Характеристика архипа кузнеца из романа дубровский. Глава VI Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому? Почему кузнец Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку

Одно из самых известных произведений Пушкина - "Дубровский". В отзывах отмечается, что это, пожалуй, самый известный отечественный "разбойничий" роман. В нем рассказывается о любви между Владимиром Дубровским и Марией Троекуровой. Оба - потомки двух богатых, но враждующих семейств. Пушкин писал этот роман в 1833 году, за несколько лет до гибели. Он его не обработал для печати и так и не окончил.

Роман "Дубровский"

Роман "Дубровский", по отзывам, позволяет в полной мере оценить мастерство Пушкина как прозаика. Повествование начинается в поместье под названием Покровское. В нем живет известный в округе и достаточно состоятельный барин Кирилл Троекуров. Он отличается крутым нравом, из-за которого его недолюбливают все соседи. Исключение одно: бедный помещик, живущий по соседству, Андрей Дубровский. Раньше они вместе служили в армии. Оба стали вдовцами.

Сын Дубровского служит в Петербурге, а у Троекурова - дочь Маша, которая пока живет с отцом.

Троекуров часто подумывает о женитьбе детей, но все меняется после внезапной ссоры между двумя друзьями. Дубровский при этом ведет себя гордо и независимо, что не оставляет никаких шансов на примирение.

Троекуров, чтобы отомстить, устраивает суд, целью которого является лишить Дубровского поместья.

Суд

О романе Пушкина "Дубровский" краткий отзыв посвящен тому, насколько несправедлив суд. Троекуров открыто приказывает заседателю отыскать "законный" путь в этом беззаконии.

В итоге на суде оглашается решение, полное юридических казусов, но присуждающее имение Дубровского Троекурову. Здоровье бедного помещика ухудшается. Его крепостная Егоровна пишет Владимиру в Петербург, чтобы тот приехал поддержать отца.

Владимир застает отца уже на смертном одре. Троекурова мучит совесть. Он приезжает извиниться, но Дубровского при виде бывшего друга разбивает паралич. Владимир выгоняет богатого помещика. В это мгновение Дубровский-старший умирает.

Новый хозяин поместья

Отзыв о рассказе Пушкина "Дубровский" следует посвятить тому, что это произведение о невероятном беззаконии, которое не всегда можно победить с помощью закона и даже силы.

После похорон приставы приезжают в имение Дубровского, чтобы исполнить решение суда. Крестьяне отказываются им подчиняться, только Владимир спасает чиновников от народной расправы.

"Дубровский", по отзывам, - роман, в котором Пушкин описывает идеального романтического героя. Им является Владимир. Он красив, силен, но при этом не приемлет несправедливости и беззакония. Ночью он отговаривает кузнеца Архипа убить приказных. Вместо этого решает навсегда уехать из имения, а дом напоследок сжечь, чтобы не достался никому. Он приказывает кузнецу открыть все двери, чтобы приказчики без труда спаслись. Но Архип его не слушает. В итоге Владимир поджигает дом и быстро уезжает. Он даже не подозревает, что в огне гибнут все приказные.

Под подозрением

У Пушкина в "Дубровском", по отзывам, большую роль играет правоохранительная и судебная система. Чиновники этих ведомств снова выходят на первый план, когда оказывается, что Владимир - главный подозреваемый в убийстве и поджоге.

Вскоре в губернии появляется банда разбойников, которые грабят всех подряд. Не трогают только людей Троекурова. Многие подозревают, что руководит лихими людьми подавшийся в бега Дубровский. В отзывах отмечается, что многие просто убеждены в этом.

В это время в поместье Троекурова появляется учитель мсье Дефорж для маленького Саши. Француз влюбляется в Марию, но та не отвечает ему взаимностью.

В отзывах о романе "Дубровский" отмечается, что девушка меняет к нему свое отношение после того, как француз убивает медведя, оказавшись с ним взаперти в одной комнате. Так традиционно любили подшутить над гостями в доме Троекурова.

Все говорят о Дубровском

На праздник в доме Троекурова собираются гости. Речь заходит о Дубровском. Оказывается, что он благородный разбойник. Одна дама сообщает, что ее приказчик сначала сообщил об ограблении Владимиром. Однако потом выяснилось, что когда Дубровский прочитал письмо и узнал, что мать посылает деньги сыну, то не стал никого грабить. Приказчик же сам хотел утаить 2 000 рублей.

В завершении праздника на балу Дефорж танцует с Машей. Один из гостей остается ночевать в доме Троекурова, просится в комнату к Дефоржу, так как наслышан о его храбрости, и рассчитывает на защиту в случае ограбления.

Среди ночи Дефорж с пистолетом отбирает у помещика все деньги. Выясняется, что он и есть Дубровский. Последний подкупил учителя на почтовой станции за 10 000 рублей. С документами француза он приехал в дом Троекуровых.

Помещика Спицына он ограбил не случайно. Накануне тот признался, что лжесвидетельствовал в суде против его отца. Наутро Спицын уезжает, не сказав никому ни слова.

Мария и Дефорж

В отзывах по произведению "Дубровский" отмечается, что вскоре Маша начинает испытывать любовь к французу. Однажды она получает от него записку с просьбой о свидании. В условленном место он сообщает ей о своем скором отъезде. Напоследок признает, кто он такой на самом деле.

Дубровский успокаивает испуганную девушку, уверяя, что давно простил ее отца. Вернувшись в дом, она узнает, что Дубровского раскрыл и Троекуров. А побег учителя только подтвердил его подозрения.

Спустя год

В отзывах о произведении Пушкина "Дубровский" отмечается, что автор делает временное отступление длиной в год. В следующей главе рассказывается, как на лето в соседнее к Троекурово поместье Арбатово приезжает из-за границы князь Верейский. Маша поражает его своей красотой.

Через несколько дней Маша тайно получает письмо от незнакомца. Не успев его прочитать, оказывается в кабинете отца, где узнает, что Верейский сватается к ней. Она плачет, но Троекуров не обращает на это внимания. От предстоящего брака она приходит в ужас, а в письме видит только одну фразу: "Вечером в 10 часов на прежнем месте".

Ночное свидание

В отзыве о книге "Дубровский" читателями отмечается, с какой точностью и скрупулезностью Пушкин описывает отношения молодых людей. На свидании Дубровский уговаривает Машу принять его покровительство.

Девушка надеется избежать брака, достучавшись до сердца отца с помощью просьб. В крайнем случае она просит Дубровского приехать за ней и обещает стать его супругой. Перед расставанием Владимир дарит девушке кольцо. Это их условный знак. В случае бед ей будет достаточно оставить кольцо в дупле, тогда он явится вновь.

Тем временем в поместье Троекурова вовсю готовятся к свадьбе. Маша пишет письмо Верейскому, уговаривая его отказаться от ее руки, потому что она не любит его и никогда не будет с ним счастлива. Но все происходит ровно наоборот.

О письме узнает Кирилл Петрович. Он приходит в ярость и решает ускорить приготовления, а свадьбу сыграть уже на следующий день. Напоследок Маша грозится, что обратится за помощью к Дубровскому. Услышав это, отец запирает ее.

Маша взаперти

На помощь Маше приходит ее младший брат, который соглашается отнести кольцо в дупло. Саша все исполняет в точности. Но то, как он что-то прячет в дереве, видит какой-то оборванец. Между мальчишками начинается драка, Сашу спасает только садовник. Оборванца ловят и ведут для разбирательств.

Навстречу им попадается Кирилл Петрович, которому Саша под угрозами рассказывает о поручении, которое дала ему сестра. Троекуров посылает за исправником.

Наступает день свадьбы. Машу везут в церковь, где ее уже ожидает жених. Начинается венчание, последние надежды девушки на чудесное спасение исчезают. По дороге из церкви в Арбатово карету с молодыми окружают вооруженные люди. Главный среди них - человек в полумаске. Он открывает дверь кареты и объявляет Маше, что она свободна. Узнав Дубровского, князь стреляет в него из пистолета и ранит. Вооруженные люди намереваются убить князя, спасает Верейского только заступничество Владимира.

Дубровский уговаривает Машу поехать с ним, но девушка объявляет, что уже поздно. Дубровский теряет сознание, сообщники увозят его.

В завершении романа описывается разбойничий лагерь, состоящий из нескольких шалашей. В одном из них старуха просит караульщика, который горланит песни про бандитов, помолчать, потому что барин спит. В самом шалаше находится раненый Дубровский.

В это время в лагере объявляют тревогу. Все отправляются на исходные позиции, вооружаются. Караульные сообщают, что в лес вошли солдаты. Начинается кровопролитное сражение. Победу в нем одерживают разбойники.

Спустя несколько дней ушедший от возмездия Троекурова Дубровский собирает всех своих сподвижников и сообщает, что намерен их покинуть. Он исчезает в неизвестном направлении. По слухам, уезжает за границу.

На этом роман Пушкина обрывается.

В своем романе «Дубровский» А. С. Пушкин описал быт крепостных людей, самодурство помещиков. Он рассказывает о ссоре двух соседей-помещиков Троекурова и Дубровского. Дубровский воспитанный, интеллигентный человек, который уважает прежде всего человека, а не его титулы и богатство, для него крепостные люди это не рабы, не животные, а личности. Для Троекурова же крепостные люди не представляют никакой ценности, он с ними груб, своенравен, временами жесток.

Когда уездный суд вынес решение о переходе в собственность Троекурова крестьян Дубровского, естественно, что вся дворовая челядь Дубровского возмутилась. Люди знали о самоуправстве Троекурова и не хотели уходить от прежнего хозяина. Дубровский остановил своих людей, когда те хотели расправиться с приказными, привезшими решение из уездного суда. Крестьяне послушались хозяина, но некоторые из них не смирились, они понимали, что решение будет исполнено и в их силах изменить свою судьбу.

Ночью молодой барин Владимир Дубровский поджег свой дом, в нем тоже назрел бунт, и крестьяне его поддержали. Дом со спящими приказчиками горел, а на крыше сарая металась кошка. Кузнец Архип, один из самых отважных бунтарей, рискуя жизнью, спас животное. Почему же так сочетается в людях жестокость и мягкосердечиеЯ думаю потому, что человек выражает протест против насилия, несправедливости, зла и, когда гуманные доводы не приводят к положительному результату, понимает, что без холодной и расчетливой борьбы ему не победить. А невинных, слабых, забитых, если ты сильнее, нужно защищать. Поэтому те, у кого было сильно развито чувство свободы и справедливости, ушли с Дубровским в лес.

После пожара в окрестностях появилась группа разбойников, которая грабила и сжигала помещичьи дома. Во главе этой шайки стоял Дубровский. Те, кто хотел свободы, получал ее, те, кто хотел бороться за свои права, становился лесным разбойником.

Наряду с персонажами из дворянского общества, в повести Дубровский А. С. Пушкин показал ряд героев из притесняемого дворянами сословия крестьян. Это не случайно. Тема обездоленности, угнетенности крестьян, участвовавших в Отечественной войне 1812 года и одержавших в ней победу, волновала поэта еще в начале его творчества (стихотворение ). То, что крестьяне после окончания войны не получили никакого облегчения, а скорее наоборот их жизнь стала еще несносней, вызывало у автора недоумение, возмущение и негодование.

Между тем из эпизодов с крестьянами мы отчетливо улавливаем авторскую любовь к ним, восторженное отношение к их самобытности, их мудрости, преданности, верности, духовному богатству.

Конечно, образы крестьян в повести не обрисованы так полно и всесторонне, как, например, образ Троекурова, однако и из тех немногих страниц, которые Пушкин посвятил крестьянам, нам кажется, что с этими людьми мы уже знакомы. Все дело в том, что не рисуя портреты крестьян подробно, автор сумел подчеркнуть у каждого из них самое главное, отличительное.

Кроме того, портреты некоторых персонажей повести легко дорисовывает наше воображение. Это можно сказать про няню Владимира Дубровского Егоровну. Эта женщина кажется нам до боли знакомой потому, что она очень похожа на другую простую русскую женщину Арину Родионовну, няню самого поэта. Читая письмо, которое написала Егоровна молодому Дубровскому в Петербург, отчетливо улавливаешь простодушие и доброту этой женщины. Никогда не учившаяся никаким наукам, однако владеющая в совершенстве русским разговорным языком, Егоровна видится нам хоть и наивной, но очень смышленой и далеко неглупой женщиной. Своим женским и материн - ским чутьем она быстро уловила, как надо действовать в сложившейся ситуации. И оказалась права: еще несколько дней и отец не увидел бы так любимого им сына, а сын не застал бы в живых отца. Поражает в этой простой женщине и преданность, с какой она служит своим хозяевам. Вверенного когда-то ей на воспитание ребенка Егоровна воспринимает как своего, заботится о нем так, как и о своем. Когда с барином случилась беда, верная семье Дубровских Егоровна ухаживала за своим хозяином не из какого, либо корыстного расчета, а по доброте своей и из благодарности: барин относился к ней с уважением и по-хорошему.

Но так относился Андрей Гаврилович, по-видимому, не только к няне своего сына, ко всем своим крестьянам он тоже относился по-человечески, видел в них людей, а не быдло, как это делал Троекуров. Только этим можно объяснить любовь и доброе отношение крестьян к своему барину. Обиду, которую нанес Троекуров Андрею Гавриловичу, крестьяне Дубровского воспринимают как свою личную. Смерть хозяина наполняет кистеневских крестьян болью и горечью: Бабы громко выли; мужики изредка утирали слезы кулаком. Хорошо понимая, кто свел их барина в могилу, осознавая несправедливость, которую учинил Троекуров, видя, на чьей стороне чиновники, исполняющие волю деспота и себялюбца, крестьяне Кистеневки горят желанием мстить. Именно поэтому к господскому дому ночью, с топором в руках, пришел кузнец Архип. Рука у Архипа не дрогнула, когда он закрывал на ключ дверь, за которой находились ненавистные чиновники. Но зато с какой жалостью наблюдает кузнец за кошкой, в смятении бегающей по крыше горящего дома, с каким гневом и осуждением говорит он детям: Чему смеетеся, бесенята... Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь. И ни минуты более не раздумывая, кузнец кинулся спасать бедное животное. Этим эпизодом автор хотел показать, что несправедливость и бесчеловечное отношение большинства представителей господствующего класса к простым крестьянам привели к тому, что в глазах крестьян эти угнетатели казались не божьими тварями, а, скорее, порождением дьявола.

Зная, каково живется крестьянам Троекурова, кистеневские крестьяне готовы скорее умереть, чем попасть под его ярмо. Поэтому и пошли они все в лес вместе с Владимиром Дубровским, уловив в молодом хозяине присущие ему благородство, смелость и справедливость.

Но и тут Пушкин остается верен своим взглядам улучшить жизнь крестьян правильнее всего не вооруженными восстаниями, а мирным путем реформами. Эти его взгляды воплощены в заключительных словах молодого Дубровского: Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии. Но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Русский бунт в повести «Дубровский» . И в закладках появилось готовое сочинение.

Проблема добра и зла была и остаётся очень актуальной в истории русской литературы. Эта тема начинает свое развитие ещё с устного народного поэтического творчества – сказок, былин, легенд. Во многих произведениях фольклора добрый герой сражается или борется со злым соперником или врагом и всегда побеждает, добро всегда торжествует. А. С. Пушкин в романе «Дубровский»(1832-1833гг.) усложняет эту проблему. И в данной работе мы хотели показать, как неоднозначно решается эта задача автором. И хотя в основу произведения положен случай, довольно характерный для отношений между помещиками и для судебного произвола, существовавшего в то время, когда, пользуясь своим влиянием, сильный и богатый помещик всегда мог притеснить бедного соседа и даже отнять у него законно принадлежащее ему имение, нет в романе чисто доброго и чисто злого персонажа. Это мы и попытаемся доказать.

На первый взгляд, в романе «злодеем» является помещик Кирилла Петрович Троекуров. В том, что Троекуров – олицетворение всех пороков, какое ж может быть сомнение: обжорство, пьянство и блуд, безделье, гордыня и гнев, злопамятство и упрямство основательно развратили его душу. Он затеял низкое и тёмное дело: решил отнять имение у своего бывшего друга Андрея Гавриловича Дубровского за то, что тот потребовал извинения от псаря Парамошки за оскорбление, за то что не выполнил приказ Троекурова немедленно вернуться. Троекуров посчитал сам себя оскорблённым тем, что от него требуют извинения. «В первую минуту гнева он хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистенёвкуразорить её дотла и осадить самого помещика в его усадьбе – таковые подвиги были ему не в диковинку» Но затем он избирает самый низкий способ. Почему он это делает? Не корыстные цели преследовал он, пожелав завладеть Кистенёвкой. Он хотел создать своему бывшему другу такие условия, чтобы тот оказался от него в зависимости, унижался перед ним, он хотел сломить его гордость, растоптать человеческое достоинство. К слову надо отметить, что и крепостные крестьяне были под стать своему помещику. «Троекуров с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно, но они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе много в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство». Достаточно вспомнить, что именно псарь Парамошка оказался виновником ссоры Троекурова и Дубровского.

Когда суд вынес решение в пользу Троекурова, «злодей» должен был только радоваться победе, но происходит обратное: «внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество». Почему так реагирует Троекуров? Проанализировав его образ, мы находим в нем задатки благородства и великодушия. Несмотря на разницу в богатстве, он уважает и любит своего старого товарища Дубровского, высказывает намерение выдать свою дочь Машу за сына Дубровского Владимира, собирается загладить свою несправедливость и вернуть старику Дубровскому отобранное имение. Таким образом, мы видим, что ему свойственны человеческие порывы. Пушкин пишет: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, и победа не радовала его сердца». В душе Троекурова происходит борьба между низкими и более благородными чувствами. «Удовлетворённое мщение и властолюбие» боролись с привязанностью к старому товарищу. Победило последнее, и Троекуров направился в Кистенёвку с «благим намерением» помириться со старым соседом, «уничтожить и следы ссоры, возвратив ему достояние. К сожалению, сделать он это не успел. Больной Дубровский умер при виде своего друга.

Мы видим, что у Троекурова были хорошие задатки, но все они гибнут в той атмосфере, в которой он живёт: все потакают его капризам, он ни в ком никогда не встречает сопротивления. «Избалованный всем, что только окружало его, - говорит Пушкин, - он привык давать полную волю всем порывам своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Эту власть над людьми он приобрёл, благодаря своему богатству. И эта безграничная власть над принадлежащими ему людьми превращает его в деспота, самодура.

Пушкин стремится показать, что богатство не делает людей лучше. Безнаказанность делает Троекурова мстительным, жестоким и бездушным человеком. И лучшие человеческие черты Троекурова принимают уродливые формы. Он губит Дубровского только из-за того, что тот посмел перечить ему; несмотря на всю свою любовь к дочери, он по своей прихоти отдает её замуж за старого князя Верейского. Троекуров – типичный барин-крепостник, порочный и невежественный.

Много зла на нем, но на этот раз чиркнул спичкой не он.

Антиподом Троекурову в романе является «добрый» помещик старик Дубровский. В нем сказывается та же дворянская порода, только в иных формах. Бедность (конечно относительная) не только не уменьшает, но ещё и обостряет дворянскую гордость. Однако, мы видим, что в столкновении с Троекуровым, в сущности, он является нападающей стороной, так как первый задел его: сам охотник, «он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения» своего богатого соседа и сказал ему колкость.

Дубровский, которому по схеме полагалось бы быть вполне добродетельным, на деле был сам во многом таким же Троекуровым, с которым "они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях". Нисколько не обольщаясь относительно своего героя сам, Пушкин и перед читателем предельно откровенен в мотивировке его поведения. Малое состояние не позволяло Дубровскому держать много собак, до которых он был большой охотник, и потому он "не мог удержаться от некоторой зависти" при виде псарни Троекурова. Его "суровый" ответ продиктован отнюдь не прямотой нрава или сочувствием к троекуровским крепостным, а банальной завистью и желанием хоть чем-нибудь принизить превосходство Троекурова над собой.

Вот как описана эта сцена в романе. «Что же ты хмуришься, брат, - спросил его Кирила Петрович, - или псарня моя тебе не нравится?» - «Нет, - отвечал он сурово, псарня чудная, вряд ли людям вашим житьё такое ж, как вашим собакам». Пушкин неоднократно подчёркивает, что Дубровский и Троекуров были старыми друзьями, а это значит, что Андрей Гаврилович хорошо знал своего товарища, знал его своенравный характер, мог предположить, к чему это приведёт, но, тем не менее, не мог удержаться от резких слов. Тем самым именно он спровоцировал ссору.

Окончательный разрыв между друзьями последовал тогда, когда именно Дубровский, верный своим твёрдым дворянским правилам, потребовал присылки к нему троекуровского псаря для наказания за его дерзкий ответ («Мы на свое житьё, благодаря бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее»).

Возникшая из пустяков ссора растёт и приводит, в конце концов, к тяжёлым последствиям, как для самого старика Дубровского, так и для молодых героев повести – Владимира и Маши. Но, при всем сострадании к его положению обездоленного и ограбленного человека, все же нельзя не отметить, что не отчаяние и горе помрачили его разум, а неудержимая злоба. Достаточно вспомнить его поведение на суде. : он "топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал, и, схватив чернильницу, пустил ею в заседателя".

Да и сам главный герой произведения Владимир Дубровский является личностью неоднозначной, сложной. В Петербурге он жил, как жило большинство его товарищей-офицеров: играл в карты, позволял себе «роскошные прихоти», не задумывался о том, как удаётся отцу посылать ему денег больше, чем он мог ожидать. Но вместе с тем Владимир любит отца («мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце»). Получив известие о болезни отца, он, не задумываясь, спешит в Кистенёвку.

Из-за Троекурова Владимир потерял отца, лишился родного дома, имения, средств к существованию, поэтому не мог вернуться в полк. Тогда Дубровский замыслил отомстить своему врагу (а месть никогда не была положительной чертой характера). Он стал атаманом крестьян, которые боялись произвола нового барина: «у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, но и мясо-то отдерет». Он осуществлял военное руководство, поддерживал дисциплину. И крестьяне поддержали молодого барина, потому что только в нём надеялись найти хоть какую-нибудь защиту. «Не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем». Характерно, что в изображении Пушкина у более человечного и великодушного барина и крестьяне лучше, человечнее, в них больше чувства собственного достоинства и независимости.

Они становятся разбойниками, но именно такими разбойниками, о которых поётся в народных песнях: они никого не убивают, а грабят только богатых, и сочувствие народа на их стороне. Пока они не видят ещё иного выхода для своего протеста и гнева. Разбойничество для них – единственно возможный путь.

По описанию лагеря разбойников понимаешь, что обычность их занятий и мирного быта свидетельствуют о том, что Пушкин не стремился показать «гнездо злодеев»; крепость, окруженная рвом и валом, на котором у маленькой пушки сидит караульный, говорит о том, что Дубровский использовал свое знание военного дела и обучил сообщников ведению боя.

Единомышленники Дубровского сочувствовали и личной судьбе своего молодого предводителя: потеря отца, внезапная бедность, несчастная любовь. Вспомним, что Владимир со своими сообщниками отбирал деньги и имущество только у богачей, что он не пролил ни одной капли крови, никого не обидел напрасно. Помещица Глобова рассказала о благородстве «разбойника» Дубровского, который «нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста».

Владимир Дубровский, гордый, дороживший своей дворянской честью так же, как и его отец, неоднократно оказался способным на благородный поступок: из-за любви к Маше Троекуровой отказался от мести, великодушие проявил, когда приказал своим сообщникам не трогать Верейского.

Очень важное место занимает в романе предпоследняя глава. Благодаря этой главе торжество добра над злом, не свершившись в сюжете, свершается в душах читателей. Перед нами столь любимый Пушкиным женский образ – чистая, кроткая душа, слабая в своей беззащитности и сильная своей добродетелью. Легко нанести ей обиду, причинить зло, но невозможно заставить оплатить свое счастье чужим несчастьем. Любые муки снесет она, кроме мук совести. "Ради Бога, – заклинает Маша Дубровского от преступления над князем, – не трогайте его, не смейте его тронуть. Я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса". И в его обещании отражение ее нравственной высоты: "Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше. Вы должны быть чисты даже в моих преступлениях".

Но Владимир Дубровский – дворянин, воспитанный в дворянских предрассудках, поэтому в отношении его к членам шайки временами сквозит барская пренебрежительность, похожая на презрение. Особенно проявляется это в последней его речи, обращенной к сообщникам: «но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло» Автор как бы говорит нам: Владимир ошибался, считая, что его «товарищи» не откажутся от разбоя. Можно предположить, что большинство их было искренне привязано к Дубровскому, поэтому поступят так, как он им говорит, о чем говорят нам последние строки повести.

Таким образом, мы видим, что и Владимир не является идеально «злым» или идеально «добрым» персонажем.

Сложность и глубину темы добра и зла в романе можно также проследить, анализируя отдельные образы крестьян. Одним из самых живых образов среди крестьян является кузнец Архип. В нем первом просыпается дух мятежа и бунта; он действует независимо от Владимира, не молодой Дубровский, а именно Архип высказывается против несправедливого приговора суда и он же первым берется за топор. Архип запирает приказных во время пожара, и они погибают по его вине. Эта жестокость порождена давно копившейся обидой народа. И, характерно, что уже в следующем эпизоде Пушкин показывает человечность и душевную красоту этого русского крестьянина: с риском для жизни кузнец Архип спасает кошку, очутившуюся на пылающей крыше: « Чему смеётеся, бесенята, - сказал мальчишкам сердито кузнец. – Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь», - и, поставив лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою».

Заключение.

Проанализировав черты характеров основных героев романа с точки зрения проявления добра и зла в их поступках, мы определили, что все персонажи очень сложные личности. Каждое из действующих лиц носит признаки своей социальной принадлежности и изображено в романе с величайшим художественным совершенством. Благодаря этому повесть даёт широкую социальную картину, написанную с глубоким реализмом.

Таким образом, из всего сказанного выше можно заключить, что проблема добра и зла, поставленная и решённая в романе «Дубровский», является художественным приёмом в изображении персонажей романа, который помогает представить жизнь России середины ХIХ века во всем её многообразии.