Холоп яков верный. Идейный смысл рассказов о грешниках (по поэме Н

Идейный смысл рассказов о грешниках (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Не покорность тупая — Дружная сила нужна. В поэме Н. А. Некрасова три главы: «Про холопа примерного — Якова верного», «О двух великих грешниках», «Крестьянский грех» —объединены те-мой греха. Сам автор считал эти части произведения очень важными и энергично возражал против запре-щения цензором рассказа «Про холопа примерного — Якова верного». Вот что писал Некрасов начальнику управления по делам печати В. В. Григорьеву: «...при-нес некоторые жертвы цензору Лебедеву, исключив солдата и две песни, но выкинуть историю о Якове, чего он требовал под угрозою ареста книги, не могу — поэма лишится смысла».

В этой главе показаны два образа — господина По-ливанова и его верного слуги Якова. Помещик «жад-ный, скупой... с крестьянами был... жесток...». Не-смотря на это, у Якова «только и было... радости: Ба-рина холить, беречь, ублажать», причем не видя от хозяина никакой благодарности («В зубы холопа при-мерного, Якова верного, Походя дул каблуком»). Все прощал Яков своему барину:

Люди холопского звания

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

Не стерпел лишь, когда барин отдал в рекруты его племянника, увидев в нем соперника. Автор показы-вает, что конфликт, существующий между помещи-ком и крестьянином, нельзя решить мирным путем:

Как ни просил за племянника дядя,

Барин соперника в рекруты сбыл.

Настолько жесток помещичий произвол, что даже рабски преданный своему господину, потерявший че-ловеческое достоинство Яков решается на месть. Месть жестокую, страшную:

Яков на сосну высокую прянул,

Вожжи в вершине ее укрепил,

Перекрестился, на солнышко глянул,

Голову в петлю — и ноги спустил!..

Яков не стал «убийством руки марать», а покончил жизнь самоубийством на глазах у обезножевшего ба-рина. Такой протест заставил помещика осознать свой грех:

Барин вернулся домой, причитая:

«Грешен я, грешен! Казните меня!»

В главе «О двух великих грешниках» речь идет о двух грешниках: разбойнике Кудеяре и пане Глуховском. Кудеяр был предводителем двенадцати разбой-ников, вместе они «много...пролили Крови честных христиан». Но «вдруг у разбойника лютого Совесть господь пробудил».

Услышав мольбы о прощении, бог указал путь к спасению: тем ножом, которым убивал, срезать дуб вековой. Спустя годы у этого дуба Кудеяра встречает пан Глуховский. Услышав историю старца, «пан ус-мехнулся:

Спасения

Я уж не чаю давно,

В мире я чту только женщину,

Золото, честь и вино.

Жить нужно, старче, по-моему:

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю и вешаю,

А поглядел бы, как сплю!

Отшельник, охваченный гневом, убивает пана. Что же заставило раскаявшегося в прежних убийствах разбойника снова взяться за нож? Его гнев был рож-ден сочувствием к крестьянам пана Глуховского, ко-торые вынуждены терпеть издевательства своего хо-зяина. Вновь звучит тема жестокого обращения с кре-стьянами. Но решение этой проблемы уже иное. Убив пана, Кудеяр получает прощение:

Только что пан окровавленный

Пал головой на седло,

Рухнуло древо громадное,

Эхо весь лес потрясло.

Рухнуло древо, скати лося

С инока бремя грехов!..

Раскаявшийся грешник нашел свое спасение, встав на путь заступничества за народ.

Герой рассказа «Крестьянские грехи» те же: барин («аммирал-вдовец») и крестьянин (слуга его, Глеб). Но здесь уже барин совершил добрый поступок перед смертью, подписав вольную всем своим крестьянам:

«Из цепей-крепей на свободушку

Восемь тысяч душ отпускается!»

Но Глеб, соблазнившись на посулы наследника, «загубил» восемь тысяч душ крестьян: позволил сжечь завещание.

В этой главе рассматривается уже тема крестьян-ского греха. Староста Глеб ради собственной выгоды предает своих же земляков, обрекая их на рабство:

На десятки лет, до недавних дней

Восемь тысяч душ закрепил злодей,

С родом, с племенем; что народу-то!

Что народу-то! С камнем в воду-то!

И этот грех — грех предательства интересов народа в самой крестьянской среде — оказывается самым тяжким. Автор показывает, что не видать «свободушки», «вечно маяться» народу, пока среди них будут предатели и пока крестьяне терпят их:

Ой, мужик! Мужик! Ты грешнее всех,

И за то тебе вечно маяться!

Н. А. Некрасов, пытаясь ответить на вопрос, как сбросить цепи рабства и угнетения, — обращается к православной религии, приписывая христианской этике совсем другие черты, нежели официальная цер-ковь. Автор не зовет прощать врагов, жить в страхе и покорности, а благословляет великий гнев человека, рожденный состраданием и сочувствием к угнетен-ным. Рассмотрев внутреннее единство всех трех глав, можно увидеть центральную проблему поэмы: пути выхода крестьян к свободе и счастью. В этих главах за-ключена главная мысль, которую автор хотел донести до читателя: за свободу и права необходимо бороться .

Веселая

«Кушай тюрю, Яша!
Молочка-то нет!»
- Где ж коровка наша? -
«Увели, мой свет!
Барин для приплоду
Взял ее домой».
Славно жить народу
На Руси святой!
- Где же наши куры? -
Девчонки орут.
«Не орите, дуры!
Съел их земский суд;
Взял еще подводу
Да сулил постой...»
Славно жить народу
На Руси святой!
Разломило спину,
А квашня не ждет!
Баба Катерину
Вспомнила - ревет:
В дворне больше году
Дочка... нет родной!
Славно жить народу
На Руси святой!
Чуть из ребятишек,
Глядь, и нет детей:
Царь возьмет мальчишек,
Барин - дочерей!
Одному уроду
Вековать с семьей.
Славно жить народу
На Руси святой!

Голодная

Стоит мужик -
Колышется,
Идет мужик -
Не дышится!
С коры его
Распучило,
Тоска-беда
Измучила.
Темней лица
Стеклянного
Не видано
У пьяного.
Идет - пыхтит,
Идет - и спит,
Прибрел туда,
Где рожь шумит
Как идол стал
На полосу,
Стоит, поет
Без голосу:
«Дозрей, дозрей,
Рожь-матушка!
Я пахарь твой,
Панкратушка!
Ковригу съем
Гора горой,
Ватрушку съем
Со стол большой!
Всё съем один,
Управлюсь сам.
Хоть мать, хоть сын
Проси - не дам!»

Где бы раздобыть отсканированные журналы "Современник" и "Отечественные записки" XIX века? Знаю, что есть сайт "Старые газеты", а есть ли "Старые журналы"?

В путешествии по стране семь мужиков встречают множество людей с разными судьбами. Одни рассказывают о себе сами, о других ходоки узнают из историй, которыми делятся с ними встречные.

Образ и характеристика Якова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» появляются в отдельной части – сказ «Про холопа примерного, Якова Верного». Сюжет взят из реальной жизни, он вызывает споры, различные выводы читателей и слушателей. Автор дает возможность каждому оценить историю, остановиться на своем мнении.

Истоки истории о Якове

Н.А.Некрасов искал данные о крепостном произволе. Он изучал исторические документы, общался и собирал материал для поэмы. Юрист А.Ф.Кони передал ему историю помещика, который зверствовал, потешался над крепостными людьми сам и с помощью жестокого кучера. Кто из двух людей был более беспощаден, сложно сказать. Кучера звали Малюта Скуратов. Оба реальных человека отрицательны и неприятны. Гениальный поэт подошел к истории по-своему. Он показал, как может изменить психологию человека крепостное право. Рабство привело Якова к гибели, хотя судьба его могла бы завершиться совсем иначе. Даже с героями поэмы легко провести параллели: Яков и Савелий (закопал злобного немца живьем), Яков и мужики (пошли искать правду), Яков и бунтующие крестьяне. У Некрасова помещик жесток, а холоп добр. Качество не помогает стать мужику счастливым, а делает его безвольным и слабым.

Поливанов

Помещик жесток и жаден. Поэт говорит о нем скупо, но читателю понятен образ Поливанова. Деревня приобретена помещиком за деньги от взяток. У автора нет желания назвать ее привычно. Это «деревнишка», что-то унизительное чувствуется в имении без названия. Хозяин жесток не только с крестьянами, доставшимися ему для управления. Он по-своему расправляется с близкими ему людьми: дочь повенчал, высек ее мужа и выгнал без средств к существованию – «нагишом». Не меняет Поливанова болезнь ног. Он еще надеется встать и продолжить свои измывательства. Помещик отправляет парня в солдаты, надеясь, что невеста достанется ему.

Верный холоп Яков

Особый цинизм звучит в словах поэта, когда он показывает отношение помещика-хозяина к верному слуге. Поливанову нравится унижать Якова. Он каблуком бьет мужика по зубам. Бьет не спеша, походя, просто ради забавы. В отличие от реального персонажа – Малюты Скуратова, верный слуга добр и сострадателен. Он сравним с псом, который служит своему хозяину и забывает о том, что он человек. Обидно звучат слова автора об их участи: им милей становятся господа после тяжелых наказаний. Внимательный читатель видит, как одинокий человек привязывается душей к жестокости. Яков заботится не только о хозяине, он любит племянника Гришу. Именно любовь делает его смелее. Он решается просить у Поливанова за родного ему человека, но получает жестокий отказ, насмешку и очередное издевательство, схожее с пинком ноги. Холоп решается на месть. Но какой она может быть? Яков не способен на действия против тех, кого любит всю жизнь. Он решает только на действия против себя. Яков повесился на глазах у помещика.

Особый бунт

Сцена смерти Якова вызывает множество споров. Самоубийство на Руси – великий грех, но нет чувства осуждения к крестьянину, как к висельнику. Автор скупо произносит фразу о смерти холопа. Зато картина ужаса, которую пережил Поливанов, яркая и эмоциональная:

«Чортов овраг»;

«В саван окутан»;

«зги не видать».

Над помещиком летают совы, бьются крыльями, пытаясь добраться до него. Слетаются на поживу вороны. Чьи-то глаза светятся во тьме. Просыпается совесть, осознает мученик свой грех, но поздно. Возможно, Некрасов оставляет его живым, чтобы понял Поливанов, кого потерял и обидел. Странники и простые слушатели истории реагируют на бунт-казнь по-разному. Многим жалко Якова. Кто-то сочувствует барину. Другие понимают, что жалеть господ не стоит, их память короткая, появится другой холоп, и все начнется сначала.

Урок 7. Идейный смысл рассказов о грешниках

Цели урока: показать, как в поэме решается вопрос о путях выхода к свободе и счастью; как придает поэт смутному недовольству, зреющему в народе, остроту и силу социального звучания.

Ход урока

Не покорность тупая

Дружная сила нужна.

I . Проверка домашнего задания

1. Рассказать как решается в поэме основной вопрос: кому живется весело... на Руси?

2. Рассказать, какие типы крестьян показаны в поэме, почему?

3. Как меняется понимание счастья и счастливого у крестьян правдоискателей?

4. Проверка знания стихотворения «Русь» наизусть.

II. Работа по последней части «Пир на весь мир»

Итак, мы можем сказать, что реформа оставила «освобожденного крестьянина» в состоянии нищеты и бесправия. Вместе с тем она способствовала пробуждению народного самосознания. Некрасов убеждает читателя в том, что оно неуклонно растет. Образы «счастливых» и спор о счастье, встречи с помещиками приводят к мысли о необходимости коренных преобразований жизни, чтобы народное счастье стало воз можно.

Задание.

Кратко пересказать главы: «Про холопа примерного - Якова верного», «О двух великих грешниках», «Крестьянский грех» и сделать вывод о том, что объединяет эти главы.

(Эти легенды объединяет тема греха. Барин Поливанов так жесток в обращении со всеми, что довел до смерти даже «по-собачьи». У преданного ему холопа Якова. Разбойник Кудеяр был «зверь-человек», проливший много крови честных христиан Староста Глеб «загубил» восемь тысяч душ крестьян. Каждый из главных героев этих рассказов совершил тяжкий грех).

Н. А. Некрасов энергично возразил против запрещения цензором рассказа «Про холопа примерного - Якова верного» начальнику управления по делам печати В. В. Григорьеву: «...принес некоторые жертвы цензору Лебедеву, исключив солдата и две песни, но выкинуть историю о Якове, чего он требовал под угрозою ареста книги, не могу - поэма лишится смысла».

Почему Некрасов придавал такое большое значение этому рассказу, ни за что не хотел «выкинуть» его из текста поэмы.

(Все три рассказа связаны единой темой греха. Даже холоп от тяжелой жизни, унижений способен на протест.)

III. Анализ рассказов

Почему Некрасов называет Якова холопом «примерным и верным»?

Почему возник и как разрешился конфликт между помещиком и крестьянином?

(В рассказе крупным планом показаны два образа - господина Поливанова и его верного холопа Якова. Помещик «жаден», «скуп», «жесток».

В зубы холопа примерного

Якова верного,

Походя дул каблуком.

О Якове «верном», холопе помещика Поливанова, сказано так:

Люди холопского звания -

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

Яков таким объявился из младости,

Только и было у Якова радости:

Барина холить, беречь, ублажать...

Перед нами добровольный холоп, крестьянин, рабски преданный своему господину, потерявший человеческое достоинство. Но даже и это существо не может вынести обиды, причиненной ему Поливановым, - так жесток произвол помещика. Рисуя барина Поливанова и холопа Якова в его непосредственном столкновении, автор показывает, что существующий между помещиком и крестьянином конфликт невозможно решить «мирным» путем, по совести:

Как ни просил за племянника дядя,

Барин соперника в рекруты сбыл.

Читатель узнает, что крестьяне мстят барину, когда «задурил», «мертвую запил» холоп Яков:

…Неловко без Якова,

кто ни послужит - дурак, негодяй!

Злость - то давно накипела у всякого,

Благо есть случай: груби, вымещай!

Яков придумал страшную месть, жестокую: он кончил жизнь самоубийством на глазах у помещика. Протест Якова заставил помещика осознать свой грех:

Барин вернулся домой, причитая:

«Грешен я, грешен! Казните меня!)

«О двух великих грешниках»

Почему старец решил рассказать пану свою тайну?

(В легенде идет речь о разбойнике Кудеяре и пане Глуховском. У Кудеяра, совершившего тяжкие грехи, пробудилась совесть, он раскаялся, и Бог к спасению путь ему указал:

Старцу в молитвенном бдении

Некий угодник предстал,

Рек: «Не без Божьего промысла

Выбрал ты дуб вековой,

Тем же ножом, что разбойничал,

Срежь его той же рукой!»

Он рассказал свою тайну в поучении грешнику.)

О чем свидетельствует ответ пана?

(Моральное воздействие оказывается тщетным. Совесть пана осталась глуха к призывам старца. В свою очередь знатный пан обращается с таким поучением:

Жить надо, старче, по-моему:

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю и вешаю,

А поглядел бы, как сплю!

Слова эти вызывают бешеный гнев старца, и он убивает пана Глуховского.)

Что толкнуло раскаявшегося разбойника на этот поступок?

(Гнев в душе грешника рожден сочувствием к тем крестьянам, которые терпели жестокие издевательства пана Глуховского.)

В этой легенде, как и в рассказе о Якове, вновь звучит тема жестокого издевательства над крестьянами. Но решение, выход предлагается иной. Если Яков не хочет «руки марать убийством», то старец убивает пана Глуховского. И именно за убийство, расправу над тираном, притеснителем народа, он и получает прощение грехов:

Только что пан окровавленный

Пал головой на седло.

Рухнуло древо громадное,

Эхо весь лес потрясло.

Рухнуло древо, скатилося

С инока бремя грехов!

В чем идейный смысл легенды?

(Раскаявшийся грешник нашел свое спасение, встав на путь заступничества за народ. Расправа с тираном утверждается как единственно возможный путь разрешения непримиримого конфликта народа с угнетателями. Легенда утверждает моральное право народа на расправу с его врагами: Кудеяру за убийство жестокого угнетателя народа прощаются все грехи.)

«Крестьянские грехи»

Кто герои рассказа? Чем отличается этот рассказ от первых рассказов?

(Перед нами вновь те же герои - барин и крестьянин. Но, в отличие от первых двух рассказов, здесь барин совершил добрый поступок:

Из цепей-крепей на свободушку

Восемь тысяч душ отпускается!

А человек из народа - крестьянский староста Глеб - предал своих земляков, загубил восемь тысяч душ крестьян. После смерти адмирала дальний родственник его:

Все повыведал, насудил ему

Горы золота, выдал вольную...

Глеб - он жаден был - соблазняется:

Завещание сжигается!

Вновь звучит тема взаимоотношений угнетенного и угнетателя, но ставит она уже проблему крестьянского греха. Староста Глеб из-за жадности, ради собственной выгоды обрек своих земляков на муки рабство, стал виновником народного горя.)

Грех предательства народных интересов в самой крестьянской среде оказывается самым великим грехом. Не добиться «свободушки», а «вечно маяться» народу, пока будут в его среде предатели и терпеливое к ним отношение:

Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех,

И за то тебе вечно маяться!

IV . Итог урока. Выводы

Все три рассказа объединяет одна общая проблема: как сбросить цепи рабства и угнетения?

Некрасов обращается к христианской религии. Так как для крестьян - «Божий суд» - это проявление высшей нравственной справедливости. С точки зрения «Божьего суда» пан является большим грешником, чем Кудеяр, и расправа с ним дает искупление всех грехов. Так утверждается в поэме святость борьбы с угнетателями. Вот почему рассказ на самую острую тему современности ведет «Смиренный богомол» Ионушка. Вот почему мы встречаем в легенде обилие слов из религиозного обихода: Господь, грешник, божий промысел, инок, угодник, упоминание Соловецкого монастыря, отца Питирима. Некрасов приписывает христианской этике совсем другие черты, нежели официальная церковь. Он не зовет прощать врагов, жить в страхе и покорности, а благословляет великий гнев человека, рожденный состраданием и сочувствием к угнетенным.

Итак, уяснив внутреннее единство трех рассказов, мы видим в центре поэмы проблему эпохи - вопрос о путях выхода крестьянской жизни к свободе и счастью.

V. Домашнее задание

2. Подготовиться к проверочной работе.

3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Кто такой Гриша Добросклонов?»

ПРО ХОЛОПА ПРИМЕРНОГО - ЯКОВА ВЕРНОГО

Был господин невысокого рода,
Он деревнишку за взятки купил,
Жил в ней безвыездно тридцать три года,
Вольничал, бражничал, горькую пил.
Жадный, скупой, не дружился с дворянами,
Только к сестрице езжал на чаек;
Даже с родными, не только с крестьянами,
Был господин Поливанов жесток;
Дочь повенчав, муженька благоверного
Высек - обоих прогнал нагишом,
В зубы холопа примерного,
Якова верного,
Походя бил каблуком.

Люди холопского звания -
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.
Яков таким объявился из младости,
Только и было у Якова радости:
Барина холить, беречь, ублажать
Да племяша-малолетка качать.
Так они оба до старости дожили.
Стали у барина ножки хиреть,
Ездил лечиться, да ноги не ожили...
Полно кутить, баловаться и петь!
Очи-то ясные,
Щеки-то красные,
Пухлые руки как сахар белы,
Да на ногах - кандалы!

Смирно помещик лежит под халатом,
Горькую долю клянет,
Яков при барине: другом и братом
Верного Якова барин зовет.
Зиму и лето вдвоем коротали,
В карточки больше играли они,
Скуку рассеять к сестрице езжали
Верст за двенадцать в хорошие дни.
Вынесет сам его Яков, уложит,
Сам на долгушке свезет до сестры,
Сам до старушки добраться поможет,
Так они жили ладком - до поры...

Вырос племянничек Якова, Гриша,
Барину в ноги: "Жениться хочу!"
- "Кто же невеста?" - "Невеста - Ариша".
Барин ответствует: "В гроб вколочу!"
Думал он сам, на Аришу-то глядя:
"Только бы ноги господь воротил!"
Как ни просил за племянника дядя,
Барин соперника в рекруты сбыл.
Крепко обидел холопа примерного,
Якова верного,
Барин,- холоп задурил!
Мертвую запил... Неловко без Якова,
Кто ни послужит - дурак, негодяй!
Злость-то давно накипела у всякого,
Благо есть случай: груби, вымещай!
Барин то просит, то песски ругается,
Так две недели прошли.
Вдруг его верный холоп возвращается...
Первое дело - поклон до земли.
Жаль ему, видишь ты, стало безногого:
Кто-де сумеет его соблюсти?
"Не поминай только дела жестокого;
Буду свой крест до могилы нести!"
Снова помещик лежит под халатом,
Снова у ног его Яков сидит,
Снова помещик зовет его братом.
"Что ты нахмурился, Яша?" - "Мутит!"
Много грибков нанизали на нитки,
В карты сыграли, чайку напились,
Ссыпали вишни, малину в напитки
И поразвлечься к сестре собрались.

Курит помещик, лежит беззаботно,
Ясному солнышку, зелени рад.
Яков угрюм, говорит неохотно,
Вожжи у Якова дрожмя дрожат,
Крестится. "Чур меня, сила нечистая!-
Шепчет,- рассыпься!" (мутил его враг),
Едут... Направо трущоба лесистая,
Имя ей исстари: Чертов овраг;
Яков свернул и поехал оврагом,
Барин опешил: "Куда ж ты, куда?"
Яков ни слова. Проехали шагом
Несколько верст; не дорога - беда!
Ямы, валежник; бегут по оврагу
Вешние воды, деревья шумят..
Стали лошадки - и дальше ни шагу,
Сосны стеной перед ними торчат.

Яков, не глядя на барина бедного,
Начал коней отпрягать,
Верного Яшу, дрожащего, бледного,
Начал помещик тогда умолять.
Выслушал Яков посулы - и грубо,
Зло засмеялся: "Нашел душегуба!
Стану я руки убийством марать,
Нет, не тебе умирать!"
Яков на сосну высокую прянул,
Вожжи в вершине ее укрепил,
Перекрестился, на солнышко глянул,
Голову в петлю - и ноги спустил!..

Экие страсти господни! висит
Яков над барином, мерно качается.
Мечется барин, рыдает, кричит,
Эхо одно откликается!

Вытянув голову, голос напряг
Барин - напрасные крики!
В саван окутался Чертов овраг,
Ночью там росы велики,
Зги не видать! только совы снуют,
Оземь ширяясь крылами,
Слышно, как лошади листья жуют,
Тихо звеня бубенцами.
Словно чугунка подходит - горят
Чьи-то два круглые, яркие ока,
Птицы какие-то с шумом летят,
Слышно, посели они недалеко.
Ворон над Яковом каркнул один.
Чу! их слетелось до сотни!
Ухнул, грозит костылем господин!
Экие страсти господни!

Барин в овраге всю ночь пролежал,
Стонами птиц и волков отгоняя,
Утром охотник его увидал.
Барин вернулся домой, причитая:
"Грешен я, грешен! Казните меня!"
Будешь ты, барин, холопа примерного,
Якова верного,
Помнить до судного дня!

"Грехи, грехи,- послышалось
Со всех сторон.- Жаль Якова,
Да жутко и за барина,-
Какую принял казнь!"
- "Жалей!.." Еще прослышали
Два-три рассказа страшные
И горячо заспорили
О том, кто всех грешней.
Один сказал: кабатчики,
Другой сказал: помещики,
А третий - мужики.
То был Игнатий Прохоров,
Извозом занимавшийся,
Степенный и зажиточный
Мужик - не пустослов.
Видал он виды всякие,
Изъездил всю губернию
И вдоль и поперек.
Его послушать надо бы,
Однако вахлаки
Так обозлились, не дали
Игнатью слово вымолвить,
Особенно Клим Яковлев
Куражился: "Дурак же ты!.."
- "А ты бы прежде выслушал..."
- "Дурак же ты..."
- "И все-то вы,
Я вижу, дураки! -
Вдруг вставил слово грубое
Еремин, брат купеческий,
Скупавший у крестьян
Что ни попало, лапти ли,
Теленка ли, бруснику ли,
А главное - мастак
Подстерегать оказии,
Когда сбирались подати
И собственность вахлацкая
Пускалась с молотка.-
Затеять спор затеяли,
А в точку не утрафили!
Кто всех грешней? подумайте!"
- "Ну, кто же? говори!"
- "Известно кто: разбойники!"
А Клим ему в ответ:
"Вы крепостными не были,
Была капель великая,
Да не на вашу плешь!
Набил мошну: мерещатся
Везде ему разбойники;
Разбой - статья особая,
Разбой тут ни при чем!"
- "Разбойник за разбойника
Вступился!" - прасол вымолвил,
А Лавин - скок к нему!
"Молись!" - и в зубы прасола.
"Прощайся с животишками!"-
И прасол в зубы Лавина.
"Ай, драка! молодцы!"
Крестьяне расступилися,
Никто не подзадоривал,
Никто не разнимал.
Удары градом сыпались:
"Убью! пиши к родителям!"
- "Убью! зови попа!"
Тем кончилось, что прасола
Клим сжал рукой, как обручем,
Другой вцепился в волосы
И гнул со словом "кланяйся"
Купца к своим ногам.
"Ну, баста!"- прасол вымолвил.
Клим выпустил обидчика,
Обидчик сел на бревнышко,
Платком широким клетчатым
Отерся и сказал:
"Твоя взяла! не диво ли?
Не жнет, не пашет - шляется
По коновальской должности.
Как сил не нагулять?"
(Крестьяне засмеялися.)
- "А ты еще не хочешь ли?"-
Сказал задорно Клим.
"Ты думал, нет? Попробуем!"
Купец снял чуйку бережно
И в руки поплевал.

"Раскрыть уста греховные
Пришел черед: прислушайте!
И так вас помирю!"-
Вдруг возгласил Ионушка,
Весь вечер молча слушавший,
Вздыхавший и крестившийся,
Смиренный богомол.
Купец был рад; Клим Яковлев
Помалчивал. Уселися,
Настала тишина.