Изостудия для ребенка: критерии выбора. Образовательная программа изостудии "мольберт"

Перспективный план работы на год изостудии "Чудесная кисточка"

Блок №1.
Тема: «Воспоминания о лете»
1. Вводное (знакомство детей с изостудией) Беседа, осмотр помещения, знакомство с оснащением, обстановкой.
2. Ознакомление с изобразительным искусством: живопись. Жанр живописи – пейзаж. Рассказ, рассматривание картин, иллюстраций, репродукций. Посещение с родителями выставок, музеев.
3. «Летний пейзаж» Краски.
4. «Закат на южном море» Аппликация из геометрических фигур, с использованием знаний о цветовом спектре.
5. «Бабочки и стрекозы на лугу» Объёмная аппликация, «гармошка»
6. «Цветы небывалой красоты» Композиция из окрашенного песка (или манной крупы)

Блок №2 .
Тема: «Золотая осень»

7. «Есть в осени первоначальной...» (пейзаж) Акварель.
8. «Осенний лес в зеркале воды» Симметричная аппликация.
9. «Осенний ветер» Пластилиновая «живопись», с использованием «расписного» пластилина, полученного путём смешивания.
10. «Грибочки» Аппликация из жатой ткани.
11. «Старичок-лесовичок на осенней лесной полянке» Поделка из природного и подручного материала, с использованием цветного картона.
12. «Осенние фантазии» Монотипия.

Блок №3.
Тема «Натюрморт»
13. Ознакомление с изобразительным искусством: жанр живописи – натюрморт. Рассказ, рассматривание картин, иллюстраций, репродукций. Посещение с родителями выставок, музеев.
14. «Кувшин и наливное яблочко» (рисование с натуры) Акварель.
15. «Что нам осень принесла...» Объёмная аппликация способом «гармошка».
16. «Грозди винограда» (коллективная работа) Нетрадиционная техника, рисование карандашом по монетам.

Блок №4.
17. «Зимняя мелодия» (пейзаж) Пастель.
18. «Кружевная снежинка» Прорезная аппликация.
19. «В гостях у Волшебницы Зимы» Восковые мелки, акварель.
20. «Волшебные снежинки» Оригами.
21. «Зимний сон одного дерева...» Объёмная аппликация из салфеток, ваты, с использованием элементов рисования.

Блок №5 .
Тема: «Здравствуй, Новый год!»
22. «Веточка ели» Объёмная аппликация из цветной бумаги.
23. Ёлочные игрушки из «гармошки» Поделки из фактурной и цветной бумаги, с использованием подручного материала для веточки ели.
24-25. «Новогодняя история» Изготовление пластинок из глины и украшение их в технике «декупаж».
26-27. «Дед Мороз и Снегурочка» Оригами, с элементами рисования.

Блок №6.
Тема: «Рождество»
28-29. «Рождественская сказка» Прорезная аппликация с декорированием.
30. «Рождественский Ангелочек» Изготовление игрушки из подручного материала (бутылочка из-под йогурта, тюль, вата, кружева, картон, блёстки)

Блок №7.
Тема: «Лохматые и пернатые»
31. «Шерстяные барашки» Аппликация из распущенных шерстяных нитей.
32. «Птички – невелички» Лепка из пластилина.
33. Ознакомление с изобразительным искусством: графика. Рисование графических элементов карандашом, углём. Рассказ, рассматривание картин, иллюстраций, репродукций. Посещение с родителями выставок, музеев.
34. «Полосатые лошадки» Тушь, перо.
35. «Сорока-белобока» Простой карандаш.

Блок № 8.
Тема: «День Защитников отечества»
36. «Мечты о дальних берегах» (кораблик в подарок папе). Изонити.

Блок №9.
Тема «Дальние страны»
37. «Жаркая Африка» Аппликация из геометрических фигур.
38. «Животные жарких стран» Гуашь, акварель, пастель по выбору детей.
39. «Экзотические птицы» Лепка из пластилина.
40. «На дне морском» Объёмная аппликация с использованием природного материала(скорлупа грецкого ореха, жёлуди).
41. «Ажурные рыбки» Тушь, перо.

Блок №10.
Тема «Весна-красна»
42. «Подарок для любимой мамочке» Украшение разделочной деревянной доски в технике «декупаж» к празднику 8Марта.
43. «Верба» Аппликация из ваты и пряжи на бархатной бумаге.
44. «Веточка цветущей вишни» Барельеф, с элементами пластилиновой живописи.
45. «Скворечники» Гуашь, фон для последующей композиции.
46. «Скворцы прилетели» Оригами, с использованием элементов объёмной аппликации из подручного материала (вата).
47. «Цветущий сад» Аппликация из жатой ткани.
48. «Яблони в цвету» Гуашь, с элементами рисования ватными палочками.

Блок №11 .
Тема: «Страна фантазий»
49. «Сказочная птица» Гуашь, рисование ладошкой, пальцами.
50. «Фантастические животные» (зооконструктор) Аппликация на развитие фантазии.
51. «Фантазийные бабочки» Квиллинг (спиральки из полосок цветной бумаги).

Блок №12.
Тема: «Мир сказок »
52. «Курочка-ряба» Лепка. «Расписной» пластилин, полученный способом резания.
53. «Сказочная матрёшка» Коллаж (техника наклеивания плоских или объёмных материалов). Цв.бумага, ткань, фольга, журнальные вырезки, конфетные обёртки, тесьма, кружева и т.д. (т.е. подручный материал).
54. Ознакомление с изобразительным искусством: жанр живописи – портрет. Рассказ, рассматривание картин, иллюстраций, репродукций. Посещение с родителями выставок, музеев.
55. «Мой любимый сказочный герой» (портрет) Гуашь, акварель по желанию.
56. «Русалочка» (портрет) Барельеф, с использованием элементов пластилиновой живописи.

Блок №13.
Тема: «Цветочная рапсодия»
57. «Расцвели вокруг цветы небывалой красоты» Рисование цветными мыльными пузырями с прорисовкой дополнительных элементов.
58. «Цветочная сказка» Ручной труд (сухоцветы, ткань, цветная и фактурная бумага)
59. «Нежный цветок» Акварель.
60. «Вернисаж фантастических цветов» Объёмная аппликация.
61. «Розочки» Лепка из солёного теста, оформление композиции в цвете.
62. «Цветочная салфеточка» Пришивание на основу элементов из ткани; пуговиц.
63. «Ваза, утопающая в цветах» Декупаж стаканчика или баночки салфетками с изображением цветов (изготовление вазочки для цветов)
64. Итоговое занятие. Выставка детских работ.

Анастасия Комиссаренко

Программа изостудии

«Затейники»

Руководитель:

воспитатель первой кв. категории

Комиссаренко Анастасия Александровна

Пояснительная записка.

Изобразительная деятельность оказывает специфическое влияние на развитие детей, она является вариантом познания действительности и играет значительную роль во всестороннем развитии ребенка. В процессе изобразительной деятельности происходит совершенствование мелкой моторики рук, кожного и двигательного, осязательного восприятия, что является особенно важным для детей с нарушениями зрения, обеспечивает развитие эмоциональной сферы, гармоничное развитие личности ребенка, его воображения и творческих способностей.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна ребенку с нарушением зрения.

В рамках изостудии дети неограниченны в возможностях выразить свои мысли, чувства, переживания, настроение. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу изодеятельности. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Итог совместной деятельности – коллективное панно, которое имеет огромное значение в нравственном воспитании дошкольников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности и как результат имеет огромное значение в социализации дошкольника.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу изодеятельности;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Цель программы.

Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Основные задачи:

1. развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

2. развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

3. привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

4. учить создавать коллективные работы.

Методическое обеспечение.

Нетрадиционные техники:

Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Пластилинография. Оригами. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение.

Организация изостудии.

Одно занятие в неделю по 20 минут.

Материал:

o акварельные краски, гуашь;

o восковые мелки, свеча;

o ватные палочки;

o поролоновые печатки;

o коктельные трубочки;

o бумажные салфетки;

o матерчатые салфетки;

o стаканы для воды;

o подставки под кисти;

результативности программы проводится по методике Г. А. Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».

Ожидаемый результат изостудии:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки в ДОУ.

Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года. И т. д.

Перспективный план изостудии

«Затейники»

средняя группа

Месяц Тема занятия Программное содержание

сентябрь Путешествие по радуге Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.

сентябрь Осенний букет (печатание листьями) Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

октябрь Осенняя сказка

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках.

октябрь Сказочный лес (рисование + аппликация) Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа.

ноябрь Разноцветные рыбки (нетрадиционное рисование + аппликация) Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность.

ноябрь Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация) коллаж Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы.

декабрь Волшебный лес (рисование + аппликация) Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Учить наклеивать персонажей вырезанных из журналов.

декабрь Невиданные звери Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.

декабрь Веселый лужок Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений.

январь Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету) Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

январь Снегири на ветке (метод тычка) Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка.

февраль Сказочные птицы (эксперименти-рование с материалами) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами.

февраль Что за чудо эти сказки (пятно, штрих, линия) Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь.

март Превращение ладошки Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.

март Подарок маме Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма.

март Мой маленький друг (техника тычка) Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

апрель Весенние сады

(салфеткокручение) Учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту.

апрель Вот и лето пришло. Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество.

май Осьминожки (рисование ладошками) Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие.

май Бабочки (рисование + аппликация) Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации.

Литература:

1. Т. С. Комарова Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. -2 издание испр. и доп. – Мозайка-Синтез, 2008. -160.:цв. вкл.

2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.

3. Урунтаева Г. А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М. : ACADEMIA, - 1999. – 96с.

4. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1982. – 208 с.

Рисование − самый удобный способ самовыражения ребенка, один из эффективных путей установления гармонии «Я» и «Мира». Безусловно, что в процессе развития творчества, креативности, других важных качеств ребенка задействовано не одно рисование, но в детском рисунке более полно, чаще, чем на других занятиях, можно наблюдать закономерности развития изодеятельности. Уже сам процесс создания рисунка, дает ребенку возможность видеть мир во всем его разнообразии, идти от мысли к ее воплощению.

Работать над проблемой развития детского творчества средствами рисования подтолкнуло наблюдение за работой детей по изобразительной деятельности в разных возрастных группах. Анализ рисунков дошкольников, выполненных в свободное время или дома, показал бедность детских замыслов, а при попытке их отразить − дети не думали о разнообразии красок и самого сюжета. Однако было отмечено стремление детей точнее передать образ задуманного. Часто этому мешало незнание соответствующих правил изображения предметов, объектов. Это относительно ребят, которым интересно заниматься рисованием. Но в последнее время увеличился процент детей, которые совсем не интересуются этим видом творческой деятельности. Это, считаю, очень тревожные сигналы. Возможно, в этом явлении соответствующую роль играет чрезмерное увлечение компьютером, телевидением, недостаточное внимание этому вопросу со стороны взрослых. Принимая во внимание всё вышесказанное, была создана план-программа студийной работы «Шаг к гармонии».

В изостудии занимаются дети 4 — 6-ти лет в подгруппах из 6 -10 человек, два раза в неделю, во вторую половину дня. Продолжительность занятия 20 — 35 минут, но временные рамки жестко не ограничены. Незаконченную работу дети могут завершить в другое, удобное для них время. Осуществляется дифференцированный подход к выполнению заданий на занятиях, который проявляется в различном содержании и уровне сложности заданий для каждого ребенка.

Ребенок должен радоваться самому процессу рисования и быть уверенным, что у него все получится хорошо, его труд похвалят, ведь он так этого хочет и желает достичь определенного результата. Стимулируя развитие творческих способностей детей, ориентируюсь на высказывание Н.В. Гавриш о том, что «почти невозможно провести четкую границу между окончанием процесса обучения и началом самого творческого процесса». Главное − вызвать у детей эмоциональную заинтересованность, сформировать мотив деятельности, что обеспечит принятие ребенком решения изобразить тот или иной предмет. Научить детей овладевать обобщенными средствами создания изображения, которые позволяют воплощать любые задуманные предметы, явления. Чтобы воспроизвести увиденное, представленное, дети должны усвоить соответствующую систему знаний, умений, навыков, овладение которыми обеспечит с одной стороны успешное осуществление самой деятельности, с другой − всестороннее развитие самого ребенка.

Из нетрадиционных техник рисования популярна среди детей так называемая кляксография, монотипия, гратаж, акватипия, пальцем по влажной бумаге (тогда получают цвета спокойные, «нежные»). Интересно рисование разноцветными мелками на влажной бумаге, тампонами, штампами, ладошками, кулачками, губами, нитками, зубной щеткой, скомканной бумагой, поролоном…, всем тем, чем можно оставить след. Будущие художники в своих фантазиях используют не только краски, но и соль, различные крупы, макаронные изделия, пластилин, пастель, восковые мелками, гелиевые ручки, тушь, клей… Очень понравилась детям техника рисования пластилином.

Занятия в студии проводятся так, чтобы для детей это была своеобразная встреча со сказкой, чудом. В работе используем музыкальные и поэтические образы, наблюдая, как растет художественно-творческая активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Учим детей смотреть на мир и видеть его, слушать и слышать его, любоваться им, подводим к пониманию того, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы.

Цель программы: развитие творческих способностей дошкольников.

Задачи программы:

  • активизировать познавательный интерес к миру (видеть и находить в обычном необычное, удивительное);
  • воспитывать культуру чувств, развивать эстетическую восприимчивость как базовое личностное качество, раскрывать человеческое понятие красоты;
  • развивать художественные способности детей (использовать линию, цвет, композицию, ритм, перспективу как основные средства выразительности при создании образа, передаче своего отношения к нему);
  • стимулировать развитие экспериментально-поисковой деятельности при выборе материала и способа изображения образа;
  • предлагать техники изображения, позволяющие ребенку интегрировать различные виды изобразительной деятельности;
  • поддерживать индивидуальный стиль гармонизации пространства вокруг себя и себя в нем;
  • предоставлять свободу в отображении (доступными для ребенка художественными средствами) своего видения мира;
  • получать удовольствие от результата и главное — от процесса творческой деятельности;
  • учить быть не только потребителем, но и творцом культуры;
  • формировать коммуникативные навыки.

Задачи цикла занятий «Зимнее кружево» и ориентировочное календарное планирование изобразительной деятельности

  • научить изображать человека в разной одежде, передавать несложные движения;
  • дать понятие о контрасте, колорите, научить различать теплые и холодные тона;
  • сформировать умение передавать в рисунке настроение (веселое, грустное) и выражение лица (испуганное, удивленное);
  • научить использовать различные композиционные средства выразительности: размещать содержательный центр в центре рисунка, использовать контраст изображения по сравнению с другими предметами (цвет, размер, форма, свет), передавать впечатление движения: ритмическим изображением объектов рисунка, асимметричным, диагональным построением рисунка, в многоплановых рисунках выделять передний, задний и средний планы;
  • научить использовать наборы карандашей для получения различного по интенсивности цвета и штрихи разного характера.

1. Зимняя ночь.

2. По стихотворению В. Фетисова «Синий вечер». (Гуашь синяя, белая).

3. Опахало для Деда Мороза. (Кусочки свечи, восковые карандаши, акварель).

4. Подарки Деду Морозу. («Соленый батик». Пуантилизм).

5. Альбом архитекторских проектов для хрустального дворца Деда Мороза.

(Цветные карандаши, фломастеры или восковые карандаши с акварелью, гуашь, иллюстрации, открытки с изображением старинных замков).

6. Какого цвета снег и небо зимой? (Гуашь).

7. Снежная шаль Зимы (по мотивам Петриковской росписи).

8. Зима бывает разной. Беседа по картинам. (Рисование манкой).

9. Украинское село зимой. (Перспектива. Гуашь).

10. Жители зимнего леса. (Графика. Простой карандаш, тушь).

11. Валентинки. (Контраст. Гуашь).

12. Схематическое изображение человека. (Мел, доска, пластиковые тарелки, наполненные тонким слоем манной крупы, острые палочки или использованые стержни из-под шариковых ручек).

13. Космическое путешествие. (Гуашь).

14. Фигуристы и лыжники. (Гуашь).

15. Белая береза ​​под моим окном . («Гратаж» или гелиевые ручки).

16. Мы — волшебники. (Акватипия с использованием мыла).

17. Сказка о городе Снеговиков. Коллективная форма работы. (Заготовка для создания панорамы: 2 — 3 крупных листа бумаги, наклеенные на картон и скрепленные между собой; открытки с изображением снеговиков, гуашь, акварель, кисти, клеевые кисти, тычки, восковые карандаши).

18. Белая книга Зимы. (Репродукции картин художников, запись произведений композиторов и стихи поэтов по теме; гуашь, акварель, цветные, восковые карандаши, пастель, гелиевые ручки; материал из журнала «Музыкальный руководитель», 2004, № 5, стр.6).

Опыт работы руководителя изостудии Болотовой Л.П.
ДОУ № 25 «Радость»
г. Доброполье
Донецкая область
Украина.

Грибанова Н.Г.

Рисование на тему «Зимние забавы»

Цель : Создать условия для передачи движения в рисунке. Развития умения задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. Продолжать рисовать с использованием всех известных приемов рисования

Оборудование: Белая бумага, акварель, кисти; музыкальное произведение В.А. Моцарта «Катание на санях».

Воспитатель вместе с детьми вспоминает зимние забавы (катание на санках, коньках, лыжах; игры в снежки; лепка снежной бабы и др.). Читает короткие стихотворения,

предлагает отгадать загадки.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

Все лицо и руки

Залепил мне снег…

Мне в сугробе - горе,

А ребятам - смех!

И. Суриков

Загадки

На прогулке бегуны

Одинаковой длины

Через луг к березке

Тянут две полоски…

Бел, да не сахар, нет ног, а идет.

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать

первый век?

Морковка - нос, в руке -

Боится солнца и тепла.

(Снеговик.)

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили.

Ледяной водой облили,

И скатились все потом

С моего горба гуртом.

(Снежная горка.)

Воспитатель.

Сегодня вы будете рисовать на сжатой бумаге. Для этого сначала необходимо скомкать и сжать бумагу, затем лист расправить и на него нанести рисунок.

Дети выполняют задание.

В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пошли гулять.

Загибают пальчики по одному. «Идут» по столу указательным и средним пальчиками.

Бабу снежную лепили,

«Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,

«Крошат хлебушек» всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,

Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой.

А еще в снегу валялись.

Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.

Все в снегу домой пришли, Съели суп и спать легли.

Отряхивают ладошки. Движения воображаемой ложкой, потом руки под щеку.

В конце НОД дети делают небольшой набрызг для придания рисунку завершенности.

Затем рисунки анализируются. Обсуждается каждая картинка: что на ней изображено, что получилось отобразить, что требует доработки. По окончании ребята рассказывают стихотворения о зиме и зимних забавах.

Закрепление материала :

Оформить выставку картин. «Мой любимый вид спорта » .

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Возраст обучающихся – 7-14 лет

Срок реализации программы – 3 года

Количество часов в год:

Первый год обучения – 72 часов Второй и третий год – 144 часа

Все или почти все дети любят рисовать, лепить, раскрашивать. Иногда что-то не получается, потому что они мало знают о материалах, которыми работают. Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку, незнание которой ставит в тупик. Неслучайно у многих людей, не постигших эти законы, с возрастом пропадает всякий интерес к изобразительному искусству, а это обедняет человека. Велика сила воздействия искусства на подрастающего человека. Для общества в целом именно сейчас важно формирование нравственных ценностей и эстетическое воспитание каждого ребенка. «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство» как целостный курс, включает в себя: рисунок, живопись, графику, дизайн, а также традиционное народное творчество. Такой комплекс направлений позволяет всесторонне развивать творческие способности ребенка (воображение, пространственное мышление, колористический вкус), а также дает возможность учащимся приобрести умения и навыки работы с различными художественными материалами. Обоснованием такого подхода служит и тот факт, что детям, занимающимся в изостудии, занятия в рамках одного направления постепенно наскучивают, а это ведет к потере интереса к творчеству. Также при более узком подходе могут остаться нераскрытыми возможности воспитанника в других областях изобразительной деятельности. Однако стремление охватить в программе изостудии, рассчитанной на три года, как можно больше направлений изобразительной деятельности внешне привлекательно для детей и родителей, на самом деле часто чревато «хождением по верхам». Что формирует у детей иллюзию собственной разносторонности при поверхностных знаниях и сомнительных умениях. Язык различных видов искусства делают художественную деятельность уникальным средством воспитания и развития ребенка. Занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством дают возможность раскрыть заложенную в человеке потребность в творчестве, желание создавать прекрасное своими руками. Каждому ребенку важно почувствовать себя творцом, открыть для себя мир изобразительного искусства, дизайна, народной культуры, научиться видеть красоту окружающего мира. Организация художественно-творческой деятельности младших школьников, их художественное образование и эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа. С погружением ребенка в стихию народных традиций закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы. Это истоки того, что называется этническим самосознанием, национальным характером. Поэтому большое внимание в программе уделено декоративно-прикладному искусству и народному творчеству Актуальность этой программы заключается в том, чтобы помочь детям своевременно узнать, какими возможностями обладают, казалось бы, самые обыкновенные материалы для рисования, какие существуют приемы работы простым и цветными карандашами, фломастерами, гуашью, как работать с бумагой и трафаретами. Новизна программы состоит в том, что на занятиях используются не только традиционные художественные средства (карандаш, фломастеры, акварель, гуашь), но и новейшие современные материалы для детского творчества (гелиевые ручки, различные виды цветной бумаги, картона, пленки, поролон). Кредо педагога – разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в студию принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):

Знакомство с жанрами изобразительного искусства;

Знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

Овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

Приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра. Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми обще-учебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):

Развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;

Развитие колористического видения;

Развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

Улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

Формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);

Развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):

Формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;

Формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;

Воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;

Воспитание аккуратности.

Обучение детей строится на сочетании коллективных и индивидуальных форм работы, что воспитывает у учащихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат. Обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия. Теоретический материал излагается в форме бесед и содержит сведения об истории развития различных видов искусств и народного художественного творчества. Основное время уделяется практическим занятиям. Предусмотрено посещение выставок и музеев с целью ознакомления воспитанников с красотой и богатством окружающего мира, а также воспитания интереса и любви к родной культуре и народу, любви к матери, родному очагу, любви к природе. Данная программа разработана для детей, не имеющих начальной подготовки в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Она основана на программе «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б.М.Неменского.

Программа предназначена для детей от 7 до 12 лет.

Форма организации занятий - индивидуально-групповая, что обусловлено целями и задачами программы. Целесообразно заниматься группой 12-15 человек два раза в неделю для детей 1 класса по одному академическому часу, для остальных по 2 часа два раза в неделю группой 10-12 человек. Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе детей. Уменьшение численности продиктовано необходимостью проведения индивидуально-групповой работы с детьми.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:

Рисование с натуры

Рисование по представлению

Рисование на тему

Иллюстрирование

Декоративная работа с элементами дизайна

Аппликация

Беседы об изобразительном искусстве.

Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При этом учитываются время года и интересы учащихся.

Методы организации занятий:

Словесные: объяснение новых тем, новых терминов и понятий; обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога.

Наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование иллюстраций, изображений скульптур, изображений зданий архитектуры, репродукций картин художников; видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т.д.

Репродуктивный метод – метод практического показа.

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ ДЕЛЯТСЯ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ:

Приобретение новых знаний (теоретических)

Занятия по формированию знаний, умений, навыков (самостоятельная деятельность ребенка под руководством педагога)

Повторение, подобные занятия являются заключительными.

Проверка знаний, умений, навыков

Комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач) В зависимости от особенностей темы и содержания работы можно заниматься со всей группой, по подгруппам или индивидуально с каждым ребенком.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ

Беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание

Демонстрация наглядных пособий, позволяющих конкретизировать учебный материал

Работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов

Организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества

Организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

Организация выставок детских работ

Создание и развитие детского коллектива

Работа с родителями Методы, обеспечивающие организацию деятельности детей на занятиях:

Фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;

Коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;

Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальной и фронтальных форм работы;

Групповой – организация работы по группам (2-5 человек);

Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий. Конкретные проявления определённого метода на практике – приём игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, анализ, показ и просмотр иллюстраций, работа по образцу, тренинг.

Методы, обеспечивающие уровень деятельности на занятиях:

Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

Репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

Частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

Проектно-исследовательский – творческая работа обучающихся.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основным условием для занятий изобразительным искусством является творческая атмосфера. Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо организованная среда.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Успешная реализация программы во многом зависит от правильной организации рабочего пространства студии. Помещение должно быть хорошо освещено. Методический материал, творческие работы должны храниться на специальных стеллажах. Помещение должно быть оборудовано специальными партами для рисования и черчения.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

Смартдоска

Магнитофон

Учебные пособия

Объяснительно-иллюстративный материал

Изделия народных промыслов

Репродукции картин

Натюрмортный фонд

НАТЮРМОРТНЫЙ ФОНД

1) Предметы быта: Стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, вазы, другая посуда). Деревянные (шкатулки, разделочные доски, коробочки, тарелки). Металлические (самовары, чайники, кофейники, ложки, кастрюли). Керамические (горшки, чайники, чашки, вазы, бутылки).

2) Предметы декоративно-прикладного искусства: Прялка, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной игрушки, подносы, гжельская посуда, керамические предметы).

3) Природные элементы: Букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий.

4) Драпировки.

5) Гипсовые предметы: Орнаменты, гипсовые головы с античных слепков.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Акварель

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

К концу первого года обучения дети будут знать:

Основные цвета цветовую гамму красок (теплые и холодные цвета)

Понятие композиция листа понятие симметрии

Свойства красок и графических материалов

Азы линейной и воздушной перспективы

Основные приемы бумажной пластики

Будут уметь:

Смешивать цвета на палитре

Правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом

Грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки

Работать самостоятельно и в коллективе

Умение организовывать и содержать в порядке рабочее место

Трудолюбие

Самостоятельность

Уверенность в своих силах

К концу второго года обучения дети будут знать:

Контрасты цвета

Гармонию цвета

Азы композиции

Пропорции плоскостных о объемных предметов

Будут уметь:

Выбирать формат и расположение листа

Соблюдать последовательность в работе (от общего к частному)

Работать с натуры

Доводить работу до конца

Использовать различные техники рисования гуашью

Работать с бумагой

У них получат развитие обще-учебные умения и личностные качества:

Умение работать в группе

Ответственность

Самокритичность

Самоконтроль

К концу третьего года обучения дети будут знать:

Основы линейной перспективы

Основы закона композиции

Пропорции фигуры человека

Различные виды графики

Основы цветоведения

Основные жанры изобразительного искусства

Будут уметь:

Работать в различных жанрах

Выделять основное в композиции

Передавать движение фигуры

Строить орнаменты

Критически оценивать свои работы и работы товарищей

У них получат развитие обще-учебные умения и личностные качества:

Умения принимать конструктивную критику

Способность к адекватной самооценке

Умение радоваться своим успехам и успехам товарищей

Трудолюбие, упорство в достижении цели

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

В процессе обучения детей по данной программе отслеживают три вида результатов:

Текущие - (цель – выявление ошибок и успехов в работе)

Промежуточные - (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие)

Итоговые - (определятся уровень знаний, умений, навыков за весь год)

Выявление результатов осуществляется:

Через отчетные просмотры законченных работ;

Отслеживание личностного развития детей методом наблюдения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

п / п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

Организационные мероприятия

Введение в программу.

Правила техники безопасности

Графический тест «Рисую, как умею»

Рисуем штрихом

Линия, точка, пятно.

Конструирование из бумаги

Работа с трафаретами

Различные техники работы гуашью

Декоративное рисование

Иллюстрации к сказкам

Графомоторные упражнения

Выставка работ

Итоговое занятие года

Экскурсии

всего

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Организационные мероприятия: обработка заявлений, формирование групп, беседа с родителями.

1.Вводное занятие.

Знакомство со студией и педагогом. Беседа о планах на год. Организация рабочего места. Просмотр лучших работ из фонда. Правила поведения в студии. Техника безопасности. Материалы и принадлежности.

2. Графический тест. «Рисую, как умею».

3. Рисуем штрихом.

Подготовка руки к письму. Выполнение штриховых упражнений. Понятие « композиция листа». Рисунок простым карандашом, фломастером. Выполнение работ штриховкой фломастерами (пушистые игрушки, цветы, пейзажи, иллюстрации к сказкам).

4.Пятно и линия .

Линия-начало всех начал. Классификация линий. «Характер линий».

Точка-«подружка линии». Техника «пуантелизма» (создание изображения при помощи одних точек).

Пятно как украшение рисунка. «Характер пятна». Превращение путаницы из линий в цветовые пятна.

5.Конструирование из бумаги.

Основные способы работы с бумагой. Способы сгибания, резания, скручивания и склеивания. Развитие мелкой моторики.

Работа с рваной бумагой.

Работа с мятой бумагой. «Лепка» из мятой бумаги.

Смешанная техника (скручивание, складывание, скатывание, резание).

6. Работа с трафаретами.

Техника «отпечаток» с дорисовкой (используем осенние листья).

Печатанье по трафарету при помощи поролона.

Составление композиции натюрморта при помощи трафаретов.

7.Различные техники работы с гуашью.

Живопись - язык цвета, цветное изображение мира.

Свойства красок. Гуашь. Какие бывают кисточки. Техника «сухая кисть».

Рисование мягких игрушек.

Волшебные превращения красок – смешение цветов.

Техника «примакивание». Рисование деревьев.

Техника «тычок». Теплые и холодные цвета.

Понятие «плотный цвет».

Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребенка.

Стилизация как упрощение растительных форм. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка.

Стилизованные натюрморты.

Симметрия и асимметрия на примерах природных форм.

9. Иллюстрации к сказкам.

Сказка – любимый жанр художников. Характер сказочного героя. Цвет и характер.

10. Графомоторные упражнения.

Упражнения – рисунки, которые помогут формированию навыков правильного письма и развитию зрительно-моторной координации.

Коррекция дисграфии.

11. Экскурсии.

Посещение художественных музеев и выставок. Путешествие в мир искусства. Музей-квартира В.Васнецова. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй год обучения

п / п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

Формирование групп. Оформление заявлений. Беседа с родителями. Особенности второго года обучения.

Вводное занятие. Техника безопасности. Материалы и принадлежности. Просмотр летних работ.

Работа с трафаретами.

Рисунок (карандаш).

Натюрморт. Азы композиции.

Жанры живописи.

Бумажная пластика.

Живопись – гармония цвета.

Пейзаж.

Декоративное рисование.

Пластилинопластика.

Народные промыслы России.

Итоговое занятие. Выставка работ.

Всего

Второй год обучения.

1. Формирование групп.

2. Вводное занятие.

Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии. Просмотр летних работ. Обсуждение.

3. Работа с трафаретами .

Печатанье с дальнейшей прорисовкой. Осенние листья. Вырезание трафаретов. Печатанье поролоном. Многоцветная печать. Набрызг.

4. Рисунок (карандаш).

Пропорции – соотношение частей по величине. Метод визирования. Рисование геометрических тел. Штриховка. Светотень. Рисование драпировки. Рисование предметов посуды.

5. Натюрморт. Азы композиции.

Композиция листа. Композиции из геометрических тел. Построение натюрморта.

6. История искусств. Жанры живописи :

Натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой жанр, исторический жанр, библейские сюжеты.

7. Бумажная пластика.

Знакомство с объемными и рельефными композициями. Мятая бумага. Технические приемы работы с бумагой: нарезание, скручивание, резки.

8. Живопись – гармония цвета.

Основы цветоведения. Гармония цвета. Основные цвета. Цвет в натюрморте.

9. Пейзаж.

Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года.

Графические зарисовки деревьев. Силуэты деревьев. Линия горизонта. Передний план и дальний план. Линейная и воздушная перспектива. Рисование пейзажей по временам года. Колористическое решение.

Рисование цветов. Рисование декоративных композиций. Основы дизайна.

11. Пластилинопластика.

Изображение в технике пластилинографии. «Подводный мир».

12. Народные промыслы России.

Дымково. Матрешка. Городецкая роспись.

13. Экскурсии на выставки и в музеи.

Экскурсии в Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и Третьяковскую галерею. Музей – усадьба « Коломенское».

Третий год обучения

п / п

Названия разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Формирование групп. Беседа с родителями.

Вводное занятие. Техника безопасности. Санитарно-гигиенические требования.

Графика.

Натюрморт.

Фигура и портрет человека.

Образ природы.

Декоративно – прикладное рисование.

Народные промыслы России.

Дизайн.

Работа на пленэре.

Экскурсии.

Выставка работ.

Итоговое занятие года.

Всего:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие.

Организация рабочего места. Повторение правил техники безопасности в изостудии. Санитарно-гигиенические требования при работе в изостудии. План работы на учебный год. Просмотр летних работ.

2. Графика.

Знакомство с разными видами графики и её характерные особенности.

Граттаж – графическая работа на восковой подкладке (способ процарапывания).

Монотипия. Гравюра. Линогравюра. Гризайль.

3. Натюрморт.

Тематические натюрморты выражают отношение художника к миру и умение группировать «говорящие вещи». Натюрморт в холодных цветах. Натюрморт в теплой гамме.

4. Фигура и портрет человека.

Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве. Знакомство с основными пропорциями фигуры и головы человека. Наброски с натуры. Портрет в технике силуэта. Живописный портрет. Фигура человека в движении.

5 .Образ природы.

Красота природы в разное время года и её изображение в разных состояниях.

Стилизация природных форм. Витражи. Роспись ткани.

7. Народные промыслы России.

Жостово. Гжель.

8. Дизайн.

Дизайн интерьера. Ландшафтный дизайн.

9. Работа на пленэре.

Выбор мотива. Составление эскиза с натуры. Рисование деревьев, цветов, архитектуры.

10. Экскурсии.

Экскурсии в Третьяковскую галерею, в музей – усадьбу Царицыно.

11.Выставка работ.