В каком году жили 3 богатыря. Секреты «Богатырей» Васнецова: кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине

Наиболее известным сокровищем мировой живописи, народным шедевром, хранящимся в собрании Третьяковской галереи, считается картина Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря». На полотне художник изобразил трех былинных богатырей Руси , имена которых известны каждому россиянину. Работа над созданием картины продолжалась почти 30 лет и была завершена в 1898 году. Ее приобрел коллекционер и меценат Павел Третьяков.

Вконтакте

Описание этапов работы

Знаменитый русский художник В.М. Васнецов написал огромное количество картин на фольклорную тематику, где за основу сюжета приняты народные сказки , легенды, предания.

При любом упоминании его имени тут же перед глазами встают Иван-царевич верхом на Сером Волке, нежно обнимающий Елену Прекрасную, тоскующая у пруда Аленушка, строгий и величественный Илья Муромец.

Возвращение в список контрольных материалов такой формы, как сочинение, порождает потребность у школьников приобретать навыки приемов его написания.

Анализ картины Три богатыря Васнецова

Картина Три богатыря

Завершение

Сочинение по картине можно дополнить важной мыслью о том, что художник Васнецов воплотил на ней мечту русского народа о мудрых и справедливых правителях, а также отважных и сильных защитниках. Именно такими являются Илья Муромец и Добрыня Никитич. Территория, заселенная русичами, длительное время привлекала внимание варварских племен , осуществлявших периодические набеги с целью грабежа. Но любые вражеские нападения достаточно успешно отражали княжеские дружины, разоренные селения вновь восстанавливались, Русь восставала из пепла.

Сюжет

В чистом поле на боевом дежурстве главные былинные герои-защитники: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Они оглядывают окрестности — не видать ли врага али не творится где несправедливость какая. Этим сюжетом Васнецов хотел на пороге ХХ века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. Богатыри здесь — это не конкретные былинные персонажи, но аллегория созидательных сил. При этом поле — не конкретное место на карте, а вся Русь.

Первый эскиз картины, начало 1870-х

Богатыри «жили» в разное время и могли «встретиться» только на картине Васнецова. Когда Илья Муромец был таким, каким его изобразил художник, Добрыня должен был быть стариком, а Алеша Попович — мальчиком.

Богатыри «жили» в разное время и могли встретиться только на картине

За героями — могилы воинов, павших в битвах. На переднем плане — молодая поросль как символ грядущих поколений. Герои находятся между символами прошлого и будущего как звенья в бесконечной цепи защитников Родины.

Контекст

Первый набросок картины Васнецов сделал в начале 1870-х в Париже в мастерской своего друга Василия Поленова. Виктор Михайлович хотел подарить эту безделицу товарищу, на что последний ответил: «Преподнесете, когда исполните картину».


«Витязь на распутье», 1882

Осуществление замысла стало для Васнецова, как он сам говорил, «долгом, обязательством перед народом, который [меня] вырастил, воспитал, вооружил умением». «Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!» — признавал живописец.

Огромный холст переезжал вместе с художником и его семьей с квартиры на квартиру; из Москвы в Киев и обратно; летом — за город. Сын Васнецова Алексей вспоминал: «Богатыри» — это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни — постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай…".

Лицо Добрыни — собирательный тип Васнецовых

Васнецов несколько раз переделывал отдельные места. Особенно долго он искал образ Добрыни Никитича. За основу был взят эскиз, сделанный с одного крестьянина, а детали — с портретов родственников. В итоге лицо Добрыни стало собирательным типом Васнецовых.

Лицо Ильи Муромца художник собирал черта за чертой с простолюдинов. А для Алеши Поповича позировал младший сын Саввы Мамонтова Андрей. Кстати, из конюшень Мамонтова и богатырские кони — их приводили в поле к Васнецову, где тот фактически поселился, чтобы писать картину.

Судьба художника

Васнецов родился в семье вятского священника и поначалу собирался пойти по стопам отца. Но на последнем курсе духовной семинарии оставил учебу и отправился в Петербург поступать в Академию художеств.


Васнецов у картины «Богатыри». Москва, 1898

Первое время Васнецов писал на бытовые сюжеты. Впоследствии он развил так называемый «васнецовский стиль» — былинно-исторический в основе с сильным патриотическим и религиозным уклоном.

После 1917 года Васнецов работал над народными сказочными темами

Васнецов выступал во всех родах: он был и историческим живописцем, и религиозным, и портретистом, и жанристом, и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором — по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке.

Виктор Васнецов появился на свет в семье священника. Родиной художника был Вятский край - место, где в то время помнили и свято чтили старинные обряды и обычаи, народные сказания. Воображение мальчика было захвачено поэтикой сказок, былин, песен. В годы учебы в Академии художеств (1868 -1875) Васнецов с жадным интересом изучал историю своего народа, русские героические былины. Одной из первых работ художника стала картина «Витязь», на которой изображен спокойный богатырь, охраняющий границу земли русской. С большим увлечением молодой художник работал над иллюстрациями к сказкам: «Конек-Горбунок», «Жар-птица». Страсть к былинно-сказочному жанру сделала Виктора Васнецова настоящей звездой русской живописи. Его картины - это не просто изображение русской старины, но воспроизведение могучего национального духа и смысла русской истории.

Знаменитая картина «Богатыри» была создана в подмосковном селе Абрамцево. Это полотно сегодня часто называют «Три богатыря». Васнецов дал в короткой, но емкой реплике: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли кого».

Широко раскинулась холмистая, поросшая ковылем да кое-где молоденькими елочками степь. Она и сама, как действующие персонажи, говорит о силе и мужестве русских героев. Заметим это, предваряя описание картины. Три богатыря Васнецова полны готовности встать на защиту родной земли и своего народа.

Работа над великим холстом заняла у художника почти семнадцать лет, а началась она с эскиза, сделанного карандашом, в далеком Париже. Едва художник сделал финальный штрих, как Павел Михайлович Третьяков купил полотно для своей коллекции. Так обрела свое место в Третьяковке эта картина Васнецова. Три богатыря и по сей день смотрят на нас со стены знаменитой галереи.

Художник понимал свою работу над картиной как «творческий долг, обязательство перед родным народом». Он замечал, что даже в моменты, когда оставлял работу над произведением, к нему всегда «влеклось сердце и тянулась рука». Что же можно разглядеть, пытаясь сделать достаточно глубокое описание картины?

Три богатыря

Васнецова захватывали героические характеры. Создавая эти монументальные образы на холсте, художник стремился наделить их впечатляющей внешностью, запоминающимися чертами. Илья Муромец в центре композиции - неординарная натура, он могуч, спокоен, собран, в облике его чувствуется мудрость и уверенность. Рука его, поднятая к глазам, легко удерживает тяжелую палицу, остро сверкает копье в другой руке. Тем не менее вид у богатыря не устрашающий - он весь дышит умиротворенной добротой.

Слева от Ильи - Добрыня, второй по значимости в богатырской троице. Князь по происхождению, воин по призванию, Добрыня Никитич умен и образован. В решительной позе и остром взгляде художник подчеркивает недюжинный характер змееборца Добрыни (это он в былинах побеждает Змея Горыныча). В его руках меч, который герой удерживает не с бесшабашной лихостью, а с уверенной силой. Глядя на богатыря, мы убеждаемся в том, что тот сумеет в нужный момент искусно воспользоваться оружием. Справа от старших товарищей восседает на коне Алеша, сын ростовского священника. Он легко удерживает в руке лук и поглядывает с хитринкой. В Алеше Поповиче играет молодой задор, и чувствуется, что паренек с азартом бросится в минуту опасности на защиту своих друзей и земли.

Без характеристики коней будет не полным описание картины. Три богатыря Васнецова видят в своих скакунах друзей и соратников. Облик каждого животного связан с качествами героя. Под Ильей - основательный, упрямый и верный вороной. Горд и полон достоинства белый конь Добрыни. Изящна и проста рыжая лошадь Алеши, к попоне пристегнуты гусли.

Композиция и пейзаж

Каждая деталь полна значения, и об этом важно сказать, делая подробное описание картины. Три богатыря Васнецова словно сроднились с пейзажем, тонко передающим героическое настроение картины. Фигуры расположены в центре границы между землей и небом, дует мятежный вольный ветер, над холмами в глубине полотна парит сильная птица. В воздухе есть напряжение и тревога. Но источает уверенность и надежность облик богатырей - ратников и богоугодных людей земли русской.

Молодецкая удаль издревле ценилась на Руси. Богатыри славились силой и отвагой, их мужество вселяло веру в то, что зло будет наказано. Легенды об их жизни передавались из уст в уста, обрастая новыми деталями.

Со временем стерлась грань между вымыслом и правдой. Современным историкам остается только спорить о реальности существования этих героев, строить догадки, кто же стал их прототипом. Одно понятно, что в старых сказках, есть доля правды.

Илья Муромец

Илья Муромец – древнерусский богатырь, один из главных героев былинных сказаний. Его можно назвать воплощением мужества, отваги и преданности. Вопрос о том, вымышленным ли является этот персонаж – предмет споров многих ученых. Одни исследователи считают, что богатырь – реальная историческая личность (прототипом считают Илию Печерского), другие историки опровергают эту гипотезу, в связи с отсутствием каких-либо летописных упоминаний о герое-воине Ильи Муромце.


Где родился Илья Муромец?

Считается, что Илья Муромец родился во второй половине 12-го века неподалеку от города Мурома, в селе Карачарово.

Известно, что до 30 лет богатырь не мог ходить. Ученые проведя исследование мощей святого Ильи Печерского, обнаружили искривление позвоночника, которое могло стать причиной паралича. В сказаниях есть две версии излечения. По одной из них богатырю помогли калики перехожие, которые могли быть знахарями, по другой - исцеление связывают с божественной благодатью. Рост былинного богатыря был всего 177 см, для своего времени это был очень высокий человек.


Богатырь принимал участие во многих битвах. У Ильи Муромца было прозвище - Илья «Чоботок» (сапожок). Это связывают с тем, что однажды на него напали, когда он обувался. Богатырю пришлось отбиваться тем, что было под руками, то есть сапогами.


В конце жизни Илья Муромец стал монахом, но погиб, защищая обитель, с мечем в руках в возрасте от 40 до 55 лет. Ученые обнаружили множество колотых ран. Мощи Святого Ильи Муромца покоятся в Пещерах Киево-Печерской лавры, их часть (средний палец левой руки) был перенесен в Спасо-Преображенский монастырь в городе Муром. Ежедневно в храмы поклониться святому приходят десятки людей.

Земля героев. Илья Муромец

Когда родился Илья Муромец?

1 января (19 января по старому стилю) на Руси чтят память былинного богатыря Ильи Муромца. По традиции, в этот день наши предки кланялись родной земле, вспоминали святого и ставили свечи за упокой тех, кто погиб защищая свою страну.


Добрыня Никитич

Добрыня Никитич – один из богатырей русского народного эпоса, который, предположительно, служил при князе Владимире. В былинах Добрыня Никитич предстает перед нами храбрым и ловким воином, умным дипломатом, человеком, не лишенным музыкального таланта. Богатырь обладал нереальной физической силой и безграничным мужеством. Кроме этого, согласно преданию, Добрыня знал 12 языков и умел разговаривать с птицами. Знаменитым противником героя был Змей Горыныч.

Земля героев. Добрыня Никитич

Где родился Добрыня Никитич?

Родиной былинного богатыря признана Рязань. По преданию, Добрыня Никитич - дядя князя Владимира Красного Солнышка. Прототипом персонажа считают воеводу Добрыню, служившего при князе.


Алеша Попович

Алеша Попович – собирательный образ русского героя-богатыря, который присутствует во многих народных сказках. Согласно легендам, Алеша Попович не отличался особой физической силой и искусным владением оружием. Младший из богатырей славился своим умением грамотно обыгрывать жизненные ситуации, хитрить и выходить «сухим из воды». Самым главным подвигом стала победа над богатырем Тугариным.

Богатыри отмечают солидный юбилей. 140 лет назад Виктор Васнецов сделал первый карандашный набросок трех былинных героев - Добрыни Никитича, Ильи Муромца и Алеши Поповича. Титанический труд над полотном занял почти 20 лет.

Три богатыря Васнецова: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Могучие, крепкие, непоколебимые. Не страшны им ни метели, ни ураганы, ни века.

"Васнецов как раз вспоминал о том, что он увидел в Абрамцево три дуба. Он увидел их из окна своей мастерской и они помогли ему создать образ богатырский, то есть богатырского духа", - рассказывает Елена Митрофанова, заместитель директора государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника "Абрамцево".

От карандашного наброска богатырей до начала работы над огромным полотном - 10 лет раздумий. Васнецов изучал народные сказания, обдумывал детали и главное - присматривал натурщиков для богатырей.

Здесь до сих пор все через одного с фамилией Рахмановские. Когда-то их предка помещик проиграл в карты, так вся семья польского печника переехала к новому барину в Подмосковье. Рахмановские почти все были необычайно высоки, широкоплечи и статны. С них и писал этюды Васнецов.

Правда, в итоге в качестве модели для Ильи Муромца художник все-таки выбрал крестьянина из соседней деревни - русского мужика по фамилии Петров. В другом богатырском образе угадывается сам автор - Добрыню Никитича Васнецов рисовал с себя. А вот выбор натурщика для Алеши Поповича до сих пор называют самым загадочным.

"Почему он стал моделью сказать трудно. Ведь он его начал писать мальчиком, а на полотне юноша, причем не просто юноша, а богатырь русской природы", - говорит Светлана Волкова, ведущий научный сотрудник государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника "Абрамцево".

Сыну предпринимателя Саввы Мамонтова, начинающему художнику Андрею исполнилось всего 13 лет, когда Васнецов начал писать с него Алешу Поповича. Через 8 лет, в самый разгар работы над картиной, юноша простудился в Киеве, когда расписывал Владимирский собор, и по приезду домой умер. Виктор Михайлович дорисовал его по памяти.

Васнецов долго выбирал пейзаж достойный своих богатырей. Пока однажды, прогуливаясь по усадьбе друга, не вышел на широкое поле, почти со всех сторон защищенное густым, непроходимым лесом. Чем не символ красоты и величия русской земли!

На поле Васнецов буквально поселился - здесь для него построили мастерскую, сюда же приходили натурщики и сюда же приводили лошадей.

Самую дорогую, так называемую улучшенную, русскую лошадь с примесью восточных кровей - для Добрыни Никитича, княжеского воина. Для ростовчанина Алеши Поповича - степного коня, а для крестьянина Ильи Муромца - русского тяжеловоза.

"Под всадниками лошади стоят как вкопанные, потому что они каждый день участвуют в переходах, боевых действиях, и сидят на них мужчины и с ними, как говорится, не забалуешь", - говорит тренер-преподаватель Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева Татьяна Демина.

Былинные герои должны были выглядеть как можно реалистичнее. Художник часами бродил по историческому музею, изучая оружие и доспехи. Но 10,12 и 13 века, к которым относятся богатыри, в веке 19-м были еще мало изучены.

"Их вооружение, конечно, должно было быть другим: у них должны были быть кольчуги, у них должны были быть шлемы в форме вытянутой шапочки", - рассказывает ведущий научный сотрудник отдела археологии Государственного исторического музея Наталья Асташова.

По мнению экспертов, у Васнецова древнерусские богатыри вооружены скорее как средневековые воины. Но и в этом величие картины. Защитники земли русской будто бы прошли сквозь время и остановились. На вечной страже родных рубежей.