В н гаврилов последние васильки. Сочинение по картине Гаврилова «Последние васильки

На первом плане произведения ласкает взгляд букет синих васильков, поставленный в обычную кастрюлю, что добавляет этому пейзажу дополнительный штрих обыденности и простоты. Стоящая рядом маленькая вазочка с красными цветами контрастирует с васильковым букетом, и этот прием не без успеха обыгрывается автором. Под вазочкой с красными цветами лежит открытая книга, эта композиция красных цветов только подчеркивает красоту щедрой охапки васильков. Такое сочетание повествует нам о романтичной и мечтательной натуре, невольно погрузившейся во время чтения в прекрасные мысли, забыв на миг обо всем. А там, за окном, за яркой россыпью полевых цветов, распахнулось пшеничное поле, и этот слегка колыхающийся, золотистый покров напоминает о том, что скоро грянет осень, сменяющая жаркую негу неповторимого ароматного августа.Птицы, кружащиеся над полем добавляют всему пейзажу естественности, так натурально чувствуется это легкое движение, сопровождаемое нежным «дыханием» стройных пшеничных колосьев под едва ощутимыми прикосновениями летнего ветерка. Яркость солнечного оттенка поля создает изумительный и прелестный контраст с насыщенным синим цветом последних васильков, скрытых в уютной тени окна, в то время, когда властвует солнце, даря всему живому на земле лучистый и ласковый свет. Густой лес, будто манит вдаль своим тенистым покровом, вырастающий темной зеленой стеной за пшеничным полем. И будто живительным глотком прохладной влаги, освежающим и ободряющим в летнюю жару, манит к себе река, неспешно катящая свои волны. Тонкой дымкой тянется лесистый берег за речкой, но лишь свободные птицы в полной мере способны ощутить истинную прелесть влажной прохлады этого воздуха.В картине «Последние васильки» сосредоточена доброта и всеобъемлющая природная гармония, это тихая и скромная пленительность родного края, это любимая с детских лет родина, к которой их чужих пределов так стремится душа. Незримо ощущается теплота и наполняющая необычайная радость этого милого пейзажа, полного уюта и жизненной искренности. 2 текст:
Крупным планом изображена на картине - ваза с васильками, стоящая на подоконнике. Окно открыто, за ним - пожелтевший луг.
Васильки на картине Гаврилова – последний привет уходящего лета. Все лето они цветут, лаская взгляд любого человека, но созрела рожь, скоро, скоро наступят холода, но букет, написанный художником, будет висеть на стене, радовать глаз, как прекрасное напоминание о лете.
Это последние васильки в жизни В.Н. Гаврилова. Он родился в 1923 году и умер в 1970. Владимир Николаевич написал эту картину в 1970 году.
на или

Сочинение по картине В. Н. Гаврилова "Последние васильки".
Картина Гаврилова "Последние васильки" словно пропитана знойным воздухом настоящего лета, и, глядя на это полотно, мы незримо ощущаем теплоту и наполняющую нас необычайную радость этого милого натюрморта, полного жизненной искренности и уюта.
Первый план произведения - ласкающий взор букет синих васильков, по-домашнему поставленный в обыкновенную кастрюлю, что добавляет этой картине дополнительный штрих простоты и обыденности. Стоящая рядом низкая вазочка с красными цветами приглушенного оттенка призвана оттенять васильковый букет, и этот прием с успехом обыгрывается автором.
Не менее интересным и примечательным нюансом натюрморта является и открытая книга, на страницах которой располагается скудная композиция красных цветов, лишь подчеркивающая красоту и богатство щедрой охапки васильков. Это сочетание повествует нам о романтичности и мечтательности натуры, внезапно погрузившейся в мысли о прекрасном во время чтения и, забыв обо всем вокруг, поставившей на раскрытой книге скромный красный букет, словно точку в конце увлекательного рассказа.
Теплый оттенок деревянной столешницы, как основы представленной нам композиции, великолепно дополняет домашнюю, полную гармоничного уюта картину. А там, за простым окрашенным окном, за редкой россыпью полевых цветов, раскинулось поле спелого хлеба, и этот золотистый, слегка колыхающийся покров напоминает о грядущей осени, сменяющей жаркую негу обильного и ароматного августа.
Кружащиеся над полем птицы придают всему пейзажу живости и органичной естественности, и мы подспудно чувствуем это бойкое движение, сопровождаемое легким "дыханием" стройных колосьев пшеницы под едва ощутимыми дуновениями летнего ветерка. Яркость и солнечный оттенок поля создают изумительный в своей природной прелести контраст с глубоким синим цветом последних васильков, сокрытых в уютной тени оконного проема, тогда как солнце царствует на поле, даря всему живому свой любвеобильный и ласковый свет.
Своим тенистым покровом будто манит нас вдаль густой лес, темной зеленой стеной вырастающий за пшеничным полем. И словно живительный глоток прохладной влаги, освежающей и ободряющей в летнюю жару, зовет к себе речка, неспешно катящая свои воды вдалеке. Тонкой дымкой подернут лесистый берег за рекой, но лишь свободным птицам дано в полной мере ощутить всю прелесть влажной прохлады того воздуха.
Картина "Последние васильки" - это средоточие доброты и всеобъемлющей природной гармонии, это тихая и скромная прелесть родного края, это с детских лет любимая родина, к которой в чужих пределах так стремится душа.

Описание картины В. Н. Гаврилова "Последние васильки".
На первом плане произведения ласкает взгляд букет синих васильков, поставленный в обычную кастрюлю, что добавляет этому пейзажу дополнительный штрих обыденности и простоты. Стоящая рядом маленькая вазочка с красными цветами контрастирует с васильковым букетом, и этот прием не без успеха обыгрывается автором.
Под вазочкой с красными цветами лежит открытая книга, эта композиция красных цветов только подчеркивает красоту щедрой охапки васильков. Такое сочетание повествует нам о романтичной и мечтательной натуре, невольно погрузившейся во время чтения в прекрасные мысли, забыв на миг обо всем.
А там, за окном, за яркой россыпью полевых цветов, распахнулось пшеничное поле, и этот слегка колыхающийся, золотистый покров напоминает о том, что скоро грянет осень, сменяющая жаркую негу неповторимого ароматного августа.
Птицы, кружащиеся над полем добавляют всему пейзажу естественности, так натурально чувствуется это легкое движение, сопровождаемое нежным "дыханием" стройных пшеничных колосьев под едва ощутимыми прикосновениями летнего ветерка. Яркость солнечного оттенка поля создает изумительный и прелестный контраст с насыщенным синим цветом последних васильков, скрытых в уютной тени окна, в то время, когда властвует солнце, даря всему живому на земле лучистый и ласковый свет.
Густой лес, будто манит вдаль своим тенистым покровом, вырастающий темной зеленой стеной за пшеничным полем. И будто живительным глотком прохладной влаги, освежающим и ободряющим в летнюю жару, манит к себе река, неспешно катящая свои волны. Тонкой дымкой тянется лесистый берег за речкой, но лишь свободные птицы в полной мере способны ощутить истинную прелесть влажной прохлады этого воздуха.
В картине "Последние васильки" сосредоточена доброта и всеобъемлющая природная гармония, это тихая и скромная пленительность родного края, это любимая с детских лет родина, к которой их чужих пределов так стремится душа. Незримо ощущается теплота и наполняющая необычайная радость этого милого пейзажа, полного уюта и жизненной искренности.

Сложно представить красоту без таких понятий, как цветы и цвета. Именно сочетание красок обогащает каждого человека, дает ему возможность радоваться каждому необычному заходу солнца, или подбирая наряд для праздника. Но я хочу заметить, что роль цветов такая же глубокая. Ведь одной только розой можно сказать о чувствах, или охапкой майских ландышей подарить хорошее настроение родному человеку. Вот именно это я и увидела на картине В.Н. Гаврилова. Такое впечатление, что живописец одаривал каждого, кто прикоснется к его искусству, лавиной чувств и эмоций.

Уют всему помещению, часть которого В.Н. Гаврилов дает увидеть, придают нежные васильки. Они словно улыбаются и людям, и тем колоскам, между которыми еще недавно росли, и птицам, что лихо снуют по полю. Тот, кто принес этот огромный букет домой, не нашел подходящей вазы, вмещавшей все цветы, поэтому поставил их прямо в кастрюлю. Красные цветы лежат на страницах раскрытой книге и улыбаются ярким своим свечением. В распахнутое настежь окно видна нива. На желтом, теплом фоне виднеются белые спелые колосья. Они словно предупреждают, что вот-вот урожай нужно будет собирать. Это преддверие радостного времени, когда тяжело трудятся люди, но смех и песня помогают каждому чувствовать себя счастливым.

Конечно, такая милая сердцу картина проста и незамысловата. Однако мне показалось, что главное в ней не что написано, а для какой цели. Не трудно догадаться, что художник делится своим приподнятым настроением, ведь только что он гулял по дышащему теплом и детством полю, собирал улыбающиеся ему цветы, слышал песни и звуки взмаха крыльев стремительно пролетающих птичек. Все это он словно выплескивает своим талантом на полотно, чтобы и мы могли уловить признаки счастья. После такого смелого эксперимента, мастер не оставил мне шанса взгрустнуть. Только положительные эмоции переполняют меня.

Тип интегрированного урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Форма урока: проблемный урок, урок творчества.

Цели урока.

Образовательные:

  • Закрепить умения и навыки работы с натюрмортом.
  • Активизировать познавательную активность учащихся.
  • Совершенствовать навыки речемыслительной деятельности учащихся.

Воспитательные.

  • Воспитывать интерес к предмету.
  • Формировать гуманные качества личности учащихся, умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Развивающие.

  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Совершенствовать навыки анализа произведения живописи (натюрморта).
  • Развивать умение строить ответ в определенной композиционной форме, исправлять, дополнять, совершенствовать написанное.

Основные формы и виды работы на уроке: наблюдение, анализ изображенного на картине, работа над образными средствами языка, подбор рабочих материалов.

Оборудование: Репродукции картин В.Н.Гаврилова, план описания картины.

Перед уроком была проведена предварительная работа: приготовлены на уроках ИЗО натюрморты В.Н.Гаврилова “Последние васильки”, сообщения по творчеству художника, стихотворения о васильках.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы, цели, особенности урока.

Учитель русского языка.

Ребята, сегодня мы будем описывать натюрморт. Наш урок необычен: вести его будем я и учитель изобразительного искусства, Людмила Романовна. Мы хотим, чтобы вы увидели связь между уроками русского языка, литературы и изобразительного искусства, научились правильно описывать натюрморт в соответствии с заданным планом.

III. Основная часть.

Учитель ИЗО.

Сегодня речь пойдет о замечательном русском художнике Гаврилове Владимире Николаевиче. Гаврилов Владимир Николаевич - лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина, выдающийся художник, пейзажист, жанрист, человек яркой творческой мысли. Полотна Гаврилова просты по сюжету, художник создавал произведения, в основном, о своем времени, в едином эмоциональном ключе, которому автор подчинял все изобразительные средства, и прежде всего цвет.

(Знакомство с картинами художника).

Учитель ИЗО.

Писал художник и поэтические натюрморты, например, “Ночное окно”.

Давайте вспомним, что такое натюрморт?

(Отвечают ученики) – Термин “натюрморт” - в переводе с французского означает “мёртвая натура”. Натюрморт – это изображение неодушевлённых предметов, размещённых в единой среде и организованных в группу.

Учитель ИЗО.

Хочу добавить, что мир вещей в натюрморте призван раскрыть их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту. Возник натюрморт в период развития реализма в. В XVII веке он определился как самостоятельный жанр.

Натюрморт – очень удобная во всех отношениях натура: она неподвижна, на длительное время сохраняет свой внешний облик. Даже рисуя неодушевлённые предметы, можно многое выразить, сказать о жизни людей.

На выставке в Государственной Третьяковской галерее представлена одна из последних работ художника, - натюрморт “Последние васильки” (1970 г.), по которой вы будете писать свои сочинения.

IV. Беседа по картине.

Учитель ИЗО.

Докажите, что перед вами действительно представлен натюрморт.

(Ответы учащихся: На картине изображены неодушевлённые предметы: букет васильков, а также, веточки калины или рябины.)

Учитель ИЗО.

Натюрморт может быть вписанным в любую геометрическую фигуру: овал, круг, квадрат, прямоугольник и т.д. Композицию можно развернуть по горизонтали, вертикали, диагонали.

В какую форму вписал натюрморт В.Н.Гаврилова и как художник развернул композицию? (Натюрморт вписан в прямоугольную форму и развёрнут по вертикали.)

Учитель ИЗО.

Расположение предметов в натюрморте называется композицией.

Что такое композиция?

Ученики: (Композиция - это гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в картине.)

Предметы в натюрморте должны гармонично сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое, но не загораживать друг друга. Предметам не должно быть тесно на плоскости.

Учитель ИЗО.

В композиции должен быть композиционный центр. Что поместил художник в центре картины?

Ученики: (В центре картины находится букет васильков, основной, центральный предмет.

Учитель ИЗО.

А что помогает передать настроение в натюрморте? (Цвет и колорит)

Какие цвета преобладают в картине, теплые или холодные, и что этим автор передает?

Ученики: (В картине преобладают теплые цвета и контрастный колорит, этим художник передает свой восторг, хорошее настроение.)

Учитель ИЗО.

Верно, цвет для художника, как и звук для музыканта или слово для писателя – мощное средство выразительности. В написании натюрморта “Последние васильки” В.Н.Гаврилова и мы в своих рисунках использовалитеплые и контрастные цвета. Ваши работы получились яркими, красивыми.

Учитель ИЗО.

А какую роль играет в картине солнечный свет?

Ученики: (Солнечный свет, освещая предметы, делает их, с одной стороны, светлыми, а с другой стороны – темными (тень).

Учитель ИЗО.

Свет и тень помогают передать объёмное изображение предметов, их реальность.

Теперь вам осталось только запечатлеть все, о чем мы с вами говорили в своих сочинениях. Слово я передаю Людмиле Ивановне.

V. Работа над созданием сочинения. Речеведческая деятельность.

Учитель русского языка.

После такого подробного анализа натюрморта с точки зрения живописи у вас, я верю, получатся замечательные сочинения.

Учитель русского языка.

Надо сказать, что не только художники, но и поэты восхищались красотой нежных полевых васильков. Предлагаю вам прослушать стихотворение о васильках, написанное поэтом Владимиром Кокаревым.

Выразительное чтение стихотворения о васильках.

(Ученица читает стихотворение “Васильки” Вадима Кокорева.)

Вдохновленные таким прекрасным лирическим стихотворением, приступим к написанию сочинения по данной картине. Чтобы ярче себе представить картину, созданную автором, давайте закроем глазки и мысленно перенесёмся туда, прислушаемся к звукам, почувствуем запахи, окунёмся в чарующий мир природы, созданный автором.

(Под сопровождение легкой музыки дети представляют себе картину, созданную художником.)

Учитель русского языка.

Откроем глазки, “выйдем” из картины. Что вы услышали и увидели? Что почувствовали?

Ученики: (Приблизительные ответы учеников: “Окунувшись в мир картины, я услышал пение птиц, их весёлое чириканье. Посреди бескрайнего поля золотых колосьев пшеницы, словно кораблик в море, виднеется маленький деревенский домик, а через распахнутое окно, утопая в лучах солнца, стоит прекрасный букет полевых васильков. Воздух пропитан запахом спелой пшеницы и полевых цветов”.)

Учитель русского языка.

Замечательно! Вот теперь можно приступать к описанию картины.

Скажите, ребята, какой тип речи мы будем использовать в своих работах и почему? (Описание)

А какие типы речи вы ещё знаете? (Повествование, рассуждение)

В каком стиле мы будет выполнять свои работы? (В художественном)

Какие вы знаете средства выразительности, которые характерны для художественного стиля речи и необходимы для нашего сочинения? (Эпитеты, метафоры, синонимы, антонимы)

Чтобы сочинение отличалось логической стройностью, составим план сочинения.

Учитель русского языка.

Составление плана сочинения.

Скажите, из каких частей состоит сочинение? (Из вступления, основной части и заключения)

О чем мы напишем во вступлении? (О художнике картины)

Как мы озаглавим первый пункт плана? (1. В.Н.Гаврилов - тонкий колорист и мастер композиции)

О чем мы должны будем сказать в основной части в первую очередь? (О букете васильков)

Какие ещё предметы изображены на натюрморте? (Веточки калины)

Должны мы будем описать окно и что за окном? Как можно озаглавить следующие пункты? (Распахнутое окно, Янтарная пшеница)

Укажем, какой колорит использовал художник, чтобы передать свое настроение? (Теплый колорит)

Основная часть завершена. И что ещё остается? (Заключение)

Какие у вас есть варианты заключительной части? Небольшая подсказка – как называется натюрморт? О чем говорит это название?

(3. Последние васильки – прекрасное напоминание о лете.)

Теперь перейдём к подбору рабочих материалов.

Во вступлении мы должны будем сказать несколько слов о художнике.

Какие словосочетания вы предложите для характеристики художника?

I. В.Н.Гаврилов - тонкий колорист и мастер композиции – выдающийся художник, прекрасный пейзажист.

II. 1. Букет васильков - пышный букет, ярко-синие васильки, стоящие на дубовом столе, тонкие лепестки, зеленые листочки.

2. Веточки калины - ярко-красные ягоды, в коричневом глиняном горшочке.

3. Распахнутое окно - видна ширь русских полей, бескрайнее небо.

4. Янтарная пшеница - янтарно-желтая, спелая, густая пшеница, пышные колосья.

5. Теплый колорит - тёплые и светлые цвета, яркие, солнечные, сочные краски.

III. Последние васильки – прекрасное напоминание о лете; картина передает и восторг, и умиление, и восхищение; пленительная красота природы.

VI. Написание чернового варианта сочинения.

Учитель русского языка.

Теперь разделим черновик на две части: одна – для будущего сочинения, другая – для редактирования. Далее, следуя алгоритму написания сочинения по картине, пишем сочинение.

(Можно сопроводить написание сочинения под лёгкую музыку, затем прослушать 3-4 работы учащихся, провести анализ и редактирование ученических сочинений.)

VII. Учитель предлагает в качестве образца прослушать следующее сочинение. (Сочинение, написанное учителем).

Гаврилов Владимир Николаевич - выдающийся художник, пейзажист, тонкий колорист и мастер композиции.

В центре картины крупным планом художник изобразил пышный букет васильков, стоящих на дубовом столе в белой, уже не новой кастрюле. Ярко-синие васильки, словно кусочек небесной чистоты, заполняют картину свежестью и какой-то сказочностью. Подставляя навстречу ярким лучам солнца нежные головки, васильки сливаются с первозданной красотой русской природы. В небесной синеве васильков утопают тонкие стебельки и зелёные листочки. Своей синевой васильки заполняют всю картину.

Предметы настолько объемны, что, кажется, протяни руку и почувствуешь нежность васильков, упругость спелых ягод, тепло летнего дня.

Через распахнутое окно видна ширь русских полей, утопающих в густой, янтарно-желтой пшенице. Над пышными колосьями пшеницы кружатся неугомонные птицы, и их звонкий щебет разливается по всей округе.

В картине преобладают тёплые и светлые цвета, яркие, солнечные, сочные краски. Этим автор передал свой восторг и внутреннее настроение.

Глядя на картину “Последние васильки”, испытываешь и восторг, и умиление, и восхищение. Какая пленительная песнь красоте и великолепию природы содержится в этом натюрморте! Любого человека, кто умеет любить, радоваться, грустить, кто всем сердцем ощущает красоту природы, натюрморт В.Н.Гаврилова “Последние васильки” не оставит равнодушным. Последние васильки – это прекрасное напоминание о лете.

Понравилось вам это сочинение? Я надеюсь, что и ваши работы будут такими же интересными, яркими и образными. В своих сочинениях вы можете использовать отдельные фразы из этого сочинения.

VIII. Подведение итогов урока.

Оценить участие ребят на уроке, отметить наиболее активно работавших учеников.

IX. Рефлексия.

Какие впечатления произвел на вас этот не совсем обычный урок? Что понравилось вам?

Какой цвет вы выбрали бы, если бы вам довелось создать картину урока?

X. Домашнее задание – творчески оформить работы, с рисунками, на листах формата А-4.

Список литературы

1. М.М.Разумовская. Учебник. Русский язык. 6 класс. М., Просвещение, 2010 г.

2. Картина В.Н.Гаврилова “Последние васильки”.

3. Русская Галерея Искусств - Художник Гаврилов Владимир Николаевич.

4. Артхив / Художники / Владимир Николаевич Гаврилов.artchive.ru›artists/vladimir_nikolaevich_gavrilov…

5. В.Н. Гаврилов. За родную землю. - Художники о Великой Отечественной...ursa-tm.ru

Приложения 1 – Тезисы к уроку.

Приложение 2 – Данные об авторах.

Приложение 3 – Слово о художнике В.Н.Гаврилове.

Приложения 4 – Образец сочинения по картине В.Н.Гаврилова “Последние васильки”.

Приложение 5 – Стихотворение “Васильки”. В.Кокорев

Презентация 6 – Памятка. Алгоритм написания сочинения по картине.

На первом плане произведения ласкает взгляд букет синих васильков, поставленный в обычную кастрюлю, что добавляет этому пейзажу дополнительный штрих обыденности и простоты. Стоящая рядом маленькая вазочка с красными цветами контрастирует с васильковым букетом, и этот прием не без успеха обыгрывается автором. Под вазочкой с красными цветами лежит открытая книга, эта композиция красных цветов только подчеркивает красоту щедрой охапки васильков. Такое сочетание повествует нам о романтичной и мечтательной натуре, невольно погрузившейся во время чтения в прекрасные мысли, забыв на миг обо всем. А там, за окном, за яркой россыпью полевых цветов, распахнулось пшеничное поле, и этот слегка колыхающийся, золотистый покров напоминает о том, что скоро грянет осень, сменяющая жаркую негу неповторимого ароматного августа.Птицы, кружащиеся над полем добавляют всему пейзажу естественности, так натурально чувствуется это легкое движение, сопровождаемое нежным «дыханием» стройных пшеничных колосьев под едва ощутимыми прикосновениями летнего ветерка. Яркость солнечного оттенка поля создает изумительный и прелестный контраст с насыщенным синим цветом последних васильков, скрытых в уютной тени окна, в то время, когда властвует солнце, даря всему живому на земле лучистый и ласковый свет. Густой лес, будто манит вдаль своим тенистым покровом, вырастающий темной зеленой стеной за пшеничным полем. И будто живительным глотком прохладной влаги, освежающим и ободряющим в летнюю жару, манит к себе река, неспешно катящая свои волны. Тонкой дымкой тянется лесистый берег за речкой, но лишь свободные птицы в полной мере способны ощутить истинную прелесть влажной прохлады этого воздуха.В картине «Последние васильки» сосредоточена доброта и всеобъемлющая природная гармония, это тихая и скромная пленительность родного края, это любимая с детских лет родина, к которой их чужих пределов так стремится душа. Незримо ощущается теплота и наполняющая необычайная радость этого милого пейзажа, полного уюта и жизненной искренности. 2 текст:
Крупным планом изображена на картине - ваза с васильками, стоящая на подоконнике. Окно открыто, за ним - пожелтевший луг.
Васильки на картине Гаврилова – последний привет уходящего лета. Все лето они цветут, лаская взгляд любого человека, но созрела рожь, скоро, скоро наступят холода, но букет, написанный художником, будет висеть на стене, радовать глаз, как прекрасное напоминание о лете.
Это последние васильки в жизни В.Н. Гаврилова. Он родился в 1923 году и умер в 1970. Владимир Николаевич написал эту картину в 1970 году.
на или