Фредерик франсуа шопен биография. Фредерик Францишек Шопен

Вопрос о дате появления на свет величайшего польского композитора Фредерика Франсуа Шопена до сих пор будоражит умы его биографов, в отличие от бесспорного признания его таланта и благодарности за невероятное музыкальное наследие. Согласно его прижизненным записям он родился 1 марта 1810 года, а если верить официальной записи о крещении в приходской церкви города Брохова — 22 февраля. Место рождения творца не подлежит сомнению: местечко Желязова Воля, что в Мазовецком воеводстве, расположившемся на реке Утрата в 54 километрах к западу от Варшавы. Деревенька принадлежала в те времена семье графа Скарбека.


Семья композитора

Его отец Николя, уроженец столицы Лотарингии города Маринвиля, независимого герцогства, управляемого королем Польши Станиславом Лещинским вплоть до его смерти в 1766 году, а затем перешедшему под управление Франции. Он перебрался в Польшу в 1787 году, достаточно хорошо владея французским, немецким, польским языком, основами бухгалтерского учета, каллиграфией, литературой и музыкой. В 1806 году в Брохове Николя женился на Жюстине Кржижановской и этот брак оказался вполне успешным и долговечным. Чета прожила вместе счастливых 38 лет. Через год после заключения брака, появилась на свет их первая дочь Людвика в Варшаве, сын Фридерик, в Желязовой Воле, а затем еще две дочери: Изабела и Эмилия в Варшаве. Частые переезды семьи были обусловлены политической обстановкой в стране. Николя работал наставником детей герцога Скарбека, который в зависимости от военной ситуации во время войны Наполеона с Пруссией и Россией, а позднее во время польско-русской войны и вплоть до неудавшегося нападения Наполеона на Россию переезжал с места на место. С 1810 года Николя перевозит свою семью в столицу Варшавского Великого Герцогства, получив должность преподавателя в общеобразовательной средней школе. Первая квартира семьи располагается в Саксонском дворце, в правом крыле, где и размещалось учебное заведение.

Ранние годы Шопена

С раннего возраста Фредерик был окружен живой музыкой. Мать играла на фортепьяно и пела, а отец аккомпанировал ей на флейте, или на скрипке. По воспоминаниям сестер мальчик проявлял неподдельный интерес к звукам музыки. В раннем возрасте Шопен начал демонстрировать художественные таланты: он рисовал, писал стихи и исполнял музыкальные произведения без какого-либо обучения. Одаренный ребенок начал сочинять собственную музыку и в семь лет кое-что из ранних творений уже было опубликовано.

Шестилетний Шопен брал регулярные уроки игры на фортепиано под руководством чешского пианиста Войцеха Живного, который работал в то время частным учителем и был одним из педагогов в школе отца. Несмотря на создаваемое педагогом ощущение некоторой старомодности и комичности, Войцех обучал талантливого ребенка игре на произведениях Баха и Моцарта. У Шопена никогда не было другого учителя фортепиано. Уроки давались ему одновременно с сестрой, с которой они играли в четыре руки.

В марте 1817 года семья Шопена вместе с Варшавским лицеем переезжает во дворец Казимеж, в правое крыло. В этом году зрители услышали его первые композиции: полонез си — бемоль мажор и военный марш. С годами партитура первого марша была утрачена. Год спустя он уже выступал публично, играя произведения Адальберта Гировеца.

В том же году, благодаря усилиям приходского священника, полонез ми минор был опубликован с посвящением Виктории Скарбек. Один из первых маршей же исполнялся военным оркестром во время военных парадов на Саксонской площади. Варшавский журнал публикует первый отзыв о творчестве молодого таланта, акцентируя внимание на том, что в восьмилетнем возрасте у автора налицо все составляющие настоящего музыкального гения. Он не только с легкостью исполняет самые сложные пьесы на фортепиано, но и является композитором с исключительным музыкальным вкусом, перу которого принадлежит уже несколько танцев и вариаций, поражающих даже экспертов. 24 февраля 2018 года на благотворительном вечере во Дворце Радзивиллов, Шопен играет. Публика тепло принимает талантливого исполнителя, нарекая его вторым Моцартом. Он начинает активно выступать в лучших аристократических домах.

Отроческие годы молодого композитора

В 1821 году Фредерик написал полонез, который посвятил своему первому учителю. Произведение стало самой ранней из сохранившихся рукописей композитора. Молодой Шопен к 12 годам заканчивает обучение у Живного и начинает изучать основы гармонии и теорию музыки в частном порядке у Юзефа Элснера, основателя и директора Варшавской консерватории. Параллельно юноша берёт уроки немецкого языка у пастора Ежи Тетзнера. Он посещал Варшавский лицей с сентября 1823 по 1826 год, а чешский музыкант Вильгельм Вюрфель давал ему уроки игры на органе в первый год обучения. Элснер, признав тот факт, что стиль Шопена был исключительно оригинальным, не стал настаивать на применении традиционных методик обучения и предоставил композитору свободу в развитии по индивидуальному плану.

В 1825 году юноша выступил с импровизацией в евангелической церкви, на новом инструменте, изобретенным Бруннером, чем-то напоминающим механический орган, перед Александром I, во время его посещения Варшавы. Впечатленный талантами молодого человека, русский царь подарил ему кольцо с бриллиантом. Издание «Польский вестник» отмечало, что все присутствующие слушали с наслаждением задушевное пленительное исполнение и восхищались мастерством.

Впоследствии Шопен не раз будет играть свои произведения на малоизвестных инструментах. Согласно воспоминаниям его современников, композитор даже сочинял пьесы для исполнения на новых инструментах, но их партитуры до наших дней не сохранились. Каникулы Фредерик провел в городе Торунь на севере Польши, где юноша посетил дом Коперника, а также другие исторические здания и достопримечательности. Его особенно впечатлила знаменитая ратуша, самая большая особенность которой заключалась в том, что в ней столько окон, сколько дней в году, столько же залов, сколько месяцев, столько же комнат, сколько недель, а вся его конструкция являла собой невероятный образчик готического стиля. В том же году он становится школьным органистом, играя по воскресеньям в церкви в качестве аккомпаниатора для хора. Среди произведений этого периода можно выделить полонезы и мазурки, предназначенные для танцев, также его первые вальсы. В 1826 году он заканчивает своё обучение в лицее, а в сентябре начинает работать под крылом ректора Элснера, которая в качестве факультета изящных искусств входит в состав Варшавского университета. В этот период появляются первые признаки расстройства здоровья и Шопен, под присмотром врачей Ф. Ремера и В. Мальца, получает назначения для лечения, которые подразумевают соблюдение жесткого режима дня и диетического питания. Он начинает посещать частные уроки итальянского языка.

Годы путешествий

Осенью 1828 года юноша отправляется вместе с другом отца Яроцким в Берлин. Там, приняв участие во всемирном конгрессе исследователей природы, он рисует карикатуры на ученых, дополняя изображения огромными бесформенными носами. Фредерик также критически реагирует на излишний романтизм. Однако поездка дала ему возможность познакомится с музыкальной жизнью Берлина, которая и была главной целью путешествия. Видев Гаспара Луиджи Спонтини, Карла Фридриха Цельтера и Мендельсона, Шопен не заговорил ни с кем из них, поскольку не осмелился представить себя. Особое впечатление оставило знакомство с целым рядом оперных произведений в театре.

После посещения Берлина, Шопен побывал в Познани, где в соответствии с семейной традицией, присутствовал на приёме архиепископа Теофила Ворики, родственника Скарбеков, известного своим патриотизмом, а в резиденции губернатора Великого княжества Познань, герцога Радзивилла, он играет произведения Гайдна, Бетховена и импровизирует. По возвращению в Варшаву продолжает работу под руководством Элснера.

В начале зимы он принимает активное участие в музыкальной жизни Варшавы. На концерте в доме Фридерика Бухгольца он играет «Рондо до мажора» на двух роялях с Джулианом Фонтаной. Он выступает, играет, импровизирует и развлекается в варшавских салонах, периодически давая частные уроки. Принимает участие в постановках любительского домашнего театра. Весной 1829 года Антоний Радзивилл посетил дом Шопена, а вскоре композитор сочинил для него «Полонез до мажора» для фортепиано и виолончели.

Почувствовав, что Фредерику нужно профессионально расти и совершенствоваться, отец обращается к министру народного образования Станиславу Грабовскому за грантом для сына, чтобы тот мог посетить зарубежные страны, в частности Германию, Италию и Францию, для продолжения образования. Несмотря на поддержку Грабовского, его просьба отклоняется министром внутренних дел графом Тадеушем Мостовским. Несмотря на препятствия, родители, в конце концов, в середине июля отправляют сына в Вену. Прежде всего он посещает концерты и оперу, слушает музыку в исполнении местной дивы — пианистки Леопольдины Благетки, по заверению которой сам Фредерик — виртуоз, способный вызвать фурор у местной публики.

На австрийской сцене он успешно дебютировал в конце 1829 году. Аудитория была в восторге от его исполнительской техники, дополненной поэтической выразительностью. В Австрии Шопен сочинил мажорное скерцо, минорную балладу, и другие произведения, в полной мере продемонстрировавшие его персональный сочинительский стиль Шопена. В Австрии ему удается опубликовать несколько своих работ. В том же году он вернулся домой для подготовки к концертному туру, на этот раз через Германию и Италию. 7 февраля 1830 года, семье и друзьям, он представляет свой концерт ми минор с аккомпанементом небольшого оркестра.

Жизнь и смерть в Париже

В течение следующих нескольких лет Шопен много выступал в странах Европы, одной из которых была Франция. В Париже он поселился в 1832 году и достаточно быстро установил дружеские взаимоотношения с молодыми музыкальными дарованиями, среди которых были: Лист, Беллини и Мендельсон. Тем не менее, тоска о Родине давала о себе знать. Горячо желая принимать деятельное участие в политической борьбе своего народа, он не находил себе места.

Во Франции он начинает работать всерьез как частный учитель фортепиано. Из-за подорванного здоровья публичные выступления становились все реже. Тем не менее, он стал заметной фигурой в парижских художественных кругах. Его окружение составляли музыканты, писатели и художники, а также богатые и талантливые женщины. Весной 1836 года болезнь обострилась. Вероятнее всего, заболевание легких, мучившее композитора было быстро развивающимся туберкулезом.

На вечеринке в резиденции графини, Шопен впервые встречается 32-летней писательницей Амандиной Авророй Дюдеван, известной как Жорж Санд. В конце 1837 года у Санд возникают тесные отношения с Шопеном, который к тому времени расстался с Марией Водзинской. В надежде на целебный климат Испании, Фредерик, Жорж и её дети Морис и Соланж перебираются на Майорку.

На вилле, среди кедров, кактусов, апельсинов, лимонов, алоэ, инжира, граната, под бирюзовым небом, у лазурного моря улучшение, однако, не наступило. Несмотря на недуг, композитор завершил свои двадцать четыре прелюдии на Майорке. В феврале они вернулись во Францию. К этому времени во время приступов кашля уже стали появляться кровотечения. Пройдя курс лечения в Париже состояние композитора улучшилось. Согласно впечатлениям Санд, Шопен настолько привык витать в облаках, что жизнь или смерть для него ничего не значат и он плохо осведомлен о том, на какой планете живет. Жорж, осознав серьезность дел со здоровьем супруга посвятила свою жизнь детям, Шопену и творчеству.

После поправки здоровья, семья на лето поселилась в деревенском доме Санд в местечке Ноан к югу от Парижа. Здесь Шопен сочиняет «Ноктюрн соль мажор» и три мазурки из опуса номер 41. Он работает над завершением «Баллады фа мажор» и сонаты. Летом он чувствует себя не стабильно, но при каждой возможности бросается к фортепиано и сочиняет. Весь следующий год композитор проводит с семьей. Шопен дает по пять уроков в день, в его супруга пишет до 10 страниц за ночь. Благодаря репутации и развитию издательского дела Шопен удачно продает свои партитуры. Редкие концерты Шопена приносят семье по 5000 франков. Публика жаждет услышать великолепного музыканта.

В 1843 году здоровье музыканта продолжает ухудшаться. Он принимает гомеопатическое лечение. В октябре 1843 года Фредерик с сыном Санд Морисом возвращается из деревни в Париж, а его жена с дочерью задерживается на месяц на природе. Смерть, в возрасте четырнадцати лет в Вене, в 1845 году его самого талантливого ученика Карла Фильца, который повсеместно считался блестящим пианистом и самым близким по стиле игры поразила Шопена. Все больше времени чета проводит в деревне. Среди постоянных гостей появляется Полина Виардо, чей репертуар Шопен слушает с восторгом.

Различие в темпераментах и ревность помешали отношениям с Санд. В 1848 году они расстались. Шопен совершил гастрольный тур по Британским островам, выступив в последний раз 16 ноября 1848 года в лондонской гильдии для беженцев из Польши. В письмах семье он писал, что если бы Лондон не был таким темным, а люди были бы не такими тяжелыми, и если бы не было ни запаха угля, ни туманов, он бы изучил английский, но англичане сильно отличаются от французов, к которым Шопен привязался. Шотландские туманы не добавили ему здоровья. В начале 1849 года увидели свет его последние произведения: «Вальс в миноре» и «Мазурка соль минор».

Он вернулся в Париж, его здоровье постепенно ухудшалось. Иногда случаются приличные дни, когда он путешествует в карете, но чаще его мучают удушающие приступы кашля. Он не выходит по вечерам. Тем не менее продолжает давать уроки игры на фортепиано.

В два часа ночи 17 октября 1849 года в возрасте 39 лет Шопен умирает. Польша потеряла своего величайшего музыканта, а весь мир настоящего гения. Его тело похоронено на парижском кладбище Пер-Лашез, а сердце доставлено в церковь Святого Креста в Польше, близь Варшавы.

Места в Варшаве, тесно связанные с именем композитора:

  • Саксонский дворец;
  • Казимировский Дворец;
  • Ботанический сад;
  • Дворец Красиньских;
  • Варшавский лицей;
  • Консерватория;
  • Университет Варшавы;
  • Дворец Радзивиллов;
  • Голубой дворец;
  • Дворец Морштын;
  • Национальный театр.

Слушать: Лучшее, Фредерик Шопен

Имя великого композитора Фредерика Шопена знает каждый. Он является ярким представителем романтизма в музыке. Творческие произведения Шопена оказали влияние на последующее развитие музыки, а также на его последователей. Исторический вклад композитора в музыку является бесспорным.

Будущий великий композитор родился в 1810 году в небольшой деревне недалеко от Варшавы. Фредерик всегда испытывал любовь к музыке. Его мать была известной пианисткой и прививала любовь к музыке. Пианист В. Живный регулярно давал уроки юному Шопену. В 1818 годы вышла статья о том, что Шопен – гениальный ребенок, так как он не только повторял сложные композиции, но и сам сочинял. В лицее он познакомился с великими композиторами, известными художниками, писателями. Близкой подругой, а позже возлюбленной стала писательница Жорж Санд. Она отличалась острым умом, а так же стойкой жизненной позицией.

В 1837 году Шопен почувствовал болезнь легких, это был туберкулез. Вместе с женой Жорж Санд и двумя ее детьми отправились на Мальорку. Смена места жительства негативно повлияла на самочувствие композитора, но он продолжал писать. Отношения с возлюбленной значительно ухудшались, стресс негативно отразился на здоровье композитора. Умер Фредерик Шопен в 1849 году, тело похоронено в Париже.

Музыка Шопена вызывала восхищение, он давал концерты в Варшаве, Париже и в последние годы жизни – Лондоне. Очень часто давал концерты бесплатно, поэтому до конца своих дней занимался музыкой со своими учениками. Композитор абсолютно изменил понимание многих жанров: превратил скерцо в отдельный жанр, поэтизировал вальс, мазурку и другие танцы, классические жанры обогатил фантазией. Фредерик Шопен гордился своими вальсами, которые занимали весомое значение в его творчестве. Специалисты по музыковедению утверждают, что можно проследить взаимосвязь между личным трагизмом композитора и его вальсами. Фредерик Шопен является настоящим гением музыки и уже долгое время остается любимым композитором ценителей не только классической музыки.

Вариант №2

Фредерик Франсуа Шопен - всемирно знаменитый композитор, гениальный музыкант, посвятивший свое творчество родной Польше, бесподобный «поэт фортепиано».

Он родился в феврале 1810 года в Польше в небольшой деревне близ Варшавы. Мать будущего композитора прекрасно играла на фортепиано и пела. Отец владел скрипкой и флейтой. Родители воспитывали своего сына и троих дочерей в атмосфере нежности, гармонии и любви к поэзии, музыке, что не могло не отразиться на творчестве будущего гения.

Музыкальные задатки проявились у маленького Фредерика в раннем детстве. Первым наставником Шопена был чешский музыкант В. Живный. Уже в 9 лет мальчик сочинял вальсы, мазурки и полонезы. Благодаря виртуозной игре на пианино Фредерик прославился по всей Польше к 12 годам. Получая образование в Высшей музыкальной школе в Варшаве, музыкант брал уроки у известного композитора Ю. Эльснера.

После окончания обучения в 1827 году Шопен активно выступает с концертами не только в Польше, но и в Германии и Австрии, что приносит ему огромный успех. Великий музыкант в 1831 году переезжает в Париж. Слава его распространяется и появляются многочисленные поклонники.

Шопен не только сочиняет, но и начинает преподавать музыку. Он создает уникальную методику обучения пианистов.
Композитор любил много путешествовал. Он был знаком с Г. Берлиозом, Ф. Мендельсоном, Ф. Листом, О. Бальзаком, В. Гюго и другими выдающимися личностями того времени.

Не отличавшийся с детства крепким здоровьем, в 1848 году серьезно больной композитор дал последний концерт в Лондоне. 5 октября следующего года он умер.

Согласно завещанию, после смерти его сердце было доставлено на родину, где оно замуровано в варшавском костеле Святого Креста.

Талант Шопена можно сравнить с такими гениями как Моцарт и Чайковский. Блестящий представитель романтизма в музыке, основатель национальной польской композиторской школы, Шопен оставил своим потомкам огромное наследие музыкальных сочинений для фортепиано. Он написал два масштабных концерта, три сонаты, известные в многочисленных оркестровых исполнениях. Шопен впервые ввел жанр баллады, а его ноктюрны и этюды поражают своим изяществом и благородством любителей классической музыки.

Стилистику таких известных музыкальных сочинений, как «Осенний вальс», ноктюрнов «Ноктюрно до диез минор», «Весенняя рапсодия», этюдов «Революционный», «Сад Эдема» можно проследить в лирических произведениях современных исполнителей.
В честь Фредерика Шопена в Польше проводится Международный конкурс пианистов, называются многие учебные заведения и устанавливаются памятники.

В настоящее время быть загорелым очень модно. Многие девушки и даже мужчины желают иметь красивую смуглую кожу. Для этого некоторые загорают под солнцем, посещают солярий или же используют специальные крема.

Обладая редким музыкальным даром, Шопен сосредоточил своё творчество в основном на фортепьянной музыке. Но то, что он создал в этом жанре, заслуживает только одной оценки – это создание гениального композитора.

Его произведения входят в репертуары пианистов всего мира.

Шопен создал только два фортепьянных концерта, всё же остальное написано им в рамках камерного жанра. Но и всё написанное – это рассказ о его любимой Польше, где он родился, развил своё дарование и которую так рано покинул: надеясь – ненадолго, оказалось – навсегда.

Биография Ф. Шопена

Детство

В семье Шопенов все дети были одаренными: сёстры Людвика , Изабелла и Эмилия имели разносторонние, в том числе и музыкальные, способности. Людвика даже была его первой учительницей музыки, а в дальнейшем между братом и сестрой были очень теплые и доверительные отношения. Мать (Юстына Кжижановская ) обладала замечательными музыкальными способностями, хорошо пела и играла на фортепьяно. Она сумела привить мальчику любовь к народным польским напевам. Отец (Николя Шопен , француз по происхождению) владел иностранными языками и содержал пансион для воспитанников лицея. В семье царила атмосфера любви и взаимопомощи, дети были окружены вниманием и заботой, особенно это относилось к Фредерику.

Он родился в деревне Желязова Воля , недалеко от Варшавы, 22 февраля 1810 г. и жил в этом доме.

Этот дом принадлежал графу Скарбеку, отец будущего композитора был здесь семейным учителем музыки. Уже осенью 1810 г. семья переехала в Варшаву, но мальчик часто приезжал в Желязову Волю на каникулы. Во время Первой мировой войны поместье было разрушено, а в 1926 г. здание было восстановлено. Теперь здесь музей, в котором летом проводятся концерты, на которые съезжаются пианисты со всего мира.

Юность

Проявив необыкновенные музыкальные способности уже в раннем детстве, Шопен был очень восприимчив к музыке: он мог плакать, слушая музыку, бесконечно импровизировать на фортепьяно, поражая слушателей своим прирождённым пианизмом. В возрасте 8 лет он сочинил свою первую музыкальную пьесу «Полонез», на которую был опубликован восторженный отзыв в одной варшавской газете: «Автор этого «Полонеза» – ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом. Исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлёк бы к себе большее внимание ».

Молодого Шопена учил музыке пианист , чех по происхождению, он начал заниматься с 9-летним мальчиком, а уже к 12 годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам, и Живный отказался от занятий с ним, сказав, что ничему больше не может его научить. Затем Шопен продолжил теоретические занятия у композитора Йозефа Эльснера , польского композитора немецкого происхождения. К этому времени молодой Фредерик Шопен сформировался как обаятельный человек с изысканными манерами, что привлекало к нему особое внимание окружающих. Довольно полная характеристика Шопена того времени принадлежит композитору Ф. Листу: «Общее впечатление его личности было вполне спокойное, гармоничное и, казалось, не требовало дополнений в каких-либо комментариях. Голубые глаза Шопена блистали более умом, чем были подёрнуты задумчивостью; мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в горькую или язвительную. Тонкость и прозрачность цвета его лица прельщали всех; у него были вьющиеся светлые волосы, нос слегка закруглённый; он был небольшого роста, хрупкого, тонкого сложения. Манеры его были изысканны, разнообразны; голос немного утомлённый, часто глухой. Его манеры были полны такой порядочности, в них была такая печать кровного аристократизма, что его невольно встречали и принимали, как князя… В общество Шопен вносил ту ровность расположения духа лиц, которых не беспокоят заботы, которые не знают слова „скука“, не привязаны ни к каким интересам. Шопен был обыкновенно весел; его колкий ум быстро отыскивал смешное даже и в таких проявлениях, которые не всем бросаются в глаза».

Его музыкальному и общему развитию способствовали также поездки в Берлин, Дрезден, Прагу, где он побывал на концертах выдающихся музыкантов.

Артистическая деятельность Шопена

Артистическая деятельность Ф. Шопена началась в 1829 г., когда он отправился на гастроли в Вену и Краков, исполняя там свои произведения.

Польское восстание

29 ноября 1830 г . началось польское национально-освободительное восстание против власти Российской империи на территории Царства Польского, Литвы, частично Белоруссии и Правобережной Украины. Оно продолжалось до 21 октября 1831 г . под лозунгом восстановления независимой «исторической Речи Посполитой» в границах 1772 г.

30 ноября собрался Административный совет: окружение Николая I было в растерянности. «Николай, король Польский, ведёт войну с Николаем, императором всероссийским», - так охарактеризовал обстановку министр финансов Любецкий. В тот же день генерал Хлопицкий был назначен главнокомандующим.

Г. Вундер «Николай I сообщает гвардии о восстании в Польше»

Сразу же обозначились два крыла движения: левое и правое. Левые рассматривали польское движение как часть общеевропейского освободительного движения. Правые были склонны искать компромисс с Николаем на основе конституции 1815 года. Переворот организовали левые, но по мере присоединения к нему элиты влияние переходило на сторону правых. Правым был и генерал Хлопицкий, назначенный главнокомандующим армии. Но он пользовался влиянием и среди левых, как соратник Костюшко.

В результате национально-освободительная война была подавлена, 26 февраля 1832 г . появился «Органический статут», согласно которому Польское Царство объявлялось частью России, упразднились сейм и польское войско. Административное деление на воеводства было заменено делением на губернии. Фактически это означало принятие курса на превращение Царства Польского в русскую провинцию - на территорию Королевства распространялись действовавшие во всей России монетная система, система мер и весов.

Советский и российский историк П.П. Черкасов так пишет о результатах подавления польского восстания: «В 1831 г. тысячи польских повстанцев и членов их семей, спасаясь от преследований властей Российской империи, бежали за пределы Царства Польского. Они осели в разных странах Европы, вызывая сочувствие в обществе, которое оказывало соответствующее давление на правительства и парламенты. Именно польские эмигранты постарались создать России крайне неприглядный образ душителя свобод и очага деспотизма, угрожающего «цивилизованной Европе». Полонофильство и русофобия с начала 1830-х годов стали важными составляющими европейского общественного мнения».

Подробный рассказ об этом историческом событии необходим, чтобы легче было понять причину вынужденного расставания Шопена с родиной, которую он очень любил и по которой так сильно тосковал.

Когда в 1830 г. пришла весть о вспыхнувшем в Польше восстании за независимость, Шопен мечтал вернуться на родину и принять участие в боях. Он даже начал сборы, но по дороге в Польшу узнал: восстание подавлено. Некоторым образом оказались причастны к восстанию и его родители, скрывавшие в своём доме повстанцев, поэтому возвращаться в Польшу ему было невозможно. Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби – тоски по родине. Скорее всего, это же было и причиной его болезни и преждевременной смерти в возрасте всего 39 лет.

Жорж Санд в жизни Шопена

В 1831 г . Шопен гастролировал в Париже. Его знаменитый «Революционный этюд» был написан под впечатлением поражения польского восстания.

Через некоторое время он познакомился с Жорж Санд, отношения с которой были долгими (около 10 лет), нравственно тяжёлыми, что в соединении с тоской по родине сильно подточило его здоровье.

Жорж Санд французская писательница. Её настоящее имя – Амандина Аврора Люсиль Дюпен (1804-1876).


О. Шарпантьё «Портрет Жорж Санд»

Отношения Шопена и Жорж Санд начались в 1836 г . К этому времени у этой женщины позади было бурное прошлое, ей было уже 32 года, она пережила неудачное замужество, была матерью двоих детей и писательницей. Кстати сказать, она является автором более 30 романов, самый известный из которых «Консуэло».

В их первую встречу она не понравилась ему: «Какая несимпатичная женщина эта Санд. Да и женщина ли она, я готов в этом усомниться!» - заметил он хозяйке салона, где произошла их встреча. В то время Жорж Санд, известная всему Парижу писательница, носила мужской костюм, который дополняли высокие сапоги и сигара во рту. В этот период Шопен переживал расставание со своей невестой Марией Водзиньской. Надеясь, что климат Майорки окажет благотворное действие на здоровье Шопена, Санд вместе с ним и детьми на зиму уезжает туда. Но начался сезон дождей, и у Шопена открылись приступы кашля. В феврале они вернулись во Францию. Отныне Жорж Санд хочет жить только для детей, Шопена и своего творчества. Но слишком велики были различия в их характерах, пристрастиях, к тому же Шопена мучила ревность: он достаточно понимал характер Жорж Санд. В результате их взаимная привязанность не могла быть долгой. Санд быстро поняла, что Шопен опасно болен и преданно заботилась о его здоровье. Но как бы ни улучшалось его положение, долго быть в спокойном состоянии Шопену не позволяли его характер, его болезнь и его творчество. Об этой ранимой натуре Генрих Гейне писал: «Это человек необыкновенной чувствительности: малейшее прикосновение к нему – это рана, малейший шум – удар грома; человек, признающий разговор только с глазу на глаз, ушедший в какую-то таинственную жизнь и только изредка проявляющий себя в каких-нибудь неудержимых выходках, прелестных и забавных ».

М. Водзиньская "Портрет Шопена"

В 1846 г. между сыном Жорж Санд Морисом и Шопеном произошёл конфликт, Морис решил уйти из дома. И когда она приняла сторону сына, Шопен обвинил её в том, что она его разлюбила. В ноябре 1846 г. Шопен покинул дом Жорж Санд. Возможно, через некоторое время состоялось бы их примирение, но в конфликт вмешалась дочь писательницы, Соланж: она поссорилась с матерью, приехала в Париж и настроила Шопена против своей матери. Жорж Санд пишет Шопену: «… она ненавидит свою мать, клевещет на неё, чернит её самые святые побуждения, оскверняет ужасными речами родной дом! Вам нравится слушать всё это и даже, может быть, верить этому. Я не буду вступать в подобную борьбу, меня это приводит в ужас. Я предпочитаю видеть вас во враждебном лагере, чем защищаться от противницы, которая вскормлена моей грудью и моим молоком».

Жорж Санд умерла в возрасте 72 лет. Она и после расставания с Шопеном осталась верна себе: когда ей было 60 лет, её любовником был 39-летний художник Шарль Маршаль, которого она называла «мой толстый ребенок». И только одно могло заставить заплакать эту женщину – звуки вальсов Шопена.

Последние годы Шопена

В апреле 1848 г. он отправился в Лондон – концертировать и преподавать, чтобы отвлечься от всех событий, связанных с Парижем. Это оказалось последним его путешествием. Здесь также был полный успех, но нервная, напряженная жизнь, сырой британский климат и периодически обострявшееся хроническое заболевание лёгких окончательно подорвали его силы. Вернувшись в Париж, Шопен умер 17 октября 1849 г.

О нём глубоко скорбел весь музыкальный мир. На похороны собрались тысячи поклонников его творчества. Согласно его желанию, на похоронах был исполнен «Реквием» Моцарта (его любимого композитора).

Шопен похоронен на кладбище Пер-Лашез (между могилами композиторов Керубини и Беллини). Сердце Шопена, согласно его воле, было отправлено в Варшаву, где замуровано в колонну церкви Святого Креста .

Творчество Шопена

«Шапки долой, господа, перед вами гений!» (Р. Шуман)

Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года с полным успехом. В дальнейшем с концертами Шопен выступал редко, но в салонах с польской аудиторией и французской аристократией слава его была очень высокой. Он также любил преподавательскую деятельность, что среди великих пианистов является чрезвычайно редким явлением, многие, наоборот, сторонятся преподавательской деятельности, считая её тягостной.

Всё творчество Шопена посвящено его родине – Польше.

– торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая торжественный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца ¾. В полонезах и балладах Шопен рассказывает о своей стране, её пейзажах и трагическом прошлом. В этих произведениях он использует лучшие черты народного польского эпоса. Вместе с тем музыка Шопена исключительно самобытна, отличается смелой изобразительностью и простотой рисунка. К этому времени на смену классицизму пришёл романтизм , и Шопен стал один из главных представителей этого направления в музыке.

– польский народный танец. Его название произошло от жителей Мазовии мазуров, у которых этот танец появился впервые. Музыкальный размер 3/4 или 3/8, темп быстрый. В XIX в. мазурка получила распространение как бальный танец во многих странах Европы. Шопен написал 58 мазурок, в которых также использовал польские народные напевы, придав им поэтическую форму. Вальс, полонез и мазурку он превратил в самостоятельную музыкальную форму, сочетая классичность с мелодическим богатством, изяществом и техническим совершенством. Кроме этого, им написаны множество скерцо , экспромтов , ноктюрнов , этюдов , прелюдий и других произведений для фортепьяно.

К лучшим произведениям Шопена можно отнести этюды . Обычно этюдами назывались произведения, способствующие техническому совершенству пианиста. Но Шопен сумел в них раскрыть свой удивительный поэтический мир. Его этюды отличаются юношеской порывистостью, драматизмом и даже трагизмом.

Музыковеды считают, что вальсы Шопена можно рассматривать как его своеобразный «лирический дневник», они носят явный автобиографический характер. Отличавшийся глубокой замкнутостью, Шопен раскрывается в своих лирических произведениях. Его произведения любят и исполняют во всём мире, а композитора называют "Поэтом фортепьяно".

Виктор Боков

СЕРДЦЕ ШОПЕНА

Сердце Шопена в костеле Святого Креста.

Тесно ему в замурованной каменной урне.

Встал бы владелец его, и немедля с листа

В мир полетели бы вальсы, этюды, ноктюрны.

Сердце Шопена в фашистские, черные дни

Черным погромщикам и палачам не досталось.

Около предков и около близкой родни

Сердце Шопена с корнями деревьев срасталось.

Как ты не лопнуло, сердце

Шопена? Ответь!

Как твой народ уцелел в этой схватке неравной?

Вместе с Варшавой родной ты могло бы сгореть,

Остановили б тебя огнестрельные раны!

Ты уцелело!

Ты бьешься в груди варшавян,

В траурном марше

И в трепетном пламени воска.

Сердце Шопена - ты воин, герой, ветеран.

Сердце Шопена - ты музыки польское войско.

Сердце Шопена, тебе я усердно молюсь

Возле свечей, отдающих пыланию тело.

Если позволишь, я всей своей кровью вольюсь,

Донором буду твоим,-

Только ты продолжай свое дело!


Памятник Шопену в Варшаве

Польский композитор и пианист Фредерик Францишек Шопен (польск. Szopen, Fryderyk Franciszek) родился 22 февраля (по другим источникам 1 марта) 1810 года в деревне Желязова Воля под Варшавой в семье школьного учителя.

Когда Шопену исполнилось 7 лет, его начали учить игре на фортепиано. Тогда же, в 1817 году, был издан сочиненный им полонез соль-минор.

В 1823 году Шопен поступил в Варшавский лицей, продолжив заниматься музыкой с директором Варшавской консерватории Иосифом Эльснером. В 1825 году его пригласили выступить перед российским императором Александром I, и после концерта он получил награду - бриллиантовый перстень. В 16 лет Шопен был принят в консерваторию, ее окончание в 1829 году формально завершило музыкальное образование композитора. В том же году Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения. В 1830 году Шопен сыграл три концерта в Варшаве, а затем отправился в поездку по Западной Европе. Находясь в Штутгарте, Шопен узнал о подавлении польского восстания. Считается, что падение Варшавы стало поводом для сочинения до-минорного этюда, который иногда называют «революционным». Это произошло в 1831 г., и после этого Шопен никогда не возвращался на родину.

В 1831 году он поселился в Париже , поразив публику своими мазурками и полонезами - жанрами, в которых нашли отражение славянские танцевальные ритмы и гармонический язык, типичный для польского фольклора. Эти пьесы впервые привнесли в западноевропейскую музыку славянский элемент, что постепенно изменило те гармонические, ритмические и мелодические схемы, которые великие классики XVIII в. оставили своим последователям.

В Париже Шопен был принят в высших кругах парижской аристократии, познакомился с популярными пианистами и композиторами.
Между тем, у него развивался туберкулез легких, первые симптомы которого обнаружились еще в 1831 году. Вскоре Шопен фактически отказался от карьеры виртуоза, ограничив свою концертную деятельность редкими выступлениями, преимущественно для немногочисленной аудитории, и сосредоточился на композиции, публикуя свои опусы.

В 1837 году начался его роман с баронессой Дюдеван, которая приобрела широкую литературную известность под псевдонимом Жорж Санд. Зиму 1838 - 1839 годов Шопен и Жорж Санд провели на острове Майорка (Испания), что благотворно повлияло на здоровье композитора. Его связь с писательницей продолжалась около 10 лет. После разрыва с Жорж Санд (1847) здоровье Шопена резко ухудшилось.

16 февраля 1848 года он дал свой последний концерт в Париже. Начавшаяся несколько дней спустя революция вынудила Шопена выехать в Великобританию , где он провел семь месяцев, играя в аристократических салонах (в том числе для королевы Виктории) и давая уроки.
По возвращении в Париж Шопен уже не был в силах заниматься с учениками; летом 1849 года он написал свое последнее произведение - Мазурку f-moll соч. 68.4.

Шопен умер в своей парижской квартире на Вандомской площади 17 октября 1849 года. В соответствии с его желанием на отпевании в церкви св. Мадлен прозвучали фрагменты реквиема Моцарта. Шопена похоронили (согласно его желанию) на парижском кладбище Пер-Лашез рядом с могилой его любимого итальянского композитора Винченце Беллини. На гроб высыпали горсть родной польской земли из подаренного когда-то друзьями серебряного кубка. Сердце Шопена, как он завещал, было захоронено в одном из костелов Варшавы.

Творчество Шопена оказало влияние на многие поколения музыкантов. Композитор по-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

Шопен был одним из немногих композиторов, сочинявших только для фортепиано. Он не написал ни оперы, ни симфонии, его не привлекал хор, в его наследии нет ни одного струнного квартета.

Шопен сочинил более полусотни мазурок (их прототип - польский танец с трехдольным ритмом, похожий на вальс) - небольших пьес, в которых типичные мелодические и гармонические обороты звучат по-славянски.

За всю жизнь Шопен дал не более тридцати публичных концертов, в основном выступая в домах своих друзей. Его исполнительский стиль был весьма своеобразен, по отзывам современников, этот стиль отличала ритмическая свобода - он продлевал одни звуки за счет сокращения других

С 1927 г. в Варшаве каждые пять лет проводятся международные конкурсы пианистов имени Шопена . В 1934 г. организован Институт Шопена (с 1950 г. - Общество им. Ф. Шопена). Общества Шопена существуют в Чехословакии, Германии, Австрии, до 2-й мировой войны 1939 - 45 гг. существовало во Франции. В 1932 в Желязовой-Воле открыт Дом-музей Шопена, в 1985 г. - основана Международная федерация обществ Шопена.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Шопен родился в Польше, недалеко от Варшавы. Отец его был французом, но женился на польке, красивой и кроткой женщине. Родители любили друг друга, что благотворно подействовало на Фредерика, помогло ему вырасти чутким и мягким человеком. Маленьким мальчиком Шопен плохо переносил любую музыку, начинал плакать при первом её звучании. Но продолжалось это недолго. Уже в шесть лет он бойко играл на фортепиано, а в девять первый раз выступил в концерте. В этот период он начал сочинять музыкальные произведения – вальсы, мазурки, полонезы.

Отец Шопена содержал пансион для детей аристократов. Общение с детьми из знатных семей помогло Фредерику и трём его сёстрам приобрести навыки общения с людьми из высшего общества. Из-за слабого здоровья Шопен не мог участвовать в шумных активных играх, поэтому он с сёстрами часто играл в театр. Сам придумывал содержание пьес, подбирал к ним музыку. Мальчик отличался большими артистическими способностями и богатством мимики, умел прекрасно импровизировать, придумывая на ходу различные истории, которые он рассказывал гостям или ребятам пансиона. Друзья отца прочили ему славу актёра.

Благодаря природным способностям Шопен хорошо учился, сначала дома, а потом в старших классах лицея. Музыкой он занимался с директором Варшавской консерватории. Отношения учителя и ученика переросли в крепкую дружбу, которая продолжалась до самой смерти Шопена.

В шестнадцать лет Шопен второй раз принял участие в концерте, на котором присутствовал Александр первый. Император высоко оценил игру юного музыканта и подарил ему кольцо с бриллиантом.

Окончив варшавский лицей, Шопен решил профессионально заняться музыкой. Поездки в Берлин и Вену утвердили его в этом решении. Многие годы он будет вспоминать маленькую гостиницу по дороге в Варшаву, где он играл на рояле в окружении случайных попутчиков, хозяина гостиницы, его супруги и их детей. Таких восторженных поклонников ему встречать ещё не приходилось.

Через год после поездки в Вену, Шопен решил уехать во Францию. Родители понимали, что только в музыкальном центре, таком, как Париж, могут раскрыться способности сына. Единственно, что тревожило их, состояние его здоровья. Да и самого Фредерика мучило предчувствие, что он никогда не увидит родины, своих друзей и близких.

Париж встретил Шопена шумными улицами и тревожными разговорами о политике, но его интересовал лишь мир искусства.

В Париже он познакомился с Листом. Вместе они часто посещали аристократические салоны, знакомились с князьями и министрами. Это помогло Шопену найти заработок, который больше его удовлетворял. Он стал учителем фортепьянной игры для аристократии. В светском обществе его принимали охотно. Был он прекрасным музыкантом, интересным собеседником, весёлым и остроумным партнёром. Но перед публикой, большим скоплением народа он часто терялся, испытывая робость и смущение. Поэтому чаще он предпочитал общество женщин, с которыми находил общие темы для разговоров. Женщины любили его, были источниками его вдохновения. Но все увлечения были недолгими.

Встреча с Жорж Санд изменила всю жизнь Шопена. Удивительно, как могли сойтись два таких противоположных по характеру человека. Он, с чуткой и нежной душой музыканта, она, любившая постоянный шум, движение, встречи с новыми людьми, прогулки по парижским улицам. Но было то, что объединяло их. Это музыка Шопена. Жорж Санд восемь лет поддерживала композитора, терпела его капризы, выхаживала после каждого приступа болезни. Шопен принимал её заботу, как принимал их от матери и сестёр, не понимая того, что рядом с ним живёт незаурядная женщина и талантливый писатель.

Это непонимание привело их к разрыву. Чтобы как-то забыться, Шопен едет в Англию. Но обстановка, люди, климат не понравились композитору. Болезнь прогрессировала, и Шопен торопится вернуться в Париж, надеясь на то, что здесь он сможет поправить своё здоровье. Через полгода Шопен умер от чахотки. На собранные друзьями деньги ему был поставлен памятник: плачущая муза и разбитая лира у её ног.

Для будущих поколений Шопен оставил большое наследство: сорок одну мазурку и восемь полонезов, этюды, две сонаты, баллады и скерцо и незабываемые вальсы.

Биография Шопена самое важное

Фредерик Франсуа Шопен – пианист, великий композитор, оставивший большое наследие музыкальных фортепианных произведений.

Родился 22 февраля 1810 года в музыкальной семье француза и польки. С детства был окружен игрой отца на скрипке и флейте, пением матери и уже к 6 годам самостоятельно начал заниматься игрой на фортепиано. В семье помимо талантливого и любознательного мальчика воспитывались еще три дочери, однако лишь Фредерик связал свою жизнь с музыкой.

Первым проводником в мир музыки для Шопена стал знаменитый пианист Войцех Живный. Учился в Варшавском лицее, а по его окончании обучался у одного известного композитора. Уже к двенадцатилетнему возрасту мальчик достиг уровня великих пианистов, а в 22 года дал свой первый крупный концерт, который стал судьбоносным – именно там Фредерик познакомился с лучшими деятелями в области музыки.

Всё творчество композитора посвящено фортепиано – им было написано два концерта, сонаты, ноктюрны, баллады, прелюдии, этюды. Шопен известен не только как великий композитор, но и как гениальный педагог – он создал собственную методику, благодаря которой многие пианисты, вышедшие из под крыла Фредерика, стали настоящими профессионалами в своем деле.

Шопен много путешествовал. Так, в 1831 году он переехал в Париж, а в 1837 году совершил путешествие в Англию и Шотландию. В биографии композитора есть и период, во время которого он жил на острове Мальорка. В 1848 году переселился в Лондон, где давал концерты и продолжал преподавательскую деятельность.

С 1837 года у Шопена начинаются признаки заболевания лёгких. Они дали толчок развитию астматических приступов. Свой последний концерт Фредерик дал в ноябре 1848 года. После него самочувствие композитора ухудшалось с каждым днем.

Закончилась небольшая, но такая насыщенная и плодотворная жизнь Шопена в октябре 1849 года. Причиной смерти стала болезнь лёгких.

4, 5, 6, 7 класс для детей творчество

Интересные факты и даты из жизни