Что означает слово культура. Что понимают под культурой

Слово «культура» имеет латинские корни и обозначает «возделывать почву». Какая же связь между земледелием и поведением человека, ведь именно к нему относятся широко используемые в русском языке фразы: речи, культурный человек, духовная культура личности , физическая культура. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Что такое культура как общественное явление?

Действительно, связь «человек-природа» лежит в основе как сложного многообразного явления. Человек в природе нашел возможность для творческой реализации своих способностей. Деятельность человека по преобразованию природного мира, отражение природы в продуктах деятельности, влияние природы и окружающего мира на внутренность человека трактуется как культура.

Культура имеет некоторые отличительные свойства - преемственность, традиции, новаторство.

Каждое поколение несет в себе опыт культурного освоения мира предыдущих поколений, строит свою преобразующую деятельность на устоявшихся принципах, стилях, направлениях, и, как результат усвоения предшествующих достижений, рвется вперед, развивая, обновляя и совершенствуя окружающий мир.

Составные части культуры - материальная и духовная.

Включает все, что связано с предметами и явлениями материального мира, их производством и освоением.

Духовная культура - это совокупность духовных ценностей и деятельности человека по их производству, освоению и применению.

Кроме того, говорят о видах культур. К ним относят:

Создается профессионалами, привелигированной частью общества; не всегда понятна широким слоям общества.

Народную культуру - фольклор -- создается неизвестными авторами, любителями; коллективное творчество.

Массовую культуру - подразумевают концертное, эстрадное искусство, воздействующее через СМИ.

Субкультуру - система ценностей определенной группы, общности.

Что такое культура поведения?

Это понятие определяет совокупность сформированных качеств личности, социально значимых, позволяющих основывать повседневные поступки на нормах нравственности и морали. Усвоение общечеловеческих ценностей позволяет регулировать собственную деятельность в соответствии с требованиями общества.

Однако можно констатировать тот факт, что понятие «культура поведения» и его нормы меняются в зависимости от состояния нравственности в конкретный исторический период развития обшества.

Например, всего двадцать лет назад гражданский брак и внебрачная сексуальная связь строго осуждалась в российском обществе, а сегодня в некоторых кругах считается уже нормой.

Что такое культура речи?

Культура речи - это соответствие речи нормам литературного языка. Насколько она необходима современному человеку, можно судить о возрастающей популярности учебных курсов. Высокий профессиональный уровень предполагает высокий уровень владения речевыми нормами.

Кроме того, индивидуальный уровень духовной культуры человека соответствует его культуре речи.Красивая, модная, вызывает восхищенные взгляды окружающих. Однако, стоит ей открыть рот, как поток нецензурных выражений обрушивается на слушателей. Духовная культура человека налицо.

Что такое культура общения?

Общение - феномен социального общества. Различают Умение продуктивно общаться, взаимодействовать через общение с окружающими людьми, партнерами, коллегами - социально значимое качество современного успешного человека.

Культура общения подразумевает связь трех компонентов.

Во-первых, общение связано с навыками восприятия другого человека, восприятия вербальной и невербальной информации (перцепция).

Во-вторых, большое значение имеет умение передать информацию, чувства партнеру по общению (коммуникация).

В-третьих, взаимодействие в процессе общения (интеракция) является решающим в оценке эффективности общения.

Культура - многоплановое, сложное понятие, характеризующее определенный уровень развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека.

Как часто в жизни мы слышим и употребляем слово “культура” в отношении самых разных явлений. А задумывались ли вы над тем, откуда оно произошло и что означает? Конечно же, сразу на ум приходят такие понятия, как искусство, правила хорошего тона, вежливость, образованность и т. д. Далее в статье мы постараемся раскрыть смысл этого слова, а также описать, какие существуют виды культуры.

Этимология и определение

Поскольку данное понятие многогранно, то и определений у него также немало. Ну, во-первых, давайте выясним, в каком языке оно произошло и что изначально означало. А возникло оно еще в Древнем Риме, где словом “культура” (cultura) называли сразу несколько понятий:

1) возделывание;

2) воспитание;

3) почитание;

4) образование и развитие.

Как видите, практически все из них и сегодня подходят под общее определение данного термина. В Древней Греции под ним также понимали образованность, воспитание и любовь к земледелию.

Что же касается современных определений, то в широком смысле под культурой понимают совокупность духовных и материальных ценностей, которые выражают тот или иной уровень, то есть эпоху, исторического развития человечества. Согласно другому определению, культурой называется область духовной жизнедеятельности человеческого общества, которая включает систему воспитания, образования и духовного творчества. В узком смысле культурой называется степень овладения определенной областью знаний или навыками той или иной деятельности, благодаря которым человек получает возможность самовыражения. У него формируется характер, стиль поведения и т. д. Ну и наиболее употребляемое определение - это рассмотрение культуры как формы социального поведения индивида в соответствии с уровнем его образованности и воспитанности.

Понятие и виды культуры

Существуют различные классификации данного понятия. Например, культурологи выделяют несколько типов культуры. Вот некоторые из них:

  • массовая и индивидуальная;
  • западная и восточная;
  • индустриальная и постиндустриальная;
  • городская и сельская;
  • высокая (элитарная) и массовая и т. д.

Как видите, они представлены в виде пар, каждая из которых является противопоставлением. Согласно другой классификации, существуют следующие основные виды культуры:

  • материальная;
  • духовная;
  • информационная;
  • физическая.

Каждая из них может иметь свои разновидности. Некоторые культурологи считают, что вышеперечисленное - это скорее формы, а не виды культуры. Давайте рассмотрим каждую из них в отдельности.

Материальная культура

Подчинение природной энергии и материалов человеческим целям и создание новой среды обитания искусственным путем называется материальной культурой. Сюда же входят различные технологии, которые необходимы для сохранения и дальнейшего развития данной среды. Благодаря материальной культуре задается уровень жизни общества, формируются материальные потребности людей, а также предлагаются способы их удовлетворения.

Духовная культура

Верования, понятия, чувства, переживания, эмоции и представления, которые помогают установлению духовной связи между индивидами, считаются духовной культурой. К ней также относятся все продукты нематериальной деятельности людей, существующие в идеальном виде. Эта культура способствует созданию особого мира ценностей, а также формированию и удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей. Она также является продуктом общественного развития, и ее основное назначение - продуцирование сознания.

Частью данного вида культуры является художественная. Она, в свою очередь, включает в себя всю совокупность художественных ценностей, а также сложившуюся в ходе истории систему их функционирования, создания и воспроизведения. Для всей цивилизации в целом, а также для отдельно взятого индивида роль художественной культуры, которая иначе называется искусством, просто огромна. Она воздействует на внутренний духовный мир человека, его разум, эмоциональное состояние и чувства. Виды художественной культуры являются не чем иным, как разными видами искусства. Перечислим их: живопись, скульптура, театр, литература, музыка и т. д.

Художественная культура может быть как массовой (народной), так и высокой (элитарной). В первую входят все произведения (чаще всего - единичные) безызвестных авторов. Народная культура включает фольклорные творения: мифы, эпосы, легенды, песни и пляски - которые доступны широким массам. А вот элитарная, высокая, культура состоит из совокупности единичных произведений профессиональных творцов, которые известны только привилегированной части общества. Выше перечисленные разновидности - это также виды культуры. Просто они относятся не к материальной, а к духовной стороне.

Информационная культура

Основой данного вида являются знания об информационной среде: законы функционирования и способы эффективной и плодотворной деятельности в обществе, а также умение правильно ориентироваться в бесконечных потоках информации. Поскольку одной из форм передачи информации является речь, то мы желаем более подробно остановиться на ней.

Культура речи

Для того чтобы люди могли общаться друг с другом, им необходимо обладать культурой речи. Без этого между ними никогда не возникнет взаимопонимание, а значит, и взаимодействия. С первого класса школы дети начинают изучать предмет “Родная речь”. Конечно, до того, как прийти в первый класс, они уже умеют говорить и с помощью слов выражать свои детские мысли, просить и требовать у взрослых удовлетворения своих потребностей и т. д. Однако культура речи - это совсем другое.

В школе детей учат правильно формулировать свои мысли посредством слова. Это способствует их умственному развитию и самовыражению как личности. С каждым годом у ребенка появляется новый запас слов, и он уже начинает мыслить иначе: шире и глубже. Конечно же, на культуру речи ребенка, помимо школы, также могут повлиять такие факторы, как семья, двор, группа. От своих сверстников он, например, может научиться таким словам, которые называются ненормативной лексикой. Некоторые люди до конца своей жизни владеют очень скудным словарным запасом, ну, и, естественно, имеют низкую культуру речи. С таким багажом человек вряд ли сможет добиться в жизни чего-то большого.

Физическая культура

Еще одной формой культуры является физическая. К ней относится все то, что связано с телом человека, с работой его мышц. Сюда входит развитие физических способностей человека от самого рождения до конца жизни. Это комплекс упражнений, навыков, которые способствуют физическому развитию тела, ведущему к его красоте.

Культура и социум

Человек является общественным существом. Он постоянно взаимодействует с людьми. Понять человека лучше можно, если рассматривать его с точки зрения взаимоотношений с окружающими. Ввиду этого существуют следующие виды культуры:

  • культура личности;
  • культура коллектива;
  • культура общества.

Первая разновидность относится к самому человеку. Она включает его субъективные качества, особенности характера, привычки, поступки и т. д. Культура коллектива складывается в результате формирования традиций и накопления опыта людьми, объединенными общей деятельностью. А вот культура общества является объективной целостностью культурного творчества. Его структура не зависит от отдельных личностей или групп. Культура и общество, будучи очень близкими системами, тем не менее, не совпадают по смыслу и существуют хоть и друг рядом с другом, но сами по себе, развиваясь по отдельным, только им присущим законам.

Как часто в жизни мы слышим и употребляем слово “культура” в отношении самых разных явлений. А задумывались ли вы над тем, откуда оно произошло и что означает? Конечно же, сразу на ум приходят такие понятия, как искусство, правила хорошего тона, вежливость, образованность и т. д. Далее в статье мы постараемся раскрыть смысл этого слова, а также описать, какие существуют виды культуры.

Этимология и определение

Поскольку данное понятие многогранно, то и определений у него также немало. Ну, во-первых, давайте выясним, в каком языке оно произошло и что изначально означало. А возникло оно еще в Древнем Риме, где словом “культура” (cultura) называли сразу несколько понятий:

1) возделывание;

2) воспитание;

3) почитание;

4) образование и развитие.

Как видите, практически все из них и сегодня подходят под общее определение данного термина. В Древней Греции под ним также понимали образованность, воспитание и любовь к земледелию.

Что же касается современных определений, то в широком смысле под культурой понимают совокупность духовных и материальных ценностей, которые выражают тот или иной уровень, то есть эпоху, исторического развития человечества. Согласно другому определению, культурой называется область духовной жизнедеятельности человеческого общества, которая включает систему воспитания, образования и духовного творчества. В узком смысле культурой называется степень овладения определенной областью знаний или навыками той или иной деятельности, благодаря которым человек получает возможность самовыражения. У него формируется характер, стиль поведения и т. д. Ну и наиболее употребляемое определение - это рассмотрение культуры как формы социального поведения индивида в соответствии с уровнем его образованности и воспитанности.

Понятие и виды культуры

Существуют различные классификации данного понятия. Например, культурологи выделяют несколько типов культуры. Вот некоторые из них:

  • массовая и индивидуальная;
  • западная и восточная;
  • индустриальная и постиндустриальная;
  • городская и сельская;
  • высокая (элитарная) и массовая и т. д.

Как видите, они представлены в виде пар, каждая из которых является противопоставлением. Согласно другой классификации, существуют следующие основные виды культуры:

  • материальная;
  • духовная;
  • информационная;
  • физическая.

Каждая из них может иметь свои разновидности. Некоторые культурологи считают, что вышеперечисленное - это скорее формы, а не виды культуры. Давайте рассмотрим каждую из них в отдельности.

Материальная культура

Подчинение природной энергии и материалов человеческим целям и создание новой среды обитания искусственным путем называется материальной культурой. Сюда же входят различные технологии, которые необходимы для сохранения и дальнейшего развития данной среды. Благодаря материальной культуре задается уровень жизни общества, формируются материальные потребности людей, а также предлагаются способы их удовлетворения.

Духовная культура

Верования, понятия, чувства, переживания, эмоции и представления, которые помогают установлению духовной связи между индивидами, считаются духовной культурой. К ней также относятся все продукты нематериальной деятельности людей, существующие в идеальном виде. Эта культура способствует созданию особого мира ценностей, а также формированию и удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей. Она также является продуктом общественного развития, и ее основное назначение - продуцирование сознания.

Частью данного вида культуры является художественная. Она, в свою очередь, включает в себя всю совокупность художественных ценностей, а также сложившуюся в ходе истории систему их функционирования, создания и воспроизведения. Для всей цивилизации в целом, а также для отдельно взятого индивида роль художественной культуры, которая иначе называется искусством, просто огромна. Она воздействует на внутренний духовный мир человека, его разум, эмоциональное состояние и чувства. Виды художественной культуры являются не чем иным, как разными видами искусства. Перечислим их: живопись, скульптура, театр, литература, музыка и т. д.

Художественная культура может быть как массовой (народной), так и высокой (элитарной). В первую входят все произведения (чаще всего - единичные) безызвестных авторов. Народная культура включает фольклорные творения: мифы, эпосы, легенды, песни и пляски - которые доступны широким массам. А вот элитарная, высокая, культура состоит из совокупности единичных произведений профессиональных творцов, которые известны только привилегированной части общества. Выше перечисленные разновидности - это также виды культуры. Просто они относятся не к материальной, а к духовной стороне.

Информационная культура

Основой данного вида являются знания об информационной среде: законы функционирования и способы эффективной и плодотворной деятельности в обществе, а также умение правильно ориентироваться в бесконечных потоках информации. Поскольку одной из форм передачи информации является речь, то мы желаем более подробно остановиться на ней.

Культура речи

Для того чтобы люди могли общаться друг с другом, им необходимо обладать культурой речи. Без этого между ними никогда не возникнет взаимопонимание, а значит, и взаимодействия. С первого класса школы дети начинают изучать предмет “Родная речь”. Конечно, до того, как прийти в первый класс, они уже умеют говорить и с помощью слов выражать свои детские мысли, просить и требовать у взрослых удовлетворения своих потребностей и т. д. Однако культура речи - это совсем другое.

В школе детей учат правильно формулировать свои мысли посредством слова. Это способствует их умственному развитию и самовыражению как личности. С каждым годом у ребенка появляется новый запас слов, и он уже начинает мыслить иначе: шире и глубже. Конечно же, на культуру речи ребенка, помимо школы, также могут повлиять такие факторы, как семья, двор, группа. От своих сверстников он, например, может научиться таким словам, которые называются ненормативной лексикой. Некоторые люди до конца своей жизни владеют очень скудным словарным запасом, ну, и, естественно, имеют низкую культуру речи. С таким багажом человек вряд ли сможет добиться в жизни чего-то большого.

Физическая культура

Еще одной формой культуры является физическая. К ней относится все то, что связано с телом человека, с работой его мышц. Сюда входит развитие физических способностей человека от самого рождения до конца жизни. Это комплекс упражнений, навыков, которые способствуют физическому развитию тела, ведущему к его красоте.

Культура и социум

Человек является общественным существом. Он постоянно взаимодействует с людьми. Понять человека лучше можно, если рассматривать его с точки зрения взаимоотношений с окружающими. Ввиду этого существуют следующие виды культуры:

  • культура личности;
  • культура коллектива;
  • культура общества.

Первая разновидность относится к самому человеку. Она включает его субъективные качества, особенности характера, привычки, поступки и т. д. Культура коллектива складывается в результате формирования традиций и накопления опыта людьми, объединенными общей деятельностью. А вот культура общества является объективной целостностью культурного творчества. Его структура не зависит от отдельных личностей или групп. Культура и общество, будучи очень близкими системами, тем не менее, не совпадают по смыслу и существуют хоть и друг рядом с другом, но сами по себе, развиваясь по отдельным, только им присущим законам.

ЛЕКЦИЯ № 1. Общие понятия истории культуры

1. Что такое культура

2. Предмет и объект изучения культуры

3. Структура культуры

4. Формы культуры, ее классификация

5.Значение и функции культуры

6. Методы и проблемы изучения культуры

Когда в средние века появился новый способ возделывания зерновых, более прогрессивный и усовершенствованный, на­званный латинским словом culture , никто еще не мог догадаться, насколько изменится и расширится понятие этого выражения. Если термин agriculture и в наше время означает возделывание зерновых, то уже в XVIII-XIX вв. само слово culture потеряет свое привычное значение. Культурным стали называть человека, обладающего изяществом манер, воспитанием, начитанностью. «Культурные» аристократы, таким образом, отделялись от «не­культурного» простого народа. В Германии существовало похо­жее слово kultur , которое означало высокий уровень развития цивилизации. С точки зрения просветителей XVIII в. слово куль­тура объяснялось как «разумность». Эта разумность относилась прежде всего к общественным порядкам и политическим инсти­тутам, главными критериями ее оценки служили достижения в области искусства и науки.

Сделать людей счастливыми - вот главная цель культуры. Она совпадает с желаниями человеческо­го разума. Данное направление, считающее, что главная цель че­ловека - достижение счастья, блаженства, радости, получило название эвдемонизм . Его сторонниками были французский про­светитель Шарль Луи Монтескье (1689-1755), итальянский фи­лософ Джамбаттиста Вико (1668-1744), французский философ Поль Анри Гольбах (1723-1789), французский писатель и философ Жан Жак Руссо (1712-1778), французский философ Иоганн Гот-фрид Гердер (1744-1803).

Как научная категория культура начала восприниматься толь­ко во второй половине XIX в. Понятие культуры становится все более и более неразрывным с понятием цивилизации . Для неко­торых философов этих границ и вовсе не существовало, например для немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804), существование таких границ было неоспоримо, он указывал на них в своих трудах. Интересен тот факт, что уже в начале XX в. немец­кий историк и философ Освальд Шпенглер (1880-1936), наоборот, понятие «культура» противопоставил понятию «цивилизация». Он «оживил» понятие культуры, сравнив ее с некой совокуп­ностью замкнутых «организмов», наделив их способностью жить и умирать. После смерти культура превращается в противополож­ную ей цивилизацию, в которой голый техницизм убивает все творческое.

Современное понятие культуры значительно расширилось, но сходства в современном ее осмыслении и в понимании ее в XVIII- XIX вв. остались. Оно, как и прежде, для большинства людей ассоциируется с различными видами искусства (театр, музыка, живопись, литература), хорошим воспитанием. В то же время современное определение культуры отбросило былую аристокра­тичность. Наряду с этим смысл слова культура крайне широк, точного и устоявшегося определения культуры пока не сущест­вует. Современная научная литература дает огромное количество определений культуры. По одним данным, их насчитывается око­ло 250-300, по другим - свыше тысячи. Вместе с тем все эти определения в свою очередь являются верными, ведь в широком смысле слово культура определяется как нечто общественное, ис­кусственное, она идет в противоположность всему естественному, созданному природой.



Определением культуры занимались многие ученые и мыслите­ли. Например, американский этнолог Альфред Луис Кребер (11 июня 1876 - 5 октября 1960), будучи одним из ведущих представителей школы культурной антропологии XX в., занимался исследова­нием понятия культуры, пытался сгруппировать основные черты культуры в одно четкое, ясное стержневое определение.

Представим основные трактовки термина «культура».

Культура (от лат. culture - «воспитание, возделывание») - обобщение искусственных объектов (материальных предметов, отношений и действий), созданных человеком, которые обладают общими и специальными закономерностями (структурными, ди­намическими и функциональными).

Культура - это образ жизни человека, который определен его социальным окружением (различные принятые в обществе правила, нормы и порядки).

Культура - это различные ценности группы людей (мате­риальные и социальные), включая обычаи, виды поведения, ин­ституты.

Согласно концепции Э. Тейлора культура - это совокуп­ность различных видов деятельности, всевозможных обычаев и верований людей, всего созданного человеком (книги, картины и т. п.), а также знаний о приспособлении к природному и со­циальному миру (язык, обычаи, этика, этикет и т. д.).

С исторической точки зрения культура есть не что иное, как результат исторического развития человечества. То есть сюда вхо­дит все то, что было создано человеком и передается от поколе­ния к поколению, включая различные взгляды, виды деятельно­сти и верования.

Согласно психологической науке культурой является при­способление человека к окружающему миру (природному и со­циальному) для решения различных проблем на его психологи­ческом уровне.

По символическому определению культуры она есть не что иное, как совокупность различных феноменов (идей, действий, материальных предметов), организованная с помощью употреб­ления всевозможных символов.

Все эти определения являются верными, но составить из них одно практически невозможно. Можно только сделать некое обобщение.

Культура является результатом поведения людей, их деятельности, она исторична, т. е. передается из поколения в по­коление вместе с идеями, верованиями, ценностями людей с по­мощью изучения. Каждое новое поколение не усваивает культуру биологическим путем, оно ее эмоционально воспринимает в те­чение своей жизни (например, с помощью символов), вносит свои преобразования, а затем передает следующему поколению.

Мы можем рассматривать историю человечества как целесо­образную деятельность людей. То же самое и с историей культу­ры, которую никоим образом нельзя отделить от истории человечества. Значит, в изучении истории культуры нам может помочь именно этот деятельностный подход. Он заключается в том, что в понятие культуры входят не только материальные ценности, продукты человеческой деятельности, но и сама эта деятельность. Поэтому целесообразно рассматривать культуру как совокуп­ность всех видов преобразовательной деятельности людей и тех материальных и духовных ценностей, которые и являются про­дуктами этой деятельности. Лишь рассматривая культуру через призму деятельности человека, народов, можно понять ее сущ­ность.

Рождаясь, человек не сразу становится частичкой социума, он вливается в него с помощью обучения и воспитания, т. е. овладе­вая культурой. Значит, именно это приобщение человека к об­ществу, к окружающему миру людей и есть культура. Постигая культуру, человек при этом сам может вносить свой вклад, обога­щая культурный багаж человечества. Огромную роль в овладе­нии этим багажом играют межличностные отношения (они по­являются с самого рождения), а также самообразование. Не стоит забывать еще про один источник, который стал очень актуальным в нашем современном мире, - это средства массовой информа­ции (телевидение, Интернет, радио, газеты, журналы и т. д.).

Но неправильно думать, что процесс овладения культурой влияет только на социализацию человека. Постигая культурные ценности, человек, прежде всего, накладывает отпечаток на свою личность, вносит изменения в свои индивидуальные качества (характер, склад ума, психологические характеристики). Поэтому в культуре всегда есть противоречия между социализацией и ин­дивидуализацией личности.

Данное противоречие не единственное в развитии культуры, но зачастую такие противоречия это развитие не тормозят, а на­оборот, подталкивают к нему.

Изучением культуры занимаются многие гуманитарные нау­ки. Прежде всего стоит выделить культурологию.

Культурология - это гуманитарная наука, которая занимается исследованием различных явлений и законов культуры. Сформи­ровалась эта наука в XX в.

Существует несколько версий данной науки.

1. Эволюционная, т. е. в процессе исторического развития. Ее сторонником был английский философ Э. Тейлор.

2. Неэволюционная, основанная на воспитании. Поддержива­ла эту версию английская писательница Айрис Мердок (1919- 1999).

3. Структуралистическая, к ней относится деятельность любо­го вида. Сторонник - французский философ, историк культуры и науки Мишель Поль Фуко (1926-1984).

4. Функциональная, за которую высказывался британский ант­рополог и культуролог Бронислав Каспер Малиновский (1884- 1942).

5. Игровая. Нидерландский историк и философ-идеалист Йохан Хейзинга (1872-1945) видел основу культуры в игре, а игру как высшую сущность человека.

Нет конкретных границ между культурологией и родственной ей философией культуры. Но все же это разные науки, поскольку философия культуры в отличие от культурологии занимается поиском сверхопытных начал культуры. К философам культуры относятся французский писатель и философ Жан Жак Руссо , французский писатель и философ-просветитель, деист Вольтер (1694-1778), представитель течения «философия жизни», немец­кий философ Фридрих Ницше (1844-1900).

Помимо этих гуманитарных наук, существует еще целый ряд других, которые основаны именно на культуре. К таким наукам стоит отнести: этнографию (изучает материальную и духовную культуру отдельных народов), социологию (изучает закономерности развития и функционирования общества как целостной систе­мы), культурную антропологию (изучает функционирование общества у различных народов, которое определяется их культу­рой), морфологию культуры (изучает культурные формы), психо­логию (наука о психической жизни людей), историю (изучает прош­лое человеческого общества).

Более подробно остановимся на основных понятиях куль­туры.

Артефакт (от лат. artefactum - «искусственно сделанное») культуры - единица культуры. То есть предмет, который несет за собой в себе не только физические черты, но и символические. К таким артефактам можно отнести одежду той или иной эпохи, предметы интерьера и т. д.

Цивилизация - совокупность всех характеристик общества, за­частую это понятие выступает как синоним понятия «культура». По мнению общественного деятеля и мыслителя Фридриха Энгель­с а (1820-1895), цивилизация - это этап человеческого развития, следующий за варварством. Такой же теории придерживался аме­риканский историк и этнограф Льюис Генри Морган (1818-1881). Свою теорию развития человеческого общества он представил в виде последовательности: дикость > варварство > цивилизация.

Этикет - установленный порядок поведения в каких-либо кругах общества. Подразделяется на деловой, повседневный, гос­тевой, воинский и т. д. Исторические традиции - элементы культурного наследия, которые передаются от поколения к поколению. Различают опти­мистические и пессимистические исторические традиции. К опти­мистам относятся немецкий философ Иммануил Кант , англий­ский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903), немецкий философ, эстетик и критик Иоганн Готфрид Гердер . Эти и другие философы-оптимисты рассматривали культуру как содружество людей, прогресс, любовь и порядок. По их мнению, в мире гос­подствует положительное начало, т. е. добро. Их цель - достиже­ние человечности.

Противоположность оптимизма - пессимизм (от лат. pessimus - «наихудший»). По мнению философов-пессимистов, в мире преобладает не добро, а негативное начало, т.е. зло и хаос. Пер­вооткрывателем этого учения стал немецкий философ-иррацио-налист Артур Шопенгауэр (1788-1860). Его философия получила широкое распространение в Европе конца XIX в. Кроме А. Шо­пенгауэра, сторонниками пессимистической теории являлись Жан Жак Руссо, австрийский врач-психиатр и психолог, основа­тель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939), а также Фридрих Ницше, который выступал за анархию культуры. Эти философы были интересны тем, что отрицали всякие культурные границы, были против всевозможных запретов, налагаемых на культурную деятельность человека.

Культура - это неотъемлемая часть жизни человека. Она как генетически запрограммированное поведение организует челове­ческую жизнь.

Понятие культуры изначально в Древнем Риме означало земледелие. Марк Порций Катон Старший еще во II веке до н.э. написал трактат о земледелии «De Agri Cultura». Как самостоятельный термин культура стал использоваться в XVII веке и означал «воспитанность» и «образованность». В повседневной жизни культура сохранила и это значение.

Культура - это совокупность самых разных проявлений человеческой деятельности , включая самовыражение, самопознание, накопление навыков и умений. Проще говоря, культура - это все что создано человеком, то есть не является природой. Культура как вид деятельности всегда имеет результат. В зависимости от того, какой характер имеет этот результат (относится к материальным ценностям или к духовным), культуру различают на материальную и духовную.

Материальная культура.

Материальная культура - это все, что имеет отношение к материальному миру и служит для удовлетворения материальных потребностей человека или общества. Основные элементы:

  • предметы (или вещи ) - то, что в первую очередь подразумевается под материальной культурой (лопаты и мобильные телефоны, дороги и здания, продукты питания и одежда);
  • технологии - методы и средства использования предметов для того, чтобы с их помощью создать что-либо еще;
  • техническая культура - набор практических навыков, умений и способностей человека, а также опыт, накопленный на протяжении поколений (пример - рецепт борща, передающийся из поколения в поколение от матери к дочери).

Духовная культура.

Духовная культура - это вид деятельности, связанный с чувствами, эмоциями, а также с интеллектом. Основные элементы:

  • духовные ценности (основной элемент в духовной культуре, так как служит эталоном, идеалом, образцом для подражания);
  • духовная деятельность (искусство , наука , религия);
  • духовные потребности ;
  • духовное потребление (потребление духовных благ).

Виды культуры.

Виды культуры многочисленны и разнообразны. Например, по характеру отношения к религии культура бывает светская или религиозная, по распространению в мире - национальная или мировая, по географическому характеру - восточная, западная, русская, британская, средиземноморская, американская и т.д., по степени урбанизации - городская, сельская, деревенская, а также - традиционная, индустриальная, постмодернистская, специализированная, средневековая, античная, первобытная и т.д.

Все эти виды можно обобщить в трех основных формах культуры.

Формы культуры.

  1. Высокая культура (элитарная). Изящное искусство высокого уровня, создающее культурные каноны. Имеет некоммерческий характер и требует интеллектуальной расшифровки. Пример: классическая музыка и литература.
  2. Массовая культура (поп-культура). Культура, потребляемая массами, с низким уровнем сложности. Имеет коммерческий характер и направлена на развлечение широкой аудитории. Одни считают ее средством для управления массами, другие же считают, что сами массы ее и создали.
  3. Народная культура. Культура некоммерческого характера, авторы которой, как правило, не известны: фольклор, сказки, мифы, песни и т.д.

Следует учитывать, что компоненты всех этих трех форм постоянно проникают друг в друга, взаимодействуют и взаимодополняют. Ансамбль «Золотое кольцо» - пример одновременно и массовой и народной культуры.