Фредерик шопен история. Зима на Майорке

Обладая редким музыкальным даром, Шопен сосредоточил своё творчество в основном на фортепьянной музыке. Но то, что он создал в этом жанре, заслуживает только одной оценки – это создание гениального композитора.

Его произведения входят в репертуары пианистов всего мира.

Шопен создал только два фортепьянных концерта, всё же остальное написано им в рамках камерного жанра. Но и всё написанное – это рассказ о его любимой Польше, где он родился, развил своё дарование и которую так рано покинул: надеясь – ненадолго, оказалось – навсегда.

Биография Ф. Шопена

Детство

В семье Шопенов все дети были одаренными: сёстры Людвика , Изабелла и Эмилия имели разносторонние, в том числе и музыкальные, способности. Людвика даже была его первой учительницей музыки, а в дальнейшем между братом и сестрой были очень теплые и доверительные отношения. Мать (Юстына Кжижановская ) обладала замечательными музыкальными способностями, хорошо пела и играла на фортепьяно. Она сумела привить мальчику любовь к народным польским напевам. Отец (Николя Шопен , француз по происхождению) владел иностранными языками и содержал пансион для воспитанников лицея. В семье царила атмосфера любви и взаимопомощи, дети были окружены вниманием и заботой, особенно это относилось к Фредерику.

Он родился в деревне Желязова Воля , недалеко от Варшавы, 22 февраля 1810 г. и жил в этом доме.

Этот дом принадлежал графу Скарбеку, отец будущего композитора был здесь семейным учителем музыки. Уже осенью 1810 г. семья переехала в Варшаву, но мальчик часто приезжал в Желязову Волю на каникулы. Во время Первой мировой войны поместье было разрушено, а в 1926 г. здание было восстановлено. Теперь здесь музей, в котором летом проводятся концерты, на которые съезжаются пианисты со всего мира.

Юность

Проявив необыкновенные музыкальные способности уже в раннем детстве, Шопен был очень восприимчив к музыке: он мог плакать, слушая музыку, бесконечно импровизировать на фортепьяно, поражая слушателей своим прирождённым пианизмом. В возрасте 8 лет он сочинил свою первую музыкальную пьесу «Полонез», на которую был опубликован восторженный отзыв в одной варшавской газете: «Автор этого «Полонеза» – ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом. Исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлёк бы к себе большее внимание ».

Молодого Шопена учил музыке пианист , чех по происхождению, он начал заниматься с 9-летним мальчиком, а уже к 12 годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам, и Живный отказался от занятий с ним, сказав, что ничему больше не может его научить. Затем Шопен продолжил теоретические занятия у композитора Йозефа Эльснера , польского композитора немецкого происхождения. К этому времени молодой Фредерик Шопен сформировался как обаятельный человек с изысканными манерами, что привлекало к нему особое внимание окружающих. Довольно полная характеристика Шопена того времени принадлежит композитору Ф. Листу: «Общее впечатление его личности было вполне спокойное, гармоничное и, казалось, не требовало дополнений в каких-либо комментариях. Голубые глаза Шопена блистали более умом, чем были подёрнуты задумчивостью; мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в горькую или язвительную. Тонкость и прозрачность цвета его лица прельщали всех; у него были вьющиеся светлые волосы, нос слегка закруглённый; он был небольшого роста, хрупкого, тонкого сложения. Манеры его были изысканны, разнообразны; голос немного утомлённый, часто глухой. Его манеры были полны такой порядочности, в них была такая печать кровного аристократизма, что его невольно встречали и принимали, как князя… В общество Шопен вносил ту ровность расположения духа лиц, которых не беспокоят заботы, которые не знают слова „скука“, не привязаны ни к каким интересам. Шопен был обыкновенно весел; его колкий ум быстро отыскивал смешное даже и в таких проявлениях, которые не всем бросаются в глаза».

Его музыкальному и общему развитию способствовали также поездки в Берлин, Дрезден, Прагу, где он побывал на концертах выдающихся музыкантов.

Артистическая деятельность Шопена

Артистическая деятельность Ф. Шопена началась в 1829 г., когда он отправился на гастроли в Вену и Краков, исполняя там свои произведения.

Польское восстание

29 ноября 1830 г . началось польское национально-освободительное восстание против власти Российской империи на территории Царства Польского, Литвы, частично Белоруссии и Правобережной Украины. Оно продолжалось до 21 октября 1831 г . под лозунгом восстановления независимой «исторической Речи Посполитой» в границах 1772 г.

30 ноября собрался Административный совет: окружение Николая I было в растерянности. «Николай, король Польский, ведёт войну с Николаем, императором всероссийским», - так охарактеризовал обстановку министр финансов Любецкий. В тот же день генерал Хлопицкий был назначен главнокомандующим.

Г. Вундер «Николай I сообщает гвардии о восстании в Польше»

Сразу же обозначились два крыла движения: левое и правое. Левые рассматривали польское движение как часть общеевропейского освободительного движения. Правые были склонны искать компромисс с Николаем на основе конституции 1815 года. Переворот организовали левые, но по мере присоединения к нему элиты влияние переходило на сторону правых. Правым был и генерал Хлопицкий, назначенный главнокомандующим армии. Но он пользовался влиянием и среди левых, как соратник Костюшко.

В результате национально-освободительная война была подавлена, 26 февраля 1832 г . появился «Органический статут», согласно которому Польское Царство объявлялось частью России, упразднились сейм и польское войско. Административное деление на воеводства было заменено делением на губернии. Фактически это означало принятие курса на превращение Царства Польского в русскую провинцию - на территорию Королевства распространялись действовавшие во всей России монетная система, система мер и весов.

Советский и российский историк П.П. Черкасов так пишет о результатах подавления польского восстания: «В 1831 г. тысячи польских повстанцев и членов их семей, спасаясь от преследований властей Российской империи, бежали за пределы Царства Польского. Они осели в разных странах Европы, вызывая сочувствие в обществе, которое оказывало соответствующее давление на правительства и парламенты. Именно польские эмигранты постарались создать России крайне неприглядный образ душителя свобод и очага деспотизма, угрожающего «цивилизованной Европе». Полонофильство и русофобия с начала 1830-х годов стали важными составляющими европейского общественного мнения».

Подробный рассказ об этом историческом событии необходим, чтобы легче было понять причину вынужденного расставания Шопена с родиной, которую он очень любил и по которой так сильно тосковал.

Когда в 1830 г. пришла весть о вспыхнувшем в Польше восстании за независимость, Шопен мечтал вернуться на родину и принять участие в боях. Он даже начал сборы, но по дороге в Польшу узнал: восстание подавлено. Некоторым образом оказались причастны к восстанию и его родители, скрывавшие в своём доме повстанцев, поэтому возвращаться в Польшу ему было невозможно. Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби – тоски по родине. Скорее всего, это же было и причиной его болезни и преждевременной смерти в возрасте всего 39 лет.

Жорж Санд в жизни Шопена

В 1831 г . Шопен гастролировал в Париже. Его знаменитый «Революционный этюд» был написан под впечатлением поражения польского восстания.

Через некоторое время он познакомился с Жорж Санд, отношения с которой были долгими (около 10 лет), нравственно тяжёлыми, что в соединении с тоской по родине сильно подточило его здоровье.

Жорж Санд французская писательница. Её настоящее имя – Амандина Аврора Люсиль Дюпен (1804-1876).


О. Шарпантьё «Портрет Жорж Санд»

Отношения Шопена и Жорж Санд начались в 1836 г . К этому времени у этой женщины позади было бурное прошлое, ей было уже 32 года, она пережила неудачное замужество, была матерью двоих детей и писательницей. Кстати сказать, она является автором более 30 романов, самый известный из которых «Консуэло».

В их первую встречу она не понравилась ему: «Какая несимпатичная женщина эта Санд. Да и женщина ли она, я готов в этом усомниться!» - заметил он хозяйке салона, где произошла их встреча. В то время Жорж Санд, известная всему Парижу писательница, носила мужской костюм, который дополняли высокие сапоги и сигара во рту. В этот период Шопен переживал расставание со своей невестой Марией Водзиньской. Надеясь, что климат Майорки окажет благотворное действие на здоровье Шопена, Санд вместе с ним и детьми на зиму уезжает туда. Но начался сезон дождей, и у Шопена открылись приступы кашля. В феврале они вернулись во Францию. Отныне Жорж Санд хочет жить только для детей, Шопена и своего творчества. Но слишком велики были различия в их характерах, пристрастиях, к тому же Шопена мучила ревность: он достаточно понимал характер Жорж Санд. В результате их взаимная привязанность не могла быть долгой. Санд быстро поняла, что Шопен опасно болен и преданно заботилась о его здоровье. Но как бы ни улучшалось его положение, долго быть в спокойном состоянии Шопену не позволяли его характер, его болезнь и его творчество. Об этой ранимой натуре Генрих Гейне писал: «Это человек необыкновенной чувствительности: малейшее прикосновение к нему – это рана, малейший шум – удар грома; человек, признающий разговор только с глазу на глаз, ушедший в какую-то таинственную жизнь и только изредка проявляющий себя в каких-нибудь неудержимых выходках, прелестных и забавных ».

М. Водзиньская "Портрет Шопена"

В 1846 г. между сыном Жорж Санд Морисом и Шопеном произошёл конфликт, Морис решил уйти из дома. И когда она приняла сторону сына, Шопен обвинил её в том, что она его разлюбила. В ноябре 1846 г. Шопен покинул дом Жорж Санд. Возможно, через некоторое время состоялось бы их примирение, но в конфликт вмешалась дочь писательницы, Соланж: она поссорилась с матерью, приехала в Париж и настроила Шопена против своей матери. Жорж Санд пишет Шопену: «… она ненавидит свою мать, клевещет на неё, чернит её самые святые побуждения, оскверняет ужасными речами родной дом! Вам нравится слушать всё это и даже, может быть, верить этому. Я не буду вступать в подобную борьбу, меня это приводит в ужас. Я предпочитаю видеть вас во враждебном лагере, чем защищаться от противницы, которая вскормлена моей грудью и моим молоком».

Жорж Санд умерла в возрасте 72 лет. Она и после расставания с Шопеном осталась верна себе: когда ей было 60 лет, её любовником был 39-летний художник Шарль Маршаль, которого она называла «мой толстый ребенок». И только одно могло заставить заплакать эту женщину – звуки вальсов Шопена.

Последние годы Шопена

В апреле 1848 г. он отправился в Лондон – концертировать и преподавать, чтобы отвлечься от всех событий, связанных с Парижем. Это оказалось последним его путешествием. Здесь также был полный успех, но нервная, напряженная жизнь, сырой британский климат и периодически обострявшееся хроническое заболевание лёгких окончательно подорвали его силы. Вернувшись в Париж, Шопен умер 17 октября 1849 г.

О нём глубоко скорбел весь музыкальный мир. На похороны собрались тысячи поклонников его творчества. Согласно его желанию, на похоронах был исполнен «Реквием» Моцарта (его любимого композитора).

Шопен похоронен на кладбище Пер-Лашез (между могилами композиторов Керубини и Беллини). Сердце Шопена, согласно его воле, было отправлено в Варшаву, где замуровано в колонну церкви Святого Креста .

Творчество Шопена

«Шапки долой, господа, перед вами гений!» (Р. Шуман)

Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года с полным успехом. В дальнейшем с концертами Шопен выступал редко, но в салонах с польской аудиторией и французской аристократией слава его была очень высокой. Он также любил преподавательскую деятельность, что среди великих пианистов является чрезвычайно редким явлением, многие, наоборот, сторонятся преподавательской деятельности, считая её тягостной.

Всё творчество Шопена посвящено его родине – Польше.

– торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая торжественный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца ¾. В полонезах и балладах Шопен рассказывает о своей стране, её пейзажах и трагическом прошлом. В этих произведениях он использует лучшие черты народного польского эпоса. Вместе с тем музыка Шопена исключительно самобытна, отличается смелой изобразительностью и простотой рисунка. К этому времени на смену классицизму пришёл романтизм , и Шопен стал один из главных представителей этого направления в музыке.

– польский народный танец. Его название произошло от жителей Мазовии мазуров, у которых этот танец появился впервые. Музыкальный размер 3/4 или 3/8, темп быстрый. В XIX в. мазурка получила распространение как бальный танец во многих странах Европы. Шопен написал 58 мазурок, в которых также использовал польские народные напевы, придав им поэтическую форму. Вальс, полонез и мазурку он превратил в самостоятельную музыкальную форму, сочетая классичность с мелодическим богатством, изяществом и техническим совершенством. Кроме этого, им написаны множество скерцо , экспромтов , ноктюрнов , этюдов , прелюдий и других произведений для фортепьяно.

К лучшим произведениям Шопена можно отнести этюды . Обычно этюдами назывались произведения, способствующие техническому совершенству пианиста. Но Шопен сумел в них раскрыть свой удивительный поэтический мир. Его этюды отличаются юношеской порывистостью, драматизмом и даже трагизмом.

Музыковеды считают, что вальсы Шопена можно рассматривать как его своеобразный «лирический дневник», они носят явный автобиографический характер. Отличавшийся глубокой замкнутостью, Шопен раскрывается в своих лирических произведениях. Его произведения любят и исполняют во всём мире, а композитора называют "Поэтом фортепьяно".

Виктор Боков

СЕРДЦЕ ШОПЕНА

Сердце Шопена в костеле Святого Креста.

Тесно ему в замурованной каменной урне.

Встал бы владелец его, и немедля с листа

В мир полетели бы вальсы, этюды, ноктюрны.

Сердце Шопена в фашистские, черные дни

Черным погромщикам и палачам не досталось.

Около предков и около близкой родни

Сердце Шопена с корнями деревьев срасталось.

Как ты не лопнуло, сердце

Шопена? Ответь!

Как твой народ уцелел в этой схватке неравной?

Вместе с Варшавой родной ты могло бы сгореть,

Остановили б тебя огнестрельные раны!

Ты уцелело!

Ты бьешься в груди варшавян,

В траурном марше

И в трепетном пламени воска.

Сердце Шопена - ты воин, герой, ветеран.

Сердце Шопена - ты музыки польское войско.

Сердце Шопена, тебе я усердно молюсь

Возле свечей, отдающих пыланию тело.

Если позволишь, я всей своей кровью вольюсь,

Донором буду твоим,-

Только ты продолжай свое дело!


Памятник Шопену в Варшаве

Фридери́к Шопе́н , полное имя - Фридерик Францишек Шопен (польск. Fryderyk Franciszek Chopin, также польск. Szopen); полное имя во франц. транскрипции - Фредери́к Франсуа́ Шопе́н (фр. Frédéric François Chopin) (1 марта (по другим данным, 22 февраля) 1810, деревня Желязова-Воля, близ Варшавы, Варшавское герцогство - 17 октября 1849, Париж, Франция) - польский композитор и пианист. В зрелые годы (с 1831) жил и работал во Франции. Один из ведущих представителей западноевропейского музыкального романтизма, основоположник польской национальной композиторской школы. Оказал значительное влияние на мировую музыку.

Происхождение и семья

Отец композитора - Николя Шопен (1771-1844), из простой семьи, в юности переселился из Франции в Польшу. С 1802 года он жил в имении графа Скарбека Желязова-Воля, где работал воспитателем детей графа.

В 1806 году Николя Шопен женился на дальней родственнице Скарбеков Текле Юстине Кшижановской (1782-1861). Род Кшижановских (Кржижановских) герба Свинка ведёт своё происхождение с XIV века и владел деревней Кшижаново около Косцяна. К роду Кшижановских принадлежал, в том числе, Владимир Кржижановски, племянник Юстины Кшижановской. По сохранившимся свидетельствам, мать композитора получила хорошее образование, владела французским языком, была чрезвычайно музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом. Своей матери Фредерик обязан первыми музыкальными впечатлениями, привитой с младенческих лет любовью к народным мелодиям.

Желязова-Воля, где родился Шопен, и Варшава, где он жил с 1810 до 1830, во время Наполеоновских войн до 1813 были на территории Варшавского Герцогства, вассального Наполеоновской Империи, а после 3 мая 1815 года, по итогам Венского конгресса - на территории Царства Польского (Królestwo Polskie), вассального Российской Империи.

Осенью 1810 года, спустя некоторое время после рождения сына, Николя Шопен переселился в Варшаву. В Варшавском лицее он, благодаря протекции Скарбеков, получил место после смерти преподавателя пана Маэ. Шопен был учителем французского и немецкого языков и французской литературы, содержал пансион для воспитанников лицея.

Интеллигентность и чуткость родителей спаяли всех членов семьи любовью и благотворно сказывались на развитии одарённых детей. Кроме Фридерика в семействе Шопенов было три сестры: старшая - Людвика, в замужестве Енджеевич, бывшая его особенно близким преданным другом, и младшие - Изабелла и Эмилия. Сёстры обладали разносторонними способностями, а рано умершая Эмилия - выдающимся литературным талантом.

Детство

Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.

В своём январском номере за 1818 год одна из варшавских газет поместила несколько строк о первой музыкальной пьесе, сочинённой композитором, учащимся ещё в начальной школе. «Автор этого „Полонеза“ - написала газета, - ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это - настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлёк бы к себе большее внимание».

Молодого Шопена учили музыке, возлагая на него большие надежды. Пианист Войцех Живный (1756-1842), чех по происхождению, начал заниматься с 7-летним мальчиком. Занятия были серьёзные, несмотря на то, что Шопен, помимо того, учился в одном из варшавских училищ. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.

Юность

Окончив училище и завершив продолжавшиеся пять лет занятия у Живного, Шопен начал свои теоретические занятия у композитора Юзефа Эльснера.

Дворец Острожских - местонахождение варшавского музея Шопена.

Покровительство князя Антона Радзивилла и князей Четвертинских ввело Шопена в высшее общество, которое было впечатлено обаятельной внешностью и изысканными манерами Шопена. Вот что об этом говорил Ференц Лист: «Общее впечатление его личности было вполне спокойное, гармоничное и, казалось, не требовало дополнений в каких-либо комментариях. Голубые глаза Шопена блистали более умом, чем были подёрнуты задумчивостью; мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в горькую или язвительную. Тонкость и прозрачность цвета его лица прельщали всех; у него были вьющиеся светлые волосы, нос слегка закруглённый; он был небольшого роста, хрупкого, тонкого сложения. Манеры его были изысканны, разнообразны; голос немного утомлённый, часто глухой. Его манеры были полны такой порядочности, в них была такая печать кровного аристократизма, что его невольно встречали и принимали, как князя… В общество Шопен вносил ту ровность расположения духа лиц, которых не беспокоят заботы, которые не знают слова „скука“, не привязаны ни к каким интересам. Шопен был обыкновенно весел; его колкий ум быстро отыскивал смешное даже и в таких проявлениях, которые не всем бросаются в глаза».

Поездки в Берлин, Дрезден, Прагу, где он побывал на концертах выдающихся музыкантов, усердно посещал оперные театры и картинные галереи, способствовали его дальнейшему развитию.

Зрелые годы. За границей

С 1829 года начинается артистическая деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове, исполняя свои произведения. Возвратившись в Варшаву, он её покидает навсегда 5 ноября 1830 года. Эта разлука с родиной стала причиной его постоянной скрытой скорби - тоски по родине. В 1830 году прибыла весть о вспыхнувшем восстании за независимость в Польше. Шопен мечтал вернуться на родину и принять участие в боях. Сборы закончены, но по дороге в Польшу его застала страшная весть: восстание подавлено, руководителя взяли в плен. Проехав Дрезден, Вену, Мюнхен, Штутгарт, он в 1831 году приехал в Париж. В пути Шопен написал дневник (так называемый «Штутгартский дневник»), отражающий его душевное состояние во время пребывания в Штутгарте, где его охватывало отчаяние из-за краха Польского восстания. Шопен глубоко верил в то, что его музыка поможет родному народу добиться победы. «Будет Польша блестящая, могучая, независимая!» - так он написал в своем дневнике. В этот период Шопен пишет свой знаменитый «Революционный этюд».

Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Успех был полный. В концертах Шопен выступал редко, но в салонах польской колонии и французской аристократии слава Шопена росла чрезвычайно быстро, Шопен приобрёл множество преданных поклонников, как в артистических кругах, так и в обществе. Высоко оценил пианизм Шопена Калькбреннер, предложивший тем не менее ему свои уроки. Впрочем, эти уроки быстро прекратились, но дружба между двумя великими пианистами продолжалась много лет. В Париже Шопен окружил себя молодыми талантливыми людьми, которые разделяли с ним преданную любовь к искусству. В его окружение входили пианист Фердинанд Гиллер, виолончелист Франкомм, гобоист Бродт, флейтист Тюлон, пианист Стамати, виолончелист Видаль, альтист Урбан. Также он поддерживал знакомство с крупнейшими европейскими композиторами своего времени, среди которых были Мендельсон, Беллини, Лист, Берлиоз, Шуман.

Со временем Шопен сам начал вести преподавательскую деятельность; любовь к преподаванию фортепьянной игры была отличительной чертой Шопена, одного из немногих великих артистов, которые посвятили этому много времени.

В 1837 году Шопен почувствовал первый приступ болезни лёгких (с наибольшей вероятностью, это был туберкулёз). Много скорби вдобавок к расставанию с невестой ему принесла в конце тридцатых годов любовь к Жорж Санд (Аврора Дюпен). Пребывание на Мальорке (Майорке) вместе с Жорж Санд негативно отразилось на здоровье Шопена, он страдал там от приступов болезни. Тем не менее, многие величайшие произведения, в том числе 24 прелюдии, созданы именно на этом испанском острове. Зато он много времени проводил в сельской местности во Франции, где у Жорж Санд было имение в Ноане.

Десятилетнее сожительство с Жорж Санд, полное нравственных испытаний, сильно подточило здоровье Шопена, а разрыв с ней в 1847 г. помимо того, что вызвал у него значительный стресс, лишил его возможности отдыхать в Ноане. Желая покинуть Париж, чтобы сменить обстановку и расширить свой круг знакомств, Шопен в апреле 1848 г. отправился в Лондон - концертировать и преподавать. Это оказалось последним его путешествием. Последний концерт на публике Фредерика Шопена состоялся 16 ноября 1848 года в Лондоне. Успех, нервная, напряжённая жизнь, сырой британский климат, а главное, периодически обострявшееся хроническое заболевание лёгких, - всё это окончательно подорвало его силы. Вернувшись в Париж, Шопен умер 5 (17) октября 1849 года.

О Шопене глубоко скорбел весь музыкальный мир. На его похороны собрались тысячи поклонников его творчества. Согласно желанию покойного, на его похоронах известнейшими артистами того времени был исполнен «Реквием» Моцарта - композитора, которого Шопен ставил выше всех других (а его «Реквием» и симфонию «Юпитер» называл своими любимыми произведениями), а также была исполнена его собственная прелюдия № 4 (ми-минор). На кладбище Пер-Лашез прах Шопена покоится между могилами Луиджи Керубини и Беллини. Композитор завещал, чтобы его сердце после смерти перевезли в Польшу. Сердце Шопена было, согласно его воле, отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну церкви Святого Креста.

Творчество

Как отмечал в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона Н. Ф. Соловьёв,

«Музыка Шопена изобилует смелостью, изобразительностью и нигде не страдает причудливостью. Если после Бетховена явилась эпоха новизны стиля, то, разумеется, Шопен один из главных представителей этой новизны. Во всём, что писал Шопен, в его чудных музыкальных контурах виден великий музыкант-поэт. Это заметно в законченных типичных этюдах, мазурках, полонезах, ноктюрнах и проч., в которых через край льется вдохновение. Если в чём чувствуется известная рефлективность, так это в сонатах и концертах, но тем не менее и в них появляются удивительные страницы, как, например, похоронный марш в сонате op. 35, adagio во втором концерте.

К лучшим произведениям Шопена, в которые он вложил столько души и музыкальной мысли, можно отнести этюды: в них он внес, помимо техники, составлявшей до Шопена главную и чуть ли не единственную цель, целый поэтический мир. Эти этюды дышат то юношеской порывистой свежестью, как, например, ges-dur, то драматическим выражением (f-moll, c-moll). В эти этюды он вложил мелодические и гармонические красоты перворазрядные. Всех этюдов не перечтешь, но венцом этой чудной группы является этюд cis-moll, достигавший, по своему глубокому содержанию, бетховенской высоты. Сколько мечтательности, грации, дивной музыки в его ноктюрнах! В фортепьянных балладах, форму которых можно отнести к изобретению Шопена, но в особенности в полонезах и мазурках Шопен является великим национальным художником, рисующим картины своей родины.»

Автор многочисленных произведений для фортепиано. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, поэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

Среди сочинений Шопена: 2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (1828-1844), фантазия (1842), 4 баллады (1835-1842), 4 скерцо (1832-1842), экспромты, ноктюрны, этюды, вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии и другие произведения для фортепиано; а также песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.

Шопен в 1849 - единственная сохранившаяся фотография композитора.

Наиболее интимным, «автобиографическим» жанром в творчестве Шопена являются его вальсы. По мнению российского музыковеда Изабеллы Хитрик, связь между реальной жизнью Шопена и его вальсами исключительно тесна, и совокупность вальсов композитора может рассматриваться как своеобразный «лирический дневник» Шопена.

Шопен отличался выдержанностью и замкнутостью, поэтому его личность раскрывается только тем, кто хорошо знает его музыку. Многие знаменитые артисты и литераторы того времени преклонялись перед Шопеном: композиторы Ференц Лист, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Джакомо Мейербер, Игнац Мошелес, Гектор Берлиоз, певец Адольф Нурри, поэты Генрих Гейне и Адам Мицкевич, художник Эжен Делакруа, журналист Агатон Гиллер и многие другие. Встречал Шопен и профессиональную оппозицию своему творческому кредо: так, один из его главных прижизненных конкурентов, Сигизмунд Тальберг, по преданию, выйдя на улицу после концерта Шопена, громко закричал и на недоумение своего спутника ответил: весь вечер было одно piano, так что теперь нужно хоть немного forte. (По свидетельствам современников Шопен совсем не мог играть форте, верхней границей его динамического диапазона было приблизительно меццо-форте.)

Произведения

Для фортепиано с ансамблем или с оркестром

  • Трио для фортепиано, скрипки и виолончели Op. 8 g-moll (1829)
  • Вариации на тему из оперы «Дон-Жуан» Op. 2 B-dur (1827)
  • Rondo a la Krakowiak Op. 14 (1828)
  • «Большая фантазия на польские темы» Op. 13 (1829-1830)
  • Концерт для фортепиано с оркестром Oр. 11 e-moll (1830)
  • Концерт для фортепиано с оркестром Oр. 21 f-moll (1829)
  • «Andante spianato» и следующий «Большой блестящий полонез» Ор. 22 (1830-1834)
  • Соната для виолончели Op. 65 g-moll (1845-1846)
  • Полонез для виолончели Op. 3

Мазурки (58)

  • Op.6 - 4 мазурки: fis-moll, cis-moll, E-dur, es-moll (1830)
  • Op.7 - 5 мазурок: B-dur, a-moll, f-moll, As-dur, C-dur (1830-1831)
  • Op.17 - 4 мазурки: B-dur, e-moll, As-dur, a-moll (1832-1833)
  • Op.24 - 4 мазурки: g-moll, C-dur, A-dur, b-moll
  • Op.30 - 4 мазурки: c-moll, h-moll, Des-dur, cis-moll (1836-1837)
  • Op.33 - 4 мазурки: gis-moll, D-dur, C-dur, h-moll (1837-1838)
  • Op.41 - 4 мазурки: cis-moll, e-moll, H-dur, As-dur
  • Op.50 - 3 мазурки: G-dur, As-dur, cis-moll (1841-1842)
  • Op.56 - 3 мазурки: H-dur, C-dur, c-moll (1843)
  • Op.59 - 3 мазурки: a-moll, As-dur, fis-moll (1845)
  • Op.63 - 3 мазурки: H-dur, f-moll, cis-moll (1846)
  • Op.67 - 4 мазурки: G-dur, g-moll, C-dur, № 4 a-moll 1846 (1848?)
  • Op.68 - 4 мазурки: C-dur, a-moll, F-dur, № 4 f-moll (1849)

Полонезы (16)

  • Op. 22 Большой блестящий полонез Es-dur(1830-1832)
  • Op. 26 № 1 cis-moll; № 2 es-moll(1833-1835)
  • Op. 40 № 1 A-dur (1838); № 2 c-moll (1836-1839)
  • Op. 44 fis-moll (1840-1841)
  • Op. 53 As-dur (Героический) (1842)
  • Op. 61 As-dur, «Полонез-фантазия» (1845-1846)
  • WoO. № 1 d-moll (1827); № 2 B-dur (1828); № 3 f-moll (1829)

Ноктюрны (всего 21)

  • Op. 9 b-moll, Es-dur, H-dur (1829-1830)
  • Op. 15 F-dur, Fis-dur (1830-1831), g-moll (1833)
  • Op. 27 cis-moll, Des-dur (1834-1835)
  • Op. 32 H-dur, As-dur (1836-1837)
  • Op. 37 g-moll, G-dur (1839)
  • Op. 48 c-moll, fis-moll (1841)
  • Op. 55 f-moll, Es-dur (1843)
  • Op. 62 № 1 H-dur,№ 2 E-dur (1846)
  • Op. 72 e-moll (1827)
  • Op. posth. cis-moll (1830), c-moll

Вальсы (19)

  • Op. 18 «Большой блестящий вальс» Es-dur (1831)
  • Op. 34 № 1 «Блестящий вальс» As-dur (1835)
  • Op. 34 № 2 a-moll (1831)
  • Op. 34 № 3 «Блестящий вальс» F-dur
  • Op. 42 «Большой вальс» As-dur
  • Op. 64 № 1 Des-dur (1847)
  • Op. 64 № 2 cis-moll (1846-1847)
  • Op. 64 № 3 As-dur
  • Op. 69 № 1 As-dur
  • Op. 69 № 10 Н-moll
  • Op. 70 № 1 Ges-dur
  • Op. 70 № 2 f-moll
  • Op. 70 № 2 Des-dur
  • Op. posth. e-moll, E-dur, a-moll

Сонаты для фортепиано (всего 3)

Нотная обложка Траурного (похоронного) марша Фредерика Шопена, выпущенного впервые как отдельное произведение под этим названием. Брейткопф и Гертель, Лейпциг, 1854 (печатная доска Breitkopf & Härtel № 8728)

  • Op. 4 № 1, c-moll (1828)
  • Op. 35 № 2 b-moll (1837-1839), включающая Траурный (похоронный) марш (3-я часть: Marche Funèbre)
  • Oр. 58 № 3 h-moll (1844)

Прелюдии (всего 25)

  • 24 прелюдии Op. 28 (1836-1839)
  • Прелюдия cis-moll op","45 (1841)

Экспромты (всего 4)

  • Op. 29 As-dur (около 1837)
  • Op, 36 Fis-dur (1839)
  • Op. 51 Ges-dur (1842)
  • Op. 66 «Фантазия-экспромт» cis-moll (1834)

Этюды (всего 27)

  • Op. 10 C-dur, a-moll, E-dur, cis-moll, Ges-dur, es-moll, C-dur, F-dur, f-moll, As-dur, Es-dur, c-moll (1828-1832)
  • Op. 25 As-dur, f-moll, F-dur, a-moll, e-moll, gis-moll, cis-moll, Des-dur, Ges-dur, h-moll, a-moll, c-moll (1831-1836)
  • WoO f-moll, Des-dur, As-dur(1839)

Скерцо (всего 4)

  • Op. 20 h-moll (1831-1832)
  • Op. 31 b-moll (1837)
  • Op. 39 cis-moll (1838-1839)
  • Op. 54 E-dur (1841-1842)

Баллады (всего 4)

  • Ор. 23 g-moll (1831-1835)
  • Op. 38 F-dur (1836-1839)
  • Op. 47 As-dur (1840-1841)
  • Op. 52 f-moll (1842-1843)

Другие

  • Фантазия Op. 49 f-moll (1840-1841)
  • Баркарола Op. 60 Fis-dur (1845-1846)
  • Колыбельная Op. 57 Des-dur (1843)
  • Концертное Allegro Op. 46 A-dur (1840-1841)
  • Тарантелла Op. 43 As-dur (1843)
  • Болеро Op. 19 C-dur (1833)
  • Соната для виолончели и фортепиано Op. 65 g-moll
  • Песни Op. 74 (всего 19)(1829-1847)
  • Рондо (всего 4)

Обработки и переложения музыки Шопена

  • А. Глазунов. Шопениана, сюита (одноактный балет) из сочинений Ф. Шопена, соч. 46. (1907).
  • Жан Франсе. Оркестровка 24-х Прелюдий Ф. Шопена (1969).
  • С. Рахманинов. Вариации на тему Ф. Шопена, соч. 22 (1902-1903).
  • М. А. Балакирев. Экспромт на темы двух прелюдий Шопена (1907).
  • М. А. Балакирев. Переоркестровка Концерта для фортепиано с оркестром e-moll Ф. Шопена (1910).
  • М. А. Балакирев. Сюита для оркестра из сочинений Ф. Шопена (1908).

Память

  • Шопен является одним из основных композиторов в репертуаре многих пианистов. Записи его произведений появляются в каталогах крупнейших звукозаписывающих компаний. С 1927 года в Варшаве проводится Международный конкурс пианистов имени Шопена. Среди его победителей были выдающиеся пианисты Лев Оборин, Яков Зак, Белла Давидович, Галина Черны-Стефаньска, Маурицио Поллини, Марта Аргерих.
  • В 1934 году в Варшаве был основан университет имени Шопена, который впоследствии был преобразован в Общество им. Шопена. Обществом неоднократно издавались произведения Шопена и статьи о его творчестве.
  • В 1949-1962 гг. польским музыковедом Людвиком Бронарским было опубликовано полное собрание сочинений Шопена - «Fr. Chopin, Dzieła wszystkie», PWM, Kraków.
  • В честь Шопена назван кратер на Меркурии.
  • В 1960 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Шопену.
  • В 1998 году Московский государственный колледж (тогда - училище) музыкального исполнительства, а в 2011 году Иркутский музыкальный колледж стали носить имя Ф. Шопена.
  • В 2001 году аэропорту Окенче (Варшава) было присвоено имя Фредерика Шопена.
  • Постановлением Сейма Польской Республики 2010 год объявлен Годом Шопена.
  • 1 марта 2010 года в Варшаве после реконструкции и модернизации был открыт музей Фредерика Шопена. Данное событие приурочено к 200-летию со дня рождения знаменитого польского композитора и музыканта.
  • В 2010 году в Бишкеке, Киргизия установлена памятная доска и названа улица в честь Фредерика Шопена.
  • 2 декабря 2010 года в Алма-Ате в Казахской Национальной Консерватории им. Курмангазы посольством Польши в честь Года Шопена открыт концертный зал имени Фредерика Шопена, а «Казпочта» выпустила памятную почтовую марку, посвящённую 200-летию Фредерика Шопена.
  • В 2010 году, также в честь 200-летия композитора, российский пианист Рэм Урасин исполнил все произведения Шопена в цикле из 11 концертов.
  • Во многих городах Польши и мира установлены памятники в честь Шопена (в том числе Варшаве, Познани, Желязовой-Воле, Кракове, Париже, Шанхае, Тиране,Сингапуре и др.)

Frederic Chopin (Фредерик Франсуа Шопен) – основатель польской школы игры на фортепиано и великий композитор, известный своей романтической музыкой. Его творчество оказало огромное влияние на мировую культуру: фортепианные сочинения Шопена остаются непревзойденными в пианистическом искусстве. Композитор предпочитал играть на фортепиано в небольших музыкальных салонах, за всю жизнь у него было не более 30 музыкальных концертов.

Фредерик Шопен родился в 1810 году в деревне Желязова-Воля рядом с Варшавой, его отец был из простой семьи и жил в графском имении, где воспитывал детей хозяина. Мать Шопена хорошо пела и играла на фортепиано, именно от нее будущий композитор получил первые музыкальные впечатления.

Фредерик уже в раннем детстве проявлял музыкальный талант, причем в семье это всячески поддерживалось. Как и Моцарт, юный Шопен был по-настоящему одержимым музыкой и показывал бесконечную фантазию в импровизациях. Чуткий и впечатлительный мальчик мог расплакаться при звуках чьей-то игры на пианино или вскочить ночью с постели для того, чтобы наиграть приснившуюся мелодию.

В 1818 году Шопена в местной газете назвали настоящим музыкальным гением, и посетовали на то, что в Варшаве он привлекает не так много внимания, как это было бы в Германии или Франции. С 7 лет Шопен начал всерьез заниматься музыкой с пианистом Войцехом Живным. К 12-ти годам Фредерик уже не уступал лучшим польским пианистам, и наставник отказался от занятий, потому что больше не мог его ничему научить. Следующим учителем Шопена стал композитор Юзеф Эльснер.

Юный Шопен за счет княжеского покровительства попал в высшее общество, в котором был благосклонно принят из-за своих изысканных манер и обаятельной внешности. После окончания варшавского училища будущий композитор побывал в Праге, Берлине и Дрездене, где без устали приобщался к искусству на концертах, в оперных театрах и картинных галереях.

В 1829 году Фредерик Шопен начал давать выступления в крупных городах. Он навсегда покинул родную Варшаву и очень тосковал по ней, а после начавшегося в Польше восстания за независимость даже хотел поехать на родину и вступить в ряды бойцов. Уже в дороге Шопен узнал, что восстание подавлено, а его руководитель пленен. С болью в сердце композитор оказался в Париже, где после первого же концерта его ждал большой успех. Через какое-то время Шопен начал преподавать игру на фортепиано, чем занимался с большим удовольствием.

В 1837 году у Фредерика Шопена случился первый приступ легочной болезни, современные исследователи считают, что это был туберкулез. В это же время композитор расстался с невестой и влюбился в Жорж Санд, с которой прожил 10 лет. Это были непростые отношения, осложненные болезнью, но многие известные произведения Шопена были написаны именно в тот период на испанском острове Майорка.

В 1947 году произошел болезненный разрыв с Жорж Санд, и Шопен вскоре уехал в Лондон, чтобы сменить обстановку. Это путешествие для него оказалось последним: личные переживания, напряженная работа и сырой британский климат окончательно подорвали его силы.

В 1849 году Шопен вернулся в Париж, где вскоре скончался. На похороны композитора собрались тысячи поклонников. По желанию композитора, на церемонии прощания был сыгран «Реквием» Моцарта.

Фредерик Франсуа Шопен (фр. Frédéric François Chopin; польск. Fryderyk Franciszek Chopin, Фредерик Францишек Шопен). Родился 1 марта (или 22 февраля) 1810 года в деревне Желязова-Воля, близ Варшавы - умер 17 октября 1849 года в Париже. Польский композитор и пианист-виртуоз, педагог.

Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, поэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

Среди сочинений Шопена 2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (1828-1844), фантазия (1842), 4 баллады (1835-1842), 4 скерцо (1832-1842), экспромты, ноктюрны, этюды, вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии и другие произведения для фортепиано, песни.

Шопен, до отъезда на запад, жил на территории, являющейся частью Российской империи, в силу того, что Польша перестала существовать как государство еще в 1795 году, а Варшава, по итогам Наполеоновских войн, находилась на территории, отошедшей к Российской Империи.

В 1830 году прибыла весть о вспыхнувшем восстании за независимость в Польше. Шопен мечтает вернуться на родину и принять участие в боях. Сборы закончены, но по дороге в Польшу его застала страшная весть: восстание подавлено, руководителя взяли в плен. Шопен глубоко верил в то, что его музыка поможет родному народу добиться победы. «Будет Польша блестящая, могучая, независимая!», - так он написал в своем дневнике. Последний концерт на публике Фредерика Шопена состоялся 16 ноября 1848 года в Лондоне. Композитор завещал, чтобы его сердце после смерти перевезли в Польшу.


Отец композитора - Николя Шопен (1771-1844), из простой семьи, в юности переселился из Франции в Польшу.

С 1802 года он жил в имении графа Скарбека Желязова-Воля, где работал воспитателем детей графа.

В 1806 году Николя Шопен женился на дальней родственнице Скарбеков Текле Юстине Кшижановской (1782-1861). Род Кшижановских (Кржижановских) герба Свинка ведёт своё происхождение с XIV века и владел деревней Кшижаново около Косцяна.

К роду Кшижановских принадлежал, в том числе, Владимир Кржижановски, племянник Юстины Кшижановской. По сохранившимся свидетельствам, мать композитора получила хорошее образование, владела французским языком, была чрезвычайно музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом. Своей матери Фредерик обязан первыми музыкальными впечатлениями, привитой с младенческих лет любовью к народным мелодиям.

Осенью 1810 года, спустя некоторое время после рождения сына, Николя Шопен переселился в Варшаву. В Варшавском лицее он, благодаря протекции Скарбеков, получил место после смерти преподавателя пана Маэ. Шопен был учителем французского и немецкого языков и французской литературы, содержал пансион для воспитанников лицея.

Интеллигентность и чуткость родителей спаяли всех членов семьи любовью и благотворно сказывались на развитии одаренных детей. Кроме Фредерика в семействе Шопенов было три сестры: старшая - Людвика, в замужестве Енджеевич, бывшая его особенно близким преданным другом, и младшие - Изабелла и Эмилия. Сёстры обладали разносторонними способностями, а рано умершая Эмилия - выдающимся литературным талантом.

Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно , он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.

В своём январском номере за 1818 год одна из варшавских газет поместила несколько строк о первой музыкальной пьесе, сочинённой композитором, учащимся ещё в начальной школе. «Автор этого „Полонеза“ - написала газета, - ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это - настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом. Исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлёк бы к себе большее внимание».

Молодого Шопена учили музыке, возлагая на него большие надежды. Пианист Войцех Живный (1756-1842), чех по происхождению, начал заниматься с 7-летним мальчиком. Занятия были серьёзные, несмотря на то, что Шопен, помимо того, учился в одном из варшавских училищ. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.

Окончив училище и завершив продолжавшиеся семь лет занятия у Живного, Шопен начал свои теоретические занятия у композитора Йозефа Эльснера.

Покровительство князя Антона Радзивилла и князей Четвертинских ввело Шопена в высшее общество, которое было впечатлено обаятельной внешностью и изысканными манерами Шопена.

Вот что об этом говорил Ференц Лист: «Общее впечатление его личности было вполне спокойное, гармоничное и, казалось, не требовало дополнений в каких-либо комментариях. Голубые глаза Шопена блистали более умом, чем были подёрнуты задумчивостью; мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в горькую или язвительную. Тонкость и прозрачность цвета его лица прельщали всех; у него были вьющиеся светлые волосы, нос слегка закруглённый; он был небольшого роста, хрупкого, тонкого сложения. Манеры его были изысканны, разнообразны; голос немного утомлённый, часто глухой. Его манеры были полны такой порядочности, в них была такая печать кровного аристократизма, что его невольно встречали и принимали, как князя… В общество Шопен вносил ту ровность расположения духа лиц, которых не беспокоят заботы, которые не знают слова «скука», не привязаны ни к каким интересам. Шопен был обыкновенно весел; его колкий ум быстро отыскивал смешное даже и в таких проявлениях, которые не всем бросаются в глаза» .

Поездки в Берлин, Дрезден, Прагу, где он побывал на концертах выдающихся музыкантов, способствовали его развитию.

С 1829 г. начинается артистическая деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове, исполняя свои произведения. Возвратившись в Варшаву, он её покидает навсегда 5 ноября 1830 года. Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби - тоски по родине. К этому прибавилась в конце тридцатых годов любовь к , которая дала ему больше огорчения, чем счастья вдобавок к расставанию с невестой.

Проехав Дрезден, Вену, Мюнхен, он в 1831 году приехал в Париж. В пути Шопен написал дневник (так называемый «Штутгартский дневник»), отражающий его душевное состояние во время пребывания в Штутгарте, где его охватывало отчаяние из-за краха Польского восстания. В этот период Шопен пишет свой знаменитый «Революционный этюд».

Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Успех был полный. В концертах Шопен выступал редко, но в салонах польской колонии и французской аристократии слава Шопена росла чрезвычайно быстро. Были композиторы, которые не признавали его талант, например, Калькбреннер и Джон Филд, но это не мешало Шопену приобрести множество преданных поклонников, как в артистических кругах, так и в обществе. Любовь к преподаванию музыки и пианизма была отличительной чертой Шопена, одного из немногих великих артистов, которые посвятили этому много времени.

В 1837 году Шопен почувствовал первый приступ болезни лёгких (с наибольшей вероятностью, это был туберкулез). С этим временем совпадает связь с Жорж Санд (Аврора Дюпен). Пребывание на Мальорке вместе с Жорж Санд негативно отразилось на здоровье Шопена, он страдал там от приступов болезни. Тем не менее, многие величайшие произведения, в том числе 24 прелюдии, созданы именно на этом испанском острове. Зато он много времени проводил в сельской местности во Франции, где у Жорж Санд было имение в Ноане.

Десятилетнее сожительство с Жорж Санд, полное нравственных испытаний, сильно подточило здоровье Шопена, а разрыв с ней в 1847 г. помимо того, что вызвал у него значительный стресс, лишил его возможности отдыхать в Ноане.

Желая покинуть Париж, чтобы сменить обстановку и расширить свой круг знакомств, Шопен в апреле 1848 г. отправился в Лондон - концертировать и преподавать. Это оказалось последним его путешествием. Успех, нервная, напряженная жизнь, сырой британский климат, а главное, периодически обострявшееся хроническое заболевание лёгких, - всё это окончательно подорвало его силы. Вернувшись в Париж, Шопен умер 5 (17) октября 1849 года.

О Шопене глубоко скорбел весь музыкальный мир. На его похороны собрались тысячи поклонников его творчества. Согласно желанию покойного, на его похоронах известнейшими артистами того времени был исполнен «Реквием» Моцарта - композитора, которого Шопен ставил выше всех других (а его «Реквием» и симфонию «Юпитер» называл своими любимыми произведениями), а также была исполнена его собственная прелюдия № 4 (ми-минор). На кладбище Пер-Лашез прах Шопена покоится между могилами Луиджи Керубини и Беллини. Сердце Шопена было, согласно его воле, отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну церкви Святого Креста.

lista rozdziałów

  • Fryderyk Chopin. Brzmi znajomo, prawda?
  • Nie tylko muzyka
  • Sercem zawsze w kraju

Никому не надо объяснять, кем был Фредерик Шопен, но у многих он ассоциируется, прежде всего, с книжной иллюстрацией памятника, установленного в парке Королевские Лазенки, который представляет композитора, задумчиво сидящего в тени ивы, растрёпанной ветром. А ведь Фредерик Шопен – это всемирно известный житель Варшавы, и если бы он жил в нынешнее время, то на Facebook у него, несомненно, были бы тысячи фанатов.

Вундеркинд

Фредерик Шопен появился на свет в 1810 году в селе Желязова-Воля. Точная дата его рождения неизвестна, так как в исторических хрониках появляются две даты: 22 февраля и 1 марта.

Когда Фредерику было несколько месяцев, семья Шопенов переехала в Варшаву. Они меняли место жительства несколько раз, но всегда поселялись в окрестностях улицы Краковское предместье, где и сегодня бурлит культурная жизнь Варшавы.

Фредерик рос в музыкальном доме, в котором часто можно было слышать пение и игру на музыкальных инструментах: фортепиано, флейте или скрипке. Поэтому неудивительно, что свои первые музыкальные пробы он начал делать уже в детстве. С шести лет Фредерик начал регулярно брать уроки игры на фортепиано. Его первым учителем был Войцех Живный, пианист чешского происхождения, который очень быстро распознал в нем талант.

Фредериком восхищались в салонах варшавской аристократии. Столичные газеты восторгались мальчиком, который сочинял свои первые произведения, не достигнув восьми лет!

Текла Юстина Шопен (1782-1861), мать Фредерика. Ян Замойский, холст, масло, 1969 г. Источник: НИФШ.

Николай Шопен (1771-1844), отец Фредерика. Ян Замойский, холст, масло, 1969 г. Источник: НИФШ.

Фредерик Шопен (1810-1849). Максимилиан Фаянс, литография по Ари Шефферу, XIX в. Источник: НИФШ.

Людвика Марианна Шопен (1807-1855), сестра Фредерика. Ян Замойский, холст, масло, 1969 г. Источник: НИФШ.

Юстина Изабелла Шопен (1811-1881), сестра Фредерика. Ян Замойский, холст, масло, 1969 г. Источник: НИФШ.

Эмилия Шопен (1812-1827), сестра Фредерика. Миниатюра на слоновой кости неизвестного автора. Источник: НИФШ.

Таинственная дата рождения

Несмотря на то, что нам очень много известно о биографии Шопена, мы не можем назвать точную дату его рождения. В источниках появляются две противоречивые информации. В Приходской метрической книге костёла в с. Брохув указана дата 22 февраля 1810 г., хотя более вероятна дата 1 марта, именно в этот день мама Фредерика поздравляла его с днём рождения. Но о том, как это было в действительности, мы уже не узнаем.

Переезды семьи Шопенов

Семья Шопенов много раз меняла место жительства, благодаря чему и сегодня легко обнаружить следы их пребывания во многих местах, в первую очередь, в окрестностях улицы Краковское предместье. После приезда в Варшаву семья Шопенов на некоторое время остановилась в каменном доме, в котором сейчас находится Главный научный книжный магазин им. Болеслава Пруса. Затем семья композитора переехала в Саксонский дворец, где Николай Шопен, работавший учителем в Варшавском лицее, получил служебную квартиру. Переезд лицея означал для семьи Шопенов очередную смену места жительства. В течение 10 лет они занимали большую и удобную квартиру, расположенную на территории кампуса Варшавского университета. Смерть Эмилии, младшей сестры Фредерика, стала семейной трагедией, которая вынудила семью покинуть место, вызывавшее болезненные воспоминания, и снять квартиру во дворце Чапских. Для Фредерика, которому тогда было семнадцать лет, это стало важным событием, поскольку он получил там свою первую отдельную комнату.

Ученик превзошёл мастера

Войцех Живный был первым учителем, который посвящал Шопена в тайны игры на фортепиано. Их отношения были очень близкими – учитель и ученик не только занимались повышением пианистических умений, но и играли в карты, беседовали о польской истории, импровизировали. Живный очень привязался к семье Шопенов и находился под сильным впечатлением таланта своего воспитанника. Через шесть лет обучения Фредерика он прекратил уроки, признав, что способности ученика превзошли его собственные педагогические возможности.

Ценные подарки

Великая певица Анджелика Каталани была так восхищена талантом маленького Шопена, что в знак признания подарила ему золотые карманные часы с дарственной надписью: «3 января 1820 г. – десятилетнему Фредерику». Сегодня часы можно увидеть в Музее Фредерика Шопена в Варшаве. Спустя несколько лет Фредерик сыграл в костёле Святой Троицы для царя Александра I на новом инструменте – эолимелодиконе. Повелитель, восхищённый игрой юного исполнителя, пожаловал ему перстень с бриллиантом.

Дебют восьмилетнего мальчика

24 февраля 1818 г. во Дворце Радзивиллов дебютировал восьмилетний мальчик, который привёл в восторг слушателей концертом на фортепиано. Юный Фредерик Шопен впервые в жизни выступал перед публикой. Организатором было Варшавское общество благотворительности, а кроме Шопена на сцене появились также другие польские и зарубежные артисты. Молодой композитор был, убеждён, что причиной такого успеха стал его новый кружевной воротничок…

Не только музыка

Фамилия «Шопен» у всех ассоциируется с музыкой, но при этом надо помнить, что жизнь Фредерика была заполнена занятиями, типичными для мальчиков его возраста. По окончании домашнего обучения он поступил в Варшавский лицей, который пользовался прекрасной репутацией. Там он не только получал всестороннее развитие, но также заводил друзей, отношения с которыми поддерживал всю жизнь.

Школьные товарищи очень любили Фредерика за его кроткий нрав, хорошее чувство юмора и актёрские способности: жестом и мимикой он прекрасно пародировал различных людей. Со школьными друзьями он сохранял отношения до конца своей жизни, о чём свидетельствует оставшаяся после него корреспонденция.

Каникулы он обычно проводил в деревне, где он прогуливался, охотился, участвовал в сельских забавах.

Спустя несколько лет, уже будучи студентом Главной школы музыки, Фредерик встречался с друзьями в модных в то время кофейнях, ходил на первые свидания, катался на коньках по замёрзшей реке.

К сожалению, довольно рано у Фредерика появились проблемы со здоровьем, которые требовали лечения и ограничивали жизнь юного Шопена. Но и к этому он умел подойти спокойно и с присущим ему чувством юмора.

Где учился Шопен?

Во времена Шопена было очень распространено домашнее обучение. Фредерик учился дома до 13-летнего возраста, а затем поступил в Варшавский лицей. Пошёл сразу в 4-й класс, а через три года начал учиться в Главной школе музыки при факультете наук и изящных искусств Королевского варшавского университета. На лекции он ходил через университетский кампус, а на практические занятия – в Консерваторию, которая располагалась в здании между Королевским замком и костёлом св. Анны.

Дружба с Титусом

Титус Войцеховский был одним из воспитанников пансиона Шопенов и сердечным другом Фредерика. Оба учились в Варшавском лицее и брали уроки игры на фортепиано у Войцеха Живного. В 1830 году они вместе уехали в Вену, а после разлуки обменивались письмами. Шопен посвятил другу вариации B-dur op. 2 на тему «Là ci darem la mano” из оперы «Дон Джованни» В. А. Моцарта.

Сельские слухи

Восемнадцатилетний Фредерик наверняка хорошо запомнил любовную интригу, в которую случайно был втянут во время пребывания на каникулах в селе Санники. Там он много времени проводил с гувернанткой Прушаков. В это время она забеременела и окружающие заподозрили, что отцом является Фредерик. Ситуация быстро прояснилась, а Шопен в конечном итоге стал крёстным отцом ребёнка. Всю историю он подытожил остроумно: «(…) с гувернанткой я выходил в сад на прогулку. Но только прогуляться и ничего более. Она не вызывает восторга. У меня, растяпы, не было аппетита, к счастью для меня».

Варшавские кофейни

Шопен обожал проводить время в варшавских кофейнях. В список его любимых входили театральная кофейня «Pod Kopciuszkiem», маленькая «Dziurka» и культовая «Honoratka». Почти ежедневно Фредерик появлялся также в кафе «U Brzezińskiej», куда приходил на утренний кофе или вечерний пунш. Композитор настолько любил это место, что даже в день отъезда из Польши забежал сюда с прощальным визитом.

Первая любовь

Констанция Гладковская была ровесницей Шопена и его первой любовью. Они познакомились, когда им было по 19 лет на концерте солисток варшавской Консерватории. Фредерика восхитила блондинка с прекрасным голосом. Впоследствии он неоднократно аккомпанировал ей, что вызывало одобрение учителей девушки. Трудно сказать, ответила ли Констанция взаимностью на чувство Шопена. Некоторые утверждают, что она чувствовала гениальность Фредерика и не хотела быть для него обузой. Знакомство молодых артистов продолжалось полтора года, до отъезда Шопена из Польши. По этому случаю Констанция спела арию из «Дева озера» Россини и написала стихотворение в его альбоме. После того, как Фредерик покинул отчизну, они ещё год писали друг другу письма.

Пиявки вместо аспирина

Фредерик, к сожалению, никогда не был совершенно здоров. Возможно, что для многих будет полной неожиданностью то, как его лечили от инфекции, приобретенной на похоронах Станислава Сташица. Шестнадцатилетнему тогда Фрицеку ставили пиявки. На протяжении столетий этот способ широко применялся при лечении различных заболеваний.

Сердцем всегда на родине

Вскоре после окончания Главной Варшавской школы музыки Фредерик начал новый этап своей жизни. В 1830 году он отправился в Вену, где его застала весть о начале ноябрьского восстания. Он сильно тосковал по родине, но семья убедила его не возвращаться. Фредерик уехал в Париж и быстро очутился в среде самых выдающихся личностей французской столицы. О его популярности свидетельствуют слова польского скрипача и композитора Антония Орловского: «Вскружил голову всем француженкам, чем вызывает ревность у мужчин. Он теперь в моде, и вскоре свет увидит перчатки а-ля Шопен».

Шопен жил в Париже вплоть до смерти. Скончался в возрасте 39 лет, по всей вероятности, от туберкулёза. Похоронен композитор на кладбище Пер-Лашез. Сердце же Шопена, согласно его воле, перевезла в Варшаву сестра композитора Людвика.

Женщины в жизни Шопена

Женщины всегда играли важную роль в жизни Шопена. Их связывали с Фредериком семейные узы, дружба или любовь. Одной из них была прекрасная Дельфина Потоцкая, которая ввела композитора в мир французской аристократии и была частым гостем в его парижском доме. В 1836 г. Шопен сделал предложение Марии Водзыньской, но их помолвка не завершилась браком, а пара рассталась при довольно неясных обстоятельствах. Сильное чувство питал Шопен также к писательнице Жорж Санд. Их союз длился восемь лет и сильно повлиял на творчество Фредерика.

Сердце Фредерика Шопена

Пожеланием Шопена было, чтобы после смерти его тело было отправлено в Польшу, но это было невозможно из-за политической ситуации. Благодаря усилиям близких Шопена его сердце было извлечено при вскрытии, помещено в герметический сосуд, законсервировано в спирте и перевезено из Франции старшей сестрой Людвикой. Сердце Шопена на веки почило в костёле св. Креста спустя 96 лет после смерти композитора. Осмотр, совершённый в 2014 г., показал, что несмотря на прошедшие почти 200 лет сердце Шопена по-прежнему находится в очень хорошем состоянии.