Духовная культура простыми словами. Духовная культура

духовный культура атеистический религиозный

Духовная культура - это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.

Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке.

Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга.

В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.

Искусство включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, безобразное) и способы их создания и потребления.

Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует успехи познающего ума человека.

Философия удовлетворяет потребности человеческого духа к единству на рациональной (разумной) основе.

Духовная культура пронизывает все сферы социальной жизни. Человек усваивает ее через язык, воспитание, общение. Оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознание человека традицией и воспитанием в процессе жизни.

Понятие "духовная культура" имеет сложную и запутанную историю. В начале 19 века духовная культура рассматривалась как церковно-религиозное понятие. В начале ХХ века понимание духовной культуры становится гораздо шире, включая не только религию, но и нравственность, политику, искусство.

В советский период понятие "духовная культура" трактовалась авторами поверхностно. Материальное производство порождает материальную культуру - она первична, а духовное производство порождает духовную культуру (идеи, чувство, теории) - она вторична. Истоки творчества, идей находились в производственной, трудовой деятельности.

В 90-е гг. ХХ в. "духовная культура" понимается по-разному:

  • - как нечто священное (религиозное);
  • - как нечто положительное, которое не требует пояснения;
  • - как мистически-эзотерическое.

В настоящее время, по-прежнему, понятие "духовная культура" достаточно четко не определено и не разработано.

Понятие духовной культуры содержит -содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),

Показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину -добро -красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:

  • -теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;
  • -этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;
  • -эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.

Таким образом, содержанием культуры становится вся человеческая деятельность. Человеческое общество и выделилось из природы благодаря такой специфической форме взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность.

Деятельность - это форма социально-культурной активности, направленная на преобразование действительности.

Существует два вида деятельности:

  • -практическая (т. е. материально-преобразовательная, направленная на изменение природы и бытия человека, и социально-преобразовательная, меняющая социальную реальность, включая и самого человека);
  • -духовная (содержанием которой выступает изменение сознания людей).

В зависимости от направленности человеческой активности социокультурная деятельность может быть:

  • -созидательной (т. е. направленной на формирование "второй природы": среды обитания человека, орудий труда, машин и механизмов и т. п.);
  • -разрушительной (связанной с различными войнами, революциями, этническими конфликтами, уничтожением природы и т. д.).

В человеческой деятельности существуют определенные ориентиры. Их называют ценностями.

Ценность -это то, что значимо для человека, что ему дорого и важно, на что он ориентируется в своей деятельности.

Общество выстраивает определенную систему культурных ценностей, которая вырастает из идеалов и потребностей его членов. В ее состав могут входить:

  • -главные жизненные ценности (представления о цели и смысле жизни, счастье);
  • -ценности межличностного общения (честность, доброжелательность);
  • -демократические ценности (права человека, свобода слова, совести, партий);
  • -прагматические ценности (личный успех, предприимчивость, стремление к материальному богатству);
  • -мировоззренческие, моральные, эстетические и пр. ценности.

Среди наиболее важных ценностей для человека, во многом определяющей, является проблема смысла его жизни. Взгляд человека на проблему смысла жизни формируется через осознание им конечности своего бытия. Человек это единственное живое существо, которое понимает неизбежность своей смерти.

Относительно проблемы смысла человеческой жизни сложилось две несхожие друг с другом точки зрения.

Первая -атеистическая. Она имеет давнюю традицию и восходит, в частности, к эпикурейству. Суть ее состоит в том, что если человек существо смертное, то смысл жизни -в самой жизни. Эпикур отрицал для человека значимость феномена смерти, утверждая, что ее просто не существует, поскольку пока человек жив -ее нет, а когда он умирает -то он не в состоянии более осознать сам факт своей смерти.

Назначая в качестве смысла жизни саму жизнь, эпикурейцы учили, что идеал человеческого существования -это атараксия, или уклонение от страданий, спокойная и размеренная жизнь, состоящая из духовных и физических удовольствий, данных в меру. Окончание этого процесса и означает прекращение бытия человека.

Материалистическая философия, которая продолжает античную традицию эпикуреизма, во всех своих проявлениях исходит из отрицания загробной жизни и ориентирует человека на максимально полную реализацию себя в существующей реальности. Однако это не исчерпывает всего содержания данного понятия.

Другая точка зрения на проблему смысла жизни -религиозная. Религия решает эту проблему достаточно просто, утверждая факт загробного существования человека. В своих различных модификациях религия учит тому, что земное, человеческое бытие есть лишь приготовление к смерти и обретению вечной жизни. Это необходимый этап для очищения и спасения души.

Высшей формой человеческой деятельности является творчество.

Творчество - это человеческая деятельность, которая создает качественно новые, никогда ранее не существовавшие, материальные и духовные ценности.

Практически все виды человеческой деятельности включают в себя элементы творчества. Однако наиболее ярко они проявляются в науке, искусстве и технике. Имеется и специальная наука -эвристика (гр. heurisko -нахожу), с помощью которой можно не только изучать творческую деятельность, но и создавать различные модели творческого процесса.

Существуют четыре основные фазы творчества:

  • -замысел (это первичная организация материала, выявление центральной идеи, ядра, проблемы, наметки этапов будущей работы);
  • -созревание идей (процесс конструирования "идеального предмета" в воображении творца),
  • -озарение (решение обнаруживается там, где его и не пытались искать);
  • -проверка (экспериментальная или логическая оценка новизны найденного решения).

Процесс создания нового приносит творцу чувство удовлетворения, стимулирует его вдохновение и подвигает его к новому творению.

Искусство как эстетическое сознание общества

Эстетическое сознание в системе форм общественного сознания занимает особое место. Выделившись в особую ветвь духовной культуры, оно в то же время выполняет синтезирующие функции, поскольку в структуру эстетического сознания входят такие элементы, как эстетические взгляды, идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства, потребности, эстетическая теория. Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом.

Синтетическая роль эстетического сознания и эстетической деятельности проявилась уже в "синкретичности" (нерасчлененности) античной культуры, в которой и произведения искусства, и научные, и религиозные, и философские труды подчас создавались как художественные тексты. Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности и определяется как целостное, эмоционально насыщенное отражение действительности. Объективной основой эстетического сознания является природная и социальная действительность и общественно-историческая практика. Эстетическое сознание представляет собой одну из граней духовно-практического освоения мира. Творчество "по законам красоты" возникает на основе трудовой деятельности и является ее дополнением. В процессе трудовой деятельности формируются духовные способности человека, к числу которых относится и эстетическое сознание. В процессе трудовой и эстетической деятельности формируются чувства человека, возникают эстетические потребности, которые оказывают целостное воздействие на личность.

С разделением труда, обособлением искусства от других видов общественной деятельности человека происходит окончательное формирование эстетического сознания. Эстетическое сознание отражает окружающий мир, всю разнообразную деятельность людей и ее результаты в эмоционально оцениваемых образах. Отражение окружающего мира в нем сопровождается появлением особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Но своеобразие эстетического сознания заключается в том, что оно содержит в себе сложность и выразительность эмоциональных впечатлений и в то же время проникает в глубокие существенные связи и отношения.

Особенностью эстетического сознания является то, что взаимодействие человека с реальным миром воспринимается, оценивается и переживается индивидуально на основе существующих идеалов, вкусов, потребностей.

Эстетическое сознание имеет сложную структуру, включающую потребности, идеалы, взгляды, оценки, чувства, теории, которые очень тесно связаны друг с другом и взаимозависимы. В эстетическом отношении в одинаковой степени оцениваются и переживаются и положительные стороны окружающего мира и отрицательные.

Эстетическое сознание - один из способов отражения, осознания мира и воздействия на него. Оно возникает на основе материально-производственной деятельности человека, и с развитием этой деятельности формируются чувства человека, освобождаясь от инстинктивной формы, возникают специфические человеческие потребности, которые, в свою очередь, оказывают обратное влияние на все стороны жизни человека. В структуре эстетического сознания важным элементом являются эстетические потребности, они являются началом эстетического отношения к миру.

Эстетическую потребность можно рассматривать как объективно существующую взаимосвязь человека со средой, в результате которой возникает необходимость в производстве, сохранении, усвоении и распространении эстетических эмоций, индивидуальных и социальных чувств, взглядов, знаний, ценностей и идеалов и их объективизации в человеческой деятельности.

В структуре эстетической потребности можно выделить три взаимосвязанных элемента: эмоциональный, рациональный и деятельный. Это следует учитывать при определении путей и средств ее формирования. Конечно, нужно комплексное воздействие и на эмоциональную, и на рациональную сферу сознания для выработки необходимых убеждений и установок и для дальнейшего закрепления их в деятельности.

Понятие "эстетическая потребность" охватывает как потребность в восприятии эстетических явлений мира, так и потребность в искусстве и эстетическом творчестве. Эстетическая потребность выступает как движущая сила развития сознания и практической деятельности личности, как один из основных элементов эстетического сознания и проявляется в стремлении преобразовать мир. Особенностью эстетической потребности является то, что она может быть реализована во всех сферах деятельности человека: в труде, в отношении к природе, в приобщении к искусству, в нравственных отношениях, в научном познании. По своему содержанию эстетическая потребность является универсальной, ибо ее объект находится во всех сферах жизни.

Эстетическая потребность проявляется как потребность в высокой степени упорядоченности, гармонизации всех видов человеческой деятельности и потребность в организованности всех продуктов ее, устремление к получению духовных радостей. Эстетическая потребность тесно взаимосвязана с нравственной, ибо стремление к прекрасному и доброму выступает в единстве. Она связана и с другими духовными потребностями, в том числе и с потребностью в труде и в приобщении к знаниям.

В структуру эстетического сознания входят эстетические чувства. Психологи относят их к категории высших чувств и указывают на их связь с интеллектом. Эстетические чувства основаны на опыте разума и сами вызывают размышления. Вот почему эстетические чувства называют мировоззренческими. Эстетические чувства - это своеобразные переживания человека, возникающие при восприятии специфических объективов: красоты природы, предметов труда, произведений искусства. Эти чувства стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее воздействие на его поведение и на формирование эстетического и нравственного идеалов. Они помогают воспринимать мир и искусство как близкие нам и стимулируют творческую активность. Их особенностью является сложное взаимодействие в них эстетических и этических моментов психической жизни.

Элементами эстетического сознания являются эстетический вкус и идеал, выступающие регуляторами оценки человеком объектов эстетического восприятия и собственной деятельности. Эстетический вкус - это умение понимать и оценивать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое в жизни и в искусстве. Гегель писал о том, что объективной основой вкуса является прекрасное и что вкус воспитывается. Эстетический вкус социально обусловлен и имеет свое индивидуальное проявление. Он определяется мировоззрением личности, поэтому так важно формирование эстетического вкуса, основанного на научном мировоззрении и на этических принципах.

Эстетический вкус выступает как способность личности оценить достоинства (или недостатки) эстетически значимых явлений на основе ее представлений о прекрасном и возвышенном, об идеале и объективизировать эти представления в конкретной деятельности, напри мер, при организации предметно-пространственной среды, при проведении досуга, в стиле общения, в эстетической выразительности внешнего облика. Эстетический вкус проявляется в любой творческой деятельности, в поведении людей, в быту. Особенность эстетического вкуса в том, что он проявляется непосредственно, как эмоциональная реакция человека на то, с чем он взаимодействует. По мысли И. Канта, вкус - это "способность судить о красоте".

В единстве с эстетическим вкусом как важный элемент эстетического сознания выступает эстетический идеал, выполняющий также регулятивные функции, но на более высоком уровне. Он содержит в себе понимание сущности прекрасного, отражает лучшие черты личности, является образцом, на которой ориентируются люди, он не только отражает прошлое и настоящее, но и обращен в будущее.

Эстетический идеал основан на объективных тенденциях социального развития и играет связующую роль между прошлым, настоящим и будущим. В условиях современного развития общества на этот момент следует обратить особое внимание, ибо нельзя нарушать связи преемственности между прошлым и современным, перечеркивать прошлое своей страны или тенденциозно его идеализировать, слепо копировать опыт других стран, не учитывая закономерность развития общества. Эстетический идеал является опережающим отражением мира, он стимулирует практическую деятельность и мышление людей, направленное на совершенствование окружающей действительности, выполняет прогностическую функцию, являясь важным мировоззренческим компонентом, определяющим мышление личности.

В эстетическом идеале отражены не только эстетические проблемы, но и нравственные, правовые, политические, философские, ибо он основан на понимании направленности исторического развития общества. Эстетический идеал в конкретной и целостной форме представляет гармоничную личность в ее связях с обществом и природой.

В эстетическом идеале отражена сложность общественных отношений, причем она может быть показана не в открытой форме, а потому подчас возникает иллюзия того, что этот идеал специфичен и изолирован, допустим, от политики и права. Следует отметить, что процесс формирования прогрессивного эстетического идеала очень длительный и сложный процесс, в котором органично слиты личный и общественный опыт, когда значительное воздействие оказывает вся окружающая жизнь, искусство, меры воспитательного воздействия. И сформированный эстетический идеал представляет собой наиболее сложный уровень эстетического сознания, высокую степень обобщения и сохраняющий в то же время наглядный и конкретно-чувственный характер. Сложившийся эстетический идеал является критерием эстетической оценки для дальнейшего восприятия жизни, и всякое явление, поступок или про изведение искусства сопоставляются с имеющимся эстетическим идеалом. Он становится регулятором эстетического сознания человека или общества. Но следует отметить, что и сам идеал изменяется под влиянием изменяющейся жизни.

Процесс формирования эстетического идеала, как и эстетического сознания в целом, очень противоречив, так как сложна и противоречива сама жизнь. В формировании эстетического сознания большую роль призвано играть искусство, оно открывает широкие возможности приобщения к духовным ценностям, формирует взгляды на нравственные и эстетические ценности, помогает превращению знаний в убеждения, развивает эстетический вкус чувства, развивает творческие способности личности, влияет на практическую деятельность.

Искусство - это специфическое явление: особый вид духовного, практического освоения объективного мира. Каждая форма общественного сознания фиксирует окружающий мир в присущих ей специфических средствах (в науке - с помощью понятий, категорий, в праве - в виде законов, в религии - догм, в морали - норм и т.д.). Искусство есть средство отражения и выражения жизни в форме художественных образов. Источником художественных образов является реальная действительность.

На искусство влияет политическое сознание. Но особенность искусства в том, что оно оказывает идейное воздействие благодаря своим эстетическим достоинствам. Любая форма общественного сознания связана с действительностью через свои функции. Сила искусства в непосредственном воздействии на личность и общество.

Искусство всегда играло большую роль в жизни общества, выполняя познавательную и воспитательную функцию, поэтому в истории всегда шла острая борьба вокруг вопроса о том, в каком направлении произведения искусства будут воспитывать людей, как будут воздействовать на психологию человека, на его взгляды и вкусы, на его потребности. Произведения искусства оказывают влияние на все формы общественного сознания, особенно на политическое и нравственное сознание, на формирование атеистического или религиозного миро воззрения. Через общественное сознание искусство влияет на практическую деятельность, на создание материальных и духовных ценностей. В то же время искусство само испытывает на себе влияние общественных условий и потребностей.

В искусстве как в специфической форме общественного сознания отражается система общественных отношений, складывающихся в процессе материального и духовного производства, преломляясь в идеалах, потребностях, вкусах.

Существенна роль искусства и как регулятора социальной деятельности людей и их личностного поведения. Эффективность потребления искусства, т.е. степень его воздействия на чувства и взгляды личности, на ее творческое развитие, зависит непосредственно от художественного развития личности.

Важнейшей функцией искусства является воспитательная. Отражая мир в его эстетическом своеобразии, показывая прекрасное или безобразное, трагическое или комическое, возвышенное или низменное, искусство облагораживает эмоциональный мир человека, воспитывает чувства, формирует интеллект, пробуждает лучшие стороны души чело века, вызывает ощущение эстетической радости. Обогащение духовного мира человека во многом зависит от того, насколько полно воздействуют на личность различные виды искусства.

Важнейшей функцией искусства является гедонистическая. Произведения искусства доставляют человеку эстетическую радость, активизируют его духовные и физические силы, удовлетворяют потребность в эмоциональном и интеллектуальном наслаждении. Эстетически воз действуя на человека, духовно обогащая его и доставляя эстетическое удовольствие, искусство удовлетворяет, таким образом, различные духовные потребности.

Большое влияние на формирование социальных качеств личности, удовлетворение его эстетических потребностей оказывает коммуникативная функция искусства, духовное общение с другими людьми как средство общения между людьми, поколениями, народами. Искусство служит средством приобщения человека к общественным, эстетическим и нравственным идеалам. Общение с искусством, активное сопереживание зрителей, читателей, слушателей обогащает личный опыт художественного восприятия мира.

Большую роль в жизни людей играет компенсаторно-развлекательная функция искусства, удовлетворение тех эмоциональных потребностей, которые не могут быть реализованы в других сферах жизнедеятельности. При современном уровне развития технических средств массовой информации заполнение свободного времени человека общением с искусством является весьма ценным способом проведения досуга.

Искусство всегда играло большую роль в жизни общества. Поэтому в истории всегда шла острая борьба вокруг вопроса о том, в каком направлении произведения искусства будут воздействовать на человека. Искусство, влияя на практическую деятельность, на создание материальных и духовных ценностей, в то же время само испытывает на себе влияние общественных условий.

Итак, эстетическое сознание и его высший продукт - искусство являются необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность и направленность в будущее.В настоящее время наблюдается некоторое снижение уровня художественной оценки и требований, предъявляемых как к организации производственной и бытовой сред, так и к произведениям отдельных видов искусства, например прикладного, дизайна. Порой действительность заполняется кичем вместо подлинно художественных образцов, что не минует, к сожалению, и архитектурные строения, малую архитектуру, декоративно-оформительское и даже изобразительное искусство.

Думается, что неверно мнение о том, что такое изменение уровня эстетического вкуса является результатом его деградации, резкого ухудшения в силу внешних обстоятельств. Радио и телевидение, книжное издательское дело, театры, концертные залы и музеи предоставляют сегодня каждому достаточно широкие возможности для формирования художественного вкуса и выбора эстетических ориентиров. Дело, видимо, в том, что резко возросшая в настоящее время свобода личностных проявлений и самовыражения как бы обнажила, раскрыла и показала без прикрас реальный уровень художественно-эстетического сознания и эстетического воспитания населения России. Причина же этого - в принципиально неверном подходе к эстетическому воспитанию молодого поколения, учащихся и студентов, и в частности к воспитанию средствами искусства.

Пора бы нам отказаться от пропагандистского "популярного" и "художественно-самодеятельского" подхода к эстетическому воспитанию и взглянуть на него как на сложную психолого-педагогическую задачу, требующую серьезного создания дидактической системы, внедренной повсеместно в учебный процесс и способной обеспечить осуществление систематического эстетико-художественного образования и воспитания.

Многолетнее приобщение к серьезному классическому искусству широких масс и воспитание любви к нему наиболее убедительно обосновывают точки зрения на искусство как на явление элитарное. Однако это не значит, что искусство в принципе доступно не каждому для восприятия. Восприятие искусства неизбежно требует глубокой специальной систематической подготовки к нему.

Определив искусство как особый способ и форму воспроизведения действительности в художественных образах, мы тем самым предполагаем, что восприятие произведения искусства - это осмысление художественного образа как абстрактной идеи в конкретной чувственной форме (по Гегелю) и материальных средств, приемов его создания, т. е. средств художественной выразительности, языка искусства. Уже из этого видно, что основным условием понимания искусства является специальное развитие весьма специфического художественного восприятия.

Условие формирования истинно художественного восприятия и вкуса, понимания художественного образа - это создание системы обучения и развития способности воспринимать художественное содержание произведения (в том числе постигать сущность явления, главную идею), художественно-организаторские средства: форму как материальную структуру и композицию, ритмическую организацию, логику связей между внутренней и внешней сторонами наконец, восприятие художественно-выразительных средств и их роли в создании образа и настроения в целом - содержания произведения.

К примеру, чтобы зритель мог полноценно воспринимать, оценивать и наслаждаться произведением изобразительного искусства, его необходимо научить вычленять и, что особенно важно, определять смысл каждого элемента всей системы формо- и стилеобразующих средств: характера линии и рисунка, цвета, света, типа колорита, композиции (пространственной или на плоскости), фактуры, а также видеть и понимать назначение использования того или иного материала, техники исполнения. Для подготовки к восприятию произведений архитектуры важно сформировать умение оценивать произведение в триединстве: функция - конструкция - форма, анализировать способы организации пространства и массы, композиции и в целом создания архитектурного, образа.

Думается, именно такая система подготовки и организация развития художественного восприятия и эстетического воспитания сможет привести к адекватной эстетической оценке действительности, эстетическим интересам и потребностям каждого человека, к правильному прочтению им любого произведения искусства и эстетическому наслаждению при восприятии истинно художественного. Этот путь ведет к созданию фундамента духовной культуры личности, поскольку способен расширить горизонты мироощущения, изменить строй мыслей и образов, увидеть мир в иных измерениях, выделить в нем идеально-образное и духовное.

Введение

1. Понятие духовнойкультуры. Критерии духовности

2. Право и наука всистеме духовной культуры

3. Религия в системедуховной культуры

Заключение

Список литературы


Введение

Культура - областьдуховной деятельности человека, объек­тивируемая в материальныхдействиях, знаках и символах; ее сущность выявляется впротивопоставлении с природой (как со­вокупностью естественныхусловий существования человека) и цивилизацией (уровнем материального развитиятого или иного общества).

Первичная сфера духовной деятельностичеловека - мифо­логия, которая включала всебя знания из различных областей, проявления художественного освоения мира,моральные регулятивы, религиозные имировоззренческие представления.

В теологической традиции актуализируется связькультуры и культа, религия выступает как основа культуры.Наука рассмат­ривает религию как один из элементов культуры, специфиче­скуюдуховную деятельность, направленную на сверхъестествен­ныеобъекты. В различные эпохи религия охватывала различные областикультуры.

Религия выполняет культуротворческую роль,она задаст спектр универсальных культурных понятий,определяет смысл жизни, высшие ценности и нормы человеческого существования, оформляет структуру духовного сообщества. Религияспособствует утверждению личности, формированию личностного сознания;выходу его за пределы узкоземного существования, Религия так­же осуществляет трансляцию культуры, передачу ееот одного поколения к другому.


1 . Понятие духовной культуры. Критериидуховности

Понятие духовнойкультуры:

· содержит в себевсе области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),

· показываетсоциально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властныхструктурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

Древние грекисформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину - добро- красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолютачеловеческой духовности:

· теоретизм, сориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположногообычным явлениям жизни;

· этим, подчиняющийнравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;

· эстетизм,достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственноепереживание.

Обозначенные выше стороныдуховной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей:в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодняопределяют уровень интеллектуального, нравственного, политического,эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагаетдеятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а такжепредставляет итоги этой деятельности.

Духовная культура – этосовокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения,нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи,традиции, язык.

Духовная культуравозникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоениядействительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм:морали, искусстве, религии, философии, науке.

Все эти формычеловеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга. В морали фиксируетсяпредставление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Этипредставления, нормы регулируют поведение людей в обществе.

Искусство включает в себяэстетические ценности (прекрасное, возвышенное, безобразное) и способы ихсоздания и потребления.

Религия обслуживаетзапросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует успехипознающего ума человека. Философия удовлетворяет потребности человеческого духак единству на рациональной (разумной) основе.

Духовная культурапронизывает все сферы социальной жизни. Человек усваивает ее через язык,воспитание, общение. Оценки, ценности, способы восприятия природы, времени,идеалы закладываются в сознание человека традицией и воспитанием в процессежизни.

Понятие «духовная культура»имеет сложную и запутанную историю. В начале 19 века духовная культурарассматривалась как церковно-религиозное понятие. В начале ХХ века пониманиедуховной культуры становится гораздо шире, включая не только религию, но инравственность, политику, искусство.

В советский периодпонятие «духовная культура» трактовалась авторами поверхностно. Материальноепроизводство порождает материальную культуру – она первична, а духовноепроизводство порождает духовную культуру (идеи, чувство, теории) – онавторична. Истоки творчества, идей находились в производственной, трудовойдеятельности.

В ХХI в. «духовная культура» понимается по-разному:

· как нечтосвященное (религиозное);

· как нечтоположительное, которое не требует пояснения;

· какмистически-эзотерическое.

В настоящее время,по-прежнему, понятие «духовная культура» достаточно четко не определено и неразработано.

Актуальность проблемыформирования духовности личности в современной ситуации обусловлена целым рядомпричин. Назовем наиболее значимые из них. Сегодня многие недуги социальнойжизни: преступность, аморализм, проституция, алкоголизм, наркомания и прочие - объясняются прежде всего состоянием бездуховности в современном обществе,состоянием, вызывающем серьезную тревогу и прогрессирующим из года в год. Поискпутей преодоления этих социальных пороков выдвигает проблему духовности в центргуманитарного знания. Актуальность ее обусловлена также причинамиэкономического характера: по мере осуществления социальных, экономических,политических реформ в обществе, стремительно меняются условия и характерчеловеческого труда, его мотивация; и эта складывающаяся на наших глазахэкономическая ситуация предъявляет новые требования к совершенствованиюличности, к ее развитию, к таким личностным качествам, как нравственность,ответственность, чувство долга, которые в конечном счете являются показателямидуховной зрелости человека.

Истинная духовность есть«триединство истины, добра и красоты» и основными критериямитакой духовности являются:

· интенциональность,то есть «направленность вовне, на что-то или кого-то, на дело иличеловека, на идею или на личность». Человек нуждается вцели, возвышающей его над индивидуальным бытием; так он преодолеваетизолированность и ограниченность своего существования, и эта способностьставить перед собой идеальные цели является показателем духовно развитойличности;

· рефлексия надосновными жизненными ценностями, составляющими смысл бытия личности ивыступающими ориентирами в ситуации экзистенциального выбора. Именноспособность к рефлексии, с точки зрения Тейяра де Шардена, является главнойпричиной превосходства человека над животным. У человека духовного этаспособность приобретает характер проявления «вкуса к рефлексии», кпознанию специфики индивидуального бытия. Одним из условий формированияспособности к рефлексии является затворничество, изгнанничество, добровольноеили вынужденное одиночество. «Изгнания и заключения, всегда столь страшныеи роковые для человека, не так уже страшны и смертельны для духа. Он любитдобровольное затворничество, одиночество келий и уход от мирской суеты, ностоль же успешно пользуется вынужденным одиночеством ссыльного, заключенного…Без выбора себя, поворота вовнутрь, в свое одиночество, разговор человека сдухом не начинается». Все величайшиепредставители Духа - Иисус, Сократ - были изгнанники. И это изгнание есть кара,постигающая того, кто вступил в мир Духа, трагическая кара за смелость быть нетаким, «как все»;

· свобода, понимаемаякак самоопределение, то есть способность действовать в соответствии со своимцелями и ценностями, а не под гнетом внешних обстоятельств, как «обретениевнутренней силы, сопротивляемость власти мира и власти общества надчеловеком», «экзистенциальнаянесвязанность, свобода, отрешенность его - или его центра существования - отпринуждения, от давления, от зависимости от органического;

· творчество,понимаемое не только как деятельность, порождающая что-то новое, ранее несуществовавшее, но и как самотворение - творчество, направленное на поисксамого себя, на реализацию своего смысла жизни;

· развитая совесть,которая согласует „вечный, всеобщий моральный закон с конкретной ситуациейконкретного индивида“, ибо сознанию открытосущее; совести - то, что должно существовать; это то, перед чем человек несетответственность за реализацию своего смысла жизни;

· ответственностьличности за осуществление своего смысла жизни и реализацию ценностей, а такжеза все, что происходит в мире.

Таковы основные критериидуховности личности в осмыслении русских и зарубежных философов: Н.А.Бердяева,В.Франкла, Э.Фромма, Т. де Шардена, М.Шелера и других.


2. Право и наука всистеме духовной культуры

Наука и правоявляются частью культуры, поэтому любая научная картина отражает взаимноевлияние всех элементов культуры в ту или иную эпоху. В системе культурычеловечества, состоящей из материальной, социальной и духовной культуры, наукавключена в систему духовной культуры человечества. Ниже приводятся определениясистемы культуры и ее элементов.

Культура –это система средств человеческой деятельности, благодаря которойпрограммируется, реализуется и стимулируется активность индивида, групп,человечества и их взаимодействий с природой и между собой.

Материальная культура– это система вещественно-энергетических средств бытия человека и общества.Сюда включены такие элементы, как орудия труда, активная и пассивная техника,физическая Культура, благосостояние людей.

Социальная культура– это система правил поведения людей в различных видах общения испециализированных сферах общественной деятельности. Система включает в себятакие элементы, как этикет и разновидности нормативной деятельности (правовой,религиозной, экономической и другой).

Духовная культура– это система знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышленияиндивидов, а также непосредственных форм их выражений, знаков. Универсальнымзнаком является язык. В систему духовной культуры входят такие элементы, какмораль, право, религия, мировоззрение, идеология, искусство, наука.

Наука – этосистема сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективноистинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации.Науку можно подразделить на несколько основных видов наук: гуманитарные,антропологические, технические, обществознание и естествознание.

Гуманитарныенауки – это системы знаний, предметом которых выступают ценности общества. Кним относятся: общественные идеалы, цели, нормы и правила мышления, общения,поведения, основанные на определенном понимании полезности для индивида, группыили человечества каких-либо предметных действий.

Антропологическиенауки – это совокупность наук о человеке, единстве и различии его природных иобщественных свойств. Они включают в себя такие науки, как физическаяантропология, философская антропология, педагогика, культурная антропология,медицина (300 специальностей), криминология и т.д.

Техническиенауки – это система знаний и деятельности по практическому использованиюзаконов природы в интересах человека в технологии. Они изучают законы испецифику создания и функционирования сложных технических устройств,используемых индивидами и человечеством в различных сферах жизнедеятельности.

Обществознание– это система наук об обществе как части бытия, постоянно воссоздающегося вдеятельности людей. Оно изучает специфику макро- и микрообъединений общностилюдей (социология, демография, этнография, история и др.).

Анализприведенных определений показывает, насколько сложны и многообразны связи междуэлементами культуры как по горизонтали, так и по вертикали. Известно также определениекультуры как особого, жизненно важного явления общества – его подсистемы. Культурапредставляет собой систему норм, ценностей, принципов, убеждений и стремленийчленов общества – это нормативная система общества. Ее особенности определяютхарактерные черты естественно-научной картины мира в ту или иную эпоху.
Цельность христианского мировоззрения в условиях многообразия культурных связейобусловлена его абсолютными ориентирами.

В основехристианского мировоззрения лежит знание о разумном устройстве окружающего мираТворцом и его познаваемости в тех рамках, которые необходимы для обеспеченияполной физической, эмоциональной и духовной жизни человека, являющегося особымБожьим творением. Христианское мировоззрение связано с представлением онеобходимости познания, его возможности и ценности знания, поскольку, изучаятворение, мы познаем Творца.

Основойизучения окружающего мира учеными с любым мировоззрением является принципсистемного подхода.


3. Религия в системедуховной культуры

Роль религии в истории человечества, в целомвесьма значи­тельная, не может быть оценена однозначно. Выделяются два век­торавлияния религии на общественное развитие: религия в каче­ствестабилизирующего фактора и религия как фактор перемен.

Анализ роли религии в системе культурыдолжен произво­диться с учетом следующих факторов:

· влияние религии может осуществляться только в опосре­дованномвиде (через деятельность религиозных индиви­дов, групп, сообществ);

· характер и степень воздействия различны для той или иной религии, для той или инойисторической эпохи.

Статус религии на различных этапах развитияобщества:

· религиозное сознание „является доминирующим, происхо­дитсращение религиозной и этнической общности. Рели­гиозные институты наделенысветской властью;

· религиозное сознание существует наряду со светским, про­исходитвыделение и дифференциация других сфер и ин­ститутов общественной жизни;

· религиозное сознание отодвинуто на второй план; этниче­скаяобщность уже не совпадает с религиозной; осуществля­етсяи закрепляется разделение светской и духовной властей.

Культура Беларуси не быламонолитной; в ней содержались различные мировоззренческие тенденции,обусловленные уровнем социального и духовного развития общества, различиемпотребностей разных социальных слоев в тех или иных формах культурнойдеятельности. В течение длительного периода в Беларуси господствоваларелигиозная культура – совокупность форм, проявлений, элементов духовнойдеятельности (искусства, литературы, архитектуры, публицистики, права, морали,философии и пр.), функционирующих в рамках религиозного мировоззрения ивыполняющих задачу религиозного проповедничества. Специфически религиознойявляется сакральная культура – священные книги, вероучение, таинства, обряды, атакже предметы, здания, входящие в сферу религиозного культа. Это стержень,ядро религиозной культуры.

Под светской культуройкак правило разумеют нецерковную, мирскую (секулярную) культуру, нередко –внерелигиозное состояние духа, девальвацию священных понятий, культуру,освободившуюся от религиозного влияния. Эти определения в принципе можнопринять, имея в виду, что в светской культуре можно выделить по крайней меретри направления: безразличная к религии культура, претендующая на автономное внерелигиозноеразвитие; вольнодумная культура, направленная на критику религии и ееинститутов; продукты светской культуры, содержащие религиозно-мистическиенастроения и идеи. Религиозные культурологи неоднозначно решают вопрос осоотношении светской культуры и религиозной культуры, чаще всего рассматриваяего в плане соотношения религии и культуры: одни отождествляют религию и культуру,придавая религиозный смысл продуктам культурного творчества; другие считают религиюи культуру разными планами бытия (сакральное и профанное); третьи воспринимают религиюкак «закваску» культуры, долженствующую внутренне преобразовать человека.

В действительности междуавтономной светской культурой и культурой сакральной, церковной, существуетмножество переходных форм, которые иногда трудно идентифицировать с религиознойили светской культурой. Использование религиозных сюжетов в культурномтворчестве далеко не всегда свидетельствует о религиозном характере последнего:внерелигиозная культура в течение долгого времени может сохранять традиционныерелигиозные термины и образы, наполняя их светским содержанием. Т.е., светскоеосмысление мира может осуществляться в старой знаковой системе, будучи при этоминдифферентным или критичным по отношению к религии (так, библейские,коранические и древние мифологические образы использовались А.С.Пушкиным каксредства художественной выразительности). Надо иметь также в виду, что некоторыепредставители духовенства при анализе тех или иных проблем (в том числе религиозногохарактера) использовали объективные, научные методы исследования.

В Беларуси, как и вдругих странах, уже в древности обнаруживается наличие двух сфер культуры –религиозной и светской. Праславянские племена наряду со сложной системойполитеистических верований обладали рациональными знаниями о природе, навыкамив строительном деле, в ремеслах, в изготовлении орудий труда, металлическихукрашений, в военном искусстве и т.д., что фиксировалось в развивающемся языке.Введение христианства в его православной форме на Руси было связано сразрушением дохристианской – «языческой» культуры, как религиозной, так имирской. Отдельные элементы «языческой» религии были ассимилированы христианством.В рамках православной культуры на протяжении веков создавались великолепныездания храмов, одно из достояний мирового изобразительного искусства - иконопись, самобытная агиографическая литература, учебные заведения, дающие религиозноеобразование и воспитание. Привлекались лучшие строители, зодчие, ремесленники, художники,знатоки церковной литературы. Деятельность творцов религиозной культурыограничивалась церковными канонами, которые, впрочем, не всегда имисоблюдались. Догматизация языка, понятий и образов, связанная с особенностямимонотеистических религий (христианства, ислама, иудаизма), несколькосдерживала создание новых фор культуры, более глубоко и всесторонне отражающихмир.

Элементы светской ирелигиозной культуры содержались в народном творчестве. Народная религиозностьотразилась в духовных стихах, легендах (напр., в духовных стихах «Про Христамилостива», «Никола-святитель», «Про Марию Египетскую»), устных поверьях,пословицах (напр., «Жить – Богу служить», «От Бога отказаться – к сатанепристать», «Ум - в смирении»). Существовал и богатый внерелигиозный фольклор,содержавший социальные и антиклерикальные мотивы (напр., в пословицах типа«Хвали рожь в стогу, а барина в гробу», «Нам паны на горе даны», «Мир нечестив,а им сыт монастырь благочестив»). Народная мирская культура воплощалась также вскоморошестве, в исторических песнях, в былинном эпосе, где поэтизировалсякрестьянский труд, отражались представления о народной этике, воспитываласьвоинская доблесть, служение Родине.


Заключение

· Духовная культура– это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения,нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи,традиции, язык.

· Духовная культуравозникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоениядействительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм:морали, искусстве, религии, философии, науке.

· Истиннаядуховность есть “триединство истины, добра и красоты».

· Наука и правоявляются частью культуры, поэтому любая научная картина отражает взаимноевлияние всех элементов культуры в ту или иную эпоху. В системе культурычеловечества, состоящей из материальной, социальной и духовной культуры, наукавключена в систему духовной культуры человечества. Ниже приводятся определениясистемы культуры и ее элементов.

· Наука – этосистема сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективноистинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации.Науку можно подразделить на несколько основных видов наук: гуманитарные,антропологические, технические, обществознание и естествознание.

· Роль религии в истории человечества, в целом весьма значи­тельная,не может быть оценена однозначно. Выделяются два век­тора влияния религии наобщественное развитие: религия в каче­стве стабилизирующего фактораи религия как фактор перемен.

· Под светскойкультурой как правило разумеют нецерковную, мирскую (секулярную) культуру,нередко – внерелигиозное состояние духа, девальвацию священных понятий,культуру, освободившуюся от религиозного влияния.

· Религиозныекультурологи неоднозначно решают вопрос о соотношении светской культуры ирелигиозной культуры, чаще всего рассматривая его в плане соотношения религии икультуры: одни отождествляют религию и культуру, придавая религиозный смыслпродуктам культурного творчества; другие считают религию и культуру разнымипланами бытия (сакральное и профанное); третьи воспринимают религию как«закваску» культуры, долженствующую внутренне преобразовать человека.


Список литературы:

1. Бердяев Н.А.Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого //Бердяев Н.А. Оназначении человека. - М: Республика, 1993. – 458с.

2. Рогалевич Н.Религиоведение. – Мн.: Новое знание, 2005. – 207 с.

3. Пархоменко И.Т.,Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.: Центр, 2001. – 368 с.

4. Федотова В.Г.Практическое и духовное освоение действительности. - М: Наука, 1992. – 384с.

5. Франкл В. Человекв поисках смысла. - М: Прогресс, 1990. – 486с.

6. Шелер М.Положение человека в космосе// Шелер М. Избранные произведения. - М.: Гнозис,1994. – 394с.

Духовная культура определение. Духовная культура - многослойное образование, включающее в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую и др. культуры это совокупность нематериальных элементов нормы, правила, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, язык, знания, обычаи. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике, например - книга.

Духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества.

Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности. Выступая качественным показателем духовной жизни общества, духовная культура по своей структуре идентична структуре духовной сферы общественной жизни, которая в качестве системы представляет собой единство таких компонентов, как духовная деятельность, духовные потребности, духовное потребление, социальные институты, духовные отношения и общение.

Духовное производство - деятельность общества по производству, сохранению, обмену, распределению и потреблению идей, представлений, идеалов, научных знаний и других духовных ценностей. В сфере распределения и освоения духовных ценностей духовное производство охватывает образование, нравственное и эстетическое воспитание и другие формы приобщения к духовной культуре.

Духовное развитие - процесс обогащения духовного развития человека и общества, направленный на реализацию идеалов духовного развития культуры гуманизма, свободы, индивидуальности, творчества и др. Духовное развитие общества воплощается в развитии форм общественного сознания морали, религии, философии, науки, искусства, политического и правового осмысления социального прогресса. Понятие духовной культуры содержит в себе все области духовного производства искусство, философию, науку и пр показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества истину добро красоту.

Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.

Таким образом, содержанием культуры становится вся человеческая деятельность. Человеческое общество и выделилось из природы благодаря такой специфической форме взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность. 3.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Духовная культура

Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других живых существ на земле и возможных.. В узком смысле слова культура облагораживания телесных, душевных склонностей и.. Культура начинается там, где содержание обретает совершенную форму. Культура представляет собой целостный системный..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Духовная культура: определение, структура, разновидности.
План.


    Введение.

    Духовная культура – определение.

    Духовная культура – структура.

    Разновидности духовной культуры.


      Миф.

      Искусство.

      Философия.

      Идеология.

      Нравственность.

    Вывод.

1. ВВЕДЕНИЕ
Мировое сообщество все больше внимания обращает на состояние куль­туры. Она понимается, прежде всего, как содержание и процесс жизнедеятельности людей , результат их активной и целенаправленной, хотя и не всегда целесообразной и удачной, продуктивной социальной активности. Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других живых существ на земле и возможных внеземных цивилизаций.

Культура – (лат) возделывание, воспитание, образования, развитие.

Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представлений в продуктах материального и духовного труда в, системе социальных норм и учреждений, в системе духовных ценностях, в совокупности отношение людей природе между собой и к самим себе.

В широком смысле слова культура – совокупность проявлений жизни, достижений творчества народа или групп народов.

В узком смысле слова культура – облагораживания телесных, душевных склонностей и способностей человека.

Культура – обработка, оформление, одухотворение, облагораживания людьми других и самих себя. Это оформление, имеющее ценностный смысл. Культура начинается там, где содержание обретает совершенную форму.

Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную.

Материальная культура подразделяется на:
- производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека;
- воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.
Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

2. Духовная культура – определение.
Духовная культура - многослойное образование, включающее в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую и др. культуры; это совокупность нематериальных элементов: нормы, правила, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, язык, знания, обычаи. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике, например - книга.

Духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности. Выступая качественным показателем духовной жизни общества, духовная культура по своей структуре идентична структуре духовной сферы общественной жизни, которая в качестве системы представляет собой единство таких компонентов, как духовная деятельность, духовные потребности, духовное потребление, социальные институты, духовные отношения и общение.

Духовное производство - деятельность общества по производству , сохранению, обмену, распределению и потреблению идей, представлений, идеалов, научных знаний и других духовных ценностей. В сфере распределения и освоения духовных ценностей духовное производство охватывает образование, нравственное и эстетическое воспитание и другие формы приобщения к духовной культуре. Духовное развитие - процесс обогащения духовного развития человека и общества, направленный на реализацию идеалов духовного развития культуры: гуманизма, свободы, индивидуальности, творчества и др. Духовное развитие общества воплощается в развитии форм общественного сознания: морали, религии, философии, науки, искусства, политического и правового осмысления социального прогресса.

Понятие духовной культуры:
- содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),
- показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).
Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину - добро - красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:
- теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;
- этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;
- эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.
Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.
Таким образом, содержанием культуры становится вся человеческая деятельность. Человеческое общество и выделилось из природы благодаря такой специфической форме взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность.
3. Духовная культура – структура.
Духовная культура общества включает:

Воспроизводство индивидуального и общественного сознания;

Народную художественную культуру;

Искусство как профессиональный вид художественного творчества;

Эстетическую культуру;

Культуру научной жизни;

Культуру образования;

Культуру воспитания;

Культуру свободы совести;

Культуру нравственно-духовной жизни;

Информационную культуру.
4. Разновидности духовной культуры.
Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через создание и использование различных культурных форм. Каждая из этих форм обладает своей "специализированной" смысловой и символической системой. Попытаюсь далее кратко охарактеризовать лишь подлинно всеобщие формы духовной культуры, в каждой из которых по-своему выражается суть человеческого бытия

Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. Вначале они включены в контекст культуры, но затем развитие приводит ко все более глубокой специализации и, наконец, к относительной их самостоятельности. Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой

В современной культуре можно уже говорить об относительной их самостоятельности и о взаимодействии культуры с этими институтами.

4.1. Миф

Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том , что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов

Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной действительности. Однако это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею "героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что мало доступно другим средствам культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично

В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и, следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении. Мифология часто используется в XX веке как усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпячивать.

4.2. Религия

Религия , как и миф, выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего (трансцендентного). В отличие от мифа, здесь обожествляется не природа, а сверхъестественные силы человека, и прежде всего, дух с его свободой и творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия освобождала человека от мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных сил и страстей

Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Ценности светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат друг другу. Например, в понимании смысла жизни, в миропонимании и т. д. Главное почти во всякой религии - это вера в Бога или вера в сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным путем. В этом ключе и формируются все ценности религии. Культура, как правило, модифицирует становление религии , но утвердившись, религия начинает изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным влиянием религии. Э. Дюркгейм подчеркивал, что религия оперирует в основном коллективными представлениями и поэтому - сплочение и связь главные ее регуляторы. Ценности религии принимаются сообществом единоверцев, поэтому религия действует прежде всего через мотивы консолидации, за счет единообразной оценки окружающей действительности, жизненных целей, сущности человека. Религия устанавливает градацию ценностей, придает им святость и безусловность, что затем ведет к тому, что религия упорядочивает ценности по "вертикали" - от земных и обыденных до божественных и небесных. Требование постоянного морального совершенства человека в русле предлагаемых религией ценностей создает напряжения смыслов и значений, попадая в которое человек регламентирует свой выбор в границах греха и справедливости. Это порождает тенденцию к консервации ценностей и культурных традиций, что может вести к социальной стабилизации, но за счет сдерживания светских ценностей

Светские ценности более условны, они легче подвергаются преобразованиям и интерпретации в духе времени. Общая тенденция проявляется здесь в том, что в развитии культуры постепенно усиливаются процессы секуляризации, то есть освобождения культуры из-под влияния религии.

4.3. Искусство

Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало и действовало искусство. Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность" - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души

Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира. В художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает такое мышление с помощью системы образных средств и создает производную (вторичную) реальность - эстетические оценки. Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи

Искусство рефлексирует мир, воспроизводит его. Сама рефлексия может иметь три измерения: прошлое, настоящее и будущее. В соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей, которые создает искусство. Это ретроценности, которые ориентированы в прошлое, это реалистические ценности, которые "точно" ориентированы к настоящему, и, наконец, авангардные ценности, ориентированные на будущее. Отсюда - особенности их регулятивной роли. Однако, общим для всех этих ценностей является то, что всегда они обращены к человеческому "Я". В этом содержатся как положительные, так и отрицательные моменты, то есть художественные ценности , преломляясь в сознании и подсознании человеческого "Я", могут порождать как рациональные, так и иррациональные мотивы, и стимулы к выбору в поведении человека

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря субъективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что, в конечном счете, воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

4.4. Философия

Рассуждая о духовных составляющих культуры, нельзя не упомянуть философию. Философия стремиться выразить мудрость в формах мысли (отсюда и ее название, которое буквально переводится как "любовь к мудрости"). Философия возникла как духовное преодоление мифа, где мудрость была выражена в формах, не допускающих ее критическое осмысление и рациональное доказательство. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Но будучи одновременно выражением мудрости, философия обращается к предельным смысловым основам, видит вещи и весь мир в их человеческом (ценностно-смысловом) измерении. Таким образом, философия выступает как теоретическое мировоззрение и выражает человеческие ценности, человеческое отношение к миру. Поскольку мир, взятый в смысловом измерении есть мир культуры, то философия выступает как осмысление, или, говоря словами Гегеля, теоретическая душа культуры. Многообразие культур и возможность разных смысловых позиций внутри каждой культуры приводят к многообразию спорящих между собой философских учений.

4.5. Наука

Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Она неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни

Наука - один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура воспитывает глубокие изменения под влиянием науки. Духовная эволюция через миф, религию и философию привела человечество к науке, где достоверность и истинность получаемых знаний проверяется специально разработанными средствами и способами. Наука, таким образом, существует как особый способ производства объективных знаний

Объективность не включает в себя оценочного отношения к объекту познания, то есть наука лишает объект какого-либо ценностного значения для наблюдателя. Наука, давая знания человеку, вооружает его, дает ему силы. "Знание - сила!" - утверждал Ф. Бекон

Но для каких целей и с каким умыслом употребляется эта сила? На этот вопрос должна отвечать культура

Гуманистическая ценность, культурогенная роль науки неоднозначны. Если ценность науки измерять практическими последствиями, то она, с одной стороны, дала компьютер , а с другой - ядерное оружие. Высшая ценность для науки - истина, в то время как высшая ценность для культуры - человек. Наука, будучи мощным средством рационализации человеческого труда, может с успехом "роботизировать" человека. Подавляя другие формы истин, наука ограничивает возможности духовного развития. Стремясь контролировать содержание образования, наука косвенно контролирует систему человеческих ориентиров, что ведет в дальнейшем к созданию условий для формирования одномерного человека, то есть узкого и глубокого специалиста

Познание, будучи жизненно важной потребностью человека, приобрело вид отчужденной силы человеческого прогресса, когда оно стало развиваться в форме науки. Н. Бердяев подчеркивал, что жажда познания, оторванная от ценностей, идеалов Добра и Красоты, оборачивается роком в судьбе человечества. Поскольку главная социальная функция науки - усовершенствовать средства жизнедеятельности человека, то есть задача повышения эффективности, постольку она порождает прагматизм как стиль жизни. Постоянное стремление рационализировать, улучшать и обновлять технику, материалы, технологию закрепило в общественном сознании идеалы прогресса, которые все более ощутимо довлеют над другими смыслами и установками жизни человека. Тот же Н. Бердяев замечал по этому поводу: это идея прогресса превращает каждое поколение, каждого человека, каждую эпоху в истории человечества в средство и орудие достижения некой "окончательной цели"

Самый важный результат научного прогресса - возникновение цивилизации, как системы рационализированных и техноциализированных форм бытия человека. В определенном смысле, цивилизация и культура несовместимы. Технофицированные формы бытия человека противостоят внутренним началам духовной сущности человека. Эти начала культура воплощает в ценностях и идеалах. Культура - это скорее творческая лаборатория человеческого духа, в то время как науку скорее можно понимать как творческую лабораторию только разума. Первое следствие разрыва культуры и науки проявляется в нарастающей подмене духовных смыслов и ценностей жизни материальными результатами прогресса.

Современная история человечества без науки не представима. Наука принадлежит современной культуре, порождает цивилизацию и, таким образом, связывает их в целостное образование. Наука превратилась в фундаментальный фактор выживания человечества, она экспериментирует с его возможностями, создает новые возможности, реконструирует средства жизнедеятельности человека, а через это она изменяет и самого человека. Творческие возможности науки огромны, и они все более глубоко преобразовывают культуру. Можно утверждать, что наука обладает некоторой культурогенной ролью, она придает культуре рационалистические формы и атрибуты. Идеалы объективности и рациональности в такой культуре приобретают все более важную роль. Но это ведет к тому, что вытесняются ценности субъективности: личностные, эмоциональные и чувственные компоненты культуры , без них нет реального человека. Культура всегда нравственно нагружена, она в этом смысле более органична сущности человека, а наука более отчуждена, она более условна. Ценность научного знания пропорциональна его полезности, но это по существу, технократическая характеристика. Наука расширяет пространство для технократических атрибутов, обогащает сознание человека технократическими смыслами и значениями, но это все элементы цивилизации. Можно утверждать, что в истории человечества наука действует как цивилизирующая сила, а культура - как одухотворяющая сила. Наука создает, по определению В. Вернадского, ноосферу - сферу разума, рационального обитания. Рациональность не всегда укладывается в требования нравственности. В культуре XX века борьба здесь идет с нарастанием, и неясно как разрешится эта ситуация. По этой причине современная культура не является гармоничной и сбалансированной. Скорее всего противоречие между рациональностью и нравственностью не разрешится до тех пор в истории человечества, пока оно не выполнит древний завет: "Познай самого себя!" Наукоемкость культуры возрастает и это показатель прогресса человеческой истории. Но "гуманность" тоже должна расти, ибо это показатель человечности исторического прогресса. Только синтез того и другого дает надежду, что будет построена гуманистическая цивилизация.

4.6. Идеология

До недавнего времени особое внимание уделялось еще одному компоненту духовной культуры - идеологии . Впервые наиболее развернуто проблему идеологии поставили и разрешили немецкие философы К. Маркс и Ф. Энгельс. В "Немецкой идеологии" и других произведениях они используют категорию "идеология" в соответствии с той традицией, которая сложилась в конце XVIII-XIX веках, когда этот термин употреблялся в негативном значении, характеризуя "чуждые действительности мечтания" и "ложное сознание". Но К. Маркс и Ф. Энгельс привносят в анализ идеологии социальные характеристики. Они рассматривают идеологию как сложное социальное образование, которое формируется и функционирует в рамках надстроечных систем. Идеология определяется как функциональная характеристика общественного сознания, отражающая общественное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, общностей и обслуживающая эти интересы

Следовательно, идеология представляет собой самосознание социального субъекта: социальных групп, национальных и иных общностей, класса. Только в идеологии специфические интересы социальных групп, классов и общностей находят свое осознание, обоснование и систематизированное выражение. Следует также иметь в виду, что те или иные формы общественного сознания принимают идеологический характер только в рамках определенных социальных институтов и представляющих их социальных организаций: государства, политических партий, церкви, корпоративных объединений и т.д. Следует отметить, что противоположную тенденцию выражает гуманизм. В качестве примера идеологического направления - можно привести метод социалистического реализма - это определенный художественный канон. Но этот канон носит ярко выраженный идеологический характер. В характеристике этого метода содержатся сформулированные идеологические установки на процесс художественного творчества, а также предъявляемые к этому творчеству определенные социальные оценки и критерии. Метод социалистического реализма выступал как догматический и потому, что трактовался как единственно верный, закрывающий возможности проявления всех остальных творческих методов

Таким образом, нельзя рассматривать идеологию только как отдельную составляющую культуры - это скорее всего больше своеобразная надстройка над самой духовной культурой, так как она пронизывает все области духовной культуры.

4.7. Нравственность.

Нравственность возникает после того , как уходит в прошлое миф, где человек внутренне сливается с жизнью коллектива и контролировался различными магическими табу, программировавшими его поведение на уровне бессознательного. Теперь человеку требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности от коллектива. Так возникают первые нравственные регулятивы - долг, стыд, честь. С повышением внутренней автономности человека и формированием зрелой личности возникает такой нравственный регулятив как совесть. Таким образом, нравственность появляется как внутренняя саморегуляция в сфере свободы, и нравственные требования к человеку растут по мере расширения этой сферы. Развитая нравственность есть реализация духовной свободы человека, она основана на утверждении самоценности человека независимо от внешней целесообразности природы и общества.

Возможно мною было уделено черезмерное внимание духовной составляющей культуры, в ущерб материальной, как известно, согласно марксистско-ленинской философии именно бытие определяет сознание, и этот факт, как правило, актуален, но не стоит забывать и многовековую мудрость: "Вначале было слово...". Поэтому по-моему именно духовная составляющая является основополагающим приводным механизмом развития культуры и общества.

5. ВЫВОД

Духовная культура - важнейший вид культуры, включающий интеллектуальную и эстетическую деятельность человечества, - несомненно, имеет приоритетную значимость, так как удовлетворение высоких духовных запросов человечества - миссия гораздо более возвышенная и существенная.

Литература.

1. Большая Советская Энциклопедия. 2-ое издание, том 18,стр 507-510.

2. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998 – 676 стр.

3. Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов, под ред. проф. А.Н. Марковой, - М.: ЮНИТИ, 2000 – 600 стр.

4. Культурология: учебное пособие, под ред. А.А. Радугин, - М.: Центр, 2000 – 352стр.

5. Симичев Д.А. Культурология: учебное пособие для вузов, - М.: «Приор», 1998 – 352 стр.

6. Культурология. под ред. Драча Г.Н. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 – 576 стр.