Люди холопского звания (по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"). «Люди холопского звания» в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Кому на Руси жить хорошо Некрасов Н

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне-- не странники-богомольцы. Они символ тронувшейся с места, очнувшейся России. Все люди, с которыми встречаются семь мужиков, разные: одни счастливые, другие нет; бедные и состоятельные; бунтари и "рабы". О последних хочется поговорить отдельно.

Наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые свыклись со своим бесправным положением, холопы по убеждению. Яков Верный холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасов создаёт и образы холопов не только по положению, но и по своей психологии. Такой и дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая тарелки и допивая из рюмок иностранное вино.

У князя Переметьева

Я был любимый раб,

Жена-раба любимая...

Он молится: "Оставь мне, господи, Болезнь мою почётную, По ней я дворянин! " Близки к холопам Клим и Ипат - люди князя Утятина. Один называет себя рабом, недостойным, а барина-князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов: Был Клим мужик: и пьяница, И на руку нечист.

Работать не работает, c цыганами вожжается,

Бродяга, коновал!

Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать своих товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение людей о шпионах, Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по адресу Егорки:

Ай, служба-должность подлая!..

Гнусь человек! - Не бить его,

Так уже кого и бить?

Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой Ионушки "О двух великих грешниках". Рассказ даётся в подтверждение мысли:

Велик дворянский грех!

Велик, а всё не быть ему

Против греха крестьянского.

Грех предательский - самый тяжёлый грех:

Всё прощает бог,

А Иудии грех не прощается.

Ой мужик! Мужик!

Ты грешнее всех,

А за что тебе вечно маятся!

Для чего же Некрасов показал столько типов крестьян-холопов? Крепостное право "калечит", делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего - предателей. Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:

Добра ты, царска грамота,

Да не про нас ты писана...

Явление "холопство", если так можно выразиться, можно встретить и в наше время. Большинство таких людей -"холопы" по психологии. "Холопство" пока неискоренено и существует повсюду.

Роман “Господа Головлевы” - злая сатира на дворянское сословие. С неумолимой правдивостью рисует Щедрин картину разрушения дворянской семьи, отражающую упадок, разложение, обреченность "Господа Головлевы" - это социальный роман из жизни дворянской семьи. Разложение буржуазного общества, как в зеркале, отразилось и в разложении семьи. Рушится весь комплекс нравственных “Господа Головлевы” - роман о семье, но, в первую очередь, это роман о подлинных и мнимых ценностях, о том, для чего живет человек на Земле. В “Господах Головлевых” автор исследует Творчество М. Е.Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии.
Среди огромного наследия сатирика особое “Господа Головлевы” - семейная хроника. С неумолимой правдивостью автор рисует картину разрушения дворянской семьи. Причины вырождения - социальные, а следовательно, речь идет о ...В сатире действительность как некое несовершенство противопоставляется идеалу как высшей реальности. Ф. Шиллер Салтыков-Щедрин - оригинальный писатель русской литературы, занимающий Тип пустослова (Иудушки Головлева) - художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. До этого в русской литературе, у Гоголя, Достоевского, встречались образы, отдаленно напоминающие Среди огромного наследия М. Е. Салтыкова-Щедрина наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки Все писатели через свои произведения пытаются донести до нас, читателей, собственные сокровенные мысли. Настоящий писатель, в силу своего таланта и особенностей внутреннего мира, происходящие Он был умен, честен, суров и никогда не замалчивал правды, как бы она ни была прискорбна... М. Горький Мне кажется, без писателя Салтыкова-Щедрина невозможно разобраться в политической Сказки Салтыкова-Щедрина обычно определяют как итог его сатирического творчества. И такой вывод в какой-то мере оправдан. Сказки хронологически завершают собственно сатирическое Особое место в русской литературе XIX века занимает творчество известного писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина. Вслед за Н. В. Гоголем он пошел нелегким путем сатиры. Его сатира едкая, часто

  • Реклама

  • Tags

  • Статистика

  • “Люди холопского звания” в поэме “Кому на Руси жить хорошо”

    /* ads 300x250 */

    Поэма “Кому на Руси жить хорошо” - вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне - не странники-богомольцы. Они символ тронувшейся с места, очнувшейся России. Все люди, с которыми встречаются семь мужиков, разные: одни счастливые, другие нет; бедные и состоятельные; бунтари и “рабы”. О последних хочется поговорить отдельно.

    Наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни , были и такие, которые свыклись со своим бесправным положением, холопы по убеждению. Яков Верный - холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасов создает и образы холопов не только по положению, но и по своей психологии. Такой и дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая тарелки и допивая из рюмок иностранное вино.

    У князя Переметъева Я был любимый раб, Жена - Раба любимая... Он молится: Оставь мне, Господи, Болезнь мою почетную, По ней я дворянин! Близки к холопам Клим и Ипат - люди князя Утятина. Один называет себя рабом, недостойным, а барина - князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов: Бът Клим мужик: и пьяниц, И на руку нечист.

    Работать не работает, С цыганами вожжается, Бродяга, коновал! Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать своих товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение людей о шпионах, Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по адресу Егорки: Аи служба-должность подлая!..

    Гнусь человек ! - Не бить его, Так уж кого и бить? Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой Ионушки “О двух великих грешниках”. Рассказ дается в подтверждение мысли: Велик дворянский грех! Велик, а все не быть ему Против греха крестьянского. Грех предательский - самый тяжелый грех: Все прощает Бог, А Иудин грех не прощается.

    Ой мужик! Мужик! Ты грешнее всех, А за то тебе вечно маяться! Для чего же Некрасов показал столько типов крестьян-холопов? Крепостное право “калечит”, делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего - предателей.

    Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней: Добра ты, царска грамота, Да не про нас ты писана... Явление “холопства”, если так можно выразиться, можно встретить и в наше время . Большинство таких людей - “холопы” по психологии. “Холопство” пока не искорено и существует повсюду.

    /* ads 468 */
    Понравилась статья - » “Люди холопского звания” в поэме “Кому на Руси жить хорошо” ? Жми и сохраняй .

    • “Люди холопского звания” по поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
    • Некрасов писал поэму “Кому на Руси жить хорошо” в течение двадцати лет, собирая материал для нее буквально “по словечку”. Неудивительно, что это произведение стало настоящей эпопеей, отразившей жизнь пореформенной России.
    • Сердце народное в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. 1
    • Судьба поэта из народа в стихотворении Н. А. Некрасова “На смерть Шевченко”
    • Вырос Н. А. Некрасов среди крестьянских детей. Никакие запреты родителей не могли удержать его от общения с деревенскими ребятишками. Впоследствии простой язык, богатый и певучий, завораживающий нас своей музыкой, который
    • Сердце народное в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
    • “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную жизнь”. Пристально изучая крестьянскую жизнь, он готовился к написанию этой поэмы. В ней он прославляет русский народ, его великодушие, героизм, его
    • Народность поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
    • Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” была написана в 1860-1870 годы. В этом произведении автор изобразил русское общество в пореформенный период. Он размышляет над вопросами о том,
    • Типологи крестьянского характера в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
    • Еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним мирской путь. Н. А. Некрасов В жизни каждого поэта наступают дни, когда талант его щедро открывается перед людьми, а сам он вызывающе В Своей великой поэме Некрасов смотрит на помещиков глазами крестьян. Так изображен, например, Оболт-Оболдуев (чего стоит одна его фамилия!): Какой-то барин кругленький, Усатенький, пузатенький, С сигарочкой во рту... Традиционные в

    «Люди холопского звания» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

    Коллекция сочинений: "Люди холопского звания» в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо»

    Поэма "Кому на Руси жить хорошо» - вершина творче­ства Н. А. Некрасова. Это произведение грандиозно по широ­те замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне - не странники-богомольцы. Они символ тронувшейся с места, очнувшейся России. Все люди, с которыми встречаются семь мужиков, разные. Разными были и крестьяне, о которых узнают стран­ники. Н. А. Некрасов видит, как постепенно пробуждается в крестьянах сознание собственной силы. Но крестьяне не идеализируются, потому что поэт прекрасно осознает, что привычка покоряться в крестьянах так же велика, как и привычка властвовать в помещиках:

    Не только над помещиком,

    Привычка над крестьянином

    Наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые свыклись со своим бесправным положе­нием, превратились в холопов по убеждению. Серия вставных сюжетов о силе крепостнических привычек в крестьянине от­крывается рассказанной Пахомом историей о Сидоре, который высылал барину оброк из острога. Дворовый князя Переметье-ва считает себя счастливым, потому что знает:

    У князя Переметьева

    Я был любимый раб,

    Жена - раба любимая...

    Он гордится тем, что сорок лет вылизывал тарелки и до­пивал из рюмок иностранное вино, что приобрел, как он счи­тает, благородную болезнь - подагру - и молится:

    Оставь мне, господи,

    Болезнь мою почетную,

    По ней я дворянин!

    Дворовый князя Утятина Ипат и после царского указа считает себя холопом князя и сам растроган от своей предан­ности. Он не хочет вспоминать о том, как барин издевался над ним ради собственной забавы, но зато "не может барских милостей забыть». Себя он по-прежнему называет рабом не­достойным, а барина - князюшкой. По-своему верна преж­ней жизни и вся Вахлатчина - крестьяне добровольно со­глашаются делать вид, что на Руси ничего не изменилось. Прекрасно чувствует себя и мнимый бурмистр Клим Лавин. Его поступки - все та же холопская приниженность крес­тьянина, только вывернутая наизнанку. Он не брезгует ника­кими средствами, чтобы угодить и барину и миру. Влас дает ему точную оценку:

    Был Клим мужик: и пьяница,

    И на руку нечист.

    Работать не работает,

    С цыганами вожжается,

    Бродяга, коновал!

    На его совести лежит смерть Агапа, единственного вахла­ка, над которым не довлела сила привычки. Так, постепен­но, в поэму входит тема крестьянского греха.

    Яков Верный - холоп примерный, обиженный жестоким помещиком, в отместку совершает тяжелый грех - кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать своих товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он по­являлся. Выражая общее мнение людей о шпионах, Влас, один из самых уважаемых крестьян, замечает по адресу Егорки:

    Аи служба - должность подлая!..

    Гнус человек! - Не бить его,

    Так уж кого и бить?

    Но самый страшный, по мнению крестьян, грех соверша­ет жадный староста Глеб, который за "горы золота» и воль­ную для себя сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игна - тием вслед за легендой Ионушки "О двух великих грешни­ках» и подтверждает мысль:

    Велик дворянский грех!

    Велик, а все не быть ему

    Против греха крестьянского.

    Нет греха тяжелее этого:

    Все прощает бог,

    А Иудин грех не прощается.

    Ой мужик! Мужик! Ты грешнее всех,

    А за что тебе вечно маяться!

    Рассказ о старосте Глебе - предчувствие того, что вместо помещика власть в деревне постепенно начнет прибирать к рукам деревенский богатей. Гриша Добросклонов старается развеять горестные мысли крестьян, утверждая, что крес­тьянские грехи - лишь порождение крепостничества:

    Змея родит змеенышей,

    А крепь - грехи помещика,

    Грех Якова несчастного,

    Грех Глеба родила!

    Конечно, в этом он прав. Но прав ли в том, что "Нет крепи - Глеба нового не будет на Руси»?

    Крепостное право "калечит», делает из людей либо подха­лимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего - предателей. Реформа 1861 года не улучшила положение на­рода, и недаром крестьяне говорят о ней:

    Добра ты, царска грамота,

    Да не про нас ты писана...

    Но крестьяне уже понимают, что путь к счастью - это путь активного противостояния злу. Великим пафосом пред­чувствия народного счастья наполнена знаменитая песня "Русь», которая вершит все сцены и картины поэмы. Рус­ский богатырь с его бесконечным терпением - вечная загад­ка для Н. А. Некрасова, но поэт верит, что

    Рать поднимается -

    Неисчислимая,

    Сила в ней скажется

    Несокрушимая!

    Вы прочитали готовую разработку: «Люди холопского звания» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

    Учебные пособия и тематические ссылки для школьников, студентов и всех, занимающихся самообразованием

    Сайт адресован учащимся, учителям, абитуриентам, студентам педвузов. Справочник школьника охватывает все аспекты школьной программы.

    Поэма “Кому на Руси жить хорошо” - вершина творчества Н. А. Некрасова. Это произведение грандиозно по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне - не странники-богомольцы. Они символ тронувшейся с места, очнувшейся России. Все люди, с которыми встречаются семь мужиков, разные. Разными были и крестьяне, о которых узнают странники. Н. А. Некрасов видит, как постепенно пробуждается в крестьянах сознание собственной силы. Но крестьяне не идеализируются, потому что поэт прекрасно осознает, что привычка покоряться в крестьянах так же велика, как и привычка властвовать в помещиках:

    Не только над помещиком,

    Привычка над крестьянином

    Наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые свыклись со своим бесправным положением, превратились в холопов по убеждению. Серия вставных сюжетов о силе крепостнических привычек в крестьянине открывается рассказанной Пахомом историей о Сидоре, который высылал барину оброк из острога. Дворовый князя Переметьева считает себя счастливым, потому что знает:

    У князя Переметьева

    Я был любимый раб,

    Жена - раба любимая...

    Он гордится тем, что сорок лет вылизывал тарелки и допивал из рюмок иностранное вино, что приобрел, как он считает, благородную болезнь - подагру - и молится:

    Оставь мне, господи,

    Болезнь мою почетную,

    По ней я дворянин!

    Дворовый князя Утятина Ипат и после царского указа считает себя холопом князя и сам растроган от своей преданности. Он не хочет вспоминать о том, как барин издевался над ним ради собственной забавы, но зато “не может барских милостей забыть”. Себя он по-прежнему называет рабом недостойным, а барина - князюшкой. По-своему верна прежней жизни и вся Вахлатчина - крестьяне добровольно соглашаются делать вид, что на Руси ничего не изменилось. Прекрасно чувствует себя и мнимый бурмистр Клим Лавин. Его поступки - все та же холопская приниженность крестьянина, только вывернутая наизнанку. Он не брезгует никакими средствами, чтобы угодить и барину и миру. Влас дает ему точную оценку:

    Был Клим мужик: и пьяница,

    И на руку нечист.

    Работать не работает,

    С цыганами вожжается,

    Бродяга, коновал!

    На его совести лежит смерть Агапа, единственного вахлака, над которым не довлела сила привычки. Так, постепенно, в поэму входит тема крестьянского греха.

    Яков Верный - холоп примерный, обиженный жестоким помещиком, в отместку совершает тяжелый грех - кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать своих товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение людей о шпионах, Влас, один из самых уважаемых крестьян, замечает по адресу Егорки:

    А и служба - должность подлая!..

    Гнус человек! - Не бить его,

    Так уж кого и бить?

    Но самый страшный, по мнению крестьян, грех совершает жадный староста Глеб, который за “горы золота” и вольную для себя сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой Ионушки “О двух великих грешниках” и подтверждает мысль:

    Велик дворянский грех!

    Велик, а все не быть ему

    Против греха крестьянского.

    Нет греха тяжелее этого:

    Все прощает бог,

    А Иудин грех не прощается.

    Ой мужик! Мужик! Ты грешнее всех,

    А за что тебе вечно маяться!

    Рассказ о старосте Глебе - предчувствие того, что вместо помещика власть в деревне постепенно начнет прибирать к рукам деревенский богатей. Гриша Добросклонов старается развеять горестные мысли крестьян, утверждая, что крестьянские грехи - лишь порождение крепостничества:

    Змея родит змеенышей,

    А крепь - грехи помещика,

    Грех Якова несчастного,

    Грех Глеба родила!

    Конечно, в этом он прав. Но прав ли в том, что “Нет крепи - Глеба нового не будет на Руси”?

    Крепостное право “калечит”, делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего - предателей. Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:

    Добра ты, царска грамота,

    Да не про нас ты писана...

    Но крестьяне уже понимают, что путь к счастью - это путь активного противостояния злу. Великим пафосом предчувствия народного счастья наполнена знаменитая песня “Русь”, которая вершит все сцены и картины поэмы. Русский богатырь с его бесконечным терпением - вечная загадка для Н. А. Некрасова, но поэт верит, что

    Рать поднимается -

    Неисчислимая,

    Сила в ней скажется

    «Люди холопского звания» в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне - не странники-богомольцы. Они символ тронувшейся с места, очнувшейся России. Все люди, с которыми встречаются семь мужиков, разные: одни счастливые, другие нет; бедные и состоятельные; бунтари и "рабы". О последних хочется поговорить отдельно. Наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые свыклись со своим бесправным положением, холопы по убеждению. Яков Верный - холоп примерный.

    Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасов создает и образы холопов не только по положению, но и по своей психологии. Такой и дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая тарелки и допивая из рюмок иностранное вино. У князя Переметъева Я был любимый раб, Жена - раба любимая... Он молится: Оставь мне, Господи, Болезнь мою почетную, По ней я дворянин!

    Близки к холопам Клим и Ипат - люди князя Утятина. Один называет себя рабом, недостойным, а барина - князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов: Вот Клим мужик: и пьяниц, И на руку нечист. Работать не работает, С цыганами вожжается, Бродяга, коновал! Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать своих товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение людей о шпионах, Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по адресу Егорки: А и служба-должность подлая!..

    Гнусь человек! - Не бить его, Так уж кого и бить? Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой Ионушки "О двух великих грешниках". Рассказ дается в подтверждение мысли: Велик дворянский грех! Велик, а все не быть ему Против греха крестьянского. Грех предательский - самый тяжелый грех: Все прощает Бог, А Иудин грех не прощается.

    Ой мужик! Мужик! Ты грешнее всех, А за то тебе вечно маяться! Для чего же Некрасов показал столько типов крестьян-холопов? Крепостное право "калечит", делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего - предателей. Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней: Добра ты, царска грамота, Да не про нас ты писана... Явление "холопства", если так можно выразиться, можно встретить и в наше время. Большинство таких людей - "холопы" по психологии. "Холопство" пока не искорено и существует повсюду.