200 лет со дня рождения толстого. Был ли Алексей Константинович родственником Льва Николаевича? Алексей Толстой фигурирует в списках «знаменитых писателей-самоубийц» — насколько это справедливо

Что перед нами - жизнь человека, сходившего с ума от боли и умершего от обезболивающего, отравленного даже не им, а такой желанной семейной жизнью? Или судьба писателя, который, будто талантливый каменщик, заложил множество образов в строящееся здание русской литературы? - в юбилейный день решение непростого вопроса предлагает читателям газета "Известия" .

Великий русский писатель был человеком несчастным. Родители его разошлись, причем сразу после рождения младенца, - тогда такое расставание было чревато трудной судьбой для ребенка. Его воспитывал дядя, человек образованный и склонный к литературе. Для своего племянника он написал сказку, выбрав себе псевдоним Антон Погорельский. Сказка эта до сих пор читается вслух у детских постелей и называется "Черная курица, или Подземные жители". Другой дядя мальчика - знаменитый тогда художник Федор Толстой.

В детстве Алешу везут за границу, и вот в Веймаре он, еще мало что понимая, видит Гёте, а потом уносит из дома великого немца подарок - осколок бивня мамонта. Художник Карл Брюллов пишет портрет юноши в 1836-м (Алексей стоит под деревом с охотничьим ружьем в руках).

А в 1826 году, неполных девяти лет от роду, он был избран "товарищем для игр" наследника престола - фактически это была его первая придворная должность. Молодой Толстой служил при Министерстве иностранных дел, путешествовал по Европе в свите будущего Александра II. Отправился на Крымскую войну - но Севастополь пал прежде, чем к нему приблизился полк Толстого. Вместо войны Алексей Константинович попал в эпидемию тифа и был несколько дней при смерти. Он выжил, и перед ним открылись блестящие перспективы. Но Толстой службой тяготился и был уволен в 1861 году. При этом он влюбился в женщину, которая была замужем. Муж развода не давал, да и мать блестящего придворного, Церемониймейстера Его Императорского Величества, была против брака.

Толстой лишь после смерти матери стал жить со своей возлюбленной, а поженились они только в 1863-м, через двенадцать лет после знакомства. Сбылись все мечты? Нет, в семье еще до формального брака был разлад, супруга оказалась раздражительной, семья Толстого не принимала новую родню, а эта новая родня понемногу разоряла его. В довершение ко всему он страдал головными болями, его мучили приступы удушья, под конец ему кололи морфий, и умер он как раз от его передозировки.

Жизнь не безоблачная...

Более того, в истории русской литературы фамилия поэта требует уточнений - всё время нужно говорить, какой это Толстой. И если не Лев, то не просто Алексей, а Алексей Константинович, чтобы отличить от "красного графа" Алексея Николаевича.

Но если посмотреть на книжную полку, то можно только подивиться разносторонности этого человека!

Для начала он автор классической лирической поэзии, большая часть которой, если не вся, переложена на музыку. Правда, зная все биографические обстоятельства, путь от "Средь шумного бала, случайно" (музыка к романсу написана П.И. Чайковским) к "Минула страсть, и пыл ее тревожный" будет казаться трагическим.

Популярность десятков романсов в тогдашней России мало с чем сравнима сейчас. Популярность уже в советское время пришла к Толстому и его соавторам через их детище - директора Пробирной палатки Козьму Пруткова.

В пятидесятые–шестидесятые годы XIX века от лица Козьмы Пруткова было издано множество стихотворений, коротких пьес, выдуманных мемуаров, анекдотов и афоризмов. Несмотря на перемену литературных стилей и самого языка, комическая многозначительность их по-прежнему веселит читателя в XXI веке, да и выражения оттуда оказались по-настоящему крылаты.

К популярности лирического и сатирического поэта нужно прибавить абсолютный успех Толстого как исторического драматурга и писателя. "Князь Серебряный" - и сейчас образец романтического романа, а пьесы из русской истории ставят с завидной регулярностью.

И, наконец, Алексей Константинович оказался родоначальником "русского хоррора", написав рассказ "Семья вурдалака" и повесть "Упырь".

Ежегодно в честь дня рождения писателя 5 сентября в музее-усадьбе Красный Рог Брянской области проходит всероссийский праздник "Серебряная лира", посвящённый творчеству А.К. Толстого.

5 сентября исполняется 200 лет со дня рождения русского поэта Алексея Константиновича Толстого.

Наследуя поэтические традиции Пушкина и , своих литературных современников, утверждал себя самобытным, свободным художником слова. Он был убежден, что назначение поэта – возвышать моральный облик человека, внушая ему любовь к прекрасному.

Свое призвание Толстой понимал как борьбу за жизненные права человеческой личности, за красоту жизни. «Не купленный никем, под чье б ни встал я знамя» , борец за высшую правду, он не был сторонником ни одного из враждующих станов. Человек чести, не принадлежавший ни одному из общественно-политических лагерей, поэт был гуманистом с широкими взглядами.

Кровная причастность к искусству и истории России была дана А.К. Толстому от рождения. Последний гетман Украины Кирилл Георгиевич Разумовский был его прадедом по материнской линии, министром просвещения при Александре I был дед Алексей Кириллович Разумовский. Европейское образование получила мать поэта, Анна Алексеевна Перовская, внебрачная дочь А.К. Разумовского. Вице-президентом Академии художеств был брат отца, известный скульптор Федор Петрович Толстой.

Усадьба А.К.Толстого в селе Красный Рог (Брянская обл.)

Родители А.К. Толстого расстались почти сразу после рождения сына (5 сентября 1817 г. ). Раннее детство прошло в Черниговской губернии, в имении писателя Алексея Алексеевича Перовского (Антония Погорельского), брата матери, который заботился о воспитании любимого племянника. Ему он посвятил свою волшебную повесть .

А.К. Толстой считал свое детство очень счастливым. Только светлые воспоминания остались у него об этой поре жизни. Наделенный живым воображением мальчик привык мечтать в окружении природы, эта мечтательность затем переросла в ярко проявлявшуюся склонность к поэзии.

А.К. Толстой испытывал сильное влечение к искусству во всех его проявлениях. Сокровища искусства, открывшиеся душе тринадцатилетнего подростка во время его первого путешествия по Италии, произвели на него настолько сильные впечатления, что по возвращении в Россию он долго тосковал об этом «потерянном рае».

Выпускной экзамен в Московском университете Толстой выдержал в 17 лет. В 1836 г. он получил место в русской миссии в Германии, затем служил в императорской канцелярии. Во время своего коронования Александр II назначил его флигель-адъютантом.

Перед аристократом по происхождению была открыта блестящая придворная карьера. Поэта не прельщала служба, но завязавшаяся еще в детские годы дружба с государем не позволяла ему решительно разорвать с ней. Высокое придворное положение Толстого помогло добиться возвращению из ссылки И.С. Тургенева. Поэт вступался за И.С. Аксакова, хлопотал о снятии опалы с Т.Г. Шевченко, пытался спасти Н.Г. Чернышевского.

Основа поэтической системы А.К. Толстого закладывалась в 1840-е годы. В его творчестве тесно соприкасались и взаимодействовали два разных жанровых начала – собственно лирика и баллада.

Ярко-праздничной картиной русской и украинской природы пронизаны ранние стихотворения, наполненные живым чувством истории. Символом красоты выступает у поэта не только природа, но и женщина. Главным источником интимной лирики послужила пронесенная им через всю жизнь любовь к С.А. Миллер.

Любовная лирика Толстого глубоко психологична. Поэт умеет тонко проникнуть в переходное состояние души человека, передать моменты, когда чувство только зарождается. Шедевром его любовной лирики следует считать стихотворение «Средь шумного бала, случайно…», ставшее известным романсом, музыку к которому написал П.И. Чайковский. Отличавшаяся простотой и задушевностью лирика А.К. Толстого привлекала и других русских композиторов.

Сюжеты из «Истории Государства Российского» поэт широко заимствовал для своих исторических баллад. Но события отечественной истории он рассматривал с позиции моральных норм. За Святую Русь, а не за отца-господина, как у Карамзина, умирает герой баллады «Василий Шибанов» , посланец князя Андрея Курбского к Ивану Грозному.

В балладах, созданных в 1860-1870 годы, поэт обратился к былинным мотивам и образам. Не богатыри в полном смысле слова являются их эпическими героями, а богатыри духа. Рыцарством, сознанием собственного достоинства и чести, любовью к родной земле – такими качествами наделил Толстой идеальный образ героя былины «Илья Муромец», свободолюбием и жизнелюбием – героя «Садко», артистической одаренностью – героя былины «Алеша Попович».

Трижды переиздавался полюбившийся русской читающей публике исторический роман «Князь Серебряный». Под маской вымышленного автора Козьмы Пруткова Толстой в соавторстве с двоюродными братьями Жемчужниковыми печатал в журнале «Современник» стихотворения и литературные пародии.

Особенное место в русской литературе и культуре занимает историческая трилогия в стихах А.К. Толстого (трагедия о трех царях). Пьесой «Царь Федор Иоаннович» было ознаменовано открытие Московского Художественного театра в 1898 г. Трагедия «Смерть Иоанна Грозного» шла с успехом в Александринском театре. «Царь Борис» ставился на сцене столичных и провинциальных театров.

Добившись отставки, А.К. Толстой проживал то в своей усадьбе Пустыньке под Петербургом, то в родовом имении Красный Рог, много путешествовал по Европе. Поэт, с радостью покинувший царский двор, целиком отдался литературе. Он испытывал благословенную творческую свободу среди лесов, долин, гор и вод.

Отличавшегося в юности и молодости необыкновенной физической силой Толстого, способного скрутить в спираль железную кочергу и разогнуть металлическую подкову, выносливого охотника-медвежатника, до времени сломили тяжелые болезни. Он умер 10 октября 1875 г. Похоронен в Красном Роге, в фамильном склепе Успенской церкви.

«Честная, правдивая, доступная всяким добрым чувствам, готовая на жертвы, преданная до нежности, неизменно верная и прямая» была душа у А.К. Толстого – так отзывался о поэте И.С. Тургенев.

Информацию подготовила Г.Е. Максимова

200 лет Алексею Константиновичу Толстому

2017 год - год 200-летия со дня рождения выдающегося русского поэта, писателя, драматурга Алексея Константиновича Толстого.

В нашей библиотеке к этой дате приурочены следующие мероприятия: литературные обзоры, уроки, организуются циклы выставок, создаются дайджесты, библиографические пособия. В коридоре второго этажа библиотеки оформлен стенд "О Родине песни и думы его" посвященный жизни и творчеству А.К. Толстого.

В этом разделе сайта, посвященному 200-летию со дня рождения А.К. Толстого вы сможете познакомиться с биографией Толстого, узнаете где находится его родовое имение, сможете проследить весь жизненный путь писателя.

Надеемся, что данный раздел вызовет интерес у всех, кому дорого имя Алексея Константиновича Толстого.

Биография А.К. Толстого

Алексей Константинович Толстой , граф (1817 - 1875), поэт, прозаик, драматург. Родился 24 августа (5 сентября н.с.) в Петербурге в знатной дворянской семье. Родители разошлись сразу после рождения сына, воспитывался матерью и ее братом - писателем А.Перовским (псевдоним А.Погорельский). Детские годы прошли в имениях матери, позже в имении дяди в Красном Роге. «С шестилетнего возраста, - вспоминал он впоследствии, - я начал марать бумагу и писать стихи - настолько поразили мое воображение некоторые произведения наших лучших поэтов. Мои первые опыты были, без сомнения нелепы, но в метрическом отношении они отличались безупречностью». С этого времени Алеша не прекращал заниматься стихами. Дядя внимательно следил за его занятиями. Таким образом, можно сказать, что Красный Рог явился колыбелью поэзии Толстого.

Будущий писатель получил хорошее домашнее образование и в 1834 выдержал экзамен в университете и был зачислен “студентом” в Московский архив министерства иностранных дел. В 1837 был прикомандирован к русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне, в 1840 возвратился в Россию и был назначен чиновником в канцелярию по законодательству.

В 1843 получил звание камер-юнкера. Литературным творчеством Толстой занимался с раннего возраста, поощряемый своим дядей. Писал стихи, фантастические повести, и уже его первая опубликованная под псевдонимом "Краснорогский" в 1841 повесть "Упырь" была замечена В. Белинским. В1840-е годы начал работать над историческим романом "Князь Серебряный", оконченным в 1861. В этот же период написал ряд баллад и лирических стихотворений, получивших широкую известность и впоследствии положенных на музыку русскими композиторами («Колокольчики мои», «Ты знаешь, край, где все обильем дышит», «Курган», «Средь шумного бала...» и др.). В 1854 вместе со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми создал сатирическую литературную маску Козьмы Пруткова и сборник его сочинений, до сих пор популярный в России. Выйдя в 1861 в отставку, он жил в своей усадьбе Красный Рог Черниговской губернии, изредка наезжая в столицу. Творчество Толстого многожанрово. В 1867 вышел первый сборник его стихотворений. драматическая трилогия: “Смерть Иоанна Грозного” (1866), “Царь Федор Иоаннович” (1868) и “Царь Борис” (1870). Служба при дворе (флигель-адъютант Александра II, затем егермейстер - заведующий егерями царской охоты) давала писателю возможность вступаться за близких ему людей (хлопотал о возвращении из ссылки Т. Шевченко, И. Аксакова, И. Тургенева). В 1861 добился отставки ("Служба и искусство несовместимы...", - написал он царю) и все свои силы и время стал отдавать литературе. В последние годы обратился к поэзии (писал баллады и политические сатиры в стихах).

Уйдя в отставку А. К. Толстой, в основном жил в своих имениях , уделяя мало внимания хозяйству, и постепенно разорился. Ухудшилось состояние его здоровья. Умер Алексей Константинович 28 сентября в Красном Роге, в «охотничьем замке», в своем рабочем кабинете. Хоронили его возле сельской церкви при огромном стечении простого народа. Было много горячих искренних слез людей, знавших и любивших его. Под стать лавровому венку было письмо И.С. Тургенева редактору журнала «Вестник Европы»: «…третьего дня получил вашу телеграмму: горестной скорбью наполнила она мое сердце. Я знал и прежде, что Толстому не суждено было долго жить на земле; но трудно сразу примириться даже с ожиданной потерей, особенно с потерей такого человека, каков был Толстой».

"О Родине думы и песни его" - проект посвященный А.К. Толстому

Библиографический список

Золотой век русской поэзии / [отв.ред. Е. Марков]. - Москва: Эксмо, 2007. - 381, с. : ил. ; 17 см. - (Золотая серия поэзии). - Содерж.: Авт.: Гаврила Державин, Иван Крылов, Иван Козлов, Василий Жуковский, Денис Давыдов, Константин Батюшков, Петр Вяземский, Кондратий Рылеев, Иван Мятлев, Антон Дельвиг [и др.] - ISBN 978-5-699-22710-5 (в пер.)

(1817-1875). Князь Серебряный: Царь Федор Иоаннович; Стихотворения / Алексей Константинович Толстой. - Москва:Эксмо, 2008. - 893, с. ; 21 см см.- (Библиотека Всемирной Литературы). - На обл. только загл. сер. - Библиогр. в подстроч. прим. - Содерж.: Князь Серебряный; Царь Федо Иоаннович; Повести и рассказы; Стихотворения и поэмы; Дон Жуан; Баллады. Былины; Сатирические и юмористические стихотворения. Козьма Прутков - ISBN 978-5-699-31747-9 (в пер.)

Толстой, Алексей Константинович. Князь Серебряный; стихотворения / А. К. Толстой. - Москва: Художественная литература, 1986. - 384 с. - (Классики и современники. Русская классическая литература). - Содерж.: Князь Серебряный: Повесть времен Иоанна Грозного: Лирические стихотворения: Баллады, былины, притчи. - 2000000 экз. - ISBN 0 (в пер.)

Толстой, Алексей Константинович (1817-1875). Сочинения: в 2 т. / А. К. Толстой; [вступ. статья И. Ямпольского, с. 5-34]. - Москва: Художественная литература.Т. 1 Стихотворения / Толстой А. К. - 1981. - 589 с., 1 л. портр. - Алф. указ. произведений, вошедших в 1-й т.: с. 575-582. - 200000 экз. : 2.40. Т. 2 Драматические произведения; Статьи / [примеч. И. Г. Ямпольского]. - 1981. - 607 с. - 200000 экз. : 2.20.

Толстой, Алексей Константинович (1817-1875). Курган: баллады и былины: [для сред. шк.] / А. К. Толстой; худ. Ю. Иванов. - Москва: Детская литература, 1978. - 32 с. : ил. - (Школьная библиотека).

Толстой, Алексей Константинович Драматическая трилогия / А. К. Толстой; вступ. ст. И. Ямпольский; примеч. И. Ямпольский. - Москва: Московский рабочий, 1986. - 413 с. : 8 л. ил. - Содерж.: Смерть Иоанна Грозного; Царь Федор Иоанович; Царь Борис; Статьи. - 100000 экз.

Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября (по старому стилю 24 августа) 1817 г. в г. Санкт-Петербург. Отец – Константин Петрович Толстой (1779 – 1870) происходил из старинного и известного рода Толстых (Лев Толстой по этой линии приходится Алексею троюродным братом). Мать – Анна Алексеевна Перовская, воспитанница (внебрачная дочь) графа А. К. Разумовского, вышла в 1816 г. замуж за пожилого вдовца графа Константина Петровича Толстого. Брак был несчастлив; между супругами скоро произошел открытый разрыв. После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию к своему брату А. А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Здесь, в имениях Погорельцы и Красный Рог, прошло детство Алексея. Воспитанием будущего поэта занимался дядя, он всячески поощрял его художественные склонности и специально для него сочинил известную сказку « Черная курица, или Подземные жители». В 1826 г. Алексей с матерью и дядей отправился в Германию; в памяти его особенно резко запечатлелось посещение в Веймаре Гёте и то, что он сидел у великого старика на коленях. Чрезвычайное впечатление произвела на него Италия, с ее произведениями искусства. « Мы начали», пишет он в автобиографии, « с Венеции, где мой дядя сделал значительные приобретения в старом дворце Гримани. Из Венеции мы поехали в Милан, Флоренцию, Рим и Неаполь, – и в каждом из этих городов рос во мне мой энтузиазм и любовь к искусству, так что по возвращении в Россию я впал в настоящую „тоску по родине“, в какое-то отчаяние, вследствие которого я днем ничего не хотел есть, а по ночам рыдал, когда сны меня уносили в мой потерянный рай».
Потом мальчика перевезли в Петербург. При посредстве В. А. Жуковского он был представлен наследнику престола, будущему императору Александру II, и оказался в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр (впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения). Перовский регулярно ездил с племянником за границу, знакомя его с тамошними достопримечательностями. До самой своей смерти в 1836 г. дядя оставался главным советчиком в литературных опытах воспитанника. Он также показывал произведения юноши В. А. Жуковскому и А. С. Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, – и есть свидетельства, что они были одобрены. Всё свое довольно значительное состояние Перовский завещал племяннику.
Получив хорошую домашнюю подготовку, Алексей в 1834 г. поступает в число так называемых « архивных юношей», состоящих при Московском главном архиве министерства иностранных дел. В 1835 г. он выдержал экзамен на чин при Московском университете. В 1837 – 1840 гг. числился при русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне, но очень скоро после назначения выхлопотал отпуск и время проводил отчасти в России, отчасти в новых заграничных путешествиях. Вернувшись в Петербург, с 1840 г. числился при II отделении императорской канцелярии. В 1843 г. получил придворный чин камер-юнкера, в 1851 – церемониймейстера.

Портрет Алексея Толстого в юности (1836 ) худ. К. П. Брюллов

В 1840-х гг. Толстой вел жизнь блестящего светского человека, позволяя себе рискованные шутки и проказы, сходившие ему с рук благодаря покровительству цесаревича. Однако именно тогда начинается и его серьезная литературная деятельность. Он начал писать и печататься очень рано. Первая публикация – фантастическая повесть « Упырь» (1841 г., Санкт-Петербург), под псевдонимом Краснорогский была отмечена В. Г. Белинским. Впоследствии Толстой не придавал ей никакого значения и не включал в собрание своих сочинений; ее лишь в 1900 г. переиздал личный друг его семьи, Владимир Соловьев. Это – фантастический рассказ в стиле Э. Т. Гофмана и А. Погорельского.
Длинный промежуток времени отделяет первое, мимолетное появление Толстого в печати от действительного начала его литературной карьеры.
Литературные связи его относятся еще к сороковым годам. Он был хорошо знаком с Гоголем, Аксаковым, Анненковым, Некрасовым, Панаевым и особенно с Тургеневым, освобожденным от постигшей его в 1852 г. ссылки в деревню благодаря хлопотам Толстого.
В 1854 году он выступает в журнале « Современник» с рядом лирических стихотворений ( « Колокольчики мои», « Ой стоги» и др.), сразу обративших на него внимание, сотрудничает в славянофильской « Русской беседе», затем в « Русском вестнике» и « Вестнике Европы».
Примкнув ненадолго к кружку « Современника», принял участие в составлении цикла юмористических стихотворений, появившихся в « Современнике» в 1854 – 1855 годах под известным псевдонимом Кузьмы Пруткова. Эта маска тупого и самовлюбленного бюрократа была придумана в начале 50-х гг. А. К. Толстым и его двоюродными братьями Алексеем, Александром и Владимиром Жемчужниковыми. Весьма трудно определить, что именно здесь принадлежит Толстому, но несомненно, что его вклад был не из маловажных: юмористическая жилка была очень сильна в нем. Он обладал даром весьма тонкой, хотя и добродушной насмешки; многие из лучших и наиболее известных его стихотворений обязаны своим успехом именно иронии, в них разлитой (например « Спесь», « У приказных ворот»). Юмористически-сатирические выходки Толстого против течений 60-х годов ( « Порой веселой мая», « Потом богатырь» и др.) немало повлияли на дурное отношение к нему известной части критики.
Зимой 1850 – 1851 гг. Толстой встретил на балу Софью Андреевну Миллер, жену конногвардейского полковника. Завязался бурный роман, ознаменовавшийся ее скорым уходом от мужа. Муж, однако, долго не давал развода, против этого романа резко возражала и мать Толстого. Поэтому брак Толстого с Софьей Андреевной был заключен только в 1863 г. Практически вся его любовная лирика адресована именно ей – в том числе, посвященное их первой встрече стихотворение « Средь шумного бала, случайно…».
В 1855 г., во время Крымской войны, Толстой пытается организовать особое добровольное ополчение, но ему это не удается, и он поступает в число охотников так называемого « стрелкового полка Императорской фамилии». Участия в военных действиях ему так и не приходится принять, но он едва не умирает от жестокого тифа, унесшего около Одессы значительную часть полка.
В 1856 г., в день коронации Александра II, Толстой был назначен флигель-адъютантом. Вскоре, из-за нежелания оставаться в военной службе, был поставлен егермейстером (начальником егерей царской охоты). В этом звании, не неся никакой службы, он оставался до самой смерти; только короткое время было он членом комитета о раскольниках.

Чиновная карьера Толстого складывалась успешно; при этом он умел сохранять внутреннюю независимость, следовать собственным принципам. Именно Толстой помог освободить от ссылки в Среднюю Азию и от солдатской повинности Тараса Шевченко; сделал всё, чтобы И. А. Тургенева отпустили из ссылки за некролог памяти Н. В. Гоголя. Рассказывают, что когда Александр II спросил однажды Алексея Константиновича: « Что делается в русской литературе?», тот ответил: « Русская литература надела траур по поводу несправедливого осуждения Чернышевского».
Однако карьера придворного и политического деятеля была Толстому не по душе. Преодолевая сопротивление людей, пекущихся о его будущности (в частности, самого императора), он в 1859 г. добился бессрочного отпуска, а в 1861 г. – полной отставки (эта житейская коллизия нашла выражение в поэме « Иоанн Дамаскин»). Теперь он жил большей частью за границей, летом на разных курортах, зимой в Италии и Южной Франции, но подолгу бывает также в своих русских имениях – Пустыньке (под Петербургом) и Красном Роге. Занимается почти исключительно литературным творчеством. При этом хозяйству он уделял мало внимания, и постепенно разорился. В личной жизни своей Толстой представляет собой редкий пример человека, который не только всячески уклонялся от шедших ему навстречу почестей, но еще должен был выдерживать крайне тягостную для него борьбу с людьми, от души желавшими ему добра и предоставлявшими ему возможность выдвинуться и достигнуть видного положения. Толстой хотел быть « только» художником. Когда в первом крупном произведении своем - поэме, посвященной душевной жизни царедворца – поэта Иоанна Дамаскина – Толстой говорил о своем герое: « Любим калифом Иоанн, ему, что день, почет и ласка» – это были черты автобиографические. В поэме Иоанн Дамаскин обращается к калифу с такой мольбой: « простым рожден я был певцом, глаголом вольным Бога славить… О, отпусти меня, калиф, дозволь дышать и петь на воле». Необыкновенно мягкий и нежный, он должен был собрать весь запас своей энергии, чтобы отказаться от близости к Государю, которому, когда он заболел под Одессой, по несколько раз в день телеграфировали о состоянии его здоровья. Одно время Толстой поколебался было: ему показалось привлекательным быть при Государе, как он выразился в письме к нему, « Бесстрашным сказателем правды» – но просто придворным Толстой не хотел быть ни в каком случае. В его переписке ясно отразилась удивительно-благородная и чистая душа поэта; но из нее же видно, что изящная его личность была лишена силы и тревоги, мир сильных ощущений и мук сомнения был ему чужд. Это наложило печать на все его творчество.
Видное место занимают юмористические пассажи и в цикле толстовских обработок былинных сюжетов. Никогда не стесняясь в своих юмористических выходках посторонними соображениями, этот, по мнению многих из своих литературных противников, « консервативный» поэт написал несколько юмористических поэм, до сих пор не включаемых в собрание его сочинений и (не считая заграничных изданий) попавших в печать только в восьмидесятых годах. В ряду этих поэм особенной известностью пользуются две: « Очерк русской истории от Гостомысла до Тимашева» ( « Русская Старина», 1878, т. 40) и « Сон Попова» (ib ., 1882, № 12). Первая из них представляет собой юмористическое обозрение почти всех главных событий истории России, с постоянным припевом: « Порядка только нет». Поэма написана в намеренно-вульгарном тоне, что не мешает некоторым характеристикам быть очень меткими (например, о Екатерине II: «Madame , при вас на диво порядок процветает, – писали ей учтиво Вольтер и Дидерот, – лишь надобно народу, которому вы мать, скорее дать свободу, скорей свободу дать». Она им возразила: «Messieurs , vous me comblez“, и тотчас прикрепила украинцев к земле»). « Сон статского советника Попова» еще более комичен.
Написанные в народном стиле стихотворения, которыми дебютировал Толстой, особенно понравились московскому славянофильскому кружку; в его органе, « Русской Беседе», появились две поэмы Толстого: « Грешница» (1858 ) и « Иоанн Дамаскин» (1859 ).
С прекращением « Русской Беседы» Толстой становится деятельным сотрудником Катковского « Русского Вестника», где были напечатаны драматическая поэма « Дон-Жуан» (1862 ), исторический роман « Князь Серебряный» (1863 ) и ряд архаически сатирических стихотворений, вышучивающих материализм 60-х годов. В « Отечественных Записках» 1866 г. была напечатана первая часть драматической трилогии Толстого – « Смерть Иоанна Грозного», которая в 1867 г. была поставлена на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге и имела большой успех, несмотря на то, что соперничество актеров лишало драму хорошего исполнителя заглавной роли. В следующем году эта трагедия, в прекрасном переводе Каролины Павловой, тоже с большим успехом, была поставлена на придворном театре лично дружившего с Толстым великого герцога Веймарского.

С преобразованием в 1868 г. « Вестника Европы» в общелитературный журнал, Толстой становится его деятельным сотрудником. Здесь, кроме ряда былин и других стихотворений, были помещены остальные две части трилогии – « Царь Федор Иоаннович» (1868 , № 5) и « Царь Борис» (1870 , № 3), стихотворная автобиографическая повесть « Портрет» (1874 , № 9) и написанный в стиле Данте рассказ в стихах « Дракон». После смерти Толстого были опубликованы неоконченная историческая драма « Посадник» и разные небольшие стихотворения.
Меньше всего выдается художественными достоинствами чрезвычайно-популярный роман Толстого « Князь Серебряный», хотя он, несомненно, пригоден как чтение для юношества и для народа. Он послужил также сюжетом для множества пьес народного репертуара и лубочных рассказов. Причина такой популярности – доступность эффектов и внешняя занимательность; но роман мало удовлетворяет требованиям серьезной психологической разработки. Лица поставлены в нем слишком схематично и одноцветно, при первом появлении на сцену сразу получают известное освещение и с ним остаются без дальнейшего развития не только на всем протяжении романа, но даже в отделенном 20 годами эпилоге. Интрига ведена очень искусственно, в почти сказочном стиле; все совершается по щучьему велению. Главный герой, по признанию самого Толстого – лицо совершенно бесцветное. Остальные лица, за исключением Иоанна Грозного, сработаны по тому условно-историческому трафарету, который установился со времен « Юрия Милославского» для изображения древнерусской жизни. Толстой хотя и изучал старину, но большей частью не по первоисточникам, а по пособиям. Сильнее всего отразилось на его романе влияние народных песен, былин и лермонтовской « Песни о купце Калашникове». Лучше всего удалась автору фигура Грозного. То безграничное негодование, которое овладевает Толстым каждый раз, когда он говорит о неистовствах Грозного, дало ему силу порвать с условным умилением перед древнерусской жизнью. По сравнению с романами И. И. Лажечникова и М. Н. Загоскина, еще меньше заботившихся о реальном воспроизведении старины, « Князь Серебряный», представляет собой, однако, шаг вперед.
Несравненно интереснее Толстой как поэт и драматург. Внешняя форма стихотворений Толстого не всегда стоит на одинаковой высоте. Помимо архаизмов, к которым даже такой ценитель его таланта, как И. С. Тургенев, относился очень сдержанно, но которые можно оправдать ради их оригинальности, у Толстого попадаются неверные ударения, недостаточные рифмы, неловкие выражения. Ближайшие его друзья ему на это указывали, и в переписке своей он не раз возражает на эти вполне благожелательные упреки. В области чистой лирики лучше всего, соответственно личному душевному складу Толстого, ему удавалась легкая, грациозная грусть, ничем определенным не вызванная. В своих поэмах Толстой является поэтом описательным по преимуществу, мало занимаясь психологией действующих лиц. Так, « Грешница» обрывается как раз там, где происходит перерождение недавней блудницы. В « Драконе», по словам Тургенева (в некрологе А. К. Толстому), « достигает почти Дантовской образности и силы»; и действительно, в описаниях строго выдержан Дантовский стиль.

Интерес психологический из поэм Толстого представляет только « Иоанн Дамаскин». Вдохновенному певцу, удалившемуся в монастырь от блеска двора, чтобы отдаться внутренней духовной жизни, суровый игумен, в видах полного смирения внутренней гордыни, запрещает предаваться поэтическому творчеству. Положение высоко-трагическое, но заканчивается оно компромиссом: игумену является видение, после которого он разрешает Дамаскину продолжать слагать песнопения. Всего ярче поэтическая индивидуальность Толстого сказалась в исторических балладах и обработках былинных сюжетов.
Из баллад и сказаний Толстого особенной известностью пользуется « Василий Шибанов»; по изобразительности, концентрированности эффектов и сильному языку – это одно из его лучших произведений.
О писанных в старорусском стиле стихотворениях Толстого можно повторить то, что сам он сказал в своем послании Ивану Аксакову: « Судя меня довольно строго, в моих стихах находишь ты, что в них торжественности много и слишком мало простоты». Герои русских былин в изображении Толстого напоминают французских рыцарей. Довольно трудно распознать подлинного вороватого Алешу Поповича, с глазами завидущими и руками загребущими, в том трубадуре, который, полонив царевну, катается с ней на лодочке и держит ей такую речь: « …сдайся, сдайся, девица душа! я люблю тебя царевна, я хочу тебя добыть, вольной волей иль неволей, ты должна меня любить. Он весло свое бросает, гусли звонкие берет, дивным пением дрожащий огласился очерет…» Несмотря, однако, на несколько условный стиль толстовских былинных переработок, в их нарядном архаизме нельзя отрицать большой эффектности и своеобразной красоты.
С середины 60-х годов его некогда богатырское здоровье – он разгибал подковы и свертывал пальцами винтообразно зубцы вилок – пошатнулось. Как бы предчувствуя свою близкую кончину и подводя итог всей своей литературной деятельности, Толстой осенью 1875 г. написал стихотворение « Прозрачных облаков спокойное движенье», где, между прочим, говорит о себе: « Всему настал конец, прийми ж его и ты Певец, державший стяг во имя красоты». Это самоопределение почти совпадает с тем, что говорили о Толстом многие « либеральные» критики, называвшие его поэзию типичной представительницей « искусства для искусства». И, тем не менее, зачисление Толстого исключительно в разряд представителей « чистого искусства» можно принять только с значительными оговорками. В тех самых стихотворениях на древнерусские сюжеты, в которых всего сильнее сказалась его поэтическая индивидуальность, водружен далеко не один « стяг красоты»: тут же выражены и политические идеалы Толстого, тут же он борется с идеалами, ему не симпатичными.

В политическом отношении он является в них славянофилом в лучшем смысле слова. Сам он, правда (в переписке), называет себя решительнейшим западником, но общение с московскими славянофилами все же наложило на него яркую печать. В Аксаковском « Дне» было напечатано нашумевшее в свое время стихотворение « Государь ты наш батюшка», где в излюбленной им юмористической форме Толстой изображает петровскую реформу как « кашицу», которую « государь Петр Алексеевич» варит из добытой « за морем» крупы (своя якобы « сорная»), а мешает « палкой»; кашица « крутенька» и « солона», расхлебывать ее будут « детушки».
В старой Руси Толстого привлекает, однако, не московский период, омраченный жестокостью Грозного, а Русь Киевская, вечевая. Когда Поток-богатырь, проснувшись после пятивекового сна, видит раболепие толпы перед царем, он « удивляется притче» такой: « если князь он, иль царь напоследок, что ж метут они землю пред ним бородой? мы честили князей, но не этак! Да и полно, уж вправду ли я на Руси? От земного нас Бога Господь упаси! Нам писанием велено строго признавать лишь небесного Бога!». Он « пытает у встречного молодца: где здесь, дядя, сбирается вече?». В « Змее Тугарине» сам Владимир провозглашает такой тост: « за древнее русское вече, за вольный, за честный славянский народ, за колокол пью Новграда, и если он даже и в прах упадет, пусть звон его в сердце потомков живет».
С такими идеалами, нимало не отзывающимися « консерватизмом», Толстой, тем не менее, был в середине 60-х годов зачислен в разряд писателей откровенно-ретроградных. Произошло это оттого, что, оставив « стяг красоты», он бросился в борьбу общественных течений и весьма чувствительно стал задевать « детей» Базаровского типа. Не нравились они ему главным образом потому, что « они звона не терпят гуслярного, подавай им товара базарного, все чего им не взвесить, не смеряти, все кричат они, надо похерити». На борьбу с этим « ученьем грязноватым» Толстой призывал « Пантелея-Целителя»: « и на этих людей, государь Пантелей, палки ты не жалей суковатые». И вот, он сам выступает в роли Пантелея-Целителя и начинает помахивать палкой суковатой. Нельзя сказать, чтобы он помахивал ею осторожно. Это не одна добродушная ирония над « материалистами», « у коих трубочисты суть выше Рафаила», которые цветы в садах хотят заменить репой и полагают, что соловьев « скорее истребити за бесполезность надо», а рощи обратить в места « где б жирные говяда кормились на жаркое» и т. д. Весьма широко раздвигая понятие о « российской коммуне» Толстой полагает, что ее приверженцы « все хотят загадить для общего блаженства», что « чужим они немногое считают, когда чего им надо, то тащут и хватают»; « толпы их все грызутся, лишь свой откроют форум, и порознь все клянутся in verba вожакорум. В одном согласны все лишь: коль у других именье отымешь да разделишь, начнется вожделенье». Справиться с ними, в сущности, не трудно: « чтоб русская держава спаслась от их затеи, повесить Станислава всем вожакам на шею». Все это вызвало во многих враждебное отношение к Толстому, и он вскоре почувствовал себя в положении писателя, загнанного критикой. Общий характер его литературной деятельности и после посыпавшихся на него нападок остался прежний, но отпор « крику оглушительному: сдайтесь, певцы и художники! Кстати ли вымыслы ваши в наш век положительный!» он стал давать в форме менее резкой, просто взывая к своим единомышленникам: « дружно гребите, во имя прекрасного, против течения». Как ни характерна сама по себе борьба, в которую вступил поэт, считавший себя исключительно певцом « красоты», не следует, однако, преувеличивать ее значение. « Поэтом-бойцом», как его называют некоторые критики, Толстой не был; гораздо ближе к истине то, что он сам сказал о себе: « двух станов не боец, но только гость случайный, за правду я бы рад поднять мой добрый меч, но спор с обоими – досель мой жребий тайный, и к клятве ни один не мог меня привлечь».
В области русской исторической драмы Толстому принадлежит одно из первых мест; здесь он уступает только одному Пушкину. Исторически-бытовая драма « Посадник», к сожалению, осталась неоконченной. Драматическая поэма « Дон-Жуан» задумана Толстым не только как драма, для создания которой автор не должен перевоплощать свою собственную психологию в характеры действующих лиц, но также как произведение лирически-философское; между тем спокойный, добродетельный и почти « однолюб» Толстой не мог проникнуться психологией вечно ищущего смены впечатлений, безумно-страстного Дон-Жуана. Отсутствие страсти в личном и литературном темпераменте автора привело к тому, что сущность дон-жуанского типа совершенно побледнела в изображении Толстого: именно страсти в его « Дон-Жуане» и нет. На первый план между драматическими произведениями Толстого выступает, таким образом, его трилогия. Наибольшей известностью долго пользовалась первая часть ее – « Смерть Иоанна Грозного». Это объясняется, прежде всего, тем, что до недавнего времени только она одна и ставилась на сцену - а сценическая постановка трагедий Толстого, о которой он и сам так заботился, написав специальное наставление для нее, имеет большое значение для установления репутации его пьес. Сцена, например, где к умирающему Иоанну, в исполнение только что отданного им приказа, с гиком и свистом врывается толпа скоморохов, при чтении не производит и десятой доли того впечатления, как на сцене. Другая причина недавней большей популярности « Смерти Иоанна Грозного» заключается в том, что в свое время это была первая попытка вывести на сцену русского царя не в обычных до того рамках легендарного величия, а в реальных очертаниях живой человеческой личности.
По мере того как этот интерес новизны пропадал, уменьшался и интерес к « Смерти Иоанна Грозного», которая теперь ставится редко и вообще уступила первенство « Федору Иоанновичу». Непреходящим достоинством трагедии, помимо очень колоритных подробностей и сильного языка, является чрезвычайная стройность в развитии действия: нет ни одного лишнего слова, все направлено к одной цели, выраженной уже в заглавии пьесы. Смерть Иоанна носится над пьесой с первого же момента; всякая мелочь ее подготовляет, настраивая мысль читателя и зрителя в одном направлении. Вместе с тем каждая сцена обрисовывает перед нами Иоанна с какой-нибудь новой стороны; мы узнаем его и как государственного человека, и как мужа, и как отца, со всех сторон его характера, основу которого составляет крайняя нервность, быстрая смена впечатлений, переход от подъема к упадку духа. Нельзя не заметить, однако, что в своем усиленном стремлении к концентрированию действия Толстой смешал две точки зрения: фантастически-суеверную и реалистическую. Если автор желал сделать узлом драмы исполнение предсказания волхвов, что царь непременно умрет в Кириллин день, то незачем было придавать первостепенное значение стараниям Бориса вызвать в Иоанне гибельное для него волнение, которое, как Борис знал от врача, будет для царя смертельно помимо всяких предсказаний волхвов.
В третьей части трилогии – « Царь Борис» – автор как бы совсем забыл о том Борисе, которого вывел в первых двух частях трилогии, о Борисе косвенном убийце Иоанна и почти прямом – царевича Димитрия, хитром, коварном, жестоком правителе Руси в царствование Феодора, ставившем выше всего свои личные интересы. Теперь, кроме немногих моментов, Борис – идеал царя и семьянина. Толстой не в состоянии был отделаться от обаяния образа, созданного Пушкиным, и впал в психологическое противоречие с самим собой, причем еще значительно усилил пушкинскую реабилитацию Годунова. Толстовский Борис прямо сентиментален. Чрезмерно сентиментальны и дети Бориса: жених Ксении, датский королевич, скорее напоминает юношу эпохи Вертера, чем авантюриста, приехавшего в Россию для выгодной женитьбы.
Венцом трилогии является срединная ее пьеса – « Федор Иоаннович». Ее мало заметили при появлении, мало читали, мало комментировали. Но вот, в конце 1890-х годов, было снято запрещение ставить пьесу на сцене. Ее поставили сначала в придворно-аристократических кружках, затем на сцене Петербургского Малого театра; позже пьеса обошла всю провинцию. Успех был небывалый в летописях русского театра. Многие приписывали его удивительной игре актера Орленева, создавшего роль Федора Иоанновича – но и в провинции всюду нашлись « свои Орленевы». Дело, значит, не в актере, а в том замечательно благодарном материале, который дается трагедией. Поскольку исполнению « Дон-Жуана» помешала противоположность между психологией автора и страстным темпераментом героя, постольку родственность душевных настроений внесла чрезвычайную теплоту в изображение Федора Иоанновича. Желание отказаться от блеска, уйти в себя так знакомо было Толстому, бесконечно-нежное чувство Федора к Ирине так близко напоминает любовь Толстого к жене. С полной творческой самобытностью Толстой понял по-своему совсем иначе освещенного историей Федора – понял, что это отнюдь не слабоумный, лишенный духовной жизни человек, что в нем были задатки благородной инициативы, могущей дать ослепительные вспышки. Не только в русской литературе, но и во всемирной мало сцен, равных, по потрясающему впечатлению, тому месту трагедии, когда Федор спрашивает Бориса: « царь я или не царь?». Помимо оригинальности, силы и яркости, эта сцена до такой степени свободна от условий места и времени, до такой степени взята из тайников человеческой души, что может стать достоянием всякой литературы. Толстовский Федор Иоаннович – один из мировых типов, созданный из непреходящих элементов человеческой психологии.
Последним произведением Толстого стала драма из древненовгородской истории « Посадник» Работа над ней началась сразу по окончании трилогии, но завершить ее автор не успел. В возрасте 58 лет Толстой скончался 10 октября (по старому стилю 28 сентября) 1875 г. в своем имении Красный Рог (ныне – Почепский район, Брянская область) от передозировки морфия, который употреблял для облегчения страданий от астмы и невралгии с тяжелыми головными болями.
Похоронен был возле сельской церкви. Его вдова, Софья Андреевна вернулась в столицу, завещав похоронить себя в Красном Роге.

Могила Алексея Константиновича Толстого

Поэзия Толстого нашла должное признание лишь после его смерти, когда ее оценили поэты-символисты.

Из строений усадьбы, помимо церкви 1777 года, поэта помнят только флигель и домик хозяйственного двора (бывшая прачечная). Остальные хозяйственные постройки (домик садовника, сторожка и др.) возведены наследниками уже после смерти А. К. Толстого. Сам же « охотничий замок» сгорел во время войны, в ночь на 1 января 1942 года.

Памятник А. К. Толстому и флигель в его музее-усадьбе, « Красный Рог»

Литературно-мемориальный музей А. К. Толстого был открыт 3 сентября 1967 г. в сохранившемся флигеле усадьбы. Рядом установлен в 1972 г. бюст поэта. Экспозиция музея состоит из вещей, которые удалось собрать в окрестностях. Это личные вещи поэта, предметы быта его эпохи, копии портретов его знакомых, старинные книги. Со времени своего создания ежегодно в последнее воскресенье августа музей проводит в Красном Роге областной День поэзии « Серебряная лира».
Проект воссоздания главного дома усадьбы брянский архитектор В. Н. Городков подготовил ещё в 1960-е годы. Однако реализовать его удалось лишь в 1988-93 гг. при поддержке брянского писателя Н. М. Грибачёва.

Парк-музей имени Алексея Толстого в Брянске

В 2014 году Министерством культуры было выделено 40 миллионов рублей для воссоздания оригинального интерьера музея-усадьбы. Часть предметов интерьера XIX века выкуплена из частных коллекций. Директор Елена Ловяго отметила, что доподлинно не известно, как был обставлен дом писателя, поэтому работники музея ориентируются на типичный облик дворянской усадьбы того времени.
В 2017 году всю мебель из усадьбы запланировано направить на реставрацию в преддверии юбилея А. К. Толстого.

Список литературы:

1. Хлебинская, Г. Ф. Русский язык. Орфография и морфология [Текст]: учеб. пособие для 10 классов общеобразоват. Учреждений / Галина Фёдоровна Хлебинская. – М.: Дом педагогики, 2000. – 303 с.
2. Энциклопедия для детей. Том 9: Русская литература. Часть 1. От былин и летописей до классики XIX века [Текст] / ред. коллегия: М. Аксёнова. Д. Володихин, Л. Поликовская и др. – М.: Аванта+, 1998. – 672 с.: ил.

200 лет со дня рождения Алексея Константиновича Толстого (1817-1875), русского писателя, поэта, драматурга

Алексей Константинович Толстой родился в Петербурге. Он получил образование на словесном отделении Московского университета, окончив его в 1836 году

С 1834 года служил в Московском архиве Министерства иностранных дел, затем был на дипломатической и военной службе; а с 1843 года занимал различные придворные посты.

С 1840-х годов он начал литературную творческую деятельность , проявив талант в создании лирических стихов и баллад. Среди популярных - «Колокольчики мои», «Ты знаешь край, где всё обильем дышит», «Где гнутся над омутом лозы» и другие. Первая публикация - фантастическая повесть «Упырь» (1841, под псевдонимом Краснорогский) - была сочувственно встречена В.Г. Белинским.

С 1854 года Толстой печатал в «Современнике» в соавторстве с братьями Жемчужниковыми стихи и пародии от имени вымышленного автора, Козьмы Пруткова. В конце 1850-х сотрудничал в славянофильской «Русской беседе», затем в «Русском вестнике» и «Вестнике Европы».

В 1861 году Толстой отошел от двора и полностью сосредоточился на творчестве. Опубликовал драматическую поэму «Дон Жуан» (1862), исторический роман «Князь Серебряный» (1863), историческую трилогию - трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). В 1867 году вышло первое собрание стихотворений Толстого.

В последнее десятилетие жизни писал баллады («Роман Галицкий», «Боривой», «Илья Муромец», «Садко» и др.), поэмы, лирические стихи. Значительность изображенных в трагедиях исторических конфликтов, разнообразие типичных характеров и замечательный, тонко очерченный психологический образ царя Федора послужили причиной интереса режиссёров. Постановкой «Царя Федора» был открыт в 1898 году МХТ. Две первые трагедии трилогии прочно вошли в репертуар советских театров.

Лирические стихотворения Толстого просты и задушевны. Таковы «Средь шумного бала, случайно», «То было раннею весной» и др. Толстой вводил в свою лирику элементы народно-поэтического стиля, его стихи часто близки к песне. Более 70 стихотворений положено на музыку русскими композиторами - Римским-Корсаковым, Чайковским, Мусоргским, Рубинштейном, Танеевым и др.

Алексей Константинович Толстой скончался (28 сентября) 10 октября 1875 года в cеле Красный Рог Черниговской губернии от случайной передозировки лекарства. В настоящее время в Красном Роге расположена Музей-усадьба писателя.