Сказка лиса и журавль какая пословица подходит. Урок литературы на тему "сказка "журавль и цапля"

В русской народной сказке «Лиса и журавль» дружба столь непохожих друг на друга животных приводит к закономерному итогу — каждый из них сумел вольно или невольно обидеть другого и дружба их на этом закончилась.

Викторина по русской народной сказке «Лиса и журавль» состоит из 10 вопросов. На все вопросы даны ответы.

1. Кто из собирателей русского фольклора обработал и донес до нас сказку «Лиса и журавль»?
В.И.Даль
А.Н.Афанасьев +
М.А.Дмитриев

2. В какой губернии была записана сказка «Лиса и журавль»?
Тамбовская
Калужская
Тверская +

3. Какое предложение сделала лиса журавлю?
Отобедать +
Поохотиться
Порыбачить

4. Какую кашу сварила лиса журавлю?
Гречневую
Овсяную
Манную +

5. В какой посуде лиса подала кашу на стол?
В миске
В тарелке +
В пиале

6. Почему журавль не съел кашу?
Потому что был сыт
Потому что не мог ухватить кашу клювом с тарелки +
Потому что каша была холодная

7. Какое угощение приготовил журавль для лисы?
Расстегаи
Окрошку +
Щи

8. В какой сосуд журавль налил окрошку?
В графин
В горшок
В кувшин +

9. Досыта ли наелась лиса?
Да
Нет
Ушла, не солоно хлебавши +

10. Какая пословица подходит к сказке «Лиса и журавль»?
«Не дразни собаку, так и не укусит»
«Пустая бочка пуще гремит»
«Как аукнется, так и откликнется» +

Тема "Лиса и журавль", русская народная сказка

Цели урока:

  1. образовательная: способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  2. развивающая: развитие и обогащение речи учащихся (через высказывания); развитие образного и логического мышления;
  3. воспитательная: воспитание интереса к предмету, культуры общения, воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; формирование ценностных установок, оставленных нам в наследство и передаваемых из поколения в поколение.

Ход урока.

  1. Организационный момент .

Психологический настрой

В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Дорогие ребята! Сегодня мы совершим интересное и увлекательное путешествие в страну русской народной сказки.

Ученик читает : У сказки чистая душа,

Как ручеёк лесной.

Она приходит не спеша

В прохладный час ночной.

Родной народ её творец,

Народ-творец, народ-мудрец,

В неё мечту свою вложил.

Как золото в ларец.

  1. Работа по теме урока

1) Давным –давно, когда не было реактивных самолётов и вертолётов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшок без огня кашу варил. Шло время… Сказки стали былью, и чудеса превратились в умные машины, помощников людей.

Сказки родились давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки передавались из уст в уста, и шагали они по свету, яркие, умные, весёлые. А вы любите сказки? Сегодня мы с вами вспомним сказки, и поучимся доброте у сказочных героев. Итак, мы отправляемся в путешествие по сказочной стране. А чтобы нам очутиться в сказке, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова. Крибле, крабле, бумц .

Открывается доска. На доске надпись «Страна сказок», картинки из сказок, сказочные герои.

Ученик читает : О чём-то скрипит половица,

И спице опять не спится;

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка…

Вот мы и очутились в удивительной и полной чудес Сказочной стране ! Мы с вами в гостях у сказки.

2) - Сказки бывают разные.

Есть сказки, которые сочиняют писатели. Как называются такие сказки? (Авторские)

А есть сказки, которые сочинил народ. И они называются…(народные)

3) - Сейчас мы проверим, сможете ли вы отличит авторскую сказку от народной .

А помогут мне в этом ваши друзья. (группа подготовленных детей загадывают загадки)

1-й ученик. Летела стрела и попала в болото.
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей
Сделался мигом красивой, пригожей.
(
Царевна – лягушка. Народная сказка.)

2-й ученик. Появилась девочка, чуть больше ноготка.
И жила та девочка в чашечке цветка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла.
(
Х.К. Андерсен. Дюймовочка. Авторская сказка )

3-й ученик. Козлятушки, детушки,
Отопритеся, отомкнитеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка на копытечко,
С копытечка на сыру землю.
(
Волк и семеро козлят. Народная сказка. )

4-й ученик

У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

(Гуси-лебеди. Народная сказка)

5-й ученик

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите имя её.

Молодцы, я убедилась, что вы хорошо знаете сказки и умеете их различать.

4) - Скажите, ребята, какие бывают сказки?

Волшебные, о животных, бытовые.

- Есть сказки волшебные . (перевернуть домик)

Какие герои встречаются в этих сказках? (Баба Яга, Кощей Бессмертный…)

Все в волшебных сказках необыкновенно. Люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи – предметы быта, орудия труда приобретают чудесные свойства.

Подберите иллюстрации к данным сказкам. (иллюстрации к сказкам на доске)

- Есть сказки бытовые . (перевернуть домик)

Какова особенность этих сказок?

В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей. Действия происходят в обычных домах, деревнях .

Подберите иллюстрации.

- Сказки о животных .

Чем характерны эти сказки?

Сегодня у нас в гостях Лиса. Опишите ее. (иллюстрация на доске)

Какие сказки, о лисе вы знаете?

Какая она в этих сказках? (Хитрая, умная, обманщица.)

Но не все звери и птицы поддаются уговорам лисы, не все верят ей. Сегодня мы познакомимся еще с одной лисой и узнаем, удалось ли ей осуществить свой план.

5) Чтение произведения.

Давайте прочитаем эту сказку вместе с аудиозаписью. Слушайте, как рассказывают сказку профессиональные артисты и одновременно, вслух, но очень тихо, читайте сами.

Возьмите карандаши. При чтении подчёркивайте слова, значения которых вам не очень понятны. Словарная работа. (слова записаны на доске)

  1. Пир - большой званый обед.
  2. Потчевать - угощать.
  3. Не обессудь - не отнесись строго, не осуди.
  4. Несолоно хлебавши - ни с чем.

6) Вопросы после чтения

  1. Понравилась ли вам сказка?
  2. Почему лиса решила угостить журавля?
  3. Какое угощение приготовила лиса журавлю?

Почему она размазала кашу по тарелке?

Получился ли у них званый пир?

Почему журавль положил окрошку для лисы в кувшин с узким горлышком? Что он

При этом думал?

  1. Удался ли план лисы?
  2. Каким в сказке показан журавль?
  3. Какой урок преподал журавль лисе?
  4. Почему лиса перестала дружить с журавлем?
  5. Была ли это настоящая дружба?

7) Чтение сказки по ролям.

8) Работа над пониманием текста.

  1. Обратите внимание на начало сказки: «Лиса с журавлем подружились», так ли это?
  2. Как вы думаете, почему дружбы у лисы с журавлем не по лучилось?
  3. Как бы поступили настоящие друзья?
  1. Работа над пословицами. - Какую пословицу встретили в сказке? Объясните смысл данной пословицы.

Игра «Найди пословицу».
- Сейчас я буду называть пословицы. Если вы считаете, что пословица подходит к этой сказке – хлопайте в ладоши 1 раз.

Что есть в печи, всё на стол мечи.

Любишь кататься, люби и саночки возить..

За добро добром и платят.

У нас на Руси прежде гостю поднеси.

Труд кормит, а лень портит.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

Хороший гость дому радость.

Друг познаётся в беде.

Гостю щей не жалей, а побольше лей.

За правое дело стой смело.

Умел в гости звать, умей и угощать.

10) Работа с текстом сказки Игра «Сапёры» Учитель начинает читать текст, дети продолжают.

Итог урока Чему учит нас эта сказка? Лиса позвала журавля в гости, но оставила его голодным, и журавль отплатил лисе тем же. Скупость хитрой лисы превратилась в глупость. Она надеялась обмануть журавля, но просчиталась. Журавль преподал хороший урок кумушке лисе.

Вот и заканчивается наше сказочное путешествие. Нам пора возвращаться. Закроем глаза, и произнесём волшебные слова. Крибле, крабле, бумц.

Рефлексия

Во многих сказках встречается яблоня с её наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблоня. – Но какая – то она грустная, нет на ней яблок. Давайте её оживим. У каждого есть 2 яблока (красное и зелёное). Если урок был интересным, вам всё было понятно. Повесьте на яблоню красное яблочко. Если есть трудности, или вам было не интересно – зелёное, надо яблочку немного созреть.


Вопрос: Какие пословицы и поговорки подходят к сказке лиса и журавль? Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости: - Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу. Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает: - Покушай, голубчик-куманек, - сама стряпала. Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит: - Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем. Журавль ей отвечает: - Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости. На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит: - Кушай, кумушка. Право, больше нечем потчевать. Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то - никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел. - Ну, не обессудь, кума! Больше нечем угощать. Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - несолоно хлебала. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Какие пословицы и поговорки подходят к сказке лиса и журавль? Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости: - Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу. Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает: - Покушай, голубчик-куманек, - сама стряпала. Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит: - Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем. Журавль ей отвечает: - Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости. На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит: - Кушай, кумушка. Право, больше нечем потчевать. Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то - никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел. - Ну, не обессудь, кума! Больше нечем угощать. Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - несолоно хлебала. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Ответы:

1) Дружба дружбой,но табачок врозь. 2)Другу злом платишь-чем отплатишь недругу? 3)Доброго нередко принимают за глупца. 4)В дружбе важна честность.

Похожие вопросы

  • Какой частью речи выражены обращения? Где вообще обращения? Выпишите плзз
  • Помогите выполнить задание. Упражнение №1 Поставьте SEIN или HABEN in Präteritum 1. Max ...gestern im Kino. 2. Wir … einen großen Kühlschrank in der Küche. 3. Meine Geschwister ...in der Schwimmhalle. 4. Er … immer gute Noten. 5. Im Sommer ... ich bei meiner Oma im Dorf. Упражнение №2 Поставьте глагол в Präteritum 1. Er (erzählen) über die Reise nach Deutschland. 2. (Warten) du auf mich am Sonntag? 3. Meine Freundin (zeigen) mir eine alte Kirche. 4. Sie (antworten) auf meine Fragen. 5. Vor 2 Jahren (beenden) ihr Freund die Universität. 6. Die Studenten (pflanzen) viele Bäume. 7. Gestern (spielen) wir Fußball hinter dem Haus. 8. Meine Freunde (wünschen) mir alles Gute. Упражнение №3 Выберите нужное притяжательное местоимение 1. Ich habe einen Freund. Das ist ___ Freund. 2. Er hat ein Buch. Das ist ___ Buch. 3. Du hast eine Wohnung. Das ist ___ Wohnung. 4. Wir haben viele Freunde. Das sind ___ Freunde. 5. Monika hat einen Gast. Das ist ___ Gast. 6. Erich hat einen Besuch. Das ist ___ Besuch. 7. Monika und Thomas haben viele Koffer. Das sind ___ Koffer. 8. Ihr habt einen Fotoapparat. Das ist ___ Fotoapparat.
  • 1. как взаимосвязаны ткани в процессе питания растения? 2. как связаны клетки и ткани в организме? 3. в чем проявляется взаимосвязь органов и систем органов? 4. что такое гормоны? как они действуют?
  • Как разделить слова черточкой для переноса.Обезьяна,варенье,апрельский
  • Как стала управляется русь при Владимире
  • Предложения из слов одинокий путник у дуб остановился высокий
  • Толкование слова изъян
  • Молярная концентрация раствора сульфата железа(2) равна, если он массой 2,8г находи??ся в 200 см3 раствора
  • Решите пожалуйста, срочно нужно, не могу решить:(
  • Помогте вставить слова в пропуски Put the verbs in brackets into the present simple or the present continuous. BODY LANGUAGE The postman 1).......(come) every day at 8 am and 2)........ (deliver) the post. Normally, you 3).......(not pay) much attention .Today, though, your palms 4) ......(sweat), your heart 5) .......(race) and you have butterflies in your stomach. Today you 6 ........(wait) for your exam results. When we 7) .....(be) in a stressful situation our bodies react. Even if we 8) ........(try) to hide our feelings on the if inside, our bodies show them on the outside. The same is true for happy, sad or frustrating situations. Let"s say you open your results and they are fantastic. How , you 9)...... (smile), your eyes are wide open and your cheeks are red, You are happy because you know you 10) .......(go) to college in September and your body can"t hide it.

Н ародные сказки – истинная сокровищница накопленных веками мудрости и опыта многих поколений. Многие, очень многие люди впервые знакомятся с народными сказками в раннем детстве. И это очень правильно, ведь именно в детстве закладываются те основы культуры, которые человек пронесёт через всю жизнь. Русская сказка «Лиса и Журавль» рассказывает о дружбе двух хитрюг, которые старались-старались друг друга перемудрить, да ничего у них не вышло. В общем, «как аукнулось, так и откликнулось». В нижеследующей статье сюжет известной сказки будет проиллюстрирован известными и не очень пословицами из копилок разных народов.

Итак, поехали!
Жили-были себе в одном лесу лиса и журавль. Хорошо жили, не тужили. Занимались каждый своими делами… А потом познакомились, и, так сказать, почувствовали родство душ, несмотря на сильные внешние различия. И стали друзьями. Дружили тоже хорошо, ровно. Постепенно дружба их крепла – и однажды, когда у местной медведицы родился маленький медвежонок, лиса да журавль вместе вызвались его окрестить. А как окрестили – стали ещё ближе друг другу, ещё роднее. В Англии в таких случаях говорят: «Тот беден, у кого друзей нет».

И вот в один прекрасный день решила лиса попотчевать куманька вкусненьким. Позвала журавля в гости, на званный пир. Как говорят русские, «добр Мартын, коли есть алтын». Журавль обрадовался, тут же согласился. Назначили они, как водится, дату – и разбежались готовиться.

И вот в назначенный день и час пришёл журавль в гости к любимой подруге и куме. А лиса наварила каши манной да по тарелке размазала – и гостю дорогому подала. Да не просто так подала, а с улыбкой саркастической да с шутками-прибаутками: мол, кушай, дорогой куманёк, сама готовила, старалась, от души! Себе, естественное дело, тоже каши вкусной положила, да так же по тарелке размазала – чтоб легенду не разрушать.

И вот приступили они к еде. Журавль носом клюёт да клюёт – а ничего достать не может. А лисица кашу слизывает с тарелки – да знай себе ещё подкладывает. Так рыжая всю кашу сама и съела. Расплылась в сытой да довольной улыбке – и говорит журавлю: всё, мол, куманёк дорогой, пир окончен, потому как угощать тебя больше нечем. Глупо, конечно, лиса поступила, да и зачем ей это – непонятно. Не зря ещё древние шумеры вопрошали: «Другу злом платишь – чем отплатишь недругу?» Да дело, видимо, просто в том, что «Дружба с ничтожным глупцом не может быть долгой» (древняя индийская пословица).

Что же журавлю делать? Поблагодарил он вредину сквозь зубы… А потом в голове промелькнула смутная идея. Потому что журавль-то на самом деле был далеко не дурак. Ещё древние евреи говорили: «Доброго нередко принимают за глупца». Но тут добряк очень сильно обиделся, и решил ответить вероломной подруге той же монетой. И пригласил он кумушку в гости с ответным визитом. Дескать, пир так был хорош, что негоже оставаться неблагодарным столь радушной хозяюшке. А потом ушёл домой не солоно хлебавши – вынашивать план мести. Здесь нелишним будет привести в ироническом ключе вот какую английскую пословицу: «Доброе дело заслуживает в ответ такого же доброго дела». Или осетинскую «Кому скажешь: «Добрый день!», тот не забудет сказать в ответ: «Доброй ночи!».

На следующий день пришла лиса к журавлю в гости с ответным визитом. И журавль радостно приглашает дорогую кумушку за стол. А на столе – окрошка. В кувшине с ну очень узким горлышком. И говорит журавль лисе: кушай, кумушка, сам готовил, специально для тебя старался! Себе тоже окрошки налил в такой же кувшин. Что делать — лиса не знает… Давай вокруг этого кувшина ходить, то лизнет его, то понюхает, то в горлышко язык просунуть старается – а ничегошеньки достать не может. А журавль доволен! И давай из своего кувшина клювом своим длиннющим вкусную окрошку хлебать. В общем, журавль наелся, а лиса осталась ни с чем. Думала рыжая проказница за счёт казавшегося простодушным журавля набить желудок на неделю вперёд – а не вышло. Не зря казахи говорят, что «Все мысли голодного вокруг еды вертятся».

С тех пор не дружат лиса с журавлем. А всё потому, что «В дружбе важна честность» (лезгинская пословица). Да и поругались они после этого крупно (в сказочный сюжет эта информация не входит, а элементарная логика подсказывает), потому как зачастую «Правду говорить – дружбу терять», утверждает пословица из копилки мудрости русского народа. А в китайской копилке есть похожая: «Взаимное доверие – это основа дружбы».

Мораль сказки такова: не всегда человек, который кажется простофилей, таковым и является. А если немного пораскинуть мозгами, то станет понятно, что журавль, в отличие от насквозь корыстной лисы, хороший друг. Как говорят на Алтае, «Без хорошего друга человек не знает своих ошибок». Да только вряд ли лиса вынесла для себя из этой ситуации хоть какой-то опыт, сделала хоть какие-то выводы. Увы, есть в мире категория людей, о которых говорят русские пословицы «Дурака учить – что мёртвого лечить» и «Глупость – беде соседка»; или ещё более точная «Глупый ртом глядит, брюхом слушает».

А казахи добавляют: «Дружба – богатство бесценное». Сказка про лису и журавля как раз призвана научить читателя ценить это бесценное богатство, а не разбазаривать его по пустякам. Есть, конечно, известная российская пословица: «Дружба дружбой, но табачок – врозь». Но в этой ситуации она не работает. Потому что тупая корысть никогда не приводит ни к чему хорошему. А дружба – она как стекло, разобьёшь – обратно не сложишь (российская пословица).

На этой странице: пословицы и поговорки, подходящие к русской народной сказке»Лиса и Журавль»; краткое содержание сказки «Лиса и Журавль»; о том, чему эта сказка учит.

Главные герои русской народной сказки «Журавль и цапля» — две болотные птицы. Живут они хоть и на одном болоте, но на разных его концах, далеко друг от друга. А в одиночку жить скучно. Первым об одиночестве задумался журавль. Он решил жениться на цапле и пошел к ней свататься.

Однако, когда журавль предложил цапле жить вместе, цапля отказала журавлю, сославшись на неприемлемый для нее внешний вид журавля – ноги у того длинные, а платье коротко. Но когда обиженный журавль ушел, цапля засомневалась в правильности своего поступка. Ей тоже было скучно жить одной, но когда она отказывала журавлю, то об этом не подумала.

Пришла цапля к журавлю и предложила жить вместе. Обиженный журавль тоже отказал цапле и прогнал ее. Расстроенная цапля в слезах вернулась к себе домой. Теперь пришла очередь сомневаться журавлю. Он опять вспомнил, как скучно жить одному и снова отправился к цапле. Но на повторное предложение руки и сердца журавль снова получил отказ.

У этой истории нет логического завершения. В сказке говорится, что журавль и цапля так и ходят по очереди друг к другу и никак не могут прийти к согласию.

Мораль этой сказки состоит в том, что сомнения и нерешительность могут завести кого угодно в тупик.

Главный смысл сказки «Журавль и цапля» состоит в том, что решение по любому вопросу должно быть обдуманным и взвешенным. Нельзя принимать решение, основываясь только на эмоциях. Для того, чтобы совместная жизнь была счастливой и гармоничной, важно уметь находить компромиссы, как-то договариваться друг с другом. В противном случае, несговорчивые люди так и будут обижать друг друга, как журавль с цаплей.

О чём сказка «Журавль и цапля»?
О проблеме выбора. Ни цапле, ни журавлю не стоило было делать упор на идеального супруга, в каждом есть что-то положительное и отрицательное.

Какие пословицы подходят к сказке «Журавль и цапля»?

Несчастен тот, кто сомневается.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.