Люди холопского звания в поэме Н. А

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” - вершина творчества Н. А. Некрасова. Это произведение грандиозно по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне - не странники-богомольцы. Они символ тронувшейся с места, очнувшейся России. Все люди, с которыми встречаются семь мужиков, разные. Разными были и крестьяне, о которых узнают странники. Н. А. Некрасов видит, как постепенно пробуждается в крестьянах сознание собственной силы. Но крестьяне не идеализируются, потому что поэт прекрасно осознает, что привычка покоряться в крестьянах так же велика, как и привычка властвовать в помещиках:

Не только над помещиком,

Привычка над крестьянином

Наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые свыклись со своим бесправным положением, превратились в холопов по убеждению. Серия вставных сюжетов о силе крепостнических привычек в крестьянине открывается рассказанной Пахомом историей о Сидоре, который высылал барину оброк из острога. Дворовый князя Переметьева считает себя счастливым, потому что знает:

У князя Переметьева

Я был любимый раб,

Жена - раба любимая...

Он гордится тем, что сорок лет вылизывал тарелки и допивал из рюмок иностранное вино, что приобрел, как он считает, благородную болезнь - подагру - и молится:

Оставь мне, господи,

Болезнь мою почетную,

По ней я дворянин!

Дворовый князя Утятина Ипат и после царского указа считает себя холопом князя и сам растроган от своей преданности. Он не хочет вспоминать о том, как барин издевался над ним ради собственной забавы, но зато “не может барских милостей забыть”. Себя он по-прежнему называет рабом недостойным, а барина - князюшкой. По-своему верна прежней жизни и вся Вахлатчина - крестьяне добровольно соглашаются делать вид, что на Руси ничего не изменилось. Прекрасно чувствует себя и мнимый бурмистр Клим Лавин. Его поступки - все та же холопская приниженность крестьянина, только вывернутая наизнанку. Он не брезгует никакими средствами, чтобы угодить и барину и миру. Влас дает ему точную оценку:

Был Клим мужик: и пьяница,

И на руку нечист.

Работать не работает,

С цыганами вожжается,

Бродяга, коновал!

На его совести лежит смерть Агапа, единственного вахлака, над которым не довлела сила привычки. Так, постепенно, в поэму входит тема крестьянского греха.

Яков Верный - холоп примерный, обиженный жестоким помещиком, в отместку совершает тяжелый грех - кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать своих товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение людей о шпионах, Влас, один из самых уважаемых крестьян, замечает по адресу Егорки:

А и служба - должность подлая!..

Гнус человек! - Не бить его,

Так уж кого и бить?

Но самый страшный, по мнению крестьян, грех совершает жадный староста Глеб, который за “горы золота” и вольную для себя сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой Ионушки “О двух великих грешниках” и подтверждает мысль:

Велик дворянский грех!

Велик, а все не быть ему

Против греха крестьянского.

Нет греха тяжелее этого:

Все прощает бог,

А Иудин грех не прощается.

Ой мужик! Мужик! Ты грешнее всех,

А за что тебе вечно маяться!

Рассказ о старосте Глебе - предчувствие того, что вместо помещика власть в деревне постепенно начнет прибирать к рукам деревенский богатей. Гриша Добросклонов старается развеять горестные мысли крестьян, утверждая, что крестьянские грехи - лишь порождение крепостничества:

Змея родит змеенышей,

А крепь - грехи помещика,

Грех Якова несчастного,

Грех Глеба родила!

Конечно, в этом он прав. Но прав ли в том, что “Нет крепи - Глеба нового не будет на Руси”?

Крепостное право “калечит”, делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего - предателей. Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:

Добра ты, царска грамота,

Да не про нас ты писана...

Но крестьяне уже понимают, что путь к счастью - это путь активного противостояния злу. Великим пафосом предчувствия народного счастья наполнена знаменитая песня “Русь”, которая вершит все сцены и картины поэмы. Русский богатырь с его бесконечным терпением - вечная загадка для Н. А. Некрасова, но поэт верит, что

Рать поднимается -

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Роман “Господа Головлевы” - злая сатира на дворянское сословие. С неумолимой правдивостью рисует Щедрин картину разрушения дворянской семьи, отражающую упадок, разложение, обреченность "Господа Головлевы" - это социальный роман из жизни дворянской семьи. Разложение буржуазного общества, как в зеркале, отразилось и в разложении семьи. Рушится весь комплекс нравственных “Господа Головлевы” - роман о семье, но, в первую очередь, это роман о подлинных и мнимых ценностях, о том, для чего живет человек на Земле. В “Господах Головлевых” автор исследует Творчество М. Е.Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии.
Среди огромного наследия сатирика особое “Господа Головлевы” - семейная хроника. С неумолимой правдивостью автор рисует картину разрушения дворянской семьи. Причины вырождения - социальные, а следовательно, речь идет о ...В сатире действительность как некое несовершенство противопоставляется идеалу как высшей реальности. Ф. Шиллер Салтыков-Щедрин - оригинальный писатель русской литературы, занимающий Тип пустослова (Иудушки Головлева) - художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. До этого в русской литературе, у Гоголя, Достоевского, встречались образы, отдаленно напоминающие Среди огромного наследия М. Е. Салтыкова-Щедрина наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки Все писатели через свои произведения пытаются донести до нас, читателей, собственные сокровенные мысли. Настоящий писатель, в силу своего таланта и особенностей внутреннего мира, происходящие Он был умен, честен, суров и никогда не замалчивал правды, как бы она ни была прискорбна... М. Горький Мне кажется, без писателя Салтыкова-Щедрина невозможно разобраться в политической Сказки Салтыкова-Щедрина обычно определяют как итог его сатирического творчества. И такой вывод в какой-то мере оправдан. Сказки хронологически завершают собственно сатирическое Особое место в русской литературе XIX века занимает творчество известного писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина. Вслед за Н. В. Гоголем он пошел нелегким путем сатиры. Его сатира едкая, часто

  • Реклама

  • Tags

  • Статистика

  • “Люди холопского звания” в поэме “Кому на Руси жить хорошо”

    /* ads 300x250 */

    Поэма “Кому на Руси жить хорошо” - вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне - не странники-богомольцы. Они символ тронувшейся с места, очнувшейся России. Все люди, с которыми встречаются семь мужиков, разные: одни счастливые, другие нет; бедные и состоятельные; бунтари и “рабы”. О последних хочется поговорить отдельно.

    Наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни , были и такие, которые свыклись со своим бесправным положением, холопы по убеждению. Яков Верный - холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасов создает и образы холопов не только по положению, но и по своей психологии. Такой и дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая тарелки и допивая из рюмок иностранное вино.

    У князя Переметъева Я был любимый раб, Жена - Раба любимая... Он молится: Оставь мне, Господи, Болезнь мою почетную, По ней я дворянин! Близки к холопам Клим и Ипат - люди князя Утятина. Один называет себя рабом, недостойным, а барина - князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов: Бът Клим мужик: и пьяниц, И на руку нечист.

    Работать не работает, С цыганами вожжается, Бродяга, коновал! Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать своих товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение людей о шпионах, Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по адресу Егорки: Аи служба-должность подлая!..

    Гнусь человек ! - Не бить его, Так уж кого и бить? Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой Ионушки “О двух великих грешниках”. Рассказ дается в подтверждение мысли: Велик дворянский грех! Велик, а все не быть ему Против греха крестьянского. Грех предательский - самый тяжелый грех: Все прощает Бог, А Иудин грех не прощается.

    Ой мужик! Мужик! Ты грешнее всех, А за то тебе вечно маяться! Для чего же Некрасов показал столько типов крестьян-холопов? Крепостное право “калечит”, делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего - предателей.

    Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней: Добра ты, царска грамота, Да не про нас ты писана... Явление “холопства”, если так можно выразиться, можно встретить и в наше время . Большинство таких людей - “холопы” по психологии. “Холопство” пока не искорено и существует повсюду.

    /* ads 468 */
    Понравилась статья - » “Люди холопского звания” в поэме “Кому на Руси жить хорошо” ? Жми и сохраняй .

    • “Люди холопского звания” по поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
    • Некрасов писал поэму “Кому на Руси жить хорошо” в течение двадцати лет, собирая материал для нее буквально “по словечку”. Неудивительно, что это произведение стало настоящей эпопеей, отразившей жизнь пореформенной России.
    • Сердце народное в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. 1
    • Судьба поэта из народа в стихотворении Н. А. Некрасова “На смерть Шевченко”
    • Вырос Н. А. Некрасов среди крестьянских детей. Никакие запреты родителей не могли удержать его от общения с деревенскими ребятишками. Впоследствии простой язык, богатый и певучий, завораживающий нас своей музыкой, который
    • Сердце народное в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
    • “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную жизнь”. Пристально изучая крестьянскую жизнь, он готовился к написанию этой поэмы. В ней он прославляет русский народ, его великодушие, героизм, его
    • Народность поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
    • Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” была написана в 1860-1870 годы. В этом произведении автор изобразил русское общество в пореформенный период. Он размышляет над вопросами о том,
    • Типологи крестьянского характера в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
    • Еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним мирской путь. Н. А. Некрасов В жизни каждого поэта наступают дни, когда талант его щедро открывается перед людьми, а сам он вызывающе В Своей великой поэме Некрасов смотрит на помещиков глазами крестьян. Так изображен, например, Оболт-Оболдуев (чего стоит одна его фамилия!): Какой-то барин кругленький, Усатенький, пузатенький, С сигарочкой во рту... Традиционные в

    Был господин невысокого рода,
    Он деревнишку за взятки купил,
    Жил в ней безвыездно тридцать три года,
    Вольничал, бражничал, горькую пил.
    Жадный, скупой, не дружился с дворянами,
    Только к сестрице езжал на чаек;
    Даже с родными, не только с крестьянами,
    Был господин Поливанов жесток;
    Дочь повенчав, муженька благоверного
    Высек - обоих прогнал нагишом,
    В зубы холопа примерного,
    Якова верного,
    Походя бил каблуком.

    Люди холопского звания -
    Сущие псы иногда:
    Чем тяжелей наказания,
    Тем им милей господа.
    Яков таким объявился из младости,
    Только и было у Якова радости:
    Барина холить, беречь, ублажать
    Да племяша-малолетка качать.
    Так они оба до старости дожили.
    Стали у барина ножки хиреть,
    Ездил лечиться, да ноги не ожили…
    Полно кутить, баловаться и петь!
    Очи-то ясные,
    Щеки-то красные,
    Пухлые руки как сахар белы,
    Да на ногах - кандалы!
    Смирно помещик лежит под халатом,
    Горькую долю клянет,
    Яков при барине: другом и братом
    Верного Якова барин зовет.
    Зиму и лето вдвоем коротали,
    В карточки больше играли они,
    Скуку рассеять к сестрице езжали
    Верст за двенадцать в хорошие дни.
    Вынесет сам его Яков, уложит,
    Сам на долгушке свезет до сестры,
    Сам до старушки добраться поможет,
    Так они жили ладком - до поры…

    Вырос племянничек Якова, Гриша,
    Барину в ноги: «Жениться хочу!»
    - «Кто же невеста?» - «Невеста - Ариша».
    Барин ответствует: «В гроб вколочу!»
    Думал он сам, на Аришу-то глядя:
    «Только бы ноги господь воротил!»
    Как ни просил за племянника дядя,
    Барин соперника в рекруты сбыл.
    Крепко обидел холопа примерного,
    Якова верного,
    Барин, - холоп задурил!
    Мертвую запил… Неловко без Якова,
    Кто ни послужит - дурак, негодяй!
    Злость-то давно накипела у всякого,
    Благо есть случай: груби, вымещай!
    Барин то просит, то пёсски ругается,
    Так две недели прошли.
    Вдруг его верный холоп возвращается…
    Первое дело - поклон до земли.
    Жаль ему, видишь ты, стало безногого:
    Кто-де сумеет его соблюсти?
    «Не поминай только дела жестокого;
    Буду свой крест до могилы нести!»
    Снова помещик лежит под халатом,
    Снова у ног его Яков сидит,
    Снова помещик зовет его братом.
    «Что ты нахмурился, Яша?» - «Мутит!»
    Много грибков нанизали на нитки,
    В карты сыграли, чайку напились,
    Ссыпали вишни, малину в напитки
    И поразвлечься к сестре собрались.

    Курит помещик, лежит беззаботно,
    Ясному солнышку, зелени рад.
    Яков угрюм, говорит неохотно,
    Вожжи у Якова дрожмя дрожат,
    Крестится. «Чур меня, сила нечистая! -
    Шепчет: «рассыпься!» (мутил его враг).
    Едут… Направо трущоба лесистая,
    Имя ей исстари: Чертов овраг;
    Яков свернул и поехал оврагом,
    Барин опешил: «Куда ж ты, куда?»
    Яков ни слова. Проехали шагом
    Несколько верст; не дорога - беда!
    Ямы, валежник; бегут по оврагу
    Вешние воды, деревья шумят…
    Стали лошадки - и дальше ни шагу,
    Сосны стеной перед ними торчат.

    Яков, не глядя на барина бедного,
    Начал коней отпрягать,
    Верного Яшу, дрожащего, бледного,
    Начал помещик тогда умолять.
    Выслушал Яков посулы - и грубо,
    Зло засмеялся: «Нашел душегуба!
    Стану я руки убийством марать,
    Нет, не тебе умирать!»
    Яков на сосну высокую прянул,
    Вожжи в вершине ее укрепил,
    Перекрестился, на солнышко глянул,
    Голову в петлю - и ноги спустил!..

    Экие страсти господни! висит
    Яков над барином, мерно качается.
    Мечется барин, рыдает, кричит,
    Эхо одно откликается!

    Вытянув голову, голос напряг
    Барин - напрасные крики!
    В саван окутался Чертов овраг,
    Ночью там росы велики,
    Зги не видать! только совы снуют,
    Оземь ширяясь крылами,
    Слышно, как лошади листья жуют,
    Тихо звеня бубенцами.
    Словно чугунка подходит - горят
    Чьи-то два круглые, яркие ока,
    Птицы какие-то с шумом летят,
    Слышно, посели они недалеко.
    Ворон над Яковом каркнул один.
    Чу! их слетелось до сотни!
    Ухнул, грозит костылем господин!
    Экие страсти господни!
    Барин в овраге всю ночь пролежал,
    Стонами птиц и волков отгоняя,
    Утром охотник его увидал.
    Барин вернулся домой, причитая:
    «Грешен я, грешен! Казните меня!»
    Будешь ты, барин, холопа примерного,
    Якова верного,
    Помнить до судного дня!

    «Грехи, грехи, - послышалось
    Со всех сторон. - Жаль Якова,
    Да жутко и за барина, -
    Какую принял казнь!»
    - Ой! ой! Еще прослышали
    Два-три рассказа страшные
    И горячо заспорили
    О том, кто всех грешней.
    Один сказал: кабатчики,
    Другой сказал: помещики,
    А третий - мужики.
    То был Игнатий Прохоров,
    Извозом занимавшийся,
    Степенный и зажиточный
    Мужик - не пустослов.
    Видал он виды всякие,
    Изъездил всю губернию
    И вдоль и поперек.
    Его послушать надо бы,
    Однако вахлаки
    Так обозлились, не дали
    Игнатью слово вымолвить,
    Особенно Клим Яковлев
    Куражился: «Дурак же ты!..»
    - «А ты бы прежде выслушал…»
    - «Дурак же ты…»
    - «И все-то вы,
    Я вижу, дураки! -
    Вдруг вставил слово грубое
    Еремин, брат купеческий,
    Скупавший у крестьян
    Что ни попало, лапти ли,
    Теленка ли, бруснику ли,
    А главное - мастак
    Подстерегать оказии,
    Когда сбирались подати
    И собственность вахлацкая
    Пускалась с молотка. -
    Затеять спор затеяли,
    А в точку не утрафили!
    Кто всех грешней? подумайте!»
    - «Ну, кто же? говори!»
    - «Известно кто: разбойники!»
    А Клим ему в ответ:
    «Вы крепостными не были,
    Была капель великая,
    Да не на вашу плешь!
    Набил мошну: мерещатся
    Везде ему разбойники;
    Разбой - статья особая,
    Разбой тут ни при чем!»
    - «Разбойник за разбойника
    Вступился!» - прасол вымолвил,
    А Лавин - скок к нему!
    «Молись!» - и в зубы прасола.
    «Прощайся с животишками!» -
    И прасол в зубы Лавина.
    «Ай, драка! молодцы!»
    Крестьяне расступилися,
    Никто не подзадоривал,
    Никто не разнимал.
    Удары градом сыпались:
    - Убью! пиши к родителям!
    - «Убью! зови попа!»
    Тем кончилось, что прасола
    Клим сжал рукой, как обручем,
    Другой вцепился в волосы
    И гнул со словом «кланяйся»
    Купца к своим ногам.
    «Ну, баста!» - прасол вымолвил.
    Клим выпустил обидчика,
    Обидчик сел на бревнышко,
    Платком широким клетчатым
    Отерся и сказал:
    «Твоя взяла! не диво ли?
    Не жнет, не пашет - шляется
    По коновальской должности.
    Как сил не нагулять?»
    (Крестьяне засмеялися.)
    - «А ты еще не хочешь ли?» -
    Сказал задорно Клим.
    «Ты думал, нет? Попробуем!»
    Купец снял чуйку бережно
    И в руки поплевал.

    «Раскрыть уста греховные
    Пришел черед: прислушайте!
    И так вас помирю!» -
    Вдруг возгласил Ионушка,
    Весь вечер молча слушавший,
    Вздыхавший и крестившийся,
    Смиренный богомол.
    Купец был рад; Клим Яковлев
    Помалчивал. Уселися,
    Настала тишина.

    Некрасов писал поэму “Кому на Руси жить хорошо” в течение двадцати лет, собирая материал для нее буквально “по словечку”. Неудивительно, что это произведение стало настоящей эпопеей, отразившей жизнь пореформенной России. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои современной ему России, и благодаря удачно подобранному сюжету автору это удалось. В поэме мы встречаем совершенно разных людей: счастливых и несчастных, бедных и состоятельных; бунтарей и рабов. Тема этого сочинения посвящена последним. Прежде чем рассказать о “людях холопского звания”, изображенных в поэме, нужно отметить, что это лишь часть крестьян. Большинство же мужиков осознавали ужас рабской жизни и не свыклись со своим бесправным положением, не стали холопами по убеждению.
    Яков Верный - холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасов создает и образы холопов не только по положению, но и по своей психологии. Такой и дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая тарелки и допивая из рюмок иностранное вино.

    У князя Переметъева
    Я был любимый раб,
    Жена-раба любимая... Он молится:
    Оставь мне, Господи,
    Болезнь мою почетную,
    По ней я дворянин!

    Близки к холопам Клим и Ипат - люди князя Утятина. Один называет себя рабом недостойным, а барина - князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов:

    Был Клим мужик: и пьяница,
    И на руку нечист.
    Работать не работает,
    С цыганами вожжается,
    Бродяга, коновал!

    Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где бы он ни появлялся. Выражая общее мнение людей о таких холопах, Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по поводу Егорки Шутова:

    Аи служба - должность подлая!..
    Гнусь человек! - Не бить его,
    Так уж кого и бить?

    Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой Ионушки “О двух великих грешниках”:

    Велик дворянский грех!
    Велик, а все не быть ему
    Против греха крестьянского.
    Грех предателя - самый тяжелый:
    Все прощает Бог,
    А Иудин грех не прощается.
    Ой мужик! Мужик!
    Ты грешнее всех,
    А за что тебе вечно маятся!

    Показав в своей поэме немало “людей холопского звания” среди крестьян, Некрасов тем самым дает понять, что крепостное право калечит людей, делает из них либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего - предателей. А как же реформа 1861 года? Ведь она отменила крепостное право. Это так, но положение народа от этого не стало лучше. Оставаясь по-прежнему бесправными и нищими, крестьяне изо всех сил выбиваются, чтобы прокормиться... Недаром они говорят о реформе:

    Добра ты, царска грамота,
    Да не про нас ты писана...

    Некрасову же видится такое счастье для русского народа:

    Не надо мне ни серебра,
    Ни золота, а дай Господь,
    Чтоб землякам моим
    И каждому крестьянину
    Жилось вольготно, весело
    На всей святой Руси!

    На примере семи правдоискателей, отправившихся в путь в поисках счастья, и других персонажей Некрасов показывает, что большинство крестьян все же не стало холопами. В этих людях пробуждается протест против своего нищенского положения, и они не смирятся с такой участью. Недаром поэт написал с надеждой:

    Рать поднимается
    Неисчислимая,
    Сила в ней скажется
    Несокрушимая.


    В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов как бы от имени миллионов крестьян выступил гневным обличителем об-щественно-политического строя России и вынес ему строгий приговор. Поэт мучи-тельно переживал покорность русского крестьянства, его забитость, темноту. На помещиков Некрасов смотрит глазами тру-жеников, без всякой идеализации и сочувст-вия. Гневно рассказывает Некрасов о пара-зитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда «дышала грудь помещичья свободно и легко». Барин, владевший «кре-щеной собственностью», был полновласт-ным царьком в своей вотчине, где все ему «покорствовало».

    Ни в ком противоречия,

    Кого хочу — помилую,

    Кого хочу — казню, — вспоминает о былом помещик Оболт-Обол-дуев. В условиях полной безнаказанности и бесконтрольного произвола складыва-лись и «правила» помещиков, их привычки и взгляды:

    Закон — мое желание!

    Кулак — моя полиция!

    Удар искросыпительный,

    Удар зубодробительный,

    Удар скуловорот!..

    Отмена крепостного права «ударила одним концом по барину, другим по мужику». К новой формации — нарастающему капитализму — барин приспособиться не может и не желает, и неизбежным становится запустение усадеб и разорение господ. Без всякого сожаления говорит поэт о том, как «по кирпичику» разби-раются господские дома. Сатирическое отно-шение Некрасова к барам сказывается и в тех фамилиях, которыми он наделяет их: Оболт-Оболдуев, Утятин «Последыш». Особенно вы-разителен в поэме образ князя Утятина-«Последыша». Этот барин «весь век чудил, дурил» и остался жестоким деспотом-крепостником и после 1861 года. Он не знал и не интересо-вался своими крестьянами, о чем говорят его нелепые распоряжения по вотчине. Так, барин приказывает на «вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, что-бы жили в ней, плодилися и правили тягло!» Мужики хохотом встречают приказ «Последы-ша», так как «той вдове — под семьдесят, а же-ниху — шесть лет!» Глухонемого дурака «По-следыш» назначает сторожем, пастухам при-казывает унимать стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина. Нелепы не толь-ко приказы «Последыша» — нелеп и странен он сам, упорно не желая примириться с отме-ной крепостного права. Карикатурен даже его внешний облик:

    Нос клювом, как у ястреба,

    Усы седые, длинные

    И — разные глаза:

    Один здоровый светится,

    А левый — мутный, пасмурный,

    Как оловянный грош!

    Жестоким самодуром-угнетателем пока-зан и помещик Шалашников, «воинскою си-лою» покорявший собственных крестьян. Еще более жесток управляющий немец Фо-гель. При нем «настала каторга корежскому крестьянину — до нитки разорил!» — говорит Савелий. Мужики и барин — непримиримые, вечные враги. «Хвали траву в стогу, а барина в гробу», — говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья кресть-янину, — вот тот вывод, к которому с желез-ной последовательностью подводит Некра-сов читателя поэмы.

    Но наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые свыклись со своим бесправным положени-ем, холопы по убеждению. Таков Яков Вер-ный — «холоп примерный». Обиженный жес-токим помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасов создает образы холопов не только по положению, но и по своей пси-хологии. Это дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая тарелки и до-пивая из рюмок иностранное вино.

    Близки к холопам Ипат и Клим — люди кня-зя Утятина. Один называет себя рабом, недо-стойным, а барина — князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов:

    Был Клим мужик: и пьяница,

    И на руку нечист.

    Работать не работает,

    С цыганами вожжается,

    Бродяга, коновал!

    Среди крестьян встречаются и такие, ко-торые за деньги способны предать своих товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выра-жая общее мнение людей, Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по адресу Егорки:

    Ай служба-должность подлая!..

    Гнусь человек! — Не бить его,

    Так уже кого и бить?

    Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе поведал Игнатий вслед за легендой Ионушки «О двух великих греш-никах». Рассказ дается в подтверждение мысли:

    Велик дворянский грех!

    Велик, а все не быть ему

    Против греха крестьянского.

    Грех предательский — самый тяжелый грех:

    Все прощает бог,

    А Иудин грех не прощается.

    Ой мужик! Мужик! Ты грешнее всех,

    А за то тебе вечно маяться!

    С какой же целью показал Некрасов столь-ко типов крестьян-холопов? Он был убежден, что крепостное право «калечит», делает из людей либо подхалимов, либо горьких пья-ниц, разбойников, а хуже всего — предате-лей. Явление «холопства», если так можно выразиться, можно встретить и в наше вре-мя. Большинство таких людей — «холопы» по психологии. «Холопство» пока не искоренено и существует повсюду.