Портрет мармеладова в романе преступление и наказание. Характеристика Мармеладова в «Преступлении и наказании

Мармеладов Семен Захарович. Этот образ связан с одной из ведущих тем в творчестве Достоевского – темой нищеты и унижения, в которых погибает достойный человек.
Мармеладов - титулярный советник, отец Сонечки. «Это был человек лет уже за 50,… с отекшим от постоянного пьянства, желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то в нем было очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл, и ум, - но в то же время мелькало как будто безумие». Мармеладов лишился места в связи с сокращением кадров и с тех пор начал пить. Историю жизни этого героя мы узнаем из его собственных уст. Он рассказал Раскольникову, что пропил вещи своей второй жены, Катерины Ивановны. Из-за пьянства Мармеладова и страшной нищеты их семьи Сонечка пошла на панель. Мармеладов сознавал всю свою ничтожность и глубоко раскаивался во всех своих грехах. Но в то же время он не имел сил что-то изменить. Свою слабость и свои пороки герой представлял как драму вселенского масштаба. Часто он вел себя очень театрально. «Жалеть! Зачем меня жалеть! – вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов…» В конце концов Мармеладов погиб, попав пьяным под копыта лошадей.

    Родион Раскольников – главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников очень одинок. Он бедный студент, живущий в маленькой комнатке, больше похожей на гроб. Ежедневно Раскольников видит «темную сторону» жизни, Петербурга: окраины...

    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология...

    Ф. М. Достоевский - величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной жизни героев, раскрытием сложного...

    Библия в целом и Новый Завет, в частности, занимают совершенно особое место в романе Достоевского «Преступление и наказание». Это произведение по праву считается шедевром даже среди пяти великих романов этого писателя. Он как бы своеобразный эпицентр...

    Одна из идей Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - это идея о том, в каждом, даже в самом забитом человеке, опозоренном и преступном, можно найти высокие и честные чувства. Эти чувства, которые можно найти почти в каждом персонаже романа Ф.М....

Федору Михайловичу Достоевскому всегда удавалось наделить второстепенных персонажей своим характером и значимостью. Они замечательно дополняли друг друга, раскрывая проблемы современного мира. Мы видим в произведении Преступление и наказании насколько роль Семена Захаровича Мармеладова огромна и многозадачная.

Таким как Мармеладов писатели тех времен уделяли огромное внимание. Он был маленьким человеком в русской литературе 19 века. Таких как он простых людей с проблемами в то тяжелое время было много. Его главной проблемой в жизни было пьянство, которое является исконно русской болезнью.

Как мы узнаем из произведения Семен Захарович до начала своей тяжелой жизни был чиновником и советником. Он был образован, умел правильно говорить и преподносить себя. При первом взгляде чувствовалось в нем некое благородство. Из-за несостоявшихся устоев политической системы, а именно из-за сокращения бюджета он был уволен и застигнут врасплох. Беднота заполонила его жизнь. Все эти тягости в жизни заставили его искать какой-то выход для успокоения нервов, который он нашел в алкоголизме. Но не только это омрачало его жизнь, а так же нехватка денег заставляла забирать у своих детей последний кусок хлеба. Его семья состояла из трех приемных детей и красавицы дочки Сони. Свою старшую дочь он отправил на работу, про которую стыдно говорить вслух, не то что даже думать. Занимаясь проституцией Соня помогает поддерживать семью, но отец зная как и чем зарабатывает его дитя, не стесняется пропивать последние деньги.

После увольнения Мармеладов размяк и стал бессильным. Перестал за собой ухаживать и следить за своим внешним видом. В рассказе Достоевский представляет его нам как грязного, лохматого и с опухшими глазами. Его красные глаза и пожелтевшая кожа наводит отвращение. А лохмотья, которые когда-то были дорогим костюмом, имеют дыры и всего одну пуговицу. Женитьба Мармеладова на Екатерине Ивановне только ухудшает материальное положение в семье. Не стыдясь, он берет без спроса деньги у Катерины Ивановны. А смерть автор изображает очень глупой. Главного героя сбивает лошадь, когда он идет пьяный, качаясь по улице. В день похорон его жена вспоминает, что в кармане его старого кафтана был найдет леденец-петушок, который он нес для своих детей.

Если просмотреть образы пьяниц в русской литературе, то можно заметить, что почти все мучаются угрызениями совести, но со своей без вольностью ничего сделать не могут. Поэтому конец в таких произведениях один.

Несколько интересных сочинений

    Современный человек живет активной и очень динамичной жизнью. Люди все время куда-то спешат, ведь окружающий мир так быстро меняется. Приходится адаптироваться, приспосабливаться, не сбавлять скоростей.

  • Тема одиночества в лирике Лермонтова сочинение

    Михаил Юрьевич Лермонтов довольно известный автор различных произведений, который считается поистине великим творцом. Многие произведения содержат грустные мысли и чувства, которые определили его прошлое

  • Анализ рассказа Бунина Поздний час

    Сегодня мы проанализируем рассказ «Поздний час» написанный в 1938 году И.А. Буниным. Именно в этот период, писатель проживал на чужбине, и безумно скучал по родине. Всю свою тоску и ностальгию за Россией

  • Характеристика и образ Сони Мармеладовой в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

    Соня Мармеладова - главный женский образ романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».

  • Сочинение по картине Нисского Февраль подмосковье, 5 класс (описание)

    Прекрасны леса в белом убранстве, горы с лавиноопасными спусками, реки замершие, заливные луга под снегом. Но по своему красива зима в окрестностях города.

Бессмертный образ

Некоторые герои классической литературы обретают бессмертие, живут рядом с нами, именно таким оказался образ Сони в романе «Преступление и наказание» Достоевского. На её примере мы учимся лучшим человеческим качествам: доброте, милосердию, самопожертвованию. Она учит нас преданно любить и самозабвенно верить в бога.

Знакомство с героиней

Автор знакомит нас с Сонечкой Мармеладовой не сразу. Она появляется на страницах романа, когда страшное преступление уже совершено, погибли два человека, и Родион Раскольников погубил свою душу. Кажется, ничего в его жизни поправить уже невозможно. Однако знакомство со скромной девушкой изменило судьбу героя и возродило его к жизни.

В первый раз мы слышим о Соне из рассказа несчастного пьяного Мармеладова. В исповеди он рассказывает о своей несчастной судьбе, о голодающей семье и с благодарностью произносит имя старшей дочери.

Соня – сирота, единственная родная дочь Мармеладова. До недавнего времени проживала вместе с семьёй. Её мачеха Катерина Ивановна, больная несчастная женщина, выбивалась из сил, чтобы дети не умерли голодной смертью, сам Мармеладов пропивал последние деньги, семья испытывала крайнюю нужду. От отчаяния больная женщина нередко раздражалась по пустякам, устраивала скандалы, попрекала падчерицу куском хлеба. Совестливая Соня решилась на отчаянный шаг. Чтобы хоть как-то помочь семье, она начала заниматься проституцией, жертвуя собой ради родных ей людей. История бедной девушки оставила глубокий след в израненной душе Раскольникова задолго до личного знакомства с героиней.

Портрет Сони Мармеладовой

Описание внешности девушки появляется на страницах романа гораздо позже. Она как бессловесный призрак возникает на пороге своего родного дома во время смерти отца, раздавленного пьяным извозчиком. Робкая по натуре, она не посмела войти в комнату, чувствуя себя порочной и недостойной. Нелепый, дешёвый, но яркий наряд указывал на род её занятий. «Кроткие» глаза, «бледное, худое и неправильное угловатое личико» и весь облик выдавал натуру кроткую, робкую, дошедшую до крайней степени унижения. «Соня была малого роста, лет семнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Такой предстала она перед глазами Раскольникова, такой впервые видит её читатель.

Черты характера Софьи Семёновны Мармеладовой

Внешность человека часто бывает обманчива. Образ Сони в «Преступлении и наказании» полон необъяснимых противоречий. Кроткая слабая девушка считает себя великой грешницей, недостойной находиться в одной комнате с приличными женщинами. Она стесняется присесть рядом с матерью Раскольникова, не может подать руку его сестре, опасаясь оскорбить их. Соню легко может обидеть и унизить любой негодяй, вроде Лужина или квартирной хозяйки. Беззащитная перед наглостью и грубостью окружающих её людей она не способна постоять за себя.

Полная характеристика Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» складывается из анализа её поступков. Физическая слабость и нерешительность сочетается в ней с огромной душевной силой. В основе её существа лежит любовь. Ради любви к отцу она отдаёт ему последние деньги на похмелье. Ради любви к детям продаёт своё тело и душу. Ради любви к Раскольникову едет за ним на каторгу и терпеливо выносит его равнодушие. Доброта и умение прощать отличают героиню от других персонажей повествования. Соня не держит зла на свою мачеху за искалеченную жизнь, не смеет осуждать своего отца за слабохарактерность и вечное пьянство. Она способна простить и пожалеть Раскольникова за убийство близкой ей Лизаветы. «Нет никого несчастнее тебя в целом свете», – говорит она ему. Чтобы так относиться к порокам и ошибкам окружающих людей, надо быть очень сильным и цельным человеком.

Откуда у слабой хрупкой униженной девушки такое терпение, выносливость и неисчерпаемая любовь к людям? Вера в бога помогает Соне Мармеладовой выстоять самой и протянуть руку помощи другим. «Что бы я без бога-то была?» – искренне недоумевает героиня. Неслучайно измученный Раскольников идёт к ней за помощью и именно ей рассказывает о своём преступлении. Вера Сони Мармеладовой помогает преступнику сначала признаться в совершённом убийстве, потом искренне раскаяться, поверить в бога и начать новую счастливую жизнь.

Роль образа Сони Мармеладовой в романе

Главным героем романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» принято считать Родиона Раскольникова, так как в основе сюжета лежит история преступления героя. Но роман невозможно себе представить без образа Сони Мармеладовой. Мироощущение, убеждения, поступки Сони отражают жизненную позицию автора. Падшая женщина чиста и невинна. Свой грех она сполна искупает всеобъемлющей любовью к людям. Она «униженная и оскорблённая» не «тварь дрожащая» по теории Раскольникова, а достойный уважения человек, который оказался гораздо сильнее главного героя. Пройдя через все испытания и страдания, Соня не утратила основных человеческих качеств, не изменила себе и выстрадала счастье.

Нравственные принципы, вера, любовь Сони оказались сильнее эгоистической теории Раскольникова. Ведь только приняв убеждения своей подруги, герой обретает право на счастье. Любимая героиня Фёдора Михайловича Достоевского – воплощение его самых сокровенных мыслей и идеалов христианской религии.

Тест по произведению

План

1.«Маленький человек» в русской литературе.

2.Титулярный советник Мармеладов

3.Характеристика Мармеладова

4.Разговор Мармеладова и Раскольникова

История маленького человека занимает важное место в русской литературе, а в творчестве особенно. Мармеладов - колоритный персонаж в романе « ».

Семен Захарович работал титулярным советником, но из-за алкоголизма лишился последнего места работы. На вид ему было лет за пятьдесят, роста среднего, плотный, седоват, лысоват. У него лицо сильно пьющего человека: обрюзгшее, красные глаза, кожа с желтизной. Он брился, по привычке бывшего чиновника, но редко, лицо уже начала покрывать густая седая щетина. Его фрак застегнут на единственно уцелевшую пуговицу, порванный на локтях, манишка имеет грязный вид. В движениях его проскальзывало что-то от чиновника, некогда имевшего солидный вид. Его руки всегда имели грязный, неопрятный вид с чернотой под ногтями и окружающим казались излишне жирными.

Но, Мармеладов имеет благородную душу. Как писал о нем Достоевский: « Он был добрый, благородный. Он любил и уважал свою семью. Одно худо, что по доброте своей слишком доверялся всяким развратным людям…пил с теми, которые даже его подошвы не стоили!» Он пожалел Катерину Ивановну и ее троих детей, которые жили в нищете, женился на ней, но это только еще больше усугубило их бедственное состояние. Жена о Мармеладове: "Доброй души был человек!"

Есть у него и родная дочь Соня. Втянутый в беспробудный алкоголизм он ворует у своей жены деньги и ночами не появляется дома. Соню он любит, но, берет у нее деньги, которые она зарабатывает «непристойной работой». Она содержит всю семью. «Какие от него доходы? Он пьяница, все пропивал, у нас все крал и относил в кабак, жизнь семьи и мою всю в кабаке извел!»,- говорит Соня. Тем не менее, Мармеладов образован и у него есть чувство собственного достоинства. В глазах окружающих он смешон, но всем своим видом пытается показать, что он не совсем опустился и тоже что-то значит.

В пьяном состоянии после встречи с Раскольниковым Мармеладов на улице угодил под лошадь. Он скончался от травм. Раскольников принимает участие в похоронах, дает вдове Мармеладова деньги на погребение. Как вспоминает Катерина Ивановна в день похорон, у ее мужа нашли в кармане мятный петушок, который он купил своей любимой приемной дочке Лидочке. Он был любящим отцом. В тот же день Катерина Ивановна упадет на улице и умрет от кровотечения. Малолетние дети осиротели и попали в детский дом.

Мармеладов образован, не глуп, но страдает душевными муками из-за своей алкогольной зависимости и не может от нее избавиться. Он бессовестно ворует последние сбережения у своих домашних, и осознает, что понемногу перестает быть человеком. Он интеллигентный и не лишен самокритики, понимает, что поступает не по-человечески. «Я - скот!»- говорит он про себя. У него болит сердце, от того, что он вынужден постоянно пресмыкаться.

Разговор Мармеладова и а в грязной пивнушке передает атмосферу ужасающей и ничтожной жизни того времени. В своем романе Достоевский показывает, как капиталистическое общество относится к простому человеку, уважение возможно только к благополучным и обеспеченным гражданам. Злоба, ненависть равнодушное отношение общественности способствуют совершению преступления обычным человеком, но это преступление, прежде всего, против него самого.

В центре внимания автора страшная действительность России 19 века – нищета, бесправие, морально-разлагающаяся личность, задыхающаяся от собственного бессилия, в результате чего бунтующая с несправедливой средой. И вот Раскольников бросает вызов действительности – решается на заранее спланированное убийство, чтобы помочь обездоленным и несчастным людям. Одним из таких героев является Семен Захарыч Мармеладов – можно сказать, угнетенный, дошедший до края человек – человек подлинно трагической судьбы. Его роль в произведении немаловажна. Именно он своими рассказами в распивочной о жертвенности его дочери сони, о бедности семьи провоцирует в добавок к другим обстоятельствам желание Раскольникова «очистить мир» от злой и глупой старушонки во имя справедливости. Таким образом, мармеладов влияет на решение – убить – не убить (а убил – получи наказание), что по сути является всей основой романа.
Довольно подробную характеристику Мармеладова предоставляет автор чуть ли не в самом начале романа, сразу же после пробы преступления, впрочем, и встреча и разговор (точнее исповедь) его занимает буквально несколько страниц первой части, а какую роль играет! Этот эпизод рисует полную картину несправедливой жизни того времени, истинную правду того общества, что не может не вызвать жалости.
Перейдем к портретной характеристике Мармеладова. «Это был человек лет уже за 50, среднего роста и плотного телосложения, с проседью и с большой лысиной, с отекшим от пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные глазки…во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был смысл и ум, - но…и мелькало безумие…». Автор подробно останавливается на описании глаз и взгляда Мармеладова, как говорится, глаза – зеркало души, так и здесь, несмотря на его весь внешний безобразный вид, «зеленоватое лицо», у него доброе сердце, душевный характер, он умеет любить и жертвовать, он остался человеком – вот, что можно подчеркнуть из его одушевленно-восторженного взгляда на фоне ужасной внешности («…на платье и волосах виднелись прилипшие былинки сена, … он 5 дней не раздевался и не умывался. Особенно руки были грязны, жирные, красные, с черными ногтями…»). «Одет в старый, совершенно оборванный фрак с осыпавшимися пуговицами…, из-под жилета торчала скомканная и залитая манишка; лицо выбрито по-чиновничьи, но давно уже…; да и в ухватках…было что-то солидно-чиновничье…». Одежда на нем говорит о человеке, изрядно потрепанном жизнью, повидавшем казалось бы все на своем пути в своем ничтожном бытии. Его «солидно-чиновничье» лицо и растрепанный грязный вид – есть показатель того, что он человек, которому безразлично мнение окружающих, возможно, автор даже пытается показать читателю такую черту Мармеладова как гордость, пусть не ярко выраженную, но все-таки некую гордость за то, что я – человек, и не важно, кто – пьяница или кто-либо другой, «плевать» на мнение «тупого» народа, главное я – человек, пусть даже моя судьба, как дорожная пыль. «Раздавался смех и ругательства…, глядя только на одну фигуру отставного чиновника…»; Он вызывает смех окружающих своей витиеватой речью, солидной чиновничьей осанкой, что прескорбно. По моему мнению, он может вызывать только жалость (точнее весь его образ, внешний вид), но как можно жалеть человека, укравшего последний грош у детей своих? Достоевский заставляет нас жалеть недостойного жалости, испытывать сострадание к недостойному сострадания. Но Мармеладов остро осознает свою виновность. «А разве сердце у меня не болит, что я пресмыкаюсь втуне?...». «…я прирожденный скот!». Через портретную характеристику, как мне кажется, авторское отношение таково: Достоевский не оправдывает поведение героя, говорит о вполне способной личности, но уже потерявшейся, гибнущей и приносящей муки и себе и своим близким. «…пожалуй, был смысл и ум…».
Если, например, сопоставить Мармеладова с другими героями – Лужиным, то, конечно, выявляется яркий контраст, контраст между нищими и обездоленными и теми личностями, коим все дозволено в жизни. Лужин: «Все платье только что от портного…лицо его, весьма свежее и красивое, и без того казалось моложе своих 45 лет. И если было что-то отталкивающее, то происходило от других причин». Если сопоставлять портреты Мармеладова и Лужина, то можно отслеживать такую особенность: Лужин – человек с красивым лицом, внешностью, но он производит отталкивающее впечатление, сразу виден заносчивый характер и типичность «лужиных», а по отношению к Семену Захарычу подобного рода ассоциаций он не вызывает, автор говорит «сияли его одушевленные глазки».
В общем выводе: портретная характеристика героя Мармеладова отражает образ всех обездоленных; Раскольников, впервые увидев его и выслушавши исповедь о жертвенности Сони и бедности семьи, метается от края к краю – его терзают жуткие душевные мучения, что приводит впоследствии к решению, что нужно прервать порочный круг, можно сказать, Мармеладов помог Родиону совершить «злодеяние над собой», такова была задумка Достоевского.