Рабочая программа традиционные сельскохозяйственные промыслы башкирского народа. В башкирии умирают народные промыслы


ДОМАШНИЕ ПРОМЫСЛЫ

Мужчина без ремесла, что птица без крыльев

Ведение натурального хозяйства башкирами потребовало развития домашнего производства. Немало различных прис-пособлений требовало занятие скотоводством. Скажем, для управления лашадыо требуется различная сбруя. Нужно изготавливать уздечки, недоуздки, повод недоуздка, шлею, вожжи, хомут, дугу и многое другое. Все это изготавливалось вручную в домашних условиях из подручных материалов. В каждом башкирском ауле были мастера по изготовлению седел. Седла состояли из деревянного каркаса, обычно пок-рытого кожей. Этот каркас особой конфигурации мог быть цельным, а мог состоять из четырех частей, закрепленных ремнями: из передней и задней луки, а также двух дощечек-ленчиков. Ленчик сам по себе мог быть цельным, полуци-линдрическим. Каждый мастер стремился придать различную конфигурацию передней луке седла (скажем, форму головы птицы). Применялась орнаментовка передней луки врезными узорами из спиралей и розеток.

Мужские, женские и детские седла несколько отличались друг от друга. Из толстой кошмы делали потник, чаще всего используя козью шерсть. Войлочный чепрак с кожаным или суконным верхом накладывался на потник, на чепраке уста-навливалось седло. Чепраки несли и эстетическую нагрузку, было принято разукрашивать их цветной аппликацией или вышивкой. К седельным принадлежностям относятся стре-мена, преимущественно железные или латунные , кованые или латунные. Из березы, березового корня, черемухи изготав-ливали деревянные стремена (гнутые, цельные, вырезанные). Нередко деревянные стремена орнаментировали с использо-ванием выемчатых линий, пунктирных точек и т. п.

У башкир было широко распространено изготовление кожаной посуды из шкур лошадей, быков, коров и телят, овец и коз, а также верблюдов. Со снятой шкуры тщательно удаляли остатки жира и мяса, затем подсушивали и удаляли шерсть. Из растянутой кожи выкраивались детали сосуда. Для шитья сосуда применяли коровьи сухожилия или конский волос. Шили плотными стежками, дно сосуда прикрепляли двойным швом. Внешняя сторона шкурок становилась внут-ренней стороной сосуда. Далее сосуд следовало закаливать в дыму (коптить) в продолжении 2-3-х недель, затем смазывать его конским жиром. Тогда сосуд становился полностью водонепроницаемым.

Самым объемистым кожаным сосудом, вмещающим 6-12 ведер жидкости, является ha6a(саба), который изготавливался из кожи туловища лошади. Этот сосуд представлял собой че-тырехгранную пирамиду с прямоугольным основанием, его широкое горло прикрывалось кожаной покрышкой. Специи-фическая форма сабы достигалась благодаря тому, что в боковые части вшивали треугольные клинья. Саба исполь-зовалась для приготовления и содержания кумыса. В сабе кобылье молоко периодически сбивали большой деревянной лутовкой (бешкек) с тяжелым грибовидным основанием. Это способствовало лучшему, более равномерному скисанию молока.

Саба занимала исключительное место в жизни баш-кирской семьи. Она располагалась на особом постоянном месте в жилище. Известен обычай прощания молодой невес-ты перед отъездом из родительского дома в дом будущего мужа: она подходит к сабе, обнимает ее и благодарит за то , что саба кормила ее. В качестве подарка девушка вешает на


Кожаные сосуды. Ткацкий станок.

сабу кусочек холста или ниточки.

Для перевозки кумыса служила другая разновидность кожаного сосуда- турһык (турсык, турсук). Отправляясь в до-рогу, башкиры брали с собой турсык с кумысом. Для изго-товления турсыка использовали шкуры с верхней части ноги молодых животных, чаще всего-лошади. Сосуд сшивался из двух кусков со швами по бокам. Горло сосуда слегка сужа-лось, к плечевым выступам прикреплялись ременные петли. Встречались турсыки со вшитыми боковыми треугольными клиньями. Турсык вмещал обычно 2-3 ведра кумыса.

Из лошадиной или коровьей шкуры изготавливался иной вид сосуда- дорожная плоская фляга с узким дном- муртай. Этот сосуд имеет сплющенную грушевидную форму, у горло-вины пришиваются ушки для прикрепления ремней. Задняя и передняя стенки фляги полуовальные, между ними вставля-ется клиновидная полоска кожи. Муртай мог быть различных размеров, обычно его изготавливали высотой 30-35 санти-метров. Сосуд средней величины бурһык (бурсык, бурдюк) шили из целой шкуры овцы, козы или теленка.

В быту башкирской семьи широко была распространена деревянная утварь, которая к началу ХХ-столетия вытеснила кожаную посуду почти полностью. Башкирские мастера изго-тавливали многочисленные и разнообразные виды утвари долблением цельного куска дерева. Целнодолбленая столовая посуда и кухонная утварь изготовливались из ствола липы, из корня березы и лиственницы, из нароста ветлы и березы.

Самодельные деревянные чаши для еды были разнооб-разными. К примеру, круглая чаша с ручкой- выступом (ашлау) имеет покатые стенки изнутри. Менее покатые внешние стенки переходят в основание. Ручка имеет форму полукруга или вертикально расположенного уголка, нередко ручку вырезают в форме змеи или головки птицы. Ашлау час-то использовали и как обрядовую чашу. Большие празднич-ные ашлау могли достигать даже одного метра в диаметре.

Обычная повседневная посуда (табак) имеет форму тарелки с устойчивым дном и широким отогнутым краем. Круглое блюдо с пологими низкими стенками и отогнутым широким краем называлось коштабак. В нем подавали на стол вареное мясо и птицу, политую жиром. Для подачи супа служила чаша средней величины на тяжелом массивном основании с утолщенными отвесными стенками (алтыр). Мастера изготавливали также деревянную глубокую чашу с двумя ручками.

Изготавливались чаши для подачи напитков. В глубоких больших чашах вместимостью в 4-5 литров было принято выносить напитки к месту трапезы. Налиток наливали специ-альным деревянным ковшом для каждого гостя в мелкие чаши (тустак, тагаяк, тустаган). Эти ковшики и черпаки могли быть резными, вместительными, с короткой или удлиненной ручкой и т. д.

Небольшие деревянные пиалы служили для кормления детей. Из такой посуды пили молоко и медовуху, в них подавали на стол мед, масло, сладости. Специфическую фор-му имели вазочки для меда. Некоторые вазочки вырезали в виде глубоких пиал с крышкой. Другие представляли собой пологие чаши на узорной подставке.

Изготавливалась разнообразная кухонная утварь из дере-ва. Для провеивания зерна, просеивания муки, замеса теста применялись специальные лотки (йулпыс, юлпыч). Их изго-тавливали из половины толстого ствола дерева долблением. Длинные (до 80 сантиметров),они сохраняют округлую форму дерева. Боковые их стенки покатые, узкие края постепенно переходят в выступы- ручки на обоих концах лотка. Подобное же изделие- долбленое корыто (ялгаш) использовалось для хранения продуктов или стирки белья, или же для кормления скота и птицы.

Для обдирки проса, дробления высушенных зерен пшеницы и ячменя, измельчения соли служили деревянные ступы (киле). Они имеют удлиненную верхнюю часть, которая постепенно сужается книзу и опирается на толстое нижнее основание. По высоте киле достигает 75 сантиметров, но ее рабочая часть весьма небольшая. Киле вырубали из удлиненного обрубка дерева. Из жерди изготавливали двусторонний пест с выемкой посредине для руки.

В числе элементов деревянной кухонной утвари, изготавливаемой башкирскими умельцами, можно назвать поварские ложки , совки и лопатки. Ложки имели разное предназначение. Например, поварешки на длинной ручке слу-жили для помешивания пищи в процессе ее приготовления. Такая поварешка изготавливалась с выступом- крюком на ручке для того, чтобы можно было подвесить ее на краю котла. Специальные деревянные ложки с отверстиями на дне предназначались для того, чтобы выбирать клецки из бульона. Изготавливались деревянные совки на короткой ручке, с их помощью набирали зерно и муку. Лепешки и хлеб сажали в печь при помощи лопатки на длинной ручке, а небольшие деревянные лопаточки были предназначены для замеса теста.

Разнообразны были деревянные кадки: от больших кадок для хранения муки и других продуктов до небольших кадочек для переноски продуктов. Долблением изготавливали разные ведра (подойники, ведра для воды, маленькие ведерки). Подойники вместимостью до шести литров выглядели широ-кими, устойчивыми. К отверстиям в стенке ведра прикреп-лялась ручка из плетеной бечевы. Ведра для воды вмещали до 10 литров жидкости. Маленькие ведерки служили для сбора ягод, переноски кумыса, айрана. Высотой они были как подойники, но узкими, вытянутыми и вмещали 3-4 литра жидкости.

Деревянным сосудам для сбора и первозки меда придавали удлиненную форму. Эти сосуды имели плотную крышку, с помощью специальной ручки их можно было носить за спиной или повесить на плечо. В зимнее время мед и масло хранили в этих же сосудах. Для хранения масла и меда изготавливали также специальные низкие кадки с прямыми стенками. Подобные же сосуды (тапан) служили для подачи гостям кумыса и медовухи. Эти сосуды имели слегка выпуклые стенки, украшенные резным орнаментом. Для соли, масла, сметаны использовались также специальные деревян-ные баночки.

Для изготовления кумыса и сбивания масла служили узкие долбленые сосуды. Изготавливались также большие кумысные сосуды вместимостью до 7 ведер молока ; анало-гичные сосуды, но более низкие, изготавливались как специи-альные маслобойки. В этих цилиндрических сосудах готовили масло и айран. Такие сосуды имели круглую крышку с отверстием для мутовки, это позволяло избегать разбрыз-гивания жидкости из сосуда при сбивании масла.

Большие долбленые кадки служили для хранения зерна, муки, сбора кислого молока или засолки мяса. Они могли вмещать до 10 ведер жидкости или 60-80 килограммов зерна.

Долбленые сосуды имели единообразную технологию изготовления. Дерево очищалось от коры и сучьев, распили-валось на заготовки необходимой длины и просушивалось. Наружную поверхность обрабатывали специальным стругом. Древесину внутри ствола вырубали долотом, а в толстых стволах плотную сердцевину выжигали. Внутренние стенки выскабливали. Если дно было вставным, то вырезали спе-циальные пазы. Круглое дно изготавливалось из дуба или клена и вставлялось на место, предварительно распаренное.

Изготовление деревянных сосудов из дощечек- клепок появилось среди башкир сравнительно недавно, в конце XIX-века. Для таких сосудов исполъзовали дубовые или осиновые клепки, металлические или черемуховые обручи. В числе по-добных клепаных сосудов башкир можно указать ведра, ка-дочки для масла, сметаны, кислого молока, для засолки мяса. Клепаные маслобойки и узкие кадки для приготовления ку-мыса также могли быть клепаными.По форме и размерам кле-паные сосуды соответствовали своим долбленым аналогам.

Башкиры лесных районов издавна занимались изготов-лением утвари из бересты и коры разных деревьев, из луба и лыка. Впрочем, такая домашняя утварь находила своих хозяев и в иных районах расселения башкир , попадая к ним в основ-ном в результате торговых операций.

Прямоугольные кузовки и короба получали, сшивая цельные куски бересты конским волосом. В больших коробах вместимостью 20-30 литров жидкости отстаивали молоко. В виде низкого ящичка изготавливали прямоугольные лотки из цельной берестяной заготовки. Край ящичка делался отвер-нутым, все углы прошивались нитками из крученого конского волоса. В таком лотке (тузаяк) хранили хлеб и муку для повседневного потребления, сушеные ягоды и т. п. Для сбора ягод использовались небольшие круглые или прямоугольные туески с веревочной ручкой. Берестяная утварь могла иметь также и деревянное дно.

Влагонепроницаемость таких сосудов обеспечивали плотные стенки, состоящие из двух-трех слоев бересты. Стенки прошивали в несколько рядов или же плотно сплетали края, предварительно вырезав их стреловидными зубцами. Такие сосуды могли быть небольшими, рассчитанными на 2-3 литра жидкости, или большими, емкостью до 20 литров жидкости.

Башкирские ремесленники-мастера изготавливали коро-ба, кузова, торбы, кадки, решета из липового или березового луба, а также из коры вяза. Такую утварь делали из цельной заготовки, используя черемуховые обручи для укрепления. Прямоугольный короб из липовой коры и луба мог быть длинным, продолговатым, иметь форму ящика, или корыта. Такой короб использовался для отстаивания молока , сбора кислого молока, для процеживания творожной массы. Короб большого размера мог вмещать до трех центнеров зерна и использовался для хранения зерна и муки. Для хранения курта изготавливали высокий короб из луба, а также лубяной кузов с широким прямоугольным основанием и треуголь-ными боковыми стенками, сужащимися кверху. Другой вид высокого кузова имел едва намеченное дно и расширяющиеся кверху стенки. Лубковые кадки были предназначены для хранения муки.

Из коры или луба изготавливали заплечную торбу, предназначенную для сбора ягод. Прямоугольное дно торбы делалось узким, вертикальные стены могли быть высотой до одного метра, верх укреплялся обручем, на задней стенке предусматривались лямки.

Из луба изготавливали также гнезда для гусей, а также совки и решета для провеивания зерна. Боковину решета делали из лыкового луба, сетку - из мочала или волоса.

Башкирские мастера занимались также изготовлением утвари из лыка. Из липового, березового или вязового лыка делали короба, сумки, корзины, кузова, котомки. Твердые лыковые короба имели прямоугольную форму и были приспособлены для ношения через плечо. Лыковые корзины и кузова изготавливали невысокими, круглыми или овалооб-разными. Изготавливали также высокие лыковые сумки для бутылей. Круглые в сечении, сужающиеся кверху, они повторяли форму бутылей.


ОДЕЖДА, ОБУВЬ И УКРАШЕНИЯ

Дерево красно листвой, человек - одеждой

Башкиры носили незамысловатую и удобную одежду, под стать ей была и обувь. Повседневная одежда мужчин и женщин состояла из рубахи, штанов и чулок. Шаровары шили длинными и широкими. Средняя часть шаровар состояла из одного цельного кучка ткани, к нему пришивались штанины с одной или двумя парами клиньев. Особым шнурком шаро-вары стягивались у пояса. Носили их, заправив в сапоги. Мужские верхние штаны (салбар, чалбар) шили из грубого конопляного холста, или из самодельного же сукна. В отли-чие от нижних штанов, верхние имели обычно один карман с правой стороны. Суконные верхние штаны предназначались для ношения в зимнее время.

Поверх рубахи надевали камзол (камзул) или казакин (кәзәки)- одежду типа расклешенного кафтана. При необхо-димости на камзол или казакин надевался бишмет- один из видов халата с рукавами, изготавливаемый из фабричной ткани. Бишмет шьют длиной ниже колен, он застегивается на 4-6 пуговиц, его нижняя часть расширяется ниже талии. Бишмет, казакин и камзол шьются приталенными, с подклад-кой, воротники имеют низкие, стоячие. Бишмет и казакин имеют внутренние завязки у пояса. Казакин короче бишмета (длиной несколько выше колен), с короткими рукавами. Камзол шьют еще короче из темного фабричного материала и тоже без рукавов.

Женские бишмет, казакин и камзол изготавливаются более тщательно. Женский камзол несколько шире мужского и застегивается на две пуговицы , расположенные у пояса и у ворота. Женский камзол шьют из темной ткани, из полушелка или бархата с ситцевым подкладом. Позумент, мелкие Моне-ты, кораллы и т. п. украшают женский камзол по бортам, по подолу и у ворота.

Верхняя одежда чекмень (сәкмән, чикмән) также был одинакового покроя для мужчин и женщин. Длинный, широкий в основной части и в рукавах, чекмень служил и повседневной одеждой. Для женского чекменя обычно ис-пользовали белое сукно, он не имел завязок или застежек и не подпоясывался. По краю ворота, по бортам и по подолу женский чекмень обшивали широкой полосой красного сукна и узкой полосой зеленой (или желтой) ткани. По бортам и на спине нашивали треугольнички, квадратики и спиралевидные полоски из цветного сукна. На плечах, на концах рукавов, по подолу могли быть вышивки цветной шерстью.

Башкирская верхняя одежда джилян (елән) напоминает среднеазиатские халаты и также имеет одинаковый покров для мужчин и женщин. Джилян шьют длинным и широким, с прямой спиной и отложным воротником. Он не имеет зас-тежек, пуговиц, не подпоясывается. Богатые мужчины носили джиляны, сшитые из полушелковой среднеазиатской ткани. Женский джилян не такой широкий и шьется в талию. Он мог быть изготовлен из бумажной ткани, простеньким, без украшений , а мог и представлять собой богато украшенный бархатный халат. Джилян шили на подкладе, для женского джиляна иногда предусматривалась застежка на груди. По краям на груди нашивали полоски красного или зеленого сукна. По краям бортов, по подолу, по концам рукавов нашивалась красная полоса. Женский джилян обшивали также полосами мишуры в несколько рядов и мелкими серебряными монетами, металлическими бляхами, нитями коралла.

Верхней рабочей одездой мужчин и женщин служил холщевый кафтан. Его носили поверх рубахи или бишмета.

Женское платье (күлдәк) в давние времена шили из домотканого холста, который был затем вытеснен фабрич-ными тканями. Платье шили из целой полосы ткани без швов на плечах, с широкими, прямыми рукавами. Два клина по бокам расширяли платье книзу. Ворот был низким, стоячим, его застегивали крючком или завязывали тесемкой. На груди имелся вырез, вокруг которого нашивали несколько полос разноцветных лент, несколько серебряных монет. Другой вид женского платья состоял из двух частей. Его верхняя часть такая же, как и у платья, описанного выше. Нижняя часть собрана у пояса и между частями вставлена узкая полоса какой-либо яркой ткани. Вместо этой полосы могли пришить широкую оборку, которую обшивали полосками цветной ленты. Это платье принято было украшать разноцветной тесьмой и вышивкой.

Специфическим добавлением к женскому платью является фартук (алъяпкыс, алъяпкыч). Простой фартук носи-ли мужчины и женщины во время различных хозяйственных работ. Такой фартук состоял из верхней и нижней частей , первая из них прикрывала грудь и повязывлась сзади на шее. Тесемки в средней части фартука завязывались на спине. Даже и такой, повседневный женский фартук разукрашивался разнообразной вышивкой. Иные же фартуки составляли сво-еобразный красочный ансамбль вместе с платьем. Таким образом, фартук выполнял роль матерчатого украшения баш-кирской женщины.

Один из видов тканевого женского украшения - это нагрудная повязка (күкрәксә) - прямоугольный кусок ситца с завязками по углам. На него нашивали прямоугольный же кусок цветной материи меньшего размера, вышитый цвет-ными нитками. Нагрудная повязка носилась под платьем и прикрывала грудь в области прорези платья. Подобный же нагрудник мог иметь лопатообразную форму, на него нашивали два-три ряда разноцветных лент. Ленты распо-лагались дугой и на них нашивали серебряные монеты или круглые металлические бляхи. Такой нагрудник нередко обшивали позументом.

Другой вид нагрудника (һакал) закрывал всю грудь, спускаясь до пояса и ниже. Он представлял собой лопа-тообразный кусок двойной ткани, обшитый несколькими рядами коралловых нитей по краям, монетами- в средней части. Этот нагрудник носили поверх платья, он имел две
завязки в верхних углах.

Нагрудник селтәр состоял из двух частей. Верхняя матерчатая часть сплошь обшивалась кораллами. Нижняя часть состояла из коралловой сетки, свободно лежащей на матерчатой основе. На такой нагрудник также нашивали серебряные монеты. В некоторых районах проживания баш-кир было принято надевать особую разновидность нагруд-ника, составляющего единое целое с наспинником. Такое украшение прикрывало грудь, спину и плечи. В виде украшения носили также повязку через плечо и грудь (хәситә), к которой прикрепляли различные религиозные изречения, молитвы, всякие амулеты.

Башкирки носили специальные шейные украшения. Из шейных украшений можно указать коралловые, янтарные или стекляные бусы (төймә), а также ожерелья. Последние могли состоять из крупных серебряных монет , скрепленных между собой металлическими бляшками и колечками. Бархатный ошейник (муйынса) спереди застегивался серебряной пряж-кой с подвесками. Специальные женские налобные повязки украшались разнообразной орнаментовкой

Заплетая свою косу в одну (девушки) или в две (жен-щины) косы, башкирки вплетали в них специальные шнурки, к которым подвешивались крупные монеты. Могли быть использованы ажурные или узорчатые металлические подвес-ки сулпы (чулпы) с монетами и вставками из камней и цветных стекол. Применялись также различные украшения для кос. Они могли представлять собой скрепленные нити разноцветных бус (число их доходило до 16). Вверху эти нити прикреплялись к косе, внизу оканчивались разноцветными кистями. Иное украшение для кос состояло из узкой и длинной цветной ткани, на которую нашивали монеты в два ряда. В верхней части укреплялась металлическая бляха или крупный агат в ажурной оправе. Внизу ленты пришивались подвески. Это украшение было длинным, оно спускалось поверх косы до пояса.

Из других башкирских женских украшений можно ука-зать серьги, кольца и перстни, заколки и застежки. На обеих руках выше запястья башкирки носили браслеты (витые серебряные с подвесками или пластинчатые). В женских украшениях чаще всего использовались монеты и бляхи, золото и серебро, сердолик и бирюза, морские раковины и кораллы, янтарь и стекло.

Самая распространенная мужская одежда- сорочка шьет-ся длинной и широкой. Сорочка кроится из цельного куска ткани без швов на плечах, предусматриваются широкие рукава. У прорези на груди не бывает застежек, ворот завязы-вается специальным плетеным шнурком. Шнурки изготав-ливают с кистями, обматывают золотыми и серебряными нитями. Башкирская мужская сорочка носится навыпуск , часто украшается прошивкой по вороту, рукавам и подолу.

Башкирские мужчины носили разнообразные пояса. Обыкновенный пояс (билбау) представляет собой кусок длин-ной фабричной ткани. Ее складывают в несколько слоев и обертываются ею дважды. Длинный пояс мог быть также шерстяным, тканым. Узкий ременной пояс имел крючкооб-разную пряжку, к такому поясу подвешивали кожаную суму, нож и футляр для оселка. Пояс мог иметь тисненые узоры или мог быть разукрашенным металлическими бляхами с серебря-ным чеканным узором. Богатые башкиры носили ковровые

кушаки(кәмәр билбау)с дорогими серебряными или медными





Ювелирные украшения


гравированными пряжками. Эти пояса богато укарашали бляхами с полудрагоценными камнями. Поверхностъ неко-торых кушаков такого рода украшали серебряными плас-тинками, покрытыми чеканным узором со вставными камнями.

Башкиры-мужчины брили волосы на голове и носили тюбетейки- постоянный головной убор. Обычно носили тюбе-тейки татарские, изготовленные из черного или красного бархата. Тюбетейки украшали мишурой, блестками, серебря-ным шитьем. Летом на тюбетейку надевали головной убор көләпәрә, несколько напоминающий малахай, но сшитый из домотканого белого сукна без подклада. В конце XIX - века получили распространение войлочные шляпы. Они могли быть полушаровидными с загнутыми кверху полями средних размеров. Другой вид войлочных шляп имел конусообрзную форму , усеченный верх и небольшие поля.

Зимний головной убор малахай (колаксын) шили из овчины или из лисьей шкуры. Это осторверхая шапка с небольшим козырьком спереди. Очень длинные уши и воедино с ними длинная задняя часть малахая позволяют закрывать затылок, скулы, плечи и верхнюю часть спины. Часто колаксын покрывали какой-либо тканью снаружи. Иногда такую шапку шили из войлока и подшивали мехом.

Круглую шапку (бүрк) покрывали черным сукном. Ее шили из овчины, часто с выпушкой из меха лисицы или бобра. Плоскоцилиндрическая шапка, несколько расширяю-щаяся кверху, также изготавливалась из овчины. Дно такой шапки делалось суконным, меховой околыш - из лисьих лапок. Подобная шапка с околышом из меха выдры или бобра называется камсат бүрк (кама бүрек).

В соответствии с мусульманскими обычаями башкирские женщины всегда покрывали голову. Обычно для этого пользовались платками (шалями), а пожилые женщинм-специальной длинной полосой ткани (тастар). Голова обматывалась так, что один конец ткани лежал на груди, другой - на спине. Тастар украшали вышивкой, разноцвет-ными прошивками. Женский головной убор кашау - это свое-го рода чепец, сшитый из холста и обшитый монетами, кораллами. С задней стороны этого чепца пришивается длинная (до пола) лопасть, сделанная из шерстяной ткани домашней работы. Кашау надевали на голову и застегивали при помощи особой пряжки под подбородком.

Другой женский головной убор - такыя представляет собой полушаровидную холщевую шапочку, обшитую по краю и в центре цветной тканью. Поверхность шапочки целиком обшивается серебряными монетами, наверху уста-навливается металлическая шишечка. Вокруг шишечки нашивают три ряда кораллов. Низ этого головного убора заканчивается бахромой из нитей кораллов, к концу нитей прикрепляются монеты. Башкирки носили также налобную повязку (һарауыс), вышитую шелком. В зимнее время, кроме шалей, носили также меховые шапочки (кама бүрк).

Зимней верхней одеждой башкир служили разнооб-разные , длинные и широкие шубы (тун) и полушубки (билле тун) с прямыми спинами, покрытые сукном или иной тканью. Из белой овчины шили тулупы, которые были расспрос-траненной зимней одеждой мужчин и женщин, рассчитанной на трескучие морозы и метели. Тулуп шили просторным, очень длинным. Мужчины носили его с поясом.


меха и т. д. Из конских шкур мехом наружу шили особые шубы - йылкы тун. Такую шубу можно было носить и поверх нагольного тулупа (Подобная шуба из шкуры жеребенка называется колон тун). При покрое этих шуб предус-матривалось, чтобы гривы шли во всю длину шубы по спине и по плечам, по рукавам.

Что касается обуви, то одним из наиболее распростра-ненных видов были бахилы (сарык)- обыкновенная кожаная подошва с пришитыми к ней кожаным носком и суконным голенищем без подметок и каблуков. Для изготовления бахил использовалась сыромятная кожа , шили их конскими сухожилиями, позже стали пользоваться дратвой. Эта обувь имела высоту до колен и наверху подвязывалась шнурками, плетеными из цветной шерсти. Во-внутрь помещали подс-тилку из травы или соломы. К мужским бахилам нашивали невысокие кожаные задники и несколько треугольников кожи в качестве украшения. Женские бахилы украшали по заднику расшивкой цветным сукном.

Постоянной обувью являлись также сапоги (итек), шитые из сыромятной конской кожи, имеющие довольно толстые подметки и невысокий каблук. Голенища сапог делали корот-кими, носок - прямым и широким. Женские сапоги изготав-ливались более изящными, они могли быть изготовлены и узорчатыми.Мягкие сафьяновые сапожки (ситек, читек) носи-ли в нерабочей обстановке. При выходе на улицу на сапожки надевали резиновые калоши или специальные кожаные туфли.

Зимней обувью являлись валеные калоши и валенки. Бедняцкие массы и зимой, и летом могли проходить в лыковой обуви - в лаптях (сабата, чабата). Их плели акку-ратными и легкими, в летнее сухое время они представляли собой самую удобную рабочую обувь. Один из видов лаптей - башымлы сабата плетут из лыка с берестяными лентами. К плотно сплетенной нижней части пришивается суконное голенище, затягиваемое шнурком вокруг ноги.

Обувь носили с онучами из холста или сукна и с чулками. Короткие онучи (сылгау, чылгау) носили с сапо-гами, а длинные (ыштыр) - с лаптями. Чулки бывают разные: шерстяные вязаные (бәйләм ойок), суконные из домотканого сукна (тула ойок), войлочные (кейез ойок). Войлочные белые чулки обычно носили мужчины в зимнее время.

В последние десятилетия башкирская национальная одежда, обувь, женские украшения сошли со сцены. В указанном смысле башкиры европеизированы. Традиционную одежду и обувь можно увидеть только лишь в музеях и в театрах. Правда, салоны моды уже стали обращаться к историческим истокам национальной одежды и обуви, но пока весьма робко. А жаль, ведь это целый пласт тради-ционной культуры народа!

Алсу Гараева

Реализуемые образовательные области : Познавательно развитие (Формирование целостной картины мира). Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие.

Тема : Этнография древних башкир. Жилище (юрта, занятия древних башкир (скотоводство, изготовление кумыса, изделия из кожи, ковроделие, праздничная и повседневная одежда древних башкир. "Украсим ковёр" (аппликация).

Цель : приобщение детей к общечеловеческой культуре, развитие воображения, нравственных начал, исторического и национального самосознания, познание своих корней, уважение и бережное отношение к материальной и духовной культуре разных народов.

Задачи : 1. Познакомить детей с бытом древних башкир (жилище (юрта, занятия древних башкир (скотоводство, изготовление кумыса, изделия из кожи, ковроделие, праздничная и повседневная одежда древних башкир).

2. Дать понятие народного декоративно-прикладного искусства. Научить детей выразительному созданию образов башкирского искусства.

3. Продолжать воспитывать любовь к родному краю - Башкортостану, прививать уважение к мастерам-умельцам, развивать эстетическое чувство и вкус.

4. Продолжать знакомство с башкирским народным промыслом - ковроделием, его композиционным построением, учить силуэтному вырезыванию элементов орнамента, прививать интерес к народному творчетву, воспитывать уважение к труду ткачих, развивать самостоятельность, творчество, художественный вкус.

Материалы и оборудование :

1. Иллюстрации отражающие жизнь, быт, труд и культуру башкир;

2. Образцы предметов народного быта;

3. Образцы повседневной и праздничной одежды древних башкир;

4. Цветная бумага, клей, ножницы.



Предварительная работа : беседы о том, где мы живем (Республика Башкортостан, город Уфа, какие народы населяют нашу республику (башкиры, татары, русские) - их языки; экскурсия в детсадовский мини-музей "Жилище башкир", настольно-печатные игры: "Сотки ковёр", "Найди свой элемент", "Собери башкирскую посуду", "Башкирское лото".



Выступление вокально-инструментального ансамбля "Мирас" с программой посвященной башкирской культуре.



ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель : Здравствуйте, ребята. Скажите, в какой республике мы живем?

Дети : Башкортостан.

Воспитатель : Правильно. А знаете почему она так называется? Потому что, Башкортостан - означает страна башкир. Давным-давно, на этой земле жили только племена башкир. Сегодня мы с вами перенесемся в прошлое и посмотрим как жили древние башкиры, чем занимались.

Для того, чтобы выжить наши предки занимались охотой, рыболовством. Тогда еще, ребята, они не могли выращивать хлеб, сеять пшеницу, овощи - этим они будут заниматься позже. Главным их занятием стало разведение лошадей и овец. Было их много-много, целые табуны лошадей и отары овец. Башкиры ели мясо этих животных, пили их молоко, делали из лошадиного молока кумыс.

Ребята, кто-нибудь из вас пил кумыс, какой он?

Дети : кисленький, полезный.

Воспитатель : А послушайте загадку про кумыс:

Сначала бьют, бьют,

Потом наливают и пьют,

У жеребят отнимаем

Да сами выпиваем.

Почему в загадке сказано: "В рот попадет, в нос шибанёт"? (ответы детей).


Воспитатель : А из шкур этих животных изготавливали разные кожанные предметы: обувь, пояса, сумки, конскую упряжь и даже кожаную посуду для хранения кумыса! Из шерсти овец делали войлок (объяснение, показ, ткали ткани, ковры.

Для того, чтобы лошадки и овцы всегда могли есть свежую траву, приходилось башкирам часто переезжать с одного пастбища на другое. (объяснение слова "пастбище"). И конечно же, они не могли свои деревянные дома перевозить с одного меcта на другое. Ребята, они жили вот в таких круглых жилищах, которое называется "юрта", её легко можно разобрать и перевезти. (Показ, объяснение состава юрты: деревянный каркас, снаружи теплый войлок из шерсти). Внутри юрты было очень красиво. Везде на стенах и на полу развешаны и расстелены ковры. Стояли сундуки с одеждой. Спали прямо на полу.


Физминутка : Как цокают лошадки? (громко цокаем).

Как скачет джигит на коне? (скачем, изображаем джигита).

Как башкир стреляет из лука? (натягиваем тетиву).

Как люди ловили рыбу (тянем сеть).

Смотрите, как башкиры танцевали (башкирские притопы, руки на поясе).

Воспитатель : А посмотрите, ребята, какую красивую одежду надевали башкиры по праздникам. На голове и на груди женщин - украшения из серебрянных монет, кораллов, бисера, Когда женщины ходили, монетки красиво звенели. На голову повязывали платок. Снизу обязательно длинную рубаху, сверху башкирский халат "зилян".

Мужчины большую часть времени проводили верхом на коне. Поэтому посмотрите, какие интересные мужские штаны "сальвар" - они были очень удобны для скакания на лошади.


Рубашка "кульмяк" была обязательно длинная, до колен, под рукавами вставки из ткани красного цвета. Застежек не было, ворот завязывался на шнурках. Сверху надевали длинный кафтан. И красивый кожаный пояс с пряжкой. На голову тюбетейку или зимнюю меховую шапку - "колаксын".


Воспитатель : Посмотрите, какой красивый ковер я принесла. Что это за ковер, как его еще можно назвать? (Палас). Для чего предназначались паласы? Верно, ими был застлан пол в юрте, нары. На коврах башкиры спали, отдыхали, ими украшали свои жилища.


Ребята, расскажите мне о ковре, какой он? Да, ковер имеет фон черного цвета, на нем яркие цвета, геометрический орнамент состоит из многоугольников, квадратов, лесенок по краям. Чередование цветов контрастное, например, красивое сочетание желтого с черным, красного с зеленым.


Сегодня вся наша группа - ткацкий цех. Мы будем с вами ткачами и "выткем" ковры, которыми украсим нашу группу. Смотрите внимательно, как я вырезаю многоугольник. Квадрат бумаги сгибаем пополам, еще раз пополам. Получившийся маленький квадрат сгибаем по диагонали. Получился треугольник. У этого треугольника одним взмахом ножниц отрезаем треугольник с любой стороны линии сгиба. После этого, держа острый угол линии сгиба от середины разрезанной стороны, вырезаем лесенку, поднимаясь вверх до середины другой стороны. Получился узорный многоугольник.

Желтая ступенчатая канва вырезается так: сгибаем полоску вчетверо, держим пальчиками линию сгиба. Отступая от края противоположной стороны начинаем вырезать лесенку, состоящую из четырех ступенек.

Оставшиеся свободные места можете украсить по-своему, чтобы ковер получился у вас красивый по композиции и цветосочетанию. Работать будете коллективно по три человека.

Во время изготовления аппликации звучит музыка - башкирские напевы.




Воспитатель : Ребята, а сейчас я приглашаю вас в музыкальный зал, где мы с девочками нашей группы исполним народный танец "Башкирские узоры" под музыку "Ете кыз" ("Семь девушек").




Сюжетно-ролевая игра "Башкирское чаепитие".


Использованная литература :

1. Молчева А. В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана - дошкольникам. - Уфа: Башкирское издательство "Китап", 1995, - 112 с. : ил.

2. Колбина А. В. Программа по декоративной деятельности детей дошкольного возраста на основе башкирского декоративно-прикладного искусства. - Уфа, ООО "Деловая династия"", 2014 - 28 с.

3. Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. - 1-е изд. - Уфа: Китап, 1995. - 240 с., ил.

4. Булгаков Р. М. Материальная культура башкирского народа. - Уфа: Китап, 1998. - 20с., ил.

Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и национальное богатство народов Республики Башкортостан и являются одной из форм народного творчества.
Основным занятием башкир являлось полукочевое скотоводство. Стадо состояло из лошадей, овец, коз и крупного рогатого скота. Основную роль в хозяйстве играла лошадь. Конина и жир, кумыс из кобыльего молока составляли основную пищу башкир. Из конской шкуры изготовляли колчаны, щиты, сбрую. Конь был и рабочей силой и средством передвижения.
Крупного рогатого скота было мало, так как эти животные не могли сами зимой добывать пищу, как это делали лошади, которые разбивали снег своими копытами, освобождая траву от снежного покрова. И всё же молочные продукты занимали заметное место в кухне башкир. Топлёное масло, сыр, красный творог заготавливали на зиму, из кислого молока делали напиток айран. Важное значение в хозяйстве башкир имели овцы. Баранина шла и в пищу, а также на пошив одежды. Овечья шерсть шла на изготовление войлоков, паласов, сукна.
ОХОТА И РЫБОЛОВСТВО
Богатые степи и леса позволяли вдоволь ловить и стрелять дичь и зверя, держать ловчих птиц, ловить рыбу различными снастями. Облавная охота верхом на лошадях устраивалась большей частью в осеннее время. Группы людей, охватывая широкие пространства, выискивали волков, лисиц и зайцев, стреляли в них из лука, или, догнав на коне, убивали палицами и кистенями. Коллективная охота играла большую роль в обучении молодёжи военному искусству - стрельбе из лука, навыкам владения копьём и кистенём, джигитовке. Рыболовство было не так распространено как охота. Тем не менее в лесных и горных районах рыбный промысел играл значительную роль. В засушливые годы, а также в периоды военного разора, и в степной зоне население прибегало к рыболовству.
БОРТНИЧЕСТВО
В лесных и горно-лесных районах важное значение в хозяйстве башкир имело бортничество, воспринятое, видимо, от булгар и финно-угорского населения региона. Бортничество существовало у башкир в двух формах. Первая сводилась к тому, что бортник разыскивал в лесу дуплистое дерево, в котором поселились дикие пчелы, высекал на ней свою родовую или фамильную тамгу, расширял отверстие, ведущее в дупленицу и вставлял в неё колодки для сбора меда. Бортевое дерево становилось его собственностью.
Другая форма связана с выделкой искусственной борти. Для этого в лесу выбирали прямое дерево толщиной не менее 60 сантиметров и на высоте 6-8 метров выдалбливали объёмистое дупло с отверстиями для входа пчёл. Предприимчивые пчеловоды за первую половину лета старались изготовить как можно больше бортей в привлекательных для пчёл местах. В середине лета во время роения почти во все борти вселялись новые семьи пчёл. Практика изготовления искусственных бортей давала возможность регулировать расселение пчелосемей и сосредоточить бортевые владения отдельных людей и родовых общин на ограниченных участках, наиболее благоприятных для сбора меда и обеспечения охраны бортей от медведей.

Значительное развитие у башкир получили домашние промыслы и ремесло. Обработка дерева, кожи, шерсти, изготовление тканей, одежды, обуви, войлока являлись важным дополнением в хозяйстве, служившим для потребления самих производителей. Вместе с тем возникли элементы разделения труда, связанные с развитием ремесла. Это особенно заметно было в металлообработке.

С. И. Руденко, основательно исследовавший материальную культуру башкирского народа, писал, что задолго до вхождения в Россию башкиры сами выделывали себе железные наконечники стрел и копий, ножи и прочее, а впоследствии и ружья.

Помимо простых изделий башкир, можно было встретить не¬мало ценных предметов оружия и конской сбруи. Бляхи, покрытые сложными узорами, мы находим на большинстве старинных кожаных колчанов и налучий. Ременные части конской сбруи, иногда и деревянные седельные луки покрывались чеканным железом.

Башкиры имели своих мастеров по металлу – кузнецов и ювелиров. Их было немного, так как обработка металла требовала специальных знаний и навыков. Тем не менее нужды башкир в металлических изделиях в основном удовлетворялись за счет продукции своих мастеров.

Большое значение металла в хозяйстве и военном деле породило почтительное отношение к нему, переросшее в религиозный культ. По представлениям башкир, железо, особенно острое, способно отгонять, отпугивать болезни и болезнетворных злых духов, оберегать от несчастий. Серебряным изделиям приписывались, иные свойства. К примеру, женщинам при доении кобылиц и коров полагалось надевать серебряные браслеты, это защищало от порчи и молоко, и животное, и саму женщину. Вообще белый металл пользовался особым почитанием у башкир и других родственных с ними тюркских кочевников. Серебряной чешуёй, подвесками и бляшками обильно украшали женские нагрудники, головные уборы.

Культ металла получил отражение в системе личных имен у башкир. Тимер «железо, железный», алтын «золото, золотой», встречаются как в мужских, так и женских именах (Тимер-бай, Тимербика, Байтимер, Биктимер, Алтынбай, Алтынбика). Имена, в основе которых лежит слово «булат», давались только мужчинам – Булат, Тимербулат, Байбулат, Бикбулат.

Из дерева башкиры изготовляли орудия труда, деревянные части оружия, транспортные средства, различного рода сосуды и предметы бытового обихода.

Со степными скотоводческими традициями были связаны ремёсла по обработке животного сырья. Башкиры выделывали кожу, меха, войлок. Меха и кожа шли на изготовление одежды, обуви, воинского и охотничьего снаряжения, сбруи. Колчаны, налучья, различные футляры и сумы украшались тиснёным орнаментом, металлическими накладками. Войлок украшался вышивкой, аппликацией с узорами в технике вдавливания.

Получило распространение и ткачество. Пряжу получали, обрабатывая коноплю, крапиву, лён и шерсть. Ткали холст, грубое сукно, паласы. Холст из конопли был самым распространённым. Льняной же холст встречался очень редко.

Небольшое распространение имело ворсовое ковроделие. Хозяйство башкир в основном было натуральным. Тем не менее они поддерживали торговые связи с Волжской Булгарией, Средней Азией, Ближним Востоком. В обмен на скот, пушнину, мёд приобретали хлопчатобумажные и шелковые ткани, оружие, украшения, восточные сладости, а также цветные камни, кораллы, жемчуг, раковины, применявшиеся при изготовлении у себя женских украшений. Разумеется, дорогие восточные товары были доступны лишь зажиточной верхушке родоплеменной знати.

По Р. Кузееву, Н. Бикбулатову, С. Шитовой.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эй, народ честной, незадачливый!Ай, вы, купчики, да служивый люд!Живо к городу поворачивай -Там не зря в набат с колоколен бьют!«Ярмарка» В.С. Высоцкий

С давних времен у многих народов был замечательный обычай: как заканчивались осенние работы в садах и полях, так убирали хлеб в закрома и устраивали веселые ярмарки. На них продавали собранный урожай и различные изделия, изготовленные своими руками, показывали веселые представления, развлекали шутками - прибаутками.

И вот, началась Великая Российская ярмарка. На неё съехались красавицы из самых разных уголков России, чтобы показать богатства своего родного края. Красавица из Башкирии тоже приехала на неё.

То была луноликая девушка небывалой красоты с длинными чёрными волосами и густыми ресницами, стройная, статная. Она была одета в национальный костюм своей Родины, на ней были изумительные украшения, сделанные башкирскими мастерами. Бесспорно, юная башкирочка была одной из самых удивительных девушек на ярмарке. Ведь все мы знаем, что Башкирия славится своими ненаглядными красавицами. Но только ли ими? Конечно же, нет.

Башкирочка приехала показать людям из других уголков России не только свою красу, а ещё и народные промыслы, которые с давних времён существуют на земле нашей замечательной Родины.

В одной руке красавица держала поднос с мёдом разных сортов: липовым, гречишным, цветочным и донниковым. Но кроме известных видов, уже завоевавших сердца любителей меда, в Башкирии есть достаточно редкие сорта. Например, мед «Белая роза», изготовленный из нектара дикого шиповника. Его наша красавица тоже привезла на ярмарку. Испокон веков, сохранив традиции бортничества, славится на весь мир своим медом Башкортостан. Люди, проходившие мимо подноса с мёдом, чувствовали сладкий аромат лип, обильно цветущих в Башкирии, и цветов невиданной красоты, устилающих великолепным ковром нашу землю.

Мёд был налит в деревянную посуду, изготовление которой тоже было промыслом башкир. Такая посуда надёжна и долговечна.

На другой руке девушки висели вытканный вручную ковёр с удивительным башкирским орнаментом и шаль из козьего пуха. Их трудоёмкое изготовление - ещё один промысел башкирского народа. Посетители ярмарки не могли налюбоваться красотой этих изделий.

Подле красавицы стоял стол, накрытый белой скатертью с цветочным орнаментом. В этом орнаменте люди видели зелень бескрайних лесов, ягоды и цветы, растущие в изобилии, солнечные лучи, согревающие наш родной край и невероятную голубизну неба, символизирующую чистоту помыслов башкирского народа.

На одной стороне стола стояли башкирские народные блюда. Гостям ярмарки были представлены бешбармак, каклаган (вяленые птица и мясо), казы (конская колбаса) и, конечно же, чак - чак, который особенно понравился дегустаторам. Люди наслаждались необыкновенным вкусом этих яств, приготовленных гостеприимными и радушными башкирскими хозяюшками.

На другой стороне стола лежали башкирские народные музыкальные инструменты: курай, кубыз и домбра. Их изготовление очень кропотливо и также является промыслом башкир. А какие прекрасные звуки издают эти инструменты: журчание горного ручья, пение сладкоголосых птиц, голос лесов, которыми богата наша Родина.

Наша красавица произвела неизгладимое впечатлений на людей, пришедших на ярмарку, и показала, что мы, жители Башкирии, должны гордиться не только красотой нашей Родины, но и её промыслами. Ведь люди, их труд, их умения, их золотые руки - это главное богатство нашего края.