Сербская литература XVIII в.: тематика и особенности. Сербская литература: Доклад по Литература

А. Добровольский

Первые зачатки С. л. относятся к концу XII и началу XIII в. (так наз. «Евангелие Мирослава» и пр. памятники). Эта и почти вся последующая средневековая С. л. носит церковный характер. Это - евангелия, требники, каноны, жития святых и апокрифы. Немного более широкой известностью среди этих памятников - а их около 2 000 - пользуется только «Кодекс царя Душана» (Душанов законик) XIV в. как важный исторический памятник. Есть среди этих памятников и ряд средневековых романов, совершенно неоригинальных, напр. роман об Александре Македонском. На переходе от средних к новым векам сербское государство погибает, сербский господствующий класс («властела») переходит в магометанство и денационализируется. Литературное дело с XV-XVIII вв. культивируется только в монастырях и продолжает обслуживать исключительно потребности церкви. Но зато получает громадное развитие фольклор, особенно эпос, прославляющий древних сербских царей (царь Лазарь и пр.), героев (Кралевич Марко, Милош Обилич и пр.) и «гайдуков», гибель сербского государства в битве на Коссове и т. п. Исследования показали, что большинство этих сербских народных песен возникло значительно позже (спустя 200 л.) после гибели сербского государства, когда турецкий гнет стал невыносимо усиливаться, так что гибель национального государства стала восприниматься как потеря свободы вообще, хотя крепостные отношения существовали у сербов и до прихода турок. Воспетая в эпосе борьба сербских крестьян против феодального гнета турецких помещиков и турецких властей имеет религиозно-национальную окраску, но в нем можно встретить и ряд моментов, где эта борьба отчетливо воспринимается как классовая борьба («Бунт против дахий» - «Буна на дахије», песни о гайдуке «Старце Вуядине»). Художественная ценность сербского эпоса очень высока, хотя часто она преувеличивалась сравнением с песнями «Илиады» и пр. Собирателем сербского фольклора явился живший в первой половине XIX в. Вук Стефанович Караджич (1787-1864).

С. л. в собственном смысле возникла лишь в XVIII в. среди сербской буржуазии (гл. обр. торговцев), развившейся в условиях эмиграции сербов, поселившихся в южной Венгрии. Она окрепла в значительной степени благодаря покровительству австрийского императора Иосифа II. Более раннюю дубровницкую литературу следует отнести как по языку, так и по ее историческим судьбам к одному из исторических периодов хорватской литературы. Вначале она, так же как и средневековая собственно сербская, является скорее «письменностью», чем литературой. Язык ранней сербской письменности - не сербский народный, а так наз. «славяносербский» - смесь из русского, сербского народного и церковно-славянского языков. Эта литература находилась под сильным русским влиянием, т. к. сербские священники, почти единственные грамотные люди в это время, учились в России или имели русских учителей. Еще Петр I прислал сербам первого учителя словесности М. Т. Суворова - это были первые литературные зачатки панславистской политики царской России по отношению к сербам, политики, конкретно являвшейся в данном случае маневром против Австрии и Турции. Из литературных памятников XVIII в. можно упомянуть «Славяно-сербскую хронику» графа Георгия Бранковича (1645-1711) и сочинения Захария Стефановича-Орфелина (1726-1785) - «Житие Петра Великого» и пр. К концу XVIII в. (1791) появилась в Вене первая сербская газ. «Сербские Новини». К концу XVIII в. в связи с развитием класса сербской буржуазии и тягой к созданию национально независимого государства пробуждается стремление к. организации сербского литературного яз. из элементов сербской же народной речи. Конечно этот язык был еще весьма мало разработан и отражал идеологию класса, бывшего его основным организатором - класса сербской буржуазии эпохи разложения феодализма и назревания капиталистических отношений в специфических исторических условиях борьбы с турецким феодальным гнетом. Первым писателем на народном сербском языке, хотя и порядочно засоренном «славяно-сербщиной», был Досифей Обрадович (1742-1811) - пионер господствовавших в это время на Западе просветительских идей среди сербов. Главные его сочинения: «Живот и приключения» (1783) и «Басни» (1788). Эпоху Обрадовича так и принято называть «эпохой рационализма». Она была литературной предвестницей и спутницей борьбы сербов против турецкого феодального гнета в начале XIX в.

В первой половине XIX в. в связи с некоторыми успехами в этой борьбе, частичным освобождением Сербии от турок и дальнейшим прогрессом в среде сербской буржуазии в пределах капитализировавшейся Австрии происходит выделение художественной литературы из словесности вообще. Появляется ряд писателей, поэтов и романистов, писавших отчасти на народном, отчасти на «славяно-сербском» языке; но их сочинения (напр. стихи Лукияна Мушицкого (1777-1837) или романы Милована Видаковича (1780-1841)) давно устарели и имеют лишь исторический интерес. Исключение составляет живший в то же время (1813-1851) черногорский епископ и глава государства Петр Петрович Негош, автор знаменитой поэмы «Горский Вијенац», одного из лучших произведений С. л., в котором дается описание жизни и быта черногорцев. В это же время жил и подвизался известный среди славистов реформатор сербского языка и письма Вук Стефанович Караджич. Крупнейшим его литературным делом было собирание сербских народных песен. Эпоха революции 1848 и ликвидации основ феодализма в Европе является эпохой, когда реформаторские идеи Караджича в области языка получили всеобщее признание (около 1840-1860). Аналогично подобным же явлениям на заре капиталистического развития в Европе и в С. л. широко развиваются поэзия и проза в стилевых формах романтизма, отвечавших запросам тяги к буржуазному перерождению сербских писательских кругов. Крупнейшими писателями такого типа были поэты: Бранко Радичевич (1824-1853) - жизнерадостный лирик; Змай-Йован Йованович (1833-1904) - образованнейший писатель этого времени, очень плодовитый, с широким кругозором, сумевший дать и прекрасные песенки для детей, и политическую сатиру, и воспеть идеалы во вкусе национально-демократического миросозерцания, и, что интереснее всего, Парижскую коммуну; Гюра Якшич (1832-1878) - романтик, поэт большой силы (но в прозе очень слаб); отчасти Лаза Костич (1841-1910) - поэт и драматург; Йован Илич и пр. Из писателей-прозаиков ни один не достиг такого всеобщего признания, как первые три из поэтов. Несколько выделяются Стефан Митров Любиша (1824-1878) и М. Г. Миличевич (1831-1898), давшие в своих произведениях интересный фольклористический и лингвистический материал, а также М. П. Шапчанин. Как драматурги известны К. Трифкович (1848-1875), а еще больше его предшественник Йован Стерия Попович, сатира которого «Годолюбци», изобличающая мелкобуржуазный патриотизм, актуальна и по сей день. В эпоху романтизма в С. л., в частности в поэзии, сильна еще тематика и художественные приемы фольклора, но проникают и влияния Запада. Однако влияние западной литературы чрезвычайно слабо по сравнению с фольклорной стихией. В революции 1848 сербы вместе со своими литераторами играли контрреволюционную роль, что тоже привело к усилению национальной замкнутости и в литературе. Во второй половине XIX в., наоборот, в связи с ростом капиталистической буржуазии, развитием более широких связей с иностранным рынком меняются и общие идеологические установки в сербском литературном процессе. В 70-80-х гг. XIX в. широко развивается буржуазно-реалистическая литература, которая уже не отгораживается от «гнилого Запада», а приобщается к нему и учится у него. Сербия, ставшая к этому времени политически независимой страной, притягивает к себе культурные силы тех частей сербского народа, которые жили в Австро-Венгрии. Если раньше, в XVIII и в начале XIX вв. центр С. л. был на чужбине, в Вене и Будапеште, а в середине XIX в. - в гор. Новый Сад, в южной Венгрии («Сербские Афины»), то теперь таким центром все больше становится собственно Сербия и в частности Белград. Тем не менее общекультурное развитие и в частности развитие С. л. в Австро-Венгрии не слабеет, а усиливается. Здесь происходит более тесное сближение сербов и хорватов, но все-таки слияния С. л. с хорватской не происходит.

Эпоха буржуазного реализма ознаменовалась перестройкой «романтиков», вроде Змай-Йована Йовановича, на «реалистический лад» и появлением ряда писателей, вносящих в литературу реалистические приемы и социальные и политические тенденции. Вообще до этого времени С. л. свойственны просветительская дидактика, славянофильство и больше всего национализм, но лишь немногие писатели умели художественно выразить эти тенденции. «Эпоха реализма» означает и в этом отношении перелом, но в С. л. еще долго живут элементы романтизма, т. к. они больше соответствуют господствующей националистической тенденции порою переходящей в шовинизм.

Писателями наиболее типичными для этой эпохи являются отличный стилист, новеллист «сербский Тургенев» Лаза Лазаревич (1851-1890), Милован Глишич (1847-1908), первый реалистический бытописатель сербской деревни, хороший переводчик с русского («Войны и мира»), Сима Матавуль (1852-1908), бытописатель всех буржуазных общественных классов на территории современной Югославии, юморист-реалист Стеван Сремац (1855-1906), поэт Воислав Ильич (1862-1894), с которого начинается современная сербская поэзия. На этот период приходится также начало литературной деятельности популярного юмориста и драматурга Бранислава Нушича (р. 1864) и впоследствии крупного поэта Алекси Шантича (1868-1924), имевшего большое влияние на сербскую националистическую молодежь до 1914. Наряду с усилением влияния западной литературы (французской и пр.) в эту эпоху заметно также немалое влияние и русской литературы, т. к. значительная часть сербской интеллигенции училась также и в России. В это время было сделано много переводов русских классиков: Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Достоевского и пр. В эпоху переходную к реализму развивается деятельность Светозара Марковича (1846-1875), ученика и последователя Чернышевского и русских народников, положившего начало интересу к социализму в Сербии и на Балканах. Собственно литературой он занимался мало, написав только две статьи на тему о поэзии и реализме, но они имели большое влияние и способствовали утверждению в С. л. реализма.

Сербская литература

СЕРБСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - Первые зачатки С.л. относятся к концу XII и началу XIIIв. (так наз. «Евангелие Мирослава» и пр. памятники). Эта и почти вся последующая средневековая С.л. носит церковный характер. Это - евангелия, требники, каноны, жития святых и апокрифы. Немного более широкой известностью среди этих памятников - а их около 2 000 - пользуется только «Кодекс царя Душана» (Душанов законик) XIVв. как важный исторический памятник. Есть среди этих памятников и ряд средневековых романов, совершенно неоригинальных, напр. роман об Александре Македонском.

На переходе от средних к новым векам сербское государство погибает, сербский господствующий класс («властела») переходит в магометанство и денационализируется. Литературное дело с XV-XVIIIвв. культивируется только в монастырях и продолжает обслуживать исключительно потребности церкви. Но зато получает громадное развитие фольклор, особенно эпос, прославляющий древних сербских царей (царь Лазарь и пр.), героев (Кралевич Марко, Милош Обилич и пр.) и «гайдуков», гибель сербского государства в битве на Коссове и т.п. Исследования показали, что большинство этих сербских народных песен возникло значительно позже (спустя 200 л.) после гибели сербского государства, когда турецкий гнет стал невыносимо усиливаться, так что гибель национального государства стала восприниматься как потеря свободы вообще, хотя крепостные отношения существовали у сербов и до прихода турок. Воспетая в эпосе борьба сербских крестьян против феодального гнета турецких помещиков и турецких властей имеет религиозно-национальную окраску, но в нем можно встретить и ряд моментов, где эта борьба отчетливо воспринимается как классовая борьба («Бунт против дахий» - «Буна на дахије», песни о гайдуке «Старце Вуядине»). Художественная ценность сербского эпоса очень высока, хотя часто она преувеличивалась сравнением с песнями «Илиады» и пр. Собирателем сербского фольклора явился живший в первой половине XIXв. Вук Стефанович Караджич (1787-1864).

С.л. в собственном смысле возникла лишь в XVIIIв. среди сербской буржуазии (гл. обр. торговцев), развившейся в условиях эмиграции сербов, поселившихся в южной Венгрии. Она окрепла в значительной степени благодаря покровительству австрийского императора Иосифа II. Более раннюю дубровницкую литературу следует отнести как по языку, так и по ее историческим судьбам к одному из исторических периодов хорватской литературы. Вначале она, так же как и средневековая собственно сербская, является скорее «письменностью», чем литературой. Язык ранней сербской письменности - не сербский народный, а так наз. «славяносербский» - смесь из русского, сербского народного и церковно-славянского языков. Эта литература находилась под сильным русским влиянием, т.к. сербские священники, почти единственные грамотные люди в это время, учились в России или имели русских учителей. Еще Петр I прислал сербам первого учителя словесности М.Т.Суворова - это были первые литературные зачатки панславистской политики царской России по отношению к сербам, политики, конкретно являвшейся в данном случае маневром против Австрии и Турции. Из литературных памятников XVIIIв. можно упомянуть «Славяно-сербскую хронику» графа Георгия Бранковича (1645-1711) и сочинения Захария Стефановича-Орфелина (1726-1785) - «Житие Петра Великого» и пр. К концу XVIIIв. (1791) появилась в Вене первая сербская газ. «Сербские Новини». К концу XVIIIв. в связи с развитием класса сербской буржуазии и тягой к созданию национально независимого государства пробуждается стремление к. организации сербского литературного яз. из элементов сербской же народной речи. Конечно этот язык был еще весьма мало разработан и отражал идеологию класса, бывшего его основным организатором - класса сербской буржуазии эпохи разложения феодализма и назревания капиталистических отношений в специфических исторических условиях борьбы с турецким феодальным гнетом. Первым писателем на народном сербском языке, хотя и порядочно засоренном «славяно-сербщиной», был Досифей Обрадович (1742-1811) - пионер господствовавших в это время на Западе просветительских идей среди сербов. Главные его сочинения: «Живот и приключения» (1783) и «Басни» (1788). Эпоху Обрадовича так и принято называть «эпохой рационализма». Она была лит-ой предвестницей и спутницей борьбы сербов против турецкого феодального гнета в начале XIXв.

В первой половине XIXв. в связи с некоторыми успехами в этой борьбе, частичным освобождением Сербии от турок и дальнейшим прогрессом в среде сербской буржуазии в пределах капитализировавшейся Австрии происходит выделение художественной литературы из словесности вообще. Появляется ряд писателей, поэтов и романистов, писавших отчасти на народном, отчасти на «славяно-сербском» языке; но их сочинения (напр. стихи Лукияна Мушицкого (1777-1837) или романы Милована Видаковича (1780-1841)) давно устарели и имеют лишь исторический интерес. Исключение составляет живший в то же время (1813-1851) черногорский епископ и глава государства Петр Петрович Негош, автор знаменитой поэмы «Горский Вијенац», одного из лучших произведений С.л., в к-ром дается описание жизни и быта черногорцев. В это же время жил и подвизался известный среди славистов реформатор сербского языка и письма Вук Стефанович Караджич. Крупнейшим его литературным делом было собирание сербских народных песен. Эпоха революции 1848 и ликвидации основ феодализма в Европе является эпохой, когда реформаторские идеи Караджича в области языка получили всеобщее признание (около 1840-1860). Аналогично подобным же явлениям на заре капиталистического развития в Европе и в С.л. широко развиваются поэзия и проза в стилевых формах романтизма, отвечавших запросам тяги к буржуазному перерождению сербских писательских кругов. Крупнейшими писателями такого типа были поэты: Бранко Радичевич (1824-1853) - жизнерадостный лирик; Змай-Йован Йованович (1833-1904) - образованнейший писатель этого времени, очень плодовитый, с широким кругозором, сумевший дать и прекрасные песенки для детей, и политическую сатиру, и воспеть идеалы во вкусе национально-демократического миросозерцания, и, что интереснее всего, Парижскую коммуну; Гюра Якшич (1832-1878) - романтик, поэт большой силы (но в прозе очень слаб); отчасти Лаза Костич (1841-1910) - поэт и драматург; Йован Илич и пр. Из писателей-прозаиков ни один не достиг такого всеобщего признания, как первые три из поэтов. Несколько выделяются Стефан Митров Любиша (1824-1878) и М.Г.Миличевич (1831-1898), давшие в своих произведениях интересный фольклористический и лингвистический материал, а также М.П.Шапчанин. Как драматурги известны К.Трифкович (1848-1875), а еще больше его предшественник Йован Стерия Попович, сатира к-рого «Годолюбци», изобличающая мелкобуржуазный патриотизм, актуальна и по сей день. В эпоху романтизма в С.л., в частности в поэзии, сильна еще тематика и художественные приемы фольклора, но проникают и влияния Запада. Однако влияние западной литературы чрезвычайно слабо по сравнению с фольклорной стихией. В революции 1848 сербы вместе со своими литераторами играли контрреволюционную роль, что тоже привело к усилению национальной замкнутости и в литературе. Во второй половине XIXв., наоборот, в связи с ростом капиталистической буржуазии, развитием более широких связей с иностранным рынком меняются и общие идеологические установки в сербском литературном процессе. В 70-80-х гг. XIXв. широко развивается буржуазно-реалистическая литература, к-рая уже не отгораживается от «гнилого Запада», а приобщается к нему и учится у него. Сербия, ставшая к этому времени политически независимой страной, притягивает к себе культурные силы тех частей сербского народа, к-рые жили в Австро-Венгрии. Если раньше, в XVIII и в начале XIXвв. центр С.л. был на чужбине, в Вене и Будапеште, а в середине XIXв. - в гор. Новый Сад, в южной Венгрии («Сербские Афины»), то теперь таким центром все больше становится собственно Сербия и в частности Белград. Тем не менее общекультурное развитие и в частности развитие С.л. в Австро-Венгрии не слабеет, а усиливается. Здесь происходит более тесное сближение сербов и хорватов, но все-таки слияния С.л. с хорватской не происходит.

Эпоха буржуазного реализма ознаменовалась перестройкой «романтиков», вроде Змай-Йована Йовановича, на «реалистический лад» и появлением ряда писателей, вносящих в литературу реалистические приемы и социальные и политические тенденции. Вообще до этого времени С.л. свойственны просветительская дидактика, славянофильство и больше всего национализм, но лишь немногие писатели умели художественно выразить эти тенденции. «Эпоха реализма» означает и в этом отношении перелом, но в С.л. еще долго живут элементы романтизма, т.к. они больше соответствуют господствующей националистической тенденции порою переходящей в шовинизм.

Писателями наиболее типичными для этой эпохи являются отличный стилист, новеллист «сербский Тургенев» Лаза Лазаревич (1851-1890), Милован Глишич (1847-1908), первый реалистический бытописатель сербской деревни, хороший переводчик с русского («Войны и мира»), Сима Матавуль (1852-1908), бытописатель всех буржуазных общественных классов на территории современной Югославии, юморист-реалист Стеван Сремац (1855-1906), поэт Воислав Ильич (1862-1894), с к-рого начинается современная сербская поэзия. На этот период приходится также начало лит-ой деятельности популярного юмориста и драматурга Бранислава Нушича (р. 1864) и впоследствии крупного поэта Алекси Шантича (1868-1924), имевшего большое влияние на сербскую националистическую молодежь до 1914. Наряду с усилением влияния западной литературы (французской и пр.) в эту эпоху заметно также немалое влияние и русской литературы, т.к. значительная часть сербской интеллигенции училась также и в России. В это время было сделано много переводов русских классиков: Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Достоевского и пр. В эпоху переходную к реализму развивается деятельность Светозара Марковича (1846-1875), ученика и последователя Чернышевского и русских народников, положившего начало интересу к социализму в Сербии и на Балканах. Собственно литературой он занимался мало, написав только две статьи на тему о поэзии и реализме, но они имели большое влияние и способствовали утверждению в С.л. реализма.

На пороге XX и в XXв. буржуазная С.л. поднимается на высшую ступень. Несмотря на то, что С.л. и в этот период не дала произведений, вошедших в мировую литературу, тем не менее ряд сербских писателей не отстали от таких же, имеющих «местное» значение писателей других стран, чему много способствовало установление в Сербии в 1903 конституционно-демократического режима, давшего еще более широкий простор развитию капитализма в Сербии. В 1901 появился литературный журнал «Српски књижевни гласник» и ряд др. Развилась литературная критика (Богдан Попович, (р. 1863) - Йован Скерлич (1877-1914)). Ведущим родом литературы в это время, как и в XIXв., является поэзия. Виднейшими представителями сербской поэзии в это время были Йован Дучич (р. 1871), воспитавшийся под сильным влиянием французской буржуазной литературы, Милон Ракич, один из лучших мастеров сербской поэзии, Алекса Шантич, бард сербского национализма, Стеван Лукович, «декаденты» С.Пандурович и Вл. Петкович-Дис (1880-1917), М.Коралия (р. 1886) и пр. Буржуазная С.л., отражая соответственные процессы в социальном политическом развитии сербского буржуазного общества, выделяет целый ряд идеологов мелкой буржуазии, беднейшего крестьянства, подымающих голос против отдельных сторон буржуазного строя. Так, напр. среди прозаиков следует упомянуть Петра Кочича (1877-1916) - идеолога национально и социально порабощенного сербского боснийского крестьянства (замечательна его сатира «Суд над барсуком»), И.Чинико - изобличителя кулачества (роман «Пауки»), Рад. Домановича (1873-1908) - автора сатиры «Кралевич Марко второй раз среди сербов», Бор. Станковича - бытописателя разрушающихся патриархальных общественных отношений в сербской южной провинции, Милутина Ускоковича - первого бытописателя городской жизни в Сербии. В это же время встречаются и признанные поэтессы и писательницы, как Доница Маркович (р. 1879), Исидора Секулич (р. 1877). В драматургии пользуется успехом комедиограф Бр. Нушич (р. 1864). Следует отметить, что только что начавший развиваться в Сербии пролетариат успел в это время выдвинуть талантливого, но рано умершего поэта Косту Абрашевича (1879-1898).

Начавшаяся с 1912 эпоха войн для Сербии (две балканских и мировая), осуществление в результате этих войн «вековых мечтаний» сербского народа и полное его объединение в новосозданном Государстве Югославии не дало в литературе соответствующих результатов. Объясняется это тем, что национально-освободительный момент в этих войнах играл совершенно второстепенную роль, как это было отмечено в свое время Лениным. Свободолюбивые национальные мечты, к-рые вдохновляли сербских поэтов и писателей, были разбиты империалистическими претензиями великосербской буржуазии. Неприглядная действительность войны, унесшей в могилу почти четвертую часть всего сербского народа, и установившиеся в результате ее государственные и общественные порядки привели к большому разочарованию в среде мелкобуржуазных писателей и идеологов той части буржуазии, к-рая была в той или иной степени обойдена в процессе развития империалистической политики Югославии. Однако указанные общественные слои оказались слишком слабыми и не смогли выделить из своей среды смелых критиков сложившегося строя. Но с другой стороны, ни одно произведение, не содержащее в себе элементов отрицания военной и послевоенной действительности, не пользуется массовым успехом. Оно воспринимается как ложь, казенщина или в лучшем случае как пустоцвет (напр. роман См. Кракова «Кроз буру»). А так как мало таких произведений, к-рые были бы сколько-нибудь свободными от подобных недостатков - да и те содержат обыкновенно лишь попытки легкой «самокритики», - то в передовых слоях буржуазного общества и в рабочем классе переводная литература пользуется бо`льшим успехом, чем оригинальная, а с другой стороны, имеют успех некоторые хорватские революционные писатели, близкие по духу к пролетарскому движению (М.Крлежа (р. 1893), А.Цесарец (р. 1896) и пр.). В самой С.л. мы видим пока проблески революционного самосознания в произведениях некоторых писателей (Д.Васич, М.Богданович, Й.Попович, Б.Чосич). Следует отметить традицию сербской буржуазии награждать известных писателей синекурой и привязывать их этим к своим интересам, чем также в немалой степени объясняется официозность тона у многих современных сербских писателей. Из более или менее известных современных буржуазных сербских писателей следует упомянуть: М.Настасиевича, Живадиновича, Г.Божовича, Б.Ефшича, братьев Николаевичей, В.Янковича и пр. и лучшего современного драматурга Иосифа Кулунджича. Передовую мелкобуржуазную критику представляют М.Богданович и В.Глигорич. Большим успехом пользуются произведения советских писателей. Но т.к. их издание по цензурным условиям почти невозможно, то они читаются либо в русском оригинале, либо в немецких и др. переводах. Переводится достаточно много и с зап.-европейских языков. Передовыми издательствами являются «Нолит» («Новая литература»), «Космос» (хорошее издание «Капитала» Маркса) и «Светлость».

Сербские писатели, выступившие после войны, порою превосходят в отношении формального совершенства своих произведений старых писателей, но ни один не приобрел большой известности и влияния.

В первые годы после войны, годы культа формализма, основным направлением в буржуазной С.л. был экспрессионизм (М.Црнянский, С.Миличич, Т.Манайович, Г.Петрович, Алексич, Топин, Винавер, Дединац). Пустое и бессодержательное стихотворчество как этого, так и других направлений («зенитизм» Мицича и пр.) часто стремилось заявлять о своем сочувствии Октябрьской революции и революционному пролетариату, но уже эпоха частичной стабилизации капитализма и особенно кризиса и установления военно-фашистской диктатуры в Югославии привела значительную часть писателей этих направлений в ряды фашизма. Однако ряд представителей из других групп, тоже формалистских, в частности из оформившейся в последние годы группы сюрреалистов (М.Ристич, К.Попович, Г.Йованович и пр.) стремятся примкнуть к рабочему движению.

Характерным явлением для послевоенной С.л. (и связанной с ней хорватской) было появление, начиная с 1919, ряда журналов с более или менее ясно выраженной марксистской идеологией, имевших большое распространение и влияние, но все они раньше или позже были запрещены («Борьба», «Новая литература», «Книжевна Рспублика», «Стожер», «Данас» и пр.).
Библиография:
safarikP.J., Geschichte des serbischen Schrifttums, Prag, 1865; MurkoM., Geschichte d. alt. sudslavischen Literatur, Lpz., 1908; СкерличИ., Српска књижевност у 18 веку, Београд, 1909 (поздн. изд. 1923); Его же, Историја нове српске књижевности, Београд, 1914 (поздн. изд., 1921); ПрохаскаД., Преглед савремене хрватско-српске књижевности, Загреб, 1921; StanoyevichM.S., Early Jugoslav literature, 1000-1800, N.Y., 1922; SeifertJ.L., Literaturgeschichte der Cechoslowaken Sudslaven u. Bulgaren, Kempden-Munchen, 1923; GesemannG., Die serbo-kroatische Literatur, Wildpark - Postdam, 1930.

Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.

СЕРБСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Истоки сербской литературы берут свое начало в произведениях церковно-религиозного характера, которые преобладали в ней до второй половины 18 в.

Древнейшими памятниками сербской литературы являются книги Священного Писания и богослужебные, переведенные с греческого языка свв. Кириллом и Мефодием и, следовательно, написанные на староцерковнославянском языке. Кроме того, в состав древней сербской и черногорской литературы входят болгарские переводы византийских книг, а также болгарские жизнеописания сербских королей и архиепископов, носящие церковно-панегирический характер. Но, с течением времени, в сербских переводах и сочинениях стали появляться следы живой оригинальной сербской речи, как например в житии св. Стефана Немани (в монашестве Симеона), составленном его сыновьями св. Саввою и королем Стефаном Первовенчанным; в житии св. Саввы, написанном монахом Доментианом. Архиепископ Сербии, св. Даниил собирал сведения об истории Сербии и написал Родослов , где в первой части красноречиво описал дела сербских властителей с 1272 по 1325 и их биографии, а во второй – жизнь сербских первосвятителей. К первой половине 15 в. относится замечательная для своего времени история деспота Стефана Лазаревича, написанная болгарином Константином Костенчским. Важными источниками истории нравов являются Законник царя Душана (1349–1354) ­ – первая попытка кодификации права, названный так в честь инициатора его разработки Стефана Уроша IV Душана.
Из повествований светского или псевдонаучного характера следует назвать повести об Александре Македонском, о Троянской войне, апокрифические и популярно-религиозные книги богомилов и патаренов.

В конце 17 в. Пожаревацкий мир (1718) подчинил Сербию Австрии, а, следовательно, привел ее в более тесное соприкосновение с европейской культурой, и вскоре сербская литература стала развиваться в новом направлении. Главным представителем этой славяно-сербской литературы является Иован Раич (1726–1801), сочинение которого История разных славянских народов, наипаче болгар, хорватов и сербов принесла автору значительную известность.

Из значительных сербских поэтов этого периода следует назвать Лукиана Мушицкого (1777–1837) и Симеона Милутиновича (1790–1847); из романистов – Стойковича и Милована Видаковича и, наконец, величайшего сербского лирика Бранко Радичевича (1824–1853).

Перу этого сербского Лермонтова принадлежат поэма о молодежном национально-освободительном движении Расставание школьных друзей (Дьячки разстанок , 1847), аллегорическая поэма Путь , нацеленная на противников Караджича. Радичевич мастерски использовал поэтику народных песен в своих лирических стихах и романтических поэмах (Гойко , Стоян , Могила гайдука и др., 1851–1853).

Важную роль в становлении литературы Сербии и Черногории и в развитии раннего романтизма сыграл черногорский владыка, князь-митрополит Петр II Петрович Негош (1813–1851). Своими произведениями Горный венец , Лучи микрокосма , Ложный царь и др. он приобрел известность далеко за пределами Черногории. Главной темой его стихотворений стала борьба черногорцев и сербов против турок-османов, а его драматическая поэма Горный венец (1847) проповедовала идею объединения южных славян. Горный венец переведен ныне более чем на 52 языка мира.

Йован Йованович-Змай (1833–1904), перу которого принадлежат поэтические сборники Розы , 1864, Увядшие розы , 1886, Восточный бисер и многое др., был и блестящим переводчиком стихов на сербский язык. До настоящего времени не имеют себе равных в сербской литературе его переводы Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Добролюбова, Гейне, Петефи и многих других европейских поэтов.

Не менее значимо литературное наследие Джура Яшкича (1832–1878) и Лаза Костича (1841–1910) в обогащении стихотворного языка и преломлении народного эпоса и национальных мотивов в поэзии.

Расцвет сербской литературы пришелся на 19 в. и был связан с влиянием романтизма.
Центром литературной жизни в Воеводине являлся город Нови-Сад, а ведущими литературными журналами были «Даница», «Явор» и «Матица». Романтическая поэзия занимала важное место в черногорской литературе; выдающимися поэтами были С.Петрович-Цуца (1830–1857), Никола I Петрович (1841–1921, князь, затем король) и М.Шобаич (1836–1917).

Период 1870–1895 характеризовался развитием романа и эссеистики, влиянием русской и французской литератур и борьбой за преобладание в литературе социально-критического реализма и психологизма. В театрах шли комедии сербского писателя и драматурга Бранислава Нушича (1864–1938). В конце 19 – начале 20 вв. наряду с развитием реализма зарождался модернизм.

Научная литература стала развиваться в Сербии в конце 18 в. – начале 19 в. Из историков замечательны Илларион (Йован) Руварац (1832–1905), родоначальник научно-критической школы в сербской историографии, известный сербский историк и писатель 19 века архимандрит Никифор (Дучич), Панта Сречкович (1834-1903), написавший Историю сербского народа до конца 14 в. (1884).

Филологи – Джура Даничич (1825–1882), ученик и продолжатель трудов Караджича по преобразованию сербского литературного языка и сближению его с народным, переведший Евангелие на сербский язык; представитель критического направления в сербской историографии Стоян Новакович (1842–1915), ­– сербский политический деятель и ученый, автор работ по средневековой и новой истории Сербии, по истории сербского языка и литературы, по исторической географии, литературоведению, библиографии, издатель исторических источников; собиратель литературных памятников и песен Боголюб Петранович и многие другие.

В первые годы после Первой мировой войны получило развитие такое направление, как «новый модернизм», или литературный экспрессионизм. Его ярким представителем стал сербский поэт и писатель Милош Црнянский (1893–1977).
Во второй половине 20 в. в литературе продолжали существовать реализм и модернизм. К группе писателей-реалистов принадлежали сербский писатель Добрица Чосич (позже ставший академиком, а в 1992 – первым президентом СРЮ) и черногорский поэт, критик и публицист Радован Зогович (1907–1986); ко второй – Радомир Константинович.

Сербский писатель Бранко Чопич затронул тему борьбы народа с фашистскими оккупантами в романе Прорыв (1952); этой же тематике посвятили свои произведения сербский писатель Оскар Давичо (Песня , 1952) и черногорский писатель Михайло Лалич (Лелейская гора , 1957). Большой популярностью пользовались произведения сербского писателя Эриха Коша.

Самый известный сербский писатель 20 в. – Иво Андрич (1892–1975), автор ряда исторических романов и повестей, в которых он описывал жизнь боснийского общества (Мост на Дрине , 1945; Травницкая хроника , 1945; Проклятый двор , 1954; и др.). В 1961 Андрич стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Из современных сербских писателей наиболее известен Милорад Павич, автор пародийных исторических романов Хазарский словарь . Роман-лексикон на 100 000 слов (1984), Внутренняя сторона ветра, или Роман о Геро и Леандре (1991) и др.

Сербская народная поэзия заслуженно считается одним из богатейших фольклорных наследий славянских народов. Сербские народные песни могут быть разделены на лирические и эпические. К первым (юнацкие песни) относятся, во-первых, песни периода до нашествия татар, во-вторых, песни о славном времени королей Неманичей; в-третьих, песни, воспевающие борьбу христиан с мусульманами – песни о гибели сербского царства, о Косовом поле, о Марке Кралевиче и, наконец, песни о сербских восстаниях, о Черном Георгии (Карагеоргии). Песни лирические или, как их называет Вук, «женские», изображают семейную жизнь сербов. Песни в Сербии пелись при любой работе и отражала в себе весь внутренний мир, все миросозерцание серба. Многие сербские песни были в 20 в. переведены на европейские языки. На русском языке переводы, сделанные лингвистом, филологом и поэтом А.Х.Востоковым (1781–1864), появились в альманахе А.А.Дельвига «Северные цветы».



План:

    Введение
  • 1 Древняя литература
  • 2 XVII-XVIII века
  • 3 XIX век
  • 4 XX век
  • Примечания
    Литература

Введение

Сербская литература (серб. Српска књижевност ) - литература на сербском языке, либо написанная сербскими авторами.

История Сербской литературы обыкновенно делится на три периода: древний - до конца XIV или начала XV века, средний - до конца XVIII века, и новый (современный).


1. Древняя литература

Подобно русской письменности, и Сербская развилась на почве хотя и родственной, но все же инославянской, именно благодаря книгам Священного Писания и богослужебным, переведенным с греческого языка на древнецерковнославянский язык святыми Кириллом и Мефодием и их учениками и перешедшим в Сербию из Болгарии. Эти книги вследствие переписки их Сербскими писцами скоро стали пестреть различными особенностями сербской живой речи, и таким образом произошли сербские разновидности (изводы) древнецерковнославявских рукописей, как в России образовались русские. Главною особенностью сербского правописания этих памятников является употребление ь вместо ъ , у - вместо большого юса (как и в русском правописании), е - вместо малого юса, иногда а вместо ь. К древнейшим образцам рукописей сербского извода относятся: «Мирославово евангелие» - превосходно сохранившийся апракос XII века, «Влканово евангелие» - начала XIII века, «Никольское евангелие» - конца XIV или начала XV века. Кроме книг церковного и духовно-нравственного содержания, сербы усвоили себе и почти весь остальной состав старой болгарской письменности, через которую тогдашние славяне восточного обряда знакомились вообще с византийскою литературой.

Вскоре сербы сделались и самостоятельными вкладчиками в общеславянскую литературу востока. Среди сербских книжников вращались те же назидательные сборники духовно-светского, иногда чисто исторического содержания (Палея, Златоструй, Пролог и пр.) или псевдонаучного (Физиолог и др.), какие обращались в Болгарии и России; то же можно сказать и о произведениях повествовательного характера, каковы, например, повести об Александре Македонском, о Троянской войне, о Девгении, о Варлааме и Иоасафе, а также о разных апокрифах и книгах, отвергнутых церковью (сочинения болгарского попа Иеремии, книги богомилов или патаренов и т. п.).

Гораздо более, чем во всех этих книгах, мы находим следов живой сербской речи в произволениях житейной письменности и памятниках права. Из первых особенно важны жития Стефана Немани, составленные сыновьями его Стефаном Первовенчанным и св. Саввой и хиландарским иноком Доментианом, учеником св. Саввы, написавшим также и его житие. Житие св. Саввы нашло и второго составителя в лице инока Феодосия. Болгарскому уроженцу Григорию Цамблаку, известному и по литературной деятельности в России, принадлежит житие Стефана Дечанского, другое жизнеописание которого встречается в житейном сборнике XIV века «Цароставник», или «Родослов».

В общем сербская «житейная» письменность не только не отличалась особенною высотою, но даже подверглась справедливому осуждению со стороны новейших исследователей (особенно А. Ф. Гильфердинга) за неумеренные преувеличения в восхвалениях, лицемерие, лесть и несоответствие велеречивого языка с ужасными иногда деяниями прославляемых лиц. Несколько особняком стоит замечательный для своего времени труд болгарского уроженца, «философа» Константина Костенчского - житие Сербского деспота Стефана, сына царя Лазаря, побеждённого турками на Косовом поле, по приёмам более напоминающее работы новейших историков, чем древних «житейных» писателей, и отличающееся верностью исторических сообщений; это - самое ценное сочинение из всей древнесербской житейной и исторической письменности. Памятники права - договорные грамоты и т. п. - любопытны не только по своему языку, являющемуся образчиком тогдашней живой сербской речи, но и по подробностям бытового содержания; таковы, например, договор Кулина, бана боснийского, с князем Корвашем, дубровницким посланником (1189), «Винодольский закон» и особенно законник царя Душана, а также разные дарственные и другие грамоты как этого царя, так и других владетелей, и Фотиев номоканон, то есть сборник церковных постановлений .


2. XVII-XVIII века

В среднем периоде сербской литературы исследователи различают, с одной стороны, расцвет её в Дубровнике и, как некоторое отражение этого явления, литературную деятельность писателей в Славонии и Босне, а с другой - возникновение в XVII-XVIII веках замершей было после Косова поля литературы в собственной Сербии и затем у австрийских сербов: это - так называемая славяно-сербская школа писателей, пытавшаяся поддержать старую литературную традицию и отстоять книжное единство с Русью. Дубровницкая литература, развившаяся под влиянием раннего итальянского Возрождения, представила целый ряд блестящих писателей, доведших разработку Сербского языка и стиха до значительной степени силы и красоты (см. Дубровник). Андрей Качич-Миочич (1690-1760), как бы заканчивающий своею плодотворною деятельностью дубровницкую литературу, послужил, быть может, звеном, связывающим её с новым периодом сербской литературы. Из писателей боснийских наиболее замечателен Матия Дивкович (1563-1631), автор книг «Наук крестьански», «Бесиде свьрху (-о) евандельа недильних», «Сто чудеса», стихотворной легенды о св. Катерине и др. Среди писателей, действовавших в Славонии, более других заметен Матия Антун Релькович (1732-1778) с его стихотворным произведением «Сатир или ти диви човик» (1761), произведшим в своё время на сербский читающий мир глубокое впечатление; значение его в истории сербской литературы почти равно значению «Разговора» Качича-Миочича, так как здесь живо отразились духовный облик и материальное благосостояние современного автору славонского общества в изображениях чрезвычайно естественных и правдивых, чуждых чопорности и натянутости большинства тогдашних произведений сербской литературы.

Дубровницкую литературу следует отнести как по языку, так и по её историческим судьбам к одному из исторических периодов хорватской литературы. Вначале она, так же как и средневековая собственно сербская, является скорее «письменностью», чем литературой. Язык ранней сербской письменности - не сербский народный, а «славяносербский» - смесь из русского, сербского народного и церковно-славянского языков. Эта литература находилась под сильным русским влиянием, так как сербские священники, почти единственные грамотные люди в это время, учились в России или имели русских учителей.

Славяно-сербская школа писателей, деятельностью патриарха Паисия (XVII века) связываемая с древней сербской письменностью, выставила несколько серьёзных деятелей, каковы Христофор Жефарович, Захарие Орфелин, Иоаким Вуич, Ракич, Терлаич и особенно Раич Иоанн (1726-1801), сочинение которого «История разных славянских народов, наипаче болгар, хорватов и сербов», представляя собою связный и систематический, хотя и без умелой критической обработки, рассказ о событиях южно-славянской истории, долго было единственным более или менее ценным источником сведений о прошлом балканских славян. Замечательная литературно-просветительная деятельность Досифея Обрадовича (1731-1811) с одной стороны завершает славяно-сербскую школу, с другой - является провозвестницей тех новых начал, которые легли в основание всей преобразовательной работы знаменитого начинателя новой сербской словесности Вука Караджича, литературным предтечею которого Обрадович может быть назван по преимуществу. Это - тип вечного странника-учителя, для которого интересы просвещения и книжного ученья являются самыми дорогими в свете. Его книга «Живот и приключения», заключающая в себе описание всей его тревожной жизни, полна глубокого интереса (см. Радченко, «Досифей Обрадович»). Другие выдающиеся его сочинения: изданные в Лейпциге в 1784 году «Советы здравого разума» - как бы курс практической морали «для Сербского народа» - и напечатанное в Вене в 1793 году «Собрание разных нравоучительных вещей на пользу и увеселение». Язык его заключает в себе, сравнительно с предшествовавшими писателями, гораздо более народных стихий, хотя ещё далеко не свободен от славянизмов; мировоззрение его в значительной степени носит рационалистический характер (напр. в вопросе о монастырях). В политическом отношении он был сторонником монархизма; Пётр Великий был для него образцом государя, заботящегося о народном благе и просвещении.


3. XIX век

Вук Стефанович Караджич (1787-1864) является едва ли не замечательнейшею личностью новой сербской не только литературы, но даже истории своего времени, по силе духа и оригинальности. Главнейшее содержание всей его долголетней научно-литературной деятельности может быть сведено к следующим главным пунктам: а) решительное употребление в книге чистого народного языка, взамен господствовавшего дотоле сербо-славяно-русского; б) утверждение в книге нового правописания (вуковица), основанного почти исключительно на звуковом начале и отличающего новую сербскую книгу как от старой сербской, так и от русской с болгарскою, где всё ещё господствует историко-этимологическое начало; в) требование от литературы знания народной жизни и песни и большего соответствия её изображений с действительностью; г) сообщение сербской искусственной поэзии подходящего к ней тонического стихотворного размера, близкого к народному или даже тождественного с ним, вместо господствовавших раньше метрического и силлабического размеров.

Все указанные элементы Вуковых преобразований должны были выдержать полувековую борьбу, прежде чем получили полное признание и затем неограниченное утверждение в литературе и жизни. Важнейшие из трудов Караджича: огромное собрание народных песен («Српске народне пjесме»), Сербская грамматика («Писменица србскога jeзикa»), знаменитый сербский словарь («речник» с немецким и латинским переводом слов - целая сокровищница не только языка, но и народной жизни, её обычаев, преданий, поверий и т. п.), несколько выпусков научно-литературного альманаха «Даница» (денница), С. перевод Нового Завета, «Народне србске пословице», «Ковчежичь за историю, jeзик и обичaje Срба» - сокровищница сербского народоописания, «Примjври србскославенского jeзикa». Деятельность Караджича была оценена не только сербами, но и другими славянами; в России, например, он был выбран в почётные члены разных учёных обществ и учреждений. Общеевропейская наука тоже высоко оценила замечательную деятельность ученого самородка; так, напр., выдающееся значение его трудов неоднократно признавал Якоб Гримм. Благодаря деятельности Вука изменилось и самое направление литературы у сербов: вместо сентиментальных романов и повестей Милована Видаковича (1780-1841) и ложноклассических произведений одописца Лушана Мушицкого (1777-1837) и эпика Симеона Милутиновича (1790-1847), «Сербиянка» которого представляет любопытную, далеко не бездарную смесь свежих народно-поэтических начал с безвкусными привнесениями - появился живой и бодрый романтизм с Алексеем Бранком Радичевичем (1824-1853) во главе . Главнейшие произведения этого маленького сербского Пушкина принадлежат к лирическому роду; поэмы его гораздо слабее, драм он совсем не писал. Наилучшими в сборнике его произведений («Песме») признаются «Дьячки растанак» (ученическое расставание) и «Путь». Первое произведение полно глубокого лиризма и богато роскошными описаниями природы; язык его замечателен: он «чист как слеза», по выражению Бранкова друга, знаменитого сербского филолога Юрия Даничича (1825-1882), проникновенно оценившего общественное и литературное значение поэзии Радичевича.

Славу первого сербского поэта делит с Бранком Радичевичем его современник Пётр II Петрович Негош (1814-1851) , последний черногорский «владыка», ранняя кончина которого была почти такою же утратою для родной словесности, как и ещё более безвременная смерть Бранка. Крупнейшим произведением Негоша обыкновенно признается «Горски вjeнац», поэма, в драматической форме изображающая историческое событие конца XVII века - избиение черногорцами потурченцев, то есть своих собратий, принявших магометанство. Эта поэма полна замечательных по художественности и народности сцен, изображающих мысли и чувства народной души (русский стихотворный перевод сделан г. Лукьяновским . Поэтический наследник Бранка Радичевича, Змай-Иован Иованович (1833-1904), являлся одним из самых выдающихся серских поэтов своего времени. Это тоже преимущественно лирик, в эпических произведениях являющийся лишь хорошим переводчиком мадьярских поэтов Араньи и Петефи, а также Пушкина, Лермонтова и др. Из лирических сборников его заслуживают особенного внимания «Розы» (Дюличи), «Увядшие розы» (Дюличи увеоци), «Источни (восточный) бисер» (см. «Рассвет», Киев, 1893, «Славянская Муза», СПб.). Хороши также его детские песни и юмористические стихотворения. Со Змаем Иовановичем делили славу Юрий Якшич и Лазарь Костич. Известны еще братья Ильичи: лирик Воислав и драматург Драгутин, а также Качянский. Значительною известностью пользуются и произведения черногорского князя Николая (драма «Балканская царица», «Нова кода» и др.), перу которого принадлежит столь распространенный по всему лицу сербства черногорский гимн «Онамо, онамо» («Туда, туда!», русский перевод В. Бенедиктова). Из драматургов известен еще Трифкович. Среди беллетрических произведений выдаются романы и повести Г. Атанацковича, С. Любиши, П. Адамова, М. Шабчанина, М. Миличевича, И. Веселиновича, С. Матавуля и особенно Лазара Лазаревича, почти все повести которого (напр., «Школьная икона», «У колодца», «Вертер» и др.) переведены и на русский язык .


4. XX век

На пороге XIX-XX веков сербская литература поднимается на высшую ступень. Несмотря на то, что сербская литература в этот период не дала произведений, вошедших в мировую литературу, тем не менее ряд сербских писателей не отстали от таких же, имеющих «местное» значение писателей других стран.

В двадцатом веке в сербской литературы появились множество молодых и талантливых писателей. Один из них - Иво Андрич, который за книгу «Мост на Дрине» (серб. На Дрини ћуприја ), опубликованную в 1945 году, получил в 1961 году Нобелевскую премию по литературе.

С Андрич, Данило Киш рассматривается как один из самых известных сербских авторов, наряду с такими писателями, как Милош Црнянский, Меша Селимович, Борислав Пекич, Милорад Павич, Давид Албахари, Миодраг Булатович, Добрица Чосич, Зоран Живкович, Елена Димитриевич, Исидора Секулич и многие другие. Милорад Павич, пожалуй, наиболее известный сербский автор сегодня, прежде всего за его «Хазарский словарь» (серб. Хазарски речник ), переведённый на 24 языка.

А. Добровольский

Первые зачатки С. л. относятся к концу XII и началу XIII в. (так наз. «Евангелие Мирослава» и пр. памятники). Эта и почти вся последующая средневековая С. л. носит церковный характер. Это - евангелия, требники, каноны, жития святых и апокрифы. Немного более широкой известностью среди этих памятников - а их около 2 000 - пользуется только «Кодекс царя Душана» (Душанов законик) XIV в. как важный исторический памятник. Есть среди этих памятников и ряд средневековых романов, совершенно неоригинальных, напр. роман об Александре Македонском. На переходе от средних к новым векам сербское государство погибает, сербский господствующий класс («властела») переходит в магометанство и денационализируется. Литературное дело с XV-XVIII вв. культивируется только в монастырях и продолжает обслуживать исключительно потребности церкви. Но зато получает громадное развитие фольклор, особенно эпос, прославляющий древних сербских царей (царь Лазарь и пр.), героев (Кралевич Марко, Милош Обилич и пр.) и «гайдуков», гибель сербского государства в битве на Коссове и т. п. Исследования показали, что большинство этих сербских народных песен возникло значительно позже (спустя 200 л.) после гибели сербского государства, когда турецкий гнет стал невыносимо усиливаться, так что гибель национального государства стала восприниматься как потеря свободы вообще, хотя крепостные отношения существовали у сербов и до прихода турок. Воспетая в эпосе борьба сербских крестьян против феодального гнета турецких помещиков и турецких властей имеет религиозно-национальную окраску, но в нем можно встретить и ряд моментов, где эта борьба отчетливо воспринимается как классовая борьба («Бунт против дахий» - «Буна на дахије», песни о гайдуке «Старце Вуядине»). Художественная ценность сербского эпоса очень высока, хотя часто она преувеличивалась сравнением с песнями «Илиады» и пр. Собирателем сербского фольклора явился живший в первой половине XIX в. Вук Стефанович Караджич (1787-1864).

С. л. в собственном смысле возникла лишь в XVIII в. среди сербской буржуазии (гл. обр. торговцев), развившейся в условиях эмиграции сербов, поселившихся в южной Венгрии. Она окрепла в значительной степени благодаря покровительству австрийского императора Иосифа II. Более раннюю дубровницкую литературу следует отнести как по языку, так и по ее историческим судьбам к одному из исторических периодов хорватской литературы. Вначале она, так же как и средневековая собственно сербская, является скорее «письменностью», чем литературой. Язык ранней сербской письменности - не сербский народный, а так наз. «славяносербский» - смесь из русского, сербского народного и церковно-славянского языков. Эта литература находилась под сильным русским влиянием, т. к. сербские священники, почти единственные грамотные люди в это время, учились в России или имели русских учителей. Еще Петр I прислал сербам первого учителя словесности М. Т. Суворова - это были первые литературные зачатки панславистской политики царской России по отношению к сербам, политики, конкретно являвшейся в данном случае маневром против Австрии и Турции. Из литературных памятников XVIII в. можно упомянуть «Славяно-сербскую хронику» графа Георгия Бранковича (1645-1711) и сочинения Захария Стефановича-Орфелина (1726-1785) - «Житие Петра Великого» и пр. К концу XVIII в. (1791) появилась в Вене первая сербская газ. «Сербские Новини». К концу XVIII в. в связи с развитием класса сербской буржуазии и тягой к созданию национально независимого государства пробуждается стремление к. организации сербского литературного яз. из элементов сербской же народной речи. Конечно этот язык был еще весьма мало разработан и отражал идеологию класса, бывшего его основным организатором - класса сербской буржуазии эпохи разложения феодализма и назревания капиталистических отношений в специфических исторических условиях борьбы с турецким феодальным гнетом. Первым писателем на народном сербском языке, хотя и порядочно засоренном «славяно-сербщиной», был Досифей Обрадович (1742-1811) - пионер господствовавших в это время на Западе просветительских идей среди сербов. Главные его сочинения: «Живот и приключения» (1783) и «Басни» (1788). Эпоху Обрадовича так и принято называть «эпохой рационализма». Она была литературной предвестницей и спутницей борьбы сербов против турецкого феодального гнета в начале XIX в.

В первой половине XIX в. в связи с некоторыми успехами в этой борьбе, частичным освобождением Сербии от турок и дальнейшим прогрессом в среде сербской буржуазии в пределах капитализировавшейся Австрии происходит выделение художественной литературы из словесности вообще. Появляется ряд писателей, поэтов и романистов, писавших отчасти на народном, отчасти на «славяно-сербском» языке; но их сочинения (напр. стихи Лукияна Мушицкого (1777-1837) или романы Милована Видаковича (1780-1841)) давно устарели и имеют лишь исторический интерес. Исключение составляет живший в то же время (1813-1851) черногорский епископ и глава государства Петр Петрович Негош, автор знаменитой поэмы «Горский Вијенац», одного из лучших произведений С. л., в котором дается описание жизни и быта черногорцев. В это же время жил и подвизался известный среди славистов реформатор сербского языка и письма Вук Стефанович Караджич. Крупнейшим его литературным делом было собирание сербских народных песен. Эпоха революции 1848 и ликвидации основ феодализма в Европе является эпохой, когда реформаторские идеи Караджича в области языка получили всеобщее признание (около 1840-1860). Аналогично подобным же явлениям на заре капиталистического развития в Европе и в С. л. широко развиваются поэзия и проза в стилевых формах романтизма, отвечавших запросам тяги к буржуазному перерождению сербских писательских кругов. Крупнейшими писателями такого типа были поэты: Бранко Радичевич (1824-1853) - жизнерадостный лирик; Змай-Йован Йованович (1833-1904) - образованнейший писатель этого времени, очень плодовитый, с широким кругозором, сумевший дать и прекрасные песенки для детей, и политическую сатиру, и воспеть идеалы во вкусе национально-демократического миросозерцания, и, что интереснее всего, Парижскую коммуну; Гюра Якшич (1832-1878) - романтик, поэт большой силы (но в прозе очень слаб); отчасти Лаза Костич (1841-1910) - поэт и драматург; Йован Илич и пр. Из писателей-прозаиков ни один не достиг такого всеобщего признания, как первые три из поэтов. Несколько выделяются Стефан Митров Любиша (1824-1878) и М. Г. Миличевич (1831-1898), давшие в своих произведениях интересный фольклористический и лингвистический материал, а также М. П. Шапчанин. Как драматурги известны К. Трифкович (1848-1875), а еще больше его предшественник Йован Стерия Попович, сатира которого «Годолюбци», изобличающая мелкобуржуазный патриотизм, актуальна и по сей день. В эпоху романтизма в С. л., в частности в поэзии, сильна еще тематика и художественные приемы фольклора, но проникают и влияния Запада. Однако влияние западной литературы чрезвычайно слабо по сравнению с фольклорной стихией. В революции 1848 сербы вместе со своими литераторами играли контрреволюционную роль, что тоже привело к усилению национальной замкнутости и в литературе. Во второй половине XIX в., наоборот, в связи с ростом капиталистической буржуазии, развитием более широких связей с иностранным рынком меняются и общие идеологические установки в сербском литературном процессе. В 70-80-х гг. XIX в. широко развивается буржуазно-реалистическая литература, которая уже не отгораживается от «гнилого Запада», а приобщается к нему и учится у него. Сербия, ставшая к этому времени политически независимой страной, притягивает к себе культурные силы тех частей сербского народа, которые жили в Австро-Венгрии. Если раньше, в XVIII и в начале XIX вв. центр С. л. был на чужбине, в Вене и Будапеште, а в середине XIX в. - в гор. Новый Сад, в южной Венгрии («Сербские Афины»), то теперь таким центром все больше становится собственно Сербия и в частности Белград. Тем не менее общекультурное развитие и в частности развитие С. л. в Австро-Венгрии не слабеет, а усиливается. Здесь происходит более тесное сближение сербов и хорватов, но все-таки слияния С. л. с хорватской не происходит.

Эпоха буржуазного реализма ознаменовалась перестройкой «романтиков», вроде Змай-Йована Йовановича, на «реалистический лад» и появлением ряда писателей, вносящих в литературу реалистические приемы и социальные и политические тенденции. Вообще до этого времени С. л. свойственны просветительская дидактика, славянофильство и больше всего национализм, но лишь немногие писатели умели художественно выразить эти тенденции. «Эпоха реализма» означает и в этом отношении перелом, но в С. л. еще долго живут элементы романтизма, т. к. они больше соответствуют господствующей националистической тенденции порою переходящей в шовинизм.

Писателями наиболее типичными для этой эпохи являются отличный стилист, новеллист «сербский Тургенев» Лаза Лазаревич (1851-1890), Милован Глишич (1847-1908), первый реалистический бытописатель сербской деревни, хороший переводчик с русского («Войны и мира»), Сима Матавуль (1852-1908), бытописатель всех буржуазных общественных классов на территории современной Югославии, юморист-реалист Стеван Сремац (1855-1906), поэт Воислав Ильич (1862-1894), с которого начинается современная сербская поэзия. На этот период приходится также начало литературной деятельности популярного юмориста и драматурга Бранислава Нушича (р. 1864) и впоследствии крупного поэта Алекси Шантича (1868-1924), имевшего большое влияние на сербскую националистическую молодежь до 1914. Наряду с усилением влияния западной литературы (французской и пр.) в эту эпоху заметно также немалое влияние и русской литературы, т. к. значительная часть сербской интеллигенции училась также и в России. В это время было сделано много переводов русских классиков: Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Достоевского и пр. В эпоху переходную к реализму развивается деятельность Светозара Марковича (1846-1875), ученика и последователя Чернышевского и русских народников, положившего начало интересу к социализму в Сербии и на Балканах. Собственно литературой он занимался мало, написав только две статьи на тему о поэзии и реализме, но они имели большое влияние и способствовали утверждению в С. л. реализма.

На пороге XX и в XX в. буржуазная С. л. поднимается на высшую ступень. Несмотря на то, что С. л. и в этот период не дала произведений, вошедших в мировую литературу, тем не менее ряд сербских писателей не отстали от таких же, имеющих «местное» значение писателей других стран, чему много способствовало установление в Сербии в 1903 конституционно-демократического режима, давшего еще более широкий простор развитию капитализма в Сербии. В 1901 появился литературный журнал «Српски књижевни гласник» и ряд др. Развилась литературная критика (Богдан Попович, (р. 1863) - Йован Скерлич (1877-1914)). Ведущим родом литературы в это время, как и в XIX в., является поэзия. Виднейшими представителями сербской поэзии в это время были Йован Дучич (р. 1871), воспитавшийся под сильным влиянием французской буржуазной литературы, Милон Ракич, один из лучших мастеров сербской поэзии, Алекса Шантич, бард сербского национализма, Стеван Лукович, «декаденты» С. Пандурович и Вл. Петкович-Дис (1880-1917), М. Коралия (р. 1886) и пр. Буржуазная С. л., отражая соответственные процессы в социальном политическом развитии сербского буржуазного общества, выделяет целый ряд идеологов мелкой буржуазии, беднейшего крестьянства, подымающих голос против отдельных сторон буржуазного строя. Так, напр. среди прозаиков следует упомянуть Петра Кочича (1877-1916) - идеолога национально и социально порабощенного сербского боснийского крестьянства (замечательна его сатира «Суд над барсуком»), И. Чинико - изобличителя кулачества (роман «Пауки»), Рад. Домановича (1873-1908) - автора сатиры «Кралевич Марко второй раз среди сербов», Бор. Станковича - бытописателя разрушающихся патриархальных общественных отношений в сербской южной провинции, Милутина Ускоковича - первого бытописателя городской жизни в Сербии. В это же время встречаются и признанные поэтессы и писательницы, как Доница Маркович (р. 1879), Исидора Секулич (р. 1877). В драматургии пользуется успехом комедиограф Бр. Нушич (р. 1864). Следует отметить, что только что начавший развиваться в Сербии пролетариат успел в это время выдвинуть талантливого, но рано умершего поэта Косту Абрашевича (1879-1898).

Начавшаяся с 1912 эпоха войн для Сербии (две балканских и мировая), осуществление в результате этих войн «вековых мечтаний» сербского народа и полное его объединение в новосозданном Государстве Югославии не дало в литературе соответствующих результатов. Объясняется это тем, что национально-освободительный момент в этих войнах играл совершенно второстепенную роль, как это было отмечено в свое время Лениным. Свободолюбивые национальные мечты, которые вдохновляли сербских поэтов и писателей, были разбиты империалистическими претензиями великосербской буржуазии. Неприглядная действительность войны, унесшей в могилу почти четвертую часть всего сербского народа, и установившиеся в результате ее государственные и общественные порядки привели к большому разочарованию в среде мелкобуржуазных писателей и идеологов той части буржуазии, которая была в той или иной степени обойдена в процессе развития империалистической политики Югославии. Однако указанные общественные слои оказались слишком слабыми и не смогли выделить из своей среды смелых критиков сложившегося строя. Но с другой стороны, ни одно произведение, не содержащее в себе элементов отрицания военной и послевоенной действительности, не пользуется массовым успехом. Оно воспринимается как ложь, казенщина или в лучшем случае как пустоцвет (напр. роман См. Кракова «Кроз буру»). А так как мало таких произведений, которые были бы сколько-нибудь свободными от подобных недостатков - да и те содержат обыкновенно лишь попытки легкой «самокритики», - то в передовых слоях буржуазного общества и в рабочем классе переводная литература пользуется бо́льшим успехом, чем оригинальная, а с другой стороны, имеют успех некоторые хорватские революционные писатели, близкие по духу к пролетарскому движению (М. Крлежа (р. 1893), А. Цесарец (р. 1896) и пр.). В самой С. л. мы видим пока проблески революционного самосознания в произведениях некоторых писателей (Д. Васич, М. Богданович, Й. Попович, Б. Чосич). Следует отметить традицию сербской буржуазии награждать известных писателей синекурой и привязывать их этим к своим интересам, чем также в немалой степени объясняется официозность тона у многих современных сербских писателей. Из более или менее известных современных буржуазных сербских писателей следует упомянуть: М. Настасиевича, Живадиновича, Г. Божовича, Б. Ефшича, братьев Николаевичей, В. Янковича и пр. и лучшего современного драматурга Иосифа Кулунджича. Передовую мелкобуржуазную критику представляют М. Богданович и В. Глигорич. Большим успехом пользуются произведения советских писателей. Но т. к. их издание по цензурным условиям почти невозможно, то они читаются либо в русском оригинале, либо в немецких и др. переводах. Переводится достаточно много и с зап.-европейских языков. Передовыми издательствами являются «Нолит» («Новая литература»), «Космос» (хорошее издание «Капитала» Маркса) и «Светлость».

Сербские писатели, выступившие после войны, порою превосходят в отношении формального совершенства своих произведений старых писателей, но ни один не приобрел большой известности и влияния.

В первые годы после войны, годы культа формализма, основным направлением в буржуазной С. л. был экспрессионизм (М. Црнянский, С. Миличич, Т. Манайович, Г. Петрович, Алексич, Топин, Винавер, Дединац). Пустое и бессодержательное стихотворчество как этого, так и других направлений («зенитизм» Мицича и пр.) часто стремилось заявлять о своем сочувствии Октябрьской революции и революционному пролетариату, но уже эпоха частичной стабилизации капитализма и особенно кризиса и установления военно-фашистской диктатуры в Югославии привела значительную часть писателей этих направлений в ряды фашизма. Однако ряд представителей из других групп, тоже формалистских, в частности из оформившейся в последние годы группы сюрреалистов (М. Ристич, К. Попович, Г. Йованович и пр.) стремятся примкнуть к рабочему движению.

Характерным явлением для послевоенной С. л. (и связанной с ней хорватской) было появление, начиная с 1919, ряда журналов с более или менее ясно выраженной марксистской идеологией, имевших большое распространение и влияние, но все они раньше или позже были запрещены («Борьба», «Новая литература», «Книжевна Рспублика», «Стожер», «Данас» и пр.).

Список литературы

Šafárik P. J., Geschichte des serbischen Schrifttums, Prag, 1865

Murko M., Geschichte d. ält. südslavischen Literatur, Lpz., 1908

Скерлич И., Српска књижевност у 18 веку, Београд, 1909 (поздн. изд. 1923)

Его же, Историја нове српске књижевности, Београд, 1914 (поздн. изд., 1921)

Прохаска Д., Преглед савремене хрватско-српске књижевности, Загреб, 1921

Stanoyevich M. S., Early Jugoslav literature, 1000-1800, N. Y., 1922

Seifert J. L., Literaturgeschichte der Čechoslowaken Südslaven u. Bulgaren, Kempden-München, 1923

Gesemann G., Die serbo-kroatische Literatur, Wildpark - Postdam, 1930.