Художественная культура России XVII в смена духовных. Художественная культура России XVII в.: смена духовных ориентиров

История Русской православной церкви

Наследник святителя Алексия: митрополит Киприан и смена церковно-политических ориентиров

Преемник святителя Алексия и современник князя Дмитрия Ивановича Донского, заставший в живых преподобного Сергия, митрополит Киприан оказался на рубеже двух эпох, сильно различающихся друг от друга



Митрополит Киприан и святитель Алексий. Образы митрополита Киприана и свят. Алексия, если сравнивать их по имеющимся историческим источникам и исторической литературе, разнятся до противоположности. Образ властного хозяина – митр. Алексия, ориентированного на хорошие отношения с Ордой и московским князем и на плохие отношения к их врагам – Твери и Литве, собеседника преп. Сергия и «политического исихаста», национального вождя и церковного администратора, слишком контрастирует с мастером интриг и дипломатии, восточноевропейским космополитом и литератором, не стоящим «над свхаткой», но имеющим свою независимую позицию, митр. Киприаном. Это, но далеко не только это, стало причиной глубокого конфликта, который с самого начала стал отличительной чертой взаимоотношений митр. Киприана и свят. Алексия. Примечательно, что выбирая между уже назначенным преемником митр. Киприаном и любимцем князя Дмитрия Митяем Алексий предпочел видеть в своих преемниках преп. Сергия.

Митрополит Киприан и князь Дмитрий Иванович Донской. Князь Дмитрий Иванович, вошедший в историю как победитель на Куликовом поле, отличался крайней непоследовательностью в церковных делах. Очевидно, что именно от него (в большей степени, чем при его предшественниках) зависело положение митрополита на Руси. В течение всего своего правления он сознательно шел на конфликт с иерархами, кто бы ни претендовал на митрополичий стол. Киприан не стал исключением. Он три раза побывал в Москве перед тем, как сбежать в Литву и ждать там смерти грозного, но недальновидного московского князя.

Митрополит и Куликовская битва. В исторической науке спорят, был ли митр. Киприан в Москве во время донского похода князя Дмитрия. Думается, что вопрос «притянут за уши». Речь не только о том, могут ли сложные согласования данных исторических источников быть решены, если применить приемы исторической хронологии и выявить использование разных календарных систем в источниках. Главное – нигде не говорится о благословении на битву со стороны Киприана. И для современников события, и для его потомков всегда было важно знать, как благословил князя на битву преп. Сергий. Отсутствие же митрополичьего благословения почему-то никого не смущало. Однако нежелание даже обсуждать необходимость его получения должно быть воспринято нами как недружественный шаг князя по отношению к церкви.

Митрополит Киприан и Орда. В отличие от пяти своих предшественников, митр. Киприану не пришлось ездить в Орду. В этом заключалось существенное различие между митрополитами двух эпох. Раздоры в Орде сделали поездки митр. Киприана и его преемников туда совершенно ненужными. Нет сомнения в том, что такое положение дел во многом было подготовлено действиями свят. Алексия, однако самому ему было практически невозможно воспользоваться плодами своих усилий.

Митрополит Киприан и Литва. Литва оказалась в общем-то новым участником церковно-политических отношений как раз к 1360-м годам, когда власть свят. Алексия в Москве окончательно упрочилась. В условиях естественного соперничества Москвы и Твери, а также Москвы и Литвы (что сделало союз Твери и Литвы практически неизбежным) митр. Алексий оказался в Литве персоной non grata. Однако позиционировавший себя как эдакий «православный космополит» митр. Киприан именно в силу своей космополитичности оказался приемлем для Ольгерда и его преемников, что обеспечило митрополиту и относительную независимость от каждого из князей, и сохранение единства русской митрополии.

Митрополит Киприан и Рим. Желание митр. Киприана совмещать руководство русской (московской) и литовской (в союзе с Тверью) церковью заставляло его терпимо относиться к происходящему в Литве. После 1386 года, когда была введена первая польско-литовская уния, в Вильно сильные позиции получила католическая церковь. Аналогичным образом изменилась обстановка и в Византии. В 1387 году был взят крупнейший город – Фессалоника, угроза захвата нависла над столицей. Теснимая турками империя обратилась за помощью к Западной Европе – император Мануил поехал к европейским монархам искать поддержки и нашел ее только у папы в Риме и в католической Венгрии. Киприан должен был, подстраиваясь под меняющиеся обстоятельства, лучше относиться к идее церковной унии. Настроенным на дипломатическое примирение и возможность унии на принципах православной догматики был и его племянник – западнорусский митр. Григорий Цамблак.

Митрополит Киприан и литературное дело. С именем митр. Киприана связывают заметный всплеск литературной деятельности в Москве. Сам Киприан оставил после себя несколько посланий и «Житие митрополита Петра», что также отличает его от предшественников. Из предстоятелей Русской церкви монгольского периода только свят. Алексий оставил небольшое литературное наследство, но только митр. Киприан стал полноценным книжником. С именем митр. Киприана связывают появление первого успешного общерусского летописного свода, который был закончен через два года после смерти митрополита – в 1408 году. Не без его влияния были составлены и первые произведения т.н. «Куликовского цикла». Кроме того, именно митр. Киприан стал организатором последней в Русской церкви успешной реформы церковного устава, когда старый устав Великой церкви был заменен на новосавваитский.

Заключение. Взаимоотношения с Ордой именно в правление митр. Киприана претерпели существенные изменения. Даже несмотря на то, что иго было восстановлено в результате Куликовского сражения, в судьбе русских митрополитов оно не играло больше существенного значения (чего не скажешь о русских князьях). Ни поездки в Орду к ссорящимся претендентам на ханский престол, ни ярлыки на митрополитство больше не решали прежней задачи – легализации церковной власти на Руси. Это обозначило неизбежность скорого падения ига и сделало русского митрополита, как ни противоречиво это прозвучит, более независимым участником исторических событий и значительно более зависимым в них от московских князей.

Митрополит Киприан стал первым в недолгом списке русских митрополитов, кому довелось служить на две этнополитические общности – на Руси и на Литве. Предшественники митр. Киприана не знали этой проблемы. При митрополите Феогносте Литва еще не представляла собой той силы, которой было необходимо опасаться как в плане политическом, так и в возможностях Литвы разделить русскую митрополию. В конце 1360-х годов возвышение Литвы ощутил на себе свят. Алексий, однако он был «слишком» московским митрополитом, чтобы иметь возможность встать над политической схваткой. А митрополиту Киприану пришлось договариваться, и заведенный им порядок продержался в течение полувека – при митрополитах Фотии и Исидоре.

И, наконец, смена эпох обозначилась в смене духовных ориентиров. Хотя единое русское государство еще не было построено, на Куликовом поле обнаружилось, что основа будущего единого государства уже сложилась – это воспринимающий себя единым русский этнос. Поэтому идея национальной идентичности и лидерство Москвы, формировавшиеся в предшествующую эпоху – при св. митр. Петре и Алексие, преп. Сергии и многих малоизвестных и безвестных героях того времени, уступила место идее, пришедшей извне. Это была идея европейской общности, как сказал бы Л.Н. Гумилев, европейского суперэтноса. Возможно ли его построить? Поскольку этнически Европа слишком пестра, вопрос был поставлен в церковно-политическом аспекте: в какой степени перспективна идея христианского единства? Поэтому и митр. Киприан, и митр. Фотий, и митр. Исидор (в наибольшей степени) были поставлены перед заманчивым предложением – поработать над проектом греко-римского церковного единства, упразднив или отодвинув на задний план православно-католические противоречия. История показала, что предлагать такой проект было еще рано – только в ХХ веке вызрели условия для такого сближения. Однако история показала и иное – лидерство в решении данного вопроса перешло к Русской церкви, а за прошедшие ко времени митр. Киприана два с половиной века конфронтации именно на Руси сложились наиболее последовательные и глубокие антилатинские представления, и ломать их было практически невозможно. Дальнейший ход истории России сделал такой путь развития практически невозможным.

Термин, введенный Г. М. Прохоровым с подачи прот. Иоанна Мейендорфа. Отношения митр. Киприана к Константинопольским патриархам были сложными из-за смены политической конъюнктуры, в результате чего патриархи-исихасты перестали занимать патриарший престол ( Христианский Восток и возвышение папства. Церковь в 1071-1453 гг. М.: Издательство ПСТГУ, 2010. С. 444-463; Аверьянов К. А. Где был митрополит Киприан в 1380 году? // Вопросы истории. №2. 2008. С. 151).

Аверьянов К. А. Где был митрополит Киприан в 1380 году? С. 150-154.

Любавский М. К. Очерк истории Литовско-русского государства до Люблинской унии включительно. СПб.: Наука, 2004. С. 54-59.

Сметанин В. А. Византийское общество ХIII-ХV в. по данным эпистолографии. Свердловск: УрГУ, 1987. С. 214-215.

Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1.М.: Терра, 1997. С. 336-337.

Турилов А. А.

Послания митрополита Киприана // Прохоров Г. М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Повесть о Митяе. СПб.: Алетейя, 2000. С. 392-437.

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Вторая половина ХIV-ХVI в. Ч. 1. Л.: Наука, 1988. С. 25-34. О Киприане – С. 464-475.

Приселков М. Д. История русского летописания. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. С. 187-189.

Древнерусская литература: тема Запада в XIII-XV вв. и повествовательное творчество / Авт. колл. О.В. Гладкова, А. С. Демин, Ф. С. Капица, В. М. Кириллин и др. М.: Азбуковник, 2002. С. 40-42.

Тафт Р. Византийский церковный обряд. Краткий очерк. СПб.: Алетейя, 2000. С. 100-102.

Список литературы:

  1. Аверьянов К. А. Где был митрополит Киприан в 1380 году? // Вопросы истории. №2. 2008. С. 150-154.
  2. Древнерусская литература: тема Запада в XIII-XV вв. и повествовательное творчество / Авт. колл. О.В. Гладкова, А. С. Демин, Ф. С. Капица, В. М. Кириллин и др. М.: Азбуковник, 2002.
  3. Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1.М.: Терра, 1997.
  4. Любавский М. К. Очерк истории Литовско-русского государства до Люблинской унии включительно. СПб.: Наука, 2004.
  5. Пападакис А., Мейендорф И., прот. Христианский Восток и возвышение папства. Церковь в 1071-1453 гг. М.: Издательство ПСТГУ, 2010.
  6. Приселков М. Д. История русского летописания. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996.
  7. Прохоров Г. М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Повесть о Митяе. СПб.: Алетейя, 2000.
  8. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Вторая половина ХIV-ХVI в. Ч. 1. Л.: Наука, 1988.
  9. Сметанин В. А. Византийское общество ХIII-ХV в. по данным эпистолографии. Свердловск: УрГУ, 1987.
  10. Тафт Р. Византийский церковный обряд. Краткий очерк. СПб.: Алетейя, 2000.
  11. Турилов А. А. Григорий Цамблак // Православная энциклопедия. Т. 12. М., 2006. С. 583-592.
Художественная культура
России XVII в.:
смена духовных ориентиров
.Корина Илона Викторовна

XVII век

Европа, пережившая Реформацию, переходит к
новому мировоззрению, а Россия по сути еще Древняя Русь
Главные ценности – «древнее благочестие»,
устои, традиции
Но растет интерес к наукам, к другим странам
Растет взаимодействие с другими славянскими
народами (белорусами, украинцами, поляками),
испытывающими влияние западноевропейской
культуры
.Корина Илона Викторовна

XVII век - переходный период русской
истории от эпохи Средневековья к Новому
времени, когда, по словам современника
«старина и новизна перемешались».
Характерные черты культуры:
обмирщение культуры, т.е.усиление её
светского характера
усиление влияния европейской культуры
.Корина Илона Викторовна

«Обмирщение» русской культуры

В науке – рост интереса к изучению и
обобщению опыта с целью применения его в
жизни
В литературе – появление светских жанров
В архитектуре – сближение облика культовых и
светских построек
В живописи – постепенное разрушение
иконографических канонов и формирование
реалистических тенденций
.Корина Илона Викторовна

ОБРАЗОВАНИЕ
Расширялась система начального
образования: открывали школы
(училища) при монастырях, частные
учебные заведения.
создано несколько государственных
школ.
распространение среди знати
получило домашнее образование.
Специальные школы готовили
служащих для центральных учреждений
(Печатного двора, Аптекарского приказа
и т. д.).
В 1687 г. Москве основана первая
высшая школа - Славяно-греко-
латинская академия.
.Корина Илона Викторовна

ОБРАЗОВАНИЕ
Образование по-прежнему носило религиозный характер.
Обязательным было заучивание наизусть церковных книг
(часослов и псалтыри).
Среди учебных курсов преобладали богословские
дисциплины
со второй половины века образование постепенно
приближалось к практическим нуждам практическим
нуждам, более широкое распространение получили
светские дисциплины
.Корина Илона Викторовна

ПРОСВЕЩЕНИЕ
В 1620 вышла первая
рукописная газета
"Куранты".
Название появилось при
Алексее Михайловиче
.Корина Илона Викторовна

ЛИТЕРАТУРА
Автобиографическое
произведение
«Житие протопопа
Аввакума, им самим
написанное».
.Корина Илона Викторовна

Симео́н
По́лоцкий
(1629-1680)
(в миру - Самуил
Гаврилович ПетровскийСитнянович) - монах,
писатель, богослов, поэт,
драматург, переводчик.
Был наставником детей
русского Алексея
Михайловича от первого
брака: Софьи и Федора
.Корина Илона Викторовна

ЛИТЕРАТУРА
публицистика Симеон Полоцкий
стихи
Вирши Симеона Полоцкого
«учительные вирши» Кариона
Истомина (1680-е, 1690-е гг.).
драма
Симеон Полоцкий
«О Новуходоносоре царе»
«Притча о блудном сыне»
.Корина Илона Викторовна

ЛИТЕРАТУРА
историческая «Сказание» келаря Троицеповесть
Сергиева монастыря Авраамия
Палицына.
Посвящено Смуте
«Повесть об Азовском сидении
казаков»
.Корина Илона Викторовна

ЛИТЕРАТУРА
Сатирическая «Сказание о куре и лисице»
повесть
«Сказание о попе Савве и великой его
славе»
«Повесть о Шемякине суде»
«Калязинская челобитная»
«Повесть о Ерше Ершовиче»
«Служба кабаку»
.Корина Илона Викторовна

ЛИТЕРАТУРА
Бытовая
повесть
Актуальной стала тема взаимоотношений старого
и молодого поколений:
«Повесть о Горе-Злочастии»,
«Повесть о Савве Грудницыне».
.Корина Илона Викторовна

АРХИТЕКТУРА
отказ от аскетической строгости и
простоты
стремление к внешней
нарядности, живописности,
декоративности
.Корина Илона Викторовна

Архитектура

«Русское узорочье»
Богатый декор
Красочность
Разнообразие и
затейливость форм
«Нарышкинское»
(московское) барокко
Ярусность
Центричность
«Восьмерики» на
«четверике»
Колонны
Наличники
Фигурные фронтоны
Белокаменные детали на
красном фоне
.Корина Илона Викторовна

Храмовая
АРХИТЕКТУРА
.Корина Илона Викторовна

Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье) - архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке в России.

Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье) -
архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке в
России.
Характерные черты:
Богатый декор
Красочность
Разнообразие и затейливость форм
Декор:
Резные наличники окон (в том числе в виде
кокошников), многоярусные кокошники по
сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков»,
витые столбики, полуколонки, гирьки, изразцы.
.Корина Илона Викторовна

.Корина Илона Викторовна

Гирька

.Корина Илона Викторовна

.Корина Илона Викторовна

.Корина Илона Викторовна

Церковь Николая Чудотворца в Берсеневе

.Корина Илона Викторовна

.Корина Илона Викторовна

.Корина Илона Викторовна

«Русское узорочье»

.Корина Илона Викторовна

церковь Иоанна
Предтечи в
Ярославле
.Корина Илона Викторовна

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках. 1679-1682гг
.Корина Илона Викторовна

Церковь Спаса Преображения в Кижах

.Корина Илона Викторовна

.Корина Илона Викторовна

Церковь рождества Богородицы в Путинках

.Корина Илона Викторовна

АРХИТЕКТУРА
Запрет возводить шатровые храмы
В 1652 г. патриарх Никон, пытаясь возродить
строгие канонические традиции древнего
зодчества, запретил возводить шатровые храмы.
Образцом культового строительства был
провозглашён храм Гроба Господня в Иерусалиме
.Корина Илона Викторовна

АРХИТЕКТУРА
.Корина Илона Викторовна

Воскресенский собор Новоиерусалимского
монастыря.
.Корина Илона Викторовна

церковь Ильи Пророка в Ярославле
.Корина Илона Викторовна

«Нарышкинское барокко»

.Корина Илона Викторовна

«Нарышкинское»
(московское) барокко
Ярусность
«Восьмерики» на
«четверике»
Колонны
Наличники
Фигурные фронтоны
Белокаменные детали
на красном фоне
.Корина Илона Викторовна

Храм Покрова
в Филях
.Корина Илона Викторовна

.Корина Илона Викторовна

Колокольня
Новодевичьего
монастыря
.Корина Илона Викторовна

.Корина Илона Викторовна

Гражданское строительство
.Корина Илона Викторовна

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском
(1667-1668) г).
Архитекторы Семен Петров, Иван Михайлов
.Корина Илона Викторовна

Современники называли его «восьмым чудом света».

.Корина Илона Викторовна

ДВОРЕЦ В КОЛОМЕНСКОМ
.Корина Илона Викторовна

.Корина Илона Викторовна

Теремной дворец царя Алексея
Михайловича.
Зодчие Бажен Огурцов и Антип Константинов
.Корина Илона Викторовна

.Корина Илона Викторовна

.Корина Илона Викторовна

.Корина Илона Викторовна

Потешный дворец

единственный сохранившийся в
Кремле архитектурный памятник
боярского жилья.
Здание построено в 1652 году
для боярина Милославского –
тестя
царя
Алексея
Михайловича.
Зодчий,
неизвестен.
Боярин
Милославский прожил здесь 16
лет, и после его смерти палаты
отошли казне, а с 1679 года их
переделали под театр.
Здесь устраивались различного
рода «потехи» – увеселения для
царской семьи.
.Корина Илона Викторовна

АРХИТЕКТУРА
Гражданское строительство
Поганкины палаты в Пскове
.Корина Илона Викторовна

Ростовский кремль

.Корина Илона Викторовна

Гражданское строительство
каменные постройки, в
которых также заметно
увлечение декоративным
оформлением фасадов
Палаты думного дьяка
Аверкия Кириллова
1656-1657
.Корина Илона Викторовна

Живопись

Нарушаются иконографические каноны
Европейское влияние
Симон Ушаков и Иосиф Владимиров вводят
новшество: «живоподобие» с помощью
светотени
Изображение реальных лиц – уже не икона,
но ещё не портрет
.Корина Илона Викторовна

Симон Ушаков

.Корина Илона Викторовна

Симон Ушаков. Троица Ветхозаветная

.Корина Илона Викторовна портрет вне зависимости от стиля, техники
изображения, места и времени написания.
Произведение переходного периода от иконописи к
светской портретной живописи.
Парсуна – портрет реального лица (царя, боярина,
митрополита, иногда даже купца) , выполненный
иконописными приемами. Парсуной не изображали
простых людей, а изображали только каких то очень
известных персон, или персон известных в своём
округе.
.Корина Илона Викторовна

Наиболее известным автором парсун считается
Симон Ушаков.
По стилю, приёмам и материалам живописи
парсуны первоначально ничем не отличаются от
икон, выполняются на иконных досках
Во второй половине XVII века парсуна часто
пишется на холсте в технике масляной живописи,
хотя манера исполнения продолжает содержать
иконописные традиции.
Временем окончательного превращения
парсунной живописи в западноевропейский
живописный портрет считаются 1760-е годы.
.Корина Илона Викторовна

Парсуна князя М. Скопина-Шуйского

Парсуна князя
М. СкопинаШуйского
.Корина Илона Викторовна

Царь Алексей Михайлович

Царь Фёдор Иоаннович
Царь Алексей
Михайлович
.Корина Илона Викторовна

Художественная культура XVII века

Смена духовных ориентиров







«Бунташный век»

  • Большие и малые бунты, дворцовые перевороты, Смута, церковный раскол.
  • Средневековое искусство оттеснялось новыми светскими идеалами.

Авраамий Палицын

  • Келарь Троице-Сергиева монастыря. Знаменитый писатель и историк, автор повести об осаде Троицкого монастыря поляками. «Сказание» [ ,-описывает события 1584-1618 годов, насыщено фактическим материалом, создано около 1620 года .

Хворостинин И.А

  • Родом из ярославских удельных князей, в молодости поддерживал Лжедмитрия I, позже напишет « Словеса дней и царей и святителей Московских еже есть в России » - в котором даны характеристики современным ему государственным деятелям: Борису Годунову , Лжедмитрию I , Василию Шуйскому , патриарху Гермогену , и другим. В 1624 году Хворостинин написал ряд церковно-полемических работ с антиеретической и антикатолической направленностью.

Реформа Никона

  • Яркий противник изоляционизма, хотел, чтобы Москва стала центром вселенского православного христианства.
  • Реформу активно поддерживали дворяне, избрав путь европеизации

Повесть о Савве Грудцыне

  • Начинается с рассказа об осаде русскими войсками Смоленска 1632-1634.
  • О жизни Саввы, который разочаровался в любви и продал душу дьяволу
  • Заболев, раскаялся и был прощен Богом

Симеон Полоцкий

  • Деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин, придворный астролог. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора.
  • Стихотворный перевод Псалтири

Мир сей приукрашенный – книга есть велика, еже словом написал всяческих Владыка. Пять листов препространных в ней ся обретают, яже чюдна писмена в себе заключают.


Протопоп Аввакум

  • протопоп города Юрьева-Повольского, противник церковной реформы патриарха Никона . Духовный писатель, ему приписывают 43 сочинения - знаменитое « Житие »(писал о себе и от своего имени) «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Считается родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы. Старообрядцы почитают Аввакума священномучеником и исповедником .

Николай Павлович Дилецкий

  • Украинский и русский музыкальный теоретик, композитор. Автор книги «Грамматика пения мусикийского, или Известные правила в слоге мусикийском, в них же обретаются шесть частей или разделений». Музыкальные сочинения Дилецкого оказали влияние на развитие партесного пения в России.



Воздвижение Креста

Гурий Никитин (Гурий Никитич Кинешемцев) (ок. 1620 , Кострома - 1691 , там же) - русский живописец, крупнейший мастер фрески и иконописи второй половины XVII века, старшина артели костромских иконописцев.

Воздвижение Креста

Феодоровская икона Божией Матери со сказанием. 1680-е годы. Россия, Кострома.


Цель курса - сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.
Автор отобрал из произведений зарубежного искусства и культурных фактов то, что наиболее близко соприкасалось с русской культурой, питало ее, взаимодействовало с ней, то, что является актуальным художественным наследием современности.
В учебник для 10 класса вошли темы истории культур Древнего и средневекового Востока, становления европейской культурной традиции, основ русской национальной культуры.

Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров.
Современники нарекли XVII в. «бунташным временем». И это не случайно: сложный, противоречивый период истории отмечен многочисленными большими и малыми бунтами, дворцовыми переворотами, лихими годами Смуты, сменой правящей царской династии, борьбой с внешними врагами, и, наконец, церковным расколом, который один из ученых назвал «первой русской гражданской войной». Искусство, конечно, не могло остаться в стороне от общественных борений и отразило всю разноголосицу российской жизни. Но все же не в этом заключается главная суть тех перемен, что явственно сказались во всех видах художественного творчества. Прежде всего произошла смена духовных ориентиров общества, что ярко запечатлели литература, живопись, архитектура, музыка. Приоритеты и ценности старого, средневекового храмового искусства постепенно оттеснялись новыми светскими идеалами. И в этом процессе были свои борения, не менее страстные, нежели в политике. Результат известен: XVII в. стал завершающим этапом в развитии древнерусской художественной культуры.

В искусстве XVII в. сплелись разные, порой взаимоисключающие тенденции. «Старина и новизна перемешалися», - так говорили люди, характеризуя культурную ситуацию своей эпохи, когда средневековый художественный канон еще был достаточно устойчив, но новое светское уже вторглось в творчество иконописцев, распевщиков, писателей и зодчих. А еще следует подчеркнуть: именно в XVII в. начинается процесс сближения русской и европейской культур, что в итоге привело к коренным преобразованиям «Святой Руси», осуществленным позднее Петром Великим. Но первые результаты зарождающегося диалога «русского» и «европейского» уже хороню видны в произведениях искусства «бунташного времени».

Оглавление
Введение 5
Тема 1. Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности 11
Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции 31
Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений 47
Тема 4. Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой 67
Тема 5. Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты 79
Тема б. Античность: колыбель европейской художественной культуры 95
Тема 7. От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия 121
Тема 8. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности 135
Тема 9. Худо ж ест венная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма 163
Тема 10. Северное Возрождение: в поисках правды о человеке 195
Тема 11. Художественная культура XVII в.: многоголосие школ и стилей 217
Тема 12. Художественная культур а европейского Просвещения: утверждение культа разума 257
Тема 13. Художественная культур а Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства 287
Тема 14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты 299
Тема 15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждении общерусского художественного стиля
Тема 16. Худо ж ест венная культур а XVII в.: смена духовных ориентиров 333
Тема 17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов 349
Литература 375.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Мировая художественная культура, 10 класс, Часть 1, Рапацкая, 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

В 2009 году в США вышло пособие «Белое пятно: почему журналисты не пишут о религии». Книга написана под редакцией авторов религиозных колонок знаменитых американских изданий. Основной посыл этого труда – «мы не можем не писать о религиозных проблемах после событий 11 сентября 2001 года, поскольку религиозные контексты определяют другие ориентиры: политические, социальные, культурные». Когда мы наблюдаем за болезненной для нас ситуацией на Востоке Украины, то понимаем, что проблема имеет значительно более глубокие корни. И здесь дело не только в геополитических и властных амбициях, а в духовном кризисе, на который мы, как общество, часто закрывали глаза. Об этом – в размышлениях на основе недавних событий.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

В начале недели украинцы праздновали 1026-летие Крещения Руси. Конечно, нынешнее празднование не было таким скандальным, как в прошлом году. Украинцы вышли на крестный ход по улицам Киева с просьбой мира и прекращения войны. Зато в Москве, в то же время собралось около сотни тысяч мусульман для празднования завершения Рамадана. В СМИ даже раздавались разнообразные комментарии по поводу сравнения этих событий. Для меня лично нет ничего плохого в том, что мусульмане имеют свое законное право, как и христиане для проведения религиозных обрядов. Однако это событие разрушило миф об истоках христианства, который лелеяла Москва, присваивая себе чужую историю. Мы наглядно убедились в том, кто является ментально ближе к христианскому мировоззрению, и кто прямой потомок Владимирского крещения.

ПОСЛЕДСТВИЯ ДУХОВНОГО КРИЗИСА

Хотя украинцы – это по-настоящему христианская нация, о чем свидетельствует история на всех этапах развития государства, однако есть также и скрытые духовные проблемы, которые для многих кажутся неважными, однако в действительности они имеют большое значение. После ужасной катастрофы малазийского «Боинга 777» на территории Донецкой области буквально всё внимание мировых медиа сконцентрировано на этом событии. После трагедии все передовые европейские и американские печатные издания изобиловали карикатурами-шаржами-коллажами на Владимира Путина, но на более действенные шаги, имея в виду очередной круг жёстких экономических санкций, Европа не отважилась. Однако в истории этой катастрофы, по-видимому, многих взволновало не только это. В социальных сетях, а позже - в мировых и украинских медиа, всё больше распространяли видео о мародёрствах террористов по отношению к телам погибших. Именно эти кадры выглядели самыми страшными, поскольку засвидетельствовали духовный кризис наивысшей степени. Собственно в этом контексте, по-моему, и стоит говорить об отсутствии ценностно-моральных ориентиров, ведь любая религия мира отрицает, во-первых, такое обращение с человеческой жизнью (вспомним расшифровки диалога террористов перед сбиванием самолёта, обращение с членами экспертной комиссии – Авт.), во-вторых, учит с уважением относиться к человеческим останкам. Поэтому через сюжеты СМИ об издевательстве над телами, по-моему, должны сделать для себя соответствующие выводы как украинцы, так и мировое сообщество. Для нашего общества должно быть очевидным то, что на Востоке да и не только, хотя сегодня именно в этой части страны больше всего заметно, медленно развивался духовный кризис. Это явление не только включает в себя постсоветский атеистический синдром, но также популяризацию жизни без ценностных ориентиров: собственной гражданской позиции, крепкой семьи, вкуса жизни. Пророссийская пропаганда именно в этом регионе в течение десятка лет готовила свое ополчение. Моя бывшая однокурсница, которая была наблюдателем на президентских выборах 2010 года в Енакиевом, родном городе Виктора Януковича, рассказывала, насколько бедно живут местные жители: мужчины – в шахтах, женщины борются за кусок хлеба для собственных семей, продавая выращенное на огороде. Эти люди были доведены не только до материального, но морального обнищания, из них изо дня в день формировали рабов. Безусловно, сегодня мы гордимся нашими военными, которые героически защищают Украину, воюют на передовых без надлежащего продовольствия и обмундирования. Однако мы забываем, что среди нас есть и часть тех, кто до сих пор поддерживает ДНР и ЛНР, коммунистическую партию, даже несмотря на её запрещение; тех, которые готовы заниматься мародерством прямо (среди террористов есть часть людей с украинским гражданством) и опосредствовано (через коррупцию и продажность). Во-вторых, кадры с действиями террористов по отношению к человеческим останкам возмутили мир. Однако, не направляется ли мировое сообщество к духовному кризису? В предыдущих колонках мы писали о секулярном отношении к человеческой жизни – легализация абортов, опытов над эмбрионами, эвтаназии («Культура жизни vs культура смерти» от 30.09.13 и «Смерть «не страдает» от 07.10.13). Конечно, эти действия не сравняются с видимыми действиями террористов, но шаг за шагом приближают к руине.

Сегодня Украина имеет шанс наглядно доказать миру и исправить исторические пропагандистские стереотипы России, в частности, что касается мифа о «русском мире» и христианском первенстве. К реализации этой возможности может и должно приобщиться медиа-сообщество. Кроме этого, пережитые трагические события засвидетельствовали, что для развития нового украинского гражданского общества нужно обратить внимание на проблему духовной руины, пытаясь ликвидировать её всеми возможными путями вместе с институтами Церкви, медиа, власти. Одних лишь инициатив общественности – недостаточно, должен быть выработан единый механизм формирования здорового мышления в государстве. Во-вторых, находясь в сообществе европейских государств, Украина должна быть государством-личностью с собственным характером и без комплекса второсортности. Нужно понять, что как нация мы владеем чрезвычайным духовным потенциалом, потому нужно «продвигать» эти смыслы и не бояться развивать их, ведь государство без «сердца» - обречено на гибель!