Рисование капители. Изучение пропорций и характерных движений фигуры человека

Основы академического рисунка. Урок № 17. Ионическая капитель.

Характерной особенностью ионической капители (рис. 42) является своеобразная пластическая обработка ее сторон: две стороны имеют один характер обработки, две другие — иной.

Основные элементы дорической капители, такие как абака, эхин и астрагал, также составляют основу ионической капители, но полка абаки в ней как бы вытягивается и заворачивается в спирали — волюты. Эхин же в виде четвертного вала, обработанного иониками (см. урок «Дорическая капитель») частично закрывается завитками волют, а место примыкания эхина к завиткам волю — лепестками (пальметтами). Спираль волюты состоит из трех витков и подходит к центру, так называемому глазку, в виде маленького вогнутого кружка (рис. 43, 44). На боковом фасаде волюта имеет вид свитка, перетянутого посередине ремнем (либо без него), называемого балюстрой.

Ствол колонны в ионическом ордере обычно обработан канелюрами, более глубокими, чем у дорической колонны и отделенными друг от друга полосками поверхности ствола (фуста), так называемыми дорожками. Карниз абаки имеет полочку, поддерживаемую каблучком.

Сама абака с волютами приподнята над эхином и лежит как бы на возвышении со скошенными краями. Эхин, таким образом, выходит за края абаки с лицевой стороны, а не располагается непосредственно под ней, поскольку имеет больший диаметр, чем длина полки абаки. В этом также особенность построения ионической капители по сравнению с построением тосканской и дорической и, следовательно, большая сложность в рисовании ее.

Последовательность рисования ионической капители принципиально не отличается от последовательности рисования тосканской. Также сначала намечаются в листе основные массы капители относительно центральной оси: цилиндр ствола и абака с волютами. Причем волюты обобщенно можно представить вписанными в прямоугольный параллелепипед, плоскую коробку с высотой, равной высоте волюты и как бы одетой на ствол капители (рис. 45). Затем на фасадной стороне (длинной стороне коробки) намечается размер волют по ширине (он меньше размера по высоте) и расстояние между ними (оно примерно в полтора раза больше ширины волюты). После этого необходимо найти положение по высоте эхина с валиком и полочкой под ним и наметить высоту стенки абаки.

Далее, в прямоугольники, отведенные для волют, врисовываются спирали волют с учетом перспективного сокращения при заданном развороте капители (рис. 46, 47). Важно при этом помнить, что свитки (балюстры) на боковом фасаде капители имеют форму трубчатого цилиндра и толщину обода волюты нужно рисовать как часть этого цилиндра для правильной прорисовки сопряжений наружного и внутреннего обвода (абриса) ее. Кроме того, важно правильно соотнести перспективные сокращения двух цилиндров, в которые вписаны балюстры волют.

И еще один важный момент.

Чтобы правильно нарисовать в перспективе видимую между волютами часть эхина с иониками, необходимо наметить полную его форму (как в тосканской или дорической капители) относительно оси симметрии ствола и только после приступать к разбивке осей иоников. При этом важно не забывать следующего положения: размеры в перспективе тех или иных частей формы (при нормальном ракурсе и 3-кратном удалении от нее) остаются приблизительно в тех же соотношениях, какие они имеют при фронтальном расположении. Иными словами, если часть меньше целого, то в перспективном сокращении она будет всегда меньше его (рис. 45, 48, 49, 50).


Использованы материалы работ Т. С. Ветлинской и Н. Ф. Маркова.

Капитель состоит из трех основных частей (рис.87). Верхняя часть, абака, представляет собой толстую квадратную плиту, которая венчается каблучком и полочкой. Под ней находится эхин, затем - переходная к колонне часть, состоящая из трех поясков или шейки, которая сопрягается со стволом колонны. Чуть ниже имеется выступающий валик с полочкой, называемый астрагалом, который также сопрягается со стволом колонны через выкружку. Если мысленно представить капитель без мелких элементов: эхина с поясками, астрагала с полочкой и без рельефа выкружки, то нетрудно определить, из каких геометрических форм состоит ее основа. Разумеется, ствол колонны состоит из цилиндра, а абака - из толстой квадратной плиты, расположенной симметрично по центру на верхнем основании цилиндра. При отдельном рассмотрении ее дополнительных элементов можно видеть, что профиль эхина близок к четвертному валу, а астрагал представляет собой тело, образованное движением шара по окружности на некотором удалении от поверхности цилиндра, с примыкающей к нему снизу полочкой.

Формы капителей, независимо от их разнообразия и стилистики, в основе всегда имеют правильные геометрические формы, чаще относящиеся к телам вращения. Сочетания различных поверхностей образуют сложные формы, из-за чего рисование капители в учебном процессе относят к наиболее сложным задачам.

Работу над рисунком капители следует начинать с композиционного размещения изображения на листе бумаги после предварительного осмотра натуры со всех сторон с тем, чтобы определить наиболее выгодную для размещения изображения точку зрения. От того, насколько выразительно выбрана точка зрения, во многом зависит успешное решение композиционной задачи.

Построение изображения начинают с общей формы. Учитывая, что ее основу составляют тела вращения, вначале следует определить общую вертикальную ось капители, а затем приступить к перспективному построению изображения. При этом очень важно строго следить за пропорциональными соотношениями всех частей и целого.

При изображении классических ордеров чрезвычайно важно с самого начала как можно точнее выдержать основные пропорциональные величины. От того, насколько правильно будут определены основные размеры капители, будет зависеть правильность соотношения величин остальных ее элементов. Помимо важности соблюдения пропорции, не менее важно уметь правильно построить объемно-пространственную конструкцию капители.

Построение конструкции капители можно начинать с квадратного основания абаки или с окружности верхнего основания четвертного вала. Здесь главное - верно построить в перспективном ракурсе два соединяющих элемента. Но, как показывает длительная практика, преобладающее большинство студентов сталкивается с трудностями при вписывании окружности в квадрат (эллипса в ромб). Необходимо отметить, что строя квадрат в перспективе, с тем чтобы потом вписать в него окружность (эллипс), нужно помнить, что независимо от положения углов плиты относительно точки зрения и ее ракурсов, эллипсовидная окружность должна быть всегда построена строго в горизонтальном положении с учетом перспективных сокращений. Причем середина каждой из сторон квадрата плиты должна касаться окружности (эллипса). Недопустимо пытаться подогнать изображение эллипса к неправильно построенному квадрату. Это приведет к значительным искажениям, как самих элементов, так и всего изображения.

Рис. 88 Перспективное построение изображения капители дорического ордера

Студентам при подобных осложнениях рекомендуется начинать с построения эллипса, а затем с видимого ракурса попробовать построить на его основе абаку. Убедительность построения двух элементов зависит от правильного построения самого эллипса, что подробно рассматривалось в предыдущих заданиях по изображению геометрических тел, в частности, при построении тел вращения и их окружностей в перспективе.

Закончив построение верхних элементов конструкции капители, приступают к построению основания ствола колонны. Учитывая ракурсные положения натурной модели, следует опираться на закономерности перспективы. Если предмет находится высоко над линией горизонта или приближен к такому положению, то эллипсы, находящиеся в верхней части, будут шире, чем эллипсы, находящиеся ближе к рисующему.

Соотнося пропорции частей и целого, дополнительно уточняйте их местоположение. Затем легкими линиями стройте все необходимые окружности (эллипсы) деталей капители. При их построении очень важно прорисовывать не только видимые, но и невидимые элементы капители как бы насквозь, прозрачно, что способствует правильному изображению объемной конструкции капители.

При уточнении деталей капители необходимо исходить из логики конструктивного строения элементов и их частей. Так, например, профиль полочки с выкружкой на абаке, у ближнего вертикального ребра, как правило, смещается то вправо, то влево, в зависимости от ее положения относительно рисующего и т.п. Построение разных деталей капители показаны на рисунке. В процессе работы над рисунком следует время от времени подходить к изображаемой модели, изучать заинтересовавшую форму тех или иных деталей. Это поможет в определенной степени при их уточнении в рисунке.

При изображении половинчатой формы капители студенты часто забывают, что это - часть целого. Следовательно, чтобы получить правильное изображение половины капители, необходимо произвести полное построение изображения, а не только его видимой части. Только после этого можно приступать к определению половины капители в соответствии с ее положением относительно рисующего. Чтобы произвести необходимое вертикальное сечение, следует, с учетом перспективы, разделить пополам эллипсы оснований, а затем и основание квадрата плиты-абаки. После проверки и дополнительных уточнений ненужную половину можно слегка ослабить, но не избавляться от нее сразу, так как при дальнейшей проработке и уточнениях на нужной половине могут быть допущены некоторые искажения.

Таким образом, непременным условием завершения работы над построением рисунка капители является проверка на расстоянии. Только с определенного расстояния можно увидеть те или иные недочеты. Особое внимание необходимо обратить на пропорции, перспективу, характер, объемно-пространственную форму и общее состояние рисунка. После уточнения построения и исправления допущенных ошибок, следует перейти к выявлению объемной формы светотенью. Для начала необходимо наметить границы собственных и падающих теней, а затем нанести легкий тон на теневых участках с последующей постепенной проработкой светотени на всем изображении и вокруг него, постепенно приводя рисунок к определенной степени завершенности.

1. Рисование архитектурных объектов и декоративных деталей с освоением приемов и правил практической перспективы

Задания этого раздела дисциплины являются наиболее важными для практической работы архитектора. На аудиторных занятиях студенты выполняют с натуры длительные рисунки дорической капители и архитектурного макета в перспективе. По представлению выполняется рисунок перспективы архитектурного объекта на основе ортогональных проекций (по плану и фасаду). Это задание преследует цель развить навыки построения перспективного рисунка по представлению, а затем и по воображению. Выполнение таких заданий помогает понять логику конструктивно-художественной сущности форм и совершенствовать изобразительные навыки. Для успешного выполнения заданий требуется грамотное владение предыдущим учебным материалом по перспективному построению.

Выполняя композицию архитектурного пейзажа на пленере, студенты, опираясь на знание законов композиции, правил компоновки на изобразительной плоскости, принципов объемно-конструктивного рисунка и законов линейной и световоздушной перспективы, учатся создавать не только реалистически убедительные, но и содержащие художественную образность, эмоционально окрашенные изображения архитектурной среды. Такой подход не только помогает овладеть техникой и изобразительными средствами рисунка, но и расширяет кругозор, развивает профессиональные навыки будущего специалиста: понимание приемов создания гармоничной и целесообразной архитектурной формы, знание законов архитектурной объемно-пространственной композиции, умение гармонично вписать проектируемое сооружение в окружающее пространство с учетом конкретных условий.

Композиция интерьера

Рисование интерьера с натуры поможет студентам приобрести опыт непосредственного визуального восприятия и перспективного построения внутреннего архитектурного пространства, необходимый для профессионального проектирования. Так же обязательно для архитектора умение изобразить проектируемый интерьер по представлению и воображению. Длительный рисунок интерьера в аудитории выполняется с натуры. Во время самостоятельной работы должны быть выполнены зарисовки интерьеров различного функционального назначения с натуры и по представлению.

Зарисовки фигуры человека в одежде

Для выполнения заданий с изображением человека – самой сложной и совершенной формы предметного мира – от студента требуется высокий уровень владения изобразительными средствами рисунка. Главное правило, установившееся в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве с древнейших времен – «человек есть мера всех вещей» - остается неизменным и сегодня, так как именно фигура человека является модулем и эргономическим стержнем в деятельности архитектора и дизайнера. Рисование с натуры, по памяти и представлению фигуры и головы человека поможет студенту глубже узнать и понять функциональную целесообразность их частей, пластические, конструктивные и пропорциональные закономерности, почувствовать красоту и гармоничную взаимосвязанность всех форм, ощутить «человеческий» масштаб. Этот опыт необходим при проектировании архитектурного сооружения. Знание пластики и пропорций фигуры человека студенты углубляют, изучая самостоятельно соответствующие учебные пособия, выполняя зарисовки и копируя анатомические рисунки отдельных частей и общей формы фигуры человека. В аудитории проводятся занятия, во время которых студенты делают быстрые зарисовки фигуры, осваивая приемы и средства изображения пластики и пропорции человека в движении и приемы изображения одежды с характерными складками ткани. В задания для самостоятельной работы так же включаются наброски и зарисовки головы и фигуры человека с натуры.

Аудиторные практические задания

Рисунок дорической капители

Цель задания – развитие навыков линейного построения архитектурной формы, умение использовать светотеневую моделировку формы; знакомство с пропорциями античной и классицистической архитектуры.

Задачи и последовательность выполнения . Требуется выбрать точку зрения, с которой верхняя плита – абака разворачивается под углом к картинной плоскости, избегая положения, при котором левая и правая грани разворачиваются одинаково (под углом 45 0), и скомпоновать изображение, легкими линиями наметив общий силуэт капители. Изображение должно быть вписано в горизонтальный формат. Прежде чем приступать к построению, необходимо проанализировать форму и пропорции капители. Построение удобнее начинать с самой широкой верхней части капители. Это квадратная плита -абака, украшенная сверху полочкой и каблучком и валик – эхин, который представляет собой четверть вала.. Соединяя два элемента – квадратную абаку и круглый эхин, необходимо построить их так, чтобы при любом развороте абаки, эллипс эхина разворачивался по большой оси, имеющей строго горизонтальное положение, при этом середина каждой из сторон квадрата абаки должна совпадать с положением точки, в которой данная сторона касается окружности – верхней границы эхина. Для решения этой задачи удобнее начинать построение с эллипса. Через точно найденный общий центр нижнего квадрата абаки и верхнего круга эхина проводится общая вертикальная ось. Затем нужно с правильной передачей пропорций и перспективных сокращений построить форму нижней цилиндрической части капители, состоящей из трех поясков , шейки и астрагала с выкружкой – переходом от капители к обрубку верхней части колонны. Ствол колонны имеет сложную форму, которая называется энтазис , имеющую утонение кверху. Это плавное сужение можно заметить и в верхней части, примыкающей к капители. Для правильного перспективного построения необходимо точно найти степень раскрытия окружностей горизонтальных сечений на каждом уровне. При этом нужно помнить, что раскрытие горизонтальных плоскостей, расположенных выше плоскости горизонта, увеличивается по мере повышения уровня расположения. Ствол колонны декорирован двадцатью длинными полукруглыми в плане бороздками – каннелюрами, имеющими полукруглые же завершения – арочки. Правильно изобразить их может помочь план ствола колонны. Однако положение точек, перенесенных с плана на перспективное изображение горизонтального сечения ствола, требует некоторой коррекции с учетом перспективных сокращений. При построении деталей важно прорисовывать линейно не только видимые, но и невидимые границы всех элементов прозрачно «насквозь». Это способствует правильному изображению объемной конструкции капители (см. рис. 1.1). На последнем этапе линейного построения прорисовываются мелкие детали и намечаются линии светоразделов собственных и падающих теней. Затем с помощью светотеневой моделировки с использованием заштрихованного фона требуется полностью выявить характер формы с учетом пространственного расположения всех деталей, добиваясь цельности изображения в законченной работе. Примеры выполнения задания показаны на рис. 1.2 и 1.3.

Материал - ватман формата А-3 графитные карандаши 2H-2В.

Время на выполнение задания – 12 ч

А. Б.

В. Г.

Рис.1.1 А - пропорции дорической капители; Б, В, Г – последовательность и приемы построения дорической капители.

Рис. 1.2. Пример выполнения задания 1. Автор Вера Алексеева

Рис. 1.3 Пример выполнения задания 1. Автор Е.Рогожина

Среди моделей для обучения рисованию выделяются классические элементы архитектуры. Особое место занимают ордерные системы, которые возникли еще во времена античности. Для художника они интересны тем, что построены безупречно с точки зрения конструкции, а все детали находятся в определенном порядке. За счет разнообразия форм, изображение ордера станет отличной тренировкой для начинающих художников. По ним можно изучать принципы построения и оттачивать умение изображать различные фигуры на бумаге.

Значимым элементом в ордерной системе является колонна. Верхняя часть украшена капителью. Для рисовальщика именно эта деталь представляет художественный интерес.

При рисовании капители, решаются сразу несколько намеченных целей: студенты учатся строить архитектурные формы, соблюдать пропорции, а также правильно размещать модель на листе.

Виды капители очень разнообразны, но, несмотря на стиль исполнения, в основе все равно находятся стандартные геометрические фигуры. Для изображения этой части колонны, нужны навыки по построению базовых форм в перспективе – квадрата и окружности. При сочетании различных поверхностей образуются фигуры посложнее, поэтому данный вид рисунка относится к разряду наиболее трудных заданий.
Работа над капителью должна строиться по определенной схеме:

  • производится анализ общей формы и составляющих деталей,
  • выбирается наиболее удачный ракурс и расположение на листе,
  • далее идет построение с учетом законов перспективы,
  • потом выделяется объем капители при помощи наложения теней,
  • последним этапом идет анализ с обнаружением недочетов и обобщение всей работы.

Для начинающих художников вначале предлагается создать изображение капители дорического ордера, т.к. именно этот вид является базовым и на его основе были созданы другие типы капители. Это эталон пропорций, с ее помощью можно развить глазомер и изучить законы построения.

Важно сразу правильно расположить модель на листе и найти удачный ракурс. От этого зависит выразительность рисунка и успешность решения поставленной цели с точки зрения композиции.

Начинать построение нужно с изображения общей формы капители. Первым делом определяется главная ось, после чего следует начать строить изображение в перспективе. Во время исполнения рисунка нужно постоянно следить за соблюдением пропорции между его деталями. От правильности определения размеров самой капители, зависит верное соотношение всех ее составляющих. Помимо соотношения частей нужно верно передать объем капители.

Приступая к рисунку, можно начать либо с базы капители, либо с верхнего основания. Следует избегать ошибок при соединении двух элементов. Основную трудность у многих начинающих рисовальщиков вызывает именно вписывание окружности внутрь многоугольника. Поэтому нужно не забывать, что вне зависимости от расположения углов многоугольника, окружность должна оставаться горизонтальной. Центр каждой стороны квадратной базы должен соединяться с окружностью в верхней части колонны. При попытке подгона изображения эллипса к изначально неправильно построенному квадрату, произойдет искажение всех элементов рисунка.

Поэтому лучше начинать с эллипса, а после выстраивать квадратную базу (абаку). После завершения изображения верхних деталей капители можно приступить к рисованию основания колонны с опорой на законы перспективы. При расположении, когда объект находится значительно выше уровня горизонта, окружности в верхней части будут шире тех, что расположены ближе к художнику.
Строение ионической капители более сложное, по сравнению с дорической, т.к. в своей основе оно имеет множество украшений. Эти детали отвлекают взгляд художника от основной конструкции. Ионическая капитель в своем составе имеет три базовых детали: ствол, основание абака и эхин. Что соответствует геометрическим фигурам: цилиндру, квадрату и четвертному валу соответственно.
Элементы декора капители лучше изобразить отдельно. Чтобы точно распределить декоративный орнамент капители, видимую часть вала нужно разметить линиями, не забывая учитывать перспективу и округлость формы деталей. Таким образом, одни линии будут идти по стрелкам, а другие – по ионикам. Теперь нужно нанести контуры декоративных элементов.

Выполняя задание, нужно контролировать соблюдение пропорций отдельных частей в соотношении с целым. После легкими штрихами нужно наметить все эллипсовидные элементы капители. Чтобы правильно построить изображение, наносить следует не только видимые, но и скрытые детали капители, что поможет правильно построить и увидеть объем конструкции.

Если стоит задача изобразить только половину капители, то не следует забывать, что она все же является частью целого. Поэтому для правильности изображения сперва нужно произвести полное построение, а не только той части, которая видна. А после этого этапа уже выделяются видимые элементы в соответствующем ракурсе относительно рисующего.

Для правильного вертикального сечения рисунка нужно разделить окружность и квадрат в основании пополам. После уточнений, невидимую часть конструкции можно ослабить, не стирая полностью, т.к. потом художник может найти ошибки в передаче перспективы.

На одном из последних этапов создания рисунка нужно проверить правильность его исполнения на расстоянии, т.к. не все ошибки можно увидеть при ближайшем рассмотрении. Следует обратить особое внимание пропорции, пространственному расположению и объему, а также форме и характеру изображения.

Только после проведения корректировки рисунка можно начинать формировать объем. Он создается при помощи светотени. Первым делом обозначаются границы затемненных участков, а потом на них наносится тон с постепенной проработкой светотени.

Подобного рода задания лучше чередовать с набросками и рисунками капители по памяти, а также копировать работы именитых художников. На занятиях в художественной студии К.Э. Арутюновой вы сможете научиться приемам рисования любого вида классического ордера. Индивидуальный подход к каждому ученику и возможность построить обучение в зависимости от изначальных умений рисовальщика, поможет быстро освоить необходимые навыки рисования и помочь справиться с поставленными задачами.