Нобелевская премия по литературе. Неподдельная честность Томас манн нобелевская премия

В 2015 году известному немецкому писателю и лауреату Нобелевской премии 1929 года Томасу Манну исполнилось бы 140 лет. Сегодня о его биографии и знаменитых произведениях нам расскажет Яна Скипина.

Пауль Томас Манн родился в Любеке 6 июня 1875 года. Он был выходцем из известной, обеспеченной семьи. Отец его, Томас Иоганн Генрих Манн, был сенатором и владельцем семейной фирмы «Иоганн Зигмунд Манн», основанной еще его дедом. Отец не надеялся, что кто-либо из детей продолжит его дело, и велел ликвидировать фирму после своей смерти. У Томаса Манна было две сестры - Карла и Юлия и два брата - Генрих и Виктор. Генрих Манн был самым старшим в семье ребенком и также стал известным писателем.

Детство Томаса Манна было счастливым, особенно ранние годы, до поступления в гимназию. С самого детства Томас начал испытывать тягу к литературе, писал стихи. Мать Томаса – в девичестве Юлия да Сильва-Брунс, дочь немецкого плантатора и бразильянки португало-креольского происхождения – сама была творческой натурой, любила музыку и литературу, поэтому была не столь против творческих увлечений сыновей.

Гимназию Томас не любил, учеба была для него скучна, зубрежка и муштра - тягостны. Но юный Томас Манн находил светлые стороны своей школьной жизни в людях, дружеских привязанностях, в восхищении искусством. На протяжении всей жизни на его творчество и мировоззрение оказывали сильное влияние деятели искусства, классики мировой литературы, он зачитывался Гейне, Гёте, Шопенгауэром, Толстым, Достоевским, Чеховым. Особое влияние оказало на него знакомство с музыкой Вагнера. Позже он говорил, что своими свершениями в искусстве обязан способности восхищаться чужими произведениями.

В 1891 году умер отец, и семья перебралась в Мюнхен, но было решено, что Томас останется в Любеке, чтобы закончить гимназию. Именно в это время Манн впервые начал печататься под псевдонимом «Пауль Томас», и не где-нибудь, а в собственном журнале, который организовал с несколькими гимназистами. Журнал назывался «Весенняя буря». Название такое было не случайным, оно отождествляло общее настроение молодежи, желание перемен, об этом говорило и предисловие к журналу:

«Весенняя буря!

Наш почтенный Любек - славный город. О, город просто превосходный! Но мне часто кажется, что он похож на покрытый пылью газон и ждет весенней бури, которая с силой исторгнет жизнь из-под удушающей ее оболочки. Ибо жизнь здесь есть! В этом нет сомнений, это видно по отдельным зеленым росткам, которые поднимаются из-под слоя пыли, полные юношеской силы и боевого духа, полные непредубежденности и сияющих идеалов.

Весенняя буря! Да, как весенняя буря обрушивается на пыльную землю, так обрушимся мы словом и мыслью на мир запыленных мозгов, невежества и ограниченного, чванного филистерства, который стоит на нашем пути. Этого хочет наш журнал, этого хочет «Весенняя буря»…»

Мысль об устранении глупых предрассудков и стереотипов, ханжества, ограниченности мысли прослеживается в работах Томаса Манна и после.

В 1894 году Манн покидает Любек, так и не окончив гимназии, приезжает в Мюнхен к матери и поступает работать в «Южногерманский банк страхования от пожаров». На службу Томас поступает временно, пока его писательские работы не будут оценены, чтобы не расстраивать семью и избежать пересудов. Сидя за конторкой, он урывками пишет свой первый рассказ, новеллу «Падение». Этот рассказ получил признание, его опубликовали в журнале «Ди гезельшафт», а художественно-литературный журнал «Пан» предложил автору печататься в нем.

Только после первого успеха Томас Манн смог позволить себе прийти к матери и заявить о своем желании стать журналистом и писателем. После этого он поступает вольнослушателем в Политехнический институт.

В 1895 году Генрих Манн стал редактором берлинского журнала «Двадцатый век» и позвал к сотрудничеству младшего брата, Томас принял предложение и некоторое время писал статьи в этот журнал. Но в юном возрасте публицистика Манна еще была лишена устоявшихся взглядов на политику и общественные отношения, художественные образы удавались ему гораздо лучше.

Генрих Манн

В 1896 году Томас Манн едет в Италию с братом Генрихом, где проводит почти 2 года. Приехав в Италию Томас Манн сразу же начинает плотно работать, почти все новеллы в сборнике «Маленький господин Фридеман» были написаны в первые месяцы жизни в Италии. А также один из самых известных романов «Будденброки, история гибели одного семейства», был начат именно там. Этот период в жизни стал для писателя очень важным шагом в развитии. Уединенная жизнь, выход за рамки привычного быта и постоянная работа дали автору возможность вступить с собой во внутренний диалог, узнать свои вкусы и предпочтения, выстроить необходимый для плодотворной работы распорядок дня. После он говорил:

«Лишь в процессе писания я познал самого себя, то, чего я хочу и чего не хочу…И еще я понял, что человек может познать самого себя только в действии».

Одним из интересных творческих моментов в жизни Томаса стала совместная с братом работа над альбомом под названием «Книга с картинками для благонравных детей», оформленный ими для сестры Карлы. Этот альбом содержал стихи, прозу, рисунки и карикатуры. В этой работе явно прослеживалась линия юмора, пародийности, иронии, стремление показать обобщенные образы – все это и после прослеживалось в работах Манна. Это была единственная совместная работа братьев Маннов, но, к сожалению, она была утеряна в годы II мировой войны.

Роман о Будденброках очень повлиял на дальнейшее творчество, многое открыл автору о своей собственной семье, он понял причины ее расцвета и упадка. А также увидел, что упадок этот не обязательно конец истории и смерть рода, возможно – это перерождение, начало чего-то нового. Написание этого романа стало одним из самых важных периодов жизни Манна. Та линия, что автор выбрал в романе о Будденброках, прослеживалась и далее в творчестве Манна и во многом определила его стиль работы. Автобиографичным писателем Томас Манн остался навсегда, наделяя героев своими чертами, мыслями, фактами биографии.

В 1898 году Томас возвращается в Мюнхен и получает приглашение от своего гимназийского товарища Корфильца Хольма работать редактором в популярном немецком издательстве «Симплициссимус». Во время работы в издательстве Томас значительно расширяет круг своего общения среди литераторов и художников. Но полного удовлетворения от работы и жизни у Манна пока нет, он еще не чувствует себя писателем в полном смысле этого слова, но и к своему родному окружению уже не относится. В 1900 году Манн уходит из издательства, чтобы окончить, наконец, роман о Будденброках и выслать его на суд издательства Фишера, которое когда-то уже опубликовало его самую первую работу. И сразу же, отправив роман, он был призван к одногодичной воинской службе. Хотя Томас пробыл на службе недолго, впечатления об этом периоде жизни были сильными, и нашли отражение в романе «Верноподданный», написанный братом, Генрихом Манном. Служба немного отвлекала Т. Манна от томительного ожидания ответа Фишера, но все же это был тяжелый период в жизни писателя, полный неуверенности в себе и своем будущем.

Не дожидаясь окончательного ответа издателя, Манн берется за работу над рассказом «Тристан», который показывает состояние автора. Это рассказ о писателе Детлефе Шпинеле, персонаже жалком и комичном, который старается привлечь внимание общественности своим к ней презрением.

В 1901 году Фишер все-таки пишет Манну, о том, что напечатает его роман без сокращений и в трех томах. Наконец-то решилась судьба романа! Жизнь писателя окрасилась новыми красками, не за горами был успех.

А в апреле того же года Манн уезжает во Флоренцию, где его посещает влюбленность к англичанке Мэри Смит, которой он позже посвятит новеллу « Gladius Dai »(«Меч божий»). Но роман был не долог, молодые люди испытали сомнение в серьезности своих чувств и расстались.

Приехав обратно в Мюнхен, Томас Манн погружается в работу, заканчивает «Тристана», начинает работу над новеллой «Тонио Крегер» и держит корректуру «Будденброков». И вот, осенью выходит, наконец, роман «Будденброки - история гибели одного семейства». «Два томика в мягкой желтой обложке» появляются в продаже сначала тысячным тиражом и приносят автору успех, признание и деньги. Позже тираж романа вырос до восемнадцати тысяч экземпляров!

Издательство также готово печатать сборник новелл, который к тому моменту уже был практически готов. 1903 год начался с поездки в Берлин, в издательство Фишера, где выходит новый сборник новелл, уже двухтысячным тиражом.

На волне успеха и популярности, он знакомится с будущей женой – Катей Прингсгейм. Своему брату Генриху он писал про нее «…Катя – чудо, нечто неописуемо редкое и драгоценное, создание, которое просто тем, что оно существует на свете, заменяет культурную деятельность 15 писателей и 30 художников». Но Катя не сразу согласилась выйти за Томаса замуж, в муках ожидания ее ответа он провел около полугода. Но, в конце концов, в феврале 1905 года Томас Манн женился на своей избраннице. От этого брака родилось шестеро детей, супруги прожили вместе 50 лет, до самой смерти Томаса Манна.

В 1910 году произошло трагическое событие - покончила жизнь самоубийством младшая сестра Томаса – Карла. Этот поступок сестры очень повлиял на Томаса, с одной стороны, он очень переживал утрату, с другой стороны, был возмущен тем, что она не подумала о семье. В письме брату Генриху он пишет: «И все-таки я не могу избавиться от чувства, что она не вправе был нас покидать. У нее не было, если она так поступила, чувства нашей общей судьбы. Она действовала, так сказать, вопреки молчаливому соглашению…»

В 1914 году Томас Манн переезжает с семьей в свой особняк на Пошингершрассе, в котором он прожил около двадцати лет. Как раз в это время началась война, многие знакомые и даже брат Виктор были призваны на фронт, изначально Германию захлестнула патриотическая волна, гордость за нацию, не обошло это стороной и Томаса Манна. В своем письме брату Генриху он называет эту войну «глубоко порядочной», «торжественной», «народной», после чего их переписка обрывается на три года.

В этот момент Манн сам пытается разобраться в своем отношении к сложившейся ситуации и пишет «Размышления аполитичного» - это плод двухгодичной работы и диалога не столько с читателем, сколько с собой самим. К моменту издания «Размышлений» автор уже несколько изменил свою шовинистскую точку зрения, в нем происходил перелом, но работу эту все-таки в свет выпустил.

Одновременно с этой работой он начинает новеллу «Волшебная гора», которая в итоге перерастает в роман. О войне в нем нет ни слова, и действие романа заканчивается до войны. Но заканчивается она взрывным ударом грома, который изменяет всю жизнь, символизирует окончание эпохи.

Отношения братьев Маннов в этот период стремительно портились, несмотря на то, что они всегда были довольно близки. Но, как это обычно бывает, и поскольку принадлежали они одной профессии, между ними всегда прослеживалось соперничество, спорные моменты, несовпадение вкусов, критика работ друг друга. Во время войны, к этому еще добавились политические вопросы. Как уже отмечалось, Томас был аполитичен, Генриху вопросы политики были близки больше, и он раньше увидел губительность жестокой политики Германии тех лет. До 1917 года их размолвка носила завуалированный характер намеков, колких фраз в публицистике, открытого столкновения не было. А в 1917 году они обменялись несколькими письмами, которые были «попытками к примирению», но результат принесли отрицательный.

Примирение наступило лишь в 1922, когда взгляды на политику у них сошлись, оба были против войны и нарастания нацистских настроений в Германии. Произошло это после убийства националистами министра иностранных дел Веймарской республики Вальтера Ратенау. Томас Манн пересмотрел свои взгляды и публично заявил о своей приверженности демократии. Именно тогда за антивоенные высказывания Томасу Манну начали угрожать, обвинять в отступлении от национальной идеи.

В 1924 году выходит роман «Волшебная гора», который имел оглушительный успех у читателей, и сразу был переведен на несколько языков. Успех романа автор объясняет его злободневностью, общими переживаниями автора и народа. Главный герой романа Ганс Касторп, приезжает на высокогорный курорт для больных туберкулезом, навестить своего брата. Выясняется, что он тоже болен и его пребывание на курорте затягивается на несколько лет. Его завораживает обстановка духовности, царящая там. Касторп развивает в себе философский взгляд на мир, гуманистическое мировоззрение, сам при этом становясь центром духовности. Роман также примечателен своей мелодичностью, ритмом. Не случайно, Томас Манн часто говорит о своем творчестве, как о «своей музыке».

После выхода «Волшебной горы» Томаса Манна пригласили в поездки по Европе: во Францию, Англию, Польшу. Одну из таких поездок, путешествие в Париж, он подробно описал в очерке «Парижский отчет», построенном в виде дневника.

1925 год был для писателя юбилейным – ему исполнилось 50 лет. В этом году он путешествовал по Средиземному морю, побывав в Венеции, Испании, Греции, Турции и Египте, ради которого он и поехал в это турне. В этот момент задумывался писателем роман об Иосифе. По возвращении из поездки начались юбилейные торжества, поздравления, приемы. В октябре Манн посетил Любек и задним числом получал поздравления в родном городе, а черед некоторое время, любекский сенат присвоил ему звание профессора, по случаю приезда на семисотлетие родного города.

В 1927 самоубийством заканчивает жизнь и вторая сестра Томаса Манна – Юлия. Это подтолкнет Манна в «Докторе Фаустусе», в главах о сестрах Родде – Инесе и Клариссе, как бы продолжить роман о своей семье.

В 1929 Томасу Манну присудили Нобелевскую премию по литературе за роман «Будденброки – история гибели одного семейства». Эту премию пророчили ему уже давно, и получив уведомление об этом, Манн не удивился, а только спросил, вскинув брови: «Что ж, на сей раз правда?».

В тоже 1929 году Манн с семьей едет в Раушен, на каникулы и пишет там новеллу «Марио и фокусник», основанную на реальных событиях, происходивших с ним и его семьей в 1926 году. Эту новеллу сразу после издания запретили в Италии. В ней автор говорит о националистических настроениях, обстановке раздражения, озлобленности и ханжества, с которой столкнулся во время путешествия с семьей в 1926 году. Главный эпизод новеллы - представление фокусника Чиполлы, который с помощью гипноза издевается над зрителями, подавляя их волю – характеризует обстановку, царящую в Италии.

В 1930 году Томас Манн произносит в Берлине речь, названную «Призыв к разуму», в которой призывает к созданию единого фронта борьбы с фашизмом, объединению для борьбы с общим врагом и прославлял сопротивление рабочего класса нацизму.

В 1933 году писатель вынужден вместе с семьей эмигрировать из Германиии поселиться в Швейцарии. Там он дописывает крупную работу роман «Иосиф и братья», где автор по-своему интерпретирует историю библейского Иосифа. Работа состоит из четырех томов: «История Иакова», «Юность Иосифа», «Иосиф в Египте» и «Иосиф-кормилец». Главной задумкой Манна было изобразить мир древности, для этого он специально ездил несколько раз в Египет.

В 1936 году нацистские власти лишают Томаса Манна и его семью немецкого гражданства, на некоторое время он становится подданным Чехословакии, а в 1938 году переезжает в Америку, где преподает в Принстонском университете. В 1939 году выходит роман «Лотта в Веймаре», об отношениях постаревшего Гёте и Шарлотты Кестнер, его юношеской любви.

В 1947 году появляется на свет его роман «Доктор Фаустус». Адриан Леверкюн – главный герой романа – композитор, который на основании психического расстройства и галлюцинаций считает, что продает душу дьяволу за свой талант.

После окончания Второй мировой войны, Манн уезжает из США обратно в Европу. В 1952 году семья Томаса Манна возвращается в Швейцарию. В расколотую Германию Манн возвращаться уже не хочет, но бывает там довольно часто.

В последние годы жизни Манн усердно работает, выходит его роман «Избранник» (1951 г.), в 1954 году публикуется новелла «Черный лебедь», работает над романом «Признания авантюриста Феликса Круля», к сожалению, закончить его Томас Манн не успел.


Яна Скипина, библиотекарь Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина

Манн в статье «Бильзе и я» (1906) очень емко определил двуединый принцип своего творчества: «глубоко познавать и прекрасно воплощать».

Позднее в большом очерке «Парижский отчет» (1926) он писал о себе: «Я тоже "буржуа" - умники и всезнайки меня каждый день этим попрекают. Но понимание того, как в наши дни обстоит с историческим бытием буржуазии, уже означает отход от буржуазной формы существования и, пусть беглый, загляд в новое… Познав себя, никто уже не останется тем, кто он есть».

Пауль Томас Манн родился 6 июня 1875 года в Любеке. Он был вторым ребенком в семье Томаса Йохана Генриха Манна - местного торговца зерном и владельца судоходной компании со старинными ганзейскими традициями. Его мать, происходившая из креольской, бразильско-португальской семьи, была музыкально одаренным человеком. Она сыграла большую роль в воспитании Томаса и остальных четырех детей.

Еще учась в гимназии, Томас стал создателем и автором литературно-художественного и философского журнала «Весенняя гроза».

В 1891 году умер отец. Еще через два года семья продала фирму и покинула Любек. Вместе с матерью и сестрами Томас переехал в Мюнхен, где стал работать клерком в страховом агентстве. В 1895-1896 годах он учился в Высшей технической школе.

В 1896 году он отправился вместе со своим старшим братом Генрихом, пробовавшим тогда свои силы в живописи, в Италию. Там Томас начал писать рассказы, которые отправлял немецким издателям. Среди них был и С. Фишер, предложивший объединить эти рассказы в небольшой сборник. Благодаря Фишеру в 1898 году вышел в свет первый сборник рассказов Томаса «Маленький господин Фридеманн».

Вернувшись в Мюнхен в том же году, Томас работал редактором юмористического журнала «Симплициссимус». Здесь он сблизился с кружком немецкого поэта Ш. Георге. Но довольно скоро он понял, что с членами кружка, которые провозгласили себя наследниками немецкой культуры и исповедовали идеи декаданса, ему не по пути.

В 1899 году Манна призвали на годичную военную службу. А в 1901 году в издательстве С. Фишера вышел его роман «Будденброки», принадлежащий к жанру «семейного романа». Он принес Манну всемирную славу и Нобелевскую премию, но, главное, любовь и признательность миллионов людей.

Р.Г. Секачев пишет: «В этом романе, первом в серии социальных романов, Томас Манн затронул те проблемы, которые волновали его на протяжении всей жизни и которые продолжают волновать человечество: жизнь в своей материальности и духовная, интеллектуальная ее сторона, место художника в жизни, его обреченность и одиночество, ответственность таланта, процессы распада и перерождения буржуазного общества».

Взяв за основу историю собственной семьи и фирмы, основанной в 1760-х гг. его прапрадедом Зигмундом Манном, писатель создал эпическую хронику, показав типические черты развития бюргерства в XIX веке и создав тем самым материал для творческого осмысления проблем современной жизни, чему он, собственно говоря, посвятил все свои последующие произведения. Позднее Томас Манн писал, что в «Будденброках» он «создал широкое полотно, художественную и человеческую основу, на которую можно опираться при создании новой продукции».

Показывая четыре поколения Будденброков, писатель изобразил не только материальный, но и моральный упадок бюргерства. В романе типу бюргера противопоставлен тип художника, хотя предпочтение не отдается ни тому, ни другому.

Вот что пишет о романе Б. Сучков:

«Если старшие представители рода Будденброков, жившие во времена расцвета буржуазии, прочно стояли на ногах и считали свой густо настоенный на вековых традициях бюргерский быт нерушимой формой существования и успех сопутствовал им в делах, то их потомкам приходится отступать и гибнуть под ударами более ловких и бессовестных конкурентов. Типичные представители буржуазии перестали осознавать себя хозяевами жизни. Под их бытием время подвело черту, и роман закономерно завершало преисполненное драматизма описание смерти Ганно Будденброка, на котором оборвался старый бюргерский род и закончился цикл развития целого исторического периода. Эта мысль является высоким достижением реализма Томаса Манна. Писатель понимал, что у пришедших на смену патриархальному бюргерству новых рыцарей дебета и кредита - в романе этот тип предпринимателей представлен семейством Хагенштремов - отсутствует созидательное начало. Процветающий коммерсант Хагенштрем относится к жизни как потребитель, стремящийся любой ценой и средствами урвать кус пожирнее. Он и ему подобные по природе своей враждебны культуре. В своем романе Томас Манн поднимался до осуждения буржуазной практики как безнравственной. Легкомысленный Христиан Будденброк однажды высказал в обществе коммерсантов не очень оригинальное, но неожиданное в устах отпрыска купеческого рода суждение: "Собственно говоря, каждый коммерсант мошенник". Эта его реплика вызвала приступ бешеной ярости у Томаса Будденброка, свято стоявшего на защите добродетели собственного ремесла. Но когда он ощутил пустоту и бессодержательность своей деятельности, когда его личное счастье рухнуло и он потерял надежду увидеть в сыне продолжателя своего дела, когда он всерьез задумался о смысле жизни, то он понял с ошеломляющей ясностью правду, стоявшую за словами его неудачника-брата.

Писатель не принимал новую буржуазную действительность, складывавшуюся у него на глазах, - ни ее искусства, ни ее идеологии. Всему комплексу социальных явлений, связанных с империалистическим двадцатым веком, Манн противопоставил, как идеал и норму, бюргерскую культуру. Его описания устоявшегося бюргерского быта, упорядоченного и несуетливого, пропитаны теплом и напоминают своей поэтичностью толстовские описания быта русского дворянства. Разумеется, Будденброки - Томас Манн это подчеркивает - не могут олицетворять всю бюргерскую культуру: для этого они недостаточно интеллектуальны и слишком коммерсанты. Но пора расцвета бюргерства, совпадавшая с расцветом буржуазной демократии, рассматривалась писателем как вершина в духовном развитии человечества, и крушение бюргерского уклада жизни воспринималось Манном как закат всей культуры».

Вторым успехом Манна стал рассказ «Тонио Крегер», вошедший вместе с семью другими новеллами в сборник под названием «Тристан» (1903). В нем молодой писатель показал противоречия между искусством и буржуазной жизнью.

В 1905 году Манн женился на дочери мюнхенского профессора-математика, Кате Принсгейм, прошедшей вместе с мужем весь нелегкий жизненный путь. У них было шестеро детей, из которых половина - Эрика, Клаус, и Голо - стали писателями.

В 1907 году появляется единственная пьеса Манна «Флоренция». В уста героев пьесы писатель вкладывает собственные суждения о буржуазной действительности: «Оглянитесь вокруг: все дозволено, ничто уже не является позором. Нет такого злодейства, от которого у нас теперь еще становились бы волосы дыбом». В пьесе он отстаивал этическую ценность эстетического взгляда на жизнь не только для художника, но и для человека вообще.

Этой же теме посвящен и роман «Королевское высочество» (1909). Автор писал об этом произведении: «Полный намеков и ассоциаций анализ княжеского бытия как формального, вещного, абстрактного - одним словом, эстетского бытия и разрешение от бремени величества через любовь - вот содержание моего романа, который, не чуждый симпатии к любому виду "частных случаев", проповедует человечность».

Первую мировую войну Манн горячо приветствовал и отстаивал. Он выступил против пацифизма, общественных реформ и оказался противником своего брата, известного писателя Генриха Манна, сторонника демократических перемен. Но довольно скоро Томас отказался от своих ошибочных политических воззрений, и братья помирились.

В 1924 году вышел роман «Волшебная гора», ставший, по выражению Манна, «ключевым и поворотным пунктом» его творчества. Здесь писатель дал широчайшую картину борьбы идей своего времени. Этот роман Манн справедливо называл книгой «идейного отречения от многого, что было дорого, от многих опасных симпатий, волшебства и соблазна, к которым склонялась и склоняется европейская душа…», и подчеркивал, что цель его книги - «будущность».

Прошло почти тридцать лет со дня выхода в свет романа «Будденброки». За весь 1901 год было продано всего 100 экземпляров романа, однако тиражи росли год от года, и в 1929 году роман был выпущен общим тиражом в 1 млн. экземпляров.

В этом же году Нобелевский комитет вынес решение о присуждении Томасу Манну ежегодной премии в области литературы. В так называемой наградной формуле значилось: «Прежде всего за великий роман "Будденброки", который стал классикой современной жизни».

В 1933 году Манн совершает поездку по стране с чтением лекций и отрывков из собственных произведений. После чего обосновался в швейцарском городке Кюснахте на берегу Цюрихского озера. В этом же году вышел первый том тетралогии «Иосиф и его братья» («Былое Якова», 1933; «Юный Иосиф», 1934; «Иосиф в Египте», 1936; «Иосиф-кормилец», 1943). Это был протест писателя против антисемитизма и расизма: «Написать роман еврейского духа было своевременным, поскольку казалось несвоевременным».

В 1936 году, после лишения немецкого гражданства, Манн становится подданным Чехословакии. Еще через два года писатель эмигрировал в США. В 1944 году он принял американское гражданство. Из-за океана писатель вел антифашистские программы для немецких радиослушателей.

В 1947 году Манн опубликовал роман «Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом». В нем он изложил свое понимание эпохи нацизма отнюдь не как случайного явления, но как закономерного этапа в немецкой истории, подготовленного всем ее прежним ходом.

В 1952 году Манн возвратился в Швейцарию и поселился в городе Кильхберге. Через два года вышел последний роман писателя - «Приключения авантюриста Феликса Круля». Это сочинение о жизненном пути человека, «умеющего жить», сумевшего использовать сомнительные нормы буржуазного общества для блестящей карьеры. Его сомнительный облик стал отражением характера современного общества.

  • 79.

ТОМАС МАНН

Манн в статье «Бильзе и я» (1906) очень емко определил двуединый принцип своего творчества: «глубоко познавать и прекрасно воплощать».

Позднее в большом очерке «Парижский отчет» (1926) он писал о себе: «Я тоже "буржуа" - умники и всезнайки меня каждый день этим попрекают. Но понимание того, как в наши дни обстоит с историческим бытием буржуазии, уже означает отход от буржуазной формы существования и, пусть беглый, загляд в новое… Познав себя, никто уже не останется тем, кто он есть».

Пауль Томас Манн родился 6 июня 1875 года в Любеке. Он был вторым ребенком в семье Томаса Йохана Генриха Манна - местного торговца зерном и владельца судоходной компании со старинными ганзейскими традициями. Его мать, происходившая из креольской, бразильско-португальской семьи, была музыкально одаренным человеком. Она сыграла большую роль в воспитании Томаса и остальных четырех детей.

Еще учась в гимназии, Томас стал создателем и автором литературно-художественного и философского журнала «Весенняя гроза».

В 1891 году умер отец. Еще через два года семья продала фирму и покинула Любек. Вместе с матерью и сестрами Томас переехал в Мюнхен, где стал работать клерком в страховом агентстве. В 1895-1896 годах он учился в Высшей технической школе.

В 1896 году он отправился вместе со своим старшим братом Генрихом, пробовавшим тогда свои силы в живописи, в Италию. Там Томас начал писать рассказы, которые отправлял немецким издателям. Среди них был и С. Фишер, предложивший объединить эти рассказы в небольшой сборник. Благодаря Фишеру в 1898 году вышел в свет первый сборник рассказов Томаса «Маленький господин Фридеманн».

Вернувшись в Мюнхен в том же году, Томас работал редактором юмористического журнала «Симплициссимус». Здесь он сблизился с кружком немецкого поэта Ш. Георге. Но довольно скоро он понял, что с членами кружка, которые провозгласили себя наследниками немецкой культуры и исповедовали идеи декаданса, ему не по пути.

В 1899 году Манна призвали на годичную военную службу. А в 1901 году в издательстве С. Фишера вышел его роман «Будденброки», принадлежащий к жанру «семейного романа». Он принес Манну всемирную славу и Нобелевскую премию, но, главное, любовь и признательность миллионов людей.

Р.Г. Секачев пишет: «В этом романе, первом в серии социальных романов, Томас Манн затронул те проблемы, которые волновали его на протяжении всей жизни и которые продолжают волновать человечество: жизнь в своей материальности и духовная, интеллектуальная ее сторона, место художника в жизни, его обреченность и одиночество, ответственность таланта, процессы распада и перерождения буржуазного общества».

Взяв за основу историю собственной семьи и фирмы, основанной в 1760-х гг. его прапрадедом Зигмундом Манном, писатель создал эпическую хронику, показав типические черты развития бюргерства в XIX веке и создав тем самым материал для творческого осмысления проблем современной жизни, чему он, собственно говоря, посвятил все свои последующие произведения. Позднее Томас Манн писал, что в «Будденброках» он «создал широкое полотно, художественную и человеческую основу, на которую можно опираться при создании новой продукции».

Показывая четыре поколения Будденброков, писатель изобразил не только материальный, но и моральный упадок бюргерства. В романе типу бюргера противопоставлен тип художника, хотя предпочтение не отдается ни тому, ни другому.

Вот что пишет о романе Б. Сучков:

«Если старшие представители рода Будденброков, жившие во времена расцвета буржуазии, прочно стояли на ногах и считали свой густо настоенный на вековых традициях бюргерский быт нерушимой формой существования и успех сопутствовал им в делах, то их потомкам приходится отступать и гибнуть под ударами более ловких и бессовестных конкурентов. Типичные представители буржуазии перестали осознавать себя хозяевами жизни. Под их бытием время подвело черту, и роман закономерно завершало преисполненное драматизма описание смерти Ганно Будденброка, на котором оборвался старый бюргерский род и закончился цикл развития целого исторического периода. Эта мысль является высоким достижением реализма Томаса Манна. Писатель понимал, что у пришедших на смену патриархальному бюргерству новых рыцарей дебета и кредита - в романе этот тип предпринимателей представлен семейством Хагенштремов - отсутствует созидательное начало. Процветающий коммерсант Хагенштрем относится к жизни как потребитель, стремящийся любой ценой и средствами урвать кус пожирнее. Он и ему подобные по природе своей враждебны культуре. В своем романе Томас Манн поднимался до осуждения буржуазной практики как безнравственной. Легкомысленный Христиан Будденброк однажды высказал в обществе коммерсантов не очень оригинальное, но неожиданное в устах отпрыска купеческого рода суждение: "Собственно говоря, каждый коммерсант мошенник". Эта его реплика вызвала приступ бешеной ярости у Томаса Будденброка, свято стоявшего на защите добродетели собственного ремесла. Но когда он ощутил пустоту и бессодержательность своей деятельности, когда его личное счастье рухнуло и он потерял надежду увидеть в сыне продолжателя своего дела, когда он всерьез задумался о смысле жизни, то он понял с ошеломляющей ясностью правду, стоявшую за словами его неудачника-брата.

Писатель не принимал новую буржуазную действительность, складывавшуюся у него на глазах, - ни ее искусства, ни ее идеологии. Всему комплексу социальных явлений, связанных с империалистическим двадцатым веком, Манн противопоставил, как идеал и норму, бюргерскую культуру. Его описания устоявшегося бюргерского быта, упорядоченного и несуетливого, пропитаны теплом и напоминают своей поэтичностью толстовские описания быта русского дворянства. Разумеется, Будденброки - Томас Манн это подчеркивает - не могут олицетворять всю бюргерскую культуру: для этого они недостаточно интеллектуальны и слишком коммерсанты. Но пора расцвета бюргерства, совпадавшая с расцветом буржуазной демократии, рассматривалась писателем как вершина в духовном развитии человечества, и крушение бюргерского уклада жизни воспринималось Манном как закат всей культуры».

Вторым успехом Манна стал рассказ «Тонио Крегер», вошедший вместе с семью другими новеллами в сборник под названием «Тристан» (1903). В нем молодой писатель показал противоречия между искусством и буржуазной жизнью.

В 1905 году Манн женился на дочери мюнхенского профессора-математика, Кате Принсгейм, прошедшей вместе с мужем весь нелегкий жизненный путь. У них было шестеро детей, из которых половина - Эрика, Клаус, и Голо - стали писателями.

В 1907 году появляется единственная пьеса Манна «Флоренция». В уста героев пьесы писатель вкладывает собственные суждения о буржуазной действительности: «Оглянитесь вокруг: все дозволено, ничто уже не является позором. Нет такого злодейства, от которого у нас теперь еще становились бы волосы дыбом». В пьесе он отстаивал этическую ценность эстетического взгляда на жизнь не только для художника, но и для человека вообще.

Этой же теме посвящен и роман «Королевское высочество» (1909). Автор писал об этом произведении: «Полный намеков и ассоциаций анализ княжеского бытия как формального, вещного, абстрактного - одним словом, эстетского бытия и разрешение от бремени величества через любовь - вот содержание моего романа, который, не чуждый симпатии к любому виду "частных случаев", проповедует человечность».

Первую мировую войну Манн горячо приветствовал и отстаивал. Он выступил против пацифизма, общественных реформ и оказался противником своего брата, известного писателя Генриха Манна, сторонника демократических перемен. Но довольно скоро Томас отказался от своих ошибочных политических воззрений, и братья помирились.

В 1924 году вышел роман «Волшебная гора», ставший, по выражению Манна, «ключевым и поворотным пунктом» его творчества. Здесь писатель дал широчайшую картину борьбы идей своего времени. Этот роман Манн справедливо называл книгой «идейного отречения от многого, что было дорого, от многих опасных симпатий, волшебства и соблазна, к которым склонялась и склоняется европейская душа…», и подчеркивал, что цель его книги - «будущность».

Прошло почти тридцать лет со дня выхода в свет романа «Будденброки». За весь 1901 год было продано всего 100 экземпляров романа, однако тиражи росли год от года, и в 1929 году роман был выпущен общим тиражом в 1 млн. экземпляров.

В этом же году Нобелевский комитет вынес решение о присуждении Томасу Манну ежегодной премии в области литературы. В так называемой наградной формуле значилось: «Прежде всего за великий роман "Будденброки", который стал классикой современной жизни».

В 1933 году Манн совершает поездку по стране с чтением лекций и отрывков из собственных произведений. После чего обосновался в швейцарском городке Кюснахте на берегу Цюрихского озера. В этом же году вышел первый том тетралогии «Иосиф и его братья» («Былое Якова», 1933; «Юный Иосиф», 1934; «Иосиф в Египте», 1936; «Иосиф-кормилец», 1943). Это был протест писателя против антисемитизма и расизма: «Написать роман еврейского духа было своевременным, поскольку казалось несвоевременным».

В 1936 году, после лишения немецкого гражданства, Манн становится подданным Чехословакии. Еще через два года писатель эмигрировал в США. В 1944 году он принял американское гражданство. Из-за океана писатель вел антифашистские программы для немецких радиослушателей.

В 1947 году Манн опубликовал роман «Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом». В нем он изложил свое понимание эпохи нацизма отнюдь не как случайного явления, но как закономерного этапа в немецкой истории, подготовленного всем ее прежним ходом.

В 1952 году Манн возвратился в Швейцарию и поселился в городе Кильхберге. Через два года вышел последний роман писателя - «Приключения авантюриста Феликса Круля». Это сочинение о жизненном пути человека, «умеющего жить», сумевшего использовать сомнительные нормы буржуазного общества для блестящей карьеры. Его сомнительный облик стал отражением характера современного общества.

Из книги 100 великих нобелевских лауреатов автора Мусский Сергей Анатольевич

ТОМАС МАНН (1875- 1955)Манн в статье «Бильзе и я» (1906) очень емко определил двуединый принцип своего творчества: «глубоко познавать и прекрасно воплощать».Позднее в большом очерке «Парижский отчет» (1926) он писал о себе: «Я тоже "буржуа" - умники и всезнайки меня каждый день этим

Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора

Томас МАНН (1875–1955) немецкий писатель Нет ничего более негигиеничного, чем жизнь. * * * Писатель - это человек, которому писать труднее, чем остальным людям. * * * Война - всего лишь трусливое бегство от проблем мирного времени. * * * Где я, там и

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Манн Генрих Манн (Mann) Генрих (27.3.1871, Любек, - 12. 3. 1950, Санта-Моника, Калифорния), немецкий писатель и общественный деятель. Брат Т. Манна. Родился в старинной бюргерской семье, учился в Берлинском университете. При Веймарской республике был членом (с 1926), затем председателем

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Манн Том Манн (Mann) Том (15.4.1856, Фолсхилл, графство Уорикшир, - 13.3.1941, Грассингтон, графство Йоркшир), деятель рабочего движения Великобритании. В 1866-70 работал в шахтах, с 1870 рабочий-металлист. Активный деятель Социал-демократической федерации (основана в 1884). Один из

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

Манн Томас Манн (Mann) Томас (6.6. 1875, Любек, - 12.8.1955, Цюрих), немецкий писатель. Брат Г. Манна. Родился в старинной бюргерской семье. Известность принёс М. уже первый роман «Будденброки» (т. 1-2, 1901) - обширное повествование о судьбе четырёх поколений любекского патрицианского

Из книги 100 великих писателей автора Иванов Геннадий Викторович

Манн Хорас Манн (Mann) Хорас (4.5.1796, Франклин, штат Массачусетс, - 2.8.1859, Иеллоу-Спрингс, штат Огайо), американский педагог и общественный деятель. В 1823-1837 занимался адвокатской практикой. В 1837-48 возглавлял созданное по его инициативе Бюро по делам образования штата

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

Хорас Манн (1796-1859 гг.) педагог, общественный деятель Гений может положить начало; довершить дело должен терпеливый

Из книги 10000 афоризмов великих мудрецов автора Автор неизвестен

МАНН Томас (Mann, Thomas, 1875-1955), немецкий писатель 116 Воинствующий гуманизм.«Внимание, Европа!», послание, оглашенное на сессии комитета «Интеллектуальное сотрудничество» в Ницце (апр. 1935) «Во всяком гуманизме заложен элемент слабости, который связан с его презрением к

Из книги Зарубежная литература XX века. Книга 2 автора Новиков Владимир Иванович

Томас Манн (1875–1955) Мировую литературу XX века невозможно представить без имени великого немецкого писателя Томаса Манна. Его лучшие романы и новеллы принадлежат к высочайшим художественным достижениям.Критики, особенно советские, отмечали недостаточную социальную

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

МАНН Томас Томас Манн (1875–1955) – немецкий писатель и филантроп, лауреат Нобелевской премии по литературе (1929), брат Генриха Манна.* * * Веди счет каждому дню, учитывай каждую потраченную минуту! Время – единственное богатство, в расходовании которого похвальна

Из книги Кабинет доктора Либидо. Том V (Л – М) автора Сосновский Александр Васильевич

Генрих Манн 1871–1950 гг. Писатель и общественный деятель, старший брат Томаса Манна. В назидания пускаются обычно бесчестные люди.Война - всего лишь трусливое бегство от проблем мирного времени.Земное назначение человека - быть разумным и храбрым, свободным, имущим и

Из книги автора

Томас Манн 1875–1955 гг. Писатель, эссеист, мастер эпического романа, лауреат Нобелевской премии по литературе, брат Генриха Манна. Веди счет каждому дню, учитывай каждую потраченную минуту! Время - единственное, где скаредность похвальна.Во имя добра и любви человек не

Из книги автора

Томас Манн (Thomas Mann)

Из книги автора

МАНН, Томас (Mann, Thomas, 1875–1955), немецкий писатель 149 Во всяком гуманизме заложен элемент слабости, который связан с его презрением к фанатизму, с его терпимостью и его любовью к сомнению. <…> Воинствующий гуманизм – вот что нужно сегодня <…>. «Внимание,

Томас Манн является самым знаменитым представителем писательского рода Маннов. Выдающийся немецкий прозаик, автор «Будденброков», «Смерти в Венеции», «Марио и волшебника», нобелевский лауреат 1929 года прожил восемь десятков лет, сменил несколько идеологий, вырастил троих талантливых литераторов и навечно вписал свое имя на скрижалях истории мировой культуры.

Немецкий род Маннов всегда был на слуху. В XIX веке они славились как успешные купцы, сенаторы, настоящие короли родного города. В ХХ веке о Маннах заговорили как о выдающихся литераторах. Активно печатался старший Генрих (автор романов «В одной семье», «Империя», «Молодые годы короля Генриха IV»), купался в лаврах всемирной славы Томас Манн, успешно публиковались его дети Клаус, Голо и Эрика. Чем бы не занимались эти люди, они всегда добивались успеха. Так что прозаика Томаса Манна можно по праву называть лучшим из лучших.

Его отец Томас Йоханн Генрих Манн был очень богатым предпринимателем, владельцем нескольких производств, активным общественно-политическим деятелем, занимающим высокую должность в сенате. Как пишет биограф и переводчик прозаика Соломон Апт, Йохан был «не просто известным коммерсантом и уважаемым отцом семейства, а одним из самых известных и уважаемых горожан, тем, кого называют отцами города».

Это был сухой практичный человек. Он видел своих сыновей Генриха, Томаса и Виктора достойными продолжателями дела вековой фирмы, которая была создана еще его отцом. Однако дети не выказывали стремления к предпринимательству. Старший Генрих увлекался литературой, что провоцировало постоянные ссоры с отцом. О волнениях главы семейства в отношении наследника свидетельствует строчка в завещании: «Я прошу моего брата оказывать влияние на моего старшего сына, чтобы он не вступил на неверный путь, который приведет его к несчастью». Здесь Йоханн подразумевает литературный путь. Поскольку старший сын уже тогда внушал беспокойства, особые надежды возлагались на среднего Томаса.

Вскоре после написания завещания сенатор Манн скончался от рака. Фирма была продана и многочисленное семейство вполне успешно зажило на солидные проценты от предприятия. Действительность предвосхитила опасения умирающего отца. Генрих в самом деле сделался писателем, но еще больших успехов на этом поприще добился любимый Томас. И даже дочери Юлия и Карла оказались далеки от отцовской практичности. Младшая Карла пошла в актрисы. Из-за неудач на сцене и в личной жизни она покончила с собой в 29 лет. Неуравновешенная, переживательная Юлия также самостоятельно свела счеты с жизнью двумя десятилетиями позже.

О вырождении буржуазного общества на примере упадка собственной патриархальной семьи Томас Манн напишет в романе «Будденброки». Опубликованное на заре его творческой карьеры, это произведение принесло Манну всемирную известность и Нобелевскую премию по литературе.

Холеное детство и беззаботная юность

История Пауля Томаса Манна начинается в Любеке (Германия) в 1875 году. «Детство у меня было счастливое, холеное», – вспомнит впоследствии писатель. Оно началось в старинном доме его бабушки на узкой булыжной улице и продолжилось в элегантном особняке, который Йоханн выстроил для своего растущего семейства.

У Томаса были все игрушки, о которых только мог мечтать его маленький современник. О некоторых из них (кукольном театре, лошадке-качалке Ахилле) писатель вспомнит в своих произведениях. Но зачастую юному Манну игрушки были абсолютно не нужны, ведь больше всего на свете он любил выдумывать. Например, однажды утром он просыпался и представлял себя наследным принцем далекой державы. Целый день мальчик вел себя надменно и сдержанно, как подобает августейшей особе, радуясь в душе, что никто из окружающих не догадывается о его секрете.

Школу с ее учителями-диктаторами, шумными одноклассниками, бездумной зубрежкой Томас невзлюбил. Тем более что она отвлекала его от горячо любимого дома. Такая же участь постигла гимназию – Манн несколько раз оставался на второй год, так и не получив аттестата об окончании учебного заведения. Принципиально важно понимать, что его тяготила не учеба, а затхлый дух казенщины и муштры, что царил в гимназии «Катаринеум», однобокий процесс обучения, тупость и обывательская ограниченность многих преподавателей, не исключая директора учебного заведения.

Будущее гимназисту Манну рисовалось весьма туманно. Он собирался покинуть Любек, отправиться путешествовать, поразмышлять, отправиться на свойственные для «золотой молодежи» поиски себя. Но все изменилось, когда в его жизнь ворвалась музыка Вагнера.

В 1882 году Томас Манн попадает на концерт, где играют музыку Рихарда Вагнера. Именно она стала той движущей силой, которая разбудила литературный талант будущего прозаика. Теперь юный Томас знает – он будет писать!

Манн не томится в ожидании музы, а начинает действовать. Уже на пятом курсе гимназии вместе с товарищами Манн издает литературный журнал «Весенняя гроза», где молодые редакторы публиковали собственные прозаические, поэтические и критические творения. Когда «Гроза» прекратила свое непродолжительное существование, Манн начинает печататься на страницах периодического издания «Двадцатый век», которым руководил его брат Генрих.

Несколько проб пера, подписанных псевдонимом Пауль Томас, небольшой сборник рассказов – и Манн издает монументальный труд – роман «Будденброки». Произведение было начато в 1896 году. На его создание ушло 5 лет. В 1901 году, когда «Будденброки» с подзаголовком «История гибели одного семейства» стали доступны широкой публике, о Томасе Манне заговорили как о выдающемся писателе современности.

Практически через 30 лет, в 1929 году, «Будденброки» стали главным основанием для присуждения писателю Нобелевской премии по литературе. В формулировке нобелевского комитета говорилось: «Прежде всего за великий роман «Будденброки», что стал классикой современной литературы, популярность которого неизменно растет».

В начале Первой мировой войны семейство Маннов (в 1905-м Томас женился на профессорской дочке Кате Прингсгейм) входило в высшие круги немецкой буржуазии. Это обусловило тот факт, что на первых порах писатель придерживался консервативных взглядов и не разделял пацифизма многих деятелей культуры, о чем публично заявил в сборнике философско-публицистических статей «Размышления аполитичного».

Принципиально важно понимать, что Манн поддерживал Германию, а не нацизм. Писатель ратовал за сохранение национальной самобытности европейских культур, в первую очередь немецкой – горячо любимой его сердцу с раннего детства. Ему был крайне неприятен повсеместно навязываемый повсеместно «американский образ жизни». Антанта, таким образом, становится для писателя своеобразным синонимом литературы, культуры, цивилизации.

Со временем, когда нацизм показал свое черное лицо, а любимая страна по локоть опустила руки в кровь невинных жертв, Томас Манн больше не мог ни под каким предлогом оправдывать действия Германии. В 1930 году он произносит публичную антифашистскую речь «Призыв к разуму», в которой резко критикует нацизм и поощряет сопротивление рабочий класс и либералов. Речь не могла пройти не замеченной. Оставаться в Германии больше не представлялось возможным. К счастью, семейству Маннов позволили эмигрировать. В 1933 году Манн с женой и детьми переселяется в Цюрих.

В эмиграции: Швейцария, США, Швейцария

Эмиграция не сломила духа Томаса Манна, ведь у него оставалась огромная привилегия – он продолжает писать и публиковаться на родном языке. Так, в Цюрихе Манн дорабатывает и публикует мифологическую тетралогию «Иосиф и его братья». В 1939-м выходит роман «Лота в Веймаре» – художественная стилизация фрагмента биографии Иоганна Вольфганга Гете, а именно его романтической привязанности к Лотте (Шарлотте Буфф), ставшей прототипом женского образа «Страданий юного Вертера».

В 1947 году был опубликован «Доктор Фаустус», рассказывающий о композиторе Адриане Леверкюне, который создал из своей жизни стилизацию под средневековую историю о докторе Фаусте, что продал душу Мефистофелю. Вымышленный мир Леверкюна переплетается с реалиями современной действительности – фашистской Германией, которую отравляют идеи нацизма.

Расплата за инакомыслие

Манну так и не удалось вернуться на родину. Нацисты лишили все его семейство немецкого гражданства. С тех пор писатель бывает в Германии наездами в качестве лектора, журналиста, литконсультанта. С 1938 года по приглашению руководства Принстонского университета Манн переезжает в США, где занимается преподавательской и писательской деятельностью.

В 50-е годы прозаик возвращается в Швейцарию. Манн пишет до самой смерти. Его закатными произведениями стали новелла «Черный лебедь» и роман «Признания авантюриста Феликса Круля».

Гомоэротизм как репрезентация однополой любви был характерен для ряда произведений Томаса Манна. Самым ярким примером является новелла «Смерть в Венеции», написанная в 1912 году. В новелле препарируется внезапно вспыхнувшее чувство писателя Густава фон Ашенбаха к четырнадцатилетнему мальчику Тадзио.

Скандальная слава «Смерти в Венеции» обусловила повышенное внимание к частной жизни Томаса Манна. Примерный семьянин, отец шестерых детей, никак не компрометировал себя на публике. Путь к душевным тайнам Манна лежал через его дневники, которые писатель исправно вел на протяжении всей жизни. Записи несколько раз подвергались уничтожению, а затем немедленно восстанавливались, были утеряны во время неожиданной эмиграции, но через судебный процесс возвращены законному владельцу.

После смерти писателя его душевные треволнения были неоднократно проанализированы. Стало известно о его первых невинных страстях, интимной привязанности к школьному приятелю Вилльри Тимпе (его подарок – простой деревянный карандаш – Манн хранил всю жизнь), юношеском романе с художником Паулем Эренбергом. По словам Гомо Манна (сына писателя), гомосексуализм отца никогда не опускался ниже пояса. Зато богатые душевные переживания порождали образы его новелл и романов.

Еще одним значимым трудом Томаса Манна является роман “Смерть в Венеции” , дискуссии и споры о котором все еще не умолкают в среде критиков и простых читателей.

Несомненно, еще одной уникальной книгой есть роман Манна “Волшебная гора” , в котором автор изобразил жизнь людей, проходящих лечение в горном санатории, и не желающих вникать в события, происходящие за стенами больницы.

Манн, в самом деле, умел чувствовать больше и тоньше. Без этого умения не было бы поэтичных мужских образов Ганса Касторпа из «Волшебной горы», Руди Швердтфергера из «Доктора Фаустуса», Густава Ашенбаха из «Смерти в Венеции» и многих других. Копание в источниках вдохновения – бесславный удел современников, воспевание его плодов – достойная привилегия потомков.

Биография немецкого прозаика Томаса Манна


Манн в статье «Бильзе и я» (1906) очень емко определил двуединый принцип своего творчества: «глубоко познавать и прекрасно воплощать».

Позднее в большом очерке «Парижский отчет» (1926) он писал о себе: «Я тоже "буржуа" - умники и всезнайки меня каждый день этим попрекают. Но понимание того, как в наши дни обстоит с историческим бытием буржуазии, уже означает отход от буржуазной формы существования и, пусть беглый, загляд в новое… Познав себя, никто уже не останется тем, кто он есть».

Пауль Томас Манн родился 6 июня 1875 года в Любеке. Он был вторым ребенком в семье Томаса Йохана Генриха Манна - местного торговца зерном и владельца судоходной компании со старинными ганзейскими традициями. Его мать, происходившая из креольской, бразильско-португальской семьи, была музыкально одаренным человеком. Она сыграла большую роль в воспитании Томаса и остальных четырех детей.

Еще учась в гимназии, Томас стал создателем и автором литературно-художественного и философского журнала «Весенняя гроза».

В 1891 году умер отец. Еще через два года семья продала фирму и покинула Любек. Вместе с матерью и сестрами Томас переехал в Мюнхен, где стал работать клерком в страховом агентстве. В 1895–1896 годах он учился в Высшей технической школе.

В 1896 году он отправился вместе со своим старшим братом Генрихом, пробовавшим тогда свои силы в живописи, в Италию. Там Томас начал писать рассказы, которые отправлял немецким издателям. Среди них был и С. Фишер, предложивший объединить эти рассказы в небольшой сборник. Благодаря Фишеру в 1898 году вышел в свет первый сборник рассказов Томаса «Маленький господин Фридеманн».

Вернувшись в Мюнхен в том же году, Томас работал редактором юмористического журнала «Симплициссимус». Здесь он сблизился с кружком немецкого поэта Ш. Георге. Но довольно скоро он понял, что с членами кружка, которые провозгласили себя наследниками немецкой культуры и исповедовали идеи декаданса, ему не по пути.

В 1899 году Манна призвали на годичную военную службу. А в 1901 году в издательстве С. Фишера вышел его роман «Будденброки», принадлежащий к жанру «семейного романа». Он принес Манну всемирную славу и Нобелевскую премию, но, главное, любовь и признательность миллионов людей.

Р.Г. Секачев пишет: «В этом романе, первом в серии социальных романов, Томас Манн затронул те проблемы, которые волновали его на протяжении всей жизни и которые продолжают волновать человечество: жизнь в своей материальности и духовная, интеллектуальная ее сторона, место художника в жизни, его обреченность и одиночество, ответственность таланта, процессы распада и перерождения буржуазного общества».

Взяв за основу историю собственной семьи и фирмы, основанной в 1760-х гг. его прапрадедом Зигмундом Манном, писатель создал эпическую хронику, показав типические черты развития бюргерства в XIX веке и создав тем самым материал для творческого осмысления проблем современной жизни, чему он, собственно говоря, посвятил все свои последующие произведения. Позднее Томас Манн писал, что в «Будденброках» он «создал широкое полотно, художественную и человеческую основу, на которую можно опираться при создании новой продукции».

Показывая четыре поколения Будденброков, писатель изобразил не только материальный, но и моральный упадок бюргерства. В романе типу бюргера противопоставлен тип художника, хотя предпочтение не отдается ни тому, ни другому.

Вот что пишет о романе Б. Сучков:

«Если старшие представители рода Будденброков, жившие во времена расцвета буржуазии, прочно стояли на ногах и считали свой густо настоенный на вековых традициях бюргерский быт нерушимой формой существования и успех сопутствовал им в делах, то их потомкам приходится отступать и гибнуть под ударами более ловких и бессовестных конкурентов. Типичные представители буржуазии перестали осознавать себя хозяевами жизни. Под их бытием время подвело черту, и роман закономерно завершало преисполненное драматизма описание смерти Ганно Будденброка, на котором оборвался старый бюргерский род и закончился цикл развития целого исторического периода. Эта мысль является высоким достижением реализма Томаса Манна. Писатель понимал, что у пришедших на смену патриархальному бюргерству новых рыцарей дебета и кредита - в романе этот тип предпринимателей представлен семейством Хагенштремов - отсутствует созидательное начало. Процветающий коммерсант Хагенштрем относится к жизни как потребитель, стремящийся любой ценой и средствами урвать кус пожирнее. Он и ему подобные по природе своей враждебны культуре. В своем романе Томас Манн поднимался до осуждения буржуазной практики как безнравственной. Легкомысленный Христиан Будденброк однажды высказал в обществе коммерсантов не очень оригинальное, но неожиданное в устах отпрыска купеческого рода суждение: "Собственно говоря, каждый коммерсант мошенник". Эта его реплика вызвала приступ бешеной ярости у Томаса Будденброка, свято стоявшего на защите добродетели собственного ремесла. Но когда он ощутил пустоту и бессодержательность своей деятельности, когда его личное счастье рухнуло и он потерял надежду увидеть в сыне продолжателя своего дела, когда он всерьез задумался о смысле жизни, то он понял с ошеломляющей ясностью правду, стоявшую за словами его неудачника-брата.

Писатель не принимал новую буржуазную действительность, складывавшуюся у него на глазах, - ни ее искусства, ни ее идеологии. Всему комплексу социальных явлений, связанных с империалистическим двадцатым веком, Манн противопоставил, как идеал и норму, бюргерскую культуру. Его описания устоявшегося бюргерского быта, упорядоченного и несуетливого, пропитаны теплом и напоминают своей поэтичностью толстовские описания быта русского дворянства. Разумеется, Будденброки - Томас Манн это подчеркивает - не могут олицетворять всю бюргерскую культуру: для этого они недостаточно интеллектуальны и слишком коммерсанты. Но пора расцвета бюргерства, совпадавшая с расцветом буржуазной демократии, рассматривалась писателем как вершина в духовном развитии человечества, и крушение бюргерского уклада жизни воспринималось Манном как закат всей культуры».

Вторым успехом Манна стал рассказ «Тонио Крегер», вошедший вместе с семью другими новеллами в сборник под названием «Тристан» (1903). В нем молодой писатель показал противоречия между искусством и буржуазной жизнью.

В 1905 году Манн женился на дочери мюнхенского профессора-математика, Кате Принсгейм, прошедшей вместе с мужем весь нелегкий жизненный путь. У них было шестеро детей, из которых половина - Эрика, Клаус, и Голо - стали писателями.

В 1907 году появляется единственная пьеса Манна «Флоренция». В уста героев пьесы писатель вкладывает собственные суждения о буржуазной действительности: «Оглянитесь вокруг: все дозволено, ничто уже не является позором. Нет такого злодейства, от которого у нас теперь еще становились бы волосы дыбом». В пьесе он отстаивал этическую ценность эстетического взгляда на жизнь не только для художника, но и для человека вообще.

Этой же теме посвящен и роман «Королевское высочество» (1909). Автор писал об этом произведении: «Полный намеков и ассоциаций анализ княжеского бытия как формального, вещного, абстрактного - одним словом, эстетского бытия и разрешение от бремени величества через любовь - вот содержание моего романа, который, не чуждый симпатии к любому виду "частных случаев", проповедует человечность».

Первую мировую войну Манн горячо приветствовал и отстаивал. Он выступил против пацифизма, общественных реформ и оказался противником своего брата, известного писателя Генриха Манна, сторонника демократических перемен. Но довольно скоро Томас отказался от своих ошибочных политических воззрений, и братья помирились.

В 1924 году вышел роман «Волшебная гора», ставший, по выражению Манна, «ключевым и поворотным пунктом» его творчества. Здесь писатель дал широчайшую картину борьбы идей своего времени. Этот роман Манн справедливо называл книгой «идейного отречения от многого, что было дорого, от многих опасных симпатий, волшебства и соблазна, к которым склонялась и склоняется европейская душа…», и подчеркивал, что цель его книги - «будущность».

Прошло почти тридцать лет со дня выхода в свет романа «Будденброки». За весь 1901 год было продано всего 100 экземпляров романа, однако тиражи росли год от года, и в 1929 году роман был выпущен общим тиражом в 1 млн. экземпляров.

В этом же году Нобелевский комитет вынес решение о присуждении Томасу Манну ежегодной премии в области литературы. В так называемой наградной формуле значилось: «Прежде всего за великий роман "Будденброки", который стал классикой современной жизни».

В 1933 году Манн совершает поездку по стране с чтением лекций и отрывков из собственных произведений. После чего обосновался в швейцарском городке Кюснахте на берегу Цюрихского озера. В этом же году вышел первый том тетралогии «Иосиф и его братья» («Былое Якова», 1933; «Юный Иосиф», 1934; «Иосиф в Египте», 1936; «Иосиф-кормилец», 1943). Это был протест писателя против антисемитизма и расизма: «Написать роман еврейского духа было своевременным, поскольку казалось несвоевременным».

В 1936 году, после лишения немецкого гражданства, Манн становится подданным Чехословакии. Еще через два года писатель эмигрировал в США. В 1944 году он принял американское гражданство. Из-за океана писатель вел антифашистские программы для немецких радиослушателей.

В 1947 году Манн опубликовал роман «Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом». В нем он изложил свое понимание эпохи нацизма отнюдь не как случайного явления, но как закономерного этапа в немецкой истории, подготовленного всем ее прежним ходом.

В 1952 году Манн возвратился в Швейцарию и поселился в городе Кильхберге. Через два года вышел последний роман писателя - «Приключения авантюриста Феликса Круля». Это сочинение о жизненном пути человека, «умеющего жить», сумевшего использовать сомнительные нормы буржуазного общества для блестящей карьеры. Его сомнительный облик стал отражением характера современного общества.