Описание главных героев евгений онегин. Евгений Онегин: герои и их характеристики

Евгений Онегин как персонаж

Роман в стихах «Евгений Онегин» считается одним из важнейших произведений, значительно повлиявших на русскую литературу . Знаменитая поэтесса Анна Ахматова называла роман «Онегина воздушная громада». Но кто он такой, Евгений Онегин?

Онегин - главный герой романа, молодой франт с богатым наследством, «Наследник всех своих родных», как говорит о нём сам Пушкин. Онегин показан самим Пушкиным, как человек с очень сложным и противоречивым характером. Сам Пушкин говорит о нём весьма противоречиво: весь роман, преисполнен легкой иронией. Пушкин иронично смакует ученость Онегина, его «»хорошести»», как-то: манеры, способности вести разговор, все эти положительные качества даются как-то иронично. Автор, с каким-то неповторимо корректным смакованием, хвалит Онегина, но в то же время всегда остаётся капля тонкой иронии, которая не исчезает почти до самого конца. Но в то же время сам Пушкин, как он говорит в первой главе, подружился с Онегиным, что поэту нравятся его черты, что он проводил с Онегиным ночи на набережной Невы, говорит о том, как они делились друг с другом воспоминаниями минувших дней...

Мне самому, Онегин показался законченным эгоистом, что в принципе немудрено: отец почти не обращал на него внимания, целиком и полностью отдаваясь своим делам, поручив его убогим гувернёрам - «мосье и мадам», а те в свою очередь холили парня, лишь («слегка за шалости бранили», «не докучали моралью строгой»), что естественно, мальчик вырос в человека, думающего только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий, да и не хотящий уметь обращать внимания на чувства, интересы, страдания других, способный с легкостью обидеть человека, оскорбить, унизить - причинить боль человеку, даже не задумываясь над этим. Его острый язык и подлость характера стали причиной гибели Ленского. Пушкин хорошо сказал о его злом и остром языке: «Сперва Онегина язык меня смущал; но я привык к его язвительному спору, и к шутке с желчью пополам, и злости мрачных эпиграмм»

Противоречия в характере Онегина, сочетания в нем безусловно положительных черт с резко отрицательными, обнаруживаются на протяжении всего романа; четко видны изменения Онегина: ему надоедает жизнь городского франта, ему наскучивает эта роль и он переселяется в поместье, оставленное ему в наследство от дяди. Там он на некоторый промежуток времени находит интересные занятия, но и они ему наскучивают через пару деньков. События, происходящие в последних главах, сильнее всего действуют на него: первое его изменение - смена привычного эгоизма и пассивного невнимания к окружающим приходит вместе со смертью его друга, Ленского, которая происходит по вине Онегина. В этот момент, он уже не тот высокомерный, стоящий выше всех жизненных впечатлений, иногда только недовольный сам собой, холодный эгоист. Он буквально приходит в ужас от своего страшного и бессмысленного преступления. Убийство Ленского то и переворачивает всю его жизнь. Он не переносит воспоминаний об этом зловещем преступлении, которые приносят знакомые места, он мечется по свету в поисках забытья, но эти поиски не увенчиваются успехом. Он возвращается после долгого путешествия по России. Он познаёт все муки любви, сидя запершись у себя в кабинете. Онегин уже теперь не может, как прежде, проходить по жизни, вовсе игнорируя чувства и переживания людей, с которыми он, сталкиваясь в прошлом, думал только о самом себе...

Мы видим, что Онегин, вернувшийся из путешествия, не похож прежнего Онегина. Он стал гораздо серьёзнее, внимательнее к окружающим. Теперь он способен переживать самые сильные чувства, которые задевают его до глубины души. Вернувшись, Онегин вновь встречает Татьяну. И вот теперь-то он, пораженный ее умом, благородством, сильными душевными качествами, сдержанностью в выражении чувств, влюбляется в Татьяну, как больной, заболевающий болезнью. Как же далек этот, переживающий свою любовь человек от Онегина, из первых глав романа!

В этой статье пойдет речь о характеристике Евгения Онегина - главного героя из романа Александра Пушкина "Евгений Онегин".

Евгений Онегин - это молодой дворянин с "французским" образованием, которое скорее можно назвать поверхностным: он немного знаком с латынью, не знает даже разницы между ямбом и хореем. Но вместе с тем Онегин хорошо и глубоко познал "науку страсти нежной".

Говоря о характеристике Евгения Онегина, отметим, чем занимается молодой дворянин Онегин. Он доставляет себе удовольствие самыми разными способами, такими как: посещение театра, балов, дружеских ужинов и светских обедов. Однако здесь и открывается одна из главных проблем в образе Евгения Онегина. Очень скоро он чувствует глубочаюшую тоску и разочарование, его уже ничего не радует и не может принести ему удовлетворения. Онегин охвачен самой настоящей "русской хандрой", а в душе его пустота.

Образ Евгения Онегина в деревне

Полный высокомерия и презрительности ко всем и всему, Евгений Онегин решает отвлечься и развеяться, поэтому он отправляется в деревню, где живет его захворавший дядя. В деревне Онегин сводит знакомство с Владимиром Ленским, который по натуре романтик, искренен в своих чувствах и весьма непосредственен. Онегин и Ленский - это совершенно разные характеры. Ленский представляет Онегина Лариным, и вот здесь в полной мере раскрывается характеристика Евгения Онегина.

Влюбившись в Онегина, Татьяна Ларина открыто призналась ему в своих чувствах. И хотя у Евгения что-то дрогнуло в "душе холодной и ленивой", Онегин бессердечно отказал Татьяне, приведя довод, что он не видит себя семьянином и вообще не создан для любви - здесь читателю раскрывается образ Евгения Онегина.

Вскоре между Владимиром Ленским и Евгением Онегиным происходит ссора, а затем и дуэль, на которой Онегин убивает Ленского. Здесь характеристика Евгения Онегина еще больше усугубляется, Онегин понимает, что эта дуэль была совершенно ненужным злодейством, и от этого впадает в еще большую тоску, которая побуждает его отправиться скитаться по России.

Характеристика Евгения Онегина в финале романа

По прибытии в Петербург после скитаний и путешествий, Евгений Онегин встречается с Татьяной Лариной и видит, что она вышла замуж. И здесь в образе Евгения Онегина происходит нечто удивительное - он чувствует, что его душа способна "как дитя" искренне любить. Онегин даже отправляет Татьяне письмо, но ответа на него не получает. В итоге Онегин понимает, что отвергнут.

Евгений Онегин в отчаянии. Он читает все подряд, пытается сочинять, однако здесь чувствуется глубокая разница - в деревне он все это делал от тоски, а теперь им движет страсть, пустота сердца заполняется и душа его оживает, он способен чувствовать терзания сердца.

Какую характеристику можно дать Евгению Онегину в финале романа? Можно лишь сказать, что он переродился благодаря любви, но что с ним стало дальше, Александр Пушкин не раскрывает.

Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» стал прорывом в литературе того времени. В тот период русский язык находился в стадии активного развития и пополнения новыми фразовыми единицами. По словам того же Пушкина, каждый человек, пишущий на русском, уже априори был писателем – для того, чтобы изъясниться нужно было придумать определенный речевой оборот, ведь в языковом запасе таких вариантов не существовало. Поэтому появление произведения значимого объема привлекло внимание читателей.

Определение жанра

«Евгений Онегин» – это роман. На это указывают несколько факторов.

Широкая система действующих персонажей

Всех героев можно разделить на главных и второстепенных. Некоторые из них единожды появляются в тексте и то на несколько мгновений. Основной массив событий приходится на 12 персонажей. Не все они активно принимают участие в возникшем конфликте, некоторые из них представлены косвенным действием.

Изображение множества жизненных аспектов

Жизнь главных героев описывается с разных сторон, многогранно. Читатель может увидеть действие персонажа в разных жизненных ситуациях, узнать, как он проявляет себя в других социальных ролях. Например, как член семьи – другими словами, как он относится к своим родственникам, как социальный субъект – так персонаж действует в обществе, как работник – как человек, выполняющий определенные должностные требования и прочее.

Временной промежуток

События романа охватывают временной промежуток в несколько лет. Такая продолжительность действия также является характеристикой романа как жанра.

Количество сюжетных линий

В романе всегда несколько сюжетных линий. Максимально допустимого значения для сюжетных линий нет. В «Евгении Онегине» главная сюжетная линия заключена во взаимоотношениях Евгения Онегина и Татьяны Лариной.

Также существуют две побочных – первая касается дружбы Ленского и Онегина; вторая – любовного чувства между Ольгой Лариной и Владимиром Ленским.

Лирические отступления и пояснения автора

Характерной чертой романа также является и наличие лирических отступлений или дополнительной информации в самом тексте, позволяющей глубже понять суть происходящего. Самыми яркими проявлениями «Евгения Онегина» в этом плане является сон Татьяны, песни девушек, поэзия Владимира Ленского.

Особенности жанра

Роман Пушкина «Евгений Онегин» носит элементы социально-психологического романа. Александр Сергеевич активно изображает внутреннее состояние героев, их душевные сомнения и поиски.

Неожиданные, порой экстремальные, события в жизни персонажей позволяют полнее понять их особенности характера. Обличение снов, мечтаний, скрытых желаний – способствуют анализу подсознательной части личности.

Еще одной особенностью является то, что роман написан в стихотворной форме, другими словами – это роман в стихах.

Особенности строфики

Так как роман имеет поэтическую форму, то следует рассмотреть и основные особенности поэзии.
Произведение было написано особенной строфой. Ее рифменная схема изображается таким образом: AbAb CCdd EffE gg. Расшифруем ее.

Четыре первых строки связаны перекрестной рифмой. При этом первая и третья строки представлены женской рифмой, а вторая и четверная – мужской.

Следующие четыре строки объединены смежной рифмой, то есть рифмуются по две строки. Первые две из них – женская рифма, последующие две – мужская.

Следующие четыре строки связаны кольцевой рифмой – первая строка (она же 9 в общем списке строк стиха романа) рифмуется с 4-ой (12 в общем списке), и являет собой женскую рифму, а 2-я с 3-ей (10 и 11 соответственно), и представлена мужской рифмой. Последние две строки рифмуются между собой мужской рифмой.

Такой вид строфы был назван Онегинская строфа, так как первоначальное ее выявление было произведено именно в этом романе.

Структура романа

Первоначально Пушкин очертил объем романа в 9 глав, но позднее изменил свое намерение, сократив их количество до восьми. Дело в том, что восьмая глава должна была описывать поездку Онегина в Одессу, но объекты, изображенные Пушкиным в этой главе, могли бы навлечь гнев властей, поэтому Александр Сергеевич не только отказывается от идеи публиковать ее, но и уничтожает частично текст главы.

Характерной особенностью глав было то, что каждая из них по своей сути является законченным произведением и позволяет оборвать повествование на любой из них. Таким образом было подчеркнуто сходство с манерой фрагментарного изложения Байрона.

Герои романа

Система героев романа довольно проста – в центре событий находится пара, объединенная влечением друг к дружке. К ним примыкают несколько групп второстепенных персонажей, которые способствуют развитию конфликта, возникшего между двумя главными героями. В тексте также присутствуют эпизодические персонажи – их влияние на развития сюжета сведено к минимуму, они созданы автором для создания определенного настроя общества.

Главные герои романа

Главными героями романа Пушкина являются Евгений Онегин и Татьяна Ларина.

Евгений Онегин – дворянин по происхождению, состоятельный молодой человек, по стечению обстоятельств приехавший к своему умирающему дяде. Его жизнь типична для молодых людей того периода – балы, званые обеды, театры. Он весьма популярен в петербуржском обществе.

Татьяна Ларина также дворянка, но ее семья не столь богата и известна. На момент начала развития событий ей 17 лет. Татьяна, на момент развития основных событий, была лишена возможности активно бывать в светском обществе, вела тихую и уединенную жизнь в деревне вместе со своими родителями и сестрой.

Второстепенные герои романа

Список второстепенных героев романа Пушкина более объемный.

  • Владимир Ленский – друг Евгения Онегина, дворянин. Он поэт и романтик. Ленский погибает от рук Онегина на дуэли;
  • Прасковья Ларина – мать Татьяны и Ольги. Милая и добрая женщина преклонного возраста;
  • Дмитрий Ларин – помещик, отец Татьяны и Ольги. Он умер его до начала повествования;
  • Ольга Ларина младшая дочь Прасковьи Лариной и сестра Татьяны. Легкомысленная и кокетливая девушка. Ее поведение становится предпосылкой к развитию конфликта между Ленским и Онегиным и, как следствие, дуэли;
  • Фильпьевна – крепостная крестьянка, няня Татьяны Лариной. Добродушная и ласковая старушка;
  • Князь N – помещик, муж Татьяны Лариной, родственник Евгения Онегина;
  • Зарецкий – помещик, секундант Ленского на дуэли, его друг и товарищ Евгения Онегина;
  • Княжна Алина – кузина Прасковьи Лариной. В ее доме останавливаются Прасковья и Татьяна Ларины, по приезду в Москву.

История написания и публикации

Роман «Евгений Онегин» не относится к произведениям, написанным на одном дыхании. Для создания повествования Пушкину потребовалось больше семи лет. По подсчетам самого автора, точный период написания составляет 7 лет, 4 месяца и 17 дней.

Работу над текстом романа Пушкин начал в Кишиневе 9 мая 1823 года. На ее написание ушло больше 5 месяцев – закончена глава была 22 октября. Этот текст не был окончательным вариантом и впоследствии подвергся множеству доработок и изменений. Впервые эта глава увидела свет в 1825 году.

Написание второй главы не было таким длительным процессом. К 8 декабря того же 1823 года она была уже готова, правда, как и в случае с первой главой, это не стало окончательным вариантом – текст поддался коррекции и впервые был опубликован в 1826.

К написанию третей главы Пушкин приступил незамедлительно. Процесс ее написания был довольно долгим – около 8 месяцев и 2 октября 1824 она была написана полностью. С публикацией главы Пушкин не торопился, читатели увидели ее только в 1827.


Написание четверной главы время от времени прерывалось. Пушкин отвлекался на написание других произведений, поэтому весь процесс занял год и три месяца. Текст был закончен в январе 1826. Опубликована она была в 1828 одновременно с пятой главой.

Пятая глава романа также писалась с перерывами. Пушкин начал работу над ней за два дня до окончательного варианта четвертой главы. По длительности написание заняло 10 месяцев. В ноябре 1826 – глава уже была готова.

Рукопись шестой главы не сохранилась, поэтому достоверных дат, свидетельствующих о периоде ее написания, нет. Скорее всего, работу над ней Пушкин начал сразу же после окончания работы над пятой, а закончил в августе 1827. Напечатана она была в марте 1828.

Даты написания седьмой главы также приблизительны. Известно, что Пушкин начал написание в августе – сентябре 1827, а закончил в ноябре 1828.В марте 1830 она была напечатана.

Восьмая глава рассказывала о путешествии Онегина, окончание работ ее припало на сентябрь 1830, но в свете политических событий Пушкин отказался от идеи размещения ее в составе романа. К нам дошли только незначительные фрагменты главы, опубликованные по ходу написания. Полный текст рукописи был Пушкиным уничтожен.


Место удаленной главы заняла новая. На ее создание понадобилось 9 месяцев. Готова она была в сентябре 1830, а опубликована в 1832 с пометкой «Последняя глава «Евгения Онегина»».

Кроме фрагментов 8 главы, до нас дошел еще черновой вариант 10-ой главы. Предположительно, эта глава должна была рассказывать о поездке Онегина на Кавказ и его смерти, но абсолютной уверенности в такой позиции нет.

Отдельной книгой «Евгений Онегин» был выдан в 1833, следующая его публикация состоялась в 1837 году.

Прототипы «Евгения Онегина»

Роман «Евгений Онегин» лишен точных посылок на реально существующих людей. Многие предполагаемые прототипы были обнаружены литераторами и литературными исследователями спустя некоторое время и базируются на схожести тех или иных событий или качеств характера.

Прототипом Онегина вполне вероятно мог стать Чаадаев. Он имеет некую биографическую схожесть с Онегиным. Также, может быть и то, что этот образ возник под впечатлениями от Чайлд Гарольда и Дон Жуана – героев произведений Байрона.

В образе Ленского легко прочитывается сходство с Кюхельбекером.

Другие персонажи лишены прототипов (либо же их прототипы не были обнаружены или оглашены автором) и являются собирательными образами.

Байронизм и понятие «лишнего человека»

Александр Сергеевич Пушкин восхищался работами Дж. Байрона, поэтому не удивительно, что некоторые элементы, характерные творчеству Байрона, Пушкин перебрал себе.

Александр Сергеевич планировал написать роман в рамках реализма, но полностью осуществить намеренное у него не получилось – первые главы романа обозначены вкраплениями романтизма, а главный герой подобен классическому Байроническому герою.

Евгений Онегин находится в поисках себя и своего смысла жизни. Он не может найти утешение в общепринятых занятиях и, в результате прожигает свою жизнь.

Байронизм Пушкина умело воссоединился с уникальным явлением русской литературы – понятием “Лишнего человека”. Черты такого явления воплощены в образе Евгения Онегина.

Герой, подобно общепринятым традициям, ведет свою жизнь. Он получил приличное образование, обладает талантом красноречия, вполне востребован в обществе. Он ведет праздный способ жизни – для того времени – это не новшество, а норма, но вскоре такое положение вещей его начинает тяготить. Так как образ Онегина лишен усердия к трудолюбию – он занимается чем-то только в период увлечение новым процессом. Как только новизна отступает на второй план, Онегин утрачивает интерес к занятию. Такое положение вещей не позволяет ему достичь значительных результатов в каком-либо виде деятельности, что усиливает состоянии тоски и сплина.

В конце повествования Лишний человек умирает (в большинстве случаев это происходит по причине болезни). Планировал ли Пушкин убивать своего героя, сказать точно невозможно. Сохраненные обрывки 10 главы дают возможность допустить такую вероятность.

Темы и проблемы романа

Как и любой роман, «Евгений Онегин» имеет разноплановую проблематику и тематику.

Возможность реализовать себя в обществе

Как найти свое место в жизни и обществе, организовать себя и свой досуг? В чем смысл человеческой жизни? «Евгений Онегин» не лишен философской основы. Пушкин рассматривает и анализирует жизнь и принципы современной ему аристократии, пытается определить путь развития человека.

Толерантность по отношению к другим

Человек – социален. Его деятельность неприметно связана с взаимодействиями других людей. В романе ярко показано, как игнорирование такого принципа как толерантность и умение деликатно высказать свою позицию может стать причиной необратимых трагических последствий.

Дружба

Общение людей нередко переходит границы знакомства. Время от времени, под влиянием общих интересов, взглядов, или наоборот несхожести героев, при активном интересе одно из них к другим видам деятельности, не известных или малоизвестных ему.

Любовь

Романтические чувства нередко становятся причиной душевных переживаний и личных трагедий. Что происходит, когда один персонаж играет чувствами другого и возможно ли полноценно жить после разочарования первой любви? – на эти вопросы Пушкин активно ищет ответы.

Долг, гордость и честь

Жизнь аристократа неотъемлема от таких понятий как долг, гордость и честь. Поступки и слова представителя высшего общества не должны выходить за рамки приличия, он должен поддерживать должный уровень чести и не опускаться до постыдных поступков.

Привязанность к общественному мнению

Многие поступки люди совершают под воздействием общественного мнения. Плачевный результат такой деятельности продемонстрирован в эпизоде с дуэлью Ленского и Онегина. У молодых людей еще есть время объясниться, помириться и избежать дуэли, но они не делают этого, так как это противоречит общественному мнению.

Таким образом, роман Александра Сергеевича Пушкина написан в реалистичной манере, но не лишен элементов, характерных для романтизма. Широкая структура образов позволяет в полной мере раскрыть проблемы и темы, интересующие автора.

Роман “Евгений Онегин” Пушкина: анализ, характеристика героев, материалы для сочинений

5 (100%) 1 vote

Роман «Евгений Онегин» написал классик мировой литературы . Став первым шагом русских писателей в области реализма, стихотворное произведение оказалось уникальным для своего времени. Написание «Евгения Онегина» заняло 8 лет, с 1823 по 1831 годы. Действие охватывает события периода 1819-1925 годов. Целиком творение Пушкина впервые опубликовали в 1833 году.

Критики и исследователи сравнивают «Евгения Онегина» с « » . Главные герои стихотворного произведения достоверно изображают образы, характерные для XIX века, а атмосфера этого периода передана с невероятной точностью.

История создания

Работая над созданием романа, Пушкин планировал представить публике образ героя, актуального для новой России. Персонаж, описываемый автором, легко спровоцировал бы события, необходимые для развития страны, и был способен на серьезные поступки. Роман стал для Пушкина, поклонника идей декабристов, своеобразным толкованием российской действительности в стихотворной форме.


Произведение рождалось в сложные периоды жизни знаменитого поэта: в южной ссылке и после нее, при негласном заточении в Михайловском и во время «Болдинской осени».

Характеристика главного героя тщательно продумана создателем образа. Пушкинисты находят в описании характера Онегина черты , Катенина и самого автора. Герой стал совокупностью отличительных черт нескольких прототипов и собирательным образом эпохи, а также светской молодежи. Дворянин с подавляющей энергетикой, он становится центральной фигурой романа, от которого зависят судьбы других героев.


Называя Евгения Онегина «добрым приятелем», Пушкин подчеркивает созвучность образа жизни героя описываемой эпохе. Автор наделяет героя дворянским воспитанием, острым умом и быстрым восприятием, которые гармонично сочетаются с его принципами и точкой зрения.

Жизнь Евгения скучна. Он не чувствует принадлежности к свету, куда вхож, допускает язвительные и саркастические замечания и насмешки над его представителями. Онегин являет собой нового героя, которому претят активные действия и больше по душе пассивное наблюдение за происходящим. Исследователи до сих пор спорят над тем, был ли герой «чужим» и «лишним» человеком в эпохе или являлся праздным мыслителем, весело проживавшим свой век. Поступки персонажа сложно толковать однозначно, а его мысли не всегда справедливы. Цель жизни героя неизвестна: он не озвучивает ее или не располагает ей вовсе.


Евгений относится к числу людей, разрывающихся между доводами ума и сердца. Он не выдерживает испытания благородными чувствами вроде любви и дружбы. Спровоцированная им дуэль логична для светского этикета, но становится игрой понятий и своеобразным экспериментом для заскучавшего героя.

Избалованный молодой человек, способный покорить светскую компанию, избалован женским вниманием и недурен собой. После описания его образа жизни читатель легко воспринимает факт того, что не он влюблен в , а девушка жаждет его взаимности. Человек, которому недоступны сильные искренние чувства, слабый в таких понятиях, как любовь и отношения, Онегин считает себя вправе поучать аудиторию. Но спустя время герой становится заложником своей душевной скупости.

Сюжет и главные герои

Сюжет стихотворного романа о Евгении Онегине известен каждому школьнику. Вступление описывает молодого дворянина, чей богатый дядюшка захворал. Евгений вынужден поехать к родственнику с визитом. Повествование ведется от лица автора, описывающего происходящее и представляющегося знакомым главного героя.

Имея успех среди дам и развлекая себя светскими потехами, Онегин пришел к выводу, что пресыщен тем, что его окружает. Он находится в состоянии тоски и хандры, поэтому поездка к дяде дает старт новому этапу в жизни персонажа. После смерти родственника герой стал обладателем состояния и поселился в деревне. Тоска не проходила, и герой искал способа избавиться от нее.


В деревне Евгений познакомился с и нашел в нем отдушину. Пылкий юноша оказался влюблен в одну из сестер Лариных – . Веселая девушка оказалась полной противоположностью старшей из сестер – Татьяны, заинтересовавшей Евгения. Молодые люди встречаются, и в сердце героини зарождается любовь к Онегину. Татьяна в порыве чувств пишет письмо возлюбленному, но оказывается отвергнута. На именинах Татьяны Онегин ради развлечения ухаживает за Ольгой и получает вызов на дуэль от Ленского. Убив друга в ходе поединка, герой уезжает в Петербург.

Спустя три года в столице происходит встреча Онегина и Татьяны. Девушка вышла замуж за генерала и блещет в свете. Евгений сражен ею. Письмо Онегина к Татьяне изобличает чувства Евгения. Женщина отказывает ему, признавшись, что, несмотря на взаимность, останется верна супругу. Повествование заканчивается прощанием автора с аудиторией.


Главные действующие лица произведения: Евгения Онегин, Владимир Ленский и сестры Ларины – и Ольга.

Евгений Онегин – дворянин, родившийся в Петербурге. Его отец промотал состояние, поэтому наследство от богатого родственника оказалось уместным для героя. Воспитанный гувернерами, Онегин имел хорошее воспитание, присущее молодому человеку его происхождения. Отсутствие моральных устоев привело к тому, что он ведет себя как сноб и не умеет ценить проявления пылких чувств. Евгению благоволят дамы, к его мнению прислушиваются господа. Сущность юноши неизменна, хотя герой меняется на протяжении романа.


Татьяна – ключевой женский образ произведения. Она скромна, спокойна и сдержанна. Манеры девушки подчеркивают ее благородство. Ее главным развлечением оказываются книги. Отчасти их влияние приводит к влюбленности в Онегина. Под напором чувств Татьяна решается на рискованный шаг, считавшийся позором для дамы XIX века: написать письмо избраннику. Получив отказ, ранивший ее гордость, девушка делает вид, что ничего не произошло. Она выходит замуж, зная, что былые чувства не угасли, и находит в себе силы дать отказ воспылавшему любовью Евгению. Для разумной и порядочной Татьяны недопустима мысль об измене и предательстве мужа.

Владимир Ленский – юноша, ставший в деревне близким другом Онегина, по мнению искусствоведов, списан с юного литератора . Богатый дворянин 18 лет от роду влюблен в Ольгу и остается верен ветреной хохотушке не первый год. Образованный красавец не может стерпеть обиды, нанесенной ухаживаниями друга за его дамой сердца. Дружба с Онегиным обрывается дуэлью, которая становится переломным моментом повествования.


Ольга – младшая Ларина, антагонистка Татьяны. Легкомысленная девица чересчур жизнерадостна и любит кокетничать с кавалерами. Не демонстрирующая талантов и предпочтений, девушка не склонна думать о будущем. Она воспринимает Ленского как игрушку и не разделяет его чувств. После смерти Владимира Ольга быстро находит утешение с молодым офицером, за которого выходит замуж.

  • История создания романа «Евгения Онегин» тесно связана авторским достижением – онегинской строфой. Произведение написано особым способом, благодаря чему Пушкин организовал альтернативу прозаическим главам и с легкостью менял тематику повествования. Читатели отмечают переход автора от изложения мыслей к описанию сюжета и обратно. Роман в формате доверительной беседы с аудиторией был переведен на 19 языков.

  • Легендарное произведение не раз вдохновляло творческих людей на создание объектов искусства. В 1878 году
  • В музыкальной области сюжет, описанный Александром Сергеевичем Пушкиным в романе «Евгений Онегин», был воспет автором и исполнителем, псевдоним которого Шура Каретный.

Цитаты

Реплики главного героя и второстепенных действующих лиц стихотворного романа давно стали крылатыми фразами. Многие цитаты из произведения XIX века не теряют актуальность и в условиях современности.

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, так воспитаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть...»

Этими строками можно описать не одно поколение россиян, читавших произведения Пушкина. Подчеркивая степень образованности героя, автор не без сарказма замечает, что, умея выдавать желаемое за действительное, не сложно создать привлекательный образ в свете.

«Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей...»

Так пишет поэт, объясняя легкомысленность персонажа, порой свойственную многим серьезным людям. Несовместимые черты нередко сочетаются в характере незаурядных личностей и тех, кто не способен поразить индивидуальностью.

«Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой...»

Этими словами, посвященными Ленскому и Онегину, Пушкин подчеркивает разительные отличия героев, описывая их в мелодичной манере онегинской строфы.

«Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей»

Писатель дал завет последующим поколениям устами Онегина и навсегда передал представителям сильного пола разящее оружие против влюбленных дам.

Неизменные истины вкладывает стихотворец в роман, провозглашая:

«...Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя...»

Ни для кого, включая Евгения, нет личности знаменательнее, чем собственная, что логично вне зависимости от эпохи и круга общения.

Евгений Онегин изображается Пушкиным как «молодой повеса». Мальчиком Евгений растет беззаботным и беспечным, ведь его учитель, по происхождению француз, учит его всему «шутя», дабы «не измучилось дитя». Поэтому Евгений не получил должного образования. Став юношей, он быстро делается завсегдатаем светских мероприятий, ведь в круги высшего света он смог с легкостью вписаться, благодаря владению французским и умению танцевать.

В общении с милыми дамами Онегин быстро осваивает «науку страсти нежной», ловко покоряя сердца красавиц:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным.

Онегин, благодаря своему умению очаровывать женщин, постоянно получал приглашения на различные приемы в свете, принимая ежедневно по несколько записок, в которых его зовут посетить какое-либо светское мероприятие.

Онегин — ухоженный и модный молодой человек, тщательно следящий за своим внешним видом и за своей одеждой, он много времени проводил у зеркала, в арсенале его косметических средств были:

Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щетки тридцати родов
И для ногтей и для зубов.

Собираясь на очередное увеселительное мероприятие, он очень долго прихорашивался перед зеркалом и » из уборной выходил подобный ветреной Венере…»

Онегин был избалован женским вниманием, он привык к свободному и вольному образу жизни, когда ему легко доставалась всё самое лучшее. Он не привык к ответственности, к обязательствам, все его связи с женщинами носили мимолетный и несерьезный характер. Постоянная беспечность, повторяющаяся ежедневно, в итоге опостылела Онегину, перестала приносить ему удовлетворение:

Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели.

Именно в таком состоянии, когда он устал от развлечений, от измен и интриг, Онегин отправился в деревню, где и состоялось его знакомство с Татьяной. И хотя Онегин был «повесой» и «франтом», самовлюбленным и избалованным женским вниманием мужчиной, умеющим превосходно «играть» на струнах женской души, мог искусно притворяться и лицемерить, к Татьяне он смог отнестись с уважением и пониманием. После её признания в любви к нему, Онегин не посмеялся над нею, не стал распространять слухи, он постарался откровенно поговорить с ней, желая ей полюбить более достойного мужчину.

Свой добрый и понимающий характер Онегин проявляет и по отношению к своему другу, Владимиру. Он снисходительно и терпеливо выслушивает его романтические рассуждения, не вставляя свое «охладительное слово», предполагая, что с возрастом «блаженство» Ленского всё равно пройдет:

И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству;
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.

Перед тем, как состоялась дуэль с Ленским, Онегин испытывает чувство вины, его мучает совесть, что не смог остудить пыл поэта. Он осознает, что его друг слишком молод, слишком горяч. Онегин отдает себе отчет в том, что напрасно сыграл столь злую шутку со свои другом, посмеявшись над его » нежной и робкой любовью». Но всё же он слишком самолюбив, чтобы попросить прощения у Ленского и предотвратить дуэль, к тому же он не хочет слышать «хохотни глупцов», ведь отказ от дуэли может быть принят обществом за трусость.

Онегин, всё-таки, очень неоднозначная личность. Сама Татьяна в размышлениях о нем говорит:

Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?
Уж не пародия ли он?

Такие рассуждения возникли у Татьяны после изучения книг, найденных ею в доме Онегина, это были произведения, «в которых отразился век и современный человек изображен довольно верно…»
Татьяна листала страницы и видела на многих из них отметки Онегина, где его душа «себя невольно выражает».

Всё это говорит о том, что Евгений Онегин был всё-таки думающим человеком, с живой и умеющей чувствовать душой, не до конца развращенной светским обществом.