Цитаты характеризующие мцыри. Сочинение «Характеристика главного героя Мцыри

Произведение:

В переводе с грузинского - послушник. Это герой одноименной поэмы. Кавказский юноша попал к русским. Во время пути он заболел и его оставили в монастыре для излечения. М. мечтает обрести свободу, сбежать из монастыря, где чувствует себя в рабстве. Все произведение построено как исповедь-монолог юноши. Перед смертью он рассказывает старику-монаху о трех счастливых днях, проведенных им на воле. М. близка природа как царство естественного бытия, свободы и красоты. Природа в поэме полна одушевления, огромной и таинственной жизни. М. окружен голосами, шепотами и мыслями природы, и он умеет понимать их. М. не удалось достигнуть своего идеального отечества и даже найти дорогу к нему. Но дни, проведенные юношей вне монастырских стен, на воле, в поисках этой дороги, даются как средоточие всех возможностей жизни - ее радостей, опасности, борьбы. Его взволновала встретившаяся на пути молодая грузинка, он победил барса. Тем не менее, после трех дней, проведенных на воле, М. вновь попадает в монастырь. Его стремление к свободе не угасает, и для него есть лишь один выход - умереть.

Образ главного героя романтической поэмы трактуется автором необычно. Мцыри лишен внешних признаков исключительности; это слабый юноша. Ореола загадочности и таинственности, титанических индивидуалистических черт, характерных для романтического героя, в нем нет. Сама исповедь героя помогает ему максимально точно передать малейшее душевное движение. Он не только рассказывает о своих действиях и поступках, но и мотивирует их. Мцыри хочет быть понятым, услышанным. Рассказывая о своих побуждениях, намерениях, желаниях, об удачах и поражениях, он одинаково честен и искренен перед собой. Мцыри исповедуется не для того, чтобы облегчить душу или снять грех за свой побег, а для того, чтобы вновь пережить три блаженных дня жизни на свободе:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил - и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Но для романтических поэм характерно присутствие исключительной, противоречивой личности, отношение которой к окружающему миру неоднозначно. Исключительность и сила Мцыри выражены в тех целях, которые он перед собой ставит:

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

С детских лет, попав в плен. Мцыри не мог примириться с неволей, жизнью среди чужих людей. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми, близкими ему по обычаям, по духу, стремится попасть на родину, где, по его мнению, “люди вольны, как орлы” и где его ждут счастье и воля:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну - но пламенную страсть...

Мцыри бежит не из своей среды в чужую в надежде обрести волю и спокойствие, а порывает с чуждым ему миром монастыря - символом несвободной жизни, чтобы достичь края отцов. Родина для Мцыри - это символ абсолютной свободы, он готов все отдать за несколько минут жизни на родине. Возвращение на родину - одна из его целей, наравне с познанием мира.

Бросив вызов самой судьбе, Мцыри уходит из монастыря в ужасную ночь, когда разыгралась буря, но это его не страшит. Он как бы отождествляет себя с природой:

“О, я как брат обняться с бурей был бы рад”.

В течение “трех блаженных дней”, проведенных Мцыри на воле, раскрылось все богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание ее красоты и мощи:

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил...

Исключительные черты Личности героя романтических поэм помогает раскрыть присутствие любовного сюжета в этих поэмах. Но данный мотив Лермонтов исключает из поэмы, так как любовь могла стать препятствием для героя на пути к достижению цели. Встретив у ручья молодую грузинку, Мцыри очарован ее пением. Он мог бы пойти за ней и соединиться с людьми. Оказавшись в очень важной для романтического героя ситуации - в ситуации выбора, Мцыри не изменяет своей цели: он хочет попасть на родину и, может быть, найти отца и мать. Отказавшись от любви, герой предпочел ей свободу.

И еще одно испытание предстояло пройти Мцыри - схватка с барсом. Он выходит победителем в этой схватке, но ему уже не суждено попасть на родину. Он умирает в чужой стране, у чужих людей. Мцыри потерпел поражение в споре с судьбой, но три дня, прожитые им на свободе, олицетворяют собой его жизнь, если бы она протекала на родине. Герой поэмы Лермонтова находит в себе силы признать свое поражение и умереть, никого не проклиная и сознавая, что причина неудачи заключена в нем самом. Мцыри умирает, примиряясь с окружающими его людьми, но свобода осталась для него превыше всего. Он просит перед смертью перенести его в сад:

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет,

Пришлет с прохладным ветерком...

План характеристики
1. История жизни Мцыри.
2. Причины бегства.
3. Взаимоотношения с монахами.
4. Отношение к миру.
5. Закономерность судьбы. Характеристика Мцыри Мцыри был юношей, которого взял с собой русский генерал в одном из аулов во время Кавказской войны. Тогда ему было примерно шесть лет. В пути он заболел и отказывался от пищи. Тогда генерал оставил его в монастыре. Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребёнка пленного он вёз.
Тот занемог, не перенёс
Трудов далёкого пути;
Он был, казалось, лет шести...
...Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
Из жалости один монах
Больного призрел... Мальчик вырос в монастыре, но накануне принятия монашеского обета в сильную грозу вдруг бежал. Нашли его три дня спустя, умирающим, неподалёку от монастыря. С большим трудом удалось его разговорить. ...Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет,
Как вдруг однажды он исчез
Осенней ночью.
Тёмный лес
Тянулся по горам кругом.
Три дня все поиски по нём
Напрасны были, но потом
Его в степи без чувств нашли...
Он на допрос не отвечал...
...Тогда пришёл к нему чернец
С увещеваньем и мольбой;
И, гордо выслушав, больной
Привстал, собрал остаток сил,
И долго так он говорил... Говоря о причинах бегства, Мцыри сказал о своей молодой жизни, которая почти целиком проведена была в монастыре и всё это время воспринималась им как плен. Он не хотел окончательно превратить её в жизнь монаха: Я мало жил, и жил в плену. Он стремился узнать свободную жизнь, «Где в тучах прячутся скалы, / Где люди вольны как орлы». Он вовсе не раскаивается в своём поступке, наоборот, сожалеет о том, что так мало успел изведать за эти три дня. Монахи не могли дать ему человеческого тепла и участия, к которому он так стремился и так жаждал все эти годы. Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».
Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ - могил! Он считал себя «рабом и сиротой» и упрекал чернеца за то, что вольно или невольно, но монахи лишили его полноценной жизни. Можно уйти от мира, изведав его и устав от него, но ничего этого у него не было. Я молод, молод...
Знал ли ты
Разгульной юности мечты?
Что за нужда? Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, - я также мог бы жить! Мцыри, вырвавшись на волю, полностью доверился миру, который его окружал, стал воспринимать его совсем иначе, нежели в монастыре. Теперь он ощутил себя его органичной частью, включённой в общий водоворот событий. Он даже не чувствовал себя человеком. ...Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз и прятался как змей.
И все природы голоса
Сливались тут; не раздался
В торжественный хваленья час
Лишь человека гордый глас.
...Ия висел над глубиной,
Но юность вольная сильна,
И смерть казалась не страшна! Новые впечатления пробудили в нём давно забытую память о прошлом, о детстве. Он вспомнил свой аул, родных, и смутно понял направление, в котором необходимо двигаться.
У него появилась цель. «И вспомнил я отцовский дом...» Но он избегал людей и не желал их помощи. Его единение с природой было бы нарушено вмешательством человека, он полностью отдался судьбе даже в её неблагоприятных проявлениях. Но верь мне, помощи людской
Я не желал...
Я был чужой
Для них навек, как зверь степной;
И если б хоть минутный крик
Мне изменил - клянусь, старик,
Я б вырвал слабый мой язык. Поединок с барсом заставил Мцыри напрячь все оставшиеся силы, и он же показал всю переменчивость дикой природы. Израненный Мцыри понял, что его поступок был явно обречён на неудачу: он сравнил себя с темничным цветком, попавшим под солнечные лучи. Но что ж?
Едва взошла заря,
Палящий луч её обжёг
В тюрьме воспитанный цветок... Но он нисколько не раскаивается в своём поступке; если что и вызывает его сожаление - так это то, что до родины он не добрался. Он просит похоронить его на месте, откуда видны вершины Кавказа.
Судьба Мцыри закономерна, потому что он бросился в большой мир безо всякой подготовки, узнавая его по ходу странствия. Он протестовал против угнетения личности, но протест его был хаотичен, а цели призрачны и непродуманные. Он попытался опереться на дикую природу внутри себя, но дикая природа темна и смертоносна, полна игры слепого случая. Трагедия Мцыри - трагедия стихийного протеста, наглядный пример для каждого, кто пытается восставать против существующего положения вещей без ясного понимания, зачем он это делает. Чёткое понимание и осознание своих поступков - привилегия человека.

Мцыри является героем поэмы М. Ю. Лермонтова. Это молодой парень, который в детстве был пленен, а затем попал в монастырь, там его крестили.

Юноша был одинок и безмолвен, он жил в тоске по родному краю. Жизнь в монастыре была ему в тягость, он сравнивал монастырь с тюрьмой. Парень мечтал оказаться на свободе и однажды в ночь, когда была гроза, он совершил побег.

Три дня он скитался в поисках отцовского дома. Мцыри пробирался сквозь горы и леса, терпел голод, его не пугали дикие звери, он боролся с барсом. Мцыри не было страшно, он жаждал свободы.

Парень наслаждался природой, он чувствовал, что он по-настоящему живет, а не существует. Пение птиц, свежий воздух, необыкновенная красота природы пленила его.

Мцыри не пугает смерть, он готов был бороться для того, чтобы жить на воле. Но, к сожалению, мечтам парня о родном крае и доме не суждено было сбыться. Истощенного парня нашли и вернули в монастырь.

Юноша заболел, конец его был близок, он исповедался. В своей исповеди он поведал о том, что эти три дня, несмотря на испытания и страдания, которые ему пришлось пройти, он чувствовал себя счастливым человеком. За эти дни он понял в чем заключается смысл жизни. Он не жалеет о побеге, он готов был жить в тревогах и битвах, но не в плену. В монастыре он задыхался, ему необходима была свобода.

Юноша просит, чтобы его перенесли в цветущий сад, откуда видны просторы его родины. Он желает в последние минуты жизни еще раз насладиться великолепием природы и вздохнуть воздух свободной жизни.

Мцыри так и не посчастливилось добраться до родного Кавказа. Но он проявил себя как вольнолюбивый человек. Читая поэму, всей душой проникаешься в печальную, полную тоски по родине, судьбу героя. Его бесстрашие и упорство, с которым он пытался достичь своей цели и обрести свободу, достойно уважения.

Образ Мцыри в поэме Лермонтова

Прежде, чем начать анализировать образ главного героя поэмы, стоит обратить внимание на его имя. Слово «мцыри» в грузинском языке имеет два значения: первое – «послушник», второе – «чужак», «пришелец». Оба они, несомненно, важны для понимания героя: без семьи и крова, еще ребенком Мцыри оказался вдали от родины и был воспитан в монастыре. То есть мы изначально видим этот глубокий внутренний раскол: мальчик, в жилах которого бурлила горячая кавказская кровь и тяга к корням, был вынужден примириться с затворнической жизнью послушника вдали от дома.

Мцыри – идеальный романтический герой, к которому автор относится с явной симпатией. Он резко противопоставлен реальности, которая его окружает. Однако от третьего лица повествование ведется лишь в самом начале, большая же часть поэмы – это исповедь Мцыри, полная его неподдельных переживаний. Он горяч и эмоционален, взгляд его восторжен, душа чувствительна – он жаждет жизни. Природа завораживает героя своей красотой, но он, так тянущийся к чудесам этого мира, отгорожен от него холодными монастырскими стенам. Это заточение для Мцыри сродни медленной и мучительной смерти - потому он сбегает. И вот, что слышит потом монах в его исповеди:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

Одних этих слов достаточно, чтобы понять, что за этот глоток свободы Мцыри был готов отдать все что угодно. Этот вольный миг наедине с чарующим диким миром был единственной по-настоящему важной вехой в тянущейся, как сон, судьбе героя.

В предсмертном бреду ему видится золотая рыбка, сулящая покой, если он останется с ней. Но разве этого искал лермонтовский герой, покидая стены своей тюрьмы? И религиозное послушание, и безмятежное успокоение чужды ему. Мцыри влекут его корни: образы людей, которых он никогда не знал, но которые могли бы стать для него семьей, и родные земли, один взгляд на которые заставил бы его сердце биться быстрее и беспокойней. Увы, герою не суждено достичь Кавказа, но дни, проведенные на воле, преображают его мир.

Мцыри осознает, что смысл его жизни не в тихом набожном существовании, а в борьбе. И он борется: с собственною тюрьмой, с монахами, не желающими понять, что он никогда не станет одним из них, и, наконец, с дикой природой в лице барса. Он сражается за себя, и, несмотря на трагичный исход, мы понимаем, что дух его тверд и силен, - а значит, герой не побежден и не сломлен. Мцыри свободен и светел внутренне, а это подчас намного труднее, чем разорвать физические оковы неволи.

Сочинение Мцыри главный герой (образ и характеристика)

"Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез"

Эти строки являются началом известного рассказа Мцыри. В нём идет речь о горце, который по сути можно считать примером свободы и непокорности. Несколькими строками автор описал детство и юношество главного героя. Мцыри был взят в плен и его увозили в Россию, но в пути он заболел. Приютить его решился некий монарх, он ухаживал за больным и воспитывал. Несмотря на тяжелую болезнь и серьезные испытания в жизни это закалило в ребенке могучий дух. Рос мальчик одиночкой, он не общался со сверстниками, не интересовался ими и никому не доверял свои переживания. С самого детства героя можно выделить две главные характеристики, это сильный дух и слабое тело. Ведь он очень слабый, тонкий и гибкий, но это не мешало ему стойко переносить страдания.

Читая произведение, мы видим, что Лермонтов показывает Мцыри как героя-мятежника, который решается бунтовать против общества. Освобожденный Мцыри теперь на свободе и теперь ему нужно привыкать к новой жизни. Его внимание приковывает абсолютно всё, он с любопытством наблюдает за деревьями, росой на листьях и даже обычной тенью. Описывая эти сцены Лермонтов показывает истинную душу Мцыри, он не может считаться только диким горцом, ведь внутри его есть философ и поэт, и всё это проявляется по мере ощущения героем свободы.

Чувство любви так же не является чужим для Мцыри. Он с горестью вспоминает своих отца и сестер, для него эти люди были самыми драгоценными и святыми. Не прошла мимо парня и встреча с красивой девушкой, увидев её, он долго не мог перестать думать. Её образ являлся Мцыри даже во сне. Конечно можно предположить, что если б не определенная цель молодого человека, то его любовь могла развиваться достаточно хорошо, он смог бы любить долго и быть счастливым. Держа путь на свою родину, Мцыри следует на Кавказ. Поэтому влюбленность стала для него неким испытанием, через которое он прошел ради мечты.

Свобода для главного героя длилась три дня, после чего он был изранен и ему пришлось вернуться в монастырь. Но эти три дня всё же много изменили в нем, поэтому в монастырь вернулось только тело Мцыри, а душа его была свободна от плена. Характеризуя Мцыри можно выделить разносторонность героя, автор совместил в нем своеобразные черты, которые в какой-то степени заставляют видеть противоречивого героя.

Характеристика главного героя поэмы Мцыри для 8 класса. По литературе. Черты характера.

Особенно часто мне говорят: у тебя должно быть чувство собственного достоинства, в каком бы возрасте ты ни был. А я всегда теряюсь в догадках, есть ли оно у меня или же его нужно приобретать.

  • Анализ рассказа Носова Огурцы сочинения

    Николай Николаевич Носов один из лучших детских писателей. На его счету много юмористических и поучительных рассказов. Николай Николаевич ненавязчиво учит добру, справедливости, честности. Без нотаций простым языком

  • Сочинение Герой в моей семье

    Я знаю своего прадедушку только по рассказам моей мамы. Он был участник двух войн - Финской и Великой Отечественной. Когда моя мама была маленькая, он садил её на свои колени и рассказывал про то, как он воевал. Она ещё тогда мало что понимала

  • Мцыри

    МЦЫРИ - герой поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» (1839; в рукописи озаглавлена «Бэ-ри», что по-грузински - монах). Импульсом к сочинению поэмы послужила случайная встреча, произошедшая во время путешествия Лермонтова по Кавказу. В Мухете поэт повстречал старого монастырского служку, из разговора с которым узнал, что тот был горцем, еще ребенком плененным генералом Ермоловым, попал в монастырь, откуда несколько раз пытался бежать, но неизменно возвращался обратно. М.- это человек, готовящийся стать монахом, послушник, который не по своей воле заточен в монастырских стенах. Юноша - прирожденный воин, душа горячая и вольнолюбивая. Ему чужда созерцательная жизнь монастыря. Он совершает отчаянный побег, как будто из тюрьмы; долго блуждает, едва не погибнув. Наконец в лесной чаще встречает могучего барса и красиво сражается с ним. Это, разумеется, отголосок грузинского эпоса «Витязь в барсовой шкуре». Лермонтов вряд ли знал Шота Руставели. Но устное изложение самого поэтического эпизода великой поэмы вполне могло дойти до него. Видимо, это настолько захватило воображение поэта, что в его передаче одинаково прекрасными кажутся и разъяренный барс, и отважный юноша. Но гибель одного из них неизбежна. Юноша побеждает, но, израненный, он найден и возвращен в обитель. Он исповедуется старику-монаху и умирает, своей смертью выражая мечту о свободе, оставшуюся для него неосуществленной.

    Лит.: Макогоненко Г.П. Поэма Лермонтова «Мцыри» // Макогоненко Г.П. Лермонтов и Пушкин. Л., 1987.

    Все характеристики по алфавиту:

    - - - - - - - - - - - - - - - - -

    Поэму «Мцыри» критик Белинский не зря назвал любимым детищем Лермонтова, подчеркнув, что в ней великий поэт отразил свои заветные мечты и идеалы. Поэма носит автобиографический характер, содержит тонкие намёки на личность и судьбу самого поэта.

    Да, автор и его герой духовно близки друг другу. Характеристика Мцыри, история его жизни позволяют заметить прямые аналогии. Подобно Лермонтову, Мцыри - яркая, неординарная натура, готовая бросить вызов всему свету и рвануться в бой во имя свободы и ради обретения Родины. Тихая, размеренная жизнь в монастырских стенах, бесконечные посты и молитвы, полное смирение и отказ от любого сопротивления не для молодого послушника. Точно так же и Лермонтов отказывался ручного придворного поэта, слащавого завсегдатая балов и великосветских гостиных. Михаил Юрьевич ненавидел страну рабов и господ в такой же степени, как его Мцыри душную келью и весь уклад монашеской жизни. И оба они - автор и плод его творения - были бесконечно одинокими, лишенными счастья быть понятыми, находиться рядом с близкой, родной, любимой душой. Радость истинной дружбы, сладость настоящей, преданной, взаимной любви, возможность жить там, куда рвётся сердце - всё это прошло мимо них, отравив душу горечью разочарования и болью неисполненных надежд.

    Романтические черты поэмы

    Герой поэмы - яркое воплощение романтического мировоззрения Лермонтова. В свете этого характеристика Мцыри, равно как и всего произведения, отражает основные черты данного Место действия в романтическом произведении - экзотические страны, далёкие от оков цивилизации и её тлетворного влияния. У Лермонтова это Кавказ, ставший в его творчестве символом свободы. Быт и нравы горцев, иной раз дикие, непонятные европейскому сознанию, их родовая гордость и воинственность, обострённое чувство чести и достоинства, мощь и первозданная красота гор и всей кавказской природы пленили поэта ещё в раннем детстве и завоевали сердце на всю жизнь. А по роковой игре случая именно Кавказ стал вторым домом Михаила Юрьевича, местом его бесконечных ссылок и неиссякаемым источником творчества. Вот и в поэме весь сюжет разворачивается в Грузии, близ монастыря, стоявшего на месте слияния Арагвы и Куры.

    Характеристика Мцыри включает в себя мотив отверженности, непонимания с одной стороны и гордости, непокорности, вызова, борьбы - с другой, что тоже является типичным для романтических произведений. Главный герой поэмы годы, проведённые в монастыре, считает пропащими, потерянными, вычеркнутыми из жизни. Исповедуясь старому монаху, который когда-то выходил его, истощённого ребёнка, спас от смерти физической, но обрёк на духовную, ибо не сумел стать ему ни отцом, ни другом, так вот, повествуя о том, что видел и делал на воле во время побега, Мцыри заметил: он бы и три жизни в монастыре не пожалел ради одной, наполненной действием, движением, борьбой и свободой.

    Монахам никогда не понять юношу. Свою жизнь они проводят, смиренно склонив голову в молитвах и упованиях на Господа. Герой уповает на себя, на свои силы и возможности. Показательная характеристика Мцыри - он бежит из своей тюрьмы во время страшной грозы, и разгул стихии радует его, для него буря - сестра, тогда как монахи в ужасе молятся о спасении. И бой с барсом, взятый Лермонтовым из горских легенд (тоже элемент романтизма - связь с фольклором) и «Витязя в тигровой шкуре» Руставели и так гениально переосмысленный и переработанный, удивительно органично вписывается в содержание произведения и помогает раскрыть лучшие черты личности юноши. Здесь и отвага, и удивительное мужество, владение собой, вера в свои силы и возможности и проверка их на прочность, полное слияние гордого, непокорного духа с такой же непокорной природой. Без эпизода «Бой с барсом» характеристика героя Мцыри была бы неполной, а сам его образ не до конца раскрытым.

    О чём же ещё, кроме свободы, мечтает юноша? Прежде всего обрести свою семью, обнять родных, оказаться под крышей отчего дома. Ему снятся отец и братья, припоминаются отголоски колыбельной, что пела когда-то мать. В мечтах он видит дымок над родным аулом, слышит гортанную речь своего народа. По сути, это то, что составляет основу, духовный стержень каждого человека: семья, дом, родной язык и родная земля. Отними что-то одно - и человек почувствует себя осиротевшим. А Мцыри лишили всего - и сразу! Но Лермонтову важно, что он сберёг воспоминания, сохранил их в себе как самое дорогое и сокровенное. Как и сам Лермонтов берёг и лелеял в глубинах сердца образ народной России с её безбрежными лесами, подобными морям реками и белеющими на пригорке берёзками.

    Герой и время

    Его поэмы позволяют понять: автор не случайно подарил Мцыри только три дня яркой, насыщенной, полнокровной жизни. Для бунтарей такого склада ещё не пришло время, равно как и сам поэт намного опередил свою эпоху. Общество, находясь в духовном унынии после разгрома декабристов и гибели Пушкина, в разгул реакции не могло подняться на борьбу. А редкие одиночки типа Мцыри были обречены на гибель. Ведь героем времени, портретом целого поколения современников Лермонтова стал не горский юноша, а Печорин, Грушницкий, доктор Вернер - «лишние люди», разочарованные в жизни или играющие в таковых.

    И всё же именно Мцыри стал воплощением романтических идеалов поэта, символом яркой, целеустремлённой личности, которая готова сгореть в один миг, но ярко, а не тлеть никчемной головешкой долгие годы.