Характеристика персонажа цыганок. Cочинение «История Цыганка (по повести М

В семье Кашириных Ваня Цыганок - подкидыш. Он сразу полюбил Алешу.
Когда Алёшу пороли, он жалел его, подставляя свою руку под розги. Цыганок развлекал и смешил детей, играя с тараканами и мышами. Показывал фокусы с картами и деньгами, жульничая при этом. Хотя ему было девятнадцать лет, он обижался как ребёнок, если кто-нибудь обыгрывал. Во время веселья празднично одетый Цыганок самозабвенно плясал. Мечтал о хорошем голосе, чтобы попеть лет десять, а потом хоть в монахи.
Был у Вани один недостаток - любил воровать на базаре провизию. Он знал, что это нехорошо и опасно, но делал это от скуки и азарта, без корысти. Сдача, которая оставалась после покупок, выманивалась Алёшиными дядьками.
В цеху Цыганок был хорошим работником. Братья: Яков и Михаил специально хаяли его, чтобы потом заполучить к себе помощники. А когда поняли, что не получат его, решили его угробить.
Могилу жены Якова нужно было отнести крест. Не на телегу, а на плечо Цыганка положили конец креста. Сами стали под крылья. И когда Ваня споткнулся и упал, Яков с Михаилом отскочили в стороны, сбросив крест на Цыганка.Умер он дома, похоронили его незаметно, непамятно. Так семья Кашириных извела ещё одного хорошего и жизнелюбивого человека.

    Повесть “Детство” - это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой - Алеша Пешков. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой. В доме деда царила мрачная атмосфера, в которой и формировался характер Алеши....

  1. Новое!

    Повесть М.Горького "Детство" автобиографична. Все, кто окружал Алешу Пешкова, помогли ему вырасти, пусть с болью воспоминаний, обид, но это была школа. Трепетную, еще неосознанную любовь вызвала в мальчике его бабушка- Акулина Ивановна. Она...

  2. Новое!

    В основе сюжета повести М. Горького «Детство» факты реальной биографии писателя. Это и определило особенности жанра горьковского произведения – автобиографическая повесть. В 1913 году М. Горький написал первую часть своей автобиографической трилогии...

Цыганком в доме Кашириных называли приемного сына Ивана. А прозвище свое Иван получил за цыган­скую внешность — смуглый цвет кожи, курчавые, тем­ные волосы и такие же темные глаза. Каширины Ива­на любили, относились к нему, как к родному, если не лучше. А любить было за что — у парня был веселый нрав и золотые, по словам деда Каширина, руки.

Алеше Цыганок понравился сразу. В доме у деда он радовался ему больше всех, не считая бабушки. Особен­но привязался к нему Алеша после первой дедовой пор­ки, когда юноша подставил под плеть свою руку, чтобы меньше досталось мальчику. Цыганок прошел дедову школу воспитания и на правах бывалого передавал свой опыт Алеше: «Когда тебя вдругорядь сечь будут, ты гляди, не сжимайся, не сжимай тело-то, — чуешь? Вдвойне больней, когда тело сожмешь, а ты распусти его свободно, чтоб оно мягко было, — киселем лежи! И не надувайся, дыши вовсю, кричи благим матом… я в этом деле умнее самого квартального! У меня, брат, из кожи хоть голицы шей!»

Алеша «любил Ивана и удивлялся ему до немоты». Особенно потешно было смотреть, как Цыганок делал упряжь для тараканов, вставлял их в эту упряжь и на­правлял их бег, при этом громко крича: «За архиереем поехали!».

А еще Иван был знатным танцором. По празднич­ным вечерам, когда дед с дядей Михаилом уходили в гости, и в доме Кашириных устраивался настоящий праздник, Цыганок был неотразим — плясал так, что у всех остальных ноги под столом ходуном ходили.

Цыганок мог бы стать Алеше Пешкову другом на всю жизнь, но он вскоре погиб.

Сочинение на тему: ЦЫГАНОК И АЛЕША (М. Горький. «Детство»)

5 (99.4%) 100 votes

На этой странице искали:

  • сочинение на тему алеша и дом кашириных
  • сочинение на тему Цыганок
  • алеша и дом кашириных сочинение
  • сочинение на тему детство горького
  • алёша и дом кашириных

Одним из героев повести М.Горького «Детство» является подкидыш Ваня Цыганок, живущий в доме Кашириных. Этот герой отличается добросердечностью и жизнелюбием, он хороший человек, но судьба к нему неблагосклонна.

Цыганок – девятнадцатилетний молодой человек, по возрасту довольно взрослый, но ведет он себя нередко как ребенок. Он очень любит детей, старается развлечь их и рассмешить. Даже речь героя живая, лукавая и веселая. Он устраивает различные трюки с мышами и тараканами. Нередко герой показывает фокусы с деньгами и картами, играет, явно жульничая, стараясь обыграть своего напарника, а если ему это не удается, то страшно обижается. Недостатком Цыганка было воровство, он любил таскать продукты на базаре, принося домой провизии гораздо больше, чем ему выдано было денег.

Зная, что это опасно и очень плохо, он никак не мог и не хотел отказаться от этой привычки. Она избавляла его от скуки и добавляла азарта, делала жизнь интереснее. За эту привычку героя и прозвали Цыганком, а еще за то, что у него были смуглая кожа и черные волосы.

При всем при этом Цыганок был прекрасным человеком. Он жалел Алешу, когда того пороли, не боясь собственной боли, подставлял свою руку под розги. Ваня любил музыку и праздники, во время которых нарядно одевался, весело и самозабвенно отплясывал. "Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую шелковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармоникой.

Блестели его волосы, сверкали раскосые весёлые глаза под густыми бровями и белые зубы под чёрной полоской молодых усов, горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады". Была у героя мечта: научиться петь, иметь хороший голос, чтобы лет десять попеть, а потом можно даже в монахи уйти.

Работником Цыганок тоже был хорошим. Дядья Алеши наперебой хотели заполучить его к себе в помощники. Даже суровый дед редко кричал на Ваню, он признавал, что у Цыганка золотые руки и гордился им. Однако брошенный в младенчестве и попавший в семью Кашириных, Ваня не имеет права на счастье. Горький, зная, как нелегка судьба людей с подобной историей, реалистично изображает трагическую смерть героя – такую нелепую и такую закономерную.

Когда потребовалось отвезти на могилу жены Якова крест, на плечо Цыганка, а не на телегу кладут дядья конец креста. Споткнувшись, Ваня упал. Яков же с Михаилом, стоявшие под крыльями, тут же отскочили, а крест упал на Цыганка. Ваня умер дома, его похороны были незаметными. Вскоре о Цыганке забудут, как об отслужившей свой срок вещи, лишь в душе Алеши отпечатается глубокий след, оставленный этим замечательным и жизнелюбивым человеком, погубленным семейством Кашириных.

Обновлено: 2012-04-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

История Цыганка

Одним из самых запоминающихся героев повести М. Горького «Детство» является Цыганок. Впервые мы его встречаем в сцене драки двух дядьёв за обедом. Дядя Михаил ударил брата Якова наотмашь по лицу, они покатились по полу. В это время «молодой широкоплечий подмастерье Цыганок сел верхом на спину дяди Михаила». Алёша увидел его как человека, который пытался усмирить зачинщика драки. Следующая встреча читателя с Цыганком происходит в мутной сцене порки детей за провинности. Цыганок в начале порки «сердитый, не похожий на себя»: ему приходится привязывать ребёнка к скамье полотенцем. Позже он запечатлелся в памяти мальчика совсем иначе: «Квадратный с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, блестели его волосы, сверкали раскосые весёлые глаза».

Цыганок старался смягчить наказания для Алёши, он подставлял свои руки под кнут, когда пороли мальчика. Алёша был удивлён такой жертвенности и в то же время благодарен Цыганку за его доброту, за то что он не жалел себя ради других. Цыганок был без роду. без племени. Его взяла к себе бабушка и воспитала. Он был хорошим работником. дядья его ценили.

Цыганок жил, радуясь миру, как ребёнок. Цыганок любил развлекать детей, когда деда не было дома: запрягал в бумажные сани тараканов, показывал мышат, ходивших на задних лапах, делал фокусы с картами, деньгами. Во время забав он «кричал больше всех детей и почти ничем не отличался от них». Заветной мечтой Цыганка была возможность петь.

Желание петь в Цыганке — это желание отдать душу людям, показать через музыку красоту мира. Он делал это в танце, но ему танца казалось мало. Чистая душа этого человека снова и снова заставляла. его подставлять руку под розги, когда пороли Алёшу, и мальчик крепко привязался к нему. Цыганок внутренним чутьём различает, где добро, а где зло, и выражает это в словах: «А я всех Кашириных, кроме бабани, не люблю, пускай их демон любит!» Он мечтает «ожечь народ» песней, но его мечтам не суждено сбыться: «Вскоре он погиб».

Дядя Яков дал обет отнести на своих плечах до кладбища,
где похоронена забитая им жена, огромный дубовый крест. В
день годовщины братья взялись выполнить обещание, и ко-
мель креста положили на плечи Цыганка. Читая описание этой
сцены, мы вспоминаем, как Иисус Христос нёс на Голгофу
крест, на котором его должны распять.

Автор не описывает трагедию, которая случилась по дороге на кладбище, сам. Мы узнаём о происшествии со слов дядьёв:
— Споткнулся он, упал, а его и придавило, — в спину ударило. И нас бы покалечило, да мы вовремя сбросили крест.
— Да вы его и задавили, — глухо сказал Григорий.
Цыганок, выполняя обет другого человека, совершившего
смертный грех, взял на себя главную тяжесть и погиб, преданный этим человеком. Христос умер, искупая своею смертью грехи людей. Цыганок был готов пожертвовать собой ради других и умер, словно бы искупая грехи всего семейства Кашириных. Стали ли Каширины от этого лучше?

Мы чувствуем боль, когда читаем описание смерти Цыганка. И единственным утешением служит нам сознание, что та готовность к самопожертвованию, которая была в душе Цыганка, тот огонь, который горел в его сердце и вырывался в пляске, в страстном желании петь, отразились потом в творчестве Максима Горького, в созданных писателем художественных образах, из которых наиболее яркий — образ Данко, отдавшего своё сердце людям.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа пос. Радченко

Конспект урока

на тему «Образ Цыганка в повести А.М. Горького «Детство»».

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ пос. Радченко

Конаковского района Тверской области.

2013 г.

Тема урока : Образ Цыганка в повести А.М. Горького «Детство».

Цели урока:

Формировать у учащихся умение работы с текстом, умение анализировать его, понимать позицию автора;

Формировать умение находить и определять изобразительно-выразительные средства языка, их роль в создании художественных образов;

Развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение;

Развивать речь обучающихся, умение выражать и отстаивать свою точку зрения;

Развивать умение обобщать и синтезировать знания, выдвигать гипотезы и предположения, пути их решения;

Развивать навыки выразительного чтения;

Развивать эстетические чувства обучающихся, умение сочувствовать, сопереживать

Задача урока:

Обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний.

Оборудование урока:

Коровина В.Я. Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях под редакцией; М., 2010.

Аудиозапись отрывка из повести;

Карточки с заданиями для работы в группах;

Презентация.

Формы и методы, используемые на уроке:

Репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы, метод эвристической беседы, проблемные вопросы;

беседа, чтение текста, пересказ, прослушивание аудиозаписи, составление плана, самостоятельная работа.

План этапов урока.

1.Организационный этап.
2.Этап актуализации знаний обучающихся, подготовки их к активному и сознательному восприятию нового материала .

Беседа с обучающимися.

Продолжаем работу над темой детства в русской литературе. Писатели уделяли этому периоду в жизни человека очень большое внимание: ведь именно в детстве формируется характер человека, его отношение к людям, его мировоззрение. Мы говорили об этом, работая над главами из повести Л.Н. Толстого «Детство», над рассказом И.А. Бунина «Цифры», мы продолжаем этот разговор, работая над повестью А.М. Горького «Детство».

С чего начинается повесть?

Какая атмосфера царила в доме, каковы были отношения между членами семьи и почему?

Итак, в семье царила атмосфера вражды, подозрения, недоверия друг к другу. И неизвестно, как эти «свинцовые мерзости русской жизни» повлияли бы на Алешу, если бы не было рядом с ним других людей, людей добрых, честных, талантливых, бескорыстных, с красивой, светлой душой. Галерею таких людей открывает бабушка Акулина Ивановна. Разговор о бабушке мы уже вели и продолжим позднее. А вот сегодня поговорим о человеке, молодом, ярком, талантливом, которого Алеша по-настоящему узнал и полюбил в дни болезни после жестокого наказания дедушки.

Кому, по-вашему, будет посвящен наш разговор?

Как вы определите тему урока?

Наша задача – понять, какими душевными качествами наделяет А. М. Горький своего героя, какой след оставил он в душе Алеши, с помощью каких средств создает писатель образ Цыганка. В течение урока мы будем составлять план, который поможет при выполнении домашнего задания.

3.Этап изучения новых знаний.

Чтение и анализ эпизода текста. Беседа с обучающимися.

Одним из важнейших средств создания образа литературного героя является портрет. Какую роль он играет в художественном произведении?

Найдите описание портрета Цыганка в повести.

Прочитаем его и подумаем, каким предстает перед нами герой, какое впечатление он производит, какие изобразительно-выразительные средства использует писатель для создания образа своего героя, какие качества характера Цыганка раскрываются в портрете.

А как оказался Цыганок в доме деда?

Проверка индивидуального задания. Рассказ обучающегося.

Беседа с классом.

Чей характер и как раскрывается в этой истории?

Характер человека раскрывается в его дела и поступках, в поведении, в отношении к другим людям. Как вел себя Цыганок во время порки Алеши? Как это его характеризует?

А какое отношение к Цыганку было в доме деда? Почему? Как это его характеризует? Как об этом пишет А.М. Горький?

Чтение и анализ отрывка из повести.

Не только в работе, но и в увлечениях раскрывается характер человека.

Беседа с классом.

Какие увлечения были у Цыганка? О каких душевных качествах они свидетельствуют?

Ярко характер человека, его душа, талант раскрывается в песне, в пляске. Умел это Цыганок?

Прослушаем отрывок из повести А.М. Горького в исполнении актера Кулагина. Ваша задача – слушать, следить, учиться выразительному чтению, наслаждаться русским языком, языком Горького.

Прослушивание аудиозаписи отрывка из повести.

Беседа с обучающимися

Какое впечатление произвёл отрывок?

Из каких частей он состоит?

Остановимся на первом отрывке. Проведем небольшую самостоятельную работу в группах.

Самостоятельная работа в группах.

Задания для групп.

Подготовьте выразительное чтение отрывка.

Проанализируйте отрывок из повести, ответив на вопросы:

Слова каких частей речи использует Горький, с какой целью?

Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, зачем?

Подготовьте ответ на вопрос: как раскрывается характер Цыганка в данном отрывке?

Выступление спикеров групп. Обсуждение выступлений.

Беседа с обучающимися

А были недостатки у Цыганка. Какие? Почему Цыганок воровал?

Зачем об этом пишет Горький?

Несмотря ни на что, Цыганка очень любили люди, в том числе и Алёша. Но жизнь юноши заканчивается очень трагически.

Пересказ эпизода «Гибель Цыганка».

7.Этап обобщения и систематизации.

Какой след оставил Цыганок в душе Алеши? Почему?

Какие художественные приёмы использует А.М. Горький, создавая образ героя?

8.Этап информации о домашнем задании.

Подготовить рассказ о Цыганке, используя план, составленный на уроке.

Выучить наизусть отрывок «Пляска Цыганка».

9.Этап подведения итогов занятия. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Чему научились?

Что интересное было на уроке?

Что сложное было на уроке?

Литература

    Коровина В.Я.Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. М., 2010

    Золотарёва И.В., Егорова И.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. М., 2013.

    Спиридонова Л.А. Горький: диалог с историей. М., 1994.

    Русская литература 20 в. Справочные материалы/ составитель Смирнова Л.А. М., 1995

Адреса сайтов, использованных при подготовке урока и и презентации

http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&text=%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8B&noreask=1&pos=15&lr=213&rpt=simage&uinfo=ww-1349-wh-645-fw-1107-fh-448-pd-1&img_url=http%3A%2F%2Fupload.wikimedia.org%2Fwikipedia%2Fcommons%2Fthumb%2F2%2F26%2FMaxim_Gorky_authographed_portrait.jpg%2F200px-Maxim_Gorky_

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B4%D0%BE%D0%BC-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BD.%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4&fp=0&pos=3&uinfo=ww-1349-wh-645-fw-1124-fh-448-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BA%20%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B