Клет Абрахам. Дорожные знаки Флоренции

Несмотря на то, что геральдика считается всего лишь "вспомогательной исторической дисциплиной", эта наука настолько сложна, насколько и интересна. И хотя я профессиональный историк, изучавший в университете в том числе и геральдику, в этой области профессионалом себя считать никак не могу. Поэтому предлагаю вам рассказ любителя о геральдических знаках великолепной Флоренции.

Этот рассказ, я думаю, нужно начать с герба города , который во Флоренции можно встретить буквально повсюду. Вот его изображение на кафедральном соборе - Santa Maria Del Fiore:

а вот, как декоративный элемент Palazzo Vecchio:

Герб Флоренции представляет собой простой геральдический щит, свойственный именно Италии, на серебряном поле которого изображены красная лилия с тремя изящно изогнутыми лепестками, символизирующими мудрость, преданность и доблесть. Считается, что геральдическая лилия Флоренции - это стилизованный цветок ириса. По одной из версий, город именно потому назван Флоренцией, что вокруг него в свое время в изобилии цвели ирисы, а в переводе с латыни "Флоренция" - означает "Цветущая".
По другой версии, ирис (лилия) был знаком отличия франкского двора, позже он стал олицетворять королевские семьи Франции, а еще позже этот цветок появился на гербе семейства Медичи, имевшего тесные связи с Францией и ставшего правителями Флоренции на долгое время. По этой версии лепестки лилии символизируют трех "китов", на которых держится государство - преданность короне, доблесть в боях за нее и мудрость правителей.
Сегодня во Флоренции лилия не менее почитаема, чем во времена средневековья, а по мнению самих флорентийцев, этот древний герб оберегает, вдохновляет и помогает развиваться любимому городу.

Раз уж зашла речь о Медичи , то, разумеется нельзя не сказать и о их гербе. Изображение герба правителей средневековой Флоренции и герцогов Тосканы также не являются редкостью в городе:


Часто приходится слышать версию о том, что шесть шаров на гербе Медичи символизируют медицинские пилюли. Эта версия основывается на слухах о том, что задолго до своего величия представители семейства Медичи занимались врачебной практикой, от которой якобы и образовалась их фамилия. Но на самом деле, на гербе рода Медичи изображены вовсе не пилюли, а византийские монеты - безанты, символизирующие финансовое могущество семьи, поскольку Медичи были, прежде всего, банкирами.

Кроме всего прочего, династия флорентийских правителей из рода Медичи прославилась своим покровительством искусству. Во-многом благодаря им Флоренция в эпоху Ренессанса стала такой, какой мы ее знаем теперь. Покровительствовали Медичи и различным городским цехам и гильдиям, особенно тем, которые в свою очередь покровительствовали искусствам. Вот, например, геральдический знак гильдии менял Arte del Cambio , которая позиционировала себя как гильдия искусств и ремесел (основана в 1202 г.):


Вот еще один интересный герб гильдии. Каменщиков? Строителей? Архитекторов?
В заключение еще два очень интересных герба. Их значение и принадлежность к какой-либо гильдии или знаменитому флорентийскому роду я установить не смог.

Отвлечемся от шедевров старины и прогуляемся по улицам Флоренции, где помимо исторических памятников найдется место и современному искусству. Стритарт от Клета Абрахама и художника-инкогнито Blub"a.

Ключевые слова: Необычная Флоренция, прикольные дорожные знаки, стритарт, художник Blub, Что посмотерть во Флоренции, достопримечательности, Экскурсии по Флоренции, отзывы о Флоренции, Тоскана Италия .

Еще, по-моему, в 2012 году, приехав в Рим, я сразу же обратил внимание на необычные дорожные знаки в узких переулочках итальянской столицы. Тогда это были только "кирпичи" - запрещающие движение дорожные знаки. Выглядело это чудо примерно так:

Вариаций было много: чаще на библейскую тематику, но встречались и просто прикольные сюжеты. Тогда я подумал, что это "общегородская программа", эдакий особенный "римский стиль", одобренный городскими властями для придания городу более демократичного вида, что ли... Но, только уже будучи во Флоренции этой весной (2017г) я наконец таки выяснил историю этих дорожных знаков.

Признаться, я довольно сильно удивился, увидев на улицах Флоренции до боли знакомые "римские знаки", только уже в "более расширенном варианте". Теперь это были и знаки направления движения, и знаки стоянки, и "Stop", и еще какие-то, всех не запомнишь...


Почему удивился? Потому что мы за эти годы успели еще два раза побывать в Италии, причем проехались, как минимум, по десятку городов, но нигде, кроме Рима, таких знаков больше не было. И тут, на тебе! Во Флоренции их "чуть ли не на каждом шагу"!

Оказывается, никакой это не "городской" и не "социальный" проект. Знаки придумал французский художник Клет Абрахам, который давненько живет в Италии. Как вы думаете где именно? Правильно, во Флоренции! Поначалу он нарушал закон как мог - клеил свои произведения (были просто прозрачные наклейки) на дорожные знаки в Риме и Флоренции. Так же длинные руки Клета дотянулись и до знаков в Барселоне. Власти, как могли, боролись с этим явлением, срывали наклейки, гоняли художника, арестовывали и читали морали, но, в итоге, сдались и "дали на откуп" часть дорожных знаков в Риме и во Флоренции. Тем более, что местные жители были не против, а туристы просто визжали от восторга. Так что теперь такие прикольные знаки висят на законных основаниях и радуют водителей и пешеходов:)

Во Флоренции у Клета есть небольшой магазинчик-мастерская, куда мы и решили заглянуть. Находится он по адресу Via dell"Olmo 8 , это по пути к площади Микельанжело и смотровой площадке, так что любителям пеших прогулок будет "по пути"

Студия совсем небольшая, в основном выставлены сувенирные дорожные знаки в виде наклеек и магнитиков, но можно купить знак и в натуральную величину. Для истинных ценителей и почитателей таланта:)


А еще в студии можно посмотреть на другие произведения автора и некоторые арт-объекты. Например, вот эта инсталяция привлекает внимание сразу же:

Здесь же в студии суетился сам Клет, что-то ваял за небольшим рабочим местом и его помощница. Мы прикупили пару сувениров, поглазели еще раз на коллекцию знаков и выдвинулись в сторону смотровой площадки.

Но на этом история об уличном искусстве не заканчивается. Стрит арт во Флоренции на особом счету - только здесь можно встретить забавные и стильные рисунки от загадочного уличного художника.

Знаменитости в масках для ныряния

Как только вы выйдете погулять по улочкам Флоренции, уверяю вас, вы ЭТО обязательно увидите. Где-нибудь, в тихом переулке, а иногда и на стенах зданий, окружающих многолюдные площади, вы встретите довольно необычные рисунки, вернее, портреты людей в плавательных масках. Вам не понадобится много времени, чтобы узнать на этих портретах знаменитостей или сюжет известных картин. И все они в масках для ныряния. Как правило, так же картины дополнены фоном, дающим понять, что дело происходит под водой. Выглядят такие рисунки (точнее, наклееные на стену постеры) вот так (можно увеличить):


На рисунках хорошо заметна подпись художника - Blub. Конечно же, мне стало интересно что-то узнать о нём.

О личности стрит-арт художника мало что известно. Пока он предпочитает оставаться инкогнито и пока его никто не видел. Хотя, вопрос, конечно, интересный. В немногочисленных интервью интернет-изданиям Блаб говорит, что лично знаком и дружит с Клетом Абрахамом, но последний по этому поводу молчит как рыба. Кстати, на улицах Флоренции можно отыскать портрет Клета в маске.

Свою известность Blub обрёл буквально за один день - как только на улицах появились странные рисунки, вся Флоренция заговорила о дерзком художнике.

Серия портретов в масках для дайвинга называется “L’arte sa nuotare”, что в переводе на русский означает “искусство умеет плавать”. Маска на лицах знаменитостей означает, что можно и нужно оглядеться вокруг себя, даже когда тебе совсем плохо, что пора выходить из кризиса, примерно так. У итальянцев есть выражение “avere acqua alla gola”, что в переводе дословно означает “быть по горло в воде” или “быть в безвыходном состоянии”, Блаб решил дать людям решение: не закрывайте глаза, посмотрите вокруг и вы справитесь с проблемами. Думаю, что я правильно понял идею Блаб"а, изложенную на итальянском.

Ну а раз Блаб "дал людям маску для решения проблем", я тоже решил примерить на себя этот вариант выхода из кризиса:) Немного фотошопа - и вот я уже в маске для дайвинга на стене хрущевки в каком-нибудь Мухосранске городишке. До Флоренции мне, увы, даже в таком виде, далековато...


Помогает ли маска решению проблем - спрашивайте в комментариях:)

Ну а пока мы еще на улицах Флоренции, самое время от стрит-арта перейти к стрит-фуду. Есть во Флоренции два культовых места с уличной едой, об этом я расскажу вам

), с которой мне посчастливилось познакомиться на просторах Instagram, у нас получилось выйти на Клета и подготовить небольшое интервью с ним.

Клет охотно рассказал о вирусной природе стритарта и о том, сколько времени нужно для преображения дорожного знака, пригласил в свою студию во Флоренции, а так же раскрыл секрет – может ли современное искусство найти общий язык с местными властями. Коллекцию знаков, собранных Леной, можно найти по тегу #shadesofflorence_clet , однако это далеко не все – новые знаки появляются на улицах регулярно, так что ждем ваших фото из Флоренции или других городов в Instagram c тегом #unarussainitalia_clet .

Многие туристы, когда возвращаются из Флоренции, с восторгом рассказывают и показывают фото ваших знаков, но, к сожалению, в 95% случаев не могут назвать автора. В этом интервью мы бы хотели немного подробнее представить Вас. Вы – автор проекта, от которого мы в восторге!

Molti turisti russi al ritorno da Firenze con entusiasmo raccontano e mostrano le foto dei segnali stradali creati da lei, ma purtroppo il 95% di loro non conoscono i’autore di queste opere. Con questa intervista, vorremmo presentare l"autore di questo progetto di cui siamo molto affascinati.

1. Как Вам пришла идея переделывать дорожные знаки? Вы хотели сделать реальность более привлекательной?

Come è venuta l"idea di trasformare la segnaletica stradale? Lei voleva renderli più attraenti?

Всю свою жизнь я посвятил созданию произведений искусства и в какой-то момент мне захотелось передать эстетику неоспоримым символам власти … дорожным знакам.

Ho dedicato tutta la mia vita alla produzione di opere d"arte, è stata un"evoluzione che ad un certo punto mi ha portato ad una sintesi estetica e alla voglia di comunicare dei concetti, di rispondere a dei simboli indiscussi di autorità...i cartelli stradali.

2. Где и когда появился первый знак? Каким он был?

Dove e quando è stato fatto il primo segnale? Qual’era?

Первый дорожный знак появился во Флоренции. Это было изображение Христа на знаке, указывающем тупик.

Il primo segnale stradale è “il Cristo” sul cartello che indica la strada senza uscita, l"ho fatto per la prima volta a Firenze.

Фото/Foto: Лена @shadesofflorence (Instagram)

3. Как вы выбираете новое место для знака? В некоторых локациях можно увидеть иронию, например у бутиков Гуччи и Луи Витона во Флоренции. Это социальный протест или шутка?

Come avviene la scelta della posizione del segnale? In alcune località, per esempio nelle vicinanze dei boutique di Gucci e Louis Vuitton a Firenze, si può vedere l"ironia. Questa è una protesta sociale o uno scherzo?

Выбор темы, которая должна появиться в определенном месте, для меня означает создание истории, молчаливый диалог между различными факторами: это могут быть названия улиц, какой-то магазин, здание. Во многом это мой протест, иногда сатира и насмешка, иногда поэзия. Смысл лежит в глазах тех, кто на это смотрит.

Scegliere un soggetto da applicare in un determinato luogo significa per me creare una storia, un dialogo silente tra diversi fattori, che siano il nome della strada, un negozio, un"edificio. La mia è talvolta protesta, talvolta satira e beffa, talvolta poesia, il significato sta negli occhi di chi sa osservare.

Фото/Foto: Лена @shadesofflorence (Instagram)

4. Вы работаете один или у вас есть творческая команда?

Lei lavora da solo o ha un team creativo?

Творческая часть является моей.

La parte creativa è mia principalmente.

Фото/Foto: Лена @shadesofflorence (Instagram)

5. В интернете пишут, что на то, чтобы переклеить изображение на дорожном знаке, вам нужно меньше минуты. Это так?

Su Internet scrivono che per mettere l’immagine su un segnale stradale lei impiega meno di un minuto. È davvero così?

Да, это именно так. Все изменения для дорожных знаков — наклейки, что обеспечивает скорость нанесения изображения.

Sì, è proprio così, tutte le modifiche ai cartelli stradali sono fatte con adesivi, sempre rimovibili, da questo la rapidità del gesto!

6. Вы вдохновили многих людей на аналогичную переделку. Вы видели творчество ваших поклонников?

Lei è stato d’ispirazione per molte persone, che hanno cercato anche di emularla, ha visto alcuni dei loro lavori?

Есть уличные художники, которые работают с дорожными знаках, и это прекрасно. Некоторые создают свои собственные работы, другие переделывают мои. Это нормально вдохновляться работами других художников. Я обладаю узнаваемой и сильной эстетикой: один раз поняв мои работы, вы довольно легко отличите их от других.

Ci sono altri street artist che lavorano sui cartelli e va bene così, alcuni fanno lavori di testa loro ed altri si rifanno al mio lavoro, è normale farsi ispirare da altri artisti, io ho un"estetica univoca, riconoscibile e forte, una volta compreso il mio lavoro è abbastanza semplice distinguere la mia estetica.

Фото/Foto: Лена @shadesofflorence (Instagram)

7. Какие города охватила клетомания? Где, кроме Флоренции и Рима, можно увидеть такие знаки? К сожалению, мы не нашли аналогичные проекты в российских городах. Надеемся, это искусство доберется и до России.

Quale città sono state coperte da cletomania? Dove, oltre a Firenze e Roma, è possibile vedere tali segnali? Purtroppo, non abbiamo trovato progetti simili nelle città russe, auspichiamo in futuro di vedere questa arte anche nel nostro paese.

Городов, в которых я работал, особенно в Европе, очень много и все их перечислить я не смогу. За пределами Европы я работал в Нью-Йорке, Гонконге, Осаке и Киото. Для меня было бы очень интересно работать в России. Если бы мне предложили поработать в одном из городов в сотрудничестве с местными властями и администрацией, принял бы это предложение с удовольствием.

Le città dove ho lavorato sono moltissime, sopratutto in Europa, non riuscirei ad elencargliele tutte, al di fuori dell"Europa ho lavorato a New York , Hong Kong, Hosaka e Kyoto , sarebbe molto interessante per me lavorare in Russia e se mi proponessero un intervento su qualche città del territorio con una collaborazione ufficiale dell"amministrazione locale accetterei ben volentieri.

Фото/Foto: Лена @shadesofflorence (Instagram)

8. Во Флоренции я нашла 22 разновидности знака только в исторической части города. Сколько их на самом деле?

A Firenze ho trovato 22 differenti segnali sono tutti opera sua, o alcune sono dei falsi? Quanti sono in totale quelli realizzati da lei?

Точного числа знаков, которые есть во Флоренции, так и в других городах, нет. Очень часто знаки крадут или удаляют наклейку. Могу сказать, что во всем мире я сделал тысячи знаков.

Non c"è un numero definito di cartelli a Firenze, come nelle altre città, spesso rubano il cartello o rimuovono l"adesivo. Nel mondo ne ho messo a migliaia.

Фото/Foto: Лена @shadesofflorence (Instagram)

9. Как относятся власти городов к вашему проекту? Не знаю как чиновники, а туристы в восторге! Это настоящий вирус: когда найдешь два-три знака, автоматически начинаешь рассматривать все остальные в поисках новых интерпретаций.

Come le autorità delle città dove ha creato queste opere giudicano il suo progetto? I turisti le amano, si tratta di un vero e proprio virus, quando trovi due o tre segnali inizi automaticamente a fare attenzione agli altri alla ricerca di nuove interpretazioni.

Да, это именно так. Мои работы очень часто вызывают привыкание, в этом сила моего проекта: призывать людей смотреть и наблюдать. Власти городов по разному относятся к моим работам: есть те, кто понимает важность как эстетического, так и воспитательного момента моих работ. На самом деле, мое вмешательство заставляет еще больше обращать внимание на дорожные знаки, которые отличаются своей безликостью. Есть же местные органы, которые следуют идее высшего и непререкаемого авторитета власти, занимают глухую позицию.

È proprio vero, spesso il mio lavoro crea dipendenza ed è anche questa la forza del mio intervento, spronare le persone a cercare ed osservare. Le autorità delle città rispondono in modi diversi, c"è chi capisce l"importanza sia estetica che educativa del mio lavoro, infatti il mio intervento porta ad osservare la segnaletica spesso poco interessante. Ci sono autorità che invece si oppongono in
modo sordo al mio dialogo, troppo affezionati a quell"idea di autorità sovrana e indiscussa.

10. Ваши поклонники могут где-то еще увидеть ваше творчество?

I suoi fan possono vedere i suoi lavori da qualche altra parte?

В моей студии во Флоренции, на улице via dell’Olmo 8r и в некоторых галереях. Мои произведения отличаются от обычных дорожных знаков, которые мы видим на улицах. На них стоит моя подпись и год “преображения”, производство их ограничено. Я приобретаю их, а затем изменяю, используя краски или преломляющую бумагу. Среди них можно увидеть старинные и по настоящему уникальные экземпляры. В конечном итоге, это мои личные произведения искусства.

Al mio studio a Firenze in Via dell"Olmo 8r e in qualche galleria , ma questi lavori sono molto diversi da quelli che si trovano in strada, i soggetti sono gli stessi ma sono tutti pezzi numerati con un limite di produzione, firmati e con la timbra dell"anno in cui li ho modificati, la tecnica è pittura o carta rifrangente tagliata a mano. Compro io stesso questi cartelli scegliendoli per le loro qualità, a volte sono antichi e hanno delle particolarità introvabili. Insomma questi sono pezzi che vengono comprati come mie opere d"arte a tutti gli effetti.

Фото/Foto: Лена @shadesofflorence (Instagram)

11. Как вы относитесь к тем образцам современного искусства, что регулярно появляются во Флоренции (золотая статуя Джефа Кунса на площади Синьории, яркая лестница Паолы Пиви в Палаццо Строцци)? Это украшает город или, наоборот, вносит диссонанс? Нужен ли Флоренции баланс между искусством в традиционном понимании словам и современными трендами?

Che cosa ne pensa degli esempi di arte contemporanea che appaiono regolarmente a Firenze (statua d"oro di Jeff Koons in Piazza della Signoria, una scala luminosa a Palazzo Strozzi)? Esse adornano la città o, al contrario presentano una dissonanza? Firenze ha bisogno di un equilibrio tra l"arte tradizionale del passato e le tendenze moderne?

Отлично! Очень хорошо, что они есть! Однако во Флоренции мне не нравится отсутствие внимания к местным художникам.

Vanno benissimo queste apparizioni di arte contemporanea. Ciò che non approvo sulla città di Firenze è la mancanza di attenzione nei confronti degli artisti locali.

Благодарим Вас за интервью.

Grazie per l"intervista.