Жизнь и гибель Дженис Джоплин — «страшилы», гения, мамы блюза. Дженис Джоплин (Janis Joplin) – история песен «Piece Of My Heart» (1968), «Mercedes Benz» (1971) и других хитов

Текст: Алиса Таёжная

В ЧЕТВЕРГ НАЧИНАЕТСЯ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ДОКУМЕНТАЛЬНоГО КИНО О МУЗЫКЕ И КУЛЬТУРЕ BEAT FILM FESTIVAL . В числе прочих покажут фильм «Дженис: Маленькая девочка грустит» о судьбе рок-иконы Дженис Джоплин. Четыре альбома, три группы и смерть в роковые 27 лет. Хотя зависимость певицы от алкоголя и наркотиков обсуждают уже несколько десятилетий, приблизиться к личной истории Дженис удавалось мало кому: вместо этого имя Джоплин стало нарицательным, олицетворяя бунтарей 60-х. Алиса Таёжная рассказывает, что стоит за этим образом.

Трейлер документального фильма
«Дженис: Маленькая девочка грустит»

Джоплин умерла от случайной передозировки героином осенью 1970 года - в ту же ночь ещё несколько человек скончались от большой дозы неожиданно чистого наркотика, который привезли в Лос-Анджелес. Её последний альбом, названный «Жемчужина» по имени альтер эго певицы Pearl, ещё три месяца после смерти Джоплин держался на первом месте чарта Billboard. Спустя почти полвека её записи продолжают успешно продаваться: трагичная концовка, как это часто бывает, добавила спроса её неоспоримым достижениям. Несколько десятков песен с рвущимся в небо голосом - всё, что осталось как послание поколения умных и смелых женщин из второй половины 60-х.

«Женщины - в проигравших, а мужчины словно всегда выходят победителями», - споёт Дженис и не раз скажет об этом журналистам в ответ на частый вопрос о статусе единственной женщины-рок-звезды. Всему поколению битников и последовавших за ними хиппи было непросто, однако сегодня очевидно, насколько маскулинной была культура беспечных ездоков и диких сердцем музыкантов. «I don’t give a fuck» принималось на ура от парней, но совсем иначе воспринималось из уст девушки. Из писателей того времени нам остались сотни мужских имён, и единицы - женских: можно было прослыть талантливым балбесом, но никому не хотелось жить с клеймом шлюхи, которое часто сопровождало самостоятельную жизнь девушки в субкультурных кругах. Именно поэтому кататься на машинах с парнями в другой штат, ночевать вместе, играть в группе, где ты единственная девушка, могли с чистым сердцем только те, кому было не привыкать к плохой репутации.

Первая группа Дженис Джоплин, Big Brother and the Holding Company, была мальчишеской бандой, в которой Дженис была своей в доску. Им были одинаково чужды как агрессивное мужланство, так и девичьи всхлипы странствующих фанаток. Выступая в барах Сан-Франциско, Дженис выглядела как бездомная кошка, готовая выпустить коготки: колючая и дёрганая. Именно первая группа, в которой она чувствовала себя уместной, стала её поддержкой и причиной впечатляющего выступления на фестивале в Монтерее в 1967 году - после него Дженис стали носить на руках. А как было не носить? Юная, в золотом комбинезоне, поющая, как дикая птица, танцующая и кричащая блюз, выжимавшая себя на публику - она была белая, но не Нико, не Грейс Слик и не Марианна Фэйтфулл. Сердца пламенный мотор.

«Почему так мало девушек делают то, что делаешь ты?» - спросит ведущий вечернего американского телешоу Дик Кэветт свою гостью Дженис Джоплин, которая явно нравится ему своей взбалмошной манерой, привычкой шутить про всё на свете и широкой улыбкой. «Мало кому из них приходит в голову углубиться в музыку, а не просто парить по верхам», - говорит Дженис с растрёпанными волосами, явно не заготовленными ответами, в расслабленной позе, в которую садятся соседки, зашедшие на чай.

Юная, в золотом комбинезоне, поющая, как дикая птица, и кричащая блюз, она выжимала себя на публику

В её непосредственности есть работа на публику: вот я, простая девочка из Техаса, говорю что думаю. Дженис всегда улыбается, когда слышит в ответ на реплики «обычной девчонки» одобрение и аплодисменты. Но ещё больше в этой позе личного отношения: певица выбирала быть собой, не извиняясь за свою внешность, свои вкусы и мнения. Джоплин была живым доказательством тому, что талантливая женщина, на которую нельзя не обращать внимания, - это не обязательно каноническая красавица с голливудской улыбкой, эксплуатирующая свою внешность и сексуальную привлекательность.

«Вот моя кровь, вот то, что я пою - что я могу ещё?» - каждым своим вскриком и всполохом говорит Дженис. Будут ли это чужие песни «Summertime» или «Bobbie McGee», мы услышим в них не просто певицу и интерпретатора, а живого человека с настойчивыми просьбами о любви и безусловном принятии. Останься, не уходи, проведи этот вечер со мной, проведи всю жизнь со мной, я очень жду тебя. Вопль, в том смысле, в каком это слово употребляли битники, рёв в пустоту и надежда сбежать от одиночества, о котором Джоплин говорила почти в каждом интервью, могут перепахать любого, включившего её песни на полную громкость. О бунтарстве принято говорить как о нарциссической игре, но в случае с Дженис речь совершенно точно идёт об уязвимом, встревоженном и растерянном человеке, которого хотели слышать на стадионах, но избегали в собственном доме.

В известном фильме о рок-н-ролльных временах «Почти знаменит», снятом по реальной подростковой истории режиссёра, есть классическая фраза старшей сестры, пререкающейся с мамой из-за любой мелочи - от свидания с парнем до возможности послушать пластику Simon & Garfunkel. «I’m a „Yes“ person and you are trying to raise us in a „No“ environment», - скажет она матери и с окончанием школы с облегчением унесётся ко взрослой жизни, забыв о родительском доме как о страшном сне. Что-то похожее Дженис могла бы сказать своим родителям, с которыми не находила понимания с подросткового возраста.

Конец 50-х и начало 60-х в расистском и сексистском Техасе - не фунт изюма: девочкам лучше веселиться с девочками, после уроков - домой, никакой «негритянской музыки» и сомнительных компаний. Мама Дженис надеялась, что её дочка станет школьной учительницей и выйдет замуж за славного парня. В какой-то момент певица даже попытается реализовать этот несвойственный себе сценарий: обручится с парнем в костюме и при дипломате, соберёт волосы в высокую причёску и назначит дату свадьбы. Дома воцарится мир, но ненадолго: жених просто исчезнет с радаров, так что никакой свадьбы не будет. Джоплин вернётся в Сан-Франциско - город, где она много выступает, общается с единомышленниками и сидит на спидах, опасно похудев до 40 килограммов. Тогда друзья скинулись на билет для Дженис в Техас, но от рехаба с родителями быстро захотелось унестись обратно: Сан-Франциско - это прерванная жизнь на сцене и среди своих, а Техас - фермерский ад.


В ранние четырнадцать Дженис с «лишним» весом и акне стала именем нарицательным для своей школы. В то время унестись подальше от провинциальных садистов можно было только на машине приятелей в Луизиану - за блюзом, «барами для чернокожих» и разговорами о свободе. Фраза о том, что блюз - это «когда хорошему человеку плохо», моментально запала ей в душу. За эти поездки её обзывали «nigger lover» и за ней закрепилась репутация отчаявшейся и доступной девчонки, готовой переспать с каждым, потому что она «слишком страшная», хотя, конечно же, в этих слухах не было и доли правды.

Жить в эпоху Мэрилин Монро - испытание для любой женщины с внешностью, далёкой от кукольной. После Монро будут Твигги и Джейн Биркин - уже другие, но такие же недосягаемые стандарты красоты для техасской девочки с крупными чертами лица, непослушными волосами и немодельной фигурой. Дженис одной из первых отказалась носить лифчик в колледже и стала для окружающих той «страшной феминисткой», страшилки про которых бытуют до сих пор. Когда школьные времена уже, казалось бы, прошли и жизнь началась с чистого листа, в университете Остина одно из студенческих братств выбрало Джоплин «самым страшным парнем на кампусе». Друг детства скажет потом на камеру, что такой раздавленной не видел Дженис никогда.

За несколько месяцев до смерти Джоплин решит навестить семью в Порт-Артуре, где её встретит всё то же самое: бывшие одноклассники, которым до лампочки клёши, перья и песни Дженис, и родители, считающие, что дочкины ножки пошли не по той дорожке. «Своими насмешками они выжили меня из школы, из города и даже из штата», - шутит Дженис в интервью, нервно посмеиваясь. Журналисты чувствуют дрожание голоса и моментально реагируют: «А на выпускной вы ходили?» «Меня не приглашали», - отвечает Джоплин и начинает нервно дёргать головой. В истории кумиров было много триумфальных поездок звёзд к себе домой - взять тех же Элвиса или Джеймса Дина. Но приезд Дженис в Порт-Артур был не долгожданным пришествием секс-символа, а внезапным возвращением белой вороны, той странной девочки, с которой никто не хотел сближаться. Дома как не было, так и нет, и значит - возвращаться некуда.

«Я занимаюсь любовью с 27 тысячами человек на концерте, а потом возвращаюсь в свое одиночество», - реальность, в которой певица жила почти всё время турне и записей. У всех были пары, но Дженис, несмотря на несколько непродолжительных романов, обычно ночевала одна. Что она может рассказать об отношениях? «Мужчины всегда обещают больше, чем готовы дать». «Love is a losing game», - как споёт десятилетия спустя так же быстро закончившая жизнь Эми Уайнхаус. «Не хочу спать одна» и вечный наговор «baby, baby, baby» сочится из половины её песен о жизни наедине с собой, где чужое проявление привязанности и заботы - единственный свет, ради которого стоит ждать нового дня.


Хорошим рецензиям, овациям, письмам
от фанатов Дженис радовалась как дитя. Раскрошить гитару, послать публику подальше - этого она не могла

Хорошим рецензиям, овациям, письмам от фанатов Дженис радовалась как дитя: в её улыбках во время интервью и выступлений бросается в глаза та благодарность зрителям, которую не показывали её современники. Раскрошить гитару, послать публику подальше - этого она не могла и не делала никогда. Доза после каждого концерта в качестве награды за хорошую работу, наивная надежда на крепкую генетику, несмотря на несколько передозировок, и самоуверенность каждого злоупотребляющего человека, что он знает свою меру, - всё это не происходит на пустом месте. Можно говорить о героине, который певица несколько раз бросала, об увлечениях ликёром Southern Comfort, но «Piece of My Heart» или «All of Loneliness» ставят точку в обвинениях Дженис в невоздержанности. Когда кто-то вопит о любви, невозможно в упор не замечать, что это не просто песни.

«Свобода - всего лишь ещё одного слово, которое значит, что терять уже нечего», - доносится с посмертного альбома Дженис Джоплин в песне о прервавшейся не по её воле любви. В этой песне - щемящая тоска по битническому путешествию и славному Бобби, с которым было так хорошо петь хором и лежать рядом. «Отдам все мои завтра за всего лишь одно вчера», - пела Джоплин о лучших временах, которые переживала в объятиях тех, кто принимал её как есть. «Легко быть самым умным и смотреть на жизнь Дженис Джоплин как на историю, которая бы закончилась плохо в любом случае. Но я легко вижу её пожилой, счастливой и травящей байки о юности прямо сейчас», - говорит один из друзей Дженис в интервью.

В смерти Джоплин действительно больше обидных несовпадений и неприятных случайностей: многим доставалось в школе, многие жили годами с разбитым сердцем и были с родителями на ножах - и они остались живы. Другое дело - быть первопроходцем и жить с открытой нараспашку душой, когда ты уязвим, неуверен в себе, слышишь от собственной семьи «лучше бы ты никогда не появлялась на свет». Можно уехать из Техаса, но выбраться из этого ада маленькой грустной девочке оказалось не так просто. Она и не выбралась, но осталась в истории такой, какой однажды нашла себя: стремительной, волевой и витальной, показавшей нескольким поколениям женщин, как петь и дышать во всю силу.

5 подборов аккордов

Биография

Дженис Джоплин (Джэнис Джоплин, англ. Janis Lyn Joplin; 19 января 1943, Порт-Артур, штат Техас - 4 октября 1970, Лос-Анджелес) - вокалистка, работавшая с рядом коллективов в жанре блюз-рока и психоделического рока. Многими считается величайшей вокалисткой в истории рок-музыки.

Ранние годы

Дженис Лин Джоплин родилась 19 января 1943 года в Порт-Артуре, Техас, в семье Сета Джоплина, рабочего компании Texaco (с братом и сестрой, Майклом и Лорой). В школе (Thomas Jefferson High School, Порт-Артур) Дженис была примерной ученицей, выставляла собственные рисунки в местной библиотеке и в целом соответствовала нормам общественных ожиданий. Однако подруг у нее не было: она общалась исключительно с парнями. Один из них, футболист по имени Грант Лайонс, и познакомил ее с творчеством Лидбелли, сделав страстной поклонницей этой музыки. Вскоре Дженис начала и сама исполнять блюз. Психологические проблемы (связанные, основном, с лишним весом) начались в подростковом возрасте: Дженис тяжело переживала издевательства одноклассников и страдала от ненависти к себе и окружающему миру. В эти годы сформировался взрывной характер Дженис Джоплин, которая «стилизовала» себя под своих блюзовых героинь (Бесси Смит, Биг Мама Торнтон, Одетта).

В 1960 году, закончив школу, Дженис поступила в колледж Ламар (Бомон, Техас); лето 1961-го провела в Венеции (районе Лос-Анджелеса) среди битников, а осенью, вернувшись в Техас, поступила в университет, где и вышла впервые к микрофону на сцену, продемонстрировав выразительный вокал с трехоктавным рабочим диапазоном.

Первой группой Дженис Джоплин стала Waller Creek Boys, где играл Р. Пауэлл Сент-Джон, писавший песни для 13th Floor Elevators (и позже основавший Mother Earth). Здесь в её голосе и появилась первая хрипотца, позже разросшаяся до неимоверных масштабов. Разрыв со студенческой средой произошёл в январе 63-го. После того, как одна из университетских газет присвоила ей титул «самого страшного из ребят», Дженис собрала вещи и с приятелем по имени Чет Хелмс на попутках отправилась в Сан-Франциско, где очень скоро стала популярной фигурой на «кофейной» сцене выступая с Йормой Кауконеном (позже - гитаристом Jefferson Airplane).

25 июня 1964 года дуэт записал семь блюзовых стандартов («Typewriter Talk», «Trouble In Mind», «Kansas City Blues», «Hesitation Blues», «Nobody Knows You When You’re Down And Out», «Daddy, Daddy, Daddy» и «Long Black Train Blues»), которые позже были выпущены бутлегом («The Typewriter Tape»). В качестве перкуссии здесь была использована пишущая машинка, на которой стучала Маргарита Кауконен.

Первые эксперименты с амфетаминами поначалу помогли певице избавиться - как от депрессии, так и от лишнего веса, но уже через два года она оказалась в реабилитационой клинике, истощенная и опустошенная.

Весной 1966 года старый знакомый Чет Хелмс пригласил Джоплин в Big Brother & the Holding Company - группу, делами которой управлял он сам. Хелмс, один из лидеров хиппи-коммуны Family Dog, владел концертным залом Avalon Ballroom: здесь и обосновался в качестве резидентов ансамбль в составе: Сэм Эндрю (вокал, гитара), Джеймс Герли (гитара), Питер Албин (бас), Дэвид Гетц (ударные) и Дженис Джоплин (вокал).

10 июня 1966 года состоялось первое выступление нового состава группы в «Авалоне». Певица мгновенно установила контакт с аудиторией и тут же сделалась местной звездой. Спустя два месяца Big Brother подписали контракт с независимым лэйблом Mainstream Records и отправилась в студию записывать дебют, который выпущен был лишь год спустя, после того, как Дженис Джоплин произвела фурор на фестивале в Монтерее (июнь 1967 года), где она «привлекла внимание своим необычно сильным и богатым хрипловатым голосом, нервно-энергичной манерой пения». Её выступление с «Ball and Chain» стало центральным эпизодом фильма «Monterey Pop», который и по сей день считается шедевром рок-документалистики.

После фестиваля новый менеджер Алберт Гроссман (который вел также дела Боба Дилана) обеспечил группе котракт с Columbia Records. Mainstream Records все-таки выпустили залежалый (но при этом не вполне доработанный) дебют Big Brother & the Holding Company, который в августе 67-го появился на 60-м месте в списках Биллборда (позже Columbia выкупила права на пластинку и сделала её хитом).

16 февраля 1968 года группа начала свое первое турне по Восточному побережью, которое завершилось 7 апреля большим концертом в Нью-Йорке памяти Мартина Лютера Кинга, где также выступили Джими Хендрикс, Бадди Гай, Ричи Хэвенс, Пол Баттерфилд и Алвин Бишоп.

Дженис не назовешь красавицей в привычном смысле слова, но она, несомненно, - секс-символ, пусть и в несколько неожиданной „упаковке“. В её голосе соединились душа Бесси Смит, блеск Ареты Фрэнклин, драйв Джеймса Брауна… Взмывая к небесам, этот голос не знает границ и словно бы порождает в себе божественную многоголосицу. - Village Voice, 22 февраля 1968 года о концерте группы в нью-йоркском Anderson Theatre.

В марте 68-го группа приступила к работе над вторым альбомом, Cheap Thrills (первоначальный вариант заголовка: «Dope, Sex and Cheap Thrills» по понятным причинам пришлось сократить). 12 октября того же года пластинка, обложку которой оформил знаменитый в андерграунде карикатурист Роберт Крамб, возглавил списки «Биллборда» и продержался на вершине 8 недель. Способствовал успеху группы в чартах и хит Piece Of My Heart. Live at Winterland ‘68, записанный в зале Winterland Ballroom 12-13 апреля 1968 года также собрал восторженные отзывы прессы.

Едва только альбом уступил место на вершине Джими Хендриксу («Electric Ladyland»), как Джоплин с гитаристом Сэмом Эндрю покинула Big Brother и собрала собственный ансамбль Janis & the Joplinaires, вскоре переименованный в Janis Joplin & Her Kozmic Blues Band. Этот постоянно менявшийся состав просуществовал год, но успел провести европейское турне, завершившееся триумфальным концертом в лондонском Альберт-Холле 21 апреля 1969 года. Летом группа выступила в серии фестивалей (Ньюпорт, Атланта, Новый Орлеан, Вудсток), и её увидели более миллиона зрителей.

В октябре 1969 года I Got Dem Ol’ Kozmic Blues Again Mama! вошёл в первую пятерку «Billboard 200» и вскоре стал золотым. В целом, однако, группа была принята хуже, чем Big Brother. Свой последний концерт она дала 21 декабря 1969 года в нью-йоркском Мэдисон Сквер Гарден.

Распустив коллектив, Джоплин собрала The Full Tilt Boogie Band - в основом, из канадских музыкантов (бас-гигитарист Джон Кемпбелл, экс-Pauper, гитарист Джон Тилл, пианист Ричард Белл, органист Кен Пирсон, ударник Кларк Пирсон). В апреле группа собралась на первую репетицию, а в мае дала свои первые выступления (в Сан-Рафаэле, Калифорния). Прежде чем начать летнее турне с The Full Tilt Boogie Band, Дженис 4 апреля 1970 года выступила в концерте-реюнионе с Big Brother & The Holding Company в зале Fillmore West в Сан-Франциско.

Летом 1970 года Джоплин и The Full Tilt Boogie Band приняли участие в суперзвездном канадском турне вместе с The Band и The Grateful Dead. Из-за финансовых неурядиц гастроли пришлось приостановить. Документальные кинокадры выступлений Джоплин были обнародованы лишь спустя тридцать лет после её смерти.

В сентябре Дженис Джоплин с группой приступила к работе над альбомом Pearl, пригласив в студию продюсера Пола А. Ротшильда, прославившегося работой с The Doors. К этому времени она уже катилась вниз по наклонной плоскости, подгоняемая героином и алкоголем, которые лишь усугубляли нараставшую депрессию. 4 октября 1970 года после возлияния в «Барниз Бинери» на Бульваре Санта-Моники, Дженис Джоплин была найдена мертвой в номере отеля «Лэндмарк» - в тот самый день, когда должна была записать вокал к последнему треку альбома, «Buried Alive in the Blues» (буквально: «заживо похороненная в блюзе»). Ей было всего 27 лет. На причину смерти недвусмысленно указывали следы от свежих инъекций. Её последними записями стали «Mercedes Benz» и аудиопоздравление Джону Леннону с днем рождения от 1 октября, которое прибыло к нему в день смерти певицы. Останки Дженис были кремированы и пепел рассеян по калифорнийскому побережью.

Вскоре после смерти Дженис Джоплин вышел альбом Pearl. 27 февраля 1971 года пластинка возглавила Billboard 200 и продержалась на вершине 9 недель. Отсюда же вышел и единственный чарт-топпер Дженис Джоплин в Billboard Hot 100 - композиция Криса Кристоферсона «Me and Bobby McGee» (20 марта 1971 года), финальный аккорд стремительной и яркой творческой жизни, оставившей неизгладимый след в истории рок-музыки.

В 1979 г. любимая актриса Джоплин, Бетт Мидлер, сыграла певицу в фильме «Роза» и была представлена за эту роль к премии «Оскар» за лучшую женскую роль. В 1990-х одним из самых популярных бродвейских мюзиклов был «Love, Janis», основанный на биографической книге сестры Дженис. На 2008 год запланирован выход нового боевика о её судьбе - «Евангелие от Дженис».

Дискография:
Janis Joplin & Jorma Kaukonen:
The Typewriter Tape (1964)
Big Brother and the Holding Company:
Big Brother & the Holding Company (1967)
Cheap Thrills (1968)
Live at Winterland ‘68 (1998)
Kozmic Blues Band:
I Got Dem Ol’ Kozmic Blues Again Mama! (1969)
Full Tilt Boogie Band
Pearl (1971, посмертно)
In Concert (1972)

ДЖОПЛИН, ДЖЭНИС (1943–1970), американская рок-певица, по мнению критиков – воплощение рок-культуры 1960-х годов. Родилась в Техасе 19 января 1943 в благополучной семье. В 17-летнем возрасте ушла из дома и в надежде стать певицей отправилась в Калифорнию. В середине 1960-х годов выступала в маленьких клубах Сан-Франциско, исполняя вещи из репертуара своих кумиров – фолксингеров и блюзовых исполнителей. Привлекла внимание своим необычно сильным и богатым хрипловатым голосом, нервно-энергичной манерой пения. В это время группа «Биг бразер энд холдинг компани» искала вокалистку, и кто-то вспомнил про удивительную певицу из Техаса. Джэнис вернулась в Сан-Франциско и стала солисткой группы. Первый успех пришел к ней в 1967 на рок-фестивале в Монтерее, где она поразила слушателей пронзительно-энергичными рок-версиями блюзов и кантри-баллад. Джоплин не пела, а выкрикивала строчки песен, передавая всю горечь, боль и страдания блюзовых композиций. В начале 1968 состоялись первые гастроли Джэнис Нью-Йорке. Студия «Коламбия» быстро распознала в солистке «Биг бразер» многообещающий талант, и группа получила контракт. Альбом Дешевые страсти (Cheap Thrills, 1968) почти сразу стал бестселлером. Однако Джэнис решила бросить группу ради сольной карьеры. Ее дебютный альбом Опять меня охватила эта вселенская тоска, мама (I Got Dem Ol’ Kozmic Blues Again Mama!), где соединились стили блюз, соул и рок, вышел в 1969 и сразу попал в хит-парады. Осенью 1970 Джэнис отправилась в Лос-Анджелес работать над записями для очередного альбома, но закончить работу не успела. Умерла Джоплин в Лос-Анджелесе 3 октября 1970. Вышедший посмертно альбом Жемчужина (Pearl, 1971) разошелся миллионным тиражом, а сингл Я и Бобби Макги (Me and Bobby McGee) возглавил хит-парад журнала «Биллборд». В 1980-е годы вышли два альбома с ранее не издававшимися записями певицы 1960-х годов – Прощальная песня (Farewell Song, 1982) и Биг бразер энд холдинг компани лайв (Big Brother and Holding Company Live, 1985). О жизни и творчестве Джоплин снят фильм Роза (The Rose) c Бетт Мидлер в главной роли, издано несколько биографий, в частности Заживо погребенная (Buried Alive) Майры Фридмана. Из творческого котла Хэйт-Эшбери вышли также Big Brother and the Holding Company, с которыми выступала самая интересная певица того периода Janis Joplin. Как и многие музыканты, выросшие в районе Калифорнийского залива, она воспитывалась на блюзе и фолке. Но летом ‘67 переработки блюзовых номеров все чаще перемежались солнечными фантазиями мягкого рока, а затем музыка стала более тяжелой, более резкой.Jeremy Pascall «The illustrated history of rock music», Глава 4. Эра рока: 1967 - 1970.В музыкальном плане Джэнис дала року совсем немного: она оставила после себя всего лишь несколько пластинок. Ее значение в другом: она доказала, что женщины могут петь рок не хуже мужчин. Это была разбитная девка: много пила, принимала наркотики, о ее сексуальных победах ходит много легенд. На сцене она была неподражаема: мощный голос, абсолютная раскованность, личный магнетизм. Она орала свои блюзы так, как прочувствовала их. Нелегкая жизнь болью и ненавистью ворвалась в ее песни. Публика любила ее, любила страстно и похотливо. На сцене она была счастлива, вне сцены - нет. Однажды она призналась: «На сцене я занимаюсь любовью с 25 тысячами людей, а потом иду домой одна».
Она умерла 4 октября 1970 года в номере одного голливудского отеля. Jeremy Pascall «The illustrated history of rock music», Глава 5. Расколотые семидесятые.

Ты помнишь Дженис Джоплин?
Ты помнишь, как она просила тебя вернуться? А как она любила? Дженис и любовь подобны электрическому заряду. Ты когда-нибудь видел, как зажигаются на небе звезды? Вот так зажглась одна из них…
Маленькая Дженис Лин родилась в 9-45 19 января 1943 года в Порт Артуре, Техас. Ну разве не начало для доброй сказки? Сказки с грустным концом…
Дженис влюблялась с самого детства. Одним из первых ее мальчиков был парнишка с незатейливым именем Джек Смит. Вместе они читали книги, среди которых было Евангелие. Детство еще шло: однажды Дженис пришла к Джеку, чтобы он пригласил ее на фильм «10 заповедей». У бедного мальчишки не появилось лучшей идеи, чем разбить свинью-копилку и со всей этой мелочью придти в кино. Пока он разбирался с билетершей, Джен стояла в стороне. «Извините, я проиграл деньги в пари с другом», – сказал он. Похлопывая его по плечу, девочка засмеялась: «Не надо врать, если ты идешь посмотреть фильм о боге…»
Ближе к 14 годам она начала меняться. По словам ее сестры Лоры, в доме начинались военные баталии, если матери приходило в голову постирать вещи Дженис («Они же были в недостаточной кондиции загрязнения!»). Она пробовала быть «одной из» среди мальчишечьей компании. Они были старше, но позволили ей стать таким же оборванцем, какими были сами. Вместе они слушали Одетту и Лидбелли, читали Керуака и мечтали о романтике больших дорог.
Дженни и была смешным и милым пацаненком. Когда компания обсуждала кто поведет машину в очередной раз, она кричала: «Ведет тот, у кого самые большие яйца» и, смеясь, садилась за руль. Возможно, ощущение себя девочко-мальчиком и привело Дженис к свободной любви конца 60-х.
После первой поездки в Сан-Франциско компания Дженис устроила вечеринку. Теперь у каждого ее приятеля была девушка или жена. Это давило на нее: «Здесь Джек и Нова, Джим и Рей, Эдриан и Глория, тот и этот, но здесь всегда одна Дженис Джоплин».
Вскоре у нее появился друг Сетт, который просил ее руки и сердца. Свадьба планировалась через несколько месяцев после Рождества. Казалось, маленькая девочка нашла то, что ей было нужно. Однажды вечером Дженни сказала своей сестре: «Я бы хотела, чтобы у меня были длинные, красивые волосы. Днем я бы их убирала, но каждый вечер я бы расплетала волосы перед своим мужем. Прядка за прядкой».
Они вели переписку, но вскоре он перестал писать совсем. О свадьбе больше не говорили.
В своей книге «Заживо погребенная» Мира Фридман говорит о том, что внутренний эмоциональный мир Дженис был слишком маленьким, чтобы переживать за людей, стараться доставлять им радости. Ей больше нравилось, когда кто-то заботился о ней, любил ее…
Еще одним ее пунктиком было то, что она обожала распространять про себя разного рода истории. О начале своей известности она предпочитала рассказывать так: «I was fucked into being in Big Brother» (непереводимая игра слов…). Сейчас уже сложно и, наверное, не нужно узнавать так ли это было или нет.
Говорят, что все «Большие братья» были так или иначе близки с Дженис, говорят, что свидания на одну ночь были обыденным для нее делом (но не главным, уж точно), говорят, что среди ее мужчин были Джим Моррисон и Джими Хендрикс.
Хотите верьте, хотите – нет, но с Джимом Дженис встретилась единственный раз и этот раз был неудачным. Пол Ротшильд (продюсер Дженис и Doors) организовал вечер для прессы. Между глотками своего любимого виски Дженис указала пальцем на Моррисона и сказала: «Я хочу этот кусок мяса». Когда же он попытался залезть к ней в машину и быть максимально ближе, она начала сопротивляться и запустила пустой бутылкой ему в голову. Надо сказать, Джим был без ума от таких женщин. Он любил насилие.
В одном из интервью она сказала: «Я готова бросить все то, что у меня есть, если в моей жизни появится человек, способный любить меня».
Наверное, «тем самым» должен был стать Девид Ниехаус, с которым Дженис познакомилась во время карнавала в Рио, в феврале 1970. Само знакомство было своеобразным:
- Хей, ты напоминаешь мне какую-то рок-звезду. Джоплин что ли…
- Я и есть Дженис Джоплин!
Не смотря на ее известность и тщеславие, Девид увидел человека, а не икону. Им было хорошо, когда они были вместе. А когда им пришлось расстаться на пару дней, к Джен пришла ее старая «подруга» Пегги Казерта.
Что говорить… главным в жизни Дженис Джоплин всегда была музыка. Она сбегала от нее к любовникам, но как-никак «час выступления на сцене это как сто оргазмов сразу», потому что «ты можешь все бросить, бросить дом и друзей, детей и друзей, стариков и друзей, все что угодно что есть в этом мире, за исключением музыки».
Быть Дженис Джоплин и не страдать от камня на шее, прозванного эфемерным словом «любовь» нельзя. Она пропустила все свои пассии через свое творчество и отпустила их.
А ты ушел, хлопнув дверью.
И она ушла, сказав лишь: «I’ve got a secret».

Дженис Джоплин стала первой, кому присвоили почетный титул «королевы рок-н-ролла». Такого голоса больше не будет – он был единственным в своем роде. Дженис постоянно была на грани, она была очень ранима и очень харизматична и именно она проложила дорогу в рок-н-ролл для женщин.

В середине 1960-х Сан-Франциско был Меккой для музыкантов, относивших себя к контркультуре. Многие из них стали мегазвездами – например, Джимми Хендрикс (Jimi Hendrix), группа The Grateful Dead и великий гитарист Карлос Сантана (Carlos Santana). Многие сомневались, смогут ли Дженис и ее подруги быть так же известны, как и ее коллеги мужского пола. Певица и композитор Трейси Нелсон (Tracy Nelson) рассказывает, как нелегко ей было в 1966 году.

«Все только и делали, что спрашивали меня: «Почему ты хочешь этим заниматься? Это не место для женщин. Это не женский бизнес », вспоминает она. «Некоторые даже говорили: «Зачем вообще ты сюда приехала? Сидела бы дома, нашла бы себе мужика ».

В тот же год Дженис Джоплин пыталась пробиться среди этого мужского засилья – музыкальной сцене Сан-Франциско. Дженис и Трейси делили гримерку на выступлении в концертном зале «Авалон».

«Я выступала после Дженис. Я стояла за кулисами, слушала, как она поет, и в моей голове была единственная мысль: «Боже мой, да это не голос, это сама сила природы! ».

Джоплин была лидером группы Big Brother and The Holding Company – практически неизвестной за пределами Сан-Франциско команды. Они выступили на Фестивале популярной музыки в Монтеррее в июне 1967 года. Известнейший музыкальный критик Роберт Кристгау (Robert Chrostgau), в то время работавший в журнале Esquire, был одним из 1200 журналистов, обозревавших данное музыкальное мероприятие.

«Я отлично помню, как она пела, освещенная солнечным светом », вспоминает он. «Все были не просто удивлены, а буквально ошеломлены – до такой степени сильно она пела ».

Как и многие белые музыканты того времени, Джоплин пыталась звучать как афроамериканка. Кристгау утверждает, что практически все были совсем не убедительны, но Дженис наоборот – поражала слушателей своим необузданным, эмоциональным вокалом.

Тем не менее, ее голос не всегда был таким. Певица родилась в городе Порт-Артут, штат Техас, и в детстве пела в церковном хоре. В то время, когда девушка покинула город в 1960 году для учебы в колледже, ее ролевыми моделями были фолк-певицы – например, Джоан Баэз (Joan Baez) и Джуди Коллинз (Judy Collins). Джоплин пыталась им подражать, но тем не менее, не верила, что может звучать «по-фолковски» - так утверждает Элис Эколс (Alice Echols), автор биографии певицы под названием «Шрамы сладкого рая» (Scars of Sweet Paradise).

«Дженис Джоплин сделала вывод. И вывод был следующим: «Знаешь что? Ты не настолько красива, как Джуди Коллинз или Мария Мюльдор (Maria Muldaur). С пением таким вот сладким голосочком тоже не пробьешься », рассказывает Эколс.

В Техасе Дженис пришлось бороться за право быть такой, какая она есть. Ей не хотелось быть похожей на типичных девушек 1950-х. Она обожала рисовать, она была полноватой, у нее была плохая кожа и ее совсем нельзя было назвать красавицей. В интервью, данном в 1970 году в шоу Дика Кэветта (Dick Cavett), певица с горечью вспоминала о своей юности – о том, как ее одноклассники смеялись и издевались над ней до такой степени, что девушке пришлось сначала уйти из школы, а потом и уехать из штата. Неудивительно, что юная Дженис нашла свою отдушину в блюзе – в музыке таких артистов, как Бесси Смит (Bessie Smith), Лидбелли (Leadbelly) и Биг Мама Торнтон (Big Mama Thornton). Как она сказала Кэветту, пение было ее единственной возможностью выразить свои чувства.

«Музыка зависит от того, что ты чувствуешь », говорила Дженис. «Не обязательно о счастье-несчастье. Все зависит от тех чувств, что уже есть внутри тебя, но которые ты пытаешься уничтожить, потому что о них не принято говорить или что-то в этом роде. Но если только ты позволишь им вырваться наружу… в общем, это единственная причина, из-за которой я пою. Потому что я поднимаюсь на сцену и выпускаю все свои чувства из себя ».
Как утверждает биограф певицы Элис Эколс, певица стала голосом отверженных культурой протеста в Сан-Франциско.

«В определенном смысле Дженис была самой великой из недооцененных артистов, протестовавших в 1960-е. Нет, она не пела эти яростные песни, как многие. Но в этом голосе люди слышали, что это была та, которая отказывается вести себя так, как прежде ».

К несчастью, в 1960-е многие из артистов, подражавших блюз-музыкантов, переняли и их дурные привычки – в частности такие, как пристрастие к наркотикам. В начале октября 1970 года – всего спустя 3 года после того, как она добилась известности – Дженис Джоплин записывала новый альбом с новой же группой. Как-то ночью она вернулась в свой номер в одной из гостиниц Лос-Анджелеса и случайно упала. На следующий день ее нашли мертвой. Трейси Нелсон вспоминает об этом событии.

«Я была в ярости. Она была такой великой певицей », говорит она. «Дженис только начинала становиться серьезным музыкантом и серьезной певицей. Она играла с талантливейшими группами. Только все начинало налаживаться, как случилась эта глупая смерть ».

Той зимой, звукозаписывающая компания, на которую работала Дженис, посмертно выпустила ее альбом Pearl, и песня Me and Bobby McGee сразу же взлетела на вершины хит-парадов. Многие критики утверждают, что это был лучший ее альбом. Джоплин стала понемногу владеть своим голосом, и именно она стала первой женщиной, добившейся такого успеха на рок-сцене. Что странно, Эллис Эколс утверждает, что у певицы не было подражателей.

«Дженис Джоплин была настоящей американкой », говорит Эколс. «Никто даже близко не мог спеть так, как пела она, и мне кажется, никто никогда и не сможет петь так же, потому что было в ее голосе что-то, что больше не повторяется ».

Дженис Джоплин - американская рок-певица, считается лучшей белой исполнительницей блюза и одной из величайших вокалисток в истории рок-музыки.

Она родилась в штате Техас и воспитывалась в атмосфере классической музыки и интеллектуальных книг. Ее отец Сет работал в торговой компании, но дома зачитывался книгами и слушал классические оперы. Мама Дороти посвятила жизнь воспитанию детей, хотя ей в молодости неоднократно предлагали начать профессиональную певческую карьеру.

Дженис к школьному возрасту была не по годам интеллектуально развита, из-за чего у нее регулярно случались конфликты с одноклассниками. Еще больше усугубило отношение сверстников к ней то обстоятельство, что Джоплин имела анти-расистские взгляды, что в то время было чем-то экстраординарным.

Рано проявилось и творческое начало девочки. Сначала она увлеклась живописью и часто рисовала картины на библейские сюжеты. Позднее Дженис вошла в полуподпольный кружок молодёжи, который изучал современную литературу, блюз- и фолк-музыку, радикальные виды искусства. Именно там девушка начала впервые петь.


В 1960 году Дженис Джоплин поступила в университет Ламар в Техасе, в котором отучилась только 3 года и в итоге бросила занятия ради того, чтобы всецело уйти в музыкальную среду. Кстати, с первых дней в университете об эпатажной девушке стала идти молва.

А как иначе, если она приходила на лекции в джинсах, что по тем временам шокировало людей? Более того, Дженис частенько ходила по улицам босиком и везде носила с собой струнный инструмент цитру. Как написала о ней студенческая газета:

«Как она смеет быть непохожей?».

Музыка

Петь на сцене она начала еще в вузе, демонстрируя слушателям удивительный вокал с тремя полноформатными октавами. Первой песней, которую Дженис Джоплин записала в студии, был блюз «What Good Can Drinking Do». Позднее при поддержке друзей выпустила пластинку «The Typewriter Tape».


Переехав в Калифорнию, певица выступала в многочисленных клубах и барах. Пела она чаще всего собственные композиции - «Trouble In Mind», «Kansas City Blues», «Long Black Train Blues» и другие. В 1966 году Джоплин вошла в состав группы «Big Brother and the Holding Company». Дарование новой вокалистки, а также её харизма вывели группу в число лидеров американской сцены, а сама Дженис впервые поняла, что такое купаться в лучах восхищения.

С группой Дженис Джоплин записала два альбома, второй из которых, «Cheap Thrills», считается одной из лучших пластинок 60-х годов. Но на пике популярности певица покидает коллектив, так как хочет развиваться в творческом плане.

Затем были группы «Kozmic Blues Band» и «Full Tilt Boogie Band». Но как бы не назывались коллективы, всем было понятно, что зрители идут на концерт Дженис Джоплин. Для мировой общественности она находилась на такой же недосягаемой высоте, как и группа «Rolling Stones».


Дженис Джоплин была первой белой певицей, которая вела себя на сцене настолько раскрепощенно. Она полностью погружалась в ту музыку, которую исполняла, и отключалась от реального мира.

Также до нее только чернокожие исполнители блюза позволяли своему вокалу жить собственной жизнью. Выступления Джоплин были не просто экспрессивны, а по-настоящему агрессивны. Как сказал кто-то из коллег певицы – концерты Дженис напоминают боксерский поединок.

За свою жизнь Дженис Джоплин успела записать не так много студийных альбомов, но вошла в историю как легенда рок-музыки поколения битников и хиппи. Последней работой в студии была пластинка «Pearl», вышедшая уже посмертно.

Также позднее были изданы записи живых выступлений «In Concert» и сборник «Janis». Туда попали много ранее неизданных песен, в том числе проникновенные и лиричные композиции «Mercedes Benz» и «Me and Bobby McGee».

Личная жизнь

Несмотря на свою открытость и подчеркнутую сексуальность на сцене, а также наличие множества любовников, Дженис Джоплин всегда чувствовала себя одинокой. Среди мужчин, с которыми у певицы были близкие отношения, хорошо известны легендарные музыканты и Кантри Джо Макдональд, вокалист «The Doors» , а также кантри-певец Крис Кристофферсон.


Многие знакомые Дженис утверждали, что у нее иногда были периоды чрезмерной любвеобильности, когда Джоплин даже становилась би-сексуальной. Одной из ее более-менее постоянных «подруг» была Пегги Кассерта.

Последним возлюбленным Джоплин был местный дебошир Сет Морган, за которого она даже планировала выйти замуж.

Смерть

Дженис Джоплин скончалась 4 октября 1970 года в номере лос-анджелеского отеля «Лэндмарк Мотор». Она уже много лет принимала наркотики разной степени тяжести, в том числе и очищенный героин, который и был обнаружен в ее крови при вскрытии.

По официальной информации, певица скончалась от непредумышленной передозировки наркотиков. Но долгое время среди общественности муссировались слухи о самоубийстве, так как молодая женщина, несмотря на всемирную славу и вроде бы налаживающуюся личную жизнь, была глубоко несчастной и чувствовала себя одинокой и вымотанной.

Также некоторое время рассматривалась версия убийства из-за того, что в номере наркотики обнаружены не были. Кроме того, номер Джоплин был неестественно для нее аккуратно прибран.

Останки рок-музыкантши были кремированы, после чего ее прах рассеяли над водами Тихого океана вдоль калифорнийского побережья. Последней записью голоса Дженис Джоплин было ее аудио поздравление другой легенде рок-музыки - . Кассета была доставлена адресату уже после того, как певица ушла из жизни.

Дискография

  • 1964 - «The Typewriter Tape»
  • 1967 - «Big Brother & the Holding Company»
  • 1968 - «Cheap Thrills»
  • 1969 - «I Got Dem Ol" Kozmic Blues Again Mama!»
  • 1971 - «Pearl»
  • 1972 - «In Concert»
  • 1975 - «Janis»

Дженис Джоплин часто повторяла, что публика любит блюзовых исполнителей только несчастными. И чтобы они умирали молодыми.

Еще в детстве, в родном Техасе, Дженис не чувствовала особой радости по поводу того, что рождена на свет. Природа наделила ее не слишком красивой, мягко говоря, внешностью. Над полноватым прыщавым подростком с непослушными, вечно спутанными волосами смеялись одноклассники. В 1963 году она сбежала из колледжа, после того как« выиграла» местный конкурс на звание« Самого уродливого человека общежития».

Дженис старалась избегать зеркал, чтобы лишний раз не расстраиваться. И уже в старших классах искала спасение от проблем в алкоголе. А еще запиралась в своей комнате, перебирала струны гитары и без конца слушала величайших фолк-, джаз- и блюз-исполнителей ХХ века. По иронии судьбы последний день в колледже стал днем ее первого мини-триумфа. Дженис сидела на крыльце домика в кампусе и напевала под гитару, когда кто-то из проходящих мимо студентов вдруг произнес: «Страшила, да ты отлично поешь!» Дженис подняла глаза и недоумевающе спросила: «Правда? А я не знала».

Просто музыка и просто секс

Автостопом Джоплин добралась до Сан-Франциско и устроилась в ближайший бар певицей. Два года она провела среди битников, ярых борцов с буржуазной моралью. Они были близки ей, ведь еще в Техасе Дженис смело выступала против притеснения чернокожих.

Однако чувство одиночества и собственной ненужности не прошло. Она впервые попробовала наркотики. Дженис понимала, что ей надо вернуться домой, разобраться в себе и решить, что делать дальше. Кто-то в баре дал ей денег на билет. Но и дома найти себя не удалось. Родители поощряли увлечение дочери музыкой, однако совершенно не понимали ее.

Джоплин стало тесно в провинциальном городке. Было ясно, что если она не вернется в Сан-Франциско, то окончательно потеряет себя. Как раз в тот момент она получила письмо от одного из знакомых. В нем между прочим говорилось, что какая-то группа ищет вокалистку. Дженис вернулась в Сан-Франциско. И совершенно не узнала города, заполненного хиппи в яркой одежде с нечесаными волосами. Они курили дурь и без конца слушали музыку. Среди них и была та самая группа — Big Brother And The Holding Company.

Популярное

Не прошло и двух недель, как у Дженис завязался роман с одним из участников группы — Джеймсом Герли. Для обоих это было воплощение свободы хиппи и просто секс. Обоих не остановил тот факт, что у Джеймса уже была жена Нэнси и ребенок. Нэнси же, застукав их в своей постели, выгнала мужа. Две недели он жил у Джоплин, но вскоре бросил ее и вернулся к жене. Инцидент был исчерпан: Нэнси и Дженис подружились, группа начала выступать.


«Публика любит блюзовых исполнителей только несчастными. И чтобы они умирали молодыми»

Сумасшедший идол 60-х

На международном музыкальном фестивале в Монтерее в 1967 году никому не известные Big Brother And The Holding Company произвели фурор. Режущий и одновременно нежный, «какой-то бархатный» голос Дженис, ее безумство на сцене и полная самоотдача сделали свое дело. Звукозаписывающая компания Mainstream заключила с коллективом контракт.

Началась совсем другая жизнь: успех, выпуск альбома, двух синглов, постоянные выступления, деньги, а также попойки и наркотики. Дженис стала идолом молодежи шестидесятых: ей подражали в сумасшедшей манере одеваться. Она надевала на шею и руки столько бус и браслетов, сколько могла выдержать, выступала летом в огромной меховой шапке и зеленых ботах, в красных шароварах и майке.

«Когда я на сцене, то занимаюсь любовью с 25 000 человек»

«Потрясающая женщина. Есть ее номер?»

В этот период Дженис познакомилась с лидером группы The Doors Джимом Моррисоном. Это произошло на голливудской вечеринке в честь Энди Уорхола. На Джоплин было что-то фиолетовое, в волосах торчали перья павлина, в руке была неизменная бутылка ликера. Джим подошел к ней и бесцеремонно обнял за талию. Он спросил Дженис что-то о ее жизни, она начала рассказывать про кошмарные университетские годы, Джим пил свое виски и слушал.

Через какое-то время Дженис рассмеялась над чем-то, что рассказывал Моррисон. Он вдруг оскорбился, схватил ее за волосы и резким движением зажал ее голову между ног. Дженис вскочила, страшно его матеря, хлестнула Джима по лицу и ушла, униженная. Он попытался ее догнать и, когда она уже садилась в свой психоделически разрисованный« порш», стал хватать ее за руки и просить прощения. Дженис ударила его бутылкой по голове. И уехала. На следующий день Джим ходил как сумасшедший, повторяя: «Какая женщина, какая потрясающая женщина. У кого-нибудь есть ее номер телефона?»

«Какая я вам звезда!»

Вскоре« Коламбиа Рекордс» вступила в схватку за права на произведения Big Brother And The Holding Company. Вышел альбом Cheap Thrills, несколько песен из которого взлетели на вершины хит-парадов. Между тем участники группы стали замечать, что публика любит и выделяет только Дженис. На афишах писали« Дженис Джоплин и Ко». В залах скандировали: «Дженис, мы тебя любим!» Газеты кричали о феномене белой певицы с «черным» голосом.


При этом Дженис удалось избежать звездной болезни, она говорила про себя: «Какая я вам звезда! После концерта, разбитая, прихожу в гримерку, волосы всклокочены, одежда заляпана, нижнее белье разорвано. У меня страшная мигрень, я не могу найти второй ботинок. Мне не к кому возвращаться домой, и я, подвыпивши, умоляю своего менеджера подбросить меня в пустую квартиру. Разве так у звезд?»

В плену своего внутреннего мира

На Рождество 1968 года группа сыграла вместе последний концерт. Дженис взялась за набор новых музыкантов. Без музыки она не представляла своей жизни: «Когда я на сцене, то занимаюсь любовью с 25 тысячами человек, а потом возвращаюсь домой одна».


Джоплин создала собственную группу Kozmic Blues Band, которая стала играть классический соул. Тогда же Дженис начала понимать, что у нее серьезные проблемы с наркотиками: «Я в плену своего внутреннего мира, я не знаю, что с этим делать, я ненавижу это чувство. Я уже научилась заставлять его работать на себя на сцене, но в обычной жизни оно меня угнетает». Это говорила и предшественница Дженис, ее любимая джазовая певица Билли Холлидей. Она умерла в 37 лет, и когда перед смертью ей предрекали, что она умрет от алкоголизма, она отвечала: «Нет. Я умру от одиночества».

«Мне не к кому возвращаться домой, и я, подвыпивши, умоляю своего менеджера подбросить меня в пустую квартиру. Разве так у звезд?»

Встреча с мужчиной мечты — на трезвую голову

В июле 1969 года Джоплин пришло известие о ее подруге Нэнси, той самой, у которой она на некоторое время уводила мужа. Нэнси была беременна во второй раз, когда умерла от передозировки. Дженис выкинула из дома все наркотические средства.

Тогда же Джоплин без памяти влюбилась в Сета Моргана. Он, правда, не интересовался ее творчеством и никогда не слушал ее песни, но Дженис это не волновало. Это был первый мужчина, который действительно что-то значил для нее. Все ее предыдущие отношения не складывались. В своем одиночестве Джоплин утешалась высказыванием одной певицы, которая после триумфа на сцене отозвала в гримерку мужчину, желавшего на ней жениться, и сказала: «Видел, что сейчас с публикой? Думаешь, ты способен дать мне то же чувство, что все эти люди?» Вот и Дженис повторяла, что ни один мужчина не сможет хотя бы приблизительно дать ей то, что дает сцена. Повторяла до тех пор, пока не встретила Сета.


Через месяц трезвости она вышла на сцену знаменитого рок-фестиваля Вудстока вместе с Джо Кокером, Карлосом Сантаной и своим другом Джимми Хендриксом. Ее выступление увидело рекордное по тем временам число зрителей — 450 тысяч. Тогда же она исполнила, пожалуй, лучшую свою песню Work Me Lord. Она пела о том, что везде искала, но нигде не могла найти своего мужчину. Просила Бога не покидать ее, ведь она чувствует себя такой ненужной на Земле. Пусть он возьмет ее к себе, она может оказаться полезной.