Эскимосы традиции и обычаи детям. Опыт изучения жизни и быта эскимосов


В давние времена в некоторых поселениях Камчатки особой честью для дома считалась ночь, проведенная гостем с женой хозяина. Дама, к слову, пыталась обольстить гостя всеми возможными способами. И если ей удавалось еще и забеременеть, то это праздновали всей деревней. Что было, конечно, разумным - свежие гены. Подобные традиции не редкость: эскимосы и чукчи, например, тоже пользовались красотой своих жен на благо клана. Они давали их «попользоваться» мужчинам, которые шли на промысел. Ну а на Тибете и вовсе считалось, что если гостю понравилась чужая жена, на то воля высших сил и противиться им ну никак нельзя.

О причудах

Например, на Тибете девушка считалась завидной невестой только тогда, когда она сменила десяток–другой партнеров. Девственницы, как видите, в стране Далай–ламы не были в почете. А вот бразильцы из племени топинамба шли на впечатляющие жертвы, чтобы понравиться своим дамам. Дело в том, что девушки находили достойными своего внимания только огромные половые органы. Для этого мужчины подставляли пенисы ядовитым змеям, после укусов которых мужские достоинства соответствовали ожиданиям взыскательных женщин топинамба.

Тренировкой интимных мышц девушки занимались с незапамятных времён. Известно, что жёны и наложницы китайского императора тренировали вагинальные мышцы с помощью нефритовых яиц. Согласно легендам, они умели управлять своими вагинальными мышцами настолько искусно, что могли довести мужчину до оргазма, сохраняя неподвижность.
Способность расширять вход влагалища позволяла «поглощать» довольно крупные предметы, например яблоки. А волнообразное сокращение мышц от сводов ко входу позволяло выбрасывать вложенные во влагалище предметы иногда на значительные расстояния.

В Японии и Корее существовала любопытная практика усиления мужского оргазма. Чтобы сделать его более ярким и запоминающимся, достаточно укола в пах золотой иглой, гласят восточные традиции. Жители Тробрианских островов были весьма изобретательны в постельных утехах. Чего стоит только привычка к обгрызанию ресниц партнера, это считается их традиционной лаской. Хотелось бы увидеть зубы этих затейников, ведь, чтобы перегрызть ресницу, зубы должны быть как минимум острыми.

А вот искушенные в любви индусы имели куда больше вариантов экстремальных развлечений такого рода. Например, их трактаты об искусстве любви учили использовать "ападравиа" - мужской пирсинг из золота, серебра, железа, дерева или рогов буйвола! А прадедушка современного презерватива "ялака" - пустая внутри трубка с пупырышками снаружи - тоже придуман в Индии.

Любители острых ощущений в сексе из племени батта с острова Суматра имели традицию засовывать камешки или кусочки металла под крайнюю плоть. Они полагали, что так смогут доставить партнерше гораздо больше удовольствия. Аргентинские индейцы тоже имели в своем арсенале похожую идею. Они прикрепляли на фаллос кисточки из конского волоса. Страшно подумать о гигиеничности встреч с такими молодцами.

Интересно повышали свою привлекательность жительницы Танзании. Они не украшали себя и не наряжались. Они крали у вожделенного мужчины… мотыгу и сандалии! В тех краях перечисленные вещи имеют особую ценность, поэтому мужчине волей–неволей приходилось идти вызволять имущество, а там - чем черт не шутит.

А что же наши соотечественники? В давние времена в некоторых поселениях Камчатки особой честью для дома считалась ночь, проведенная гостем с женой хозяина. Дама, к слову, пыталась обольстить гостя всеми возможными способами. И если ей удавалось еще и забеременеть, то это праздновали всей деревней. Что было, конечно, разумным - свежие гены. Подобные традиции не редкость: эскимосы и чукчи, например, тоже пользовались красотой своих жен на благо клана. Они давали их «попользоваться» мужчинам, которые шли на промысел. Ну а на Тибете и вовсе считалось, что если гостю понравилась чужая жена, на то воля высших сил и противиться им ну никак нельзя.

Япония - подползай и «йобай»

Древняя сексуальная традиция с поэтическим названием «йобай» просуществовала в японской глубинке вплоть до конца XIX столетия. Суть обычая «крадущийся в ночи» (приблизительный перевод), заключалась в следующем: любой молодой человек под покровом ночи имел право проникнуть в дом к незамужней барышне, влезть к ней под одеяло и, если избранница была не против, заняться непосредственно восхитительным «йобай». На русском языке, правда, звучит не как название традиции, а больше как призыв к действию.

Если японская девушка попадалась несговорчивая, то расстроенному юноше приходилось отправляться восвояси. Как и любая традиция, обычай «йобай» регулировался строгими правилами. Потенциальный любовник должен был идти на романтическое свидание абсолютно голым, так как ночной визит одетого мужчины считался грабежом и мог закончиться для него плачевно. Однако парень имел право прикрыть лицо и предстать перед девушкой в роли прекрасного незнакомца. Такие вот японские ролевые игры.

Тибет – путешествие в один конец

Когда-то в Тибете приезжих мужчин встречали с неподдельным радушием. В путевых заметках знаменитого путешественника Марко Поло рассказывается про местную сексуальную традицию, которая предписывала всем молодым девушкам до свадьбы совокупиться не менее чем с двадцатью разными мужчинами. То ли мужчин в Тибете было мало, то ли свежая девчатина по обычаю предназначалась исключительно чужеземцам, но путешественники ценились здесь на вес золота. А тех бедолаг, кто не мог за себя постоять, половые аферистки буквально «рвали как Тузик тапки». Поэтому путешествие на Тибет для некоторых наших собратьев становилось последним.

Южная Америка – индейское бабформирование

Сексуальные традиции племени кагаба могут навсегда отбить желание у мужчины добросовестно исполнять свой супружеский долг и заводить потомство. Представители сильной половины племени ужасно боятся женщин. Всё дело в странном ритуале посвящения юношей в мужчин: свой первый сексуальный опыт молодой индеец кагаба обязан приобрести с самой пожилой дамой рода. По этой причине в супружеских отношениях мужчина безынициативен, а если жена намекает на близость, то он предпочитает трусливо скрываться в джунглях в заранее оборудованном для таких целей бункере (типа - на охоту поехал).

Бывает, что в холостяцкой берлоге одновременно прячется несколько беглецов. Тогда женская половина племени снаряжает поисковую экспедицию. Ролевые игры в раба и госпожу всегда заканчиваются предсказуемо. Неудовлетворённые жёны прочёсывают джунгли, пока не обнаружат схрон и не вернут своих благоверных в лоно семьи.

Африка – пищевые предпочтения

Кому интересны военные парады? Разве только военным, а простой народ требует хлеба и зрелищ. Король Свазиленда точно знает, как сделать для своих подданных праздник души, и поэтому каждый год устраивает грандиозное шествие девственниц. Тысячи соблазнительных полураздетых красоток бодро маршируют перед монархом. В Свазиленде стало доброй сексуальной традицией, когда король выбирает из участниц парада новую супругу, а каждая несостоявшаяся жёна награждается большой миской еды. И поверьте, по здешним критериям это королевский подарок!

В конце 1940-х годов немецкий гинеколог Эрнст Графенберг обнаружил у подопечных новую эрогенную зону. Она располагалась на верхней стенке влагалища и была размером с горошину. Графенберг описал её в научной статье «Роль уретры в женском оргазме» (1950). То ли тираж этой публикации оказался слишком мал, то ли заглавие не вдохновило широкую общественность, но до начала 80-х годов даже Cosmopolitan упорно игнорировал открытие Графенберга.
Понадобился писательский талант сексологов Элис Ладас, Беверли Уиппл и Джона Перри, чтобы о новом источнике наслаждения узнал весь мир. Их книга «Точка джи и другие открытия в сексуальности человека» (1982) стала бестселлером и была переведена на 19 языков.

В племени баганда (Восточная Африка) существует поверье, что секс непосредственно на сельскохозяйственных угодьях значительно повышает их плодородность. Кстати, такая сексуальная традиция была присуща многим народам. Однако туземцы не устраивали пошлые оргии на грядках подорожника (главная кормовая культура багандийцев). Для проведения ритуала выбирали семейную пару – родителей близнецов. Мероприятие проводилось на поле вождя племени и заключалось в следующем: женщина ложилась на спину, в её влагалище помещали цветок подорожника, а мужу нужно было его достать без помощи рук, пользуясь только половым членом. Согласно обычаю демонстрировать чудеса эквилибристики семье агрономов приходилось лишь на поле вождя. На огородах своих соплеменников играть в ролевые игры не требовалось, достаточно было немного потанцевать.

Сексуальные традиции народов мира существуют разные, как и стандарты красоты. Разве может женщина из долины реки Замбези считаться привлекательной, если у неё во рту полно зубов, как у крокодила? Чтобы стать красивой, девушке племени батока необходимо было выйти замуж. В первую брачную ночь удовлетворённый супруг превращал «некрасивую» девушку в женщину-красавицу, выбивая ей передние зубы. Такой обычай, сопровождающийся нехитрой пластической операцией, делает женщину батока счастливой и лучезарная улыбка никогда больше не покидает её лицо.

Месопотамия – храмовая проституция

Каждая жительница древнего Вавилона должна была совершить жертвоприношение богине любви Иштар. Для исполнения ритуала дамочка шла в святилище богини, садилась на видном месте и ждала, когда её выберет незнакомый мужчина. Клиент давал избраннице монетку, после чего они отправлялись в какой-нибудь укромный уголок, где и совершали щедрое жертвоприношение.

Достаточно было одного раза. Однако некоторые особо ревностные вавилонянки постоянно практиковали подобные ролевые игры, предлагая незнакомцам интересный отдых за деньги, которые шли потом на нужды храма. Покидать его территорию до окончания ритуала было нельзя, поэтому симпатичная девушка «отстреливалась» быстро, а неказистой барышне приходилось ждать своего принца долго, иногда даже годами! Жилье и пропитание предоставлялось. Похожие сексуальные традиции существовали на Кипре, а жертву греческие девушки приносили богине Афродите.

Россия – страна советов

Семейная жизнь на Руси дело нелёгкое! Прочувствовать сие утверждение брачующейся паре предстояло уже на свадьбе. Всю ночь перед праздником невеста по древнему славянскому обычаю расплетала косы и пела с подружками тоскливые песни. С утра её ожидала куча утомительных свадебных обрядов, которые продолжались до позднего вечера и на пустой желудок. Даже во время праздничного застолья невесте нельзя было есть. Жениху тоже было не сладко – всё торжество он был обязан бодро скакать вокруг многочисленных родственников.

И вот наконец-то пир заканчивался. Обессиленные молодые оказывались одни в опочивальне и собирались заняться безудержным сексом завалиться спать. Размечтались! Сексуальная традиция предполагала активное участие родственников в первой брачной ночи молодожёнов – гости до утра орали под окнами спальни непристойные частушки, а один из них (специально избранный для этой цели) периодически стучал в дверь и интересовался: «Лёд тронулся?». В такой обстановке жених скоро начинал осознавать, что миссия невыполнима, а его усилия тщетны, несмотря на обездвиженное от усталости тело суженной. Поэтому молодому супругу давали возможность реабилитироваться в течение нескольких последующих ночей. Если, дело всё равно не шло, то к нему подключали опытных советчиков: брата или отца жениха. Известно, что на Украине в некоторых деревнях уполномоченный суфлёр удобно устраивался под кроватью, откуда помогал молодожёнам добрым советом как сделать всё правильно, а заодно своим присутствием создавал атмосферу необычного праздника.

Микронезия – любовь с огоньком

Если вы уверены, что ролевые игры с элементами садомазохизма изобрёл небезызвестный маркиз, спешу разочаровать - это распространённое заблуждение. Туземцы острова Трак увлекались членовредительством во время секса ещё до того, как матушка маркиза де Сада имитировала оргазм в простой миссионерской позе. Обычай состоял в следующем: пока партнёр старательно пыхтел, совершая возвратно-поступательные движения, пылкая возлюбленная поджигала на его теле маленькие шарики из хлебного дерева. Как она это делала во время секса вообразить довольно трудно… Можно предположить, что мужчина совокуплялся не со всей дамочкой, а с отдалённой её частью (например, пяткой). Эти туземцы такие проказники!


Эскимо́сы (группа коренных народов, составляющая коренное население территории от Гренландии и Канады до Аляски (США) и восточного края Чукотки (Россия). Численность – около 170 тыс. человек. Языки относятся к эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи.Антропологи считают, что эскимосы – монголоиды арктического типа. Их основное самоназвание – «инуиты». Слово «эскимос» (эскиманциг - «сыроед», «тот, кто ест сырую рыбу») принадлежит языку индейских племен абенаков и атабасков. Из названия американских эскимосов это слово превратилось в самоназвание как американских, так и азиатских эскимосов.

История


Бытовая культура эскимосов необычайно приспособлена к Арктике. Они изобрели поворачиваемый гарпун, чтобы охотиться на морского зверя, каяк, снежный дом иглу, дом из шкур ярангу, особую глухую одежду из меха и шкур. Самобытна древняя культура эскимосов. В XVIII-XIX вв. характерны сочетание охоты на морского зверя и на оленя карибу, жизнь территориальными общинами.
В XIX веке эскимосы не имели (кроме, возможно, берингоморских) родовой и развитой племенной организации. В результате контактов с пришлым населением в жизни зарубежных эскимосов произошли большие изменения. Значительная их часть перешла от морского промысла к охоте на песцов, а в Гренландии - к товарному рыболовству. Многие эскимосы, особенно в Гренландии, стали наёмными рабочими. Здесь же появилась мелкая местная буржуазия. Эскимосы Западной Гренландии сформировались в отдельный народ - гренландцев, не считающих себя эскимосами. Эскимосы восточной Гренландии - ангмассалик. На Лабрадоре эскимосы в значительной мере смешались со старожильческим населением европейского происхождения. Повсюду остатки традиционной культуры эскимосов быстро исчезают.

Язык и культура


Язык – эскимосский, эско-алеутской семьи языков. Эскимосские языки подразделяются на две крупные группы – юпик (западную) и инупик (восточную). На Чукотском полуострове юпик делится на сиреникский, центрально-сибирский, или чаплинский и науканский диалекты. Эскимосы Чукотки наряду с родным владеют русским и чукотским языками.
Происхождение эскимосов спорно. Эскимосы являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря. Самая ранняя эскимосская культура - древнеберингоморская (до VIII в. н.э.). Для нее характерны добыча морских млекопитающих, использование многоместных кожаных байдар, сложных гарпунов. С VII в. н.э. до XIII-XV вв. шло развитие китобойного промысла, а в более северных районах Аляски и Чукотки - охоты на мелких ластоногих.
Традиционно эскимосы - анимисты. Эскимосы верят в духов, живущих в различных явлениях природы, видят связь человека с окружающим его миром предметов и живых существ. Многие верят в единого создателя Силъя, который управляет всем, что происходит в мире, всеми явлениями и законами. Богиня, одаривающая эскимосов богатствами морских недр, называется Седна. Существуют также представления о злых духах, представлявшихся эскимосам в виде невероятных и страшных существ. Шаман, живущий в каждой эскимосской деревне - посредник, налаживающий контакт мира духов с миром людей. Бубен для эскимосов - священный предмет. Традиционное приветствие, называемое «эскимосским поцелуем», стало всемирно известным жестом.

Эскимосы в России


В России эскимосы - малочисленная этническая группа (по данным переписи 1970 г. - 1356 человек, по данным переписи 2002 г. - 1750 человек), живущая смешанно или в близком соседстве с чукчами в ряде населённых пунктов восточного побережья Чукотки и на острове Врангеля. Их традиционные занятия - морской зверобойный промысел, оленеводство, охота. Эскимосы Чукотки называют себя «юк» («человек»), «юит», «югыт», «юпик» («настоящий человек»). Численность эскимосов в России:

Численность эскимосов в населённых пунктах в 2002 г.:

Чукотский АО:

село Новое Чаплино 279

село Сиреники 265

село Лаврентия 214

пгт Провидения 174

город Анадырь 153

село Уэлькаль 131


Этнические и этнографические группы


Азиатские эскимосы в XVIII веке делились на ряд племен - уэленцы, науканцы, чаплинцы, сиреникские эскимосы, которые отличались лингвистически и некоторыми особенностями культуры. В более поздний период, в связи с процессами интеграции культур эскимосов и береговых чукчей, эскимосы сохранили групповые особенности языка в виде науканского, сирениковского и чаплинского диалектов.

Наряду с коряками и ительменами образуют так называемую «континентальную» группу популяций арктической расы, которая по происхождению связана с тихоокеанскими монголоидами. Основные черты арктической расы представлены на северо-востоке Сибири в палеоантропологическом материале рубежа новой эры.

Письменность


В 1848 году русским миссионером Н.Тыжновым был издан букварь эскимосского языка. Современная письменность на основе латинской графики была создана в 1932 г., когда вышел первый эскимосский (юитский) букварь. В 1937 г. переведена на русскую графическую основу. Существует современная эскимосская проза и поэзия (Айвангу и др.). Самый известный эскимосский поэт -Ю. М. Анко.

Современный эскимосский алфавит на основе кириллицы: А а, Б б, В в, Г г, Д д, Е е, Ё ё, Ж ж, З з, И и, Й й, К к, Л л, Лъ лъ, М м, Н н, Нъ нъ, О о, П п, Р р, С с, Т т, У у, Ў ў, Ф ф, Х х, Ц ц, Ч ч, Ш ш, Щ щ, ъ, Ы ы, ь, Э э, Ю ю, Я я.

Существует вариант эскимосского алфавита, созданный на основе канадского слогового письма для языков коренных народов Канады.


Эскимосы в Канаде


Эскимосский народ Канады, известный в этой стране под самоназванием «инуиты», добился своей автономии, с созданием 1 апреля 1999 г. территории Нунавут, выделенной из Северо-Западных территорий.

Эскимосы полуострова Лабрадор также имеют теперь свои автономии: в Квебекской части полуострова эскимосский округ Нунавик постепенно увеличивает свой уровень автономии, а в 2005 году и в части полуострова, входящей в провинцию Ньюфаундленд и Лабрадор, также был образован эскимосский автономный округ Нунатсиавут. Инуиты получают официальные выплаты от правительства за то что живут в тяжелых климатических условиях.

Эскимосы в Гренландии


Гренла́ндцы (эскимосы Гренландии) – эскимосский народ, коренное население Гренландии. В Гренландии себя считают «калааллит» от 44 до 50 тыс. чел., что составляет 80-88 % населения острова. Кроме того, в Дании проживает около 7,1 тыс. гренландцев (2006, оценка). Говорят на гренландском языке, широко распространён также датский язык. Верующие в основном лютеране.

Живут в основном по юго-западному побережью Гренландии. Выделяются три основных группы:

западные гренландцы (собственно калааллит) – юго-западное побережье;

восточные гренландцы (ангмассалик, тунумиит) – на восточном побережье, где наиболее мягкий климат; 3,8 тыс. чел.;

северные (полярные) гренландцы – 850 чел. на северо-западном побережье; самая северная в мире группа аборигенного населения.

Исторически, самоназвание «калааллит» относилось только к западным гренландцам. Восточные и северные гренландцы называли себя только своими самоназваниями, причём диалект северных гренландцев ближе к диалектам инуитов Канады, нежели к западно- и восточно-гренландскому диалектам.


Эскимосская кухня


Кухня эскимосов состоит из продуктов, полученных охотой и собирательством, основу рациона составляет мясо, морж, нерп, белуха, олени, белые медведи, овцебыки, птица, а также их яйца.

Так как в арктическом климате невозможно земледелие, эскимосы собирают клубни, корни, стебли, водоросли, ягоды и либо поедают их, либо заготавливают впрок. Эскимосы считают, что диета, состоящая, в основном, из мяса, полезна, делает организм здоровым и сильным и помогает сохранять тепло.

Эскимосы считают, что их кухня гораздо более полезна, чем кухня «белого человека».

Одним из примеров является употребление тюленьей крови. После употребления крови и мяса тюленей вены увеличиваются в размерах и темнеют. Эскимосы верят в то, что кровь тюленей усиливает кровь съевшего благодаря замещению истощённых питательных веществ и обновлению кровотока; кровь - обязательный элемент диеты эскимосов.

Кроме того, эскимосы верят в то, что мясная диета утепляет, если постоянно питаться по-эскимосски. Один эскимос, Олеетоа, питавшийся смесью эскимосской и западной еды, говорил, что когда он сравнил свою силу, тепло и энергию с аналогичными показателями своего двоюродного брата, евшего только эскимосскую пищу, то оказалось, что брат сильнее и выносливее. Эскимосы в целом склонны обвинять в своих болезнях недостаток эскимосской еды.

Эскимосы выбирают продукты питания, анализируя три связи: между животными и людьми, между телом, душой и здоровьем, между кровью животных и людей; а также в согласии с выбранным режимом питания. Эскимосы очень суеверны в отношении пищи и её приготовления и поедания. Они считают, что здоровое человеческое тело получается при смешении человеческой крови с кровью добычи.

К примеру, эскимосы считают, что заключили с тюленями соглашение: охотник убивает тюленя только ради прокорма своей семьи, а тюлень жертвует собой ради того, чтобы стать частью тела охотника, а если люди перестанут следовать древним соглашениям и заветам предков, то животные будут оскорблены и прекратят размножаться.

Обычный способ сохранения мяса после охоты - заморозка. Охотники поедают часть добычи прямо на месте. Особая традиция связана с рыбой: рыбу нельзя готовить в пределах дня пути от места ловли.

Эскимосы известны тем, что каждый охотник делится всей добычей со всеми в поселении. Впервые эта практика была документирована в 1910.

Поеданию мяса, жира или других частей животного предшествует выкладывание больших кусков на кусок металла, пластика или картона на полу, откуда любой в семье может взять себе порцию. Так как эскимосы едят, только когда голодны, члены семьи не должны идти «к столу», хотя бывает, что поесть приглашают всех в поселении: женщина выходит на улицу и кричит: «Готовое мясо!».

Еда после охоты отличается от обычного приёма пищи: когда тюленя приносят в дом, охотники собираются вокруг него и первыми получают порции как самые голодные и остывшие после охоты. Тюленя разделывают особым образом, вспарывая живот, чтобы охотники могли отрезать кусочек от печени или налить в кружку крови. Кроме того, жир и мозг смешиваются и поедаются с мясом.

Дети и женщины едят после охотников. В первую очередь для поедания выбирают кишечник и остатки печени, а затем рёбра, позвоночник и остатки мяса распределяют по поселению.

Разделение еды было необходимо для выживания всего поселения, молодые пары отдают часть улова и добытого мяса пожилым, чаще всего своим родителям. Считается, что, поев вместе, люди становятся, связаны узами сотрудничества.


Традиционное жилище эскимосов


Иглу - это типичное для эскимосов место жительства. Данный тип строения представляет из себя постройку, которая имеет куполообразную форму. Диаметр жилища составляет 3-4 метра, а высота его - примерно 2 метра. Строятся иглу, как правило, из ледяных блоков или же уплотненных при помощи ветра блоков из снега. Также иглу вырезают из сугробов, которые подходят по плотности, а также по размеру.

Если снег достаточно глубокий, то вход прорывают в полу, а также роют коридор к входу. В случае, когда снег все же не глубокий, то входную дверь прорезают в стене, а к входной двери пристраивают отдельный коридор, сооруженный из снежных кирпичей. Очень важно, чтобы входная дверь в подобное жилище находился ниже уровня пола, так как за счет этого обеспечивается хорошее и правильное проветривание помещения, а также сохраняется тепло внутри иглу.

Освещение в жилище попадает благодаря снежным стенам, но иногда делаются также окна. Как правило, они сооружаются также изо льда или же кишок тюленей. В некоторых эскимосских племенах распространены целые поселки из иглу, которые между собой соединены переходами.

Изнутри иглу застилают шкурами, также иногда завешивают ими и стены в иглу. Для обеспечения еще большего освещения, а также большего тепла применяются специальные приспособления. За счет нагревания часть стен внутри иглу может оплавляться, но сами стены не плавятся, благодаря тому, что снег помогает вывести лишнее тепло наружу. Благодаря этому в жилище поддерживают комфортную для существования людей температуру. Что касается влаги, то её также впитывают стены, и из-за этого внутри иглу сухо.
Первым не-эскимосом, который построил иглу, был Вильямур Стефансон. Произошло это в 1914 году, и об этом событии он рассказывает во множестве статей и собственной книге. Уникальная прочность такого вида жилищ заключается в использовании плит уникальной формы. Они позволяют сложить хижину в виде своеобразной улитки, которая постепенно сужается кверху. Также очень важно учитывать и способ установки этих импровизированных кирпичей, который подразумевает опору следующей плиты на предыдущий кирпичик в трёх точках одновременно. Для того чтобы конструкция была более устойчива, готовую хижину поливают также водой снаружи.


При слове «эскимос» воображение рисует чум среди снежных просторов и человечков, с ног до головы закутанных в оленьи шкуры. У некоторых этот термин ассоциируется с мороженым на палочке. Немногие знают, что эскимосы представляют собой древний народ, живший в северных краях еще до нашей эры. Они имеют самобытную культуру, традиции, передающиеся из поколения в поколение. Некоторые обычаи этих северных людей настолько отличаются от наших, что могут даже вызвать шок.

Нация

Эскимосы представляют собой коренную народность, проживающую на крайнем севере. Они занимают территорию Гренландии, их поселения есть в Канаде (Нунавут), на Аляске, Чукотском полуострове. Ученые относят этот народ к группе монголоидов арктического типа. Также они называются термином «инуиты» (от английского слова inuit), что являет собой политкорректное наименование нации. Вместе с другими коренными народностями Камчатки они образуют континентальную арктическую расу. Происхождение слова «эскимос» восходит к индейскому названию эскиманциг , то есть, «человек, питающийся сырой рыбой». Это наименование, придуманное аборигенами Америки, в ходу и по сей день. Группы коренных народов, проживающих на Чукотке, дальневосточных островах, в разных районах Аляски, называют себя «юпик», что переводится как «человек настоящий». Разговаривают все представители этой нации на эскалеутских языках, которые представляют собой совокупность родственных диалектов.

Численность

В совокупности все представители этого северного народа, живущие на разных континентах, составляют всего 170 000 человек. Их большая часть находится в Гренландии (около 56 000) и на Аляске (48 000). Остальные расселяются на Чукотке, островах Святого Лаврентия, Врангеля, в канадском Нунавуте. Часть племен живет на севере Европы (в Дании и других странах). На российской территории проживают примерно 1500 человек.

Внешность

Представители этого народа выглядят как типичные монголоиды. Для них характерны следующие черты:

  • смуглая кожа;
  • узкий разрез глаз;
  • широкий нос;
  • черные волосы;
  • лицо круглой формы.

Женщины, как и мужчины, обладают коренастым телосложением. Это невысокая раса, европейцы гораздо выше среднестатистического эскимоса. Девушки носят длинные волосы, которые заплетают в косу.

История

Для обозначения древних предков современных эскимосов антропологи предложили термин «палеоэскимосы», который является условным. Ученые выделяют среди них культуры Саккак, Дорсет. Параллельно с ними развивались культура Индепенденс, подразделяемая на I и II (по временным промежуткам). Самой старой из них признана Саккак, существовавшая примерно с 2500 по 800 гг. до нашей эры. В ее времена существовала Индепенденс I. Считается, что у современных чукчей и людей саккак одни доисторические предки. Древняя стоянка палеоэскимосов была найдена на острове Врангеля в 70-х годах прошлого века. Там был обнаружен гарпун, который по оценкам археологов пролежал в земле больше 3300 лет.

Более поздней является Дорсетская культура. Люди, принадлежавшие к ней, населяли северные области Канады еще в первом тысячелетии до нашей эры. Охотники этих древних племен пользовались копьями, острогами для добывания животных. На месте остатков жилищ найдены каменные лампы, которые работали на тюленьем жире. Представители Дорсет умели вырезать фигурки из тюленьих бивней, разукрашивать их узорами. Рядом с Дорсет существовали племена, относящиеся к Индепенденс II. Из их смешения в 8 веке нашей эры образовались народности, называемые «туле» - прародители современных эскимосов. Для того, чтобы сделать такие выводы, ученые взяли образцы ДНК останков древних людей, живших на северных территориях. Представители Туле в девятом веке заняли канадские территории, вытеснив с них более отсталые племена. В 13 веке они переселились в Гренландию.

Жизнь

Эскимосы образуют сообщества, в которые входят жители одного поселения (зимовья). Они состоят из множества семей, в которых все занимаются определенными обязанностями. В семью могут входить не только муж с женой и их дети, но и ближайшие родственники. В одном жилище часто проживает сразу несколько семей. Женатые пары спят со своими детьми в центре дома. Одинокие члены общины занимают места с краю. По большей части браки моногамны, у каждого мужчины имеется одна жена. Однако никто не запрещает ему взять в жены двух девушек или развестись. Но это бывает редко, так как уклад жизни народа направлен на сохранение благосостояния семьи и общества в целом.


Образ жизни эскимосов предполагает тесное сотрудничество, что требует от каждого члена общества высокой сознательности. Они вместе охотятся, пользуются предметами, принадлежащими всему селению. Жители постоянно общаются друг с другом, между ними существуют негласные законы. Постулаты выражаются в следующих правилах:

  1. Посторонние люди не имеют права строить дом внутри поселения без согласия всех его жителей.
  2. Каждый поселенец берет себе определенную небольшую часть добычи. При этом в первую очередь мясо и рыбу получают члены семьи удачливого охотника. Благодаря этому никто из жителей деревни не голодает.
  3. Каждый человек может жить и заниматься охотой вне общины, если захочет.
  4. Если кто-то находит какие-либо предметы или вещи и их хозяин не обнаруживается, нашедший забирает их себе.
  5. Когда никому из охотников долго не везет на промысле, самые богатые семьи приглашают других пообедать с ними.

У эскимосов не существует никаких организаций самоуправления. Все проблемы обсуждаются внутри общества и сразу же решаются. Скандалы и ссоры по какому бы то ни было случаю запрещаются. Такое правило продиктовано необходимостью мирного соседства на маленькой территории. Языки этих народов не имеют ругательных слов. При таком образе жизни преступления среди населения практически отсутствуют. Если же происходит убийство (что бывает крайне редко), это требует ответных мер по закону кровной мести. Человека, совершившего это деяние, должен лишить жизни родственник убитого. Когда отмщение исполнено, родственников ставят в известность.

Женщины

Девушки в эскимосских семьях принимают подчиненное положение. Для того, чтобы выйти замуж, необходимо разрешение обоих родителей. Когда в семье есть мальчики (братья), они тоже должны дать свое согласие. Если родители не захотят отпускать от себя дочь, она останется жить с ними. Мужчина может забрать девушку себе в жены силой, если на это согласны ее родители (но не она). Брачные церемонии отсутствуют. Девушка просто приходит в новый дом, взяв с собой одежду, швейные принадлежности, нож.
Жена не имеет голоса в семье, она должна слушаться мужа и свекровь. Мужчина может ударить жену за какую-либо провинность. Но их детей никогда не наказывают. В том случае, когда муж решает завести еще одну жену, первая все равно остается главной. Как правило, вторая девушка нужна для продолжения рода, если первая жена не может иметь детей по каким-либо причинам.


Мужчины

Мужская половина населения в основном занимается добычей пищи. Это их главная обязанность. Каждый мужчина в работоспособном возрасте должен охотиться и заниматься рыболовством до тех пор, пока его не покинут силы. Он обязан приучать к этому сыновей с самого детства. Мужчины часто охотятся организованно, поэтому между ними должны быть дружелюбные отношения. В связи с этим споров из-за добычи не бывает. Если два охотника одновременно загарпунили тюленя или дичь, мясо делят пополам. На китов охотятся совместно, и они изначально считаются общей добычей.

Когда охотники берут друг у друга какие-то вещи (гарпуны, стрелы, ружья), то при их потере компенсация не выплачивается. Если один человек поставил ловушки на зверя или рыбу, а потом забросил следить за ними, другие охотники могут брать добычу себе. Она достается тому, кто первый нашел их, починил, стал ухаживать за ними. Такие правила обусловлены заботой о сохранении своего рода.

Жилище

По меркам цивилизованного человека дома у эскимосов очень необычные. У них два вида жилищ: летние и зимние. Летние имеют вид чума или шатра. Конструкция очень простая. Несколько длинных шестов скрепляют вверху, а их концы упираются в землю, образовывая окружность. Затем их покрывают оленьими шкурами, сшитыми между собой в большие полотнища. С одной стороны шкуры отодвигают, образовывая проход.


Зимние дома имеют разное устройство, в зависимости от региона проживания племен. В Гренландии это традиционные снежные постройки, называемые «иглу». Эскимосы, живущие на Чукотке, строят дома из досок, земли, костей. В таких странах, как Дания, жилище делают из камней и дерева. Вход в них очень узкий и располагается низко. Длинный коридор приводит в большую комнату, в которой и живут несколько семей.

Гренландские эскимосы строят иглу из снега. Сначала из снежной массы лепят прямоугольные блоки примерно до полуметра в длину. Размечают круг желаемого диаметра и укладывают по окружности снежные параллелепипеды. К центру блоки немного наклоняют, чтобы образовывался конус. На вершине их скругляют, формируя купол. Самый верх иглу не закрывают, оставляя отверстие для выхода дыма. В самом центре дома располагается очаг.

Круглое помещение делится на части, каждую из которых занимает одна семья. Там нет никакой мебели, только лежанка для сна. Рядом стоит лампа. В среднем диаметр дома составляет 3-4 метра. В нем проживают 10-12 человек. Иногда делают иглу диаметром 15-20 метров для 8-10 семей. Между жилищами прокладывают тоннели для того, чтобы переходить из одного в другое, не попадая на мороз.

Одежда и предметы быта

У женщин и у мужчин примерно одинаковая одежда. Это длинные куртки из оленьих шкур с капюшоном, отороченным мехом песца или соболя. Они украшаются национальными орнаментами, хвостами, вставками из меха контрастной расцветки. На ногах они носят унты - толстые сапоги из оленьих или собачьих шкур мехом наружу. Руки защищены от мороза теплыми рукавицами.


Предметов быта у эскимосов очень мало. Они не накапливают имущество. Это оседлые племена, которые живут некоторое время на одном месте, а затем снимаются и переезжают на другое. Шатры они перевозят на санях вместе с утварью. Запасаются эти люди только пищей. При этом самые богатые семьи не заготавливают провиант более, чем на год. Шатры, сани, лодки, собачьи упряжки, посуда считаются общим имуществом всех семей, которые проживают в одном жилище. К личным вещам можно отнести:

  1. Одежду.
  2. Инструменты.
  3. Принадлежности для шитья.
  4. Оружие.
  5. Рыболовное оснащение.

Эскимосы могут обмениваться с другими племенами некоторыми вещами. В основном это шкуры животных, бивни и клыки тюленей, китовый ус.

Занятия

Двумя основными видами деятельности этого северного народа является охота и рыболовство. Также они занимаются морским промыслом - ловлей моржей и тюленей. Племена, живущие в Канаде и на Камчатке, охотятся на оленей, песцов, дичь. С приходом цивилизации в Гренландию и образованием там городов многие эскимосы стали наемными рабочими. Они устраиваются на рыболовные суда и занимаются тем же самым делом, получая зарплату. Те люди, которые занимаются собственным промыслом, имеют следующие приспособления:

  • деревянные лодки, обитые тюленьими шкурами - каяки;
  • непромокаемая куртка каякера;
  • гарпуны, копья;
  • сани, собачьи упряжки;
  • ловушки, капканы.

Охотники делают специальные защитные костюмы для охоты на диких зверей, которые можно сравнить с бронежилетами или рыцарскими доспехами. Тонкие пластинки из моржовых бивней соединяют друг с другом кожаными шнурками. Броня распределяется на теле таким образом, чтобы защищать жизненно важные органы. Она легкая и не стесняет движений.

Тюлени имеют очень важное значение для эскимосов, так как их мясо составляет большую часть меню. На некоторые виды этих животных охотятся круглый год. На льду расставляют специальные ловушки, оповещающие о приближении тюленя. Когда он показывается из воды, его забивают гарпунами. Перед смертью животному дают попить воды, чтобы задобрить водного духа, хозяйку морских зверей Седну. На моржей и китов охотятся группами, так как это очень большие животные. Мяса гренландского кита хватает для снабжения питанием всей деревни в течение года. Поэтому поймать его - большая удача.

Еда

В основном эскимосы питаются мясом животных, на которых они охотятся. По большей части это:

  • тюлени
  • моржи
  • нерпы
  • олени
  • белые медведи

Эскимосский стиль питания даже называют мясной диетой, из-за преобладания в нем этого продукта. Остальной рацион составляет морская и пресноводная рыба и иногда дичь. Заниматься земледелием у людей нет возможности, так как их окружает вечная мерзлота. Иногда женщины собирают коренья, ягоды, если вблизи зимовья встречаются растения. Также в пищу употребляют морские водоросли. Люди этой национальности придерживаются мнения, что именно мясной рацион дает им силы, делает здоровыми, помогает накапливать энергию в условиях постоянного холода.


Животные жиры и белки, находящиеся в мясе, заменяют эскимосам все витамины и минералы, которые основная масса людей берет из всего многообразия натуральных продуктов. В ходе медицинских исследований выяснилось, что мясная диета провоцирует сердечно-сосудистые заболевания, тромбоз вен, инсульты. Смертность от апоплексии у этого народа в два раза выше, чем у белого населения. Эскимосы употребляют в пищу все съедобные части тела рыб и животных, поэтому у них восполняется недостаток витаминов. Ретинол и кальциферол присутствуют в печени рыб и млекопитающих, а аскорбиновая кислота есть в морских водорослях, тюленьей коже и мозге.

Особенностью питания является то, что продукты употребляются сырыми. При этом специи не используют. После разделки животного от него отрезают куски и кладут на металлические или картонные пластины. Мозги, внутренности, жир едят вместе с мясом. Если люди давно не ели, то к столу приглашается все поселение. Понятия «обед» или «ужин» не существует, так как пищу принимают тогда, когда ощущается голод, а не в определенное время. Женская половина населения и дети кушают после мужчин, так как охотникам требуется много сил, чтобы заниматься промыслом.

Кроме употребления внутренностей животных, эскимосы также пьют их кровь. Они считают это крайне полезным для здоровья. Польза объясняется тем, что питательные вещества, содержащиеся в крови животного, насыщают кровь человека недостающими элементами. Это придает силу, выносливость, помогает переносить аномальные холода.
Популярные блюда эскимосской кухни:

  1. Акутак. Кушанье представляет собой тюлений или моржовый жир, смешанный с ягодами и рыбным филе. Иногда туда добавляют коренья, съедобные листья растений.
  2. Анллек. Считается деликатесным блюдом. Делается оно так: когда удается найти запасы мышей-полевок, собирающих в норках семена и зернышки, их забирают, а взамен кладут немного другой еды. Зернышки едят в сыром виде или смешивают с мясом и жиром.
  3. Игунак. Это туша убитого животного (оленя, тюленя, моржа и т.д.), закопанная в землю и пролежавшая там какое-то время. Внутри ее происходит ферментация, а также частичное разложение. В мясе содержится трупный яд, поэтому есть такие блюда европейцам нельзя. Эскимосы имеют к нему иммунитет, благодаря тому, что пища присутствует в рационе многих поколений.
  4. Мактак. Это шкура кита с жировой прослойкой, предварительно вымороженная.


Блюдо Акутак

Религия

Появление белых людей сильно повлияло на жизнь серверных народов. Это коснулось и религиозных верований. Поэтому некоторые племена сейчас исповедуют христианство, но это следствие вмешательства цивилизации. Основной религией эскимосских племен является анимизм. Это вера в духов, которые могут помочь или навредить человеку, поэтому им нужно поклоняться, приносить дары. Природа считается одушевленной, а всем животным приписывается существование души.

Всем миром правит создатель, в подчинении которого находятся различные божества. Например, богиня морских владений и животных - Седна. Также она управляет царством мертвых. В каждом поселении есть свой шаман. Это человек, обладающий даром проникать в мир духов. Он осуществляет посредничество между людьми и богами. Шаман проводит ритуалы с целью задобрить духов, рассказывает смертным о планах богов. Также они являются народными лекарями. В трудных ситуациях у них спрашивают совета, просят разрешить спор.

Религия обязывает людей относится к животным с уважением. Убивать их можно только для еды и никогда ради праздного развлечения. Среди эскимосов ходит легенда, что они договорились с Седной о том, что будут уничтожать моржей и тюленей только для пропитания с целью выживания рода. Богиня повелела морским животным жертвовать собой для того, чтобы они после смерти становились частью человеческого организма и тем самым продолжали людской род. Для этого она дала им способность создавать потомство.


Традиции

Некоторые особенности жизни эскимосов не совсем понятны белым людям. Обмен женами на время является обычной практикой у представителей этой национальности. Бывают ситуации, когда женщина должна сопровождать мужа в поездке, готовить ему еду, ухаживать за ним, но по состоянию здоровья или другим причинам ей будет трудно это делать. Тогда мужчина одалживает жену у другого поселенца. После выполнения запланированного дела женщина возвращается к своему прежнему мужу.

Эскимосы не целуют своих близких и любимых. Вместо этого они трутся носами. Европейцы считают, что это происходит из-за негативных погодных условий. Есть опасность обморожение губ, так как увлажненные участки тела сразу покрываются льдом. Часто нижняя часть лица полностью закрыта, так как от теплого дыхания под носом появляются сосульки. А у мужчин борода может полностью обледенеть.

Эскимосы не имеют возможности помыться из-за экстремального холода. Они намазывают тело тюленьим или медвежьим жиром, а лицо натирают рыбьим. Это помогает противостоять морозу, уменьшает возможность обморожения кожи. Представители племен, проживающие в Европе и Америке моются раз в году, в летнее время.

Сейчас турфирмы организуют экскурсии в эскимосские деревни для желающих познакомиться с бытом и обычаями этого народа. Можно даже снять ледяной дом и переночевать в нем. Для любителей острых ощущений устраивают купания в ванной с подогревом, которая устанавливается в середине снежного дома.

ДО СИХ ПОР СРЕДИ УЧЕНЫХ НЕТ ЕДИНОГО МНЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО их происхождения и расселения. Существует предположение, что нынешние эскимосы являются потомками народности, возникшей в третьем тысячелетии до н.э. и что они – выходцы с Тихоокеанского побережья Восточной Азии, откуда предки эскимосов через Камчатку добрались до Берингова моря. Затем, в первом тысячелетии нашей эры, они расселились на Чукотке и вдоль арктического побережья Америки до Гренландии. Их основное самоназвание - инуиты (в Канаде) и юпигыт (в Сибири). Чукчи называют их "анкалын", что означает "поморы".

Язык эскимосов относится к эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи. Эскимосы разделяются на 15 этнокультурных групп: эскимосы Аляски, сибирские эскимосы, эскимосы Канады, Гренландии и др. К середине ХХ в. сформировались четыре самостоятельные общности: эскимосы Гренландии, Канады (инуиты), Аляски, азиатские (сибирские).

В Гренландии действуют два государственных языка – эскимосский и датский. Письменность у гренландских эскимосов существует с XVIII века. Это связано с деятельностью датских и немецких миссионеров и колониальной администрации. В течение ХХ в. гренландские эскимосские писатели создали весьма значительный объем художественных произведений разных жанров. Большая часть населения современной Гренландии представляют смешанный монголоидно-европеоидный тип (от белых мужчин и женщин-эскимосок). Поэтому коренные жители острова считают себя гренландцами (калатдлит), а не эскимосами, что подчеркивает их отличие от эскимосов Канады и Аляски, а также свидетельствует о факте возникновения в Гренландии нового народа. Канадские эскимосы имеют собственную письменность на основе канадского слогового письма. Однако распространены также английский и французский языки.

Эскимосы Канады имеют свои автономные территории в пределах северо-западных районов страны и отдельных частей полуострова Лабрадор. Эскимосов Аляски отличает наибольшая степень сохранения своего языка наряду со знанием английского. В России в 1848 г. русским миссионером Н.Тыжновым был издан букварь эскимосского языка. Современная письменность на основе латинской графики была создана в 1932 г. (первый юитский букварь). В 1937 г. письменность российских эскимосов была переведена на русскую графическую основу. В современном языке российских эскимосов ощущается влияние лексики, элементов морфологии и синтаксиса проживающих рядом с ними чукчей и коряков. Владеют они также русским и чукотским языками. Существует современная эскимосская проза и поэзия.

СЕГОДНЯ ОБЩАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ЭСКИМОСОВ В МИРЕ СОСТАВЛЯЕТ 170 тысяч человек. Из них на территории США проживают около 56 000 человек (48 000 на Аляске, остальные в штатах Калифорния и Вашингтон), в Канаде - чуть более 50 000, в Гренландии - около 50 000 и еще около 19 000 на полуострове Ютландия. В России, в основном в Чукотском автономном округе Магаданской области смешанно или в близком соседстве с чукчами - чуть более 1700 человек.

Эскимосы необычайно приспособлены к жизни в Арктике. Они изобрели поворачиваемый гарпун для охоты на морского зверя, каяк, снежный дом иглу, особую одежду из меха и шкур, переняли у чукчей искусство сооружения дома из шкур – ярангу.

Эскимосы верят в духов, живущих в различных явлениях природы, видят связь человека с окружающим миром предметов и живых существ. По их мнению, существует единый создатель Силья, а всеми богатствами моря одаривает эскимосов хозяйка морских зверей Седна. Хозяином медведей является Нанук, оленей – Теккеицерток. Эскимосы очень почитают касатку – покровительницу морской охоты. В представлении эскимосов злые духи – это невероятные и страшные существа. В каждой эскимосской деревне есть шаман, а бубен считается священным предметом.

У эскимосов есть свой погребальный ритуал. Когда эскимос умирал, его хоронили сразу же, предварительно завернув в шкуры, на которых он спал, и добавляли дополнительные одежды, чтобы душа умершего не мерзла. Затем тело перевязывали веревкой и тащили головой вперед из жилища умершего до места, где можно найти много камней для прикрытия тела. Труп обкладывали достаточным количеством камней, чтобы защитить его от собак, песцов и ворон. На этом погребение заканчивалось, поскольку в условиях вечной мерзлоты выкопать яму достаточной глубины практически невозможно. Возле могилы (каменной насыпи) обычно оставляли вещи умершего, которые могли понадобиться ему в потусторонней жизни - сани и каяк вместе с оружием, если умерший был охотником; светильник, иголку, наперсток и другие принадлежности для шитья, немного жира и спичек, если умирала женщина.

Есть все основания признать эскимосов самым мирным народом. Согласно обычаю, споры между ними решаются, если так можно выразиться, "конкурсом вокалистов" - кто лучше поет, тот и прав.

Среди эскимосов существовал обычай отработки за жену, обычай сватать детей, женить мальчика на взрослой девушке, обычай "товарищества по браку", когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы. В зажиточных семьях встречалось многоженство.

ОСНОВНЫМ ЗАНЯТИЕМ ЭСКИМОСОВ И СЕГОДНЯ ОСТАЕТСЯ ОХОТА НА МОРСКОГО ЗВЕРЯ – МОРЖА И ТЮЛЕНЯ. До середины XIX в. они занимались и добычей китов, охотились на северного оленя и горного барана, а с середины XIX в. стали промышлять охотой на песца и лисицу. Они занимаются также рыболовством и собирательством (собирают клубни, корни, стебли, водоросли, ягоды). Эскимосы разводят ездовых собак. Развита резьба по моржовой кости и китовому усу. В наши дни многие эскимосы работают на строительстве, на шахтах, нефтепромыслах, в арктических факториях и др. У гренландцев и эскимосов Аляски появилась зажиточная прослойка и национальная интеллигенция.

Эскимосы удивительно тактичны. В отношениях мужчины и женщины присутствует особое уважение к охотнику, добывающему пропитание для семьи с постоянным риском для жизни. Возможно, именно такое восприятие мужчины в сочетании со своебразной красотой и изысканностью национальной одежды часто привлекало европейских путешественников, охотно женившихся на эскимосках.

У эскимосов свой традиционный рацион, в котором преобладает мясо моржей, тюленей, китов. Обязательный элемент рациона – тюленья кровь. Особо ценится оленина – мясо вкусное, но суховатое, лишенное жира, а также мясо белых медведей и овцебыков. Приправой к мясу служат морская капуста, моллюски. Они верят, что мясо согревает и придает силы. Деликатесом считается протухший тюлений жир с морошкой. Едят эскимосы и птиц, птичьи яйца. Традиционно мясо ели сырым, сушеным, замороженным, вяленым, вареным или заготавливали на зиму: квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Почиталось сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи. Рыбу вялили и сушили, а зимой ели свежемороженой.

Раньше эскимосы жили крупными поселениями в полуземлянках. В ХVII - ХVIII вв. они переняли у чукчей способ сооружения каркасных яранг, покрытых оленьими шкурами, и они стали для них основным типом жилищ. До начала ХIХ в. у эскимосов сохранялись общинные дома – большие полуземлянки, в которых жили несколько семей, проходили собрания и праздники.

Дом иглу эскимосы строили из снежных блоков. Внутри иглу застилали, а иногда и покрывали стены шкурами морских животных. Жилище обогревалось плошками-жирниками. Внутренние поверхности стен оплавлялись в результате нагревания, но стены не таяли, т.к. снег легко впитывал лишнюю влагу.

В наши дни быт эскимосов во многом изменился. Они получили доступ к благам цивилизации. Однако жизнь в условиях Арктики требует от них мужества и постоянной собранности. Расслабляться нельзя, Север этого не прощает. Мужество эскимосов заслуживает особого уважения. Это жизнь в постоянной борьбе, преодолении трудностей и поиске гармонии с суровой природой.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА НОВОЕ ЧАПЛИНО»

Обычаи и традиции

эскимосского народа

(песенно-танцевальный проект)

воспитатель Яковлева Л.Л.

Основные цели проекта:

    укрепление духовных связей и преемственности поколений

    нравстенно-патриотическое воспитание детей на этнокультурных традициях, уважение к старшим;

    привитие любви, интересов к родному языку, истории, культуре своего народа через внедрение проекта.

Главная задача развивать творческое воображение детей, имитируя движения животных, населяющих обширную тундру, произнося звукоподражательные звуки.

Приобщаем детей к традиционной культуре Чукотки.

Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи.

Село наше небольшое. В нем живут, работают, растят детей русские и эскимосы, калмыки и чукчи. Наш суровый край, испытывая и закаляя души и тела, заставляет нас держаться теснее. Общие заботы, любовь и привязанность к родной земле духовно объединяют нас и обогащают нас. соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народный праздниках обогащают и наших детей, формируют у них чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

В процессе знакомства дошкольников с традиционной культурой эскимосов и чукчей нами используются различные методы и виды работы, в том числе экскурсии, целевые прогулки, беседы. Чтение и рассказывание сказок и легенд, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий.

Мы дали первоначальное понятие о народе (эскимосы), народной культуре.

Эскимосы – смелый, сильный и добрый народ. Охотой, рыболовством они всегда занимались вместе, сообща. Таков характер и песен, игр, сказок, легенд.

Ребенок с детства должен впитывать и проникаться уважением к самобытной культуре своего народа. У нас в селе Новое Чаплино живут и работают люди разных национальностей. Но исконными хозяевами этой земли являются коренные жители: эскимосы и чукчи, поэтому основной целью является ознакомление старших дошкольников с особенностями национальной культуры эскимосского народа. Для этого мы разработали и использовали песенно-танцевальный проект «обычаи и традиции эскимосского народа», в тесном сотрудничестве с Александрой Ивановной Мумихтыкак в котором изучали звуки эскимосского языка, артикуляцию и произношение слов и предложений. Учили с детьми песенки в форме диалога, эскимосский фольклор: потешки, припевки, нескладушки и детские тематические стихотворения.

Формировали интерес и любовь к природе, учили замечать изменения в ней и передавать их с помощью танца.

Углубляли интерес к птицам и животным, учили выделять и называть их характерные особенности и изображать птиц и животных в танце и песнях.

В танцах и песнях изучали и воспитывали любовь к родному краю и традиционных промыслов. В таких как «охота на моржа», «охота на нерпу», «Чаплинские девушки», « Первые шаги», « Причесывание».

Главным результатом работы по проекту является все возрастающий интерес детей и взрослых к источникам культуры эскимосского народа.

Поэтому необходимо знакомить старших дошкольников с особенностями национальной культуры эскимосского народа.

Сентябрь

1-я неделя

Мое родное село Новое Чаплино эскимосское название «Уназик».

Познакомить с родным селом; воспитывать чувство уважения к далеким предкам, землякам.

2-я неделя

Прогулка в окрестностях села. Сбор ягод. Назвать ягоды на эскимосском языке: шикша – пагунг"ак", голубика – сог"ак", брусника – кикмик, волчья ягода – кавлик.

3-я неделя

Наблюдения за сбором охотников на охоту.

Разучить танец «Охота на моржа».

Октябрь

1-я неделя

Рассматривание куклы в национальной одежде.

Познакомить со звуками эскимосского языка «к"-х»

Разучивание песни «Наг"у кумлю».

2-я неделя

Рассматривание народных головных уборов.

Повторить звуки «к"-х»

Повторить песню «Наг"у кумлю».

Разучивание танца «Первые шаги».

3-я неделя

Продолжать знакомить с одеждой и обувью коренных народов.

Познакомить со звуокм «г, г"».

Пение песни «Наг"у кумлю».

Диалог в виде песенки «Наг"у кумлю».

«Наг"у Юля, наг"у Юля» - «Хўантун"а, хўантун"а».

4-я неделя

Рассматривание посуды: каютак", уляк".

Ноябрь

1-я неделя

Выступление детей на празднике день Народного единства.

2-я неделя

Просмотр диска с выступлением чукотско-эскимосского ансамбля «Эргырон».

3-я неделя

Выучить слова: приветствия «к"уякамси», прощания – «сх"ах"лык"амси».

Разучивание танца «Пиякистахтук"» - «Первые шаги».

4-я неделя

Рассматривание иллюстрации яранги, беседа о ней. Исполнение танцев «Причесывание», «А-х"а-х"а-х"а».

Декабрь

1-я неделя

Выступление детей в школе ко Дню Чукотки.

2-я неделя

Заучивание эскимосских нескладушек «Тулимай», «Аюки-н"и-н"и».

Познакомить со звуком «ў» - показать как дует ветер «уэу-уэу».

3-я неделя

Чтение эскимосской сказки.

Заучивание потешек, прибауток: «Тулимай», «Аюки-н"и-н"и».

Знакомство со звуком «лъ».

4-я неделя

Пение песен на эскимосском языке «Наг"у кумлю», «Афсын"ах"ак" памна» - развивать певческие навыки на эскимосском языке.

Январь

3-я неделя

Чтение эскимосских сказок «Нерпичий праздник», «Человек, рак и ворон» - беседа по сказкам. Рассматривание иллюстраций «Эскимосские сказки» Г.А. Меновщикова.

4-я неделя

Рассматривание изделий из клыка, выполненных чукотскими мастерами, заучивание потешек, загадок на эскимосском языке.

Февраль

1-я неделя

Беседа о птицах как символах в эскимосском народном творчестве (ворон).

Углубить интерес к птицам, научить выделять и называть их характерные особенности. Учить изображать птицу в танце. Танец «Ворон».

2-я неделя

Рисование эскимосских орнаментов на передниках, камлейках.

Исполнение танца «Причесывание».

3-я неделя

Беседа об обычаях, быте, одежде эскимосов; разучивание национального эскимосского фольклора (нескладушки, потешках).

Март

1-я неделя

Рассматривание иллюстраций журнала «Северные просторы» - мир керкера – рассмотреть выкройки. Сказать из чего шьют меховой комбинезон – из оленьей шкуры.

2-я неделя

Работа над словарем: «мама», «папа» на эскимосском языке.

Разучивание песни «Чаплинские девушки».

Исполнение танцев «Причесывание», «Прятки».

3-я неделя

Вырезание из бумаги силуэтов камлеек, передников, их украшение.

Работа над словами: «мама», «папа», «девочка», «мальчик».

Разучивание танца «Нывкури».

4-я неделя

Рассматривание эскимосского мяча.

Беседа о том из чего шьют мяч.

Игра «мяч в кругу» - называть эскимосские звуки.

Исполнение песен на эскимосском языке «Тулимай», «Наг"у кумлю», «Аюки-н"и-н"и».

Исполнение танцев «Первые шаги», «Прятки».

Апрель

1-я неделя

Игры в эскимосский мяч – учить с детьми названия животных обитающих в тундре на эскимосском языке «Афсын"ах"ак"», «Указик», Исполнение танцев «Афсын"ах"ак"», «Зайчики».

2-я неделя

Игры в эскимосский мяч – учить с детьми названия животных обитающих в море. Исполнение танцев «Охота на моржа», «Охота на нерпу», «Нывкури».

3-я неделя

Беседа с детьми о школе. Выучить песенку «Школьный звонок».

4-я неделя

Наблюдение за собачьей упряжкой.

Беседа о том, для чего нужна собачья упряжка.

Исполнение танцев «Охота на моржа», «Охота на нерпу».

Май

Показательный концерт детей перед родителями.

Исполнение танца «Собираемся на дискотеку».

Выступление на дне Чукотки в школе

50-летие родного села

Инсценирование сказки «Старик и ягодки»

в день коренных малочисленных народов