Кто такая куртизанка. Самые известные куртизанки

Женщина легкого поведения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КУРТИЗАНКА любовница владетельной особы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

куртизанка - и, ж.courtisane f. , <ит. curtigiana. Женщина легкого поведения и авантюрного образа жизни, вращающаяся в высшем свете. БАС 1. Бригел ей советует честною Куртизанною учиниться, чтобы из убожества вытти. 1733. Честная куртизанна. // Ит. ком. 3 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

куртизанка - демимонденка, гетера, лоретка, проститутка, кокотка Словарь русских синонимов. куртизанка см. проститутка 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

КУРТИЗАНКА - КУРТИЗАНКА, куртизанки, жен. (франц. courtisane) (книжн. устар.). Женщина легкого поведения, по образу жизни принадлежащая к высшим, великосветским гетерам общества. Французкие куртизанки 18 века. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КУРТИЗАНКА - КУРТИЗАНКА, и, жен. (устар.). Женщина лёгкого поведения, имеющая покровителей в высшем обществе. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

куртизанка - (фр. букв, придворный), молодая, красивая женщина, ведущая свободный, светский образ жизни и отдающаяся по любви или за вознаграждение своим высоким покровителям. (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия

Куртизанка - ж. Женщина лёгкого поведения, ведущая светскую жизнь и находящаяся на содержании богатых и влиятельных любовников. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

куртизанка - куртизанка, куртизанки, куртизанки, куртизанок, куртизанке, куртизанкам, куртизанку, куртизанок, куртизанкой, куртизанкою, куртизанками, куртизанке, куртизанках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

куртизанка - куртиз анка, и, род. п. мн. ч. нок … Русский орфографический словарь

куртизанка - (1 ж); мн. куртиза/нки, Р. куртиза/нок … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Куртизанка Сонника (подарочное издание) , Висенте Бласко Ибаньес , Прекрасно иллюстрированное подарочное издание в переплете, выполненном из натуральной кожи Cabra, с золотым тиснением на обложке и шелковым ляссе. Висенте Бласко Ибаньес - один из крупнейших… Серия: Фамильная библиотека. Читальный зал Издатель: Вита Нова , Купить за 10710 руб
  • Куртизанка Сонника , Ибаньес Винсенте Бласко , Висенте Бласко Ибаньес (1864-1928) - один из крупнейших испанских прозаиков ХХ века. Его знаменитый исторический роман "Куртизанка Сонника" рассказывает об осаде карфагенским полководцем… Серия: Фамильная библиотека.Читальный зал Издатель:

Итальянское слово cortigiana, от которого произошло слово куртизанка, первоначально означало "придворная дама".
В истории немало примеров, когда женщины, не имевшие доступа к власти, покоряли города и государства, используя свой ум, красивое тело и слабости мужчин.
Придворная дама Графиня Кастильоне ценой одной ночи убедила Наполеона поддержать объединение Италии. Греческая гетера Фрина Мнесарета благодаря совершенству своего тела избежала смертной казни, а судебный процесс над ней вошел в историю.

Помимо умения выгодно продать свое тело, Фрина умела искусно вести беседу, танцевать, играть на многих музыкальных инструментах, имела хорошее образование и прекрасное чувство юмора. Фриной ("Жаба") ее прозвали из-за оливкового оттенка кожи. (Мнесарета означает "Помнящая о добродетелях")
Фрина родилась в Феспии в первой половине IV века до н.э. в семье состоятельного врача Эпикла. Она выросла настоящей красавицей с совершенным телом и сбежала из дома в Афины, чтобы стать гетерой и делать то, что запрещалось допропорядочным женщинам - разговаривать с незнакомыми мужчинами, ходить в откровенных нарядах, пользоваться духами и косметикой. В Афинах она сумела получить хорошее образование, разбогатеть и свести дружбу со многими влиятельными политиками, известными художниками и писателями. Она стала музой великого скульптора Праксителя и знаменитого художника Апеллеса, запечатлевшего ее на века в образе выходящей из воды Венеры.
Когда один из отвергнутых ею поклонников обвинил Фрину в оскорблении богов, что каралось изгнанием или смертной казнью, она предстала перед афинским правосудием. Во время процесса знаменитый греческий оратор Гиперид сорвал с нее одежду прямо перед судьями и воскликнул: "Разве может такая красота оскорбить богов?"
200 судей были восхищены красотой обнаженной Фрины, и все как один провозгласили ее невиновность. Согласно греческим представлениям о прекрасном, столь совершенное тело не могло скрывать несовершенную душу.


Жан Леон Жером. Фрина перед судом Ареопага. 1861 г.
Фрина и греческие гетеры заслуживают отдельного рассказа. Их истории необычайно интересны. Я сделаю на эту тему отдельный пост. Если интересно))
Венецианские куртизанки вошли в историю благодаря покровительству дожей и свободе нравов в Венеции.

Начиная с эпохи Ренессанса куртизанками (фр.courtisane, итал.cortigiana, "придворная") стали называть проституток, работающих в высших слоях общества. В период эпохи Возрождения появился термин "cortigiane oneste" -"честная куртизанка". В данном случае честность означала только образованность, культуру, хорошие манеры и принадлежность к мещанскому образу жизни.
Самые знаменитые куртизанки, оставшиеся в истории - несравненная Imperia, императрица римских куртизанок, писатель и философ римлянка Tullia d"Aragona, венецианские поэтессы Gaspara Stampa и Veronica Franco.

Венецианская куртизанка - романтический, интригующий образ. Это прекрасная дама, балансирующая между пропастью и троном, порочная, умная, талантливая, любимая всеми и ненужная никому.


"Куртизанка". Joseph Heintz Старший (1564-1609) Kunsthistorisches Museum


"Куртизанка". Предположительно портрет Туллии д’Арагон кисти Моретто или Йозефа Хейнца.


Портрет Gaspara Stampa. 1523-1554. Гравюра.

Согласно документу от 1542 года проститутками в Венеции считались все незамужние женщины, имеющие интимную связь с одним или более мужчинами, а также замужние дамы, проживающие отдельно от мужа и имеющие интимные связи с другими мужчинами. В XVI веке их количество составило 10% от общего числа населения. В 1498 году, после 150-летнего принудительного проживания специально отведённом для них квартале, проституткам, наконец, разрешили свободно передвигаться по городу.
Один венецианец, вернувшись на родину после долгого проживания за границей, был просто поражен: "Венеция стала настоящим борделем!"

Эти женщины жили в прекрасную и жестокую эпоху расцвета культуры и искусства, когда публичных женщин жестоко преследовали и в них же нуждались.
Мужское население было многочисленнее женского, к тому же многие мужчины не имели возможности жениться: моряки и военные в силу профессии, подмастерьям это запрещалась. Венецианская Республика открыла свободную дорогу проституции, чтобы "уберечь благодетель жён и честь мужей". Считалось, что если не будет куртизанок, то "не будет ни порядочных девушек, ни честных жен".

По сравнению с другими городами, Венеция отличалась независимостью и свободными взглядами, поэтому жизнь венецианских куртизанок была относительно спокойной.
Проституция приносила городу хороший доход, к тому же контролировать куртизанок было выгоднее, чем содержать их в тюрьмах или казнить за счет казны. Церковь терпимо относилась к куртизанкам, чтобы бороться с гомосексуалиализмом, который был в то время настоящим бичом общества, особенно среди интеллектуалов и религиозных санов. Властями даже был издан официальный указ, обязывающий куртизанок сидеть напротив окон с обнаженной грудью и выставленными на улицу ногами, привлекая собою мужчин для отвращения от гомосексуальных связей.

Куртизанок делили на категории в зависимости от занимаемой ступени на профессиональной лестнице и социального положения в обществе.

Честные куртизанки cortigiane oneste находились на содержании одного или нескольких богатых покровителей из высшего сословия, обладали определенной независимостью и свободой передвижения, были обучены правилам хорошего поведения, умели вести застольную беседу, обладали высокой культурой и нередко литературными талантами.
Представители знати открыто содержат куртизанок, окружают их прислугой, покупают им роскошные платья и драгоценности, нанимают им дома или отдают в их распоряжение свой, превращая его в блестящий предмет роскоши. Здесь они бывают совершенно открыто, приводят друзей и устраивают общие празднества. Связь с куртизанкой, безумная трата на нее денег являются одним из способов демонстрации богатств и положения. Особенно богатые содержали целые гаремы куртизанок. Такие содержанки знати, кардиналов и прелатов назывались в Италии — в отличие от обыкновенных meretrices — courtisanae honestae.

В Венеции, по словам Монтеня, насчитывалось полтораста первоклассных куртизанок, соперничавших блеском и роскошью с принцессами. Ради славы содержать знаменитую куртизанку разорился не один аристократ. Ради обладания известной куртизанкой рисковали не только состоянием, но и жизнью. К самым шикарным их них наносили визиты князья и короли, оставляя в их спальнях целое состояние за ночь любви. Такой была знаменитая венецианка Вероника Франко, философ и поэт, женщина, с которой провел ночь французский король ГенрихIII во время своего пребывания в Венеции.


Veronica Franco. Portrait by Paolo Veronese.

Вероника долгое время была подругой великого Тинторетто и принимала в своем салоне знаменитых писателей и художников Италии, Франции и Германии. Говорили, что если она меняла место жительства, "ее переезд напоминал переезд королевы", весть о котором повсюду распространяли посланники.

Благодаря щедрым дарам своих покровителей, честные куртизанки становились владелицами недвижимого имущества, нежились в роскоши, и как самые изысканные принцессы устраивали ежедневные приёмы. Ремесло куртизанок было настолько выгодно, что матери в надежде пристроить дочь под опеку знатного вельможи, готовы были вкладывать немало средств в их обучение. Не все честные куртизанки жили в роскоши, но все без исключения жили в хороших условиях.
Траты куртизанок были столь высоки, что в 1542 Декретом Сената Венеции им было запрещено использовать в отделке жилья атласные и тонкие дорогие шёлковые ткани. Декрет не выполнялся, и дома честных куртизанок по-прежнему ломились от роскоши: атласная обивка, расписная мебель, шёлковые балдахины, эротические фрески на потолках. Помимо кошек и собак многие любили держать заморских обезьян и экзотических птиц.

К менее удачливой и более многочисленно категории относились куртизанки низших сословий. Некоторые из них просто не сумели подняться до уровня честных куртизанок, другие, удостоившись такой высокой чести, не смогли удержать положение и скатились вниз. Некоторые из них попадали в публичные дома в злачных кварталах Рима к небогатым грубым клиентам, другие промышляли в оздоровительных салонах - stufe, которые из лечебных и массажных заведений постепенно превратились в своего рода публичные дома, распространившись во всех римских кварталах. Говорят, сам Рафаэль являлся владельцем одной из таких stufe, а Микеланжело был завзятым посетителем stufe, куда приходил совершенствовать технику изображения обнажённых тел.

Честные куртизанки уделяли много времени уходу за телом, не отставая от дам высшего света, а возможно, были даже более опрятны и ухожены.
Утром, не вставая с постели, куртизанка совершала тщательный туалет, очищая зубы и омывая свое тело отваром из ароматных трав. Затем служанки приводили ей в порядок волосы и ногти, опрыскивали духами и умащивали благовониями.
В то время вошли в моду светлые волосы. Художники изображали златовласых ангелов и мадонн, поэты воспевали светловолосых красавиц. И тогда все венецианки стали осветлять волосы, часами просиживая на открытых террасах под лучами палящего солнца. Они покрывали голову широкополой соломенной шляпой без дна, высвободив наружу волосы, смазанные раствором из осадка белого вина и оливкового масла. Но уже в XV веке Caterina Sforza осветляла волосы более простым способом, без солнечных ванн, с помощью красителей из соды и углекислого калия.


Palma Vecchio. Courtesan.

Одежда честных куртизанок совершенно не отличалась от нарядов дам высшего света, так что порой было трудно определить на глаз, кто есть кто. Поэтому во Флоренции в 1546 был заново введён в действие средневековый закон, обязывающий куртизанок использовать опознавательные знаки: покрывать лицо жёлтой вуалью или прикреплять к одежде жёлтый бант. В 1562 году ношение вуали заменили беретом.
Туалеты куртизанок по роскоши не уступали туалетам благородных дам, а те в свою очередь ни в чем не уступали куртизанкам. Благородные дамы носили такое же открытое декольте, так что даже в храм являлись с практически обнаженной грудью, прикрыв соски прозрачной тканью или сеткой.
Один английский путешественник так описывает венецианок: "Платья венецианских дам спереди и сзади, укреплены китовым усом. Светлые волосы уложены толстыми косами в виде своеобразных рогов. Сзади на плечи спадает чёрная вуаль, не закрывающая ни волос, ни плеч, ни грудей, которые открыты почти до живота. Женщины кажутся выше мужчин, так как носят обувь на очень высокой платформе, почти 50 см.

Поэтому рядом с госпожой идут две служанки, на одну дама опирается при ходьбе, другая несёт её шлейф. Нетвёрдой походкой передвигаются молодые и пожилые дамы, показывая обнажённую грудь всем встречным."

В каждом городе была своя мода, но повсюду, честных куртизанок и знатных дам объединяло общее желание носить самые дорогие и изысканные ткани. Часто материя украшалась золотыми подвесками или драгоценными камнями, иногда ткань была соткана с золотой нитью в виде сетки с прикрепленным к ней жемчугом. Не говоря уже о драгоценностях, колье, цепях, браслетах, диадемах с крупными алмазами, рубинами, и жемчугами. Все это носилось не только вечером, но и днем. Куртизанки низшего ранга носили менее дорогую одежду, но они так же использовали шёлковые ткани, золотые браслеты, серебряные цепи и тонкие шёлковые чулки.
Когда был выпущен указ, запрещающий римским куртизанкам носить золото, серебро, вышивки, бархат и другие дорогостоящие вещи, женщины прибегли к уловке и стали прятать свои изысканные наряды под длинными накидками в виде плаща.
Впрочем, этот указ распространялся на всех женщин и был связан не с моралью, а скорее направлен на борьбу с излишествами, причиняющую вред всему обществу. Мода на роскошные наряды привела к тому, что девушки из хороших семей не имели возможности выходить замуж. Чтобы обеспечить девушке достойное приданное с дорогими нарядами, многие семьи приходили в разорение.

В 1535 году в Венеции вышел закон, обязывающий граждан вести более скромный образ жизни с прилагаемым к нему списком разрешенных драгоценностей:
- чепцы из золотых или серебряных нитей, ценой не выше 10 дукатов
- кольца или одна нить жемчуга не дороже 200 дукатов (позволено носить только на шее)
- одна золотая цепочка или бусы не дороже 40 дукатов.
Перечисленные драгоценности уже сами по себе целый капитал, поэтому можно только предположить, какими богатствами владели венецианцы того времени.

Затем пришла новая мода на ношение мужской одежды. Эта вольность сразу же была запрещена местными властями и церковью. Французский путешественник XVIII века с изумлением сообщает в письме приятелю, что "итальянские куртизанки носят под юбками небольшие штанишки". Этот предмет туалета обнаруживается именно у куртизанок - панталоны считались крайне неприличными, так как означали узурпацию мужского предмета туалета. Правда, сами венецианские куртизанки находили, что в мужскую одежду облачаются лишь те, у кого не хватает средств на роскошные женские туалеты.

Фрагмент картины The Family of Darius before Alexander the Great (detail) 1570

Все куртизанки пользовались декоративной косметикой. Имеющие хороший вкус пользовались румянами очень умеренно, только лишь для того, чтобы скрыть излишнюю бледность. Вымывшись, накрасившись, причесавшись и одевшись, куртизанка начинала свой день, совершая прогулку по улицам города в сопровождении поклонников, которые задаривали красавиц подарками. Бывало, что в праздники куртизанка со свитой наведывалась в церковь, вызывая протесты населения и городских властей. В храме они продолжали обниматься, хихикать с кавалерами, выкрикивать непристойности и употреблять неуместные жесты, будто это не церковь, а карнавальное шествие.
Но не все куртизанки вели себя подобным образом, некоторые из них скромно молились в церкви, в сторонке от честных женщин.

Обедали куртизанки обычно скромно и быстро, в одиночестве или в кругу семьи. А вот ужин обычно оплачивали её любовники и состоял он не меньше чем из пяти блюд, иногда доходил до двадцати. На стол подавались дорогие вина, разные сорта салатов и зелени, огромное количество дичи. По этому случаю в Венеции был даже запрещён отстрел фазанов и других диких птиц, запрещалось употребление куропаток, фазанов, павлинов, голубей, диких петухов, устриц, шампиньонов и марципанов. Но как часто бывает, закон остался лишь на бумаге. За ужином и танцами вечер затягивался. Когда все гости начинали расходиться, оставался лишь тот, кому была обещан ночь любви.

Салоны знаменитых куртизанок посещали известные артисты, поэты, представители местной власти и иностранные вельможи. Особо важных гостей куртизанка принимала в отдельном boudoir, остальные приглашались в общий салон, где с ними заигрывали, одаривая поцелуями и многообещающими взглядами. Чтобы вызвать ревность у поклонников, хозяйка дома нередко удалялась на некоторое время с одним из гостей в свою спальню.

В то время существовало довольно мало общественных публичных развлечений, обычно это были карнавальные или религиозные процессии, иногда праздники в честь высоких гостей. Молодые и образованные люди не имели большого желания проводить тоскливые вечера в семейном кругу с жёнами, не умевшими связать двух слов. Их тянуло в общество куртизанок, где можно было пообщаться, поиграть, потанцевать и повеселиться.


Michiel Parrhasio. Courtesan Playing Lute

В высших салонах много говорилось о литературе, поэзии и искусстве. Imperia читала книги на латинском языке и сочиняла стихи. Madrema-non-vuole настолько владела искусством общения, что её сравнивали с Цицероном, она знала наизусть всего Петрарку и Боккаччо и огромное количество стихов на латыни. Gaspara Stampa и Veronica Franco были признаны в Венеции талантливыми поэтессами. Посетители таких салонов оставили упоминания о куртизанках в своих литературных трудах.

ФРАНКО ВЕРОНИКА (VERONICA FRANCO) 1546-1591.
Итальянская куртизанка и поэтесса. Родилась в Венеции и была единственной дочерью из четырех детей в семье Агостино Франко, небогатого человека благородного присхождения и известной куртизанки Паолы Ваноцца Фракасса (Paola Fracassa)
Вероника воспитывалась в атмосфере свободных нравов, обучалась в основном присутствуя на уроках, даваемых ее братьям частными учителями. Но зато она могла наблюдать в салоне своей матери за выдающимися людьми. Ведь в салон к Ваноцце наведывались великие художники, писатели и мыслители эпохи Возрождения. Кто-то из них исправлял ее сочинения по латыни и французскому, кто-то учил держать с изяществом и твердостью арфу и кисть. К 14 годам Вероника владела этикетом, отличалась знанием наук и языков, писала стихи, неплохо играла на лютне и спинете.


Портрет Вероники Франко. 1575. Предположительно кисти Веронезе или Доменико Тинторетто.
Вустерский музей искусств. Массачусетс.

Мать Вероники Веноцца считалась одной из самых дорогих куртизанок Венеции.
Сам великий Тинторетто захаживал в ее салон. Однажды, когда изящный флирт гостя с хозяйкой за полным яствами столом уже заканчивался и приближался переход в спальню, в залу вошла стройная девушка. Ее кожа как-будто светилась в лучах солнца, она несла свою высокую грудь гордо и волнующе. Девушка подошла к хозяйке, почтительно поцеловала ей руку и исчезла за драпировкой двери.
- Кто она? - спросил Тинторетто.
- Вероника, моя дочь, - сухо ответила Ваноцца. Гость впервые отвернулся от нее, и это вызвало в ней досаду. Восхищенный Тинторетто не обратил на это внимания.
- Идеальная красота! Я должен написать ее портрет! Завтра же!
Он ушел, отказавшись от ласк Ваноццы.

Вероника оказалась великолепной натурщицей, и вскоре портрет был готов. Художник показал его Ваноцце, ожидая похвал, но та лишь спросила:
- И как же Вы назовете эту работу?
- "Женщина, приоткрывающая свою грудь".
С этой минуты больше всего на свете Ваноцца хотела побыстрее избавиться от дочери.
Это был день, когда Ваноцца почувствовала в Веронике опасную соперницу. Ей было уже 33 года, возраст по меркам XVI века для женщины весьма почтенный.
Как всегда в трудную минуту, Ваноцца обратилась за помощью к мужу, и тот без труда выдал решение:
- Веронике пора замуж!
И тут же предложил в женихи Paolo Panizza, богатого врача с обширными связями, обслуживающего венецианскую аристократию. Правда, ему 45, он толст, плешив, нечистоплотен и патологически скуп… Но чем не выгодная партия? Увидев будущего супруга, Вероника ужаснулась.
- И я должна принадлежать этому монстру? Никогда!
Но синьор Франко был непреклонен:
- Или под венец, или в монастырь!
И Вероника пошла под венец.

Однако очень скоро супруги расстались, и Франко потребовала вернуть ей приданое. Так же как и мать, она стала профессиональной куртизанкой.
Франко родила шестерых детей от разных мужчин, трое из которых умерли в детстве. Благодаря своей профессии она содержала большой дом, хозяйство, прислугу, имела возможность нанимать детям частных учителей.
Познакомившись с известным в Венеции "литературным советником" Доменико Вениером, она вошла в элитарный литературный салон, где собирались поэты, художники, музыканты и политики. Гостями салона были знатные венецианцы и гости города. Они читали друг другу свои стихи, наслаждались игрой музыкантов, играли сами, пели, развлекались, вели светские разговоры, сплетничали, любезничали, заводили любовные интрижки.

Читала здесь свои стихи и Вероника Франко. Позже они были опубликованы в сборнике "Terze rime". До нас так же дошли 50 писем Франко "Lettere di cortegiane", одно из которых адресовано французскому королю Генриху III, 21 письмо к Тинторетто, в том числе с благодарностью за написанный им ее портрет, остальные о повседневной жизни, обсуждение литературных проектов, размышления о придворных нравах и женских добродетелях.

Несмотря на то, что Франко принадлежала к кругу придворной элиты, это не оградило ее от преследования инквизиции. В 1580 она предстала перед инквизиционным трибуналом, оговоренная наставником своего сына Ридольфо Ваннителли (Ridolfo Vannitelli), обвинившим ее в колдовстве. Благодаря умелой защите, помощи Доменико Вениера и предрасположенности к ней некоторых членов трибунала, она не была осуждена, но сам процесс нанес ее репутации непоправимый ущерб. В годы чумы (1575-77) она лишилась большей части своего имущества, личных средств и многих друзей. После смерти в 1582 г. ее друга и покровителя Доминика Вениера она вынуждена была переселиться в район, где доживали свои дни обедневшие проститутки и умерла там в возрасте сорока пяти лет.


Cсылки и иллюстрации постов

Говорят, что проституция является одной из древнейших профессий. Стоит ли удивляться, что на протяжении истории так много женщин выбирали этот путь, кажущийся таким легким? Но продавать себя, свое тело и досуг в своей компании можно разными способами. Кто-то работает в публичном доме, но ведь есть и другая сторона медали - гейши и куртизанки.Эти женщины имели с мужчинами более сложные, гламурные и долгие отношения.

Самые знаменитые куртизанки вообще имели дело с королями и знатью, которые осыпали их драгоценностями. Каждая из таких женщин была не просто красивой, но и умной. Ведь завладеть вниманием и любовью столь важных особ было непросто. О самых известных куртизанках и пойдет наш рассказ.

Кора Перл. Как это часто бывает с куртизанками, имя они использовали вовсе не то, что получили при рождении. Кора Перл появилась на свет в английском Плимуте, как Элиза Эмма Крауч. Впервые она решила заняться проституцией в возрасте 20 лет. Девушка росла в строгости в доме своей бабушку, однажды ночью она просто убежала оттуда в Лондон с пожилым человеком. Тот за внимание к себе оставил молодой англичанке деньги. Тогда девушка твердо решила стать любовницей богатого мужчины, а не рядовой проституткой. Ее воздыхателем стал бизнесмен Роберт Бигнелл. А пик карьеры куртизанки пришелся на Париж. Там она бросила Бигнелл, начав принимать ухаживания герцога дю Риволи и князя Ахилла Мурата. Кора Перл прославилась своими вечеринками, на которых она появлялась совершенно обнаженной на блюде, как главное яство застолья. В 1867 году женщина даже попытала силы в опере «Орфей в аду». В честь куртизанки даже назвали напиток «Слезы Коры Перл», который, как ни странно, подается и сегодня в некоторых лондонских отелях. К сожалению, сладкая жизнь долго продлиться не могла. Она растеряла весь свой блеск и роскошь, умерев в скромной обстановке в возрасте около 50 лет.

Жозефина Маркус. Для некоторых куртизанок не было никакой разницы - являться любовницей или гражданской женой. Именно так и произошло с Жозефиной Маркус, которая прославилась благодаря своей книге «Я вышла замуж за Уайетта Эрпа». Интересно, что этот гражданский брак по времени перекрывался с предыдущим, на Мэтти Блэйлок. До своей встречи с Эрпом, знаменитым юристом и игроком, Жозефина работала танцовщицей и актрисой, нет никакого сомнения, что она была еще и куртизанкой. Говорили, что она была самой красивой женщиной своего времени. Родители дали Жозефине хорошее образование, она умела танцевать и петь. Убежав в 13 лет, Маркус пережила немало приключений. В ее жизни были и ковбои, и перестрелки с индейцами, а с труппой театра Маркхэм будущая куртизанка гастролировала по Аризоне. В 14-15 лет под именем Сэди девушка работала в борделе. Этот этап жизни стал для Жозефины дурным сном. А в 20 лет, сумевшая вырваться из порочного круга девушка, познакомилась с Эрпом. Уже в 1882 году Жозефина стала называть себя Эрп, хотя записей о браке так и не было найдено. Записки куртизанки стали основой для вестернов о колоритном герое Дикого Запада. Одно время эту книгу всерьез рассматривали, как исторический документ. Но со временем оказалось, что Жозефина многое переврала, а о чем-то предпочла не упоминать.

Полли Адлер. Эта женщина жила за счет доходов от проституции, вот только сама она к этому малопочтенному занятию имела лишь косвенное отношение. Дело в том, что Полли Уроженка русского Иваново попала в Америку в 12 лет. В 19 лет Полли попала в высший свет, стал общаться с театралами, обитателя Манхэттена. Адлер в итоге стала самой знаменитой «мадам» в Нью-Йорке в 1920-1940-е годы. А в преступный мир она попала случайно - все началось с того, что американка просто позволила одному гангстеру и его подруге пользоваться ее квартирой. И уже первый открытый Адлер бордель находился под защитой криминальных структур. Застенчивой мадам ничуть не была - ее часто видели в ночных клубах в ярких одеждах. Правда, однажды Полли пришлось действительно уйти в подполье на несколько месяцев, чтобы избежать дачи показаний в суде против своих знакомых гангстеров. В свои лучшие времена бордель Адлер принимал политиков, гангстеров, поэтов. Куртизанка принимала мэра Нью-Йорка Уокера, драматурга Кауфмана, поэтессу Дороти Паркер. Всех им манили гламурные вечеринки, проводимые на съемных квартирах по всему городу. Благодаря связям и большим взяткам мадам удавалось сохранить свой бизнес. В конце жизни мадам оставила работу с девочками и написала бестселлер, который и обеспечил ее жизнь.

Барбара Пэйтон. Хотя проституция и не является хорошей частью карьеры, бывает, что только такое занятие и может прокормить известного некогда человека. Именно так и произошло с актрисой Барбарой Пэйтон. После некоторых успехов в кино она вынуждена была заняться проституцией и стать куртизанкой. Впервые блондинка появилась на телеэкранах в 1949 году в фильме «В ловушке», затем была «Попрощайся с завтра» с Джеймсом Кэгни в 1950 году. А на следующий год актриса снималась уже в низкосортном фильме ужасов «Невеста гориллы». Пэйтон начала пить и появляться на вечеринках с участием голливудских боссов, в роли доступной девушки. Замужем актриса была 4 раза, срок ее замужества составлял от 53 дней до 5 лет. Среди любовников Барбары были такие известные в Голливуде особы, как Боб Хоуп и Говард Хьюз. Однако карьера даже куртизанки быстро пошла по нисходящей. В итоге некогда перспективную актрису даже арестовывали за торговлю собой на бульваре Сансет. А умерла Барбара Пэйтон в возрасте 39 лет от рака печени.

Мата Хари. Еще один пример того, как смена имени может коренным образом изменить образ и сделать его более гламурным. Маргарета Гертруда Зелла родилась в 1876 году. Она сперва училась в школе для богатых детей, но после банкротства отца в 18 лет вышла замуж и уехала в Индонезию, как супруга Рудольфа Мак-Леода. Сам он оказался алкоголиком, к тому же открыто содержал любовницу, вымещая неудовлетворенность в жизни на жене. Разочаровавшись в муже, Маргарета ушла к другому голландскому офицеру. Она начала активно изучать местные традиции, начала танцевать. В 1897 году 21-летняя женщина впервые выступила под псевдонимом Мата Хари, что на местном языке означает «солнце» или «глаз дня». А в 1903 году пара вернулась в Европу, брак тут же распался. Оказавшись без средств, Маргарет Зелле отправилась покорять сам Париж. Сперва она выступала в качестве цирковой наездницы, а затем и танцовщицы. Ее выступления чем-то напоминали современный стриптиз, после номера Мата Хари оставалась практически полностью обнаженной. Сама куртизанка быстро обзавелась звездными поклонниками, к тому же она утверждала, что является восточной принцессой. В начале XX века в Европе модным был интерес к востоку и эротике. Это послужило почвой для успеха Мата Хари сперва в Париже, а затем и других столицах континента. Постепенно танцевальная карьера женщины пошла на спад, а вот число богатых поклонников не уменьшалось. Мата Хари принимала политиков, военных, бизнесменов. Перед началом Первой мировой войны столь интересная персона оказалась завербованной немецкой разведкой. Во время боевых действий голландская подданная беспрепятственно перемещалась по Европе. Это, а также откровения любовников помогли куртизанке добывать сведения еще и для французских спецслужб. Но в итоге опасная игра закончилась печально - в 1917 году куртизанку судили в Париже и расстреляли.

Лора Белл. И у проституток есть к чему стремиться. Кто из них не хотел бы иметь громкое название, такое, например, как было у Лоры Белл? Ее называли «Королевой Лондонского блуда». Столь звучный титул она получила за то, что премьер-министр Непала не пожалел за ночь с куртизанкой 250 тысяч фунтов. Хотя более правдоподобно звучит версия, что столько политик потратил на все подарки в период своих отношений с Лорой. В XIX веке Лора Белл была весьма известной особой в Лондоне, сейчас таких называют элитными проститутками. Но после выхода замуж за капитана Фредерика Тистлвейта она ударилась в веру и стала проповедовать нравственность.

Николь Д’Олива. Хотя куртизанки и общаются часто с высокопоставленными особами, редко когда они напрямую влияли на судьбу государства. В этом же случае действия Д’Олива привели к скандалу, который нанес удар французской монархии. Та ситуация стала известной, как «История с Серебряным ожерельем» или «Ожерелье королевы». Хотя Николь называла себя то баронессой, то графиней, родилась мадемуазель в бедной семье. Она рано стала сиротой, некому было защищать ее девичество, вот и занялась она проституцией. Женщина в поисках клиентов стала появляться в Пале-Рояле, который тогда выполнял роль современного торгового центра. Там ее заметил некий мужчина, оказавшийся графом де Ла Моттом. Он очаровал молодую проститутку рассказами о своем положении и дружбе его жены с самой королевой, Марией-Антуанеттой. Граф играл в опасную игру - он решил с помощью Николь изобразить страсть королевы к кардиналу Луи де Рогану. Ночью куртизанка, изображая королеву, отдала своему поклоннику розу и сказала, что тот все поймет. Самой Николь объяснили, что это была шутка, о которой Мария-Антуанетта знала. Получив полторы тысячи франков, женщина предпочла не задавать вопросов. Ла Мотт попросту обманывал влюбленного кардинала, беря у него деньги взаймы для королевы и даже показав ему двойника. В ходе заговора граф даже смог убедить поклонника купить для королевы дорогое серебряное ожерелье. В 1785 году обман был раскрыт, Ла Мотт и его подручные были арестованы, в том числе и Николь. В ходе громкого процесса пострадала честь королевы, хотя она ничего и не знала о творившемся. Люди же стали думать, что Мария-Антуанетта действительно ветреная особа, к тому же швыряющаяся деньгами на свои прихоти. Сама же куртизанка, находясь в заключении в Бастилии, родила даже ребенка и умерла в возрасте всего 28 лет, успев вернуться к нравственной жизни.

Мадам Дюбарри. Эта женщина является, без сомнения, одной из самых успешных и знаменитых в истории куртизанок. Мари Жанна Бекю являлась незаконнорожденной дочерью сборщика налогов. В молодости она успела поработать проституткой, а среди ее клиентов был даже палач Анри Самсон, который и казнит Дюбарри в будущем. Затем молодая женщина стала модисткой, попала в дом графа Дюбарри. Счастливой для нее звездой стало знакомство с королем Людовикам XV. Тот выдал любимицу замуж за брата графа Дюбарри. Став официальной фавориткой короля, мадам Дюбарри мало вмешивалась в политику. Именно для нее и было изготовлено серебряное ожерелье, которое сыграло злую роль в судьбе Марии-Антуанетты. Сама же куртизанка при дворе была очень популярной, наряжаясь в пышные экстравагантные платья и делая такие же нереальные прически. А вот народ ее ненавидел, считая одним из символов безумной роскоши и расточительства. После смерти короля от оспы куртизанка переехала в свой замок, где продолжала жить в роскоши. Но в 1793 году ее арестовали за связи с эмигрантами и жирондистами и казнили.

Нелл Гвин. Имя этой куртизанки, пожалуй, самой известной в истории, также связана с королем. По сути, Нелл Гвин являлась хозяйкой английского монарха Карла II. По преданиям родилась она на чердаке, в молодости торговала рыбой, а потом стала уличной певицей. Судьба дала ей отличный шанс - ее заприметили актеры королевского театра и позвали к себе в труппу. Нелл Гвин побывала комической актрисой как раз в те времена, когда женщины только-только стали появляться в театре (раньше женские партии играли переодетые мужчины). Затем красавицу взял на содержание лорд Дорсет. Когда Карл II познакомился с Нелл, он тут же переманил ее к себе. Современники называли ее красивой и остроумной. Куртизанка даже родила королю двух сыновей, один из которых получил графский титул. Вот только на трон ни один из них так и не претендовал, хотя у короля и не оказалось законных наследников. В политику фаворитка не лезла, просто принимая богатые дары своего поклонника. И именно благодаря Нелл Гвин король так благоволил своему театру. Умерла фаворитка в довольно молодом возрасте, всего в 37 лет. После себя Нелл Гвин оставила целую коллекцию анекдотов. Один из них поведал, что однажды толпа окружила карету с фавориткой короля, считая, что там находится соперница Гвин, герцогиня Портсмутская. Однако смелая куртизанка выглянула в окно и крикнула: «Помилуйте, люди добрые! Я - протестантская шлюха».

Женщина легкого поведения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КУРТИЗАНКА любовница владетельной особы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

куртизанка - и, ж.courtisane f. , <ит. curtigiana. Женщина легкого поведения и авантюрного образа жизни, вращающаяся в высшем свете. БАС 1. Бригел ей советует честною Куртизанною учиниться, чтобы из убожества вытти. 1733. Честная куртизанна. // Ит. ком. 3 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Демимонденка, гетера, лоретка, проститутка, кокотка Словарь русских синонимов. куртизанка см. проститутка 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

КУРТИЗАНКА, куртизанки, жен. (франц. courtisane) (книжн. устар.). Женщина легкого поведения, по образу жизни принадлежащая к высшим, великосветским гетерам общества. Французкие куртизанки 18 века. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КУРТИЗАНКА, и, жен. (устар.). Женщина лёгкого поведения, имеющая покровителей в высшем обществе. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- (фр. букв, придворный), молодая, красивая женщина, ведущая свободный, светский образ жизни и отдающаяся по любви или за вознаграждение своим высоким покровителям. (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия

Ж. Женщина лёгкого поведения, ведущая светскую жизнь и находящаяся на содержании богатых и влиятельных любовников. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Куртизанка, куртизанки, куртизанки, куртизанок, куртизанке, куртизанкам, куртизанку, куртизанок, куртизанкой, куртизанкою, куртизанками, куртизанке, куртизанках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

куртизанка - куртиз анка, и, род. п. мн. ч. нок … Русский орфографический словарь

куртизанка - (1 ж); мн. куртиза/нки, Р. куртиза/нок … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Куртизанка Сонника (подарочное издание) , Висенте Бласко Ибаньес , Прекрасно иллюстрированное подарочное издание в переплете, выполненном из натуральной кожи Cabra, с золотым тиснением на обложке и шелковым ляссе. Висенте Бласко Ибаньес - один из крупнейших… Серия: Фамильная библиотека. Читальный зал Издатель: Вита Нова ,
  • Куртизанка Сонника , Ибаньес Винсенте Бласко , Висенте Бласко Ибаньес (1864-1928) - один из крупнейших испанских прозаиков ХХ века. Его знаменитый исторический роман "Куртизанка Сонника" рассказывает об осаде карфагенским полководцем… Серия: Фамильная библиотека.Читальный зал Издатель:

Слово «куртизанка» в понимании середины шестнадцатого века означало высококлассную любовницу, прежде всего, ассоциируемую с богатыми, сильными мира сего, мужчинами высшего класса, которые в обмен на любовные услады усыпали ее драгоценностями и давали статус в обществе. В Европе эпохи Ренессанса куртизанки играли важную роль в аристократическом обществе, иногда даже исполняя роль жен на общественных приемах. Так как в то время это было обыкновением для королевских пар вести раздельную жизнь - женились, в основном, для того, чтобы не потерять королевскую линию крови и утвердить политические союзы - мужчины обычно искали дружбы куртизанок. В Могольской Индии была широко распространенна практика куртизанок до начала британского правления. Здесь они назывались тавайф и, прежде всего, были очень умелыми танцовщицами. В истории имеется несколько отдельных случаев, когда куртизанки были спутницами богатых женщин.

Куртизанки могли наслаждаться большей степенью свободы, чем обычные женщины их времени. К примеру, они были независимыми и имели стабильное финансовое положение. Контролируя самостоятельно все средства, которые они тратили, они не полагали надежд на своих мужей или других родственников мужского пола, как это делало большинство женщин.

В целом, существовало два типа куртизанок. Первая категория девушек, известных в Италии как cortigiana onesta, или честная куртизанка, считались интеллектуалками. Вторых называли cortigiana di lume, и считали их куртизанками низшего класса. Невзирая на то, что последние считались все же классом повыше обычной дамы легкого поведения, первых обычно романтизировали и даже в той или иной степени уравнивали с женщинами королевской фамилии. Именно с этим типом служительниц красоты ассоциируется понятие «искусство куртизанки».

Представительницы cortigiani onesti обычно были хорошо образованы, иногда даже лучше, чем средняя барышня из высшего общества, и постоянно занимались параллельной деятельностью, будучи художницами или актрисами. Выбирались они обычно исходя из параметров воспитания: социальных навыков, навыков общения, ума, чувства здравого смысла, дружелюбия, равно как и их физических данных. Обычно именно их остроумие и личные качества отличали их от обычных женщин. Интимное обслуживание также входило в из обязанности, но не являлось сугубой задачей. К примеру, они должны были быть всегда хорошо одеты и готовы вести разговор на любую тему от политики до музыки.

В некоторых случаях куртизанки рождались в небедных семьях и даже выходили замуж, но за мужчину ниже их по социальной лестнице, а не за своих клиентов. При таких условиях их отношения с теми, кто имел высокий социальный статус, обычно выливались в то, что повышался статус и их супругов. Но чаще всего супруги опасались таких занятий своих жен, поэтому многие куртизанки оставались незамужними.

С падением большинства монархий и ростом демократического обществ роль куртизанок изменилась. Теперь они играли роль шпионов - в качестве наиболее типичного примера можно назвать Мату Хари. Сегодня все еще можно встретить куртизанок старого типа, но это огромная редкость.

Слово «куртизанка» обычно также использовалось в политическом контексте, чтобы повредить репутации женщины или унизить ее. Наиболее яркими примерами этого было приписывание подобного ярлыка византийской императрице Феодоре, которая начала свою карьеру, как актриса бурлеска, но позднее стала женой императора Юстиниана и, после своей смерти, православной святой.