Что популярнее минор или мажор. Разница между минором и мажором

Музыкальный лад – ещё одно понятие из музыкальной теории, с которым мы познакомимся. Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект.

Ладов в музыке довольно много, сейчас мы рассмотрим только два самых распространённых (в европейской музыке) – мажор и минор . Эти названия вы уже слышали, слышали и их банальных расшифровки типа мажор – весёлый, жизнеутверждающий и радостный лад, а минор – грустный, элегичный, мягкий.

Это только примерные характеристики, но, ни в коем случае, не ярлыки – музыка в каждом из музыкальных ладов может выражать любые чувства: например, трагизм в мажоре или какие-то светлые чувства в миноре (видите, всё наоборот).

Мажор и минор – основные лады в музыке

Итак, давайте проанализируем мажорный и минорный лад. Понятие лад тесно связано со звукорядами. Звукоряды мажора и минора состоят из семи музыкальных ступеней (то есть нот) плюс последняя, восьмая ступень повторяет первую.

Разница между мажором и минором заключается как раз в отношениях между ступенями их звукорядов. Эти ступени отстоят одна от другой на расстояние либо целого тона, либо полутона. В мажоре эти отношения будут следующими: тон-тон полутон тон-тон-тон полутон (легко запомнить – 2 тона полутон 3 тона полутон ) , в миноре – тон полутон тон-тон полутон тон-тон (тон полутон 2 тона полутон 2 тона ). Ещё раз смотрим на картинку и запоминаем:

Теперь посмотрим и тот, и другой музыкальный лад на конкретном примере. Для наглядности построим мажорный и минорный звукоряды от ноты до.

Вы видите, что в записи мажора и минора есть существенная разница. Поиграйте эти примеры на инструменты – вы обнаружите разницу и в самом звучании. Позволю себе одно маленькое отступление: если вы не знаете, как считаются тона и полутона, то обратитесь к материалам вот этих статей: и .

Свойства музыкальных ладов

Лад в музыке существует не просто так, он выполняет определённые функции, и одна из таких функций – регулирование отношений устойчивых и неустойчивых ступеней. Для мажора и минора устойчивые ступени – это первая, третья и пятая (I, III и V) , неустойчивые – вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II, IV, VI и VII) . Устойчивыми ступенями начинается и заканчивается мелодия, если она написана в мажорном или минорном ладу. Неустойчивые звуки всегда стремятся к устойчивым звукам.

Особое значение имеет первая ступень – это , она имеет название тоника . Устойчивые ступени вместе образуют тоническое трезвучие , это трезвучие – идентификатор музыкального лада.

Другие музыкальные лады

Мажорный и минорный лад в музыке – это не единственные варианты звукорядов. Кроме них существует ещё и много других ладов, свойственных тем или иным музыкальным культурам или искусственно созданных композиторами. Например, пентатоника – пятиступенный лад, в котором роль тоники может играть любая из его ступеней. Пентатоника чрезвычайно широко распространена в Китае и Японии.

Подведём итоги. Мы дали определение понятию , узнали строение звукорядов мажорных и минорных ладов, разделили ступени звукорядов на устойчивые и неустойчивые.

Вы запомнили, что тоника – это основная ступень музыкального лада , основной устойчивый звук? Отлично! Хорошо поработали, теперь можно и немного развлечься. Посмотрите вот этот мультяшный прикол.

Придание разнообразия музыкальному звучанию достигается большим количеством способов. Мы сегодня разберем одни из самых важных - разновидности мажорного и минорного ряда, в частности гармонический минор и мажор. Начнем с характеристик.

Что это - гармонический минор?

Один из видов звукоряда, относящегося к минорному ладу. Это определение понятия, вынесенного в подзаголовок. Отличие его от натурального звучания - это повышение VII ступени. Причина этого в присутствии имитации вводного тона, который характерен только для натурального мажора.

Гармонический минор считают самым распространенным видом одноименного ряда как в классической, так и в эстрадной, популярной музыке. В порядке восхождения его звукоряд строится так: Т - ПТ - Т - Т - ПТ - полуторатон - ПТ.

Таким образом, гармоническому минору придает специфическую окраску именно та увеличенная секунда (иными словами, полуторатон), которая заметна между шестой и седьмой ступенью. Отсюда наблюдается интересная тенденция. В классических музыкальных произведениях XVIII - начала XX века, которые сотворены в миноре, переход мелодического хода на полуторатон избегается. Исключением будут те композиции, которым автор стремится придать ориентальный (восточный) колорит, звучание в духе "Русского Востока". Подобный ход на увеличенную секунду правильнее называть модализмом.

Существующие тональности минора

Понаблюдаем, в каких тональностях можно заметить гармонический минор:

  • Ля минор.
  • Ми минор.
  • Си минор гармонический: появление ля-диез.
  • Фа-диез: повышение седьмой ступени при восхождении.
  • До-диез: при гармоническом виде добавляется си-диез.
  • Фа минор: звучание характеризуется повышением ми-бекар.
  • До минор: повышение си-бекар при гармоническом звучании.
  • Соль минор: при данном виде выставляется фа-диез.
  • гармонический - это повышение до-диез.

Гармонический мажор

Гармоническим мажором называется разновидность одноименного звукоряда. Ее главная отличительная черта - пониженная VI ступень. Это и отличает гармоническую разновидность от натуральной.

Посмотрим на лад гармонического мажора в тенденции восхождения: Т - Т - ПТ - Т - ПТ - полуторатон - ПТ. Шестая пониженная ступень здесь обладает одной особенностью: она помогает выстроить интервалы, которые будут идентичны минору. Как пример: увеличенная секунда на этой ступени.

Таким образом, можно сказать, что специфическая окраска гармонического мажора - это тот же ориентальный колорит. Придает его секунда между шестой и седьмой ступенью, которая увеличена.

Каким может быть минор?

Изначально звучание было представлено одним только натуральным минором. Но с течением времени к ладу добавлялись новые "краски", дабы разнообразить его. Так появился гармонический и мелодический минор. Рассмотрим два не представленных нами вида.

Натуральный . Так называется простая гамма, как она есть, без добавления случайных знаков и с учетом только ключевых. При движении вверх и вниз звукоряд прослеживается один и тот же. В целом: простое, печальное, строгое звучание без лишних деталей.

Мелодический . Его отличие в том, что при движении вверх становятся выше сразу две ступени - шестая и седьмая, а при движении нисходящем, обратном они отменяются. То есть в последнем случае исполнитель играет или поет практически натуральный минор. Повышение шестой ступени здесь необходимо, чтобы перекрыть увеличенный интервал. Он характерен для гармонической разновидности. Это нужно потому, что минор - мелодический, а в мелодии ход на увеличенную секунду запрещен.

Повышение VI, VII ступени дает направленное, но в то же время смягченное движение к тонике. Также интересно, почему эта альтерация отменяется при движении вниз? Самое простое объяснение: повышение шестой и седьмой ступени придает некоторую веселость мелодии. Но с учетом, что исполняется все же минор, повторение такой легкомысленной нотки будет уже лишним.

Каким может быть мажор?

Так же, как и минор, мажор может быть натуральным, мелодическим и гармоническим. Рассмотрим непредставленные его разновидности.

Натуральный . Сюда относится обыкновенная гамма с ключевыми знаками, если они необходимы. Случайные в натуральном мажоре отсутствуют. Это самый распространенный в музыкальный произведениях вид из всей тройки.

Последовательность тонов звукоряда тут наблюдается такая: Т - Т - ПТ - Т - Т - Т - ПТ.

Мелодический . Как вы помните, в мелодическом миноре повышались две ступени - 6-я и 7-я. В мажоре же они не повышаются, а, напротив, понижаются. И изменяются VI и VII ступень уже при нисходящем движении. То есть правила для мелодического минора в точности до наоборот. Это позволяет легко запомнить их разницу и общие черты.

Интересная особенность здесь такая: из-за понижения шестой ступеньки между звуками образуются как увеличенные, так и уменьшенные интервалы - характерные тритоны. А в общем при восходящем движении здесь играется натуральный мажор, а при нисходящем понижается шестая и седьмая ступень.

Параллельные тональности

Два вида тональностей (мажорные и минорные) считаются параллельными, если у них при ключе находятся одинаковые символы альтерации. Примеры этого явления:

  • Ля минор и до мажор. Параллельность в том, что у них при ключе не наблюдается никаких знаков.
  • Ми минор и У таких тональностей при ключе фа-диез.

Если вы ищете параллельную мажору тональность, то запомните один факт. Тоника параллельного ему минора будет находиться ниже на малую терцию.

Отметим, что у мелодических и гармонических мажоров все знаки альтерации - случайные. Например, у гармонического ми минора их не выносят к ключу, а отмечают, где необходимо, в самом произведении.

Вот мы и разобрали два гармонических вида звукоряда - мажор и минор. Для первого характерна повышенная седьмая ступень, для второго - пониженная шестая. При прослушивании игры, исполнения мы заметим, что такие тональности выделяются на фоне других своей ориентальностью, восточным стилем, который придает классической музыке некую изюминку, своеобразность звучания. Кроме гармонической, для минора и мажора характерна натуральная и мелодическая разновидность, которых мы тоже коснулись в этом материале.

Наслаждаясь звуками музыки, мы испытываем различные эмоции, печальные или радостные. Неудивительно, что бодрая или, напротив, сумрачная мелодия способна влиять на наше настроение. Большую роль в этом играют наиболее распространенные музыкальные лады – мажор и минор. Чем они отличаются друг от друга? Попробуем разобраться.

Определение

Мажор (от латинского major – «больший») – музыкальный лад, аккорд которого построен на большой терции; характеризуется преимущественно бодрой, радостной окрашенностью звука.

Минор (от латинского minor – «меньший») – музыкальный лад, аккорд которого построен на малой терции; обычно звучит грустно, уныло.

Сравнение

Эстетический контраст между минором и мажором – один из важнейших в музыке. Минор противоположен мажору. Согласно европейской музыкальной традиции звуки разделяются с помощью тонов и полутонов. Из-за физических особенностей звуков и физиологического строения человеческого уха даже такая малость, как полутон, благодаря которому большая терция отличается от малой, создает огромный контраст в восприятии звучания. В большинстве случаев мажорные аккорды ощущаются слушателями как радостные, в то время как минорные воспринимаются грустными. Помните, как звучит мажорный «Свадебный марш» Мендельсона? Вы думаете, что все марши обычно бодрые и энергичные? Это не всегда так: например, «Похоронный марш» Шопена написан в миноре, а потому при прослушивании создает ощущение трагическое, скорбное. Мажор обладает ярко выраженной «положительной», а минор – ярко выраженной «отрицательной» окраской, которые обычно определяются человеком как «радость» и «печаль». Причем, что удивительно, эмоциональная окрашенность аккордов практически не зависит от изменения в тембре или громкости составляющих их звучаний. К тому же бывает и так, что мажор оказывается способен выразить трагические, лирические чувства, а минор – светлые, радостные (например, многие американские блюзы написаны в мажоре, а русская разухабистая «Цыганочка» – в миноре).

Также (по аналогии) в русском языке мажором называют бодрое, веселое, приподнятое состояние духа, а минором – унылое, печальное, скорбное, подавленное.

Выводы сайт

  1. В музыке мажорный аккорд строится на большой терции, а минорный – на малой.
  2. И в минорной, и в мажорной гаммах различается порядок интервалов (тонов и полутонов).
  3. Считается, что мажор имеет так называемую светлую, а минор – темную, сумрачную окраску звучания. Лучше всего этот звуковой контраст воспринимается на слух.
  4. Мажор вызывает положительные эмоции, то есть радость, минор – отрицательные, такие как печаль, уныние, скорбь.
  5. Мажором также называется бодрое, веселое, приподнятое настроение, в то время как минором нередко именуют подавленное, грустное, унылое состояние.

Наш очередной выпуск посвящен такому явлению, как лад. Мы постараемся ответить на такие вопросы: что такое лад в музыке, какое можно дать определение этому понятию и какие бывают разновидности музыкальных ладов.

Итак, что же такое лад? Вспомните, что означает это слово за рамками музыки? В жизни иногда говорят о людях, что они между собой ладят, то есть дружат, понимают друг друга и оказывают взаимную помощь. В музыке звуки тоже должны ладить между собой, находиться в ладу, иначе получится не песня, а одна сплошная какофония. Получается, что лад в музыке – это звуки, которые дружны между собой.

Основы лада

Звуков в песне очень много и они разные. Есть звуки устойчивые – опорные, и есть неустойчивые – подвижные. Для того чтобы получилась музыка, нужны и те, и другие, и они должны чередоваться между собой и помогать друг другу.

Строение музыки можно уподобить строительству кирпичной стенки. Как стенка получается из кирпичей и цемента между ними, так и песня рождается только тогда, когда есть звуки устойчивые и неустойчивые.

Устойчивые звуки вносят в музыку покой, они притормаживают активное движение, на них обычно завершается музыкальная пьеса. Неустойчивые звуки нужны для развития, они постоянно уводят развитие мелодии от устойчивых звуков и вновь приводят к ним. Все неустойчивые звуки стремятся перейти в устойчивые, а устойчивые, в свою очередь, как магниты притягивают к себе неустойчивые.

Для чего так неустанно трудятся устойчивые и неустойчивые звуки в ладу? Для того чтобы получилась какая-нибудь песня – веселая или грустная. То есть звуки лада могут влиять и на настроение музыки, они словно окашивают мелодии в разные эмоциональные оттенки.

Виды лада: мажор и минор

Итак, лад – это всегда целая команда звуков, которые неустанно трудятся над созданием песен всяких настроений. Ладов в музыке очень много, но есть два самых главных. Они называются мажор и минор.

Мажорный лад или просто мажор – это лад света и веселья. Годится он для создания музыки радостной, бодрой и веселой. Минорный лад или просто минор – это мастер печальной и задумчивой музыки.

Мажорный лад – это яркое солнце и чистое голубое небо, а минорный лад – это алый закат и темнеющие под ним пики елового леса. Мажорный лад – это ярко-зеленая весенняя трава на лужайке, которой с огромным удовольствием лакомится серая козочка. Минорный лад – это наблюдать из окна вечером, как падают осенние листья и капают осенние хрусталики-дождинки. Красота бывает разной, и мажор с минором – два художника, которые своими звуками готовы нарисовать любую картину.

СОВЕТ. Если вы занимаетесь с детьми, то полезно будет поработать с картинками. Покажите ребенку ряд картинок, пусть он представит, как они могли бы звучать – мажорно или минорно? Готовую подборку вы можете скачать у нас. В качестве творческого задания ребенку можно предложить создать свою галерею мажорных и минорных образов. Это пробудит в нем творческое воображение.

ПОДБОРКА КАРТИНОК «МАЖОР И МИНОР» —

В мажорном ладу сочинены такие известные песни, как «В лесу родилась елочка», торжественный Гимн Российской Федерации, солнечная «Улыбка». В минорном ладу сложены песни «В траве сидел кузнечик» и «Во поле береза стояла».

ВИКТОРИНА. Послушайте два музыкальных фрагмента. Это два танца из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. Один танец называется «вальс», другой – «мазурка». Как вы думаете, какой из них написан в мажоре, а какой в миноре?

Фрагмент №1 «Вальс»

Фрагмент №2 «Мазурка»

Правильные ответы: «Вальс» — это мажорная музыка, а «Мазурка» — минорная.

Тональность и гамма

Мажорный и минорный лад можно выстроить от любого музыкального звука – от до, от ре, от ми и т.д. Этот первый, самый главный звук будет называться в ладу тоникой. А высотное положение лада, привязка его к какой-то тонике обозначается словом «тональность».

Каждая тональность как-то должна называться. У человека есть имя и фамилия, а у тональности – название тоники и лада, которые можно тоже соединить в одно имя. Например, До мажор (нота ДО – это тоника, то есть главный звук, капитан команды, от нее построен лад, причем лад мажорный). Или еще пример: ре минор – это минорный лад от ноты РЕ. Другие примеры: Ми мажор, Фа мажор, соль минор, ля минор и т.д.

ЗАДАНИЕ. Попробуйте сами составить какое-нибудь название тональности. Возьмите любую тонику и любой лад, соедините вместе. Что у вас получилось?

Если расположить по порядку все звуки тональности, начиная с тоники, то получится гамма. Гамма начинается тоникой и ей заканчивается. Кстати, гаммы называются точно так же, как и тональности. Например, гамма ми минор начинается с ноты МИ и заканчивается она тоже нотой МИ, гамма Соль мажор начинается с ноты СОЛЬ и ею же она завершается. Понимаете? Вот вам нотный пример:

Но откуда в этих гаммах берутся диезы и бемоли? Об этом давайте поговорим дальше. Оказывается, мажорные и минорные гаммы имеют свое особое строение.

Строение мажорной гаммы

Чтобы получилась мажорная гамма нужно взять всего лишь восемь звуков и выстроить их в ряд. Но не все звуки нам подходят. Как выбрать нужные? Вы знаете, что расстояние между ступенями может быть полтона или целый тон. Так вот, для мажорной гаммы нужно, чтобы расстояние между ее звуками соответствовало формуле: тон-тон, полутон, тон-тон-тон, полутон.

Например, гамма До мажор начинается с ноты ДО и заканчивается тоже нотой ДО. Между звуком ДО и РЕ – расстояние один целый тон, между РЕ и МИ – тоже тон, а между МИ и ФА – всего лишь полтона. Далее: между ФА и СОЛЬ, СОЛЬ и ЛЯ, ЛЯ и СИ по целому тону, между СИ и верхней ДО – только полутон.

Давайте разберемся с тонами и полутонами

Если вы забыли, что такое тона и полутона, то давайте это повторим. Полутон – это кратчайший промежуток от одного звука до следующего. Очень наглядно полутона между звуками нам показывает . Если играть все клавиши подряд, не пропуская ни белых, ни черных, то при переходе от одной клавише к следующей мы как раз будем проходить расстояние в один полутон.

Как видите, полутон можно сыграть, поднимаясь с белой клавиши на ближайшую черную, или спускаясь с черной на белую, которая тут же, рядышком. Кроме того, которые образуются только между «белыми» звуками: это МИ-ФА и СИ-ДО.

Полутон – это половинка, а если воссоединить две половинки вместе, то получится нечто целое, получится один целый тон. На клавиатуре фортепиано целые тона можно легко найти между двумя соседними белыми клавишами, если их разделяет черная. То есть ДО-РЕ – это тон, и РЕ-МИ – тоже тон, а вот МИ-ФА – это не тон, это полутон: эти белые клавиши ничто не разделяет.

Чтобы получить целый тон от ноты МИ в пару нужно взять не простую ФА, а ФА-ДИЕЗ, то есть добавить еще полтона. Или можно оставить ФА, но тогда придется понизить МИ, взять МИ-БЕМОЛЬ.

Что касается черных клавиш, то на пианино они расположены группами – по две или по три. Так вот, внутри группы две соседние черные клавиши тоже удалены друг от друга на один тон. Например, ДО-ДИЕЗ и РЕ-ДИЕЗ, а также СОЛЬ-БЕМОЛЬ и ЛЯ-БЕМОЛЬ – это все сочетания нот, которые дают нам целые тона.

А вот в больших промежутках между группами черных «кнопочек», то есть там где между двумя черными клавишами помещены две белых, расстояние будет уже полтора тона (три полутона). Например: от МИ-БЕМОЛЯ до ФА-ДИЕЗА или от СИ-БЕМОЛЯ до ДО-ДИЕЗА.

Строим мажорные гаммы

Итак, в мажорной гамме звуки должны быть выстроены таким образом, чтобы между ними было сначала два тона, потом полутона, затем три тона и снова полутон. Построим для примера гамму Ре мажор. Сначала делаем «заготовку» — напишем ноты подряд от нижнего звука РЕ до верхнего РЕ. Ведь в Ре мажоре звук РЕ является тоникой, с него гамма должна начаться и им она должна закончиться.

А теперь нужно «выяснить отношения» между звуками и привести их в соответствие с формулой мажорной гаммы.

  • Между РЕ и МИ – целый тон, здесь все нормально, идем дальше.
  • Между МИ и ФА – полутон, но на этом месте по формуле должен быть тон. Выправляем – путем повышения звука ФА добавляем в расстояние еще полтона. Получаем: МИ и ФА-ДИЕЗ – один целый тон. Теперь порядок!
  • ФА-ДИЕЗ и СОЛЬ дают нам полутон, который как раз должен быть на третьем месте. Получается, что не зря мы ноту ФА повышали, этот диез нам еще пригодился. Идем дальше.
  • СОЛЬ-ЛЯ, ЛЯ-СИ – это целые тона, так и должно быть по формуле, оставляем их без изменений.
  • Следующие два звука СИ и ДО – это полутон. Как выправить, вы уже знаете: нужно увеличить расстояние – ставим диез перед ДО. Если бы требовалось уменьшить расстояние, поставили бы мы бемоль. Понимаете принцип?
  • Последние звуки – ДО-ДИЕЗ и РЕ – это полутон: то, что нужно!

Что же в итоге мы получили? Оказывается, в гамме Ре мажор два диеза: ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ. Понимаете теперь, откуда они взялись?

Аналогично можно построить мажорные гаммы от любых звуков. И там тоже будут появляться либо диезы, либо бемоли. Например, в Фа мажоре – один бемоль (СИ-БЕМОЛЬ), а в Си мажоре целых пять диезов (ДО, РЕ, ФА, СОЛЬ и ЛЯ-ДИЕЗЫ).

Можно строить гаммы не только от «белых клавиш», но и от пониженных или повышенных звуков. Не забывайте при этом учитывать известные вам знаки. Например, гамма Ми-бемоль мажор – это гамма с тремя бемолями (сам МИ-БЕМОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ и СИ-БЕМОЛЬ), а гамма Фа-диез мажор – это гамма с шестью диезами (все диезы, кроме МИ-ДИЕЗА).

Строение минорной гаммы

Тут принцип почти такой же, как и с минорными гаммами, только формула строения минорной гаммы немного другая: тон, полутон, тон-тон, полутон, тон-тон. Применяя эту последовательность тонов и полутонов, вы легко можете получить минорную гамму.

Давайте обратимся к примерам. Построим минорную гамму от ноты СОЛЬ. Сначала просто выпишем все ноты по порядку от СОЛЬ до СОЛЬ (от нижней тоники до ее повторения наверху).

  • Между СОЛЬ и ЛЯ – целый тон, так и должно быть по формуле.
  • Дальше: ЛЯ и СИ – тоже тон, но на этом месте нужен полутон. Что делать? Нужно уменьшить расстояние, для этого понижаем звук СИ с помощью бемоля. Вот у нас и появился первый знак – СИ-БЕМОЛЬ.
  • Далее по формуле нам нужны два целых тона. Между звуками СИ-БЕМОЛЬ и ДО, а также ДО и РЕ как раз такое расстояние, какое должно быть.
  • Следующее: РЕ и МИ. Между этими нотами целый тон, а нужен всего лишь полутон. Опять-таки лечение вам уже известно: понижаем ноту МИ, и получаем полтона между РЕ и МИ-БЕМОЛЕМ. Вот вам уже второй знак!
  • Проверяем последнее: нужно еще два целых тона. МИ-БЕМОЛЬ с нотой ФА – это тон, и ФА с СОЛЬЮ – это тоже тон. Все окей!

Что получили в итоге? В гамме соль минор два бемоля: СИ-БЕМОЛЬ и МИ-БЕМОЛЬ.

Для тренировки вы можете построить самостоятельно или «разобрать по косточкам» несколько минорных гамм: например, фа-диез минор и ля минор.

Как еще можно получить минорную гамму?

Мажорная и минорная гаммы, построенные от одной и той же тоники, различаются между собой лишь тремя звуками. Давайте выясним, какие это различия. Сравним гамму До мажор (нет знаков) и до минор (три бемоля).

Каждый звук гаммы – это ступень. Так вот, в минорной гамме по сравнению с мажорной три ступени низкие – третья, шестая и седьмая (отмечены римскими цифрами – III, VI, VII). Таким образом, если нам известна мажорная гамма, то мы легко можем получить минорную, изменив всего лишь три звука.

Для упражнения поработаем с тональностью Соль мажор. В гамме Соль мажора один диез – это ФА-ДИЕЗ, который является седьмой ступенью гаммы.

  • Понижаем третью ступень – ноту СИ, получаем СИ-БЕМОЛЬ.
  • Понижаем шестую ступень – ноту МИ, получаем МИ-БЕМОЛЬ.
  • Понижаем седьмую ступень – ноту ФА-ДИЕЗ. Этот звук уже повышенный, и для того чтобы его понизить, нужно просто отменить повышение, то есть убрать диез.

Таким образом, в соль миноре будет всего два знака – СИ-БЕМОЛЬ и МИ-БЕМОЛЬ, а ФА-ДИЕЗ из него просто бесследно исчезает. Как видите, ничего сложного.

Устойчивые и неустойчивые звуки в мажоре

И в мажорной, и в минорной гамме семь ступеней, три из которых устойчивые, а четыре – неустойчивые. Устойчивыми ступенями являются первая, третья и пятая (I, III, V). Неустойчивые – это все остальные – вторая, четвертая, шестая, седьмая (II, IV, VI, VII).

Устойчивые ступени, если их собрать вместе, образуют тоническое трезвучие, то есть трезвучие, построенное от тоники, от первой ступени. Слово трезвучие обозначает аккорд из трех звуков. Сокращенно тоническое трезвучие обозначается T53 (в мажоре) или с маленькой буквы t53 (в миноре).

В мажорной гамме тоническое трезвучие мажорное, а минорной – соответственно, минорное. Таким образом, трезвучие из устойчивых ступеней дает нам полное представление о тональности – о ее тонике и ладе. Звуки тонического трезвучия являются своеобразным ориентиром для музыкантов, по ним они настраиваются на начало произведения.

В качестве примера давайте рассмотрим устойчивые и неустойчивые звуки в Ре мажоре и в до миноре.

Ре мажор – светлая тональность с двумя диезами (ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ). Устойчивые звуки в ней – это РЕ, ФА-ДИЕЗ и ЛЯ (первая, третья и пятая нотки из гаммы), вместе они дают нам тоническое трезвучие. Неустойчивые – это МИ, СОЛЬ, СИ и ДО-ДИЕЗ. Посмотрите на пример: неустойчивые ступени для большей наглядности закрашены:

До минор – это гамма с тремя бемолями (СИ-БЕМОЛЬ, МИ-БЕМОЛЬ И ЛЯ-БЕМОЛЬ), она минорная и потому звучит с легким оттенком грусти. Устойчивые ступени здесь – ДО (первая), МИ-БЕМОЛЬ (третья) и СОЛЬ (пятая). Они дают нам минорное тоническое трезвучие. Неустойчивые ступени – это РЕ, ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ и СИ-БЕМОЛЬ.

Итак, в данном выпуске мы с вами познакомились с такими музыкальными понятиями, как лад, тональность и гамма, рассмотрели строение мажора и минора, научились находить устойчивые и неустойчивые ступени. Из следующих выпусков вы узнаете о том, какие есть разновидности мажора и минора и какие есть другие лады в музыке, а также о том, как быстро определять диезы и бемоли в любых тональностях.

В народной музыке встречаются разнообразные лады. В классической музыке (русской и зарубежной) в той или иной мере отразилось народное творчество, а следовательно, и присущее ему разнообразие ладов, но все же наиболее широкое применение получили лады мажорный и минорный.

Мажорным (мажор, в буквальном смысле слова, означает бо льший) называется лад, устойчивые звуки которого (в последовательном или одновременном звучании) образуют большое или мажорное трезвучие - созвучие, состоящее из трех звуков. Звуки мажорного трезвучия расположены по терциям: большая терция - между нижним и средним звуками, и малая - между средним и верхним звуками. Между крайними звуками трезвучия образуется интервал чистой квинты.

Например:

Мажорное трезвучие, построенное на тонике, называется тоническим трезвучием.

Неустойчивые звуки в таком ладу располагаются между устойчивыми.

Мажорный лад состоит из семи звуков, или, как их принято называть, ступеней.

Последовательный ряд звуков лада (начиная от тоники и до тоники следующей октавы) называется звукорядом лада или гаммой.

Звуки, образующие гамму, называются ступенями, потому что сама гамма вполне явственно ассоциируется с лестницей.

Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами:

Они образуют последовательность интервалов секунды. Порядок расположения ступеней и секунд следующий: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2 (то есть два тона, полутон, три тона, полутон).

Вы помните клавиатуру фортепиано? Там очень хорошо видно, где в мажорной гамме тон, а где полутон. Давайте посмотрим более конкретно.

Вот где есть черные клавиши между белыми, там и находится тон, а где нет - то там расстояние между звуками равно полутону. Для чего, спрашивается, это надо знать? Вот Вы попробуйте сыграть (нажимая поочередно) сначала от ноты До до ноты До следующей октавы (постарайтесь запомнить на слух получившееся). А потом тоже самое от всех других нот, не прибегая к помощи производных ("черненьких") клавиш. Получится что-то не то. Для того, чтобы привести все в столь же приличный вид, надо выдержать схему тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон . Попробуем от ноты Ре составить мажорную гамму. Вспомним, что сначала надо построить два тона. Итак, Ре-Ми - это тон. Очень хорошо. А вот Ми-Фа ... стоп! "Черненькой" клавиши между ними не наблюдается. Расстояние между звуками - полтона, а нам-то необходим тон. Что делать? Ответ прост - повысим ноту Фа на полтона вверх (получим Фа-диез ). Повторим: Ре - Ми - Фа-диез . То есть, если нам требовалось, чтобы между ступенями было промежуточная клавиша, а черной между ними не оказалось, то пусть эту промежуточную роль выполняет белай клавиша - а сама ступень "переселяется" на черную. Дальше требуется полтона, и он у нас сам получился (между Фа-диез и соль-бекар как раз расстояние полтона), получилось Ре - Ми - Фа-диез - Соль . Продолжая строго придерживаться схемы мажорного звукоряда (еще раз напомню: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон) получим Ре-мажорную гамму , звучащую точно так же, как звучала гамма от ДО :

Гамма с указанным выше порядком расположения ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад, выраженный этим порядком, - натуральным мажором. Мажор может быть не только натуральным, поэтому такое уточнение нелишне. Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:

I ступень - тоника (Т),
II ступень - нисходящий вводный звук,
III ступень - медианта (средняя),
IV ступень - субдоминанта (S),
V ступень - доминанта (D),
VI ступень - субмедианта (нижняя медианта),
VII ступень - восходящий вводный звук.

Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, остальные - побочными ступенями. Зпомните, пожалуйста, эти три номера: I, IV и V - главные ступени. Пусть Вас не смущает, что они расположены в звукоряде так прихотливо, без видимой симметрии. Этому есть фундаментальные обоснования, природу которых Вы узнаете из уроков по гармонии на нашем сайте.

Доминанта (в переводе - господствующий) расположена чистой квинтой выше тоники. Между ними находится третья ступень, поэтому она и называется медианта (средняя). Субдоминанта (нижняя доминанта) расположена квинтой ниже тоники, от этого происходит и ее название, а субмедианта находится между субдоминантой и тоникой. Ниже приводится схема расположения этих ступеней:

Вводные звуки получили свое название в связи с тяготением их в тонику. Нижний вводный звук тяготеет в восходящем направлении, а верхний - в нисходящем направлении.

Выше было сказано, что в мажоре три устойчивых звука - это I, III и V ступени. Степень устойчивости их неодинакова. Первая ступень - тоника - является главным опорным звуком и поэтому наиболее устойчива. III и V ступени менее устойчивы. II, IV, VI и VII ступени мажорного лада неустойчивы. Степень их неустойчивости различна. Она зависит: 1) от расстояния между неустойчивыми и устойчивыми звуками; 2) от степени устойчивости звука, к которому направлено тяготение. Меньшая острота тяготения проявляется у ступеней: VI к V, II к III и IV к V.

Для примера тяготения послушаем два варианта разрешения звуков. Первый - для мажорных тональностей, а второй для минорных. Минор мы еще будем изучать на следующих занятиях, а пока постарайтесь воспринять на слух. Теперь, занимаясь практическими уроками, старайтесь находить устойчивые и неустойчивые ступени и их разрешения.