способностями. И Джорджо Вазари, естественно, включает его в «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Но очень скоро, где-то уже века с XVII, его забывают абсолютно. Его имя как-то теряется среди громких имен Кватроченто, и заново художника открывают только в XIX в. Но уже после открытия этот интерес не пропадает.

Ранний период творчества

Пьеро, или Пьетро ди Бенедетто деи Франчески, родился около 1420 года в местечке Борго-Сан-Сеполькро. Это небольшой городок в Умбрии, очень живописный, до сих пор сохранивший свои средневековые и возрожденческие здания. Его отец был красильщиком и торговцем шерстью, но рано умер, когда Пьеро был еще в утробе матери. Поэтому отца он не знал, его воспитывала мать, и он взял ее имя – Пьеро делла Франческа, именно в женском варианте. Но есть и другая версия, что это родовое имя Пьеро делла Франческа, что отец его прожил довольно долго. Во всяком случае, мы мало что знаем о его детстве. Правда, известно, что первая его работа, живописная или по крайней мере более-менее относящаяся к искусству, была очень ранней. Он получил ее в 11 лет, когда ему дали первый его заказ: расписать церковные свечи. Значит, уже в раннем детстве он проявлял интерес к художеству.

Некоторые исследователи считают, что первым его учителем был некий художник из Сиены, его даже не называют, но гораздо более достоверно известие, что в ранний период он работал с Доменико Венециано, и вполне возможно, это можно увидеть при некотором стилистическом анализе, Доменико Венециано тоже вложил в него понятие о художественности, о каких-то первых навыках, или ранних навыках живописи. Доменико Венециано был интересным живописцем, хотя, может быть, не самого первого ряда. Тем не менее у него был интерес к человеку, что видно в его портретах, профильных портретах. Интересно, что художники Кватроченто любят профильные портреты, которые дают нам возможность увидеть человека, не смотрящего на нас, а как бы живущего своей жизнью.

Он был достаточно традиционным, потому что «Святое собеседование», вот эти алтари, где святые рядом с Мадонной не столько предстоят и молятся, сколько собеседуют, тоже для Доменико Венециано были очень характерны.

И первые работы Пьеро делла Франческа тоже были связаны именно с таким жанром, очень распространенным в это время. Мы знаем, что одна из первых датированных его работ, хотя, наверное, были и более ранние – это 1439 год, потому что имя Пьеро делла Франческа встречается в документах как раз вместе с Доменико Венециано, и там сказано, что он расписывает церковь Святого Эгидио и получает плату за это. Эта роспись не сохранилась.

Вместе с Доменико Венециано он работал над украшением церкви Санта-Мария-Нуова во Флоренции, и благодаря этой работе, собственно, и познакомился с флорентийскими художниками, которые как раз разрабатывали перспективу. И с этого времени, видимо, он заболевает этой идеей, думает о ней, а в конце жизни пишет очень серьезные трактаты. В 1460-х годах он берет заказ на большой полиптих «Братство Мизерикордия» («Братство Милосердия») и пишет свою довольно знаменитую сегодня «Мадонну Мизерикордия, окруженную святыми».

Надо сказать, что Пьеро делла Франческа был еще и общественным деятелем, потому что, вернувшись из поездки с Доменико Венециано, он избирается городским советником. Об этом тоже сохранились документы. Это говорит о том, что он был не только таким вот замкнутым на искусстве человеком, но и довольно общественно значимым, в своем городе он играл большую общественную роль. Итак, он получает заказ от «Братства Мизерикордия» на исполнение алтаря. Условия оговаривались очень жесткие, художнику предписывалось использовать лучшие и дорогие краски, не жалеть ни золота, ни минералов, которыми тогда писали. Триптих должен был быть готов через три года. Но на самом деле триптих был готов только к 1460 году, т.е. Пьеро делла Франческа работал над ним больше пяти лет.

Он сейчас сохранился, конечно, не очень хорошо. Но уже в этом, достаточно раннем произведении видна его особенность, его стиль. Что-то, конечно, он взял от Доменико Венециано, но с самого начала он проявляет себя как человек, который по-своему видит мир. Делая образ, с одной стороны, он стремится к предельной и достаточно лаконичной реалистичности. С другой стороны, у него сохраняется какая-то удивительная, необъяснимая таинственность его образов. Образы очень простые, и даже иногда лики простонародные, но все-таки в них всегда есть некая тайна. И это, я бы сказала, даже своего рода прием Пьеро делла Франческа: он заставляет остановиться перед своим произведением и начать его разгадывать.

Случайные очевидцы священного

Если в «Мадонне Мизерикордия» этого меньше, то уже в знаменитом «Крещении» из Национальной галереи Лондона, это примерно конец 40-х годов, тоже довольно ранний период, мы это видим со всей очевидностью. Вообще об этом «Крещении» очень многие пишут: здесь много непонятного. С одной стороны, это известный евангельский сюжет: крещение Христа Иоанном Крестителем на Иордане. А с другой стороны, здесь есть некая особая атмосфера. То ли это театральная постановка, то ли видение… Это никак не иллюстрация Евангелия.

Три ангела, которые стоят сбоку, сначала вообще воспринимаются как три девушки, которые то ли поют, то ли созерцают это, то ли просто рядышком встали. Все как будто бы не связано между собой. И в то же время мы чувствуем присутствие и некой метафизики. На заднем плане человек снимает одежду – бытовой такой момент. С другой стороны, образ Христа, явно выделяющегося среди других персонажей, как бы притягивает и заставляет задуматься, а что же здесь нарисовано? Как будто бы художник имел в виду что-то еще помимо этого крещения.

Это особенно хорошо видно в еще одной его картине, написанной чуть позже, - «Бичевание». Тоже, казалось бы, понятный момент из жизни Христа, из Евангелия. Около колонны стоит Христос, рядом стоят люди, один из них замахнулся плеткой. Но опять же тут присутствуют три непонятных персонажа, в «Крещении» это три ангела, здесь три таких господина в одеждах, современных Пьеро делла Франческа. Что они здесь делают? Они размышляют о бичевании, которое отодвинуто на задний план, или они здесь просто сторонние прохожие и олицетворяют народ, который не замечает того, что происходит с Христом и вообще в жизни?

Надо сказать, что в картинах художников Кватроченто нередко присутствуют персонажи, которые как бы не имеют никакого отношения к священному сюжету. Это мы видели у Мантеньи – люди, проходящие мимо святого Себастьяна. Также это можно видеть у Антонелло да Мессина: святой Себастьян на площади Венеции привязан к колонне, а люди как бы с балкончиков смотрят на это, как на что-то совершенно обыденное. Вот и здесь тоже присутствуют эти загадочные персонажи. Но именно присутствие этих загадочных персонажей заставляет нас задуматься о том, что же здесь происходит. Об этой картине тоже очень много писали. Есть даже мнение о том, что здесь не бичевание Христа, а какой-то другой эпизод, может быть, даже имеющий отношение к современной Пьеро делла Франческа истории. Но тем не менее эта картина дошла до нас под названием «Бичевание Христа».

И в этом же ряду хочу отметить «Рождество». Это одна из последних его картин. Видно, что на протяжении всей своей творческой деятельности он делает неординарные вещи. Т.е. берет сюжеты вроде бы традиционные, но делает их очень неординарными. Эта картина даже считается незаконченной, потому что некоторые фрагменты холста действительно как бы плохо прописаны, и персонажи на заднем плане, и т.д. Хотя, может быть, он и не захотел ее до конца дописывать. Но зато очень хорошо прописаны поющие ангелы, воспевающие рождение Спасителя. Они очень похожи на рельефы поющих ангелов Луки делла Роббиа во флорентийском соборе Санта-Мария-дель-Фиоре.

Традиционны стоящая на коленях, поклоняющаяся Младенцу Богородица и лежащий почти на голой земле, на такой подстилочке, легкой тряпочке, младенец. Вот этот обнаженный младенец приковывает внимание зрителя, и мы понимаем, что рождение Младенца Христа – это не только радость вот этих ангелов, хотя у них на самом деле не большая радость в лицах, а что это жертва.

Вообще младенец, лежащий на голой земле, – это обычный прием для живописи Нидерландов. Здесь мы как раз видим, что он заимствует этот прием. Это мы можем видеть и у Гуго ван дер Гуса, и у других северных художников. Итальянцы редко это применяют. Но тем не менее это подчеркивает жертву. Персонажи на заднем плане – наверное, это сидящий Иосиф, наверное, это пришедшие пастухи, их можно угадать, но все равно вся сцена полна какой-то непонятной загадки. То ли это театр, потому что это время мистерий, и мистерии разыгрывались именно на священные сюжеты. То ли это действительно евангельское событие, переживаемое каким-то особым образом.

Надо еще заметить, что во многих картинах Пьеро делла Франческа отсутствуют нимбы. Мы говорили о том, как трудно переживали и справлялись художники с нимбами еще в Предвозрождение. Которые когда-то были как сияние, а потом становятся тарелочками, в которые персонажи вдруг утыкаются, когда их фигуры разворачиваются в пространстве. Пьеро делла Франческа вообще отказывается от нимбов. Он не сразу к этому пришел, мы потом посмотрим эту проблему с нимбами. Но он святость передает в совершенно других категориях. В категориях, я бы сказала, такого человеческого достоинства, в категориях простоватой красоты и свободы своих персонажей. Мы увидим, что вот эта тема человеческого достоинства особенно передана в его портретах. Итак, мне кажется, эти три картины – «Крещение», «Бичевание Христа» и «Рождество Христово» – характеризуют его как художника явно мистического.

Сиджизмондо Малатеста

По словам Вазари, Пьеро делла Франческа, несмотря на свое провинциальное происхождение, достаточно быстро становится известным художником. Его приглашают в разные города, к разным правителям, и даже в Рим для работы в Ватикане. Там он, видимо, долго не задерживается, а переходит на службу к герцогу Сиджизмондо Малатеста. В 1451 году он переезжает в Римини, вероятно, по рекомендации архитектора Леона Баттиста Альберти, для росписи Tempio Malatestiano, т.е. «Храма Малатесты», в котором он написал фреску с портретом правителя этого города, Сиджизмондо Пандольфо Малатеста, перед его небесным патроном – святым Сигизмундом, или по-итальянски Сиджизмондо.

Римини – очень интересный город. Остановлюсь на Римини, потому что это город, связанный с античной историей. Вообще о каждом итальянском городе можно было бы говорить очень много. Бо́льшая часть из них имеет очень древнее происхождение. В Римини древнее происхождение доказывает мост Тиберия. Это этрусский город, который потом завоевывается Римом, потом переходит к франкам и т.д. И при клане Малатеста он становится значительным культурным центром.

Этот клан правил здесь более 200 лет. И вот этот портрет. Мы посмотрим два портрета. Один портрет фресковый, другой – станковый. Вот это монументальный портрет в храме, который носит имя самого Малатесты. Надо сказать, что личность это яркая. Получил он прозвище «Волк Романьи». Он был правителем не только Римини, но и Фано и Чезены. Один из самых талантливых полководцев, кондотьеров своего времени. Но очень драматическая фигура. Прозвище Малатеста значит «больная голова». Получил его, скорее всего, не он сам, а его предок Рудольфо в Х в. от императора за упрямство и своеволие.

О семействе Малатеста ходила недобрая слава. Говорили, что мать Сиджизмондо как-то завязана с колдовством. И о нем самом говорили всякое: что он был трижды женат, что это только официальные браки, а помимо этого было множество других связей. Его обвиняли в том, что он отравил первую жену, удавил вторую, а до третьей просто еще дело не дошло. Ему приписывают разные грехи: кровосмешение, изготовление фальшивых денег, идолопоклонство и т.д. Правда это или нет, сказать трудно.

Дело в том, что Сиджизмондо Малатеста был на пересечении все той же самой борьбы гвельфов и гибеллинов, сторонников папы и сторонников императора. И, поскольку у него был такой отчаянный характер, конечно, он многим не угодил, и прежде всего папе. В это время правил Пий II, гуманист и человек очень известный. Его мирское имя – Энеа Сильвио Пикколомини, человек, известный своими даже литературными трудами. Но вот они что-то не поделили. И дважды он был по приказу папы Пия II отлучен, и на трех площадях Рима публично сожгли чучело Сиджизмондо с табличкой «Я – Сиджизмондо Малатеста, сын Пандольфо, король предателей, ненавидимый Богом и людьми, приговоренный к сожжению по приказу Святой Коллегии». И папа писал о нем страшные вещи: «В его глазах брак никогда не был священным, он сходился с замужними женщинами, теснил бедных, отнимал имущество у богатых…» и т.д., огромный текст существует обвинения папой Сиджизмондо Малатеста.

Правда, историки предполагают, что текст для папы сочинил не кто иной, как соперник Малатесты Федерико да Монтефельтро, с которым мы сегодня еще встретимся на полотнах Пьеро делла Франческа. Папа хотел, чтобы Малатеста вернул земли, когда-то, видимо, папе принадлежавшие, а теперь бывшие у Малатеста. Но Сиджизмондо, видимо, был не без чувства юмора, потому что на акт публичного сожжения его чучела в Риме ответил папе Пию кратким и любезным письмом, в котором благодарил его за столь забавный карнавал, устроенный для римлян в неурочный день, и сетовал только на то, что действо было не столько пышным. «Все у вас как-то бедно», - писал Сиджизмондо Малатеста.

Но в конце концов ему пришлось уступить папе, он отдал какие-то земли, его отправили в поход на Грецию. Интересно, что из Греции он привез не богатства, не какую-то особую добычу, а привез останки греческого философа-платоника Гемиста Плифона, которые затем и похоронил в одном из храмов Римини.

Надо сказать, что жители Римини его любили. Его имя носит соборный храм Святого Франциска: официально он посвящен святому Франциску, а называют его Темпио Малатестиано, т.е. «Храм Малатесты». В этом храме есть гробница его третьей жены, видимо, самой любимой. И многие историки пишут, что хотя он и был любителем женщин, но любил всегда одну и ту же женщину, которой потом и воздвиг дорогую гробницу. Что, кстати, опять же папа ставит ему в вину и говорит, что много языческих символов в этой гробнице. Но, простите, в период эпохи Возрождения где только не было языческих символов! Так что борьба между папой и Малатеста, наверное, просто является отголоском вечной политической борьбы в Италии.

Пьеро делла Франческа запечатлел на фресковом и на станковом портрете человека с гордым профилем, с твердым взглядом, полного человеческого достоинства, который может посмотреть смерти в глаза. И по всему видно, что человек этот был просвещенный. Вот такая история с Сиджизмондо Малатеста.

Фрески в Ареццо

Идем дальше. В 1452 году Пьеро делла Франческа был приглашен в Ареццо могущественной семьей Ваччи для завершения работы в хоре церкви Сан-Франческо, прерванной смертью флорентийского художника Виччи ди Лоренцо. Т.е. ему пришлось доделывать фрески. И надо сказать, что он очень интересно с этой работой справился, это очень знаменитые фрески, связанные теперь в основном с именем Пьеро делла Франческа.

Два слова о городе Ареццо. Это снова один из замечательных итальянских городов, знаменитый и красивый до сих пор. Это древний город Тосканы, первое поселение здесь возникло еще в VI в. до н. э. Латиняне называли этот город Аретиум, это был один из двенадцати городов-государств Этрурии. Он достиг значительной степени процветания благодаря торговле с другими городами Центральной Италии. Он так хорошо расположен, что через него проходили многие пути. От древнего этрусского города сохранились остатки крепостной стены, развалины некрополя на Поджи-дель-Соль, а также бронзовые скульптуры Химеры и Минервы. Сегодня они находятся во флорентийском археологическом музее. Тит Ливий называл Ареццо столицей этрусков.

Во времена Рима город был широко известен благодаря производству терракотовых изделий. Аретинские вазы экспортировались в самые отдаленные уголки Римской империи и даже за ее пределы. Именно из Аретиума происходил Гай Цильний Меценат, близкий соратник императора Октавиана Августа, знаменитый своим покровительством искусствам. Собственно говоря, мы сегодня покровителей искусств так и называем – меценаты.

Правители Римини тоже были меценаты, и они заказали у Пьеро делла Франческа доделать фрески в церкви Сан-Франческо в Ареццо. Главная тема здесь – история Креста, на котором был распят Господь. Его происхождение, его нахождение царицей Еленой.

Здесь очень много интересного. Очень красивый плафон вот с такими ангелами и евангелистами. «Воздвиженье Креста», «Нахождение Креста». Здесь очень много интересных живописных находок.

Например, в композиции «Сон Константина» Пьеро делла Франческа попробовал, может быть, впервые в живописи, сделать вечернее освещение. Т.е. мы как бы видим вечер и видим свет, идущий изнутри этого шатра. Понятно, с точки зрения сегодняшних достижений живописи это кажется немножко наивным. Но вспомним, что это было сделано первый раз, потому что до Пьеро делла Франческа все всегда делалось при чистом солнечном свете, и никаких свето-теневых или вечерних эффектов никто особенно себе не позволял.

Но самой известной композицией из этого фрескового цикла, наиболее часто репродуцируемой, является композиция «Приход царицы Савской к Соломону». Это действительно очень красивая композиция, поделенная на две части: интерьерная часть, пейзажная часть. А свита царицы Савской – очень красивые девушки в таких… хочется сказать – флорентийских одеяниях, хотя это Ареццо. Флоренция была законодательницей моды в это время. Во всяком случае, девушки выглядят современницами в нарядах, похожих на те, что носили соотечественницы Пьеро делла Франческа.

И это, конечно, тончайшая живопись, тончайшее сочетание цветов. Он, опять же, любит профили, показывает эту сцену не развернутой как бы на зрителя, как всегда показывали священные сцены, а здесь зритель как бы созерцает это. Он не то чтобы подглядывает, но он становится сторонним зрителем происходящего, и это его положение дает ему возможность разглядеть, не просто созерцать, а разглядывать. И, собственно говоря, живопись Возрождения очень часто создана специально для разглядывания. Не для созерцания, а для разглядывания. Потому что вдруг ты начинаешь замечать множество интересных деталей, множество эстетических нюансов для глаз. И в то же время есть и мистические вещи, которые, может быть, не сразу замечаются, но вот атмосфера у Пьеро делла Франческа всегда какая-то завораживающая.

У герцогов Урбинских

Идемте дальше, потому что ни в одном городе долго Пьеро делла Франческа не задерживается. Наверное, больше всего он задержался в Урбино. Это тоже замечательный город. Здесь Пьеро делла Франческа сближается с герцогом Урбинским Федерико да Монтефельтро, врагом Сиджизмондо Малатеста, или соперником, скажем помягче. Ну, он мог дружить с самыми разными людьми и был любезен разным воюющим кланам. Урбино – это известный город, который считается родиной Рафаэля. Город не очень древний, надо сказать. Возникает он в раннем Средневековье, а сформировался окончательно к XIII в. Но при Федерико да Монтефельтро он становится одним из центров интеллектуальной жизни Италии.

Урбинский герцог Федерико да Монтефельтро был очень образованным человеком, тоже военным, поднявшимся от простого солдата до кондотьера, женатым на замечательной женщине Баттиста Сфорца, которая принадлежала к знаменитой и богатой семье миланского происхождения. И, наверное, самая знаменитая работа Пьеро делла Франческа – это двойной портрет герцогов Урбинских Федерико да Монтефельтро и Баттисты Сфорца. И, наверное, это программное произведение для самого Пьеро делла Франческа.

Что мы здесь видим: опять профильное изображение. Уже учитель его Доменико Венециано любил профильное изображение, и многие художники любили профильное изображение. Но здесь не просто профили: супруги обращены друг к другу, но на отдельных створках. Они как бы соединены единым пейзажем, но разделены рамами. Т.е. они как бы и вместе, и отдельно. Они и супруги, и в то же время каждый из них удивительная, самостоятельная, яркая личность.

Соединение фигур и пейзажа у Пьеро делла Франческа, наверное, наиболее интересно среди многих художников. Часто художники делали как бы пейзаж через окошко. Исследователи очень часто пишут, что человек Возрождения, в общем-то, не знал и боялся природу. Он человек города. И это правда! Действительно, основная жизнь происходит в городах. Но у Пьеро делла Франческа это пейзаж, над которым властвует человек. Это пейзаж, который дополняет и объясняет скорее человека. Вот этот горизонт – пейзаж становится и фоном, и одновременно как бы поддержкой. Потому что представить себе, что эти портреты на нейтральном фоне – это, может быть, было бы и эффектно, но менее значимо. А здесь мы действительно видим человека, который и часть пейзажа, и возвышается над пейзажем. Его голова оказывается на фоне неба. Это человек, который совмещает землю и небо, человек, который знает и помнит о своем небесном происхождении, и в то же время он крепко стоит на земле, этой землей старается овладеть и эту землю подчинить себе. Что говорить, действительно, цивилизация этого времени все больше и больше наступает на природу.

Что касается профильного изображения, здесь еще есть некоторая хитрость. Потому что выбор именно такого профильного изображения продиктован тем, что Федерико имел изуродованную половину лица. В бою ему перебили нос, это видно – нос с такой горбинкой, и изуродовали часть лица. И вот чтобы не показывать эту изуродованную часть лица, Пьеро делла Франческа разворачивает профиль Федерико влево. Исследователи пишут, что характерная форма носа – результат работы хирургов, он совсем не родился с таким. Именно перебитый и восстановленный нос вот так теперь и выглядит. Но это придает ему еще больше достоинства и делает его орлиным. И взгляд его немножко из-под таких прикрытых век, и волевой подбородок – все это дает такую мощную характеристику этому человеку. И мы понимаем, что перед нами очень значительная личность. И красное одеяние, красная шапочка и красный камзол, тоже придают какую-то значительность этому человеку.

Надо сказать, что портреты дополнены еще очень интересными символическими композициями, которые помещены на оборотной стороне диптиха. Там изображен триумф Федерико и Баттисты. Это древнеримский обычай: обычно люди значительные ехали на какой-то повозке, колеснице, сопровождаемые свитой, въезжали в город или им отдавали честь, сопровождая их на таких повозках. И здесь все очень интересно. Пьеро делла Франческа изобразил Федерико как победоносного полководца, в стальных латах, с жезлом в руке, на колеснице, запряженной восьмеркой белых коней. Позади его стоит крылатая Слава, которая венчает его лавровым венком. У его ног – четыре добродетели: Справедливость, Мудрость, Сила, Умеренность. Впереди – фигура Амура, потому что он едет навстречу своей любимой жене.

Баттиста едет в повозке, запряженной парой единорогов – символом невинности и чистоты. Она держит в руках молитвенник. Ее сопровождают три христианских добродетели: Вера, Надежда и Милосердие, или Любовь. И тот же смысл имеют две фигуры за ее спиной. И внизу латинские надписи: «Тот славен, едет в блестящем триумфе, кого, равного высоким князьям, прославляет достойная вечная слава, как держащего добродетелей скипетр»; «Та, которая в счастье придерживалась превеликого супруга, на устах всех людей, украшенная славой подвигов». Такие вот латинские надписи, которые торжественно прославляют и его и ее.

Интересно, что они здесь уравнены. Не просто прославляется супруг, кондотьер, а его сопровождает, скажем, жена, верная и невинная. А они едут навстречу друг другу! Они нарисованы глядящими друг другу в глаза. Вот это уравнивание женщины и мужчины – это тоже часть того человеческого достоинства, которое воспевает Пьеро делла Франческа. И надо сказать, что тут нет ни капли лести. Да, конечно, эти фигуры были сложными. Наверное, Федерико да Монтефельтро не всегда прибегал к честным способам, чтобы уничтожить своих противников. Но он сделал очень много важного и интересного и для своего города, и вообще для своей страны.

Два слова о том, кто же были эти люди. Федерико да Монтефельтро был капитаном наемных солдат, правителем и герцогом Урбино. Он был талантливым полководцем, покровителем искусств, превратил средневековый город Урбино в высокоразвитое государство с процветающей культурой. Он не ограничивал себя лишь ролью предводителя наемного войска, но, будучи первым герцогом Урбинским, собрал при своем дворе большое количество деятелей искусств и науки.

Он задумал перестроить дворец Монтефельтро, т.к. он хотел создать идеальный город. Для этой цели он пригласил архитекторов Лучано да Лаурана и Франческо ди Джорджо Мартини. Над украшением палаццо работали художники не только из Италии. Он приглашал и Пьеро делла Франческа, и Паоло Уччелло у него работал, и Джованни Боккати, и голландцы, в частности Юстус ван Гент.

Он дружил с голландцами, выписывал голландских художников. Собственно, может быть, по большей части с работами голландских художников Пьеро делла Франческа познакомился именно у Урбинского герцога Монтефельтро. Он был коллекционером рукописей, составил обширную библиотеку. У него были прекрасные работы разных художников, в том числе и голландских. Он был гостеприимным хозяином и принимал здесь великих людей. Собственно говоря, он очень много сделал. Единственное, как человек, уже сделавший себя, накопивший много, он был известен как противник книгопечатания, которое уже начинало в это время распространяться. Он любил рукописи и отрицал книгопечатание, не принимал, называл это механическим искусством, за которым нет будущего. На самом деле мы понимаем, что это не так.

Его жена Баттиста Сфорца – герцогиня Урбинская, вторая жена Федерико да Монтефельтро, мать герцога Гвидобальдо да Монтефельтро и бабушка знаменитой поэтессы Витторио Колонна, в которую потом будет влюблен Микеланджело. Он будет посвящать ей стихи, и мы еще будем вспоминать это имя. Как раз ее бабушка здесь и представлена.

Баттиста свободно говорила на греческом и на латыни. Впервые она публично выступила с речью на латыни в возрасте четырех лет. Т.е. она имела очень хорошее образование уже в детстве. Имея большие способности к ораторскому искусству, однажды даже выступила перед папой Пием II, тем самым, который изничтожил Сиджизмондо Малатеста. Поэт Джованни Санти описывает Баттисту как девушку, наделенную редкими дарами, добродетелью и т.д. Дядя Баттисты Франческо Сфорца договорился о ее браке с Федерико да Монтефельтро, герцогом Урбинским, который был старше ее на 24 года. Свадьба состоялась в феврале 1460 года, когда Баттисте было всего 13 лет. Но, как ни странно, брак оказался очень счастливым, супруги хорошо понимали друг друга.

Став супругой герцога Урбинского, она принимала участие в управлении государством. Более того, она брала это на себя, когда муж находился в отлучке, а он, как военный человек, часто отлучался. И она держала все это государство, пусть не очень большое – герцогство Урбинское не было великим, оно не было сравнимо с Флоренцией и т.д., но тем не менее это все-таки маленькое государство, и она с этим справлялась. Федерико часто говорил с ней о государственных делах, а она часто представляла его даже за пределами Урбино, т.е. выполняла и дипломатические акции. Была матерью пятерых детей. Сначала были дочери, но наконец 24 января 1472 года она наконец родила мальчика, наследника Гвидобальдо. Но три месяца спустя после рождения сына Баттиста Сфорца, так и не оправившись от тяжелой беременности и тяжелых родов, заболела и скончалась в июле того же года.

Некоторые исследователи считают, что как раз вот этот двойной портрет был написан именно в память о супруге, т.е. когда ее уже не было. В любом случае это очень значительное произведение. И, может быть, среди художников Кватроченто мы мало кого можем поставить рядом, потому что здесь действительно просто гимн этой супружеской чете, причем сделан он с потрясающей художественной выразительностью, смелостью, я бы сказала. Даже что касается перспективы – она уже не условная, а совершенно потрясающе разработанная. И, конечно, это необыкновенной красоты вещь.

Пойдемте дальше, потому что даже эта значительная вещь – не финал карьеры делла Франческа, хотя Урбинский герцог был последним меценатом и крупным заказчиком работ художника. Для него же он сделал знаменитую Мадонну Монтефельтро, где Федерико тоже представлен в латах, коленопреклоненным перед троном Мадонны. Но опять хочу обратить ваше внимание, что и здесь Пьеро делла Франческа обходится совершенно без нимбов: святые и реальный человек, современник, его заказчик практически уравнены. Более того, если мы поставим фигуру Федерико да Монтефельтро с колен в полный рост, фигура окажется даже выше, чем святые, его масштаб здесь окажется бо́льшим. Задумано ли это так Пьеро делла Франческа или нет, мы не знаем, но, во всяком случае, сближение земного и небесного у него явно подразумевается.

Святость с нимбами и без

Здесь мне хотелось бы показать, как он шел к тому, чтобы вообще отказаться от нимбов. Вот тоже одна из его знаменитых вещей, Мадонна дель Парто. Если вы помните, она встречается в кино у Андрея Тарковского в фильме «Ностальгия». Там ведь дело происходит именно в Ареццо. Это беременная Мадонна. Тоже в ней есть и некоторая театральность, и тайна, и какое-то внутреннее ощущение того, что в ней происходит. И мы здесь видим такой вполне для этого времени традиционный нимб в виде тарелочки, как бы парящий над головой Мадонны. Но он как бы не обязателен. Если бы его не было… И даже ангелы могли бы обойтись без нимбов. Может быть, это было требование заказчика.

Вот еще одна работа, которая показывает такой, я бы сказала, переходный период между нимбами в виде тарелочки и полным отказом от нимбов.

Это известный полиптих Пьеро делла Франческа со святым Антонием, даже достаточно ранний, где тарелочка сделана явно из золота или какого-то полированного металла, где даже отражается голова Мадонны. Такое овеществление нимба показывает, что уже понимали, что просто сияние света вокруг головы невозможно, его как-то обыгрывали материально. Конечно, Рафаэль будет обходиться просто условной тоненькой полосочкой над головой, но Пьеро делла Франческа пришел в конце концов к тому, что для изображения святости вовсе не обязателен нимб ни у ангелов, ни у святых.

Вот еще одна из его Мадонн, Мадонна Сенигаллия, где мы видим такую, я бы сказала, крепкую крестьянскую девушку в образе Мадонны, крепыша-младенца на ее руках, и ангелы тоже вполне как крестьянские дети в красивых праздничных одеяниях, подростки, предстают на праздник. Это тоже такой интересный ход: с одной стороны, вроде бы с небес на землю, а с другой стороны, это как бы и освящение самых простых вещей. Да, Мадонна была такая же как мы, она была простой крестьянской девушкой. И если что-то с ней происходило такое чудесное, она была вовлечена в тайну боговоплощения, значит, каждый из нас может быть причастен к чему-то чудесному, божественному, может войти в соприкосновение с тем миром совсем без вот этих лишних атрибутов. Вот так размышляли люди этого времени.

Старость в научных трудах

Я уже сказала, что работы Пьеро делла Франческа в Урбино были последними большими работами, последними заказами. Потом нет датированных вещей. Писал он или не писал, мы не знаем. Вазари пишет, что он рано ослеп и чуть ли не двадцать лет вообще не работал. Он умер в 1492 году. Десятью годами ранее скончался его покровитель Федерико да Монтефельтро. И то, что он не работал, ничего не писал, Вазари объясняет тем, что он ослеп.

На самом деле завещание, продиктованное Пьеро делла Франческа в 1487 году, за пять лет до смерти, характеризует его как человека со здоровым телом и духом и заставляет думать, что если и была слепота, которую упоминает Вазари, то, скорее всего, она поразила мастера совсем на поздних годах, а в последние годы он просто отошел от живописи и посвятил себя научным трудам. Именно в это время он написал два своих самых известных научных трактата. Первый – «О перспективе, применяемой в живописи», своеобразный такой учебник о перспективе. Мы знаем, что многие писали о перспективе. Но, может быть, у Пьеро делла Франческа впервые это явление как-то очень четко научно, математически обосновано. И он написал также «Книгу о пяти правильных телах», содержащую практические решения вопросов стереометрии. Своими научными работами он снискал большой авторитет, как я уже говорила. Может быть, даже кто-то его ценил больше за это, чем за живопись.

И именно к этим трактатам он сделал ряд ведут, т.е. городских пейзажей, с идеальным городом. Мы говорили, что Федерико да Монтефельтро мечтал из Урбино сделать такой идеальный город. Скажем прямо, ему это не удалось. То ли это была его идея, то ли он заразился этой идеей от Пьеро делла Франческа – чья здесь идея, кто был основоположником, сказать трудно, но тем не менее идею идеального города, еще вот так красиво, с перспективой вычерченного, воплотил в своих трактатах и в иллюстрациях к ним Пьеро делла Франческа.

Интересно, что был и третий трактат. О нем мало пишут, потому что вот эти два – значительные трактаты, а третий был о вычислениях и содержал вещи, казалось бы, далекие от живописи и перспективы. Он был продиктован практическими интересами и нуждами. Казалось бы, такой интеллектуал, как Пьеро делла Франческа, снизошел до писания трактата «О некоторых началах арифметики, потребных торговцам, и о некоторых торговых операциях». Т.е. на самом деле его интересовала экономика, бухгалтерия, такие практические вещи. Об этом он тоже писал с долей, я бы сказала, такого научного интереса, и это лишний раз подчеркивает, что были теснейшие связи между искусством, наукой и жизнью. Они это не разделяли.

Как я уже сказала, Пьеро делла Франческа скончался в 1492 году. Это вообще очень интересный год, может быть, о нем особо стоит поговорить, много что случилось в этом году. Его смерть относят к 11 или 12 октября, т.е. это практически конец этого года. Он оставил большое наследие. Он был учителем многих живописцев, в частности Луки Синьорелли, оказал влияние на Мелоццо да Форли, на Джованни Санти, отца Рафаэля, и на других умбрийских мастеров. И даже в ранних работах самого Рафаэля исследователи находят какие-то следы влияния Пьеро делла Франческа.

Но подлинных наследников Пьеро делла Франческа нужно искать, конечно, в Венеции, куда в начале 70-х годов Джованни Беллини, с которым он тоже был знаком, принес новое понимание перспективы и колорита, почерпнутые как раз у мастера из Борго-Сан-Сеполькро, маленького городка в Италии, который сделал так много для итальянского искусства.

Литература

  1. Астахов Ю. Пьеро делла Франческо. Белый город. М, 2013.
  2. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев.
  3. Венедиктов А. Ренессанс в Римини. М., 1970.
  4. Муратов П. П. Образы Италии. Москва: Арт-Родник, 2008.
  5. Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века. - СПб: Азбука-классика, 2003.
  6. Гинзбург К. Загадка Пьеро: Пьеро делла Франческа / Предисл. и пер. с итал. Михаил Велижев. - М.: Новое литературное обозрение, 2019.

Пьеро делла Франческа Пьеро делла Франческа

(Piero della Francesca) (около 1420 - 1492), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. В 1439 работал в мастерской Доменико Венециана. Испытал влияние Мазаччо, Ф. Брунеллески, а также нидерландского искусства. Работал в Ферраре, Римини, Риме, Ареццо, Урбино и Сан-Сеполькро. Уже в произведениях 50-х гг. ("Крещение Христа", 1450-55, Национальная галерея, Лондон; "Мадонна делла Мизерикордия", около 1450-62, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро; "Бичевание Христа", около 1455-60) проявились основные черты искусства Пьеро делла Франческа: величественность образов, объёмность форм, прозрачность приглушённого колорита, перспективное построение пространства. В 1452-66 Пьеро делла Франческа создал цикл фресок в церкви Сан-Франческо в Ареццо на тему легенды о "животворящем древе креста". Фрески написаны в тончайшей гамме бледно-розовых, фиолетовых, красных, серых и синих тонов и свидетельствуют об исключительном колористическом даровании художника. Обобщая объёмы фигур и развёртывая композиции параллельно плоскости стены, на фоне спокойных ясных ландшафтов, Пьеро делла Франческа добивается впечатления просветлённой торжественности, гармоничной целостности картины мира. Присущее его произведениям внутреннее благородство приобретает особую возвышенность во фреске "Воскресение Христа" (около 1463, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро). Около 1465 Пьеро делла Франческа исполнил отмеченные чеканной остротой форм и глубиной психологической характеристики профильные портреты герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца (Уффици), в которых большую роль играют насыщенные светом и воздухом панорамные пейзажные фоны. В поздних работах ("Рождество", около 1475, Национальная галерея, Лондон) светотень становится мягче, большое значение приобретает рассеянный серебристый свет. Пьеро делла Франческа - автор 2 научных трактатов. В первом из них - "О перспективе в живописи", написанном под влиянием Л. Б. Альберти, он даёт математическую разработку приёмов перспективы; во втором - "Книжица о пяти правильных телах" - практическое решение некоторых проблем стереометрии. Искусство Пьеро делла Франческа заложило основы Возрождения в живописи Средней и Северной Италии и оказало влияние на венецианскую и флорентийскую школы. Литература: В. Н. Лазарев, Пьеро делла Франческа, М., 1966: Clark К., Piero della Francesca, 2 ed., L., 1969; Longhi R., Piero della Francesca…, Firenze, 1980.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Пье́ро Де́лла Франче́ска

(piero della francesca) (ок. 1420, Борго Сан-Сеполькро, близ Флоренции – 1492, там же), итальянский живописец и теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения . Родился в семье ремесленника. В кон. 1430-х гг. работал в мастерской Доменико Венециано во Флоренции. Испытал влияние Мазаччо и Ф. Брунеллески , а также нидерландского искусства. Работал преимущественно в родном городе, где неизменно пользовался почётом и занимал важные государственные должности, а также в Ферраре (ок. 1448-50 гг.), Римини (1451 и 1482), Риме (1459), Ареццо (до 1466 г.). Автор двух научных трактатов («О перспективе в живописи», до 1482 г., в котором впервые дано математическое обоснование перспективы ; «Книга о пяти правильных телах», ок. 1490 г., – исследование о совершенных пропорциях).

В произведениях Пьеро царят светлая радость и торжественный покой. В композициях нет ничего случайного, суетного. Движения неторопливы и плавны, жесты скупы и выразительны. Последовательное применение линейной перспективы призвано не столько создать иллюзию трёхмерного пространства, сколько выразить справедливую разумность и упорядоченность мироздания. Этой же цели служит геометризация форм, особенно заметная, например, в головных уборах и причёсках, идеально круглых, конусовидных или цилиндрических. Вместе с тем Пьеро делла Франческа – один из величайших колористов в истории мирового искусства. Краски в его картинах и фресках чисты, легки, прозрачны и светоносны; насыщенное воздухом пространство словно омыто свежестью («Крещение Христа», 1450-55; «Мадонна Мизерикордия», 1460-е гг.).


Художника прославил цикл фресок в церкви Сан-Франческо в Ареццо (1452-66) на тему легенды о животворящем древе Креста, на котором был распят Иисус Христос. Литературным источником послужила «Золотая легенда» Иосифа Ворагинского (13 в.). Обобщая объёмы фигур, развёртывая строгие, пронизанные величавым ритмом композиции параллельно плоскости стены на фоне гармонически ясной, словно утренней природы, Пьеро делла Франческа добивается впечатления просветлённой торжественности. Во фреске «Сон императора Константина» он одним из первых в европейской живописи делает попытку передать поток света, рассеивающий ночную мглу. Особая возвышенность и благородство отличают образный строй фрески «Воскресение Христа» (ок. 1463 г.). Профильные портреты герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца (ок. 1465 г.) своими чеканными контурами напоминают античные медали. Погрудные изображения супругов вплотную придвинуты к переднему плану, в то время как пейзаж, простирающийся словно у их ног, убегает вдаль, растворяясь в голубоватой дымке. В поздней работе «Мадонна со святыми и Федериго да Монтефельтро» (ок. 1472-75 гг.) архитектура храма, в котором пребывают Мадонна и предстоящие ей святые, не обозначает фон для изображённого события, а создаёт глубинное центрическое пространство.


Искусство Пьеро делла Франческа заложило основы живописи эпохи Возрождения в Средней и Северной Италии. Учениками и последователями мастера были Лука Синьорелли, Мелоццо да Форли и Франческо Косса.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "Пьеро делла Франческа" в других словарях:

    Пьеро делла Франческа. Крещение Христа. 1450—1455. Национальная галерея. Лондон. Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca) (около 1420 — 1492), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. В 1439 работал в мастерской Доменико… … Художественная энциклопедия

    - (Piero della Francesca) (ок. 1420 92) итальянский живописец. Представитель Раннего Возрождения. Произведения отличают величественная торжественность, благородство и гармония образов, обобщенность форм, глубокая продуманность пропорций, разумная… … Большой Энциклопедический словарь

    - (Piero della Francesca) (1406/1420 1492), итальянский живописец и математик, один из величайших мастеров эпохи Раннего Возрождения. Родился между 1406 и 1420 в Борго Сан Сеполькро в Умбрии (ныне северо восточная часть Тосканы). Отсутствие каких… … Энциклопедия Кольера

    - (Piero della Francesca) (около 1420 1492), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Произведения отличаются величественной торжественностью, благородством и гармонией образов, обобщённостью форм, глубокой продуманностью пропорций,… … Энциклопедический словарь

    - (Piero della Francesca) (р. около 1420, Сан Сеполькро, Тоскана, похоронен 12.10.1492, там же), итальянский живописец. В 1439 работал в мастерской Доменико Венециано. Испытал влияния Мазаччо и Ф. Брунеллески, а также нидерландского… … Большая советская энциклопедия

    Пьеро делла Франческа - (Piero della Francesca) Ок. 1415 1420, Борго Сан Сеполькро 1492, Борго Сан Сеполькро (ныне город Сансеполькро). Итальянский живописец и теоретик искусства. Мастер тосканской школы. Работал в Борго Сан Сеполькро, Ареццо, Риме, Ферраре, Флоренции.… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

    - «Портрет герцога Федериго Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца», галерея Уффици, Флоренция … Википедия

    Пьеро делла Франческа - (ок. 1420 1492) ит. живописец. Крупнейший из живописцев и теоретиков искусства Раннего Возрождения. Родился в небольшом городке Борго Сан Сеполькро в Умбрии, недалеко от Арец цо, в семье ремесленника. Учился в мастерской Доменико Венециано во… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

    Пьеро делла Франческа - ПЬÉРО ДÉЛЛА ФРАНЧÉСКА (Piero della Francesca) (ок. 1420–92), итал. живописец эпохи Раннего Возрождения. Произв. отличаются величеств. торжественностью, благородством и гармонией образов, обобщённостью форм, глубокой продуманностью пропорций … Биографический словарь

Пьеро делла Франческа (Пьеро (Пьетро) ди Бенедетто деи Франчески) - крупнейший художник и теоретик эпохи Раннего Возрождения (1420-1492). Родился в семье красильщика и торговца шерстью в Умбрии, в маленьком городке Борго-Сан-Сеполькро рядом с Ареццо. Назван был по имени матери, т.к. отец его умер до его рождения. О жизни художника дошло мало достоверных сведений. Первое упоминание относится к 1431 году, когда Пьеро работает над первым заказом - расписывает церковные свечи. < >
Учился он у Доменико Венециано во Флоренции, под руководством которого работал в 1439 г. над украшением флорентийского собора Сан Эджедио (однако фрески не дошли до нашего времени. Работал в Римини, Ареццо, Урбино, Ферраре, Риме. 1450-1462 г. в родном городе, где был городским советником, была написана алтарная картина "Мадонна Милосердия". Художник нашел необычайно выразительные приемы при создании образа Мадонны. Похожая на статую, фигура юной Марии превосходит размерами фигуры приподающих к ее ногам. Она распрастерла тяжелый плащ над ними, каждый может найти защиту и прибежище.

Мадонна Милосердия. («Мадонна Мизерикордия»), центральное панно; Пинакотека, Сансеполькро, 1445-1450-е гг.

Одновременно с «Мадонна Миилосердия» Пьеро делла Франческа написал знаменитое «Крещение», предназначенное для алтаря церкви Сан Джованни Баттиста в Борго Сансеполькро.


«Крещение» (Национальная Галерея, Лондон, 1445-1450 гг.

Фрески в алтаре церкви Сан-Сансеполькро Франческо в Ареццо (1452-1466) - самое замечательное создание мастера. На них изображена история Животворящего Креста, на котором распяли Христа, согласно "Золотой легенде", рассказанной монахом 13 века Якопо де Вораджине. . Франческа выбрал основные моменты из многих. Вначале - "Смерть Адама", когда на могиле Адама вырастает священное дерево, в конце -возращение реликвии в Иерусалим византийским императором Ираклием. В размещении сцен Франческа не следовал повествованию, а создал фресковый ансамбль, который рассчитан на единовременное обозрение. Сочетание объемности и в то же время плоскостности в изображении - одна из удивительных особенностей Пьеро делла Франческа, который соблюдая законы перспективы, не создавал иллюзии глубины пространства. Даже здания на фресках изображены в фаз, а не под углом.

История Адама (Смерть Адама). Фрески в церкви Сан-Франческо, 1452-1465 гг.

Открытие дерева Креста Христова: встреча царя Соломона и царицы Савской. Фрески в церкви Сан-Франческо, 1452-1465 гг.

На фасаде дворца царя Соломона очень высокие колонны настолько быстро уменьшаются по мере их удаления от зрителя, что видна в сущности только первая из них, разделяющая фреску на две части. На фреске господствует спокойный свет, краски лучезарны.

Сновидение Константина. Фрески в церкви Сан-Франческо, 1452-1465 гг.

Франческо тонко передал эффект искусственного освещения в луче света, исходящего от ангела, из темноты выступает шатер полководца. Это не имеет аналогий в итальянской живописи ХV века.

Пьеро делла Франческа часто посещал Урбино, выполнял поручения герцога Урбинского и был, вероятно, его другом. Двор Монтефельтро в Урбино был одним из центров интеллектуальной жизни Италии. Для Урбинского дворца было написано «Бичевание Христа» в 1455-1460 и являет собой итог всех живописные поисков художника Это одна из прекраснейших и самых загадачных картин художника. Сама сцена «Бичевания» расположена в глубине портика, на фоне строгой архитектуры. Ясные, четкие конструкции основываются на точных расчетах.


Бичевание Христа. Национальная Галерея, Урбино. 1455-1460 гг.

К 1460-м гг. относятся фрески «Мадонна дель парто» в погребальной капелле Монтерки (Ареццо); «Воскресение Христа» в Палаццо Консерватори (Сансеполькро) и св. Мария Магдалина в соборе в Ареццо. В «Мадонне дель парто» художник избрал тему, редкую для итальянской живописи и достаточно распространенную во Франции и Испании — Богоматерь, носящая во чреве младенца.

«Мадонна дель парто». Ареццо. 1460-е.

В 1470- х годах для семьи Монтефельтро он написал парные портреты Баттисты Сфорцо и Федерико де Монтефельтро (1465-1475, оба — Галерея Уффици, Флоренция). В портретах правителей Урбино ярко проявились две составляющие искусства художника: нидерландская и итальянская. Нидерландская линия особенно заметна в передаче прически и украшений герцогини, в интересе к подробностям «ландшафта» лица герцога — глубокие морщины и крупные родинки; итальянская — в типе парного профильного портрета, особой ясности и структурности пространства, прозрачной чистоте воздуха. На оборотах обеих досок изображены триумфы герцога и его жены: Баттиста восседает на кресле, поставленном на колесницу, запряженной двумя единорогами — символами целомудрия, с раскрытой книгой в руках в окружении Добродетелей; Федерико стоит на колеснице, запряженной бигой белых лошадей, с жезлом в правой руке, увенчанный победным лавром.

Портрет герцога Федериго Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца», галерея Уффици, Флоренция. около 1465 г.

Триумф. Герцог и герцогиня на триумфальных колесницах, оборотная сторона, галерея Уффица, Флоренция.около 1465 г.

К поздним шедеврам принадлежит поэтичное серебристо-голубоватое воздушное "Рождес тво"

Рождество. Национальная галерея, Лондон.около 1470 г

Последнее из документально подтвержденных произведений Пьеро делла Франческа «Мадонна Монтефельтро», или «Сакра коверсационе» (Sacra Conversatione — Священное собеседование), написана для главного алтаря церкви Сан Бернардино в Урбино между 1472 и 1474 гг. (Пинакотека Брера, Милан). Живописная алтарная ниша словно заключает в объятия Мадонну с младенцем, предстоящих ей ангелов, святых и заказчика Федерико II Монтефельтро, смиренно опустившегося перед ней на колени. Глубина ниши подчеркнута изящной деталью — яйцо, подвешенное
над головой Богоматери.

«Мадонна Монтефельтро»(«Сакра коверсационе»), Пинакотека Брера, Милан, 1472-1474 гг

В старости Пьеро делла Франческа оставил живопись из-за ухудшения зрения, и обратился к математике, создал свои знаменитые трактаты: «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах" по стереометрии. Умер Пьеро делла Франческа в Борго 12 октября 1492. Искусство Пьеро делла Франческа ощутимо повлияло на итальянское искусство в целом и особенно на художников Северной Италии. Учениками художника были Мелоццо да Форли (1438-1494) и Лука Синьорелли (ок.1445-1523), талантливые художники кватроченто.

http://www.artprojekt.ru/gallery/francesca/index.html http://ru.wikipedia.org/wiki http://artwwworld.org.ua/hudozhniki/Francheska/
Энциклопедия для детей. Искусство, т. 7, часть 1, Из-во "Аванта+", 1997 г. <