Родился коненков. Самый загадочный блогер россии


Сергей Тимофеевич Конёнков родился 28 июня (10 июля) 1874 года в небольшой деревне Караковичи в Смоленской губернии в зажиточной крестьянской семье. Когда ему исполнилось четыре года, семья осиротела, умерла его мать, и мальчик переехал в дом своего дяди. Его первым учителем стал деревенский пасечник, от которого Сергей и перенял тягу к знаниям.

Дядя заметил способности своего племянника и отдал его в прогимназию, которая находилась в уездном городе Рославле. Там впервые и проявились способности Конёнкова к живописи. После окончания курса прогимназии Сергей прожил год в семье знакомых своего дяди, помещиков Смирновых, занимаясь вместе с их сыном с домашними учителями. После выпускных экзаменов в гимназии он поехал в Москву, где поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Однако по результатам вступительных экзаменов юноша был зачислен не на живописное, а на скульптурное отделение. Помощи ему ждать было не от кого, и, чтобы прокормиться, Конёнкову пришлось одновременно с учёбой выполнять различные заказные работы. Одной из них стало оформление фасада дома чаеторговца Перлова. Изготовленные Конёнковым эскизы были использованы и для оформления магазина хлебных изделий Филиппова.

В 1897 году вместе со скульптором П. Клодтом Конёнков совершил путешествие по Германии и Италии, посетил Париж. Во время поездки он не только много рисовал, но и лепил, стремясь освоить манеру лепки мастеров Возрождения. Находясь во Франции, Конёнков посетил мастерскую известного скульптора Родена и был покорён его экспрессивной, модернистской лепкой.

По возвращении на родину, в 1898 году, Конёнков переводит в бронзу свою первую значительную работу - «Камнебоец».

Этот образ - один из наиболее запоминающихся образов человека труда в русской скульптуре.

Выразительная композиция статуи, сильно вылепленные руки и голова дают почувствовать не только изнурительно тяжёлый труд человека, но и его не сломленную никакими лишениями внутреннюю силу. В уверенно проработанных чертах лица «Камнебойца» передано глубокое раздумье, за которым угадывается пробуждение его самосознания.

Поездка за границу имела и другие результаты. Конёнков понял, что ему недостаёт специального образования, поэтому сразу по возвращении приехал в Петербург и поступил в Академию художеств в класс скульптуры, которым руководил известный художник В. Беклемишев.

Однако вскоре у Конёнкова возник конфликт со своим наставником, который не мог примириться с тем, что его ученик находится под влиянием Родена, и Конёнков стал работать самостоятельно. Гораздо больше ему дало общение со скульптором С. Волнухиным и художником А. Куинджи.

Ожесточённую дискуссию в Академии вызвала и выпускная работа Конёнкова - статуя «Самсон». Профессоров смущало, что модернистская трактовка библейского мотива привела к нарушению классических пропорций фигуры. Кроме того, в предложенной Конёнковым фигуре было слишком много экспрессии. Молодого скульптора поддержали только И. Репин и А. Куинджи, они высоко оценили работу Конёнкова. Репин даже опубликовал свой отзыв в печати. Благодаря их поддержке скульптор получил звание свободного художника, хотя совет Академии всё же отказал ему в обязательной заграничной командировке. А во время событий 1905 года администрация Академии даже распорядилась уничтожить эту статую, чтобы не будоражить студентов. Только в 1916 году Конёнков был избран академиком живописи.

1905 год застал Конёнкова в Москве. Скульптор принимал участие в организации боевых дружин и даже сражался на баррикадах Арбата. Это находит отклик в его творчестве. За короткий срок - в 1906 году - он создаёт целую серию портретных произведений: «Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин», «Крестьянин», «Атеист», «Славянин», «Нике».

„Нике" - имя греческой богини победы, - пишет А. А. Каменский, - образ которой запечатлён в древних статуях. Но в данном случае Конёнков не стремился к повторению или варьированию мотивов античной скульптуры (что встретится несколько позже в большой группе его работ). Он воспользовался лишь символикой этого имени, а реальным прообразом скульптуры была, как рассказывает художник, московская ткачиха с Трёхгорки.

Перед зрителем - русская девушка, черты лица которой чрезвычайно далеки от строгих канонов академической „правильности"; нос „уточкой", пухлые щёки, слегка вывернутые губы. Но сколько в этом простом облике пленительной, лучезарной вдохновенности! Чуть запрокинув голову, девушка устремилась вперёд в радостном, возвышенном порыве. Улыбка, светлая и нежная, трепещет на полуоткрытых губах, искрится в чистом, приветливом взоре. Движение головы, певучий ритм мягких теней, оживляющих поверхность мрамора, общая динамика композиции - всё это создаёт впечатление высокого, свободного полёта, парения…

…Конёнковская „Нике" дышит светлой, ясной верой в будущее, к которому устремлены все её чаяния. В пору её создания взволнованные размышления о завтрашнем дне жизни, устремлённость к новым горизонтам захватывали, будоражили, наполняли трепетным, нетерпеливым ожиданием все здоровые силы русского общества.

Своими произведениями скульптор ясно сказал, на чьей стороне его симпатии, куда зовёт его совесть художника-гражданина. В последующие годы Конёнков перешёл от лепки к весьма необычным для скульптуры материалам: он, например, стал использовать дерево, инкрустируя его драгоценными камнями. В 1907 году Конёнков выставил так называемую «Лесную серию» - ряд деревянных изваяний славянских языческих богов. В них художник сочетал архаические мотивы, приёмы примитивной скульптуры и модернистскую экспрессию. В результате каждая скульптура вела как бы игру со зрителем, заставляя его отгадывать сложный ребус, кто же здесь действительно изображён.

В 1912–1913 годах Конёнков, вновь отправляется в путешествие, на этот раз в Грецию, а затем в Египет, где совершенствует свои стилизаторские приёмы и осваивает опыт античных скульпторов.

Из произведений, навеянных поездкой по Греции, выделяются «Эос», «Кора» (обе - 1912), а также «Женский торс» и «Сон» (обе - 1913). Здесь проявляются упорные поиски крепкого, упругого объёма при полной законченности скульптурных форм и реальности самих образов.

Конёнков в русской скульптуре начала XX века вернулся к теме обнажённого женского тела. В его «толковании» это идёт к возвышенному идеалу античности. Если его «Юная» (1916) - это воплощение красоты целомудренной, ещё себя не осознавшей, то в «Женском торсе» (1913) красота предстаёт перед нами зрелой, пышно цветущей. В этот же период Конёнков создал скульптуры «Сон» (1913), «Заря» (1917).

В 1914 году Конёнков работает над «Девушкой» (с поднятыми руками). «Хвала молодости и красоте человека прозвучала в этой прекрасной скульптуре, - отмечает В. Б. Розенвассер. - Гордая своей красотой, девушка стоит, высоко подняв руки, поддерживая ими тяжёлые пряди волос. Плавные линии, мягкое „перетекание" форм, тонко обработанная поверхность дерева и его золотистый тон - всё это хорошо передаёт нежность и возвышенную чистоту юной героини».

В 1916–1917 годах на Пресне прошли три персональные выставки художника. Они стали событием в художественной жизни того времени.

«Возвратившись в Москву, - пишет в своей автобиографии Конёнков, - я снял мастерскую на Пресне, работал много и в этой же мастерской устраивал персональные выставки. В 1916 году на моей персональной выставке было выставлено около 50-ти работ из мрамора и дерева. В этом же году я был избран в действительные члены Академии художеств…

…В 1922 году я женился на студентке юридического факультета Маргарите Ивановне Воронцовой, моей постоянной спутнице и неустанной помощнице».

По возвращении в Россию Конёнков становится одним из популярных скульпторов, а после революции 1917 года пытается найти своё место в новой действительности. Вначале ему это удаётся, и он даже принимает участие в так называемом плане монументальной пропаганды. Однако власти насторожённо приняли его яркие экспрессивные работы, в которых чувствовалось явное влияние эстетики модернизма. По предложению Луначарского Конёнков, только что ставший профессором Вхутемаса, уезжает в Ригу сопровождающим художественной выставки.

Из Риги он вместе с выставкой в 1923 году отправился в Америку, где и остался на постоянное жительство. До 1945 года Конёнков живёт вдалеке от родины. Он работает в Америке и Италии, а основным его жанром становится скульптурный портрет.

Ему позировали знаменитые учёные Дюбуа и Ногучи, звезда Голливуда и театра Айно Клер и многие другие. Большое место в его творчестве продолжали занимать образы русских людей, его выдающихся современников И. П. Павлова, Ф. И. Шаляпина, С. В. Рахманинова.

В 1928 году в Сорренто скульптор работал над портретом А. М. Горького. Вот что писал об этой работе Сергей Тимофеевич: «Я не пытался фантазировать. Мне дорого было в точности запечатлеть облик писателя: типично русское лицо, крутой лоб мыслителя, пронизывающий взгляд, решительно сомкнутый рот, выдающиеся скулы худого лица». Разумеется, «точность», которой добивался в данном случае скульптор, заключалась не в передаче простого портретного сходства. «Горький» Конёнкова - это портрет-характер, это образ большого русского человека.

Одной из лучших и самых известных заграничных работ мастера по праву считается «Писатель Ф. М. Достоевский» (1933). Достоевский, в представлении скульптора, - могучий мыслитель, который, как никто другой, «понимал и ненавидел зло… мог проникнуться людскими страданиями. Большая заслуга - победить зло, но не менее важно вывернуть наружу и показать свету тёмную душу зла».

Как пишет В. Б. Розенвассер:

«Неудивительно поэтому, что и Конёнков изобразил мучительно сгорбленную фигуру писателя и втянутую в плечи голову с высоким костистым лбом. Сходен и жест рук, правда, пальцы здесь не переплетены в „замок", как на живописном портрете. Однако и эти руки, тяжело сложенные, зримо „отгораживают" Достоевского от окружающего мира, оставляя его один на один с его нелёгкими думами. А отсюда и выражение его лица, и взгляд человека, ушедшего в свои мысли».

Если для многих художников достижение сходства - венец исканий, то для Конёнкова - только начало. Повествуя о своём герое, скульптор выделяет и подчёркивает в нём какое-то одно особенно характерное и примечательное качество. Оно и оказывается центральной, сквозной темой портрета.

Вот, к примеру, скульптурный портрет «Ф. И. Шаляпин» (1930).

«Хотя Шаляпин позировал мне, - вспоминает Конёнков, - я не так уж добивался портретного сходства… В своей скульптуре я изваял только голову Шаляпина, но мне бы хотелось передать зрителю и то, что отсутствует в скульптуре, - его могучую грудь, в которой клокочет огонь музыки… Я изобразил Шаляпина с сомкнутыми устами, но всем его обликом хотел передать песню».

В портрете академика И. П. Павлова (1930) развивается другая линия повествования - о мудрости человеческой, о красоте духа - смелого, чистого, дерзновенного.

«В портрете Альберта Эйнштейна удивительным образом смешались черты вдохновенной мудрости и наивного, чуть ли не детского простодушия, - пишет А. А. Каменский. - …Этот портрет в самом высоком смысле слова светоносен - искрятся широко раскрытые, „думающие" глаза, над которыми взлетели ломкие, тонкие брови; ласковостью солнечного полдня веет от тёплой, милой улыбку и даже небрежно разметавшиеся волосы над огромным, морщинистым лбом - будто лучи, несущие потоки радостного света. Живое, безостановочное движение великой мысли и доверчиво-вопрошающее изумление перед раскрывающимися тайнами гармонии бытия запечатлелись на этом потрясающем своей проникновенной выразительностью лице, таком добром, мягком, простом и в то же время озарённом силой и красотой пророческого ясновидения…»

По возвращении в 1945 году в Москву Конёнков был удостоен звания народного художника СССР и первым из работников искусств стал Героем Социалистического Труда. Но награды не могли повлиять на новаторский характер его скульптуры. Одновременно с такими традиционными работами, как бюсты Ленина или передовых колхозников, Конёнков создаёт образы Л. Бетховена и Н. Паганини, которые традиционно считались реформаторами в музыке.

В последние годы жизни художник вновь возвращается к монументальным композициям и восстанавливает свою раннюю работу «Самсон», которая теперь стала называться «Освобождённый человек». Последняя большая выставка мастера была устроена в Москве в начале 1965 года. Она была приурочена сразу к двум юбилеям Конёнкова - девяностолетию со дня рождения и семидесятилетию его творческой деятельности.

На выставке были представлены практически все известные произведения ваятеля. А в предисловии к каталогу выставки известный художник Павел Корин назвал Конёнкова патриархом русского искусства.

Конёнков умер 9 октября 1971 года. Сергей Тимофеевич говорил, что нет большего счастья, чем служить родному народу. Эти слова можно считать девизом всего творчества замечательного русского скульптора.

Его при жизни современники назвали "русский Роден". Популярным скульптор Коненков становится еще до революции. Его работы пользуются спросом у состоятельных людей. Скрипка работы Гварнери стоит немалых денег, тем не менее скрипач Анатолий Микулин продает ее и покупает портрет Баха, выполненный Коненковым. Не отстает и миллионер Рябушинский, он покупает портрет Паганини за немалые деньги. Но, увы, советская критика убрала этот талант с высоты звания русского Родена, посчитав, что вполне достаточно называться народным художником. Познакомимся с Коненковым поближе.

Из биографии скульптора

Коненков Сергей родился 28 июня 1874 года в крестьянской, но не бедной семье, детство прошло в деревне Караковичи. Мама Сергея умерла, когда ему было четыре года. Ребенка забрал к себе его родной дядя. Учиться рисовать маленький Сергей начал у заезжего иконописца. Талантливый ученик рисовал иконы для всей деревни. В красных углах каждого дома висели иконы его работы. Дядя, видя работы своего племянника, отправляет его учиться в гимназию, находившуюся в уездном Рославле. Во время учебы он жил у дядиных знакомых, помещиков Смирновых. С отличием окончив гимназию, Сергей Коненков успешно сдает экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Зачисляют его на скульптурное отделение. Чтобы иметь средства на жизнь и пропитание, будущий скульптор Коненков берет заказы, оформляя фасады домов и магазинов.

Заканчивая учебу в Московском училище, Сергей Коненков выполняет выпускную работу - скульптуру "Камнебоец", за которую получил малую золотую медаль и стипендию имени П. Третьякова. Благодаря ей Сергей Коненков мог ездить в течение года за границу, чтобы знакомиться с работами мастеров Возрождения и работать в мастерских известных в то время скульпторов. Во Франции в мастерской О. Родена Коненкова покоряет экспрессивная и модернистская лепка скульптора.

Манера выполнения работы

Скульптор Коненков по возвращении из заграничной поездки поступает в Академию художеств, в класс, руководимый известным художником В. Беклемишевым. Выпускная академическая работа скульптора Коненкова - статуя "Самсон", в которой он использует модернистскую трактовку библейского мотива, была не с восторгом принята профессорами, привыкшими к классическим формам. Они усмотрели в фигуре Самсона их нарушение и отметили излишнюю экспрессию. Поддержка молодого скульптора была только со стороны И. Репина и А. Куинджи, в отличие от совета Академии. Благодаря им Сергей Коненков получает звание свободного художника. Во время событий 1905 года в Академии распорядились уничтожить изваяние "Самсон", дабы не будоражить им умы студентов.

Последующие годы Коненков создает свои произведения из дерева с инкрустацией его драгоценными камнями. Так рождается серия славянских языческих богов. В работах 1909-1910 годов оживают образы русских сказок и былин из древесного ствола, сучков, наростов и причудливых форм корней. В них есть и примитивная скульптура, и модернистская экспрессия.

Во время путешествия в Грецию и Египет в 1912-1913 годах Коненков совершенствует стилизаторские приемы и знакомится с опытом античных скульпторов. Увлеченность мрамором и обнаженными телами наблюдается в работах Коненкова "Женский торс" и "Сон".

Место скульптора в послереволюционной России

Первые три выставки на Пресне в 1917 году явились открытием талантливого скульптора в художественной жизни Москвы. Скульптор Коненков после революции оказался среди участников создания пролетарской скульптуры. Он был введен в комиссию, занимающуюся уничтожением старых памятников, не отвечавших времени и событиям в стране. Коненков принимает участие в принятом революционном плане монументальной пропаганды. Но "специалисты" от власти очень настороженно отнеслись к ярким экспрессивным работам автора. В 1918 году скульптор в дереве вырезает "Ва-тагу Стеньки Разина".

В 1923 году Коненков едет в Ригу как сопровождающий художественной выставки, а оттуда с выставкой отправляется в Америку. Но на выставку Коненков едет со своей женой Маргаритой.

Личная жизнь

Коненков настолько был увлечен всегда своей работой, что фактов о личной жизни его не очень много даже в его мемуарах. Он был женат на дочери кочегара и фабричной работницы Татьяне Коняевой, было у него двое детей. Но на момент, когда в его жизни появилась Маргарита, он с семьей не жил. Он увидел девушку на фотографии и был поражен ее внешностью и красотой ее рук. По его просьбе, Сергея познакомили с Маргаритой.

С момента знакомства он увлекся этой провинциалкой. На протяжении шести лет она была его и музой, и моделью, и гражданской женой. Скульптор Коненков был настолько влюблен в Маргариту, что другой модели своих ваяний он не представлял. Он предложил зарегистрировать официально их брак, но было отказано в руке дочери родителями Маргариты. Их смущала разница в возрасте в 22 года. Но в 1922 году Маргарита и Сергей стали супругами.

Жизнь в Америке

Уехав в Америку с выставкой, Сергей Коненков не вернулся на Родину. Он не ругал советскую власть, а задержку в Америке объяснял загруженностью огромным количеством заказов и тем, что не успел вовремя подать документы на оформление выезда. Шли недели и годы, а Коненков продолжал работать за границей. Маргарита, жена Коненкова, сделала мужа за границей популярным портретистом. Она обеспечивала ему дорогие заказы и бесконечные выставки.

В 1933 году по заказу дирекции Института передовых технологий Принстона скульптор Коненков выполняет портрет Альберта Эйнштейна. В это время жена Коненкова сблизилась с Эйнштейном, и если бы в 1945 году чета Коненковых не вернулась в СССР, возможно, она бы ушла к известному физику. О жизни за границей Коненков даже в своих мемуарах упоминает мельком. Остается догадываться, почему.

Оперативные дела пребывавших в течение двух десятилетий в Америке Коненковых не рассекречены, но по многим фактам из жизни супругов за границей понятно, что миссия у них была, по крайней мере у Маргариты. По распоряжению Сталина, в 1945 году за ними в Америку был отправлен зафрахтованный пароход для перевозки в Россию всех работ и имущества Коненкова. В Москве они с женой получили квартиру и большую мастерскую на улице Горького. По приезде скульптор был удостоен звания Народного художника СССР.

Последние годы жизни Коненков посвятил монументальным композициям и восстановлению своей выпускной работы "Самсон". Последняя выставка работ Коненкова прошла в 1965 году в Москве. Умер Сергей Коненков в 1971 году. В 1974 году к столетию со дня рождения был открыт музей скульптора Коненкова, включающий в свою экспозицию мастерскую и комнаты второго этажа. В настоящее время в залах музея выставляют свои работы молодые скульпторы и художники.

Русский Роден

Конёнков Сергей Тимофеевич
10 июля 1874 - 9 октября 1971

Корин Павел Дмитриевич. Портрет скульптора Сергея Конёнкова
Колоритная внешность знаменитого скульптора давала богатую пищу для творческой фантазии художника. Корин воплотил на холсте образ исключительной психологической напряженности. Пластичный объем головы, решительная поза, ярко светящиеся глаза, над которыми нависли кустистые брови, распущенные волосы, словно их разметал ветер, — все это говорит о человеке ярком и необыкновенном. Горящие краски полотна, необычное освещение создают фантастическую игру света и тени, повышенную динамичность.
Биография скульптора здесь -
В своём творчестве Конёнков прошёл периоды увлечения творчеством Микеланджело, античностью, народной деревянной скульптурой.
Его первое крупное произведение — дипломная статуя «Самсон, разрывающий узы» (1902 г.) — по замыслу близко к «Скованному рабу» Микеланджело.

С.Т. Конёнков. Самсон, разрывающий узы.
Работа вызвала возмущение Совета академии. «...Обострённая экспрессивность и динамика моей скульптуры ничего общего не имела с установками академии, предпочитавшей „тишь да гладь" — жанровость сюжетов, привычность, вылизанность форм... — вспоминал мастер. — Академистов смущало, что я нарушил обычные пропорции. Они „вершками" измеряли мою работу, не вникая в её смысл. Я неплохо знал анатомию и в тех случаях, когда „нарушал" её, делал это сознательно, по праву творца на художественную гиперболу».Заступничество Куинджи, яростная защита дипломной работы скульптора Репиным, одобрительные слова профессора Матэ и голосование «за» Беклемишева определили решение совета в пользу Коненкова большинством всего в один голос. Ни о какой заграничной командировке не могло быть и речи. Коненков уехал в Москву, а над статуей «Самсона», как ему стало известно много лет спустя, была учинена настоящая расправа. Толпа служителей вынесла гипсового гиганта из здания академии. «Самсона» пронесли мимо древних сфинксов. Дворники тяжелыми молотками стали крушить скульптуру. Остатки «Самсона» отвезли на свалку. Все это происходило на глазах и под руководством маститых чиновников академии. К теме «Самсона» скульптор возвращался не единожды. И если в начале своего творческого пути он показал исполина, только стремящегося разорвать узы, то пришло время показать Самсона, который, победив страдания, разорвал цепи рабства и распростер свои руки навстречу свободе и грядущему.

С.Т. Конёнков.Самсон 1957 г. Гипс. Москва, Центральный выставочный зал
Самсон предстает перед нами на фоне молнии, символизирующей очистительную грозу революции. Самсон потряс устои старого мира. Валяется поверженный в прах отвратительный хищный золотой телец с папской тиарой на голове. Рушатся цепи рабства, цепи колониализма. "Весь мир насилья мы разрушим!"
У ног Самсона десятиструнная арфа, символ музыки революции и мировой гармонии, к которой вместе со всем человечеством идет Самсон - Человек солнца! Особое место в творчестве Конёнкова занимала тема музыки. Одним из его любимых персонажей был Никколо Паганини.

С.Т. Конёнков.«Паганини». Мрамор. 1908 г.
Мраморный портрет выдающегося итальянского композитора и скрипача мастер выполнил в 1908 г. Гениальный итальянский музыкант увлек ваятеля своей огненной музыкой, бурным творческим размахом, неукротимым духом своего искусства. Мастер изобразил Паганини, прижимающим к плечу скрипку в момент наивысшего творческого напряжения. Имя Паганини стало символом мятежного и свободного духа. Позднее несколько раз в разных вариантах скульптор возвращается к образу Паганини.





С.Т. Конёнков.Паганини. 1956 г. Дерево
Конёнков восхищался творениями Иоганна Себастьяна Баха и долго, мучительно искал тот пластический образ, который смог бы передать величие гения и глубину его произведений. И вот однажды (было это в 1910 г.) в куске мрамора, стоявшем в углу мастерской, скульптор, по его словам, вдруг увидел лицо Баха. Он водрузил глыбу на станок и много часов без перерыва работал над портретом. «Мой резец словно вела его музыка», — рассказывал Конёнков.


С.Т. Конёнков.«Иоган Себастьян Бах». Мрамор. 1910. Собрание Н. Ф. Микули. Москва.
В 1909—1910 годах в творчестве Конёнкова оживают об¬разы русских сказок, былин и сохранившейся в крестьян¬ских поверьях языческой мифологии. Работая над сказочными и фольклорными образами, знакомыми ему с детства, Конёнков обращался к необычным материалам, например к инкрустации дерева цветным камнем, их формы скульптор находил и выявлял в самой структуре древесного ствола, в причудливых извивах корней, в сучках и наростах.

С.Т. Конёнков.«Старичок-полевичок» (1910)

С.Т. Конёнков. Стрибог. ГТГ. 1910г..

С. Конёнков. Род 1874 г. "Лесовики


Сергей КонЁнков. «Лесовик» 1909
Конёнков достиг больших успехов как мастер-портретист. Его творения в этом жанре отличаются многообразием и неоднозначностью характеристик, несмотря на традиционную, довольно реалистическую манеру.

Портрет Ф. И. Шаляпина. 1952 г. Мрамор. (Скульптура выполнена в гипсе в 1930 г.)
В портрете Ф. Шаляпина мы ощущаем величие духа, пламенный темперамент и подлинный артистизм гениального русского певца.
«Песню и музыку нельзя вылепить в буквальном смысле этого слова. Но в белокаменной глыбе мрамора - своя музыка. Ее надо только вызвать и оживить. В своей скульптуре я изваял только голову Шаляпина, но мне бы хотелось передать зрителю и то, что отсутствует в скульптуре, - его могучую грудь, в которой клокочет огонь музыки. Шаляпин - властитель. Голос был ему послушен, как скульптору мрамор» , так описывал Коненков свою работу над портретом Шаляпина.

Портрет И. П. Павлова. 1952 г. Мрамор. (Скульптура выполнена в гипсе в 1929 г.)
В портрете И. П. Павлова нас захватывает красота человеческой мысли, неиссякаемой мудрости. «Я встретился с ним летом 1929 года в Нью-Йорке. С первой же встречи ученый поразил меня своей простотой и непосредственностью. У меня сразу же появилось ощущение, будто я давным-давно знаю этого человека. Недаром говорят, что глаза - зеркало души человека. А глаза академика Павлова ярко выражали всю его пытливость и проникновение в глубину жизни»-, так передал скульптор свои впечатления от встречи с выдающимся ученым.

С. Т. Конёнков. Портрет Ф.М. Достоевского
Но, пожалуй, нигде Конёнков не достигал такой глубины психологической характеристики, как в портрете Ф. Достоевского, одной из лучших работ мастера. Сложность, противоречивость творчества русского писателя, его мучительные сомнения и раздумья, поиски выхода, трагическая обреченность и вместе с тем сильная воля, ясный ум — все это выражено в портрете.
Конёнков не случайно избрал полуфигурную композицию. Здесь все несет смысловую нагрузку — и поза, и опущенные ссутулившиеся плечи, и особенно руки, передающие жест отчаяния и безысходности.


С.Т. Конёнков. Автопортрет
Высшим достижением художника в портретном искусстве явился его замечательный «Автопортрет», за который в 1957 году он был удостоен Ленинской премии. Человек огромного творческого горения, взлета фантазии, вдохновенной мысли предстает перед нами в его «Автопортрете». Гордо приподнята голова, вдаль устремлен взор, развеваются волосы. Для портрета характерны широта, размах, величавость. Это творец, художник-гражданин, сын своего народа.
Коненков так рассказывал о своем замысле: «Когда в тиши своей мастерской я работал над «Автопортретом», относясь к этому, как к глубокому раздумью, я думал не только о портретном сходстве, а прежде всего хотел выразить свое отношение к труду и искусству, свое устремление к будущему, в царство постоянной правды и справедливости»!.
Конёнкову удалось создать в «Автопортрете» глубоко типический образ художника-современника, человека высокого накала чувств и сильных страстей. «Автопортрет» достойно венчает серию скульптурных работ художника, посвященную людям искусства.

Иисус Христос (С. Конёнков). Оказавшись в 1924 году в Нью-Йорке, Коненков достаточно быстро снискал славу лучшего портретиста Америки и вскоре смог жить, не меняя московских привычек. По пуританскому Бродвею он расхаживал в косоворотке, с неизменным котом Рамсесом на плече и в сопровождении молодой супруги, ногти которой вызывающе отливали изумрудным перламутром. А его нью-йоркская мастерская вскоре получила такую же экстравагантную популярность, как и флигель на Пресне. Все изменилось буквально в один день, в начале 30-х, когда супруга Коненкова Маргарита привела в мастерскую некоего Тихона Шмелева, члена общества "Ученики Христа ", основанного в начале XX века Чарльзом Тейзом Расселом. После этого непримечательного события неожиданно для всех Сергей Коненков отказался от многих выгодных заказов и на долгие десять лет практически отгородился от общества. Именно в эту пору появляются первые коненковские изображения Христа, пророков и апостолов, а также эскизы к космогониям.

С.Т.Конёнков. Христос, идущий по водам. 1935г.



Сергей Конёнков. «Христос» Гипс тонированный 1933
Совершенно особенная страница в жизни знаменитого скульптора - его женитьба на Маргарите Ивановне Воронцовой.
Знаменитый скульптор Сергей Коненков влюбился в свою будущую жену Маргариту по...фотографии:«Девушка на фотографии была так прекрасна, что показалась мне творением какого-то неведомого художника. Особенно прекрасен был поворот головы. И руки - необыкновенно красивые руки, с тонкими изящными пальцами были у девушки на фотокарточке. Таких рук я не видел никогда!».

Двадцатилетняя Маргарита Воронцова.фото
Знакомство состоялось, и Конёнков увлёкся этой девушкой из провинции, хотя и был старше ее на 22 года. Маргарита вскоре переступила порог его мастерской и на шесть следующих лет стала его музой, моделью и гражданской женой. Родители отказали в руке дочери маститому художнику из-за большой разницы в возрасте. Но в 1922 году Маргарита Ивановна и Сергей Тимофеевич все-таки стали официально мужем и женой.

Портрет Маргариты Конёнковой (дерево). 1918 год.

"Магнолия" — последний портрет Маргариты Конёнковой в стиле ню. Этой женщиной был очарован знаменитый Альберт Эйнштейн, и, возможно, они объединили бы свои судьбы, если бы Сергея Конёнкова срочно не отозвали на родину, но это тема другого поста.


Кресла из пней. Работа С. Т. Конёнкова
Конечно, я только прикоснулась к творчеству знаменитого скульптора, чтобы вспомнить о нем в связи со 140 годовщиной со дня его рождения. При желании можно открывать страницы его жизни и творчества, где Сергей Тимофеевич Конёнков предстанет перед вами человеком ярким и необыкновенным.
Галерея его работ -

Художник Сергей Тимофеевич Коненков - скульптор могучего и самобытного таланта много десятилетий служил родному искусству, составил его славу и гордость. Высокая одаренность, трудолюбие, сила характера позволили выходцу из крестьянской семьи успешно овладеть секретами мастерства в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Петербургской Академии художеств.

Через всё творчество Конёнкова проходит тема музыки. Он создал многочисленные портреты певцов, музыкантов, композиторов: Шаляпина, Рахманинова, Микули, Ромашкова, Плевицкой, Неждановой, Баха, Паганини.

01. Паганини


С. Т. Коненков был непосредственным участником первой русской революции 1905 года и в своих произведениях, таких как "Камнебоец", "Нике", "Славянин", воплотил свою высокую мечту о свободном человеке. Тогда же он создал удивительно поэтичные произведения, навеянные русскими сказками, былинами, народными преданиями, проникновенные и исполненные гармонии женские образы. С.Т.Коненков выполнил мемориальную доску памяти павших героев революции, установленную на Красной площади. На ее открытии в 1918 году выступил с речью В. И. Ленин.

02. Портрет М.И.Конёнковой

03. "Магнолия"

Вся мебель гарнитура Конёнкова представляет собой прежде всего сказочные образы: кресло в виде лебедя, грациозно согнувшего шею; столик с сидящей на ней белочкой; удав, свернувший гибкое тело кольцами и ставший креслом.

04.

05. Кресло С.Т.Конёнкова

06.

Являясь выдающимся портретистом, С. Т. Коненков создал галерею портретов современников, а также великих представителей культуры прошлого. Таковы глубоко психологические, острые по характеристике, прекрасные по мастерству портреты Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, М. П. Мусоргского, и другие образы, покоряющие прелестью юности - "Марфинька", "Ниночка", "Русская красавица", "Девушка в венке" и многие другие. С.Т. Коненков является автором ряда замечательных произведений монументально-декоративной скульптуры, таких как: фигурный фриз для института геохимии В.И.Вернадского АН СССР в Москве, фронтона Музыкально - драматического театра в Петрозаводске, фигурной композиции из дерева "Рунопевец" в павильоне Карельской АССР на ВДНХ.

07. Портрет А.С.Пушкина

08. А.Эйнштейн

09. С.В.Рахманинов

10. "Весь мир насилья мы разрушим"

11. Тесная дружба связывала С.Т.Конёнкова с писателем Михаилом Пришвиным. Как-то, в разговоре с женой, Пришвин, уже серьёзно больной человек,видимо, предчувствуя скорый конец, выразил желание, чтобы Конёнков создал на его могиле памятник. Когда писателя не стало, его вдова рассказала об этом разговоре Сергею Тимофеевичу. Конёнков воспринял эти слова как последнюю волю покойного, и вскоре для могилы Пришвина был им изваян в камне памятник "Птица Сирин". "Птица Сирин в древней русской мифологии - птица счастья. Когда я думал о памятнике поэту природы, то ясно представлял себе: ведь каждая строка Пришвина вечно будет дарить людям счастье", - так объяснял Конёнков причину, побудившую его обратиться к этому символу создания намогильного памятника. Один из его вариантов находится в экспозиции музея.

12.

13. Христос

14. Портет С.Н.Базальянц

15. Символическая композиция

16. Эскиз к оформлению Музыкально - драматического театра в Петрозаводске

17. М.И.Конёнкова

18. "Лесной старичок"

19. Н.В.Гоголь

20. "Юность"

21. "Балерина"

22. Христос

23. Альберт Эйнштейн

24. Женщина в руссом сарафане (Портрет певицы Н.В.Плевицкой)

25.

Постоянная выставка С.Т.Конёнкова проходит в Мемориальном музее-мастерской С.Т. Коненкова

Адрес: Тверская, 17
Цена: 40 р., фотографирование - 10 р. Плюс вам дадут бесплатно совершенно замечательную брошюру о творчестве С.Т.Конёнкова

1916 год) и АХ СССР (1954 год), народный художник СССР (1958 год). Ге-рой Социалистического Тру-да (1964 год).

Учил-ся в МУЖВЗ (1892-1896 годы) у С.М. Вол-ну-хи-на, С.И. Ива-но-ва; ра-бо-тал в мас-тер-ской П.П. Тру-бец-ко-го. В 1897 году по-слан в учеб-ную по-езд-ку, по-се-тил Бер-лин, Дрез-ден, Па-риж и го-ро-да Ита-лии. Ис-пы-тал влия-ние О. Ро-де-на и его шко-лы, а так-же от-час-ти А. фон Хиль-деб-ран-да. Про-дол-жил обу-че-ние в пе-терб. АХ (1899-1902 годы) у В.А. Бек-ле-ми-ше-ва; зва-ние ху-дож-ни-ка по-лу-чил за ком-по-зи-цию «Сам-сон» («Раз-ры-ваю-щий узы»; не сохр.). С 1902 года жил в Мо-ск-ве; при-ни-мал уча-стие в Де-кабрь-ском воо-руженном вос-ста-нии 1905 года. Член Но-во-го общества ху-дож-ни-ков (1908 год), Сою-за рус-ских ху-дож-ни-ков (1909-1915 годы), объ-е-ди-не-ния «Мир ис-кус-ст-ва» (1917-1923 годы). В 1912 году со-вер-шил по-езд-ку в Тур-цию, Гре-цию и Еги-пет.

Ав-тор многих порт-ре-тов: «Мыс-ли-тель» (1898 год, ГРМ), «Ни-ке» (порт-рет Т.Я. Ко-няе-вой, 1906 год, ГТГ), А.П. Че-хо-ва (1908 год, Дом-му-зей А.П. Че-хо-ва, Мо-ск-ва; все - мра-мор), ска-зи-тель-ни-цы М.Д. Кри-во-по-ле-но-вой (де-ре-во, 1916 год, ГТГ); ря-да «ро-ман-ти-зи-ро-ван-ных» порт-рет-ных изо-бра-же-ний в гип-се, де-ре-ве и мра-мо-ре (Н. Па-га-ни-ни, 1906, 1915 годы, и др.; Ф.М. Дос-то-ев-ский, 1924, 1933 годы, и др.; «Де-мон», 1936-1938 и 1955 годы).

Од-ним из пер-вых С.Т. Конёнков об-ра-тил-ся к народной ху-дожественной тра-ди-ции скульп-ту-ры из де-ре-ва, вос-соз-дав фан-та-стический мир ска-зоч-ных су-ществ: «Ве-ли-ко-сил» (1909 год, Ху-дож. му-зей, Ниж-ний Нов-го-род), «Ста-ри-чок-по-ле-ви-чок» (1910 год, ГТГ), «Ве-щая ста-руш-ка» (1916 год, Ху-дожественный му-зей Бе-ло-рус-сии, Минск), «Ле-со-вик» (1917 год, Му-зей ис-кусств Рес-пуб-ли-ки Ка-зах-стан, Ал-ма-Ата) и др. Иным на-прав-ле-ни-ем твор-че-ст-ва С.Т. Конёнкова ста-ла стро-гая «ан-ти-ки-зи-рую-щая» пла-сти-ка ра-бот в мра-мо-ре: «Ко-ле-но-пре-кло-нён-ная» (1907 год, ГТГ), «Ко-ра» (1912 год, ГРМ), «Вакх» (1916 год, Ме-мо-ри-аль-ный му-зей-мас-тер-ская С.Т. Конёнкова, Мо-ск-ва) и др. Ис-пол-нял мо-ну-мен-таль-но-де-ко-ра-тив-ные ра-бо-ты (в т. ч. скульп-тур-ное оформ-ле-ние ка-фе-кон-ди-тер-ской Фи-лип-по-ва на Твер-ской ул. в Мо-ск-ве, 1905 год).

По-сле 1917 года С.Т. Конёнков при-ни-мал ак-тив-ное уча-стие в осу-ще-ст-в-ле-нии Мо-ну-мен-таль-ной про-па-ган-ды пла-на, был од-ним из ор-га-ни-за-то-ров и пред. Московского профессионального сою-за скульп-то-ров-ху-дож-ни-ков (1917-1919 годы); сто-ял у ис-то-ков советского мо-ну-мен-таль-ной скульп-ту-ры. Соз-дал ме-мо-ри-аль-ную дос-ку «Пав-шим за мир и брат-ст-во на-ро-дов» для Се-нат-ской баш-ни Моск. Крем-ля и ком-по-зи-цию «Сте-пан Ра-зин со сво-ей дру-жи-ной» для Крас-ной пл. (де-ре-во, 1919 год; обе - ГРМ).

В конце 1923 года С.Т. Конёнков был ко-ман-ди-ро-ван в США для уча-стия в вы-став-ке русского и советского искусства; до 1945 года жил в Нью-Йор-ке. В 1928-1929 годы со-вер-шил по-езд-ку в Ита-лию, где встре-чал-ся с М. Горь-ким и ис-пол-нил его порт-рет; сре-ди др. про-из-ве-де-ний С.Т. Коненкова - порт-ре-ты Л.Н. Тол-сто-го (де-ре-во, 1924 год), С.В. Рах-ма-ни-но-ва (брон-за, 1925 год, Стей-ну-эй-холл, Нью-Йорк), Ф.И. Ша-ля-пи-на (гипс, 1925 год, Ме-мо-ри-аль-ный му-зей-мас-тер-ская С.Т. Конёнкова, Мо-ск-ва), А. Эйн-штей-на (брон-за, 1936-1938 годы, Прин-стон-ский университет), А. Тос-ка-ни-ни (де-ре-во, 1941-1942 годы, ча-ст-ное со-б-ра-ние, Нью-Йорк). К американскому пе-рио-ду твор-че-ст-ва от-но-сят-ся ри-сун-ки С.Т. Конёнкова на биб-лей-ские те-мы. Во вре-мя Второй ми-ро-вой вой-ны С.Т. Конёнков был чле-ном Комитета по-мо-щи Рос-сии.

В 1945 году С.Т. Конёнков вер-нул-ся в Рос-сию. Про-дол-жал ра-бо-тать в об-лас-ти пси-хо-ло-гич. порт-ре-та (В.И. Су-ри-ков, 1946 и 1964 годы; В.В. Мая-ков-ский, 1947 и 1961 годы; ав-то-порт-рет, мра-мор, 1954 год, ГТГ, и др.); соз-да-вал па-мят-ни-ки (хи-рур-гу А.В. Виш-нев-ско-му, брон-за, 1950 год; М.Н. Ер-мо-ло-вой, мра-мор, 1955 год, оба - в Мо-ск-ве), мо-ну-мен-таль-но-де-ко-ра-тив-ную скульп-ту-ру (скуль-п-тур-ный ан-самбль Музыкально-дра-ма-тического те-ат-ра в Пет-ро-за-вод-ске, 1953-1954 годы), сим-во-лические об-ра-зы, воз-вра-ща-ясь к те-мам ран-не-го твор-че-ст-ва [«Ос-во-бо-ж-дён-ный че-ло-век» («Сам-сон»), 1947 год, ГРМ].

Творческие уст-рем-ле-ния С.Т. Конёнкова свя-за-ны с пре-одо-ле-ни-ем на-ту-ра-лиз-ма и ака-де-миз-ма XIX века, от-сю-да - об-ра-ще-ние к греческой ар-хаи-ке и народному искусству, ра-бо-те в твёр-дом ма-те-риа-ле (де-ре-во, ка-мень); ги-пер-бо-ли-за-ция, экс-прес-сив-ность фор-мы, по-вы-шен-ная эмо-цио-наль-ность об-раз-но-го строя. Нео-ро-ман-тическим и не-оклас-сическим тен-ден-ци-ям С.Т. Конёнкова при-дал яр-ко вы-ра-жен-ный национальный ха-рак-тер. Пре-по-да-вал во Вху-те-ма-се и сту-дии Про-лет-куль-та в Мо-ск-ве (1918-1922 годы), ока-зал влия-ние на В.Н. До-мо-гац-ко-го, Г.И. Мо-то-ви-ло-ва.

Ле-нин-ская премия (1957 год). На-гра-ж-дён ор-де-на-ми Ле-ни-на (1956, 1964 годы). В 1974 году в Мо-ск-ве от-крыт Ме-мо-ри-аль-ный му-зей-мас-тер-ская С.Т. Ко-нён-ко-ва.

Сочинения:

Вос-по-ми-на-ния. Ста-тьи. Пись-ма. М., 1984-1985. Кн. 1-2.