Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - I

Необходимость сольфеджио в подготовительном классе – спорный вопрос, остающийся актуальным и на сегодняшний день, т.к. изучение музыки с малых лет дает свои преимущество, но и значительно загружает ребенка новым материалом и требует большой самоорганизации.

Нужно ли вашему ребенку сольфеджио

Конечно, определять нужно ли вашему ребенку сольфеджио только вам, но перед принятием решения стоит внимательно взвесить все «ЗА» и «ПРОТИВ».

Признано и доказано многими учеными, что музыкальное воспитание ребенка значительно повышает результаты учебы по общим предметам, при этом рекомендуется начинать обучение как можно раньше (еще с дошкольного возраста, вместе с другими ). Такие особенности раннего изучения сольфеджио связанны с психологическими особенностями ребенка – все воспринимать игрой и желание приобретать новые знания. Поэтому развитие любви к музыке с раннего возраста дает специфический отпечаток на восприятие ребенком всего мира и сохраняется на протяжении всей жизни.

Дети, посещающие с сольфеджио, не просто получают первые понятия и знания о музыке, а существенно меняются в лучшую сторону в социальном плане, ведь вместе с пением происходит эмоциональный выплеск, что значительно снижает уровень тревожности и агрессии у детей даже из неблагополучных или конфликтных семей.

Сольфеджио требует от ученика внутренней самоорганизации и самовыражения, поэтому обучающиеся дети более организованны, и социально адаптированы – легко идут на контакт и свободны в общении, легче структурируют и классифицируют любые понятия и объекты, имеют лучшее чувство времени и умело «распределяют» его на все желаемые занятия.

С другой стороны, сольфеджио в подготовительном классе требуют от ребенка выделения значительного количества времени на обучение музыка, что при потере увлеченности может привести к возникновению антипатии к учебе или к проявлениям стрессовых и конфликтных ситуаций. Поэтому при обучении дошкольников всегда должен сохраняться фактор индивидуального подхода и размеренной нагрузки при сохранении заинтересованности.

Сольфеджио: программа подготовительного класса

Очень часто сольфеджио включается в общую программу подготовительного класса, что позволяет оптимально правильно сохранить общую учебную нагрузку на ребенка. При этом, общение со сверстниками в классе приобретает новую совместную заинтересованность – изучение музыки и взаимный обмен интересной информацией и опытом.

Программа подготовительного класса с сольфеджио предполагает изучение трех базовых компонентов музыки:

Звук – изучаются звуки разного происхождения (естественного и искусственного), их классификация и вызываемые ими ассоциации. Особое внимание уделяется качественным изменениям звуков и их влиянию на настроение, причем дети не только слушают звуковые композиции, но и имитируют их, используя разные инструменты и собственный голос.

Ритм – даются понятия о ритме, который описывает движение звука на протяжении такта. Аналогии позволяют детям показать проявления ритма в природных явлениях, быту и даже в живых организмах. Изучаются и имитируются разные виды ритма и его влияние на организм.

Мелодия – это «душа и эмоции» звуков и ритмов, которые вызывают разные чувства и побуждения. На уроках сольфеджио затрагивается не только понятие музыкальной мелодии, а проводятся аналогии с повседневной жизнью. Подкрепление знаний осуществляется имитацией мелодий разного характера и эмоциональной окраски.

Сольфеджио-программа подготовительного класса – это креативный индивидуальный подход в формировании творческой личности.

Учебное пособие

СОЛЬФЕДЖИО

Для I - II классов ДМШ

Наталья Давидовна Баева Татьяна Александровна Зебряк

Редактор В.М. Григоренко Художник А.П. Янушкевич

Лицензия на издательскую деятельность Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ИД №04268 от 15.03.2001

Подписано в печать 01.03.13. Формат 60 x 90/8. Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ.л. 10,0. Усл.печ.л. 10,0. Тираж 5000. Заказ 125 ООО "Издательство Кифара", 123100, Москва, а/я 4.

Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии Патриаршего издательско-полиграфического центра г. Сергиев-Посад т./факс 721-26-45

Баева Н.Д., 2013 г. Зебряк Т.А., 2013 г. "Издательство Кифара", 2014 г.

ISMN 979-0-706363-00-4

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Предлагаемое пособие по курсу сольфеджио для первого и второго классов детских музыкальных школ составлено на основе действующей программы.

Материал подобран с учетом особенностей детского голосового аппарата, последовательности в развитии музыкального слуха, ритма, диапазона детского голоса, дыхания и расположен в объеме первого - второго классов согласно требованиям методики обучения.

В начале пособия помещен вводный раздел, рассчитанный на предварительное воспитание вокально-интонационных и метрических навыков. Построен настоящий раздел на коротких попевках в диапазоне октавы. Интонационная структура попевок близка народному складу, что подготавливает учащихся к восприятию в дальнейшем ладовых особенностей народной музыки.

Авторы обращают особое внимание на развитие метроритма в "Сольфеджио". Прямые линии в схеме тактирования на завершаются точками, обозначающими фиксацию каждой доли такта. Ощущение граней долей, навык тяготения в сильное время такта (особенно в 1-ую долю) и необходимая для музыкального развития учащихся координация движений вырабатываются путем совпадения начала каждой доли в пении с фиксацией в тактировании.

Обязательный прием певческого развития метра— пульсация дана восьмыми в разделе второго класса (пульс четверти должен систематически развиваться на занятиях с №1).

Весь материал "Сольфеджио" рассчитан на исполнение без сопровождения. По сложившейся традиции русских сольфеджистов значительное внимание в пособии уделено тональности До мажор, в которой для выработки у учащихся нетемперированного строя необходимо с первых номеров начать развитие навыков высокой певческой позиции.

Ощущение поступенного движения в тональности До мажор закрепляется при изучении разных ритмов в разделах "Паузы", "Затакт" и "Восьмые".

Проработку скачков в мелодическом движении следует начать с развития у учащихся ощущения устойчивых звуков лада — прежде всего I и V ступеней, как наиболее легко интонируемых, а затем более трудной III ступени в сочетании с I и V ступенями. Одновременно с работой над интонированием отдельных устойчивых ступеней необходимо петь трезвучие целиком как настройку в тональности До мажор.

После усвоения устойчивых звуков даются разделы, связанные с интонированием неустойчивых звуков: опевание ступеней мажорного трезвучия, вводные звуки.

Полутон и целый тон изучаются на основе мажорной диатоники. К осознанному интонированию полутонов (как к 1/4 и к 1/8 тона) возможно приступить в разделе строения гаммы До мажор, данному по тетрахордам со схемой внутреннего чередования тонов и полутонов.

Следующий раздел знакомит учащихся с новой тональностью — Ре мажор, наиболее удобной для пения в тесситурном отношении.

Пройденные тональности закрепляются на ином метрическом материале (размер ).

Тональности Соль мажор и Фа мажор прорабатываются в таком же порядке, как и До мажор. Перед изучением новой тональности выписываются ее гамма, тоническое трезвучие и вводные звуки. Кроме того, помещен ряд упражнений, в которых усваиваются все трудности, встречающиеся в мелодиях данного раздела.

В раздел ля минор включено последовательное прохождение двух видов минора — натурального и гармонического. Учитывая тесситурные возможности голосов детей в возрасте 8-9 лет, авторы почти не используют в ля миноре звук ми второй октавы, так как он труден для интонирования.

Первый звук гаммы ля минор — ля малой октавы — тоже труден для детей указанного возраста, поэтому авторы рекомендуют начинать петь первый тетрахорд гаммы ля минор с ля первой октавы, а второй тетрахорд гаммы — с ми первой октавы:

Тем же приемом предлагается петь гаммы Соль мажор и Фа мажор.

Далее прорабатываются новые ритмические фигуры: четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых. Сначала даны примеры с шестнадцатыми на слабой доле, потом — на сильной. Как показывает опыт работы, подобная последовательность способствует успешному освоению ритма.

Следующий раздел посвящен интервалам. Они расположены в таком порядке: прима, секунда, терция, кварта, квинта, октава. Их изучение связывается с ранее пройденными темами: поступенным движением и скачками от звуков тонического трезвучия.

В частности:

Секунда мыслится как поступенное движение;

Терция — как движение по звукам трезвучия;

Кварта — как скачок с V ступени на Vlll (l ) ступень;

Квинта — как скачок с I ступени на V ступень;

Октава — как скачок с I ступени на Vlll (l ) ступень или с V ступени на V ступень.

В конце второго класса помещен раздел "Каноны" как подготовка к развитию многоголосия.

Особенность данного пособия — предоставление полной свободы в выборе порядка пользования номеров. Сольфеджио для начальных классов детских музыкальных школ следует использовать как во время занятий в школе, так и при самостоятельной работе дома. Выученные детьми мелодии (по выбору педагога) рекомендуется записывать по памяти. Такая форма музыкального диктанта целесообразна особенно на первых этапах музыкального обучения.

Наталья Давидовна Баева, Татьяна Александровна Зебряк

СОДЕРЖАНИЕ :

Первый класс

§ 1.

§ 2.

1. половинные

2. Пауза четвертная, половинная и на целый такт Затакт

4. Пауза восьмая

§ 3.

§ 4.

§ 5.

§ 6.

§ 7.

Второй класс

§ 8.

§ 9.

§ 10.

§ 11.

§ 12.

§ 13.

§ 14.

§ 15.

§ 16.

§ 17.

§ 18.

§ 19.

§ 20.

§ 21.

Вопросы по сольфеджио за первый класс:

Первый проверочный класс

1.Сольфеджио - занятие, способствующее развитию - музыкального слуха и навыкам пения по нотам.

2.Нотный стан - пять горизонтальных линий, на которых размещаются ноты

3.Нота - знак для записи высоты и длительности звука

4.Длительности НОТ: - целая, -половинная, - четверть, - восьмая

5.Ключ - знак, определяющий место звука на нотоносце

6. - знак, обозначающий, что нота «соль» 1 октавы, находится на второй линии нотоносца

7.Тактовая черта - вертикальная черта, разделяющая такты

8. - расстояние от одной тактовой черты -до другой

10.Фраза - деление мелодии на части

11.Метр - чередование сильных и слабых долей

12. - количество долей в такте.

13.Двухдольный размер (2/4) - сильная доля, чередуется с одной слабой долей

14.Трехдольный размер (3/4) - сильная доля чередуется с двумя слабыми долями

15.Четырехдольный размер (4/4) - сильная доля чередуется стремя слабыми долями

16.Реприза - знак повторения

17. - знак молчания

18. — не полный такт

19.Гамма - звуки, расположенные по порядку вверх или вниз от тоники до тоники.

20.Ступень - порядковое обозначение звуков лада римскими цифрами

21.Тоника - первая ступень лада

22.Трезвучие - аккорд из трех звуков

23.Тоническое трезвучие - аккорд из 3-х устойчивых звуков

24.Аккорд - созвучие из трех и более звуков

25.Устойчивые ступени: I, III, V

26.Неустойчивые ступени: II, IV, VI, VII

27.Разрешение - переход неустойчивого звука в устойчивый: II → I, IV→ III, VI→ V , VII→VI

28.Группировка - распределение длительностей в такте

30.Форте - громко,

31.Пиано -тихо

32.Мецо форте - не очень громко

33.Мецо пиано - не очень тихо

34.Пианиссимо - очень тихо

35.Фортиссимо - очень громко

:

Линии

Нотный стан (нотоно́сец)
Один из главных элементов нотной записи — линейка, на которой размещаются все остальные символы. Каждая из пяти линий нотного стана, а также промежутки между ними соответствуют семи повторяющимся ступеням
диатонического звукоряда . Линии носят названия порядка, отсчитываемого с самой нижней — первой, до самой верхней — пятой линии. Соответствие линий нотоносца и ступеней звукоряда устанавливается с помощью ключа. Для записи партитур клавишных инструментов применяется фортепианная система записи, когда два нотоносца (в басовом и скрипичном ключах) объединены в одну систему фигурной скобкой — акколадой .

Добавочные ли́нии
применяются для расширения нотного стана, если высота звука ноты не попадает на линии нотоносца. Применение более четырёх добавочных линий в любом направлении редко бывает оправдано. Добавочные линии носят названия порядка, отсчитываемого от основных линий (для верхних добавочных линий отсчитываются вверх, для нижних — вниз).

Тактовая черта
Используется для отделения тактов (см.
Метр ниже). С помощью тактовых черт соединяются верхний и нижний нотоносцы при использовании фортепианной системы.

Двойная тактовая черта
Отделяет друг от друга два фрагмента произведения.

Пунктирная тактовая черта
Разделяет длинные такты на короткие отрезки для облегчения чтения.

Акколада, скобка
Объединяет два или более нотных стана, которые играются одновременно. В зависимости от того, играет ли один инструмент, или разные может применяться соответственно акколада или скобка (не показана).

Ключ «соль»

Центр спирали определяет линию или промежуток, на которой помещается нота «соль» первой октавы (приблизительно 392 Гц). На рисунке ключ помещает ноту соль первой октавы на вторую линию снизу. Размещённый таким образом ключ называется скрипичным и является наиболее часто применяемым в современной нотации ключом.

Music-Cclef.svg Ключ «до»

Этот ключ указывает на линию (реже на промежуток), где расположена нота «до» первой октавы (приблизительно 262 Гц). На рисунке ключ помещает ноту «до» первой октавы на среднюю линию. Такой ключ называется альтовым.

Music-Fclef.svg Ключ «фа»

Этот ключ определяет положение ноты «фа» малой октавы (приблизительно 175 Гц). На рисунке нота «фа» малой октавы помещена на вторую линию сверху. Размещённый таким образом ключ «фа» называется басовым.

Music-neutralclef.svg Нейтральный ключ

Применяется для записи инструментов с неопределённой высотой звучания, например, перкуссионных. Каждая линия или промежуток нотоносца в таком ключе представляет один инструмент из определённого набора (например, ударной установки). На рисунке изображены два возможных начертания нейтрального ключа. Также нейтральный ключ может размещаться на специальном однострочном нотоносце для каждого шумового инструмента.

Скрипичный и басовый ключи могут применяться со сдвигом на одну или две октавы вверх или вниз. Под ключом пишется число 8 или 15 для сдвига вниз на одну или две октавы соответственно. Аналогично, число 8 или 15 над ключом сдвигает диапазон ключа на одну или две октавы вверх. Иногда сдвиг на одну октаву вверх обозначают начертанием двух нотных ключей вместо одного.

Ноты

Музыкальные знаки

Паузы

ДлительностьMusic-quadwholenote.svgЛонга Или «четверная», четыре целых, применялась в старинной музыке. Продолжительность: R × 16

Бревис Или «двойная». Длительность: R × 8

Целая Или семибревис. Длительность: R × 4
Половинная Или «вторая». Длительность: R × 2
Четвертная Или «четвёртая». Длительность: R
Восьмая Длительность: R / 2
Шестнадцатая Длительность: R / 4
Тридцать вторая Длительность: R / 8

Шестьдесят четвёртая Длительность: R / 16

Сто двадцать восьмая Длительность: R / 32
Двести пятьдесят шестая Длительность: R / 64

Сгруппированные ноты

Вязка (или ребро) соединяет восьмые и более короткие соседние ноты. Число вязок равно числу флажков у не группированных нот.

Точка

Точка, помещённая рядом с символом ноты или паузы, увеличивает длительность. Одна точка увеличивает длительность на половину её значения, две — на 3/4 значения, три — на 7/8 и т. д

Оркестровая пауза, тацет (много тактовая пауза)

Обозначает длинную много тактовую паузу. Число сверху обозначает число тактов, которые исполнитель должен пропустить.

Триоль

Уменьшает длительность трёх помеченных нот (или пауз) так, чтобы их суммарная длительность совпала с длительностью двух нот.

Остановки ↓

Люфтпауза (люфт-пауза)

Небольшая пауза для вдоха в духовых инструментах и снятия руки на фортепиано. Обычно не влияет на темп произведения.

Цезура

Короткий период тишины неопределённой длительности. В оркестре длительность задается дирижёром.

Символы альтерации изменяют высоту некоторых нот. Так, случайные символы альтерации действуют на все ноты, стоящие на той же линейке, начиная от самого символа альтерации и до начала следующего такта или другого случайного символа альтерации на той же линейке.

Бекар (знак отказа)

Отменяет действие любого другого символа альтерации.

Бемоль

Понижает высоту ноты на один полутон.

Дубль-бемоль (дважды бемоль)

Понижает высоту ноты на два хроматических полутона.

Диез

Повышает высоту ноты на один полутон.

Дубль-диез (двойной диез)

Повышает высоту ноты на два хроматических полутона.

Знаки применяются в микротоновой музыке :

Полтора бемоля или полутора бемоль

Понижает высоту ноты на три четверти тона. Обозначение состоит из знака бемоль и пол-бемоля (обозначение может быть и другим, см. ниже четверть тоновый бемоль).

Четверть тоновый диез или полу диез

Повышает высоту ноты на четверть тона.

Полтора диеза или полутора диез

Повышает высоту ноты на три четверти тона

Ключевые знаки альтерации (то есть стоящие непосредственно после ключа) действуют на все одноимённые ноты нотоносца, например, ключевой диез, стоящий на линейке с нотой «фа» будет означать, что все ноты «фа» во всех тактах и октавах при исполнении должны быть повышены на полтона. Ключевые знаки альтерации применяются для задания тональности, записанной на нотоносце музыки. Поэтому ключевые знаки альтерации могут появляться только в определённом порядке, в соответствии с квинтовым кругом тональностей.

Бемольные тональности

В таком порядке появляются ключевые бемоли при записи в скрипичном ключе: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.

Диезные тональности

В таком порядке появляются ключевые диезы при записи в скрипичном ключе: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Метр

Произведение, как правило, делится на фрагменты одинаковой длительности, называемые тактами. Такт разделён на доли, их количество и длительность определяют размер такта, который, в свою очередь, задаёт метр всего произведения. Применяются следующие обозначения размера:

Произвольный размер

Число сверху (числитель) задаёт количество долей в такте, а число снизу (знаменатель) — длительность одной доли (например, число 4 снизу будет означать длительность доли, равную четвертной ноте).

Четыре четверти

Сокращённое обозначение размера с четырьмя долями по четверти. Эквивалентно обозначению 4/4.

Alla breve (Алла бреве)

Обозначение двудольного размера с долей в 1/2. Эквивалентно обозначению 2/2

Темп метронома

Ставится в начале записи или при смене темпа. Это обозначение позволяет задать точное значение темпа произведения, определяя, сколько раз в минуту должна уложиться указанная длительность. В примере задаётся длительность четвертной ноты в 0,5 секунды (то есть в минуту прозвучат 120 четвертных нот).

Объединение нот

Лига связующая

Объединение длительностей нот. Ноты, объединённые лигой, исполняются как одна нота с длительностью, равной сумме длительностей объединяемых нот. Символ лиги применяется также в тех случаях, когда надо записать ноту с длительностью больше одного такта.

Лига фразировочная

Означает, что две ноты должны быть извлечены одним движением, на одном дыхании, или (для не смычковых и не духовых инструментов) объединённо в одну фразу. Отличие от связующей лиги в том, что фразировочная лига объединяет ноты разной высоты.

Легато

Ноты, отмеченные этим знаком, должны исполняться слитно, без промежутков между ними. Иногда неотличимо от фразировочной лиги.

Глиссандо

Плавный переход от одной ноты к другой.

Лигатура

Применяется при записи музыки для смычковых инструментов. Показывает движение смычка.

Аккорд, или созвучие

Несколько нот, извлекаемых одновременно. Созвучие из двух нот называется гармоническим интервалом.

Арпеджио (Арпеджиато)

Ноты играются последовательно, одна за другой. Общая длительность созвучия при этом не меняется.

Динамика Обозначения силы звука задают относительную громкость (интенсивность) исполняемых звуков.

Piano pianissimo [Пиано пианиссимо] или Pianississimo [Пианиссиссимо]

Обозначение самого тихого возможного звука (хотя в некоторых сочинениях классиков можно встретить и обозначения «пианиссимо пианиссимо»).

Pianissimo [Пиани́ссимо] ➳ Очень тихо.
Piano [Пиа́но] ➳ Тихо.
Mezzo-piano [Меццо-пиано] ➳ Умеренно тихо.

Mezzo-forte [Меццо-форте]

Умеренно громко. Если обозначения динамики отсутствуют, меццо-форте считается громкостью по умолчанию.

Forte [Фо́рте] ➳ Громко.
Fortissimo [Форти́ссимо] ➳ Очень громко.

Forte fortissimo [Форте фортиссимо] или Fortississimo [Фортиссиссимо]

Обозначение максимально возможной громкости звука.

Sforzando [Сфорцандо]

Неожиданное резкое увеличение громкости (буквально: «напрягая силы»)

Crescendo или cresc. [Крещендо]

Постепенное увеличение силы звука.

Diminuendo или dim. [Диминуэндо] (или decrescendo [декрещендо])

Постепенное уменьшение силы звука.

Rinf., rf., rfz. Rinforzando или rf. [Ринфорцандо] Внезапное усиление звука.

Артикуляция

Символы артикуляции определяют особенности исполнения звуков. Один и тот же символ артикуляции может означать несколько разных приёмов для разных музыкальных инструментов. Обозначение символа может располагаться как сверху нотного стана над нотой, так и снизу — под нотой.

Стаккато

Коротко, отрывисто. Обозначение того, что нота должна прозвучать короче своей длительности (как правило, вполовину).

Стаккатиссимо

Предельно коротко. Обозначение того, что звук должен прозвучать максимально коротко, отрывисто, с резкой атакой. Длительность ноты на это обозначение не влияет, она указывает лишь на промежуток времени, спустя который наступает звучание следующего звука.

Акцент

Нота, отмеченная знаком акцента, должна прозвучать немного громче соседних неакцентированных нот. В случае сложного метра у относительно сильной ноты располагаеся один знак, у сильной ноты — два, один под другим.

1. Названия звуков

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ

Названия белых клавиш фортепиано:

  • Белая клавиша между двумя черными - РЕ.
  • Две белые клавиши справа от РЕ - МИ, ФА.
  • Две белые клавиши справа от ФА (между трех черных) - СОЛЬ, ЛЯ.
  • Две белые клавиши справа от ЛЯ (после трех черных) - СИ, ДО.

2. Названия октав

Октавой называется группа звуков от ДО до каждого следующего ДО.

Октава, которая находится в середине фортепианной клавиатуры, называется первой .

Октавы, которые находятся выше (правее) первой октавы, называются: вторая октава, третья октава, четвертая октава.

Октавы, которые находятся ниже (левее) первой, называются: малая октава, большая октава, контроктава , субконтроктава .

3. Размещение нот на нотоносце

Ноты - это знаки для записи музыки. Нотным станом , или нотоносцем , называется строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий нотоносца ведется снизу вверх.

Ноты располагаются на линиях, между линиями, под первой линией, над пятой линией, на нижних добавочных линиях, на верхних добавочных линиях.

4. Скрипичный ключ

Скрипичный ключ - это знак, который указывает, что звук СОЛЬ первой октавы записывается на второй линии нотоносца.

Ноты первой октавы в скрипичном ключе записываются так:

ДО - на первой дополнительной линии, РЕ - под первой линией, МИ - на первой линии, ФА - между первой и второй линиями, СОЛЬ - на второй линии, ЛЯ - между второй и третьей линиями, СИ - на третьей линии.

5. Нотное обозначение длительности звуков

Продолжительность звука обозначается различными видами нот.

Белая нота (круг) без палочки - целая нота.

Белая нота (круг) c палочкой - половинная нота.

Черная нота (круг) с палочкой - четвертная нота

Черная нота с палочкой и хвостиком - восьмая нота.

Основное деление длительности звуков:

Целая делится на 2 половинные, половинная - на 2 четверти, четверть - на 2 восьмые

Направление палочек нот на нотоносце: до третьей линии палочки пишутся вверх, выше третьей линии - вниз.

6. Размер 2/4

Размер 2/4- это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть, первая доля сильная, вторая - слабая.

Схема дирижирования на 2/4: вниз, вверх.

7. Восьмые в двухдольном такте

Длительности, которые исполняются в 2 раза быстрее, чем четверти, называются восьмыми. На одну четверть приходятся две восьмые.

Деление первой доли такта на две равные части: две восьмые, четверть

Деление второй доли такта на две равные части: четверть, две восьмые

Деление первой и второй долей такта на две равные части: две восьмые, две восьмые.

8. Запись песни со словами и без слов

Если песня записывается без слов, две восьмые, которые составляют четверть, соединяются ребром.

Если песня записывается со словами, то каждая восьмая, которая приходится на один слог текста, пишется отдельно.

9. Мажор и минор. Тоника

Мажор и минор - наиболее распространенные в музыке лады. Бодрым, жизнерадостным мелодиям, светлым мелодиям соответствует мажорный лад. Печальным, грустным мелодиям соответствует минорный лад. Главный, опорный звук лада называется тоникой . На тонике чаще всего оканчивается мелодия.

10. Гамма ДО мажор

СОЛЬ мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук СОЛЬ (лад с одним диезом в ключе).

Звуки, из которых состоит СОЛЬ мажор:

  • СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ, МИ, ФА-диез, (СОЛЬ).

Ключевой знак в тональности СОЛЬ мажор:

  • ФА-диез.

Гамма Соль мажор и ее ступени:

  • СОЛЬ - I, ЛЯ - II, СИ - III, ДО - IV, РЕ - V, МИ - VI, ФА-диез - VII, (СОЛЬ) - I.

Тоническое трезвучие в СОЛЬ мажоре:

  • СОЛЬ - I, СИ - III, РЕ - V.

Вводные звуки в СОЛЬ мажоре:

  • ФА-диез - VII, ЛЯ - II.

17. Тональность ФА мажор

ФА мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук ФА (лад с одним бемолем в ключе).

Звуки, из которых состоит ФА мажор:

  • ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ, (ФА).

Ключевой знак в тональности ФА мажор:

  • СИ-бемоль.

Гамма ФА мажор и ее ступени:

  • ФА -I, СОЛЬ - II, ЛЯ - III, СИ-бемоль - IV, ДО - V, РЕ - VI, МИ - VII, (ФА) - I.

Тоническое трезвучие в ФА мажоре:

  • ФА-I, ЛЯ - III, ДО - V.

Вводные звуки в ФА мажоре:

  • МИ - VII, СОЛЬ - II.

18. Транспозиция

Транспозицией называется перенесение мелодии из одной тональности в другую.

При этом в мелодии с первоначальной тональностью проставляются номера ступеней, номера ступеней подписываются под новый нотный стан, затем приписываются над номерами ступеней ноты мелодии уже в новой тональности.

19. Пауза

Паузой называется перерыв в звучании (знак молчания).

Целая пауза , равная по длительности целой ноте, записывается как черный прямоугольник под четвертой линейкой.

Половинная пауза , равная по длительности половинной ноте, записывается как черный прямоугольник на третьей линейке.

Четвертная пауза , равная по длительности четвертной ноте, записывается как знак, напоминающий зигзаг.

Восьмая пауза , равная по длительности восьмой ноте, записывается как знак, напоминающий цифру четыре.

20. Музыкальная фраза

Фразы - это части, на которые разделяется мелодия.

Ритмические остановки или паузы в мелодии (они называются цезурами) указывают на окончание музыкальных фраз. Всякая повторность в мелодии - точная или с некоторыми изменениями - создает ощущение начала новой музыкальной фразы. Конец фразы обозначается знаком "галка" или "запятая".

21. Реприза

Репризой называется знак повторения, это две точки - выше второй и выше третьей линеек около двух вертикальных линий.

22. Басовый ключ

Басовый ключ - это знак, который указывает, что звук ФА малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца.

Соответственно расположению ноты ФА на четвертой линии располагаются и другие ноты, например, нота ДО большой октавы записывается на второй дополнительной линии снизу, а нота ДО малой октавы - между второй и третьей линией.

23. Тональность ЛЯ минор

ЛЯ минор - минорный лад, в котором тоникой является звук ЛЯ. Это лад, параллельный ДО мажору.

Параллельными называются мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Тоника параллельной минорной тональности является шестой ступенью мажорной тональности.

Гамма ЛЯ минор и ее ступени:

ЛЯ - I, СИ - II, ДО - III, РЕ - IV, МИ - V, ФА - VI, СОЛЬ - VII, (ЛЯ) - I.

Тоническое трезвучие в ЛЯ миноре: ЛЯ - I, ДО - III, МИ - V.

Не бывает не талантливых детей, все они чем-то одарены. Надо лишь раскрыть этот талант. Если ребенок проявляет интерес к музыке – непременно стоит дать ему азы сольфеджио.

И кто знает, может в этих, несерьезных на первый взгляд, уроках и упражнениях проявится талант нового Чайковского или Ростроповича?

Нужно ли вашему ребенку сольфеджио?

Некоторые родители, далекие от музыкальной темы, задаются вопросом: что такое сольфеджио? Если говорить об этом термине в широком понимании, то сольфеджио – это вокальное пение с называнием нот. В самом названии легко можно уловить две известные ноты: «соль» и «фа». А вообще сольфеджио – это дисциплина, которая преподается в музыкальных образовательных учреждениях. Она воспитывает в учениках музыкальный слух. При помощи специальных упражнений и интенсивных тренировок дети проходят путь от простого пассивного восприятия звуков и нот, до владения профессиональными музыкальными инструментами. Там же, при музыкальных школах, есть сольфеджио: подготовительный класс для детей дошкольного возраста. Они обычно не в восторге от таких уроков, поскольку они часто ассоциируются ребятами с математикой и проходят в очень интенсивном режиме. Только с рождения музыкально одаренный ребенок может оценить все прелести погружения в мир нот и звуков. Для остальных детей – такие уроки становятся «пыткой» и родителям следует следить за тем, как посещает такие уроки чадо.

Сольфеджио: программа подготовительного класса

Курс обучения этой музыкальной дисциплины делится на практическую и теоретическую часть. В средней группе теорию разделяют с практикой, а в школе эти части проходят параллельно. Обучение сольфеджио начинается с познания нотного письма и чтения. Без этой ступени невозможно познании музыкальной дисциплины. Этот период занимает всего 1-2 месяца, после чего внимание детей переключают на музыкальную грамоту. Ее базовые положения осваиваются в первом и втором классе музыкальной школы. Дети начинают разбираться в видах мажора и минора, улавливать тональность, знать, что такое устойчивые и неустойчивые звуки, аккорды и ритмика. В подготовительных классах уроки строятся примерно по тому же принципу, что и в музыкальных школах с той лишь разницей, что деткам в силу их быстрой утомляемости, дают меньший объем информации. Но они также изучают и теорию, и практику сольфеджио. Зачем ребенку нужен сольфеджио: подготовительный класс? Благодаря этой дисциплине он научится слышать музыку. Для этого недостаточно овладеть только нотной грамотой, необходимы именно музыкальные упражнения, развивающие навыки воспроизведения звука. На занятиях с детьми обязательно должны присутствовать следующие атрибуты: тетрадь с нотами, простой карандаш, ручка, ластик, тетрадь для правил и дневник. Курс обучения предполагает проведение одного занятия в неделю. На дом ученикам задают небольшие упражнения, как письменного, так и устного характера.

Сольфеджио обязательно стоить обучать ребенка, проявляющего интерес ко всему музыкальному. И если даже эта дисциплина не раскроет в нем новый гениальный талант, то точно привьет любовь к музыкальному мировому наследию, научит слушать и слышать музыку, что, согласитесь, тоже не мало. Поэтому, не сомневаясь, приводите ребенка в подготовительные классы музыкальных школ.

В отличие от уже существующих программ предмета «Сольфеджио», данная программа для подготовительного отделения ДМШ рассчитана на 3хлений курс обучения детей, начиная с 4хлетнего возраста и до поступления в начальные классы ДМШ. Работа в подготовительной группе с дошкольниками обуславливает введение в практику новых методик в области дошкольной музыкальной педагогики, возрастной психологии. С учетом теории развивающего обучения (Б. Эльконин, В. Занков) работа с дошкольниками строиться на основе проблемно-поискового метода и создания игровой мотивации, что позволяет значительно активизировать учебную и творческую деятельность учащихся, увеличивает глубину усвояемости учебного материала, способствует выявлению и развитию творческого потенциала учащихся. Новизна программы заключена в проектировании новой модели музыкального образования, соединении современных методик с личными наработками составителя программы и синтезировании методологических подходов к обучению детей дошкольной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная программа подготовительного отделения "СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»

Составитель программы – преподаватель теоретических дисциплин

МБУДО ДМШ Табунского района, села Табуны

Пешкова Людмила Алексеевна

2016 г.

Пояснительная записка

Предмет сольфеджио, как один из предметов цикла музыкально-эстетического воспитания и обучения в детской музыкальной школе, направлен на достижение общей глобальной цели: развитие личности ученика в процессе воспитания его художественного мышления в музыкальной деятельности.

К числу специфических задач курса сольфеджио следует отнести следующее:

Целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых способностей ученика (сенсорная база всех видов музыкального творчества).

Воспитание основ музыкального мышления: аналитического восприятия, осознание некоторых закономерностей организации музыкального языка, элементарного понятийного аппарата.

Формирование практических навыков и умения использовать их в комплексе при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования.

На современном этапе реорганизации инновационных тенденций в учебном процессе стало характерным соединение в практике науки и основных дидактических концепций. Это нашло отражение в практической деятельности: отталкиваясь от основных положений типовой программы по сольфеджио 1986г, составитель эффективно внедряет новые методические наработки в области музыкального воспитания и обучения, что позволяет более точно фиксировать учебные задачи и последовательно их реализовывать в процессе обучения. На начальном этапе обучения, бережно сохраняя традиции, сложившиеся в музыкальной педагогике, составитель активно внедряет в практику экспериментальный комплекс, разработанный Н. Дьяченко, Н.А. Котляревским, Ю. Полянским («Теоретические основы обучения и воспитания в музыкальной школе» г. Киев,1989г). Этот метод отличается более детальной разработкой всего комплекса знаний и навыков, фиксацией последовательности их освоения. В результате работы по этому методу каждый этап освоения учебного материала становится основанием для следующего; за счет этого обеспечивается активность восприятия учениками изучаемого материала. Так же активно используются в практике основные принципы методики развития музыкального слуха Г. Шатковского (в частности, формирование ладового слуха).

Работа в подготовительной группе с дошкольниками обуславливает введение в практику новых методик в области дошкольной музыкальной педагогики, возрастной психологии. С учетом теории развивающего обучения (Б. Эльконин, В. Занков) работа с дошкольниками строиться на основе проблемно-поискового метода и создания игровой мотивации, что позволяет значительно активизировать учебную и творческую деятельность учащихся, увеличивает глубину усвояемости учебного материала, способствует выявлению и развитию творческого потенциала учащихся.

В процессе исследования методов работы в подготовительной группе ДМШ составитель обращался к методическим разработкам: Ж. Металлиди и А. Перцовская «Сольфеджио для дошкольной группы», 1998 г; М. Котляревская-Крафт, И. Москалькова, Л. Бахтан «Сольфеджио для подготовительных отделений ДМШ»; Е.Н. Вишняк «Работа с детьми в подготовительной группе ДМШ». Опираясь на опыт вышеперечисленных педагогов музыкантов, составитель пытается применить его в современных, изменившихся условиях, обобщить лучшее – в чем и заключается целесообразность программы.

Новизна программы заключена в проектировании новой модели музыкального образования, соединении современных методик с личными наработками составителя программы и синтезировании методологических подходов к обучению детей дошкольной группы.

Программа «Сольфеджио для малышей» имеет художественно-эстетическую направленность на:

Создание условий для развития личности ребенка

Развитие мотиваций к познанию и творчеству

Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям

Реализацию задач музыкально воспитания и обучения

Развитие художественных интересов и вкусов

Данная программа актуальна и востребована на подготовительном отделении ГДМШ.

Составитель считает целесообразным вести разработку комплексного культурологического образования и развития творческих способностей ребенка.

Изучение программы направлено на достижение следующих целей:

Обучающих: овладение знаниями и умениями необходимыми начинающему музыканту в освоении вокально - интонационных, метроритмических и слуховых навыков;

Развивающих: развитие познавательных интересов и творческих способностей, внимания, памяти, логического и творческого мышления;

Воспитательных: формирование средствами музыкального искусства любви к музыкальным традициям родного края и классическому наследию мирового музыкального искусства; формирование таких качеств как настойчивость, трудолюбие, усидчивость в достижении оптимального уровня знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для дальнейшего эффективного обучения в начальных классах ДМШ.

Необходимо подчеркнуть, что работа по данной программе предполагает творческий подход и гибкий, вариативный способ выстраивания учебного материала; возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из степени усвоения учащимися предполагаемых знаний и практических умений.

Основная часть образовательной программы

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

В отличие от уже существующих программ предмета «Сольфеджио», данная программа для подготовительного отделения ДМШ рассчитана на 3хлений курс обучения детей, начиная с 4хлетнего возраста и до поступления в начальные классы ДМШ. В зависимости от возраста поступающего ребенка-новичка определяют в подходящую группу, а уже прошедшие обучение 4х и 5илетки переводятся в группы на «ступень выше». Специфика программы выстроена таким образом, что поступившие в группу учеников новички легко и быстро осваивают учебный материал, формы и режим работы. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 12 человек. Занятия по предмету «Сольфеджио» проводятся один раз в неделю с 1-4 сентября по 25-28 мая.

1 год обучения. Возраст - 4-5 лет 1 группа. 36 часов. 6-8 учащихся

2 год обучения. Возраст - 5-6 лет 1 группа. 36 часов. 8-10 учащихся

3 год обучения. Возраст - 6-7 лет 1 группа. 36 часов. 10-12 учащихся

Учитывая возраст детей и уровень учебного материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Как видно по таблице, в группе первого года обучения, где дети делают первые шаги в освоении программы, желательна наполняемость групп от 6 до 8 учащихся; во второй и третьей группах обучающихся – до 10-12 человек. Желательная продолжительность урока:

для первого года обучения – 35-45 минут

для второго года обучения – 45-50 минут

для третьего года обучения – 60 минут с пятиминутным перерывом (30 минут – перерыв - 25 минут).

Программа разработана в русле личностно-ориентированной педагогики, что позволяет дифференцированно подойти к развитию каждого ребенка, с учетом его индивидуальных психологических особенностей, художественно-творческих способностей, состояния здоровья, ситуации в семье.

Программа «Сольфеджио для малышей» несет в себе не только развивающие, но и воспитательные функции. Само понятие музыкальное воспитание шире, чем только развитие музыкальных способностей. В процессе обучения дошкольника нужно учитывать законы становления личности, возрастные особенности. Содержанием музыкального воспитания является также развитие образного мышления, воображения, воли, внимания, произвольности и т. д. Верное педагогическое, воздействие средствами музыкального искусства формирует и развивает эмоциональную сферу ребенка, возбуждая эмоции интереса и радости. Положительный эмоциональный настрой в обучении дошкольника обязателен, как обязательны игровые, увлекательные формы, побуждающие ребенка к активной деятельности.

Из вышесказанного вырастает первый методический принцип, лежащий в основе данной программы: взаимодействие средств, активизирующих интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. Необходимость этого взаимодействия обусловлена самой особенностью восприятия, которое в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием (сфера интеллекта) и имеет эмоциональную окраску (сфера эмоций).

С этой особенностью восприятия связан и второй методический принцип - первичность накопления музыкальных впечатлений (принцип опережающего восприятия), которые затем ложатся в основу активной музыкальной деятельности. И лишь на заключительном этапе этого процесса происходит теоретическое осмысление музыкальных явлений, «рождается» теоретическое понятие. С этим подходом связан третий методический принцип - от частного к общему.

Четвертый принцип - концентрический метод обучения, понимаемый как необходимость, постоянного возвращения к пройденному на новом уровне. Использование этого метода позволяет возвращаться к пройденным проблемам на новом музыкальном материале, что прямо противоположно методу «прохождения» (и благополучного забывания) тем. Это важно еще и потому, что предмет сольфеджио требует постоянной тренировки памяти и слуха в определенных направлениях, без этого невозможно поступательное движение в развитии музыкальных способностей.

С концентрическим методом связаны еще два важных (особенно при обучении дошкольников) методических подхода: принцип повторяемости и принцип «от простого к сложному».

Учитывая важность каждого методического подхода и особенностей его применения на начальном этапе, следует тщательно продумывать не только содержание, но и форму каждого урока. Урок на подготовительном отделении должен строиться по плану-сценарию, предполагающему драматургическое развитие «действия»: логику появления каждой формы занятий, движение к кульминации, а также взаимосвязь уроков-«сцен» между собой.

Структуру учебного процесса на подготовительном отделении определяют практические формы, лежащие в основе каждого урока; принцип активной деятельности дошкольника определяет также преобладание устных форм в урочной системе и домашних заданиях, которые должны быть минимальны.

Структуру программы определяют следующие направления:

Формирование вокально-интонационных навыков ладового чувства;

Воспитание чувства метроритма;

Формирование музыкально-слуховых и музыкально-образных представлений;

Каждый из трех разделов строится по следующему плану:

Понятийное содержание

Предлагаемые формы работы, в которые включены элементы развития творческих навыков.

Традиционные разделы «Теоретические сведения» и «Развитие творческих навыков» не выделены отдельно, а включены в содержание основных направлений программы, так как являются неотъемлемой результативной частью работы над формированием вокально-интонационных навыков, воспитанием чувства метроритма и т. д.

Такое распределение материала не только логически связано с основополагающими методическими принципами, но и соответствует современному опыту работы с дошкольниками.

Название раздела «Понятийное содержание», встречающееся в данной программе и заменяющее традиционное «Теоретические сведения», указывает на новый подход в подаче теоретического материала.

Понятие базируется на целой структуре явлений, поэтапное осознание которых и наполняет его (понятие) смыслом. Постепенно происходит накопление понятийного опыта, в результате чего понятие обрастает огромной системой связей и отношений, которые ребенок постепенно осознает и переживает. Концентрический метод обучения базируется на этой системе понятийного развития.

Также, в содержание каждого раздела программы включен материал, на основе изучения которого, учащиеся овладеют: знаниями, способствующими развитию эмоциональной реакции на музыку; умениями рассказать о своих впечатлениях, адекватно выражать их в пластике движения, в рисунках и красках; навыками выразительного исполнения произведений на инструменте, голосом вокальных произведений- песен; саморегуляцией своих эмоциональных состояний с помощью различных по настроению и характеру музыкальных произведений в процессе различных видов музыкальной деятельности; способами деятельности, предусмотренными требованиями к уровню подготовки учащихся: учебно-исполнительской, учебно-теоретической, творческой, культурно-просветительской.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция)

Наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений; использование пособий; показ педагогом образца выполнения)

Практический (выполнение задания по инструкциям, образцам, карточкам)

Проблемно-поисковый (поиск учеником намеренно допущенной учителем ошибки)

Метод игровой мотивации (использование многочисленных дидактических игр)

Научный метод (использование тестов, карточек индивидуального опроса, таблиц и графиков; анализ результатов, прогнозирование роста успеваемости и усвояемости учебного материала, опыт работы с научной литературой, справочниками, словарями)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

Объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)

Репродуктивный (ученики воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)

Частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске решения поставленной задаче совместно с педагогом)

Исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся)

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

Фронтальный (одновременная работа со всей группой учащихся)

Индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы)

Групповой (организация работ в группах)

Индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем)

ПРАКТИКУЕМЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

Традиционный урок

Комбинированное практическое занятие

Лекция-беседа

Игра

Интегрированный урок (сольфеджио + музыкальная литература, сольфеджио + хор)

Открытый урок с присутствием родителей

Урок-викторина (в конце 3го года обучения)

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате обучения по данной программе учащиеся:

Научатся различным приемам работы;

Научатся следовать устным инструкциям;

Разовьют внимание, мышление, воображение, художественно-эстетический вкус, творческие способности и фантазию;

Овладеют трудовыми навыками;

Улучшат коммуникативные способности и приобретут навыки общения и работы в коллективе.

В результате обучения по программе учащиеся:

Освоят теоретические знания по всем видам музыкальной деятельности: музыкальные и шумовые звуки, регистры, лады (мажор и минор), нотоносец, скрипичный и басовый ключи, ноты, длительности, доли, акцент, размер 2/4 3/4, затакт, тон, полутон, диез, бемоль, бекар, динамические оттенки, форте, пиано, крещендо, диминуэндо, ладовые связи степеней (устои и неустои), интервалы, тональность, тоника, субдоминанта, доминанта, аккорд, трезвучие, строение мажорной гаммы, транспонирование и т.д.

Овладеют специальными умениями и навыками: правильное певческое дыхание (спокойный вдох, экономный выдох, смена дыхания по фразам), распевное и связное пение, правильное формирование гласных «а» «о» «у» «и», вырабатывание хорошей артикуляции и ясной дикции; интонирование простейших попевок на одном-двух звуках, в пределах тетрахорда, пение попевок для развития диапазона и ощущения звуковысотности, пение несложных песен со словами с гармонической поддержкой педагога, пение несложных упражнений по нотам, основанных на тонико-доминантовых тяготениях, транспонирование простейших попевок в знакомые тональности.

Разовьют музыкально-слуховые представления: определение эмоционального характера музыкального произведения, анализ музыкальных жанров (песня, танец, марш, вальс, полька и т.д.), определение на слух интервалов, трезвучий, размеров, словесное определение характера произведения и его выразительных средств.

Обогатят свой словарно-понятийный запас.

Разовьют такие качества, как память и слух: выучивание стихов и песен, запоминание и угадывание ранее выученных попевок, осознание восприятия строения мелодии в изучаемых музыкальных примерах, упражнениях, попевках и песнях.

Овладеют видами деятельности:

Учебно-исполнительской

пение песен с гармоническим сопровождением педагога;

исполнение ритмических аккомпанементов к прослушанному музыкальному произведению;

игра на фортепианной клавиатуре с одновременным пением текста несложных попевок, интервалов, трезвучий.

Учебно-теоретической:

знание правил и умение рассказывать их с пониманием, использовать, выполняя практические задания;

выкладывать карточками знакомые ритмические сочетания, ритмический аккомпанемент.

Творческой:

импровизация окончаний фраз;

досочинение мелодии по заданным словам и ритму, устойчивых фраз с окончанием на тонике;

импровизация на фортепиано мелодий, выражающих определенные образы;

сочинение мелодий.

Культурно-просветительской:

участие в концертах, представлениях;

выступление на утренниках и праздниках с песнями, игрой на инструментах шумового оркестра;

демонстрация своих умений и навыков перед родителями и другими преподавателями на открытых уроках.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ

Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам: система теоретических знаний, специальные умения и навыки, исполнительский и общий творческий потенциал.

Для проведения оценивания на каждом этапе обучения по вышеуказанным компонентам разрабатываются соответствующие критерии. Эти критерии открыты для учащихся и каждый может регулировать свои учебные усилия для получения желаемого результата и соответствующей ему оценки.

Формы контроля включают:

Фронтальный опрос

Беглый текущий опрос

Систематическая проверка домашнего задания

Контрольные уроки в конце каждой четверти

Контрольный срез по всем видам работ в конце III года обучения

Устное тестирование на закрепление теоретических знаний

Зачет по накопленным творческим навыкам

Итоговый экзамен

Все виды контроля позволяют оценивать знания, умения и навыки учащихся на каждом этапе обучения и дают возможность учащемуся находиться в привычных для него условиях, что способствует раскрытию в полной мере своих способностей, а также позволяет продемонстрировать навыки, приобретенные им в процессе обучения.

Главный результат деятельности педагога- это личность ребенка, динамика и результат ее развития в процессе музыкальных занятий.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Наличие учебных групп (не более 12 человек)

Наличие учебных пособий для учащихся, методической литературы

Наличие наборов шумовых инструментов

Наличие ТСО, фоно - и аудиотеки

Наличие дидактического раздаточного материала

Осуществление тесной связи с преподавателями по специальности, хоровому классу, музыкальной литературе и родителями учащихся

Взаимопосещаемость преподавателей теоретических дисциплин

Соблюдение межпредметных связей

Сотрудничество разных музыкальных учебных заведений, обмен опытом

Активный поиск новых форм и методов преподавания сольфеджио, самообразование педагога.

Развитие вокально-интонационных навыков и ладового чувства

Основной формой деятельности в подготовительном классе является пение. Это еще и исполнительская практика, развивающая эмоциональную сторону психики ребенка, его произвольное внимание, навык самоконтроля. Именно через пение происходит самовыражение дошкольника.

Педагоги-сольфеджисты прекрасно знают, с каким количеством плохо интонирующих детей им приходится сталкиваться, особенно в дошкольной группе. Поэтому формирование ладового чувства детей, их звуко высотных представлений является важнейшей задачей начального этапа обучения. Именно в подготовительном классе, возможно, заложить также фундаментальные основы таких форм, как пение с листа, сольфеджирование, пение в ансамбле и т. д.

Проблемы речевого развития ребенка часто становятся «камнем преткновения» в работе педагогов-музыкантов. Физиологи утверждают, что уровень развития речи у детей зависит от того, насколько хорошо они владеют мелкими движениями пальцев рук. На начальной стадии обучения можно сопровождать пение интонационного материала с «пальчиковыми играми», таким образом мы стимулируем музыкально-речевое развитие детей и готовим их к игре на музыкальных инструментах, рисованию и письму, развиваем моторные функции и координацию.

На начальном этапе освоения программы следует уделять внимание игровым формам музыкально-речевой стимуляции и включить в постоянную работу логопедические и «пальчиковые упражнения:

1.Ветер дует, задувает, пальмы в стороны качает.

(Руки прижаты друг к другу от кисти до локтя, пальцы растопырены, раскачиваем руками в такт музыке)

(Ладони прижаты друг к другу боковыми частями, шевелим пальцами-клешнями)

2. Чайка над водой летает и за рыбками ныряет.

(Большие пальцы соединены боковыми сторонами, остальные прижаты друг к другу, разведены в сторону, как крылья, машем ими в воздухе. Ладони сомкнуты, выполняем волнообразные движения.)

А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.

3. Под водой на глубине крокодил лежит на дне.

(Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты – зубы, пасть. Открываем и закрываем пасть.)

А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.

Паук - паучина паутину сшил. (Потираем указательные пальцы о большие пальцы)

Вдруг закапал дождик, паутину смыл. (Бьем указательным пальцем по ладони другой руки, потираем руки)

Выглянуло солнышко, стало припекать. (Соединяем запястья рук, растопыриваем пальцы, качаем из стороны в сторону «солнышком»)

Паук - паучина трудится опять (Снова потираем указательные пальцы о большие пальцы)

Лиса

СУ-СУ-СУ-СУ, не пускают в дом лису.

СА-СА-СА-СА, ждет у дома два часа.

СЫ-СЫ-СЫ-СЫ, очень хочет колбасы.

СИ-СИ-СИ-СИ, ей кусочек отнеси.

Гора

РА-РА-РА-РА, на горе стоит гора.

РЫ-РЫ-РЫ-РЫ, за горою комары.

РО-РО-РО-РО, потерял петух перо.

РУ-РУ-РУ-РУ, а барсук унес в нору.

Восприятие и усвоение элементов лада и само ладовое чувство эффективнее всего развиваются через формирование вокально-интонационных навыков.

Исправление интонации требует индивидуального подхода, заниматься этим необходимо последовательно, внимательно и терпеливо.

Ученикам с плохо развитым ладовым слухом полезно некоторое время не принимать участия в общем пении, а внимательно слушать. При наличии большой заинтересованности и восприимчивости такие ученики вскоре включаются в общую работу.

Сложнее с теми детьми, у которых отсутствует координация между слухом и голосом. Таким ученикам можно предложить короткие попевки из двух- четырех звуков и, добившись чистого интонирования от какого-то одного звука, пробовать постепенно расширять диапазон, повторяя попевку на полутон, тон выше или ниже.

Встречаются дети - «гудошники», которые поют только в малой октаве. Им можно предложить упражнения имитирующие пение маленькой птички, кошечки, что поможет им выбраться из тисков низкого регистра. Через некоторое время такие дети начинают петь довольно чисто в первой октаве.

Работа над чистой интонацией у детей связана с выработкой вокальных навыков.

Необходимо учитывать возможности детского голоса: детям обычно удобно петь в диапазоне сексты «ре - си» первой октавы; звучание голоса в этом звуковом объеме наиболее легкое, естественное; звук «до» первой октавы звучит тяжело, напряженно, поэтому на первых порах его надо избегать. Большое внимание следует уделять подбору учебного музыкального материала, он должен быть художественно интересным, убедительным, структурно ясным. В равной степени должны присутствовать песни, исполняемые a cappella и с аккомпанементов педагога. Одно из обязательных условий - выразительное исполнение, основанное на предварительном зрительном анализе текстового и мелодического содержания, вычленения ключевых интонаций, кульминационных точек, распределения динамических оттенков и т. д.

Педагог-сольфеджист должен знать основные приемы воспитания певческих навыков и владеть ими, эта форма работы должна быть в центре его внимания на протяжении всех лет обучения. Формирование певческих навыков сводится к следующему:

Следить за положением корпуса, головы; дети должны сидеть ровно, не сутулиться, корпус держать прямо, упираясь ногами в пол; руки свободно лежат на коленях, голова в естественном положении;

Формировать правильное певческое дыхание: спокойный вдох, экономный выдох, смена дыхания между фразами;

Учить правильному звукообразованию, связанному с воспитанием бережного отношениям своему голосу; нельзя позволять детям петь громким, форсированным, открытым звуком; работать над кантиленой сначала на коротких мелодических фразах. Медленное, распевное, связное пение позволяет ребенку вслушиваться в исполнение и легче осознавать ладовые связи мелодии, удерживать тональность;

Учить правильному формированию гласных а, о, у, и, мягкому округленному их интонированию (рот открывать свободно, губы и язык не скованы, активны);

Работать над хорошей артикуляцией, дикцией, учить четкому произнесению согласных.

В ладоинтонационной работе большим подспорьем для педагога будут ручные знаки. Использование ручных знаков, «столбицы» рождает наглядные зрительно-двигательные представления о взаимоотношении ступеней в ладу, связывает слуховое восприятие со зрительным осознанием звуковысотной линии мелодии.

I ступень - кулачок смотрит вниз,

II ступень - все пальцы смотрят вверх,

III ступень - ладонь – вниз,

IV ступень - указательный палец – вниз,

V ступень - ладонь – к себе,

VI ступень - все пальцы смотрят вниз, кисть похожа на колокольчик,

VII ступень - указательный палец - вверх.

Так как дети младшего возраста не знают обозначения ступеней лада римскими цифрами, следует уделить их изучению некоторое время. В группе 1го года обучения изучить обозначение I-III ступени, 2-го года обучения- I-V ступени и на 3-м году обучения I-VII ступени.

Так же важна последовательность и постепенность в освоении ладовых закономерностей, что дает максимальная возможность расширения диапазона детского голоса, накапливание в памяти интонационного багажа.

Чтобы ребята быстрее запомнили тяготение неустоев в устои, можно им рассказать небольшую сказочку о дне рождения Мишки:

Сказка: В ЛАДном Домике жил Мишка. На свой день рождения он пригласил всех своих друзей. Одна из первых пришла Лягушка. Она решила помочь хозяину подготовиться к встрече гостей. И закипела работа. ЛЯгушка быстро убралась в доме, Мишка принёс из погреба разные вкусные вещи: для лисички – рыбку, для воробышки – пшено, для белки – орешки, для ёжика – грибы. Для зайки большая желтая РЕпка была принесена в ДОм (РЕ в ДО). ФАртук надел МИшка (ФА в МИ) и занялся украшением стола. Было всё готово к приёму гостей. ЛЯгушка поставила СОЛЬ на середину стола (ЛЯ в СОЛЬ) и послышался стук в дверь. На пороге появились нарядные улыбающиеся гости, в руках у которых были подарки для именинника, а лисичка внесла в ДОм огромный букет СИрени (СИ в ДО) и началось веселье.

Навык устного транспонирования стимулирует развитие ладового чувства. Ибо длительное пение только в одной тональности приводит к обеднению музыкально-слуховых представлений, вызывает слуховую пассивность и ограничивает мыслительную активность детей, а самое главное, тормозит становление сольфеджийных навыков.

Последовательность прохождения материала может быть следующей:

1. Короткие мелодии-попевки узкого диапазона: ля1 - ми1 (центральная зона звучания детского голоса

2. Попевки, включающие устойчивые ступени лада с прилегающими к ним звуками, т. е. песни, помогающие освоению мажорного звукоряда в пределах тонической квинты:

3. Постепенное расширение диапазона мелодий, усложнение внутри ладового содержания:

Дальнейшее изучение мажорного лада базируется на практическом освоении и осознании проявлений ладовой организации и центров ладо образования: понятия тяготения, устойчивости и неустойчивости, центра лада, ощущения вводнотоновости, тонико-доминантовых соотношений, понятия «интервал», знакомство с пентатоникой мажорной. Опираясь на принципы метода «опережающего восприятия», эти сложные понятия педагог вводит после большой практической работы: пения песен, прослушивания музыкальных примеров, слухового анализа.

Знакомство с минором происходит на уровне активного восприятия и освоения песенного репертуара, пока это только «накопление» слухового материала, позволяющее в дальнейшем осознать сложные ладовые процессы, происходящие в миноре.

В прохождении тональностей следует придерживаться двух направлений: тональности, над которыми происходит работа по всем уровням метода «опережающего восприятия», и тональности; с которыми дети только знакомятся, зная ключевые знаки, умея определять их в нотном тексте, подбирая на инструменте пройденные песенки-попевки. К первому направлению можно отнести до мажор, ре мажор, ко второму- соль мажор, фа мажор, ля минор.

Одной из итоговых форм работы над ладовым чувством является сольфеджирование, которое сопровождает каждый этап формирования ладовых ощущений. Эта форма закрепляется в домашних заданиях и находит свое продолжение в работе над чтением с листа. При подборе примеров для чтения с листа нужно строго придерживаться принципа от простого к сложному, причем в соответствии с пройденной темой. Следует также помнить, что эта форма - наиболее сложная для дошкольника, требующая достаточного развития целого комплекса навыков, а поэтому несет итоговый характер для каждой пройденной темы.

Понятийное содержание

Звуки высокие, низкие, средние. Регистры

Клавиатура, клавиши. Октавы.

Нотоносец. Ноты.

Ключи: скрипичный, басовый.

Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.

Лады: мажор, минор.

Тон, полутон. Строение мажорной гаммы.

Звукоряд, тональность. Ключевые знаки.

Гамма, ступени. Тоника, вводные звуки.

Устойчивые ступени. Опевание.

Устойчивое, неустойчивое окончание фраз.

Трезвучие мажорное, минорное.

Унисон, интервал, аккорд.

Интервалы: Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, октава.

Формы работы

1. Пение приветственных песенок-распевок.

2. Пение песни со словами a cappella, или с гармонической поддержкой педагога.

3. Пение песенок-попевок: интонация на одном, двух соседних звуках, I-II-III, III-II-I, I-III, III-I, IV-III-II-I, III-IV-III-I, I-II-III-IV-V, V-IV-III-II-I.

4. Пение интонации тон и полутон.

5. Пение «лого-песенок» с повторяющимися мотивами.

6. Пение песен с гармонической поддержкой педагога.

7. Пение «интервальных песенок» (мелодии со словами на данный интервал)

8. Пение песни с пропеванием некоторых мелодических элементов «про себя».

9. Пение песни по фразам «цепочкой».

10. Пение песни с прохлопыванием ритмического рисунка (ритм-слоги), с отстукиванием метрических долей, с дирижированием.

11. Подбор короткой песенки-попевки на фортепиано от разных звуков и пение ее со словами или с названием нот.

12. Сольфеджирование песни по нотной записи.

13. Транспонирование песенок-попевок в тональностях до, ре, фа, соль мажор.

14. Определение пройденных песен по ручным знакам, по наглядным пособиям: «Столбица», «Лесенка».

15. Интонирование звукоряда мажорных гамм: до мажор, ре мажор.

16. Интонирование следующих ладовых оборотов: движение по устойчивым звукам, опевание устойчивых звуков, вводные звуки; тоны и полутоны; восходящее и нисходящее движение в объеме тонической квинты с прилегающей VI ступенью; верхний, нижний тетрахорды; повторность звука, скачки с V СТ. на I ст. вверх и вниз.

17. Пение интервалов в ладу: терции от I и III ст.; кварта от V ст., квинта от I ст., секста - от III и V ст.

18. Пение гаммы с пропуском одного-двух звуков; определение на слух пропущенного звука.

19. Допевание до тоники:

Пение «дорожек домой» от V ст. вверх и вниз: по ручным знакам, по «Лестнице», «Столбице»;

Сочинение ответных построений и пение их со словами.

20. Пение песни со своим аккомпанементом:

Выдержанной тонической квинтой;

Интервалами, в которые входят устойчивые ступени лада;

Тонико-доминантовыми басами.

21. Пение мини-канонов по группам с поддержкой педагога.

Воспитание чувства метроритма

Организация во времени - одна из важнейших задач на начальном этапе обучения детей музыке.

Развитию чувства метроритма необходимо уделять особое внимание, так как ритмический слух обладает своими специфическими свойствами.

Процесс формирования и развития этой музыкальной способности включает в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Обучение ритмическим величинам только путем абстрактных объяснений наносит ущерб музыкальному развитию детей.

Восприятие музыкального ритма – активный слуходвигательный процесс. И очень важно, чтобы первоначальное восприятие музыки вызывало у детей двигательные реакции.

Следует начинать изучение соотношения длительностей не с арифметического расчета, а с представления об их временной взаимосвязи и связи с движением: четвертная длительность - шаг, восьмые - бег, половинная - остановка. В названии длительностей желательно использовать ритмослоги: «ти-ти» («бе-гом») - восьмые, «та» («шаг») - четвертная, «ту» («стой») - половинная, при этом обозначать длительности условными движениями («умными» ладошками): восьмые - хлопки в ладошки, четвертные - ладошки на стол или движение сверху вниз ребром ладони, половинные - ручки на пояс. Вводить понятия «четверть», «восьмая», «половинная» следует лишь тогда, когда дети будут свободно ощущать временную соразмерность звуков.

При письме ритма на начальном этапе целесообразно использовать графическую запись палочками: короткие палочки соответствуют восьмым, длинные - четвертным нотам.

Также важным является рассматривание ритма внутри определенного метра, а не как расплывчатое, не обусловленное музыкальным смыслом, чередование музыкальных звуков определенной длительности; в ритмическом задании должно присутствовать ощущение метра как внутренней пружины, направляющей течение музыки от одной сильной доли к другой.

Для развития чувства метра можно использовать равномерное движение: хождение под песню, под инструментальное музыкальное произведение; подражательные движения, которые дети делают во время игры. Важное условие: метр необходимо отбивать, (отхлопывать) без остановок, без каких-либо отклонений от темпа.

Ритмическим занятиям легче всего придавать форму игры, и привлекать к ней всех без исключения детей.

Уже с первых шагов необходимо воспитывать у ученика умение охватить взором ритмическую фразу в целом и научить осознавать ее внутреннюю структуру, начиная с наиболее простых построений и постепенно продвигаясь к более сложным.

Ритмируя слова, мы начинаем изучение соотношения длительностей:

«Сказка про льва» иллюстрирует ритмические группы в двудольном размере: ЛЕ-ЕВ - половинная, БЕ-ЛОЧ-КА – четверть и две восьмые, КРО-КО-ДИЛ - две восьмые и четверть, ПО-РО-СЕ-НОК – четыре восьмые, Ё-ЖИК – две четвертных ноты.

«Наша Таня громко плачет...»,

« Раз-два-три-четыре-пять, вышел зайчик…»,

«Гуси, гуси, га-га-га…».

Затем песни, содержащие ритмическое движение только из восьмых и четвертей в размере 2/4:

песня-игра «Гости » К.Орф,

В.Калинников «Тень-тень»,

Украинская народная песня «Весёлые гуси»,

Французская народная песня «Большой олень»,

Т.Потапенко «Грибы»,

А.Филиппенко «Две лягушки»,

А.Филлипенко «Весёлый музыкант»,

Благ «Танец»,

Котляревский «Весёлый жук».

Только когда дети смогут свободно, уверенно и выразительно отхлопывать, узнавать, выкладывать карточками ритмический рисунок знакомых песен, состоящий из восьмых и четвертей, можно ставить перед ними новую задачу осознания ритмических закономерностей.

Новая половинная длительность:

«Маляр» Лещинской,

«Уточка» Арцибашевой;

Затакт:

считалка «Серый волк пришел из сказки»,

«Зимняя пляска» Старокадомского;

Шестнадцатые:

«Соловейко» Филиппенко,

«Часы» Метлова,

«Котята» Чичкова;

Пауза:

«Две лошадки» Лешинской,

«На лошадке» Лепина.

При ознакомлении детей с новым ритмическим материалом очень важно использовать наглядные пособия, понятные ребенку - карточки ритмов, схемы, так как зрительные образы облегчают восприятие музыкального ритма.

Очень важно с первых шагов развивать в детях навык внутренней ритмической настройки перед исполнением; они должны уметь заранее представить темп и размер произведения, ведь именно темп является тем элементарным выразительным средством, определяющим характер музыкального произведения, его жанровый признак.

Вначале настройку дает педагог, дирижируя или отхлопывая метрические доли; впоследствии дети должны суметь самостоятельно настроиться, учитывая характер исполняемого произведения.

Для более и тонкого восприятия музыки необходимо воспитывать в детях умение следить за агогическими оттенками.

Следует избегать простукивания, отхлопывания ритма невыразительно, всегда в одном «ускоренном» темпе. Необходимо также пробуждать в детях творческое начало, давая задания импровизационного характера: ритмический аккомпанемент, импровизация ритмического рисунка на заданный текст.

Понятийное содержание

Длительности: половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая.

Темп, доли, равномерная пульсация, сильная слабая доли, акцент.

Такт, тактовая черта, затакт. Двудольный и трехдольный размеры.

Паузы: четверть и восьмая.

Дирижирование в размере 2/4, 3/4.

Ритмический рисунок, фермата.

Формы работы

1. Отхлопать метрические доли в прослушанном музыкальном произведении (размеры 2/4, 3/4):

Всем классом;

Одна группа отхлопывает только сильные доли, другая - все доли;

Одна группа отхлопывает доли, а другая - ритмический рисунок.

В этих упражнениях можно использовать инструменты детского шумового оркестра.

2. Дирижируя на 2/4 и на 3/4 или отмечая метрические доли, проговаривать ритмослогами ритмический рисунок.

3. Одной рукой отстукивать метрические доли, а другой рукой - ритмический рисунок.

4. Повторить ритмический рисунок целиком или по фразам:

Хлопками или «умными» ладошками (условными движениями): четвертная длительность- удар ладошкой по столу, восьмые - хлопки в ладоши, половинная - руки на пояс;

Ритмслогами.

5. Узнать песню по ритмическому рисунку:

Записанному на доске;

Выложенному ритмическими карточками;

Прохлопанному преподавателем или одним из детей.

6. Проанализировать ритмический рисунок песни:

Записать или выложить карточками ритмический рисунок песни;

Первоначально используются карточки одного цвета. На более позднем этапе, когда будет наработано ощущение сильной доли, можно использовать карточки, на которых сильная доля отмечена другим цветом.

Исправить «ошибки» в записанном ритмическом рисунке, сделанные преподавателем.

7. Ритмическое «эхо». Повторить по фразам прослушанное музыкальное произведение «умными» ладошками, проговаривая ритмослоги всей группой или «цепочкой» - группами детей поочередно. Эту форму работы можно превратить в игру; ребенок, неправильно выполнивший задание, выбывает из игры - садится на стул («камешек») или встает («столбик»).

8. Игра «Повторяй-ка». Повторить ритмический рисунок музыкальной фразы (2 такта в размере 2/4), суметь записать его по памяти или выложить ритмическими карточками (устный диктант).

9. Определить размер в прослушанном музыкальном произведении. Игра «Капельки»: сильную долю дети фиксируют хлопками в ладоши, слабые доли «капают» указательным пальцем руки.

10. Сопоставление двудольных и трехдольных размеров.

11. Сопоставление длительностей, звучащих одновременно в разных голосах.

Класс разделить на две группы: одна группа исполняет четверти, другая - восьмые;

В прослушанном музыкальном произведении обратить внимание детей на 2 голоса: верхний - восьмые, нижний - четверти (например, Гендель «Пассакалия»). Затем дети слушают это произведение и «умными» ладошками отхлопывают: одна группа - четверти, другая - восьмые;