Сообщение на автора оноре де бальзак. Бальзак

Оноре де Бальзак – французский романист, один из родоначальников реалистического и натуралистического направлений в прозе. Родился 20 мая 1799 г. в городе Туре, был одно время клерком у нотариуса, но продолжать эту службу не хотел, чувствуя призвание к литературе. В течение всей жизни Бальзак боролся со стесненным материальным положением, работал с упорством и настойчивостью, сочинял массу несбыточных проектов, чтобы разбогатеть, но никогда не выходил из долгов и был вынужден писать роман за романом, занимаясь по 12 – 18 часов в день. Результатом такой работы был 91 роман, которые составляют один общий цикл «Человеческая комедия», где более 2000 лиц описаны со свойственными им индивидуальными и бытовыми чертами.

Оноре де Бальзак. Дагерротип 1842 г.

Семейной жизни Бальзак не знал; он женился лишь за несколько месяцев до смерти на графине Ганской, в переписке с которой находился 17 лет и на свидание с которой приезжал не раз в Россию (муж Ганской владел обширными имениями на Украине). Болезнь сердца, которою страдал Бальзак, усилилась во время последнего его путешествия, и, прибыв в Париж вместе с женой, с которой обвенчался в Бердичеве, писатель умер через три месяца, 18 августа 1850 г.

В своих романах Оноре де Бальзак является метким и вдумчивым изобразителем человеческой природы и общественных отношений. Буржуазный класс, народные нравы и характеры описаны им с правдивостью и силой, почти неизвестными до него. По большей части каждое из выводимых им лиц обладает какой-нибудь одной преобладающей страстью, которая служит побудительной причиной его действий и очень часто также причиной его гибели. Эта страсть, несмотря на её всепоглощающие размеры, не придает данному лицу исключительный или фантастический характер: романист настолько ясно ставит эти черты в зависимость от условий жизни и нравственной физиономии субъекта, что реальность последнего остается вне сомнения.

Гении и злодеи. Оноре де Бальзак

Одной из наиболее деятельных и частых пружин, приводящих в действие бальзаковских героев, служат деньги. Автор, всю жизнь выдумывавший способы для более быстрого и верного обогащения, имел возможность изучить мир дельцов, аферистов, предпринимателей с их грандиозными планами, дутыми, фантастическими надеждами, исчезающими, как мыльные пузыри, и увлекающими с собой и самих инициаторов, и тех, кто им поверил. Этот мир перенесен Бальзаком в его «Человеческую комедию» вместе со всеми различиями, которые страсть к деньгам создает в людях с различным душевным складом и разными привычками, созданными той или иной средой. Описание последней часто уже достаточно у Бальзака для характеристики его персонажей; мельчайшие подробности обстановки изображаются автором с большой точностью, давая своей общей картиной понятие о нравственной стороне героев. Уже одно это стремление к воспроизведению жизненной обстановки действующих лиц во всех её деталях может объяснить, почему Эмиль Золя видел в Бальзаке главу натурализма.

Бальзак подробно изучал местность, среду, лиц, прежде чем приниматься за описание. Он изъездил почти всю Францию, изучая местности, в которых происходит действие его романов; он заводил самые разнообразные знакомства, старался беседовать с людьми разных профессий и разной общественной среды. Поэтому все его персонажи жизненны, хотя большинство из них сгорает от одной преобладающей страсти, которой может быть тщеславие, зависть, скупость, страсть к наживе, или, как в «Отце Горио», перешедшая в манию отеческая любовь к дочерям.

Но насколько силен Бальзак в описании человеческих характеров и общественных отношений, настолько же слаб он при описаниях природы: его пейзажи бледны, тусклы и банальны. Его интересует только человек, а среди людей главным образом те, пороки которых позволяют яснее видеть истинную подкладку человеческой натуры. К недостаткам Бальзака как писателя, следует причислить бедность его стиля и недостаток чувства меры. Даже в знаменитом изображении отеля в «Отце Горио» заметна чрезмерность описаний и увлечение художника. Фабула его романов часто не соответствует реализму характеров и обстановки; романтизм в этом отношении повлиял на него главным образом своей дурной стороной. Но общая картина жизни буржуазного класса в Париже и в провинции, со всеми его недостатками, пороками, страстями, со всем разнообразием характеров и типов, представлена им в совершенстве.

). Отец Бальзака разбогател на скупке и продаже конфискованных дворянских земель в годы революции, а позднее стал помощником мэра города Тура. Не имеет никакого родственного отношения к французскому писателю Жану-Луи Гез де Бальзаку (1597-1654). Отец Оноре изменил фамилию и стал Бальзаком. Мать Анна-Шарлотта-Лаура Саламбье (1778-1853) была значительно моложе своего супруга и даже пережила своего сына. Она происходила из семьи парижского торговца сукном .

Отец готовил сына к адвокатской деятельности. В -1813 годах Бальзак учился в Вандомском коллеже , в - - в Парижской школе права, одновременно работал у нотариуса писцом; однако он отказался от юридической карьеры и посвятил себя литературе. Родители мало занимались сыном. В Вандомский коллеж он был помещён против воли. Встречи с родными там были запрещены круглый год, за исключением рождественских каникул. Первые годы учёбы ему многократно приходилось бывать в карцере. В четвёртом классе Оноре начал смиряться со школьной жизнью, но насмешек над учителями не прекратил… В 14 лет он заболел, и родители забрали его домой по просьбе начальства коллежа. Пять лет Бальзак тяжело болел, считалось, что надежды на выздоровление нет, но вскоре после переезда семьи в Париж в 1816 году выздоровел.

Директор училища Марешаль-Дюплесси писал в своих воспоминаниях о Бальзаке: «Начиная с четвёртого класса его парта всегда была полна писаниями…». Оноре с ранних лет увлекался чтением, особенно его привлекало творчество Руссо , Монтескье , Гольбаха , Гельвеция и других французских просветителей. Также он пробовал писать стихи и пьесы, однако его детские рукописи не сохранились. Его сочинение «Трактат о воле» было отнято учителем и сожжено на его глазах. Позже свои годы детства в учебном заведении писатель опишет в романах «Луи Ламбер», «Лилия в долине» и в других.

Его надежда разбогатеть ещё не осуществилась (тяготеет долг - результат его неудачных коммерческих предприятий), когда слава начала приходить к нему. Между тем он продолжал напряжённо трудиться, работая за письменным столом по 15-16 часов в сутки, и ежегодно публикуя от 3 до 6 книг.

В созданных первые пять-шесть лет его писательской деятельности произведениях изображены разнообразнейшие области современной ему жизни Франции: деревня, провинция, Париж; различные социальные группы - купцы , аристократия , духовенство ; различные социальные институты - семья , государство , армия .

В 1845 году писатель был награждён орденом Почётного легиона.

Оноре де Бальзак умер 18 августа 1850 года, на 52-м году жизни. Причина смерти - гангрена, развившаяся после того, как он поранил ногу об уголок кровати. Однако смертельная болезнь была лишь осложнением длившегося несколько лет мучительного недомогания, связанного с разрушением кровеносных сосудов, - предположительно, артериита .

Бальзак был похоронен в Париже, на кладбище Пер-Лашез . «Хоронить его вышли все писатели Франции ». От часовни, где с ним прощались, и до церкви, где его отпевали, среди несущих гроб людей были

Оноре де Бальзак (фр. Honoré de Balzac). Родился 20 мая 1799 года в Туре - умер 18 августа 1850 года в Париже. Французский писатель, один из основоположников реализма в европейской литературе.

Крупнейшее произведение Бальзака - серия романов и повестей «Человеческая комедия», рисующая картину жизни современного писателя французского общества. Творчество Бальзака пользовалось большой популярностью в Европе и ещё при жизни принесло ему репутацию одного из величайших прозаиков XIX века. Произведения Бальзака повлияли на прозу , Фолкнера и других.

Оноре де Бальзак родился в Туре в семье крестьянина из Лангедока Бернара Франсуа Бальса (Balssa) (22.06.1746-19.06.1829). Отец Бальзака разбогател на скупке и продаже конфискованных дворянских земель в годы революции, а позднее стал помощником мэра города Тура. Не имеет никакого родственного отношения к французскому писателю Жану-Луи Гез де Бальзаку (1597-1654). Отец Оноре изменил фамилию и стал Бальзаком, а позднее купил себе частицу «де». Мать была дочерью парижского торговца.

Отец готовил сына к адвокатской деятельности. В 1807-1813 годах Бальзак учился в Вандомском колледже, в 1816-1819 - в Парижской школе права, одновременно работал у нотариуса писцом; однако он отказался от юридической карьеры и посвятил себя литературе. Родители мало занимались сыном. В Вандомский коллеж он был помещён против воли. Встречи с родными там были запрещены круглый год, за исключением рождественских каникул. Первые годы учёбы ему многократно приходилось бывать в карцере. В четвёртом классе Оноре начал смиряться со школьной жизнью, но насмешек над учителями не прекратил... В 14 лет он заболел, и родители забрали его домой по просьбе начальства колледжа. Пять лет Бальзак тяжело болел, считалось, что надежды на выздоровление нет, но вскоре после переезда семьи в Париж в 1816 году выздоровел.

После 1823 года напечатал несколько романов под различными псевдонимами в духе «неистового романтизма». Бальзак стремился следовать литературной моде, и позднее сам он называл эти литературные опыты «сущим литературным свинством» и предпочитал не вспоминать о них. В 1825-1828 годах попытался заняться издательской деятельностью, но потерпел неудачу.

В 1829 году выходит первая подписанная именем «Бальзак» книга - исторический роман «Шуаны» (Les Chouans). На формирование Бальзака как писателя оказали влияние исторические романы Вальтера Скотта. Последующие сочинения Бальзака: «Сцены частной жизни» (Scènes de la vie privée, 1830), роман «Эликсир долголетия» (L"Élixir de longue vie, 1830-1831, вариация на темы легенды о Дон Жуане); повесть «Гобсек» (Gobseck, 1830) привлекли внимание читателя и критики. В 1831 году Бальзак публикует свой философский роман «Шагреневая кожа»(La Peau de chagrin) и начинает роман «Тридцатилетняя женщина» (фр.) (La femme de trente ans). Цикл «Озорные рассказы» (Contes drolatiques, 1832-1837) - ироническая стилизация под новеллистику Возрождения. В отчасти автобиографическом романе «Луи Ламбер» (Louis Lambert, 1832) и особенно в более поздней «Серафите» (Séraphîta, 1835) отразилось увлечение Бальзака мистическими концепциями Э. Сведенборга и Кл. де Сен-Мартена.

Его надежда разбогатеть ещё не осуществилась (тяготеет долг - результат его неудачных коммерческих предприятий), когда слава начала приходить к нему. Между тем он продолжал вести усердную трудовую жизнь, работая за письменным столом по 15-16 часов в сутки, и ежегодно публикуя три, четыре и даже пять, шесть книг.

Конец 1820-х и начало 1830-х годов, когда Бальзак вошёл в литературу, был периодом наибольшего расцвета творчества романтизма во французской литературе. Большой роман в европейской литературе к приходу Бальзака имел два основных жанра: роман личности - авантюрного героя (например, Робинзона Крузо) или самоуглубляющегося, одинокого героя («Страдания молодого Вертера» В. Гёте) и исторический роман (Вальтер Скотт).

Бальзак отходит и от романа личности, и от исторического романа . Он стремится показать «индивидуализированный тип». В центре его творческого внимания, по мнению ряда советских литературоведов, находится не героическая или выдающаяся личность, а современное буржуазное общество, Франция Июльской монархии.

«Этюды о нравах» разворачивают картину Франции, рисуют жизнь всех сословий, все общественные состояния, все социальные институции. Их лейтмотив - победа финансовой буржуазии над земельной и родовой аристократией, усиление роли и престижа богатства, и связанное с этим ослабление или исчезновение многих традиционных этических и нравственных принципов.

В созданных в первые пять-шесть лет его писательской деятельности произведениях изображены разнообразнейшие области современной ему французской жизни: деревня, провинция, Париж; различные социальные группы: купцы, аристократия, духовенство; различные социальные институты: семья, государство, армия.

В 1832, 1843, 1847 и 1848-1850 гг. Бальзак посещал Россию, Санкт-Петербург.

С августа по октябрь 1843 года Бальзак проживал в доме Титова на Миллионной улице, 16 в Санкт-Петербурге.

В неоконченном «Письме о Киеве», частных письмах оставил упоминания о своем пребывании в украинских городках Броды, Радзивилов, Дубно, Вишневец и др. Киев посещал в 1847, 1848 и 1850 гг.

Похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез.

«Человеческая комедия»

В 1831 году у Бальзака зарождается мысль создать многотомное произведение - «картину нравов» его времени, огромный труд, впоследствии озаглавленный им «Человеческая комедия». По мысли Бальзака «Человеческая комедия» должна была быть художественной историей и художественной философией Франции, как она сложилась после революции. Над этим трудом Бальзак работает в течение всей своей последующей жизни, он включает в него большинство уже написанных произведений, специально для этой цели перерабатывает их. Цикл состоит из трёх частей: «Этюды о нравах», «Философские этюды» и «Аналитические этюды».

Наиболее обширна первая часть - «Этюды о нравах», в которую вошли:

«Сцены частной жизни»
«Гобсек» (1830), «Тридцатилетняя женщина» (1829-1842), «Полковник Шабер» (1844), «Отец Горио» (1834-35) и пр.;
«Сцены провинциальной жизни»
«Турский священник» (Le curé de Tours, 1832), «Евгения Гранде» (Eugénie Grandet, 1833), «Утраченные иллюзии» (1837-43) и пр.;
«Сцены парижской жизни»
трилогия «История тринадцати» (L’Histoire des Treize, 1834), «Цезарь Биротто» (César Birotteau, 1837), «Банкирский дом Нусингена» (La Maison Nucingen, 1838), «Блеск и нищета куртизанок» (1838-1847) и пр.;
«Сцены политической жизни»
«Случай из времён террора» (1842) и др.;
«Сцены военной жизни»
«Шуаны» (1829) и «Страсть в пустыне» (1837);
«Сцены деревенской жизни»
«Лилия долины» (1836) и др.

В дальнейшем цикл был пополнен романами «Модеста Миньон» (Modeste Mignon, 1844), «Кузина Бетта» (La Cousine Bette, 1846), «Кузен Понс» (Le Cousin Pons, 1847), а также, по-своему подытоживающим цикл, романом «Изнанка современной истории» (L’envers de l’histoire contemporaine, 1848).

«Философские этюды» представляют собой размышления о закономерностях жизни: «Шагреневая кожа» (1831) и пр.

Наибольшая «философичность» присуща «Аналитическим этюдам». В некоторых из них, например, в повести «Луи Ламбер», объём философских выкладок и размышлений многократно превышает объём сюжетного повествования.

Личная жизнь Оноре де Бальзака

В 1832 году познакомился с Эвелиной Ганской (овдовевшей в 1842 году), с которой венчался 2 марта 1850 года в городе Бердичеве, в костёле Святой Варвары. В 1847-1850 гг. жил во владениях своей возлюбленной в Верховне (ныне - село в Ружинском районе Житомирской области, Украина).

Романы Оноре де Бальзака

Шуаны, или Бретань в 1799 году (1829)
Шагреневая кожа (1831)
Луи Ламбер (1832)
Евгения Гранде (1833)
История тринадцати (1834)
Отец Горио (1835)
Лилия долины (1835)
Банкирский дом Нусингена (1838)
Беатриса (1839)
Сельский священник (1841)
Баламутка (1842)
Урсула Мируэ (1842)
Тридцатилетняя женщина (1842)
Утраченные иллюзии (I, 1837; II, 1839; III, 1843)
Крестьяне (1844)
Кузина Бетта (1846)
Кузен Понс (1847)
Блеск и нищета куртизанок (1847)
Депутат от Арси (1854)

Повести и рассказы Оноре де Бальзака

Дом кошки, играющей в мяч (1829)
Брачный контракт (1830)
Гобсек (1830)
Вендетта (1830)
Прощай! (1830)
Загородный бал (1830)
Супружеское согласие (1830)
Сарразин (1830)
Красная гостиница (1831)
Неведомый шедевр (1831)
Полковник Шабер (1832)
Покинутая женщина (1832)
Красавица Империи (1834)
Невольный грех (1834)
Наследник дьявола (1834)
Жена коннетабля (1834)
Спасительный возглас (1834)
Ведьма (1834)
Настойчивость любви (1834)
Раскаяние Берты (1834)
Наивность (1834)
Замужество красавицы Империи (1834)
Прощённый мельмот (1835)
Обедня безбожника (1836)
Фачино Кане (1836)
Тайны княгини де Кадиньян (1839)
Пьер Грассу (1840)
Мнимая любовница (1841)

Экранизации Оноре де Бальзака

Блеск и нищета куртизанок (Франция; 1975; 9 серий): режиссёр М. Казнёв
Полковник Шабер (фильм) (фр. Le Colonel Chabert, 1994, Франция)
Не стоит трогать топор (Франция-Италия, 2007)
Шагреневая кожа (фр. La peau de chagrin, 2010, Франция)

Оноре де Бальзак, французский писатель, «отец современного европейского романа», появился на свет 20 мая 1799 г. в городе Тур. Его родители не имели благородного происхождения: отец был выходцем из крестьян с хорошей коммерческой жилкой, впоследствии поменял фамилию с Бальса на Бальзак. Частица «де», свидетельствующая о принадлежности к дворянам, - также более позднее приобретение этого семейства.

Амбициозный отец видел сына адвокатом, и в 1807 г. мальчика вопреки его желанию отдали в Вандомский колледж - учебное заведение с весьма строгими порядками. Первые годы обучения превратились для юного Бальзака в настоящее мучение, он был завсегдатаем карцера, потом понемногу привык, а его внутренний протест выливался в пародии на преподавателей. Вскоре подростка настигла тяжелая болезнь, вынудившая в 1813 г. покинуть колледж. Прогнозы были самыми пессимистичными, однако через пять лет недуг отступил, позволив Бальзаку получать образование дальше.

С 1816 по 1819 г. он, живя с родителями в Париже, работал в судейской конторе писцом и одновременно учился в Парижской школе права, но не желал связывать будущее с юриспруденцией. Бальзаку удалось убедить отца с матерью в том, что карьера литератора - это именно то, что ему нужно, и с 1819 г. он занялся сочинительством. В период до 1824 г. начинающий автор печатался под псевдонимами, выдавая один за другим на-гора откровенно конъюнктурные, не имевшие большой художественной ценности романы, которым сам впоследствии дал определение «сущее литературное свинство», стараясь вспоминать как можно реже.

Следующий этап биографии Бальзака (1825-1828) был связан с издательско-типографской деятельностью. Его надежды разбогатеть не оправдались, более того - появились огромные долги, которые заставили несостоявшегося издателя снова взять в руки перо. В 1829 г. читающая публика узнала о существовании писателя Оноре де Бальзака: вышел в свет первый роман – «Шуаны», подписанный настоящим именем, и в том же году за ним последовала «Физиология брака» (1829) - написанное с юмором пособие для женатых мужчин. Оба произведения не остались незамеченными, а роман «Эликсир долголетия» (1830-1831), повесть «Гобсек» (1830) вызвали довольно широкий резонанс. 1830 год, опубликование «Сцен частной жизни» можно считать началом работы над главным литературным трудом – циклом повестей и романов под названием «Человеческая комедия».

Несколько лет писатель трудился внештатным журналистом, но главные его помыслы вплоть до 1848 г. были посвящены сочинению произведений для «Человеческой комедии», в которую вошло в общей сложности около сотни произведений. Схематические черты масштабного полотна, отображающего жизнь всех социальных слоев современной ему Франции, Бальзак проработал в 1834 г. Название для цикла, пополнявшегося все новыми и новыми сочинениями, он придумал в 1840 либо 1841 г., и в 1842 г. очередное издание вышло уже с новым заголовком. Известность и почет за пределами родины пришли к Бальзаку еще при жизни, но он и не думал почивать на лаврах, тем более что сумма долга, оставшегося после провала издательской деятельности, была весьма внушительной. Неутомимый романист, корректируя произведение в очередной раз, мог существенно поменять текст, полностью перекроить композицию.

Несмотря на напряженную деятельность, он находил время для светских развлечений, поездок, в том числе за границу, не игнорировал земные удовольствия. В 1832 или 1833 г. у него завязался роман с Эвелиной Ганской, польской графиней, которая на тот момент была несвободна. Возлюбленная дала Бальзаку обещание выйти за него замуж, когда станет вдовой, но после 1841 г., когда ее супруг скончался, не торопилась его сдержать. Душевные терзания, надвигающаяся болезнь и огромная усталость, вызванная многолетней напряженной деятельностью, сделали последние годы биографии Бальзака не самыми счастливыми. Его свадьба с Ганской все же состоялась - в марте 1850 г., но в августе Париж, а затем и всю Европу облетела весть о смерти писателя.

Творческое наследие Бальзака – огромное и многогранное, его талант повествователя, реалистичность описаний, умение создать драматическую интригу, передавать самые тонкие порывы человеческой души поставило его в ряд величайших прозаиков века. Его влияние испытали на себе как Э. Золя , М. Пруст, Г. Флобер , Ф. Достоевский , так и прозаики XX века.

(1799 - 1850)

Французский писатель-романист, считающийся отцом натуралистического романа. Оноре де Бальзак родился 20 мая 1799 года в городе Тур (Франция). Отец Оноре де Бальзака - Бернар Франсуа Бальсса (в некоторых источниках указана фамилия Вальса) - крестьянин, разбогатевший в годы революции на скупке и продаже конфискованных дворянских земель, а позднее ставший помощником мэра города Тур.

Поступив на службу в ведомство военного снабжения и оказавшись среди чиновников, он изменил "родную" фамилию, считая ее плебейской. На рубеже 1830-х гг. Оноре, в свою очередь, так же видоизменил фамилию, самовольно прибавив к ней дворянскую частичку "де", оправдывая это выдумкой о своем происхождении из дворянского рода Бальзак д"Антрег. Мать Оноре Бальзака была моложе его отца на 30 лет, что, отчасти, являлось причиной ее измен: отцом младшего брата Оноре - Анри - был владелец замка.

В 1807-1813 годах Оноре учился в колледже города Вандом; в 1816-1819 - в Парижской Школе права, служа одновременно клерком в нотариальной конторе. Отец стремился подготовить сына к адвокатской деятельности, но Оноре решил стать поэтом. На семейном совете было решено дать ему два года для осуществления мечты. Оноре де Бальзак пишет драму "Кромвель", но вновь созванный семейный совет признает произведение никудышным и юноше отказывают в материальной помощи. За этим последовала полоса материальных невзгод.

Литературная карьера Бальзака началась приблизительно с 1820 года, когда он под разными псевдонимами стал печатать остросюжетные романы и сочинял нравоописательные "кодексы" светского поведения. Позднее некоторые из первых романов вышли под псевдонимом Ораса де Сент-Обена. Период анонимного творчества закончился в 1829 году после публикации романа "Шуаны, или Бретань в 1799 году". "Отправным началом" своего творчества Оноре де Бальзак называл роман "Шагреневая кожа" (1830). С 1830 под общим названием "Сцены частной жизни" стали издаваться новеллы из современной французской жизни.

В 1834 писатель решает связать общими героями уже написанные с 1829 года и будущие произведения, объединив их в эпопею, названную позднее "Человеческой комедией" (La comedie humaine). Своими главными литературными учителями Оноре де Бальзак считал Мольера, Франсуа Рабле и Вальтера Скотта. Дважды писатель-романист пытался сделать политическую карьеру, выдвигая в 1832 и 1848 году свою кандидатуру в палату депутатов, но оба раза не прошел. В январе 1849 года он потерпел неудачу и на выборах во Французскую академию.

С 1832 года началась переписка Бальзака с польской аристократкой Э. Ганской, жившей в России. В 1843 году писатель ездил к ней в Петербург, а в 1847 и 1848 - на Украину. Официальный брак с Э. Ганской был заключен за 5 месяцев до смерти Оноре де Бальзака, умершего 18 августа 1850 года в Париже. В 1858 году сестра писателя, г-жа Сюрвилль, написала его биографию - "Balzac, sa vie et ses oеuvres d"apres sa correspondance". Авторами биографических книг о Бальзаке были Стефан Цвейг("Бальзак"), Андре Моруа ("Прометей, или Жизнь Бальзака"), Вюрмсер ("Бесчеловечная комедия").

Среди произведений Оноре де Бальзака - рассказы, новеллы, философские этюды, повести, романы, пьесы (было опубликовано 5 пьес); около 90 произведений составили эпопею "Человеческая комедия" (La comedie humaine). Число действующих лиц в произведениях писателя-романиста достигло четырех тысяч.