Майкл Муркок - Бордель на Розенштрассе. Бледные розы

Майкл Джон Муркок (Michael John Moorcock) родился 18 декабря 1939 года маленьком городке Митчэме (графство Суррей) в семье инженера. Еще в детстве он переехал в Лондон и жил там до 1993 года. Детство и юношество писателя пришлись на особый период - распад Британской империи (не так давно мы и сами пережили нечто подобное, - еще вчера жили в могучем государстве, и вдруг, за пару лет империя рассыпается в прах). Именно отсюда растут корни одной из главных тем в его творчестве - идея вечной, непрекращающейся борьбы с наступающим Хаосом, история разрушении привычной системы мироздания и долгой, мучительной адаптации к новой.

Фактически рано лишившись семьи (его родители развелись), Муркок еще подростком начал самостоятельную жизнь. После службы в Королевских ВВС он заканчивает престижный Питманс-колледж, после чего с головой окунается в богемную жизнь. С юных лет Муркок неплохо играл на гитаре и других инструментах, а охватившая в ту пору Англию и весь западный мир битломания повлияли на выбор жизненного пути - он участвовал в деятельности группы «Hawkwind» («Ястребиный ветер»), в репертуаре которой много его собственных песен и композиций, организовал группу Deep Fix, с которой выпустил альбом «New World Fair». Увлекался Муркок и политикой. В начале 1960-х годов он примкнул к левым радикалам и два года редактировал печатный орган Либеральной партии, журнал «Current Topics». Позже он вообще стал анархистом и даже опубликовал в 1983 г. резкую публицистическую книгу «Отход от свободы: эрозия демократии в современной Британии».

В начале 1960-х будущий редактор и писатель в первый раз женился (всего был женат 4 раза; последний раз - в 1983-м) - на журналистке и нф-писательнице Хилари Бэйли. С ней он прожил 16 лет, став отцом двух дочерей и сына. Хотя группа «Хоквинд» выпустила около 50 альбомов, а во время пика популярности собирала немалую аудиторию поклонников, звездный час Муркока наступил не на сцене. Фантастику будущий писатель жадно поглощал (и пописывал) еще с раннего детства. При этом Майкл весьма рано обнаружил в себе довольно редкий дар - он оказался талантливым редактором.

Сначала он работал в любительских фэнзинах, где активно печатался и сам (его первый журнальчик назывался «Приключения Тарзана», и возглавил Муркок его в 18 лет). Именно на страницах этого самопального издания увидела свет первая серия Муркока в жанре «героической фэнтези», начатая в майском номере за 1957 г. рассказом «Соджан-меченосец» (в 1977 г. рассказы серии были объединены под одной обложкой в сборнике «Соджан»). Однако, главные средства к существованию давали по-прежнему музыка (он также подрабатывал редактором в одном издательстве детективной литературы).

Все изменилось, когда Майкл познакомился с Тедом Карнеллом, редактором многих профессиональных британских журналов фантастики, духовным вождём и беспрекословным авторитетом британского фэндома. Эта встреча стала судьбоносной как для Муркока, так и для самого Карнелла и его детища - ведущего английского фантастического журнала «Новые миры» (New Worlds), основанного еще в 1946 г. Поначалу Майкл стал сам регулярно писать в журналы, возглавляемые тогда Карнеллом, - «SF Adventures» и «Science Fantasy», и быстро добился определенного успеха у читателей, - сразу книжными изданиями, а не в периодике, увидели свет тома «марсианской» трилогии, созданной в подражание Э. Р. Берроузу (она вышла в 1965 г. под псевдонимом Эдвард П. Брэдбери). А в 1964 г. журнал «Новые миры» неожиданно закрылся, и Карнелл оставил редакторский пост. Но спустя несколько месяцев издание возобновило работу уже с новым редактором - двадцатичетырёхлетним Майклом Джоном Муркоком.

После этого, в течение семи лет, которые потрясли мир научной фантастики, «Новые миры» стали рупором целого литературного движения - т.н. «Новой Волны». Еще в юности Муркок горячо спорил с другими фанами, утверждая, что современной фантастике, чтобы называться Литературой, не хватает общелитературной грамотности и культуры, а также «человеческого измерения». Что он имел в виду под этими понятиями, стало ясно, как только ему представилась возможность продемонстрировать это на страницах собственного журнала. Главной основой «Новой Волны» было резко-агрессивное неприятие «классической» научной фантастики. Поэтому писатели-апологеты движения представляли из себя довольно пеструю палитру разнообразных модных на тот момент литературных течений. Наиболее известными представителями движения, кроме самого Муркока, стали: британцы Брайан Олдисс, Джеймс Грэм Баллард, Джон Браннер, Майкл Джон Харрисон, Джон Слейдек, Кристофер Прист и американцы Томас Диш, Норман Спинрэд, Сэмюэл Дилэни, Роджер Желязны и Харлан Эллисон (как видите, очень разные по манере авторы).

Все годы, пока Муркок редактировал «Новые миры», он не переставал писать. Но лишь в середине 1970-х, когда Волна улеглась, критики и читатели «обнаружили» нового писателя - очень плодовитого, разнообразного, последовательного в проведении каких-то своих навязчивых идей, а также интеллигентного, ироничного и стилистически «экипированного» на любой вкус. С самых первых произведений он приступил к созданию совершенно беспрецедентной суперсерии, охватывающей, по замыслу автора, все его произведения. Для этого, правда, пришлось разработать концепцию Мультивселенной (термин позаимствован у видного английского прозаика Джона Каупера Повиса), в которой сосуществуют различные параллельные миры, постоянно пересекающиеся друг с другом. Романы этого мегацикла написаны в разных жанрах - тут и «твердая» НФ, и фэнтези, и роман абсурда, и альтернативная история, и декаданс, и «космическая опера», и даже детектив или реалистическая проза. Герои книг свободно мигрируют из романа в роман, в итоге образуя богатое полифоническое целое (чему нимало способствовало и частое переписывание автором ранних произведений). [Все это превращает составление библиографии книг Муркока в адский труд!]

Муркок создал несколько сериалов довольно специфической «героической фэнтези». Впрочем, писатель никогда не скрывал, что писал сериалы фэнтези ради денег, которые, в основном, ему были нужны для поддержания «на плаву» своего журнала. Однако его сериалы получались весьма нестандартные и многосмысловые. Стоит только присмотреться к его героям - в отличие от лишённых сомнений суперменов Берроуза, Говарда и других основоположников «героической фэнтези», герои Муркока обычно - мятущееся, одинокие, одержимые темными страстями, фобиями и прочими явно несуперменскими качествами. Короче, они - люди безо всяких приставок «супер» (можно сказать, что именно Муркок стоит у истока современной «героики»).

Перу Муркока также принадлежит критическая работа, посвященная жанру фэнтези, - «Wizardry and Wild Romance: A Study of Epic Fantasy» (1989). В настоящее время Муркок живёт в небольшом городке в Техасе (США, с 1993 г.), в свободное от работы время коллекционируя редкие книжные издания конца XIX - начала XX веков, увлекается также пешим туризмом, музыкой и рисованием. Он является лауреатом «Небьюлы», Всемирной премии фэнтези и трижды - Британской премии фэнтези. По его книгам созданы ряд комиксов и видеоигр.


Книги:

Без серии

Серебряное сердце

(Научная фантастика)

Бегство из сумерек [Сборник]

(Героическое фэнтези)

Воины Зилора

(Героическое фэнтези)

Глориана; или Королева, не вкусившая радостей плоти

Финальная программа [Сборник]

(Альтернативно-историческая фантастика)

Ледовая шхуна

(Героическое фэнтези)

Завтрак на руинах

(Научная фантастика)

Сага об Элрике Мелнибонэйском [Сборник]

(Героическое фэнтези)

Сага об Элрике

Повелитель бурь

(Героическое фэнтези)

Месть Розы (Сборник)

(Героическое фэнтези)

1 - Спящая волшебница

(Героическое фэнтези)

3 - Похититель душ

(Героическое фэнтези)

4 - Короли во тьме

(Героическое фэнтези)

5 - Гирлянда забытых снов

(Героическое фэнтези)

6 - Буревестник

(Героическое фэнтези)

9 - Скиталец по морям судьбы

(Героическое фэнтези)

10 - Грезящий город

(Героическое фэнтези)

11 - Когда боги смеются

(Героическое фэнтези)

12 - Поющая цитадель

(Героическое фэнтези)

13 - Город мечты

(Героическое фэнтези)

Семья фон Бек

1 - Пёс войны и боль мира

(Героическое фэнтези)

2 - Город в осенних звёздах

(Героическое фэнтези)

3 - Дом на Розенштрассе

(Героическое фэнтези)

Доктор Кто

Приход террафилов

(Космическая фантастика)

Кочевники времени

1 - Повелитель Воздуха

(Героическое фэнтези)

2 - Левиафан шагает по земле

(Героическое фэнтези)

3 - Стальной царь

(Героическое фэнтези)

Край Времени. Сказания Края Времени

1 - Бледные розы

(Героическое фэнтези)

2 - Белые звезды

(Героическое фэнтези)

3 - Древние тени

(Героическое фэнтези)

4 - Вечный огонь

(Героическое фэнтези)

5 - Элрик на Краю Времени

(Героическое фэнтези)

Край Времени. Танцоры на Краю Времени

1 - Чуждое тепло

(Героическое фэнтези)

Мультивселенные Майкла Муркока. Интервью для радио Свобода

16.12.2009 21:00

Анна Асланян (Лондон), Дмитрий Волчек

Дмитрий Волчек: Выпуск Поверх Барьеров подготовлен к 70-летию Майкла Муркока – писателя, у которого в России великое множество поклонников. Муркока начали издавать на русском в 1990 году, и перечень его книг, вышедших с тех пор, занимает в Интернет-магазине “Озон” семь страниц. В списке этом не учтены, разумеется, подпольные советские издания – в начале 80-х я читал сагу о похождениях принца-альбиноса Элрика, самого известного героя Муркока, в самиздатских переводах, и хорошо помню алые обложки этих самопальных машинописных брошюрок, которые где-то доставал мой одноклассник, увлекавшийся фантастикой. В библиографии Муркока – почти сто произведений, большая их часть адресована подросткам, но британские критики отмечают не только его достижения в жанровой литературе: книга “Лондон, любовь моя”, например, вошла в опубликованный в этом году в лондонской “Таймс” список лучших романов, написанных за последние 60 лет. Анджела Картер определила творчество Муркока так: “гигантская театральная постановка о борьбе добра со злом”. Говоря о секрете его успеха, она же пришла к выводу, что “все дело в трудолюбии, энтузиазме и высокой скорости письма”. Сам Муркок утверждает, что в лучшие времена он ежедневно выдавал на гора до 15000 слов. Корреспондент Свободы Анна Асланян встретилась с Майклом Муркоком в Париже и первым делом поинтересовалась, как ему удалось написать столько книг.

Анна Асланян: Неужели подобная сверхпроизводительность возможна?

Майкл Муркок: Я вырос среди авторов – главным образом авторов легкого чтива, - которые умели писать с такой скоростью. И ничего такого уж необычного в этом не было – нет, серьезно. Знал я и таких писателей, которые могли закончить книжку в два дня. Я еще, помнится, говорил: на самом деле на это уходит два дня, но нужен еще третий, чтобы как следует все отшлифовать. Однако ничего из тех своих книг я ни разу не перечитывал – ни разу. Как-то, знаете, скучно... Жанровая литература мне, на самом деле, не особенно нравится. Странная ситуация – я ведь фэнтези вообще не читаю. Речь тут, разумеется, идет о книгах именно жанровых: триллеры, фэнтези – одним словом, какой-нибудь отдельный жанр. А жанр как таковой меня не очень привлекает. Мне интересна та стадия, когда книга только начинает формироваться; еще до того, как она сложится в определенном жанре; когда сама вещь только пытается вписаться в какой-нибудь жанр. И еще интересно, когда в игру вступает сатира на жанр, в том или ином виде; то есть, когда в результате выходит нечто совсем другое – книга, посвященная собственно жанру. Взять, например, вестерн. Знаете фильм “Пылающие седла” (Blazing Saddles), это пародия на вестерн; вот он мне понравился. Хотя на самом деле мне вообще нравятся вестерны, так что это плохой пример – вестерн, пожалуй, едва ли не единственный жанр, который я люблю, так что... Но вот детективы мне не нравятся. Если я и писал детективные романы, то они всегда были либо комические – опять-таки, пародия на форму, - либо форма в них каким-то образом использовалась в качестве своего рода, ну, интеллектуальной шутки, что ли.

Анна Асланян: Вы часто подчеркивали, насколько важна для книги структура, заметив однажды, что “мораль и структура неразрывно связаны между собой”. Есть ли у Вас какие-либо правила на этот счет?

Майкл Муркок: Во всех моих книгах за структурой стоит некая математика – моего собственного изобретения. Попытайся я кому-нибудь это разъяснить, покажется, наверное, что это какое-то безумие. Да что там: я однажды попытался, и мне самому так показалось. Структуру – по крайней мере, в каких-то случаях – я определяю так: сначала надо решить, какое число взять за основу и какие единицы измерения использовать в отдельных частях книги. Обычно я заранее решал, сколько в книге будет слов, как это количество разделить на главы. Так, в романе “Лондон, любовь моя” (Mother London), если я правильно помню, там... да, там все делится на шесть и на двенадцать: в каждой главе по шесть или двенадцать тысяч слов.

Анна Асланян: Вот уж ни за что не догадалась бы – мне бы и в голову не пришло начать их считать.

Майкл Муркок: Да я вовсе и не рассчитывал, что начнете! Это ведь мой собственный способ, это не для читателя – понимаете, я же не ожидаю от читателя ничего подобного. Мне бы меньше всего хотелось, чтобы читатель начал исследовать книгу таким образом. Все, что я пытаюсь сделать – создать, насколько это возможно, ощущение спонтанности. Видите ли, искусство же не спонтанно; ну да, определенные его элементы – может быть... Но просто взять и выплеснуть все как есть на бумагу нельзя – по крайней мере, я так не могу.

Анна Асланян: То есть Вы пытаетесь натянуть на себя смирительную рубашку, чтобы избежать опасности слишком увлечься?

Майкл Муркок: У человека, по природе своей склонному к романтизму – если его, как меня, тянет к романтике, – внутри куча всякого материала, и все кипит... Приходится это сдерживать – обязательно, иначе наружу выплескивается нечто огромное, бесформенное. По крайней мере, так кажется мне – не у всех такое бывает.

Анна Асланян: Многие переключаются в подобных ситуациях на другой язык. К примеру, Сэмюэл Беккет начал писать по-французски ради пущей строгости. В английском - и дело тут не в том, что Беккет его лучше знал - позволяешь себе гораздо больше. Говорят, писать по-английски - все равно, что ходить босиком, во французском же подобной свободы нет: на тебе всегда ботинки, причем, туго зашнурованные.

Майкл Муркок: Ну, знаете, это дело очень индивидуальное. Именно это я имел в виду, когда говорил, что на бумаге подобные рассуждения выглядят безумием. Я знаю - пробовал, и действительно, возникает ощущение полного сумасшествия, если попытаться что-то такое объяснить. На самом деле, какая разница! По-моему, существуют писатели - причем среди них есть писатели замечательные, - которым романтический дух дается с трудом. Они, по сути, романтикой восхищаются и изо всех сил к ней стремятся. В некотором смысле на них смирительная рубашка уже надета. Я отнюдь не возражаю против смирительной рубашки, не хочу сказать, что это плохо - тут ведь вопрос личности, характера. Но, поскольку смирительная рубашка на них уже есть, они пытаются из нее вырваться. А у меня - как, полагаю, и у большинства моих друзей-писателей - ситуация другая: стараешься найти смирительную рубашку, которая придется тебе впору, такую, в которую поместится то, что ты пытаешься сказать.

Анна Асланян: Пытаюсь, но не могу представить себе писателя, который родился в смирительной рубашке. У Вас есть какие-нибудь примеры?

Майкл Муркок: По-моему, так было с Анджелой [Картер]. По-моему, Анджела тянулась к романтике, восхищалась ей. Но при этом ее последние вещи, где она выбирала темы гораздо более обыденные, чем в ранних своих книгах, были в каком-то смысле лучшими. Я это вовсе не к тому... Я люблю ее книги, я любил Анджелу - дело тут отнюдь не в том, что лучше, что хуже... Насколько я могу судить, среди моих знакомых писателей, тех, которые хвалили меня - знаете, я не хочу сказать, что я достоин похвал, но они сами их высказывали, - среди них много представителей так называемой социальной литературы. Энгус Уилсон, например... Однажды я сказал Энгусу Уилсону, что пишу социальный роман, и он пришел в ужас. Он уговаривал меня: брось ты это занятие, вернись лучше к своим... я в то время писал книги про Джерри Корнелиуса. Так вот, он говорил: зачем тебе наступать на горло собственной песне! Энгусом Уилсоном я по-настоящему восхищался. Да и вообще я читаю куда больше социальных книг, чем... как бы тут выразиться... романтической литературы.

Биография

Майкл Джон Муркок (Michael John Moorcock) родился 18 декабря года в маленьком городке Митчэме (графство Суррей) в семье инженера. Ещё в детстве он переехал в Лондон и жил там до года. Детство и юношество писателя пришлись на особый период - распад Британской империи (не так давно мы и сами пережили нечто подобное, - ещё вчера жили в могучем государстве, и вдруг, за пару лет империя рассыпается в прах). Именно отсюда растут корни одной из главных тем в его творчестве - идея вечной, непрекращающейся борьбы с наступающим Хаосом , история разрушении привычной системы мироздания и долгой, мучительной адаптации к новой.

Фактически рано лишившись семьи (его родители развелись), Муркок ещё подростком начал самостоятельную жизнь. После службы в Королевских ВВС он заканчивает престижный Питманс-колледж, после чего с головой окунается в богемную жизнь. С юных лет Муркок неплохо играл на гитаре и других инструментах, а охватившая в ту пору Англию и весь западный мир битломания повлияли на выбор жизненного пути - он организовал и возглавил группу «Либеральной партии, журнал «Current Topics». Позже он вообще стал анархистом и даже опубликовал в г. резкую публицистическую книгу «Отход от свободы: эрозия демократии в современной Британии».

В начале 1960-х будущий редактор и писатель в первый раз женился (всего был женат 4 раза; последний раз - в 1983-м) - на журналистке и нф-писательнице Хилари Бэйли. С ней он прожил 16 лет, став отцом двух дочерей и сына. Хотя группа «Хоквинд» и оставила после себя несколько альбомов, а во время пика популярности собирала немалую аудиторию поклонников, звездный час Муркока наступил не на сцене. Фантастику будущий писатель жадно поглощал (и пописывал) ещё с раннего детства. При этом Майкл весьма рано обнаружил в себе довольно редкий дар - он оказался талантливым редактором.

Сначала он работал в любительских фэнзинах, где активно печатался и сам (его первый журнальчик назывался «Приключения Тарзана», и возглавил Муркок его в 18 лет). Именно на страницах этого самопального издания увидела свет первая серия Муркока в жанре «героической фэнтези», начатая в майском номере за 1957 г. рассказом «Соджан-меченосец» (в 1977 г. рассказы серии были объединены под одной обложкой в сборнике «Соджан»). Однако, главные средства к существованию давали по-прежнему музыка (он также подрабатывал редактором в одном издательстве детективной литературы). Все изменилось, когда Майкл познакомился с Тедом Карнеллом, редактором многих профессиональных британских журналов фантастики, духовным вождем и беспрекословным авторитетом британского фэндома. Эта встреча стала судьбоносной, как для Муркока, так и для самого Карнелла и его детища - ведущего английского фантастического журнала «Новые миры» (New Worlds), основанного ещё в 1946 г. Поначалу Майкл стал сам регулярно писать в журналы, возглавляемые тогда Карнеллом, - «SF Adventures» и «Science Fantasy», и быстро добился определенного успеха у читателей, - сразу книжными изданиями, а не в периодике, увидели свет тома «марсианской» трилогии, созданной в подражание Э. Р. Берроузу (она вышла в 1965 г. под псевдонимом Эдвард П.Брэдбери). А в 1964 г. журнал «Новые миры» неожиданно закрылся, и Карнелл оставил редакторский пост. Но, спустя несколько месяцев издание возобновило работу уже с новым редактором - двадцатичетырехлетним Майклом Джоном Муркоком.

После этого, в течение семи лет, которые потрясли мир научной фантастики, «Новые миры» стали рупором целого литературного движения - т. н. «Новой Волны». Ещё в юности Муркок горячо спорил с другими фанами, утверждая, что современной фантастике, чтобы называться Литературой, не хватает общелитературной грамотности и культуры, а также «человеческого измерения». Что он имел в виду под этими понятиями, стало ясно, как только ему представилась возможность продемонстрировать это на страницах собственного журнала. Главной основой «Новой Волны» было резко-агрессивное неприятие «классической» научной фантастики. Поэтому, писатели-апологеты движения представляли из себя довольно пеструю палитру разнообразных модных на тот момент литературных течений. Наиболее известными представителями движения, кроме самого Муркока, стали - британцы Брайан Олдисс , Джеймс Грэм Баллард, Джон Браннер , Майкл Джон Харрисон, Джон Слейдек, Кристофер Прист и американцы Томас Диш, Норман Спинрэд , Сэмюэл Дилэни , Роджер Желязны и Харлан Эллисон (как видите, очень разные по манере авторы).

Все годы, пока Муркок редактировал «Новые миры», он не переставал писать. Но, лишь в середине 1970-х, когда Волна улеглась, критики и читатели «обнаружили» нового писателя, - очень плодовитого, разнообразного, последовательного в проведении каких-то своих навязчивых идей, а также интеллигентного, ироничного и стилистически «экипированного» на любой вкус. С самых первых произведений он приступил к созданию совершенно беспрецедентной суперсерии, охватывающей, по замыслу автора, все его произведения. Для этого, правда, пришлось разработать концепцию Мультивселенной (термин позаимствован у видного английского прозаика Джона Каупера Повиса), в которой сосуществуют различные параллельные миры, постоянно пересекающиеся друг с другом. Романы этого мегацикла написаны в разных жанрах - тут и «твердая» НФ, и фэнтези , и роман абсурда, и альтернативная история, и декаданс, и «космическая опера», и даже детектив или реалистическая проза. Герои книг свободно мигрируют из романа в роман, в итоге образуя богатое полифоническое целое (чему немало способствовало и частое переписывание автором ранних произведений).

Муркок создал несколько сериалов довольно специфической «героической фэнтези». Впрочем, писатель никогда не скрывал, что писал сериалы фэнтези ради денег, которые, в основном, ему были нужны для поддержания «на плаву» своего журнала. Однако его сериалы получались весьма нестандартные и многосмысловые. Стоит только присмотреться к его героям - в отличие от лишенных сомнений суперменов Берроуза , Говарда и других основоположников «героической фэнтези», герои Муркока обычно - мятущееся, одинокие, одержимые темными страстями, фобиями и прочими явно несуперменскими качествами. Короче, они - люди безо всяких приставок «супер» (можно сказать, что именно Муркок стоит у истока современной «героики»).

Перу Муркока также принадлежит критическая работа, посвященная жанру фэнтези, - «Wizardry and Wild Romance: A Study of Epic Fantasy» (1987). В настоящее время Муркок живёт в небольшом городке в Техасе (США, с 1993 г.), в свободное от работы время коллекционируя редкие книжные издания конца XIX - начала XX веков, увлекается также пешим туризмом, музыкой и рисованием. Он является лауреатом «Небьюлы », Всемирной премии фэнтези и трижды - Британской премии фэнтези. По его книгам созданы ряд комиксов и видеоигр. (Информация взята с сайта Танелорн с разрешения его администратора Мары).

Библиография

Скитальцы во времени
  1. Повелитель Воздуха (1971)
  2. Левиафан Шагает по Земле (1974)
  3. Стальной Царь (1980)
Хроники Кейна с древнего Марса
  1. Город Зверя (1965)
  2. Повелитель Пауков (1965)
  3. Хозяева Ямы (1965)
Соджан и воины Зилора
  1. Соджан - мечник (1957)
  2. Соджан, мечник с Зилора (1957)
  3. Соджан и море демонов (1957)
  4. Соджан и таинственные степи (1958)
  5. Соджан и сыновья Бога-Змея (1958)
  6. Соджан и чудовищные охотники Норджа (1958)
  7. Клам-хищник (1958)
  8. Дек из Нутара (1957)
  9. Ренс Карто с Берснола (1958)
Хроники Хокмуна
  1. Драгоценность в Черепе (тетралогия - Рунный посох) (1967)
  2. Амулет Безумного Бога (тетралогия - Рунный Посох) (1968)
  3. Меч Зари (тетралогия - Рунный Посох) (1968)
  4. Секрет Рунного Посоха (тетралогия - Рунный Посох) (1969)
  5. Граф Брасс (трилогия - Замок Брасс) (1972)
  6. Защитник Гараторма (трилогия - Замок Брасс) (1973)
  7. В поисках Танелорна (трилогия - Замок Брасс) (1973)
Хроники Корума
  1. Рыцарь Мечей (трилогия - Повелители Мечей) (1971)
  2. Королева Мечей (трилогия - Повелители Мечей) (1971)
  3. Король Мечей (трилогия - Повелители Мечей) (1971)
  4. Бык и Копьё (трилогия - Корум серебряная рука) (1973)
  5. Дуб и Овен (трилогия - Корум серебряная рука) (1973)
  6. Меч и Жеребец (трилогия - Корум серебряная рука) (1973)
Сага об Элрике из Мелнибонэ
  1. Элрик: Рождение чародея (графический роман) (2005)
  2. Элрик из Мелнибонэ (1972)
  3. Крепость Жемчужины (1986)
  4. Песнь Белого Волка (Призывание Чёрного Меча) (1994)
  5. Плывущий по морям судьбы (1976)
  6. Элрик на Краю Времени (1984)
  7. Грезящий город (1977)
  8. Когда боги смеются (1977)
  9. Поющая цитадель (1977)
  10. Спящая волшебница (Исчезающая башня) (1971)
  11. Месть Розы (1991)
  12. Похититель душ (1977)
  13. Последнее заклятие (Шутки Хаоса) (1977)
  14. Короли во тьме (1977)
  15. Череда забытых снов (Несущие огонь) (1977)
  16. Буреносец (1965/1977)
  17. Портрет из слоновой кости (2007)
  18. Блуждающий лес (2007)
  19. Чёрные лепестки (2008)
Хроники семьи фон Бек
  1. Пёс Войны и Боль Мира (1981)
  2. Бордель на Розенштрассе (1982)
  3. Город в Осенних Звездах (1989)
  4. Поток (?)
  5. Странный сад Филипе Саджиттариуса (?)
  6. Завтрак с Антихристом (1994)
  7. Дочь Похитительницы снов
Второй Эфир
  1. Кровь: южная фэнтези (1994)
  2. Невероятные гавани (1995)
  3. Война среди ангелов (1996)
Хроники Эрикезе
  1. Вечный Воитель (1956)
  2. Феникс в обсидиане (1970)
  3. Дракон в мече (Орден тьмы) (1981)
  4. Мечи небес: цветы ада (графический роман) (1983)
Между Войнами
  1. Византия Командует (1981)
  2. Карфаген Смеётся (1984)
  3. Иерусалим Командует (1992)
  4. Месть Рима (2005)
Хроники Корнелиуса
  1. Финальная программа (1968)
  2. Лекарство от Рака (1971)
  3. Английский Убийца (1972)
  4. Условие Мьюзака (1977)
  5. Энтропийное Танго (1981)
  6. Приключения Уны Персон и Катерины Корнелиус в Двадцатом Веке (1976)
  7. Жизнь и Времена Джерри Корнелиуса (сборник рассказов; в расширенной редакции - Новая природа катастрофы) (1976/1993)
  8. Великое мошенничество Рок’н’ролла (1977)
  9. Вопрос алхимика (1984)
  10. Наследство Спенсера (1998)
  11. Приветствие для ракет (1998)
  12. Поджог собора (2002)
Джерри Корнелл
  1. Китайский агент (ранее - Где-то в ночи) (1966/1970)
  2. Русская разведка (ранее - Ученик печатника) (1966/1980)
Край Времени
  1. Чуждый Зной (1972)
  2. Пустые Земли (1974)
  3. Конец Всех Песен (1976)
  4. Бледные розы (1976)
  5. Белые звезды (1976)
  6. Древние тени (1976)
  7. Трансформация Мисс Минг (Мессия на Краю Времени) (1977)
  8. Роскошное платье: вопрос размера на Краю времени (2008)
Сказания об Альбиносе
  1. Дочь похитительницы снов (2001)
  2. Древо скрелингов (2003)
  3. Сын Белого Волка (2006)
Карл Глогауэр
  1. Се - Человек (1969)
  2. Завтрак в Руинах (1972)
Обитатели времени
  1. Обитатель времени (?)
  2. Бегство от заката (?)
Отдельные произведения
  1. Тёмные Миры (1965)
  2. Огненный Клоун (Ветры Лимбо, У врат Преисподней ветронно) (1965/1969)
  3. Сумеречный человек (Берега Смерти) (1966/1970)
  4. Столкновение Времён (1967)
  5. Ледовая Шхуна (1969)
  6. Черный Коридор (1969)
  7. Далёкие Солнца (совместно с Ф. К. Диком) (1975)
  8. Спасти Танелорн (1977)
  9. Сон графа Обека (Покоритель Хаоса) (1977)
  10. Глориана, или Несостоявшаяся Королева (1978)
  11. Золотая Барка (1980)
  12. Кристалл и Амулет (совместно с Дж. Кавторном) (1986)
  13. Матушка Лондон (1988)
  14. Серебряное сердце (совместно с Сторм Константайн) (2000)
  15. Волшебница Безмолвной Цитадели (2002)

Музыка

  • Blue Öyster Cult (Великобритания). Муркок написал три песни для этой группы: «The Great Sun Jester» («Великий Солнечный Шут»), посвящённая погибшему от наркотиков другу Майкла - Биллу Батлеру, имеющая явные аллюзии к Огненному Шуту, персонажу романов «Ветры Лимбо» (1969) и «Преображение Мисс Мэвис Минг» (1977), и вошедшая в альбом «Mirrors» (1979); «Black Blade» («Чёрный Клинок») с альбома «Cultosaurus Erectus» (1980); и «Veteran of a Thousand Psychic Wars» («Ветеран Тысячи Психических Войн») с альбома «Fire of unknown Origin» (1981), по которой неизвестными авторами сделан клип-презентация с использованием картин, написанных по мотивам творчества Муркока.
  • Michael Moorcocks Deep Fix (Великобритания). Собственный музыкальный проект Майкла Муркока. Помимо того, что он является основателем, лидером и вокалистом группы, ему принадлежит примерно половина текстов песен с единственного официального альбома - «The New Worlds Fair» (1972), в том числе песня «The Brothel In Rosenstrasse», одноимённая с романом из цикла «Хроники семьи фон Бек» (1982). Кроме того, группа выпустила альбом под названием «Elric live at the BBC» (1992), куда вошли 8 композиций, о которых, к сожалению, нет никаких сведений.
  • Nick Turner (Великобритания). Сольный проект Ника Тёрнера, бывшего участника группы «Хоквинд». При записи альбома «Past or Future?» Муркок исполнял текст композиции «Warriors on the Edge of Time».
  • Robert Calvert (Великобритания). Сольный проект Роберта Калверта, бывшего участника группы «Хоквинд». При записи альбома «Hype» Муркок играет на двенадцатиструнной гитаре, при записи альбома «Lucky Leif & The Longships» - на банджо.
  • The Bellyflops (Великобритания). Эта группа собралась в 1965-м году для записи альбома, который собиралась распространять на Научно-фантастическом съезде. Муркок играл в ней вместе с некоторыми музыкантами, постоянно или временами участвовавших входивших в состав «Хоквинда».

Кроме того, по мотивам творчества Муркока написано много песен и инструментальных композиций различными рок-группами и сольными исполнителями из разных стран.

  • 3 Inches of Blood (Канада). Песня «Sailor on the Seas of Fate» («Плывущий по Морям Судьбы») по мотивам одноимённого романа из Саги об Элрике, (1976), в которой фигурируют Элрик и другие персонажи Муркока, а также трилогия «Upon The Boiling Sea» («В Кипящем Море» - по одному из географических названий мира Элрика) - песни «Fear On The Bridge», «Lord Of The Storm» и «Isle Of Eternal Despair») с альбома «Advance And Vanquish» (2004) и миниальбома «Upon The Boiling Sea».
  • Agnes Vein (Греция). Песня «Sailor on the Seas of Fate» с альбома «Chaos And Law» («Хаос и Порядок» - две основные силы в Мультивселенной Муркока) рассказывает об Элрике и его Мече.
  • An Albatross (США). Песня «Stormbringer» («Буреносец» - по названию Чёрного Меча и последнего романа Саги об Элрике, 1977) с альбома «Blessphemy» (2006).
  • Apollo Ra (США). Песня «Bane Of The Black Sword» («Проклятие Чёрного Меча» - по одноимённому роману об Элрике, 1977) с альбома «Ra Pariah» (1989).
  • Assedium (Италия). Песня «The Messenger of Chaos» («Посланник Хаоса») с альбома «Rise of the Warlords» (2006), посвящённая Элрику.
  • Battleroar (Греция). Песни «Mourning Sword» («Меч Скорби» - имя близнеца Буревестника) с альбома «Battleroar» (2003) и «Dyvim Tvar» («Дивим Твар» - повелитель Пещер Драконов, персонаж Саги об Элрике) с альбома «Age Of Chaos» («Времена Хаоса») (2005). На обложке альбома «Battleroar» изображено, очевидно, сражение из романа «Буреносец», о чём говорят Звёзды Хаоса на флагах. Возможно, под влиянием Муркока написаны и некоторые другие песни группы.
  • Blind Guardian (Германия). Песни «Damned for All Time» про Хокмуна и «Fast to Madness» про Элрика с альбома «Follow the Blind» (1989), «The Quest for Tanelorn» («В поисках Танелорна» - по названию последнего романа из цикла о Хокмуне, 1975) с альбома «Somewhere Far Beyond» (1992), «Imaginations from the Other Side» (упоминается Корум) с альбома «Imaginations from the Other Side» (1995). Кроме того, одна из песен «Blind Guardian» - «Journey through the Dark» с альбома «Somewhere Far Beyond» (1992), - по признанию лидера группы Хэнси, посвящается Джери-а-Конелу.
  • Blood Arkin (Норвегия). Песня «Blood Arkin» («Кровавый Аркин» - по имени одного из Владык Порядка, Лорда Аркина) с альбома «The Death is dead» (2006), представляющая собой довольно странную трактовку личности этого персонажа.
  • BloodHad (США). Песня «Michael Moorcock» («Майкл Муркок») с альбома «Hellbent For Letters» (2006), принадлежащая к большому циклу песен, посвящённых различным писателям-фантастам (среди которых также Стивен Кинг, Говард Лавкрафт, Урсула ле Гуин и многие другие).
  • Cirith Ungol (США). Песни «Black Machine», «Master Of The Pit» (судя по всему, эти две песни имеют отношение к роману «Masters of the Pit» - «Хозяева Ямы» - из цикла о Майкле Кейне, 1971), «Death Of The Sun» (возможно, по роману «Феникс в обсидиане» из цикла об Эрекозе, 1970, или же по каким-то рассказам Муркока), «King Of The Dead» (по мотивам повести «Короли во тьме», 1977) с альбома «King Of The Dead» (1984); «Chaos Descends» («Нисхождение Хаоса»), «Nadsokor» («Надсокор» - Город Нищих в Саге об Элрике; на эту песню имеется также кавер-версия у группы «DoomSword»), «The Fire» (по-видимому, про Чекалаха - Огненного Бога из романа «Спящая волшебница», 1971) с альбома «One Foot In Hell» (1986); «Chaos Rising» («Возвышение Хаоса») с альбома «Paradise Lost» (1991). На обложках альбомов - иллюстрации Майкла Уэлана к Саге об Элрике: «Приносящий Бурю» («Frost and Fire»), «Последний король Орга» («King Of The Dead»), «Демон-страж» («One Foot In Hell») и «Плывущий по Морям Судьбы» («Paradise Lost»).
  • Dark Moor (Испания). Песня «The Fall Of Melnibone» («Падение Мелнибонэ») с одноимённого альбома (2000), также являющаяся бонус-треком выпущенного в Японии альбома «Hall of the Olden Dreams» и вошедшая в состав альбома «Between Light and Darkness». На обложке альбома «The Fall Of Melnibone», по-видимому, изображён Ариох.
  • Deep Purple (Великобритания). Песня «Stormbringer» с одноимённого альбома (1974). На эту песню имеются также кавер-версии у групп «Whitesnake» (альбом «Live in the Shadow of the Blues»), «Sandler» (сборник «Пипл про To Purple»), «John Norum & Glenn Hughes» (сборник «Smoke On The Water - A Tribute To Deep Purple»). Кроме того, как связанная с Элриком иногда называется также песня «Perfect Strangers» с одноимённого альбома (у группы «Dream Theater» имеется кавер-версия). На официальном сайте группы в качестве маркера списков используется восьмиконечная Звезда Хаоса.
  • Defenders Of Tanelorn (Грузия). Песни «Defenders Of Tanelorn» («Защитники Танелорна») и «The Apocalyptic Powerhead» (по всей видимости, по окончанию романа «Буреносец») с сингла «Defenders Of Tanelorn» (2003).
  • Diamond Head (Великобритания). Песня «Borrowed Time» с одноимённого альбома (1982), написанная от лица Элрика, а также песня «Knight Of The Swords» («Рыцарь Мечей» - титул Ариоха и название первого романа из цикла про Корума, 1971) с альбома «Canterbury» (1983). На обложке альбома «Borrowed Time» изображён Элрик.
  • DoomSword (Италия). Песня «Return to Imryyr» («Возвращение в Имррир») с альбома «DoomSword» («Меч Судьбы») (1999), а также кавер-верси песни группы Cirith Ungol - «Nadsokor».
  • DragonLord (Италия). Название группы («Повелитель Драконов»), вероятно, является аллюзией к Саге об Элрике. Некоторые песни, возможно, также написаны под влиянием Муркока.
  • Dragonlords (США). Название группы («Повелители Драконов»), вероятно, является аллюзией к Саге об Элрике.
  • Elysian Fury (США). Песня «The Nomad of Time» («Кочевник Времени» - по названию цикла об Освальде Бастейбле).
  • Far East Ghost (Япония). Песня «Hishiryo Vs Far East Ghost - Stormbringer» с альбома «Welcome To Psychedelic Hell» (2007).
  • Gandalf. Песня «End Of Time» («Конец Времени» - по циклу о Крае Времени) с альбома «Deadly Fairytales» (1998).
  • Highland Glory (Норвегия). Песня «Edge Of Time» («Край Времени») с альбома «Forever Endeavour» (2005).
  • Kendra Smith (США). Песня «Valley of The Morning Sun» (по циклу «Кочевники Времени») с альбома «Five Ways of Disappearing». Также как связанная с творчеством Муркока называется песня «The Wheel Of The Law» («Колесо Закона»).
  • Lorien (Испания). Песня «The Island Of The Dragon» («Остров Дракона» - эпитет Мелнибонэ) с альбома «Secrets Of The Elder» (2002).
  • Magnum (Великобритания). Песня «Stormbringer», вошедшая в альбомы «Vintage» (2002) и «Kingdom of Madness».
  • Mekong Delta (Германия). Песня «Heros Grief» с альбома «Mekong Delta» (1987), посвящённая Элрику.
  • Mournblade (Великобритания). Группа названа по имени меча-близнеца Буреносца («Клинок Скорби»).
  • M. T. Wizzard (Германия). Песня «The Flowers Of Bannon Brae» («Цветы из Бэннон Бри», упомянутые в стихотворных фрагментах романа «Месть Розы», 1991) с альбома «Berlin-Instanbul»
  • Necronomicon (Германия). Песня «Stormbringer» с одноимённого альбома (2004).
  • Panacea (Германия). Песня «Stormbringer» с альбома «Low Profile Darkness».
  • Roanoke (США). Получасовая композиция «Stormbringer», выпущенная отдельным альбомом (2005).
  • Stuart Smith. Инструментальная композиция «Road to Melnibone» («Дорога в Мелнибонэ») с альбома «Heaven and Earth» (2005).
  • Tanelorn. Группа названа по имени Вечного Города Танелорна из произведений Муркока.
  • Turmion Katiliot (Финляндия). Песня «Stormbringer».
  • Tygers of Pan Tang (Великобритания). Группа «Тигры Пан-Танга») названа в честь боевых тигров острова Пан-Танг - теократического государства из Саги об Элрике. Песня «Fireclown» («Огненный Клоун» - второе название романа «Ветры Лимбо», 1969, и имя его главного персонажа) с альбома «Wild Cat» (1980). Возможно, Муркоком вдохновлены и некоторые другие композиции группы.
  • Valensia (Великобритания). Песня «The Realm of Nature» с альбома «Gaia II» (2000), судя по всему, написана по мотивам цикла о Крае Времени.
  • Yyrkoon (Франция). Группа названа в честь Йиркуна - кузена Элрика. Многие песни группы, вероятно, вдохновлены Муркоком; например, «Elemental Storm]» и «Runic Art» с альбома «Oniric Transition» (1998), «Stolen Souls» (вероятно, по роману «Похититель душ», 1971) и «Dying Sun» с альбома «Dying Sun» (2002), «Temple Of Infinity» (возможно, по роману «Ритуалы бесконечности», 1971) с альбома «Unhealthy Opera» (2006).
  • Zakas (США). Песня «Hounds of the Horn» («Псы Рога» - про собак Кереноса из второй трилогии про Корума) с альбома «Shunk Daddy Grind» (2001). На обложке этого альбома, а также альбома «Illegitimus Non Carborundum» (2003) - иллюстрации Джеральда Брома, соответственно, к Сагам о Коруме и об Элрике. Кроме того, с творчеством этой группы связаны многие другие иллюстрации к книгам Муркока («Древо Хаоса», «Псы Кереноса», «Фой-Миоре» и т. д.).
  • Борис Гребенщиков и Аквариум (Россия). Официально подтверждена связь с Муркоком только одной песни - «Миша из Города Скрипящих Статуй» (по названию Города Кричащих Статуй - столицы Пан-Танга) с альбома «Треугольник» (1981). Борис Гребенщиков признаётся также в связи с творчеством Муркока альбома «Гиперборея», а также в косвенном влиянии на многие другие песни. Некоторые исследователи полагают, что, помимо явных христианских аллюзий, название альбома «Песни Рыбака» может быть связано с блуждающим богом-рыбаком Ринном из цикла о Коруме.
  • Алый Лучник (Калининград). Песни «Солдат Танелорна» и «Танелорн должен быть…». Кроме того, Алый Лучник является автором многих других произведений, пародий, игр и анекдотов по мотивам Муркока, а также активно участвует в работе сайта «Танелорн» (http://moorcock.narod.ru/), посвященного творчеству Муркока.
  • Андрей Маркелов (Россия). Инструментальная композиция «Чёрный Меч».
  • Иллет (Россия). Песня «Вечный Воитель» с альбома «Волчье Солнце» (2000).
  • Лора Московская (Россия). Песня «Шпага Печали» (то же, что Меч Скорби) с альбома «Ведьма» (2000).
  • Лориэль (Россия). Песни «Под неласковым солнцем», «Колыбельная герою» и «Шари», тексты которых вошли в сборник стихов «Грани Великого Кристалла». Кроме того, на первые две песни написана музыка Марой - Хранительницей сайта «Танелорн».
  • Мартиэль (Россия). Песня «В поисках Танелорна» (по названию последнего романа из цикла про Хокмуна). Кроме того, на ту же музыку имеется её собственная пародия, а также песня-пародия Ассиди - «В поисках кабачков», - сохраняющая аллюзии к Муркоку.
  • Нэлла (Калининград). Песня «Огнём и мечом», посвящённая Элрику.
  • Принц Корум (Россия). Инструментальный альбом «Повелители Мечей» (по первой трилогии о Коруме), включающий несколько композиций.
  • Роман Шебалин и Навь (Россия). Сюита «Камни Крэг-Дона» (по мотивам трилогии про Корума «Серебряная Рука»), композиция «Колыбельная для Корума», а также композиция «Земля Последнего Времени» (помимо возможной связи названия с Краем Времени, текст представляет собой список имён в духе Вечного Воителя, среди которых и имена персонажей Муркока: Корум, Мунглум, Освальд, Хокмун), минусовка которой вошла в альбом «Любимые дни жизни и смерти Короля Хаггарда» (2002). Кроме того, многие выступления «Нави» сопровождаются цитатами из «Края Времени», а Роман Шебалин является автором кроссоверных произведений с большими аллюзиями к Муркоку - «Сага о Фолько из Эа, или ДНД на БД» и «Книга Ехидны Белого Пламени».
  • Юрий Мелисов и Эпидемия (Россия). Песня «На Краю Времени» с одноимённого альбома (1999), а также рок-опера «Эльфийская рукопись» (2004) и, в частности, песня «Вечный Воитель». Кроме того, песня «Жизнь в сумерках» с одноимённого альбома (2005), по признанию Юрия Мелисова, написана про Лимб.

Также имеются «муркокнутые» пародии разных авторов (Алый Лучник, Ассиди, Вадим Румянцев, Вертер де Гёте, Любящая Хаос, Мэй Минстрелл; большинство из них - постоянные посетители сайта и форума «Танелорна») на известные и не очень известные песни.

См. также

Ссылки

  • Официальный сайт Майкла Муркока (англ.)

Майкл Джон Муркок (Michael John Moorcock ) родился 18 декабря 1939 года маленьком городке Митчэме (графство Суррей) в семье инженера. Еще в детстве он переехал в Лондон и жил там до 1993 года. Детство и юношество писателя пришлись на особый период - распад Британской империи (не так давно мы и сами пережили нечто подобное, - еще вчера жили в могучем государстве, и вдруг, за пару лет империя рассыпается в прах). Именно отсюда растут корни одной из главных тем в его творчестве - идея вечной, непрекращающейся борьбы с наступающим Хаосом, история разрушении привычной системы мироздания и долгой, мучительной адаптации к новой.

Фактически рано лишившись семьи (его родители развелись), Муркок еще подростком начал самостоятельную жизнь. После службы в Королевских ВВС он заканчивает престижный Питманс-колледж, после чего с головой окунается в богемную жизнь. С юных лет Муркок неплохо играл на гитаре и других инструментах, а охватившая в ту пору Англию и весь западный мир битломания повлияли на выбор жизненного пути - он организовал и возглавил группу "Hawkwind" ("Ястребиный ветер"), в репертуаре которой было много его собственных песен и композиций. Увлекался Муркок и политикой. В начале 1960-х годов он примкнул к левым радикалам и два года редактировал печатный орган Либеральной партии, журнал "Current Topics". Позже он вообще стал анархистом и даже опубликовал в 1983 г. резкую публицистическую книгу "Отход от свободы: эрозия демократии в современной Британии".

В начале 1960-х будущий редактор и писатель в первый раз женился (всего был женат 4 раза; последний раз - в 1983-м) - на журналистке и нф-писательнице Хилари Бэйли. С ней он прожил 16 лет, став отцом двух дочерей и сына. Хотя группа "Хоквинд" и оставила после себя несколько альбомов, а во время пика популярности собирала немалую аудиторию поклонников, звездный час Муркока наступил не на сцене. Фантастику будущий писатель жадно поглощал (и пописывал) еще с раннего детства. При этом Майкл весьма рано обнаружил в себе довольно редкий дар - он оказался талантливым редактором.

Сначала он работал в любительских фэнзинах, где активно печатался и сам (его первый журнальчик назывался "Приключения Тарзана", и возглавил Муркок его в 18 лет). Именно на страницах этого самопального издания увидела свет первая серия Муркока в жанре "героической фэнтези", начатая в майском номере за 1957 г. рассказом "Соджан-меченосец" (в 1977 г. рассказы серии были объединены под одной обложкой в сборнике "Соджан"). Однако, главные средства к существованию давали по-прежнему музыка (он также подрабатывал редактором в одном издательстве детективной литературы). Все изменилось, когда Майкл познакомился с Тедом Карнеллом, редактором многих профессиональных британских журналов фантастики, духовным вождем и беспрекословным авторитетом британского фэндома. Эта встреча стала судьбоносной, как для Муркока, так и для самого Карнелла и его детища - ведущего английского фантастического журнала "Новые миры" (New Worlds), основанного еще в 1946 г. Поначалу Майкл стал сам регулярно писать в журналы, возглавляемые тогда Карнеллом, - "SF Adventures" и "Science Fantasy", и быстро добился определенного успеха у читателей, - сразу книжными изданиями, а не в периодике, увидели свет тома "марсианской" трилогии, созданной в подражание Э.Р.Берроузу (она вышла в 1965 г. под псевдонимом Эдвард П.Брэдбери). А в 1964 г. журнал "Новые миры" неожиданно закрылся, и Карнелл оставил редакторский пост. Но, спустя несколько месяцев издание возобновило работу уже с новым редактором - двадцатичетырехлетним Майклом Джоном Муркоком.

После этого, в течение семи лет, которые потрясли мир научной фантастики, "Новые миры" стали рупором целого литературного движения - т.н. "Новой Волны". Еще в юности Муркок горячо спорил с другими фанами, утверждая, что современной фантастике, чтобы называться Литературой, не хватает общелитературной грамотности и культуры, а также "человеческого измерения". Что он имел в виду под этими понятиями, стало ясно, как только ему представилась возможность продемонстрировать это на страницах собственного журнала. Главной основой "Новой Волны" было резко-агрессивное неприятие "классической" научной фантастики. Поэтому, писатели-апологеты движения представляли из себя довольно пеструю палитру разнообразных модных на тот момент литературных течений. Наиболее известными представителями движения, кроме самого Муркока, стали - британцы Брайан Олдисс, Джеймс Грэм Баллард, Джон Браннер, Майкл Джон Харрисон, Джон Слейдек, Кристофер Прист и американцы Томас Диш, Норман Спинрэд, Сэмюэл Дилэни, Роджер Желязны и Харлан Эллисон (как видите, очень разные по манере авторы).

Все годы, пока Муркок редактировал "Новые миры", он не переставал писать. Но, лишь в середине 1970-х, когда Волна улеглась, критики и читатели "обнаружили" нового писателя, - очень плодовитого, разнообразного, последовательного в проведении каких-то своих навязчивых идей, а также интеллигентного, ироничного и стилистически "экипированного" на любой вкус. С самых первых произведений он приступил к созданию совершенно беспрецедентной суперсерии, охватывающей, по замыслу автора, все его произведения. Для этого, правда, пришлось разработать концепцию Мультивселенной (термин позаимствован у видного английского прозаика Джона Каупера Повиса), в которой сосуществуют различные параллельные миры, постоянно пересекающиеся друг с другом. Романы этого мегацикла написаны в разных жанрах - тут и "твердая" НФ, и фэнтези, и роман абсурда, и альтернативная история, и декаданс, и "космическая опера", и даже детектив или реалистическая проза. Герои книг свободно мигрируют из романа в роман, в итоге образуя богатое полифоническое целое (чему нимало способствовало и частое переписывание автором ранних произведений). [Все это превращает составление библиографии книг Муркока в адский труд!]

Муркок создал несколько сериалов довольно специфической "героической фэнтези". Впрочем, писатель никогда не скрывал, что писал сериалы фэнтези ради денег, которые, в основном, ему были нужны для поддержания "на плаву" своего журнала. Однако его сериалы получались весьма нестандартные и многосмысловые. Стоит только присмотреться к его героям - в отличие от лишенных сомнений суперменов Берроуза, Говарда и других основоположников "героической фэнтези", герои Муркока обычно - мятущееся, одинокие, одержимые темными страстями, фобиями и прочими явно несуперменскими качествами. Короче, они - люди безо всяких приставок "супер" (можно сказать, что именно Муркок стоит у истока современной "героики").

Перу Муркока также принадлежит критическая работа, посвященная жанру фэнтези, - "Wizardry and Wild Romance: A Study of Epic Fantasy" (1987). В настоящее время Муркок живет в небольшом городке в Техасе (США, с 1993 г.), в свободное от работы время коллекционируя редкие книжные издания конца XIX - начала XX веков, увлекается также пешим туризмом, музыкой и рисованием. Он является лауреатом "Небьюлы", Всемирной премии фэнтези и трижды - Британской премии фэнтези. По его книгам созданы ряд комиксов и видеоигр.

Дата рождения: 18.12.1939

Один из самых популярных английских писателей-фантастов, наиболее известный по своим романам в жанре "тёмного фэнтези" (dark fantasy), входящим в цикл "Вечный Воитель". Действие произведений разворачивается преимущественно на просторах Мультивселенной, созданной автором.

Майкл Джон Муркок (Michael John Moorcock) родился в маленьком городке Митчэме (графство Суррей) в семье инженера. Еще в детстве семья переехала в Лондон, где писатель жил до 1993 года. Родители Майкла развелись, и он начал самостоятельную жизнь, будучи еще подростком. С детства Майкл читал много фантастической литературы и рано начал пробовать писать сам, однако к профессиональной литературе пришел не сразу. Сначала он работал в любительских фэнзинах, где активно печатался и сам (его первый журнал назывался «Приключения Тарзана», и возглавил Муркок его в 18 лет). После службы в Королевских ВВС он заканчивает престижный Питманс-колледж, после чего с головой окунается в богемную жизнь. Муркок неплохо играл на гитаре и других инструментах, участвовал в деятельности группы «Hawkwind» («Ястребиный ветер»), в репертуаре которой много его собственных песен и композиций, организовал группу Deep Fix, с которой выпустил альбом «New World Fair». В 1957 году в любительских журналах появляются первые крупные произведения Муркока. В начале 1960-х годов писатель примкнул к левым радикалам и два года редактировал журнал Либеральной партии. Тогда же писатель в первый раз женился (всего был женат 4 раза; последний раз - в 1983-м) - на журналистке и писательнице Хилари Бэйли. С ней он прожил 16 лет, став отцом двух дочерей и сына.

Серьезно заниматься литературой Майкл начал после встречи с Тедом Карнеллом, редактором многих профессиональных британских журналов фантастики. Поначалу Муркок печатался в его журналах и быстро завоевал популярность, а в 1964 году Майкл и сам стал редактором одного из ведущих британских фантастических журналов: «Новые миры» (New Worlds). Через год в печати вышли первые романы Муркока: «марсианская» трилогия, созданная в подражание Э. Р. Берроузу. Однако в первую очередь Муркок стал известен не как писатель, а как редактор. Его редакторская политика привела к тому, что журнал «Новые миры» стал рупором целого литературного движения - т.н. «Новой Волны». Произведения же самого Муркока стали известны в середине 70-х годов, когда шумиха вокруг «Новой волны» уже улеглась. Особенностью творчества Муркока стало то, что он уже с самых ранних произведений (которые он впоследствии не раз переписывал) приступил к созданию «суперсерии». Его герои свободно перемещаются из романа в роман в соответствии с созданной самим Муркоком концепцией «Мультивселенной». При этом произведения, в которых они появляются, принадлежат к самым разным жанрам: от классической НФ до альтернативно истории и реалистической прозы. Перу Муркока принадлеит несколько серий в жанре «героического фэнтези», к которым сам автор относился как к средству для зарабатывания денег.

В настоящее время Муркок живёт в небольшом городке в Техасе (США, с 1993 г.), в свободное от работы время коллекционируя редкие книжные издания конца XIX - начала XX веков, увлекается также пешим туризмом, музыкой и рисованием.

Награды писателя

Повелитель Хаоса (Рассказ о том, как граф Аубек отправился на поиски замка Канелун и что из этого вышло) (Сон графа Обека) / Master of Chaos (The Dream of Earl Aubec) (Earl Aubec) (1964)
+ Блуждающий лес / The Roaming Forest (2006)

1 . Элрик из Мелнибонэ / Elric of Melnibone (1972)
2 . / The Fortress of the Pearl (1989)
3 . Скиталец по морям судьбы / The Sailor on the Seas of Fate (1976)
4 . Грезящий город / The Dreaming City (1961)

Портрет из слоновой кости / A Portrait in Ivory (2007)

5 . Когда боги смеются (Пока смеются боги) / While the Gods Laugh (1961)
6 . Поющая цитадель / The Singing Citadel (1967)

--- Основной цикл, часть вторая

7 . Спящая волшебница (Рыцарь Хаоса) / The Sleeping Sorceress (The Vanishing Tower) (1971)

Последнее заклятие / The Last Enchantment (Jesting with Chaos) (1978)

8 . Месть Розы / The Revenge of the Rose (1991) (также в составе издания Месть Розы)
9 . Похититель душ / The Stealer of Souls (1962)
10 . Короли во тьме / Kings in Darkness (1962)
11 . Гирлянда забытых снов / The Caravan of Forgotten Dreams (The Flamebringers) (1962)

Чёрные лепестки / Black Petals (2008)
+ Спасти Танелорн (Рассказ о том, как Ракхир, Красный Лучник, получил Стрелы Порядка) / To Rescue Tanelorn (1962)

12 . Буревестник (Приносящий бурю) / Stormbringer (1977)

--- Произведения, примыкающие к основному циклу

1. Рыцарь Мечей / The Knight of the Swords (1971)
2. Королева Мечей / The Queen of the Swords (1971)
3. Король Мечей / The King of the Swords (1971)

4. Бык и Копьё / The Bull and the Spear (1973)
5. Дуб и Овен / The Oak and the Ram (1973)
6. Меч и Жеребец / The Sword and the Stallion (1973)

1. Драгоценность в Черепе / The Jewel in the Skull (1967)
2. Амулет Безумного Бога / The Mad God"s Amulet (1968)
3. Меч Зари (Меч Рассвета) / The Sword of the Dawn (1968)
4. Рунный Посох (Тайна Рунного Посоха) / The Runestaff (1969)

5. Граф Брасс (Замок Брасс) / Count Brass (1972)
6. Защитник Гараторма / The Champion of Garathorm (1973)
7. В поисках Танелорна / The Quest for Tanelorn (1973)

1. Город Зверя / The City of the Beast (1965)
2. Повелитель Пауков / Lord of the Spiders (1965)
3. Хозяева Ямы / Masters of the Pit (1965)

Соджан и Войны Зилора

1. Соджан-воин / Sojan the Swordsman (1984)

* Дочь короля-воина / Daughter of a Warrior King (1957)
* Миссия в Асно / Mission to Asno (1957)
* Мятеж в Хатноре / Revolt in Hatnor (1957)
* Нападение орды / The Hordes Attack (1957)
* Пурпурная галера / The Purple Galley (1958)
* Морские волки / The Sea Wolves! (1958)
* Соджан на море / Sojan at Sea (1958)
* Море демонов / The Sea of Demons (1958)
* Заключённые в камне / Prisoners in Stone (1958)
* Сыновья Бога-Змея / Sojan and the Sons of The Snake-God (1958)
* Соджан и таинственная равнина / Sojan and the Plain of Mystery (1958)
* Чудовищные охотники Норджа / Sojan and the Hunters of Norj (1958)

2. Клам-хищник / Klan The Spoiler (1958)

* Путешествие Дека / Dek of Noothar (1958)
* Осада Нутара / The Seige of Noothar (1958)

4. Соджан и Ренс Карто с Берснола / Rens Karto of Bersnol (1958)

1. Повелитель Воздуха (Небесный полководец) / The Warlord of the Air (1971)
2. Левиафан Шагает по Земле / The Land Leviathan (1974)
3. Стальной Царь / The Steel Tsar (1980)

Край Времени (трилогия + сборник)

1. Чуждый Зной / An Alien Heat (1972)
2. Пустые Земли / The Hollow Lands (1974)
3. Конец Всех Песен / The End of All Songs (1976)

1. Бледные розы / Pale Roses (1974)
2. Белые звезды / White Stars (1975)
3. Древние тени / Ancient Shadows (1975)
4. Вечный огонь (Мессия на Краю Времени) / Constant Fire (A Messiah at the End of Time) (1977)
5. / Elric at the End of Time (1981)
6. Sumptuous Dress: A Question Of Size At The End Of Time (2008)

Джерри Корнеллиус

Оригинальная тетралогия

1. Финальная программа / The Final Programme (1967)
2. Лекарство от Рака / A Cure for Cancer (1971)
3. Английский Убийца / The English Assassin (1972)
4. Условие Мьюзака / The Condition of Muzak (1977)

Жизнь и Времена Джерри Корнелиуса (сборник рассказов)

* Пекинское соединение / The Peking Junction (1969) (выходил в журнале "Молодежь и фантастика" №2 , 1992 год, Днепропетровск)
* The Delhi Division (1968)
* The Tank Trapeze (1969)
* The Nature of the Catastrophe (1970)
* The Swastika Set-Up (1972)
* The Sunset Perspective (1970)
* Sea Wolves (1970)
* Voortrekker (1971)
* All the Dead Singers (1971)
* The Longford Cup (1973)
* The Entropy Circuit (1974)

Романы

1. Энтропийное Танго / The Entropy Tango (1981)
2. Приключения Уны Персон и Катерины Корнелиус в Двадцатом Веке / The Adventures of Una Persson and Catherine Cornelius in the Twentieth Century (1976)

Повести и рассказы

1. Вопрос алхимика / The Alchemist"s Question (1984)
2. The Murderer"s Song (1987)
3. The Gangrene Collection (1990)
4. The Roumanian Question (1991)
5. The Enigma Windows (1995)
6. Наследство Спенсера / The Spencer Inheritance (1998)
7. Приветствие для ракет / Cheering for the Rockets (1998)
8. Поджог собора / Firing the Cathedral (2002)
9. Modem Times (2008)

Джерри Корнелл

1. Китайский агент / The Chinese Agent (1970)
2. Русская разведка / The Russian Intelligence (1980)

Карл Глогауэр

1. Се - Человек (Пришелец) / Behold the Man (1969)
2. Завтрак в Руинах / Breakfast in the Ruins (1972)

Се человек / Behold the Man (1966) (повесть, на основе которой и был написал одноимённый роман; опубликована в сборнике)

Обитатель времени (рассказы) (в сборнике )

1. Обитатель времени / The Time Dweller (1964)
2. Бегство от заката / Escape From Evening (1965)

Между Войнами

1. Византия Командует / Byzantium Endures (1981)
2. Карфаген Смеётся / The Laughter of Carthage (1984)
3. Иерусалим Командует / Jerusalem Commands (1992)
4. Месть Рима / The Vengeance of Rome (2006)

Второй Эфир

1. Кровь: южная фэнтези / Blood (1995)
2. Невероятные гавани / Fabulous Harbours (1995)
3. Война среди ангелов / The War Amongst the Angels (1996)

Nick Allard

1. The LSD Dossier (1966)
2. Somewhere in the Night (1966)
3. Printer"s Devil (1966)

Отдельные произведения (раздел постоянно дополняется)

--- Романы (в хронологическом порядке)

1962 A Caribbean Crisis // Соавтор: Джеймс Кауторн
1965 / The Blood Red Game (1965)
1965 У врат преисподней - ветрено () / The Winds of Limbo (The Fireclown)
1966 Берега смерти (Сумеречный человек) / The Shores of Death (The Twilight Man)
1967 (Обломки времени; Обычаи предков) / The Rituals of Infinity (The Wrecks of Time)
1969 / The Ice Schooner
1969 Черный Коридор / The Black Corridor // Соавтор: Хилари Бэйли
1975 Далёкие Солнца / The Distant Suns
1978 Глориана, или Несостоявшаяся Королева / Gloriana; or, the Unfulfill"d Queen
1988 / Mother London
2000 King of City (2000)
2000 / Silverheart // Со

Экранизации произведений, театральные постановки

The Final Programme, 1975 (USA: The Last Days of Man on Earth, 1973) IMDB 5.4
The Land That Time Forgot, 1975 IMDB 5.3
Hawkwind: The Chronicle of the Black Sword, 1985