Какую особенность в поведении фамусова замечает чацкий. Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)

В 1824 году А.С. Грибоедов написал свою комедию ""Горе от ума"", которая оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. В этой пьесе Грибоедов показал важную проблему всех времен - конфликт между "веком нынешним" и "веком минувшим".

Одним из самых ярких представителей "века минувшего" является Павел Афанасьевич Фамусов, в чьем доме и происходит действие всей комедии. Фамусов - старый московский барин, заслуживший общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел. Он является не только радушным и гостеприимным хозяином, но и убежденным крепостником, яростным противником просвещения. Вот что он говорит по поводу книг: "Забрать все книги бы да сжечь". Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками.

Для Фамусова свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего - это то, "что станет говорить княгиня Марья Алексевна!" Фамусов заполняет свою неделю посещениями "нужных" людей: приемами, обедами, крестинами. Примером человека, достигшего в своей жизни всего, является для него Максим Петрович, добившийся продвижения по службе с помощью "расшаркиваний" перед императрицей и жертв собственным достоинством. "Как тот и славился, чья чаще гнулась шея", - говорит об этом Чацкий. Все нравственные идеалы Фамусова лежат в материальной сфере, ко всему относится он с точки зрения практической выгоды, даже к любви. Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: "Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара". Далее он добавляет: "Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, - тот и жених".

Фамусов служит управляющим в казенном месте, служба для него - возможность иметь связи, чины, а не служить отечеству или выполнять гражданский долг, одним словом, Фамусов относится к службе формально, бюрократически ("подписано, так с плеч долой"). Кстати, о делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, "чтоб множество не накоплялось их". Это и служит доказательством формального отношения к службе. На службу к себе он берет только родных и близких. Он ценит людей деловых, способных заменить его. Фамусов уважает лесть и назкопоклонство.

Одним из главных действующих лиц пьесы также является Александр Андреевич Чацкий. Его и Фамусова можно смело назвать антогонистами, то есть один - полная противоположность другому. Родители Чацкого были близкими друзьями Фамусова, поэтому после их смерти Фамусов взял под опеку и воспитал Александра Андреевича. В дальнейшем, когда Чацкий подрастет и станет личностью, его отношение к старику, добровольно воспитавшему его, становится презрительным и граничит с неуважением. Будучи юношей, Александр Андреич покинул родные края и уехал за границу. За это время семья Фамусова о нем ничего не слыхала. Но прошло время, и Чацкий как ни в чем не бывало вернулся.

Сначала Фамусов был рад его нежданному появлению, и он распрашивает его о том времени, которое Чацкий провел в отдалении. Но Александр Андреевич только и говорит о Софье, о том как она расцвела и похорошела. Позднее он стал просить у Фамусова руки его дочери, на что получил весьма резонный ответ: Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, подитка послужи. Далее Чацкий начал пропагандировать и высказывать свои идеи, а все просьбы Фамусова "помолчать" игнорировал. В общем, отношения Чацкого и Фамусова очень сложны. Таким образом, мы видим, что конфликт между Чацким и Фамусовым не бытовой, не конфликт "отцов" и "детей", а "века минувшего" и "века нынешнего". Ведь всегда будет существовать консервативное общество и прогрессивные люди.

/ / / Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)

На страницах своей знаменитой комедии «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов отразил наметившийся раскол в среде дворянского сословия. Пьеса отражает тот временной отрезок, когда один век сменял другой, только что закончилась Отечественная война. Помещикам необходимо было переоценить все, что было до этого, и поменять взгляд на уклад, обычаи, привычки.

Закоренелым дворянам с консервативными устоями это положение дел пришлось совсем не по душе, но были еще и молодые дворяне, которые мечтали о новой жизни, об утверждении ценности человеческой личности. Они то жаждали этих самых перемен. Именно эту борьбу между «веком нынешним» и «веком минувшим» показывает автор на страницах пьесы. А главными противниками становятся и , как два представителя разных лагерей.

Эти два героя не могут найти точек соприкосновения ни в одном из вопросов. На все у них разное мнение. Александр Андреевич считает важным просвещение и образование, он занимается литературной деятельностью, обладает красноречием, что помогает ему славно и писать, и переводить. Что касается Фамусова, то помещик против учености, считает ее ненужной и вредной. Павел Афанасьевич опасается таких людей, как Чацкий. Именно он и ему подобные способны лишить фамусовское общество возможности и дальше проводить время в пирах и забавах.

Спор Чацкого и Фамусова относится и к вопросу службы. Молодой человек не видит пользы в той службе, которая предполагает получение чинов не за заслуги, а за прислуживание и толстый кошелек. Главный же представитель дворянского общества, Фамусов, считает, что в прислуживании нет ничего страшного. Это просто возможность добиться продвижения и получить новое звание. Быть шутом и за это получить уважение императрицы, как дядя Фамусова, Максим Петрович – вот что достойно уважения. Чацкий же считает, что нужно служить делу, защищать родину, а не прислуживаться в угоду отдельным личностям.

Интересно отношение двух героев к семье. Павел Афанасьевич приверженней того, что семью можно создать и без любви. А для дочери он подыскивает подходящую пару, причем те, у кого нет достаточного состояния, ей совершенно не подходят. Для людей из окружения Фамусова счастье заключается в деньгах. Этот принцип ставится во главу угла и в семейных отношениях.

Но Чацкий не разделяет этой позиции, для него на первом месте живые истинные чувства. Любовь для молодого человека стоит выше всякого богатства. Он возвращается из трехгодичного странствования по свету, мечтая увидеть Софью, девушку к которой он относился с нежностью и трепетом. Но она очень изменилась. Да и его место уже не вакантно. Его занял спокойный и угодливый . Даже в личной жизни Чацкого ждет разочарование. Хотя, мы это прекрасно понимаем, Фамусов бы никогда не дал согласия на такой брак своей дочери.

Итак, расхождение взглядов двух героев по поводу основных вопросов и приводит к тому, что между ними разгорается конфликт. Это спор двух разных миров, которым никогда не понять друг друга.

Чацкий близок людям декабристского склада, Фамусов — главный его противник, защитник самодержавно-крепостнических порядков. Уже из 1-го действия комедии становится ясно, насколько это разные люди. В после-дующих эпизодах Фамусов высказывает свое мнение о книгах, о службе. Из разговора Софьи с Лизой понятно, что Фамусов, «как все московские», ценит в людях лишь чины и богатство, да и сам он говорит Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». Все это создает определенное представление о Фамусове.

Совсем иным видится Чацкий. Искренний, оживленный свиданием с Софьей, остроумный, он посмеивается над Фамусовым, остро вышучивает московских дворян, их жизнь и времяпрепровождение.

Так намечается идейный конфликт между Фамусовым и Чацким, ко-торый во 2-м действии наступает. В их споре проявляется несогласие решительно во всем.

Фамусов пытается поучать:

Именьем, брат, не управляй оплошно. А главное — поди-тка послужи.

Он раскрашивает свои поучения воспо-минаниями о порядках екатерининских времен, когда его дед Максим Петрович лестью и низкопоклонством снискал расположение императри-цы, и убеждает Чацкого служить, «на старших глядя». «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — отвечает Чацкий на это предложение. Он пре-зирает людей, готовых

У покровителей зевать на потолок, Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подставить стул, поднять платок...

Чацкий считает, что нужно служить «делу», а не «лицам», и одобряет тех, кто «не торопятся вписаться в полк шутов». Фамусов объявляет его опасным человеком, не признающим властей, и угрожает ему судом.

Фамусов — защитник самодержавно-крепостнического строя и восхи-щается старыми порядками и устоями жизни. Такие, как Чацкий, опасны, они посягают на жизнь, которая является основой его благополучия.

Фамусов — крепостник — считает законным право помещика рас-поряжаться людьми так, как ему угодно. Он не видит в крепостных человеческого достоинства. Чацкий же высказывает уважение к простым людям, называет русский народ «умным, добрым». Против таких, как Фамусов, и направляет Чацкий свой удар в монологе «А судьи кто?..» Он возмущен, что «отечества отцами» в обществе признаны жестокие крепостники. Эти люди «сужденья черпают из забытых газет».

Когда гости Фамусова «всем хором» объявляют Чацкого сумасшедшим, Фамусов утверждает, что он первым сделал это открытие:

Попробуй о властях — и невесть что наскажет! Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом, Хоть пред монаршим лицом, Так назовет он подлецом!

Причину сумасшествия Чацкого Фамусов видит в науке, в просве-щении: Материал с сайта

Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Различие во взглядах и культуре ярко проявляется в речи Чацкого и Фамусова. Чацкий — человек образованный, его речь логична, образна, отражает глубину мысли. Он мастер афоризмов, едких эпиграмм. Его сло-во — разящее оружие.

Речь Фамусова — это речь человека не очень образованного, но неглу-пого, хитрого, властного, привыкшего считать себя непогрешимым. Он спо-рит, отстаивая свои взгляды, даже проявляет остроумие.

В разговоре со Скалозубом проявляется вкрадчивость, подобострастие, в словах ласкательные суффиксы («в петличке орденок»), он даже прибав-ляет «-с»: «Сергей Сергеич, к нам сюда-с». Со слугами же он всегда груб, ворчлив, он обзывает их, называя не иначе как Петрушками, Фильками, Фомками, не считаясь с возрастом.

Так Грибоедов противопоставляет «век нынешний» «веку минувшему».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • москва глазами фамусова и чацкого
  • в чём они видят причину сумасшествия чацкого
  • сочинение по литературе на тему чацкий и фамусов
  • обоссловесный портрет фамусова и чацкого
  • в чем различие взглядов чацкого и фамусова

План

1. Введение

2.Отношение к службе

3.Отношение к обществу

4.Отношение к знаниям

5. Заключение

Введение

Чацкий и Фамусов - представители двух полностью противоположных миров. Образ Чацкого символизирует собой молодые и здоровые общественные силы. Таких людей еще очень мало, но именно они станут главным двигателем прогресса и просвещения. Фамусов - типичный закоренелый реакционер, стремящийся любой ценой сохранить существующий порядок.

Отношение к службе

В первом серьезном разговоре между Чацким и Фамусовым сразу же проявляется их отношение к служебной деятельности. Чацкий не скрывает, что ему нравится Софья, и он хотел бы не ней жениться. Для Фамусова совершенно невозможно видеть в зятьях человека, не занимающего никакой должности ("поди-тка послужи"). Чацкий произносит свою знаменитую фразу: "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Фамусова такой ответ выводит из себя. Он приводит в пример многочисленных предков, которые не считали унижением постоянно кланяться перед важными вельможами. Таким образом они приобретали могущественных покровителей, обеспечивающих их доходы.

Фамусов подчеркивает, что даже дядя Чацкого в свое время совершил "превосходный" поступок. Он случайно упал при дворе, чем вызвал улыбку императрицы. Ободренный этим, дядя Чацкого специально упал еще два раза. Тем самым он обратил на себя внимание и стал известен. Чацкий чувствует отвращение к таким способам карьерного роста. Образованный молодой человек справедливо считает, что важны знания и талант служащего, а не его умение угодить в нужный момент. Чацкий видит, что в обществе уже начались положительные сдвиги. Раболепие и чинопочитание все чаще вызывают смех. Слова Чацкого вызывают ужас у Фамусова. Он видит в них опасный источник вольнодумства. Фамусов считает Чацкого революционером, которого непременно нужно отдать под суд.

Отношение к обществу

Для Фамусова представители старой родовой знати являются высшим идеалом, к которому нужно стремится. Он считает, что выжившие из ума старики - "канцлеры в отставке". Фамусов с восхищением говорит об их бурных спорах ни о чем. Он преклоняется и перед почтенными старухами, вся заслуга которых состоит в искусственно созданном авторитете и оказании покровительства. Чацкий смело возражает Фамусову. Он указывает на то, что все общественные авторитеты были настоящими подлецами и негодяями.

Особый гнев Чацкого вызывает их бесчеловечное отношение к крепостным крестьянам. Себя Чацкий относит к абсолютно новому поколению людей, для которых мундир не является высшей ценностью. Он с горечью говорит, что пока еще позиции реакционеров слишком сильны. Стремящиеся к знанию молодые люди пугают представителей старого общества. Их появление вызывает отчаянные крики: "разбой! пожар!".

Отношение к знаниям

Чацкий получил прекрасное образование, что давало ему хорошую возможность для начала служебной карьеры. Но он добровольно ушел в отставку, так как видел, что не сможет с пользой применить свои знания и умения. Служба сковывает ум человека, заставляет его замкнуться в узких рамках циркуляров и постановлений. Чацкий считает, что перед ним открыт весь мир. Жажда пополнить багаж своих знаний приводит его к длительной заграничной поездке.

Для Фамусова знания не представляют никакой ценности. Он видит в книгах источник величайшей опасности, а передовые мысли считает "завиральными идеями". Когда Фамусов услышал о мнимом сумасшествии Чацкого, он высказался еще более откровенно: "Ученье - вот чума". Он убежден в том, что "оздоровить" общество можно лишь путем сожжения всех книг.

Заключение

В образах Фамусова и Чацкого Грибоедов изобразил столкновение вольнолюбивой дворянской интеллигенции с подавляющей массой крепостнического дворянства. Герои комедии - самые яркие представители обоих лагерей. Чацкий пока еще не может победить "фамусовщину", но он является одним из тех "пророков", которые выведут общество на правильный путь.

Одним и, пожалуй, главным конфликтом комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова является противостояние «века минувшего» и «века нынешнего».

Главным представителем «века минувшего» можно назвать Фамусова. Для фамусовского общества немаловажным было чужое мнение. Такие люди удаляли внимание месту в обществе, совсем забыв о нравственности. Служба была неким источником возвышения в обществе. Причем служило, а точнее прислуживало, фамусовское общество не делам, а конкретным лицам.

Идеал Фамусова – Максим Петрович. Это важный образ в произведении, так как он показывает образ жизни «века минувшего» в гиперболизированном виде. Упав перед императрицей, герой специально упал еще несколько раз, создав комичную ситуацию для публики, тем самым заслужив уважение самой императрицы. Умение «подслужиться» приносит таким людям все: от места в обществе до богатства.

Но его идеи гуманности и нравственности оказываются ненужными для общества, поэтому он оказывается в своем роде «лишним человеком». Ведь такие люди как Чацкий могут угрожать пригретым местам людей с консервативными взглядами. Чацкий осуждает отсутствие развития и прогресса в обществе. Он обличает людей, имеющих влиятельных родственников, которым позволено почти все.

Столкновения взглядов происходят не только по вопросу о службе и образованию, также сталкиваются семейные ценности. Фамусов считает, что любовь должна строиться на деньгах, и бедные люди – не пара для его дочери. Чацкий же придерживается мнения о том, что именно качества человека являются главным критерием любви. Чувства для него важнее денег.

Несмотря на всю правильность взглядов Чацкого, он вынужден отступить из-за многочисленности «века минувшего».

Таким образом, конфликт Фамусова и Чацкого – это столкновение двух поколений, двух разных мировоззрений. И отступление Чацкого не значит его поражение. Ведь Фамусовым придется отступить, так как новое обязательно победит.

Вариант 2

Гончаров, говорит о том, что Чацкий является фигурой, которая определяет весь конфликт комедии в целом, и в этом нельзя не согласиться. Он полностью согласен с происходящим. Так определяется ключевая проблема произведения – возникает конфликт поколений. У каждого из них собственное восприятие мира, они по-особенному смотрят на происходящее вокруг, у каждого из них свои цели, которые они намерен достигать собственными методами и возможностями.

Такие люди не намерены лгать и приспосабливаться к окружающему миру, они не зависят от того, что о них говорят окружающие люди, отчасти завистливые. Поэтому их столкновение с общественным мнением становится неизбежным. Они постоянно сталкиваются. Именно эту проблему и поднимает Грибоедов в собственной комедии под названием «Горе от ума», она сохраняет актуальность и в наше время, ведь картина общества сохранилась и в наши дни.

При этом противодействие Чацкого, которого считают человеком достаточно мудрым и опытным, но при этом часто принимающим неправильные решения, которые ведут к разным последствиям. Ему приходится противостоять другому обществу, которое является стандартным, все привыкли жить по привычной схеме, которая становится частью фамусовской среды и общества.

Чацкий привык служить Родине в целом, он не разделает ее на отдельные лица, тогда как Фамусовское общество привыкло почитать отдельных чиновников. Да и сам Фамусов показывается автором с разных сторон, он говорит о том, что мужчина полностью против просвещения, он бы запросто сжег все книги, которые есть.

Таким образом, конфликт складывается не только на разнице поколений и мировоззрения, а еще и на том, что один из них стремиться к любой форме образования, а второй ее всеми силами отвергает. Поэтому они не могут согласиться друг с другом, они постоянно спорят, а Чацкого в целом возмущает общество, которое организовано Фамусовым из людей, которые не готовы повышать собственный уровень развития. Так возникает основной конфликт и противоречие из общества, в котором никто не может найти общий язык, ведь у них разные уровни развития и отношения к окружающему миру, а также знаниям, которые он предлагает.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Летняя ночь (со словам тишь, глушь, ночь, полночь, сыч, камыш, рожь, дрожь)

    Что такое летняя ночь? Это яркие звезды на небе, которые можно видеть во всей красе, лишь в дикой глуши. Летняя ночь – это теплый ветерок, который запутывается в волосах и тихо играет ними, а они в свою очередь наслаждаются ласковыми объятьями.

  • Заслуга Александра Николаевича Островского состоит в том, что он своим произведением под названием «Бедность не порок» показал тяжелую, полную несчастий жизнь простого люда – торговцев, мелких работяг и других мелких каст.

  • Иван Мухояров в романе Обломов Гончарова (Образ и характеристика) сочинение

    Одним из второстепенных отрицательных персонажей произведения является господин Мухояров, представленный писателем в образе родного брата Агафьи Пшеницыной, хозяйки дома, в которой снимает квартиру главный герой Обломов.

  • Сочинение по картине Васнецова Богатыри (Три богатыря) описание 2, 4, 7 класс

    Перед нами картина В.М.Васнецова «Три богатыря». На ней изображены исполинские фигуры могучих богатырей, которые известны всем нам: Добрыни Никитича, Илья Муромца и Алеши Поповича.

  • Сочинение Что сближает прозу и лирику Бунина?