Механический рыцарь леонардо да винчи. Механический робот-рыцарь леонардо да винчи

Ининский сад камней расположен в Баргузинской долине. Огромные камни как будто кто-то специально разбросал или расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Одной из достопримечательностей Бурятии является Ининский сад камней в Баргузинской долине. Он производит удивительное впечатление – огромные камни, разбросанные в беспорядке на совершенно ровной поверхности. Как будто кто-то специально то ли разбросал их, то ли расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Сила природы

Вообще «сад камней» - это японское название искусственного ландшафта, в котором ключевую роль играют камни, расставленные по строгим правилам. «Карэсансуй» (сухой пейзаж) в Японии культивируется с 14-го века, и появился он не просто так. Считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие этого и самим камням стали придавать божественное значение. Конечно, сейчас японцы используют сады камней как место для медитации, где удобно предаваться философским размышлениям.

А философия здесь вот при чём. Хаотичное, на первый взгляд, расположение камней, на самом деле строго подчинено определённым законам. Во-первых, должна соблюдаться асимметрия и разность размеров камней. В саду есть определённые точки наблюдения – в зависимости от времени, когда вы собираетесь созерцать устройство своего микромира. И главная хитрость – с любой точки наблюдения всегда должен быть один камень, который… не виден.

Самый известный в Японии сад камней находится в Киото – древнейшей столице страны самураев, в храме Рёандзи. Это пристанище буддийских монахов. А у нас в Бурятии «сад камней» появился без усилий человека – его автором является сама Природа.

В юго-западной части Баргузинской долины, в 15 километрах от посёлка Суво, где река Ина выходит из Икатского хребта, расположено это место площадью более 10 квадратных километров. Значительно больше, чем любой японский сад камней – в той же пропорции, как японский бонсаи меньше бурятского кедра. Здесь из ровной земли выступают крупные глыбы камня, достигающего 4-5 метров в поперечнике, а в глубину эти валуны уходят до 10 метров!

Удаление этих мегалитов от горного хребта достигает 5 километров и более. Какая же сила могла разметать эти огромные камни на такие расстояния? То, что это сделал не человек, стало ясно из недавней истории: для гидромелиоративных целей здесь был прорыт 3-километровый канал. И в русле канала там и сям лежат огромные глыбы, уходящие на глубину до 10 метров. С ними бились, конечно, но безуспешно. В результате все работы на канале были остановлены.

Учёные выдвигали разные версии происхождения Ининского сада камней. Многие считают эти глыбы мореными валунами, то есть ледниковыми отложениями. Возраст учёными называется разный (Э. И. Муравский считает, что им 40-50 тысяч лет, а В. В. Ламакин - более 100 тысяч лет!), в зависимости от какого оледенения отсчитывать.

По предположениям геологов, в древности Баргузинская котловина представляла собой пресноводное неглубокое озеро, которое было отделено от Байкала неширокой и невысокой горной перемычкой, соединяющей Баргузинский и Икатский хребты. При повышении уровня воды образовался сток, превратившийся в русло реки, которая все глубже и глубже врезалась в твёрдые кристаллические породы. Известно, как ливневые потоки воды весной или после сильного дождя размывают крутые склоны, оставляя глубокие борозды балок и оврагов. Со временем уровень воды упал, и площадь озера из-за обилия взвешенного материала, приносимого в него реками, уменьшилась. В результате озеро исчезло, а на его месте осталась широкая долина с валунами, которые отнесли позже к памятникам природы.

А вот недавно доктор геолого-минералогических наук Г.Ф. Уфимцев предложил очень оригинальную идею, никак не связанную с оледенениями. По его мнению, Ининский сад камней образовался в результате сравнительно недавнего, имевшего катастрофический характер гигантского выброса крупно-глыбового материала.

По его наблюдениям, ледниковая деятельность на Икатском хребте проявилась только лишь на небольшой площади в верховьях рек Турокчи и Богунды, в средней же части этих рек следов оледенения не наблюдается. Таким образом, по мнению ученого, произошёл прорыв плотины подпрудного озера в течении реки Ины и её притоков. В результате прорыва с верховья Ины селем или грунтовой лавиной в Баргузинскую долину был выброшен большой объем глыбового материала. В пользу этой версии говорит факт сильного разрушения коренных бортов долины реки Ины на месте слияния с Турокчей, что может свидетельствовать о снесении селем большого объема горных пород.

На этом же участке реки Ины Уфимцевым отмечены два крупных «амфитеатра» (напоминают огромную воронку) размерами 2,0 на 1,3 километра и 1,2 на 0,8 километра, которые, вероятно, могли быть ложем крупных подпрудных озер. Прорыв плотины и спуск воды, по мнению Уфимцева, мог произойти в результате проявлений сейсмических процессов, поскольку оба склоновых «амфитеатра» приурочены к зоне молодого разлома с выходами термальных вод.

Здесь шалили боги

Удивительное место издавна интересовало местных жителей. И для «сада камней» люди придумали легенду, уходящую корнями в седую древность. Начало нехитрое. Поспорили как-то две реки, Ина и Баргузин, кто из них первым (первой) добежит до Байкала. Баргузин схитрил и отправился в дорогу тем же вечером, а утром рассерженная Ина помчалась следом, в гневе отбрасывая огромные валуны со своего пути. Так и лежат они до сих пор по обоим берегам реки. Не правда ли, это просто поэтическое описание мощного селя, предложенного для объяснения доктором Уфимцевым?

Камни всё ещё хранят тайну своего образования. Они ведь не только разного размера и цвета, они вообще из разных пород. То есть выломаны были не из одного места. А глубина залегания говорит о многих тысячах лет, за которые вокруг валунов наросли метры грунта.

Тем, кто видел фильм «Аватар», туманным утром камни Ины напомнят висячие горы, вокруг которых летают крылатые драконы. Вершины гор выступают из облаков тумана, как отдельные крепости или головы великанов в шлемах. Впечатления от созерцания сада камней удивительные, и люди не случайно наделили камни магической силой: считается, если прикоснуться к валунам руками, они будут забирать отрицательную энергию, взамен одаряя положительной.

В этих удивительных местах есть ещё одно место, где шалили боги. Это место прозвали «Сувинским саксонским замком». Это природное образование находится недалеко от группы солёных Алгинских озёр возле села Суво, на степных склонах сопки у подножья Икатского хребта. Живописные скалы очень напоминают развалины древнего замка. Эти места служили для эвенкийских шаманов особо почитаемым и священным местом. На эвенкийском языке «сувойя», или «суво» означает «вихрь».

Считалось, что именно здесь обитают духи - хозяева местных ветров. Главным и самым известным из которых был легендарный ветер Байкала «Баргузин». По легенде, в этих местах жил злой правитель. Он отличался свирепым нравом, ему доставало удовольствие приносить несчастья бедным и неимущим людям.

У него был единственный и любимый сын, которого заколдовали духи в наказание жестокому отцу. После осознания своего жестокого и несправедливого отношения к людям правитель пал на колени, стал умолять и слёзно просить вернуть здоровье сыну и сделать его счастливым. А все свои богатства он раздал людям.

И духи освободили из власти недуга сына правителя! Считается, что по этой причине скалы разделены на несколько частей. Среди бурят есть поверье, что в скалах живут хозяева Суво - Тумуржи-Нойон и его жена Тутужиг-Хатан. В честь сувинских владык были установлены бурханы. В особые дни в этих местах проводят целые ритуалы.

Робот-рыцарь

Как известно, термин «робот» ввел чешский писатель Карел Чапек (хотя, справедливости ради, замечу, что придумал слово его брат, художник Йозеф Чапек).

Механический рыцарь. Вариант реконструкции, сделанной Габриэлем Николаи. В свои чертежи Леонардо намеренно добавил «лишние» механизмы, чтобы никто не разобрался в его записях

А робота, похожего на человека и способного двигаться, сконструировал Леонардо. Пока он занимался изучением анатомии, ему пришла в голову мысль создать автомат, похожий на человека. Для чего Леонардо понадобился робот? Есть версия, что Мастер придумал его для очередного праздника. Но, возможно, им попросту завладела сама идея – как часто бывало.

Робот, облаченный в доспехи, мог подражать человеку, двигая руками, поворачивая голову, открывая рот. Чертежи робота – или, скорее, его можно назвать «механическим рыцарем» – были обнаружены в бумагах Леонардо только в 1957 году. Его судьба схожа со многими другими изобретениями да Винчи – на него не обращали внимания, пока человечество не изобретало и заново открывало то, над чем в свое время раздумывал Мастер.

Найденные чертежи свидетельствуют, что все части устройства имели достаточную координацию: их взаимодействие осуществлялось с помощью механического устройства управления. Его можно было переналаживать (перепрограммировать, сказали бы мы). Это устройство находилось в «грудной клетке» робота, а ноги приводились в движение отдельно, посредством внешней рукоятки, натягивающей трос, соединенный с важнейшими звеньями в лодыжке, колене, бедре.

Из книги Сервантес автора Франк Бруно

РЫЦАРЬ Почтительно постучались. Лишь при третьем стуке поднял Мигель голову над своей рукописью. Вошли Гамбалон и Поларте.Раб его величества, все еще ожидавший своей отправки, приблизился расшаркиваясь. Следом за ним господин Поларте, совершенно безбородый и безволосый,

Из книги Американский Гулаг: пять лет на звездно-полосатых нарах автора Старостин Дмитрий

Мистер робот и гражданин бандит И Россию, и Америку можно причислить к неблагополучным в правовом отношении странам. Но, по избитой формулировке графа Толстого, каждая из них несчастлива по-своему. Лучше всего это иллюстрируют два недавних примера.В российских газетах

Из книги Книга 2. Начало века автора Белый Андрей

Рыцарь бедный Павел Николаевич Батюшков!Французский писатель написал бы рассказ: «Батюшков»; англичанин, француз, немец, швед, прочтя перевод, повторяли бы:«Это же - Батюшков!»Повторяем же мы: «Тартарен, Тартюф!..»124 Батюшков - тип; я - немного писатель; у меня нет времени

Из книги Абд-аль-Кадир автора Оганисьян Юлий

Рыцарь ислама Перед ним была могущественная европейская держава. Располагающая передовой для того времени наукой и техникой. Обладающая мощной армией, прошедшей школу наполеоновских войн. Управляемая классом, который рвался к колониальным захватам и, говоря словами

Из книги Портреты автора Ботвинник Михаил Моисеевич

Рыцарь, уклонившийся от боя Ушел из мира сего седьмой (из восьми) участник АВРО-турнира 1938 г. Р. Файн вместе с П. Кересом был тогда победителем этого уникального соревнования. Наряду с успехом Р. Файна в 1936 г. в не менее знаменитом турнире в Ноттингеме, это было выдающимся

Из книги Раскрепощение автора Герт Юрий Михайлович

Из книги Воспоминания. От крепостного права до большевиков автора Врангель Николай Егорович

Рыцарь Однажды Царю понравилась знаменитая красавица, госпожа Жадимировская. Красавица же была увлечена известным своей красотой князем Трубецким. Жидомировская уехала из Петербурга. Трубецкой последовал за ней. Рассерженный Николай I приказал мужу возвратить свою

Из книги Фауст автора Руикби Лео

Едва ли рыцарь На самом деле Лейб мог рассказать о Фаусте больше того, что он записал в «Дневник погоды». Коротко описав взгляды Фауста на соединение планет и предначертанный ему дар провидца, Лейб записал в «Дневник погоды» следующее:«Он выдавал себя за комтура или

Из книги Марлен Дитрих автора Надеждин Николай Яковлевич

28. «Рыцарь без лат» Фильмы с участием Марлен Дитрих выходили один за другим. Мелодрамы, комедии, приключенческие картины и даже вестерны…Весьма примечателен фильм 1937 года «Рыцарь без лат», поставленный режиссёром Жаком Фейдером. Эту картину можно назвать… политической

Из книги Записки некрополиста. Прогулки по Новодевичьему автора Кипнис Соломон Ефимович

РЫЦАРЬ XX ВЕКА Начало у этой романтической истории весьма тривиальное.Два друга, два студента-юриста, Александр Бутягин и Алексей Шилов влюблены в одну и ту же девушку. Варвара, так ее звали, отдает предпочтение Александру и становится его женой.Идут годы. У пользующегося

Из книги Шел из бани. Да и все… [с фотографиями] автора Евдокимов Михаил Сергеевич

РЫЦАРЬ СМЕХА По фильмам и выступлениям у меня сложился определенный образ Евдокимова. Этакий лихой деревенский мужик. Рубаха-парень. Однако при встрече он оказался человеком спокойным, молчаливым, можно сказать, даже суровым. От растерянности я даже замолчала, убрав

Из книги Червивое яблоко [Моя жизнь со Стивом Джобсом] автора Бреннан Крисанн

Глава 12 Настоящий робот В тот день, когда я прилетела в аэропорт Окленда из Гонконга, мне пришлось ехать на общественном транспорте вдоль побережья, поскольку семья перепутала дату моего возвращения и ждала меня на следующий день. Когда я добралась до дома в Саратоге,

Из книги Роли, которые принесли несчастья своим создателям. Совпадения, предсказания, мистика?! автора Казаков Алексей Викторович

«Тёмный рыцарь» / The Dark Knight Другое название: «Бэтмен: Тёмный рыцарь» / Batman: The Dark Knight Режиссёр: Кристофер НоланСценаристы: Джонатан Нолан, Кристофер НоланОператор: Уолли ПфистерКомпозиторы: Джеймс Ньютон Говард, Ханс ЗиммерХудожники: Джейм Хэмбридж, Кевин Кэвэно, Линди

Из книги Жена немецкого офицера автора Беер Эдит Хан

Белый рыцарь Однако я оказалась не в аду, а в самом настоящем раю. Очень скоро я добралась до дома семьи Герль, жившей в Дайзенхофене. Увидев меня на пороге, хозяйка охнула. Я поняла, что ее так поразило. Перед ней стояла худенькая, измученная девушка с испуганными глазами и

Из книги Звездные войны. Тридевятая галактика навсегда автора Хаецкая Елена Владимировна

Энтони Дэниелс: золотой робот Энтони Дэниелс в роли С-3РО кажется сейчас настолько органичным, что трудно представить себе кого-то другого внутри этого странного золотого костюма. Выбор Лукаса остановился на английском актере не только потому, что Дэниелс подходил по

Из книги автора

Маленький робот с большой душой Кенни Бейкера зритель тоже никогда не видит: актер постоянно находится внутри смешного робота, похожего на мусорное ведро. Человеческим голосом этот робот не говорит, он издает смешные свистящие звуки. Тем не менее переоценить обаяние R2-D2

Подробности Создано 17.07.2018 12:23

Не так давно стали известны рисунки эскизов Леонардо да Винчи для механического рыцаря.

Робот - рыцарь мог садится, вращать руками, двигать головой, открывать и закрывать челюсть.

Робот проектировался с учетом возможности что-то держать в руках. Работой рук должно было управлять механическое программируемое устройство в груди. Ноги должны были управляться с помощью рукоятки, приводящий в движение трос, связанный с ногами.



Через 36 лет после создания эскизов идея механизма робота-рыцаря была использована в качестве основы для самодвижущегося механического льва, который создавался по желанию Медичи. При вступлении Франсиска1 на трон перед ним, королем Франции, находился лев, который смог сдвинутся со своего места. Микеланджело Буаноротти в буклете, изданном во Флоренции в 1600 году также упоминает этот автомат - механического льва, который прошел несколько шагов. К сожалению, робот-лев Леонардо да Винчи не сохранился

Эти автоматы были предшественниками мобильных роботов.



Знаете ли вы?

Щит горгоны Медузы

Однажды один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит. Сер Пьеро отдал щит своему сыну. Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы, а чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух».

Результат превзошёл его ожидания: когда Леонардо показал законченную работу отцу, тот испугался. Сын сказал ему: «Это произведение служит тому, ради чего оно сделано. Так возьмите же и отдайте его, ибо таково действие, которое ожидается от произведений искусства». Сер Пьеро не отдал работу Леонардо крестьянину: тот получил другой щит, купленный у старьёвщика. Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов. По преданию, этот щит перешёл к семье Медичи, а когда он был утерян, полновластных хозяев Флоренции изгнал из города восставший народ.

* Горго́ны в древнегреческой мифологии - это змееволосые чудовища, дочери морского божества. Одна из них, горгона Медуза, могла завораживать людей взглядом, взгляд Медузы обращал все живое в камень.

Увлечение Леонардо

В числе увлечений Леонардо были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров. Он изобрёл несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» - тонко нарезанное тушёное мясо, с уложенными сверху овощами, - пользовалось большой популярностью на придворных пирах.

Почерк Леонардо

Леонардо в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство трудов он написал левой рукой справа налево. Некоторые считают, что его зеркальный почерк был индивидуальной особенностью Леонардо, т.е. ему было проще писать так, чем нормальным образом.

Среди иноземных государей Иван Грозный прославился не только своей уникальной богатейшей библиотекой, была у русского царя одна диковина, о которой с восхищением рассказывали и писали заморские купцы и послы. Историк Питер Дэнси разыскал в архивах дневники и записки купца Йохана Вема, который в свое время неоднократно посещал Россию и бывал при дворе Ивана Грозного. В записках купца историк обнаружил упоминания о таинственном «железном мужике »
Вем писал: «Побил железный мужик на потеху пировавшим царского медведя и бежал медведь от него в ранах и ссадинах ». Но возможности металлического богатыря не ограничивались лишь схватками со свирепым животным: «Железный мужик на удивление всем подносил царю чашу с вином, кланялся гостям и что-то напевал на этом невыносимом русском языке , который мне так никогда и не поддался». Остается только сожалеть, что Йохану Вему не удалось овладеть русским языком, возможно, он узнал бы гораздо больше об этой царской диковине и оставил бы гораздо более подробные ее описания.

Питер Дэнси здраво рассудил, что, если Вем не приврал в своих записках, то упоминания о «железном мужике» наверняка можно найти в сохранившихся бумагах других купцов или послов, побывавших в то время в России. Вместе со специалистом по робототехнике Стивом Леннартом они перерыли горы архивных документов и наконец обнаружили сенсационные подробности об этом чуде в записках еще двух купцов. Один из них писал: «Железный мужик прислуживает царю за столом, подает ему при ошеломленных этим зрелищем гостях кафтан, метет метлой двор . Когда царю возразили, что вещь эта не искусством мастера сотворенная, царь сначала осерчал. Но выпив кубок мальвазии, кликнул трех людей мастерового вида, одетых по-боярски, и что-то им приказал. Те открыли спрятанные под одежей железного мужика крышки, в нем оказались шестерни и пружины, двигавшие руки, ноги и голову . Гости с перепугу протрезвели, а русский царь прихвастнул, будто такие слуги были на Руси еще века два-три назад ».
Обнаруженное учеными свидетельство было чрезвычайно важным, теперь не оставалось никакого сомнения, что «железный мужик» был самым настоящим роботом , а не ряженным в какую-то металлическую оболочку живым человеком.
Неизвестно, были ли подобные человекоподобные механизмы на Руси еще до Ивана Грозного, но во всяком случае, Дмитрию Ларину, автору статьи «Железный мужик» Иоанна Грозного», опубликованной в 1996 году в газете «Не может быть», удалось обнаружить уже в наших архивах свидетельства о наличии еще нескольких «железных мужиков» и «железных баб» у современников Грозного ». via . 1 >>> , . 2 >>>


Робот Леонардо да Винчи:

«Белое пятно» длиною в три года:
В 30 лет Леонардо — уже известный Мастер, востребованный живописец. И вдруг он исчезает на три года. До сих пор никто не знает, чем он занимался и где был всё это время. Есть только два косвенно подтверждённых предположения. Первое — он путешествовал. Второе — был в тюрьме. Найдены наброски «Как совершить побег» и запись в дневнике: «Ты вверг меня в темницу».

Мастер придворных театрализованных представлений:
Автором, режиссёром-постановщиком, художником и конструктором таких представлений был да Винчи.На одном из спектаклей в Милане он поместил в грот первого в мире робота, изготовленного собственноручно. Механический аппарат двигался абсолютно свободно и казался живым организмом. Сегодня некоторые роботы, используемые на космических станциях НАСА, созданы по рисункам 500-летней давности. Возможно, это лучшее свидетельство гения Леонардо, оставившего свой след в космической эре наших дней.


Леонардо да Винчи (1452-1519)путешествовал где-то (?) три года, исчезает? (1482-1485), технология человекоподобного механизма (робота) была им разработана приблизительно в 1495 году.
София Палеолог (1455-1503) — 24 июня 1472 г. большой обоз Софии Палеолог вместе с Фрязиным выехал из Рима . Невесту сопровождал кардинал Виссарион Никейский, который должен был реализовать открывающиеся возможности для Святого Престола. Легенда гласит, что в состав приданого Софии входили книги, которые лягут в основу собрания знаменитой библиотеки Ивана Грозного (1530-1584) .

Сказки о роботах относятся в общем-то к одному промежутку времени… Чертежи-рисунки механизма могли быть в библиотеке (сразу или позднее), а может Леонардо позаимствовал идею в путешествии?.. ;)

Всё разом в этом жж о

Робот Леонардо — человекоподобный механизм, технология которого была разработана Леонардо да Винчи приблизительно в 1495 году.

Чертежи робота были найдены в документах Леонардо, обнаруженных в 1950-х годах. Неизвестно, была ли разработка осуществлена.

На каркас робота была надета германо-итальянская рыцарская броня, он был запрограммирован имитировать человеческие движения (приподниматься и садиться, двигать руками и шеей) и имел анатомически правильное строение челюсти. Технология частично основывалась на исследованиях Леонардо в анатомии, в частности .

Несколько лет назад механик Габриель Николаи, руководитель студии TeknoArt, задумал восстановить церемониального робота, созданного да Винчи для флорентийского герцога. Робот должен был действовать без всякой помощи со стороны человека.

Конструкция приводилась в движение при помощи пропеллера, движимого ветром или потоком воды. Из-за ограничений, накладываемых источником энергии, робот мог двигаться, но не мог перемещаться в пространстве.

Устройство механического рыцаря содержалось в двух десятках чертежей и записях Леонардо да Винчи. Собрав робота, Николаи понял, что он не работает. Сначала инженер решил, что да Винчи просто не удалось создать работающую конструкцию. Однако вскоре он обнаружил, что художник зашифровал правильную конструкцию, добавив чертежи лишних или неработающих узлов.

Леонардо да Винчи был знатоком человеческой анатомии и лично провел более 30 аутопсий. Своего робота он создал по образу и подобию человека. Просматривая бумаги художника, Николаи обнаружил чертеж цилиндра. Как оказалось, он является сердцем робота и задает всему механизму нужный ритм.

Сейчас рыцарь демонстрируется на выставке Сиднее. Леонардо да Винчи помимо картин оставил после себя множество чертежей, записок и документов. В прошлом году французским механикам удалось восстановить механического льва, созданного художником для короля Франции в 1515 году.

Еще одно из изобретений Леонардо недавно было представлено широкой публике. Во Франции современный мастер Ренато Боаретто изобрел механического льва по частично оставшимся рисункам со времен Леонардо. Лев, сделанный из дерева и папье-маше, неспешна прогуливается, поглядывая по сторонам, разевая пасть и то поднимая, то опуская хвост. Но если погладить его по гриве, в боку откроется дверца, откуда выскакивают несколько лилий. Лев выполнен в натуральную величину и заводится ключом, как старинные часы или детская заводная игрушка. Но этого завода к сожалению хватает ему на 10 шагов.

Первоначально механический лев был изобретен при вступление Франциска I на трон. Перед ним, королем Франции, находился лев, который смог сдвинутся со своего места и распахнуть свою грудную клетку из которой выглядывали лилии. К сожалению, робот - лев Леонардо да Винчи не сохранился.
Теперь же воссозданный со всем тщанием лев стал частью экспозиции, которой могут любоваться и незнатные граждане, посещающие музей на месте последнего жилища великого Леонардо, в замке Кло-Люсе.

Источники