Почему раньше грузины были рыжими. Где на кавказе рождаются блондины, и почему так происходит

Грузины – кто они? Или – "Грузия глазами историков".
Истории от Олеся Бузины: "Грузия - родина удабнопитеков".

Последняя война на Кавказе пробудила интерес к грузинскому прошлому. Откуда есть пошла Грузия? Так, перефразируя Нестора Летописца, хочется спросить

В наших школах историю Грузии не изучают. А жаль! Это поучительная для любого националиста история народа, окончательно "придуманного" только в советские времена. Начнем с того, что сами грузины себя грузинами не величают, хотя и любят спорить, кто из них настоящий грузин. В обычную человеческую логику это не вписывается. И, тем не менее, это факт.

Наименование "грузин" происходит от персидского слова "гюрдж". Так персы называли земляков Саакашвили еще в Средние века. От них слово перешло в европейские языки. Склонные к самопрославлению представители гордой кавказской нации, насчитывающей ныне около 3 млн. человек, любят утверждать, что международное имя грузин произошло якобы от св. Георгия Победоносца. Дескать, все грузины такие же храбрые, как он. Но наука (и филологическая, и военная) пока не подтвердила такое объяснение.

Самоназвание грузин - "картвелеби" (в множественном числе) и - "картвели" (в единственном), а их страны - Сакартвело. То есть, один грузин - это картвели. А два и больше - картвелеби. Прижилось это название от имени центральной провинции Грузии - Картли. Там находится и Тбилиси - столица страны.

Как же так получилось, что грузины до сих пор не решили, кто из них подлинный? А дело в том, что сильно пересеченный кавказский рельеф отлично способствует сохранению различных сепаратизмов. Тут удобно защищаться за каждой кочкой. И из-за нее же нападать на ближнего своего. За всю историю Грузии только в XII - первой половине XIII и во второй половине XIV - середине XV веков она была относительно единой. Во все остальные времена на ее нынешней территории находилось около десятка независимых государств.

С древности, кроме "картвелеби" тут существовали и другие племена - кахетинцы со столицей в Кутаиси, имеретинцы, мингрельцы, гурийцы, хевсуры, пшавы, сваны: Этот список можно продолжить до бесконечности! Причем, если диалекты кахетинцев и имеретинцев похожи на официальный грузинский, то сванский и мингрельский - это абсолютно отдельные языки. Речь свана напоминает тбилискую куда меньше, чем говор наших гуцулов - язык донецких шахтеров.

Сванский и мингрельский языки насчитывают почти 3 тысячи лет. Но в советские и нынешние времена в Грузии их последовательно подавляли во имя единства нации. Поэтому даже не существует их письменной формы - только устная. Но мингрелов легко отличить от всех остальных грузин по фамилиям, оканчивающимся на "-ия" или "-иа". Жвания, Берия, Гамсахурдиа - мингрелы. Время от времени мингрельский клан захватывает власть в Тбилиси, словно мстя за свое национальное унижение. Ведь самое древнее из известных истории государств на территории Грузии - Колхида - сложилось именно на земле мингрельцев. Сюда плыл древнегреческий герой Ясон за золотым руном. Отсюда увез он домой волшебницу Медею. Позже эта часть мингрельской истории была присвоена официальной грузинской пропагандой.

Ни одно событие в грузинской политике нельзя понять без учета этих запутанных "племенных" взаимоотношений. Свержение первого президента независимой Грузии Звиада Гамсахурдиа в начале 90-х было не просто гражданской войной, но и борьбой против преобладания в правящей элите мингрелов.

ДАВИД СТРОИТЕЛЬ - ЦАРЬ АБХАЗИИ. До начала XII века на территории будущей Грузии продолжались бесконечные войны всех против всех. Конец этому на некоторое время положил царь Давид Строитель. Сейчас он считается грузинским национальным героем. А кем был в реальности, трудно сказать. Происходил Давид из династии Багратионов. Этот род утверждал, что является прямым наследником знаменитого по Библии израильского царя Соломона. На Кавказе любят сказки. Мог ли еврейский царь, исповедовавший иудаизм, стать родоначальником христианского правящего рода? Но пыли в глаза окружающим кавказским народцам Багратионы пустили! Первым же точно известным их представителем был некий Смбат Багратуни, трудившийся у армянского царя конюшим в конце III века. Вот и решайте, кем они были по корням: евреями, армянами или грузинами?

Ко времени Давида Строителя Багратионы, благодаря родственным связям, унаследовали Абхазию. Территория Картли вместе с городом Тбилиси в этот период вообще находилась в руках турок-сельджуков. Большинство населения города составляли мусульмане. А правил ими турецкий эмир. Но Давиду очень повезло. Как раз в эти годы русские князья во главе с Владимиром Мономахом разбили половцев. Орда их бежала на Кавказ. Давид нанял 40 тысяч этих битых кочевников себе на службу и с их помощью в 1122г. отобрал у турок Тбилиси и перенес туда свою столицу.

Но полным хозяином он там никогда себя не чувствовал и даже запретил любившим свинину грузинам приводить свиней в мусульманскую часть города, чтобы не оскорблять религиозные чувства правоверных. Полный титул Давида Строителя в конце жизни значился так - царь Абхазии и Картли.

КАК БАГРАТИОНЫ СТАЛИ МУСУЛЬМАНАМИ И НАРКОМАНАМИ. Эпоху Давида Строителя грузины считают великой, хотя она относится к ним, как говорится, боком. Посудите сами: царь - абхазский, войско у него - половецкое. А в результате все это - грузинская история. Между прочим, правил в Тбилиси Давид всего три года - после этого он умер.

Еще более выдающейся считается эпоха царицы Тамар (1184 - 1213). Если вы побываете в Грузии, местные жители покажут вам в разных местах штук десять могил, якобы принадлежавших этой великой женщине. Просто "переселение тел" какое-то! На самом деле, "величие" Грузии было эфемерным - одно нахальство. Так же, как князьями на Кавказе называли чуть ли не каждого второго, так и царем там мог стать обладатель пары десятков деревень. У нас Ярослав Мудрый правил огромной страной от Новгорода до Киева и скромно подписывался князем - всего лишь "герцогом" по западноевропейской терминологии. А Тамар - царица! Хотя царство ее с трудом можно различить на карте.

В XIII веке все, что оставалось от царства Тамар, захватили монголы. Потом эти руины завоевал Тамерлан, дважды сжигавший Тбилиси. И только в промежутке между этими азиатскими нашествиями - при Георгии V Блистательном (1314 - 1346гг) - царство Картли ненадолго воскресло. Но дали знать местные сепаратисты, считавшие, что они, прежде всего, кахетинцы или имеретинцы, и только потом, возможно, еще и грузины. В 1469 г. Картлийское государство распалось, как писал грузинский историк XVII в. Вахушти Багратиони, "на три царства и пять княжеств" - Картлию, Кахетию, Имеретию, Самцхе, Одиши, Гурию, Сванетию и Абхазию.

Вахушти Багратиони происходил из царского рода. Он хорошо знал повадки своих родственничков. По его рассказу, в XVII в. цари Картли выглядели не очень благопристойно. Большинство из них правили только по милости персов или турок и в тайне от своих подданных принимали мусульманство. Началось все с царя Ростома - ставленника Персии, воцарившегося в 1634г. По словам Вахушти, он "был мусульманином" и "привел из Персии омусульманившихся пленных грузин, и по их вине распространились среди грузин роскошь, прелюбодеяние, ложь, наслаждение тела, баня персидская, щегольство непристойное, арфисты и певцы мусульманские. И кто не пристрастился к этим делам, их не почитали".

Другие правители оказались под стать Ростому. Царь Свимон во время боя с турками под Гори обкурился гашишем, обпился вином и послал своих воинов за зеленью из сада, говоря: "Неужто не стыдно вам, ибо желаю зелени, вижу глазами и не могу отведать". Битва, начатая полководцем-наркоманом в обстановке такой морально-бытовой распущенности, естественно, была проиграна вчистую.

Еще один герой того времени - царь Иесе, начавший править в 1714 г. как ставленник персидского шаха, "веселился и наслаждался непристойно с юнцами и неподобающими песнями, вместо того, чтобы поступать величественно, отнял жену у Кайхосро Амираджиба, дяди матери своей, племянницу бабушки своей, и взял себе в жены". А когда грузинские епископы стали упрекать царя в непотребстве, Иесе ответил: "Подобает мне как мусульманину".

В эту эпоху магометанином стал даже Георгий Саакадзе - так называемый Великий моурави (правитель)- знаменитый грузинский деятель, о котором в советские времена выходили многотомные неудобочитаемые сочинения. Под 1626г. Вахушти пишет о нем и его соратнике: "Кайхосро и моурави отправились в Стамбул к султану, попросили у него войско, чтобы захватить Картли и там же моурави омусульманился".

В результате такой политики разваленная на восемь частей страна не могла защитить себя не только от Турции или Персии, но даже от племени лезгин, регулярно совершавших набеги чуть ли не на все три грузинских царства и пять княжеств одновремено.

"РОБКИЕ ГРУЗИНЫ" В ЧРЕВЕ ИМПЕРИИ. После того, как в 1795г. персы сожгли Тбилиси, последний царь Картли и Кахети Георгий XII завещал свое царство Российской империи. 12 сентября 1801г. присоединение было официально оформлено манифестом императора Александра I. Это отнюдь не означало, что в состав России вошла вся Грузия. "Всей Грузией" Георгий XII попросту никогда не владел. В 1804г. русские войска присоединили к империи царство Имеретию и княжество Мингрелию. В 1809г. наступил черед Абхазии. Впервые за долгие столетия все эти земли оказались в составе одного государства. Вместо кучи "царств" Россия образовала две губернии - Тифлисскую и Кутаисскую. Порядка сразу стало больше. Цари, кроме того, что сидел в Петербурге, перевелись. Даже с "родословными" от Соломона. Абреки сбежали в горы.

Будущая единая Грузия вызрела в чреве Российской империи, до 1917г. обеспечившей этой стране мир. Кровь за нее в войнах с турками и персами теперь проливали в основном русские и украинцы, служившие в императорской армии. А о боевых качествах местных жителей поэт Лермонтов, воевавший на Кавказе, в одной из поэм отозвался так: "Бежали робкие грузины".

До самой Октябрьской революции этнографы писали не о грузинах, а о "грузинских народах", понимая большую разницу между сванами, картвелами, мингрелами и прочими племенами. Так же, как теперь пишут о славянских народах, например. Но в 1918г. грузинские националисты, захватившие власть в Тбилиси, создали миф о единой нации и сразу же стали угнетать нацменьшинства. Тогда же впервые в XX в. вспыхнула резня в Осетии и Абхазии. Тбилиси считал эти земли своими. А местные народы думали иначе. Тем более, что с грузинами они не находились даже в отдаленном родстве. Свое особое мнение на происходящее было и у мингрелов - весной 1918-го там тоже вспыхнуло восстание.

В феврале 1921г. Грузию захватила победившая в гражданской войне Красная Армия. Но политика поддержки грузин в пику остальным народам страны продолжилась. СССР не признавал таких национальностей как сван или мингрел. А в Кремле у этой точки зрения была надежная крыша, попыхивавшая трубкой, - сам Иосиф Сталин. Официально он считался грузином, хотя, кроме грузинских, имел и осетинские корни. Только благодаря ему в составе Грузии, ставшей в 1936г. союзной республикой, в качестве автономий оказались Абхазия и Южная Осетия.

ОБЕЗЬЯНОЧЕЛОВЕК - ЗЕМЛЯК ВОЖДЯ НАРОДОВ. Вершиной грузинского исторического мифотворчества сталинских времен стало "открытие" удабнопитека - останков "единственного" в Советском Союзе ископаемого обезьяночеловека. Вот как описывал это событие английский кавказовед Дэвид Лэнг в книге "Грузины": "К востоку от Тбилиси, в Гареджийском районе, было открыто несколько поселений, где обнаружили останки человекообразной обезьяны, названные поэтому удабнопитеком (от грузинского слова "удабно", означающего "дикий"). Это существо занимало промежуточное положение между шимпанзе и гориллой. Оно было открыто в 1939г. геологами Н.О. Буршак-Абрамовичем и Е.Г. Габашвили. От удабнопитека сохранилось лишь несколько разрозненных фрагментов, два зуба, один - коренной, но они представляют единственную человекообразную обезьяну, останки которой сохранились на территории СССР".

"Некоторые советские ученые, - продолжал Лэнг, - рассматривают это открытие как свидетельство того, что Закавказье входит в число тех районов мира, где в конце Кайнозойской эры происходил переход от обезьяны к человеку разумному".

Странно другое: в послесталинскую эпоху никаких новых удабнопитеков больше не находили. Да и с первым дело темное. Отрыли-то всего чьих-то два зуба! И из этого сделали вывод, что Грузия - колыбель человечества! Наша Трипольская культура отдыхает.

Мне же ясно, как дважды два: при тогдашнем подхалимаже эти два зуба просто обязаны были "найти". Что больше могло польстить материалистическому самолюбию Сталина? Получалось, что и глава СССР родился в Грузии, и обезьяна стала человеком примерно в тех же местах.

А потом Сталин умер. И необходимость в сказке об удабнопитеке отпала, в связи с политической неактуальностью. Хотя, кто знает, как повернется история? Возможно, при Саакашвили мы еще услышим о находках в Грузии новых экземпляров удабнопитеков. Тем более, костей в тех местах после 1991г. наделали, хоть отбавляй.

Олесь Бузина,
("Сегодня", Украина)

===================================
Как тут не вспомнить "12 стульев" Ильфа и Петрова и фильм с таким же названием - "Дикие люди, дети гор, удабнопитеки, жрут сардельки, сидя на неприступной скале, а главное не падают".
И сразу же вопрос - А как представители стольких племён оказались в столь труднодоступном для врагов (или судей-соплеменников, которые решили их четвертовать за какие-то преступления) месте? Где можно спрятаться так надёжно и от друзей - соседей, и от врагов - соплеменников. Если продолжить эту мысль, то можно предположить, что убегая от сородичей по каким-либо жизненно-необходимым обстоятельствам, эти ребятки прихватили (незаконно заметьте) ещё и по паре дам с собой в горы, и там их надёжно спрятали, периодически пользуя и оплодотворяя. Потихоньку приворовывали женщин и далее на стороне, таким вот образом и разростались разные горные кланы, но не особенно мешая при этом друг другу, потому как, добраться друг до друга в горах дело хлопотное и опасное.

Почему подобный вариант сценария можно предположить? Во-первых в горах есть обычай (во всяком случае в Сванетии) - если женщина вышла одна из дома и даже до горного ручья с водой, её обязан сопровождать любой мужчина этого села, который её увидел одну без мужчины рядом. Следовательно, в этих местах обычное дело уворовать даму без спроса родичей и даже мужа.
Во-вторых - в Турции до сих пор воруют детей (особенно красивых) у всех, кто зазевался. А, как мы поняли из вышеизложенного рассказа Олеся, институт мусульманства среди грузин был развит достаточно широко и объёмно, особенно среди разномастных и разноплеменных царей и царьков. Таким образом, воровство детей и женщин могло быть тоже широко и объёмно развито в том горно-обеднённом женским началом обществе, некоторые обычаи из того классического набора кавказского абрека дожили благополучно и до наших дней - воровство невест, например. И отрывание головы несостоявшемуся жениху и мужу, если незадачливого жениха ловили родственники такой желанной добычи.
В-третьих - Ей Богу, М.Ю. Лермонтову я верю. Ну нет у него сегодня "политической целесообразности" и "политической необходимости" брехать про войну в Осетии, так как поэт- дуэлянт почил в бозе, не дожив (совсем немного, ей Богу) до новой войны Грузии в Осетии и не мог видеть, как бодро и дисциплинированно, большой разно-родово-войсковой кучей грузины в очередной раз показали на что они способны, когда удирали, уже не от Красной Армии, а от РеФе - шной, которая на порядок по своим тактико-боевым качествам уступает славной Красной Армии. Но даже и от неё.... Что же тогда говорить про времена Великого поэта и ту войну на Кавказе, где русские армии обладали ещё более высоким боевым духом и дисциплиной.
Таким образом вывод - Да здравствуют Великие русские поэты и славная Русская Армия, которой ещё не раз, в будущем, придётся доказывать свою живучесть и боеспособность.

Рыжих людей на Земле мало, их всего около 2% населения Земли. Многие наблюдатели действительно уверяют, что среди грузин есть светлые и рыжие люди, и что в Грузии существует миф о том, что раньше местное население всё поголовно было высокими, голубоглазыми блондинами. Но правдив ли он?

Миф породила молва?

Рыжие волосы редко встречаются у черноволосых народов. Происходит это вот по какой причине: дело в том, что мутация гена MC1R, которая отвечает за огненный цвет волос, должна оказаться у обоих родителей. Только тогда у них появится рыжеволосый ребенок.

Ген этот - рецессивный, то есть оба родителя могут быть жгучими брюнетами и иметь явные признаки грузинской национальности. Представьте себе, каково же удивление родных, когда дитя рождается с рыжими волосами. Такое не только запоминается, но и расходится молвой по селами и деревням. И если отцовство неоспоримо, то оправдание одно – все дело в предках. Это они были рыжими, высокими и голубоглазыми.

Вторжение с севера

С другой стороны, нельзя отрицать, что на Кавказе действительно встречаются люди местных национальностей: грузины, горские евреи, армяне и горцы, – обладатели светлых глаз и светлых волос, в том числе, рыжих.

Антрополог Иван Пентюхов, проводивший исследования в начале прошлого века, сообщал, что действительно, в западной части Кавказа и на побережье Черного моря существует тип кавказцев с ярко выраженной европейской внешностью: светлыми глазами, светлыми волосами и круглыми лицами.

Он связывал появление такой нетипичной внешности с пришлым населением, которое, возможно, спасаясь от голода или войны, явилось на Кавказ с севера. В отдаленных районах такое население могло сохраняться столетиями, перенимая у местных народов культуру, но не смешиваясь с ним.

В пользу такой версии можно указать на таинственный, немногочисленный народ в Грузии – сванов, которые живут высоко в горах Грузии близко от черноморского побережья и часто являются обладателями голубых глаз и светлых волос.

Норманнский след

Есть версия, что это могли быть потомки древних викингов, которые еще до того, как уйти на север, в Скандинавию, жили в Приазовье. Еще 1899 году норманист Вильгельм Томсен заметил этимологическую связь северокавказских языков со шведским и датским.

Наконец, есть предположение, что черты северных народов принесли с собой русские, а буквально двести лет назад население Кавказа было более однородным.

Славянские рабы

Ещё одна версия, которая может объяснить наличие светлых волос и голубых глаз у кавказцев - это торговля рабами. Довольно часто воинственные народы Северного Кавказа делали набеги на своих северных соседей и умыкали пленников: мужчин и женщин. Мужчин продавали османам, а рабынь часто оставляли в наложницах.

Правда, это ничего не проясняет про грузин, потому что они довольно рано, в IV веке приняли христианство и рабами не торговали.

Замкнутость общин

В Грузии живут грузинские евреи. Они попали сюда после пленения Навуходоносором, который увел их в Персию. Известно, что народ этот не часто женится на посторонних, а по большей части живет замкнутыми общинами, в которых рецессивные гены проявляются быстрее.

И если в таком закрытом обществе есть ген рыжих волос, то в конце концов он проявится у большинства его членов. Известно, что в Грузии рыжеволосые евреи встречаются чаще, чем в других местах. Возможно, проявление рецессивных генов рыжеволосости происходит в замкнутых общинах грузин, живущих в горах. При этом антропологически они могут не отличаться от своих родичей.

Таинственные Албанцы

Государство Кавказская Албания, которое согласно авторам античности, было населено высокими, белокурыми и светлоглазыми людьми, возникло на территории Азербайджана во II веке н.э и распалось под ударами арабских завоевателей в X веке.

Албанцы жили между Иберией (Грузией) и Каспийским морем и оказали влияние на формирование армянского, грузинского, азербайджанского и некоторых других народов Кавказа. Так как Албания граничила с Иберией, грузины могли смешиваться с албанцами, перенимая у них светлые волосы и глаза. Позже народ просто растворился в темноволосом местном населении, но время от времени появляются дети – носители древних генов.

По мнению профессора Ролана Топчишвили, наиболее вероятными преемниками албанцев является народность удины, среди которых много светловолосых людей.

Сарматы

И наконец, есть предположение, что светлые волосы кавказцев, в том числе и грузин, могут быть связаны с неведомым народом, чьи гробницы находят в могильниках степных районов Дагестана и в Чечне. Этот антропологический тип до сих пор встречается на Кавказе, а ближайшими родственными народами являются сарматы.

Все люди по своему внешнему виду делятся на типажи. В Грузии это особенно заметно, причем больше это касается мужчин. В разных уголках Грузии вам придется иметь дело с разными типами грузин: лысыми и темноволосыми, худощавыми и коренастыми, пузатыми и тощими, широкоскулыми и похожими на «итальянцев» или на «армян».

Сколько в Грузии регионов

В Грузии 12 регионов. Люди этих регионов отличаются характером, внешностью, кухней и фамилиями. Представители одних регионов подшучивают над другими, но вовсе не со зла.

Самый популярный регион по количеству шуток − это Сванетия.
Этническая группа сванов довольно малочисленна и обособленна. В шутку сванов называют «деревянно-головыми», логику поведения сванов понять очень сложно, часто упрямство в крайней степени перекрывает логику. Про них придумана масса анекдотов, порой даже обидных.

А еще сванов многие бояться, точнее, остерегаются с ними связываться, поскольку они вспыльчивы, конфликтны, а в их жилах, вместо крови течет дух «кровной мести».

Фамилия и них похожи на итальянские и заканчиваются на —ина , как, например, известный альпинист Хергиани, правитель Сванети Дадиани, Иоседиани и т.д.

Сваны имеют свой язык, а сванская кухня славится лепешками с мясом «кудбари», «чвиштари» и сванской солью.
Сваны всегда славились храбростью. Отважные воины отличались широкими плечами и высоким ростом. Не будучи никем никогда завоеванными, они сохранили первоначальный генотип со светлыми волосами и глазами.

Мегрелия

Мегрелы − ближайшие соседи сванов. Их называют «грузинскими евреями». По натуре они весьма предприимчивые и хитрые. Из них получаются неплохие бизнесмены, торгаши и просто предприниматели.

У этой этнической группы так же есть свой язык, как и сванский непонятный никому другому. Мегрелы отличаются от грузин из других регионов внешне, они светлые, рыжие, голубоглазые, высокие и стройные.

Считаю себя чистокровными и предпочитают не смешиваться с другими нациями, в том числе с грузинами из других регионов. Мегрелы очень трудолюбивы и называют сами себя «грузинской элитой».

Фамилии мегрелов заканчиваются на -ия, как, например, Берия, Гамсахурдия, Данелия и т. д. Кстати, иногда мегрелов называют менГрелами, а Мегрелию МенГрелией.
Из мегрельской кухни в общегрузиснкую попали такие блюда как гоми, эларжи, мегрельские кучмачи, мегрельский харчо и хачапури. Обычно мегрельская кухня очень вкусная и немного острая.

Рача

Рачу называют маленькой Швейцарией. Горы, озера, леса, водопады… Природа этого края удивительно красива. Люди спокойные и добрые. Здесь не существовало кровной мести, как в соседней Сванетии. Рача, расположенная вне основных торгово-военных путей никогда никем не была завоевана.

В Раче живут рачинцы. Рачинцы самые медленные из всех известных грузин, но и самые веселые. В народе над ними смеются и называют «тормозами». На тему их медлительности в советские времена был снят фильм под названием «Самые быстрые в мире». Посмотрев его можно понять характер рачинцев.

Рачинцы известны как отличные поварами. Вам крепко повезет, если вы попадете к рачинцам на застолье, которое не обходится без песнопения и традиционных рачинских блюд: рачинской ветчины, лобиани, шкмерули и, конечно, без знаменитой «Хванчкары».

Аджария

Аджарцы живут у Черного моря. Батуми − столица Аджарии. Кто только не пытался завоевать этот лакомый кусочек, порт, выход к морю. Греки и римляне, персы и турки постоянно претендовали не только на прибрежные территории, но и на горные участки.

Аджарцам пришлось уживаться с разными соседями, терпеть завоевателей, три века оставаться под властью турок и даже поменять веру.

Танцы, песни и кухня в Аджарии сильно отличается от всех остальных регионов. А из блюд самым известным и любимым у гостей стал «аджарский хачапури» в форме лодочки с яйцом, которое напоминает солнышко этого теплого края. В остальном аджарская кухня очень жирная, тяжелая, с присутствием топленого масла почти во всех блюдах.

Имеретинцы

Имеретинцы живут в Имерети. Столица Имерети − Кутаиси. Кстати, один из самых древних постоянно заселенных городов Европы. Имеретницы гордятся своей славной историей, ведь они потомки колхов − жителей знаменитой Колхиды.

Импритинцы голубаглазые, нос с горбинкой или мясистый. Имеритицев называют сладкоязычные. Они всегда говорят приятные вещи, комплименты и все то, что погреет ваш слух.

В принципе, «водолеи» встречаются по всей Грузии», но имеретинцы заслужили особую репутацию. Остается только надеяться, что комплименты в ваш адрес произносятся искренне.

Имеритинцы очень гостеприимные, они будут подливать в стакан и подкладывать в тарелку, лишь бы посуда не пустовала. Они будут терпеливо ждать пока вы не «выкатитесь» из-за стола, шансов уйти раньше никаких.

Кстати, о всеобщем грузинском гостеприимстве читаем .
Имеритинский хачапури, имеритинский сыр, надуги с мятой, вино Цоликаури и Цицка − главные действующие блюда имеретинской кухни.

Гурийцы

Остроязычные гурийцы любят придумывать стишки, шутки, прибаутки и точно знают как «уколоть». Но никто на них не обижается, ведь все знают натуру гурийца. Им достались болотистые земли, с малярийными комарами и прочими ужасами, которые способствовали формированию жесткого характера гурийцев.

Гурийцы спокойные люди, но ссорится с ними не стоит. Если у грузина жена из Гурии, то рано или поздно он жалеет о сделанном выборе. Женщины гурийки хорошие хозяйки, но властные и жесткие.

Кухня гурийцев привнесла в грузинскую кулинарную культуру гурийский хачапури, особый сыр и Из их кухни нам известен Гурийсаий хачапури.

Восточная Грузия

Кахетия благодатный винный край. Кахетинцев называют трудолюбивыми ослятами, ведь с весны до осени им придется трудиться в полях. Виноградники, арбузные бахчи, подсолнухи, персики, орехи и гранаты − все эти дары природы нам дает Кахетия.

Алазанская долина, южные отроги Кавказских гор, реки Иори и Алазани. Через эту территорию проходили торговые пути, а значит купцы платили пошлину. Богатый, плодородный край не давал покоя врагам. Кахетия постоянно страдала от вражеских набегов.

А персидский шах Аббас, разоривший Кахетию в начале в XVII века, насильно переселил в разные области Ирана 200 тысяч грузин-кахетинцев, заселив Алазанскую долина туркменами.

Именно поэтому, кахетинцы брюнеты, многие чернаглазы и чернобровы. Их часто изображают пузатыми, ведь долгими зимними вечерами ничего не остается, как коротать время за кувшином собственноручно приготовленного вина, закусывая запасами, заготовленными до следующего лета.

Кахетинцы любят мясные блюда − шашлык, хашламу, ну и, конечно, вино.

В Грузии есть еще несколько регионов, как, например, высокогорные Тушетия, Хевсуретия. В Самцхе-Джавахети грузины в меньшинстве, так как в силу разных исторических моментов в регионе преобладает армянское или азербайджанское население.

Что говорят о грузинах другие

Грузины − красивая нация, с характерным менталитетом. Не пытайтесь донести до грузина «тонким намеком» на русском, вас не поймут. В общей массе грузины очень характеризуются излишним самолюбием, упрямством и обидчивостью.

Что касается общих черт грузинской нации, стоит заметить, что внешнюю красоту грузин еще в древности подметили Геродот, Гиббон и Страбон.

Что говорят о грузинах европейцы

«Memoire sur l’ethnographie de la Perse » (Paris, 1866) „гру­зинская нация издавна отличалась изяществом своего типа и что чистоте гру­зинской […] обязаны персы и турки улучшением своего по природе грубого типа, чему помогали бесчисленные выселения, с давних пор, производившаяся из Грузии […]“ (Бакрадзе: „Археолог. путешествие по Гурии и Аджаре“, стр. VI)

Не остался равнодушным к грузинам путешественник Шарден (1671), составивший для европейцев первый путеводитель по Закавказью, Аббат Иосиф Делапорт, немецкий ученый Ритцель, Пушкин и Лермонтов.

Особое внимание стоит отметить красоту грузинских женщин. Их красота пленила византийских императоров, шахов и султанов. Например, мать султана Абдул-Меджида была прежде грузинской невольницей, «даже благородную осанку и красивое лицо основателя Трапезондской империи историки готовы объяснить происхождением великих Комненов от грузинских предков», мать светила православной церкви Афанасия Великого тоже была грузинкой.

Супругой последнего византийского императора Константина Палеолога должна была стать дочь царя Георгия XVIII, если бы не окончательное падение Константинополя в 1453 году.

Путешественник и писатель Швейгер-Лерхенфельд пишет:

«… Впрочем, грузинки, проданные в рабство, совсем не были так несчастны, как это обыкновенно у нас думается. В сущности, перемена в их положении могла назваться блестящей, ослепительной. Грузинки гораздо интеллигентнее черкешенок, властолюбивее и искуснее в интригах; поэтому они не только быстро осваивались с новою участию, но и умели добиваться решительно полной власти в гаремах магометанских вельмож.»

и, напоследок:

„Со времен Шах-Аббаса I, — повествует покойный проф. Паткапов, у персидских шахов вошло в обыкновение окружать себя грузинской дружиною и поручать грузинским князьям важные должности главнокомандующего, диванбега, испаганского „таруги“ и ханов в отдельных провинциях. В эпоху Сефидов большая часть грузин, высшего сословия перебывала в Персии, — в Канда­гаре, Хорасане, оставаясь в этих странах временно или навсегда. Число их в Персии за это время было так велико (мы разумеем также грузинок в гаремах шаха и вельмож), что они имели значительное влияние на расовое видоизменение персиян высших сословий“.

Чтобы познакомиться с представителями разных регионов и узнать что-то интересное о стране, смело выбирайте местного жителя с их авторскими экскурсиям в

6.8k (182 за неделю)

Современное население Грузии представляет собой потомков разных племён, живших в Закавказье с глубокой древности. Этнос сформировали три родственные племени - сваны, карты и мегрело-чаны. Примерно за тысячу лет до нашей эры начал формироваться единый грузинский народ, а завершился процесс создания грузинского этноса в VI-X столетиях. В этот период окончательно сформировался грузинский язык, который стал государственным, всё это происходило на фоне укрепления самого государства и развития национальной культуры.

Демографические данные

Численность население Грузии за последние годы сильно изменилось (здесь не учтены жители Абхазии и Южной Осетии):

  • на 1 января 2013 года здесь жило 4 483 800 человек;
  • на 1.01.2014 - 4 490 500 человек;
  • на 1.01.2016 - 3 720 400 человек;
  • на 1.01.2017 - 3 718 200 человек.

По этим данным видно, что в стране серьёзная демографическая проблема.

На долю мужчин приходится 47,7% населения, то есть, женщин больше. Мужчины в Грузии в среднем живут до 70,1 года, а женщины до 78,6, в среднем продолжительность жизни равна 74,4 года.

Этнический состав

В Грузии очень пёстрый национальный состав. Основную массу составляют грузины - 86,83%, а остальные народы Грузии распределены следующим образом:

  • азербайджанцы (6,27%);
  • армяне (4,53%);
  • русские (0,71%);
  • осетины (0,39%);
  • езиды (0,33%);
  • украинцы (0,16%);
  • кистины и греки (по 0,15%);
  • ассирийцы (0,06%).

Даже в советский период ещё не была завершена этническая консолидация грузинской нации. Мало того, в начале этого столетия произошло существенное обострение этнических, языковых, хозяйственных и культурных различий.

Грузинский народ делится на несколько этнических групп:

  • картвелы;
  • кахетины, картлийцы (восток Грузии);
  • имеретины, лечхумцы, аджарцы (запад Грузии);
  • месхи, джавы (юг Грузии);
  • сваны (высокогорные области страны);
  • мегрелы (бассейн реки Хоби);
  • лазы (ряд сёл на юго-западе Грузии).

Большая часть современного населения является городскими жителями, самые большие города: Тбилиси, Кутаиси, Батуми, Рустави, Сухуми. За советский период здесь появилось несколько промышленных центров: Рустави, Зестафони (химия, чёрная металлургия), Чиатура (цветная металлургия), Ткварчели, Ткибули (добыча каменного угля).

Миграционные процессы

С 1950 года в Грузии стали регулярно подсчитывать количество населения, обновляя эти данные каждый год. На протяжении сорока лет происходил устойчивый прирост населения, который достиг максимальных значений в начале 90-х годов. На тот момент в стране насчитывалось больше 5,4 млн жителей. Но после объявления Грузией независимости демографическая ситуация в ней стала ухудшаться, а численность населения уверенно поползла вниз. Так, к 2010 году население страны уменьшилось по сравнению с 1992 годом более, чем на миллион жителей. Частично причиной тому стала фактическая потеря Абхазии и Южной Осетии, население которых перестало учитываться после 1994 года.

При Сталине из Грузии депортировались турки-месхетинцы и понтийские греки. Но ещё в конце 80-х годов месхетинцы бежали из Узбекистана из-за этнических конфликтов, однако, в Грузию их так и не пустили, поэтому им пришлось осесть в соседнем Краснодарском крае в ожидании решения своей участи. Наконец, и краснодарские власти отказались их принять. Тогда в 2004 году американское правительство разрешило им эмигрировать в США.
После объявления независимости Грузии её покинули многие русские, греки, евреи, многие осетины. Напротив, этнические грузины бежали из Абхазии в Грузию. Также много грузин живёт за пределами Грузии, например, их много в России.

Происходившие в последние годы в Грузии значительные социальные и экономические потрясения вызвали усиление внутренней миграции. В 2009 году Грузия стала одним из лидеров среди списка стран, граждане которых попросили за рубежом убежища. Большая часть из них хотела бы переехать в Европу, особенно в такие страны, как Германия, Австрия, Греция или Польша. Эксперты подчёркивают, что миграционные настроения подпитываются непростой социально-экономической ситуацией в Грузии, которую ещё больше усугубили военный конфликт в Южной Осетии и мировой экономический кризис 2008 года.

Масштабы нынешней эмиграции всерьёз стали беспокоить грузинские власти. Кроме того, многие выезжающие за границу грузинские граждане работают там нелегально, а это вызывает дополнительные проблемы.

Не лучше и современное состояние с рождаемостью в Грузии, в которой в последнее время стало рождаться почти вдвое меньше детей, чем требуется для простого воспроизводства численности населения. Население страны стремительно стареет - молодых всё меньше, а стариков за 60 - больше. Ситуацию к лучшему вряд ли исправят даже серьёзные достижения в области экономики.

История Грузии (с древнейших времен до наших дней) Вачнадзе Мераб

Происхождениe (этногенез) грузин

Проблема происхождения (этногенез) грузин является чрезвычайно сложной и спорной. Это обусловлено несколькими причинами. Формирование любой нации или любого народа – длительный процесс, протекающий в столь далеком прошлом, что говорить о каких-либо письменных источниках, свидетельствующих об исторической достоверности происхождения того или иного народа, естественно, говорить не приходится. Историческими источниками для изучения происхождения народа служат сообщения историков более позднего периода и их высказывания и соображения по данной теме. Некоторые из этих сведений весьма сомнительны. Помимо всего не существует абсолютно чистой расы, так как этногенез это сложный и длительный процесс, в котором участвуют многие племена и народности.

В этот процесс иногда вовлекаются совершенно разные этнические группы, которые хотя и претерпевают ассимиляцию , но, со своей стороны, оказывают влияние на коренное население .

При исследовании проблемы этногенеза большое значение имеют археологические, этнографические и лингвистические данные и другие материалы. Анализ и сопоставление существующих источников не всегда приводят к однозначному заключению. Вопрос о происхождении грузин всегда был дискуссионным, он и сейчас не до конца установлен, так как не существует единого мнения и общепризнанной теории по этой проблеме.

1. Источники по этно генезу грузин. Интерес к собственному происхождению грузины проявляли еще в древние времена. Согласно грузинскому историку XI века Леонтию Мровели , у кавказских народов был один предок – Таргамос . Он был сыном Ноя и внуком Яфета . У Таргамоса было 8 сыновей, которые считались родоначальниками всех кавказских народов. Родоначальником грузин считается Картлос , сын Таргамоса . Понятно, что эта теория связана с Ноем : согласно Библии, народы мира являются потомками сыновей Ноя Сима, Хама и Яфета . Но интересно другое, главное положение теории Леонтия Мровели о родстве всех кавказ ских народов и их этни чес кой общности . Здесь необходимо учесть, что автор этой теории – деятель XI века. В то время, несмотря на тяжелое положение, развитие страны шло по пути подъема. Создавалась почва не только для объединения страны, но и для осво бождения кавказских народов под знаменем единой Грузии . Осуществление этой задачи требовало идеологического обоснования, чему и служила частично теория Леонтия Мровели. Хотя, не исключено, что существовала традиция или идея, согласно которой народы Кавказа произошли от одного предка. Интересные сведения об этногенезе и первоначальном местопребывании грузин сохранились в летописном своде «Обращение Картли» («Мок цеваи Картлисаи») . После занятия Мцхета Азо отправляется в Ариан-Картли и возвращается оттуда со своими соотечественниками, которых расселяет в Картли. Исходя из этого сведения, грузины (точнее, коренные жители Восточной Грузии) прибыли из Ариан-Картли. Здесь подразумевается территория Восточной Грузии, находившаяся в составе Ахеменидского Ирана (верховье реки Чорохи). Интересно, что движение отдельных грузинских племен с юга в сторону Картли реально подтверждается. Мушки (месхи) из Анатолии продвигаются в северо-восточном направлении к Картли. На пути их продвижения и теперь можно встретить названия: Самцхе (Са-мцхе, Са-месхта, Са-месхе) и Мцхета (Мцхе-та, Месх-та).

Сведения о происхождении грузин находим и в иностранных источниках. Греческий историк V в. до н. э. Геродот утверждал, что колхи являются потомками египтян . Это утверждение ничего не имеет общего с реальной действительностью. Что касается населения Картли , или Иберии , как ее называли греки, то их, по мнению греков, из западной Иберии , или Испании на Кавказ переселил вавилонский царь Навуходоносор . Греки Иберией называли и Пиренейский полуостров. Предполагается, что это соображение основывалось на идентичности названий этих двух географических регионов. Повидимому, такая точка зрения была распространена и среди грузин.

2. Научные теории об этногенезе грузин. Выдающийся грузинский историк Иванэ Джавахишвили выдвинул идею о родстве грузинского народа с кавказскими народами , так как считал, что картвельские языки (грузинский, мегрело-занский, сванский) генетически связаны с другими кавказскими языками (абхазско-адыгейские и вейнахо-дагестанские). Эта точка зрения общепринята и широко распространена. Картвельские и кавказские языки составляют одну группу иберийско-кавказских языков . Иванэ Джавахишвили считал, что грузинские и другие кав казские племена шли с юга и заселяли Кав каз поэтапно. Это переселение началось в XIV веке до н. э. Последняя волна грузинских племен прибыла на Кавказ в VII веке до нашей эры. Однако после проведения новых археологических раскопок и получения новых материалов, данная гипотеза утратила свою актуальность.

По вопросу этногенеза грузин, грузинский ученый Симон Джанашиа высказывает другую точку зрения. По его мнению, 5–6 тысяч лет назад большая часть Передней Азии, Северная Африка и Южная Европа (Пиренейский, Апенинский и Балканский полуостровы) были заселены родственными народами. Затем в Европу пришли индоевропейцы , которые подверглись влиянию этих древнейших народов: басков – на Пиренеях, этруссков – на Апенинах, пелазгов – на Балканах, хеттов и субаров – в Передней Азии. Субары занимали территорию от Месопотамии до Кавкасиони. Хетты и субары были предками грузин. В XIII веке до нашей эры население Хета-Субарети рассеялось в разных направлениях. Из них самыми сильными племенами были мушки и тубалы . Позднее, в XI–VIII веках до нашей эры племена хеттов-субаров образовали государство Урарту .

После падения в VI веке до нашей эры Урарту на территории нынешней Грузии образовалось большое государственное образованиеИберия и еще более усилилось – Колха .

Симон Джанашиа ничего не сообщает о переселении племен с юга, но указывает на перемещение государственного и культурного центра с юга на север . Все это происходило на большой территории, заселенной народом единого происхождения. Гипотеза о родстве грузин и басков имеет своих сторонников и противников. Не до конца выяснено и родство грузинских племен с хеттами и хуритами .

В решении проблемы этногенеза грузин в первую очередь большая роль принадлежит археологическим материалам, на основе которых прослеживается непрерывный исторический процесс развития грузинских племен, живших на территории Кавказа с древнейших времен.

3. Некоторые аспекты языковых и этнических процессов грузинского народа, территория исторического проживания.

Грузинский народ, прошел очень длительный период своего развития и является одним из древнейших народов существующих в современное время, распространенный с древности на обширной территории Кавказа.

В современной науке, начиная с С.Н. Джанашиа и Б.А. Куфтина, как было указано, отвергнуто широко распространенное раньше мнение, будто предки грузинских, так же как и других кавказских народов, пришли на Кавказ с юга, из Малой Азии лишь в первой половине I тыс. до н.э. Изучение древнегрузинских наименований растений, животных и т.д. эпохи существования общекартвельского языка основы (III тыс. до н.э.) или грузино-занского (мегрело-чанского) единства (ІІ тыс. до н.э.) указывает на то, что грузинские племена уже в эту эпоху жили на территории Кавказа, в частности в его горной полосе.

В III тыс. до н.э., предполагается существование языка-основы картвельских языков , так же как языка-основы других групп кавказских языков (востночнокавказские, т.е. нахско-дагестанские, и западнокавказские, или абхазо-адыгские, языки). Некоторые исследователи полагают, что эти группы кавказских языков находятся в родстве между собой, происходят от одного предка – общего языка-основы, откуда произошел путем языковой дифференциации и ряд древних (ныне мертвых) переднеазиатских языков (шумерский, протохетский, хурритский, урартский, эламский), а также нынешний баскский язык, однако эта гипотеза в настоящее время вызывает весьма скептическое отношение к себе со стороны многих ученых и не имеет строго научного обоснования.

Исследователи начало распада единого языка-основы картвельских языков датируют началом II тыс. до н.э . В это время получило первые импульсы выделение сванского , существующее же долго и после этого картско-занское (мегрело-чанское) языковое единство распалось, по видимому, в VII I в. до н.э.

Следует отметить, что многие лексические инновации картского (грузинского) и мегрело-чанского, которыми они совместно отличаются от сванского, могли возникнуть лишь в эпоху после середины II тыс. до н.э. Речь идет об обозначении технических и культурных достижений, с которыми эти племена ознакомились лишь в означенный период, а также лексических явлениях, появившихся вследствие контакта южным хетто-хурритским миром.

Поскольку у картско-занской группы картвельских племен наблюдаются контакты с южным переднеазиатским миром (хетты, хурри-урартийцы), она, видимо, занимала сравнительно южные области нынешней Грузии и частично территории, находившиеся еще южнее (в частности в северо-восточной Малой Азии, где впоследствии мы также находим картвельские племена). Что касается сванской группировки, ее уже во II тыс. до н.э. следует локализовать в северной части распространения грузинских племен , хотя в это время, так же как и в I тыс. до н.э., они, видимо были широко распространены не только в горной, но и низменной частях Западной Грузии. К такому выводу приводит нас, в частности изучение древней топонимики данного края. Например, даже название «Ланчхути» считается сванским. Сванскую этимологию находят в наименовании крупных центров – Сухуми (груз. Цхуми – ср. сванск. Цхум – рцхила). К выводу о широком распространении сванского населения на территории Западной Грузии приводит также анализ сведений античных писателей; выясняется, в частности, что сванский элемент подразумевается, в основном, в часто упоминаемых в древности в Западной Грузии племенах гениохов.

По вопросу распространения грузинских племен в южном направлении нельзя не привлечь материал о малоазийских мушках и табалах. Их, как известно, часто упоминают в первую очередь ассирийские надписи VIII–VII вв. д о н.э. В этих племенах мы можем усмотреть распространившиеся далеко на юго-запад отдельные грузинские племена. В значительной степени хеттизировавшись, в дальнейшем они (в частности мушки) сыграли определенную роль в возникновении восточногрузинской государственности.

В настоящее время у грузин, как и многих других народов, существуют субэтнографические группы, в частности существуют такие как: мегрелы, картлийцы, кахетинцы, хевсуры, пшавы, тушины, мтиулы, мохевцы, джавахи, месхи, имеретинцы, рачинцы, лечхумцы, сваны, гурийцы, аджарцы, ингилойцы, таойцы, шавшетцы, пархальцы, имерхевцы и др.

Указанные наименования грузин, фактически, связаны и происходят от названия той или иной местности их исторического проживания на территории Грузии (См. Приложенную «Карту основных исторических провинций Грузии»).

Следует заметить, что такие субэтнографические группы грузин, как сваны и мегрелы, владея общегосударственным и общенациональным грузинским языком, используют также мегрельский и сванский языки, составляющие бесценное языковое и культурное богатство всего грузинского народа.

Грузины распространенны с древности, как в пределах современных границ Грузии, так и на более обширной территории границ исторической Грузии.

В частности, и сейчас, этнические грузины (пархальцы, таойцы, шавшетцы, имерхевцы, аджарцы и др.) проживают, уже в значительно сокращенном числе, на территориях «Тао-Кларджети» в исторической части Юго-Западной Грузии. Данные обширные территории Грузии с грузинским населением, вошли в пределы государственных границ современной Республики Турция.

Кроме этого, грузинские племена с глубокой древности (в частности, халибы, о которых есть упоминание в Библии, как о создателях металлургической культуры) проживали по направлению Восточной части Анатолии, в северо-восточной Малой Азии, охватывая Понтийские горы и близлежащие территории, что в современной Республике Турция.

На этой территории проживают потомки грузинских племен, которыми являются нынешние лазы (чаны), распространенные вдоль побережья Черного моря в его юго-восточной части, говорящие (как и грузины мегрелы) на родственном грузинскому мегрело-лазском (мегрело-чанском) языке, и являющиеся носителями картвельской культуры.

Так называемые «ингилойцы», сравнительно уже небольшая, этническая группа восточных грузин проживает на территории исторической части Восточной Грузии (Эрети), в нынешней Республике Азербайджан (совр. Закатальский район).

Грузины, как свидетельствуют и армянские исторические хроники (Фавстос Бузанд, Ованес Драсханакертци и др.), следы материальной культуры, были распространены и на исконных грузинских территориях в Южной части Грузии (Квемо-Картли), в районах Лоре и Ташири, которые теперь составляют северную часть Республики Армения.

В настоящее время, значительное количество этнических грузин, проживает в Иране, в ряде его провинций Фейредан, Мазендаран, Гилян и др., насильно переселенные туда из Восточной части Грузии (Кахети-Эрети) в начале 17 века иранским шахом Абассом I. Указанная группа грузин, несмотря на то, что находится длительное время (около 400 лет), далеко от исторической Родины, и в современное время, сохраняет свое этническое самосознание, грузинский язык и культуру.

автора Гумилев Лев Николаевич

Эволюция и этногенез Конечно, приравнивать этногенез к филогенезу не следует, так как новые этносы остаются в пределах вида. Отмеченная нами аналогия принципиально неполна и благодаря этому объясняет различие между макро- и микроэволюционными процессами. Но, признавая

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Этногенез и энергия Общими чертами для этноса как такового, т. е. любого, являются: 1) противопоставление себя всем остальным, следовательно - самоутверждение; 2) мозаичность, вернее - бесконечная делимость, цементируемая системными связями; 3) единообразный процесс

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Этногенез До тех пор пока этнографы строили классификации по видимым индикаторам: языку, соматическим признакам (расам), способу ведения хозяйства, религиям, уровням и характеру техники, казалось, между суперэтносами и этносами пропасть. Но как только мы переносим

Из книги Тысячелетие вокруг Каспия [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

41. Война 450–472 гг. и этногенез Каждое явление истории может быть рассмотрено в различных ракурсах, не подменяющих, а дополняющих друг друга: в социальном, культурном, государственном и т. д. Нам, для нашей темы, нужен этнический аспект. Посмотрим, какие этносы сражались под

автора

ЭТНОГЕНЕЗ В науке тогда господствовали взгляды на этногенез, сложившиеся еще в XIX веке. Становление и развитие народа подменялось становлением и развитием языка.Но глоттогенез (происхождение языка) и этногенез (происхождение народа) - не одно и то же. В истории известны

Из книги Гумилёв сын Гумилёва автора Беляков Сергей Станиславович

ЭТНОГЕНЕЗ И БИОСФЕРА - «Этногенез и биосфера Земли»? Вы знаете, да, была такая книга. Удивительно интересная! Я ее с удовольствием прочитала. Правда, ее совсем зачитали, не помню, оставили ее на полке или нет, - говорила мне пожилая женщина, библиотекарь подсобного фонда

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

МИГРАЦИИ И ЭТНОГЕНЕЗ В XVIII в. в Тропической и Южной Африке продолжались миграции народов, говоривших на языках банту. В этот период банту продолжали перемещение из района современной Танзании дальше к югу тремя путями: на территорию современной Замбии; на территорию

Из книги Монголы и меркиты в XII в. автора Гумилев Лев Николаевич

ЭТНОГЕНЕЗ И ПАССИОНАРНОСТЬ Кривая этногенеза Во всех исторических процессах от микрокосмоса (жизнь одной особи) до макрокосмоса (развитие человечества в целом) общественная и природные формы движения соприсутствуют и взаимодействуют подчас столь причудливо, что

Из книги Грузины [Хранители святынь] автора Лэнг Дэвид

Глава I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГРУЗИН Сегодня грузины являются одним из наиболее примечательных народов, они привлекают внимание историков и археологов богатством и разнообразием своей древней материальной культуры и длительностью существования своих

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

1.1. Славянский этногенез «Откуда есть пошла русская земля» – так еще в XII в. поставил вопрос о предыстории нашего Отечества автор знаменитой «Повести временных лет» монах Нестор.Славянские языки относятся к индоевропейской языковой семье, куда входят также индийская,

Из книги Присоединение Грузии к России автора Авалов Зураб Давидович

Глава шестая Участие грузин в Первой турецкой войне при императрице Екатерине II IВеликая, блестящая Екатерина и ее самоуверенные даровитые сановники нашли неожиданный повод обратить близкое внимание на Грузию и ее владетелей.С давних пор сносилась Грузия с Россией;

Из книги Гений зла Сталин автора Цветков Николай Дмитриевич

Чудесный грузин Для реализации своей несбыточной идеи о свершении мировой революции Ленин считал для себя стратегической задачей привлечение в свои ряды не только русских, но и инородцев. И вдруг ему повезло: подвернулся настоящий горец, говоривший по-русски с сильным

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Этногенез украинцев Еще в период феодализма под влиянием политической конъюнктуры возникла идея о существовании древнерусской народности, из которой входе последующей эволюции выделились великорусы, украинцы и белорусы. В советскую эпоху эта концепция доминировала в

Из книги От царской Скифии к Святой Руси автора Ларионов В.

Славянский этногенез Прежде всего мы должны четко усвоить непреложный исторический факт: последнее тысячелетие человеческой истории равнину от Карпат до Урала, от Белого моря до Черного занимает русский этнос, православный по религии, славянский по языку и крепко

Из книги Миссия России. Национальная доктрина автора Вальцев Сергей Витальевич

§ 1. Этногенез Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории. О. Хаксли Мы часто сталкиваемся с термином «Запад». Но что скрывается за этим термином, что составляет ядро западной цивилизации, так ли она едина? Мы уже говорили о важности

Из книги Люди Грузинской Церкви [Истории. Судьбы. Традиции] автора Лучанинов Владимир Ярославович

Грузин-христианин Мой отец любил читать вслух, он читал очень много. А я, когда мне было не больше пяти лет, часто оказывался рядом, слушал его и, хотя по большей части и не понимал смысла, старался понять, мне было очень интересно. Отец часто повторял: «Грузин – христианин.