Народные промыслы стран мира. Промысел - это что? Что такое народные промыслы

Испокон веков на русской земле были мастера, способные творить своими руками красивые вещи. К народным промыслам относятся фарфоровые изделия, декоративная роспись, глиняные игрушки, пуховые платки, лаковые миниатюры. В исконно русских произведениях промыслового искусства отражается душа народа.

Матрешка - это символ художественных промыслов нашей страны. Деревянная расписная кукла родом из г. Сергиев Посад, ей всего около 100 лет. Но популярность матрешки огромна.


Гжель является народным керамическим промыслом. Всем знаком знаменитый сине-белый узор, запечатленный на необыкновенной фарфоровой посуде.


Хохлома - это уникальное искусство росписи деревянных изделий красками. Необыкновенную красоту детской мебели, декоративным блюдам придает специальная технология покрытия лаком.

4. Оренбургский платок


Оренбургские пуховые платки ручной работы дарят тепло золотых рук мастериц, искусно создавших их из нежного козьего пуха.


Дымковская игрушка, изготовленная из глины, расписанная и обожженная в печи, несомненно, является символом русского мастерства.

6. Палехская миниатюра


Палехские лаковые миниатюры хранят традиции искусства иконописи Древней Руси. Шкатулки и броши из папье-маше мастера искусно расписывают золотой темперой на черном фоне.

7. Тульский самовар


Тульские самовары - гордость русских мастеров самоварного дела. Тульские умельцы способны создать самовар любой сложности и из любого материала, к тому же красиво расписать его.


Скань - это ювелирная техника создания ажурного узора из золотой, серебряной или медной проволочки. Уникально каждое изделие, выполненное в этой изящной технике.


Каслинское литье из бронзы или чугуна - это сложные технологии отливки и формовки изделий, графическая четкость силуэта и чеканка вручную высокохудожественных изделий.


Пушнина - продукция пушного промысла - высоко ценится во всем мире. Русский мех согревает душу и тело в самые лютые морозы.

Народные промыслы дошли до нас с давних времён – роспись, резьба, кружево, однако есть и новые народные промыслы. Чаще всего они начинались с крестьянского бытового искусства.

Художественная роспись в России

Деревянные, металлические изделия, детские игрушки и мебель расписывали на Руси испокон веков. Технология в различных регионах страны значительно отличалась друг от друга. Далее подробно о самых известных видах росписи.

Городецкая роспись

Городецкая роспись зародилась в Поволжье, в деревнях Нижегородской губернии. Они были расположены неподалёку от крупного села под названием Городец. Там проходили ярмарки, на которых торговали изделиями мастеров. Отсюда и появилось название – Городецкая роспись.


Городецкая роспись - визитная карточка Нижегородской области

Полховско-Майданская роспись

Место рождения Полховско-Майданской росписи – юг Нижегородской области. Там, в селе Полховский Майдан, посёлке Вознесенское и деревне Крутец находится центр этой росписи. Возникла она всего сто лет назад на базе развитого в тех местах токарного промысла. Мастера расписывали матрёшек, детские игрушки, грибы, пасхальные яйца, при этом использовали только четыре цвета – зелёный, синий, жёлтый и красный.


Знаменитые полх-майданские матрешки

Палехская роспись

Палехская роспись появилась совсем недавно – уже в советское время, однако, корни этой росписи уходят в древность. Благодаря уникальному ремеслу, село Палех Ивановской области стало известно во всей России. Известно о палехской росписи, палехской миниатюре, палехской иконописи. Особенность росписи в том, что художники создают не просто орнаменты, а вырисовывают целые сюжеты, композиции с мельчайшими деталями.


Палехские миниатюры на шкатулка знамениты на весь мир

Роспись Жостово

Жостовская роспись – это лаковая роспись на подносах, которая появилась в тысяча восемьсот двадцать пятом году. Такие подносы делают на фабрике в селе Жостово и в городе Нижний Тагил. Главное отличие этого промысла – обилие красок, несравнимые ни с чем тона, реалистичность всех элементов.


Подносы с жостовской росписью очень популярны

Гжель

Гжельская роспись, как понятно из названия, возникла в городе Гжель. Её узоры – это преимущественно цветочные узоры и простые геометрические орнаменты, выполненные кобальтовой ярко-синей краской на белоснежном фоне. Город Гжель – центр производства изделий из керамики. Во многом это и стало причиной появления своей неповторимой росписи в этом городе. Гжельский художественный промысел не молод, корни его уходят в четырнадцатый век. Именно тогда открыли Кудиновское месторождение глины.


Легендарная бело-голубая гжель

Русские ремесла, ставшие промыслами

Порой промыслами становились русские ремёсла. Они возникали, когда изделия народного ремесла ставили на поток. Известно об изготовлении из глины игрушек, об особенной резьбе по дереву, о кружевном мастерстве и так далее.

Дымковская игрушка

Рядом с городом Вятки была слобода Дымково, сейчас - это один из районов города Вятки. В слободе Дымково в девятнадцатом веке появились расписанные керамические игрушки для детей. Залежи глины и песка в тех местах стали причиной изготовления мастерами глиняных кувшинов и крынок. На потеху детям изготавливали яркие весёлые игрушки. Лепкой и росписью игрушек занимались исключительно женщины либо дети. Узор на дымковской игрушке всегда геометрический, состоящий из кругов, полос, клеток. Кроме своеобразной росписи игрушка выделяется тем, что её отделывают золотом.


Дымковская игрушка стала художественным промыслом

Филимоновская игрушка

Производство филимоновских игрушек возникло на базе производства посуды из глины, залегающей вблизи села Филимоново. Эти игрушки – разнообразные свистульки. Отличительная особенность – удлинённая форма изделий, что связано с особенностями местной глины. Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером.


Филимоновские свистульки-козули выделяются на фоне других промыслов яркими красками

Абрамцево-Кудринская резьба

Резьба, ставшая промыслом, появилась в усадьбе Абрамцево, недалеко от Москвы в девятнадцатом веке. Её название – Абрамцево-Кудринская резьба. Резчики учились и работали в столярно-резчицкой мастерской, там же им преподавали живопись и рисунок. Так небольшая мастерская стала основой будущего промысла, отличающегося своеобразным стилем резьбы.


Абрамцево-Кудринская резьба - еще один промысел, славящий Россию

Вятские кружева

О вятских кружевах известно с восемнадцатого века. Во второй половине девятнадцатого века в Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Многие годы в тех местах действовала кружевная фабрика, однако в начале девяностых годов её закрыли. Кружевницы сохранили своё уникальное мастерство, традиции и технологию промысла. Они радуют новыми изделиями, объединившись в артели либо небольшие предприятия.


Вятские кружева

Новые народные промыслы

Не все народные промыслы имеют богатую историю. Некоторые появились совсем недавно. Что это за промыслы, узнаем далее.

Роспись елочных игрушек

Роспись ёлочных изделий как промысел возник в девятнадцатом веке в деревне Данилово. Там же игрушки и изготавливали. Занимались этим крестьяне на дому, используя для выдувания нехитрые горелки. Спрос на такие игрушки рос, увеличивалось и число мастеров-одиночек. Вскоре некоторыми хозяевами на дому были организованы небольшие производства с наёмными работниками.

В России появляются и развиваются новые народные промыслы

Самый узнаваемый народный промысел в России

Пожалуй, самым узнаваемым русским народным промыслом является Хохломская роспись. Она зародилась в конце семнадцатого века в Нижегородской области, когда на ярмарках в селе Хохлома продавали деревянные изделия, расписанные местными из окрестных деревень.


Золотая хохлома, пожалуй, самый известный российский народный промысел

Все предметы нарядные и красочные. Отличительная особенность росписи – это наличие золотого фона либо золотого орнамента. Свои рисунки мастера во время росписи придумывают на ходу, это всегда импровизация при выполнении правил хохломской росписи. Простую деревянную вещь мастер превращает в произведение народного искусства. Такой утварью до сих пор пользуются хозяйки. Ее же выставляют в музеях.

Русские народные промыслы - особое творчество, сложившееся городах и сёлах России, чаще всего представленное фигурками или росписями на тему народного быта или фольклорных сюжетов. Это национальное достояние русского народа.

Русская народная игрушка

Русские игрушки в виде людей, животных или сказочных сцен раньше изготавливались в магических и обрядовых целях, особенно на Севере и в Центре России. Некоторые промыслы существуют уже 700 лет, например филимоновские игрушки-свистульки, которые изготавливаются из глины с последующими росписями. Также с XV-XVI веков берет начало знаменитая глиняная дымковская игрушка, а в XVII веке с селе Богородское Сергиево-Посада появились деревянные, известные как богородские игрушки.

Основные игрушки русского народного промысла:

Русские народные росписи

Домашнюю утварь традиционно можно было расписывать, так у обычных хозяйских предметов появился узнаваемый национальный рисунок - роспись. Из известных способов росписи Палехская, их мотивы различны – от библейских сюжетов и ликов святых до картин из реальной жизни или сказок. Стиль сложился в XVIII веке. Особенно хорошо смотрится на шкатулках. Жостовская роспись берёт начало в деревне Жостово. Существует с 1825 года. Основной узор – цветы. Подходит для росписи посуды и деревянных ложек. И уникальная бело-голубая гжельская роспись керамики и фарфора, в основном посуды и фигурок.

Основные росписи русского народного промысла:

Русские ремёсла

Народные мотивы в промыслах – не только традиция, но и украшение повседневного быта. Некоторые русские ремёсла знают все, матрёшки - деревянные куклы специфической формы разных размеров, но есть и другие: шерстяные платки (Оренбург славится ими с XVIII века), тульские пряники (они покрыты глазурью и начинены повидлом или сгущёнкой) и самовары фабрики П. Н. Фомина, известной с 1870 года (каждый слышал пословицу о поездке «в Тулу со своим самоваром», каслинское литьё – специфические чугунные статуэтки (делаются в г. Касли Челябинской области).

Издавна живущие в одной местности и занимавшиеся одним видом художественного ремесла мастера изготовляли те или иные изделия не для собственных нужд, а для рынка. Так возникли народные художественные промыслы - особая форма бытования народного декоративно-прикладного искусства (см. Народное искусство).

В России после реформы 1861 г. многие промыслы приобретают характер частных мастерских, работающих на всероссийский рынок. Конкуренция их с крупными капиталистическими фабриками мешала плодотворному развитию народного искусства. Правда, техника ремесла становилась все более виртуозной в связи с необходимостью работать скоро и экономно. Например, каждый быстрый, доведенный почти до автоматизма поворот кисти жостовского художника рождал лепесток, а то и целый цветок в букете, украшавшем поднос. Разделение труда на все более мелкие операции, стремление максимально упростить и стандартизировать процесс производства изделия (так дешевле) приводили к снижению художественного качества продукции, постепенному вытеснению творчества ремеслом. Одновременный разрыв с традиционным народным мировосприятием неизбежно вел за собой утрату вкуса - начиналось подражание худшим городским образцам. В этих условиях многие промыслы приходили в упадок, другие усваивали чуждый народному пониманию красоты коммерческий стиль, теряя свое лицо.

Петушок-каталка. Дерево, роспись. Городец.

Уже в первое, очень трудное для Страны Советов время творчество народных мастеров получило государственную поддержку: в апреле 1919 г. ВЦИК принял постановление «О мерах содействия кустарной промышленности». И в последующие годы многое делалось для того, чтобы самобытное искусство жило и развивалось. Возрождались пришедшие в упадок художественные ремесла: богородская резьба и хохломская роспись по дереву, вологодское и елецкое кружевоплетение, дымковская глиняная игрушка, знаменитые промыслы Дагестана, керамика и ткачество Опошни на Украине и др. Одновременно на основе некогда существовавших ремесленных производств создавались новые по сути художественные промыслы, такие, как тобольская резная кость, ростовская финифть, великоустюжская чернь, лаковая миниатюра вчерашних иконописцев. С помощью ученых разрабатывались новые виды продукции, отвечавшие изменившимся запросам покупателей. Осуществлялась механизация подсобных и подготовительных работ.

Итоги этой важной деятельности были подведены в постановлении ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» (1974). В нем говорится: «Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью советской социалистической культуры, активно влияет на формирование художественных вкусов, обогащает профессиональное искусство и выразительные средства промышленной эстетики».


Чайный набор. Полховский Майдан. Дерево. Роспись.

Сегодня народные художественные промыслы в нашей стране существуют в двух формах. Первую из них можно назвать свободным промыслом. Интересный пример стихийно родившегося в советское время промысла - искусство села Полховский Майдан в Горьков ской области, где вот уже несколько десятилетий изготовляют точеные и расписанные яркими красками «тарарушки» (как их называют сами мастера): матрешки, поставцы, солонки, грибки-копилки, детские игрушки ит. д. В зимнее время буквально все село и соседняя деревня Крутец превращаются в огромную мастерскую. Традиции здесь, как встарь, передаются «из рук в руки»: от отца-токаря к сыновьям, от матери-красильщицы к дочкам. Едва ли не каждый год на прилавках колхозных рынков видим мы новые изделия, украшенные новым видом росписи, - промысел живет.

Другая форма-организованные народные художественные промыслы, к которым относится большинство наших всемирно известных очагов народного искусства. Например, Жостовская фабрика декоративной росписи, Вологодское кружевное объединение «Снежинка», два хохломских предприятия, производственное объединение «Гжель», центры лаковой миниатюры... Это солидные предприятия, где осуществлена механизация подсобных работ, имеются профтехшколы, готовящие кадры молодых талантливых мастеров. Продукция традиционных народных художественных промыслов - наша национальная гордость, она широко известна за рубежом, пользуется огромным спросом у нас в стране. В современные квартиры произведения народных мастеров вносят обаяние рукотворного художества.


3. А. Архипова, Г. И. Волкова. Деревянная посуда. Хохлома.

Перед народными художественными промыслами стоит еще немало организационных и творческих проблем. Важнейшие из них были сформулированы в постановлении ЦК КПСС «О народных художественных промыслах». В немалой степени успех дела зависит от развития основы основ - массового народного творчества в селах. Это главное условие дальнейшего расцвета старых художественных промыслов и постоянного появления новых.

Народный музей в Пархомовке

Пархомовка - старинное украинское село в 100 километрах от Харькова. Прославилось оно на всю страну своим уникальным народным историко-художественным музеем, который любовно создавали сельские школьники во главе с учителем Афанасием Федоровичем Луневым.

Музей был открыт в 1955 г. В его основу положена личная коллекция

A. Ф. Лунева, состоящая из произведений живописи, графики, прикладного искусства и книг. Учащиеся откликнулись на идею своего учителя - создать школьную картинную галерею. Они проявили в этой работе много энергии и увлеченности. Собрали картины, монеты, медали, старинную одежду, вышитые полотенца, книги, иконы. Они облазили окрестные села, заглянули в бабушкины сундуки, на чердаки. Многие жители села сами приносили вещи, которые, по их мнению, имели музейную ценность. Далеко не все собранное представляло интерес, но удалось найти и настоящие шедевры. Например, жители Пархо-мовки и окрестных сел передали в дар музею картину Я. Рейсдаля, две акварели А. А. Иванова, натюрморт

B. А. Серова, портрет кисти И. Е. Репина. Сельсовет выделил для музея нижний этаж старинного дома, где экспозиция расположена в девяти залах.

Харьковские художники горячо поддержали начинание сельских школьников. Они передали им свои произведения живописи, графики и скульптуры. Большую помощь в организации народного музея оказали научные сотрудники Эрмитажа и Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Ребята установили личные контакты и завязали переписку со многими известными художниками: К. Ф. Юоном, Е. В. Вучетичем, Б. И. Пророковым, Ю. И. Пименовым. На протяжении многих лет школьники поддерживали самую тесную связь со скульптором лауреатом Ленинской премии С. Т. Конёнковым, народным художником СССР В. А. Фаворским. Школьники ездили в дни каникул в Москву, посещали мастерские художников, беседовали с ними. Эти встречи с мастерами искусства оставили неизгладимые впечатления. В процессе создания музея у ребят появилось немало друзей среди художников, музейных работников, людей самых разных профессий.

Сегодня в Пархомовском музее уникальное для народного музея собрание произведений живописи, графики, скульптуры, в экспозиции которого около 500 экспонатов. За редким исключением это подлинники. Здесь можно увидеть произведения мастеров Киевской Руси, «Евангелие», изданное Иваном Федоровым во Львове, иконы XV-XVII вв., картины выдающихся русских художников: О. А. Кипренского, А. А. Иванова, И. К. Айвазовского, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, Ф. А. Малявина и других. Гордость музея - собрание произведений советских мастеров С. Т. Конёнкова, К. Ф. Юона, В. А. Фаворского и многих других. Многие экспонаты сделают честь и столичным музеям, например офорты Рембрандта, этюды О. Ренуара, П. Гогена, П. Сезанна.

Музей не имеет штатных единиц. Обслуживают его старшеклассники средней школы, члены клуба «Радуга». В этом клубе ребята знакомятся с историей изобразительного искусства разных народов, учатся нести людям прекрасное, рассказывать о красоте мира.

Жостово

Подмосковная деревня Жостово. Вот уже более полутора веков здешние мастера создают лакированные подносы с великолепной цветочной росписью. Жостовский поднос знают сегодня во всем мире. И не удивительно - это настоящее произведение искусства! Букет, украшающий поднос, прост и выразителен. Крупные цветочные формы делают его плотным, а сквозящий в разрывах фон (чаще всего - черный) - ажурным, почти прозрачным. Соотношение цветов - больших и маленьких найдено очень точно. А ритм цветовых пятен, основных линий буквально завораживает зрителя! Но главное - сами цветы. Очень похожие на настоящие и в то же время сказочные. Приглядитесь - они словно бы светятся изнутри, нежно озаряя сгустившуюся вокруг «ночь» фона.


Н. Гончарова. Поднос «Алая заря». Жостово.

Подносы расписывают в России с XVIII в. Начинался этот промысел в Нижнем Тагиле, но уже в начале прошлого столетия обосновался в Подмосковье. Здесь, в окрестностях Жостова, издавна жили мастера-кузнецы. А рядом, в нескольких километрах, находилось село Федоскино - родина русской лаковой миниатюры. У соседей жостовцы позаимствовали технологию лаковой живописи, только приспособили ее к более подходящему для изготовления подносов материалу - кровельному железу. И вскоре разошлись по всей России жостовские подносы, став такими же известными, как тульский самовар или гжельский чайник.

Наивысшего расцвета промысел достиг в советское время. Особенно велика заслуга мастеров 20-30-х гг., чьи произведения стали важнейшим этапом становления жостовского искусства. Новый подъем переживает оно в последние десятилетия. Недаром целой группе художников Жостовской фабрики декоративной росписи в 1977 г. была присуждена Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина.

Сегодня мы чаще используем жостовские подносы как декоративные настенные панно. Вместе с подарком подмосковных мастеров в наши квартиры как бы заглядывает сама природа. И даря людям свою красоту и свежесть, рукотворные эти цветы напоминают нам о вечном цветении жизни, о непреходящей ее молодости!

Народные художественные промыслы - трудовая деятельность народных мастеров, основанная на коллективном опыте, художественные мастерские, развивающие местные культурные традиции, в т. ч., выпускающие сувенирную продукцию (напр., игрушки).

Ремесло́ - мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия, которым находят не только эстетическое, но и практическое применение.

Художественное ремесло - основанное на коллективном опыте, культура трудовых профессиональных навыков и технических приемов художественной обработки различных материалов (кожа, металл, дерево и др.).

Наро́дные худо́жественные про́мыслы имеют широкий спектр изделий. Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу, благодаря которому создавались предметы первой необходимости. Сельские ремесла известны ещё с древних времен, фактически, появившись в тот момент, когда человечеству потребовались новые инструменты и предметы для быта. В разных регионах и областях, у разных народов культура и искусство различались, следовательно, различались и их ремесла.

Изделия считаются народным ремеслом до тех пор, пока процесс их изготовления не ставится на автоматизацию или массовое изготовление промышленного или фабричного типа. Мастерство изготовления того или иного вида художественных изделий в народных художественных промыслах передавалось из поколения в поколение.

Русские народные промыслы в России

Федо́скинская миниатю́ра - вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино. Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки », «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки , украшенные сложными многофигурными композициями - копиями картин русских и западноевропейских художников.

«Федоскинская лаковая миниатюра» исполняется масляными красками в три-четыре слоя - последовательно выполняются замалёвок (общий набросок композиции), пропись или перемалёвка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах). Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал - металлический порошок, сусальное золото или поталь , или делаются вставки из перламутра . Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), «шотландкой» (сложная сетка, нанесённая жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др.

жостовская роспись, Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

палехская миниатюра, Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин ипесен. Работы обычно выполняются темперными красками на черном фоне и расписываются золотом.

дымковская игрушка, Дымковская игрушка - изделие ручной работы. Каждая игрушка - создание одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Для её производства используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700-800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди,скоморохи, барыни.

Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она - бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.

каргопольская игрушкаИз остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка. Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскалённое изделие погружали в «болтушку» - густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки чёрный кружевной узор. Украшенные процарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века. Изготавливались и более дорогие поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью. В начале 1930-х годов гончарный промысел постепенно сошёл на нет, ещё раньше прекратилось изготовление игрушек. Лишь несколько мастеров продолжали их делать.

Самыми ранними из дошедших до нашего времени каргопольских игрушек можно считать работы Ивана Вирентурга и Екатерины Абдулаевой Дружининых, работавших в 1930-х-1940-х годах. В основном это одиночные фигурки мужичков и барынь, раскрашенные известью, сажей и цветными глинами. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщённые детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб. В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы.

Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан - полуконь-получеловек (изначально получеловек-полупёс) с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах.

Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. Так появились многофигурные композиции - тройки, возки, охоты и др. Их украшает не блеклый узор, наведённый цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись.

Абашевская игрушка - свистульки , изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные чёлки, кудрявые бороды и гривы чётко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф.

Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками - синими, зелёными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.

абрамцево-кудринская резьба, художественный промысел резьбы по дереву,

В кудринской мастерской сформировался особый стиль орнаментальной резьбы, были найдены удачные сочетания плоскорельефной резьбы с геометрической, заложены принципы органичного использования резного декора в утилитарных предметах. Изделия Ворноскова и его последователей - ковши, шкатулки, бочата, солонки, декоративные блюда и вазы, покрытые ритмичным растительным орнаментом, отличает разнообразие тонировки, подчёркивающей природную красоту дерева. В основе растительного орнамента лежат не только образцы резных крестьянских изделий и домового декора, но и орнаментальные заставки старопечатных книг. Развитие орнамента кудринских мастеров шло от соединения отдельных элементов - веточек, завитков, розеток - к цельным орнаментальным композициям, покрывающим всё изделие.

богородская резьба, богородская игрушка - русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское (Сергиев-Посадский район Московской области). Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа («щучка»).

Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным , превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.

Игрушке «Кузнецы» более 300 лет. Игрушка «Кузнецы» стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки. Игрушка «Курочки», очень похожая по принципу работы на «Кузнецов», - тоже долгожитель: ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. В затейливой «потехе» с балансом заложена идея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Сами механизмы их просты, но действия эффективны. Звук обостряет динамику игрушки.

ростовская финифть, Фини́фть (др.-рус. финиптъ, химипетъ, из ср.-греч. χυμευτόν, то же от χυμεύω - «смешиваю» ) - изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке, вид прикладного искусства. Стеклянное покрытие является долгоживущим и не выцветает с течением времени, а изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.

Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта - синий цвет, а меди - зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться.

Ростовская финифть - русский народный художественный промысел; существует с XVIII века в городе Ростов (Ярославская область). Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками, изобретенными в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.