Детские композиторы песенники ныне живущие. Песни и музыка для детей

“Художник – это тот, для кого мир прозрачен, кто обладает взглядом ребенка, но в этом взгляде светится сознание взрослого человека”. (А.Блок)

Что мы знаем о профессиональных композиторах, живущих и творящих сегодня? Почти ничего. Между тем в России много новых и интересных композиторов, именно они - лицо современной России. К сожалению, новые музыкальные произведения практически отсутствуют в нашем пространстве, до музыкальных школ российской глубинки в абсолютном большинстве произведения этих композиторов просто не доходят.

Мы живем с новыми композиторами в одно время, однако не стоит ждать, когда имена этих композиторов станут очень известны, так как наши дети - юные музыканты должны разбираться не только в творчестве великих классиков, но и жить в мире современной музыки и ее создателей. Множество причин делают эту задачу трудновыполнимой. Но самая важная причина, на наш взгляд, заключается в том, что мы мало знаем об авторах современной музыки. Чтобы изменить это положение, вот уже на протяжении пяти лет мы с детьми проводим мероприятия под названием “Новые имена”. Ю.Весняк, Ю. Савалов, Ю.Савельев, В.Коровицын, И. Парфенов - они живут и сочиняют в настоящее время. Эти композиторы и их произведения стали героями тематические ежегодных вечеров, на которых учащиеся готовят информацию и с удовольствием играют пьесы, сочиненные авторами. Можно с уверенностью сказать: успех каждого такого мероприятия - потрясающий. Дети не только с большим удовольствием ищут информацию о композиторах, разучивают современную музыку, но подбирают к произведениям стихи, рисуют музыку, так как они её чувствуют. А выступления на концертах-лекциях для учащихся, преподавателей и родителей с произведениями композитора-героя очередного мероприятия, помогает учащимся в овладении концертным мастерством. Почему эта музыка так нравится детям?.. В музыке современных композиторов раскрывается перед нами мир детства – особый мир, близкий нашим детям, в котором нет места серости, унынию и будничности, где живут эмоциональная открытость, бесхитростность, внутренняя приподнятость, мечтательность и детская непосредственность. “Шествие котят, которые слопали сметану”, “Дюймовочка”, “Гавот Чебурашки и Буратино”, “Бал в замке принца”, “Кот Василий”… Такая музыка не приемлет скуки и зубрежки, дети становятся её подлинными соавторами.

Музыка, написанная этими композиторами, уникальна разнообразием форм и жанров, тем и образов, творческих находок. Язык композиторов чрезвычайно демократичен, доступен и самым маленьким малышам и подросткам. Детская публика - это маленький народ, живущий ожиданием чуда. И дети получают его. Опыт прошедших пяти лет показывает, что чем раньше начинается приобщение юных пианистов к сочинениям современных композиторов, тем выше эффективность музыкального обучения, тем шире и глубже постигают исполнители закономерности музыкального искусства в целом. “Исполнение произведений современного композитора требует полноценного музыкального представления о его творческом стиле, ознакомления как минимум с несколькими разнохарактерными произведениями, и только тогда, научившись понимать музыкальный язык конкретного композитора, юный пианист постепенно проникается её образным миром и содержанием”.

Развитие интереса к современной музыке на примере творчества композиторов Ю.Савалова, Ю. Савельева, В. Коровицина.

Уметь определять и анализировать произведения современных композиторов;

Научить детей понимать музыкальный язык конкретного композитора через музыку, поэзию, живопись;

Пробуждать и развивать у детей художественный и музыкальный вкус, изобразительные и музыкальные способности, помочь ощутить себя художником и музыкантом через открытие звуков, формы, цвета;

Развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроения в музыке и передавать эмоциональную окраску мелодии путем выразительного исполнения пьес;

Стремления к разностороннему развитию личности.

Композитор Юрий Савалов

Ведущий : Савалова Юрия Владимировича к великому сожалению нет в живых. Он был талантливым композитором и аранжировщиком, замечательным педагогом и просто очень хорошим и добрым человеком. Его ученики вспоминают о нем с большой теплотой и считают его самым лучшим учителем. Вот что пишет о композиторе его дочь Екатерина: “Он очень любил своих учеников, гордился их успехами, достижениями. Особенно увлеченно руководил оркестром в детской музыкальной школе. Надеюсь, что произведения, написанные им для учащихся, помогут полюбить сложный, но прекрасный мир музыки”. Юрий Владимирович играл на духовых и клавишных инструментах, руководил хором и школьным оркестром, сочинял музыку для разных инструментов. Мы познакомимся с произведениями для фортепиано

Пьес будет девять. Но будем не только слушать эти произведения, но и попробуем их нарисовать. Выберете наиболее для вас приемлемую пьесу и творите! Соединяйте музыку и краски! Музыкальное настроение пьесы можно передавать и с помощью цветовых пятен, точек, линий и т.д.

Послушайте название пьес: “Колыбельная”, “Мама”, “Вальс”, “Признание”, “Марш”, “Вдохновение”, “Ветер странствий”, “Бал в замке принца”, “Прелюдия”.

Мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие.На нашем пути встретятся прекрасные и удивительные пьесы Юрия Савалова.

Вот видим уютный домик вдалеке. Какой красивый и милый! Давайте заглянем в него. Прислушайтесь: в доме укладывают малыша и для него звучит колыбельная.

“Наступила ночка, спи, моя ты дочка
Спи, моя красотка, лучшая заботка.
Кругленькие щечки и веснушки точки.
Маленькие ушки, ушки - непослушки.
Мы тебя все любим. Нежим и голубим
Вырастешь большая, спи моя родная!
Спят в лесу все звери,
Детки спят в постели.
Спят цветы в горшочке
Затихает ночка. Спи моя дочурка,
Дремлет кошка Мурка
Мы с тобой зевнули,
И, как все, уснули.

Звучит пьеса Ю. Савалова “Колыбельная”.

Кто же может петь такую замечательную колыбельную?. Ну, конечно же - Мама, Мамочка, Матушка.

Всю любовь не выразить словами
Пожеланий всех не перечесть
Мы хотим сказать любимой маме,
Хорошо, что ты на свете есть.
Будь всегда ты с нами дорогая,
Всей душой заботясь и любя.
Просим об одном тебя родная,
Будь здорова, береги себя…

Звучит пьеса Ю. Савалова “Мама”.

А сейчас нам пора войти в сказочный лес. Ах, как красиво в чудесном царстве природы. Человек должен понимать язык цветов, язык зверей, лишь тогда на земле будет вечная красота.

Прекрасный вальс танцуют с ветром дети,
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется все это
Давайте же любить ее всегда.

Ю. Савалов “Вальс”.

Послушаем очень необычную пьесу Юрия Савалова “Признание”. Это может быть признание в любви, или признания себя как человека, как композитора, как маэстро, а может признанием чего-то очень важного в жизни человека.

“Маэстро”

В прекрасном фраке с галунами
Надушенный встал маэстро,
Он рассыпал перед нами
Звуки легкие оркестра.
Как виденья, как гиганты
И метались в гулком зале,
И роняли бриллианты.

Ю. Савалов “Признание”.

Продолжаем путешествие и веселым маршем идем дальше.

Идет – гудет зеленый шум,
Зеленый шум, весенний шум!
Играючи расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые
Подымет пыль цветочную
Как облако: все зелено
И воздух и вода!
Идет-гудет зеленый шум,
Зеленый шум, весенний шум.

Ю. Савалов “Марш”

А что такое вдохновение? Как нарисовать вдохновение? Какие краски взять для вдохновения? “Вдохновение” – так называется следующая пьеса Ю. Савалова.

Послушайте Пастернака:

Во всем мне хочется дойти до самой сути
В работе. В поисках пути, в сердечной смуте.
До сущности протекших дней, до их причины,
До оснований, до корней, до сердцевины.
Все время схватывая нить судеб, событий
Жить, думать, чувствовать, любить
Свершать открытья.

Ю. Савалов “Вдохновенье”.

А что если нам пуститься путешествовать вместе с ветром странствий. Так называется следующая пьеса Ю. Савалова.

Н.Гумилев

Уедем, бросим край докучный
И каменные города
Где вам и холодно и скучно,
И даже страшно иногда.

Ю. Савалов “Ветер странствий”.

Куда же это нас ветер странствий занес? Вы не поверите: на бал в замок принца.

Ю. Савалов “Бал в замке принца”.

Вот и подходит к концу наше с вами путешествие по стране Музыки и Красок. Теперь вы знаете, что музыку можно не только слушать, но и рисовать. Для вас звучит “Прелюдия”Ю. Савалова, а вы заканчиваете свои работы.

Ю. Савалов “Прелюдия”.

Выставка рисунков.

Рассказ учащихся о своих рисунках и музыкальных образах в них.

Ведущая: Ребята, мы сегодня познакомились с творчеством композитора Юрия Савалова!

Играйте его пьесы, рисуйте его музыку, расскажите о ней другим!

Всего доброго!

Примечание: в тексте использованы рисунки учащихся по мотивам прослушанных произведений.

Композитор

Владимир Коровицын

Ведущий: Композитор Владимир Коровицын родился в Великом Новгороде в 1955 году. Выпускник Новгородской ДМШ №1), выпускник Новгородского музыкального училища (по классу баяна), с отличием окончил Ленинградскую консерваторию имени Н.А.Римкского-Корсакова, лауреат Международных конкурсов, член Союза композиторов России. В настоящее время живет в родном городе. В его творческом багаже - музыка разных жанров: для хора, для камерного и симфонического оркестра, романсы, песни, духовные сочинения.Отличительными чертами музыки Владимира Коровицына являются безусловное преобладание мелодического начала и благородный, тяготеющий к традиционному гармонический язык.

Сегодня нам предоставляется возможность познакомиться с музыкой Владимира Коровицына, будем играть и немного расскажем о его произведениях.

1. Сборник детских песен "Радуйся солнцу".

2. Фортепианный цикл “Музыкальное путешествие по странам Западной Европы”.

3. "Две пьесы для скрипки и фортепиано".

4. "Пьесы для флейты и фортепиано".

5. "Романсы на стихи поэтов "серебряного века".

6. В юбилей Великого Новгорода Санкт-Петербургское издание “Композитор” опубликовало концерт для фортепиано с оркестром. Сочинение новгородского автора является первым сочинением подобного рода, написанным в Великом Новгороде. Оно носит название “Concerto grosso” и имеет на титульном листе посвящение 1150-летию города.

7. Сборник пьес для фортепиано "Детский альбом". Пьесы, представленные в сборнике, являются хорошим пополнением учебного репертуара учеников ДМШ. Сборник содержит не только музыкально-инструктивные пьесы, но и отрывки из фортепианных циклов композитора: "Русская тетрадь", "Джазовая коллекция", "Обаяние ушедших эпох". Программность пьес будит детскую фантазию, стимулируя работу над развитием образа.

Полька “Деревянные башмаки” - написана в характере народного немецкого танца и как бы передает постукивание деревянных башмаков по булыжной мостовой.

Название пьесы “Дюймовочка” говорит сама за себя. Подвижный темп, штрих стаккато передает музыкальный портрет сказочной героини.

“Емеля на печке едет” - задорная мелодия, стилизованная под народную плясовую.

“Вариации мужичок с гармошкой” - русская плясовая песня. Все вариации выдержаны в танцевальном стиле.

Следующая пьеса “Грустная принцесса”. Все девочки в детстве мечтают стать принцессами и поэтому с удовольствием будут играть эту пьесу.

“Девичий хоровод” - очень выразительная мелодия, напевная, широкая.

Есть в сборнике 4 пьесы из цикла “Джазовая коллекция”. Пьесы этого цикла имеют капризный, синкопированный ритмический рисунок и современные гармонии. Три пьесы из этого цикла разучили дети, занимающиеся на синтезаторе. Первая пьеса называется “Кот Василий” . Вторая пьеса называется “Два клоуна” - яркая концертная пьеса. Третья пьеса “Хорошее настроение”.

8. Сборник “Исполнение желаний”. Вот что пишет сам автор об этом сборнике.Пьесы, составившие сборник, предназначены для средних и старших классов ДМШ. Здесь есть и крупная форма (“Баллада”, “Адажио”), и этюды, и дуэты, о дефиците которых в учебной практике я знаю не понаслышке и, конечно, пьесы (“Пять пасторалей”).

Очень хотелось бы надеется, что это мелодически привлекательная, образно яркая, достаточно разнообразная по фактуре музыка найдет своих почитателей и будет востребована в педагогической и концертной практике.

Мы из этого сборника взяли две пьесы: “Поэтическое настроение” и “Адажио” (крупная форма).

Наш концерт подошел к концу. Мы познакомили вас с произведениями композитора Владимира Коровицына.

Думаем, что еще не раз эти и другие пьесы композитора будут звучать со сцены нашей школы. А закончить хочется словами Владимира Коровицына: “Музыкальное образование - это большой труд над самим собой. Поэтому я очень ценю решение тех родителей, кто несмотря ни на что даёт возможность своему ребёнку посещать музыкальную школу. Сам по себе вкус к действительно красивой музыке не придёт. В то же время понимание настоящей музыки может сделать человека по-настоящему счастливым”

Полный текст сценария по творчеству Владимира Коровицына можно посмотреть на сайте www.divdmsh.narod.ru, а презентацию к тематическому вечеру можно посмотреть здесь

Композитор Юрий Савельев

Рязанский композитор Юрий Савельев родился на Дальнем Востоке, в семье военнослужащего, долго жил на Урале, а также в Сибири, Поволжье, на Севере и Юге России. Несмотря на то, что около 30 лет он живёт в Москве, сердце его, как он сам говорит, принадлежит Рязани. Здесь его корни (родители – родом из Рязани), здесь он учился в старших классах средней школы, окончил Рязанский медицинский институт; здесь живут его многочисленные родственники, друзья по школе, институту, соратники по искусству.

Произведения Ю.Савельева неизменно включались для печати в коллективные сборники творческого объединения композиторов и поэтов-песенников Подмосковья. В издательства Москвы и Рязани издано пять сборников композитора. С участием композитора в разное время проходили концерты в Российском Доме композиторов в Москве, в Музыкальной академии им. Гнесиных, в городах Подмосковья.

Вечер в музыкальной школе, посвященный творчеству композитора Ю.Савельева проведен с использованием произведений, включенных в сборник “ На крыльях весны”. Со сценарием вечера можно ознакомиться на сайте www.divdmsh.narod.ru.

Отправляемся в Германию , которая подарила миру столько замечательных музыкантов. Чтобы познакомиться с ними, нам предстоит отправиться более чем на 300 лет назад. Здесь нас ждет встреча с Георгом Фридрихом Генделем. Совсем недалеко от местечка, где родился Гендель, появился на свет другой великий композитор - Иоганн Себастьян Бах.

Бах появился на свет в семье, которая считается крупнейшей музыкальной династией в Германии. В некоторых средневековых немецких диалектах фамилия «Bach» стала нарицательной и получила значение «городской музыкант».

Долее отправляемся в Бонн. Здесь ребят ждет Людвиг ван Бетховен. Вот дом в котором жил композитор, вот комната в которой он родился. А вот Рыночная площадь. Примерно такой ее видел Бетховен. Все это можно увидеть . Так же как сам Бетховен когда-то, отправляемся в гости к Йозефу Гайдну, признанному венскому авторитету в области инструментальной музыки.

Мы едем в Австрию . Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в Нижней Австрии, вся жизнь композитора проходит перед нами. Здесь можно увидеть дом в котором родился Гайдн. здесь мы попадаем на интересный концерт. Когда музыкантов и публики немного и все вроде как давно знакомы, получается домашний концерт. Затем можно заглянуть в Дом-музей Гайдна в пригороде Вены.

Из Вены мы отправляемся в знаменитый Зальцбург. Чем знаменит так город? Тем, что именно здесь родился Фольфганг Амадей Моцарт. Мы попадаем в столицу маленького княжества. Вот улочка старого Зальцбурга. Здесь наверно гулял Моцарт. Вот дом, где родился Моцарт. Вся жизнь великого композитора перед нами. Прочитайте Рассказы старого сверчка - Солнечный зайчик Моцарта, лучше о Моцарте не расскажешь.

Велика сила музыки. Разные музыкальные стили по-разному влияют на нас. Музыка Моцарта обладает уникальным свойством лечить. Как и что выяснили ученые о музыке, которая способна лечить. Какую музыку рекомендуется слушать детям. Все это можно найти здесь.

А мы отправляемся дальше в нашем путешествии нас ждет... опять Германия , город Цвиккау. Именно здесь родился немецкий композитор и пианист Роберт Шуман. Здесь мы увидим Дом Шумана. Узнаем много интересного из биографии композитора. Увидим Памятник Р. Шуману в Цвиккау, посетим могилу Роберта и Клары Шуман.

Продолжаем путешествие. Нам предстоит попасть в Австро-Венгрию , там нас ждет Ференц Лист, затем наш путь лежит в Польшу . Там мы встретимся с великим польским композитором Фридериком Шопеном. Подобно музыке Глинки, произведения Шопена насквозь пронизаны славянскими интонациями. Сама музыка зовет нас обратно на Родину.Мы отправляемся в Россию

Здесь нас ждут М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, П.И.Чайковский, Н.А.Римский - Корсаков.

Для того, чтобы наше интересное путешествие продолжалось, информация будет постоянно обновляться.

Звуки окружают нас с самого рождения. Можно не думать о них вообще, не обращать внимания — они не всегда беспокоят нас. Но мы привыкли к повседневному городскому шуму настолько, что без него нам чего-то даже не хватает.

♦ Какие звуки можно услышать на улицах большого города?

Конечно же, на городских улицах слышатся шум транспорта, голоса людей.

Звуки, которые мы слышим в природе, совсем другие. Это шум дождя, раскаты грома, шелест листьев, птичье пение, плеск морских волн, журчание ручьев, звон капелей, протяжное завывание ветра.

Для композитора самые обыкновенные звуки сплетаются в красивую мелодию.

Послушайте стихотворение.

Композитор

Композитор музыку слышит

В шуме дождя и грома раскатах,

Ноты в тетрадь композитор запишет,

А музыканты исполнят сонату.

Композитор музыку слышит

В шелесте листьев, в плеске прибоя.

Ноты в тетрадь композитор запишет —

Песню споем мы вместе с тобою!

Должно быть, вы уже знаете, что композитором называют человека, который сочиняет музыку.

Композитор — латинское слово, в переводе означающее «сочинитель». Многие композиторы писали и сейчас пишут музыку для детей.

Замечательный русский композитор Петр Ильич Чайковский создал целый цикл произведений для малышей и назвал его «Детским альбомом». Там есть такие музыкальные пьесы для фортепиано, как: «Игра в лошадки», «Мама», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков».

Писательница Т. Абрамян так рассказывает об Иоганне Себастьяне Бахе: «Величайший немецкий композитор... сочинял музыку для обучения своих детей. И, наверное, не подозревал, что его "музыкальными детьми" на все будущие времена станут дети всего мира.

Ведь музыка Баха до сих пор является прекрасной, незаменимой школой для начинающих музыкантов».

Писал музыку для детей и замечательный французский композитор Камиль Сен-Санс. В его знаменитой сюите «Карнавал животных», написанной для оркестра, звучат голоса птиц и зверей.

Песни, марши, оперы и балеты для детей писали и пишут многие современные композиторы.

Помимо многочисленных музыкальных произведений С.С. Прокофьев, например, создал замечательную симфоническую сказку для детей «Петя и волк», а также «Зимний костер» — сюиту для чтецов на слова С. Маршака, хора мальчиков и симфонического оркестра.

Композитор Геннадий Гладков написал музыку к популярному мультфильму «Бременские музыканты», а его однофамилец — Григорий Гладков — к мультфильму «Пластилиновая ворона» и множеству других.

Я думаю, многие из вас знают и любят песни на музыку Владимира Шаинского: «Голубой вагон», «Улыбка», «Песенка крокодила Гены» и Дмитрия Кабалевского «Наш край», «Школьные годы» и многие другие.

♦ Как же композитор записывает созданную им мелодию?

Он делает это с помощью особых значков, называемых нотами. Слово «нота» в переводе с латинского означает «знак».

♦ Как вы думаете, сколько существует нот?

Правильно! Их ровно семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Ноты располагаются на пяти нотных линейках — нотном стане. Представьте себе, что композитор сочинил мелодию и записал ее на листе нотной бумаги. Что нужно сделать, чтобы мы эту мелодию могли услышать? Ее можно спеть или исполнить на каком- либо музыкальном инструменте.

♦ Какие вы знаете музыкальные инструменты?

Верно! Скрипка, фортепиано, баян, гитара, балалайка, гусли, арфа, виолончель, флейта... Музыкальных инструментов очень много, но их можно разделить на несколько групп.

Когда древние люди плясали вокруг костра, они задавали ритм танцу, ударяя камнем о камень. Потом люди заменили камни колотушками, трещотками, погремушками из высушенных плодов, внутрь которых помещали мелкие камешки. От этих примитивных инструментов и пошли ударные инструменты — барабан, бубен, треугольник, колокольчики, колокола, ксилофон, тарелки, литавры. Звуки возникают в них при ударе рукой, пальцами, металлической палочкой или специальной колотушкой. Тарелки нужно ударять одна о другую, а бубен встряхивать.

Послушайте стихотворение.

Барабан

Я проснулся утром рано

И собрался на прогулку.

Застучал по барабану

Громко-громко, гулко-гулко:

Там-там, там-там,

Веселей бей в барабан!

Удивился дворник Федя:

— Что ж ты встал в такую рань?

Перебудишь всех соседей,

Лучше ты не барабань.

В те далекие времена, когда люди охотились на диких зверей с луком и стрелами, они заметили, что если слегка прикоснуться пальцами к туго натянутой тетиве лука, она начинает звучать, издавая красивые звуки. Тогда-то и появились первые струнно-щипковые инструменты: кифара, лира, арфа.

Струнно-щипковыми эти инструменты называются потому, что у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцами.

В Древней Руси музыканты на веселых пирах в княжеских теремах играли на гуслях, балалайках и домрах. Примерно 300 лет назад в Испании появился новый струнный музыкальный инструмент, столь популярный и любимый в наши дни, — гитара. Скрипка, виолончель и контрабас — тоже струнные инструменты, но звук в них извлекается не пальцами, а с помощью смычка. Смычок — длинная трость с натянутым конским волосом. Музыканты держат смычок в правой руке и водят им по струнам.

Послушайте стихотворение.

Скрипка

Смычком коснулся ты струны,

Волшебные напевы.

То грусть, то радость в них звучит

И трогает мне душу,

Я виртуоза-скрипача

Могу весь вечер слушать!

В старину пастухи в деревнях частенько наигрывали на дудочке с несколькими дырочками, сделанной из обыкновенной тростинки. Звук ее был певучим, нежным, напоминающим журчание весеннего ручейка. Этот музыкальный инструмент назывался жалейка. Она напоминает пастуший рожок из бересты, но у рожка трубка расширяется и заканчивается раструбом*, а у жалейки нижний конец трубы вставляется в раструб коровьего рога. На боковых стопках жалейки есть отверстия. Зажимая их пальцами, можно извлекать звуки разной высоты. Жалейку можно услышать даже в оркестре русских народных инструментов.

Послушайте стихотворения.

Пастуший рожок

Сяду на пень посуше,

Коров соберу в кружок,

Выну из сумки пастушьей

Берестяной рожок.

Коровы рожок услышат,

Протяжно откликнутся: «Му-у-у».

Играя то звонче, то тише,

Я стадо в село поведу.

Позднее жалейки стали делать из разных пород деревьев. Так появились флейта, гобой и кларнет.

Словно льдинка, серебристый,

В поднебесье он плывет,

Наполняя небосвод.

Слышат флейту лес и нивы,

Слышит спелый желтый колос.

Шепчет колос: «Как красиво

Слово «кларнет» означает «ясный»,

Он то протяжный, то нежно-певучий,

То очень теплый, сочный и звучный.

Дорогие ребята, наверное, вы все видели морскую раковину. Может быть, такая раковина есть у вас дома. Попробуйте дунуть в ее заостренный конец, и вы услышите долгий протяжный звук. Еще в древности люди знали об этом свойстве морских раковин и делали из них духовые музыкальные инструменты. В них звук извлекается при помощи воздуха. Раньше эти инструменты изготавливали из кожи, слоновой кости, а сейчас делают из меди. Ведь медь — «певучий» металл. К наиболее известным духовым инструментам относятся флейта, гобой, кларнет, труба, валторна, тромбон, саксофон и туба.

А вот об этом музыкальном инструменте мы еще не говорили. Его можно увидеть в детском саду и школе, в концертном зале и театре. У кого-то из вас он есть дома.

♦ Догадались, о каком музыкальном инструменте идет речь?

Конечно же, о пианино! Этот инструмент, пожалуй, самый популярный в мире, он — незаменимый помощник и певца и композитора. Старший «брат» пианино — фортепиано. Название этого музыкального инструмента происходит сразу от двух слов: «форте» значит «громко», а «пиано» — «тихо». Фортепиано — инструмент полифонический: на нем можно и сыграть мелодию, и подобрать аккомпанемент к ней.

Большие концертные залы обычно украшает концертный рояль, напоминающий фортепиано, но массивнее его. И на фортепиано, и на рояле можно играть то тише, то громче, то связывать звуки, то играть отрывистое стаккато.

Послушайте стихотворение.

Дождь-музыкант

Кап, кап, кап — упали капли.

Застучали: тук, тук, тук.

И узнали сразу цапли

Дождика веселый звук.

Дождик заиграл стаккато,

Как по клавишам рояля,

И, сбегая с крыш покатых,

Капли звонко застучали.

Дождь отрывисто и звонко

Падал в травы там и тут.

Словно пальцами ребенка

Он играл в саду этюд!

Певцы и певицы, исполняющие музыкальные произведения, обладают голосами разного тембра и высоты.

Ответьте на вопросы

♦ Как называют человека, который сочиняет музыку?

♦ С помощью чего композитор записывает музыку на листе бумаги?

♦ Сколько всего нот? Назовите их.

♦ Какие вы знаете музыкальные инструменты?

♦ Почему барабан называют ударным инструментом?

♦ С помощью чего барабанщик выбивает барабанную дробь?

♦ Какие инструменты относятся к струнно-щипковым? Почему их так называют?

♦ К каким инструментам относится скрипка? С помощью чего скрипач извлекает звуки, играя на ней?

♦ Какие музыкальные инструменты называют духовыми? Из чего их делали прежде? Из чего их изготовляют сейчас?

♦ Как вы думаете, зачем людям нужна музыка?

В мире существует огромное количество музыкальных произведений для детей. Их отличительной особенностью являются конкретность сюжета, простота и живое поэтическое содержание.

Конечно, все музыкальные произведения для детей написаны с учетом их возрастных возможностей. Например, в вокальных сочинениях учитывается диапазон и сила голоса, а в инструментальных произведениях уровень технической подготовки.

Детские музыкальные произведения могут быть написаны, к примеру, в жанре песни, пьесы, арии, оперы или симфонии. Самые маленькие любят переработанную в легкую ненавязчивую форму классическую музыку. Дети постарше (возраста детского сада) хорошо воспринимают музыку из мультфильмов или детских кинофильмов. Музыкальные произведения П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, Ф. Шопена, В.А. Моцарта популярны среди детей средних классов. В этот период дети очень любят произведения для хорового пения. Большой вклад в этот жанр внесли композиторы советского периода.

Во времена средневековья детская музыка распространялась с помощью бродячих музыкантов. До наших дней дошли детские песни немецких музыкантов «Птички все слетелись к нам», «Фонарик» и другие. Здесь можно провести аналогию с современностью: композитор Г. Гладков, написал всем известный мюзикл «Бременские музыканты», который очень нравится детям. Не обошли вниманием детские музыкальные произведения и классические композиторы Л. Бетховен, И. С. Бах, В. А. . Соната для фортепиано № 11 (Турецкий марш) последнего популярна среди детей всех возрастов, начиная с грудничков и заканчивая подростками. Следует отметить и «Детскую симфонию» Й. Гайдна с её трещотками, свистульками, детскими трубами и барабанами.

В 19 веке большое внимание детским музыкальным произведениям уделяли и русские композиторы. П.И. в частности создал детские фортепианные пьесы для начинающих «Детский альбом», где в небольших произведениях перед детьми возникают разнообразные художественные образы и ставятся различные по исполнению задачи. В 1888 году Н.П. Брянский сочиняет первые детские оперы по басням И.А. Крылова «Музыканты», «Кот, козёл и баран». Оперу «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского – Корсакова конечно, нельзя назвать полностью детским произведением, но все – таки это сказка А. С. Пушкина, которую композитор написал к столетию со дня рождения поэта.

На современном пространстве главенствуют детские музыкальные произведения из мультфильмов и кинофильмов. Начиналось все с песен И. Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта», которые пропитаны романтизмом и отвагой. Б. Чайковский написал музыку к фильму Ролана Быкова «Айболит 66». Композиторы В. Шаинский и М. Зив создали незабываемые музыкальные темы к мультфильму про Чебурашку и его друга крокодила Гену. Огромный вклад в копилку детских музыкальных произведений внесли композиторы А. Рыбников, Г. Гладков, Е. Крылатов, М. Минков, М. Дунаевский и многие другие.

Одну из классных детских песен можно услышать в знаменитом мультике про Антошку! Давайте его смотреть!

Детская музыка в творчестве многих композиторов во все времена имела особое значение. Она отражала воспоминания, связанные с самой прекрасной порой в жизни каждого человека – детством.

Детская музыка окружает юное поколение повсюду, начиная от первых игр, заканчивая повседневными поездками в транспорте. Однако, то, что дети будут слушать в том возрасте, когда сами смогут выбирать, зависит во многом от родителей, поэтому не лишним будет прививать эстетическую культуру, начиная с дошкольного возраста – на этом акцент ставят и педагоги, и психологи. Кроме того, исследователями уже давно доказано, что классическая музыка плодотворно влияет на творческие и умственные способности ребёнка.

В наше время музыкальные произведения для детей очень актуальны и имеют важное воспитательное, общественное и профессиональное значение. Они помогают развитию фантазии, образному мышлению, становлению личности, выбору профессии и др.

Детская музыка, предназначена для слушания и исполнения детьми. Лучшие ее образы характеризуются конкретностью, живым поэтичным содержанием, образностью, простотой и четкостью формы.

В основе музыкальных произведений для детей часто бывают народные сказки, картины природы, образы животного мира.

Произведения пишутся в соответствии с их исполнительскими возможностями. В вокальных произведениях учитываются диапазон голоса, особенности звукоизвлечения и дикции детей определённого возраста, хоровая подготовка, в инструментальных пьесах - степень технической трудности. Круг музыкальных произведений, доступных восприятию детей и исполняемых в детской аудитории. Детские песни существуют в народном творчестве (хороводные песни, считалки, прибаутки).

Самостоятельный раздел музыкального творчества составляют произведения на сюжеты из детской жизни, рассчитанные на исполнение профессиональными артистами и не предназначенные специально для детской аудитории. К классическим образцам такого рода музыки принадлежат балет П. И. Чайковского "Щелкунчик", названный Б. В. Асафьевым "гениальной симфонией детства", цикл романсов "Детская" М. П. Мусоргского, в котором композитор с поразительной силой проник в мир детской психологии, "Детские сцены" для фортепиано Р. Шумана, оркестровая сюита "Игра детей" Ж. Бизе. Неразрывно связана с поэтическими детскими образами колыбельная песня, нашедшая разнообразное претворение, как в народной музыке, так и в песенном, инструментальном и оперном творчестве композиторов.

Детская музыка получила широкое распространение в творчестве советских композиторов. Среди крупных произведений для детей - симфоническая сказка "Петя и волк" С. С. Прокофьева. Многие произведения советских композиторов написаны на сюжеты сказок: оперы "Маша и Медведь" и "Морозко" М. И. Красева, "Сказка о рыбаке и рыбке" Л. А. Половинкина и др. Балеты: "Аистёнок" Д. Л. Клебанова, "Доктор Айболит" И. В. Морозова (по К. И. Чуковскому) и др. Много песен и инструментальных произведений написано советскими композиторами для детского радиовещания, к спектаклям детских драматических театров, детским фильмам. В 1965 основан Московский детский музыкальный театр - единственный в мире. Большую работу ведёт Международное общество музыкального воспитания.

2. 2 Отечественные и зарубежные композиторы – авторы детской музыки

Многие из композиторов писали детскую музыку. В числе наиболее известных как композиторы зарубежные, так и отечественные:

1. И. С. Бах

2. Р. Шуман

3. И. Брамс

4. П. И. Чайковский

5. А. К. Лядов

6. А. К Дебюсси

7. Б. Барток

8. С. С. Прокофьев

9. Д. Д. Шостакович

10. Б. Бриттен

11. В. Свиридов

12. Е. Крылатов

Бах Иоганн Себастьян (1685-1750) – немецкий композитор, органист, клавесинист. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры. Обобщил достижения музыкального искусства переходного периода от барокко к классицизму. Непревзойденный мастер полифонии. «Хорошо темперированный клавир» (1722-1744), Месса си-минор (ок. 1747-1749), «Страсти по Иоанну» (1724), «Страсти по Матфею» (1727 или 1729), св. 200 духовных и светских кантат, инструментальные концерты, многочисленные сочинения для органа.

Детская музыка также коснулась и Баха. Представим себе такую картину. В напудренном парике, окруженный детьми сидит за клавесином человек. Он сочиняет, дети слушают с интересом. Это их отец – величайших композитор И. С. Бах. Рядом с ними Анна Магдалена – мама, певица. Для нее Бах создает несложные пьесы, которые затем войдут в две «Нотные тетради Анны Магдалены Бах». По этим тетрадям учатся играть дети Баха, а потом они откроют путь в музыку всем детям мира. Также И. С. Бах писал музыку своим детям. И четверо сыновей даже стали композиторами:

Вильгельм Фридеман (1710-1784), «галльский» Бах, композитор и органист, импровизатор.

Карл Филипп Эмануэль (1714-1788), «берлинский» или «гамбургский» Бах, композитор и клавесинист; его творчество, родственное литературному движению «Буря и натиск», оказало влияние на композиторов венской классической школы.

Иоганн Кристиан (1735-1782), «миланский» или «лондонский» Бах, композитор и клавесинист, представитель галантного стиля, оказал влияние на творчество юного Вольфганга Амадея Моцарта.

Иоганн Кристоф Фридрих (1732-1795), «бюккебургский» Бах, композитор, клавесинист, капельмейстер.

Шуман Роберт (1810-1856) – немецкий композитор и музыкальный критик. Выразитель эстетики немецкого романтизма. Создатель программных фортепианных циклов («Бабочки», 1831; «Карнавал», 1835; «Фантастические пьесы», 1837; «Крейслериана», 1838), лирико-драматических вокальных циклов («Любовь поэта», «Круг песен», «Любовь и жизнь женщины», все 1840); внес вклад в развитие романтической фортепианной сонаты и вариаций («Симфонические этюды», 2-я редакция 1852). Опера «Геновева» (1848), оратория «Рай и Пери» (1843), 4 симфонии, концерт для фортепиано с оркестром (1845), камерные и хоровые сочинения, музыка к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (1849).

Значительную часть своего творчества посвятил детям Р. Шуман. Его пьесы «Смелый наездник», «Веселый крестьянин», «Марш солдатиков» вошли в «Альбом для юношества». Каждая пьеса – законченная миниатюрная картинка. Многие песни Шумана очень легки в исполнении. «Детские сцены» - более сложные произведения, но и они раскрывают мир детских забав, радостей огорчений, рисуют картинки окружающей среды.

Брамс Иоганнес (1833-1897) – немецкий композитор. С 1862 жил в Вене. Выступал как пианист и дирижер. Симфонизм Брамса отличает органическое сочетание венско-классических традиций и романтической образности. 4 симфонии, увертюры, концерты для инструментов с оркестром, «Немецкий реквием» (1868), камерно-инструментальные ансамбли, сочинения для фортепиано («Венгерские танцы», 4 тетради, 1869-1880).

Детскую музыку писал даже И. Брамс. У него было много хоров, вокальных ансамблей, а также детских песен.

П. И. Чайковский (1840-1893) – русский композитор. Брат М. И. Чайковского. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург.

Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений.

Детская тема проходит сквозной линией через все творчество Чайковского. Об этом свидетельствует даже простое перечисление произведений, которые условно можно разбить на две группы.

Первая – детский педагогический репертуар (Детский альбом, 12 пьес трудности, «Хор насекомых и цветов»).

Вторая – произведения, которые могут быть адресованы детскому восприятию; в них, как правило, использованы сказочные образы и сюжеты (Детские песни, балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица»).

Обращением к образам давно ушедшего прошлого являются, по сути, и «Детские песни» Чайковского, овеянные меланхолическим, тоскливым чувством.

Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. Ему было легко это сделать, потому что он понимал и люби детей. На протяжении многих лет он жил в большой дружной семье своей сестры, Александры Ильиничны Давыдовой, на Украине, в селе Каменка. Там Петр Ильич всегда чувствовал себя по-домашнему уютно.

О его симпатиях к детям мы узнаем из письма к фон Мекк – почитательнице и другу композитора: « Мои племянники и племянницы – такие редкие и милые дети, что для меня большое счастье пребывание среди них».

Сочиняя «Детский альбом», композитор заботился не только о музицировании в семье Давыдовых. Он осуществлял свой давний замысел – «содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень не богата. «Детский альбом» был написан летом 1878 года. В этом сборнике, состоящем из 24 небольших пьес – фортепианных миниатюр, - вся жизнь ребенка. Многие пьесы сборника можно условно объединить в маленькие сюиты. Так, например, ряд пьес посвящен истории о куклах, другие рисуют картины русской жизни, а еще несколько пьесок повествуют о чужих странах.

Детская тема неотделима от материнской любви. Не случайно образ детства – дитя, спокойно дремлющее в колыбели, над которой склонилась мать. Мир детства как идеал добра конфликтно сопоставляется Чайковским с миром реального зла. Поражает обилие колыбельных песен в творчестве Чайковского, пристрастие композитора к претворению этого жанра не только в вокальной, но и в инструментальной музыке.

Лядов Анатолий Константинович (1855-1914) – русский композитор, дирижер. Участник Беляевского кружка. Мастер симфонической и фортепианной миниатюры. Симфонические картины «Баба-Яга» (1904), «Кикимора» (1909) и др. (на сказочные сюжеты), обработки русских народных песен.

Жизнь и творчество А. К. Лядова связаны с Петербургом, с русской музыкой.

Родная стихия А. Лядова – русская песня, русская сказочность. Наиболее полно и совершенно талант композитора-миниатюриста выразился в красочных оркестровых сочинениях для детей Баба-Яга, Кикимора. Русские сказки всегда восхищали А. Лядова своей загадочностью, причудливой фантастикой. Они будили его воображение, превращаясь в красочные музыкальные образы, которые он передавал в своей музыке детям.

Дебюсси Клод (1862-1918) – французский композитор, основоположник музыкального импрессионизма. Его сочинениям присущи поэтичность, изящество мелодии, изысканность, зыбкость музыкальных образов. Основа творчества - программная инструментальная музыка: «Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» (1894), триптих «Ноктюрны» (1899) для оркестра. Опера «Пеллеас и Мелизанда» (1902), балеты, поэма для голоса, женского хора и оркестра «Дева-избранница» (1888), фортепианные произведения.

Фортепианная сюита «Детский уголок» посвящена дочери Дебюсси. Стремление раскрыть в музыке мир г. 1918 глазами ребенка в привычных ему образах – строгого учителя, куклы, маленького пастуха, игрушечного слона – заставляет Дебюсси широко использовать, как бытовые танцевальные и песенные жанры, так и жанры профессиональной музыки в гротескном, шаржированном виде.

Барток Бела (1881-1945) – венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист. Родился в семье директора сельскохозяйственного училища, музыканта-любителя и учительницы.

В 1899-1903 учился в Будапештской музыкальной академии имени Листа.

Дети всего мира играют музыку венгерского композитора Белы Бартока «десять легких пьес», «Детям», «15 венгерских крестьянских песен», «Румынские рождественские песни», «Микрокосмос». «Свежесть и необычайность музыкального языка Бартока, связаны в первую очередь с народным венгерским искусством. Он первым из композиторов открыл венгерский фольклор и заставил весь мир удивляться его яркости и своеобразию», - писал композитор Э. Денисов. Самым значительным детским циклом Бартока является «Микрокосмос». Называя этот цикл «Маленькой вселенной», он хотел подчеркнуть универсальную направленность сборника.

Продолжая традицию, многие отечественные композиторы создают яркую, интересную детскую музыку.

Прокофьев Сергей Сергеевич (1891-1953) – русский советский композитор, пианист и дирижер, народный артист России (1947), Ленинская премия (1957, посмертно), Государственная премия СССР (1943, 1946 - трижды, 1947, 1951).

Сергея Прокофьева смело можно назвать солнцем русской музыки двадцатого века, его творчество напоено могучей жизненной силой, ослепительным светом, проникнуто безграничной любовью к жизни, к человеку, к природе. Даже в самых печальных, самых драматически-напряженных трагедийных страницах его музыки, где тучи сгущаются порой, чуть ли не до сплошной черноты, - мы всегда чувствуем, что где-то там, за этими тучами продолжает светить солнце, и оно обязательно снова засияет над нами, обязательно восторжествует над любой непогодой. Искусство нашего века - неспокойное искусство. На нем сказались волнения и тревоги современного мира. Мы явственно ощущаем на нем следы военных бурь, принесших человечеству бесконечно много страданий и горя.

С. Прокофьев часто и охотно обращался к сказочным сюжетам, любимым и близким детям. Еще в юные годы он сочинил музыку на текст знаменитой сказки Андерсена «Гадкий Утенок», а в зрелые годы положил сказочные сюжеты в основу своих чудесных балетов «Золушка» и «Сказ о каменном цветке». Среди «сказочных» сочинений встретим и поэтичнейшие фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки», и озорной балет «сказка про шута, семерых шутов перешутившего». А рядом с этими русско-сказочным балетом стоит пронизанная таким же острым юмором опера на сюжет итальянской сказки Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Сюда же примыкает и любимая ребятам во всем мире симфоническая сказка «Петя и Волк», слушая которую, ребята не только получают большое удовольствие, но и наглядно знакомятся с основными инструментами симфонического оркестра.

Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906-1975) – русский советский композитор, народный артист СССР (1954), доктор искусствоведения, Герой Социалистического Труда (1966), Ленинская премия (1958), Государственная премия СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Государственная премия РСФСР (1974), Международная премия Мира (1954), премия имени Сибелиуса, почетный член академий и доктор университетов многих стран мира.

В ряде фортепианных пьес для детей Д. Шостакович открывает свою музыкально - образную сферу. В этом плане интересны пьесы для начинающих музыкантов из «Детской тетради» ор. 69 и «Танцев кукол». Эти детские пьесы удивляют поразительной естественностью, оптимизмом. Простота и доходчивость образов, легкость исполнения дают полное основание к включению этих сборников в детский репертуар. Названия пьес «Детской тетради» (1944–1945) Д. Шостаковича, их разноплановость образной сферы и музыкальная программность говорят сами за себя. Например, «Грустная сказка» и жизнерадостная, яркая «Веселая сказка»; «Медведь» - пьеса, в которой часто повторяющимися ходами на широкие интервалы показан образ неуклюжего медвежонка; механическая, построенная на однообразии мелодии «Заводная кукла»; трепетный «Вальс»; бодрый активный «Марш». Все эти пьесы воплощают конкретный художественный образ, что очень важно для самых начинающих свое обучение в детских музыкальных школах юных музыкантов.

Бриттен Бенджамин (1913-1976) – английский композитор, пианист, дирижер. Возродил английский музыкальный театр. Сочетал национальные музыкальные традиции 16-17 вв. с современными музыкальными средствами. Оперы «Питер Граймс» (1945), «Альберт Херринг» (1947), «Сон в летнюю ночь» (1960), камерные оперы, в т. ч. «Поворот винта» (1954); вокально-симфонические сочинения «Баллада о героях», «Военный реквием» (1961), «Кантата милосердия» (1963) и др.

Детской музыкой много занимался композитор Б. Бриттен. Им создан сборник многих школьных песен. Песни из этого сборника популярны среди английских школьников. Для исполнения детьми в сопровождении арфы написан цикл «Обрядовые рождественские песни». Лучшие из песен – «Морозная зима», «О, мой милый». Известность получил «Путеводитель» по оркестру Бриттена – своеобразное произведение, знакомящее слушателя с современным симфоническим оркестром.

Свиридов Георгий Васильевич (1915-1998) – российский композитор, пианист, народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1975). Ленинская премия (1960), Государственная премия СССР (1946, 1968, 1980). Государственная премия Российской Федерации (1994).

«Альбом пьес для детей» Свиридова привлекает ясностью, простотой музыкального языка, искренностью чувств, ярким национальным колоритом. Композитор продолжил традиции, идущие от «Детского альбома» Чайковского. 17 пьес «Альбома» Свиридова представляют собой вереницу миниатюр разного характера: лирических, сказочных, танцевальных, маршевых. Среди них есть пьесы-пейзажи, игровые сценки.

Крылатов Евгений Павлович (1934) – российский композитор. Окончил Московскую консерваторию (1959). С 1967 года работал в кино, автор музыки к игровым и анимационным фильмам («Достояние республики», 1971; «Ох уж эта Настя», 1971; «И это все о нем», 1977).

Особое место в творчестве Крылатова занимает музыка для детей. Это – и балет «Цветик-семицветик», и музыка к спектаклям МТЮЗЕ, и к радиопостановкам, и, наконец, песни.

Уже не одно поколение детей растет на замечательных песнях композитора Крылатова – таких, как: «Колыбельная медведицы», «Лесной олень», «Ласточка», «Крылатые качели», «Прекрасное далеко», «Три белых коня» и других замечательных песнях. Практически, нет ни одного хорового коллектива, ансамбля, в репертуаре которого не было бы произведений Крылатого.

2. 3 Социологический опрос

Социологический опрос проводился в детской музыкальной школе г. Норильска, р-н Кайеркан. Было опрошено 34 человека, средний возраст которых составил 23 года. Среди опрошенных были, как ученики разных отделений музыкальной школы, так и преподаватели.

На вопрос: «Как вы думаете, кто из перечисленных композиторов наиболее известен, как автор детской музыки?» более всего проголосовало за Чайковского – 20. 6 %, Баха – 14. 7 % и Крылатова и Прокофьева – по 11. 8 %. В среднюю категорию попали Шуман и Дебюсси – по 8. 8 %, Шостакович и Брамс – по 6 %. Меньше всего голосов оказалось у Лядова и Бриттена – по 3 % и Свиридова – 0 % .

Результаты опроса свидетельствуют о том, что действительно наиболее известными композиторами, писавшими детскую музыку, являются П. И. Чайковский, И. С. Бах, так как у них на самом деле очень много детских произведений различных жанров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По литературным источникам выявлены композиторы разных эпох, которые сочиняли музыку для детей. Ее в наше время исполняют не только профессиональные музыканты, но и дети (песни, инструментальные пьесы). Многие композиторы писали детскую музыку по разным причинам: одни – для того, чтобы обучать собственных детей, другие – просто из-за любви к ним.

Отечественные композиторы XX века продолжают традиции своих предшественников и создают яркую, интересную инструментальную детскую музыку. Именно на эту эпоху пришелся расцвет музыки, потому что ранее она была доступна только в обеспеченных семьях. Также композиторы, не упрощая своего музыкального языка, сочиняли ее так, чтобы дети могли справиться с техническими трудностями.

В работе показаны особенности детской музыки и раскрыто её значение в жизни каждого композитора.