Гуманистический пафос романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание

Вопрос гуманизма – вопрос вечный, и многие писатели пытались решить его в соответствии со своими жизненными убеждениями. Часто под словом «гуманизм» понимают просто хорошее отношение к человеку. Но раз гуманные действия способны разбудить в человеке лучшие его качества, то не является ли гуманизм чем-то большим?

Действие пьесы М. Горького «На дне» происходит в грязной ночлежке. Обитали ее, на первый взгляд, вполне соответствуют заведению: это воры, бродяги, словом, люди, буквально опустившиеся на самое «дно» жизни. Но оказывается, что почти у каждого из них есть мечта. И это делает их положение не таким уж безвыходным: они хотели бы изменить свою жизнь. Однако герои фактически смирились со своим положением и не пытаются что-то сделать.

Конфликт возникает с момента появления в ночлежке странники Луки. Он убежден, что в душе каждый человек добр, но надо лишь дать возможность проявиться доброму началу. Появление Луки всколыхнуло общество «дна», его обитатели начинают верить в свои мечты. Лука – утешитель потерянных, отверженных людей. Они потянулись к нему, чувствуя, что этот человек может дать им опору и силы, чтобы жить. Лука прекрасно видит наивность и, может быть, несбыточность воздушных замков героев: Васька Пепел мечтает стать честным землевладельцем, Актер – вернуться на сцену, Настя – быть любимой любимым человеком. Однако Лука продолжает исповедовать «ложь во спасение». Он искренне верит, что ложь, которая помогает человеку, лучше правды Сатина, лишающей последней надежды. Ведь человек жив лишь до тех пор, пока жива надежда. Необходимо стремиться даже к самому крошечному лучику света. Можно согласиться со словами Сатина о том, что не жалеть, а уважать человека нужно. Но уважение и подразумевает веру в людей, в их возможности.

На мой взгляд, позиция Луки – позиция истинного гуманиста. Он искренне надеется повлиять своими словами на обитателей ночлежки и возродить в них любовь к жизни. Хотя мы не видим нравственного преображения героев, но зато очевидно пробуждение в их душах всего самого светлого и чистого, о чем они и сами раньше не подозревали. Трагедия же заключается не в ложности стремления Луки утешить людей, а в их неверии в собственные силы. Лишившись поддержки извне, в себе ни один из героев не нашел внутренней силы противостоять обстоятельствам. Люди «дна» все оказались духовно слабы.

Гуманистический пафос пьесы заключается в том, что автор позволяет нам увидеть, как мечта преображает человека. Здесь проявляется типичная для творчества Горького назидательность: если человек будет верить в свои силы, то любая цель окажется достижимой. Наша судьба, действительно, в наших руках.

Творчество Пушкина широко и многогранно. Создатель русского литературного языка, Пушкин, кроме того, был и остается великим мыслителем, философом-гуманистом, своего рода истоком, в котором берет начало вся русская литература. Гуманизмом, любовью и уважением к человеку, его личности, пронизано все творчество Пушкина - это касается и его любовной лирики, и гражданских стихов, и философской прозы.
Любовная лирика поэта представлена в его творчестве многими стихотворениями, создававшимися в разные периоды жизни. Однако, несмотря на определенную эволюцию взглядов, изменение мировоззрения, гуманистический пафос в пушкинских стихах остается неизменным.
Прежде всего гуманизм Пушкина проявляется в уважении к предмету своего чувства. Поэт признает за возлюбленной право на выбор, даже если он не в его пользу. Характерный пример - стихотворение «Я вас любил...». Стандартная для поэзии ситуация, когда оказывается, что избранница поэта разлюбила его, освещается совершенно по-иному, чем, например, у романтиков. Для романтиков подобный сюжет - источник трагедии, порождающий целый вихрь страстей, когда противника убивают на дуэли, а порой и сами жертвуют жизнью. Совершенно иное освещение эта ситуация получает у Пушкина.
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Поэт не проклинает свою возлюбленную за то, что она оставила его, он понимает, что «сердцу не прикажешь». Напротив, он благодарен ей за то светлое чувство, которым она озарила его душу. Его любовь - это прежде всего любовь к своей избраннице, а не к самому себе и своему чувству. В отношении поэта к своей возлюбленной нет эгоизма, его чувство настолько сильно, что он согласен не напоминать о себе, так как не хочет ее ничем опечалить. Он желает ей счастья, желает найти того, кто будет любить ее так же сильно, как он.
Любовь, по Пушкину, это не аномалия, не «роковой пожар страстей» (как это часто бывает у романтиков), но естественное состояние души человека. Любовь - это чувство, даже если оно не взаимное, приносящее радость, а не страдания. Пушкин с благоговением относится к жизни, воспринимая ее как удивительный божественный дар, а л юбовь - как своего рода концентрированное, обостренное ощущение жизни. Так же как жизнь движется своими законами, так и любовь возникает, расцветает и исчезает. Поэт не видит в этом трагедии, он благодарен судьбе за то, что это прекрасное чувство было в его жизни, потому что его могло и не быть.
Яркий пример такого взгляда на любовь - стихотворение «На холмах Грузии...»:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит - оттого,
Что не любить оно не может.
Любовь для Пушкина - это естественное состояние души человека, так как в нем проявляется полнота жизни, ощущение радости бытия. Именно поэтому поэту «грустно и легко», именно поэтому печаль его «светла».
Подобный взгляд на природу любви можно увидеть и в других стихотворениях Пушкина, например, «Увы, зачем она блистает...», «К *** (А. П. Керн)», «Воспоминание» и другие.
Итак, гуманизм любовной лирики Пушкина заключается в глубинном, исконном уважении к человеческой личности, ее праву на свободный выбор жизненного пути. Мир в представлении поэта широк и многообразен, он не хорош и не плох, так как прекрасен во всех своих проявлениях. Добро и зло привносит в мир человек, и у каждого человека эти понятия имеют свое собственное наполнение, свою, отличную от остальных, ценность. Однако при безоговорочном уважении к этическим представлениям каждой отдельнй личности, Пушкин своим творчеством утверждает ценности гуманистические, общечеловеческие. Только тогда, когда человек делает окружающих его людей счастливыми, привнося в мир радость и гармонию, он может быть по-настоящему счастлив сам.
Как отмечал В. Г. Белинский, произведения Пушкина «положили основание последующей литературе, были школою, из которой вышли Лермонтов и Гоголь». Та этическая основа, которая составляет характерную особенность русской литературы, берет свое начало в творчестве Пушкина, в его гуманизме и в высшей степени нравственном отношении к жизни.

В предполагаемом решении судьбы главных романических героев - Елены и Лангового, - в трактовке непростых взаимоотношений Владимира Григорьевича и Мартемьянова в полной мере проявился гуманистический пафос автора. Разумеется, в гуманистическом аспекте решены автором и образы подпольщиков и партизан, "простых" людей, теряющих близких в страшной мясорубке войны (сцена гибели и похорон Дмитрия Ильина); страстным авторским отрицанием жестокости окрашены описания предсмертных мук Пташки-Игната Саенко, замученного в белогвардейском застенке. Об этом рассказано в монографиях о писателе А.Бушмина, Л.Киселевой, С.Заики и др. Мы же хотим подчеркнуть, что вопреки теории "социалистического гуманизма" гуманистический пафос Фадеева распространялся и на героев противоположного идейного лагеря. Всеволода Лангового справедливо сближали с Алексеем Турбиным: "Слова - родина, честь, присяга не были для Лангового только словами". Он заботился "о русском достоинстве и чести", "готовил себя к делам великим и славным" и завоевал себе право на власть над людьми "личной доблестью, умом, преданностью долгу - так, как он понимал его". Судьбе угодно было сделать его карателем... Как и для каждого большого писателя, для Фадеева классовый критерий в оценке человека не был определяющим. Человеческое обаяние Лангового, его преданность любимой женщине и даже человеческие слабости (в эпизоде с "роковой женщиной" - женой Маркевича) - все это складывается в живой, художественный образ. Фадеевым была предпринята еще одна попытка дать оценку событиям гражданской войны с общечеловеческих позиций. Это - картина сна Сени Кудрявого, хотя она и отдает некоторой нарочитостью и сусальностью. В путанице сна Сеня встречается с юнкером, которого когда-то арестовал: "Тогда, в живой жизни, Сеня не испытывал ничего, кроме злобы к юнкеру, и едва не заколол его, а сейчас, во сне, Сеня взбежал к нему на площадку и замахнулся штыком - и вдруг увидел, что юнкер совсем не страшен, а очень молод и сильно напуган, и лицо у него простое, как у подпаска. Он был так напуган и молод, этот юнкер, и так походил на подпаска, что его совсем нельзя было колоть, его нужно было погладить по голове. Сеня даже протянул руку, но он все же не мог забыть, что это юнкер, а не подпасок. "Нет, это опасно нам...-сказал он себе и отдернул руку.- Что опасно? - вдруг мучительно подумал он.- Да, опасно спать!"- почти выговорил он, разрепляя веки и прислушиваясь к тому, что творится в расположении хунхузов". И тем не менее в этом тоже была позиция писателя, нашедшего в себе мужество по-настоящему романтизировать белого офицера Лангового.

Поиски добра и справедливости... Они смущают умы, разжигают страсти. В столкновении разных идей и убеждений художники пытаются найти высшую правду, ту единственно правильную идею, которая может стать общей для всех людей.

Поиски справедливости иногда заводили Федора Михайловича Достоевского в беду, заставляли выступать против собственных более ранних убеждений. Но в наиболее сложные для писателя и всего народа годы он продолжал искать пути освобождения человечества от страданий, которые несет с собой антигуманный строй.

В романе «Преступление и наказание» отражено два мира. Один мир - город богатый, другой - бедный, о котором и пойдет речь в произведении. Именно там страдают люди.

Достоевский показывает, что душный город, грязь и теснота способствуют ощущению духовного одиночества людей. И поэтому люди относятся друг к другу с недоверием, завистью и ненавистью.

Герои произведения попадают в ситуации, которые не подлежат никаким правилам. Если бы Соня Мармеладова не пошла на улицу - умерли бы с голода ее родные. Сестра Раскольникова, Дуня, соглашается на брак с циником Лужиним, чтобы дать возможность брату Родиону закончить университет. Для обеих героинь добро в отношении к ближним становится злом в отношении к себе. Однако обе они способны на самопожертвование. Недаром Солнышка дарит Раскольникову «простонародный» крестик. Ведь путь обновления героя - признания народной веры, носителем которой является Соня Мармеладова. Судить героя может только она. Судить любовью, чувствительностью и взаимопониманием. Подтекстом автор высказал идею, что людей спасет братское отношение друг к другу.

А насчет Дуни, то она и Разуміхін почти не вспоминают о Боге, их гуманизм сугубо земной, а к «наполеоновской теории» они относятся так же негативно, как и Соня.

Даже страж общественного строя Порфирий Петрович является человеком гуманным, потому что пытается спасти общество не столько от преступников, сколько от теорий. Гораздо порядочнее, чем Раскольников, выступает Свидригайлов, потому что в нем пробудилась совесть. Поэтому он спас от голодной смерти детей Катерины Ивановны, вытащил из грязи и стыда Соню, оставил деньги для своей невесты, чтобы защитить ее от возможного падения. Своим самоубийством Свидригайлов доказывает Раскольникову невозможность иного пути для человека, нарушившего моральные принципы общества: «Понимаю, какие вопросы у вас в ходу: нрав-чувственные, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку: зачем они вам теперь-то? Хе, хе! Затем, что все еще гражданин и человек? А когда так, то и соваться не надобно: нечего не за свое дело браться».

Проявления доброты свойственны даже дурнуватому Лебезятникову, который заступился за Соню без малейшей личной заинтересованности, даже рискуя перед хозяйкой и соседями своей репутацией тихого жильца, потому что этому персонажу не свойственны ни подлость, ни ложь, ни низость.

Более девяноста персонажей в романе Достоевского. В чертах каждого из них, главных или эпизодических, можно найти множество положительных черт, изувеченных обществом.

Но в борьбе с этим обществом формируются фигуры Разумихина и Дуни, к которым можно полностью отнести слова Федора Достоевского: «Уже подрастает поколение, которое будет гуманно, человечно и великодушно».

В стихотворении «Памятник» (1836) Пушкин излагает своего рода программу творчества, указывает, на что был направлен его пафос.

Я памятник воздвиг себе нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа...

Пушкин в первых же строках провозглашает основную ценность и мерило творчества любого поэта - народность. В чем именно состоит народность, Пушкин раскрывает далее.

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

В этих строках утверждается гуманистическая идея творчества. Поэт, по мнению Пушкина, должен пытаться делать людей лучше, не упрекать их в невежестве и темноте, но указывать, куда им следует двигаться. И здесь художник должен слушать только веление собственного сердца:

Веленью божию, о, муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца.

Характерно в этом отношении стихотворение «Поэт и толпа» (1928), где Пушкин показывает своего антипода, поэта, не желающего снизойти до народа.

Поэт на лире вдохновенной Рукой рассеянной бряцал.

И толковала чернь тупая: «Зачем он звучно так поет? Напрасно ухо поражая, К какой он цели нас ведет? О чем бренчит? чему нас учит? Зачем сердца волнует, мучит, Как своенравный чародей? Как ветер, песнь его свободна, Зато, как ветер, и бесплодна: Какая польза нам от ней? »

Молчи, бессмысленный народ, Поденщик, раб нужды, забот!..

На упреки поэта чернь отвечает:

Нет, если ты небес избранник, Свой дар, божественный посланник, Во благо нам употребляй: Сердца собратьев исправляй, Мы малодушны, мы коварны, Бесстыдны, злы, неблагодарны;

Гнездятся в нас клубом пороки. Ты можешь, ближнего любя, Давать нам смелые уроки, А мы послушаем тебя.

На это поэт отвечает:

Подите прочь - какое дело Поэту мирному до вас! В разврате каменейте смело," Не оживит вас лиры глас!

Не для житейского волненья, Не для корысти, Не для битв,

Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв.

Пушкин полемизирует с точкой зрения поэта. «Чернь» в понимании поэта-антипода в данном стихотворении резко отличается от воззрений самого Пушкина и противоположна им. Непросвещенность, темнота народа, по мнению Пушкина, не порок. Это состояние народа не является следствием сознательного выбора, у народа нет возможности просвещаться, улучшать свои нравы, именно поэтому он и просит поэта указать ему правильный путь. «Чернью» же в понимании Пушкина является в первую очередь тот, кто сознательно остается в темноте, кто делает выбор в пользу порока, кто сознательно творит зло. Именно сюда относится пушкинская «светская чернь», у которой есть возможность просвещаться, которая прекрасно отдает себе отчет в том, что нравственно, а что безнравственно, но сознательно делает выбор в пользу безнравственности. Поэт, по мнению Пушкина, всегда находится впереди своих современников, они не в состоянии его понять до конца. Толпа подвластна веяниям времени, моде и проч. Именно поэтому поэт изначально обречен в своем служении на одиночество и не должен ждать наград за свое служение. Он сам, чутко прислушиваясь к окружающему миру, является мерилом истинности своих творческих поисков. Наглядный пример тому - стихотворение «Поэту» (1830), написанное в форме сонета:

Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли,

Взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

Однако осознание своего призвания, своей твердой уверенности в правильности выбранного пути - еще не все. Пушкина мучают сомнения о том, насколько осязаемо, реально воздействие пророка (поэта) на людей. Периоды оптимизма сменяются минутами отчаяния, когда поэт видит, что люди по-прежнему коснеют во зле и неправедности. Характерный пример - стихотворение «Свободы сеятель пустынный...», написанное в 1823 г.:

Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды; Рукою чистой и безвинной В порабощенные бразды Бросал живительное семя - Но потерял я только время, Благие мысли и труды... Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Гуманистический пафос поэзии, осознание своего долга перед народом . И в закладках появилось готовое сочинение.